Денежная масса - это совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему - каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий.

В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. (МВФ) рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на ).

Денежные агрегаты М0, М1, М2, М3

Центральный банк РФ рассчитывает денежные агрегаты M0, М1, М2, М3:

Денежный агрегат М0

Денежный агрегат М0 — это в обращении (монеты, банкноты), по сути это прямой долг населению. Из нашего примера выше, вы держите в руках 100т рублей и Центробанк учитывает их в М0.

Денежный агрегат М1

Денежный агрегат М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты), остатки средств в на расчетных счетах организаций, текущих и иных счетах до востребования населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации. То есть, М1 - М0 = прямой долг кредитных учреждений (банков) населению РФ и некредитным организациям РФ, номинированный в рублях. Из нашего примера выше, вы держите 100т рублей на дебетовой карточке и ЦБ РФ их учитывает в М1.

Денежный агрегат М2

Денежный агрегат М2 = М1 + срочные вклады , остатки средств в национальной валюте на счетах срочных депозитов и иных средств населения привлеченных на срок, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации. То есть, М2 - М1 = прямой долг кредитных учреждений (банков) населению РФ и некредитным организациям РФ, номинированный в рублях, выведенный из оборота одного из участников экономики на определенный срок. Другими словами, если вы вложили свои 100т рублей в банке с дебетовой карточки на депозит на 2 года, то ваши 100т рублей уменьшат денежный агрегат М1 и увеличат М2 на 100т рублей. Денежный агрегат М2 и есть денежная масса в национальном определении России.

Денежный агрегат М3

Денежный агрегат М3 = М2 + сберегательные вклады , сертификаты и государственные облигации. Другими словами, М3 — это долги ЦБ РФ + долги кредитных организаций + долги правительства в виде займов ценными бумагами. М3 - М2 = «будущая» М2, то есть, те , которые необходимо заработать в будущем. Если правительство совершало заимствования на свои текущие операции по обязательствам перед населением, то это прямая эмиссия денег и она ведет к инфляции (обесцениванию денег), ещё это можно назвать «налогом на бедных». Если же правительство совершало заимствования на свои текущие операции по инвестированию в создание прибыльных объектов экономики, например, новые электростанции, дороги, порты и т. д., то увеличение денежной массы увеличит балансовую стоимость экономики и прирост материальных активов, которые позволят изъять из оборота долга избыточный долг, иными словами погасят долг реальными активами.

Денежный агрегат М4

В ряде стран дополнительно выделяют денежный агрегат M4 . Например, в Великобритании M4 включает в себя объём наличной валюты в обращении, общую сумму кредитов, выданную банками, а также сумму заимствований правительства.


Денежная масса и монетизация экономики

Важным показателем состояния денежной массы выступает коэффициент монетизации (известный также как финансовая глубина ), равный отношению М2 к валовому внутреннему продукту . Этот показатель позволяет ответить на вопрос о достаточности денег в обороте. Оптимальным уровнем монетизации экономики для считается как минимум 55-60%, низкий уровень монетизации экономики может сдерживать внешнеэкономическое развитие.

В современном обществе по состоянию дорог в стране можно определить ее экономический уровень развития. К сожалению, в России в этом смысле еще не все хорошо, но главное, что работы по устранению бездорожья, пусть и медленно, но ведутся.

В список федеральных трасс России 2015 входят дороги, соединяющие столицу с соседними государствами и регионами страны.

Разделение дорог по классам

В зависимости от того, что соединяют между собой дороги, они бывают либо федерального, либо общего пользования. Федеральными считаются:

  • Трассы, проложенные между административными центрами (обозначаются литерой Р).
  • Дороги, соединяющие между собой федеральные трассы (имеют значок А).
  • Подъезды, ведущие к крупным транспортным соединениям и объектам федерального значения.

В последнем издании перечня дорог все трассы, идущие от Москвы в любом направлении, именуются литерой «М». Что касается трасс, входящих в состав международных транспортных сетей, то те, что расположены на европейской части, получили обозначение Е, а на азиатской - АН.

Кроме литеры, указывается номер дороги, который всегда ставится после буквенного обозначения. Список федеральных трасс России 2015 включает все Например, только в направлении от Москвы насчитывается более 20 автобанов, 10 из которых ведут к границам таких государств, как Украина, Латвия, Эстония, Белоруссия, Финляндия, Азербайджан и Монголия.

Все дороги федерального значения обслуживаются, строятся и ремонтируются из бюджета либо федерации, либо физических или юридических лиц, с которыми подписано соответствующее соглашение.

Дорога М1

Именуемая в реестре дорог России как «Беларусь», тянется от Москвы до границы с этой страной. Кроме того, что эта дорога объединяет два соседних государства, она является частью международной европейской трассы Е 30 и азиатского пути под номером АН 6.

Водители, проезжающие по этому пути, пересекают Московскую область, не доезжая до Одинцово 4 км, затем, мимо Кубинки и Можайска, попадают в Смоленскую область. Проезд осуществляется недалеко от таких городов, как Гагарин, Вязьма, Сафоново, Ярцево, и по объездной дороге возле Смоленска прямо к границе Беларуси.

Хорошо оборудована для безопасного и комфортного путешествия. Дорожное покрытие высшего качества, а 4 полосы позволяют водителям выбирать, с какой скоростью ехать. Отдохнуть, привести в порядок автомобиль и себя, заправиться или купить продукты можно в расположенных на трассе АЗС, мотелях и кафе.

Объекты, предоставляющие питание, располагаются приблизительно через каждые 45 км. Среди других дорог федерального значения эта трасса лидирует по качеству дорожного покрытия, а достойный отдых можно получить в отелях, расположенных в непосредственной близости от центра Смоленска.

В них можно не просто принять душ и выспаться, но и с пользой провести время в сауне или бассейне или поесть в ресторане домашней еды, как, например, в отеле «Усадьба», гостиницах «Колесо», «Чаплин» и другие.

Во время следования по трассе М1 можно посетить такие достопримечательности, как древнерусский город Можайск, часовню имени иконы Божьей матери, расположенную у целебного источника, памятник воинам, погибшим в Отечественную войну 1812 г. Города Вязьма и Смоленск с их храмами и памятниками русского зодчества сами по себе являются исторической достопримечательностью.

Протяженность этой трассы составляет почти 450 км.

Трасса М 11

Ранее дорога М11 именовалась Таллиннское шоссе. Теперь новое название трассы - «Нарва» из Санкт-Петербурга через Ивангород, до имеет обозначение А 180.

Она является частью европейского пути Е20, по которому россияне привыкли совершать поездки на уикенд в Эстонию. Протяженность дороги составляет 142 км, и проходит она в живописной лесистой местности. На пути путешественников встречаются 2 водные преграды в виде Нарвы и Луга, через которые перекинуты мосты с грузоподъемностью от 60 до 80 тонн.

Опасным считается поворот на 57 км пути, который стал причиной многих аварий. К сожалению, эта дорога имеет участки с плохим асфальтовым покрытием, что следует учесть при поездке по ней ночью или в туманные дни.

Трасса пересекает Кингисепп (объезд в 3 км от города) и Ивангород.

Дорога М11 является автострадой между Москвой и Санкт-Петербургом. Спорным вопросом на этом пути является платный участок до Солнечногорска. Из-за слишком высоких тарифов, которые могут зависеть не только от самого транспортного средства, но и от времени суток, она практически пустая.

Решение построить качественную платную дорогу, чтобы разгрузить вечные пробки на ленинградском направлении, потерпели провал, так как поездка в 1000 р. без учета расхода топлива не по карману 90% автомобилистов. Дороговизна, плохой сервис и отсутствие качественного освещения сделали эту трассу невостребованной.

В конце 2015 г. встал вопрос о том, что тарифы на дороге М11 незаконно завышены. Это дает надежду на то, что будет найдено оптимальное решение, и суммы будут пересмотрены. В этом случае водители уйдут с бесплатной дороги с постоянными пробками, но случится это после того, как путь будет полностью освещен, а бензозаправки и кафе начнут работать.

Трасса «Дон»

В список федеральных трасс России 2015 входит немало путей протяженностью более 1000 км. М4 - одна из них. Она берет начало на улице Липецкой в столице и тянется почти 1544 км до Новороссийска.

История дороги началась еще в середине 20 века, но свое имя («Дон») она обрела только в 1991 году, после распада Советского Союза.

Сегодня она проходит через:

  • Московскую область, и до Видного имеет 8 полос, тогда как после него до 71 км дорога М4 «Дон» сужается до 6 полос (до Сайгатова). Следующий участок - до 110 км - имеет 4 разделения.
  • В Тульской области трасса имеет 4 полосы, которые были отремонтированы на всем протяжении до Ефремова и Богородицка. Между этими двумя населенными пунктами дорога в плохом состоянии, но платный объездной путь дает водителям возможность выбора: или заплатить за комфорт, или «убивать» автомобиль на бесплатном участке.
  • В Липецкой области 4-полосная дорога высокого качества, с двумя платными участками - это объезд городов Елец, Яркин, Задонск и Хлевный.
  • На всем пути по Воронежской области трасса М4 «Дон» имеет качество асфальтового покрытия среднего или низкого уровня. Из 4 полос рабочими являются только две в связи с проведением ремонтных работ. Часть дороги стала платной - это объездная дорога Воронежа и с 544 по 633 км.
  • Через Ростовскую область до Каменска-Шахтинска проходит 4-полосная дорога хорошего качества. Далее следует участок со сплошной двойной полосой, который имеет категорию повышенного риска. Мост через Дон был заново отремонтирован в июле 2015 г. Между сторонами дороги есть либо линии безопасности, либо разделители. От Батайского поста до въезда в Краснодарский край состояние покрытия отличное, но это самый опасный участок пути, так как отсутствуют разделители. На сегодняшний день здесь ведутся работы по расширению трассы и установке разделительного ограждения.
  • Путь по Краснодарскому краю осложняется опасными участками трассы, где ведутся строительные работы. Следует быть осторожным после проезда станицы Березанской, так как на этом участке встречаются резкие повороты для объезда автодорожной техники при наличии только по 1 действующей полосы с каждой стороны.
  • На территории Адыгейской республики качество трассы «Дон» отличное, без опасных участков.
  • От Саратовской станицы Краснодарской области и до Новороссийска много опасных участков, связанных с ведением дорожных работ.

На всем протяжении трассы хорошо развит обслуживающий сервис, но в летний период места в гостиницах и мотелях следует бронировать заранее. Проблем пополнить запасы топлива и еды не бывает из-за многочисленных АЗС и мини-маркетов возле них, а также кафе и пунктов быстрого питания.

Трасса «Урал»

Среди дорог, входящих в список федеральных трасс России 2015, самой загруженной крупногабаритными грузовыми автомобилями считается «Урал». Так как эта дорога протяженностью в 1879 км составляет часть европейского маршрута Е 30 и азиатского АН6 и пролегает через промышленные регионы страны, на ней регистрируется самый плотный автомобильный поток.

Впервые маршрут от Москвы до Рязани был открыт еще в 1930-е, когда автомобилестроение только начинало свое развитие в СССР. В 1947 г. его протянули до Куйбышева, а в 1965-м было открыто движение до Челябинска.

Большая часть трассы М5 «Урал» имеет по одной полосе, лишь до поселка Добрый Сот по 2 и более полосы с каждой стороны. В начале 2000-х было введено несколько скоростных участков, например между Городищем и Нижней Елюзанью, между Тольятти и Красным Яром и другие.

Дорога федерального значения «Урал» проходит через такие области:

  • В Московской она захватывает Люберцы, объезжает Бронницы и Коломну, пересекает и Оку. Качество покрытия отличное.
  • Следующая - Рязанская область, по которой дорога объезжает Рязань, проходит мимо Рыбного, Шилово и Шацка (его можно объехать по новому объездному пути). На пути у водителей встречаются мосты через Проню и Цну, а также построенные недавно путепроводы через железнодорожные ветки, на которых раньше стояли шлагбаумы, собиравшие очередь из машин на много километров.
  • Следующий этап пути - Мордовия. Единственным недостатком дороги является ее малая ширина.
  • В Пензенской области дорога захватывает населенные пункты Мокшан, Рамзай и «кусочек» Пензы.
  • Следующая часть пути - это Ульяновская и Самарская области, где автобан пересекает Жигулевск, после чего поворачивает в сторону Оренбургской области и Татарстана.
  • В восточном направлении трасса М5 «Урал» проезжает Башкортостан, где ей на пути встречаются две реки - Дема и Белая.
  • Дальнейшее продвижение пути идет по Челябинской области и заканчивается в одноименном городе.

Если путешествовать от Москвы до конечного пункта трассы, то пассажиров ожидает смена местности от лесистой равнины до горной части, самая высокая точка которой составляет 830 м, - это перевал Уреньга. В зимний период он часто закрыт из-за снежных заносов.

На сегодняшний день трасса продолжает развиваться, ее постоянно обновляют, например, в 2013 г. состоялось открытие нового моста через речку Белая. Самым опасным участком трассы «Урал» считается путь недалеко от населенных пунктов Сима и Усть-Катава, на которых, по данным госавтоинспекции, ежегодно погибает до 50 человек.

Дорога М13

Федеральная трасса М13 является связующей между Брянском, его областью, Гомелем и Брестом. Ее протяженность - всего 221 км, а новое обозначение - А240.

Эта дорога проходит через живописную холмистую местность, покрытую лесами, и имеет крутые подъемы и спуски, опасные повороты и участки с ограничением видимости. Дорога оснащена всем необходимым, чтобы даже при столь короткой ее протяженности у автомобилистов путь был комфортным.

По пути водители встретят 5 заправочных станций, 3 кемпинга, 3 СТО, 2 пункта скорой помощи и 5 постов ГАИ (10, 77, 130, 164 и 193 км).

Свое начало дорога берет в Брянске, а после пересечения белорусской границы направляется на Гомель. По пути путешественники могут ознакомиться с такими достопримечательностями:

  • Дом музей А. К. Толстого в Красном Роге, где он родился и был похоронен.
  • В городе Погар можно посетить знаменитую табачную фабрику, где делают сигары.
  • Ознакомиться с продукцией из кожи можно на кожевенной фабрике в маленьком городке Клинцы.

Дорога М13 имеет качественное на всем протяжении пути.

Трассы М 10 и М 9

Дорога федерального уровня, берущая свое начало в Москве и известная сегодня как трасса М10 «Россия», имеет продолжение под названием «Скандинавия».

К «российской» части пути относится дорога, соединяющая Москву с Тверью, Великим Новгородом и Санкт-Петербургом. Часть «Скандинавии» начинается от Петербурга до Выборга и финской границы.

Это одна из самых старых дорог России, построенная по указу Петра 1 для соединения Москвы с новой столицей единым трактом, оснащенным пунктами по смене лошадей (ямы), где можно было переночевать, поесть или переждать непогоду.

Еще одним плюсом строительства старой дороги было ее положительное влияние на развитие экономики городов, через которые она проходила. Так как и на сегодняшний день трасса пролегает через 65 городов и поселков, то ее не назовешь скоростной из-за действующих ограничений скорости в пределах населенного пункта.

Трасса М10 «Скандинавия» идет на Выборг, к границе с Финляндией. По всему маршруту от Москвы расположены многочисленные мотели, стоимость проживания в которых за сутки колеблется от 600 до 1700 р. Также нет недостатка в АЗС и станциях обслуживания.

Самыми опасными участками на этой трассе являются места, где нет разделителей, а необорудованная обочина опасна, особенно в гололед или дождь.

Трасса М9 «Балтия» берет свое начало от Москвы, идет к Волоколамску и далее до границы с Латвией. Являясь частью международного маршрута Е22, она сильно загружена грузовыми машинами, едущими из Европы в Латвию.

По пути водители пересекают такие реки, как Истра, Вазуза, Межа, и другие. Отличное качество покрытия прослеживается на всем 610-километровом пути. За исключением небольшой части дороги в Тверской области, весь маршрут считается безопасным, позволяющим развивать скорость до 140-150 км/час.

Путь трассы «Балтия» проходит через Московскую, Тверскую и Псковскую области. В 2007 и 2015 гг. дорога проходила реконструкцию, и ремонтные работы продолжатся дальше.

Трассы М6, М7 и М8

Федеральная трасса М6 «Каспий» имеет протяженность в 1831 км и является частью европейского (Е119) и азиатского (АН8) маршрутов от Москвы через Тамбов и Волгоград до Астрахани. Обозначение с литерой «М» будет действительным до 31.12.2017 г., после чего ее переименуют в дорогу федерального значения Р22, объединившую несколько административных центров Росси.

Когда-то, на заре зарождения государства Российского, в этом же направлении был важнейший для экономического и торгового роста страны Ногайский шлях.

Строительство современной трассы «Каспий» началось еще в далеком 1952 г. с двухстороннего полотна с твердым покрытием второй категории. На участке от столицы до Каширы были оборудованы 4 полосы. Сама стройка велась поэтапно. Первой была сдана дорога от Москвы до Тамбова, затем строилась часть до Волгограда.

После того как распался Советский Союз, к этой трассе была присоединена дорога от Волгограда до Астрахани, присвоен номер М6 и название «Каспий».

Часть трассы имеет двойную сплошную полосу, что сильно тормозит движение, особенно осенью. Из-за большого потока грузовых автомобилей, которые норовят обогнать нетерпеливые водители легковых машин, в этот период часто случаются «лобовые» столкновения.

Особенностью этой трассы является полное отсутствие проезда через населенные пункты.

Трасса М7 «Волга» протянулась от Москвы через Владимир, Нижний Новгород и Казань до Уфы на 1342 км. Дорога пересекает Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, а также Чувашию, Татарстан и Башкортостан.

На состояние дороги очень влияет повышенная влажность мещерских болот, мимо которых она проходит. Эту трассу, наоборот, отличает большое число светофоров в многочисленных населенных пунктах, через которые она проложена. В настоящее время на различных участках дороги ведутся восстановительные и строительные работы, поэтому следует быть начеку из-за двух узких полос и небольшой обочины, где трудно совершать маневры.

Трасса федерального значения М8 «Холмогоры» соединяет Москву, и Архангельск. Протяженность дороги составляет 1271 км, которые открывают путешественникам больше достопримечательностей, чем любой другой путь.

Трасса «Холмогоры» проложена через Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую и Архангельские области, где каждый из встречающихся на пути населенных пунктов является объектом архитектурной и исторической достопримечательности.

В целом состояние трассы хорошее, но существует загруженность из-за интенсивного движения. Слабым звеном является дорога на участке от Вельска до Архангельска.

Трассы М2 и М3

Всем, кто едет отдыхать летом к морю, хорошо знакома трасса М2 «Крым». По пути от Москвы путешественники проезжают Тулу, Орел, Курск и Белгород. Далее следует государственная граница Украины, после которой дорога значится как М20 до города Харькова и М18 дальше, через Запорожье и Симферополь до Ялты.

Впервые трасса «Крым» была введена в 1950-м и тянется на 720 км, хотя ее история уходит глубоко в века. Некогда это был знаменитый Крымский шлях, а путь от столицы до Харькова был построен в середине 19 века.

Большие строительные работы на всем протяжении трассы велись с конца 70-х и до конца 80-х годов прошлого века. После распада СССР и разделения дороги на 2 участка в соседних государствах поток туристов снизился и ее значение уменьшилось. Качественное дорожное покрытие и хороший сервис по пути, оставляют о путешествии по ней хорошее впечатление даже в летний загруженный период.

Трасса М3 «Украина» ведет от Москвы через Калугу и Брянск до границы с Украиной. Протяженность пути - 500 км, сдана в эксплуатацию в 1976 г.

Для этой дороги указано ограничение скорости до 90 км/час, кроме участков, когда она проходит через населенные пункты. В планах по улучшению российских дорог эта трасса внесена для полной реконструкции, а участок с 37 по 173 км станет платным.

Дорога во многих местах, например от Обнинска до Брянска, в плачевном состоянии, поэтому следует быть осторожнее. По пути встречается немало водных преград (Нара, Угра, Ока, Снежеть и др.), через которые проложены мосты с грузоподъемностью от 60 до 80 тонн.

На всем протяжении, от Калуги и вплоть до государственной границы, много опасных участков.

Трасса М18

Трасса М18 будет иметь это обозначение до 01.01.2018, после чего дорогу общего пользования, входящую в список федеральных трасс России, переименуют в Р21 «Кола».

Она берет свое начало в Санкт-Петербурге, следует через Петрозаводск, Мурманск, Печенегу, Борисоглебский до границы с Норвегией. Протяженность пути составляет почти 1592 км. Являясь связующим звеном между Ленинградской областью, Карелией и Мурманском, эта трасса проходит через живописные места русского Севера.

Дорога идет мимо городов с самобытной историей и достойных внимания достопримечательностей. Не все участки пути можно назвать идеально гладкими, встречается и бездорожье, но общее впечатление о трассе «Кола» хорошее благодаря местности, через которую она проложена.

На всем пути следования оборудованы АЗС, СТО и многочисленные мотели, предлагающие путникам не только качественный отдых, но и досуг. Также нет дефицита в пунктах быстрого питания, кафе и магазинах, где можно пополнить свои запасы еды и воды.

Каждый человек при выборе компании, где он будет работать, оценивает все предлагаемые условия. При этом много внимания уделяется оплате труда. Наиболее часто разные фирмы пользуются сдельной схемой начисления зарплаты. Она представлена в разных видах, причем в некоторых ситуациях наиболее эффективна прогрессивная оплата труда. Это специальный вид начисления зарплаты, при котором расценки зависят от выполнения или перевыполнения плана.

Понятие системы

Прогрессивная оплата труда - это специальная схема начисления зарплаты, при которой до выполнения установленной нормы труд работников оценивается по прямым сдельным расценкам, а если превышаются нормативы, то применяются повышенные тарифы.

Обычно на предприятиях нормы устанавливаются в пределах фактических значений, определенных за три месяца работы компании. Основной целью такой системы выступает повышение производительности труда. Каждый работник осознает, что чем больше рабочих задач им будет выполнено, тем более высокая будет у него зарплата.

Сдельно-прогрессивная оплата труда предполагает, что одна и та же деталь, сделанная работником, может оплачиваться по-разному. Такие действия мотивируют сотрудников на работу со значительным показателем выработки.

Нюансы такой схемы оплаты

Прогрессивная оплата труда - это достаточно специфическая схема начисления зарплаты. При ней заработок рабочего растет быстрее, чем показатель выработки. Это выступает определенным ограничением для использования системы повсеместно на разных предприятиях.

Стандартно сдельно-прогрессивная оплата труда используется компаниями ограниченный период времени, не превышающий полгода. Она считается эффективной для применения на тех участках производствах, где по каким-либо обстоятельствам не выполняется установленный план. К причинам может относиться лень работников, отсутствие мотивации, устаревшее оборудование, низкая зарплата или иные факторы. Это неблагоприятно сказывается на результатах деятельности всего производственного предприятия.

Прогрессивная оплата труда за конкретный объем выполненных работ позволит мотивировать работников, поэтому они будут стараться улучшить свои показатели для получения большого количества денег.

При каких условиях эффективна система?

Прогрессивные системы оплаты труда целесообразно использовать при соблюдении условий:

  • необходимо правильно установить исходную базу, от которой будет считаться превышение нормы, так как если она будет слишком высокой, то работники будут понимать бессмысленность собственных усилий, а если чрезмерно низкой, то это приведет к отсутствию значительной прибыли для фирмы за счет выплаты высоких зарплат;
  • разрабатывается специальная шкала, которая будет понятна всем работникам, на основании которой будут подниматься расценки оплаты труда;
  • осуществляется грамотный учет выработки продукции, а также учитывается отработанное время каждым рабочим для выполнения конкретной задачи, что позволит гарантировать правильный расчет процента относительно выполненной работы, поэтому прогрессивные доплаты будут справедливыми и эффективными не только для рабочих, но и для самой фирмы;
  • формирование экономического обоснования использования такой системы оплаты труда, так как важно убедиться заранее, что ее применение не приведет к перерасходу фонда зарплаты, а также не увеличит себестоимость выпускаемых изделий.

Только при соблюдении вышеуказанных условий возможно добиться высокой эффективности от использования такого способа начисления зарплаты. Поэтому перед его применением экономисты и работники бухгалтерии предприятия должны тщательно проанализировать ситуацию, спрогнозировать результаты изменений, а также составить необходимую документацию.

Преимущества и недостатки

Имеются плюсы и минусы прогрессивной оплаты труда, поэтому перед ее применением следует изучить как положительные моменты, так и отрицательные.

Преимущества

Недостатки

Оплата труда тесно связана непосредственно с количеством создаваемой продукцией одним работником

Рабочие будут стараться производить товары как можно быстрей, что может негативно сказаться на их качестве

Возможность значительно мотивировать сотрудников, что непосредственно влияет на повышение производительности труда, являющейся значимым показателем на любом предприятии

Искусственным образом нарушается ритм производственного процесса, установленный до введения прогрессивной оплаты труда на предприятии

Ускоряется оборачиваемость оборотных средств и увеличивается количество продаваемой продукции, что ведет к более высокой чистой прибыли

Увеличивается количество средств, уплачиваемых работникам, поэтому происходит перерасход фонда зарплаты

Можно быстро произвести расшивку узких мест на предприятии

Нередко введение такой системы приводит даже к нарушению дисциплины и к ухудшению взаимоотношений между работниками

Таким образом, применение такого способа оплаты может обернуться как положительными, так и отрицательными последствиями, поэтому важно рационально оценить результат. Желательно заранее составить специальный прогноз специалистами.

Когда актуально пользоваться?

Прогрессивная оплата труда - это достаточно специфическая схема начисления зарплаты, поэтому используется она не слишком часто. Наиболее эффективна она для предприятий, которые специализируются на массовом выпуске большого количества разных товаров, деталей или иных мелких предметов. Они должны легко идентифицироваться с помощью стандартного описания. У них должны иметься определенные отличительные признаки, чтобы их невозможно было спутать с другими изделиями.

Наиболее оптимально пользоваться этой системой при условиях:

  • существует возможность на предприятии точно определить все качественные критерии результата работы каждого специалиста, а также можно посчитать без сложностей, какое количество изделий было им сделано за определенный промежуток времени;
  • у фирмы появилась срочная необходимость в увеличении объема производства, а при этом нельзя привлекать новых работников, например, поступил один большой заказ от государства или крупной коммерческой организации;
  • формируется в фирме специальный учет выпуска товаров, что позволяет контролировать качество и количество выпускаемых изделий;
  • со стороны руководящего состава принимается решение о строгом контроле над трудоемкостью, себестоимостью выпускаемых элементов, рентабельностью работы предприятия и другими показателями деятельности.

Именно для повышения мотивации используется прогрессивная оплата труда. Сферы применения ее являются многочисленными, поэтому она может применяться на разных предприятиях. За счет того что каждый работник будет стремиться к тому, чтобы его производительность труда росла, что приведет к увеличению его зарплаты, повысить практически все экономические показатели работы фирмы не составит труда.

Какая используется формула для расчета?

При применении данной системы заблаговременно устанавливается определенный норматив. При его выполнении работник может получить ранее оговоренную сумму. Если у него имеются силы и возможности превысить эту норму, то оплата труда осуществляется по повышенным тарифам.

Для расчета используется простая формула:

Размер зарплаты = норма количества выпущенной продукции * ставка в пределах нормы + объем продукции, выпущенной после выполнения плана * ставка сверх нормы.

Пример расчета

Каждый предприниматель, планирующий использовать эту систему в своей компании, должен разобраться, как рассчитывается прогрессивная оплата труда. Пример данного процесса считается достаточно простым.

Например, в компании применяется сдельно-прогрессивная схема оплаты труда. За одну единицу выпущенной продукции работнику уплачивается 250 руб. Норма в день составляет 4 единицы. Если перевыполняется план, то за каждую дополнительную единицу уплачивается 300 руб. Рабочий может рассчитывать на различную зарплату в зависимости от месячной выработки:

  • в марте (21 рабочий день) выпускается 89 единиц продукции, поэтому зарплата при норме в 84 единицы будет равна: 250*84+300*5=21000+1500=22500 руб.;
  • в апреле выпускается за 22 рабочих дня 80 единиц продукции, поэтому при норме в 88 единиц получает стандартную зарплату работник: 80*250=20 тыс. руб.;
  • в мае за 21 рабочий день выпускается 108 единиц, поэтому зарплата при норме в 84 единицы равна: 250*84+300*24=21000+7200=28200 руб.

Таким образом, расчет действительно будет простым, если имеется возможность точно определить, какое количество единиц продукции выпускается конкретным работником за месяц или другое количество времени.

Как рассчитывается зарплата, если не выполняется норма?

Нередкими являются ситуации, когда рабочие просто не могут выполнить стандартную норму, которая устанавливается для них на день, рабочую неделю или месяц. В этом случае руководители предприятия должны обращаться к информации, содержащейся в ст. 155 ТК. В ней указывается:

  • если причиной такого низкого показателя производительности труда выступает работодатель, например имеются простои или не работает оборудование, которое не чинится владельцем бизнеса в течение длительного времени, то не допускается снижать среднемесячную зарплату работника;
  • если возникают события, на которые не мог повлиять ни работодатель, ни работник, то работник получает 2/3 или большую часть своей тарифной ставки, для чего учитывается отработанное им время;
  • если сам сотрудник виноват в таких плохих показателях, то его зарплата рассчитывается на основании фактических результатов.

Для нахождения виновника нередко требуется проводить анализ специальной комиссией.

Как поступить при наличии брака?

Если сделанная продукция является бракованной и если вины работника нет, то она оплачивается полностью, а если он из-за спешки не выполнил какие-либо требования или условия технологического процесса, то он не получает оплаты за такое изделие.

Нередко имеется продукция с частичным браком, и при этом доказана вина работника. Если можно продавать такое изделие, то оплачивается оно рабочему по пониженным расценкам.

Основные особенности системы

Прогрессивная оплата труда при социализме использовалась достаточно часто на разных крупных предприятиях, специализирующихся на выпуске однотипных изделий. Ее применение являлось эффективным, так как настраивало рабочих на продуктивную деятельность, так как они осознавали зависимость своей зарплаты от вложенного труда.

Даже сейчас многие предприятия постоянно или на определенный период времени пользуются этой схемой начисления зарплаты. Но при этом учитываются некоторые особенности:

  • перед применением надо оценить возможный экономический эффект от системы;
  • все сотрудники должны быть оповещены о таком нововведении, так как это будет мотивировать их на результативную работу;
  • предварительно решается, как будет рассчитываться заработок каждого работника;
  • обязательно налаживается процесс проверки качества выпускаемой продукции, так как спешка рабочих может привести к постоянному появлению брака.

Поэтому перед внедрением такой схемы начисления зарплаты надо оценить все ее особенности и отрицательные параметры.

Заключение

Таким образом, прогрессивная система для расчета зарплаты считается эффективной на разных предприятиях. Применять ее надо с осторожностью, так как она не всегда дает положительный результат.

Желательно пользоваться ею предприятиям, специализирующимся на стандартизированных товарах. Обычно результативна схема при кратковременном внедрении в работу фирмы.

Сдельно-прогрессивная система оплаты труда представляет собой оплату труда по сдельным расценкам в пределах установленной нормы, а за выполнение работы сверх нормы – по прогрессивно возрастающим сдельным расценкам. Степень повышения определяется по специальной шкале, основой которой является процент увеличения основной расценки в зависимости от перевыполнения исходной базы. Исходная база – уровень фактического выполнения норм за последние три месяца.

Такая оплата труда может вводиться на ограниченные сроки на тех производствах, где требуются дополнительные меры по стимулированию интенсивности труда для достижения прогрессивных норм выработки (для стабилизации производства и расширения выпуска новой конкурентоспособной продукции на широкий рынок).

Например, при одноступенчатой шкале за каждую единицу продукции, изготовленной сверх исходной базы, сдельная расценка увеличивается на 50%. При многоступенчатой шкале за перевыполнение исходной базы от 1 до 10% сдельная расценка увеличивается на 25%; от 11 до 20% – на 50%; от 21 до 30% – на 75% и т. д.

Если же принята двухступенчатая шкала, то, предположим, за перевыполнение исходной базы от 1 до 15% сдельная расценка увеличивается на 50%, а сверх 15% – на 100%.

Расценка на единицу продукции составляет 50 руб. при исходной базе для расчета заработка в количестве 400 ед. Если для расчета сдельного заработка рабочего применить вышеуказанную двухступенчатую шкалу, то при изготовлении 500 ед. и отсутствии брака перевыполнение исходной базы составит 25% (500: 400 * 100 – 100 = 1,25).

Рабочему будет начислена заработная плата в следующем размере
З сд.прог = 50 * 400 + 50 * 400 * 0,15 * 1,5 + 50 * 400 * 0,1 * 2 = 20 000 + 4500 + 4000 = 28 500 руб.

При применении одноступенчатой шкалы и соблюдении вышеуказанных условий заработная плата рабочего составит: 50 * 400 + 50 * 100 * 1,5 = 27 500 руб.

Если бы применялась прямая сдельная оплата труда, то рабочему было бы начислено 25 000 руб. (50 * 500).

Таким образом, при сдельно-прогрессивной системе оплаты труда рабочий заинтересован производить как можно больше продукции сверх базовой величины. Однако эта система применяется редко, обычно в тех случаях, когда возникает экономически обоснованная необходимость быстрого наращивания объемов продукции за счет повышенных расценок на отдельных участках производства.
1.1.5 Сдельно-регрессивная система оплаты труда

Сдельно-регрессивная система оплаты труда характеризуется тем, что, начиная с определенного уровня перевыполнения норм, происходит снижение сдельной расценки. Данная система является своего рода противоположностью сдельно-регрессивной системе. Суть ее состоит в том, что чем выше перевыполнение норм, тем ниже расценка за каждую единицу работы сверх нормы. Сдельно-регрессивная система оплаты предполагает также установление исходного уровня выполнения норм, с которого начинается снижение расценок. При этом требования к установлению исходной базы те же, что и при сдельно-прогрессивной системе.

Таблица 1 - Пример построения шкалы регрессии

При сдельно-регрессивной системе заработок работника растет медленнее, чем его выработка, что ограничивает его материальную заинтересованность в увеличении выработки. Данную систему необходимо вводить в случаях падения на предприятиях по какой-либо причине объема производства, по целесообразности сохранения занятых в нем работников, особенно в сфере основного производства. Сдельно-регрессивную систему следует применять и в целях того, чтобы наиболее опытные работники не перехватывали работу у более молодых при ограниченном объеме работ, а также во всех случаях, когда нет особой необходимости стимулировать рост количества производимой продукции.

Общая сумма заработка по сдельно-регрессивной системе оплаты рассчитывается по формуле:

Зрег = R(n1 /К1 + n2/ К2+ ... +ni/ Кi), (8)

где Зрег - сдельный заработок по сдельно-прогрессивной системе оплаты,

R - расценка за каждую единицу продукции в пределах установленной исходной базы (руб., коп.);

К - коэффициент снижения расценки по каждой ступени шкалы регрессии, раз;

1,2, ... i - количество коэффициентов регрессии в шкале;

n - количество изготовленной работниками продукции.

Примеры расчета заработной платы в данной форме оплаты труда:

При введении сдельно-регрессивной системы за исходную базу принят объем продукции в размере 800 ед. с расценкой 25,0 руб. за единицу. Положением об оплате труда предусмотрено, что за каждую единицу сверх установленной исходной базы расценка используется с коэффициентом 0,7.

Предположим, рабочий изготовил за месяц 900 ед. продукции. Тогда его заработок составит:

Зсд. регр = 25,0 * 800 + 25,0 * 0,7 * 100 = 20 000 + 1750 = 21 750 руб.

Таким образом, при использовании сдельно-регрессивной системы оплаты труда рабочий в меньшей степени заинтересован производить продукцию сверх установленной базы.

Сдельная оплата труда распространена в отраслях промышлен­ности, строительства, транспорта и связи, бытового обслуживания, где разработаны нормативы затрат труда и заработной платы по видам работ и можно точно рассчитать объем произведенной продукции и предоставленных услуг. Такая система оплаты устанавливает непосредственную связь заработной платы с конечными результатами производства и способствует эффективному использованию трудовых и финансовых ресурсов.

Сдельную заработную плату применяют, как правило, на работах с высокой долей ручного труда, где труд можно нормировать (с достаточной точностью определить нормы времени и выработки). Хорошо поставленное нормирование и точный учет выработки, а также контроль за качеством продукции - важнейшие условия применения сдельной оплаты труда.

Основным документом для планирования, учета и оплаты труда рабочих (бригады, звена, рабочего) является сдельный наряд . Он содержит перечень, состав и срок выполнения работ с указанием условий производства, полного и фактического объема выполненных работ, норм затрат времени и расценок на единицу работ, а также весь их объем. На оборотной стороне сдельного наряда приводится табель отработанного времени. Сдельный наряд составляет мастер при участии нормировщика и выдает рабочим перед началом работы. После завершения и приемки работы сдельный наряд закрывается, в нем подсчитываются нормативное время и сумма заработной платы. Затем сдельный наряд сдается в бухгалтерию для расчета заработной платы.

Разновидностями сдельной оплаты труда являются прямая индивидуальная сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, коллективная (бригадная) сдельная, косвенная сдельная и аккордная.

При прямой индивидуальной сдельной оплате труда заработная плата рабочего (3 ) зависит непосредственно от количества произведенных им изделий или выполненных операций и определяется по формуле:

где Р - сдельная расценка за единицу продукции или работы, грн.; Nпр.ф. - фактическое количество произведенной продукции или выполненной работы за установленный период.

Р ) рассчитывается по формуле:

Или ,

где Ст - тарифная ставка разряда за смену, грн.; Тв. - норма выработки, ед.; Ст.ч. - часовая тарифная ставка, грн.; Нв.р. - норма времени, ч.

Сдельная расценка определяется исходя из тарифной ставки работы, а не из тарифной ставки разряда, установленного рабочему.

При сдельно-премиальной оплате труда заработок рабочего (Зсд ) по основным сдельным расценкам дополняется специальными премиями; его можно рассчитать по формуле:

,

где Кп.р. - коэффициент премирования за качественное выполнение сменного задания, %.

Размер премии обычно устанавливается в процентах к заработку, определенному по сдельным расценкам, в зависимости от особенностей производства и характера выполненной работы. Премии повышают заинтересованность рабочего в улучшении количественных и качественных показателей производства.
В последние годы труд все большего количества рабочих оплачивается по сдельно-премиальной системе. Различают индивидуальную и коллективную сдельно-премиальную оплату труда.

вводится обычно на решающих участках, являющихся "узким местом", при особой необходимости материального стимулирования рабочих в увеличении выработки. При этой системе заработок рабочего за выполнение нормы выработки определяется как и при прямой сдельной оплате. При перевыполнении установленной нормы прогрессивно увеличиваются доплаты к основной сдельной расценке. Начисляются прогрессивные доплаты по результатам месячной работы. При вычислении заработной платы учитывается только высококачественная продукция.

При сдельно-прогрессивной оплате труда заработная плата (Зсд.прог. ) рассчитывается по формуле:

где Ку - коэффициент увеличения сдельной расценки при перевыполнении сменного задания, %; Nп.п. - выработка плановая (сменное задание), ед.

Расчет сдельно-прогрессивной оплаты сложен и требует большой вычислительной работы. Недостаток этой системы состоит в том, что заработок рабочего увеличивается быстрее, чем производительность труда.

В настоящее время по этой системе оплачивается труд незначительного количества работников.

Последнее время широко применяется коллективная сдельная (бригадная) оплата труда , а в отдельных отраслях промышленности (угольной, горнорудной, лесной) она стала основной. Например, на металлургических заводах по этой системе оплачивается труд большинства рабочих основных производственных цехов. Расширение применения такой формы оплаты труда связано с развитием механизации производственных процессов, внедрением новейших современных агрегатов и машин, развитием конвейерного производства. При этом размер заработной платы каждого отдельного работника рассчитывается с учетом объема конечной продукции (работы), произведенной коллективом; количества часов, отработанных отдельным работником; его квалификации.

Основное преимущество коллективной сдельной оплаты труда состоит в том, что она заинтересовывает всех рабочих бригады в конечных результатах работы, способствует развитию у них чувства коллективной ответственности за порученное дело, взаимопомощи в работе.

Косвенная сдельная оплата труда применяется в основном для оплаты труда вспомогательных рабочих. При этой системе размер заработной платы рабочего зависит от выработки на обслуживаемом им участке производства.

В угольной промышленности косвенная сдельная оплата труда применяется для рабочих очистных забоев, в металлургии - для дежурных слесарей, обслуживающих металлургические агрегаты, в машиностроении - для наладчиков, в текстильной промышленности - для зарядчиц уточных барабанов, ленточниц и других рабочих.
Удельный вес рабочих, оплачиваемых по этой системе, сравнительно небольшой.

Аккордная оплата труда является логическим продолжением прямой сдельной системы применительно к укрупненным видам работ {например, изготовлению изделия в промышленности, комплексу работ или части здания в строительстве). Такая система наиболее эффективна при бригадной форме организации труда. Сдельная расценка устанавливается на всю работу с определением срока ее выполнения (иногда без ограничения продолжительности рабочего дня).

Аккордная оплата вводится для отдельных групп рабочих с ю усиления их материальной заинтересованности в повышении производительности труда и сокращении срока выполнения работ. Размер аккордной оплаты определяется на основе действующих норм времени (выработки) и расценок, а при их отсутствии - в соответствии с нормами и расценками на аналогичные работы. Основным документом в планировании и учете заработной платы является аккордный наряд, который сходен со сдельным, а нормативную базу составляют калькуляции затрат труда и заработной платы на укрупненный вид работы. На сумму заработка по аккордному наряду может начисляться премия, которая не должна превышать максимального размера, установленного для этого вида работ в Положении о премировании рабочих предприятия. Размеры премии определяются в зависимости от сокращения сроков выполнения аккордного задания.

Заработная плата (включая премии) распределяется между рабочими пропорционально отработанному времени в соответствии с присвоенными разрядами.

Недостатки (недоделки), допущенные в процессе выполнения аккордных работ, рабочие устраняют без дополнительной оплаты.

Эффективность аккордной системы определяется сокращением объема работы нормировщиков на составление и закрытие нарядов, упрощением функций мастера, который выдает бригаде законченный объем работ и принимает практически готовую продукцию, а также сокращением затрат времени бухгалтеров и экономистов. Кроме того, аккордная система поддерживает коллективизм в бригаде, способствует сокращению себестоимости продукции, экономии материальных и энергетических ресурсов.

Преимуществом сдельной оплаты труда является непосредственная связь между результатами работы и размерами вознаграждения. Для организации использование этой системы означает, что одна из важнейших составляющих ее издержек - затраты на рабочую силу - становятся величиной переменной, т. е. изменяются в зависимости от объемов производства, а это снижает уровень финансового риска.

Сдельная форма оплаты стимулирует работника к увеличению объемов производимой им продукции. Если компания заинтересована в этом, сдельная оплата труда - лучшее средство для достижения поставленной цели. Кроме того, этот метод оплаты понятен работникам и ценится ими за объективность.

В то же время сдельная система при всей ее внешней простоте и привлекательности имеет недостатки .

Как показывает история развития индустриального производства, качество и сдельная оплата практически несовместимы. Как только работник начинает получать вознаграждение за единицу производимой им продукции, он сосредоточивается исключительно на ее количестве. Чтобы добиться необходимого уровня качества, руководству приходится создавать отделы технического контроля, которые значительно увеличивают издержки, но, как правило, не достигают цели.

Использование сдельной оплаты часто приводит к возникновению напряженной ситуации в организации, поскольку рабочие-сдельщики оказывают сильное давление на бригадиров и мастеров, занятых приемкой произведенной продукции. Поэтому сдельная система является дорогой, так как содержит дополнительные прямые и косвенные издержки.

Известны случаи умышленного ограничения производительности труда рабочими-сдельщиками, добивающимися повышения расценок.

Кроме того, сдельная система увязывает заработок работника исключительно с его индивидуальными результатами, оставляя без внимания работу подразделения и организации в целом, что отрицательно сказывается на коллективной мотивации и групповой работе.

Сфера применения сдельной оплаты труда ограничена видами деятельности, при которых человек трудится самостоятельно и производит однородную продукцию. В современном высокомеханизированном производстве, использующем не столько физический, сколько интеллектуальный труд, таких участков очень мало.