МиГ-31 — это сверхзвуковой перехватчик-истребитель четвертого поколения. В НАТО его назвали “Foxhound” — “лисья гончая”. Самолет разработали в ОКБ МиГ в 1970х годах. Его предназначение — уничтожение целей в воздухе на разных высотах и в любых погодных условиях. Четыре МиГ-31 могут брать под контроль пространство шириной 1100 км.

Это первый в мире истребитель с радиолокационной станцией, который производился серийно. Он пришел на смену устаревшему Ту-128. МиГ-31 все еще сохраняет пальму первенства и по скорости, и по высоте полета. Всего было изготовлено около 500 моделей. О технических характеристиках самолета МиГ-31 будет рассказано ниже.

В 60х годах было принято решение и проектировании истребителя нового поколения, который пришел бы на смену перехватчику Ту-128. В начале 70х годов был выбран проект, представленный ОКБ МиГ, с системой “Заслон”. Производство было начато почти сразу после утверждения проекта. Первая испытательная модель была представлена в 1975 году.

За основу для разработки МиГ-31 был взят другой истребитель — МиГ-25. Отличие состояло в том, что экипаж на первом состоял из двух человек — и штурмана.

К концу 80х годов испытания самолета были полностью закончены и очень успешно. Истребители начали выпускать серийно для строевых частей авиации войск ПВО. Год спустя стали поступать модели с системой “Заслон”. Уже в 1983 году истребители поступили в распоряжение войск на Дальнем Востоке.

Сейчас самолеты МиГ-31 используются армиями России и Казахстана.

Характеристики и особенности

Планер этого военного самолета был выполнен по типу МиГ-25. — в форме трапеции и расположено высоко. Оперение — двухкилевое вертикальное и горизонтальное цельноповоротное. В середине фюзеляжа установлено семь топливных баков. Около крыльев и киля есть еще шесть дополнительных баков для . Самолет может брать на борт топлива до 17 330 кг.

Носовая часть выполнена из алюминиевых сплавов . Остальной корпус сделан из титана и стали. Если вы посмотрите на фото кабины МиГ-31, то заметите, что она разделена на две части. Впереди садится пилот, а сзади — штурман-оператор. Обе — герметичные. Для обеспечения безопасности летчиков установлены катапультируемые кресла.

Фото кабины Миг-31.

Максимальная скорость МиГ-31 на малой высоте — 1500 км/ч, а на большой — 3000 км/ч. Дозвуковая крейсерская скорость составляет 950 км/ч , а сверхзвуковая — 2500 км/ч . Что касается прочих характеристик МиГ-31, то его габариты следующие: длина — 22,69 м., размах крыла — 13,46 м., а высота — 6,15 м. Масса пустого самолета — 21 820 кг.

Схема МиГ-31.

Истребитель перехватчик МиГ-31 может летать на расстояние — до 5400 км всего с одной дозаправкой. В воздухе может находиться 3,3 часа.

Рекорд высоты МиГ-31 — 20 600 м. , а динамический потолок высоты полета МиГ-31 составляет 30 000 км. Это означает, что может подниматься на уровень стратосферы, откуда хорошо видна круглая планета Земля.

Для того, чтобы подняться на такую высоту, летчики надевают специальные гермошлемы и высококомпенсирующие костюмы. Это защищает их от нехватки кислорода. Видео полета МиГ-31 в стратосферу вы можете посмотреть чуть ниже.

Схема управления истребителя — механическая. Он оснащен двумя Д-30Ф6.

На вооружение МиГ-31 может брать бомбы и ракеты общей боевой нагрузкой до 3000 кг.

Заключение

МиГ-31 — это истребитель четвертого поколения, который может подниматься даже в стратосферу. Он был разработан в 70х годах прошлого века и пришел на смену устаревшему перехватчику Ту-128. Его цель — уничтожение воздушных целей на разных высотах, в любых условиях. Производство было остановлено, но истребители все еще используются в ВВС России и Казахстана.

Оборудование

Дальность полёта

Модификации

Эксплуатация

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

Катастрофы

МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound - лисья гончая) - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.

История

Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, - Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов. В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая - из трёх, третья - из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.

Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке - на аэродроме Сокол, остров Сахалин.

Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.

Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.

На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.

Оборудование

Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно – доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), имеющая дальность обнаружения воздушных целей до 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на попутных ракурсах с вероятностью 0.5),дальность обнаружения цели с ЭПР 3м с вероятностью 0.5 на догонных ракурсах 35 км (дальность автоматического сопровождения - 120 км). На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 24 целей и одновременно может атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения - зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность до 56км). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем - выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик» (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог - система «Омега»).

Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора).

Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ:

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно обнаруживать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние - на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса

Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса воздух-поверхность Х-59 и Х-29Т (до трех) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, изображения с телекамер управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.

На экспортном варианте этого истребителя - МиГ-31ФЭ - могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Дальность полёта

Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.

Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:

  • без ракет: дальность - 2480 км, продолжительность - 2 ч 44 мин;
  • с 4 ракетами и пуском их на середине пути: дальность - 2400 км, продолжительность - 2 ч 35 мин;
  • с 4 ракетами: дальность - 2240 км, продолжительность - 2 ч 26 мин.

Модификации

С момента выпуска МиГ-31 также разработаны многочисленные модификации самолета:

  • МиГ-31Б - серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе;
  • МиГ-31БС - МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б;
  • МиГ-31БМ - модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Предполагается модернизировать все состоящие на вооружении самолеты до этой версии (2008 год); В 2008 завершен первый этап ГСИ,продолжается второй этап.
  • МиГ-31Д - экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету «Ишим»;
  • МиГ-31ЛЛ - летающая лаборатория в Жуковском;
  • МиГ-31М - модернизированный в 1993 истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО;
  • МиГ-31Ф - многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта);
  • МиГ-31ФЭ - экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ;
  • МиГ-31Э - экспортный вариант с упрощённым БРЭО;
  • Миг-31ДЗ - серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).

Эксплуатация

Самолеты МиГ-31 эксплуатировались и эксплуатируются кроме России в Казахстане, а также возможно и в Китае.

В ВВС России на вооружении стоят около 137 (+ 100 в резерве) самолётов МиГ-31 в 7 авиабазах:

  • 4 АвГр 6983 АвБ Центральная Угловая 12 МиГ-31;
  • аэродром Елизово, Петропавловск-Камчатский из 2011 г. в составе ВВС 29 МиГ-31;
  • 3958 АвБ авиабаза Саваслейка 12 МиГ-31;
  • 3 АвГр 7000 АвБ авиабаза Мончегорск 14 МиГ-31;
  • 4 АвГр 7000 АвБ аэродром Хотилово 24 МиГ-31;
  • 2 АвГр 6980 АвБ Большое Савино, Пермь 22 МиГ-31;
  • 3 АвГр 6980 АвБ аэродром Канск 24 МиГ-31;

В Казахстане на вооружении 43 МиГ-31 в составе 356-го ИАП - аэродром Караганда.

В ряде источников сообщалось о закупке 24 самолетов в первой половине 1990-х годов, однако нет никаких достоверных подтверждений того, что они действительно поступили на вооружение ВВС Китая.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

МиГ-31 обладает следующими техническими характеристиками:

  • экипаж - 2 человека;
  • длина - 21,62 м;
  • размах крыла - 13,45 м;
  • высота - 6,50 м;
  • площадь крыла - 61,60 м²;
  • масса:
    • пустого самолета - 21 820 кг;
    • с полной заправкой - 39 150 кг;
    • максимальная взлетная масса - 46 750 кг;
  • масса топлива - 17 330 кг;
  • тип двигателя - ТРДДФ Д-30Ф6;
  • тяга:
    • максимальная - 2 × 9500 кгс;
    • на форсаже - 2 × 15 500 кгс;
  • масса двигателя - 2416 кг.

Лётные характеристики

Лётные характеристики Миг-31:

  • максимальная допустимая скорость на большой высоте - 3000 км/ч (М2,82);
  • максимальная допустимая скорость на малой высоте - 1500 км/ч;
  • крейсерская скорость:
    • сверхзвуковая - 2500 км/ч (M2,35);
    • дозвуковая - 950 км/ч (M0,9);
  • практическая дальность:
    • на 2,35 М, высота 18 000 м - 720 км;
    • на 0,8 М, высота 10 000 м - 1450 км:
      • без дозаправки с 2 ПТБ - до 3000 км;
      • с одной дозаправкой - до 5400 км;
    • боевой радиус - 720 км;
  • продолжительность полёта - до 3,3 ч;
  • практический потолок - 20 600 м;
    • при максимальной взлётной массе - 759 кг/м²;
    • с полной заправкой - 635 кг/м²;
  • тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе - 0,66;
    • с полной заправкой - 0,79;
  • максимальная эксплуатационная перегрузка - 5 g.

Вооружение

МиГ-31 может нести следующее вооружение:

  • пушечное:
    • пушка шестиствольная ГШ-6-23:
      • боекомплект - 260 патронов;
      • скорострельность:
        • при НУ - не менее 8000 мин−1;
        • при t = −60 °C - не менее 6400 мин−1;
  • ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):
    • ракеты класса воздух-воздух:
      • Р-33,
      • Р-37,
      • Р-40Т(ТД),
      • Р-60(М).

Катастрофы

  • 20 сентября 1979 года, г.Ахтубинск, ГК НИИ ВВС, пожар двигателей из-за утечки топлива. Экипаж успешно катапультировался.
  • осень 1979 года, г.Горький, ПВО СССР, отказ обоих двигателей из-за заклинивания. Экипаж успешно катапультировался.
  • 4 апреля 1984 года, аэродром ЛИИ (г.Жуковский), ОКБ А.И.Микояна, первая версия - отказ системы сигнализации выработки топлива из баков. Вторая версия - разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к нарушению управления самолетом, а затем и взрыву самолета в воздухе. Экипаж погиб.
  • 8 августа 1988 года, Кольский п-ов, 174-й ИАП, пожар во время полета над морем. Самолет успешно посажен на аэродром.
  • 20 декабря 1988 года, г. Семипалатинск, 356 ИАП, ошибка пилота во время выполнения учебного полета - не хватило высоты для вывода самолета из пикирования. Экипаж погиб.
  • 11 января 1989 года, аэродром Громово, 180 гв. ИАП, ложное срабатывание датчика пожар левого двигателя, неудачная посадка на одном двигателе в сложных метеоуслових. Экипаж погиб.
  • 19 ноября 2010 года, взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки, МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и разбился в 13.06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район). Экипаж катапультировался.
  • 6 сентября 2011 года в районе аэропорта Большое Савино сразу после взлета разбился «МиГ-31». Погибли оба пилота.

Первенцем четвертого поколения советских самолетов стал сверхзвуковой двухместный истребитель-перехватчик МиГ-31. Самолет, появившийся на свет более четверти столетия тому назад, до сих пор сохраняет пальму первенства как по скорости, так и по высоте полета.

Основная отличительная черта этой боевой машины заключается в том, что до конца девяностых годов он оставался единственным истребителем, на котором была установлена бортовая радиорелейная станция, имеющая фазированную антенную решетку (ФАР). Более того, возможность применять ракеты большой дальности «воздух-воздух», которой характеризуется данный российский самолет, имеется лишь у американского палубного истребителя F-14.

Технические характеристики МиГ-31 1980 года

  • Годы производства: 1975-1994гг.
  • Всего изготовлено: около 500 шт.
  • Боевое применение: военные конфликты конца ХХ — начала ХХI вв.
  • Экипаж — 2 человека.
  • Взлетная масса — 46,75 т.
  • Размеры: длина — 21,6 м, высота 6,5 м, размах крыла — 13,4 м.
  • Вооружение: 23-мм пушка, боекомплект 260 снарядов, шесть точек подвески на которые крепятся ракеты класса «воздух-воздух».
  • Двигатель турбореактивный.
  • Максимальная скорость — 3000 км/ч.
  • Практический потолок — 20,6 км.
  • Дальность полета — 5400 км.

Фото МиГ-31

Модификации самолета МиГ-31

Прототип самолета, появившийся в 1975 году, имел маркировку Е-155МП. Неоднократно проводившаяся модернизация МиГ-31 привела к тому, что на свет появились следующие его модификации:

  • МиГ-31Б, оснащенный системой, позволявшей производить дозаправку в воздухе;
  • МиГ-31БМ, являющийся многоцелевым истребителем, предназначенным для борьбы с РЛС;
  • МиГ-31Д экспериментальной версии, способной запускать противоспутниковую ракету;
  • МиГ-31М, имеющий усиленное вооружение, бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), РЛС.

У данного самолета были и другие модификации, которые являлись проектными и исследовательскими, а также модификации, предназначавшиеся для экспорта.

Боевое применение самолета

Самолет МиГ-31 представляет собой дальнейшее развитие МиГ-25П , также являвшегося истребителем-перехватчиком. Те характеристики, которыми обладает МиГ-31 и его двигатель, позволяют ему в любое время дня и ночи, при любых условиях погоды и даже в условиях интенсивной радиоэлектронной борьбы:

  • выполнять задачи по длительному патрулированию;
  • бороться с аэродинамическими целями всех классов, включая:
    • малоразмерные крылатые ракеты;
    • вертолеты;
    • высотные скоростные самолеты;
    • бомбардировщики.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 является единственным самолетом, характеристики которого дают ему возможность обеспечивать перехват и уничтожение крылатых ракет, летящих на предельно малой высоте.

Немного истории

При создании самолета, чертежи которого начали разрабатываться в конструкторском бюро имени Микояна с 1972 года, в качестве цели были определены следующие характеристики:

  • максимальная дальность перехвата – 700 км;
  • крейсерская скорость – 2 500 км/час, которая в 2,35 раза превышало скорость звука;
  • дозвуковая скорость – 1 200 км/час.

Опытный самолет был построен в 1975 году, а 16 сентября этого же года прошли его первые испытания. После выпуска установочной партии были проведены некоторые технические доработки, а с 1979 года начался серийный выпуск машины под ее окончательным названием МиГ-31.

Технические особенности истребителя-перехватчика

В отличие от МиГ-25П, являвшегося исходным для новой машины, кабина МиГ-31 была рассчитана на экипаж из двух человек, поскольку сложность установленного радиотехнического оборудования потребовала наличия дополнительного человека – штурмана-оператора, на которого возлагались следующие основные задачи:

  • контроль воздушного пространства;
  • разработка тактических приемов, обеспечивающих перехват групповых целей.

Вооружение самолета было усилено применением радиоприцела «Заслон», явившегося важной составной частью бортового радиоэлектронного оборудования.

Первое боевое применение ФАР (фазированной антенной решетки), представлявшей собой новинку в области радиоэлектроники, состоялось в 1978 году, когда в ходе полета было выполнено обнаружение и велось одновременное сопровождение сразу 10 летящих целей.

В 1998 году специалистам был продемонстрирован российский МиГ-31БМ, вооружение и оснащение которого позволяет вести борьбу с радарами.

До настоящего времени аналогов самолету МиГ-31 за рубежом так и не было создано.

Характеристики конструкции МиГ-31

Конструкцию самолета, чертежи которой во многом совпадают с МиГ-25, характеризуют следующие особенности:

  • схема – нормальная аэродинамическая;
  • крыло – трапециевидное высокорасположенное;
  • стабилизатор – цельноповоротный;
  • оперение – двухкилевое.

Технические характеристики МиГ-31 в значительной мере обусловлены и теми материалами, которые использованы для изготовления его планера. В частности, половина корпуса выполнена из нержавеющей стали, 33% из сплавов алюминия, 16% из титана. Алюминиевые сплавы интересны тем, что их рабочая температура может достигать 150°. В тех же местах, которые подвержены высокому кинетическому нагреву, причиной которого является сверхзвуковая скорость, установлены детали из нержавеющей стали и титана. Столь удачный подбор материалов позволил свести к минимуму массу самолетного планера.

Важным достоинством, которым обладает этот российский истребитель-перехватчик, является его возможность взлетать с ледовых и грунтовых аэродромов, что приобретает особую важность при его эксплуатации в малоосвоенных сибирских регионах.

Двигатель самолета

Двигатель Д-30Ф6, установленный на боевой машине, является двухконтурным, в котором за турбиной происходит смешение потоков внутреннего и наружного контуров. Двигатель снабжен форсажной камерой и всережимным регулируемым соплом, имеющим створчатую конструкцию. Всего на самолете имеется два двигателя, каждый из которых характеризуется следующими основными параметрами:

  • максимальная бесфорсажная тяга – 9 270 кгс;
  • максимальная форсажная тяга – 15 510 кгс;
  • сухая масса – 2 420 кг.

Каждый двигатель имеет боковые воздухозаборники прямоугольного сечения, регулируемые с помощью горизонтальных подвижных панелей.

Запас топлива, размещаемый на борту самолета, составляет 1 630 кг. Он распределяется между 7 фюзеляжными, 5 крыльевыми и 2 килевыми баками. На подкрыльевых узлах также могут подвешиваться 2 дополнительных бака по 2 500 литров каждый. Заправка всех емкостей производится централизованно.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 также интересен и наличием системы дозаправки в воздухе. Эта операция производится с помощью самолетов-танкеров Су-24Т и Ил-78 , шланг от которых подсоединяется к выдвижной Г-образной штанге топливоприемника.

Оборудование МиГ-31

Оборудование, которое самолет имеет на своем борту, позволяет использовать его:

  • автономно;
  • в составе группы, состоящей из однотипных самолетов;
  • в качестве лидера для обеспечения управления истребителями, имеющими менее совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование.

Радиолокационная станция, установленная на самолете, обладает следующими основными характеристиками:

  • максимальная дальность по обнаружению целей – 200 км;
  • дальность сопровождения целей – 120 км.

Благодаря возможностям РЛС, вооружение самолета может поражать цели как в верхней полусфере, так и на фоне земли. На автоматическом сопровождении могут одновременно находиться до 10 целей. Вычислитель «Аргон-К», расположенный на борту, выбирает из их числа 4 наиболее значимые, на которые одновременно наводятся 4 ракеты типа Р-33.

МиГ-31 также имеет на борту теплопеленгатор 8ТП, максимальная дальность обнаружения которого достигает 50 км. Наличие этого устройства обеспечивает обнаружение целей даже в условиях радиоэлектронных помех большой интенсивности.

Максимальная боевая эффективность гарантируется при взаимодействии четырех МиГ-31, объединенных через АСУ в единую боевую систему. Возможности информационного обмена, обеспечиваемые аппаратурой самолета, позволяют использовать его для дальнего обнаружения целей и для наведения на них таких боевых машин, как МиГ-29 и Су-27 .

Кабина оператора оснащена крупноформатным индикатором тактической обстановки и навигационным оборудованием, состоящим из радионавигационных систем «Маршрут» и «Тропик». На лобовом стекле кабины летчика имеется цветной индикатор ППИ-70В, обеспечивающий пилота исчерпывающей информацией в виде цветных надписей, реперов, индексов и шкал. Аналогов подобному индикатору за рубежом не существует до настоящего времени.

Вооружение самолета

Вооружение истребителя-перехватчика и включает в себя:

  • управляемые ракеты Р-33 большой дальности;
  • управляемые ракеты Р-40Т средней дальности;
  • управляемые ракеты Р-73, Р-60М или Р-60 малой дальности;
  • шестиствольную пушку ГШ-23-6 калибра 23 мм.

Характеризуя установленные на борту самолета ракеты, необходимо уточнить следующие их параметры:

  • Р-33, имеющие дальность пуска 120 км, установлены на внешней подвеске под фюзеляжем;
  • Р-40Т, имеющие инфракрасную систему наведения, размещаются на подкрыльевых подвесках;
  • Р-73, Р-60М и Р-60 также подвешиваются на подкрыльевых узлах.

Боекомплект пушки составляет 260 патронов массой по 200 г, величина ее скорострельности – 8 000 выстрелов в минуту.

Поскольку истребитель-перехватчик МиГ-31 до сих пор является лучшим представителем самолетов своего класса в мире, он продолжает оставаться на вооружении российской армии, где сейчас насчитывается более 400 таких боевых машин. Всего же за прошедшие годы было изготовлено более полутысячи таких самолетов.

Видео об истребителе

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

МиГ-31БМ на сегодняшний день является одним из самых универсальных истребителей-перехватчиков в мире. В международной кодификации получил название Foxhound, что означает «лисья гончая». Можно с уверенностью сказать, что МиГ-31 - лучший по всем характеристикам. Он предназначен для обнаружения и уничтожения противника на предельных высотах при любых условиях.

История появления

Проект «МиГ-31БМ» получил утверждение только в начале 1970-х годов. До этого несколько лет созданием ударного истребителя МиГ-31 занимались лучшие военные инженеры Советского Союза под руководством С 1975 года проект возглавил К. Васильченко. На его плечах лежала не только разработка концепции сверхзвукового летательного аппарата, но и его испытания.

Изначально истребитель-перехватчик МиГ-31БМ мог поражать цели в светлое время суток. Постепенно навигационное оборудование совершенствовалось. Весной 1976 года было решено внедрить в программную комплектацию самолета новые электронные средства слежения. Благодаря этому расширились и боевые возможности истребителя. Так, на борту оказалась РЛС с фазированной антенной.

Самолет строился по схеме «тандем», то есть экипаж должен был вмещать только двух человек. На летчика возлагались функции пилотирования, а на штурмана - обработка оперативных данных. Первые успешные испытания самолета прошли в конце 1978-го, а спустя полтора года постановлением правительства СССР проект был завершен.

Характерные отличия серии

МиГ-31БМ имеет ряд важных отличительных особенностей от оригинала МиГ-31. В первую очередь это касается бортового комплекса радиолокации. Благодаря этому оборудованию экипаж способен обнаруживать в считанные секунды до 24 целей. Кроме того, треть из них может быть атакована единовременно.

Также выделяются у Миг-31БМ технические характеристики, касаемые противорадиолокационной системы защиты. В нее входят такие ракетные установки, как Х-25МПУ, Х-29Т, Х-31П и другие. Помимо этого, в отличительные особенности серии можно включить модернизированную систему лазерного наведения.

Для комфорта экипажа была разработана специальная компоновка кабин. Теперь летчик имеет возможность своевременно получать данные о Ранее командир не мог знать, что делает его штурман. Для слежения за обстановкой кабина летчика оборудована многофункциональным индикатором диагональю в 10 дюймов. Штурман, в свою очередь, получил возможность вывода на экран радиолокационной информации.

Конструкция истребителя

Модель планера 31БМ была разработана на основе МиГ-25. При конструировании особое внимание было уделено корпусу, который способен выдерживать подъемную нагрузку на 25% больше, чем предыдущие версии. Оболочка состоит на 50% из стали, 33% из высокопрочного сплава алюминия и 13% из титана. Ракетная установка наполовину зафиксирована в корпусе.

У самолета МиГ-31БМ технические характеристики двигателей схожи с прототипами от Ту-134. Речь идет о движке Д-30Ф6, который был разработан еще в 1979 году. Это мощные модульные двигатели с соплом и форсажной камерой. При запуске истребителя применяется метод «огневой дорожки». Виброгорение автоматически устраняется объединенным коллектором. Сами двигатели изготовлены из титана, железа и никеля.

Радиолокационные характеристики

МиГ-31БМ - многофункциональный истребитель нового поколения. Его главным преимуществом перед противником является универсальная БРЛС, в состав которой входят сразу две модернизированные системы.

Первая получила название «Заслон». Она была принята на вооружение еще в 1981 году. Система способна обнаружить наземную цель с вероятностью погрешности в 0,5% на расстоянии до 200 км. Дальность видимости в воздухе составляет 35 км. «Заслон» дает возможность одновременно атаковать 8 каналов. Истребитель способен поражать цели в режиме «мертвой петли».

Дополнительная БРЛС «Заслон-М» поступила на вооружение в 2008 году. Она дает возможность обнаружения летающих целей до 320 км и поражения до 290 км. На данный момент таких характеристик нет ни у одного истребителя в мире. Кроме того, в «Заслон-М» встроен теплопеленгатор 8ТП, способный определять живые цели до 56 км даже в сложных климатических условиях.

В комплектацию входит и система цифровой помехозащиты от МиГ-31.

Описание: тактико-технические характеристики

Длина истребителя версии 31БМ составляет 21,6 м при размахе крыльев в 13,5 м. Масса сверхзвукового аппарата равна 21,8 тонны. Максимальный вес с полной загрузкой - до 47 т. Суммарный объем баков составляет 17 тысяч литров топлива.

Общая тяга двигателей на форсаже равна 31 000 кгс. При этом максимальный порог эксплуатационной перегрузки - 5G. Недаром самым «выносливым» истребителем в мире считается именно МиГ-31БМ.

Технические характеристики бортового оборудования позволяют сверхзвуковому перехватчику достигать скоростного барьера в 3000 км/ч. При этом крейсерский разгон равен 2500 км/ч. Без дозаправки истребитель способен совершать перелет на расстояние до 3000 км. Потолок высоты - 20,5 км. Средняя продолжительность перелета без дозаправки составляет 3,3 часа.

Характеристики вооружения

В комплектацию МиГ-31БМ входит 23-миллиметровая многоснарядная пушка серии ГШ-6-23М, а также управляемые ракеты Р-33, Р-40Т, Р-60 и Р-60М. Стоит отметить скорострельность установки ГШ-6-23М. Она составляет до 80 снарядов в минуту.

Ракетные комплексы расположены на 6 подвесках. Плюс дополнительные две точки для ПТБ. Подвески закреплены равномерно на корпусе и крыльях. включают в себя по 4 ракеты большой и средней дальности поражения. В модернизированных моделях имеется система УР Р-77 с 4 снарядами.

Вооружение истребителя дает возможность экипажу поражать цели с высокой точностью как на земле, так и в воздухе. Бомбардировка осуществляется посредством лазерной навигации. Максимальная масса общей боевой нагрузки - 9 тонн.

Востребованные модификации

С момента реализации проекта «МиГ-31» на свет появилось огромное количество различных вариаций самолета. Самым востребованным из них стал МиГ-31БМ. Этот многофункциональный сверхзвуковой перехватчик способен не только атаковать цели на дальних дистанциях, но и осуществлять разведку благодаря интегрированной БРЛС нового поколения. Упрощенным аналогом версии является МиГ-31Б.

Модели литеры «Д» и «И» предназначены для запуска небольших спутниковых аппаратов. МиГ-31ЛЛ является воздушной лабораторией. Истребитель 31М имеет усиленное вооружение и часто используется в качестве бомбардировщика. Модели «ФЭ» и «Э» представляют собой экспортные варианты.

Применение истребителя

Самолеты поколения МиГ-31 были призваны заменить устаревшие версии Ту-128 и Су-15. Осенью 1984 года истребители поступили в расположение ВВС СССР на острове Сахалин. Спустя 10 лет на балансе России находились порядка трех сотен перехватчиков. Именно эти крылатые аппараты контролировали воздух во время второй Чеченской войны.

В 2014 году правительством страны было принято решение модернизировать все имеющиеся в строю МиГ-31. Ожидается, что через 5-6 лет все устаревшие модели серии будут усовершенствованы до МиГ-31БМ.

На сегодняшний день истребители используются в разведке.

Базирование и экспорт

У самолета МиГ-31БМ технические характеристики, буквально, поражают воображение. Именно поэтому эти истребители столь востребованы и в других странах. Тем не менее, большинство аппаратов находится в расположении ВВС России.

На текущий момент модель 31БМ базируется на 6 военных аэродромах. Больше всего их находится в Елизово - около 30 единиц. Следом идут базы Хотилово (24 шт.) и Центральная Угловая (14 шт.).

Страной-лидером по содержанию экспортных МиГ-31 является Казахстан. На аэродроме Караганды в составе 610-й базы находится 33 истребителя.

Миг-31

Миг-31 – это скоростной высотный истребитель-перехватчик. Он предназначен не для ближнего, манёвренного боя. Он предназначен только для уничтожения скоростных целей, летящих на высотах от 25 метров до 37 километров. Физический потолок Миг-31 равен 37 650 метров. Стремительный рост скоростей самолётов – истребителей замедлился после того как была достигнута тройная скорость звука. Дело в том, что дальнейшее увеличение скорости истребителя привело бы к значительному усложнению и удорожанию конструкции. Поэтому в дальнейшей работе решили сосредоточиться на другом, совершенствовать бортовое оборудование и вооружение. Это и послужило началом истории истребителя — перехватчика Миг-31.

Миг-31.

Во времена холодной войны очень сложной задачей для советской ПВО была охрана северных и дальневосточных рубежей страны. Там нельзя было развернуть достаточное количество радиолокационных станций и аэродромов. В таких условиях потребовался перехватчик с большим радиусом действия. Существующий на то время перехватчик Миг-25 не обладал достаточным радиусом действия. Положение было усугублено и тем, что изменилась и тактика действия ударных самолётов, которые стали пытаться преодолевать систему ПВО на сверхмалых высотах полёта. Вдобавок, ко всему, в это время, появились крылатые ракеты, которые летели на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности и имели относительно небольшие размеры.

Истребитель-перехватчик Миг-31

Принципы создания перехватчика Миг-31 явились дальнейшим логическим продолжением развития уже существующего истребителя-перехватчика Миг-25. Первое и основное отличие этих машин в том, что Миг-25 был перехватчиком «один в один», то есть один самолёт, предназначенный для уничтожения одной цели в один и тот же момент времени. Миг-31 стал способен уничтожать несколько целей одновременно.

Судя по опыту эксплуатации разных советских истребителей, существующих на тот момент, нам не хватало всевысотности, дальности, скорости полёта на сверхмалых высотах, радаров достаточной мощности, ракет с большой дальностью полёта.

Так же нужен был самолёт способный противостоять даже большим группам целей во взаимодействии с другими самолётами. Управление этой группы должно было осуществляться с помощью специальной аппаратуры передачи данных.

Миг-31 над тайгой

Разработка Миг-31 началась в 1968 году. Это первый советский истребитель, на который установили двухконтурные турбореактивные двигатели. Они являются более экономичными на бес форсажном режиме и к тому же имеют меньшие размеры. Большая экономичность двигателей позволила увеличить запас топлива на самолёте. Двигатель имеет обозначение Д-30Ф-6. Суммарная тяга двух двигателей на форсажном режиме 31 т/сек. Крыло имеет развитую механизацию – предкрылки и закрылки. Это увеличивает подъёмную силу на малых скоростях полёта. Время патрулирования Миг-31 без дозаправки 3,5 часа. Это в два раза больше, чем у Миг-25.

Скорость и высота полёта Миг-25 и Миг-31 отличаются не сильно. Главное их отличие в вооружении и электронной начинке. Миг-25 одноместный самолёт, а Миг-31 двухместный. На Миг-31 в передней кабине сидит первый пилот, а в задней кабине сидит штурман-оператор. Соответственно боевая эффективность Миг-31 на порядок выше. При необходимости штурман-оператор может взять управление самолётом на себя. В кабине штурмана-оператора установлен большой круглый экран по отображению радиоэлектронной информации о тактической обстановке вокруг самолёта. Обязанности экипажа распределили так. Командир корабля пилотирует машину, выполняет пуски ракет, стрельбу из пушки и принимает окончательные решения по ситуации. Штурман прокладывает маршрут, при необходимости изменяет его и выполняет подготовку к воздушному бою.

Миг-31 РЛС с фазированной антенной решёткой

Система управления вооружением Миг-31 получила название «Заслон». Её основа радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой. На Миг-25 радиолокационная станция была с механическим поворотом локатора, а на Миг-31 пространство сканирует электронный луч радиолокационной станции и делает он это мгновенно. Причём РЛС с фазированной антенной решёткой выдаёт координаты сразу нескольких целей. На Миг-25 РЛС давала координаты только одной цели, а на Миг-31 сразу десяти. Причём компьютер определяет наиболее опасные из них. Дальность обнаружения до 400 километров. «Заслон» обеспечивает полный комплекс боевых операций. Он обнаруживает, сопровождает, выдаёт решение на захват цели.

Работа пилота сводится к тому, чтобы сделать необходимый манёвр вправо, влево, вверх, вниз, совместить перекрестье прицела с отметкой цели и нажать кнопку.

Миг-31 – это первый истребитель-перехватчик, способный уничтожать сразу несколько целей ОДНОВРЕМЕННО, в том числе крылатые ракеты, летящие на сверхмалой высоте — до 25 метров. Он делает пуск ЧЕТЫРЁХ ракет по ЧЕТЫРЁМ разным целям в одной атаке, примерно в течение 10-ти секунд. Перехватчик может работать без средств наземного наведения на цели.

На машине установлена помехозащищённая система кодированной передачи данных. Это позволяет нескольким самолётам обмениваться информацией о воздушной обстановке между собой и передавать её на землю.

Группа из ЧЕТЫРЁХ машин Миг-31 способна контролировать воздушное пространство шириной 1200 километров. Миг-31 может использоваться как командный пункт для управления другими типами самолётов, например Су-30.

Так же Миг-31 оборудован, прибором теплового обнаружения с дальностью работы 50 километров.

Миг-31 скоростной высотный перехватчик

Первый экземпляр самолёта Миг-31 был построен летом 1975 года. Лётчик-испытатель Александр Федотов первый раз поднял машину в небо 16-го сентября 1975 года. Машина была принята на вооружение в мае 1981 года. Его массовое поступление в войска началось в первой половине 80-х годов 20-го столетия. К концу 80 годов самолёты были разбросаны на более, чем 20-ти аэродромах по всей территории СССР.

Некоторые технические характеристики самолёта Миг-31. Размеры самолёта: Длина 22,7 метра, Высота 6,15 метра, Размах крыла 13,46 метра. Максимальный взлётный вес 46 200 килограммов. Максимальная скорость полёта на потолке 3 800 км/ч. Рабочая высота полёта около 30 000 метров. Дальность полёта около 4 000 километров.

Миг-31, при своём весе более 40 тонн, классифицируется как воздушный корабль. Самолёт пришёл на смену нескольким другим перехватчикам, но существенно превосходил их по боевым характеристикам. Экипажам пришлось привыкать к длительным полётам. Полёты могли проходить над Северным Ледовитым океаном, а это придавало дополнительную психологическую нагрузку.

Миг-31 на земле

Миг-31 вооружён четырьмя ракетами большой дальности «Р-33». Они подвешиваются под фюзеляж. Ракета «Р-33» обладает дальностью полёта 120 км. Она способна поражать скоростные цели на высотах от 25 метров до 35 километров. Под крыло на пилоны подвешиваются четыре ракеты ближнего боя «Р-60» или две ракеты средней дальности «Р-40». Так же Миг-31 вооружён шестиствольной пушкой «ГШ-6-23. Калибр 23 мм, боекомплект 260 снарядов. Она находится в обтекателе за правой стойкой шасси.

Иностранные разведки естественно проявляли неподдельный интерес к этому самолёту. До определённого времени удавалось довольно эффективно скрывать Миг-31 от посторонних глаз и не выдавать о нём никаких сведений. Но в 1985 году в Москве был задержан органами КГБ некий Адольф Толкачёв – сотрудник одного из оборонных предприятий. Оказалось, что он передавал на запад сведения о вооружении Миг-29 и Миг-31. Это послужило дополнительным толчком для дальнейшего совершенствования этих самолётов.

Миг-31

Новая модификация Миг-31 получила улучшенную РЛС и доработанные ракеты «Р-33». Обновлённая версия получила название Миг-31Б. Так же было установлено устройство по дозаправке в воздухе. Это увеличило радиус действия самолёта. Это было особенно важно в северных широтах.

Тридцатого июля 1987 года впервые в Мире на истребителе-перехватчике Миг-31 был совершён перелёт через Северный полюс. Машина находилась в воздухе 7 часов. Дозаправка в воздухе в этом полёте осуществлялась дважды.

К началу 90-х годов было выпущено около 500 перехватчиков Миг-31 различных модификаций.

Готовилась к запуску в серийное производство следующая модификация – Миг-31М. У него была новая электронная начинка, были внесены конструктивные изменения для улучшения лётных характеристик, были установлены новые – более экономичные двигатели с большей тягой, увеличено количество топлива. На модификации Миг-31М был установлен прицельный комплекс «Заслон М». Он мог сопровождать одновременно уже 24 цели и уничтожать 6 из них ОДНОВРЕМЕННО. Количество дальних ракет, под фюзеляжем увеличилось с четырёх до шести. Дальность обнаружения и дальность уничтожения целей существенно увеличилась.

Но в 90-х годах произошёл развал страны и модификация «М» не прошла до конца даже испытания. Технический задел, заложенный в Миг-31М, был использован при модернизации уже существующих самолётов. Они, конечно, не получились с характеристиками Миг-31М, но определённый сдвиг в лучшую сторону произошёл.

Первые модернизированные машины поступили в войсковые части в 2008 году. Они обозначаются Миг-31БМ. Эта модификация получила многофункциональные дисплеи в кабине, машину оборудовали спутниковой навигацией, количество точек подвески под крылом увеличилось с двух до четырёх. По некоторым боевым задачам Миг-31БМ стал почти в четыре раза эффективнее. Фонари кабин поднимаются и опускаются с помощью сжатого азота. Возросшая масса машины потребовала сделать основные стойки шасси не одно, а двухколёсными. Это позволяет использовать Миг-31БМ с ледовых аэродромов.

На сегодняшний день Миг-31 самый мощный комплекс перехвата в России. Он будет использоваться ещё долгое время.