Предлагается краткая характеристика возрастных особенностей:

Дети младшего возраста любознательны, подвижны, активны, но быстро утомляются, поэтому необходима быстрая смена деятельности. У детей этого возраста велик авторитет старших, они пытаются во всем подражать им, с удовольствием играют, рисуют, лепят. Однако надо помнить, что за ними надо следить очень внимательно, поскольку они быстро утомляются, перегреваются и переохлаждаются. Они мало что знают и умеют. Особенно внимательно надо следить за их играми на воде.

Дети среднего возраста отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью и даже конфликтностью. Они легко увлекаются игрой, соревнованием, творческим делом. Однако важно удержать этот интерес яркими мероприятиями, интересными делами.

Дети подросткового возраста по характеристике поведения одновременно более интересны и сложны. В этом возрасте начинается половое созревание, идет перестройка всего организма. Эта категория детей хочет показаться всем окружающим взрослыми, однако интересы и возможности пока еще детские. Подростки нуждаются в деятельности, чтобы израсходовать свою неуемную энергию. Однако часто предложения старших воспринимают скептически, поэтому увлечь их гораздо труднее. Зато они с удовольствием танцуют на дискотеках, общаются со сверстниками, участвуют в конкурсах красоты и других мероприятиях. Подростков нужно включать в разработку мероприятий, подготовку и проведение игр и соревнований, доверяя им роль лидера.

В соответствии с возрастом могут предлагаться разные формы проведения досуга: беседы, веселые часы, викторины, дискотеки, карнавалы, конкурсы (эрудитов, вралей, почемучек, девочек, мальчиков, загадок, песен, рисунков, поделок и т. д.), концерты, мастерилки, олимпиады, пикники, соревнования, турниры, шоу, экскурсии и т. д.

Несколько дней отдыха можно сделать тематическими. В такой день все досуговые мероприятия должны посвящаться одной теме. Некоторые анимационные мероприятия для детей целесообразно проводить вместе с родителями. Например, не-плохо по окончании отдыха показать родителям, чему научились дети за время отдыха - устроить концерт, конкурс, шоу или другое заключительное мероприятие, которое можно снять на фото- и видеопленку и вручить в качестве призов или подарков родителям.

Чтобы детям было интереснее и веселее, ведущие могут переодеваться в костюмы клоунов, пиратов, индейцев и т. п. Аниматоры мини-клуба занимаются также подготовкой и проведением детских шоу. Репетиции начинаются за неделю. Главное -задействовать всех желающих, но навязывать детям что-то, если они этого не хотят, нельзя. Многие дети занимаются в танцевальных, спортивных, музыкальных кружках по месту жительства и имеют готовые номера. Это облегчает работу аниматоров. Тем детям, у которых нет специальной подготовки, предлагаются танцы с легкими движениями. Дети охотно исполняют песни под фонограмму, пародируя знаменитых певцов. В конце шоу на сцену приглашают всех детей, они исполняют клубный танец, после чего им вручают большой торт.

Подготовка к заключительному анимационному мероприятию требует много времени, сил, энергии, но зато и отдача от него большая, поскольку родители с огромным удовольствием наблюдают за выступлениями своих чад, повзрослевших, загоревших, научившихся играть на сцене, танцевать или освоивших какие-либо другие умения и навыки. Родители всегда будут до-вольны проведенным отдыхом, если он понравился ребенку.

Дети тоже получают дополнительную мотивацию, узнав, что им доверят выступать на сцене, как настоящим артистам, в красивых костюмах, что они будут соревноваться и смогут показать свои умения, после чего еще будут вознаграждены подарками, призами и симпатией зрителей.

Поскольку большое значение в анимационных программах для детей имеют тематические дни и подготовка к ним, остановимся подробнее на одном из них.

Технология создания анимационной программы

Под технологией создания анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты.

Технология создания и реализации анимационных программ для молодежи, как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем. Рассмотрим каждую из них:

1. Организационная - организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;

2. Инструкторско-методическая - создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

3. Режиссерская - распределение ролей, составление планов репетиций, постановка спектакля, шоу;

4. Техническая - подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т.д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.

Технологический процесс создания анимационных программ

включает следующие элементы:

Объект деятельности - обслуживаемые туристы, население (группы и отдельные личности);

Субъект деятельности - руководитель, специалист анимационной службы;

Собственно анимационная деятельность со всеми ее компонентами - процесс взаимодействия субъекта на объект.

Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве взаимодействий и образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди (туристы, гости, отдыхающие). Все предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому специалистам-аниматорам надо знать эти потребности, изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы молодежи. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата и на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию.

Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемых товар и стать участником анимационной программы.

Своих гостей аниматоры должны знать еще до их заезда. Понимать какая группа приехала, сколько там детей и каких возрастов. Удобно будет, если для детей будут заготовлены бейджики с именами (в виде например военных жетонов для мальчиков и бабочек для девочек), которые остаются у детей и после выезда как напоминание об отдыхе.

Анимация для детей разного возраста должна существенно отличаться. Минимальный возраст, для которого должна начинаться анимация - возраст начала самостоятельного передвижения на ногах, то есть примерно с 1 года. Далее возрастная группа с 2-х до 5, с 5 до 7, с 7 до 12, и далее подростковая группа.

Основные направления анимации - игровая и творческая. Если говорить о творчестве, то спектр занятий крайне широк - гончарные, кожные поделки, работа с бумагой, расписывание деревянных фигурок, приготовление тортов, и, конечно же, рисование. Здорово, если творческие занятия заканчиваются конкретными поделками, которые дети могут увести с собой в качестве сувенира. Тем более, что бумага, карандаши, дерево, гуашь и прочие аксессуары достаточно не дороги. Помимо развития ребенка эти поделки играют и маркетинговую роль - после приезда домой они показываются родителями своим друзьям, рассказывают как отдыхали. При этом не лишним будет на всех этих листочках, поделках, вышивках плетениях и т.д. оставлять бирку.

Для комнатной анимации лучше иметь отдельное помещение. Может быть на веранде, может быть со стеклянной (но звуконепроницаемой) перегородкой, в любом случае нужен простой доступ от родителей к детям, чтобы свести к минимуму переживания родителей о том, что ребенок не находится у них под присмотром.

Чем заниматься с детьми в детской комнате? Тем, что обычно им запрещают делать в обычной жизни! Кидаться подушками, прыгать на батутах, пачкать друг друга краской (в специальных футболках конечно). Надпись «Запрещено запрещать» будет к месту в таком заведении. Если организовать это в виде игр, можно доставить ребенку массу удовольствия и он захочет вернуться к вам еще не раз, потому что ни в каком другом месте он не переживет эту гамму эмоций от участия в запретном.

Ведь большинство запретов связаны не с опасностью для детей (мы конечно согласны с такими запретами), а с неудобством для родителей. Покидались подушками - нужно убрать в комнате и покупать новые подушки. То же самое с краской, громкими песнями и шумом, и т.д. В правильно организованном, специально предназначенном для таких безумств месте, все это можно проделать безопасно и выплеснуть наконец так долго копившееся желание ни в чем себя не сдерживать!

Тайминг и география анимации должны следовать по пятам за родителями. Где родители - там должны быть развлечения и занятия для детей. Анимация начинается с завтрака. Дети, как правило, едят за 5-10 минут, взрослые - 30-50 минут, даже на завтраке. Ведь они на отдыхе, в конце концов и спешить им некуда. Сразу после того, как дети позавтракали аниматоры начинают их занимать. Но ни в коем случае нельзя занимать их активными играми, ведь после завтрака семья обычно выходит на прогулку. Так что дети не должны быть взмокшими и раззадоренными. Подготовку к прогулке лучше провести за спокойными играми (рисование, кубики, чтение).

После завтрака, семья выходит на прогулку в эпицентр вашего отеля (гульбище, причал, парк). Соответственно, и анимация переносится ближе к родителями. Если это каток - обучение детей катанию на коньках, если горка - на лыжах, если гамаки в парке - детская площадка рядом. Где бы ни находились родители, рядом должна быть какая-нибудь возможность для детской движухи. Это может быть например творчество на природе (мастерская из дерева для мальчиков, собирание желудей для поделок у девочек), так и игры на природе. В любом случае, анимация следует за семьей.

Это должна быть ненавязчивая анимация, в особенности днем не нужно никаких объявлений о сборе группы, о празднике в определенное время и т.д. Объявления по общему радио создает ненужный шум, база должна жить под ненавязчивую фоновую музыку или вообще в тишине. Зоны детской анимации должны быть очевидно выделены так, чтобы любой человек понял функциональное назначение этого места. Веранды, детские площадки, оформленные в соответствующем стиле, а тем более с играющими на них детьми, дадут понять что здесь есть развлечения для детей и без дополнительным объявлений. Кроме того, специальное объявление о мероприятии может дать и отрицательный эффект. Ведь любое ожидание чего-либо создает дополнительную иллюзию грандиозности предстоящего события. Это правильный эффект, если у вас действительно подготовлено грандиозное мероприятие. Если же это, например, рядовая игра в день рождения крокодила Гены, куда ребенок просится, терзает родителей опоздаем-не опоздаем, а придя, увидел еще трех детей с куклой Геной и без торта (а что за день рождения без торта), ребенок разочаруется. Пусть лучше этот торт появится вдруг, и ребенок внезапно окажется на дне рождения Гены, тогда даже самая минимальная подготовка создаст эффект естественного праздника.

Сбор групп должен происходить естественно, поэтому основная задача аниматора на первых порах - подружить детей. Тогда они сами будут приходить к вам уже готовыми группами. Кроме того, как побочный эффект такой дружбы - они могут самостоятельно играть на детских площадках, дав немного передохнуть аниматорам, просто присматривая за ними.

Во время обеда и после него анимация стихает, дети готовятся к послеобеденному сну, активные игры сходят на нет, база на послеобеденный час превращается в сонное царство. Соответственно, вечерняя анимация должна начинаться плавно, так как дети после сна приходят немного заторможенные, еще не проснувшиеся.

Что касается вечерней анимации, то оптимальным ее завершением может быть какое-то мероприятие, концерт, выступление мини-цирка, музыкантов и т.д., после завершения которого дети понимают, что день закончился и пора отправляться спать. Таким логичным завершением дня вы поможете и родителям, которым каждый вечер тяжело убедить ребенка в том, что игры нужно завершать и готовится ко сну. Завершение мероприятия для всех детей одновременно не даст никому повода продолжать игры с оглядкой на воон того мальчика, который еще вовсю бегает. После окончания концерта все дети, забирая с собой все свои поделки и впечатления, синхронно уходят спать.

Следующий день проходит примерно также. Но, учитывая, как правило, несколько дневное пребывание, необходимо иметь разную программу внутри каждого часа анимации, при этом сохраняя одинаковый режим.

Для определения сущности профессиональной деятельности менеджеров- аниматоров необходимо более подробное рассмотрение понятия «досуг», соотнесение этого понятия с понятиями рекреации и отдыха и выяснения понимания культуры досуга.

В Советском энциклопедическом словаре досугу дается такое определение: «Досуг (свободное время) - это часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года) остающегося у человека (группы, общества), за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино), занятия спортом; любительские занятия, игры см с детьми; общение с другими людьми».

Культурный досуг способен сформировать в обществе достойную среду воспитания нравственности и гармонически развитой личности. Однако клубы, центры, гостиницы, тематические парки, санаторно -курортные комплексы, дома отдыха и туристские базы нуждаются в организаторах досуга - аниматорах, которые должны уметь общаться с людьми, планировать досуг, предлагать туристам и отдыхающим большой выбор интересных, увлекательных анимационных шоу-программ.

В современных условиях есть потребность в организации качественно нового досуга, который смог бы заменить большое количество неформальных объединений и различных увеселительных заведений с сомнительной репутацией.

Если вооружить работников сферы туризма интересными и увлекательными анимационными шоу- программами, учитывающими возрастные и психологические особенности, традиции, то это позволит сделать туризм в нашей стране действительно массовым, способным вовлечь в свою сферу все слои населения, в том числе и семьи с детьми.

В настоящие время необходимы следующие условия для внедрения анимационной деятельности в туристскую деятельность:

Разработка основных требований к развитию методического обеспечения туризма разнообразными видами анимационной деятельности;

Специальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров - специалистов анимационной деятельности;

Разработка типовых сценариев разнообразных театрализованных мероприятий, праздников, шоу, корпоративных вечеров отдыха и циклов рекреационных занятий;

Разработка методов и форм вовлечения различных групп и слоев населения в создание инфраструктуры развлечения;

Формирование отраслевых заказов на внедрение анимационных программ обслуживания населения туристскими предприятиями, фирмами, объединениями.

Кадровое обеспечение процессов внедрения анимационной деятельности в санаторно - курортную деятельность включает:

Перестройку системы профессиональной ориентации руководителей туристских предприятий, фирм, объединений и организаций;

Подготовку и переподготовку специалистов, способных разрабатывать сценарии анимационных программ для туристских предприятий, фирм, объединений и организаций, их готовность к реализации процессов анимации.

Кроме того, необходимо создание отраслевого банка типовых сценариев анимационных программ на местах с учетом региональных особенностей.

Успех массового мероприятия зависит от многих факторов (Рис.2).

Рис.2.Схема условий успешного массового мероприятия (шоу- программы)

В связи с этим важнейшим становится вопрос подготовки квалифицированных кадров в сфере анимационного мастерства.

Анимационная команда придает большое значение тщательной подготовке праздников, рекламирует их проведение, оформляет сценическую площадку, шьет костюмы, делает декорации.

Сценаристу приходится осваивать большое количество литературных источников, чтобы создать интересный, необычный и оригинальный сценарий анимационного мероприятия. Особенно это сложно для тех, кто проходит курс лечения в санаторно - курортных комплексах различного направлений. В сценарии анимационных мероприятий важно включать конкурсы, интеллектуальные викторины, которые будут отражать направления лечения.

Требования к работникам анимационной команды:

1. Режиссер, сценарист, актеры, звукотехник, светорежиссер принимаются на конкурсной основе по результатам квалификационных испытаний и тестирований.

2. В анимационную команду включают аниматоров, владеющих различными языками, если происходит прием и обслуживание иностранных туристов.

3. Регулярно, по специальной программе должна проводиться профессиональная переподготовка работников туристского предприятия на курсах повышения квалификации. К работникам анимационной команды предъявляются особые требования: аниматоры должны владеть актерским мастерством, сценическим движением, культурой речи, иметь сценарии игровых программ для занятий с детьми и подростками, театрализованных шоу- представлений, вечеров отдыха.

4. Все работники должны быть одеты в форменную одежду и обувь установленного для данного санаторно - курортного предприятия образца, на одежде носить личный значок с эмблемой данного предприятия, указанием должности, фамилии, имени.

5. Работники анимационной команды должны быть внешне аккуратными, бодрыми и иметь подтянутый вид, быть вежливыми и предупредительными в отношениях с посетителями. В случае возникновения конфликтной ситуации любой работник санаторно - курортного предприятия должен обратиться к дежурному администратору, метрдотелю или директору предприятия.

Обучение и подготовка аниматоров санаторно-курортного предприятия включает:

Повышение образовательного уровня, издание специальных учебных материалов по вопросам обслуживания клиентов;

Современную работу с опытными аниматорами санаторно- курортных предприятий для овладения новыми методами анимационной работы, которая включает различные виды обслуживания и лечения.

Правильный подход к всестороннему обучению вносит значительный вклад в успех общего дела. Основная задача профессиональной подготовки аниматоров - научить их понимать нужды клиентов, иметь индивидуальный подход к каждому, удовлетворять желания клиента. Основные качества, которые учитываются при профессиональной подготовке аниматоров,- это: научить избегать нареканий со стороны клиентов, улаживать конфликтные ситуации, уходить от ошибок в обслуживании.

Профессиональное обучение аниматоров санаторно - туристских предприятий проводится постоянно. Для этого создаются специальные курсы обучения и повышения квалификации аниматоров.

Каждая программа обучения предполагает определение конкретных потребностей в обучении аниматоров и постановку конкретных целей. Поскольку всякое учение направлено на лучшее обслуживание гостей,программа фокусируется на подготовке и переподготовке работников анимации.

Каждый сотрудник должен понимать что, что индивидуальные задачи помогают бизнесу добиваться в целом более высокой прибыли. А увеличение бизнеса непосредственно влияет на увеличение заработной платы.

Однако многим аниматорам как творческим людям недостаточно только материального вознаграждения, их необходимо хвалить за проведение интересных мероприятий, творческие находки. Нужно обращать внимание на качество их работы - когда задание выполнено отлично или когда аниматор выходит за рамки своих профессиональных обязанностей, чтобы выполнить работу лучше.

Необходимо регулярно проводить собрания аниматоров, на которых они могли бы обсуждать, какие меры предпринимать, чтобы анимационные программы стали более интересными и привлекательными. Какие проблемы могут возникнуть и как действовать аниматорам, чтоб избежать этих проблем? Что говорят клиенты по поводу положительных и отрицательных сторон анимационной деятельности санаторно - курортного предприятия?

Важно регулярно проводить заполнение анкет, что поможет аниматорам творчески раскрыться, раскрепоститься.

В анимационной команде применяется линейная структура управления которая характеризуется тем, что все функции управления сосредоточены в линейных звеньях - каждый аниматор подчиняется шефу анимации и получает от него указания по вопросам анимационной деятельности. Это исключает получение аниматорами противоречивых и не связанных между собой указаний, повышает ответственность шефа анимации за результат анимационной работы[ 24, c.320-326].

Подобная структура максимально обеспечивает принципы единоначалия в управлении. При линейной структуре управления шеф анимации отвечает за весь объем работы анимационной команды и выполняет все функции управления. Для более слаженной работы требуется соблюдение следующих условий: минимальное количество ступеней управления; оптимальное количество руководителей и подчиненных.

Аниматоры с первого дня отдыха формируют у детей способность правильно, интересно использовать, организовать свой досуг. Аниматоры ненавязчиво предлагают дело, помогают в организации занятий, проведении культурно- развлекательных мероприятий, приучают детей к самостоятельности. Важно, чтобы дети принимали решения в вопросах подготовки, организации и проведении мероприятий самостоятельно. Аниматор лишь корректирует деятельность детского коллектива и направляет его в нужное русло. Необходимо проводить специальные маркетинговые исследования, на основе которых определяются пожелания детей, выявляются их интересы, определяются те моменты, которые больше всего волнуют детей перед поездкой на отдых. На основе результатов этих исследований строить программу таким образом, чтобы она удовлетворяла запросам ребенка (Таблица 2).

Таблица 2

Пожелания детей. Пример результатов исследований за 2009 год

В комнате творчества детям можно предложить занятия: рисование, выжигание, лепку из глины или пластилина, шитье, вязание, конструирование моделей самолетов, техники, выпиливание. Художественный руководитель (аниматор) поможет советом, подберет нужные репродукции художников, книги по искусству, пособия по конструированию,вышиванию.

Особое место в воспитании детей должен занимать анализ поведения детей в различных жизненных ситуациях, моделируемых аниматором в процессе проведения ролевых и деловых игр. Полезные упражнения формируют мировоззрение, нравственную силу, повышают интеллект.

Вовлекая детей в игровую деятельность, аниматоры учат их жить, строить свои отношения с окружающими, формируют моральные принципы поведения, обогащают запас чувств и впечатлений, создают основу для активации положительных эмоций, формируют ответственность личности, развивают творческий потенциал.

Детский туризм - явление многообразное. Он все шире используется как средство воспитания, укрепления здоровья, предоставления содержательного отдыха. Роль и место детско-юношеского туризма возрастают и благоприятствуют эстетическому воспитанию ребенка, развивают творчество, воспитывают воображение, способность воспринимать и ценить прекрасное, повышают культурный уровень, совершенствуют нравственно.

Анимационные занятия связаны со сменой привычной, повседневной обстановки, с продолжительным пребыванием на воздухе, с интенсивной физической нагрузкой (шейпинг, аэробика, спортивные танцы), которые закаляют организм, повышают работоспособность ребенка. Эмоциональная и интеллектуальная насыщенность анимационной программы, ее оздоровительный эффект, устойчивые межличностные связи делают занятия с аниматором продолжительным и постоянным увлечением. Анимационная деятельность развивает у детей такие нравственные качества, как честность, трудолюбие, коллективизм, взаимная поддержка; обязательность выполнения следующих требований: бережного отношения к природе, стремление приумножить ее богатство; соблюдение норм гуманности; бережного отношения к общественной собственности; передаче опыта младшим и оказания помощи слабым.

Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, занятия, входящие в сферу духовных интересов[ 35, c.71].

Классификация анимационных программ представлена в виде

таблицы 3.

Таблица 3

Классификация анимационных программ

Наименование программы

Характеристика

Спортивная анимация

Приобщает широкие слои населения к участию в соревнованиях по футболу, рыбной ловле, турнирах по шахматам, биллиарду, плаванию, теннису, конькам и другим спортивным состязаниям, несущим оздоровительную направленность

Развлекательная анимация

Предполагает литературные и музыкальные композиции, театральные постановки и конкурсы, сюжетно-игровые программы, тематические вечера, культурно-массовые мероприятия, кинофестивали, маскарадные карнавалы, праздники национальной кухни

Бизнес-анимация

Подразумевает организацию предпринимате-льской деятельности, выставок, маркетинговых мероприятий

Рекреационная анимация

Предлагает физические, психологические, интеллектуальные и релаксационные игры, развлечения, используемые для восстановления физических и умственных сил

Экскурсионная анимация

Подразумевает предоставление экскурсионной программы обслуживания с учебными и культурно- познавательными целями, узнать новое о неизвестном, углубить и расширить свои знания и представления об исторических событиях, культурных ценностях; повысить уровень знаний в ходе тура с познавательной мотивацией

В подготовке анимационных программ обслуживания следует учитывать такое понятие и свойство туристского продукта как гостеприимство. Без него самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности своих потребностей.

Гостеприимство в сфере туристской деятельности - это профессиональное требование, это искусство дать понять людям, что им рады. Такие факторы как гостеприимство, маркетинговые исследования, комфортность, безопасность, тематическая направленность, опыт и другое, складываются в целую комплексную систему, над которой постоянно работают люди и стараются усовершенствовать ее. И именно эта система обуславливает создание нужного, качественного, оптимального, психологически адаптированного, интересного и выгодного продукта под названием «анимационная программа».

Исходя из этого, можно сформулировать методические основы анимационного туроперейтинга:

Тесное взаимодействие оператора с центрами досуга и развлечений, организаторами фестивалей и карнавалов, а также активное включение данных мероприятий в программы обслуживания;

Составление сценариев отдыха (или мероприятий), учитывающих тематику и личностно-психологическое восприятие происходящего;

Реализация полного комплекса обслуживания на базе разработанного сценария, предусматривающего все возможные потребности туриста на маршруте, взаимоcвязка услуг и действия;

Работа аниматоров с туристами по внесению изменений в сценарий в соответствии с погодой и другими обстоятельствами.

Анимационные программы используются в различных видах туризма (Рис.3).

Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.


Рис. 3.

Создавая анимационную программу, фирма не может добиться хороших результатов работая в одиночку, немаловажным является работа с партнерами и поставщиками услуг.

Выбирая партнеров нужно руководствоваться такими факторами как :

- серьезный подход к качеству услуг , предоставляемых партнером, а также учет репутации фирмы - поставщика услуг среди других партнеров туристского рынка;

- соблюдение соответствия уровня и типа гостиницы , предприятия питания, транспортных услуг тому социальному сегменту потребителей и виду туризма, на который ориентирован конкретный тур;

- внимательный и квалифицированный подход к составлению всей договорной документации по сотрудничеству , так как это в дальнейшем может оказать влияние на авторитет вашей фирмы. Эти моменты должны быть предусмотрены во внутренней договорной документации.

Поиск перспективных партнеров заключается в том, что из большого числа туристских фирм и предприятий, зарегистрированных в той или иной стране, нужно выбрать те, которые проявили бы интерес к сотрудничеству с вами. И при этом они должны соответствовать интересам и требованиям в отношении обслуживания туристов. Особый интерес для фирмы, занимающейся созданием анимационных программ, представляет взаимодействие с такими поставщиками развлекательных услуг, как различные шоу, предприятия кино-шоу бизнеса, спортивные учреждения, музеи, выставки, рестораны, кафе. При разработке анимационных программ на базе одного из вышеперечисленных партнеров необходимо продумать условия заключения договоров на разработку анимационных программ и анимационного обслуживания[ 18, c.36].

Одним из важнейших элементов создания анимационной программы является составление сценария с учетом психологии клиента. В целом анимация - это творчество, имеющее трудоемкий процесс создания, продуманность. Каждая анимационная программа в своем роде является произведением искусства, так как люди, создающие сценарий вкладывают душу в процесс создания, добиваются отточенности и понятности действия и руководствуются желанием доставить положительные эмоции туристам. В основе анимационной деятельности может лежать факт, образ, документ. Здесь присутствуют признаки клубной драматургии анимационной деятельности: оперативность, новизна, современность, естественная значимость проблематики. Обрабатывая факты, документы, события руководствуются публицистическим способом.

Анимационная программа, должна соответствовать единому стилю как общности образной системы средств, приемов художественной выразительности. Как совокупности индивидуальных черт, характеризующих творческую манеру.

Создание анимационной программы трудоемкий процесс, в котором задействованы силы литературы, режиссуры, музыки и других сфер искусства. Создавая «шедевр» специалист-аниматор должен помнить не только о том, как правильно написать сценарий и подчинить его определенному жанру, но и о том для каких целей создается произведение, учесть психологию клиента. Восприятие познавательной или развлекательной программы туристом зависит от его психического и эмоционального состояния. Психическое состояние - определенный уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Основой для появления тех или иных психических состояний являются конкретные условия, в которых находятся аниматор и туристы: обстановка жизни и труда; микроклимат в коллективе; состояние здоровья (физиологический фактор), атмосферные процессы (погода, давление). Различают несколько видов психического состояния личности: общее психическое состояние, которое служит основой восприятия, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое состояние, волевое состояние (готовность к активным действиям).

Аниматоры в ходе подготовки и проведения анимационной программы должны учитывать такие черты ее участников: способности, характер, темперамент, природные качества экскурсантов - память, юмор, наблюдательность, воображение и сообразительность. При проведении программы нужно ориентироваться не на усредненную, а на конкретную группу, исходя из того, что уровень активности (повышенной или пониженной зависит и от психического состояния личности каждого из туристов).

Анимационные программы достаточно разнообразны и основой их создания выступает создание сказки на яву, праздника, в котором активно участвуют туристы.

Разработка анимационного обслуживания предусматривает определенные технологии. Важнейшей чертой человеческой деятельности является осознанность. Всякая деятельность включает в себя цель, средство (метод) ее достижения, сам процесс деятельности и конечный результат, достигнутый в ходе этой деятельности.

Выбор и характеристика содержания комплексных форм, посвященных данной проблеме: устные журналы, устные альманахи, информационные вестники, также используются средства идейно-эмоционального воздействия и методов подачи материала с учетом восприятия и организации аудитории. Устное слово в технологии выступает как ведущее средство в процессе создания и нужно обратить внимание на формы использования устного слова[ 6, c.193].

Технология предусматривает также варианты устного рассказа: рассказ-приглашение, рассказ-воспоминание, рассказ-мышление.

Сценарий в анимационной деятельности выступает как способ обработки информации и как программа управления аудиторией. Именно от того, как составлен сценарий, зависит успех всей программы в целом.

Основными элементами сценария программы анимационной деятельности являются эпизод и композиция. В процессе создания сценария следует руководствоваться следующими закономерностями компози-ционного построения сценария: целостность программы и взаимная согласованность эпизодов, обобщенность и типизация в раскрытии реального факта события, новизна проблематики, использование художественных средств, форм и методов воздействия, подчиненность используемых приемов идейному засмыслу. Важно еще определить исходное и главное событие. Сюжет выступает как совокупность взаимосвязывающих событий, отражающих настоящую действительность.

В сценарии должно присутствовать формы и содержания, где форма выступает как внутренняя организация, структура художественного произведения, как система выразительных средств какого-либо вида искусства для отражения художественного содержания, а содержание как действительность, идейно и эстетически осмысленная в творческом процессе и отражающая личность автора в сценарии, его мировоззрение, общественно-эстетичекие идеалы.

Весь творческий процесс создания сценария анимационной программы должен подчиняться определенной жанровой направленности.

Жанр как исторически устойчивая форма организации композиционного построения художественного произведения и как тип литературного произведения.

Для каждой отдельной программы нужно выбрать тот жанр, который будет соответствовать сценарию и здесь можно выделить такие литера-турные жанры как: эпические - эпопея, былина, роман; драматургические- трагедия, комедия, водевили; поэтическая - элегия, ода, песни, стихо-творения; симфонические - симфония, концерт; оперные - народная драма, комическая опера, опера-сказка; эстрадная музыка.

Социально-педагогические требования к методике подготовки и проведения программ представлены в виде диаграммы (Рис. 4).

Рис.4.

Сюда же можно отнести группу концертных номеров: музыкальные, речевые, пластико-хореографические, оригинальные.

Жанры в свою очередь делятся на виды в зависимости от общего характера тематики мероприятия - бытовые, авантюрные, психологические, социально-утопические, исторические, детективные, научно-фантастические, приключенческие; от свойства образности и от типа композиции. Сценарий составляется поэтапно (Рис. 5).

Рассматривая технологию анимационного обслуживания важно коснуться и рассмотреть анимационную деятельность как педагогический процесс. В настоящее время организация отдыха выступает как общегосударственная задача, а свободное время как сфера духовного и физического развития человека. Ведь многим людям, находящимся на отдыхе важно не только получить загар и насладиться изысканной кухней [ 10, c.26].

Понятия анимация, отдых, досуг, рекреация и развлечение неразделимы и составляют единое целое, и сущность анимации состоит именно в том, чтобы соединить в себе эти понятия и удовлетворить множество таких желаний клиентов как пассивный, активный, физический, умственный отдых, развлечение, просвещение, созерцание, праздник, активное участие, движение. Анимационные программы должны помогать людям раскрепощаться, увеличивать круг общения и находить друзей.

Главное помнить, что больше всего нуждаются в сказке дети, и никто как они являются самыми благодарными слушателями и созерцателями, и именно для них просто необходимо создавать специальные анимационные программы, где должны присутствовать психологические, познавательные, эмоциональные игры, представления, шутки и фокусы. Ведь для ребенка важно не просто смотреть, а именно играть, потому что в детстве игра воспроизводит окружающую жизнь и отношения между людьми и позволяет варьировать ситуации.

Рис.5.Этапы работы над сценарием программы анимационной деятельности.

Именно игра закладывает в маленьком человеке какие-либо черты характера, выступает как отдых, развлечение, упражнение, поддерживает моральный и жизненный тонус и способствует духовному подъему. Создавая анимационную программу для детей нужно добиваться воспроизведения игрового мироощущения, максимально наполненного положительными эмоциями и ситуациями.

В настоящее время, время активного развития туризма и других сфер деятельности, которые в первую очередь направлены на проведение досуга, все больше и больше используются анимационные технологии - технологии развлечения. Запросы людей повышаются. Им уже недостаточно просто поехать за границу и ходить там по музеям с экскурсиями. Они хотят разнообразить свой досуг, получить как можно больше положительных эмоций. Именно на удовлетворение этих запросов и направлена анимационная деятельность.

Появилась такая профессия как аниматор, что говорит о все большей востребованности именно этого вида деятельности. Все больше и больше людей вовлекаются в эту сферу, появляются определенные требования к качеству работы аниматора. Принимая во внимание все это, становится понятным, почему разрабатывается так много технологий и методик проведения тех или иных мероприятий.

Одна из главных задач, стоящих перед предприятиями сферы обслуживания где объектом деятельности является человек, удовлетворение его потребностей, - это эффективная организация занятых работников и уровень их квалификации. Надо помнить, что тураниматор должен обладать следующими личностными качествами: коммуникабельностью!, терпеливостью, ответственностью, интеллигентностью, а также иметь актерские способности и задатки прирожденного лидера.

Чтобы поддерживать высокий стандарт обслуживания, отелю требуются хорошо образованные, талантливые, честные и дисциплинированные аниматоры, которые получают удовольствие от своей работы. Они задают настроение отдыхающим, больше всех контактируют с гостями, играют ключевую роль в мероприятиях, являются рупором развлекательных программ, ответственны за удовольствие, радость, дружбу и активность гостей .

Общие требования, предъявляемые к аниматорам, практически во всех отелях следующие:

  • * умение создавать семейную атмосферу, атмосферу радости и дружбы;
  • * способность к коммуникации с любым гостем;
  • * знание всех способов досуга, английского и немецкого языков;
  • * образованность, честность, дисциплинированность, надеж¬ность, талантливость, приветливость и улыбчивость;
  • * способность работать в команде;
  • * способность при смене работы к различным анимационным концептам разных отелей;
  • * умение получать удовольствие от работы;
  • * быть не старше 30 лет (холостым или незамужней);
  • * отсутствие пристрастия к алкоголизму и употреблению наркотиков;
  • * обладание психическим и физическим здоровьем, отсутст¬вие хронических заболеваний, аллергии на солнце.

Последнее требование является одним из важных, поскольку рабочий день рядового аниматора в отеле длится с 8 утра до часу ночи и состоит из выполнения множества функций. Тураниматор связан также с формированием интеллектуальной базы (банка типовых сценариев и программ), описанием методов и форм работы с отдыхающими, обобщением отечественного и зарубежного опыта в организации досуговой деятельности .

Аниматор в своей деятельности обязан учитывать очень много особенностей и разного рода деталей. Для успешного ведения своей работы он должен владеть определенными навыками и умениями взаимодействия с различного состава аудиторией и ориентироваться в сложившихся ситуациях.

Работу по подготовке и проведению той или иной анимационной программы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап - это подготовительный этап. Это самый большой и длительный по времени этап. Он включает в себя анализ предлагаемых анимационных программ, определение целей и задач, которые будут реализоваться в ходе их проведения. Сюда же входит выбор места и времени проведения программы. При подготовке анимационных программ следует учитывать возрастные, этнические, половые и другие особенности потребителей, а также территориальные, географические и некоторые другие особенности, которые могут влиять на оказание данной услуги. Вряд ли будет разумно устраивать спортивные состязания в Египте и при этом не учесть жаркий климат данной страны.

После определения основных требований к анимационной программе можно подбирать и создавать сценарии проведения мероприятий. На этом же этапе составляется смета расходов на проведение данной программы и определяется ее стоимость.

После того, как будет готов сценарий мероприятия, идет подбор творческих коллективов и распределение обязанностей внутри них. Наряду с этим происходит так же техническая подготовка (подбор материальных пособий, закупка инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита и т.д.) и установка необходимой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.

Когда все необходимые ресурсы (люди, материалы, сценарии и др.) будут готовы, проводятся репетиции или какие-либо другие практические действия, воспроизводящие данное мероприятие.

Заключительным пунктом на данном этапе будет проведение рекламной кампании намеченного мероприятия.

Второй этап - начальный, в течение которого туристы, гости отеля информируются о наличии и содержании анимационной программы для различных групп и категорий туристов. С гостями устанавливается контакт, производится запись на различные анимационные программы и сбор заявок.

Третий этап - самый главный этап. Это этап проведения анимационной программы (см. пр. №2). Это очень ответственная работа для всех участников. Он является результатом двух предыдущих этапов. Насколько хорошо было проведена работа них как раз отразится здесь.

Четвертый этап - заключительный. В ходе него происходит награждение участников и прощание с гостями. Здесь происходит анализ проведенной программы, выявление ошибок, работа над усовершенствованием программы. Для более продуктивного анализа мероприятия рекомендуется провести анкетирование среди участников данной программы и потом на основании полученных результатов выяснить, что понравилось и не понравилось вашим клиентам. Ознакомление с мнением целевой аудитории значительно поможет вам в вашей работе.

Для организации и анимации туров большое значение имеет использование календаря праздников и знаменательных событий. Интерес туристов к тем или иным датам, мотивация и обыгрывание этих интересов в «оживленном» (анимационном) виде, опять-таки с личным участием туристов, также позволяет значительно оживить программу обслуживания. Правда, организация каждый раз новых по содержанию праздников довольно дорого стоит. Поэтому лучше реализовывать постоянно действующие анимационные программы .

Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемый товар и стать участником анимационной программы. Для организации рекламной кампании необходимо следующее:

  • - рассчитать затраты на рекламу, учитывая собственные финансовые возможности, оценить получаемую от реализации программ прибыль;
  • - определить потенциальных потребителей и составить их характеристику по демографическим, этническим признакам, социальному статусу, уровню доходов и п.;
  • - выявить конкурентов и определить преимущества собственных программ, на которые можно обратить внимание в рекламе;
  • - выбрать каналы и способы распространения рекламы.

Очень важно выработать свой фирменный стиль, который воспринимается как гарантия качества предлагаемых анимационных программ. При этом необходимо учитывать основные направления деятельности, сегменты рынка, для которых предназначены разрабатываемые программы, рекламные средства, а так же преимущества или особенности этих программ.

Здесь мы рассмотрели рекламную кампанию в самом широком смысле этого слова, которая выходит за пределы территории гостиничного комплекса. Существует также методика информирования об анимационных программах внутри самого отеля, о которой уже упоминалось на втором этапе.

В гостиничных комплексах на видных местах вывешиваются стенды с информацией о развлечениях, где на 2-3 языках должны быть указаны анимационные мероприятия, время их проведения и другие необходимые сообщения. Недалеко от информационного стенда должно находиться «Бюро развлечений», где можно получить дополнительную информацию, взять напрокат необходимые материалы, инвентарь, снаряжение и т.д.

Анимационную программу дня необходимо сообщать утром по гостиничному радио. Можно использовать какой-нибудь креативный метод привлечения внимания отдыхающих, например, по территории комплекса расхаживает клоун и приглашает принять участие в мероприятии.

Материально-техническая база.

Для организации и проведения анимационных программ необходима материально-техническая база, создание которой обычно требует значительных капиталовложений. Материально-техническая база сектора анимации включает в себя:

  • · спортивный инвентарь: оборудование для проведения различных спортивных мероприятий (мячи, дартс, стол, ракетки, шарики для настольного тенниса, пистолеты пневматические, пули, мишени, луки, стрелы, обручи, баскетбольный щит, стол для армрестлинга и т д);
  • · театральный реквизит (костюмы и сопутствующий реквизит для проведения шоу- программ - декорации, аудиозаписи, все необходимое для грима и др);
  • · дискотехника (световая аппаратура, музыкальная аппаратура, коллекция лазерных дисков с музыкой, микрофоны и др.);
  • · дополнительный инвентарь (канцелярия, стенды и др.).

В целях повышения аттрактивности досуговых программ часто привлекают шоу-коллективы Уровень стоимости их услуг зависит от количества участвующих в мероприятии артистов, их профессионального уровня, жанра, в котором они работают, наличия своей аппаратуры, расположения объекта для выступлений, времени выступления, периодичности, даты (в праздничные дни стоимость их услуг возрастает на 50-150%), качества реквизита и костюмов, использования спецэффектов и др Территории здравниц, расположенных в черте города, как правило, невелики У гостиничных комплексов в зеленой зоне обычно достаточно места для проведения различных игровых мероприятий Для качественного анимационного сервиса как минимум необходимы эстрадная площадка, волейбольная площадка, детский городок бассейн 374 При наличии достаточного объема инвестиций ассортимент объектов индустрии развлечений может быть значительно расширен и включает в себя дискотеку, оборудованную по последнему слову техники, пневматический тир, центр подводного плавания (дайвинг), роллердром - специально оборудованную территорию для катания на роликовых коньках, скейтбордах, фингербордах, кикбордах и велосипедах типа ВМХ, скалодром, пинтбол-клуб - специально оборудованную территорию для командной игры со стрельбой красящими шариками, мини-аквапарк.

Во второй главе мы изучили организацию работы анимационной службы гостиничного предприятия, рассмотрели применение анимационных технологий в работе с туристами разных категорий, а также выявили ряд методических рекомендаций для проведения анимационных программ в гостиничной сфере. Данные рекомендации уже не раз использовались на практике и являются стандартной схемой для проведения многих мероприятий и программ. Они применимы практически для всех учреждений развлекательного типа за вычетом некоторых специфических деталей, присущих только гостиничной анимации. Анимация в отелях, играет большое значение в создании благоприятного психологического климата в гостинице, тем самым создаёт предпосылки для повторного приезда гостей, что заметно способствует увеличению имиджа и дохода данной гостиницы.

Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.

Организация призвана обеспечивать оптимальное взаимодействие всей анимационной команды, то есть согласованность, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов. Организация анимационной деятельности как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.

Классический способ координации действий организационных единиц подразделения заключается в определении их места в иерархической структуре таким образом, чтобы наиболее тесно связанные единицы были подотчетны главному менеджеру по анимации гостиницы.

Главный менеджер по анимации может использовать координационные команды, группы по выполнению межфункциональных заданий, систему взаимной формализованной отчетности, делать упор на работу в командах и на кооперацию. Право принятия решения при этом должно быть передано на более низкий уровень управления или непосредственно на аниматоров, которые находятся на «переднем крае» и обладают необходимой информацией для оценки факторов и последствий реализации принятых решений и действий.

Формирование эффективной организационной структуры анимационного менеджмента является одной из важнейших задач главного аниматора туркомплекса. В зависимости от его величины возможны различные организационные структуры анимационной службы – отделы.

Структура и кадровый состав службы ТК зависят также от величины и типа, функционального назначения и номенклатуры технических анимационных систем, географического расположения, концепции и программ анимации и других факторов.

Структура менеджмента анимации: Генеральный менеджер отеля Менеджер-аниматор Методист-аниматор Организатор-аниматор Аниматоры-исполнители Главный в системе анимации – менеджер по анимации. Он подчиняется непосредственно генеральному менеджеру, который, в свою очередь, подчиняется владельцу отеля.Как специалист широкого профиля, менеджер анимационной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые анимационные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере туризма, управлять экономическими механизмами организации анимационной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества.Принципиальная особенность специалиста-аниматора в том, что знание социологии, экономики, политологии, права, теории управления, основ режиссуры и ряда других, общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафункции социально-культурной деятельности - приобщения человека к достижениям мировой культуры, всемерное развитие его творческого потенциала.Менеджер-аниматор должен знать психолого-педагогические основы управления временным коллективом, с которым работает, быть лидером в разнообразных туристских коллективах, отличающихся по возрасту, составу, образованию, социальному положению, уметь влиять на мнение окружающих.Важное значение имеет склонность к лидерству, а именно: умение проявлять инициативу, привлекать и направлять внимание других, предлагать им решение, способность разговаривать на языке своих сторонников.Менеджеры-аниматоры должны обладать высокими деловыми качествами, глубокими знаниями психологии людей, практическими навыками работы в условиях четко отлаженного механизма.Менеджеру по анимации подчиняются:· методист-аниматор (хореограф), который занимается подготовкой сценариев и постановкой шоу, разработкой костюмов и проведением репетиций;· организатор-аниматор, который обеспечивает организацию процесса анимационной деятельности всем необходимым.Помимо людей, которые непосредственно являются частью анимационной команды, делать более яркими и красочными представления помогает художник (если его нет среди аниматоров), который оформляет декорации к представлениям, рисует к ним анонсы, афиши и другие материалы, и портной, который шьет и отвечает за вечерние костюмы аниматоров.Стать аниматором непросто. Аниматор должен изначально владеть определенными навыками работы и умениями, а также должен быть психологически готов к этой работе.Кроме того, проводятся специальные семинары и практические занятия по танцам, разработке программы на сезон, проведению спортивных игр и соревнований. Каждые две недели анимационная программа меняется, поэтому рабочий день аниматора проходит очень напряженно. Утро начинается в семь часов. Личная гигиена, зарядка, завтрак.В девять утра аниматоры собираются на собрание, где решаются организационные вопросы предстоящего дня, после этого начинается общение с гостями - занятия йогой, утренняя гимнастика.После обеда и водной гимнастики в бассейне - перерыв до самого ужина, ну а за ужином следует наиболее насыщенная анимационная программа: спектакли, танцы с гостями, общение в барах, развлекательные шоу.Вместе с аниматорами работают певцы, профессиональные танцоры и музыканты, которых часто специально на вечер приглашает и оплачивает администрация отеля.В период формирования анимационной программы ее организаторам следует ответить на вопросы:1. Для кого делается программа, где определяется:· возраст и пол будущих зрителей (если это семейный отель, какой его контингент, будут ли смотреть нашу программу дети, люди старшего поколения и т.д.);· социальное положение и профессиональная занятость (является ли наш отель закрытым клубом для аристократов и избранной части бизнесменов или это молодежный лагерь для студентов);· национальность (особенности культур и традиций);· стиль жизни отдыхающих в отеле людей (классический, экстремальный, «домострой», и т.д.);· состояние здоровья (особенно это важно в разработке спортивно-оздоровительных программ);2. Что заложено в основу анимационной программы (главная идея и цели ее достижения);3. Как построить анимационное событие.Как правило, в начале нового сезона менеджер по анимации при содействии команды разрабатывает и утверждает анимационную программу на весь сезон.На каждый день недели (по часам) составляется точное расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению.Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как можно больше участников.Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы – все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и, стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда.Все аниматоры, не занятые в спектакле, принимают участие в подготовке вечерних шоу и развлекательных программ: готовят декорации, костюмы, другой реквизит, гримируют актеров, помогают им одеться и т.д.

Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама - это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемых товар и стать участником анимационной программы. Для организации рекламной кампании необходимо:

Определить потенциальных потребителей и составить их характеристику по демографическим (возраст, пол), этническим признакам, социальному статусу, уровню доходов и пр.;

Выявить конкурентов и определить преимущества собственных программ, на которые можно обратить внимание в рекламе;

Выбрать каналы и способы распространения рекламы.

В гостиничных комплексах на видных местах вывешиваются стенды с информацией о развлечениях, где должны быть указаны анимационные мероприятия, время их проведения и другие необходимые сообщения. Анимационную программу дня необходимо сообщать утром по гостиничному радио. В некоторых отелях, чтобы дополнительно привлечь внимание гостей к анимационным программам, по территории комплекса расхаживает клоун в разноцветном костюме и приглашает гостей на мероприятие. Важно, чтобы манера поведения клоуна была дружелюбной, а информирование велось в развлекательной форме, передающей атмосферу анимационной деятельности в гостинице.