Проблема

Анонимно 6 июня 2016, 15:17

Здравствуйте!

После проверки школы УГАДН (и получения предписания), возник такой вопрос:

Кто может проводить пред рейсовый контроль технического состояния транспортного средства (легковой автомобиль) школы? Механика в селе нет. Предприятий, где таковые имеются - тоже. У школы заключен договор на техническое обслуживание транспорта с предприятием в районном центре. А "перед выездом на линию"? Может ли это делать сам водитель (водительский стаж - 30 лет, включая большегрузы и автобусы)? Если нет, то кто тогда в описанных условиях?

Решение

Здравствуйте,

В соответствии с ч.4 ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Исключений нет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.10.2013) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") статья 2 «Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов».

Путевой лист должен содержать обязательные реквизиты, которые указаны в Приказе Министерства Транспорта РФ от 18 сентября 2008 года №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Выпуск автомобилей на линию всегда должен сопровождаться предварительным осмотром машины механиком ОТК. Отметка о прохождении предрейсового технического осмотра автомобиля - это подпись механика на путевом листе.

Требования к обучению и аттестации механика ОТК изложены в приказе Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. N 13/11"Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов". Аттестация проводится один раз в пять лет.

В связи с изложенным, к сожалению, вариантов решений у Вашей организации немного:

1. ввести вштат должность механика, принять на нее работника (должность может совмещаться другим сотрудником при условии обучения и аттестации).

2. обеспечить предрейсовый осмотр перед каждым рейсом на месте по договору со специализированной организацией.

3. отказаться от использования транспорта.

4. нарушать требования закона с перспективой административной ответственности за это в каждом случае.

Решение

Здравствуйте!

Я была менеджером по персоналу 4 года в транспортной компании. У нас тоже не было механика, но у директора есть замдиректора, который по свои ДИ отвечает за техническую сторону автотранспорта. И соответственные к заместителю директора требования к опыту работу и образованию:

На должность Заместителя директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и опыт работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по организации транспортного обслуживания не менее 5 лет.

ДИ зам.директора вам подарю. Только учтите, что эта ДИ составлялась три года назад, а поэтому рекомендую, с учетом изменений в законодательства провести анализ, и корректировку.

С 26 февраля 2017 года в путевых листах должна ставиться отметка о предрейсовом техническом осмотре транспортных средств. Наша фирма имеет в наличии только легковые автомобили и не является транспортной. У нас нет возможности проводить предрейсовый техосмотр, поскольку нет сотрудника, который этим занимается.

Эти правила распространяются на все организации или относятся только к транспортным компаниям? Какова ответственность при отсутствии отметки о техосмотре в путевом листе после 26.02.2017?

Ю. Куштин, г. Рязань

Ответ. Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» все организации обязаны обеспечивать техническое состояние транспортных средств в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

С 26.02.2017 порядок заполнения путевого листа изменен Приказом Минтранса России от 18.01.2017 № 17 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и Порядок заполнения путевых листов, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152», (далее – Приказ № 17). С этой даты в путевом листе перед рейсом обязательно ставится отметка о техническом осмотре автомобиля путем проставления даты и времени проверки машины, которые заверяются подписью с указанием фамилии и инициалов, в частности контролера технического состояния автотранспортных средств (п. 16.1 Порядка заполнения). Прежде такие отметки не являлись обязательными.

Из Приказа № 17 не ясно, на кого распространяется новое требование: на все компании или только на транспортные. Вместе с тем следует учитывать, что за отсутствие предрейсовых осмотров транспортных средств организация может быть оштрафована на 30 тыс. руб. и ей грозит отказ в выплате страхового возмещения, если автомобиль попадет в ДТП (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Кроме того, путевой лист, оформленный после 26 февраля 2017 года с нарушением установленных законодательством требований, не подтверждает произведенные расходы на ГСМ, зарплату водителя и др. в целях налогообложения.

Поэтому проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном Минтрансом, нужно всем организациям, кто осуществляет любые перевозки (например, автомобильным транспортом).

Проведение технических осмотров автомобилей в соответствии с требованиями Приказа № 17 организации должны за счет собственных средств. Техосмотры должны проходить перед началом рабочего дня (рейса) в целях выявления признаков неисправностей автомобиля. Ставить дату и время проведения предрейсового осмотра технического состояния транспортных средств и заверять их своей подписью с инициалами вправе контролер, аттестованный в транспортной инспекции (п. 14.3 Приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287). Это может быть водитель или механик, за которым закрепляется должностная обязанность по выпуску транспортных средств на линию и проведению предрейсового техосмотра. Если такой сотрудник отсутстует, то отметка может быть проставлена в сервисном центре за плату.

Таким образом, с 26.02.2017 отметка о дате и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства обязательна в путевом листе всех организаций, в том числе не являющихся транспортными.

Механик осматривает транспортное средство, после чего, оформляет путевой лист согласно законодательству.

У автотранспортных средств проверяют техническое состояние автотранспортных средств на соответствие требованиям правил дорожного движения, правил технической эксплуатации и других нормативно-технических документов. Автотранспортные средства, соответствующие требованиям безопасности по результатам осмотра, допускаются к осуществлению таксомоторных автомобильных перевозок пассажиров и багажа такси. Выпуск машин на линию осуществляется обученным механиком, имеющего удостоверение специалиста по безопасности дорожного движения.

В случае необходимости, мы готовы организовать работу нашего персонала на Вашем предприятии семь дней в неделю, или наоборот согласовать гибкий график работы, предоставляя услуги нашего сотрудника в то время, когда Вам необходимо проводить медосмотр.

Почему нужно проходить осмотры:

Согласно Федеральному закону № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года, с 01.09.2011 г. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;
б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра

Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств, предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Правильная организация проведения предрейсовых медицинских осмотров является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий. Управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения является одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно около 20% происшествий происходят из-за нарушений правил дорожного движения водителями в состоянии опьянения. Своевременное выявление у водителей автотранспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных алкогольных и психоактивных веществ, является одной из важнейших задач в обеспечении безопасности дорожного движения.
В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.

Просим обратить внимание на то, что организация и проведение осмотров водителей регламентируется следующими нормативными актами:
- Федеральный закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (п. 1 ст. ст. 20, 23 Закона N 196-ФЗ)
- Приказ Министерства Здравоохранения РФ № 2510/9468-03-02 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»
- Положениями трудового законодательства (ст. 213 ТК РФ)

Качество обслуживания клиентов и их безопасность (если речь идет о компании, предоставляющей услуги пассажирских грузоперевозок) и сотрудников (если речь идет о корпоративном транспорте) напрямую зависит от технического состояния автобусов, микроавтобусов, легковых автомобилей и состояния здоровья водителей. Именно поэтому предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортного средства и медицинский осмотр водителей являются одними из основных направлений деятельности компании.

Для чего осуществляется технический осмотр транспортных средств?

Перед выездом на рейс техническое состояние автобуса должно соответствовать Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993г. N1090 «О правилах дорожного движения». Именно поэтому дипломированные механики в обязательном порядке проводят предрейсовый технический осмотр автобусов, микроавтобусов, спецтранспорта и грузовых машин. Кроме того, компания осуществляет предрейсовый технический осмотр автомобиля, цель которого - проверить состояние транспортного средства в соответствии с нормативами ГОСТ Р 51709-2001.

В ходе проверки осуществляются следующие действия:

  • проверяется безопасность эксплуатации транспортных средств;
  • осуществляется устранение мелких неполадок, если таковые были выявлены;
  • если неполадки не могут быть устранены в короткие сроки - транспортное средство остается в автопарке и не выпускается на линию.

Проверка документального обеспечения

Перед выездом на рейс водитель обязан предоставить для проверки следующие документы:

  • водительские документы;
  • регистрационное свидетельство транспортного средства;
  • диагностическая карта автобуса или другого транспортного средства;
  • страховой полис ОСАГО (и КАСКО, если его наличие предусмотрено);
  • путевой лист - учитывается правильность его заполнения.

Список операций, входящих в предрейсовый осмотр транспортного средства

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств включает осуществление следующих операций;

  • осмотр автобуса или иного транспортного средства на наличие визуальных повреждений (например, вмятин);
  • проверяется наличие обязательного водительского комплекта (аптечки первой помощи, знака аварийной остановки, огнетушителя, двух противооткатных средств). Если автобус будет следовать не один, потребуется знак, указывающий на его место в колонне;
  • осуществляется проверка правильности функционирования рабочих механизмов и основных узлов.

Результаты проверки определяют, может ли транспортное средство быть выпущено на линию или нет. Если автобус или автомобиль готов к работе, заполняется путевой лист, куда ставятся печать о допуске транспортного средства и подпись лица, осуществлявшего осмотр. Если в транспортном средстве обнаружены поломки, оно не выпускается на линию, о чем также делается пометка в специальном журнале.

После того как автобус или автомобиль вернется из рейса, проводится послерейсовый технический осмотр транспортного средства, который позволит выявить, появились ли в его процессе эксплуатации какие-то неисправности, которые требуют немедленного ремонта.

Стоимость оказания Услуг:

Стоимость проведения осмотра от 50 руб. для легкового автомобиля.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств должен проводиться в те дни, когда коммерческий транспорт используется для перевозки грузов или пассажиров. В статье рассмотрены вопросы о том, как и кем технический осмотр должен проводиться, и какая ответственность предусмотрена за его не проведение.

Предрейсовый технический осмотр: законодательное регулирование и порядок проведения

Предрейсовый техосмотр обязателен для проведения в организациях, которые занимаются автомобильными перевозками (автобусы, такси, грузоперевозки). Целью проведения осмотра является обеспечение безопасности дорожного движения и надлежащего технического состояние транспорта. Если ТС не прошло осмотр, либо осмотр показал, что оно неисправно, то его допуск на линию не возможен, а нарушителю грозит ответственность, о которой будет рассказано ниже.

Список неисправностей, которые надлежит проверить при осмотре, содержится в Приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090.

К ним относятся неполадки:

  • тормозной системы;
  • рулевого управления;
  • световых приборов (фары, поворотники, и т.д.)
  • стеклоочистительных приборов;
  • колес или шин;
  • двигателя;
  • иных элементов (например, сигнала).

Более конкретные сведения о том, какие неисправности надлежит выявлять, содержатся п. 6.1-6.5 Межотраслевых правил, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28. Например, в силу п. 6.1.11 Правил, АТС с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.

В силу п. 2.5 Правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 обязательно проведение осмотра как перед выездом транспорта со стоянки, так и после его возвращения обратно.

Важно! Если в организации нет обученного человека, который может проводить осмотры, можно заключить договор со сторонней организацией.

Кто имеет право проводить ежедневный осмотр ТС

Требования к лицам, которые проводят осмотр закреплены в Приказе Минтранса России «Об утверждении… от 28.09.2015 № 287. Требования касаются как знаний и умений, так и образования, стажа.

Проверку проводит специально обученный контролер технического состояния автотранспортных средств. Согласно п. 14 Приказа № 287 он должен знать:

  1. Нормативные акты по обслуживанию транспорта.
  2. Технические сведения о ТС.
  3. Особенности устройства конкретного транспорта.
  4. Правила эксплуатации проверяемого транспорта.
  5. Основы законодательства о транспорте и о труде.
  6. Инструкции по охране труда, противопожарные правила.

Контролер должен также уметь осуществлять контроль за состоянием ТС. (п. 14.2 Приказа № 287).

Кроме того, к контролеру предъявляются требования о наличии образования (среднего). При этом, диплом должен быть выдан по специальностям, входящим в группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (кроме специальности 23.02.03). Необходим и стаж работы – 1 год или более.

Если же служащему присвоена квалификация контролера в связи с прохождением им соответствующей переподготовки, то требований к стажу не предъявляется.

Штамп (отметка в журнале и путевом листе) о прохождении осмотра

Отметка о прохождении осмотра (штамп) проставляется в путевом листе. При этом, обязательно проставление отметки как при выходе на линию, так и по возвращению в депо (п. 2.5 Приказа № 7).

Важно! Если в течение рабочего дня водители одного ТС меняются, то необходимо оформление двух путевых листов. В этом случае отметка о прохождении осмотра должна стоять на каждом из них.

Отметка проставляется ежедневно. Можно организовать проставление отметки с использованием штампа, главное, чтобы были отражены ее обязательные реквизиты.

После проверки технического состояния контролер обязательно должен проставить в путевом листе:

  • дату и время проведения осмотра;
  • свою фамилию и инициалы;
  • подпись.

Не проведение предрейсового и послерейсового осмотров – ответственность по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ

Административная ответственность за нарушение требований о проведении предрейсовых осмотров установлена ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Важно отметить, что речь идет о нарушении любых требований, относящихся к проведению предрейсового осмотра. В частности, не проставление штампа в путевом листе повлечет ответственность.

В качестве меры ответственности закреплены штрафы:

  1. Для граждан – 3 000 рублей;
  2. Для должностных лиц – 5 000 рублей;
  3. Для юридических лиц – 30 000 рублей.

Важно! Необходимо внимательно следить, чтобы каждый путевой лист содержал обязательные сведения о прохождении предрейсовых и послерейсовых осмотров – дату проведения, подпись и инициалы контролера. Кроме того, контролер должен соответствовать упомянутым выше требованиям об образовании, стаже, квалификации.

Таким образом, важно соблюдать требования нормативных актов о необходимости проведения предрейсовых технических осмотров транспортных средств, чтобы избежать возможного привлечения к административной ответственности, обеспечить безопасность участников движения.