УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ HARBIN Z-19 (КИТАЙ)

ATTACK HELICOPTER HARBIN Z-19 (CHINA)

02.01.2012
КИТАЙСКИЙ ЛЕГКИЙ УДАРНЫЙ ВЕРТОЛЕТ Z-19

Z-19 является специализированным ударным вертолетом на основе Z-9WA и в отличие от него имеет новую тандемную кабину. Силовая установка и роторная система Z-9WA сохранены.
Z-19 разработан в дополнение к ударным вертолетам Z-10. Легкий вертолет Z-19 может нести до 8 ПТУР или 4 пушечных/НАР подвесных контейнера. Z-19 может предлагаться на экспорт как дешевая альтернатива дорогим тяжелым ударным вертолетам.
Военный Паритет

10.01.2014

На сайте defence.pk выложены фотографии китайского легкого ударного вертолета Z-19, оснащенный надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона. Пишут, что это 80-я машина в серии. Вертолет Z-10A также будет оснащен надвтулочной РЛС.

12.01.2014
Появились первые фото нового варианта китайского легкого ударного вертолета Harbin Z-19, оснащенного надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона аналогично радару управлениям огнем Lockheed Martin AN/APG-78 Longbow, установленного на вертолете Boeing AH-64 Apache, пишет janes.com 9 января. Источники в китайских военных веб-сайтах указывают, что этот радар может быть облегченным вариантом РЛС миллиметрового диапазона, разрабатываемого для 7-тонного ударного вертолета Changhe Z-10.
Военный Паритет

03.02.2014


На сайте defence.pk представлены фотографии производства китайских легких ударных вертолетов Z-19. Пишут, что производительность завода в Харбине составляет более 40 вертолетов Z-19 в год.

23.03.2015


По информации компании-производителя AVIC, темп производства вертолетов Z-19 составляет 40 машин в год, НОАК планирует сформировать 12 бригад по две эскадрильи в каждой (12 вертолетов в эскадрилье). Таким образом, планы сухопутных войск иметь на вооружении 288 вертолетов к 2020 году являются весьма реалистичными.
Военный Паритет

18.05.2017


Китайская авиастроительная корпорация (AVIC) успешно испытала легкий боевой вертолет Z-19E, получивший прозвище «Черный торнадо», сообщила в четверг, 18 мая, газета «Жэньминь жибао». Полет Z-19E состоялся утром на одном из аэродромов в Харбине.
Новый вертолет является модернизированной модификацией Z-9, который в свою очередь был лицензионной копией французского вертолета Aerospatiale Dauphin. Взлетный вес Z-19E составляет 4,25 тонны, кабина рассчитана на двух пилотов.
Лента.ру

21.05.2018


Китайский ударный вертолёт Harbin Z-19E успешно прошёл серию боевых испытаний. Вчера, 18 мая, портал janes.com сообщил о том, что компания Harbin Aircraft Manufacturing, входящая в состав корпорации AVIC, завершила 40-дневные боевые испытания «Чёрного торнадо».
Ровно год назад в городе Харбин (провинция Хэйлунцзян) на территории завода Harbin Aircraft Manufacturing состоялись первые лётные испытания боевой машины Harbin Z-19E, получившей неофициальное прозвище «Чёрный торнадо». Теперь вертолёт прошёл весь цикл испытаний и готов к поставкам на экспорт.
Боевые испытания вертолёта Z-19E стартовали 29 марта и продлились 40 дней. В корпорации AVIC указывают, что в ходе тестирования была проверена работа боевой системы и всех видов вооружения, включая автоматическую пушку, а также проведены пуски управляемых и неуправляемых ракет.
Военный паритет


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ EUROCOPTER AS 365 DAUPHIN (Z-9)

MULTIPURPOSE HELICOPTER EUROCOPTER AS 365 DAUPHIN (Z-9)

06.07.2013

ВМС Бангладеш купят два морских вертолета Z-9C, разработанных Harbin Aircraft Manufacture Co. (HAMC) для противолодочной борьбы и поисково-спасательных операций. Он создан на основе Z-9B, который представляет собой копию Eurocopter AS365N Dauphin II. Армия Бангладеш уже располагает двумя многоцелевыми вертолетами Eurocopter AS365N3+. Z-9C оснащен поисковым радаром KLC-1 Х-диапазона, который имеет максимальную дальность обнаружения малых целей 92 км и 188 км средних целей, таких как корвет и фрегат.

17.10.2013
Гражданский вертолет AC-312 , созданный на базе военного китайского вертолета Harbin Z-9 (локализованная версия Eurocopter AS365 Dauphin) к настоящему времени поставлен на экспорт в количестве более 50 единиц. Его покупателями выступили более 10 стран, в том числе Мали, Кения, Замбия, говорится в сообщении китайской газеты «Чжунго Ханкун Бао».

Вертолеты Harbin Z-9 – это семейство китайских многоцелевых вертолетов. Данная винтокрылая машина является лицензионной копией французского вертолета «Aerospatiale Dauphin». Вертолет Z-9 поступил на вооружении НОАК в 1994 году, в то же время модификация данного вертолета Z-9W (WZ-9) стала первым противотанковым вертолетом, который был построен в Китае. Данные вертолеты кроме всего остального поставляются на экспорт. В 2008-2011 году Китай продал 4 вертолета Z-9 на сумму в 30 млн. баксов, на 2012 – 2015 годы портфель заказов на данный вертолет оценивается в 43 машины либо 473,8 млн. баксов.

Армия Китая планирует внедрение вертолета Z-9 в 3-х главных вариантах. Большая часть выпущенных машин будет представлять собой десантный вариант вертолета, также планируется внедрение вертолета с установкой огромного количества вооружений (ударный вариант), созданного для поддержки сухопутных войск на поле боя. Кроме этого для нужд ВМФ Китая была спроектирована особая облегченная версия вертолета. Необходимо отметить, что на вертолеты серии Z-9 в Китае возлагаются особенные надежды. Налаживание лицензионного производства сравнимо современного французского вертолета позволило КНР получить доступ к европейским технологиям 80-х годов прошедшего века и заложить собственное семейство не только лишь военных, да и штатских версий вертолета Z-9 с неплохой перспективой их массового выпуска. В текущее время в Китае было выпущено более 150 вертолетов данного типа. Кроме этого показавшийся технический задел дозволил Пекину начать работы над созданием первого китайского спец боевого вертолета под обозначением Z-10.

Макетом для китайского вертолета Z-9 был избран многоцелевой французский вертолет AS 365N «Dauphin II». Согласно лицензионному соглашению, подписанному 2 июля 1980 году с компанией «Аэроспасьяль» (на сегодня заходит в состав концерна «Еврокоптер»), Харбинская авиастроительная компания (НАМС) должна была провести в КНР сборку первых 50 вертолетов из поставленных французских деталей. Сборка вертолетов была начата в 1981 году. 1-ая партия в количестве 28 машин была собрана вполне из узлов и агрегатов, поставленных из Франции, вертолеты вполне повторяли AS 365N1. При всем этом в Китае машине дали новое имя – Z-9.

Последующие 20 вертолетов также были собраны из французских деталей и соответствовали версии вертолета AS 365N2, в КНР они получили обозначение Z-9A. Последний из этих вертолетов был собран в январе 1992 года. После чего были произведены еще 2 вертолета, получивших обозначение Z-9A-100. Данные машины были уже вполне китайской разработкой. К тому моменту Китай сумел освоить начатый в 1986 году на заводе SAEC в Чжучжоу выпуск лицензионных движков Турбомека «Ариэль» 1С1 мощностью 740 л.с. Движки выпускались под маркой WZ8A. Построенные вертолеты Z-9A-100 по планеру были собраны на 72,2% из китайских деталей, по движкам они имели 91% локализации. 1-ый из этих вертолетов поднялся в воздух 16 января 1992 года, к концу такого же года машина прошла сертификацию. В 1993 году началось ее серийное создание. Серийные версии вертолета опять получили новое обозначение – Z-9B. Эти вертолеты, в отличие от уникальных французских AS 365N, обладали в фенестроне 11 более широкими композитными лопастями заместо 13 железных.

На вооружение НОАК новый многоцелевой вертолет Z-9B был принят в 1994 году. В текущее время он, возможно, является самой массовой машиной в составе армейской авиации НОАК. 1-ые вертолеты данного типа поступали в элитные Шэньянский и Пекинский военные окрестность. Функциональный вертолет в состоянии перевозить до 8-10 членов десанта с полной экипировкой, делать связные и спасательные функции, корректировать деяния артиллерии, решать задачки РЭБ. Для нужд морской авиации НОАК делается модификация вертолета под обозначением Z-9C. Данный вертолет может базироваться на борту фрегатов, эсминцев, он обустроен поисковой РЛС и опускаемой ги

Harbin Z-9 - китайский многоцелевой вертолёт. Является лицензионной копией французского вертолёта Aérospatiale Dauphin. Поступил на вооружение НОАК в 1998 году. Модификация Z-9W (WZ-9) стала первым противотанковым вертолётом, построенным в Китае.А наш вертолет Z-9WA это модернизированная версия Z-9W, оснащенная бортовой ИК-системой и улучшенной авионикой.

Airshow China 2012
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Прототипом Z-9 был выбран французский многоцелевой вертолет AS 365N Дофин (Dauphin II). По подписанному 2 июля 1980 г. с компанией Аэроспасьяль (ныне входит в состав концерна Еврокоптер) лицензионному соглашению Харбинская авиастроительная корпорация (НАМС) должна была собрать первые 50 вертолетов из французских деталей и подготовить их производство в КНР.

Сборка началась в 1981 г. Первой партии из 28 машин, повторявших французские AS 365N1 и собранных полностью из узлов, изготовленных во Франции, было присвоено наименование Z-9.

Следующие 20 машин, также из поставляемых деталей, соответствовали версии AS 365N2 и назывались в Китае Z-9A. Последний из них был закончен в январе 1992 г. За ними последовали два вертолета, названные Z-9A-100. Они уже были почти полностью китайскими. К тому времени в КНР был освоен начатый в 1986 г. выпуск деталей, а на заводе SAEC в Чжучжоу налажено изготовление двигателей Турбомека Ариэль 1С1 мощностью 740 л.с. под маркой WZ8A.

Эти два Z-9A-100 имели уже 72,2% китайских деталей по планеру и 91% - по двигателям. Первая машина впервые поднялась в воздух 16 января 1992 г., к концу года Z-9A-100 был сертифицирован и с 1993 г. поступил в серийное производство. Серийные Z-9A-100, получившие новое название Z-9B, в отличие от оригинальных AS 365N имели в фенестроне 11 более широких композитных лопастей вместо 13 металлических. К настоящему времени построено более сотни таких вертолетов.

На вооружение НОАК вертолет Z-9B был принят в 1994 г. Это, вероятно, самый массовый вертолет армейской авиации НОАК. Он может выполнять задачи перевозки 8-10 человек с экипировкой, спасения, связи, управления артиллерией. РЭБ и др. Первые машины поступили в элитные Пекинский и Шэньянский военные округа.

Для авиации ВМС НОАК выпускается модифицированный Z-9C. базирующийся на борту эсминцев и фрегатов, который оборудован опускаемой гидроакустической станцией и поисковой РЛС; вооружен двумя торпедами или ПКР с телевизионным наведением.

Строящиеся для гражданского использования модификации обозначаются Н410. Н410А (для жаркого и высокогорного климата с двигателями WZ8C), Н425 (VIP-версия) и Н450.

основной ротор

Ударный вариант вертолета, Z-9W, выпускается в 1998 г. На бортовых подвесках он может нести разные варианты вооружения: 4-8 управляемых по проводам ПТУР HJ-8 (HJ-8E) с дальностью пуска 3-4 км, две подвесные стрелковые установки с 12,7-мм пулеметами или 23-мм пушками, либо два блока НАР калибра 57 или 90 мм, а также две ракеты класса воздух-воздух малой дальности (6 км) типа TY-90 с тепловым самонаведением. В противотанковой конфигурации Z-9W имеет гиростабилизированный оптический прицел, установленный над кабиной.

Появившийся в 2005 г. ночной ударный вертолет Z-9WA отличается, прежде всего, установленным внизу носовой части машины шариком - гиростабилизированной оптико-электронной системой, разработанной Лаоянским центром оптико-электронных технологий (EOTDC).

Она включает телевизионный и инфракрасный каналы, что обеспечивает применение вертолета днем и ночью. Установлены также новый двигатель WZ8C (Ариэль 2С) мощностью 860 л.с, новое оборудование связи и РЭБ. Приборная доска кабины дополнена двумя большими многофункциональными индикаторами на рабочих местах пилотов и одним небольшим - в центре.
подвес

Вертолёт на 59% состоит из композитных материалов и на 28% - из алюминиевых сплавов.
кабина

В 2008 - 2011 гг. на экспорт было поставлено 4 Z-9 на сумму $30 млн. На период 2012 - 2015 гг. портфель заказов составляет 43 вертолёта стоимостью $473,8 млн
общий вид кабины

Стоимость единицы
H425: $9,8 млн
Z-9EC: $10,0 млн
Z-9WA: $15,0 млн (вертолет,который мы рассматриваем)
хвостовое оперение и рулевой винт

военная полиция

Гиро стабилизированная оптическая платформа.

основной ротор

хвостовое оперение

Рулевой винт (фенестрон) имеет всего 11 более широких лопастей вместо 13 у французского прародителя. Интересно,в чем причина? Может суеверия?

хвостовое оперение

Вертолет имеет гидравлически управляемые,убираемые шасси с носовым колесом.Основные стойки имеют по одному колесу и убираются в ниши в фюзеляже.

Носовая стойка имеет два колеса и убирается назад. Все три стойки оснащены масляно-воздушными амортизаторами.

Вертолет имеет два оружейных пилона и может нести 8 противотанковых,управляемых по проводам ракет HJ-8. Как альтернатива,на него можно установить два 12.7mm пулемета, или две 57mm или 90mm неуправляемых ракеты,или четыре инфракрасных ракеты воздух-воздух TY-90 с дальностью 6 километров.

выхлоп

Кокпит вертолета оснащен радиовысотомером BG-06,радиостанцией Type 150,и автопилотом KJ-13 , а также может использовать радиокомпасс KDF-806,радиостанцию KTR-908,и интерком TB-31 опционально.

А наш модифицированный вертолет Z-9WA оснащен системами предупреждения о приближении ракеты и инфракрасными отстреливаемыми ловушками.Система может автоматически обнаруживать приближение ракет с инфракрасным наведением и отстреливать ловушки!!!

кабина

воздухозаборники

вид спереди

Наш вертолет это Harbin Z-9WA с серийным номером Z9-0320 и бортовым 6067. Он несет службу в НОАК.

Первый крупный вооруженный конфликт, в котором активно применяются боевые вертолеты китайского производства это война в Сомали.
Кения купила 4 китайских Z-9WA в 2010 г. и они участвуют в боевых действиях в Сомали, оказывая поддержку сухопутным войскам Кении в боях против отрядов движения "Аш-Шабаб".

Модификации
Z-9 - мелкоузловая сборка французского вертолёта Aérospatiale AS.365N1 (собрано 28 вертолёто-комплектов)
Z-9А - мелкоузловая сборка французского вертолёта Aérospatiale AS.365N2 (собрано 22 вертолёто-комплектов)
Z-9А-100 - прототип с китайскими двигателями WZ8A. Первый полет совершил 16 января 1992 года.
Z-9В - базовая многоцелевая модификация, основанная на Z-9А-100
Z-9С - лицензионная копия Eurocopter AS.565 Panther для ВМС Китая
Z-9D - морская версия, вооруженная противокорабельными ракетами Hongdu TL-10 (дальность стрельбы 15 км, боеголовка 30 кг)
Z-9EC - противолодочный вертолёт для ВМС Пакистана (вертолёты базируются на фрегатах класса F-22P «Зульфикар»). Оснащен двумя двигателями «Арриэль 2C». Оборудован погружаемой гидроакустической системой, поисковой РЛС и вооружен торпедами для борьбы с подводными лодками. Кроме того, вертолёт может использоваться для проведения поисково-спасательных операций на море.
Z-9W (WZ-9) - ударная модификация, вооруженная ПТУР HJ-8E. Экспортная версии предлагается под названием Z-9G.
Z-9WA - модернизированная версия Z-9W, оснащенная бортовой ИК-системой и улучшенной авионикой
Z-19 - ударный вертолёт на основе Z-9WA, отличается от исходной версии тандемной кабиной. Силовая установка, роторная система и хвостовая часть Z-9WA сохранены.
H410A - многоцелевой вертолёт, оснащенный двигателями WZ8C мощностью 635 кВт каждый. Совершил первый полет в сентябре 2001 года.
H425 - модернизированная версия H410A
основной ротор и воздухозаборники

Технические характеристики
Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
Пассажировместимость: 10 десантников
Длина: 14,46 м
Длина фюзеляжа:
Диаметр несущего винта: 12,0 м
Диаметр рулевого винта: 1,1 м
Высота: 3,47 м
Масса пустого: 2050 кг
Нормальная взлётная масса: 4060 кг
Максимальная взлётная масса: 4100 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1135 л
Силовая установка: 2 × турбовальных Zhuzhou Aeroengine Factory WZ-8A
Мощность двигателей: 2 × 848 л. с. (2 × 632 кВт (взлётная))
Максимальная скорость: 305 км/ч
Крейсерская скорость: 260 км/ч
Боевой радиус: 400 км
Практическая дальность: 1000 км
Продолжительность полёта:
Статический потолок: 6000 м
с использованием эффекта земли:
без использования эффекта земли: 2600 м
Скороподъёмность: 7 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
Вооружение
Стрелково-пушечное: 2 × 23-мм Type 23-1
Точки подвески: 4
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: 8 × ПТУР HJ-8E
ракеты «воздух-воздух»: 2 × TY-90 (англ.)русск.
Неуправляемые ракеты: 2 x блока калибра 57-мм или 90-мм

Одновременно с ростом экономики руководство КНР взяло курс на кардинальную модернизацию вооруженных сил. В 80-90-е годы благодаря военно-техническому сотрудничеству с западными странами в НОАК появились современные образцы техники и вооружения. Создание и эксплуатация в Китае боевых вертолётов, созданных на базе французского «Дофина», позволило накопить необходимый опыт и сделать определённые выводы.

Основываясь на реалиях уровня развития современных средств ПВО и проанализировав случаи применения вертолётной техники в локальных конфликтах, командование китайской армейской авиации выдало техзадание на специализированный ударный вертолёт, способный бороться с танками и оказывать огневую поддержку днём и ночью, в сложных погодных условиях. На определённом этапе китайцы надеялись получить доступ к разрабатываемому в Италии противотанковому вертолёту А.129 Mangusta, а с американцами в 1988 году была достигнута договорённость о продаже AH-1 Cobra и лицензии на производство ПТУР BGM-71 TOW. Надо сказать, что все основания для этого были. В конце 70-х страны Запада и КНР начали «дружить» против Советского Союза.

США, Франция, Италия и Великобритания на протяжении примерно 10 лет вели достаточно активное военно-техническое сотрудничество с Китаем, в рамках которого, например, была продана партия противотанковых вертолётов SA. 342 Gazelle с ПТУР НОТ. Однако в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 году против КНР были введены санкции, и речи о поставках современного западного оружия идти уже не могло.

После нормализации отношений с Россией китайцам был предложен экспортный Ми-35. Однако к тому моменту китайские специалисты уже успели ознакомиться с широко распространенным Ми-25 (экспортный вариант боевого вертолёта Ми-24Д) и сочли его слишком тяжелым и громоздким. Кроме того, прицельно-поисковые системы советских боевых вертолётов во многом морально устарели. Да и сам Ми-24, создававшийся как «летающая БМП», чаще использовался в роли штурмовика, главным оружием которого были неуправляемые реактивные снаряды, а командование НОАК желало иметь на вооружении манёвренную и в то же время хорошо защищённую двухместную машину, сравнимую с американским «Апачем» и обладающую высоким противотанковым потенциалом.

На аэрокосмических салонах китайцы, конечно, могли видеть Ми-28 и Ка-50. Неизвестно, то ли нашим правителям хватило ума не продавать эти вертолёты в КНР, то ли китайское военно-политическое руководство решило воздержаться от приобретения малосерийных и ещё очень «сырых» машин, но современные российские ударные винтокрылые машины в Китай не поставлялись. Тем не менее, без российской помощи в деле создания китайского боевого вертолёта не обошлось.

Пример появления боевого вертолёта Z-1 хорошо демонстрирует то, как в прошлом в КНР создавалась современная авиатехника. Официально проектировщиком Z-10, который получил обозначение в Китае «Удар огненной молнии», в рамках «программы 823» являлся 602-й научно-исследовательский институт, авиастроительные корпорации China Aviation Industry Corporation II и Changhe Aircraft Industries Corporation. При этом программа создания китайского боевого вертолёта была жестко засекречена, а в СМИ давались строго дозированные противоречивые данные. Во многом это объяснялось тем, что предоставление военных технологий КНР было запрещено из-за наложенных Западом санкций, а создание и поставки ряда ключевых узлов и агрегатов европейскими и американскими компаниями мотивировалось гражданскими проектами. Всё заказанное на Западе оборудование якобы предназначалась для гражданского вертолёта среднего класса.

Китайцам удавалось около 10 лет вводить в заблуждение «западных партнёров». Так, компании Eurocopter и Agusta получили за помощь в разработке трансмиссии, системы управления и пятилопастного несущего винта более $ 100 млн. Детали кабины вертолёта и авионика во многом напоминают изделия компаний Thomson CSF и Thales. На Z-10 используется шина данных, имеющая в КНР обозначение GJV289A. Она является аналогом американской MIL-STD-1553. В СМИ имелась информация, что на китайском боевом вертолёте мог использоваться прицельно-обзорный комплекс, созданный южно-африканской компанией Advanced Technologies and Engineering (ATE).

Летом 2012 года американское правительство оштрафовало на $ 75 млн. дочернее предприятие корпорации Pratt & Whitney Canada, компанию United Technologies за поставку партии двигателей PT6C-76C. В итоге западные компании свернули всякое сотрудничество с китайской корпорацией Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC), но это случилось уже после того, как в апреле 2003 года прототип Z-10 впервые поднялся в воздух.

Впрочем, как выяснилось совсем недавно, ещё в 1995 году было заключено секретное соглашение с российской стороной, в соответствии с которым Конструкторское бюро Камова и CAIC создали совместную проектную группу, которая в течение 2,5 лет работала над каталогом чертежей. Как сообщил представитель российской компании, инженерно-расчётная группа КБ Камова выполняла проектировочные работы в соответствии с параметрами и компоновочной схемой, предложенной китайской стороной. Однако в настоящее время китайцы все обвинения отвергают, заявляя, что Z-10 на 100% спроектирован китайскими разработчиками и полностью собран из комплектующих, произведённых в КНР.

Ударный вертолёт Z-10 имеет классическую тандемную схему расположения экипажа. С самого начала было предусмотрено, что органы управления вертолётом будут установлены в обеих кабинах. Как и на европейском «Тигре», рабочее место пилота расположено спереди. На последней модификации вертолёта, поставляемой в войска, в кабине каждого члена экипажа имеется два больших многофункциональных жидкокристаллических дисплея.

Для управления вооружением используются нашлемная система прицеливания, сходная с американской Honeywell M142 Integrated Helmet. Полёты в темное время суток обеспечиваются аппаратурой, построенной на базе французских и израильских разработок.

Сообщается, что до начала поступления Z-10 в строевые части китайской армейской авиации, прицельно-поисковое оборудование вертолёта менялось три раза. По мнению западных экспертов, возможности применения вертолёта в ночное время, поиска целей и применения управляемого вооружения в данный момент примерно соответствуют американскому вертолёту модификации АН-64А Apache. Однако защищённость китайского вертолёта далека от уровня американского соперника. По крайней мере, при осуждении экспортных поставок Z-10 в Пакистан было официально озвучено, что фюзеляж китайского ударного вертолёта выдерживает обстрел 12,7-мм пулями.

Заявлено, что лобовые бронестёкла кабины толщиной 38 мм также защищают от пуль крупнокалиберных пулемётов, впрочем не уточняется с какой дистанции. Амортизационная система шасси и кресел пилотов позволяет обеспечить выживаемость экипажа при аварийном приземлении с вертикальной скоростью 10 м/с, что несколько меньше скорости безопасного приземления которой удалось добиться на американских, европейских и российских боевых вертолётах.

В то же время «Удар огненной молнии» оснащен всем необходимым набором аппаратуры противодействия средствам ПВО и датчиками обнаружения радиолокационного и лазерного облучения. С уверенностью можно утверждать, что аппаратура, установленная на китайских машинах, сравнима с аналогами, имеющимися на «Апачах», «Мангустах» и «Тиграх». Если в баллистической защищенности и весовом совершенстве китайские боевые вертолёты пока уступают современным зарубежным ударным винтокрылым машинам, то сомневаться в уровне китайской электроники оснований нет. Бортовая система самообороны, известная как YH-96, в автоматическом режиме анализирует возможные угрозы и в случае необходимости может самостоятельно генерировать помехи и осуществлять отстрел тепловых и радиолокационных ловушек. Навигация обеспечивается приёмниками сигналов системы спутникового позиционирования Бэйдоу.

Согласно информации, озвученной в китайских СМИ, в данный момент идёт доводка и адаптация БРЛС миллиметрового диапазона. Якобы эта станция ничем не уступает американской надвтулочной AN / APG-78 Longbow. Китайский радар, известный как YH ММЗ FCR, весит около 70 кг, что значительно меньше массы БРЛС «Арбалет», имеющейся на Ми-28Н. Утверждается, что станция YH ММЗ FCR полностью совместима с системой управления огнём, и поставки вертолётов с надвтулочным радиолокатором начнутся в войска в ближайшем будущем. Заявлено, что дальность обнаружения китайской вертолётной БРЛС превышает 30 км. Но непонятно, идёт ли речь о воздушных или наземных целях. В состав оборудования строевых вертолётов входит подвесной разведывательный контейнер KZ900 SIGINT с аппаратурой радиолокационной разведки. Хотя вертолёты с такими контейнерами неоднократно демонстрировались широкой публике, состав аппаратуры и спектр рабочих частот не разглашаются.

В 2006 году появились первые размытые фотографии китайского ударного вертолёта. Западные наблюдатели первоначально посчитали его копией итальянского A.129 Mangusta, но позже выяснилось, что это более крупная и тяжелая машина. Прекращение поставок американских двигателей несколько затормозило процесс доводки и принятия на вооружение Z-10. В итоге серийные вертолёты оснащены двумя китайскими турбовальными двигателями Zhuzhou WZ-9 со взлётной мощностью 1285 л. с. В западных источниках говорится, что в разработке системы управления двигателей участвовали российские и украинские специалисты.

Z-10

Лётные данные боевого вертолёта Z-10 достоверно неизвестны. По всей видимости, максимальный взлётный вес находится в пределах 6700-7000 кг. Исходя из соотношения мощности энергетической установки и массы, можно предположить, что максимальная скорость вертолёта около 300 км/ч, а скороподъёмность 10 м/с. Согласно сведениям, опубликованным в китайских СМИ: дальность полёта превышает 800 км, а на внешних узлах подвески можно разместить боевую нагрузку массой 1500 кг.

Китайский боевой вертолёт может нести до 16 ПТУР HJ-8 и HJ-9. Однако главным оружием считаются управляемые ракеты HJ-10. В западных справочниках пишут, что эта ракета является китайским аналогом ПТУР AGM-114 Hellfire.

Однако, в отличие от «Хеллфайра», китайская ракета имеет зауженную головную часть, что предположительно сделано для снижения лобового сопротивления. Сообщается, что HJ-10 может иметь телевизионную, тепловую и лазерную систему наведения. Всего на наружных узлах подвешивается до 8 ПТУР HJ-10.

ПТУР HJ-10

Так как вертолёт Z-10 в будущем должен получить БРЛС миллиметрового диапазона, по всей видимости, ведутся работы по созданию ПТУР с радиолокационной ГСН. По информации Jane’s Defence Weekly, ракеты HJ-10 с лазерной ГСН поставлялись в Саудовскую Аравию и Судан. Дальность пуска экспортной модификации, весящей около 47-50 кг, способна достигать 10 км. Скорость полёта – 340 м/с. Бронепробиваемость – 1000 мм. Ракета также может иметь термобарическую и бронебойно-фугасную проникающую боевую часть.

Помимо ПТУР, вертолёт может нести на четырёх узлах наружной подвески блоки НАР калибра 57-90-мм. Контейнеры с 7,62-мм, 12,7 или 14,5-мм многоствольными пулемётами или 35-40-мм автоматическими гранатомётами. Для борьбы с воздушным противником предназначены УР TY-90 с дальностью пуска до 8 км или PL-7 и PL-9 с дальностью до 15 км. В общей сложности на боевой вертолёт можно подвесить 16 ракет TY-90 или 4 PL-7/PL-9.

УР TY-90 класса «воздух-воздух»

Вертолёт Z-10 вооружен подвижной артиллерийской установкой с 23-мм пушкой (боеприпас 23х115-мм). Согласно китайским данным угол наводки по горизонтали составляет 130°. Однако китайские военные не удовлетворены могуществом действия 23-мм снаряда и на боевом вертолёте испытывалась турель с российской 30-мм пушкой 2А72. Но оптоэлектронные системы, установленные в носовой части фюзеляжа, оказались слишком «нежными», и из-за сильной отдачи при стрельбе из мощной 30-мм пушки участились отказы.

В связи с этим принято решение о установке на Z-10 25-мм пушки (боеприпас 25 × 137-мм), созданной на базе американской M242 Bushmaster. Это орудие с цепным приводом и двойным боепитанием считается достаточно надёжным. Бронебойно-трассирующий снаряд M791 массой 185 г с сердечником из вольфрамового сплава на дальности 1000 м способен пробить по нормали 40 мм броню. Аналог американской 25-мм пушки и боеприпасы серийно производятся в КНР. 25-мм орудием, например, вооружена гусеничная БМП Type 89 (YW-307).

По данным World Аir Forces 2016, в Армейской авиации НОАК во второй половине 2016 года имелось 96 боевых вертолётов Z-10. Кроме того, озвучена информация, что Z-10 наряду с транспортно-десантными Z-8 (SA 321 Super Frelon) могут войти в состав авиагрупп, базирующихся на универсальных десантных кораблях Type 071 и использоваться для огневой поддержки десанта. Ранее специальная морская модификация боевого вертолёта испытывалась на первом китайском авианосце «Ляонин».

В 2017 году сообщалось, что вертолет Z-10 в массовых количествах поступает в войска и им оснащается уже третья вертолетная бригада армейской авиации. Начиная с 2010 года, войсковые испытания Z-10 проходили в 5-й вертолетной бригаде, базирующейся в Нанкине.

Спутниковый снимок Google Earth: вертолёты Z-10 на авиабазе Баодин

Второй воинской частью, получившей в 2012 году вертолёты Z-10, стала 8-я вертолетная бригада 38-й армии Пекинского военного округа, дислоцированная на авиабазе Баодин, провинции Хэбэй. С 2014 года на ударные вертолёты переучивается личный состав 7-й вертолетной бригады 26-й армии Цзинаньского военного округа в Ляочене, провинция Шаньдун.

Спутниковый снимок Google Earth: вертолёты Z-10 на авиабазе Ляочен

Помимо поставок в НОАК, авиастроительная корпорация CAIC предлагает Z-10 на экспорт, экспортная стоимость вертолёта в зависимости от состава БРЭО и вооружения составляет $ 25-27 млн. Что примерно соответствует экспортной модификации Ми-28НЭ и более чем в два раза дешевле АН-64D. Известно, что несколько китайских боевых вертолётов для сравнительных испытаний с российским Ми-35М и «турецким» Т-129 ATAK закупил Пакистан.

Оценивать новый китайский боевой вертолёт очень трудно, поскольку он только начал поступать в войска, изучен лётным и техническим составом ещё недостаточно и имеет много «детских болячек». Освоение новой техники ввиду большой сложности и отсутствия в КНР опыта эксплуатации боевых вертолётов, оснащенных современным БРЭО, может затянуться. Ввод в строй новой вертолётной техники зачастую сопровождается высокой аварийностью. Так было в США и в нашей стране, заметных потерь из-за аварий и катастроф удалось избежать европейцам с их «Мангустом» и «Тигром», но это объясняется очень низкими темпами поступления вертолётов в строевые эскадрильи и длительным периодом доводки и освоения.

Периодически появляется информация о лётных происшествиях с участием Z-10. Так, 4 марта 2017 года в центральной провинции Шэньси потерпел аварию китайский ударный вертолёт, экипаж при этом получил ранения. С 2010 года известно о пяти авариях и катастрофах, случившихся с Z-10.

В настоящее время ведется создание новой модификации китайского боевого вертолёта с двигателем, способным обеспечить на взлёте мощность до 1800 л.с. При прежних геометрических размерах максимальный взлётный вес модифицированного Z-10 может достичь 10 000 кг. То есть приблизится по этому показателю вплотную к «Апачу». По всей видимости, резерв грузоподъемности будет использован для повышения защищённости, боевой нагрузки и объёма топливных баков.

Как уже говорилось в предыдущей части обзора, в КНР на базе французского вертолёта Dauphin 2 был создан транспортно-боевой Z-9W, оснащённый прицельно-поисковой системой и ПТУР HJ-8E и его ночная модификация Z-9WA с системой ночного видения, лазерным дальномером-целеуказателем и ПТУР HJ-9 с лазерным наведением. Одновременно с созданием «большого» ударного вертолёта Z-10 в Китае решили подстраховаться, и несмотря на спор с корпорацией EADS относительно окончания срока лицензии на производство в КНР, SA 365 Dauphin 2 приступили к созданию на его основе разведывательно-ударного вертолёта.

По сравнению со слабо защищенным Z-9W новая двухместная специализированная машина лучше подходит для ведения воздушной разведки и нанесения ударов по наземным целям. При этом риск неудачи, по сравнению с создававшимся с нуля Z-10, был гораздо меньше. Отказ от пассажирской кабины при сохранении прежних лётных данных и максимального взлётного веса давал возможность улучшить защищённость и количество оружия на борту. С прежней силовой установкой новый вертолёт стал короче примерно на 1,5 м. В отличие от Z-9, разведывательно-ударный вертолёт имеет более узкий фюзеляж и тандемную кабину.

Вертолёт Z-19, получивший имя «Черный смерч», создан компанией Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (HAMC). Его первый полёт состоялся в мае 2010 года. Так как в Z-19 в значительной степени использовались хорошо освоенные узлы и агрегаты вертолёта Z-9 и БРЭО, уже опробованное на первых прототипах Z-10, испытания шли очень быстро. Несмотря на то, что головной прототип Z-19 был разбит в сентябре 2010 года, в первой половине 2011 года начались тесты машин предсерийной партии. А через несколько месяцев первые Z-19 поступили в 5-ю эскадрилью 8-й вертолетной бригады 38-й армии Пекинского военного округа. Примерно в это же время личный состав этой части, дислоцированной в окрестностях города Баодин, параллельно приступил к освоению боевых вертолётов Z-10.

Спутниковый снимок Google Earth: вертолёты Z-10 и Z-19 на авиабазе Баодин

Благодаря рулевому винту типа фенестрон и ряду мероприятий по снижению шумности, акустическая заметность Z-19 намного меньше, чем у многих других боевых вертолётов. Кроме того, по сравнению с Z-9 уменьшена тепловая и радиолокационная заметность.

Z-19

На «подбородке», где у других ударных вертолётов обычно располагаются подвижные пулемётно-пушечные турели, смонтирован подвижный шар с оптоэлектронной прицельно-поисковой и аппаратурой ночного видения, а также с лазерным дальномером-целеуказателем. Для парирования разного рода угроз ударно-разведывательный вертолёт оснащён датчиками и оборонительными системами аналогичными тем, что используются на Z-10.

На вертолёте Z-19 возможно использование широкого набора вооружения, в том числе ПТУР с лазерным наведением, блоков НАР и подвесных пулемётно-пушечных контейнеров. Вес боевой нагрузки на внешних узлах официально не озвучивался, но по экспертным оценкам он может достигать 700-800 кг.

Судя по всему, защищённость Z-19 не выше, чем у более крупного и тяжелого Z-10. Можно предположить, что кабина и наиболее важные части вертолёта выдерживают обстрел пулями винтовочного калибра.

Лётные данные Z-19 примерно находятся на уровне вооруженного варианта Z-9. Вертолёт с максимальным взлётным весом 4500 кг, с полной заправкой топливных баков способен находиться в воздухе 4 часа. За это время он может пролететь около 800 км. Максимальная скорость полёта – 280 км/ч. Крейсерская – 240 км/ч. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей WZ-8C мощностью 940 л.с.

Z-19Е

На выставке Heli-Expo демонстрировался вертолёт Z-19Е с макетами ПТУР HJ-10, блоком НАР и подвесным пулемётным контейнером. Данная модификация предназначена для поставок на экспорт. Согласно данным, озвученным в китайских СМИ, несколько машин заказал Судан. Лёгкий боевой вертолёт Z-19Е при стоимости около $15 млн. может представлять интерес для стран «третьего мира», которые стеснены в финансах или не могут закупать современные боевые вертолёты на Западе в связи с санкционными ограничениями.

В настоящее время китайским вооруженным силам поставлено приблизительно 90 лёгких разведывательно-ударных вертолетов Z-19. Зачастую они поступают в вертолётные бригады смешанного состава, где также эксплуатируются Z-10.

Недавно появились снимки Z-19 с надвтулочной БРЛС миллиметрового диапазона. Такая же радиолокационная станция предназначена для установки на боевых вертолётах Z-10. С большой долей уверенности можно предположить, что в состав оборудования вертолётов Z-19 войдут различные подвесные контейнеры с разведывательной аппаратурой, а также возможно лёгкий БПЛА SW-6.

Интересной особенностью этого дрона является использование в качестве силовой установки электрического двигателя постоянного тока, соединенного с двухлопастным винтом и запитанного от аккумуляторной батареи. Аппарат является одноразовым, его эвакуация и повторное использование не предусмотрено. Согласно данным, опубликованным во время проведения аэрокосмического салона Airshow China 2016, максимальная взлетная масса SW6 составляет 20 кг. Масса полезной нагрузки до 5 кг. Максимальная скорость - до 100 км/ч. Емкость аккумуляторных батареи позволяет держаться в воздухе около 1 часа.

БПЛА SW-6

Малогабаритный беспилотный аппарат в транспортном положении со сложенным крылом занимает минимально возможный объем и может перевозиться на внешней подвеске вертолета. После сброса крылья беспилотника раскладываются, и он приступает к решению поставленной задачи. Продемонстрированная в КНР модификация SW6 оснащается оптико-электронной аппаратурой, предназначенной для ведения визуальной разведки. Помимо этого, БПЛА в случае применения генератора помех может служить в качестве ложной цели в условиях действия сильной ПВО, а при установке боевой части способен действовать, как барражирующий высокоточный боеприпас.

На выставке Airshow China 2016 «электрический» БПЛА SW-6 демонстрировался совместно с лёгким разведывательным вертолётом Changhe Z-11WB. В Китае данной модели вертолёта присвоено обозначение «Канюк».

Z-11WB

Представители авиастроительной корпорации Changhe Aircraft Industries утверждают, что данная винтокрылая машина создана китайскими специалистами самостоятельно. Однако ещё во второй половине 80-х в КНР была отправлена документация для лицензионного производства вертолёта Eurocopter AS.350 Ecureuil (рус. Белка). Производство «Белки» началось в 1977 году и продолжается до сих пор. Этот весьма удачный лёгкий вертолёт пользовался популярностью у потребителей. В зависимости от комплектации, его стоимость в 90-е годы составляла $ 2,5-3 млн. Всего построено около 3500 «Экюреев», в ряде стран третьего мира используются модификации, вооруженные ПТУР TOW или НОТ, НАР и пулеметно-пушечными контейнерами.

Первый полёт китайского «Экюрея» состоялся в 1998 году, а через два года началось серийное производство. Поначалу при сборке лёгких вертолётов Z-11 устанавливались французские двигатели Turbomeca Arriel 2B мощностью 847 л.с. Но позже их заменили китайским аналогом WZ-8D.

На первых порах невооруженный вертолёт Z-11 применялся в качестве «летающей скорой помощи», для доставки срочной корреспонденции и особо важных персон. Так как китайская армия остро нуждалась в вертолётах разведки, наблюдения и корректировки артиллерийского огня, на нескольких машинах смонтировали приборы артиллерийских наблюдателей и радиостанции для связи с наземными подразделениями.

Z-11W

В 2005 году появилась вооруженная модификация Z-11W с прицельно-обзорной системой над кабиной и четырьмя ПТУР HJ-8 на внешних пилонах. Вместо управляемых ракет могли быть подвешены шестиствольные 7,62-мм пулемёты CS / LM12, 40-мм автоматические гранатометы LG3 или блоки с 57-мм НАР. Общий вес боевой нагрузки может достигать 500 кг. Считается, что вооруженные Z-11W в основном поставлялись в авиационные подразделения поддержки сил специальных операций.

Вертолет с максимальным взлётным весом 2200 кг вмещает двух пилотов и трех десантников. В варианте огневой поддержки в пассажирском отсеке может быть установлен дополнительный топливный бак ёмкостью 225 л. Основной бак вмещает 540 литров керосина. Без использования дополнительного топливного бака дальность полета составляет 580 км. Максимальная скорость полёта – 278 км/ч. Крейсерская - 220 км\ч. В целом лётные данные китайского Z-11W очень близки к характеристикам американского разведывательно-ударного вертолёта OH-58 Kiowa поздних модификаций.

Дальнейшим развитием Z-11W стал Z-11WB, оснащенный подвижной тепловизионной камерой и лазерным дальномером-целеуказателем. Заявлено, что данная машина способна нести широкий спектр вооружения: ракеты с лазерным, тепловым и телевизионным наведением, малогабаритные управляемые бомбы FT-9 и YZ-212D, УР «воздух-воздух» TY-90 и разнообразные пулеметно-пушечные контейнеры. Машина предназначена для противодействия терроризму, наркоторговле и проведения спецопераций.

Экспортная стоимость лёгкого ударного вертолёта, способного вести боевые действия ночью, оснащенного современной оптоэлектронной аппаратурой и современными системами вооружения, не превышает $9 млн., что делает его привлекательным на внешнем рынке вооружений. Следует признать, что в деле создания лёгких ударных вертолётов разведки, целеуказания и поддержки спецназа китайские специалисты продвинулись намного дальше, чем российские конструкторы. Очевидно, что залогом успеха в данном случае является способность быстро разработать и создать передовые всесуточные обзорно-прицельные системы, сопряженные с высокоточным оружием.

Продолжение следует…