"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2013, N 2

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МЕДОСМОТРЫ ВОДИТЕЛЕЙ

Вопросы регулирования труда водителей актуальны для многих компаний. Тем более что законодательных требований и ограничений в этой сфере достаточно, а соблюдать их, особенно небольшим фирмам, удается не всегда. Причинами могут быть как нежелание нести дополнительные расходы, так и просто незнание отдельных вопросов. Но в связи с участившимися в последнее время случаями дорожно-транспортных происшествий, которые вызвали волну законодательных инициатив по ужесточению ответственности за нарушения Правил дорожного движения, следует ожидать и усиление контроля исполнения уже существующих требований транспортной безопасности. Одним из основных мероприятий, призванных не допустить к управлению автомобилями потенциальных нарушителей, являются предрейсовые медицинские осмотры водителей. И руководителям любых предприятий, использующих труд наемных водителей, следует соблюдать все требования к проведению таких осмотров.

Кто обязан проводить

Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Причем делать это должны медицинские работники.

Если компании занимаются перевозкой пассажиров или багажа по договору с третьими лицами (не для собственных нужд), то контроль должен быть не только предрейсовый, но и послерейсовый (п. 4 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Иногда организации, для которых перевозка не является видом коммерческой деятельности и которые используют автотранспорт только для передвижения своих сотрудников, пытаются доказать, что предрейсовые медосмотры они проводить не обязаны. Однако действующая судебная практика подтверждает необходимость таких осмотров для любых организаций, эксплуатирующих автотранспорт (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу N А72-4961/2009, ФАС Уральского округа от 28.12.2011 N Ф09-8630/11).

В то же время существуют и противоположные решения, хотя и принятые в более ранний период. Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 23.11.2009 по делу N А36-706/2009 указал, что действие ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" распространяется только на организации и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.

Возможно, наличие такой позиции судей поможет компании отстоять свои интересы, если она по каким-либо причинам не проводила предрейсовых осмотров. Однако руководствоваться данным решением и, основываясь на нем, не проводить осмотры вообще все же не стоит. Ведь их цель - определение противопоказаний к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст. 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"). Именно поэтому проводить осмотры необходимо всем, раз уж законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия.

Кроме того, следует учитывать и требования ч. 3 ст. 213 ТК РФ, которая указывает, что выполнение работодателем требований нормативных актов о проведении обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников в течение рабочего дня является обязательным.

Кому поручается проверка

Согласно п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств") проводить такие осмотры могут медицинские работники, имеющие соответствующий сертификат; медицинское учреждение должно иметь лицензию. Исходя из этого у предприятия есть три варианта организации предрейсовых осмотров водителей.

Свой человек

Осмотр может проводить медик, состоящий в трудовых отношениях с предприятием. В наличии у него должен быть сертификат с неистекшим сроком действия, подтверждающий прохождение обучения по Программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 8 к Приказу Минздрава России от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения"). Такое обучение проводят региональные наркологические диспансеры (больницы). Лицензия медработнику, состоящему в штате компании и обслуживающему только ее работников, не нужна (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43).

А вот оформлять медика, имеющего сертификат, по гражданско-правовому договору (например, подряда) организации не следует. Дело в том, что выполнение такой работы на систематической основе можно будет квалифицировать как предпринимательскую деятельность, следовательно, ее осуществление без лицензии будет являться незаконным, а значит, под вопросом окажется и законность самих проводимых медосмотров.

Привлеченная организация

Компания может заключить договор на оказание услуг по проведению медицинских осмотров со специализированной организацией. Обратите внимание, что проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров является лицензируемым видом деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Приложение к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")").

В лицензии у медицинского учреждения должно быть указано именно на наличие права проведения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых). Это важно, поскольку лицензируются и иные виды медосмотров, близких по смыслу, но не относящихся непосредственно к предрейсовым. Например, отдельные лицензии могут выдаваться на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров либо работы по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Кроме того, держателем лицензии может быть не только медицинское учреждение в общепринятом смысле (больница), но и любая иная организация. При этом предрейсовые медицинские осмотры могут быть для них единственным медицинским видом деятельности.

Реквизиты и номер лицензии, на основании которой действует организация, проводящая осмотр, желательно указать в тексте договора. В любом случае копия лицензии должна быть предоставлена организации - заказчику услуг по медосмотру.

Также в договоре важно отразить обязательность следующих действий проверяющего:

Сбор анамнеза (сведений о проверяемом водителе путем его расспроса);

Определение артериального давления и пульса;

Определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;

При наличии показаний - проведение любых других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе.

Кроме того, следует закрепить обстоятельства, при обнаружении которых водители не допускаются к управлению транспортным средством. К ним относятся:

Выявление признаков временной нетрудоспособности;

Положительная проба на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;

Выявление признаков воздействия наркотических веществ;

Выявление признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

Важно также прописать обязанность лица, проводящего проверку, незамедлительно сообщать заказчику по договору о случаях и причинах отстранения водителя.

Лицензия для себя

Организация может самостоятельно получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Такая лицензия позволит не только эффективно контролировать сотрудников своими силами, но и сэкономить на договорах со сторонними организациями.

Конечно, более целесообразно получение таких лицензий крупными автотранспортными предприятиями. Ведь им в любом случае приходится оплачивать труд медика в течение полного рабочего дня и строго соблюдать требования по оснащению медицинского кабинета ввиду большего риска проведения проверок. А значит, затрачивая примерно одинаковые ресурсы, можно получить и выгоду от сторонних клиентов.

Требования к соискателю лицензии изложены в п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Порядок проведения осмотров

Медицинские осмотры должны проводиться в специально оборудованном и оснащенном для этих целей медицинском кабинете. Требования к нему установлены Методическими рекомендациями об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (приведены в Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, далее - Методические рекомендации).

Водитель должен явиться для прохождения осмотра с оформленным на текущий день путевым листом. Если в ходе осмотра медик не выявит противопоказаний для допуска водителя к работе, то по окончании осмотра он поставит соответствующий штамп в путевом листе. Именно эта отметка и будет являться единственным доказательством прохождения медосмотра, если водителя остановят для проведения соответствующей проверки сотрудники ГИБДД. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152)).

Осмотр начинается с опроса водителя. Медик выясняет его субъективное самочувствие, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. Также он обязан внимательно ознакомиться с состоянием кожных покровов водителя, обращая внимание на наличие расчесов, ссадин, следов от инъекций, бледность или покраснение кожи. Особую значимость при осмотре имеет состояние зрачков (сужены или расширены) и их реакция на свет как показатель возможного опьянения. Артериальное давление и частота сердечных сокращений измеряются в любом случае, температура тела - при наличии объективных показаний.

Если выявлены признаки опьянения, то должен быть оформлен протокол контроля трезвости установленной формы (Приложение 3 к Методическим рекомендациям) в двух экземплярах. Один экземпляр остается у медработника, второй выдается руководителю организации, в которой работает водитель.

Общий примерный перечень случаев для отстранения приведен в уже упомянутом Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств".

Кроме того, п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) устанавливает запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

К сведению. Время проведения медицинского осмотра перед выездом на линию относится к рабочему времени водителя (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15). Значит, оно должно оплачиваться в рамках существующей системы оплаты его труда. Чтобы избежать споров о времени прохождения медосмотра, подлежащего оплате, в локальных актах компании желательно закрепить его нормативную продолжительность на одного человека. Она и будет служить основанием для расчета.

Отстранение

Действия медика при отстранении водителя от работы будут отличаться в зависимости от того, по какому из двух оснований ему нельзя садиться за руль.

Если отстранение связано с общим неудовлетворительным состоянием здоровья, а не воздействием алкогольных либо наркотических средств, водителю выдается справка за подписью медика, проводившего осмотр. В ней указываются точное время отстранения от работы, общие сведения о выявленных признаках недомогания. В дневное время водитель направляется к дежурному врачу в поликлинику, который принимает окончательное решение о предоставлении больничного.

Если же отстранение обусловлено признаками алкогольного либо наркотического опьянения, то медик в зависимости от ситуации может:

Самостоятельно составить акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если состояние опьянения определенно подтверждено проведенными исследованиями и не вызывает сомнений;

Направить работника в медицинское учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости, когда по результатам сделанных анализов с уверенностью диагностировать состояние опьянения невозможно. Если такое освидетельствование зафиксирует отсутствие признаков опьянения, несмотря на то что они были выявлены при предрейсовом осмотре, работник должен быть допущен к работе.

Какими бы курьезными и подозрительными для работодателя ни казались утверждения водителя, что он не пил, а принимал лекарства, освежал дыхание мятными пастилками и т. п., не стоит сразу подозревать его во лжи. В качестве примера можно привести случай, когда алкотестер при предрейсовом осмотре водителя показал наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе. Водитель при этом настаивал, что такой эффект дают его леденцы от кашля. Работника направили на освидетельствование в наркологический диспансер, и проведенное буквально через час исследование показало, что признаков опьянения не обнаружено. Для чистоты эксперимента предприятие на следующий день вновь обследовало этого водителя, предварительно попросив его не употреблять подозрительных леденцов. Первый анализ был отрицательным, затем работник при медике съел леденец - и через 10 минут алкотестер показал 0,3 промилле. А вот результаты проверки еще одного работника, которому был вручен точно такой же леденец, оказались отрицательными.

Последствия для работника

Недопуск к управлению автомобилем работника, находящегося в состоянии опьянения, оформляется работодателем как отстранение от работы согласно ст. 76 ТК РФ. Заработная плата за период такого отстранения работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Несмотря на то что ст. 76 ТК РФ не предусматривает обязательного письменного оформления факта недопуска, целесообразно все же зафиксировать его с указанием причин отстранения. Сделать это может руководитель организации либо непосредственный начальник провинившегося, если внутренними документами ему предоставлены такие полномочия. Кроме того, непосредственному руководителю следует служебной запиской (либо иным применяемым в организации внутренним документом) поставить в известность директора фирмы с предложением по привлечению работника к ответственности. Отстранение от работы оформляется приказом или распоряжением. Фиксация всех этих действий позволит в дальнейшем четко определить момент, с которого начинает отсчитываться срок для применения дисциплинарного взыскания.

За появление на рабочем месте в состоянии опьянения к работнику может быть применена дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения на основании пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

К сведению. Даже если опьянение работника зафиксировано медиком в протоколе контроля трезвости, при применении дисциплинарной ответственности получение его объяснений является обязательным. Если он от них откажется, следует составить соответствующий акт.

Вместе с тем, чтобы избежать в дальнейшем споров о способности работника привести объективные аргументы, которые могли бы объяснить его поведение и смягчить ответственность, запрос пояснений правильнее будет сделать на следующий день, когда работник, скорее всего, вернется в нормальное состояние.

Если причиной недопуска к управлению транспортным средством послужило не злоупотребление алкогольными напитками, а общее состояние здоровья, то правила ст. 76 ТК РФ применяться не будут. Данная статья относится только к случаям отстранения по указанным в ней причинам, среди которых отсутствует физическое недомогание. Работник, не допущенный к работе медиком по причинам, не связанным с опьянением, и направленный в больницу, может получить больничный лист, который будет оплачен.

Если же обстоятельства, послужившие для недопуска водителя к работе, не подтвердились при посещении врача и работник вернулся для продолжения работы, то ситуацию возможно рассматривать как простой по не зависящим от сотрудника и работодателя причинам (оформляется приказом или распоряжением). Время недопуска в этом случае будет оплачиваться исходя из требований ч. 2 ст. 157 ТК РФ - не менее 2/3 его тарифной ставки (оклада).

Ответственность

Когда перевозка пассажиров или грузов не является для компании основным видом деятельности, к ответственности за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров она может быть привлечена на основании ст. 5.27 "Нарушение законодательства о труде и об охране труда" КоАП РФ. Дело в том, что проведение таких осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ст. 212, ч. 3 ст. 213 ТК РФ. Сумма штрафа для компании может достигнуть 50 000 руб., для должностного лица - 5000 руб.

Если же требование о проведении медицинских осмотров водителей не будут соблюдать профессиональные перевозчики, они могут быть привлечены еще и к ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Сумма штрафа для должностных лиц, ответственных за выпуск водителей на линию, составит 5000 руб., для юридического лица - 30 000 руб.

При обнаружении нарушения у компании, осуществляющей деятельность по перевозке на основании специальной лицензии, ответственность наступит по ч. 3 ст. 14.1 КоАП: от 3000 до 4000 руб. - для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. - для компаний.

Если к управлению транспортным средством все же будет допущен нетрезвый водитель, то для лица, допустившего нарушение, ответственность может наступить по ст. 12.32 КоАП РФ. Штраф составит: 20 000 руб. - для должностных лиц и предпринимателей и до 100 000 руб. - для юридических лиц.

Не следует полагать, что нарушение может быть выявлено только непосредственно инспектором ГИБДД на дороге. Любые предприятия, эксплуатирующие автотранспорт, могут быть проверены представителями Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соответствующего субъекта РФ (п. п. 5.1.8, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398)). Ими также могут быть установлены факты непроведения медосмотров за какой-либо период. Кроме того, проверку соблюдения законодательства о труде может провести и трудовая инспекция (ст. 353 ТК РФ).

И. Авдеева

Начальник юридического отдела

ОАО "Медавтотранс"

20.02.2015 8:05:00

Водители автомобилей должны проходить следующие виды осмотров: обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее - Закон № 196-ФЗ)); обязательные периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ); предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Водители автомобилей должны проходить следующие виды осмотров: обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее - Закон № 196-ФЗ)); обязательные периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ); предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).На период прохождения обязательных осмотров за работником сохраняется средний заработок (ст. 185 ТК РФ).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ВОДИТЕЛЯ

До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).


Целью данного осмотра является определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 7 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). К ним отнесена работа по управлению наземными транспортными средствами.

Перечень общих медицинских противопоказаний для выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), определен п. 48 Приложения № 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее - Порядок проведения медицинских осмотров).

Перечень дополнительных медицинских противопоказаний для выполнения работ по управлению наземными транспортными средствами, а также состав врачей-специалистов и объем лабораторных и функциональных исследований, необходимых при проведении исследований, определен Приложением № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее - Приложение № 2 к Приказу № 302н).

Предварительный медицинский осмотр проводится в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) (абз. 4 п. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров, пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).


Для того чтобы организовать проведение предварительных медицинских осмотров, работодатель должен заключить договор с одной из указанных медицинских организаций (п. 2.3 Методологических основ проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда. Методические рекомендации, утвержденные Минздравсоцразвития России 14.12.2005).

Для прохождения предварительного медицинского осмотра работодатель выдает соискателю под роспись направление (п. 7 Порядка проведения медицинских осмотров). В направлении работодатель указывает:

  • наименование организации;
  • форму собственности и вид экономической деятельности организации по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
  • фамилию, имя, отчество соискателя;
  • дату рождения соискателя;
  • наименование структурного подразделения, в котором будет работать соискатель;
  • наименование должности (профессии) или вида работы;
  • вредные и (или) опасные производственные факторы.


Направление подписывается работодателем (уполномоченным представителем). Работодатель должен вести учет выданных направлений (п. 8 Порядка проведения медицинских осмотров).

Помимо направления будущий работник предъявляет в медицинскую организацию (п. 9 Порядка проведения медицинских осмотров):

  • паспорт (документ, его заменяющий);
  • паспорт здоровья работника (при наличии) (учетная форма № 125/у-ПЗ утверждена Приказом Минздрава России от 18.06.2013 № 382н);
  • решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование. Водители автомобилей обязаны проходить его не реже одного раза в пять лет (ч. 6 ст. 213 ТК РФ, Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377; далее - Перечень психиатрических противопоказаний).


После проведения осмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам (п. 12 Порядка проведения медицинских осмотров). Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых выдается соискателю для представления работодателю, у которого он хранится (например, в личном деле работника), второй остается в медицинской организации и приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (абз. 3 п. 8 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 14 Порядка проведения медицинских осмотров). Если медицинская комиссия не обнаружила у гражданина противопоказаний для работы водителем, работодатель может заключить с ним трудовой договор.

Работодатель не вправе допускать работника к данной работе, если им не пройден предварительный обязательный медицинский осмотр (абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Если соискатель отказался от осмотра или медицинская комиссия признала его негодным к такому виду работ, заключение трудового договора не допускается.

Соискатель, которому отказано в заключении трудового договора, вправе потребовать сообщить причину отказа. Работодатель обязан сообщить ее в письменном виде (ч. 5 ст. 64 ТК РФ).

За нарушение порядка проведения предварительных медицинских осмотров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет (ст. 11.32 КоАП РФ):


Как должностное лицо ответственность может нести руководитель, его заместитель или иное ответственное лицо, уполномоченное на организацию проведения предварительного медицинского осмотра в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Такой вывод следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения мер ответственности к перечисленным лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ВОДИТЕЛЯ

Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Такой осмотр осуществляется за счет средств работодателя в соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров (ч. 7 ст. 213 ТК РФ).

Водители автомобилей обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения № 2 к Приказу № 302н). Работники младше 21 года проходят осмотры ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медицинских осмотров).

Периодические медицинские осмотры проводятся в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) (абз. 4 п. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров).

При направлении работников на периодический осмотр работодатель должен выполнить следующие действия:

А) составить список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, и в течение 10 дней направить его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, который осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор (п. п. 20, 21 Порядка проведения медицинских осмотров). В списке указываются:

Наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
- наименование вредного производственного фактора согласно перечню факторов (Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н), а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда. Отметим, что с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ);

Б) составить поименный список лиц, которые должны пройти осмотр (п. 22 Порядка проведения медицинских осмотров), в котором должны быть указаны:

Имя, фамилия, отчество, профессия (должность) работника;
- структурное подразделение, в котором работает работник;
- вредный производственный фактор или вид работы;

В) направить в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до даты начала проведения периодического осмотра поименный список, составленный и утвержденный работодателем. Дата начала проведения периодического осмотра заранее согласовывается с медицинской организацией (п. 23 Порядка проведения медицинских осмотров);

Г) согласовать календарный план проведения периодического осмотра, составленный медицинской организацией (п. 25 Порядка проведения медицинских осмотров);

Д) ознакомить работников с календарным планом не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения периодического осмотра (п. 26 Порядка проведения медицинских осмотров);

Е) выдать направление на периодический медицинский осмотр (п. 24 Порядка проведения медицинских осмотров).

После проведения периодического осмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых сразу выдается работнику для представления работодателю, у которого он должен храниться (например, в личном деле работника), а второй остается в медицинской организации и приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (абз. 3 п. 8 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. п. 31, 32 Порядка проведения медицинских осмотров).

Если работник признан непригодным для выполнения трудовой функции или не прошел осмотр, работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе) в соответствии с установленными правилами (абз. 4 ст. 76 ТК РФ).

Медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического осмотра оформляет заключительный акт. В составлении акта также принимают участие представители работодателя и территориального органа Роспотребнадзора (п. 42 Порядка проведения медицинских осмотров). В акте указываются:

  • численность работников, прошедших периодический осмотр. Данные сведения отражаются в табл. 10 формы-4 ФСС (утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н);
  • рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия;
  • результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
  • другие сведения, предусмотренные п. 43 Порядка проведения медицинских осмотров.


Акт составляется в четырех экземплярах и заверяется печатью медицинской организации. Один экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его утверждения медицинская организация направляется работодателю (п. п. 44, 45 Порядка проведения медицинских осмотров).

Помимо указанного осмотра один раз в пять лет водители автомобилей обязаны проходить (ч. 6 ст. 213 ТК РФ, п. 37 Порядка проведения медицинских осмотров, Перечень психиатрических противопоказаний):

  • обязательное психиатрическое освидетельствование. Правила его прохождения утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695;
  • осмотр в центре профпатологии или другой медицинской организации, имеющей право на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, например, в случае наличия у водителя заключения о предварительном диагнозе профессионального заболевания.


За нарушение установленного порядка проведения периодических медицинских осмотров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 руб.;
  • должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.


Как должностное лицо ответственность может нести руководитель, его заместитель или иное ответственное лицо, уполномоченное на организацию проведения периодического медицинского осмотра в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Такой вывод следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения мер ответственности к перечисленным лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

УЧЕТ ВРЕМЕНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ ПЕРИОДИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА


Время, затраченное работником на прохождение медицинского осмотра, подлежит оплате в размере среднего заработка (ст. 185 ТК РФ), поэтому его необходимо отразить в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 или № Т-13).

Поскольку табель (форма № Т-12) не содержит соответствующего условного буквенного или цифрового кода, работодатель может ввести новое обозначение (например, «МО» и «38»). Он вправе вносить дополнительные реквизиты в унифицированные формы согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20). Такое изменение оформляется соответствующим приказом.

Следует помнить, что время, затраченное работником на медицинский осмотр, включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (абз. 3 ч. 1 ст. 121 ТК РФ).

ПРЕДРЕЙСОВЫЙ, ПОСЛЕРЕЙСОВЫЙ ОСМОТРЫ ВОДИТЕЛЯ

В целях обеспечения безопасности дорожного движения работодатель обязан организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автомобилей (абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).



Предрейсовый осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, а также индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (абз. 3 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Данное требование не распространяется на водителей, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Предрейсовый осмотр водителя проводится перед началом рабочих смен в течение всего периода его работы (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, приложение к письму Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32).

Допуск водителя к управлению автомобилем в состоянии опьянения может привести к наложению штрафа (ст. 12.32 КоАП РФ).


Лица, привлекаемые
к ответственности

Размер штрафа Норма

Должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств
20 000 руб. абз. 2 ст. 12.32
КоАП РФ

Юридическое лицо
100 000 руб. абз. 2 ст. 12.32
КоАП РФ

Индивидуальный предприниматель
100 000 руб. абз. 2, 3 ст. 12.32
КоАП РФ


Перечни медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ (п. 4 ст. 23.1 Закона № 196-ФЗ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, которым утверждены соответствующие перечни. При проведении предрейсовых медицинских осмотров рекомендуем руководствоваться:

  • Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555;
  • Методическими рекомендациями «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)», приведенными в письме Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 (далее - Методические рекомендации).


Результаты медосмотра нужно заносить в журнал учета предрейсовых медицинских осмотров. Так как соответствующая форма (Приложение 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555) не является обязательной к применению и не учитывает всех требований Методических рекомендаций, журнал лучше вести по самостоятельно разработанной форме.

Послерейсовый осмотр должны проходить в течение всего периода работы лица, работающие водителями автомобилей по перевозке пассажиров или опасных грузов, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (абз. 4 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Для проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров работодатель вправе (абз. 5 п. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ):


Согласно второй точке зрения наличие лицензии не требуется, если предрейсовые и послерейсовые осмотры проводятся медицинскими работниками самой организации, имеющими соответствующий сертификат. Такой вывод следует из п. п. 1.2, 1.4 приложения № 2 к письму Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Аналогичная позиция отражена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 № 15АП-4951/2014.

Прохождение водителем автомобиля предрейсовых и послерейсовых осмотров подтверждается отметками, которые проставляются в путевом листе. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Согласно п. 7 данного документа путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • фамилию, имя, отчество водителя;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.


В соответствии с п. п. 17, 18 указанного Приказа путевые листы регистрируются в журнале и хранятся в организации не менее пяти лет. Форма журнала учета движения путевых листов утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

За нарушение установленного порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 руб.;
  • должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.


Как должностное лицо ответственность может нести руководитель, его заместитель или иное ответственное лицо, уполномоченное на организацию проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Такой вывод следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения мер ответственности к перечисленным лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

УЧЕТ ВРЕМЕНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕМ ПРЕДРЕЙСОВОГО, ПОСЛЕРЕЙСОВОГО ОСМОТРОВ


Время прохождения медицинского осмотра водителем перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно включается в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, пп. «г» п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15).

Таким образом, в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12, № Т-13) дополнительных отметок о периодах осмотров делать не нужно. Время, затраченное на предрейсовый и послерейсовый осмотры и на путь от рабочего места до места их проведения и обратно, суммируется с другими периодами рабочего времени (время непосредственного управления автомобилем, устранения неисправностей и пр.).

Например, если продолжительность смены водителя составляет девять часов и один час из них заняло прохождение предрейсового и послерейсового осмотров, включая путь от рабочего места до медицинской организации и обратно, то в табеле напротив фамилии водителя необходимо проставить буквенный код «Я», а в строке ниже - 9.


Когда разговор идёт об обычном медицинском освидетельствовании, подавляющее большинство людей представляет обследование, подтверждающее подозрение . Однако такая процедура имеет намного более широкую сферу применения. Проходить подобное обследование нужно всем, кто желает получить свой водительское удостоверение, а также людям, которые используют автомобили в любой профессиональной деятельности. Поэтому каждому автомобилисту стоит знать, что такое обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, где и когда нужно его проходить.

Состояние здоровья должно позволять автомобилисту управлять транспортным средством

Правила и периодичность

Закон гласит, что медицинское освидетельствование должны проходить кандидаты, желающие получить действующее водительское удостоверение. Эта процедура знакома любому водителю, поскольку после её успешного окончания человеку выдаётся стандартная медицинская справка, предъявляемая в автошколе и отделении ГИБДД. Обычному водителю, который не использует собственный транспорт в профессиональной сфере, регулярно проходить обычное медицинское освидетельствование ни к чему. После получения первого водительского удостоверения справка потребуется только в следующих случаях:

  • Плановая замена удостоверения спустя 10 лет после первой выдачи;
  • Обмен документа при введении новых стандартов или получении удостоверения международного образца;
  • Возврат удостоверения после лишения по определённой причине;
  • Открытие новых категорий прав;
  • Утеря документа.

А вот профессиональным водителям требуется обязательно проходить типовое медицинское освидетельствование, устраиваясь на работу - в противном случае организация не имеет права выпустить такого человека в рейс. Процедура выполняется однократно, и справка подаётся работодателю непосредственно перед формированием приказа о зачислении работника в штат. Однако законом установлено, что предприятие должно разработать регламент прохождения периодического освидетельствования. Максимальная протяжённость периода между двумя осмотрами составляет 2 года. Минимальная не ограничивается, однако если освидетельствование при приёме выполняется за счёт работника, то периодические осмотры оплачивает предприятие.


К водителям пассажирского транспорта предъявляются особые требования

Если работа профессионального водителя связана с транспортировкой опасных грузов (ядохимикатов, радиоактивных материалов, нефтепродуктов и прочих) либо с пассажирскими перевозками, перед выходом в любой рейс он обязан . Оно позволяет убедиться, что сотрудник предприятия сможет выполнить поставленную задачу, не создавая угроз для безопасности окружающих. Освидетельствование осуществляется и после рейса - оно призвано установить, не принимал ли водитель никаких опьяняющих веществ во время поездки и определить, не ухудшилось ли существенно его состояние после значительного физического и нервного перенапряжения. На частного предпринимателя либо самозанятое лицо, управляющее своим транспортным средством лично, распространяется требование проходить медицинское освидетельствование всех указанных выше видов.

Порядок проведения такой типовой процедуры, как медицинское освидетельствование, предполагает прохождение водителем трёх этапов. Вначале стоит отправиться в муниципальную поликлинику либо государственную больницу, чтобы получить бланк справки соответствующего образца. Перечень врачей, в кабинеты которых придётся заглянуть для получения документа, зависит от обращения в определённое медучреждение. Согласно закону, полноценное медицинское освидетельствование включает осмотр у:

  • Офтальмолога;
  • Невропатолога;
  • Хирурга;
  • Терапевта.

Врачи могут назначить обследование у пульмонолога и флюорографию лёгких, общие анализы, а женщинам - посещение кабинета гинеколога. Медицинское освидетельствование в подобном формате можно проходить и в частных клиниках, однако предварительно необходимо уточнять эту возможность, поскольку негосударственные медучреждения не обязаны предоставлять водителям справки.


Проверка здоровья обязательна для всех водителей

Непременным условием для оформления справки является стандартное медицинское освидетельствование у нарколога и психиатра. Ранее такую процедуру можно было проходить в обычном стационаре, однако с 2014 года это правило было упразднено. Теперь освидетельствование указанными врачами выполняется исключительно в лицензированных государством диспансерах, оказывающих специализированные услуги. Направление в них можно получить в больнице либо уточнить местонахождение учреждений на сайте Минздрава. Медицинское освидетельствование является платной услугой - его стоимость варьируется от 800 до 5000 рублей в зависимости от выбранной клиники и диспансера - при этом стоит помнить, что периодическое обследование никогда не проводится за счёт средств самого водителя.

При освидетельствовании перед рейсом и после обращаться в медицинское учреждение будет невозможно по понятным причинам - это отняло бы значительную часть времени водителя. Согласно закону о здравоохранении, на предприятиях, занимающихся транспортировкой особо опасных грузов либо пассажирскими перевозками, должны создаваться медицинские кабинеты с профессиональными работниками, получившими специальность «Профпатологии». Для водителя услуги медицинского персонала предприятия должны быть полностью безвозмездными. Уклоняться от прохождения освидетельствования сотрудник не имеет права, даже если он является руководителем и собственником предприятия. Врач же обязан вынести непредвзятое суждение о здоровье обследуемого и дать обоснованное заключение.


По информации медицинского обследования может быть дано заключение об ограниченной пригодности человека к управлению транспортом. В документе, выданном водителю, указывается сущность этого ограничения - наиболее распространены следующие пометки:

  • Вождение только в очках;
  • Запрет на управление пассажирским транспортом;
  • Запрет на профессиональную деятельность;
  • Запрет на перевозку опасных грузов и т. д.

Существуют и случаи полной непригодности водителя к управлению транспортом либо к выходу в рейс. В таком случае человека отправляют на углублённое обследование и лечение, а справку выдают только после выдачи положительного заключения во время повторного обследования. При верном оформлении документов второй экземпляр всегда остаётся в учреждении либо в медкабинете предприятия, что обеспечивает быстрое разрешение возникающих споров с официальными инстанциями.

Ответственность

Любому человеку понятно, что водитель в состоянии любого опьянения либо неспособный контролировать собственные действия за рулём по конкретным медицинским показаниям, представляет собой угрозу общественному спокойствию или безопасности окружающих людей. Поэтому актуальным законодательством предусмотрена достаточно серьёзная ответственность за допущение такого серьёзного нарушения. Отсутствие обычного медицинского освидетельствования в глазах правоохранителей приравнивается к запрету на вождение транспорта, поскольку вероятность наличия противопоказаний очень велика. Однако стоит помнить, что доказательство прохождения стандартного медицинского освидетельствования придётся предъявлять инспектору только профессиональным водителям. Обычный автолюбитель получает справку только .


Справку лучше получить до поступления в автошколу

Если водитель отказался проходить предрейсовый осмотр либо медицинское освидетельствование после возвращения с маршрута, ему придётся столкнуться со штрафом, составляющим 1000–1500 рублей. Ответственное должностное лицо (например, врач или директор предприятия), которое допустило выход в рейс сотрудника без медицинского освидетельствования, должно уплатить штраф 2–3 тысяч рублей. Наиболее тяжёлое наказание приходится на долю предприятия в форме юрлица - ему придётся перечислить в государственные фонды 30–50 тысяч рублей. Если ответственность за неисполнение норм законодательства лежит непосредственно на частном предпринимателе, ему назначается такое же наказание, как и юридическому лицу.

Если водитель не прошёл медицинское освидетельствование перед получением своего удостоверения, никаких штрафных санкций ему не грозит. Однако права останутся в отделении ГИБДД, пока кандидат не сможет предоставить все необходимые доказательства своего здоровья. Специалисты рекомендуют получать справку ещё до , поскольку знать о возможных ограничениях необходимо ещё до внесения платы за обучение.

Срок действия

Очень часто приходится слышать о сроках актуальности типовой справки, полученной обследуемым после медицинского освидетельствования. Однако в законодательстве ничего не сказано о продолжительности действия официального документа при вынесении положительного заключения для водителя. Врач имеет право назначить срок следующего медицинского освидетельствования только при обнаружении потенциально опасных заболеваний. Обычно устанавливается период, составляющий от полугода до 3 лет, в течение которого потребуется пройти дополнительное обследование. Если со здоровьем водителя всё в порядке, ему придётся проходить только периодическое медицинское освидетельствование, назначенное работодателем.


Период прохождения следующего медицинского освидетельствования составляет до 3-х лет

Когда после медицинского освидетельствования врач пытается поставить ограничение по сроку его действия, вам необходимо напомнить сотруднику медучреждения о нормах законодательства. Практика показывает, что хорошо предотвращает такие неправомерные действия угроза пожаловаться в Минздрав. Если врач настаивает на своём, не начинайте скандала, а вежливо высказывайте свой протест. На регистратуре узнайте полные данные врача, проводившего ваше медицинское освидетельствование, а затем отсылайте жалобу в Минздрав. Можно пользоваться электронной заявкой на сайте организации - юристы утверждают, что более 90% таких дел удаётся решить в пользу водителя без малейших усилий.

Обязательная процедура

Для обычного автолюбителя медицинское освидетельствование является одним из небольших эпизодов получения прав - обычно его приходится проходить каждые десять лет. Однако профессиональные водители вынуждены посещать больницу регулярно, поскольку некоторые работодатели устанавливают срок периодического медицинского освидетельствования на уровне 2–3 месяцев. Конечно, расходы несёт предприятие, но сама процедура может затягиваться и занимать не один день при большой занятости врачей. Если говорить о предрейсовом медицинском освидетельствовании, то оно проводится по сокращённой программе, отнимающей не больше нескольких минут времени водителя. Однако наличие отклонений в здоровье или может стать причиной отстранения от работы, и, следовательно - лишения дохода.

Пересмотрела все, что нашла по регулированию труда водителей. Что мгу сказать. В общем случае осмотры должны проводится «не реже 1 раза в 2 года». Т.е. по моему мнению, до истечения второго года после предварительного осмотра. Иного толкования я не нашла.

12. Субъект транспортной деятельности обязан осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»…

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (ред. от 10.03.2016) «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»

6.1.1. Водители-профессионалы обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г.N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» в объеме, предусмотренном п. 27 прилож. 2 указанного Приказа , врачебной комиссией, в которую включается врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология» (терапевт, невролог, отоларинголог, офтальмолог, хирург, психиатр, нарколог, уролог (по показаниям) и дерматолог (по показаниям)).

«МР 2.2.0085-14. 2.2. Гигиена. Гигиена труда. Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств. Методические рекомендации» (утв. Роспотребнадзором 06.02.2014)

Однако, есть один нюанс. При отнесении условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (СОУТ) к подклассу вредности 3.1 и выше по фактору «Физические перегрузки (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве)» согласно п. 4.1 Приказа 302н периодические осмотры должны проводится 1 раз в год.

Я знаю, что на некоторых, особенно старых отечественных моделях автобусов, физические нагрузки значительные, т.к. нет усиления руля и т.п.

По действующим нормам закона медосмотры водителей являются строгим требованием к любой организации с собственным или арендованным автотранспортом. При этом работающие на предприятии шоферы должны проходить несколько видов осмотров, у каждого их которых – свои задачи и особенности. В настоящее время видов обследований, которые нужно проходить водители, пять. Не все они являются жестким условием работы.

Итак, какие медицинские осмотры проходят шоферы?

При приеме на должность

Предварительный осмотр при принятии на вакансию проводится в обязательном порядке для водителей, – всех без исключения. На этапе приема сотрудника крайне важно оценить состояние его здоровья, чтобы подтвердить пригодность к управлению транспортным средством и отсутствие противопоказаний, а также выявить возможные заболевания – в том числе, для дальнейшей профилактики и предотвращения осложнений.

ВАЖНО! Требование о предварительном профосмотре распространяется в том числе на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно управляют транспортом.


Предварительные медосмотры водителей включают комплекс мероприятий, которые проводит комиссия сертифицированных врачей или специалистов из лицензированного государственного, муниципального или частного медучреждения.

Так, соискателям предстоит пройти общее медобследование у терапевта, хирурга, невропатолога, лора и офтальмолога, а затем полное и тщательное лабораторно-функциональное обследование. Оно подразумевает анализы биоматериалов, проверку зрения и работы вестибулярного аппарата, а также ЭКГ головного мозга.

Также в состав работы комиссии входит анализ результатов планового наркологического обследования и сведения о возможном пребывании пациента на учете у психиатра.

Перед каждой сменой

Медицинский осмотр водителей транспортных средств перед каждым рейсом нужен для снижения количества аварий на дорогах. Его обязаны проходить абсолютно все шоферы. Ведь важно не допустить на смену сотрудника с неважным самочувствием или ослабленным здоровьем. Это может привести к снижению уровня внимания и, как следствие, аварии.

ВАЖНО! Предрейсовый осмотр не проводится для работников экстренных оперативных служб, которые выезжают на смену по срочному вызову.

Этот вид медицинского осмотра водителей проводится медиками-профпатологами либо средним медицинским персоналом, получившим сертификат на оказание такой услуги.

ВАЖНО! Сертифицированный медработник может работать в штате компании. Но гораздо целесообразней заключить с лицензированной клиникой договор на оказание услуг. Это на порядок удобней в организационном плане и более выгодно с экономической точки зрения.


В процессе прохождения медицинского осмотра водитель подвергается общему анамнезу. Медик опрашивает пациента на наличие жалоб и качество сна, и следит за особенностями поведения пациента. Врач учитывает походку шофера, внешние проявления заболеваний, состояние кожи – от ее цвета до наличия царапин и признаков уколов. Медработник измеряет температуру и давление, проверяет на наличие признаков или обострений заболевания.

ВАЖНО! Для допуска к оказанию данного вида услуг медик должен пройти обучение и знать нормы законодательных рекомендаций, связанные с услугой законы, а также нормативные акты относительно признаков употребления спиртного и наркотиков и диагностики этого факта.

По результатам осмотра медик выносит заключение о пригодности пациента к выходу на рейс. В случае одобрения он проставляет печать и подпись в путевом листе шофера.

Если осмотр выявил противопоказания к управлению транспортным средством, – врач отказывает в выходе пациента в смену, составляя соответствующий акт и справку, а затем направляет водителей на клиническое обследование. Основаниями для отказа могут стать наличие болей, общее неважное самочувствие, обострение заболеваний.

Еще один повод – подозрение на алкогольное или наркотическое опьянение, в случае чего выписывается направление на медицинское освидетельствование водителей в клинике.

Сразу после рейса

Периодические медицинские осмотры водителей после рейса проходят только те шоферы, чья работа связана с пассажирскими перевозками и транспортировкой опасных грузов. Их цель – определить влияние трудовых факторов на общее состояние здоровья сотрудника, выявить и предотвратить стрессы, переутомление и хронические заболевания, вызванные условиями труда, и своевременно предвидеть возможные риски.

ВАЖНО! В законодательстве нет документа, регулирующего требования к тому, как должны проходить периодические медицинские осмотры после рейса. Нормативный документ должен носить корпоративный характер, то есть быть разработанным и утвержденным внутри организации.

Кроме того, факт прохождения медицинского осмотра после рейса выступает в качестве эффективной дисциплинарной меры и «сдерживающего фактора». Зная, что после работы его ждет визит к медику, водитель не станет злоупотреблять спиртным и запрещенными веществами на рабочем месте. Это также повышает безопасность дорожного движения.

Периодические

Плановый периодический медицинский осмотр водителей – важное мероприятие, организуемое в среднем один раз в год. Оно включает полное медобследование сотрудников у терапевта, хирурга, офтальмолога, лора, невролога, дерматолога, психиатра и профпатолога для подробного анализа состояния здоровья и рисков.

ВАЖНО! Законодательством закреплена периодичность прохождения плановых осмотров, соблюдать которую строго обязательно.


По закону периодичность прохождения обследования не зависит от стажа и категории водительского удостоверения, – определяющим фактором является возраст сотрудника. Так, лица младше 55 лет обязаны проходить его не реже раза в десять лет. Шоферы от 56 до 75 лет как представители «группы риска» – не реже одного раза в три года. Работники старше 76 лет проходят обязательный периодический медицинский осмотр ежегодно.

Также ежегодные периодические медицинские осмотры водителей носят обязательный характер для сотрудников, чья работа связана с пассажирскими и грузовыми перевозками.

Внеочередные

Внеочередной профосмотр водителей – это обследование, организуемое при наличии сведений об ухудшении состояния здоровья сотрудника. Такой профосмотр проводится по инициативе работодателя, по рекомендации ответственного за профосмотры медика или по требованию инспектора ГИБДД. Однако в последнем случае у сотрудников надзорных органов должны быть основания для вынесения такого решения.

И дополнительно…

Также в законодательстве существует такое понятие, как медосвидетельствование. Оно отличается от профосмотра тем, что освидетельствование водители проходят тогда, когда не связаны трудовым договором с предприятием.

Например, процедура может быть вызвана необходимостью получить, заменить или вернуть водительские права. Соответственно, и периодичность медицинского освидетельствования водителей зависит от срока действия водительского удостоверения.

Также необходимость в медицинском освидетельствовании может возникнуть вследствие выявления при плановом медосмотре симптомов заболеваний и обострений, относящихся к противопоказаниями к управлению транспортом и ведущие к запрету.

ВАЖНО! Так как медицинские осмотры представляют собой меру по обеспечению безопасности дорожного движения, за которое ответственно предприятие, то и расходы на него лежат на работодателе. В случае с освидетельствованием процедура оплачивается самими водителями.

Процедуру проводят государственные, муниципальные и частные медучреждения с лицензией на такого рода деятельность. Обследование включает также проверку у психиатра и нарколога, которая проводится в поликлинике по месту регистрации.

Документация

Прохождение медицинского обследования предварительного, периодического или внеочередного типа завершается оформлением медицинской справки, подтверждающей пригодность сотрудника к профессиональному управлению транспортом. Внеплановое или периодическое медицинское обследование – освидетельствование – сопровождается заключением о наличии или отсутствии ограничений к управлению транспортом в целом.

Ответственность


Итак, нужно ли жестко следовать всем требованиям относительно медицинских процедур для сотрудников водительских профессий? Ответ однозначный: да, непременно. Во-первых, все обязательные медосмотры реализованы для реального улучшения ситуации на российских дорогах. Во-вторых, неисполнение требований относительно медицинских процедур влечет за собой внушительные административных штрафы.

При невыполнении требований закона размер санкций для компании или ИП составляет от 30 до 50 тысяч рублей, для руководителей предприятий – от 2 до 3 тысяч рублей, а для сотрудников – от 1 до 1,5 тысяч рублей. Кроме этого, работодатель несет ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

ВАЖНО! С возникновением форс-мажора и ДТП, повлекшего вред здоровью человека или чью-либо смерть, и при наличии выявленных нарушений по части осмотров предусмотрена уголовная ответственность.

К перевозчикам пассажиров требования по профсмотрам еще более ужесточены, так как проведение обследований – это непременное лицензионное условие. Нарушения для них означают не только штрафные санкции, но и лишение лицензии на оказание услуг.

Все виды осмотров


Городская клиника «Медицина для вас» проводит все виды профессиональных осмотров на базе предприятия заказчика либо по адресу медучреждения. Специалисты клиники проводят экспертизу профпригодности в полном соответствии требованиям закона.

Штат медработников различных специальностей и квалификации обеспечивают полный и тщательный осмотр. Мы работаем четко и ответственно, экономя ваше рабочее время.

Мы предлагаем вам заключить договор на регулярное оказание услуг, чтобы сотрудники могли проходить периодические медицинские осмотры без сбоев и нарушений. В нашей клинике медосмотр рассматривается не просто как формальная процедура, а как мера обеспечения безопасности дорожного движения и способ защитить бизнес от проблем.

Сотрудничайте с клиникой, которой неравнодушно благополучие вашего бизнеса!