Ежегодно высшие учебные заведения выпускают тысячи специалистов, которые затем безнадежно пытаются найти работу, соответствующую их квалификации в дипломе. Если в былые времена эта проблема запросто решалась путем государственного распределения, и от юных сотрудников требовалась усердная работа и четкое следование указаниям наставника, то теперь ситуация в корне изменилась. Человек самостоятельно вершит свою судьбу, в том числе и карьеру. Поэтому крайне важно при поступлении в вуз серьезно подойти к выбору факультета и профиля обучения, дабы иметь представление, в каком направлении впоследствии искать работу.

Что означает менеджмент?

Менеджмент - довольно новое слово в обиходе у соотечественников, однако оно быстро снискало себе популярность. Открыв газету или сайт с описанием требуемых специалистов, всегда можно заметить, что компании нуждаются в менеджерах. Попробуем разобраться, что же под собой подразумевает это понятие, и кем можно работать по специальности "менеджмент организации".

Человек, никогда не сталкивающийся с этим понятием, часто думает, что оно обозначает управление. В некотором роде так и есть, ведь понятие «менеджмент» происходит от латинского manus (рука), что нашло отражение в английском глаголе to manage - "руководить". Однако управление - более широкое понятие, которое подразумевает возможность руководить любыми системами, в том числе и автоматическими, в то время как менеджмент - искусство создавать продукт руками других людей. Это означает, что менеджер - лицо, которое управляет людьми и обладает при этом

Менеджмент организации. Кем можно работать, получив эту специальность?

Биржи труда переполнены запросами о поиске толковых управленцев. Это обусловлено развитием отечественного бизнеса.

Любой руководитель понимает, насколько важно для компании иметь квалифицированный кадровый состав, чтобы во главе каждого подразделения стоял незаурядный лидер, способный увеличивать торговую прибыль организации. Это возможно в двух случаях: когда менеджер правильно выбрал свой жизненный путь, а его личностные качества полностью соответствуют и когда он умеет грамотно распределять ресурсы компании.

Перспектива управлять компанией или быть руководителем отдела приводит многих студентов и их родителей к выбору специальности «менеджмент организации». «Кем можно работать в реальности с данной профессией?» - вопрос, который должен волновать абитуриентов в первую очередь. Самое интересное, что единого ответа на данный вопрос нет. Бизнес-среда претерпевает постоянные изменения, а это означает, что, возможно, по окончании студентами пятилетнего срока обучения от них будут требовать владение новыми компетенциями, которые изначально не предполагались в профиле их должности.

На данный момент в научной литературе существуют определения, которые подразумевают, что организация менеджмента на предприятии - сфера управления, направленная на планирование деятельности компании, пошаговая система обеспечения ее жизнедеятельности, контроль над функционированием отдельных подразделений и умелое распределение временных, трудовых, информационных и

Менеджер и владелец фирмы - в чем разница?

Отечественный бизнес не всегда поспевает за иностранными нововведениями, поэтому очень часто возникает конфуз при трактовке тех или иных понятий. пришла в нашу страну с Запада и быстро охватила все сегменты рынка, однако для многих до сих пор остается загадкой: чем отличаются между собой владелец предприятия и менеджер, если обе эти персоны по своему определению являются лицами, принимающими решение. Фактически разницы между этими субъектами нет никакой. В их обязанности входит один и тот же перечень задач, однако разделяет их разница в уровне полномочий. Иными словами, менеджер - наемный сотрудник, который призван вести умелое управление организацией, в то время как ее владелец - лицо, вложившее собственные средства в ее развитие, но при этом не обязательно осуществляющее руководство. Однако, как показывает опыт зарубежных компаний, любой владелец фирмы априори обязан быть хорошим менеджером.

Обязанности менеджера

Система менеджмента организации подразумевает, что в каждой компании имеются функциональные подразделения, во главе которых должно находиться лицо, принимающее решения. На практике менеджер чаще всего выступает в среднего звена, в непосредственные обязанности которого входит:

  • планирование и внедрение мероприятий по модернизации работы предприятия;
  • совершение анализа работы компании;
  • повсеместный контроль за выполнением поставленных перед персоналом задач;
  • создание благоприятного климата в коллективе.

Цель менеджера как сотрудника - повышение эффективности работы предприятия, поэтому для него крайне важно уметь видеть ситуацию в целом и понимать, как работа его отдела может повысить KPI всей компании.

Качества, которыми должен обладать менеджер в современном мире

Окончить университет, получить диплом и, может, даже опыт - далеко не определяющие факторы успеха для работника в сфере управления. Помимо вышеуказанных нюансов, каждый менеджер должен работать над совершенствованием личностных характеристик и развивать в себе следующие навыки и качества:

Руководство ценит в наибольшей мере тех специалистов, которые умеют быстро и эффективно распределять ресурсную базу фирмы, а также с наименьшими затратами добиваются максимальной прибыли, именно поэтому не последнюю роль на предприятии занимает организация финансового менеджмента.

Сферы работы после получения специальности «Менеджмент организации»

По итогам статистики вузов, предлагающих абитуриентам стать студентами и осваивать профессию менеджера, их выпускники работают в следующих сферах:

  • государственная служба;
  • ресторанный и гостиничный бизнес или, как его сейчас называют, HoReCa;
  • оптовая и розничная торговля;
  • банковские и страховые услуги;
  • финансовые учреждения;
  • информационные технологии;
  • промышленность;
  • образование.

Среди часто встречающихся вопросов есть и такой: «Менеджмент организации - кем можно работать?» Это неудивительно: компании предлагают невероятно обширный список вакансий для потенциальных сотрудников. Конечно, большинство ребят мечтает об открытии собственного бизнеса, однако при агрессивной конкурентной среде желательно иметь предварительный опыт, поэтому многие следуют проверенному годами пути: устраиваются наемными сотрудниками.

Сегодня существует столько возможностей для проявления собственных способностей, что для каждого найдется работа. Менеджмент организации как специальность охватывает достаточно широкий горизонт направлений деятельности, которые позволят удовлетворить амбиции каждого, кто готов приложить усилия. Рассмотрим самые перспективные направления для реализации своего потенциала.

Консалтинговые услуги

На сегодняшний день это весьма привлекательная область деятельности, где могут найти применение своим навыком не только предприниматели, имевшие ранее успешный опыт ведения бизнеса, но и новички, которые готовы на первых порах ассистировать руководителю. Чтобы в консалтинговое агентство, нужно обладать навыками в сфере предоставляемых услуг и иметь хорошие коммуникационные навыки, так как работа предполагает повсеместное общение с людьми и умение доносить до них информацию разной сложности.

Маркетинг и рекламные услуги

Сегодня это одна из самых перспективных сфер деятельности. Она динамична, требует креативности от менеджеров и идеально подходит тем ребятам, которым нравится демократичная организация управления. Менеджмент внутри такой компании должен строиться на умении четко планировать деятельность и рекламные кампании, позиционировать себя на рынке, знании основ ценообразования и схем финансирования, умении находить рынки сбыта и навыках продвижения собственного продукта.

Управление персоналом

В первую очередь менеджмент изучает рычаги воздействия на людей, позволяющие ими эффективно управлять. Многие компании давно пришли к выводу, что их самый ценный ресурс - люди, и поэтому они фокусируют внимание на создании благоприятного микроклимата в коллективе. Тимбилдинг и обучение на базе предприятия, всевозможные социальные гарантии и удобные условия работы - это вовсе не гуманное желание руководства сделать больше добра в мире, а детально спланированная акция. Именно поэтому на крупных предприятиях повсеместно открываются вакансии HR-менеджеров - людей, которые заботятся об эффективности работы каждого сотрудника. Эти специалисты призваны мотивировать сотрудников с целью повышения их личных производительных результатов. Чаще всего на эти позиции набирают девушек, которые, помимо бумажной аналитической работы, занимаются также организацией корпоративных мероприятий и прочими программами развития персонала. Тем, кто желает получить подобную должность, следует обратить пристальное внимание на изучение КЗоТа, специального программного оборудования, делопроизводства и психологии, так как HR-менеджеры часто участвуют в подборе персонала.

Если у кого-то до сих пор возникают вопросы "что будет, если поступить учиться на менеджмент организации", "кем можно работать по окончании университета", то стоит задуматься о своих личностных качествах и фантазиях. Эта специальность настолько обширна и открывает перед людьми столько возможностей, что ее по праву можно назвать универсальной.

Курсовая по менеджменту относится к числу тех студенческих работ, которые требуют не только теоретических знаний, но и умения анализировать и применять теорию на практике. Особую сложность представляет грамотное раскрытие темы и написание практической части с упором на конкретную организацию.

В современных российских ВУЗах требования к курсовой по менеджменту базируется на том, что работа направлена на углубленное изучение функций управления, их взаимосвязи и влияния на процесс управления. В основе курсовой должны лежать актуальные современные подходы в менеджменте, особенно процессный и системный.

В процессе написания курсовой работы по менеджменту необходимо учитывать, то, что любая курсовая по менеджменту опирается на актуальные научные исследования в области науки управления.

При работе над практической частью курсовой студент должен учитывать современные российские и зарубежные реалии и тенденции развития науки управления. Кроме того, студент должен осознавать, что предложенные им в курсовой по менеджменту мероприятия и рекомендации должны быть обоснованы и осуществимы в условиях конкретного предприятия, на базе которого выполняется исследование.

Процесс написания курсовой работы по менеджменту достаточно длительный и, если подходить к написанию ответственно, трудоемкий. Потребуется много времени и терпения, чтобы написать хорошую курсовую по менеджменту.

Как написать курсовую по менеджменту

Курсовая работа по менеджменту – это не просто серьезная студенческая работа, это индикатор уровня знаний студента. Грамотно написанная курсовая работа по менеджменту даёт студенту возможность:

  1. продемонстрировать высокий уровень знаний по предмету
  2. показать научному руководителю то, что студент обладает умениями и навыками самостоятельной работы
  3. выделить актуальность и важность выбранной темы курсовой по менеджменту
  4. показать уровень умения делать самостоятельные выводы на основе соответствующего анализа и вносить предложения по совершенствованию управленческой деятельности в рамках организации (предприятия).
Содержание курсовой работы должно отвечать общим требованиям, установленным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Курсовая работа по менеджменту выполняется, в первую очередь, на основе материалов лекций, практических занятий, рекомендуемой научной литературы и публикаций. Именно на основе теоретических трудов пишется обзор литературы и выделяются ключевые проблемы в рамках темы курсовой. Все авторы, чьи работы изучены в процессе написания курсовой по менеджменту, упоминаются во введении. Кроме того, введение курсовой работы обязательно включает в себя актуальность, цель, задачи, предмет, объект.

Очень важна в курсовой работе по менеджменту практическая часть. Именно она является показателем умений студентов решать конкретные задачи в организации. Практика в курсовой по менеджменту выполняется на базе собственных наблюдений, изучении основ управления конкретной организацией, анализе системы управления в изучаемой организации и выявленных проблемных аспектах управленческой деятельности.

В практической части курсовой по менеджменту необходимо:

  1. спроектировать основные составляющие процесса управления по функциям планирования для анализируемого предприятия/организации,
  2. составить или отразить закрепленную в документах оргазации структуру,
  3. наглядно изобразить схемы уровней управления и определение функций отдельных подразделений,
  4. проанализировать и отразить в курсовой работе информационные связи в организации.

Для того, чтобы максимально повысить шанс на успешную защиту курсовой по менеджменту, необходимо следовать рекомендациям, отраженным в методических указаниях, которые можно взять у научного руководителя или на кафедре.

Методические указания содержат требования к выполнению курсовой по менеджменту, соблюдение которых является обязательным при её подготовке и последующей защите.

Выполняется, опираясь на базовый принцип менеджмента: процесс управления непрерывен и предполагает взаимосвязанные действия управленческого персонала с учетом меняющихся условий хозяйствования.

Этапы написания курсовой по менеджменту

После того, как написано введение к курсовой, студент должен приступить к работе над теоретической частью курсовой работы. В ней необходимо вкратце рассмотреть процессный подход как концепцию современного научного управления. Затем определить основные положения и теоретические основы в зависимости от темы. После чего следует переходить к выполнению практической части.

Существует ряд правил , следуя которым Вам практическая часть получиться актуальной и полезной. Вот два ключевых аспекта:

  1. Для написания курсовой по менеджменту необходимо тщательно проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на организацию с учетом особенностей момента и характера деятельности организации.
  2. Следует изучить систему управления предприятием. Затем необходимо охарактеризовать проблемные аспекты, выявленные в ходе изучения фирмы, и предложить мероприятия, рекомендации или предложения для их устранения.

Практика в курсовой по менеджменту

Практика в курсовой работе по менеджменту начинается с краткого описания базового предприятия. Далее нужно дать краткую характеристику организации и разработать организационную структуру, рассмотрев принципы делегирования полномочий, указать полномочия основных руководителей и функции отдельных подразделений согласно организационной структуре.

Затем необходимо в общих чертах сформулировать миссию организации и стратегическое видение, определить систему целей, определить их иерархию, выделить среди них цели долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Следующим этапом нужно провести анализ сильных и слабых сторон организации, оценить угрозы и благоприятные возможности со стороны внешней среды (SWOT-анализ) и выбрать одну из стратегических альтернатив. В конце этого раздела необходимо описать общие пути реализации выбранной стратегии.

Эффективность деятельности организации во многом определяется заинтересованностью работников в результатах труда. Это зависит от системы мотивации как процесса побуждения к деятельности для достижения целей организации.

Помимо всего вышесказанного, в курсовой работе по менеджменту, если тема построена на анализе предприятия, следует:

  1. изучить кадровый потенциал и штатное расписание,
  2. рассмотреть основные принципы построения системы стимулирования работников организации, способствующих созданию условий для эффективного труда,
  3. спроектировать систему стимулирования для основных групп работников.

При анализе системы контроля в курсовой по менеджменту надо рассмотреть принципы контроля над деятельностью организации, этапы процесса контроля, техническое обеспечение и установить основные показатели, которые необходимо контролировать в процессе управления.

План курсовой по менеджменту

Курсовую работу по менеджменту невозможно написать качественно без правильно составленного плана. В качестве примера ниже представлен один из шаблонов для составления плана курсовой.

Введение

1. Теоретическая часть (название в зависимости от выбранного аспекта менеджмента в курсовой)

1.1 Роль менеджмента и процессного подхода в современных условиях

1.2-1.4 Базовые понятия менеджмента исходя из темы курсовой

2. Практическая часть (на примере конкретной организации)

2.1 Краткая характеристика организации

2.2 Система управления в организации

2.3 Анализ внешних и внутренних факторов

2.4 Мероприятия по совершенствованию системы управления

Заключение

Список литературы

Придерживаясь данного плана, курсовая будет выполнена с тщательным подходом, а исследование охватит все необходимые вопросы для раскрытия темы.

Введение

1 Развитиеменеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности

1.1 Особенности развития теории и практики управления в России в начале XX века.

1.3 Основные черты экономической реформы конца 80-х - начала 90-х гг. в СССР.

1.1.1 Основные этапы совершенствования хозяйственного руководства в условиях общественной формы собственности и его результаты

1.1.2 Обоснование необходимость радикальной реформы управления на основе перехода к рыночным отношениям.

Практическая часть

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Цель выполнения курсовой работы по дисциплине «Основы менеджмента»: систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания студентов по учебной дисциплине и уметь применять эти знания при решении конкретных задач организации в реальных условиях.

Курсовая работа включает теоретическую и практическую часть. В теоретической части раскрывается тема курсовой работы с использованием примеров из литературных источников и действительности. В практической части производится анализ трудовых ресурсов и поступают предложения по совершенствованию их использования

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки

составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них

зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер,

простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные

сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям

государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств

и целых регионов.

Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных

многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в

государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый

бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая

приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон

технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это

еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и

сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к

малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как

это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента.

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о

государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин

– «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы

управления употребляется термин «администрирование».

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить

целевую ориентацию работы.

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и

становления менеджмента в России.

В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

Выявить основные стадии развития менеджмента в России

Изучить отечественный опыт управления предприятиями

Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.

1. Отечественный опыт управления предприятиями

1.1 Особенности развития теории и практики управления в России в начале XX века

Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и «.русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды», - об этом напоминает немецкий предприниматель

В России идеи правового государства разрабатывали М. Сперанский, И. Платонов,

И. Рождественский. В основном труде Сперанского («Запи­ска об устройстве

судебных и правительственных учреждений в России», 1803 г.) дано научное

толкование целей, принципов, функций и структу­ры органов управления в

применении к организации системы управления правительственных учреждений и

производственных подразделений (фаб­рик, заводов и т.п.).

В конце XIX и начале XX веков в ряде университетов разрабатыва­лись

методологические проблемы управления: в Московском (В. Гольцов, М.

Ковалевский); Петербургском (И. Андреевский); Казанском (Я. Степа­нов);

Харьковском (В. Левицкий) и Киевском (Н. Бунге). Исследования касались места

и роли управления экономикой в системе государственно­го и общественного

устройства, предмета и методов науки об управле­нии, методологии западных

Особенностью теоретических и методологических изысканий россий­ских ученых

того периода является использование методов научного по­знания для наблюдения

и анализа явлений, установления причинной свя­зи между ними и формирования

принципов управления. Наука отражала объективный процесс укрупнения и

усложнения производства, что вызы­вало потребность в специально

подготовленных управляющих (или менед­жерах), нанимаемых собственниками для

управленческой деятельности. Многие исследователи были приверженцами

капиталистического пути развития экономики России, связанного с ростом

крупных предприятий и формированием монополий.

Развитие организационно-управленческой мысли в России конца XIX века с ее идеями

«культурного государства» подтолкнуло исследование националь­ной культуры,

нравов, обычаев и экономического поведения работников, их менталитета, которые

легли в основу формирования таких областей науки управления, как

организационная культура, человеческие ресурсы, мотива­ция, управление

персоналом (В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Бердяев).

Промышленная революция XIX века кардинальным образом изменила характер экономических организаций - на смену мастерским пришли фабрики, использующие совместную работу значительного числа людей Изменился и характер труда - на смену квалифицированному труду ремесленника пришел механический и бессодержательный труд пролетария, являвшегося, по меткому определению К. Маркса, лишь «придатком машины». Рост масштабов экономических организаций и усиление недовольства условиями труда большинства их работников постепенно заставляли руководителей этих организаций нанимать специалистов, занимавшихся исключительно отношениями с рабочими. На родине индустриального производства - в Англии - их называли секретарями благополучия, в США и во Франции - общественными секретарями. Основные функции первых специалистов по управлению человеческими ресурсами сводились к устройству школ и больниц для рабочих, контролю за условиями труда, противостоянию попыткам создавать профессиональные союзы. Существенные изменения в управлении человеческими ресурсами произошли в промышленно развитых странах в 20 - 30-е годы прошлого века. Три важнейших фактора предопределили эти изменения - появление и распространение «научной организации труда», развитие профсоюзного движения и активное вмешательство государства в отношения между работниками и работадателями. Теория «научной организации труда» или, точнее, «научного управления», основы которой были заложены в работах Фредерика Тейлора (США), а впоследствии развиты многими другими учеными, совершила «тихую революцию» в управлении организацией в целом и человеческими ресурсами в частности. Теория «научного управления» утверждала, что существуют оптимальные и универсальные для всех предприятий методы управления и организации труда, позволяющие значительно повысить его производительность. В основе этих методов лежало разделение труда и глубокая специализация сотрудников. Сами методы предлагалось разрабатывать на основе использования достижений науки (математики, физики, психологии), систематического изучения существующих рабочих методов и проведения экспериментов. По мере распространения идей «научного управления» на многих предприятиях появились представители новой профессии - инженеры, занимающиеся изучением и оптимизацией рабочих методов. Развитие машинного производства, объединившего массы рабочих в рамках промышленных предприятий и сделавшего их труд механическим и однообразным, способствовало бурному росту профессиональных союзов практически во всех индустриальных странах. Профсоюзное движение стало мощной силой, способной на широкомасштабные и болезненные по своим последствиям действия - забастовки, бойкоты и даже вооруженные конфликты с администрациями компаний. К началу 30-х годов XX века заключение коллективных договоров между профсоюзами и работодателями превратилось в общепринятую практику всех промышленно развитых стран. Значительно усложнившиеся отношения с объединенными в профсоюзы работниками потребовали от многих компаний создания специальных должностей директоров или администраторов, в функции которых входило ведение переговоров с профсоюзами, разбор их претензий, представительство интересов организации в случае судебного процесса. В то же время уровень менеджерской науки оставался на весьма низком уровне, и найти людей с необходимой квалификацией для более совершенной кадровой работы было практически невозможно. Резкое социальное расслоение общества в индустриально развитых странах, происходившее на фоне невиданного прежде роста производительных сил, сопровождалось в первые десятилетия XX века усилением влияния социалистических и коммунистических партий, а также радикальных профсоюзов, что заставило правительства этих стран активно включиться в регулирование отношений между рабочими и работодателями. Вмешательство государства привело к созданию национальных систем социального страхования, компенсации по безработице, установлению минимальной заработной платы, ограничению и сокращению продолжительности рабочего дня. В некоторых странах появились специальные государственные органы для контроля за условиями труда и защиты интересов рабочих. В результате этих законодательных изменений у компаний появилась потребность в специалистах являющихся экспертами в области трудового законодательства, обеспечивающих контроль за его соблюдением администрацией предприятия, а также осуществляющих взаимодействие с государственными органами. Организации начали создавать специальные отделы, занимающиеся этими вопросами. Они, как правило, назывались отделами кадров. В 50 - 70-е годы по индустриально развитым странам прокатилась очередная законодательная волна, значительно усложнившая государственное регулирование трудовых отношений. Новые законы были направлены против всех видов дискриминации на рабочем месте, усиливали социальные гарантии наемным работникам, устанавливали детально разработанные стандарты охраны труда и окружающей среды. К концу XX столетия трудовое законодательство является сложной, сильно разветвленной отраслью права не только в традиционных индустриально развитых, но и во многих новых индустриальных странах, таких, как Корея, Сингапур, Тайвань, Мексика. Несмотря на разнообразие национальных законодательств, можно выделить две основные модели государственного регулирования трудовых отношений, англо-саксонскую и европейскую (рейнскую). В странах с англо-саксонским подходом к регулированию (США, Великобритания, Тайвань, Сингапур) государство рассматривает работодателей и наемных работников как «равных» участников (игроков) рынка и видит свою роль в создании и обеспечении бесперебойного функционирования необходимых для рынка элементов: конкуренции, ограничении монополий, юридической системы и т.п. Европейская модель построена на предположении, что наемные работники находятся в заведомо худшем (inferior) положении по сравнению с работодателями и нуждаются в государственной защите в виде устанавливаемой на достаточно высоком уровне минимальной заработной платы, универсального социального и медицинского страхования, специальных государственных органов, защищающих интересы работников.

1.2 Становление и развитие менеджмента в России.

Основные черты экономической реформы конца 80-х - начала 90-х гг. в СССР.

Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет

нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования

российского менеджмента ментальности придается различное значение.

Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его

становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства.

Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству.

Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же

время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и

технологического развития общества. Так, революция в системе управления,

произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к

машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к

конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим

автоматизированным и информационным технологиям.

1.Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает

особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в

готовом виде и использовать ее в управлении экономикой..

Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и

монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные

положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в

силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она

несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной

к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”,

ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию

при осуществлении данной концепции.

2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет

особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление

западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная

проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы

управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из

данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать

теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования

экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность

их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм

западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”

В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного

срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали нормальным

явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему

национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями,

“несунами”, вводить новые методы повышения качества.

В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской

действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.

3.Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета

особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта

управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного

опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента.

И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще

А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность

конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины”. На наш

взгляд это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент.

Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание,

формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется

проведением в стране трех ре­форм, направленных на совершенствование системы

управления народным хозяйством. К ним относятся:

Реформа системы управления экономикой 1965 г.

Реформа системы управления 1979 г.

Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным

отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими серьезными изме­нениями в политической системе

управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.

Специальная комиссии, возглавляемая академи­ком А. Г. Аганбегяном, предложила

три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

· внесение отдельных элементов рынка в сущест­вующую командно-

административную систему управления;

· быстрый переход к рынку без какого-либо госу­дарственного регулирования;

· создание системы управления на основе регули­руемой рыночной экономики.

Этот вариант со­вершенствования системы управления соответст­вовал

предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу,

получившую назва­ние «500 дней», в которой был намечен целый комплекс

мероприятий, необходимых для перехода к регулируемо­му рынку. Эта программа

многими учеными рассматри­валась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой

системы управления к регу­лируемому рынку. В его основу была положена

программа «500 дней», основной целью которой было полное раз­рушение

административно-командной системы управле­ния. С ноября 1991 г. начался

процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось при­остановить развала

экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает

ухудшать­ся. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин

сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства

правительства в эко­номику регионов и импортно-экспортные операции.

Не­управляемого рынка нет ни в одной развитой стране ми­ра. Рынок требует

управления, руководства, регулирова­ния со стороны государства.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма

управления страной. Оте­чественный менеджер в своей практической деятельности

сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному

менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает

получение нового знания по искусству управления.

1.3 Обоснование необходимости радикальной реформы управления на основе перехода к рыночным отношениям

Одно из узких мест осуществления перестройки экономики в нашей стране -

проблема управленческих кадров.

В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих обучение по данной

специальности, исходная учебная дисциплина по управлению (чаще всего

называемая “Введение в теорию менеджмента” или “Основы менеджмента”)

преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей

имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же

время общепризнано, что менеджмент – это и наука и искусство, и что овладение

знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических

До сих пор в большинстве случаев данную проблему пытались решить введением в

систему подготовки активных методов обучения - деловых игр, разбора

конкретных ситуаций (“кейс-стади”) и др. Представляется, что для

первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в первую

очередь с недостатком у них знаний по экономике и финансам, без которых

невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.

Практика показывает, что на данной стадии обучения больше пользы приносят

обычные семинарские занятия, на которых преподаватель может судить о степени

усвоения пройденного материала, или же решение практических задач,

позволяющих закрепить базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс

менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо.

По некоторым оценкам, "критическая масса" руководителей, специалистов

по экономике и управлению, способных преобразовать облик наших

предприятий и организаций сообразно новым требованиям, должна

составить не менее 20% от их общего числа в народном хозяйстве РФ. А это

не менее 3.0 млн. человек.

Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задача

исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики,

предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто

сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль,

в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно,

зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и

переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта

управления, по применению достижений управленческой науки на

практике.

Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта

стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным

аспектом этого опыта в XXI веке является сфера деятельности и область знаний,

охватываемая емким понятием "менеджмент", которое стало уже

интернациональным. При этом, когда говорят "менеджмент" подразумевают и

людей-менеджеров, профессионально осуществляющих функцию управления.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу

творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и

обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

В совокупности структура предприятия и система управления образуют

организационное обеспечение управления, статику менеджмента, которая

переходит в динамическое состояние, как только руководители всех уровней

начинают выполнять свои функции в процессе текущего управления предприятием.

Исходя из этих соображений, структуру менеджмента укрупненно можно представить

следующим образом:

Рассмотрим это на конкретных примерах.

Генеральный директор Чебоксарского Завода электроники и механики (ЗЭиМ)

Станислав Ляпунов в шутку называет себя «красным директором», построившим на

своем предприятии капитализм. В действительности после проведенной им

реструктуризации из советского планового производства ЗЭиМ превратился в

динамичную рыночную компанию и стал одним из лидеров электротротехнической

отрасли. Международная организация труда даже рекомендует использовать опыт

Ляпунова другим реформирующимся компаниям.

Чебоксарский завод электроники и механики работает с 1958 года. В 1992 году

предприятие было приватизировано. Контрольный пакет акций сосредоточен в

руках группы физических лиц, входящих в состав руководства холдинга РУСЭЛ,

8,4% принадлежит министерству имущественных отношений Чувашской республики,

оставшиеся акции распылены среди сотрудников предприятия. Основное

направление деятельности ЗЭиМа - промышленное приборостроение. В рамках

дочерних компаний развиваются дополнительные направления - инжиниринг,

автомобильная электроника, микроэлектроника, бытовые товары. Сбытовая сеть

охватывает Россию, страны СНГ и Балтии, Юго-Восточную Азию и балканские

государства. В 2002 году общий объем продаж завода и дочерних компаний

превысил 550 млн рублей. Штат завода насчитывает более 1400 человек. Всего в

компании с учетом дочерних предприятий работают 1800 сотрудников.

ЗЭиМ - одно из старейших в стране предприятий по производству

Питер Друкер

Классические работы по менеджменту

Переводчики: И. Григорян (глава 4); О. Медведь (главы 1–3, 5–8, 10–13); С. Писарева (предисловие, главы 9, 14, 15).

Редактор Р. Пискотина

Технический редактор Н. Лисицына

Корректор Е. Аксенова

Компьютерная верстка А. Абрамов


© Harvard Business School Publishing Corporation, 2006

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2015

Издано по лицензии Harvard Business School Press (USA) и агентства Александра Корженевского (Россия)


Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Человек, создавший менеджмент.

Business Week

Предисловие

«Тех немногих из нас, кто сорок лет назад осмеливался говорить о менеджменте, считали сумасшедшими», – сказал Питер Друкер весной 2005 г. на церемонии вручения премии McKinsey Award авторам лучших статей, опубликованных в Harvard Business Review в предшествующем году. Седьмая по счету награда присуждалась ему за статью «Как стать эффективным руководителем». (Эта статья включена в настоящий сборник.) Никто другой не удостаивался такого количества премий McKinsey Award.

Конечно, Друкер немного преувеличил, и, наверно, правильнее было бы говорить «пятьдесят лет назад», а не «сорок», но в целом его слова – истинная правда. Всего полвека назад менеджмент воспринимался совсем по-другому и практически не признавался как профессия. В классической работе Уильяма Уайта «Человек организации» (The Organization Man), написанной в 1956 г., слово «менеджмент» встречалось, как правило, в контексте управленческих процессов и должностей. Оно почти не упоминалось в связи с профессией или научной дисциплиной. Сегодняшнему употреблению слова мы обязаны в основном Питеру Друкеру. Сама миссия Harvard Business Review – усовершенствовать практику менеджмента и его роль в современном изменчивом мире – немыслима без работ Друкера. Он внес наибольший вклад в выполнение этой задачи. Более полувека Друкер радовал редакторов Harvard Business Review лучшими из своих работ, всего было опубликовано тридцать восемь его статей, пятнадцать из которых включены в этот сборник.

Мы еще вернемся к разговору об исторической ценности его работ, а сейчас хотелось бы подчеркнуть их значимость. Друкер не просто подготовил почву для новой науки, он посадил в эту почву семена идей, которые принесли обильный урожай. Каждый год менеджеры отмечают невероятную актуальность статей и книг Питера Друкера, написанных им еще до того, как родились они сами и их родители. «Нет более бесполезного занятия, чем сверхэффективно делать то, что никому не нужно». Эти слова были опубликованы при жизни прошлых поколений – в 1963 г., но я полагаю, что и сегодня какой-нибудь молодой менеджер читает их, выделяя желтым маркером или яркой ручкой.

В чем же секрет? Чем так притягательны работы Друкера для менеджеров? Почему Друкер пользуется такой популярностью? Почему его работы сохраняют актуальность? Как ему до самой смерти в 2005 г. в возрасте 95 лет удавалось давать столь полезные советы для какого-нибудь, скажем, старшего менеджера по технологиям? Первое, на что обращаешь внимание, читая Друкера, – умение найти именно те слова, которые отражают суть проблемы или задачи: «Я никогда не встречал руководителя, который, выполняя более двух задач одновременно, мог бы оставаться при этом эффективным», «Самая главная и самая сложная задача, с которой сталкиваются менеджеры в развитых странах, – повысить производительность работников умственного труда и сферы услуг». Высказывания Друкера настолько афористичны, что 366 отрывков из его работ были изданы в виде отдельной книги, чтобы менеджеры каждый день за утренним кофе наслаждались его мудростью.

Но одним только умением подбирать нужные слова нельзя объяснить актуальность и значимость огромного множества работ Друкера. (Их количество действительно велико. На сайте Amazon.com кто-то поместил список шедевров Питера Друкера. Он насчитывает 25 книг.) Этот волшебник воплотил в своих работах три бесценных умения.

Первое – талант правильно поставить вопрос. В условиях, когда руководители тонут в море информации, требующей постоянного внимания, когда необходимо быстро принимать серьезные решения в условиях недостатка адекватных данных, нужно понимать, что действительно важно, а что нет. Эта проблема настолько распространена, что язык изобилует клише, связанными с ней. Обычно важным считается то, что срочно. В результате мы не видим леса за деревьями. Поскольку все мы блуждаем по таким лесам, то можем оценить ясность мышления Друкера. Не случайно слово эффективность фигурирует в названиях трех из пятнадцати статей этого сборника. Лейтмотив всех работ Друкера – призыв к менеджерам не столько заботиться о производительности, сколько об эффективности, фокусироваться на тех немногих вопросах, от которых действительно зависит работа компании. Умение правильно поставить вопрос – вот что делает работы Друкера такими ценными и актуальными.

Второе – умение видеть организацию в целом. Друкер многое видел острее, чем другие, и, следовательно, точнее ставил вопросы. Вдобавок его отличала широта видения. Возьмем, к примеру, статью «Теория бизнеса», в которой Друкер анализирует проблемы, преследовавшие компании IBM и General Motors в 1994 г. (Корпорация General Motors до сих пор так и не сумела от них избавиться.) Тогда деловая пресса пестрила заметками о кризисе этих корпораций. Часто их авторы пытались докопаться до настоящих причин этих проблем или найти виноватых. По существу, они подразумевали, что есть одна проблема – например, неэффективное руководство, недобросовестные профсоюзы или политика, – которая потребовала большего внимания к финансам, чем к инновациям или производству. Большинство из нас, анализируя проблему, зацикливается на мелочах, подобно героине сказки «Принцесса на горошине». Друкер анализировал проблемы не менее тщательно, но умел находить глобальную причину. Он утверждал, что все неприятности в компаниях IBM и General Motors происходили оттого, что теории и предпосылки, на которых строилось успешное функционирование компаний в течение многих лет, потеряли свою силу. Проблемы всей организации не могут возникнуть в одной ее части, а потом поразить все остальные. Именно благодаря такому подходу эта статья остается актуальной до сих пор и не только для General Motors, но и для руководителей компаний по всему миру, в то время как статьи того времени, написанные многими другими авторами, воспринимаются как устаревшие.

Целостность подхода Друкера проявлялась и в том, что его система координат не ограничивалась современным бизнесом, но включала и организации самого разного рода и в разные исторические периоды. Автор книги «Концепция корпорации» (Concept of Corporation) писал о церквях и гражданских службах, о некоммерческих учреждениях и оркестрах. Статья об информации, необходимой для руководителя, рассматривает взлеты и падения бизнеса в 1920-е, 1930-е и 1950-е гг., когда менеджеры получали недостаточную или искаженную информацию. Когда Друкер использовал опыт прошлого или опыт некоммерческих организаций, он никогда не делал попытки подогнать его под свои идеи. Есть явления, общие для всех организаций, и никто другой не умел так искусно описывать их. Отчасти и поэтому его книги настолько всех привлекают.

Третьим умением Питера Друкера была способность как к индуктивному мышлению, так и к дедуктивному. Он мог, изучив данные, сформулировать новый принцип или теорию и, столкнувшись с проблемой, найти верный способ ее решения. Возможно, этим Друкер обязан своему необычному образованию. Как для Измаила, героя романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит», китобойное судно было и Йельским колледжем, и Гарвардом, так и для Друкера компания General Motors была и Гарвардом, и Уортоном. В 1943 г. Друкера пригласил в компанию вице-председатель совета директоров General Motors Дональдсон Браун. Два года Друкер проработал в гуще событий автомобилестроения, сопровождая легендарного Альфреда Слоуна в поездках в представительства и на заводы, на встречах с поставщиками и менеджерами. Как и некоторые другие выдающиеся теоретики менеджмента – Фредерик Тейлор и Таити Оно, имена которых первыми приходят на ум, – Друкер постигал суть бизнеса изнутри. При всей научной стройности и содержательности его статьи прежде всего полны практической мудрости. Друкер – это деятель науки, от работ которого не веет чопорностью, теоретик, не признававший того, что не проверено на практике. Благодаря всему этому его работы популярны и по сей день.