И бортовые средства работы с ними (рабочие места операторов РГП), позволяющие обнаруживать ПЛ по шуму гребных винтов и излучению гидролокаторов ;

  • магнитометр , позволяющий обнаруживать подводные лодки по магнитному полю корпуса;
  • РЛС нижнего обзора, имеющая ограниченное применение, так как позволяет обнаружить лишь всплывшую ПЛ по отражению рубки или корпуса - микроволны не проходят через воду;
  • противолодочное оружие - как правило, ракеты-торпеды .
  • ПЛС обычно входят в состав морской авиации - в Российской Федерации это авиация ВМФ , в США - ВМС США , в Индии - ВМС Индии и т. д. Базируются противолодочные самолёты на аэродромах , находящихся недалеко от моря - в России это аэродромы Северного флота (действующего в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах) Североморск-1 и Кипелово , находящиеся под Мурманском и Вологдой соответственно, и аэродромы ТОФ Каменный Ручей (находится близ Советской Гавани и Николаевка (примерно в 150 км от Владивостока). В Североморске и Николаевке базируются Ил-38, в Кипелово и Каменном Ручье - Ту-142МК.

    Ил-38. Видны обтекатель магнитометра на хвосте и обтекатель РЛС под кабиной

    Рабочие места операторов РГП Ту-142МК-З

    Источники

    • Изделие ВПМК. Техническое описание
    Avro Shackleton

    Авро Шеклтон (англ. Avro Shackleton) - четырёхмоторный поршневой патрульный противолодочный самолёт Королевских ВВС Великобритании, разработанный компанией Авро на базе бомбардировщика Второй мировой войны Авро Линкольн.

    Использовался с 1951 по 1990 год как противолодочный самолёт (anti-submarine warfare, ASW), морской патрульный самолёт (maritime patrol aircraft, MPA), самолёт дальнего обнаружения (airborne early warning, AEW), поисково-спасательный самолёт (search and rescue, SAR) и в других ролях. Самолёт также эксплуатировался военно-воздушными силами Южно-Африканской Республики в период с 1957 по 1984 годы.

    Назван в честь полярного исследователя, сэра Эрнеста Шеклтона

    Boeing P-8 Poseidon

    Boeing P-8 Poseidon (рус. Боинг P-8 «Посейдон») - патрульный противолодочный самолёт, разработанный по программе многоцелевого морского самолёта (англ. multimission maritime aircraft, сокр. MMA) для замены Lockheed P-3 Orion. Предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в районах патрулирования, разведки, участия в противокорабельных и спасательных операциях - как в прибрежных районах, так и в Мировом океане. В основе - конструкция обновлённого лайнера Boeing 737-800. От прародителя его отличает крыло, лишённое винглетов, но имеющее законцовки с увеличенной стреловидностью.

    Breguet Alizé

    Бреге Br.1050 «Ализе» (фр. Breguet Br.1050 Alizé - Пассат) - французский палубный противолодочный самолёт.

    Fairey Gannet

    Фэйри Гэнит (англ. Fairey Gannet - Олуша) - британский палубный противолодочный самолёт и самолёт ДРЛО. Разработан и производился Fairey Aviation Company. Эксплуатировался с 1953 по 1978 год. Эксплуатанты - ВМС Великобритании, Австралии, Индонезии, ФРГ.

    Grumman S-2 Tracker

    Грумман S-2 «Трекер» (англ. Grumman S-2 Tracker, до 1962 - S2F) - американский палубный противолодочный самолёт.

    S-2 стал первым самолётом ВМФ США, который был оснащён одновременно средствами обнаружения и средствами уничтожения подводных лодок. У предшественников S-2 функции обнаружения и атаки были разделены, противолодочная система AF Guardian состояла из двух однотипных самолётов, один из которых нёс радар, а второй - противолодочные торпеды.

    Jezebel (гидроакустическая система)

    Jezebel (также LOFAR англ. LOw Frequency Analysis and Recording, низкочастотный анализ и запись) - пассивный гидролокатор, предназначенный для поиска подводных лодок и гидроакустического наблюдения за акваториями. На контролируемой территории выставлялись до 16 пассивных гидроакустических буёв, которые улавливали акустические колебания от подводных лодок и других объектов и ретранслировали его по УКВ-радиоканалу на противолодочный самолёт. Сравнение сигналов с различных буёв позволяло определить точные координаты цели. Спектральный анализ сигналов (выделение акустической сигнатуры) позволял также классифицировать цель и определить её государственную принадлежность.

    В системе Jezebel использовались рекордеры AN/AQA-3 и AN/AQA-4. AQA-3 представляла собой четыре 76-мм печатающих устройств, расположенных в линейку, которые на широкой ленте печатали зависимость спектра сигнала от времени (по оси X - частота, по оси Y - время). В отличие от AQA-3 на AQA-4 была дополнительная кнопка для установления связи.

    Julie (гидроакустическая система)

    Julie - активный бистатический гидролокатор, предназначенный для поиска подводных лодок. Использовал технологию ERR (англ. Explosive Echo Ranging, определение дальности по эхо-сигналу от взрыва). Источниками зондирующего сигнала служили практические заряды (глубинные бомбы малого калибра), приёмниками - гидроакустические буи различных типов (AN/SSQ-2, AN/SSQ-23). Гидроакустический сигнал ретранслировался по УКВ-каналу на противолодочный самолёт, где обрабатывался для определения типов и координат подводных объектов.

    Перед зондированием противолодочный самолёт устанавливал на исследуемой акватории гидроакустические буи, после чего подрывал несколько глубинных бомб малого калибра, называемых практическими зарядами (англ. Practice Depth Charge, PDC). Прямой и отражённый от подводной лодки акустический сигнал принимался буями и распечатывался на бумажной ленте. При помощи специальных линеек, откалиброванных в зависимости от температуры воды ((англ. Julie rulers, линейки Джули)), операторы определяли расстояние от цели до соответствующего буя. Расстояние до двух буёв позволяло определить координаты лодки, однако при этом возникала неоднозначность (лодка могла находиться в любой из двух точек, симметричных относительно линии, проходящей через пару буёв). Для устранения неоднозначности либо использовали три буя, либо проверяли обе точки вероятного положения лодки магнитным детектором.

    Главным недостатком системы Julie была невозможность скрытного поиска подводной лодки. После взрыва глубинных бомб подводная лодка предпринимала манёвр уклонения, меняла курс, глубину, выпускала гидроакустические помехи, использовала особенности гидрологической обстановки, что значительно уменьшало радиус уверенного обнаружения лодки системой. Для стабильной работы система требовала высоко квалифицированной сработанной команды операторов. Обычно система Julie работала совместно с другими системами поиска. Например, при выполнении манёвра уклонения подводная лодка как правило увеличивала скорость, что повышало уровень шумов движителя и механизмов и увеличивало дальность обнаружения лодки пассивной системой Jezebel.

    В ВМС США применялась многоступенчатая процедура поиска и уничтожения подводных лодок. Первичный контакт с целью устанавливался системой дальнего обнаружения SOSUS, затем координаты цели уточнялись сначала системой Jezebel, затем Julie. Если подводная лодка всплывала на перископную глубину, в эту цепочку добавлялось обнаружение лодки радаром противолодочного самолёта. На завершающем этапе поиска непосредственно перед атакой лодки глубинными бомбами для точной локализации цели использовался магнитный детектор.

    Первоначально для систем Julie и Jezebel использовался один тип пассивного буя, однако в дальнейшем для каждой системы был разработан собственный буй. Буй для системы Julie был значительно дешевле, поскольку система была менее требовательна к параметрам гидрофонов, требовалось только зафиксировать белый шум прямой и отражённой волны.

    Julie разработана в Исследовательском центре морской авиации (Naval Air Warfare Center Warminster) и поступила на вооружение ВМС США в 1956 году со штатным буём AN/SSQ-2B. В 1957 году буй был заменён на AN/SSQ-23.

    Julie была единственной системой ERR, использовавшейся в ВМС США. В дальнейшем она была заменена системами активных гидракустических буёв, которые подобно гидролокаторам генерировали свой собственный зондирующий сигнал.

    Lockheed Hudson

    Lockheed Hudson - американский легкий бомбардировщик и противолодочный самолет, первоначально построенный по заказу Королевских ВВС незадолго до начала Второй мировой войны и служивший в основном в RAF. Хадсон был первым значительным контрактом для Lockheed Aircraft Corporation - первоначальный заказ RAF на 200 самолетов значительно превзошел все предыдущие заказы фирмы. Хадсон служил на протяжении всей войны главным образом в Береговой охране, а также в роли транспорта и учебного самолета. Самолет выполнял и доставку агентов в оккупированную Францию. Хадсоны также широко использовались в противолодочных эскадрильях Королевских канадских ВВС и Королевскими австралийскими военно-воздушными силами.

    Lockheed S-3 Viking

    Локхид S-3 «Викинг» (англ. Lockheed S-3 Viking) - американский палубный противолодочный самолёт. Самолёт производился корпорацией Lockheed на Палмдейлском авиазаводе № 42, всего было построено 187 машин. Первый прототип совершил пробный полёт 21 января 1972 года. Серийное производство продолжалось с 1971 по 1978 годы. S-3 Viking стоял на вооружении американского флота с 1974 года. Снят с вооружения в 2009 году. Стоимость в ценах 1974 года - $27 млн.

    В конце октября 2013 года, появилась информация о том, что Lockheed Martin намерена восстановить и модернизировать часть законсервированных самолётов, находящиеся на территории 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG). Самолёты предполагается предложить ВМС Южной Кореи, для замены патрульных самолётов P-3C/CK Orion, и ВМС США, в варианте транспортного и палубного самолёта-заправщика. Всего с хранения возможно полностью восстановить и переоборудовать от 50 до 100 S-3 Viking.

    Авиационно-технический музей (Луганск)

    Авиационно-технический музей - крупный авиационный музей, расположенный в г. Луганск.

    Создан в 1996 году. Его первыми экспонатами стали летательные аппараты, которые выработали свой ресурс и были отправлены на Луганский авиационно-ремонтный завод. Однако из-за отсутствия финансирования эти самолёты и вертолёты так там и остались, а впоследствии были попросту списаны в металлолом. Именно тогда и было принято решение сохранить эту технику как память для потомков.

    Бе-12

    Бе-12 «Чайка» (изделие «Е», по кодификации НАТО: Mail) - советский противолодочный самолёт-амфибия (летающая лодка).

    На момент создания он являлся самым большим серийным самолётом-амфибией в мире.

    Бомбодержатель

    Бомбодержатель - у авиационных специалистов такого термина нет. Используется термин «держатель» - узел внутренней или внешней подвески для изделий, как правило - боеприпасов различного характера, от простых свободнопадающих бомб до различных кассет, буёв и т.п. Для ракет большой дальности предназначены балочные держатели (балки), с которыми дополнительно монтируется масса агрегатов и аппаратуры.

    Держатели делятся на:

    кассетные (КД);

    мостовые (МД);

    балочные (БД);

    многопозиционные (барабанные, применяются только на Ту-95МС и Ту-160)КД используются для подвески небольших изделий - бомб калибром до 3000 кг (ФАБ-250, ФАБ-500, ФАБ-3000 - в зависимости от типа держателя), радиогидробуёв (РГБ) и др. Например, держатель КД3-22Р может нести три бомбы калибром 500 кг либо четыре бомбы калибром 250 кг, держатель КД4-105А - одну бомбу калибром до 3000 кг либо две калибром 1500 кг. При установке нескольких КД самолёт может нести множество (до нескольких сотен) изделий - например, противолодочный самолёт Ту-142МК при оборудовании по поисковому варианту (без ракет-торпед) несёт 400 радиогидробуёв (строго говоря, значительная часть РГБ снаряжается в кассетный держатель КД-142М) .

    БД используются для подвески тяжёлого вооружения - например, БД6-105А способен нести авиабомбу ФАБ-9000 (калибром, как следует из маркировки, 9000 кг).

    Малый балочный держатель МБД-3-У9 предназначен для внешней подвески 9 бомб калибра до 500 кг.

    На ракетоносцах Ту-16 ставились специальные переходные узлы, позволяющие на ракетные балки подвешивать свободнопадающие боеприпасы.

    Многопозиционная катапультная установка МКУ-6-5У, стоящая на Ту-95МС и Ту-160, проворачивается в нужное положение гидроприводом, для питания которого на Ту-95 ввиду отсутствия мощной самолётной гидросистемы установлены две автономные электрогидравлические установки (АЭГУ, основная и резервная), а на Ту-160 применяются самолётные гидросистемы. Каждая АЭГУ состоит из двух насосов с асинхронными двигателями МТ-8,5 мощностью 8,5 кВА (аналогичные применены в качестве насосных станций гидросистем Ту-154), бака и датчиков.

    Ил-38

    Ил-38 (по кодификации НАТО: May) - советский противолодочный самолёт средней дальности, разработанный в ОКБ-240 Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок противника, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.

    Катастрофа Ту-142 над Татарским проливом

    6 ноября 2009 года противолодочный самолёт Ту-142МЗ ВВС и ПВО Тихоокеанского флота Российской Федерации, принадлежащий 568-му отдельному смешанному авиационному полку ТОФ (п. Монгохто Хабаровского края, аэродром Каменный Ручей), выполнял тренировочный полёт согласно плану боевой подготовки в северной части Японского моря. На завершающем этапе полёта над акваторией Татарского пролива в 14:17 по московскому времени (21:17 VLAT) связь с экипажем прервалась, и отметка самолёта исчезла с экранов наземных радиолокационных станций системы управления воздушным движением и РЛС РТО аэродрома Каменный Ручей, приблизительно в 10 км от мыса Датта. На борту Ту-142МЗ находились 11 военнослужащих.

    П-42 «Гарпун»

    П-42 «Гарпун» - проект палубного реактивного самолёта противолодочной обороны (ПЛО), который разрабатывался Государственным союзным опытным заводом морского самолётостроения (будущий ТАНТК имени Бериева). Самолёт должен был войти в состав авиагруппы проектировавшихся авианосцев проекта 1160 «Орёл». Работы по проекту были прекращены в 1973 году, одновременно с отказом от дальнейшей разработки проекта 1160.

    Посейдон (значения)

    Посейдон может означать:

    Посейдон - в древнегреческой мифологии бог морей (см. также Нептун).

    Посейдон (кратер) - лунный кратер, расположенный в Море Ясности.

    (4341) Посейдон - околоземный астероид из группы аполлонов, который характеризуется очень вытянутой орбитой с большим эксцентриситетом.

    UGM-73 «Посейдон» - семейство американских баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках.

    Boeing P-8 Poseidon - американский патрульный противолодочный самолёт.

    «Посейдон» - российская беспилотная атомная подводная лодка известная также как «Статус-6».

    Посейдон (газопровод) - проект газопровода, который может быть протянут между Турцией и Италией.

    Противолодочная авиация

    Противолодочная авиация - один из родов морской авиации (в вооружённых силах некоторых государств - является родом ВВС), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника на море.

    Имеет на вооружении противолодочные самолёты и вертолёты.

    Противолодочная оборона США в 1962 году

    Противолодочная оборона США в 1962 году - средства борьбы с подводными лодками и тактика их применения, существовавшие в США в 1962 году на момент возникновения Карибского кризиса.

    Словесные названия российского оружия/Ч

    Словесные названия российского оружия

    «Чажма» - корабль КИК пр.1130

    «Чайка» - радионавигационная система

    «Чайка» - авиационный радиовысотомер

    «Чайка» - КАБ УБ-2000Ф

    «Чайка» - КШМ Р-145 на базе БТР-60ПА

    «Чайка» - противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 (М-12)

    «Чайка» - авиационный электронно-оптический визир

    «Чайка» - авиационная аппаратура автоматизированной кодовой и информационной связи Р-099

    «Чайка» - переносная милицейская УКВ радиостанция 62Р1

    «Чайка» - проект высотного самолёта М-17

    «Чайка» - ПЛ пр. 670М

    «Чайка-М» - ПЛ пр. 06704

    «Чайка-Стремнина» - оконечная аппаратура быстродействия

    «Чакра» - АПЛ с КР пр. 06709

    «Чардаш» - корабельный навигационный комплекс

    «Чародейка» - корабельный комплекс радиопленгования УКВ диапазона Р-764 для разведывательных кораблей пр. 864

    «Чебак» - возимый КВ радиоприёмник Р-309К-1

    «Челнок» - телеуправляемый минный тральщик пр.1300

    «Черёмуха» - мобильный автоматический КВ радиопеленгатор Р-355

    «Черёмуха» - серия спецсредств со слезоточивым газом CN

    «Черешня» - дрейфующая станция помех (В-611)

    «Черешня» - корабельный КВ радиопередатчик Р-644

    «Чёрная акула» - боевой вертолёт Ка-50

    «Черника» - корабельный панорамный КВ радиоприёмник Р-710

    «Чернила» - панорамный КВ радиоприёмник Р-719

    «Черноморец» - авиационная ракета-торпеда (опытная)

    «Чернослив» - авиационная наземная автомобильная УКВ радиостанция Р-814 (РАС-УКВ-А)

    «Чёрный орёл» - перспективный танк (об.640)(«Тарантул»)

    «Чибис» - авиационная станция телевизионной разведки И-249Б

    «Чибис» - корабельная РЛС

    «Чибис» - патрульный катер пр.21850

    Противолодочный и патрульный самолёт Kawasaki P-1.

    Япония, будучи «с виду» миролюбивым государством, лишённым всякого милитаризма и имеющая положение в Конституции, запрещающее использовать военную силу как инструмент политики, имеет, тем не менее, мощную военную промышленность и крупные и хорошо оснащённые Вооружённые силы, формально считающиеся Силами самообороны.

    Чтобы охарактеризовать последние, приведём пару примеров.

    Так, количество боевых кораблей дальней морской и океанской зон Морских Сил Самообороны, превышает таковое же во всех российских флотах вместе взятых. А ещё Япония обладает самой большой в мире после США противолодочной авиацией . Ни Британия, ни Франция, ни какая либо ещё страна кроме США даже близко не может сравниться с Японией по этому параметру.

    И если по численности базовой патрульной авиации США превосходят Японию, то кто кого превосходит по качеству вопрос открытый.

    С точки зрения оценки того, каков реально военно-промышленный потенциал Японии, очень много информации даёт один из самых амбициозных военных проектов этой страны – базовый патрульный самолёт Kawasaki P-1 . Самый большой, и возможно самый технически продвинутый противолодочный и патрульный самолёт в мире.

    Познакомимся с этой машиной.

    Потерпев поражение во Второй Мировой войне и будучи оккупированной США, Япония на многие годы утратила самостоятельность как в своей политике, так и в военном строительстве. Последнее отражалось, в том числе и в сильном «перекосе» ВМС Сил Самообороны в сторону противолодочной борьбы. Этот «перекос» возник не на пустом месте – именно такой союзник вблизи СССР требовался хозяевам японцев – американцам. Требовался потому, что Советский Союз делал настолько же сильный «крен» в подводный флот, и для того, чтобы ВМС США могли драться с ВМФ СССР не отвлекая чрезмерные ресурсы на силы противолодочной обороны, американский сателлит Япония вырастила такие силы у себя и за свой счёт.

    Помимо всего прочего, эти силы включали в себя базовую патрульную авиацию, вооружённую противолодочными самолётами.

    Поначалу Япония просто получала от американцев устаревшую технику. Но в 50-х годах всё изменилось – японский консорциум Kawasaki начал работу по получению лицензии на производство уже известного Силам Самообороны противолодочного самолёта Р-2 Neptune . С 1965 года «Нептуны» японской сборки начали поступать в морскую авиацию и до 1982 года ВМС Сил Самообороны получили 65 таких машин, собранных в Японии с использованием японских комплектующих.

    С 1981 же года начался процесс замены этих самолётов на самолёты P-3 Orion . Именно эти машины составляют костяк японской базовой патрульной авиации до сих пор. По своим тактико-техническим характеристикам, японские «Орионы» не отличаются от американских.

    Однако, с 90-х годов в создании боевых самолётов, в том числе морских, появились новые тренды.

    Во-первых , в США сделали рывок в методах радиолокационного обнаружения возмущений на поверхности моря, порождаемых движущейся под водой подводной лодкой. Об этом уже неоднократно было написано, и повторяться не будем.

    Во-вторых , шагнули вперёд методы обработки информации, собираемой самолётом по разным каналам – радиолокационному, тепловому, акустическому и другим. Если раньше операторы противолодочного комплекса должны были самостоятельно делать выводы из аналоговых сигналов на экранах РЛС и примитивных теплопеленгаторов, а акустики должны были вслушиваться в звуки, передаваемые гидроакустическими буями, то теперь бортовой вычислительный комплекс самолёта самостоятельно «сращивал» сигналы, идущие от разных поисковых систем, преобразовывал их в графический вид, «обрезал» помехи и выводил операторам готовые зоны предположительного местонахождения подводной лодки на тактический экран. Оставалось только пролететь над этой точкой и для контроля сбросить туда буй.

    Резко шагнуло вперёд развитие радиолокаторов, появились активные фазированные антенные решётки, в разработке и производстве которых Япония была и остаётся одним из мировых лидеров.

    Модернизировать «Орионы» так, чтобы всё это богатство могло поместиться на борт, было невозможно. Один только вычислительный комплекс обещал «съесть» все свободные объёмы внутри, а полноценная РЛС такого уровня, который Япония могла себе позволить, на самолёт просто не поместилась бы вообще, и в 2001 году «Кавасаки» начала работу над новой машиной.

    Проект получил название Р-Х.

    К тому времени японской промышленности уже было тесно в имевшихся рамках, и помимо противолодочного японцы в рамках того же проекта стали делать частично унифицированный с ним транспортный самолёт – будущий С-2, японская замена «Геркулеса». Унификация получилась довольно странная, исключительно по второстепенным системам, но это уже было неважно, потому, что оба проекта, что называется, получились.

    Противолодочный Р-1 и транспортный С-2. Видите унификацию? А она есть! Стёкла кабин, например, одинаковые. На общности систем сэкономили 7%

    Проект разрабатывался практически одновременно с американским самолётом Boeing P-8 Poseidon, и американцы предложили японцам купить этот самолёт у них, но Япония отвергла эту идею, сославшись на – внимание – несоответствие американского самолёта требованиям Сил Самообороны. С учётом того, насколько совершенной платформой разрабатывался «Посейдон» (не путать с безумной ядерной торпедой), это звучало забавно.

    28-го сентября 2007 года, Р-1 (тогда ещё Р-Х) совершил свой первый успешный часовой полёт . Без шума, без прессы и помпезных мероприятий. Тихо, как и всё, что делают японцы в части повышения своих боевых возможностей.

    Первый прототип Р-Х в цветах института TRDI.

    В августе 2008-го «Кавасаки» уже передал тестовый самолёт в Силы Самообороны, к тому времени он уже на американский манер был переименован в ХР-1 (Х- приставка означающая «экспериментальный», всё, что идёт дальше – серийный индекс будущего самолёта). В 2010 году в Силах самообороны летало уже четыре прототипа, а в 2011, отталкиваясь от полученного при испытаниях опыта, «Кавасаки» отремонтировал и модернизировал уже построенные машины (пришлось упрочнить планер и устранить ряд других недостатков), и внес изменения в документацию на новые.

    Самолёт был готов к серийному производству и оно не заставило себя долго ждать, и 25 сентября 2012 года в небо поднялся первый серийный самолёт для Морских Сил самообороны .

    Рассмотрим эту машину поближе.

    Фюзеляж самолёта построен с применением большого числа композитных конструкций. Крыло и аэродинамика в целом оптимизированы для полётов с небольшими скоростями на малых высотах – это отличает самолёт от американского аналога Р-8 Poseidon, который работает со средних высот. Сам фюзеляж создаётся совместно Kawasaki Heavy Industries (носовая часть фюзеляжа, горизонтальные стабилизаторы), Fuji Heavy Industries (вертикальные стабилизаторы и крылья в целом), Mitsubishi Heavy Industries (средняя и хвостовая части фюзеляжа), Sumimoto Precision products (шасси).

    Р-1 – первый в мире самолёт, ЭДСУ которого передаёт управляющие сигналы не через цифровые шины данных на кабелях-«шлейфах», а через оптическое волокно . Это решение, во-первых ускоряет быстродействие всех систем, во-вторых, упрощает ремонт самолёта при необходимости такового, в третьих, оптический сигнал, передаваемый по оптическому же кабелю куда менее восприимчив к электромагнитным помехам. Японцы позиционируют этот самолёт, как имеющий повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного оружия, и отказ от проводов в ключевых цепях системы управления, безусловно, сыграл свою роль.

    Планер самолёта уникален в том смысле, что не является переделкой пассажирской или грузовой машины, а был разработан с «с нуля» именно как противолодочный. Это беспримерное по нынешним временам решение. Сейчас японцы ведут разработку других вариантов этого самолёта, от «универсального» UP-1, способного нести любое измерительное, коммуникационное или иное оборудование, до самолёта ДРЛО. Первый лётный прототип уже переоборудован в UP-1 и проходит испытания. Другого такого примера современная авиация не знает.

    По своим габаритам, самолёт близок к 90-100 местному пассажирскому самолёту, но имеет четыре двигателя, что для машин такого класса нетипично и усиленную конструкцию, что логично для специально разработанной машины. Р-1 существенно больше американского «Посейдона».

    Ядром прицельно-поисковой системы самолёта является РЛС с АФАР Toshiba/TRDI HPS-106. Этот радиолокатор совместно разрабатывали корпорация Toshiba и TRDI, Technical Research and Development Institute – Технический проектно-конструкторский институт, научно-исследовательская организация Министерства обороны Японии.

    Спецификой этой РЛС является то, что дополнительно к основной антенне с АФАР, установленной в носу самолёта, она имеет ещё два полотна, установленных по бортам, под кабиной пилотов. Ещё одна антенна установлена в хвостовой части самолёта.

    Носовой обтекатель и бортовая решётка РЛС с АФАР

    РЛС всережимная, и может работать в том числе в режиме синтезирования апертуры, и в режиме инверсного синтезирования апертуры. Характеристики и расположение антенн дают обзор 360 градусов в каждый момент времени. Именно эта РЛС и «считывает» те волновые эффекты на поверхности воды, и над ней, благодаря которым современные противолодочные самолёты просто «видят» лодку под водой. Естественно, что обнаружение надводных целей, перископов, устройств РДП выпущенных подлодками, или воздушных целей для такой РЛС не проблема абсолютно.

    В носу самолёта установлена убирающаяся поворотная турель с оптико-электронной системой FLIR Fujitsu HAQ-2 . В её основе – ИК-телекамера с дальностью обнаружения целей 83 километра. На этой же турели установлен ряд других телекамер.

    Видно, что турель можно не только поднять-опустить, но и повернуть.

    В хвосте самолёта установлен обыкновенный магнитометр – в отличие от американцев, японцы не отказались от этого способа поиска, хотя он, скорее, нужен для верификации, а не как основной инструмент . Магнитометр самолёта реагирует на типовую стальную подлодку примерно в радиусе 1,9 км. Магнитометр является японской копией канадского CAE AN/ASQ-508(v), одного из самых эффективных магнитометров в мире.

    Штанга магнитометра видна очень хорошо.

    Естественно, что для того, чтобы мгновенно преобразовать сигналы от РЛС, ИК-камеры и магнитометра в некую единую предполагаемую цель, и эту предполагаемую цель нарисовать н экранах отображения тактической обстановки, нужны большие вычислительные мощности и японцы разместили довольно крупный вычислительный комплекс на самолёте, благо место есть. Это, кстати, мощная тенденция – на самолёты ставят по-настоящему большие компьютеры, и для них требуется заранее предусмотреть и место, и электроснабжение, поработать над их охлаждением и электромагнитной совместимостью с прочими системами самолёта. В «Посейдоне» сделано тоже самое.

    Кабина оснащена высококлассным оборудованием японского производства. Обращает на себя внимание то, что оба пилота имеют ИЛС. Для сравнения, в «Посейдоне» он есть только у командира.

    Кабина пилотов. Нужны ли тут комментарии?

    При этом у американцев реализован режим слепой посадки, когда на ИЛС выводится виртуальное изображение местности, над которой летит самолёт, как если бы пилот реально видел её в окно, причём относительно этой картинки самолёт позиционируется идеально точно и без лагов по времени.

    Таким образом, при наличии виртуальных моделей местности вокруг аэродрома, на который производится посадка, пилот может посадить самолёт при абсолютно нулевой видимости и без помощи наземных служб. Для него просто нет разницы, есть видимость или её нет, компьютер в любом случае даст ему картинку (если она заложена в память для данного места). Возможно, что и у Р-1 реализованы такие функции, по крайней мере, вычислительные мощности на борту позволяют их обеспечить.

    Самолёт оснащён комплексом радиосвязи Mitsubishi Electric HRC-124 и системой космической связи Mitsubishi Electric HRC-123. На борту установлен терминал связи и распределения информации MIDS-LVT совместимый с Datalink 16, с помощью которого самолёт может автоматически передавать и получать информацию от других японских и американских летательных аппаратов, прежде всего от японских F-15J, P-3C, E-767 AWACS, E-2C AEW, палубных вертолётов MH-60, F-35 JSF.

    Малый терминал многофункциональной системы распределения информации MIDS-LVT для интеграции самолёта в систему взаимного обмена информацией Datalink 16. По-настоящему важные вещи иногда выглядят непритязательно.

    «Мозгом» самолёта является Система боевого управления Toshiba HYQ-3 – это ядро поисково-прицельной системы. Благодаря ей и происходит «сращивание» разрозненных групп сенсоров и датчиков в единый комплекс, где каждый элемент системы дополняет друг друга. Более того, японцы составили огромную библиотеку тактических алгоритмов для выполнения противолодочных задач, и разработали «искусственный интеллект» - продвинутую программу, которая фактически делает за экипаж часть работы, выдавая готовые решения для поиска и поражения подводной лодки.

    Впрочем, рабочий пост тактического координатора – живого офицера, способного командовать противолодочной операцией, управляя всем экипажем отталкиваясь от получаемых и обрабатываемых самолётом данных, там тоже есть. Не известно, есть ли на борту оператор радиоразведки, но, по опыту американцев, исключать такое нельзя. Стандартный экипаж в 13 человек исключительно для охоты на подлодки прямо скажем великоват.

    Боевые посты

    На самолёте, как и положено противолодочнику, имеется запас гидроакустических буёв, вот только японцы не стали копировать американскую схему – ни новую, ни старую.

    Когда-то давно американцы грузили буи в пусковые шахты, смонтированные в днище фюзеляжа. Одна шахта – один буй. Такая схема была нужна для того, чтобы перенастройку буёв можно было бы проводить прямо в полёте, что выгодно отличало «Орион» от российского Ил-38, где буи находились в бомбоотсеке и где их нельзя было настроить под волнение в ходе полёта.

    Зарядка буёв в пусковые шахты «Ориона». У Р-1 так тоже можно, и главное, что буй можно отрегулировать перед сбросом.

    В новом «Посейдоне» США, освоившие новые методы ведения боевых действий, отказались от подобного способа постановки, ограничившись тремя 10-ти зарядными роторными пусковыми установками и тремя шахтами для ручного сброса. А у японцев появились и роторные установки, и шахты для ручного сброса, и стеллаж на 96 буёв, и, в тоже время, 30-ти зарядная пусковая установка в днище самолёта, аналогичная «Ориону». Таким образом, у Р-1 есть определённые преимущества перед американским аналогом.

    Слева видны две роторных пусковых установки для гидроакустических буёв. Очень удобно при постановке залпом небольшого количества буёв - 4-5 шт. Можно и по одному .

    Стеллаж для буёв. Крепление как у американцев, может он даже покупной. Буи лежат так, чтобы их можно было настроить перед сбросом прямо в стеллаже - и сразу в пусковую .

    А это пусковые шахты для выставления «поля» буёв. Работать это поле может как одна огромная антенна .

    Постановка буёв

    Самолёт оснащён системой электронной разведки Mitsubishi Electric HLR-109B, позволяющей засекать и классифицировать излучение радиолокационных станций противника, и может быть использован как разведывательный.

    Антенна системы

    Система обороны самолёта Mitsubishi Electric HLQ-9 состоит из подсистемы предупреждения о радиолокационном облучении, подсистемы обнаружения приближающихся ракет, комплекса постановки помех и отстреливаемых ИК-ловушек.

    В обороне

    Представляют интерес и двигатели самолёта. Двигатели, как и большинство систем самолёта, японские, разработаны и производятся в Японии. При этом, что интересно, разработчиком двигателей объявлено Министерство обороны Японии. Производителем же является Ishikawajima-Harima Heavy Industries - IHI , ещё одна крупнейшая японская корпорация, производящая огромный спектр промышленных изделий, включая широкую линейку авиационных двигателей.

    Двигатель модели F7-10 имеет небольшой размер, вес и тягу в 60 кН каждый. С четырьмя такими двигателями самолёт обладает хорошими взлётными характеристиками, и повышенной по сравнению с двухдвигательным самолётом, живучестью. Мотогондолы оснащены звукоотражающими экранами.

    По уровню шума самолёт превзошёл «Орион» - Р-1 тише на 10-15 децибел.

    Самолёт имеет вспомогательную силовую установку Honeywell 131-9.

    ВСУ

    Первое отверстие - воздухозаборник ВСУ, второе - выхлоп.

    Оружие, которое может нести и применять самолёт довольно разнообразно для патрульной машины.

    Оружие может располагаться как в компактном отсеке вооружения в передней части самолёта (предназначен в основном для торпед), на восьми узлах подвески, так и на съёмных подкрыльевых пилонах, число которых тоже может доходить до восьми, по четыре на крыло. Общая масса боевой нагрузки – 9000 кг.

    Торпеда «Тип 97»

    ПКР ASM-1C

    AGM-65 Maverick

    Недавно принятая на вооружение сверхзвуковая «трёхмаховая» ПКР ASM-3 в состав оружия самолёта не заявлена, но исключать это не стоит. Для поражения малогабаритных целей на короткой дистанции самолёт может нести УР AGM-65 Maverick, также американского производства.

    Торпедное вооружение представлено американскими малогабаритными противолодочными торпедами Mk.46 Mod 5, некоторое количество которых, возможно, ещё остаётся у японцев, и японскими торпедами Type 97, калибром 324 мм, как и у американской торпеды. Будущая торпеда, разрабатываемая сейчас под индексом GR-X5, уже заранее заявлена в состав вооружения.

    Нет никаких сведений, что самолёт может применять торпеды, оснащённый устройством для планирования, подобно американцам, но и исключать это нельзя, учитывая полную идентичность японских и американских протоколов связи на которых работает военная электроника и устройств подвески оружия. Также возможно применение с самолёта глубинных бомб и морских мин. Неизвестно, адаптирован ли самолёт для применения глубинных бомб с ядерной боевой частью.

    Интересно, но похоже японцы отказались от применения дозаправки топливом в полёте. С одной стороны, дальность полёта в 8000 км позволяет это делать, с другой, это снижает время поиска, что является крайне негативным фактором. Так или иначе, но принимать топливо в воздухе самолёт не может.

    P-8 Poseidon и Kawasaki P-1 рядом. Видно, что входы в самолёт удачнее у американцев, а следовательно и экстренное покидание удобнее. С другой стороны, пока не упал, Kawasaki может быть и получше.

    В настоящее время все Р-1 базируются на авиабазе Ацуги, в префектуре Канагава.

    Как известно, в рамках курса на милитаризацию, Япония планирует отказаться от значительно части ограничений на собственное военно-техническое развитие в 2020-м году. И премьер-министр Синдзо Абэ, и члены его кабинета не раз об этом говорили. В рамках этого подхода, Япония уже не раз предлагала новый самолёт на экспорт (пока экспорт Японией оружия запрещён её же Конституцией). Но победить американский «Посейдон» пока не получается – как по политическим факторам, так и по техническим, «Посейдон» хоть кое в чём и проще, но по стоимости жизненного цикла, видимо, выигрывает.

    Впрочем, история Р-1 только начинается. Эксперты уверены, что Р-1 будет одним из средств, которыми Япония будет пробивать себе дорогу на мировые рынки оружия, наряду с подлодками класса «Сорю», оснащёнными воздухонезависимой энергоустановкой и гидросамолётом US-2 ShinMayva.

    Изначально планировалось, что будет заказано 65 таких самолётов. Однако, после получения первых 15 машин, покупки остановились. Последний раз японское правительство предметно обсуждало увеличение производства в мае 2018 года, однако решение до сих пор не принято. Кроме Р-1, у Японии есть 80 модернизированных Р-3С Orion американского производства.

    Это тем более удивительно, что китайский подводный флот растёт. Обычным убеждением любого аналитика, занимающегося вопросами военного развития азиатских государств является то, что рост японской военной мощи является ответом на рост таковой же у Китая. Но по какой-то причине, корреляции между развитием китайского подплава и японской базовой патрульной авиации не существует, как будто в реальности Япония имеет ввиду другого противника.

    Впрочем, как весной 2018-го года заявил Риота Ишида, высокопоставленный сотрудник японского министерства обороны, до 58 машин рано или поздно будет поставлено на вооружение «в долгосрочной перспективе», сейчас же планов увеличить количество самолётов противолодочной обороны у Японии нет.

    Так или иначе, Kawasaki Р-1 это уникальная программа, которая ещё оставит свой след в японской морской авиации. И вполне возможно, что этот самолёт ещё и повоюет.

    Знать бы, против чьих подводных лодок.

    Важным элементом авиации военно-морского флота являются противолодочные патрульные самолеты. Машины разных типов, несущие специальное поисковое оборудование и вооружение, должны вести патрулирование, искать субмарины противника и, при необходимости, атаковать их. Существующая группировка противолодочных самолетов в составе российской морской авиации уже не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, и потому ведется модернизация имеющейся техники. Кроме того, авиационная промышленность занимается созданием новых образцов.

    По известным данным, в настоящее время ВМФ России располагает несколькими подразделениями, на вооружении которых состоят противолодочные самолеты ряда типов. Так, справочник The Military Balance от организации International Institute for Strategic Studies за прошлый год указывает на существование трех эскадрилий, укомплектованных самолетами Ил-38. Еще две эскадрильи эксплуатируют машины типа Ту-142. Также одно из подразделений продолжает эксплуатацию нескольких противолодочных самолетов-амфибий модели Бе-12.

    Модернизированный Ил-38Н на авиабазе морской авиации

    Тот же справочник приводил следующие данные по численности российских противолодочных самолетов. Указывалось, что на флоте служит 16 самолетов Ил-38 и 6 модернизированных Ил-38Н. Численность самолетов семейства Ту-142 разных модификаций определялась в 22 единицы. Также упоминалось наличие трех Бе-12. Итого, по зарубежным подсчетам, на начало прошлого года российская противолодочная авиация имела менее полусотни самолетов со специальным оборудованием и вооружением. Необходимо отметить, что данные из отечественных источников говорят о большем количестве самолетов – не менее 80 единиц.

    Новелла об Ил-38

    Согласно иным источникам, российский флот располагает большим количеством самолетов Ил-38. До недавнего времени морская авиация имела порядка 50-55 таких машин в базовой конфигурации. Значительная часть таких машин продолжает службу, однако определенная доля самолетов прошла модернизацию и теперь показывает более высокие характеристики, а также отличается повышенным потенциалом в контексте решения боевых задач.

    Следует отметить, что разработка проекта модернизации самолетов Ил-38 стартовала еще в восьмидесятых годах прошлого века. В рамках проекта с шифром «Новелла» были выполнены некоторые работы, но вскоре новый противолодочный комплекс остался без будущего. В связи с экономическими проблемами российский флот не мог заказать строительство новых самолетов или модернизацию имеющейся техники по перспективному проекту.

    Впрочем, вскоре был найден другой заказчик. Модернизацией Ил-38 заинтересовались ВМС Индии. Был подписан контракт, в соответствии с которым шесть индийских самолетов были обновлены до версии Ил-38SD (Sea Dragon – название обновленного комплекса бортового оборудования).

    Лишь в конце двухтысячных годов новым проектом модернизации противолодочных самолетов заинтересовалось российское военное руководство. Результатом этого стало появление заказа на серийную модернизацию имеющихся самолетов до состояния Ил-38Н («Новелла»). К 2015 году удалось отремонтировать и обновить 5 имеющихся машин, и работы продолжаются. Модернизированные самолеты поставляются ежегодно.

    Ранее утверждалось, что в рамках существующего заказа до конца десятилетия морская авиация должна будет получить 28 модернизированных Ил-38Н. В последние годы планы были изменены. Теперь предполагается около 30 существующих самолетов, однако работы по такому заказу продлятся до 2025 года. Так или иначе, в обозримом будущем значительная доля состоящих на вооружении Ил-38 пройдет ремонт с восстановлением технической готовности, а также получит новую аппаратуру.

    Суть модернизации самолетов Ил-38 по проекту с литерой «Н» состоит в замене поисково-прицельного комплекса «Беркут-38» новой системой «Новелла-П-38». В состав последней входят только современные комплектующие, что приводит к понятным результатам. По данным разработчиков проекта Ил-38Н, новый поисково-прицельный комплекс позволяет в четыре раза повысить производительность самолета при поиске подлодок. Кроме того, повышены основные характеристики бортовой аппаратуры, влияющие на решение основных задач.


    Ил-38 до ремонта и модернизации

    Характерной особенностью самолета Ил-38Н является сохранение противолодочных возможностей при появлении или улучшении иных функций. Так, наличие радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой позволяет искать и сопровождать надводные или воздушные цели. Крупные надводные корабли могут быть замечены на дистанции до 320 км, самолеты – до 90 км. Автоматика способна сопровождать до 32 целей одновременно. Следует отметить, что именно РЛС комплекса «Новелла-П-38» является самым заметным новшеством модернизированного самолета. Ее антенны помещаются в многоугольном кожухе, расположенном на крыше фюзеляжа.

    После модернизации самолет сохраняет возможность использования гидроакустических буев разных классов и типов. В зависимости от поставленной задачи, Ил-38Н способен нести различные торпеды и противолодочные бомбы, как свободнопадающие, так и корректируемые. Общая масса боевой нагрузки – до 5 тонн.

    Программа модернизации самолетов Ил-38 продолжается и приносит плоды. Так, в июле прошлого года начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин рассказал, что к тому времени процедуру глубокой модернизации прошло 60% имеющегося парка Ил-38.

    Противолодочные «Медведи»

    Немаловажным элементом противолодочной авиации военно-морского флота России являются самолеты разных модификаций семейства Ту-142. В эксплуатации остается менее трех десятков машин модификаций Ту-142МР и Ту-142М3. Самолеты этих типов оснащаются значительным количеством специального оборудования, используемого при поиске подводных лодок. Для этих целей применяются бортовые устройства и сбрасываемые гидроакустические буи. Характерной чертой самолета Ту-142МР, способного осуществлять связь со своими подлодками, является сверхдлинноволновая радиостанция с тросовой антенной длиной 8600 м. Большая дальность полета, увеличиваемая за счет дозаправки в воздухе, способна обеспечить работу самолетов на отдалении от баз.

    Весной 2015 года было объявлено о намерениях министерства обороны отремонтировать и модернизировать имеющиеся самолеты семейства Ту-142. Сообщалось, что новый проект модернизации должен будет затронуть преимущественно бортовую радиоэлектронную аппаратуру. Планировалось заменить поисково-прицельный комплекс, доработать навигационное оборудование и установить новые приборы управления вооружением.

    Согласно сообщениям недавнего прошлого, модернизацию должны были пройти самолеты обеих модификаций, остающихся в эксплуатации. Обновленную технику предлагалось отметить дополнительной литерой «М» в названии. Таким образом, после модернизации самолеты Ту-142МР должны были называться Ту-142МРМ, а Ту-142М3 превращались в Ту-142М3М.


    Ту-142 на аэродроме

    В середине 2016 года стали известны некоторые подробности проекта Ту-142МРМ. Так, в соответствии с заказом командования ВМФ, модернизированные самолеты должны были сохранить возможность связи с подлодками, а также получить новые функции. С помощью перспективного оборудования предлагалось обеспечить возможность передачи данных на баллистические ракеты подводных лодок «Булава», а также на изделия семейства «Калибр». Прежде всего, эти функции планировалось использовать для выдачи целеуказания летящей ракете.

    На проведение работ по ремонту и модернизации существующей техники планировалось затратить около 4-5 лет. При этом речь шла о модернизации всего парка самолетов. Таким образом, к началу следующего десятилетия в морской авиации могли бы эксплуатироваться около 30 самолетов Ту-142 с продленным ресурсом и новым оборудованием. Разработка проекта модернизации поручалась нескольким предприятиям российской авиационной промышленности. Работы с техникой возлагались на ТАНТК им. Г.М. Бериева.

    Противолодочный самолет будущего

    В середине прошлого года начальник морской авиации флота генерал-майор И. Кожин рассказал о планах военного ведомства по развитию группировки противолодочных самолетов. Согласно существующим планам, в будущем флот должен будет получать не только модернизированные машины, но и технику новых типов. Более того, разработка перспективного противолодочного патрульного самолета уже началась.

    Ранее утверждалось, что командование ВМФ желает получить не просто самолет с противолодочным оборудованием и вооружением, но унифицированную платформу. На базе такого универсального самолета можно будет строить машины того или иного назначения с определенной специализацией. Появление такого многоцелевого самолета позволит провести замену всей существующей техники нескольких типов. По оценке генерала Кожина, во многих вопросах перспективный отечественный самолет будет превосходить зарубежную технику своего класса.

    Любопытно, что уже в июле 2017 года И. Кожин говорил не только о самом факте разработке нового проекта. Начальник морской авиации также отметил, что работы по созданию патрульного самолета следующего поколения уже близятся к завершению. Впрочем, никакие технические особенности такого проекта, представляющие особый интерес для специалистов и общественности, не уточнялись.

    В последний раз разработка перспективного противолодочного патрульного самолета упоминалась официальными источниками несколько недель назад. Не так давно Объединенная авиастроительная корпорация выпустила очередной номер корпоративного журнала «Горизонты». В нем была опубликована новая статья «Ищейки» подлодок», посвященная текущим работам по обновлению самолетов Ил-38 и дальнейшему развитию противолодочной авиации.

    В контексте обновления парка техники журнал вновь привел высказывания генерал-майора И. Кожина, сделанные еще в июле прошлого года. Цитируя командующего, издание «Горизонты» не привело никакой новой информации о разрабатываемом проекте. Оно напомнило о желании командования создать унифицированную платформу и об ожидавшемся скором завершении конструкторских работ. Новые сведения, равно как и технические подробности проекта не были опубликованы. Однако одно только напоминание о перспективном самолете вызвало определенное оживление в соответствующих кругах.


    Ту-142 в воздухе

    Сроки завершения опытно-конструкторских работ и начала поставок серийных самолетов нового типа пока не уточнялись. Если в середине прошлого года авиационная промышленность действительно завершала разработку нового проекта, то первая опытная машина перспективной модели может подняться в воздух в течение нескольких следующих лет – в том числе до конца десятилетия. На испытания и доводку проекта уйдет несколько лет, после чего можно будет запускать серийное производство.

    Патрульный самолет нового типа сможет пойти в серию не ранее середины двадцатых годов. Примечательно, что именно к этому времени предполагается завершить обновление большей части имеющихся Ил-38. Таким образом, в течение определенного времени перспективная машина и новые Ил-38Н будут служить вместе. Замена Ил-38Н и модернизированных Ту-142 состоится только в отдаленном будущем.

    О количестве требуемых противолодочных патрульных самолетов пока говорить рано. На данный момент морская авиация, по отечественным данным, имеет не менее 80-85 подобных машин нескольких модификаций. Для их полноценной замены понадобится массовое серийное производство новой техники, возможно, в сопоставимых количествах. Пока остается только гадать, к какому времени авиационная промышленность сможет передать вооруженным силам такое число самолетов.

    Темное прошлое и светлое будущее

    Всего несколько лет назад текущее состояние противолодочной авиации военно-морского флота России вызывало справедливые опасения. Основу группировки подобной техники составляли машины Ил-38, оснащенные устаревшим поисково-прицельным комплексом «Беркут-38». Модернизация, запланированная еще в восьмидесятых годах, не была проведена своевременно, что заметным образом ухудшило потенциал противолодочной обороны в целом. Ситуация с самолетами Ту-142 портилась в основном из-за постепенного сокращения количества подобных машин.

    К счастью, министерство обороны сумело изыскать возможности и ресурсы для обновления важнейшей составляющей ВМФ. Был дан ход проекту «Новелла», предусматривавшему глубокую модернизацию существующих Ил-38. Чуть позже стартовала разработка проектов обновления самолетов семейства Ту-142. Наконец, уже ведется разработка нового самолета, которому предстоит сначала дополнить, а затем и заменить существующие машины.

    В настоящее время наблюдается постепенная модернизация парка противолодочных самолетов, осуществляемая за счет ремонта и обновления наличной техники. Такой подход будет использоваться, как минимум, до середины двадцатых годов. Позже начнется строительство совершенно новых машин. Нельзя исключать, что в течение некоторого времени строительство новых и обновление существующих самолетов будут идти параллельно. Затем все усилия промышленности будут сосредоточены только на строительстве перспективной техники.

    События последних лет и планы на ближайшее будущее наглядно показывают отношение командования к развитию противолодочной авиации. Уже запущен ряд важных проектов, а также определен список дальнейших работ. Таким образом, с каждым годом потенциал российской группировки противолодочных самолетов будет расти. После длительного периода сомнительных перспектив перед этой составляющей морской авиации открывается светлое будущее.

    По материалам:
    http://uacrussia.ru/
    http://ria.ru/
    http://tass.ru/
    https://tvzvezda.ru/
    http://armstrade.org/
    «Ищейки» подлодок // Горизонты. Объединенная авиастроительная корпорация, 2017. №4.

    Ил-38 является противолодочным самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1961 году.

    История создания Ил-38

    Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР. В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок. В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район. Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

    Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18 . Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку. В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты. В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

    Новый самолёт, который получил название Ил-38, создавался быстро, и первый его опытный образец уже был построен к осени 1961 года. В сентябре того же года был осуществлён первый полёт Ил-38. В воздухе машина показала себя хорошо: она была устойчива, легко шла на взлёт и посадку.

    Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

    • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
    • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
    • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
    • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.

    Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

    С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования. Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта. В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

    Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования. Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М. Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

    Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264». Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

    Однако в 1980-е годы было принято решение всё же провести работы по модернизации Ил-38 ввиду его морального устаревания. В этой связи специально для Ил-38 была оборудована система «Изумруд», которая отличалась большей надёжностью и устойчивостью. В итоге из всего количества самолётов было модернизировано лишь 12.

    Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России. Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России. Всего по состоянию на конец ноября 2019 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

    Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

    Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

    Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38». Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М. Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

    Лётно-технические характеристики Ил-38:

    • Экипаж, чел. – 7
    • Длина, м – 40
    • Размах крыла, м – 37,4
    • Высота, м – 10,1
    • Площадь крыла, м² – 140
    • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
    • Колея шасси, м – 9
    • Масса пустого, кг – 34 700
    • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
    • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
    • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
    • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
    • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
    • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
    • Диаметр винта, м – 4,5
    • Масса двигателя, кг – 1040
    • Лётные характеристики:
    • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
    • Боевой радиус, км – 2200
    • Техническая дальность, км – 9500
    • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
    • Длина разбега, м – 1700
    • Длина пробега, м – 1070
    • Нормальная, кг – 5430
    • максимальная, кг – 8400
    • Бомбы: противолодочные:
    • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
    • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
    • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
    • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
    • Морские мины: АМД-2

    Модификации Ил-38

    За всю историю разработки и использования Ил-38 были созданы три его модификации:

    • Ил-38 — базовая модель самолёта, оснащённая бортовой вычислительной системой «Пламя-264» и поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
    • Ил-38SD — модификация Ил-38, оснащённая прицельно-поисковым комплексом «Новелла» и более усовершенствованной бортовой вычислительной системой. Находится на вооружении ВМФ Индии.
    • Ил-38Н — модель самолёта, практически не отличающаяся от Ил-38SD, находящаяся в составе ВМФ России .

    Достоинства и недостатки Ил-38

    Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

    Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом. Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения. Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

    Однако для первых самолётов Ил-38 существовал главный недостаток, который по сути сводил на нет их противолодочное назначение – аппаратура отличалась своим несовершенством. Так, самолёт мог пролетать лишь 1,5 часа, прежде чем поисково-прицельный комплекс выходил из строя. Воевать такой самолёт не мог.

    Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

    Заключение

    В настоящее время Ил-38 находится на вооружении ВМФ России. Однако ввиду того, что разработан он был ещё в начале 60-х, моральное устаревание самолёта всё же постепенно берёт своё. В этой связи уместно сделать вывод, что скоро (в пределах 10-15 лет) противолодочный самолёт Ил-38 будет заменён другими, более современными моделями.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    На данный момент основу российской патрульной и противолодочной авиации составляют самолеты Ил-38 и Ту-142. Существуют и реализуются проекты ремонта и модернизации такой техники, позволяющие продлить срок ее службы с заметным ростом боевого потенциала. При этом уже сейчас идут работы по созданию перспективного противолодочного самолета, которому в будущем предстоит заменить существующую технику. На днях появились новые сведения о таком проекте, в некоторой мере дополняющие имеющуюся картину.

    Несколько дней назад пресс-служба Авиационного комплекса «Ильюшин» разослала новый пресс-релиз, рассказывающий о текущих работах в области военной авиации. Утверждается, что в настоящее время авиастроительная организация в инициативном порядке изучает возможность создания нового противолодочного самолета. Предварительная проработка такого проекта предусматривает, среди прочего, выбор подхода к его разработке и последующему строительству.

    Согласно пресс-релизу, специалисты «Ильюшина» рассматривают возможность создания нового противолодочного самолета на базе одной из имеющихся машин собственной разработки. Параллельно прорабатывается альтернативная версия проекта, предусматриваются создание совершенно новой воздушной платформы, не имеющей прямой связи с существующими проектами.

    Пока речь идет только о поиске оптимальных путей развития противолодочного направления, а также о выборе подхода к проектированию. Большая часть технических подробностей проекта еще не определена. Кроме того, пока отсутствует заказ от министерства обороны, в соответствии с которым должна будет начаться разработка полноценного проекта. Как следствие, в настоящее время рано говорить даже о примерных сроках появления перспективного самолета.

    Впрочем, существующая ситуация в области морской авиации все еще позволяет оборонной промышленности работать с оптимальными темпами и без спешки. Такая обстановка позволит проработать и определить лучший облик противолодочного самолета и – при получении официального заказа – в установленные сроки наладить его строительство

    Необходимо напомнить, что обновление парка противолодочных самолетов в последние годы неоднократно становилось темой новых сообщений. Так, еще в середине 2015 года командование морской авиации ВМФ России говорило о планируемой на будущее замене некоторых образцов техники. Тогда речь шла о замене морально устаревших самолетов Ил-20 и Ил-38 перспективным образцом с требуемыми характеристиками и возможностями.

    Согласно сообщениям 2015 года, к началу 2016-го предполагалось выбрать новый самолет для оснащения морской авиации в будущем. Следующие несколько лет планировалось потратить на разработку необходимых проектов, а также на строительство и испытания опытных образцов. К 2020 году перспективная платформа, оснащенная тем или иным оборудованием для решения разных задач, должна была войти в строй. Считалось, что новый самолет сможет заменить все существующие машины патрульного назначения.

    В течение некоторого времени новые сообщения о развитии патрульной противолодочной авиации не появлялись. Только в начале 2018 года Объединенная авиастроительная корпорация рассказала о некоторых текущих работах и полученных успехах. Как оказалось, предприятия ОАК на тот момент завершали работы по созданию противолодочного самолета нового поколения. В обозримом будущем ожидается официальный заказ со стороны военного ведомства, который позволит выполнить новые этапы важной программы.

    Напомним, в настоящее время основой противолодочной авиации военно-морского флота являются патрульные самолеты Ил-38 и Ту-142. Эти машины отличаются большим возрастом и достаточно давно перестали в полной мере отвечать современным требованиям. Как следствие, запланированы или выполняются работы по ремонту и модернизации техники, благодаря которым имеющиеся машины не просто улучшают свое состояние, но получают новые возможности. Часть парка морской авиации уже прошла модернизацию, тогда как другим самолетам пока только предстоит получить новую аппаратуру.

    В конце прошлого десятилетия промышленность получила заказ на модернизацию техники строевых частей по проекту Ил-38Н «Новелла». За первые несколько лет, к 2015 году, по такому проекту перестроили пять машин. Затем ремонт и обновление прошли еще несколько. Согласно актуальным планам, модернизация морально устаревших Ил-38 будет продолжаться до середины двадцатых годов; ее пройдет около 30 самолетов. Летом прошлого года начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин заявил, что модернизацию уже прошло 60% имеющихся Ил-38.

    В рамках проекта с литерой «Н» самолет Ил-38 получает новый прицельно-поисковый комплекс «Новелла-П-38», построенный на основе современных комплектующих. Заявлен четырехкратный рост эффективности при поиске подлодок в сравнении со старым комплексом «Беркут-38». Также получены некоторые новые возможности и улучшен ряд характеристик. После модернизации самолет сохраняет возможность несения и применения торпед или глубинных бомб с максимальной боевой нагрузкой до 5 т.

    Несколько лет назад военное ведомство приняло решение о продолжении эксплуатации патрульных самолетов семейства Ту-142, для чего следовало выполнить их модернизацию. В 2015 году появились официальные сообщения о грядущем ремонте такой техники. Процедуры восстановления технической готовности с одновременной заменой аппаратуры должны были пройти все самолеты Ту-142МР и Ту-142М3. При этом они должны были получить обновленные обозначения Ту-142МРМ и Ту-142М3М соответственно.

    По известным данным, проекты модернизации техники семейства Ту-142 предусматривали использование новой аппаратуры связи и управления. В частности, планировалось сохранить приборы для связи с подводными лодками, но одновременно с этим расширить их возможности. Новая аппаратура должна была обеспечивать связь с современными баллистическими и крылатыми ракетами флота. С помощью такой функции планировалось выдавать целеуказание уже запущенным ракетам.

    Проекты Ту-142МРМ и Ту-142М3М не предусматривают кардинальную перестройку самолетов, и потому на их реализацию отводилось не более пяти лет. Согласно данным 2015 года, к концу текущего десятилетия в строй могли бы вернуться три десятка обновленных самолетов с новыми функциями.

    Текущие проекты модернизации завершатся в 2020-25 годах и позволят сохранять имеющуюся технику в строю в течение длительного времени. Тем не менее, уже сейчас командование морской авиации и промышленность планируют замену существующих самолетов при помощи совершенно новой машины. Согласно последним сообщениям, работы по такому проекту продолжаются, но сроки его завершения все еще остаются неизвестными. Предварительная проработка самолета осуществляется в инициативном порядке, что накладывает на нее известные ограничения.

    Несколько дней назад Авиационный комплекс «Ильюшин» раскрыл рассматриваемые подходы к созданию новой техники. По официальным данным, изучается возможность строительства противолодочного самолета будущего на одной из существующих платформ или разработки совершенно новой машины. Эта информация не раскрывает подробности проекта, но все же может стать поводом для прогнозов и оценок.

    Как неоднократно упоминалось в прошлом, одна из главных проблем имеющихся машин Ил-38 и Ту-142 кроется в моральном и физическом устаревании. Эти самолеты разрабатывались на базе существующих образцов и строились в отдаленном прошлом. Так, основой для Ил-38 стал пассажирский самолет Ил-18, а Ту-142 разрабатывался на базе бомбардировщика Ту-95 одной из старых модификаций. Самые новые из этих самолетов были построены в начале девяностых годов. Весьма старые базовые платформы и значительный возраст техники могут негативным образом сказываться на ее технических, эксплуатационных и боевых качествах.

    Очевидным решением такой проблемы является перенос современной аппаратуры с, например, Ил-38Н на планер подходящего типа. В недавнем прошлом высказывались оценки о возможности создания перспективного противолодочного самолета на базе пассажирского Ил-114-300. Последний в существующей ситуации действительно может быть удачной базой для специализированной военной машиной. Более того, насколько известно фирма «Ильюшин» в свое время прорабатывала возможность использования платформы Ил-114 для строительства нового противолодочного самолета.

    Однако следует заметить, что гипотетический патрульный самолет на основе Ил-114, оснащенный, к примеру, комплексом «Новелла», сможет стать заменой только для устаревающего Ил-38. Равноценная замена машин семейства Ту-142 попросту исключается. Из-за в разы меньшего взлетного веса Ил-114 не сможет взять на борт всю их аппаратуру и, как следствие, не получит некоторые важнейшие возможности. Впрочем, подобные проблемы могут быть частично решены за счет использования современного приборного оснащения, отличающегося от устаревших систем малыми габаритами и весом при, как минимум, сравнимой производительности.

    Альтернативой использованию Ил-114 может стать разработка совершенно новой специализированной платформы. Естественно, это лишит проект очевидных преимуществ, но при этом позволит конструкторам обойтись без компромиссных решений и получить все желаемые результаты. Одновременно с этим не исключается унификация с другими образцами техники.

    Командование морской авиации уже упоминало свои планы на отдаленное будущее. Перспективный противолодочный самолет, проработка которого ведется в настоящее время, со временем станет основой патрульной авиации. В отдаленном будущем даже модернизированные Ил-38Н, Ту-142МРМ и Ту-142М3М выработают свой ресурс и не смогут продолжать службу. К этому моменту строевые части должны будут освоить новую технику, и последующие ее поставки обеспечат замену списываемых самолетов.

    Согласно новостям последних месяцев, министерство обороны намерено не только модернизировать имеющиеся патрульные самолеты, но и строить совершенно новые. Параллельно с ремонтом и обновлением существующих машин ведется разработка перспективного образца. Этот проект пока прорабатывается в инициативном порядке и без официального заказа, но уже в ближайшее время могут появиться все необходимые документы. После этого промышленность приступит к полномасштабным работам.

    Текущие проекты создаются с заделом на отдаленное будущее. Точные сроки появления перспективного противолодочного самолета пока не уточнялись, но, вероятнее всего, он пойдет в серию не ранее середины следующего десятилетия. Серийные самолеты нового типа появятся нескоро, но уже сейчас начата работа по их созданию. Это означает, что и в ближайшем, и в отдаленном будущем морская авиация сохранит возможность поиска и уничтожения современных подлодок вероятного противника.

    По материалам сайтов:
    http://ilyushin.org/
    http://redstar.ru/
    https://rg.ru/
    http://tass.ru/
    https://tvzvezda.ru/