Главная > Курс лекций

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ

для студентов неэкономических специальностей

(с заданиями для самостоятельной работы студентов)

Составитель Федонина О. В., стё преподаватель кафедры экономической теории

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

1.Предмет и функции «экономики». 2.Экономические категории и экономические законы. 3.Методологические основы экономической науки. 4.Экономическая система общества. 1. Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об-щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига-ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис-пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их - результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйст-венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто-янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов 1 .

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы-ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст-ва и т. д.).

Важнейшие характеристики экономики - это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про-гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное - насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби-теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це-лом (макроэкономика) и другой уровень - функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, кото-рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо-зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче-том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи-модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто-рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули-рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй-ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо-зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо-дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе-мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй-ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать - микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по-собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от-дельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ-ных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу-ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз-действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки .

Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы зна-чительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России эконо-мическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается ис-пользования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. разработок Цент-рального экономико-математического института Российской Акаде-мии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция - разра-ботка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция - непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.

Невозможно изучать современную рыноч-ную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная по-литика государства в значительной степени и, следовательно, бла-госостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроник-новение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.

Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс - это главный компонент современной экономической науки, использование кото-рого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?

Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений. Другими словами – это законы, касающиеся процессов производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Ограниченность экономических ресурсов - объективный закон, диктующий необходимость соответствующего субъективного поведения лю-дей в системе хозяйствования. Закон редкости ресурсов, или огра-ниченность производственных возможностей, влияет на любой фак-тор производства - идет ли речь о человеке как работнике или же об орудиях и предметах его труда. В каждый данный момент любым экономическим ресурсам и факторам производства - труду, земле и ее ископаемым, капитально-техническим компонентам про-изводства - свойственна ограниченность: их количество фиксирова-но и имеет пределы; применение многих, в особенности первичных, экономических ресурсов в какой-либо одной сфере исключает воз-можность одновременного их использования в другой. Например, такой первичный ресурс, как земля, ограничен не только в смысле естественных планетарных пределов земной суши или географически обозначенных территорий и границ отдельных стран. Земле как экономическому ресурсу свойственна редкость, ограниченность так-же в том смысле, что каждый конкретный ее участок в одно и то же время может быть использован только в одной Отрасли: либо для выращивания сельскохозяйственной продукции, либо под стро-ительство, либо для добычи природных ископаемых. Использование данного земельного участка в какой-либо одной отрасли исключает возможность его одновременного использования в других, несмотря на то, что потребность в этом существует.

Другим важным экономическим законом является закон безграничности и неутолимости потребности общества (индивидов, институтов). Потребность - это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Экономисты изучают материальные потребно-сти, под которыми понимается желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.

Историю экономической цивилизации, с рассматриваемой точки зрения, можно представить как процесс формирования и реализации индивидуальных и институционных потребностей. В процессе удов-летворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Непрерывное возрастание, или возвышение, потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. Человек прошел все этапы - от примитивного потребления ресурсов природы до рационального освоения и использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.

Потребности подразделяются на первичные удовлетворяющие жизненно важные нужды че-ловека (потребности в одежде, питании, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные (например, потребности досуга: кино, театр, спорт). Широкий спектр продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей, иногда подразделяют на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Нет большой необ-ходимости доказывать условность такого деления. То, что является предметом первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот, то, что еще недавно считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые, на-равне с товарами, удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультация юриста, удаление аппендикса и т. п.). Многие изделия и покупаются ради услуг автомобиль, стиральная машина и др.

В состав материальных включаются также потребности предприя-тий, правительственных учреждений и общественных организаций. Частным предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудова-ние, транспортные средства, складские помещения и многое другое для выполнения производственных целей. Обществу, для удовлетворения коллективных потребностей граждан страны, необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие - в ограниченном. Последние называют экономическими благами. Поскольку экономические блага имеются в ограниченном количестве, то для их получения нужны средства - ресурсы.

3. Методологические основы экономической науки.

Методология - это учение о принципах по-строения, формах и способах научного позна-ния. Способы познания существенно зависят от объектов познания. Так, способы познания экономических процессов отличаются от изучения, скажем, высокотемпературной плазмы. Вме-сте с тем, если исследователь хочет получить истинные экономиче-ские знания, то он должен следовать (если это настоящий ученый, а не дилетант) диалектическому методу, который детально изучается в курсе философии. Далее. Форм и способов научного познания много, и большинство из них используется в экономических иссле-дованиях. Это - наблюдения (статистические), обработка полученно-го материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формах.

Более подробно остановимся на методе научной абстракции, ко-торым часто приходится пользоваться. Его суть - освобождение на-ших представлений о предмете исследования от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного, и нахождение в них сущностного, постоянного, типичного. Только при таком подходе можно выявить сущности высокого порядка и дать достаточно точ-ное описание предмета, сформулировать соответствующие законы, при необходимости придать им математическую форму.

При использовании метода абстракции возникает вопрос о грани-цах абстрагирования ибо можно до такой степени отбрасывать частности, что наше представление о предмете не будет соответст-вовать действительности и в нем возникнет совершенно иной объект. Точных границ абстрагирования нет, здесь все решают чутье и талант исследователя. Следующая ступень познания- это движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, если в результате абстрагирования создаются условия для формулирования новых теорий, концепций, принципов, а также экономических зако-нов. Важно отметить, что истина всегда существует в форме систе-мы, ибо все элементы предмета взаимодействуют между собой. В динамике системы и ее отдельных элементов важно выявить един-ство исторического и логического, ибо в каждом национальном хозяйстве, в каждой фирме, в каждом домашнем хозяйстве те же самые экономические процессы и явления могут выглядеть совер-шенно по-разному: что вчера было функцией, сегодня выступает в качестве аргумента.

Наиболее сложной задачей является моделирование экономических процессов и систем, ибо без этого резко снижаются достоверность научных результатов и их практическая значимость. Математическое моделирование в экономике достаточно сложно: неразработанность ряда областей математики, огромный объем информации, относитель-но короткие сроки, отводимые на обработку данных. Сложность обусловлена и тем, что экономика - многомерная система, характер Функционирования и развития которой носит в значительной степени стохастический характер, т. е. параметры, условия функционирования и характеристики состояния представлены в ней случайными величи-нами и связаны случайными, нерегулярными зависимостями. Следова-тельно, характеристика состояния модели определяется не однознач-но, а через законы распределения их вероятностей.

В экономической науке существует направление, представители которого придают особое значение математическим методам иссле-дований. Среди них - классики: М. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс. Из современных представителей выделим В. Леонтьева, Л. Канторо-вича, С. Шаталина, В. Макарова, А. Аганбегяна, А. Гранберга, К. Вальтуха, В. Дадаяна, А. Анчишкина. Особого внимания заслужи-вает Дж. Нейман - математик, физик, кибернетик, который в содру-жестве с экономистом Принстонского университета О. Моргенштерном опубликовал в 1944 г. классическую работу «Теория игр и экономическое поведение», в которой исследованы многие пробле-мы экономического развития на основе теории игр. Прогностическое моделирование исключительно актуально в условиях Перехода Рос-сии к рыночной экономике. Однако разработка моделей пока суще-ственно запаздывает, и они явно недостаточно учитываются руково-дящими органами нашей страны.

4. Экономическая система общества.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни общества.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг. Важные элементы любой экономической системы: 1)социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; 2)организационные формы хозяйственной деятельности; 3)хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которым руководствуются участники хозяйственной жизни; 4)конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективно-го варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспре-дельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

– что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

– как эти товары и услуги надо произвести?

– кто получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги? В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство,- рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) – и две нерыночные системы – традиционная и административно-командная.

Кроме того, переход бывших социалистических стран – России, других стран СНГ, стран восточной и центральной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.

Традиционные системы . В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие това-ры и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидуумов определяются наслед-ственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Командная экономика . Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Все ресурсы здесь составляют собственность государства.

Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни - от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приорите-тов. В силу этого производство благ постоянно отрывается от об-щественных потребностей.

Рыночная экономика. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? - определяют рынок, цены, прибыль и убытки.

«Что?» решается платежеспособным спросом, голосованием день-гами. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет стремиться удовлетворить желание потре-бителя отдать деньги за нужный ему товар.

«Как?» решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку установление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент.

«Для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим до-ходом. Следует сразу оговориться, что чистой рыночной экономики никогда не существовало.

Смешанная экономика. Современная рыночная система являет собой широкое разнообразие смешанных форм. Проиллюстрируем это на примере экономики не-которых развитых стран.

Шведская система характеризуется энергичным участием государ-ства в обеспечении экономической стабильности и перераспределе-нии доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для ее успешного проведения "установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50 % валового нацио-нального продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспор-тная способность шведских компаний. Главное достоинство швед-ской модели состоит в том, что она сочетает высокий экономиче-ский рост с высоким уров.нем благосостояния населения и с обес-печением полной занятости. ,

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государствен-ные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при за-имствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и орга-низации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всег-да дает ожидаемый результат (например, кружки качества), посколь-ку в этих странах нет японских традиций.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Достоинством смешанной экономики является эффективность ис-пользования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует одно-значного общепринятого решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обыча-ями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эф-фективного использования собственных ресурсов.

Тема 2. Собственность и экономика

2. Классификация собственности.

Владимир Леонидович Клюня, Наталья Владимировна Черненко, Валерий Иванович Сильванович и др

Основы экономической теории

Утверждено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для учащихся неэкономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования


Под редакцией

доктора экономических наук, профессора В.Л. Клюни, кандидата экономических наук, доцента Н.В. Черненко


Авторский коллектив: В.Л. Клюня, Н.В. Черненко, В.И. Сильванович, Д.О. Пытко, Ю.В. Чайковская, А.В. Коваленко, Л.И. Дакуко, Л.И. Шмыгова, Н.И. Скирко, Т.Н. Миронова, М.Л. Зеленкевич, Л.П. Ермалович, Т.А. Костина


Рецензенты:

цикловая комиссия социально-экономических дисциплин Минского государственного финансово-экономического колледжа;

доктор экономических наук, профессор М.И. Ноздрин-Плотницкий

Предисловие

В условиях трансформации национальной экономической системы, глобализации мировой экономики важное значение имеет формирование у учащейся молодежи рыночного экономического мышления, получение глубоких знаний об экономической жизни общества, о методах и инструментарии ее изучения, подготовка квалифицированных кадров, представляющих себе реальные процессы, происходящие в национальном хозяйстве и за рубежом.

Без экономических знаний в современных условиях нельзя сознательно, компетентно и творчески воспринимать действительность, уметь решать сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования. Требуется неразрывная связь между переходом к рыночной экономике и подготовкой новых поколений белорусских специалистов. Только эти поколения образуют прочную и эффективную кадровую базу прогрессивной рыночной экономики.

В учебнике в краткой и доступной форме рассматриваются основные понятия экономики и экономических учений, показывается их роль в развитии общественно-экономических отношений. Раскрываются положения экономической теории, характеризуются предмет и метод экономики как науки, место и роль человека в системе экономики, отношений собственности, производства и воспроизводства, описываются формы общественного хозяйства, рыночная система, микро-, макроэкономика.

Показываются особенности применения капитала в различных сферах экономики. Анализируется структура капитала, в том числе издержки производства и прибыль, их экономическая природа и взаимосвязи. Выделяются критерии эффективного применения капитала.

При анализе макроэкономики рассматриваются основные показатели и методы измерения, проблемы совокупного спроса и совокупного предложения, макроэкономического равновесия и стабильности.

В учебнике использованы математические формы и схемы, которые раскрывают содержание законов рыночной экономики.

С целью лучшего усвоения экономических понятий и явлений, существующих между ними взаимосвязей изложение материала иллюстрируется графиками, диаграммами, таблицами.

Каждая глава завершается перечнем основных понятий, контрольными вопросами и заданиями и списком литературы. Ответы находятся в конце книги.

Авторами учебника являются В.Л. Клюня (предисловие); В.Л. Клюня, Д.О. Пытко, В.И. Сильванович (гл. 1, 8); Н.В. Черченко (гл. 2); Ю.В. Чайковская (гл. 3); А.В. Коваленко (гл. 4); Л.И. Дакуко (гл. 5, 7); Л.И. Шмыгова (гл. 6); Н.И. Скирко (гл. 9); Т.Н. Миронова (гл. 10); М.Л. Зеленкевич (гл. 11); Л.П. Ермалович (гл. 12); М.Л. Зеленкевич, Т.А. Костина (гл. 13).

Введение в экономическую теорию

Экономическая теория как наука

1.1. Место человека в экономике

Вряд ли найдется хоть один человек, который не представляет, что такое производство, потребление, деньги, цены, ДОХОДЫ, расходы. Ведь еще с самого детства он погружен в экономическую среду и вынужден обладать и пользоваться набором экономических знаний, которые получены ИЗ ЖИЗНИ И ОТ других людей. И поэтому человек, не раскрывший в своей жизни ни одного учебника по экономике, обычно глубоко убежден, что он прекрасно знает, что представляют собой эти простые (а в действительности – сложнейшие) экономические понятия. Чаще всего люди воспринимают кажущееся в экономике как действительное, но экономическая наука учит, что из частных наблюдений нельзя делать общие выводы. Например, многие люди считают, что причина бедности одних это чрезмерное обогащение других. Это справедливо, если ограниченный, неизменный объем богатства делится между определенной группой лиц. Если наряду с дифференциацией доходов происходит спад производства и снижение доходов, то причиной обнищания одних является не столько видимое обогащение других, сколько уменьшение количества создаваемого и делимого экономического продукта. Хотя для решения проблемы требуется увеличение совокупного дохода и национального богатства, а не его перераспределение. Часто увеличение денежных доходов семьи мы воспринимаем как рост ее благосостояния, не принимая во внимание, что обычно этот факт сопровождается одновременным увеличением цен и инфляцией. Цель экономической теории – избавить образованных граждан нашего общества от подобных ошибок, заложить основы системного экономического мышления, которое учитывает разнообразие и взаимосвязи экономических процессов. Знание экономики развивает мировоззрение, облагораживает ум, способствует более полному восприятию действительности.

Что такое экономика?

Экономика – это совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. Экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. И, наконец, экономика – это отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров. Таким образом, экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношениях между людьми в процессе хозяйствования.

Главная фигура экономики – человек, основные действующие лица в экономике – люди. На процессы, происходящие в экономике, оказывают сильное влияние индивидуальная и общественная психология людей, факторы политического характера. Использование положений экономической науки на практике сопряжено с рядом трудностей и требует профессионализма, глубоких знаний и опыта.

Помимо производства, обращения и потребления товаров, экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений: внутри семьи, в социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Знание законов функционирования экономических систем полезно и для ориентации отдельного человека в его повседневной деятельности.

1.2. Эволюция экономической мысли

Современные экономические понятия, термины и принципы являются продуктом длительного процесса развития экономической науки и хозяйственной практики. Экономическое мышление – ровесник человеческого общества.

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди обладали зачатками экономических знаний, имели некоторые представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, жизненных благ. Экономические взгляды того времени были частью сознания и составляли элементы религиозных верований, мифов, различных легенд и сказаний.

Экономическая теория как наука экономии возникла в античном обществе в виде учения о домашнем хозяйстве. Термин «экономия» был введен Ксенофонтом (ок. 430–355 или 354 гг. до н. э.) (от греч. oikonomia – управление хозяйством).

С точки зрения глубины исследования экономической мысли и систематизации экономических взглядов Древней Греции, заслуживает особого внимания учение Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который богатство общества разделил на два вида: богатство как совокупность натуральных продуктов (экономика) и богатство как накопление денег (хрематистика). Источником богатства в денежной форме была сфера обращения, где функционируют торговый и ростовщический капитал.

Характерной чертой экономических воззрений античности была связь экономических взглядов с более широкой социальной оценкой экономических действий и мер. В экономической литературе свое наиболее полное развитие получила проблема рабства, вопросы организации частного рабовладельческого хозяйства и управления им. Рабство полностью оправдывалось обществом и расценивалось как удел варваров, а сам раб воспринимался как одушевленное орудие труда. Рабовладельческое хозяйство было основой античного государства.

Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика)», включающего учебную программу, пособие к практическим занятиям, методические указания по самостоятельной работе, контрольно-измерительные материалы «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика). Банк тестовых заданий», наглядное пособие «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика). Презентационные материалы». В конспекте лекций по экономической теории для неэкономических специальностей изложены основные темы, дающие представление о микро- и макроэкономике, предмете и методе экономики, рыночной системе, теории поведения потребителя, производстве и издержках фирм и др. В конце лекций предложены вопросы для самопроверки, а также тесты и библиографические списки. Предназначен для студентов неэкономических специальностей.

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Тема 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ОСНОВЫ ТЕОРИИСПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

МОДУЛЬ 2. МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫВ КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ

Тема 5. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМВ УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Тема 6. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЕСУРСЫ

Тема 8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКАКАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙКРУГООБОРОТ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО

Тема 10. РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. МУЛЬТИПЛИКАТОР

Тема 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЦИКЛЫ

Оценка экономического роста и его неравномерность. Колебания экономической активности

Безработица как проявление макроэкономической нестабильности

Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности

Тема 12. ГОСУДАРСТВО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Тема 13. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

МОДУЛЬ 4 СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ

Тема 14 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Тема 15 СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Книги и учебники по дисциплине Экономическая теория:

  1. Бреннер Р.. Экономика глобальной турбулентности: развитые капиталистические экономики в период от долгого бума до долгого спада, 1945-2005 - 2014 год