Сценарий спектакля

«Однажды, играли…»

Звучит музыка, все выходят на сцену, каждый занимается своим делом. Все собираются, для общего фото. Фотограф нажимает кнопку. Все замирают. Звучит метроном. (Некоторое время все сидят неподвижно, потом резко вскакивают и начинают играть, кто-то в жмурки, кто-то с куклами на краю сцены, кто-то в мяч.

    Это был такой замечательный день! Июньское солнце радовало нас своими теплыми лучами, воробьи заливались веселым чириканьем и казалось, что весь мир – это огромный яркий праздник!

    Занятия уже закончились и только старшеклассники еще приходили в школу, готовясь к выпускному.

    Мы же радовались каникулам.

    В этом году мы часто собирались во дворе у Генки, весь наш класс. Так было и в тот день.

Дети бегают, играют в жмурки.

Генка : Ух! Уморили. Все. Я не играю!

Димка: Ну Ген!, Ну ты чего!

Генка: Все! Не могу больше!

Ромка: Ну давайте в прятки.

Генка: Надоело…

Девочка 1: Ну а чем тогда займемся?

Все в раздумьях расходятся по сцене..

    Не помню, кому первому пришла в голову идея устроить уличный театр.

    Идея была странной и неожиданной.

    Ну сами посудите, какие из нас актеры! Димка вон даже стихотворение в школе рассказать не мог, а тут заявил:

Димка: Я буду играть красного командира! Буду скакать на коне и кричать вперееед! В атаку!!!

Ромка: Э, нет! Какой из тебя командир! Ты будешь белым дворянчиком с кружевными манжетиками. Тебе будет маменька с нянюшкой выводить гулять за ручку.

Генка: Пока тебе наши буденовцы все манжеты не поотрывают!

Вперед! За Советскую власть! Урааа!(мальчишки начинают бегать по сцене)

3. Ромка всегда так – скажет не подумав, а потом сразу забудет. Он вовсе не хотел обижать Димку. Но Димка обиделся.

Димка: Ну и ладно! Вообще больше не буду с вами играть! А еще друзьями назывались…. (Димка отходит на край сцены)

Звучит музыка, ребята изображают что они ставят спектакль. Постепенно музыка меняется на спокойную, все отходят на задний план.

Ромка: Ребят, а где Димка? Диииим! Дииииимаааа ты где?

Девочка1: Может он обиделся на твои шуточки про дворянчика?

Ромка: Димка? Обиделся? Да перестань! Я ведь его самый лучший друг! А на друзей не обижаются.

Девочка2: Вот если ты лучший друг, так пойди и поищи его!

Ромка: Ну и пойду!

Дети: Ну и иди!

Все отходят, на переднем плане остаются только Ромка и Димка.

Ромка: Однажды мне приснился сон. Он был странный, серый какой-то. Только всполохи повсюду. Красные такие. Жгучие. Они были похожи на отблески костра, который мы часто разводили у реки. Но было в них что-то тревожное. Страшное что-то было. И я шел через эти всполохи, хотя и не видел куда идти. Я чувствовал себя таким маленьким и потерянным. А потом кто-то взял меня за руку, и я сразу перестал бояться.

Димка: Всполохи никуда не исчезли, они пронзали воздух с такой ослепительной четкостью, что резало глаза. Но страха не было. Нельзя было бояться. Потому что рядом шел друг.

Ромка: Дим, ты обиделся?

Димка: Сначала обиделся, а потом я сидел там, за поленницей и думал все думал, я вспоминал о том, как мы с тобой плот на речке делали, и как в индейцев играли, а потом обида сама куда-то делась.

Ромка: А помнишь, как мы мечтали стать учеными и изобрести машину времени?

Димка: Мы много о чем мечтали…

Подходят ребята:

1. Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

2. я вот, хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды,

3. а я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку.

4. А мне до смерти хотелось превратиться в машиниста или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

Го-о-тов!

5. А у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.

Звучит объявление о войне. «Внимание!

Говорит Москва!

Говорит Москва!

Заявление совесткого правительства.

Граждане и гражданки Совесткого Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города….»

    Война!

    Война! Не может быть!

    Что же теперь будет?

    Это не может быть правдой! Не в нашей стране!

    А у моей сестры Люси сегодня выпускной. Она говорила, что закончит школу и пойдет учиться в театральный институт. Но разве на войне есть институты?

2. Но ведь война не будет долгой! Вот увидите! Не пройдет и пары недель и наши победят!

(Все наперебой: Обязательно победят! Я в этом уверен! По-другому и быть не может!)

    В тот день у нас так и не получилось поставить спектакль про красных конников.

3. Жизнь распорядилась так, что детская игра в войну обернулась войной недетской. Хмурой, серой… С тревожными красными всполохами от разрывающихся снарядов…

(Звучит музыка, все расходятся по сцене)

Сцена2. (На сцене девочки)

    Время шло, пролетело опаленное войной лето.

    Наступила осень, а с ней и школьная суета: уроки, тетрадки, портфели.

    До нашего города бои еще не дошли, но мы каждый день слушали новости по радио.

    И конечно, все наши мальчишки хотели сбежать на фронт.

    А мы, обещали ждать их….

На сцену выходит мальчик, в большой не по размеру тельняшке, в шапке или пилотке.

Девочка: Виииить, а Виииить, а ты домашнюю работу по немецкому сделал?

Витя: Не буду я ее делать! Мы всем классом договорились на следующий урок немке в сумку крысу подкинуть! Будет знать!

Девочка: Я вообще не понимаю, зачем учиться, когда война… У меня вот отец на фронте, мать на заводе, брат Толька в пионерском отряде газету против фашистов выпускает… А нам учиться…

Витя: А я все равно скоро на фронт сбегу, мы вместе с ребятами сбежим. Будем воевать. Ради мира. И ради вас.

Девочка: Вить… А как же мы тут без тебя? А кто будет мой портфель носить и от хулиганов меня защищать… А горку… Горку кто в этом году сделает, если тебя не будет…

Витя: Глупости ты говоришь! Какие горки!(пауза) а ты дождешься меня?

Девочка: Обязательно! Я буду ждать тебя, Витя! Слышишь! Буду ждать!...

Витя уходит. Девочка остается одна на сцене.

Девочка:

Мальчишки…

Постоянно бегут куда-то…

Постоянно стремятся в бой…

9 лет – а уже в солдаты…

Встречусь ли я еще с тобой?

2 Девочка:

Убегали. В отцовских робах,

Повзрослевшие раньше срока…

Говорили «Вернемся скоро…»

Говорили «Еще немного»…

3 Девочка:

В том году мы еще часто собирались во дворе у Генки… Мы любили разжечь костер, поиграть в жмурки и просто поговорить, претворившись на минуту, что нет никакой войны… (Сцена как в начале, веселая музыка, дети играют в жмурки, постепенно они останавливаются запыхавшись)

    Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе.

    А я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.

    Я люблю слушать, как жук копается в коробочке.

    А я люблю в выходной день утром залезать к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней, и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она будет потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за нею сама вытирать лужицы, и она будет ходить за мной, как верный пес.

    А я ужасно люблю рассказы про красных кавалеристов, и чтобы они всегда побеждали.

(все оживляются, разбегаются с криками «Вперед! За победу!». Замирают…

Сцена 3. Финал.

Димка: Я мечтал был водителем трамвая. Что бы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»

Девочка1: А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!

Ромка: А я хотел быть летчиком. Потому что я очень люблю смотреть на небо!

Генка: У меня была мечта-стать врачом. Детским. Я был бы очень добрый, как доктор Айболит!

Витька: А я мечтал быть инженером..

Девочка2: Нас расстреляет немецкий самолет. В сентябре 41 года.

6

Мы с братом хотели стать строителями. Как наш папа.

7

Мы погибнем в декабре 41-го под артобстрелом на Васильевском.

8

Я мечтал сначала стать геологом, потом решил стать поваром. Что бы никогда больше не голодать. Я умру в феврале 42-го. От истощения.

9

А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант.

Я погибну в октябре 42-го. Не успею добежать до бомбоубежища.

10

Мы с Димкой останемся живы..

И теперь у нас с ним одна мечта - пусть больше никогда..НИКОГДА не повторится война.

В преддверии дня Великой Победы над фашистской Германией во многих детских садах и других образовательных учреждениях планируются утренники и театрализованные постановки. Данные действия помогают не только воссоздать картинки из прошлого для приглашенных гостей - ветеранов ВОВ, но и рассказывают детям о войне простыми словами. О том, какие сценки про войну можно поставить с ребятишками, мы и расскажем в этой статье.

"Блокадный Ленинград и дети"

В данной постановке смогут принимать участие до 8-ми ребятишек. В течение всего представления звучит музыка военной тематики. Общее время постановки составляет около 25-40 минут. Декорации можно сделать с использованием старых газетных вырезок, георгиевских лент, патриотической символики военных лет.

Распределяя роли для сценки про войну, учтите, что нужно будет играть:

  • медсестер и военных врачей (могут быть задействованы примерно 4-6 человек);
  • раненых солдат (2-4 человека);
  • регулировщика движения на дороге (1 человек);
  • жительниц Ленинграда (2 человека);
  • молодых матерей, которые ждут с фронта своих супругов (3-4 человека).

Реквизит

Сюжет сценки о войне для школьников разворачивается в блокадном Ленинграде, поэтому вам понадобится особый реквизит, дабы передать всю атмосферу города. Например, необходимо приготовить двух кукол (они должны быть завернуты в пеленки, как младенцы), жезл для постового, сани с хворостом, черно-белые фотографии людей в форме, белый чемоданчик с крестом, бинты и костыли.

Какие костюмы понадобятся?

При подготовке сценки про войну 1941-1945 гг. необходимо заранее позаботиться о соответствующих тематических костюмах. К примеру, медики должны быть одеты в белые халаты; раненые солдаты - в форму жительницы блокадного города - в фуфайки и теплые пуховые платки, валенки; жены военных - в юбки и неброские блузки; регулировщик - в военную форму и пилотку с красной звездой.

Сценарий: действие первое

Готовя сценки про войну, заранее распишите все роли и составьте предполагаемый сценарий. Итак, наша сценка состоит из двух действий. Вначале все действующие лица выходят на сцену под музыкальную песню-романс «Рио-Рита». Они танцуют фокстрот или пасодобль. В середине песни музыка прерывается, раздается сигнал воздушной тревоги. Действующие лица останавливаются, выстраиваясь в две небольшие шеренги. Минутная тишина. И после этого звучит песня Клавдии Шульженко с говорящим названием «22 июня». Во время нее все дети выстраиваются по стойке смирно и начинают надевать солдатские фуражки и пилотки. С каждым куплетом песня звучит все тише. На кто-то говорит стихотворение: «Вместе весна и лето. Нынче гостят в Москве…»

Раздается песня под названием «Священная война». Она начинает звучать по нарастающей, с каждым разом становясь все громче. Дети начинают маршировать на месте. Один из участников рассказывает стихотворение «Еще недавно дым змеился...». Во время этой сценки про войну становятся слышны автоматные очереди, стрельба и взрывы. Музыка слегка затихает. В это время говорит один из раненых солдат: «Враг напал неожиданно. Мы защищались, как могли. Но силы не были равными. Мы отступили с большими потерями, а враг готовился к сокрушительному удару. Линия фронта сдвинулась в сторону Москвы».

После этих слов начинает звучать мелодия из марша защитников Москвы. Под нее дети маршируют. Затем песня стихает (должны прозвучать первые два куплета), и второй раненный декламирует стих «Октябрь бульвары дарит рублем». В конце этих строк снова раздается марш, а далее первый раненый читает стихи «Нет. Рано враг торжествует победу». В это время все дети продолжают маршировать.

Раздается сирена, слышен гул самолетов, и все ложатся на пол. Автоматная очередь и взрывы. Второй раненный говорит следующие слова: «Мы отстояли свою землю. Враг отбит, но не повержен. Впереди нас ждут другие сражения: за Сталинград, Ленинград и иные города. Мы обязательно победим. Победа будет за нами!» На этом первое действие сценки о войне для школьников заканчивается.

Действие второе: битва за Сталинград

Второе действие начинается со смены декораций. Перед зрителем Сталинград. Раздаются вой сирены, перестрелка, взрывы. На сцене возникают два раненых бойца. Они лежат и стонут. К ним подбегают медики. Раненых уносят. С другой стороны сцены мы видим двух женщин (это местные жительницы). Они везут вдвоем сани с вязанкой дров. Раздается очередной взрыв. Они падают на землю и замирают. В это время звучит музыка «На всю оставшуюся жизнь». Стрельба заканчивается. Женщины поднимаются и дальше продолжают свой путь.

В середине сценки о войне для детей появляется регулировщик. Он руководит движением автомобилей. Мимо него проходят женщины с поклажей. В это время он говорит им: «Не переживайте так, прорвемся. Наши обязательно победят!» Женщины тяжело вздыхают и уходят вместе с санями и дровами со сцены. Регулировщик поворачивается к зрителям и говорит: «Несмотря на полную блокаду наши защитники Отечества не пустили врага к городу. У нас продолжают работать люди. Дежурят добровольцы. Они помогают тушить пожары, предупреждают о летящих самолетах». Гаснет свет, и регулировщик уходит.

Во время сценки о войне для детей раздается песня «Темная ночь». Из-за кулис выходят две молодые матери, которые на руках качают младенцев. Это жены военных. Они утирают слезы и смотрят в импровизированное окно. Одна из них говорит: «Ой, где же наши ненаглядные? Они даже своих детей не успели увидеть. Бог даст, и они вернутся живыми». Вторая говорит: «Обязательно вернутся с победой». Песня затихает. а потом возвращаются на сцену с другими персонажами.

Все вместе они говорят: "Врагу не удалось захватить и разбить нас. Наша воля Мы победили, но очень высокой ценой. Сколько людей погибло! Сколько военных, стариков и детей!" Раздается пульсирующий звук, и наступает минута молчания в честь невинно убиенных во время войны людей. Все дети опускают головы и смотрят в пол. Занавес. За ним раздается голос и слышны стихи: «Седой солдат, расскажи внукам».

«Дни войны»

В качестве вариации сценки про войну 1941-1945 гг. можно выбрать небольшую постановку под названием «Дни войны». В ней можно задействовать 10-12 человек. В качестве реквизита вам подойдут воздушные шарики, импровизированная школьная доска и несколько парт со стульями. Также для большей ясности можно развесить плакаты и поздравительные ленты с лозунгами: «До свидания, школа», «Ура! Выпускной». Из одежды вам необходимо приготовить заранее школьную форму (для мальчиков и девочек), белые фартуки и банты, гольфы, военную форму и головные уборы (для мальчиков), платочки (для девочек), бинты, костыли, цветы.

В начале сценки появляются девочки-школьницы, одетые в форму и белые фартуки. На их головах красуются белоснежные банты. Две из них садятся за парту, что-то пишут, перемигиваются, шепчутся и смеются. Две другие образно рисуют на асфальте классики и прыгают по ним. Звучит приятная и спокойная мелодия.

На сцене появляются мальчики. Каждый из них подходит к девочке, берет ее за руку и ведет вперед. Раздается музыка вальса и все дети начинают двигаться в его ритме. Далее по сценарию мини-сценки о войне раздаются сирена воздушной тревоги, взрывы снарядов. Дети падают на пол и закрывают головы руками. Играет песня «22 июня». Затем слышатся звук трубы и первые строчки из песни «Вставай страна огромная».

Все мальчики встают, надевают солдатские пилотки и вытягиваются по стойке смирно, отдавая честь (делают воинское приветствие). Девочки поднимаются вслед за ними. Во время этой мини-сценки о войне затихает музыка, и одна из выпускниц говорит: «Война! Что же ты, подлая, наделала? Стало тихо в нашей школе». Вторая девочка продолжает: «Ты сделала наших мальчиков мужчинами. Они повзрослели раньше времени и ушли на войну солдатами». Мальчики в это время, маршируя, уходят.

Третья девочка говорит: «Прощайте, наши милые защитники Отечества! Возвращайтесь с победой назад». Четвертая: «Не жалейте гранаты и пули. Не щадите врага окаянного. Возвращайтесь скорее назад!»

Возвращается один мальчик, уже переодетый в военную форму. На его плече висит солдатский рюкзак. Он произносит, глядя в зрительный зал: «Что же ты война наделала? Вместо школы окопы нас ждут. Прощайте, милые девочки! Обещаем, что вернемся назад». Уходит. Раздается шум (слышно как маршируют солдаты). Далее сценка про войну (короткая) сопровождается песней «Маленький синий платочек». Все девочки достают платочки и машут в сторону уходящих мальчиков. Гаснет свет. Раздаются взрывы, сирена и стрельба. Затем слышны крики: «Вперед, за Родину! Ура! Победа!»

На сцене появляются девочки с цветами. Ведущий за кадром говорит: «Эта война унесла миллионы жизней, разбила сердца и подарила много горя. Нам удалось победить, хотя цена победы была высокой. Но мы никогда не забудем тот подвиг, который совершили наши деды и прадеды. Спасибо им. Мы преклоняемся перед ними. Помним. Любим и скорбим». Начинает играть песня «День победы». Выходят мальчики: кто на костылях, кто с перебинтованными руками, ногами, головой. Они останавливаются напротив девочек. Те вручают победителям цветы и кладут им головы на плечи. Это конец сценки о войне для школы.

«В бой идут одни старики»: действие 1

В сценке задействовано примерно 6-7 человек. Среди них одна бабушка, один ангел и 4-5 мальчиков-партизан. Для декораций вам понадобятся такие детали, как оконный проем, каркас дома, где живет бабушка с главным персонажем. Из одежды необходимо заготовить военную форму с соответствующими головными уборами, платок и длинное платье для бабушки, крылья, белую одежду и нимб для ангела, белый халат с красным крестом для мамы мальчика.

На сцене появляется небольшой домик (можно сделать из картона и разрисовать). Полумрак. В окне виден свет от лампадки. Далее появляется бабушка. Она молится перед иконой шепотом. Дверь открывается и вбегает десятилетний мальчик Ваня: «Бабушка. Ба. Отпусти меня на войну». Бабушка удивленно качает головой: «Мал еще. Ишь чего придумал. Куда тебе на войну-то? Мать твоя в медсестры подалась на фронт, отец тоже воюет». Мальчик подходит ближе и берет бабушку за руку: «Отпусти, а? Вон наши соседские мальчишки все собрались на подмогу нашим. Я в партизаны пойду. Там и пригожусь».

Затем сценка сопровождается грустной мелодией. В комнату вбегают пять мальчиков. Все одеты в военную форму, а за плечами мешки с провизией и кое-какими личными вещами. Бабушка с недоумением подходит к ним: «Батюшки. И вы туда же? Лучше бы родителям по хозяйству помогали и книжки читали. От горшка три вершка, а туда же». Мальчик настойчиво: «Ба, я уже собрался и все решил. Я нужен Родине». Собирается уходить вместе с другими товарищами. Старушка его останавливает. Крестит его и остальных, надевает каждому на шею крестик и провожает их до дверей. Под музыку дети выходят из дома и скрываются за кулисами.

«В бой идут одни старики»: действие второе

Далее сценка на тему войны продолжается военными действиями. На сцене мы видим поле боя. Летят снаряды. Раздается гул самолетов. Автоматные очереди. Мальчик Ваня ползет по полу. На плече у него болтается автомат. Голова перебинтована. Раздается взрыв. Он падает. Рядом появляется ребенок в Он идет по сцене (плавно, словно парит). Затем склоняется над мальчиком. Поглаживает его рукой по лбу и говорит: «Не переживай, Ванечка! Ты будешь жить. Станешь командиром батальона и поведешь его в атаку. Все скоро закончится. Родители твои вернутся. Ты тоже придешь домой с победой. Не бойся, ты под моей защитой». Ангел делает еще один круг по сцене и улетает.

На этом не заканчивается сценка. Война Отечественная в разгаре, а Ваня все еще лежит на поле боя. К нему подходит мама. Она вглядывается в лицо мальчика. Садится рядом на колени и гладит ему волосы: «Милый сыночек, ты ли это? Такой большой и взрослый. Что с тобой? Жив ли? Открой глаза». Мальчик открывает глаза и поднимает голову: «Мама, это я. Мне ангел приснился. Сказал он, что кончится война очень скоро. Мы будем вместе, а на землю придет мир». Мама отвечает: «Да, мой родной! Так и есть. Наш враг позорно бежит. Война окончена. И мы возвращаемся домой»! Ваня поднимается, и они крепко обнимаются с мамой.

«Военно-полевые истории»: действие первое

Следующей версией сценки о войне для дошкольников является представление под названием «Военно-полевые истории». Начинается данное действие в небольшом доме. Зрители видят просторную комнату, стул и стол. На нем сидит дедушка. В бороде его седина. Он опирается на палочку и смотрит вдаль. К нему забегает восьмилетний мальчик Андрей, радостно размахивающий портфелем. Дедушка внимательно на него смотрит.

«Деда, у нас сегодня в школе рассказывали про войну. А ты воевал?» - спрашивает мальчик. Дедушка потирает лоб, тяжело вздыхает и говорит: «Да, Андрюша. Воевал». Андрей восторженно: «Расскажи, расскажи». Дед улыбается: «Ну, тогда слушай».

На сцене появляется мальчик лет семи. Он вместе с папой работает в кузне. Мы видим большие клещи и молоток. Далее появляется сам кузнец. Он берет молот и наковальню. Кладет большой кусок металла и бьет по нему. На сцене появляется красиво одетая женщина (это мать Андрея), несущая поднос с горячими пирожками и кувшин молока. Раздается автоматная очередь. От неожиданности мать роняет поднос и пирожки на пол.

Кузнец молча кладет свой молот. Выходит в другую комнату (за сцену) и возвращается уже переодетым в солдатскую форму. Мать Андрея цепляет к его рюкзаку синий платочек. В это время звучит песня «Синий платочек». Отец выходит. Через некоторое время раздается стук в дверь. Играет патриотическая мелодия. Андрюша бежит к двери с криками: «Папа вернулся!» Он ее открывает и видит женщину-почтальона. Она молча передает мальчику треугольный конверт и уходит. Вдохновленный событием Андрей, не читая, приносит письмо матери. Это похоронка. Она читает и плачет: «Нет у тебя больше папы, сынок»!

Сын встает под песню «Вставай страна огромная», переодевается в форму и идет к матери, чтобы попрощаться. Она плачет и провожает его на войну. Это конец первой части сценки о войне для школьников.

«Военно-полевые истории»: действие второе

Раздается сирена. Грохот снарядов. Андрей лежит на земле. К нему подъезжает танк. Он вырывает чеку из гранаты и подрывает его. За кадром говорит ведущий: «Война принесла немало бед. Она закончилась, но еще долгие и долгие годы молодые поколения будут ее вспоминать. Они будут помнить о патриотизме наших дедов и прадедов, о героях, о невинно убиенных и замученных людях. Это необходимо делать для того, чтобы больше никогда подобное не повторилось».

На сцену выходит девочка и выпускает вверх живого белого голубя. Занавес.

Спектакль для одного важного человека

Дети войны

Набок Елена Ивановна

Распался Советский Союз, пионерия и комсомол канули в лету. Целое поколение детей выросло на американских фильмах и мультиках. А где же примеры для подражания, где пионеры-герои? Ведь они были, эти храбрые девочки и мальчики, в 12-13 лет погибшие за Родину. И что есть Родина для современного человека? А ведь рядом с нами в этой школе человек, ребёнком прошедший блокаду, -Галина Евгеньевна Руадзе.

Сценарий посвящён ей, пионерам-героям, детям-узникам концлагерей, детям, стоявшим наряду со взрослыми у станка.

Цель спектакля -всколыхнуть память о событиях военных лет, вернуть детям героев и, по возможности, гордость за страну.

***

22 июня 1941 Гале исполнилось 8 лет. С утра она встала счастливая - на стуле ожидал подарок: новенький портфель с книжками, тетрадями и пеналом. Осенью Галя должна была идти в школу! Они с мамой пошли в парк, погода была чудесная, настроение праздничное. И в парке в полдень заговорил репродуктор: война! Дети не понимали, какое это страшное слово. К осени в школе, куда должна была идти Галя, организовали госпиталь, и мама отдала её в садик, куда она так мечтала попасть и не ходила. А потом блокада...

Всё это называется блокада.

И детский плач в разломанном гнезде.

Детей не надо в городе, не надо,

Ведь родина согреет их везде!

Детей не надо в городе военном,

Боец не должен сберегать паёк,

Нести домой. Не смеет неизменно

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

Нельзя не слышать детских ножек бег

Бомбоубежищ катакомбы

Не детям бы запоминать навек.

Они вернуться в дом, им страх не нужен

Мы защитим их, сбережём их дом.

Мать будет матерью, и муж вернётся мужем,

И дети будут здесь,но не сейчас.

Потом.

Елена Вечтомова

В осаждённом Ленинграде оказалось около 400 тысяч детей. Тамаре Бурцевой было 13, когда началась война. Вспоминая блокаду, она плачет до сих пор. «Люди падали от голода прямо на улице -замерзали, умирали.... Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки, мужчины. По «Дороге Жизни» тётя Сима вывезла меня и Аиду из города... в Тихвин... В поезде кормили. Многие блокадники умерли от переедания, так как напрочь были лишены чувства насыщения. Я сама два года не знала сытости. Два года всё время хотела есть».

А сколько подростков во время войны вставали на рабочие места вместо умерших на фронтах отцов. «Мне было 15 лет. В бригаде нас 9 человек; самому старшему нет и 18, самому младшему -12-13 лет. Работаем по 11-12 часов без выходных. Всё время хочется есть и спать...».

Я вам хочу рассказать про Смирнова,

Который вставал в половине шестого,

Который, с трудом подавляя зевоту,

Садился в трамвай и спешил на работу,

Где восемь и десять часов, если надо,

Работал как мастер шестого разряда.

В большой не по росту, казённой тужурке,

В огромной ушанке из кроличьей шкурки,

В таких сапожищах, что я испугался,

Стоял человек и мне улыбался.

Как звать?-я спросил.

По работе кто знает, -

Ответил малыш, - Кузьмичом называет.

А сколько вам лет?-я спросил у Смирнова.

Четырнадцать минуло двадцать восьмого.

И вот, наконец, мы дошли до плаката.

Берите пример со Смирнова, ребята!

В тылу не расходится дело со словом.

На фронте танкисты гордятся Смирновым!

А сам мужичок с ноготок знаменитый

По шумному цеху шагал деловито.

И кто мог подумать, что в эту минуту

Его вспоминают в сражении лютом.

(С. Михалков)

Под громкие крики ворон и грачей

Мы утром в деревню входили.

Маячили остовы чёрных печей.

Руины ужасно чадили.

И в редком разбросе лежали тела

В тени колоколенки древней,

Как будто бы смерть неохотно брала

Ясак с белгородской деревни.

И в этом ещё не дотлевшем Аду,

Где горе уже накричалось,

Под старой берёзой у всех на виду

Ременная люлька качалась.

Играла малиновой медью колеи,

С июньскою синью небесной

И тихо сидел годовалый малец

В той зыбке, плывущей над бездной.

Нет, он не кричал, ни о чём не молил,

Ко рту подтянув кулачонки,

И ветер, пропахший бедой, шевелил

Седые его волосёнки.

В. Кочетков

Продвигаясь на восток, немцы объявляли так называемую мобилизацию населения на работу в Германию. Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июле 1944 г. более 40 тысяч детей были угнаны в Германию. Кто покрепче- работать, кто слабый - в концлагерь, на опыты.

Занесённый в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской,

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый

Обувъ детская, ношена.

Правый ботинок с заплатой...»

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер «3209-й»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги?!

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежды убитых считали?

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий...

Среди сотен улик-

Этот детский ботинок с заплатой,

Снятый Гитлером с жертвы

«Три тысячи двести девятой».

(С. Михалков)

За время Второй мировой войны через немецкие концлагеря прошло 18 миллионов человек из разных стран. Из них 11 миллионов погибли...

За время Второй мировой войны в лагерях, на фронте, в оккупации погибло 13 миллионов детей.

Далеко-далеко на севере есть посёлок Гранитный. С трёх

сторон скалы, с четвёртой -холодное Баренцево море. На одной из

береговых сопок стоит памятник. На нём портрет мальчика в матросской форме и надпись: «Юнга Саша Ковалёв погиб в море при выполнении боевой задачи 9 мая 1944 г.».

Саша родился в Москве, но потом вместе с родителями поехал в Ленинград. Город покорил его своей красотой. А когда ему исполнилось 13 лет, началась война. Папа ушёл на фронт. Город бомбили. Однажды Саша пришёл домой и увидел маму в слезах. «Что случилось, мама?». Не поднимая головы, она подала ему письмо. Перед глазами запрыгали строчки: «Пал смертью храбрых...». Саша расплакался. В этот день он долго простоял в очереди за хлебом. Вот он, долгожданный маленький кусочек. Саша дошёл до своей улицы. Но что это? Ноги подкосились. На месте его дома груда развалин. Так, в один день он потерял отца, мать и дом. И Саша с другом решает пробираться на фронт. Мальчики попадают под бомбёжку, и друг Серёжа погибает. Измученный и голодный Саша через 3 дня вышел к железнодорожной ветке, где его взяли в поезд моряки.

Саша попал юнгой на торпедный катер. Он работал в машинном отделении, сигнальщиком. За участие в боях против враждебных кораблей он был награждён орденом Красной Звезды, медалью Ушакова. А вот орденом Отечественной Войны 1-й степени Сашу наградили посмертно. В этот последний бой команда затопила вражеский корабль.

Это им за мой Ленинград! -закричал Саша. В этот момент катер содрогнулся от страшного взрыва. Юнга потерял сознание, а когда пришёл в себя, увидел, что в катере пробоина. Горячие струи пара хлестали безостановочно. С минуты на минуту мотор мог взорваться. Тогда кораблю смерть. И тогда, бросившись вперёд, Саша грудью навалился на коллектор, зажав своим телом пробоину. Горячая вода и масло растеклись по всему телу. Нестерпимая боль жгла самое сердце. Саша погиб, спасая корабль и жизнь экипажа...

Нина Куковерова родилась в Ленинграде. На лето мама всегда увозила Нину и её младших брата и сестру в деревню подышать свежим воздухом. Там, в деревне Начепереть, и застала война 13-летнюю Нину. Сначала поп просьбе партизан она вывешивала на забор бельё, когда в деревне были немцы, а потом и вовсе ушла к партизанам. Нина стала разведчицей. Во время войны по дорогам ходило много голодных и бездомных детей, и никто не обращал внимания на девочку. Командир отряда был похож на отца, который погиб недавно на фронте. И когда он называл её дочкой, Нина проглатывала комок.

Задания у юной партизанки были такие: ходить по деревне и запоминать, где разместились немцы, сколько у них оружия, где оно расставлено. «Вон у штаба миномёт», Нина задержалась, постучала в избу, попросилась погреться. «Это же наблюдательный пункт» -обрадовалась она. Посмотрела ещё из окошка, увидела большой сарай. К нему подъехал грузовик, солдаты что-то сгружают. «Да это снаряды!». Нина всё подробно рассказала командиру, и ночью партизаны разбомбили склад с оружием. Не раз ещё Нина ходила в разведку, но однажды она не вернулась. Её выдал предатель. После войны посмертно юная ленинградка награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

Саша Колесников сбежал на фронт, когда ему было 12 лет. Его много раз ловили патрули, пытались вернуть домой. Он убегал. Ну не мог он спокойно сидеть дома, когда взрослые воюют. И вот, пристав в поезде к Егорову, возвращавшемуся из госпиталя в свой полк, Санька попал к танкистам. «Сегодня накормить, а завтра домой», -строго сказал лейтенант. На рассвете Санька осторожно выбрался из блиндажа. Он торопливо бежал по лесу, когда началась бомбёжка. Грохнуло где-то рядом. Мальчика подхватило волной и бросило на дно глубокой воронки. Он очнулся от гула падающего немецкого самолёта. Прямо на него спускался немецкий лётчик.Парашют накрыл обоих. Увидев Сашу, немец полез за пистолетом, но Сашка бросил ему в глаза песком. Тут подоспел сержант Егоров, он набросился на немца. Выбрав удачный момент, Саня ударил лётчика камнем по голове. Так они взяли языка, и Сашку оставили в полку. За этот первый подвиг он был награждён медалью «За отвагу». Потом Саша выполнял разные боевые задания. То под видом попрошайки пробрался в город и передал батарейки радистке, то в лесу обнаружил ветку железной дороги, которую с воздуха не могли найти наши лётчики. Санька привязал тряпки на деревьях, что было знаком для самолётов. Однажды разведчикам надо было взорвать мост. Но он сильно охранялся фашистами. Тогда Сашка схватил сумку с взрывчаткой и запрыгнул в ящик под вагоном. Поезд с боеприпасами, мост взлетели на воздух. Минутой раньше Саша спрыгнул в воду, но его заметил немецкий патруль. Разведчики видели, как фрицы подобрали на катер Саньку и повели его в избу, они во что бы то ни стало решили отбить мальчишку. Завязалась битва. А когда наши ворвались в избу, им представилась страшная картина. Саша висел распятый на стене избы, и фашист бил молотком по его пальцам. Егоров закричал от ужаса и ненависти. В плащ-палатке Сашу несли к своим, не скрывая слёз, взрослые мужчины. Завязалась перестрелка. Почти все разведчики погибли, погиб и друг Саша.

Егоров. Но Сан Саныча своего спасли. После госпиталя Саша вернулся в часть, снова был ранен, снова попал в госпиталь. К концу войны он носил на груди пять медалей и два ордена.

Война - дело не детское!

Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк... Представь себе: идёт бой,кругом рвутся вражеские снаряды, кругомворонки.И здесь же растёт цветок... И вдруг очередной взрыв... Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу,но его сорвало взрывной волной. И если бы я его не подобрал, его бы затоптали...

Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком...

Прошли годы. 22 июня каждого года девочка Галя встречает свой день рождения. Но с 1941 он с привкусом горечи, а милее торта кусочек душистого питерского хлеба. Галина Евгеньевна Руадзе -ребёнок блокадного Ленинграда -бывший учитель рисования и черчения в нашей школе.

Слово Галины Евгеньевны.

На экране вечный огонь, в зале минута молчания.

Использованный материал:

Е. Вечтомова. Стихи

С. Михалков. Стихотворение «Данила Кузьмич»

В. Кочетков. Стихи

С. Михалков. Стихотворение «Детский ботинок»

«Пионеры - герои», сборник рассказов

Сценарий спектакля «Победившие смерть».

Премьера состоялась в честь открытия мемориальной доски, посвященной расположению в здании школы эвакогоспиталя №3091.

Время проведения: февраль 2016 г.

Действующие лица:
Ведущие: 1,2.

Медсестры: 5 чел., врач Полякова Анфиса Ивановна, раненые: Ёрник, Интеллигент, Хохол, тяжелораненый, Азербайджанец, философ, портной, Командир, Шеф комбината (женщина), дети, дающие концерт раненым: 2 девочки, 2 мальчика, хор 5а класса, Фотограф, семья: Мама и дети (мальчик и две девочки).

Сцена 1.

Видео сюжет «А завтра была война» .

Ведущий1: Нет в России города, деревни, который не гордился бы своими героями, защитившими страну от фашизма в годы Великой Отечественной войны, но на долю не каждого населенного пункта выпала одна из трудных в мире задач - спасение жизни раненых. Карабановцы вместе со всем советским народом, работали, не зная отдыха на Комбинате им. 3 Интернационала, в эвакогоспиталях, возвращая в строй раненых бойцов и командиров, не думая, что они совершают подвиг.

Ведущий 2: Госпиталь Карабанова развернулся в трех зданиях: городской больницы, дома №14 по ул. Мира и школы №9. Здесь, в этом здании, в годы Великой Отечественной войны классные комнаты превратились в палаты для раненых, операционные и перевязочные блоки.

События, о которых мы вам расскажем, происходили в этом здании в 1941-1943 гг. Представьте. Вместо железного забора вокруг школы - деревянный частокол. Во дворе суета. На телегах, запряженных лошадьми, подвозят провиант, белье из прачечной, медикаменты и другие необходимые вещи. Госпиталь тщательно готовился к приему раненых с фронта. Чистили, мыли, убирали помещения, расставляли койки, заправляли постельным бельем, оборудовали перевязочные, операционные. Ждали прибытия более 300 человек. Выполнялся приказ Сталина, об организации тыловых госпиталей...
(открывают сцену)

Сцена 2. Ночь. Палата. За ширмой тень раненого и склонённой над ним медсестры и врача. Музыка фоном.

Ведущий 1 : Привезли солдата в медсанбат Врач сказал: «Не доживёт до ночи…»

Тяжелораненый: Мне бы песню…

Ведущий 1 : Прошептал солдат.

Тяжелораненый: Я до песен с давних пор охочий.

Ведущий 1 : Боль невыносима и остра,

Сто осколков раскрошили тело

И сестра, усталая сестра,

До рассвета над солдатом пела.

Исполняется песня «Зорька алая». Сценка «Бред» на стихотворение О. Берггольц «В госпитале»

Ведущий 2: Солдат метался: бред его терзал.

Горела грудь. До самого рассвета

Он к женщинам семьи своей взывал,

Он звал тоскуя:

Тяжелораненый: «Мама, где ты, где ты?» -

Ведущий 2 : Искал её, обшаривая тьму.

И юная дружинница склонилась

И крикнула сквозь бред и смерть ему.

Медсестра 1 : «Я здесь, сынок! Я рядом, милый!»

Ведущий 2: И он, в склонённой, мать свою узнал,

Он зашептал, одолевая муку:

Тяжелораненый : «Ты здесь? Я рад, а где ж моя жена?

Пускай придёт, на грудь положит руку».

Ведущий 2: И снова наклоняется она,

Исполненная правдой и любовью, -

Медсестра 1: Я здесь (кричит) я здесь – твоя жена!

У твоего родного изголовья.

Я здесь, жена твоя, сестра и мать.

Мы все с тобой, защитником отчизны.

Мы все пришли, чтобы тебя поднять,

Вернуть тебя Отечеству и жизни.

Ведущий 2: Ты веришь, воин.

Отступая, бред

Сменяется отрадою покоя.

Медсестра 1: Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,

Покуда сердце женское с тобою.

Допевает песню. Уходит. Ночь . Палата. Медсестра Аня. Навстречу Ане поднимается раненый ёрник, она даёт ему пузырёк с лекарством, тот выпивает.

Раненый ёрник : Чё это? Тьфу!

Медсестра смотрит на тяжело раненого) Плохо ему…

Раненый интеллигент : А Вы положите свою ладошку ему на лоб. Я-то, помню прикосновение этой ладони! Лучше всякой процедуры. Может, даже лучше всякого лекарства Ваша маленькая прохладная ладонь, Анечка.

Аня : Ах, как я устала, если бы вы знали! Такие дежурства иногда выпадают… такие!..

Раненый ёрник : К Афоне нельзя?

Аня: Нельзя! Вам сказано!

Р.ёрник : А он живой?

Аня: Живой-живой! Господи! Что я вас обманывать стану?!

Аня (вздохнула): Ну, я пойду, (посидела немного) не хулиганите тут без меня? Вы у меня молодцы! (поочерёдно потрепала по волосам раненых) Хуже будет (кивнула на тяжелого ), зовите. Свет совсем не тушите: во тьме раненые хуже себя чувствуют. Хотя что это я? Вы ведь всё знаете (ещё раз дотронулась до раненых и пошла из палаты).

Сцена 3. Медсёстры.

Сестра задёргивает кулисы, спускается вниз, там другие медсёстры зашивают одежду раненых, расставляют бутылочки с лекарствами, пишут письма… Во время действа ведущий читает слова.

Ведущий: «Труд медсестёр был очень тяжёлым. День и ночь они не отходили от солдат и отдавали все свои силы для того, чтобы бойцы жили и защищали Родину. Госпиталь был переполнен, под наблюдением каждой медсестры находилось 70 и более раненых, при такой нагрузке уже через несколько месяцев вольнонаёмные девушки становились опытными медсёстрами. Кроме прямых обязанностей они приводили в порядок одежду и обмундирование больных, писали от их имени письма родным и близким, читали раненым книги и сводки ИНФОРМБЮРО.

Медсестра 2: . Сегодня опять тяжелораненых привезли. Без слёз не могу смотреть на них. До сих пор помню, как ночью несла носилки с молоденькой девушкой, у которой было осколочное ранение в грудь.

Медсестра 3: Как я устала! Сколько бессонных ночей! А дома мама, братишка маленький.

М.2.: Ничего, ведь если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа.

М.4: Да , если живёшь для других, то они сберегут то, чему служишь ты, чему отдаёшь силы.

М.3: Я всего лишь медсестра. В большой войне от меня мало что зависит.

М.2: Пусть дело твоё маленькое, но оно станет большим, если ему верна.

М 5: Мне пока мало что удаётся. Хочу на фронт. Как я ненавижу фашистов за то, что они бомбят и жгут города и сёла, отобрали нашу счастливую жизнь.

М. 4: самое главное в жизни – доброта. Пусть теплота твоей души вернёт к жизни защитников нашей Родины. Ты нужна здесь.

М.5: Мы ещё так молоды, так хочется быть счастливой!

М.4: Счастье находит того, кто стремиться сделать счастливым другого. На время нужно забыть о себе, о своей усталости. С Победой, нашей общей Победой придёт и счастье!

«Вальс медсестры» поют и инсценируют.

М.5 : До завтра, девочки, я на вечерний поезд. Нужно везти почту в Загорск, в Лавру, по паролю часовой впустит меня внутрь, я отдам привезённые документы, заберу газеты, новую почту, кровь для раненых бойцов, и в 5 утра снова нырянье под вагонами на свой поезд часто без стёкол. Сдам все описи в госпиталь, днём сон, а вечером, снова в поездку».

Ведущий: Кроме прямых обязанностей они приводили в порядок одежду и обмундирование больных, писали от их имени письма родным и близким, читали раненым книги и сводки ИНФОРМБЮРО.

Сцена 4. Раненые.

Утро. Палата, раненые спят. Раненые шепотом разговаривают

Р. интел: Старшина спит, но чуток, как птица, - разведчик!

Р. философ: Гусаков и Антипин из одного взвода разведки, и ранило их в одном поиске. Кажется, вернулись всего двое – Гусаков с перебитыми ногами нёс с нейтралки Антипина на себе. Если б на фронте можно было воевать без ошибок, мы бы уж давно в Берлине были.

Р.интеллигент к тяжелораненому: Эй, браток,… слышь? Очнулся что ли? Нет… никак еще спит. Вот ведь, ногу ему отрезали, а он и не знает. Как привезли, так все в горячке был.

Тяжелораненый: (стонет) У-у. Кто здесь? Где я?

Интеллигент : в Карабановском госпитале.

Тяжелораненый: (стонет) Кто здесь?

Р.интел. : Здесь я, лейтенант Борис Пугачев из под Москвы. Ранен в бою. На передовой обморозил руки и ноги. Ничего не чувствую. До войны в университете учился. А ты кто? И откуда?

Р.тяжел.: Я Старший лейтенант морской пехоты Евгений Новиков. Родом из Боровичей Новгородской области. Когда в атаку шли автоматной очередью ногу «прошило»,. Потерял сознание от боли. Началась газовая гангрена, с передовой сразу в тыловой госпиталь отправили –Дальше, все как во сне, ничего не помню . (Смотрит на одеяло, стонет) У-у, как без ноги? Я же спортсмен, на первенстве Союза 3-е место взял. Финскую прошел, два раза был ранен в руку, и в голову. Убегал из госпиталя, опять на фронт фашистов - гадов бить! А теперь что? … Почему меня не спросили?!

Р.философ.: Старлей, браток, слышь не один ты такой. Нынче всем тяжело. Война! Я сам хотел свести счёты с жизнью, да маму жалко – одна осталась. Живы, будем - не помрем, будем учиться жить заново. Главное, что живой! У тебя только одной ноги нет, наденешь протез, и еще бегать будешь.

Р.ёрник: (Хуркнул затяжно, прощально и сладко, завыл, открыв широченный зубатый рот. Зевая, он подтянулся, схватившись за спинку кровати, и глянул за окно. ) Прилетала стая воробушков на землю зерна клевать, ох и настала погодушка, растуды же, туды её мать! Ну, что, Афоня?

Р.хохол : (схватившись за полоску бинта, приклеенному к животу) : Штоб тому Хрюреру! Штоб ему на тым свити було як мэни сейчас…

Р.ёрник : Как дела?

Р.хохол: Живу!

Р.ёрник: И что за сторона такая! Мокрень и мокрень! Текот и текот, текот и текот! Это ж весь тут отсыреешь. У нас уж мороз, так мороз, жара так жара. И люди не подвидные, хоть в грубости, хоть в ласке нараспашку. Меня бы домой, к любимой, эх.

Песня «Разлучила нас не время» (поют раненые).

Р.ёрник: Кому что снилось, докладай!

Р.хохол: Да шо может нам сниться! Война! Всё она, треклятая…

Р.интел.: У меня опять мина в трубе зависла, мучился, мучился

Ран.ёрник : Выудили?

Р.интел: Да уж и не помню.

Р.философ: Я не понимаю, какая надобность в том, чтобы люди батальонами, полками и эшелонами мчались, или пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю. Порезанные пулемётами, раскиданные взрывами и даже не убрать нельзя, не похоронить.

Р.ёрник: Вот бы Гитлера сюда.

Р.интел.: Что ж по- твоему? Захотел какой-то Гитлер Война – началась, захотел – кончилась.

Р.тяжел: Но не я, же захотел или что, мне моя нога лишняя оказалась?

Р.философ : Тише, тише, ребята, скоро обход. Анфиса Ивановна придет, наш главный врач.

Р.интел.: Она как полководец Суворов, только без шпаги.

Р.фил.: Лицо у неё! Как она ни тужится делать его строгим, всё как у девочки. С первого дня, как её увидел, так полюбил!

Р.ёрник: Ох, уж эта Анфиса Ивановна! Ну до чего ж я её люблю! Да что там люблю, обожаю просто! Вот если бы она это знала и посмотрела бы на меня!.. хоть разок!.. Нет, не смотрит.

Сцена 5. Обход.

Анфиса Ивановна Полякова – главный врач (приветливое лицо, старомодное пенсне, седые вихры из-под шапки) входит в палату в окружении старшей сестры.

А.И .(Р.5. задрала рубашку, постучала, послушала и заключила): Вас жена так заморила или на фронте отощали? (главной сестре) – Усиленное питание.

(слушает, щупает, ударила по спине ладонью азербайджанца Колю, он всё время сидел на табурете, книгу читал) : В палату выздоравливающих!

Азербайджанец Коля, Р.6 (натянул рубаху, вскочил, заорал ): Вот! Кто прав? Я прав! Вот! Мне Полше гаварили: «Помрёшь!» Украине гаварили: «Пааамрёшь!!» и Левоне, и Винице, и Киеве – «Памрёшь! Памрёшь! Памрёшь!» Как памрёшь? Пачему памрёшь? Не согласный! Жить хачу! Танцевать хачу! Девушек любить хачу! (раскинув руки двинулся вперёд к Агнии Васильевне) Дайте я вас па-сссы-цы-лую! (она его отталкивает)

А.И.: Потом, потом! Придёшь в процедурную и, сколько твоей душе будет угодно, целуй! А сейчас обход. Не мешай. (двигается к койке тяж. Ранен.., выражение лица меняется на более печальное, всё время уводит глаза, пробыла не долго.) Вас переведут в другую палату, отдельную. (Ран. выносят.)

Р.фил.: Ходить когда разрешите?

А.И.: Сие зависит от тебя. Будешь смирно лежать – скоро прыгать станешь. Полежишь. (выходит)

А.И.: Принимайте раненых. Приготовьте к операции.

Р.интеллигент : За сегодня уже 3-й вагон. А сколько на телегах привозили!

(Приходит А.И. с санитаркой).

А.И.: Здесь одного можно положить, остальных в коридор. Потерпите, ребятки, потерпите родные. Повязки смените! Пить не давать! (уходит).

Медсестра помогает дойти раненому портному.

Звучит песня На безымянной высоте (фоном)

Медсестра 2 : На меня, на меня обопрись сильней, наваливайся,

Ничего не смотри, что я худенькая, знаешь какая я сильная.

Сейчас мы тебя устроим. Подлечим, и опять вернёшься в полк.

Медсестра устраивает раненого на кровать. «Э-Э, ну-ка давай! Вот так».

Раненый портной: Да вот главное я до войны был портной, как же я без рук-то?

Медсестра: Ничего, касатик.

Раненый портной: Без рук и хлеба себе не заработаешь.

Медсестра2: Ничего, ничего, милок, Всё у тебя будет хорошо!

Входит Командир .

Командир: Здорово, орлы! Кто из Вас Борис Пугачёв?

Раненый 1: Я, товарищ командир.

Командир: Молодец. Вручает медаль. Носи, заслужил.

Раненый 1 : Служу Советскому Союзу!

Высоту взяли?

Командир: Взяли! Взяли, орлы!

Выздоравливайте скорее.

Медицина у нас отличная

Каждого вернёт в строй. Уходит.

Заходит Р. азерб. .: Братки, шефы с комбината приехали, и ребятишки из школы. (Заходят шефы и ребята).

Шеф- женщина : Здравствуйте! Вот, товарищи бойцы, от рабочих тыла, принимайте гостинцы. (Раздает). Работаем по 12-16 часов в сутки. Выполняем задание на 300 – 500%. Делаем ткани и шьем одежду, для фронта.

Сцена 6. Письма.

Девочка с письмом: (Перебирает письма). Ну и почта! Груда писем!

Раздаёт письма в виде треугольников.

Девочка: От сестёр, от братьев, от невест Сколько их? Из самых разных мест.

(раздаёт письма , первый раненый читает письмо)

Танец «Письмо любимой»

Раненый лежит, читает письмо, а за кадром озвучивает детский голос отрывок из стихотворения Е. Благининой «Папе на фронт»

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился

- До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет...

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один... ...

Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так... от радости... Твой сын.

Девочка со сводкой: А вот сводка информбюро : (читает) наши войска после долгих кровопролитных боев, преодолевая большое сопротивление врага, перешли в наступление. Враг будет разбит, победа будет за нами.

Р. философ .: (Обращается к девочке). Дочка, почитай письмо из дому, от жены. 7 детишек у меня. Уходил на фронт, младшему было 2 месяца, а старшенькой 15 лет. (Мама с детьми читают

Девочка (читает): «Здравствуйте, Федор Егорович! Кланяемся Вам Ваша жена Анна и дети: Антонина, Мария, Лизавета, Александра, Нина, Валентина и маленький Витя.

МАМА Жизнь в деревне тяжелая. Мы пока живы, того и Вам желаем. Работаем в огороде, в колхозе. От голода спасает корова – Маруська. Из травы похлебку сварю и молоком забелю, будет горстка муки брошу, а нет, так нет. На трудодень дают 40 грамм крупы, разотру ее, смешаю с лебедой вот и лепешечку спеку.

Дочка старшая: У тети Дарьи нет коровы, так ее дети с голоду опухли на одной – то воде, дают им 72 рубля за погибшего батьку, а их хватает только на 2 стакана соли. Спичек нет. Чтобы воды нагреть, принесу снега в избу, а он и не тает, от соседей принесут ребятишки уголек вот и затопим печку. (уходит)

Мальчик : Тоню, ей 16-й пошел, взяли на окопы в Верхний Услон, а сейчас в Казань, на военный завод отправили. Шуранька с Лизой ходят за 30 километров за посевной картошкой для колхоза. На санках везут семена. Шураньке исполнилось 10 лет, им накладывают в мешок по 20 килограмм, а кто старше - больше.

Девочка: Который раз картошку случается мерзлую в поле откопать, да мало ее, все гнилая попадается. Ближе к лету легче будет, может, что и вырастет. Каждый день думаем о Вас. Нам здесь трудно, но мы стараемся изо всех сил, работаем, растим урожай, чтобы помочь фронту.

Мама: Не беспокойтесь за нас, выдержим. Бейте проклятых гадов, чтобы земля у них горела под ногами. На этом писать кончаю. Маленький сынок, Ваш, научился ползать. Валя и Нина глядят за ним. Пока не хворают, чего и Вам желаем. Будьте здоровы. Привет от всех деревенских. Ваша жена Анна».

Девочка: Я учусь в 6 классе. В столовой дают по 50 грамм хлеба и супа тарелку – это на день. Тетрадей нет. Пишем на газетах.

Р.портной.: Вот так ребятки, ко всем в дом пришла война. Будь она проклята.

Р.интел.: А у меня даже и не знаю, где искать родных. Весь город эвакуировали, куда кто уехал – неизвестно.

Девочка: А еще мы на кружке художественной самодеятельности приготовили для вас концерт. (Музыка, раненые рассаживаются)

Сцена 7. Концерт.

Ведущий : Сорок трудный год. Госпиталь. Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

Нянечка: «Господи!..До чего же артисты маленькие…»

Ведущий: И шагают палатами длинными

И почти растворяются в них

С балалайками, с мандолинами

И с большими пачками книг…

Нянечка : «Что в программе?

Дети: В программе – чтение,

Пара песен

Военных, правильных…

Ведущий: И в палату тяжелораненых

Входят с трепетом и почтением…

И вошли, И стоят в молчании…вдруг

Срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно:

(Дети оживают) Мальчик : «Объявляю начало концерта!»

В палате выключили радио,

И кто-то гладил мне вихор…

В карабановском госпитале раненым

Даёт концерт наш детский хор.

Уже начать нам знаки делают,

Двумя рядами у стены

Стоим мы мальчики и девочки

Перед героями войны.

О, взгляды долгие, подробные!

О, сострадание сестер!

Но вот: « Вставай, страна огромная!»

Запел, запел наш детский хор.

песня «Вставай, страна огромная»

Мальчик : стихотворение В. Берестова Мужчина.

Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно -
На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.

Частушки:

1. Фрицы летом наступали

Они пели и плясали

Война чудо, война гут,

Фрицы дома, сало тут.

2. Фрицы нынче отступают

Фрицы плача распевают

Нас побили, жутко тут

Фрицу горе, мне капут.

3. Фашисты любят наперёд

Свои предсказывать победы

Но всё идёт наоборот

Взамен побед у фрицев беды.

4. Кто рано хвастаться спешит

Частенько в лужу попадает

Не зря пословица гласит

Цыплят по осени считают.

5. Дурные фюрер видит сны

Его солдат в России косит

И наступление весны

На лето срочно переносит.

6. На Дону у Сталинграда

Наступающим бойцам

Пожелаем гробить гада

Не по дням, а по часам.

7. Гоним фрица дни и ночи

Настигаем их огнём

Это только лишь цветочки

Будут ягодки потом.

мальчик: Мы поём…

Раздаётся,

А в нём – укор:

Раненый : «Погодите,

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер майор…»

Ведущий: Балалайка всплеснула горестно,

Торопливо,

Будто в бреду…

Вот и всё

О концерте в госпитале

В том году.

(дети выходят, опустив головы)

Медсестра (Ю. Друнина):

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Его тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели о рязанских густых садах.

Песня «Судьба матери» (поют медсёстры).

Сцена 8. Фотография.

В палату Р.ёрник .: Прибыл фотограф Изик Изикович Шумсмагер и я захватил очередь на всю палату. (Кто-то смотрит в зеркало, прилизывается, фотографируется в паре с другом, поддерживая друг друга, чтобы не упасть). Сестра поддерживает раненого за спиной плечом, Изик делает отмашку рукой.

Изик: Левее! Левее! Т-э-э-кс! Минуточку! Одну минуточку!!! Подбородок выше! И не так грозно, сделайте выражение радостно! не так грозно! Ви же, надеюсь, не дорогому фюреру будете карточку высылать, ви маме высылать её будете! А маму пугать не нужно. Мамы и без того напуганы. Внимание! Оппля! Прошу следующего героя!

Общее фото.

Сцена 9. Память.

Ведущий: Тысячи солдат были поставлены на ноги и отправились в действующую армию благодаря заботливым рукам работников госпиталей. Но не всех раненых удавалось спасти. Многие умирали от тяжёлых ран. Все они похоронены в братской могиле на городском кладбище.

Танец под песню «И пусть пройдут дожди, пройдут снега, мы в этот вечер зажигаем свечи…»

На последних аккордах Раненые выходят с зажженными свечами, выстраиваются в пары с медсёстрами спиной к спине. По очереди поворачиваются и каждый говорит по предложению слова.

Завещание потомку .

    Отдавай все силы служению людям это и есть мудрость.

    Живи так, чтобы страх смерти никогда не смущал твоё сердце. Никому не мешай верить в то, во что они верят, уважай других и их взгляды и требуй такого же уважения к себе.

    Люби жизнь, делай её лучше, украшай всё вокруг себя. Стремись жить долго на благо своего народа, а когда придет твой час – умри достойно. Пой свою смерть и, погибнув героем, вернись домой. (тот, кто умер)

    Счастье в самопожертвовании, в помощи другим. Делай добро, помогай другим и у тебя не останется времени на грустные мысли, а жизнь твоя обретёт смысл.

    Прощай, ибо прощая, человек чувствует облегчение. Ненависть, злоба, жажда мести не приносят ничего, кроме тяжести.

    У беды есть свой срок существования, а потому, когда тебя постигнет беда, радуйся каждому прожитому дню, ибо он сокращает жизнь этой беды и неуклонно ведёт к её концу.

    «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек. Берегите свою Родину! Прославляйте и защищайте её!!!

Заключительная Песня «Родина мать» исполняет хор 5 а класса и все герои.

Использованные материалы:

    Сценка «Бред» на стихотворение О. Берггольц «В госпитале».

    Песня «Вальс фронтовой медсестры» Сл. А. Харитонова, муз. Д. Тухманова

    Песня «Разлучила нас не время» муз. Олег Елисеенкова сл. Александра Летчилова.

    стихотворения Е. Благининой «Папе на фронт»

    песня «Вставай, страна огромная» композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач

    Стихотворение В. Берестова Мужчина.

    Медсестра (Ю. Друнина)

    Песня «Судьба матери» муз. И сл. Алена Стихарёва.

    Виктор Астафьев «Звездопад».

Сценарий спектакля
Детство, опалённое войной.

В спектакле использован фрагмент
повести В.Катаева «Сын полка»

(Занавес. На авансцене права и слева от занавеса даты: 1941 - 1945.
Звучит мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»)

Мальчик:
Безоблачное детство, говорят,
Для нас с тобой, вступившим в этот мир,
А мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.

Девочка:
Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
О ваших подвигах читали в книжках,
Вам, имена чьи освящаются,

(Хором в записи):
Вам, опалёнными войною, посвящается…

(Ребята уходят за занавес. Слева дата 1941 не меняется на протяжение всего спектакля, 1941 - справа заменяет 5 на 1)

(Звучит довоенная песня «Рио Рита». Звучит динамик: « С пятой платформы отправляется по-езд № 58: Ленинград - Брест. Будьте внимательны и осторожны! Фонограмма: поезд, крики:» До свидания!, Счастливого пути!», которые затихают, слышен только стук колёс поезда)
(Занавес открывается. На сцене стол и две полки, на которых сидят женщина, бабушка и 4 детей от 12 до 7 лет. На столе букет полевых цветов. Входит проводница, ставит стаканы для чая.)
Проводница:
Как вы весело едете: песни поёте, стишки читаете - прямо, как на концерте я с вами! И откуда вы такие?
Зина:
Мы едем из Ленинграда к бабушке Ефросинье в Беларусь. Меня зовут Зина, это моя младшая сестрёнка Галочка.
Галя:
А фамилия наша Портновы, а у бабушки фамилия Яблокова, вкусная такая! (смеётся, и за ней улыбаются все остальные).
Проводница:
И как это вы одни едете, такие маленькие?
Зина:
Нет, мы едем с тётей Верой, она соседка, вместе с нами живёт в Ленинграде, а на станции нас бабушка и встретит.
Тётя Вера:
Да, встретит, а мы дальше поедем, к своему папе, он у нас в гарнизоне в Бресте служит, вот летом погостим, а потом опять на работу к себе вернёмся.
Проводница:
А это кому ты уже письмо написала с дороги?
Зина:
Подружке своей, Тане Савичевой, она со мной в школе учится в одном классе, у неё большая семья и очень дружная, а мне она, как сестрёнка, вот мы и договорились часто писать друг другу.
Никита:
И у меня в гарнизоне у папы есть друг, Володя Казьмин.
Тётя Вера:
Да, он воспитанник сорок четвёртого полка!
Никита:
А ещё он горнист! И меня на горне играть обещал научить!
Проводница:
Да, лето всё впереди ещё, только живи да радуйся! А я к вам ещё одного молодца привела (Заходит паренёк)
Парень:
Здравствуйте! Не беспокойтесь, мне скоро выходить. Я и один и не один (смеётся), потому что что нас: двое, братья-близнецы Шпиленко! Я Володя, а брата зовут Сергей, вот только на станции разминулись, пойду искать его по вагонам - счастливо оставаться! (кланяется на прощанье, выходит)
Бабушка:
Улыбчивый какой, вот уж точно красный молодец из сказки. Ну, что, хотя вы и большие, а сказки любите? Ну, тогда…
(Раздаётся звук железа, скрежет, вой и свист бреющего самолёта, бомбёжка, крики о помощи и т.д._ Занавес закрывается, но пока он закрывается, полки и стол падают вместе с детьми и взрослыми в поезде. Букетик цветов выпадает на авансцену)
(Звучит песня «Священная война», хроника нападения на страну)


Полный текст материала Сценарий спектакля "Детство, опалённое войной" для учащихся 5-9 классов смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.