Орбитальная космическая станция "Салют"

«Союз-10» - пилотируемый космический корабль, запущен 22 апреля 1971 года для отработки усовершенствованной системы стыковки космического корабля с орбитальной станцией «Салют-1» . Экипаж корабля: Владимир Шаталов (командир), Алексей Елисеев (бортинженер) и Николай Рукавишников (инженер-исследователь).
Несмотря на то что космический корабль «Союз-10» успешно состыковался со станцией «Салют-1», экипаж не смог перейти в станцию из-за проблем со стыковочным механизмом. Корабль вернулся на Землю 24 апреля.


«Союз-11» - пилотируемый космический корабль, доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1». Экипаж корабля: Георгий Добровольский (командир), Владислав Волков (бортинженер) и Виктор Пацаев (инженер-исследователь). Корабль стартовал 6 июня 1971 года. Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня экипаж приступил к расконсервированию станции и работе на орбите. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землёй. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. 29 июня «Союз-11» отделился от станции. 30 июня аппарат приземлился в заданном районе. Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни.
После изучения причин катастрофы последовал 18-месячный перерыв в запусках кораблей «Союз». За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек.
Подробнее о катастрофе и её причинах в Википедии .

Естественно, никаких карикатур в «Крокодиле», посвященных полету «Союз-11», не было. Да и вообще оптимизма заметно поубавилось, и рисунки на космическую тему стали появляться лишь изредка, в основном к праздничным датам - 1 мая и 7 ноября.

«Союз-19» - пилотируемый космический аппарат, запущенный по программе «Союз-Аполлон». Первый международный космический полет, стыковка с американским космическим кораблём «Аполлон-18». Полёт продолжался с 15 по 21 июля 1975 года . Экипаж: Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер)

«Союз-22» - советский пилотируемый космический корабль. Он был предназначен для многозональной съёмки Земли. На корабле был установлен многозональный космический фотоаппарат МКФ-6, обеспечивавший съёмку одновременно в шести участках видимой и инфракрасной области спектра с разрешением около 15 метров. Космонавты Валерий Быковский и Владимир Аксенов провели неделю на орбите (с 15 по 23 сентября 1976 года ), фотографируя поверхность Земли.

«Союз-27» - советский пилотируемый космический корабль, находившийся в космосе с 10 января по 16 марта 1978 года . Это была первая экспедиция посещения орбитальной научной станции «Салют-6» . В это время на станции «Салют-6» работал первый долговременный экипаж: Юрий Романенко и Георгий Гречко . Впервые долговременный экипаж орбитальной станции принимает посетителей в космосе. Впервые два пилотируемых корабля, одновременно, пристыкованы к орбитальной станции.
Четверо космонавтов проводили успешные научные и технологические эксперименты в течение пяти дней. Космонавты Владимир Джанибеков и Олег Макаров вернулись на Землю на корабле «Союз-26» 16 января 1978 года . Корабль «Союз-27» остался пристыкованным к станции, на нём 16 марта 1978 года на Землю вернулись космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко.

И ещё парочка шутливых карикатур:


Продолжение следует...

19 апреля 1971 года на орбиту была выведена первая в истории космическая станция. Она доказала приоритет советской космонавтики, опередив аналогичную американскую разработку на два года. Но за это была заплачена большая цена.

1. Спор Королева с Челомеем

Идею орбитальной станции, на которой длительное время могут работать космонавты, высказывал еще Циолковский . Реальная возможность осуществить ее появилась сразу после того, как в октябре 1957 года Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Поскольку американцы несколько отставали по части создания ракеты-носителя необходимой мощности, то первой на орбиту вышла наша станция «Салют».

Дискуссии по концепции станции развернулись в конце 50-х годов. Главными «противоборствующими лагерями» были ОКБ-1 Королева и ОКБ-52 Челомея . Королев предлагал сделать станцию сборной: несколько ракет доставят в космос ее узлы, и на орбите они будут смонтированы. Но победило предложение Челомея — станция цельная, доставляется одной ракетой. И ее габариты определяются возможностями ракеты-носителя.

Работы над проектом начались осенью 1964 года. А в 1967 году он был принят межведомственной комиссией, главную скрипку в которой играло Министерство обороны.

2. Хочешь «Мира» — готовься к войне

И проект, и станция назывались «Алмаз». Главным ее предназначением был сбор разведывательной информации. То есть находящийся на станции экипаж должен был фотографировать интересующие военных наземные объекты и периодически отправлять на Землю в специальной баллистической капсуле отснятые пленки. Столь «варварская» передача информации на Землю объясняется тем, что тогда не существовало ни сканеров, ни цифровых камер. Да и радиоканал связи с Землей имел низкую пропускную способность. С его помощью можно было передавать лишь самые важные снимки.

Спускаемая капсула имела пороховой заряд, парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с радиомаяком.

Следует сказать, что во время работы над проектом Советский Союз уже имел спутники-шпионы, которые решали именно эту проблему. Однако они фотографировали поверхность земли не выборочно, и процент ценных кадров при этом был невелик.

Станция должна была выводиться на орбиту тяжелой ракетой «Протон» УР-500 разработки Челомея. Предполагалось, что тот же носитель будут использовать и для отправки на станцию сменяемых экипажей из трёх космонавтов каждый. Однако затем сочли, что это слишком дорогое удовольствие, поскольку «Протон» стоит дороже ракет Королева.

3. Для работы и для отдыха

Масса станции составляла 18,6 тонны, длина — 13,6 м, максимальный диаметр — 4,15 м. Общий герметичный объем составлял 82 куб.м. Станция имела три отсека. В первом, условно названным носовым, располагались спальные места, столик для приема пищи, кресло для отдыха и обзорные иллюминаторы.

За ним — рабочий отсек с пультом управления, рабочим местом, оптическим визиром, позволяющим останавливать «бег» земной поверхности и наблюдать отдельные детали, панорамно-обзорное устройство для широкого обзора Земли, перископическое устройство для осмотра окружающего космического пространства. Далее находился отсек, в котором был расположен большой оптический телескоп для наблюдения и фотографирования Земли.

Предполагалась установка авиационной скорострельной пушки для защиты от американских спутников-перехватчиков. При запуске станции она была закрыта обтекаемым кожухом. В космосе он отстыковывался. После чего разворачивались антенны и солнечные батареи.

4. Дорого «яичко» к съезду КПСС

В начале 1970 года были готовы два летных блока станции и начались их стендовые испытания. И в это время из Политбюро поступили пожелания сделать «космический подарок» к XXIV съезду КПСС, намеченному на март 1971 года. Запуск военной орбитальной станции не мог стать достоянием гласности. И в Министерстве общего машиностроения потребовали, чтобы станция стала гражданской. В результате конструкторы стали экстренно переделывать документацию и модернизировать уже имеющиеся корпуса «Алмаза». Гражданская станция получила название «Салют».

Главное отличие «Салюта» от «Алмаза» состояло в использовании другого стыковочного узла, в более мощных солнечных батареях. Новым стыковочным узлом предстояло также оснастить корабль «Союз», которому предстояло доставить экипаж на станцию. Что касается исследовательской и фотографической аппаратуры, то на «Салюте» ее стало меньше. Разумеется, не было и пушки.

5. Жесткая стыковка

«Салют» благополучно вышел на орбиту 19 апреля 1971 года. Правда, съезд к тому времени уже неделю как закрылся.

23 апреля на корабле «Союз-10» на станцию отправился первый экипаж (Шаталов, Елисеев и Рукавишников ), которому предстояло работать на орбите месяц. В процессе стыковки произошло неверное срабатывание системы управления. После касания и захвата стыковочного штыря система коррекции не была отключена. Касание было воспринято системой управления как возникшее возмущение, которое она попыталась скомпенсировать включением корректирующих двигателей. В результате произошла деформация стыковочного узла. Пять часов ушло на то, чтобы все же отсоединить корабль от станции. И «Союз-10» через двое суток благополучно вернулся на землю.

6. Во всем виноват клапан

Следующий экипаж (Добровольский, Волков и Пацаев ) отправился на станцию 7 июня 1971 года. Стыковка прошла нормально, и космонавты приступили к расконсервированию «Салюта». Однако их встретило сильное задымление. После ремонта вентиляционной системы космонавты сутки провели в корабле, дожидаясь окончания регенерации воздуха.

24 дня космонавты работали на станции без каких-либо проблем, выполняя намеченную программу исследований. Но 29 июня произошло возгорание, после чего было решено экстренно возвращаться на землю.

Неприятности продолжились. После закрытия люка корабля индикатор продолжал показывать, что люк открыт. После консультации с ЦУП было решено заблокировать датчик и стартовать.

Во время посадки в результате разгерметизации корабля экипаж погиб. Это произошло из-за того, что в момент расстыковки со станцией открылся один из клапанов, которые впускают воздух при вхождении спускаемого аппарата в атмосферу.

«Салют» был затоплен в Тихом океане 11 октября 1971 года. Драматический полет первой в мире пилотируемой орбитальной станции продолжался 175 суток.

Фото на открытии: РИА Новости/Стыковка на орбите космического корабля «Союз-10» с орбитальной научной станцией «Салют».

Мы были первыми:: Первая в мире долговременная орбитальная станция.

7 июня 1971 года стыковка космического корабля "Союз-11", пилотируемого космонавтами Г. Д. Добровольским, В. Н. Волковым и В. И. Панаевым, с орбитальной станцией "Салют", запущенной 19 апреля 1971; впервые в мире стала функционировать долговременная орбитальная станция.
***
Первая орбитальная станция «Салют», предназначенная для длительных полетов по орбите вокруг Земли, была запущена 19 апреля 1971 года. Мощная ракета «Протон» вывела на орбиту высотой от 200 до 222 километров над Землёй.

После отделения последней ступени ракеты были сброшены защитные крышки, освободились прижатые к корпусу антенны, раскинулись вправо и влево солнечные батареи. Орбитальный блок стал похож на гордо парящую гигантскую птицу. Крылья его начали ловить солнечные лучи, превращать их в электрический ток. Он побежал по бесчисленным проводам и оживил станцию. Зашумели моторы, проснулись приборы, заработала радиосвязь с Землёй.

Орбитальный блок – солидное сооружение! Он больше троллейбуса! Длина – около 16 метров, поперечник – 4 метра, вес – около 19 тонн. Он летит в автоматическом режиме. 23 апреля в космос запускается транспортный космический корабль «Союз–10», на борту которого командир В. А. Шаталов, борт-инженер А. С. Елисеев и инженер-испытатель Н. Н. Рукавишников. Через день они успешно стыкуются с орбитальным блоком, проверяют надёжность стыковки, пробуют управлять орбитальным блоком с корабля - всё в порядке. Они отделяются и 25 апреля благополучно возвращаются на Землю.

Орбитальный блок готов к приёму своего основного экипажа. 5 июня 1971 г. стартует транспортный космический корабль «Союз–11»: командир Г. Т. Добровольский, бортинженер В. Н. Волков и инженер-испытатель В. И. Пацаев. 7 июня корабль стыкуется с орбитальным блоком - теперь орбитальная станция «Салют» собрана окончательно, т.к. орбитальный блок был лишь ее частью. Вторая часть – транспортный корабль «Союз». Всё сооружение в целом длиной двадцать три метра и весит уже больше двадцати пяти тонн.

Космонавты переходят в орбитальный блок, но люк за собой не закрывают – это уже их новый большой дом.

Устройство станции

Вначале самая узкая её часть – переходной отсек, поперечником всего два метра. Через люк космонавты проплывают в рабочий отсек – он более просторный, хотя вокруг много различного оборудования. Все продумано для жизни космонавтов: столик для еды, «бегущая дорожка» для занятий, эспандеры…

Сложнейшая техника: система ориентации и управления движением (позволяет разворачивать станцию и удерживать её в нужном положении; разгоняя или притормаживая – менять орбиту); комплекс средств жизнеобеспечения – это разные приспособления, которые создают космонавтам нормальные условия жизни; радиокомплекс для радиосвязи с Землёй. Связь самая разная: телефонная, телевизионная. Есть возможность автоматически передавать на Землю записи результатов научных работ. В случае необходимости можно с Земли по радио управлять станцией; система электропитания - вся техника станции работает с помощью электроэнергии, которую дают в основном солнечные батареи. Попутно они заряжают аккумуляторы, за счёт которых станция работает ночью, когда солнца нет.

Работа на станции

Работа на станции началась 7 июня 1971 г. Космонавты разгоняют «Салют» чуть быстрее и поднимают его на более высокую орбиту - от 239 до 265 километров и приступают к научной работе.

С помощью особого телескопа «Орион» фотографируют звёзды. Наблюдают и фотографируют Землю – облака, океаны, материки. Внимательно следят за своим здоровьем. Старательно ухаживают за опытным огородом. Там были посажены и проросли семена хибинской капусты, льна. Они ведут дневники, записывая в них и подробности своего быта, и научные наблюдения.

Экипаж работал на «Салюте» 23 дня. 29 июня они переносят все научные материалы в корабль «Союз–11», 30 июня сами переходят туда, закрывают за собой люк, отделяются от орбитального блока и идут на посадку. Все трое в прекрасном настроении. Но случается непредвиденное: ещё до входа в атмосферу, за тридцать минут до приземления, происходит авария. Нарушается герметичность кабины, в которой находятся космонавты. Через образовавшуюся щель воздух начинает стремительно вытекать наружу... Произведена мягкая автоматическая посадка корабля «Союз–11», но космонавты погибли...

Опустевший орбитальный блок «Салюта» после трагедии летает в космосе ещё три с половиной месяца, постепенно теряя высоту. 11 ноября 1971 г. он входит в плотные слои земной атмосферы и сгорает над Тихим океаном.

Научные материалы экспедиции имели важное значение для науки, а опыт космонавтов (24 дня) доказал, что человек может долго жить и работать в условиях невесомости.

Станция «Салют» была первой в мире долговременной орбитальной научной станцией.

25 июня 1974 г. в СССР запускают станцию «Салют–3». Затем будут «Салют-4», «Салют-5»… Это была серия пилотируемых одномодульных орбитальных станций СССР, они функционировали до 1999 г. Под общим названием «Салют» на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе «Долговременная орбитальная станция» (ДОС), а по военной программе - «Алмаз».

19 апреля 1971 года в Советском Союзе был произведен запуск первой в мире орбитальной научной станции «Салют».

19 апреля 1971 года вСоветском Союзе был произведен запуск первой вмире орбитальной научной станции «Салют». Это был новый тип космического аппарата, позволяющий автоматически ис участием человека проводить комплексные научные исследования вусловиях продолжительного полета.

" Салют "- серия пилотируемых орбитальных станций СССР. Под общим названием «Салют» наорбиту выводились орбитальные станции погражданской программе «Долговременная орбитальная станция» разработки Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева) ипо военной программе «Алмаз» (ОПС) разработки Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, ныне Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения»).

Долговременная орбитальная станция (ДОС), начала разрабатываться вЦКБЭМ подруководством главного конструктора Василия Мишина вконце 1969 года.

Она создавались набазе орбитальной пилотируемой станции военного назначения «Алмаз», которая была разработана вЦКБМ подруководством главного конструктора Владимира Челомея.

Постановление ЦК КПСС иСовета Министров СССР оразработке исоздании долговременных орбитальных станций вышло 16 февраля 1970 года, ауже вфеврале 1971 года станция была отправлена накосмодром.

Она состояла издвух герметичных (переходного ирабочего) иодного негерметичного (агрегатного) отсеков. Переходный отсек- один изжилых отсеков станции (диаметр два метра, длина три метра), был предназначен дляпроведения научных наблюдений иэкспериментов. Стыковочный узел отсека обеспечивал многократную стыковку станции странспортным космическим кораблем наорбите ипереход космонавтов черезлюк-лаз. Внутри отсека были установлены оборудование систем терморегулирования, жизнеобеспечения, научная аппаратура. Снаружи находились панели солнечных батарей, антенны, датчики, агрегаты системы терморегулирования, блоки звездного телескопа идр. В рабочем отсеке, расположенном всредней части станции исостоявшем издвух зон диаметром 2,9 и4,15 метра, общей длиной 9,1 метра, были установлены основные приборы иагрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, энергопитания, аппаратура радиосвязи, атакже аппаратура дляпроведения научных исследований инаблюдений. Он был предназначен дляпроведения основных операций поуправлению полетом, научных исследований инаблюдений, длявыполнения космонавтами комплекса физических упражнений, приема пищи, отдыха.

За рабочим отсеком находился негерметичный агрегатный отсек, вкотором были размещены корректирующая двигательная установка сзапасами топлива, исполнительные органы системы ориентации, основные идублирующие двигатели малой тяги, атакже ряд других агрегатов иприборы. Всего наборту станции было размещено свыше 1300 приборов иагрегатов.

Первоначально долговременную орбитальную станцию планировалось именовать «Зарей», но, узнав, что такое же название уже носит летающий спутник Китая, перед стартом станцию было решено именовать «Салют». Это название изакрепилось завсеми последующими станциями данного типа.

Орбитальная станция «Салют» была выведена наорбиту скосмодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К» 19 апреля 1971 года. Первая экспедиция настанцию (космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев иНиколай Рукавишников) накосмическом корабле «Союз-10» стартовала 23 апреля 1971 года. Полностью состыковаться с «Салютом» неудалось- непроизошла «стяжка» корабля истанции дообразования внутреннего герметичного перехода. Экипаж облетел станцию, сфотографировал стыковочный узел ивозвратился наЗемлю.

В течение последующих 1,5 месяцев станция совершала полет вавтоматическом режиме; проводились работы поконтролю состояния ифункционирования бортовых систем, поднятию орбиты, приему иобработке научной информации, ана Земле были проведены дополнительные наземные испытания стыковочных узлов исерия интенсивных тренировок космонавтов.

Второй экипаж всоставе Георгия Добровольского, Владислава Волкова иВиктора Пацаева, стартовавший 6 июня 1971 года накорабле «Союз-11», 7 июня успешно состыковался с «Салютом». На орбите начала работать первая вмире пилотируемая орбитальная станция спервым экипажем наборту.

В течение 23 суток полета космонавты провели астрофизические наблюдения, испытания вразличных режимах работы бортовых систем, агрегатов инаучной аппаратуры. В полете были отработаны методы иавтономные средства ориентации инавигации, системы управления космическим комплексом приманеврировании наорбите. Космонавты вели визуальные наблюдения ифотографирование геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, метеорологической обстановки. Они также провели разносторонние медико-биологические исследования.

По завершении программы испытаний 29 июня космонавты перенесли научные материалы изстанции втранспортный корабль, расконсервировали его системы, закрыли люки ипроизвели расстыковку. 30 июня 1971 года космический корабль «Союз-11» совершил посадку взаданном районе. Но научастке спуска корабля за30 минут доприземления произошло быстрое падение давления вспускаемом аппарате вследствие нарушения герметичности, что привело кгибели космонавтов. Из-за этого дальнейший полет станции «Салют» проходил вбеспилотном режиме. В это время наней систематически проводились научно-технические исследования иконтроль работы систем, агрегатов инаучной аппаратуры вусловиях длительного пребывания вкосмическом пространстве.

11 октября 1971 года были проведены заключительные операции сцелью спуска «Салюта» сорбиты. В результате торможения станция перешла натраекторию спуска, вошла вплотные слои атмосферы надзаданным районом акватории Тихого океана ипрекратила существование. Первая долговременная орбитальная станция находилась наорбите 176 суток.

Общая масса станции «Салют» после стыковки странспортным кораблем была равна 25,6 тонны, втом числе масса орбитального блока- 18,9 тонны, масса транспортного корабля- 6,7 тонн. Общая масса научных приборов иинструментов весила свыше 1,2 тонн. Длина всостыкованном состоянии составляла 23 метра, длина орбитального блока- 16 метров, максимальный диаметр- 4,15 метра, максимальный поперечный размер станции пораскрытым солнечным батареям- 11 метров, объем герметичных отсеков- около100 кубических метров.

Эксплуатация первой ДОС «Салют» выявила ряд ее конструктивных итехнических недостатков, которые накладывали существенные ограничения наэффективность использования станции изначительно ограничивали время ее функционирования. Поэтому конструкция следующих станций была доработана иусовершенствована.

С 1973 года по1986 год были запущены еще шесть орбитальных станций подназванием «Салют»- «Салют-2» (1973; из-за разгерметизации неэксплуатировалась впилотируемом режиме), «Салют-3» (1974-1975), «Салют-4» (1974-1977), «Салют-5» (1976-1977), «Салют-6» (1977-1982) и «Салют-7» (1982-1991), накоторых работали советские изарубежные космонавты. В космосе было проведено множество различных научных экспериментов, отработана система жизнедеятельности космонавтов.

Конструкция «Салютов» стала основой создания нетолько долговременных орбитальных станций, нои орбитального комплекса «Мир» ироссийского сегмента Международной космической станции.

Материал подготовлен наоснове информации РИА Новости иоткрытых источников Спасибо! Ваше мнение учтено.

Советская орбитальная космическая станция «Салют-1» стала первой в мире т.н. «долговременной орбитальной станцией» (ДОС), в отличие от ранних пилотируемых орбитальных станций (ПОС) имевшая шлюз для пристыковки грузового космического корабля, и таким образом получавшая автономность и фактически не ограниченный техническими условиями срок пребывания на орбите.

Устройство долговременной орбитальной станции «Салют-1»

Технически, орбитальная станция «Салют-1» состояла из трех отсеков: двух герметичных (переходной и рабочий) и негерметичного агрегатного.

Переходной отсек станции «Салют-1»

В переходном отсеке был шлюз для пристыковки космического корабля и люк для перехода в рабочий отсек станции. Здесь же в переходном отсеке размещались пульт управления станции, элементы систем жизнеобеспечения и терморегулирования, внутренние блоки звездного телескопа «Орион», гамма-телескоп «Анна-III»,черенковско-сцинтилляционный телескоп для исследования потоков заряженных частиц, фотокамеры, блоки для биологических экспериментов.

С наружной стороны переходного отсека находились панели солнечных батарей, наружные блоки телескопа «Орион», антенны, датчики системы ориентации.

Рабочий отсек станции «Салют-1»

Рабочий отсек «Салюта-1» состоял из двух цилиндров, соединенных конической частью. В рабочем отсеке находились пульты управления бортовыми системами, кресла космонавтов, 15 иллюминаторов, научная аппаратура, теле- и кинокамеры, радиотехническая аппаратура, системы управления бортовым комплексом, энергопитания, ориентации и управления движением, телеметрии.

В рабочем отсеке размещались также ряд специализированных рабочих постов, предназначенных для научных исследований, запасы пищи и воды, «бегущая доржка» для тренировки космонавтов.

Снаружи рабочего отсека были установлены панели радиаторов системы терморегулирования, антенны систем связи и радиотелеметрии.

Агрегатный отсек и энергетическая установка станции «Салют-1»

В «хвостовой» части станции «Салют-1» был установлен модифицированный агрегатный отсек корабля «Союз», предназначенный для размещения топливных баков и бортовых двигателей.

Основным источником энергии на «Салют-1» были солнечные батареи общей площадью — 42 квадратных метра. На первом «Салюте» было смонтировано четыре солнечных батареи: 2 на внешней поверхности переходного и две на внешней поверхности агрегатного отсека.

Кроме того, после стыковки транспортного корабля со станцией их системы электроснабжения объединяются, и солнечные батареи космического корабля также подают энергию в сеть станции.

Экипажи и исследовательская работа космической станции «Салют-1»

Первый экипаж («Союз-10»: В.А.Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников ) стартовал к космической станции «Салют-1» 23 апреля 1971 г. Старт был намечен на день раньше, но пришлось перенести его из-за нештатной ситуации: после объявления пятиминутной готовности одна из мачт не отошла от ракеты, хотя команда на ее отход была выдана. В момент старта мачта могла бы упасть сама, такие случаи бывали, но могла бы не отойти и пропороть обшивку ракеты. Жизнью экипажа решили не рисковать, и космонавты были эвакуированы из корабля.

На следующий день старт благополучно состоялся, корабль вышел на орбиту и через сутки сблизился со станцией. Казалось бы, стыковка прошла штатно: сработали замки сцепления, произошло стягивание, а затем и жесткая сцепка «Союза» с «Салютом».
Но телеметрия показывала, что стыковочный узел негерметичен, и открывать люк нельзя. Земля приняла решение расстыковываться и возвращаться. С отстыковкой также возникли проблемы: она удалась только с третьей попытки.

Работу на «Салюте» предстояло начать следующему экипажу (Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Петр Колодин ). Но за три дня до старта, во время прохождения предполетной медкомиссии, у Кубасова было обнаружено затемнение в легких. Госкомиссия отстранила от полета Кубасова, а вместе с ним и весь экипаж. На станцию отправился третий экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева (экипаж «Союз-11»).

6 июня 1971 г. «Союз-11» вышел на орбиту, успешно состыковался со станцией, экипаж и начал работу на борту. Около трех дней космонавты занимались расконсервацией станции, настройкой и подготовкой к работе научной аппаратуры.

Космонавты тщательно проверили все системы и агрегаты станции, провели эксперименты по ручному управлению комплексом, автономной навигации, корректировке орбиты, ручной ориентации панелей солнечных батарей. На борту «Салюта» впервые был испытан широкоугольный визир, предназначенный для точной ориентации по Солнцу и планетам.

С помощью гамма-телескопа космонавты измеряли интенсивность, угловое распределение, спектр и другие характеристики первичного космического излучения, а с помощью «Ориона» изучали спектральный состав излучения некоторых звезд.

Были проведены также исследования геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, снежного и ледового покрова. Космонавты сделали большое количество мелкомасштабных (для фиксации кратковременных и сезонных явлений) и среднемасштабных (для получения детальных характеристик структуры рельефа и природных ландшафтов) фотоснимков Земли. Был выполнен также комплекс важнейших медико-биологических исследований, в частности, изучено влияние на человеческий организм длительной невесомости, испытаны специальные нагрузочные костюмы, измерен радиационный фон вокруг станции.

Завершение работы космической станции «Салют-1»

Полностью выполнив программу полета, при возвращении на Землю экипаж первой долговременой орбитальной станции погиб в результате разгерметизации спускаемого аппарата.

После выяснения причины гибели космонавтов состоялось заседание Государственной комиссии, на котором было принято решение временно прекратить полеты и модифицировать космический корабль «Союз». Дальнейшие полеты космонавты должны были совершать только в скафандрах, и поэтому экипаж «Союза» сокращался до двух человек. Учитывая это, из второго и четвертого экипажей, готовящихся к полетам на ОC, были выведены космонавты-исследователи П. Колодин и А. Воронов.

Станция «Салют» больше не принимала на своем борту космонавтов. Пока производились доработки космических кораблей, «Салют» совершал полет в автоматическом режиме.