Величина заработной платы российских бюджетников урегулирована на федеральном уровне. Оплата за полностью отработанный период не может быть ниже определенного государством значения. За основу в этом случае берется так называемый МРОТ - минимальная сумма платы за труд. Это тот индикатор выплат за выполнение профессиональных обязанностей, на который должны ориентироваться работодатели.

Повышение МРОТ и зарплата бюджетников: есть ли зависимость

От величины МРОТ напрямую зависит и трудовой доход бюджетников. Он не может быть ниже, чем установленный минимальный размер.

Внимание! Легально работодатель сможет платить меньше определенного минимума тогда, когда работник отрабатывает положенный период не полностью, либо трудится по совместительству, не на полную ставку.

При повышении минимальной суммы по Российской Федерации корректируются в большую сторону и оплата труда тех бюджетников, что в результате такого увеличения стала ниже определенного государством порога. У той категории, чьи трудовые доходы сравнялись либо превысили законодательно урегулированное значение, все остается на прежнем уровне.

Зависит ли зарплата бюджетников от величины МРОТ


Чтобы понять, как зависит доход от работы сотрудников бюджетной сферы от величины МРОТ, рассмотрим следующие примеры.

Пример № 1. Гражданка А. работает на предприятии и ее трудовой доход на 1 мая 2018 года составлял 10 000 рублей. Так как после увеличения порога оплаты с 1 мая 2018 года до 11 163 руб. размер стал ниже определенного государством значения, ее зарплату подняли на 2 000 руб. Пример № 2. Гражданин Б. трудится в учреждении и его зарплата до 1 мая 2018 года составляла 15 000 руб. После повышения МРОТ его доход не стал ниже определенного значения, поэтому руководство не посчитало нужным увеличить заработную плату Б. Важно! Регионы имеют право самостоятельно устанавливать на основании регионального или иного соглашения. Однако она не может быть ниже федеральной планки. Если это происходит, например, как в Белгородской и Владимирской области, то применяется общероссийский минимум.

Изменения в зарплатах бюджетников с 1 мая 2018 года

Величина минимального порога оплаты труда с 1 мая 2018 года была определена в 11 163 рубля, что составило сумму прожиточного минимума за второй квартал 2017 года для группы трудоспособного населения.

Правомерно ли, если оклад меньше МРОТ

Главная цель установления определенной величины дохода для сотрудника - обеспечение прав работников на получение минимально гарантированной оплаты своих профессиональных усилий со стороны работодателей. Такой своеобразный контроль со стороны государства помогает избежать произвола на рынке труда.

По общему правилу заработная плата должна быть равна или выше МРОТ. Она может состоять из:

  • оклада;
  • премии;
  • доплат за особые условия труда (вредная, опасная, в ночное время, сверхурочная), стаж работы и прочее.

Поэтому вполне возможно, что оклад бюджетного работника может быть ниже определенного значения оплаты. Однако в результате получения дополнительных выплат общая сумма трудового дохода становится равна или выше определенного значения, что позволяет работодателю избежать нарушения закона в сфере оплаты труда.

При этом районные коэффициенты и иные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также за другие климатические условия при сопоставлении с заработной платой работника с МРОТ не учитываются, также не учитываются повышенная оплата сверхурочной работы, работа в ночное время, в выходные и праздничные дни (за исключением, если работа в ночное время и выходные и праздничные дни, не является работой не превышает установленную норму часов).

Пересчет заработной платы при повышении МРОТ


Если работник в результате повышения государством величины трудового дохода стал получать плату за труд ниже определенного значения, обязанность работодателя - произвести ее повышение. Оно достигается путем пересчета зарплаты сотрудника. Работодатель может увеличить оклад либо ввести повышенные доплаты. Например, установить ежемесячную премию, выплачиваемую вне зависимости от результата работы. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах.

Пример 1

Работник К. до увеличения МРОТ в мае 2018 года получал заработную плату в сумме 10 500 рублей. Она состояла из оклада в 6 000 рублей и ежемесячной премии в размере 75% от него, то есть 4 500 руб.

Руководством было принято решение увеличить сумму ежемесячной премии К. до 100% оклада, то есть до 6 000 руб. Таким образом, заработная плата сотрудника стала составлять 12 000 руб., что выше установленного минимума. При этом величина оклада осталась неизменной.

Пример 2

Сотрудник М. до 1 мая 2018 года получал зарплату в размере 9 500 руб. Она состояла из оклада в сумме 5 000 руб., ежемесячной премии в 3 000 руб. и доплаты за выслугу лет в 1 500 руб.

После увеличения государством суммы платы за труд работодатель решил повысить размер заработной платы М. путем увеличения его должностного оклада до 7 000 руб.

Таким образом, доход сотрудника составил 11 500 руб. в месяц, что выше установленной минимальной величины.

Рост зарплат с 1 января 2019 года в связи с повышением МРОТ

Так как федеральным законодательством установлено повышение минимального порога оплаты ежегодно до величины прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2 квартал предшествующего года, то с 1 января 2019 года увеличение зарплаты стоит ожидать тем бюджетным работникам, чей доход от трудовой деятельности при полной рабочей неделе в результате станет ниже минимального порога.

Работодатели будут поставлены перед выбором, какую обязательную часть платы за труд увеличить, чтобы подтянуть ее размер до необходимого минимума. Те из них, кто затянет с решением данного вопроса либо откажется производить подобные мероприятия, могут быть привлечены не только к административной, но и уголовной ответственности.

С 01.01.2019 г. установлен МРОТ в сумме 11 280,00 рублей в месяц (Федеральный закон № 481-ФЗ «О внесении изменении в статью 1 Федерального закона «Минимальном размере оплаты труда»).

На данный момент с 01.01.2020 года будет установлен МРОТ 12 130,00 рублей (Приказ Минтруда России от 09.08.2019 года № 561н, но Федеральным законом данный размер еще не установлен).

Связь зарплаты бюджетников и МРОТ


Государство гарантирует сотрудникам бюджетной сферы такую оплату труда, которая не может быть ниже установленного им порога. Если работодатель по каким-либо причинам нарушит установленное правило, то за это он понесет ответственность.

Более низкий размер МРОТ порой может быть установлен в субъекте РФ на основании соглашения. Такая ситуация наблюдается в ряде областей, например, Курганской. Поэтому в таких регионах применяется за минимальный порог сумма, определенная на федеральном уровне.

Как зависит оклад бюджетников от МРОТ


Как было отмечено выше, не всегда увеличение размера платы за труд ведет к обязательному повышению оклада бюджетника. Это происходит только в том случае, когда общая сумма заработной платы не дотягивает до установленного минимума и работодатель примет решение увеличить именно оклад сотрудника.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 7

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ПОВЫШЕННОМ РАЗМЕРЕ

Почему существует разница в оплате?

В ст. 146 Трудового кодекса РФ предусмотрены положения об оплате труда в повышенном размере работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Данная статья ТК РФ носит в большей мере информационный характер, и в перспективе ее целесообразно было бы даже исключить из ТК РФ, т. к. в ст. ст. 147 и 148 ТК РФ предусматривается более точная и конкретная регламентация этих отношений.

В основе дифференциации оплаты труда в особых условиях положены следующие факторы:

а) задача обеспечения относительно равных условий для воспроизводства рабочей силы (способностей к труду);

б) необходимость обеспечить преимущества в оплате труда работникам, занятым на работах с более тяжелыми или вредными (опасными) условиями, в целях их привлечения и использования на таких работах.

Учет этих условий осуществляется посредством установления доплат или установления повышенных тарифных ставок и окладов. В частности, повышенные тарифные ставки установлены в традиционных отраслях экономики. В результате наблюдается тенденция роста количества работников, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам. Так, в угольной промышленности 4/5 всех рабочих мест оплачивается по указанным ставкам; в черной металлургии и химической промышленности - около 2/3.

Доплаты за указанные условия труда и их размер определяются организациями самостоятельно, но они не могут быть ниже размеров доплат, установленных соответствующими Постановлениями Правительства РФ и других государственных органов по поручению Правительства РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, регулируется ст. 147 ТК РФ. Работа в иных особых условиях - это работа в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - ст. ст. 149, 150 - 154 ТК РФ).

Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями регламентируется ст. ст. 148, 302, 316 - 317 ТК РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, утвержденных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правила установления доплат

Для установления конкретного размера доплат за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, необходимо руководствоваться соответствующим перечнем работ. Типовые перечни работ с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда утверждены Госкомтруда СССР и ВЦСПС во исполнение п. 7 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" (ред. от 01.07.1991, далее - Постановление N 1115). В некоторых отраслях экономики применяются отраслевые перечни. Этим Постановлением предусмотрено для организаций включение в коллективные договоры перечней конкретных работ, рабочих мест и размеров доплат за неблагоприятные условия труда одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда.

Конкретные размеры доплат определяются по данным аттестации рабочих мест и оценки условий труда. Согласно Положению о государственной экспертизе условий труда РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.12.1990 N 557, и Рекомендациям по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 30.11.2000 N 86, могут разрабатываться отраслевые положения об оценке условий труда на рабочих местах.

В п. 7 Постановления N 1115 установлены максимальные размеры доплат к тарифным ставкам и окладам:

На работах с тяжелыми и вредными условиями - до 12%;

С особо тяжелыми и особо вредными условиями - до 24%.

Минимальные размеры доплат закреплены в п. 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда". Доплаты (в процентах) к тарифным ставкам (окладам) рабочих с тяжелыми и вредными условиями труда составляют 4%, 8% и 12%; с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16%, 20% и 24%.

Градация размеров доплат производится по балльной оценке вредности условий труда на рабочем месте.

Конкретные размеры повышения оплаты труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором, и не могут быть ниже размеров, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает способов повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Практика свидетельствует, что это повышение осуществляется установлением:

Повышенных тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

Доплат к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам). При этом второй способ является наиболее распространенным.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" закреплено повышение оплаты труда тем, кто занят на таких работах, по результатам аттестации рабочих мест - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено в 6-месячный срок установить минимальные размеры повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На момент написания статьи это еще не было сделано. Письмо Минздравсоцразвития России от 09.04.2009 N 22-2-15/4 "Минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" рекомендует до принятия соответствующего нормативного правового акта применять законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.

В отличие от существующих верхних пределов доплат, установленных на подзаконном нормативно-правовом уровне, ст. 147 ТК РФ максимальных размеров доплат не предусматривает.

Специальные нормативные акты

С учетом специфики условий труда отдельных отраслей экономики и непроизводственной сферы оплата труда работников может регулироваться специальными нормативными правовыми актами.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" размер минимальных тарифных ставок (должностных окладов) для работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда на добыче (переработке) угля, устанавливается трехсторонним соглашением уполномоченных представителей организаций по добыче (переработке) угля, профессиональных союзов работников угольной промышленности и Правительства РФ. Размеры минимальных тарифных ставок (должностных окладов) по каждой профессии (должности) указанным работникам должны превышать установленные тарифные ставки (должностные оклады) по соответствующим профессиям (должностям) для обычных условий труда не менее чем на 10%.

Федеральным законом от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (ред. от 24.07.2009) предусмотрена оплата таких работников в повышенном размере. Им устанавливаются надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры тарифных ставок и должностных окладов, надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 4).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса" (ред. от 25.03.2010) гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвующим в видах деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса России, участие в которых дает право на получение социальной поддержки, должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки), предусмотренного штатным расписанием, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

В соответствии с Положением об условиях оплаты труда водолазов и других работников организаций, финансируемых из бюджетных источников за подводные работы на малых глубинах, утв. Постановлением Минтруда России от 17.04.1995 N 21 (ред. от 11.01.1996), за время пребывания под водой в зависимости от глубины погружения водолазам и другим работникам, помимо их месячной тарифной ставки (оклада), устанавливается почасовая оплата за 1 час пребывания под водой. Размер оплаты за час в зависимости от глубины погружения составляет от 10 до 15% от размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС.

Этот размер заработной платы дополнительно увеличивается на 20 - 40% с учетом факторов, усложняющих водолазные работы (скорость течения, волнение воды, работа подо льдом, в захламленном и вязком грунте, при плохой видимости или полном ее отсутствии, выполнении взрывных работ или работ при сварке и резке металла под водой и др.). При наличии нескольких факторов, усложняющих водолазные работы, проценты увеличения почасовой оплаты суммируются, но размер увеличения не должен превышать 100% почасовой оплаты.

Ранее согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.1993 N 1002 для работников здравоохранения, медицинских научных учреждений и учреждений социальной защиты населения, занятых непосредственно на работах с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, предусмотрено повышение окладов (ставок) в размере от 20 до 75%. Но оно утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 21.06.2010).

Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых предоставляет право на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, утвержден Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, но, как многие другие акты, этот Перечень утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1141 (ред. от 01.02.2005) указанная надбавка установлена также соответствующим категориям гражданского персонала военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и занятых на работе, связанной с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Повышенный риск для здоровья работников представляет работа в районах, пострадавших от радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.

Согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 10.11.2009) установлены следующие доплаты к заработку:

Для работающих в зоне безусловного (обязательного) отселения - 3 минимальные заработные платы в месяц;

Для работающих в зоне гарантированного добровольного отселения - 2 минимальные заработные платы;

Для работающих в зоне радиоэкологического контроля - 1 минимальная заработная плата.

Кроме того, предусмотрены удвоенные тарифные ставки (оклады) работникам. При начислении доплат и надбавок в этом случае базовым показателем их размера является удвоенная тарифная ставка (оклад, должностной оклад).

Особые условия

Остановимся на оплате труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями. К числу местностей с тяжелыми климатическими условиями относятся:

Крайний Север (северо-восточные районы, северные районы Сибири, северные районы европейской части);

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера (дальневосточные районы и другие местности);

Южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири;

Европейский Север (кроме районов Крайнего Севера);

Южные районы Западной Сибири, Урал.

Перечень местностей с тяжелыми условиями труда, где вводится районный коэффициент, установлен законодательством Союза ССР и с некоторыми изменениями и дополнениями действует и в настоящее время. В последнее время к числу районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесена территория Республики Тыва.

Работа в таких районах и местностях является основанием для установления повышенной оплаты труда в виде районных коэффициентов и надбавок к заработной плате.

Назначение районных коэффициентов - компенсировать повышенные расходы, связанные с проживанием в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (ред. от 24.07.2009) лицам, работающим в этих районах и местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент.

Размеры районных коэффициентов, действующие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в пределах от 1,1 до 2,0. Районный коэффициент начисляется на фактический заработок за месяц работы.

Нельзя не подчеркнуть, что ст. 148 ТК РФ имеет отсылочный характер. В ст. ст. 315 - 317 Трудового кодекса РФ установлены районные коэффициенты и северные надбавки, применяемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые являются основными способами повышения оплаты труда работников в неблагоприятных природных климатических условиях.

Другие неблагоприятные условия

В других местностях с неблагоприятными условиями проживания (высокогорные, пустынные и безводные) установлена доплата в виде коэффициентов, которые предусматриваются в нормативных правовых актах Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.1996 N 1489 с 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,15 на территории Александро-Гайского района Саратовской области.

Статья 148 ТК РФ распространяется на работников, проживающих и работающих в неблагоприятных природных климатических условиях, т. е. на отдельные категории работников. В связи с этим представляется целесообразным предложить законодателю исключить данную статью из гл. 21 "Заработная плата" ТК РФ. В данном контексте предусмотреть эту норму в разд. XII ТК РФ, в гл. 50 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Одновременно целесообразно было бы уточнить название гл. 50 ТК РФ, а именно: "Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями".

Кардинальное решение проблемы, конечно же, видится не в повышенной оплате труда, не в материальном стимулировании работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. В ст. 2 ч. 2 Европейской социальной хартии предусмотрено: в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах (п. 4).

Библиографический список

1 -1

02.11.2016 11:08:00

С введением в действие Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и публикацией его редакции 01.05 2016 г. многие работодатели задаются вопросами: как рассчитывается повышенная оплата труда по результатам специальной оценки? ... Как учитывать результаты ранее проведенных аттестаций? ... Как правильно оформить компенсационный пакет для новых сотрудников и сотрудников, уже работающих на предприятии. На эти и другие актуальные вопросы мы ответим в нашей статье.


Из этой статьи вы узнаете:

Как результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда;
- как правильно рассчитать компенсацию за вредные условия труда;
- в каких случаях может быть установлена повышенная оплата труда после СОУТ;
- как оформляется повышенная оплата труда по результатам специальной оценки;
- как оформить сокращенный рабочий день и отпуск с учетом вредных условий труда.

Надбавка за вредные условия труда
Как результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) позволяет определить класс условий труда на рабочих местах. Если результаты СОУТ покажут, что работники выполняют свои трудовые обязанности во вредных и (или) опасных условиях, то обязанность работодателя в этом случае - предоставить им соответствующий объем компенсаций. Не соблюдение этого требования может рассматриваться как административное нарушение и влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Следуя ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) условия труда на предприятии по результатам СОУТ можно отнести к одному из четырех основных классов вредности:

Опасные (4 класс);
- вредные (3 класс);
- допустимые (2 класс)
- оптимальные (1 класс).

Принадлежность условий труда к классам 3 и 4 вредности, согласно ст. 92, 94, 117 и 147 ТК РФ обязывает работодателя предоставить работнику, занятому в таких условиях определенные компенсации в виде: дополнительной оплаты к окладу; дополнительного отпуска; сокращенного рабочего дня. Попробуем разобраться, как правильно предоставить и оформить компенсацию в случае, если...

Компенсации предоставляются впервые


Для того, чтобы определить необходимость предоставления компенсации работодателю, согласно норме ФЗ № 426-ФЗ и Трудового кодекса РФ потребуется провести СОУТ на рабочих местах. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 № 135-0 компенсация предоставляется всем работникам, которым приходится выполнять работу во вредных и (или) опасных условиях в случае, если такие условия подтверждаются результатами СОУТ. Поэтому если ранее по разным соображениям (аттестация рабочих мест проведена не была, была проведена с нарушениями и т. д.) компенсация работодателем не предоставлялась, то сейчас, в случае если по результатам СОУТ условия труда признаны вредными или опасными, предоставить компенсацию работодателя обязывает действующее законодательство.

Компенсации предоставлялись и ранее, но по результатам СОУТ были изменены


Вполне вероятно, что вредность условий труда работников - не новость для работодателя, который согласно результатам ранее проведенных аттестаций уже предоставляет своим сотрудникам компенсации. Вместе с тем, результаты проведенной СОУТ могут либо подтвердить, либо изменить уже сложившуюся ситуацию, поскольку возможны два варианта:

Класс вредности условий труда подтвержден, что оставляет работодателю право предоставления гарантий и компенсаций в прежнем объеме (зафиксированном до проведения СОУТ);
- результаты СОУТ продемонстрировали, что размеры компенсации были завышены.

В том случае, если результаты СОУТ продемонстрировали, что условия труда работников в связи с реконструкцией, модернизацией, изменением производственного цикла и т.д. улучшились, то размеры компенсации и объем дополнительных гарантий работодатель вправе уменьшить. С другой стороны, в случае, если работники, чей труд связан с вредными и опасными условиями уже пользуются преимуществами компенсационного пакета, то объем компенсаций не может быть сокращен по сравнению с тем объемом, который предоставлялся на 01.01.2014 года если при этом сами условия труда на рабочем месте не улучшились (см. ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

Другими словами, размер компенсаций, предоставляемый работникам на основании результатов ранее проведенных аттестаций или на основании нормативно-правовых актов бывшего СССР сохраняются вплоть до улучшения условий труда, зафиксированных по результатам СОУТ. Нужно отметить, что, согласно судебной практике, уклонение работодателя от предоставления работникам компенсационного пакета в прошлом не может лишать последних права на получение полагающихся компенсаций в настоящее время.

Обращаем ваше внимание: при рассмотрении вопроса об изменении объема пакета компенсаций работодатель обязан быть особенно внимателен, поскольку немотивированное снижение объема гарантий с большой долей вероятности может быть расценено гострудинспекцией как нарушение действующего законодательства, влекущее за собой вполне конкретную административную ответственность.

Как правильно рассчитать и установить компенсацию за вредные условия труда


Для оценки размера компенсации следует учесть следующие основополагающие моменты, которые мы рассмотрим ниже.

1. Действующие на законодательном уровне минимумы объема компенсаций (согласно ТК РФ):

Надбавка за вредность не должна оказаться меньше 4 % от размера тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ в случае нормальных условий труда (см. ст. 147 ТК РФ);
- минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска для работников, чей труд связан с опасными либо вредными условиями (2, 3 и 4 степень) не может быть меньше 7 календарных дней (см. ст. 117 ТК РФ);
- продолжительность сокращенного рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (см. ст. 92, 94 ТК РФ).

2. Регламент, устанавливаемый отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями

Определяя размер компенсации работодателю или уполномоченному им лицу будет полезно проверить, не распространяются ли на деятельность организации отраслевые (межотраслевые) нормы и соглашения. Так, к примеру, Отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 определило, что работники, занятые на местах с особо опасными, тяжелыми и вредными условиями труда имеют право на увеличение тарифной ставки на 10 % и 20 % согласно специальному перечню.

В том случае, если такие решения на деятельность организации распространяются, то размеры предоставляемой компенсации не могут оказаться меньше тех, которые регламентируются этими Отраслевыми соглашениями.

3. Мнение профсоюзного органа

Если в организации предусмотрена деятельность профсоюзного органа, то конкретные размеры компенсации работодатель устанавливает с учетом мнения такого органа в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ.

Как оформляется повышенная оплата труда и прочие компенсационные привилегии
по результатам специальной оценки


Следуя регламенту ст. 189 ТК РФ режим работы и отдыха работников, включая сведения о предоставляемых дополнительных отпусках и сокращении рабочего дня отражаются в Правилах внутреннего трудового распорядка. Факт повышения размеры оплаты труда работникам, исполняющим трудовые обязанности во вредных условиях труда фиксируется в Положении об оплате труда, изданном на предприятии. Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте, компенсации и гарантии, предоставляемые работнику в обязательном порядке прописываются в трудовом договоре.

В полной мере это требование относится как к новым работникам, только устраивающимся на предприятие, так и к уже работающим сотрудникам, включая случаи, когда условия труда на предприятии относятся к вредным и (или) опасным. В первом случае повышение зарплаты, сокращение рабочего дня и предоставление дополнительного отпуска в связи с вредностью условий труда прописывается в трудовом договоре при поступлении сотрудника на работу, во втором случае (если сотрудник уже работает) эти моменты отражаются в дополнительных соглашениях к трудовому договору.

Доплата за работу на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда должна начисляться ежемесячно в процентах от тарифной ставки (оклада), является частью заработной платы (см. ч. 1 ст. 129 ТК РФ) и отражается в расчетном листке работника.



Источник публикации:

За последний год существенно увеличился минимальный размер оплаты труда (на 01.01.2018 он составлял 9489руб., с 01.05.2018 повысился до 11163руб., а с 01.01.2019 будет равен 11280руб.). В связи с этим в адрес редакции поступает множество вопросов о том, какие составляющие зарплаты должны быть не ниже установленного лимита, а какие — начисляться сверх «минималки». Ознакомим вас с новыми разъяснениями чиновников и судей на этот счет.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ ). Соответственно, если заработная плата сотрудников ниже МРОТ, она должна быть повышена. Возникает вполне справедливый вопрос: о каких составных частях заработной платы идет речь?

Обратимся к ст. 129 ТК РФ , в соответствии с которой заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:

— вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

— компенсационные выплаты (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

— стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и другие поощрительные выплаты).

Из сказанного выше можно сделать вывод, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые по смыслу ст. 129 ТК РФ являются элементами заработной платы (ее составляющими), не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом (Письмо Минтруда РФ от 04.09.2018 № 141/ООГ-7353 ).

Однако из этого правила есть исключения.

Компенсация за работу в районах Крайнего Севера

Согласно ст. 148 , 315 — 317 ТК РФ оплата труда в особых климатических условиях должна осуществляться в повышенном размере. Конституционный суд в Постановлении от 07.12.2017 № 38П сделал важный вывод: районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 1 ст. 133 ТК РФ ) должны выплачиваться сверх МРОТ.

В частности, вывод суда был основан на следующем: вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно базироваться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. В то же время повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении МРОТ, а значит, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ.

В резолютивной части постановления КС РФ сказано, что оно окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Компенсация за вредные условия труда

Итак, вопрос с выплатой «северных» надбавок и порядком исчисления МРОТ решен. Однако по тексту мотивировочной части Постановления КС РФ № 38П прослеживается и другой вывод: при установлении системы оплаты труда нужно соблюдать в равной мере как норму, гарантирующую работнику, отработавшему полный месяц (выполнившему полностью трудовые обязанности), заработную плату не ниже МРОТ, так и правила, установленные ст. 147 ТК РФ , согласно которой оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере (определения от 01.10.2009 № 1160О-О , от 17.12.2009 № 1557О-О , от 25.02.2010 № 162О-О и от 25.02.2013 № 327О ). То есть, по мнению КС РФ, доплата за «вредность» также должна начисляться сверх «минималки» (подчеркнем, что данный вывод проходит красной нитью по тексту постановления, но не является предметом спора).

Доплата за сверхурочную работу

Вопрос о том, должны ли доплаты за сверхурочную работу включаться в МРОТ либо начисляться сверх него, рассмотрели чиновники Минтруда (письма от 04.09.2018 № 141/ООГ-7353 , от 09.10.2018 № 142/В-808 ). По их мнению, с учетом того, что сверхурочная работа осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ее оплата также не должна включаться в МРОТ.

Иные компенсационные выплаты

Также Минтруд сделал вывод, что аналогичный подход следует применять при учете иных выплат компенсационного характера, например:

— за работу в ночное время (ст. 96 ТК РФ );

— за работу в нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ ).

Вместе с тем чиновники разъяснили, что если работа в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время осуществлялась в пределах рабочего времени, то ее оплата учитывается в составе МРОТ.

Нужно учитывать положения региональных соглашений

Стоит отметить, что на уровне субъекта РФ устанавливается свой (региональный) МРОТ, который может быть равен федеральному или превышать его.

Обратите внимание

Региональный МРОТ не действует в отношении работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ ).

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6 — 8 ст. 133.1 ТК РФ , не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ, при условии что указанный работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Для справки

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения и подлежит обязательному исполнению ими (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ ).

Кроме того, региональными трехсторонними соглашениями субъектов РФ может быть установлен порядок определения МРОТ. Например, в силу п. 3.1.3 Московского трехстороннего соглашения на 2016 — 2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей размер минимальной заработной платы в Москве (18742руб.) включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством РФ, и исполнившему свои трудовые обязанности (норму труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии:

— со ст. 147 «Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» ТК РФ ;

— со ст. 151 «Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором» ТК РФ ;

— со ст. 152 «Оплата сверхурочной работы» ТК РФ ;

— со ст. 153 «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни» ТК РФ ;

— со ст. 154 «Оплата труда в ночное время» ТК РФ .

То есть в Москве названные выше компенсационные выплаты должны начисляться сверх МРОТ.

Таким образом, при решении вопроса о том, какие части заработной платы учитываются в составе МРОТ, а какие должны начисляться сверх него, учреждения должны ориентироваться на региональные соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.

Ответственность работодателя

Работодатели, не выполняющие требования трудового законодательства (в том числе в части установления размера заработной платы), могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ .

Кроме того, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности (Письмо Минтруда РФ от 09.10.2018 № 142/В-808 ). В соответствии со ст. 145.1 УК РФ выплата из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации (руководителем филиала, представительства или иного обособленного (структурного) подразделения организации) заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ наказывается:

— либо штрафом в размере от 100000 до 500000руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до трех лет;

— либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового;

— либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового.

Каждому работнику гарантируется заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (если на учреждение распространяется действие регионального соглашения по вопросам социально-трудовых отношений — не ниже регионального МРОТ). При этом надо учитывать, что некоторые компенсационные выплаты должны начисляться сверх МРОТ. На сегодняшний день можно твердо сказать, что сверх МРОТ должна начисляться доплата на работу в особых климатических условиях (районный коэффициент и «северная» надбавка), поскольку данный вопрос решен на уровне Конституционного суда и не может трактоваться подругому.

Что касается иных компенсационных выплат (за работу во вредных условиях, работу в праздники и выходные, работу в ночное время и пр.), в настоящее время есть лишь рекомендации чиновников Минтруда на этот счет. По их мнению, эти доплаты также должны начисляться сверх МРОТ. Если работодатель не будет следовать названным рекомендациям, не исключены негативные последствия в виде штрафов.

Кроме того, все работодатели, подпадающие под действие региональных соглашений, должны соблюдать установленные ими требования.

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин