Это самолет с бортовым номером 165828, серийным номером A52-199 NH-602
из VAW-120 "Greyhawks".При этом на самолете находятся опознавательные знаки VAW-117 и указания на то,что это самолет какое то время нес службу на авианосце "Нимитц".Всего таких самолетов было выпущено 212,а вообще всех модификаций 332.

Командованием ВМС США в 1999 года начало очередной этап модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета Е-2С (программа Hawkeye-2000). Его основной целью было повышение возможностей самолета по обнаружению малозаметных маловысотных высокоскоростных воздушных целей и наведению авиации на них и наземные (надводные) цели, в том числе в прибрежных районах. В состав силовой установки входят два ТВД Т56-А-427 фирмы Rolls-Royce, оснащенных восьмилопастными винтами с саблевидными лопастями. Основу бортового комплекса самолета составляют новые РЛС AN/APS-145 (с модернизированными антенной системой и устройством обработки сигналов) и ЭВМ фирмы Рэйтеон. Масса, объем и средняя потребляемая мощность последней по сравнению с применяемой ранее L-304 снижены в 2, 3 и 15 раз соответственно.

Планер самолета имеет высокорасположенное прямое крыло, на котором установлено два двигателя. Хвостовое оперение - четырехкилевое. Три киля из четырех снабжены двухсегментными рулями направления. Управление по тангажу - с помощью обычных рулей высоты, расположенных на стабилизаторе. Консоли стабилизатора имеют поперечное V-11 град.

В задачи, решаемые самолетами E-2С Hawkeye-2000, дополнительно включены: обмен данными с самолетами Е-8С(также были представлены на салоне в Дубаи) системы JSTARS, AWACS, а также работа в составе автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений СЕС (Cooperative Engagement Capability). Для решения последней в состав БРЭО будут введены соответствующий терминал и РЛС AN/ADS-18 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), экспериментальный образец которой проходит испытания. Данная АФАР, выполненная в виде цилиндра диаметром 1,2 м и высотой 38 см, содержит около 100 приемопередающих модулей производства фирмы IТТ. Средняя излучаемая мощность модулей около 10 Вт, масса 80 г. В серийных комплектах планируется использовать АФАР высотой 15 см.

Фирма-разработчик планирует оборудовать самолет усовершенствованной системой отображения информации и дополнительным терминалом оператора, увеличив, таким образом, дежурную смену до четырех человек. Впоследствии на машину будут установлены системы видовой разведки (возможно, инфракрасная система поиска и слежения IRST). Всего предусматривается приобретение 21 самолета Е-2С Hawkeye-2000. Общая стоимость программы 1,47 млрд долларов.

Эксплуатанты различных модификаций E-2:
Китайская Республика
Египет
Франция
Израиль
Япония
Мексика
Сингапур
США

ЛТХ:
Модификация E-2С Hawkeye-2000 E-2C
Размах крыла, м 24.56
Длина самолета,м 17.54
Высота самолета,м 5.58
Площадь крыла,м2 65.03

Фюзеляж - типа полумонокок круглого поперечного сечения, герметизированный. В носовой части находится кабина летчиков, в центральной - оборудование и рабочие места трех операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора. При базировании на авианосце обтекатель с антенной РЛС может опускаться на 0,64 м для уменьшения высоты самолета.

Масса, кг
пустого самолета 16890 17265
максимальная взлетная 23200 23566
Внутренние топливо, кг 5624

Тип двигателя 2 ТВД Allison T-56-A-427 ТВД Эллисон T56-A-425
Мощность, кВт 2 х 3803 2 x 3661 (2x4910 л.с.)
Максимальная скорость, км/ч 600 598
Крейсерская скорость, км/ч 575 576
Практическая дальность, км 2583 2583
Дальность действия, км 320 (при патрулировании от 3 до 4 часов)
Продолжительность полета, ч.мин 6.20
Практический потолок, м 9400
Скороподъёмность у земли: 12,8 м/с (767 м/мин)
Длина разбега: 610 м
Длина пробега: 439 м
Экипаж, чел 2 (3 оператора ДРЛО)

В хвостовой части фюзеляжа имеются предохранительная опора и опускаемый тормозной гак.

3 офицера ВМС: офицер боевого информационного центра, офицер по контролю воздушного пространства и оператор РЛС)

Немного истории создания этого самолета:
Грумман E-2 «Хокай» (англ. Grumman E-2 Hawkeye) — американский палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Первый полёт совершил 21 октября 1960 года. Поставлялся на экспорт в 7 стран мира, применялся в ряде вооружённых конфликтов. С 1970-х годов основным вариантом является E-2C; планируется замена его на E-2D «Эдванст Хокай».

Самолёт E-2 «Хокай» был принят на вооружение в 1964 году и предназначался для обеспечения ПВО США.Он имеет вращающуюся антенну РЛС, установленную в обтекателе в задней части фюзеляжа, и систему опознавания «свой-чужой». Всего было изготовлено 59 самолетов варианта E-2A, который был оснащен мощной РЛС APS-96, способной отслеживать множество целей. Большинство этих машин позднее были переоборудованы в вариант E-2B с центральной ЭВМ управления элементами систем и сняты с вооружения флота в середине 1980-х.

Стандартным самолетом сейчас является вариант E-2C,первый полет которого состоялся 20 января 1971 года. E-2C имел РЛС APS-125 и усовершенствованную авионику. На протяжении ряда лет машины этой серии постоянно улучшались. Например, на них последовательно устанавливались РЛС APS-138, -139 (с 1989 года) и APS-145, которой были оснащены и более ранние «Хокаи». APS-145 обеспечивала лучшую защиту от воздействия электронных средств противника и имела большие возможности для ведения воздушной разведки. На самолетах также устанавливались системы связи и опознавания «свой-чужой». Всего ВМФ США получил 139 машин этого типа.

В настоящее время ведётся разработка и испытание нового варианта самолёта E-2, получивший обозначение E-2D «Эдванст Хокай». Предполагается, что новый самолёт будет оснащен полностью новой авионикой, включающую новый радар APY-9, радиостанцию, новый бортовой компьютер. Так же самолёт будет оборудован улучшенными двигателями и системой дозаправки в воздухе

Назначение самолёта:
Самолёт ДРЛО E-2C обеспечивает обнаружение групп целей на расстоянии около 480 км (самолёты) и 258 км (крылатые ракеты). «Хокай» может также следить за надводными целями. Полученные сведения передаются в информационный оперативный центр, расположенный на флагмане авианосного соединения,а также истребителям, патрулирующим воздушное пространство. E-2C, использующийся в качестве командного пункта, способен обеспечивать наведение на цель истребителей, осуществлять раннее предупреждение о появлении самолетов противника и управлять истребителями сопровождения.

Варианты:
W2F-1
оригинальное название Hawkeye, измененное на E-2A в 1962.
E-2A
начальная серийная версия, W2F-1 до 1962.
TE-2A
2 E-2As переделанные для тренировки экипажей.
YC-2A
2 E-2As переделанные в прототипы C-2 Greyhound
E-2B
то же что и E-2A но оборудованное встроенным вычислителем. Сделаны из E-2A.
YE-2C
2 E-2As переделанные в E-2C прототипы.
E-2C
как E-2B но с новой электроникой, поисковым радаром, . в модели плюс E-2C имеет новый винт
E-2C Hawkeye 2000
модернизированная версия E-2C.
E-2D
Сейчас выполняет полетные тесты. Он имеет новую авионику, двигатель, новый"стеклянный кокпит"(не аналоговые приборы,а мониторы) и систему дозаправки в воздухе. Готовность планируется в 2011 году.
E-2T
E-2C вариант для Тайваня, с частями взятыми со списанных E-2B(Bureau No# 151709, 151710, 151724, 152479) они были проданы как 4 восстановленных E-2A/B. но это E-2C Group II с APS-145 радаром.

Шасси - трехопорное, с носовой стойкой. Двухколесная носовая опора убирается в фюзеляж по полету, основные одноколесные стойки убираются против направления полета в гондолы ТВД с поворотом колес в горизонтальное положение.

Крыло - трехлонжеронное. Для размещения в подпалубном ангаре консоли длиной по 7,8 м могут складываться с помощью гидроприводов. Механизация крыла включает закрылки Фаулера и зависающие элероны.


Е-2D Advanced Hawkeye на линии финальной сборки в Санкт-Августин, Флорида. Цикл производства самолета занимает около двух лет. Northrop Grumman работает с сетью из приблизительно 230 поставщиков.

Navy Recognition недавно посетил производственный объект Northrop Grumman в Мельбурне, штат Флорида. Это стало поводом для встречи с Джеем Мулхаллом, директором по развитию программы Е-2/C-2 и с Фредом Шелтоном, менеджером по международному продвижению E-2C/D.

И вот, что мы узнали о следующем поколении самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления ВМС США: E-2D Advanced Hawkeye.

E-2D Advanced Hawkeye является новейшим вариантом в семействе E-2. Он оснащен новым радаром и модернизированными бортовыми системами. В общей сложности ВМС США должны получить 75 самолета E-2D.

E-2D предлагает автоматическое круговое обнаружение воздушных и поверхностных объектов с одновременным распознаванием их госпринадлежности на большой дистанции, а также обнаружение и классификацию источников электромагнитного излучения. Самолет транслирует тактический картину обстановки в командные центры и другим потребителям через свои бортовые средства связи. ВМС США использует эту возможность в том числе для участия в гуманитарных операциях и оказания помощи при стихийных бедствиях.


Со времени первого полета E-2D Advanced Hawkeye в августе 2007 года, Northrop Grumman поставила 14 новых E-2D для ВМС США, с соблюдением графика и стоимости. Еще 10 самолетов сейчас находятся на различных стадиях производства и летных испытаний в центре компании в Санкт-Августин. Достижение начальной боеготовности машины ожидается в 2015 году.

E-2D Advanced Hawkeye: новый самолет

E-2D внешне не слишком отличается от модели "C", но на самом деле он имеет столько различий, что мы не можем перечислить их все подробно в этой статье. Вся электроника, от радара до систем самолета и авионики была модернизирована. В кабине пилотов находятся 3 больших 17-дюймовых дисплея, так что пилот и второй пилот может не только управлять полетом, но и получать ту же самую информацию, что и офицеры в боевом информационном центре (CIC) позади них. Теперь пилоты могут стать 4-м оператором, если возникнет такая необходимость. Нам сказали, что ВМС США изменили программу обучения пилотов Hawkeye в следствие этого.

Говоря о CIC, он имеет три рабочие станций (с 20-дюймовыми экранами): ACO (Air Control Officer - Офицер контроля воздушной обстановки), CICO (Combat Information Center Officer - Начальник боевого информационного центра) и RO (Radar Officer - Управляющий радаром).

По сравнению с устаревшией моделью "C", модель "D" имеет новую климатическую систему (с улучшенной холодопроизводительностью), новый цифровой ESM, новую электрическую систему (с огромным запасом для будущего роста), новую систему обработки данных (на основе COTS компонентов, мощных процессоров и волоконно-оптических сетей, модернизированных средств коммуникации...)

Вся конструкция самолета был усилена для использования с увеличенной посадочной массой и обеспечения запаса роста массы.

ВМС США переводит одну эскадрилью в год на E-2D, в каждой заменяется 4 Hawkeye на 5 Advanced Hawkeye. Увеличение числа самолетов в эскадрильи не влечет увеличения числа обслуживающего персонала, что само по себе служит иллюстрацией простоты обслуживания E-2D.


E-2C выполняет воздушную заправку от F/A-18. Планируется оснастить E-2D такой возможностью, чтобы увеличь зону действия самолета.

В январе этого года ВМС США дал компании Northrop Grumman контракт на проектирование, изготовление и демонстрацию системы дозаправки топливом в полете для самолетов E-2D Advanced Hawkeye. Планируемый срок реализации 2019 год.

Для повышения эффективности работы экипажа во время длительных полетов (до 8 часов при воздушной дозаправке), Northrop Grumman предлагает "дополнительные опции", состоящие из:
-Бортовой камбуз с продуктами питания и напитками
-Туалет
-Эргономичные сиденья
-Гарнитуры с шумоподавлением
-Кондиционер
Согласно данным Northrop Grumman, существующие радары с чисто механическим и электронным сканированием имеют присущие им недостатки, которые ограничивают их эффективность. Совершенно новая РЛС APY-9 сочетает оба эти принципа: операторы получают лучшее из обоих технологий.


Инфографика, показывающая условную разницу между E-2C и E-2D в дистанции обнаружения целей

Механически поворачивающаяся антенна дает равномерную развертку на 360 градусов, независимо от положения самолета относительно цели. Никаких компромиссов, присущих радарам с фиксированным положением.

Улучшения APY-9 по сравнению с радаром E-2C (AN/APS-145):
-Увеличенная дальность обнаружения в том числе крылатых ракет
-Увеличенная вероятность обнаружения воздушных целей над морем и сушей
-Объекты на поверхности земли отслеживаются от радиогоризонта
-Общее снижение уровня помех
-Повышена точность отслеживания маневрирующих целей
Представители Northrop Grumman особо подчеркнули, что были затрачены большие усилия на повышение дальности обнаружения крылатых ракет как над морем, так и над сушей. Это было одним из требований ВМС США

APY-9: Различные режимы для разных типов мишеней


Инфографика, демонстрирующая три радиолокационных режима радара APY-9

Новый радар предлагает три режима для операторов, в зависимости от ситуации.

AAS (Advanced AEW Surveillance): Расширенное радиолокационное наблюдение. Обеспечивает равномерное круговое покрытие с отслеживанием воздушных и поверхностных целей.

ESS (Enhanced Sector Scan): Объединяет традиционное механическое сканирование с электронным управлением лучом при обнаружении целей в заданных секторах.

ETS (Enhanced Tracking Sector): Чисто электронное сканирование, область обзора географически стабилизируется, этот режим обеспечивает повышенную вероятность обнаружения и качество сопровождения в выбранном секторе. Нет потерь треков при обороте антенны.

E-2D Advanced Hawkeye: действительно многоцелевой

В E-2D передовые возможности обнаружения и обработки информации дают многогранное понимание тактической ситуации. РЛС и запрощик госпринадлежности может обнаруживать и классифицировать цели на дальности свыше 300 морских миль.

Основные задачи, которые может выполнять E-2D включают:
Раннее обнаружение воздушных целей, управление боевыми системами, обнаружение и слежение за поверхностными целям.

Дополнительные задачи: противоракетная оборона.

Гражданские миссии: УВД, поиск и спасение, борьба с пиратством, наркотиками и т.д.

Вопросы и ответы руководителю программы U.S. Navy E-2/C-2 Джею Мулхаллу:

Navy Recognition (NR): Что дает APY-9 в сравнении с APS-145?
U.S. Navy (USN): Радар APY-9 обеспечивает значительное увеличение возможностей обнаруживать и сопровождать цели в прибрежных, надземных и надводных условиях, по сравнению с тем что давал радар APS-145 самолетов E-2C, защищавших авианосные ударные группы от самолетов и крылатых ракет.

NR: Будет ли E-2D доступен для экспорта, если да, то когда?
USN: E-2D Advanced Hawkeye в настоящее время одобрен для экспорта по линии иностранных военных продаж США.

NR: Любые различия в летных характеристиках между E-2C и E-2D?
USN: Основные летные характеристики, например, скорость и дальность, E-2C и E-2D сравнимы. Тем не менее, военно-морской флот в настоящее время прорабатывает возможность дозаправки в воздухе E-2D, для повышения продолжительности патрулирования.

NR: Оснащены ли E-2D бортовыми средствами обороны, станциями помех, блоками тепловых ловушек или DIRCM?
USN: В настоящее время нет.


САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДАЛЬНЕГО

НАБЛЮДЕНИЯ (РЛДН) E-2D ADVANCED HAWKEYE (США)

AIRCRAFT RADAR FAR

OBSERVATIONS (AEW) E-2D ADVANCED HAWKEYE (USA)

29.01.2013
ФРАНЦИЯ ЗАКУПИТ НОВЫЕ ЛЕТАЮЩИЕ РАДАРЫ ADVANCED HAWKEYE

Командование ВМС Франции намерено купить у США усовершенствованные палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2D Advanced Hawkeye, сообщает Jane’s. Французские ВМС планируют принять новые самолеты на вооружение в 2025-2026 году. E-2D должны будут заменить в составе палубной авиации ВМС Франции устаревшие самолеты ДРЛОиУ E-2C Hawkeye.
Согласно предварительному решению, замена Hawkeye на новые E-2D будет производиться один к одному, то есть вместо трех устаревших самолетов Франция купит три новых. Впрочем, объем закупки в перспективе может быть увеличен. Командование ВМС решило произвести закупку новых самолетов на завершающем этапе производства E-2D для ВМС США. Причины такого решения не уточняются. Для того, чтобы не лишиться палубных самолетов ДРЛОиУ Франция проведет модернизацию имеющихся E-2C.
В рамках программы модернизации, реализуемой совместно с американской компанией Northrop Grumman, на французские Hawkeye планируется установить новые ответчики «свой-чужой» Mode 5/S, включая системы запроса AN/APX-122IFF и ответа AN/APX-123IFF. Кроме того, самолеты получат системы радиоэлектронного обеспечения AN/ALQ-217, новые дисплеи и системы обработки информации. Часть этого оборудования используется в новых E-2D. Модернизация первого E-2C завершится в 2016-2017 году.
Лента.ру

13.02.2013
МИНОБОРОНЫ США ОДОБРИЛО СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО САМОЛЕТОВ ДРЛО E-2D ADVANCED HAWKEYE

Министерство обороны США одобрило полномасштабное серийное производство палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye, пишет Lenta.ru со ссылкой на Flightglobal.
Ранее американские военные завершили операционные и оценочные испытания нового самолета. Благодаря разрешению на масштабное серийное производство американская компания Northrop Grumman сможет заключать с ВМС США долгосрочные контракты на поставку E-2D.
В общей сложности ВМС США разместили заказ на поставку 75 новых палубных самолетов, из которых Northrop Grumman уже поставила девять. Кроме того, еще 11 самолетов находятся на разных стадиях производства. Остальные 55 E-2D планируется собрать и передать ВМС США в ближайшие десять лет, если не будет нарушен график подписания контрактов на поставку техники. ВМС США планируют объявить о начальной операционной готовности Advanced Hawkeye в 2015 году.
Новые палубные самолеты ДРЛО должны будут заменить в составе ВМС США устаревшие варианты самолета E-2 Hawkeye, поступившие на вооружение в 1980-х годах. Новый самолет способен развивать скорость до 650 км/ч и совершать полеты на расстояние до 2,6 тыс. км.

22.07.2013
«НОРТРОП ГРУММАН» ПОЛУЧИЛ КОНТРАКТ НА ПРОИЗВОДСТВО НОВОЙ ПАРТИИ «ХОКАЕВ»

В соответствии с решением ВМС США в начале этого года приступить к полномасштабному серийному производству палубных самолетов ДРЛО Е-2D Advanced Hawkeye компания Northrop Grumman получила контракт на сумму 113,7 млн долл на производство компонентов для второй партии в количестве пяти машин этого типа, сообщает ASDNews 19 июля.
«Этот контракт является свидетельством зрелости и эффективности этих самолетов. В сложных условиях военного бюджета крайне важно, что мы по-прежнему будем обеспечивать ВМС США доступными по цене самолетами ДРЛО», заявил вице-президент программы Е-2/С-2 Барт ЛаГрон (Bart LaGrone).
ВМС США планируют в общей сложности заказать 75 самолетов, с учетом этого контракта общее число заказанных E-2D достигло 30 единиц. В прошлом месяце компания поставила 10-й самолет этого типа, девять из которых были построены с опережением графика. В настоящее время на разных стадиях производства находятся 10 машин. Ожидается, что к 2015 году новые самолеты достигнут стадии начальной оперативной готовности.
Военный паритет

18.10.2013
Компания «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman Corporation, NOC) в рамках контракта стоимостью 34,5 млн дол усовершенствует парк из трех самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-2C «Хоукай» (Hawkeye) ВМС Франции.
В ходе модернизации французских самолетов они будут оснащены усовершенствованными радиолокационными системами опознавания «свой — чужой» для повышения степени унификации и интероперабельности с самолетами ДРЛОиУ ВМС США E-2D «Усовершенствованный Хоукай» (E-2D Advanced Hawkeye). Об этом сообщила компания «Нортроп Грумман».
Новая система радиолокационного опознавания позволит лучше различать войска союзных стран и противника. На самолетах будут установлены запросчики AN/APX-122A IFF Mode 5/Mode S и приемоответчики AN/APX-123 IFF Mode 5/Mode S системы радиолокационного опознавания «свой — чужой».

29.03.2014


С вводом в эксплуатацию очередного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-2D Advanced Hawkeye 25-я эскадрилья (Tigertails) стала первым оперативным подразделением ВМС США, полностью оснащенным этими новейшими самолетами, сообщает wvec.com 27 марта.
Самолеты этого типа называют «цифровыми защитниками», способными обнаруживать цели на больших дальностях и управлять боевыми действиями сил и средств ВМС. Самолеты производятся компанией Northrop Grumman и имеют экипаж из пяти человек. Церемония ввода самолета в состав эскадрильи состоялась на базе ВМС в Норфолке.
Военный Паритет

23.11.2014
Япония официально объявила о планах приобретения конвертопланов V-22 Osprey, стратегических разведывательных БЛА Global Hawk и самолетов ДРЛО E-2D Hawkeye, сообщает Defense News 21 ноября.
О закупке 17 «Оспреев» было объявлено еще в апреле, конкурентов у этой машины не было. Корпус морской пехоты США имеет более 360 конвертопланов этого типа, силы спецназа ВВС США обладают парком из 32 машин. Приобретение V-22 вызвало споры в Японии из-за его репутации ненадежного летательного аппарата, однако участие конвертопланов в учениях в спасательных работах во время цунами изменило настрой протестующих.
Компания Northrop выиграла конкурс с самолетом Е-2D, победив предложение концерна Boeing, который намеревался поставлять в Японию самолеты ДРЛО 737 AEW&C. «Нортроп» также вышла победителем по поставке беспилотных разведывательных платформ со своим БЛА «Глобал Хок», вытеснив компанию General Atomics с его аппаратом Guardian ER из тендера. Военный Паритет

Капитан А. Бобков

Палубный самолет Е-2С «Хокай» является основным самолетом ДРЛО и управления военно-морских сил США. Он предназначен для своевременного обнаружения, сопровождения и распознавания воздушных и надводных целей, управления действиями тактической авиации, сбора и передачи данных о надводной и воздушной обстановке на наземные, воздушные и корабельные ПУ. Е-2С создан на базе палубного военно-транспортного самолета (ВТС) С-2А «Грейхаунд», оснащенного двумя турбовинтовыми двигателями Т56-А-427 фирмы «Аллисон» максимальной взлетной мощностью по 3 660 кВт. Над его фюзеляжем установлена фазированная антенная решетка (ФАР), размещенная в надфюзеляжном вращающемся куполе.
Экипаж самолета состоит из двух летчиков, находящихся в передней кабине, и трех операторов (в фюзеляжном отсеке). Первый оператор отвечает за работу всего комплекса, второй - за управление боевыми действиями ТА, третий - за управление аппаратурой разведки и наблюдения.
Элементы бортового радиоэлектронного комплекса условно сведены в шесть основных связанных между собой подсистем: обнаружения, опознавания, навигации, связи и передачи данных, обработки данных, отображения и управления. Основу подсистемы обнаружения составляет трехкоординатная РЛС AN/APS-145 дециметрового диапазона длин волн. Ее главным отличием от предыдущей модификации AN/APS-138 является возможность дальнего обнаружения воздушных и надводных целей на фоне сложной подстилающей поверхности. Станция может одновременно сопровождать до 1 200 целей и наводить истребители на 40 из них. РЛС включает в себя приемопередающую аппаратуру, ЭВМ, дисплеи и ФАР AN/APA-171. Скорость вращения антенны в зависимости от режима работы 5-6 об/мин. Подсистема опознавания предназначена для решения задач опознавания государственной принадлежности воздушных объектов по принципу «свой-чужой» и управления воздушным движением. Она состоит из запросчика типа RT-988/A и процессора обработки сигналов OL-76/AP. Антенна запросчика размещается в обтекателе совместно с ФАР РЛС. Запросчик обеспечивает работу со всеми существующими международными стандартами опознавания. Подсистема навигации используется для определения местоположения, пространственного положения и скорости самолета-носителя для точной географической привязки объектов разведки и стабилизации положения антенны РЛС. Основными элементами данной системы являются приемник КРНС NAVSTAR и инерциальная навигационная система AN/ASN-92. В ее состав входят также: радиостанции дальней навигации AN/ASN-50 и системы ближней радионавигации TAKAN AN/ ARN-52(V), доплеровский измеритель скорости и угла сноса AN/APN-153(V), радиокомпас AN/ARA-50, радиовысотомер AN/APN-171(V), маркерный и аварийный радиомаяки.
Аппаратура подсистемы связи и передачи данных обеспечивает связь оперативной группы самолета Е-2С с наземными (корабельными) ПУ и самолетами в воздухе. Она включает: УКВ-радиостанции AN/ARC- 182(V), AN/ARC-10 и TRA6020; аппаратуру системы связи и распределения данных «Джитидс» («Линк-16») AN/URQ-33; станции спутниковой связи УКВ-диапазона (ЛТ и AN/USC-42), усовершенствованный модем MD-1295/A. Кроме того, возможна установка УКВ-радиостанций AN/ARC-201D и -164.
К 2009 году самолеты планируется оснастить перспективной многофункциональной аппаратурой связи серии «ДжейТРС» (JTRS), работающей в диапазоне частот 2-2 500 МГц. Новые четырехканальные перепрограммируемые радиостанции модульного типа заменят устаревшие KB- и УКВ-радиостанции, а также аппаратуру связи и распределения данных «Джитидс».

Автоматизированное рабочее место оператора - внешний вид АРМ

Подсистема обработки данных выполняет функции, аналогичные тем, что возложены на систему обработки данных самолета Е-3. В ее состав входит центральная ЭВМ OL-76/ASQ (L-304) с процессором компании «Нортроп-Грумман», обеспечивающим обработку данных в масштабе времени, близком к реальному. ЭВМ, собранная на базе коммерчески доступных модулей, имеет процессор с тактовой частотой 165 МГц и накопитель на жестком магнитном диске емкостью 9 Гбайт.
Подсистема отображения и управления состоит из трех автоматизированных рабочих мест (АРМ) AN/UYQ-70, объединенных в локальную сеть. АРМ выполнены на базе коммерческих компонентов и включают в себя: процессоры RISC-архитектуры фирмы «Хьюлетт-Паккард» с тактовой частотой 100 МГц, оперативное запоминающее устройство емкостью 64 Мбайт (возможно расширение до 256 Мбайт), цветные дисплеи, шаровые манипуляторы типа «трэкбол» и сенсорные панели. Дисплеи имеют разрешение 1 280 х 1 024 пикселя и диагональ 36 см.
В 1994 году командование ВМС США выделило 155 млн долларов на проведение модернизации самолета Е-2С, который после ее завершения получил наименование «Хокай 2000». В ходе работ заменены программно-аппаратные средства, установлены новые терминалы автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений СЕС (Cooperative Engagement Capability), средства связи и передачи данных, а также системы кондиционирования испарительного типа и дозаправки самолета в воздухе.
Главным моментом в процессе модернизации стала замена центральной бортовой ЭВМ L-304 на машину с открытой архитектурой модели 940 фирмы «Рейтеон». В состав средств связи и передачи данных планируется дополнительно включить комплект аппаратуры спутниковой связи и многоканальный терминал MATT (Multimission Advanced Tactical Terminal), обеспечивающий прием данных видовой, радио- и радиотехнической разведки, а также метеоданных разведки, передаваемых по спутниковым каналам связи.
Летные испытания опытного образца Е-2С «Хокай 2000» начались в 1997 году, а поставки в войска первых серийных машин - в 2001-м. Всего в соответствии с заключенным контрактом стоимостью около 1,5 млрд долларов в течение пятилетнего периода предусматривается принять на вооружение авиации ВМС США 21 новый самолет. Кроме того, рассматривается вопрос о доработке машин, находящихся в эксплуатации, до стандарта «Хокай 2000». В 2004 году министерство ВМС США заключило дополнительный контракт стоимостью 580 млн долларов на закупку и поставку к сентябрю 2009 года трех самолетов Е-2С «Хокай 2000» и пяти учебных ТЕ-2С этого типа.
Интерес к данной программе модернизации проявили Япония и Египет, на вооружении которых находится этот самолет. Также было изготовлено два новых самолета для Тайваня (см. цветную вклейку) и один для Франции.
Следующий этап работ по модернизации получил обозначение «Усовершенствованный Хокай».
Основные усилия на этом этапе сосредоточены на создании новой РЛС, разрабатываемой по программе RMP (Radar Modernization Program), ИК-системы обнаружения пус¬ков и сопровождения БР, а также на совершенствовании оборудования кабины экипажа. Летные испытания двух опытных образцов предполагается начать в 2007 году, а принятие на вооружение самолетаЕ-2С«Усовершенствованный Хокай» - в 2010-м. Всего до 2012- го министерство ВМС США планирует затратить на программу его модернизации около 2,1 млрд долларов, половина из которых будет направлена на разработку РЛС AN/APS-XX. Оно намерено к 2017 году закупить 75 новых машин Е-2С.
Данный этап модернизации самолета Е-2С рассматривается как промежуточный. В перспективе в надфюзеляжном вращающемся куполе самолета планируется разместить три неподвижные активные ФАР, которые полностью обеспечат круговой обзор пространства в азимутальной плоскости за счет электронного сканирования луча диаграммы направленности. Кроме того, модернизированная РЛС будет работать в более высоком диапазоне частот.
В связи с закупками иностранными государствами модернизированных вариантов Е-2С «Хокай 2000» компания «Нортроп-Грумман» приняла решение сохранить на заводе в г. Сент-Огастин (штат Флорида) линию сборки этих самолетов до 2008 года, то есть до начала производства Е-2С «Усовершенствованный Хокай». Заинтересованность в такой авиатехнике кроме ВМС США проявляют ВМС Великобритании, Египта и Сингапура.

ОСНОВНЫЕ ТТХ РЛС AN/APS-145

Максимальная дальность обнаружения воздушных целей, км

570
Рабочая частота (средняя), МГц 430
Мощность передатчика: импульсная, МВт 1
средняя, кВт 3,8
Зона обзора, град: по азимуту 360
по углу места ±24
Ширина антенной решетки, м 7,3
Масса (без ЭВМ и дисплеев), кг 1760

Самолет ДРЛО Е-2С «Хокай» – глаза американского флота

Если сделать смелое предположение, что в составе российского ВМФ в самом скором времени появятся авианосцы, то новые корабли все равно не смогут стать полноценными боевыми единицами. Все дело в том, что для комплектования полноценного авиакрыла, базирующегося на авианосце, требуются самолеты, отсутствующие в настоящее время в боевом составе авиации ВМФ России. К таковым относятся палубные самолеты противолодочной обороны (ПЛО), радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и, главным образом, дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У). Без подобных летательных аппаратов авианосец никогда не станет грозным оружием российского флота и государства. Однако самолетов такого типажа в России нет даже в разработках. А без них отечественный флот никогда не станет по-настоящему океанским.

Самолет ДРЛО и У Е-2С «Хокай» способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а бортовая РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели (в зависимости от ее размеров и внешних условий) составляет от 270 до 740 км.
Фото: US NAVY

Благодаря эффективной бортовой РЛС и пассивной системе обнаружения, Е-2С «Хокай» является одним из самых эффективных самолетов ДРЛО и управления в мире, уступая лишь гораздо более сложному и крупногабаритному американскому Е-З.
Фото: US NAVY

«Хокай» оснащен мощным комплексом пилотажно-навигационного оборудования, в состав которого входят инерциальная навигационная система, доплеровская РЛС, вычислитель аэродинамических данных, центральная гировертикаль, система воздушных сигналов, навигационный вычислитель, радионавигационная система «Такан», радиовысотомер, радиокомпасы дециметрового и коротковолнового диапазонов.
Фото: US NAVY

До настоящего времени изготовлено более 170 самолетов ДРЛО Е-2 «Хокай» всех модификаций, 127 из них по состоянию на начало 1999 г. находятся на вооружении США, Египта, Израиля, Сингапура, Тайваня, Франции и Японии.
Фото: US NAVY

В носовой части Е-2С «Хокай» находится кабина летчиков, в центральной – оборудование и рабочие места трех операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора.
Фото: US NAVY

Усовершенствованные ЭВМ и программное обеспечение самолета Е-2С позволяют уверенно контролировать воздушную обстановку.
Фото: US NAVY

Операторы Е-2С «Хокай» способны осуществлять до 30 перехватов одновременно.
Фото: US NAVY

27 июня 1979 г. над Южным Ливаном экипаж Е-2С «Хокай» осуществлял координацию действий и наведение шести F-15A и пары «Кфиров». В результате воздушного боя израильтянам удалось сбить шесть из восьми сирийских МиГ-21.
Фото: US NAVY

В ближневосточной войне 1982 г. основной причиной успеха израильской авиации являлось использование самолетов ДРЛО типа Е-2С. Наземные РЛС не могли создать сплошное радиолокационное поле из-за гористого рельефа местности, в то время как РЛС Е-2С перекрывала основные районы воздушных боев и позволяла эффективно управлять действиями истребителей.
Фото: US NAVY

Показать источник