Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» - это серия атомных многоцелевых подводных лодок, разработанных и построенных в Советском Союзе в период с 1976 по 1986 год. Они стали первыми представителями третьего поколения советских атомных субмарин этого типа.

Созданием АПЛ проекта 945 занималось горьковское ЦКБ-112 «Лазурит», строительство кораблей велось на заводе «Красное Сормово». Головной корабль проекта 945 был заложен 8 мая 1982 года, а через два года он уже был принят в состав ВМФ СССР.

Уникальной особенностью подлодок этого проекта является использование титана в их прочном корпусе, что позволило значительно увеличить глубину погружения, уменьшить водоизмещение, а также снизить магнитное поле – один из главных демаскирующих факторов для любого подводного корабля. Правда, применение титана значительно повысило стоимость постройки кораблей, поэтому АПЛ проекта 971 строили уже из обычной маломагнитной стали.

Дальнейшим развитием АПЛ проекта 945 стали субмарины проектов 945А и 945Б («Кондор» и «Марс»), которые были заложены в конце 80-х годов. В настоящее время в состав российского флота входят подлодки проектов 945 и 945А. В 1998 году из него была выведена подводная лодка «Карп» - первый корабль серии. Еще ранее, в 1993 году прямо на стапелях была порезана на металл АПЛ проекта 945Б «Марс», причем этот корабль по своим характеристикам вплотную приближался к субмаринам четвертного поколения.

В настоящее время «Барракуды» входят в состав 7-й дивизии подлодок Северного флота.

История создания

В середине 70-х годов американский военно-морской флот получил на вооружение атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес», которые относились к третьему поколению АПЛ. Эти субмарины отличались гораздо меньшим уровнем шумности, лучшей обитаемостью, совершенным радиоэлектронным и – особенно – гидроакустическим оборудованием. Более мощным и эффективным стало их вооружение.

Советский военно-морской флот, вооруженный подлодками предыдущего, второго поколения, оказался в роли догоняющего. Причем ситуация была весьма серьезной: в какой-то период советские рубежи оказались крайне уязвимы перед угрозой прорыва подводными силами вероятного противника. Подобные успехи США и их союзников не могли не вызывать обеспокоенности у военного и политического руководства СССР. Поэтому еще в начале 70-х годов началась разработка программы «Аргус», которая была не чем иным, как попыткой создать новую концепцию противолодочной обороны страны. В ходе ее реализации военные пришли к выводу, что наиболее эффективным противолодочным средством должны стать многоцелевые АПЛ нового поколения, обладающие мощными средствами поиска и поражения противника. Однако такую лодку нужно было сначала создать…

Еще в 60-е годы конструкторы ЦКБ «Лазурит» разработали эскиз подводной лодки третьего поколения, конструкцию которой можно смело назвать революционной. Она вовсе не имела ограждения выдвижных устройств (что обычно называют рубкой), была выполнена по полуторакорпусной схеме, имела одновальную энергетическую установку с единственным реактором и обводы корпуса, оптимальные для подводного хода. Однако данный проект реализован так и не был.

Техническое задание на нее было подготовлено в начале 1972 года. Главными целями новой подлодки должны были стать субмарины противника и надводные корабли, входящие в состав авианосных ударных групп (АУГ). Основным требованием, предъявленным к разработчикам проекта 945, стало ограничение водоизмещения лодок, с таким учетом, чтобы их можно было изготавливать на судостроительных заводах внутри страны, а уже затем транспортировать их к морю. Разработка проекта была поручена горьковскому ЦКБ «Лазурит».

Основной «изюминкой» новой подводной лодки стало применение титанового сплава в ее корпусе. Подобное конструкторское решение давало сразу несколько преимуществ. Во-первых, использования особо прочного сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2 значительно увеличивало максимальную глубину погружения корабля – почти в полтора раза по сравнению с лодками второго поколения – а, во-вторых, применение этого материала уменьшало магнитное поле судна. Ну и самое главное: благодаря титановому корпусу можно было на 30% уменьшить водоизмещение подводной лодки, что позволяло изготавливать корабли этого проекта на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

У советских кораблестроителей уже был опыт постройки подводных лодок с титановым корпусом. В 1969 году на воду была спущена уникальная субмарина проекта 661 «Анчар». Она не только была изготовлена из титана, но и могла развивать неслыханную по тем временам скорость – 44 узла. Правда, ее постройка обошлась советскому бюджету в такую сумму, что «Анчар» получил на флоте прозвище «Золотая рыбка».

Однако применение титана имело и значительные недостатки. Главным из них было, конечно, значительное увеличение стоимость кораблей. Кроме того, работать с этим металлом было сложно, далеко не все предприятия освоили подобные технологии. Поэтому часть советских кораблестроительных предприятий из проекта выпали сразу (например, Комсомольск-на-Амуре).

Любопытно, что, кроме горьковского «Лазурита», разработкой многоцелевой подводной лодки третьего поколения занимались и их основные конкуренты – ленинградское СКБ-143 «Малахит». Результатом его работы стали подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». При этом следует отметить, что конструкторы обоих КБ работали по одному и тому же техническому заданию. В итоге советские моряки получили две разные субмарины со сходными характеристиками для выполнения одних и тех же боевых задач. Правда, «Щука» была изготовлена из стали, а не из титана. Подобная ситуация была типичной для советского флота, многообразие типов подводных лодок, которые он использовал в период Холодной войны, поражает. Более практичные американцы пошли абсолютно другим путем: начиная с 70-х годов, они максимально унифицировали свои подводные силы, постепенно уменьшая количество типов субмарин. Подобный подход позволял существенно экономить на постройке и эксплуатации плавсостава.

Для отработки конструкции титанового корпуса и уточнения вопросов его прочности на заводе «Красное Сормово» был построен натурный отсек из этого материала, а также полунатурный отсек из еще более прочного сплава, который планировали использовать для создания новых, еще более глубоководных АПЛ. Они были доставлены на Северный флот, где в специальной док-камере прошли прочностные и другие испытания.

Головная лодка проекта К-239 «Карп» была спущена на воду 29 июля 1983 года, а чуть более чем через год она была принята в состав флота. Вторая подлодка проекта – К-276 «Краб» – была заложена в августе 1983 года, осенью 1987 года она вошла в состав ВМФ СССР. Уже в российский период, в 1996 году, корабль получил название «Кострома».

Дальнейшим развитием «Барракуд» стали лодки улучшенных проектов – 945А и 945Б. В 1986 году была заложена первая подлодка проекта 945А – К-534 «Зубатка». В состав флота она была принята в 1990 году (с 1995 года это подводная лодка «Нижний Новгород»). Затем был К-336 «Окунь» К-336, который вступил в строй в 1993 году (с 1995 года это подводная лодка «Псков»). Основным отличием проекта 945А от кораблей базовой серии был измененный состав вооружения. «Зубатка» и «Окунь» получили шесть 533-мм торпедных аппарата, а также возможность стрелять стратегическими крылатыми ракетами С-10 «Гранат», способными поражать цели на дистанциях в 3 тыс. км. Также лодки нового проекта были оснащены более современным и мощным реактором, еще более была уменьшена их шумность. На момент принятия на вооружение «Зубатка» была одной из самых «тихих» подлодок советского флота.

В 1990 году на заводе «Красное Сормово» была заложена подводная лодка К-123 «Марс», которая относится к усовершенствованному проекту 945Б. По мнению большинства экспертов, по своим характеристикам этот корабль должен был вплотную приблизиться к субмаринам четвертого поколения. Однако из-за развала Советского Союза и отсутствия финансирования этот очень интересный проект был приостановлен, а К-123 был разрезан на металл прямо на стапеле.

В 1992 году К-276 «Краб» в территориальных водах столкнулся с американской подлодкой «Батон-Руж» (типа «Лос-Анджелес»), которая осуществляла скрытое наблюдения за российскими кораблями во время учений. У «Краба» было смято ограждение выдвижных устройств, но американец пострадал куда больше. После столкновения на «Батон-Руж» начался пожар, лодка едва смогла добраться до базы. Повреждения были настолько тяжелы, что субмарину решили не восстанавливать, а списать и утилизировать. Все-таки хорошая вещь титановый корпус!

В 2013 году руководством российского флота было принято решение о модернизации подлодок проектов 945 и 945А «Кондор». Ее планируют проводить на судоремонтном заводе «Звездочка». На лодках будет проведен ремонт реакторов, замена всего электрооборудования и части механических элементов конструкции. Корабли получат новые гидроакустические станции (ГАС), РЛС, навигационные системы ГЛОНАСС и информационно-управляющие системы. В ходе модернизации планируют обновить комплекс вооружения субмарин. В частности, боевые возможности кораблей будут значительно расширены за счет новейших крылатых ракет «Калибр». Модернизацию планируют провести до 2020 года. После ее окончания срок службы обновленных «Барракуд» и «Кондоров» будет продлен еще на десять лет.

Описание конструкции

Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.

Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.

В состав экипажа кораблей этой серии входит 28 мичманов и 31 офицер, для которых на борту созданы комфортные условия обитания. В случае нештатных ситуаций моряки могут покинуть подлодку экстренно: для этого есть спасательная камера, способная вместить в себя весь экипаж.

Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.

На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).

На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.

Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.

Лодки проекта 945 имеют шесть торпедных аппаратов: четыре калибра 533 мм и два 650-миллиметровых. Торпеды могли оснащаться как обычной, так и ядерной боевой частью.

Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.

Атомная подводная лодка «Псков» является второй в серии из двух АПЛ проекта 945А «Кондор» (по классификации НАТО - «Sierra -II»), которая была построена на заводе «Красное Сормово» в Горьком для ВМС России. Головной является Б-534 , которая была введена в строй 26 декабря 1990 года.

Проект 945А «Кондор» представляет собой развитие проекта 945 «Барракуда». Как и АПЛ проекта 945, имеют титановый корпус. По уровню таких демаскирующих признаков как шумность и магнитные поля стали самыми малозаметными на Советском флоте.

АПЛ данного проекта предназначена для слежения за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированного уничтожения их при начале конфликта.

АПЛ «Псков» была заложена под именем «К-336» (строительный номер 3004) на судостроительном заводе «Красное Сормово» по проекту КБ «Лазурит» 29 июля 1989 года. С 03 июня 1992 года была переименована в «Б-336». Спущена на воду 28 июля 1992 года. С 06 апреля 1993 года была переименована в Б-336 «Окунь». Введена в строй 14 декабря 1993 года. 21 января 1994 года включена в состав 6-й дивизии 9-й эскадры подводных лодок Северного флота. 01 октября того же года вошла в состав 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок СФ.

Бортовые номера: 879 (2000 год), 663 (2007 год).

Основные характеристики: Водоизмещение надводное 6400 тонн, подводное 9100 тонн. Длина наибольшая по КВЛ 110,5 метра, ширина корпуса наибольшая 12,2 метра, высота 16,1 метра, средняя осадка по КВЛ 9,4 метра. Скорость надводная 14 узлов, подводная 33,5 зла. Рабочая глубина погружения 480 метров, предельная - 600 метров. Экипаж 59 человек.

Силовая установка: Один водо-водяной реактор ОК-650Б (190 МВт). 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 1 главный винт, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение: ТА 6x533 мм, пусковые установки крылатых ракет «Гранат».

ПВО: 8 пусковых установок переносного зенитно-ракетного комплекса 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла».

03 апреля 1996 года приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом переименована в «Псков». Шефство города Пскова над большой атомной подводной лодкой «Псков» началось 19 марта 1996 года.

В сентябре - ноябре 1998 года атомоход выполнил первую боевую службу на оценку «отлично».

С 2011 года по 2015 год проходила ремонт на судоремонтном заводе «Нерпа».

16 декабря 2013 года на Северный флот псковского военно-патриотического клуба «Юный моряк-подводник» центра внешкольной работы «Патриот». В течение нескольких дней школьники пробудут в гарнизоне подводников Видяево и посетят подшефную атомную подводную лодку «Псков».

28 декабря 2015 года АПЛ «Псков» в направлении основного пункта базирования. За время нахождения на судоремонтном предприятии на атомоходе был выполнен комплекс работ, позволяющий значительно продлить технический ресурс подводного корабля и продолжить его дальнейшую эксплуатацию в условиях Арктики.

Советские АПЛ проекта 945 «Барракуда» стали ответом на американские подводные лодки третьего поколения классов «Лос Анджелес» и «Огайо», которые могли незаметно проникать в советские территориальные воды, избегая контанта с русскими средствами противолодочной борьбы. Целью АПЛ нового типа должны были стать американские авианосные подразделения и подводные ракетоносцы, выходящие в сектора запуска баллистических ракет.

СОЗДАНИЕ

Разработка «Барракуды» началась в 1972 году. Проектная документация на подводную лодку проекта 945 предусматривала создание прочного корпуса АПЛ из титанового сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2. С помощью «титановой технологии» «Барракуды» могли погружаться на глубины, недостижимые для советских подводных лодок второго поколения. Несмотря на дороговизну, титановый корпус обеспечивал серьезное уменьшение магнитного поля АПЛ. В то же самое время «Барракуда» должны была вписываться в ограниченные размеры, поскольку ее сборка должна была проводится в Нижнем Новогороде на предприятии Красное Сормово (доставка до базы ВМФ должна была быть произведена при помощи внутренних водных путей). Стоит отметить, что попытка постройки 945 АПЛ в Комсомольске-На-Амуре закончилась неудачей из-за того, что работники завода не сумели в сжатые сроки освоить технологию производства титанового корпуса. Для решения проблем, связанных с технологическим процессом, инженеры Красного Сормова построили два натурных отсека из титанового сплава, которые позже были отправлены в Северодвинск для проведения статических и усталостных испытаний.

АПЛ проекта 945 спроектирована по двухкорпусной схеме. Прочный корпус создан из титанового сплава, он имеет цилиндрическую среднюю часть и конические оконечности. Легкий корпус обладает эллипсоидным носом и веретенообразной кормой. Отличительной особенностью АПЛ является высокое хвостовое оперение, в верхней части которого расположена антенна ГАК. Корпус лодки разделён на 6 водонепроницаемых отсеков. АПЛ проекта 945 имеют всплывающую спасательную камеру, которая может вместить в себя весь экипаж.


Б-534 "Нижний Новгород".


СЕНСОРЫ

Основным сенсором подводной лодки был гидроакустический аналоговый комплекс МГК-500 Скат-КС, эффективная дальность действия которого была в два раза выше чем у предшествующих гидроакустических устройств. В состав комплекса МГК-500 вошла: аппаратура шумопеленгования, аппаратура эхопеленгования и обнаружения гидроакустических сигналов, система связи и опознавания, система обнаружения целей в инфразвуковом диапазоне частот, унифицированная боевая станция обнаружения якорных мин и полей, эхоледомер МГ-518, станция измерения скорости звука в воде МГ-533, станция обнаружения полыней и отдельных льдин НОР-1, станция обеспечения всплытия в полыньях и разводах НОК-1, прибор для определения кавитации гребных винтов МГ-512. Кроме того, АПЛ проекта 945 были оборудованы комплексом связи Молния-МЦ и буксируемой антенной Параван.

ВООРУЖЕНИЕ

В качестве основного оружия 945-ые использовали торпедные аппараты (4 - 533мм и 2- 650мм) общим боезапасом в 40 торпед и ракет.

533мм ракетно-торпедная система Водопад могла запускать специальную малогабаритную электрическую торпеду УГМТ-1 с дальностью хода 8 км и скоростью 41 узел. Сразу после выстрела УГМТ выскакивала из воды, летела до цели, после чего снова ныряла в воду и уничтожала противника. Помимо стандартной боеголовки, УГМТ-1 могла нести ядерный заряд.

650мм ракетный противолодочный комплекс «Ветер» мог запускать специальную ракету 88Р. Перед выстрелом, с помощью специального разъема, в ракету вводились данные о цели, которые были получены с различных датчиков подводной лодки. После получения команды «Пуск» ракета выходила из торпедного аппарата и на некотором расстоянии от ПЛ включала маршевый двигатель. Покинув водную часть пути, ракета носитель выводилась на активный участок полета, который проходил на сверхзвуковой скорости. В районе нахождения цели боевая часть отделялась от носителя и погружалась в воду до ранее определенной глубины, после чего происходил подрыв боевой части с последующим поражением вражеской АПЛ. Поскольку БЧ 88Р входил вводу практически перед поражением противника, уклониться от нее было практически невозможно. Стоит отметить, что ракета 88Р была оснащена ядерной боеголовкой.

В месте с «Ветром» можно было использовать и ракету УГМТ-1, боеголовка которой отделялась от носителя при помощи парашюта.

Подводные лодки проекта 945 могли быть вооружены торпедами типа ТЭСТ-71, которые были оснащены гидроакустической системой наведения на цель в двух плоскостях. Находящийся на борту оператор мог отключить самонаведение торпеды, а также указать ей другую цель. Выпущенная АПЛ ТЭСТ-71 могла работать в двух скоростных режимах, в поисковом, со скоростью хода в 24 узла и в режиме сближения, когда ее скорость увеличивалась до 40 узлов. Максимальная дальность хода находилась в районе 15 км, тогда как предельная глубина погружения ТЭСТ-71 была равна 400 метров.


Холодные воды.


СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Подводные лодки проекта 945 оборудованы атомной силовой установкой на водоводяном реакторе ОК-650А, мощностью 180 Мвт, который имеет 4 парогенератора по 2 циркуляционных насоса для 1 и 4 контура и 3 насоса для третьего контура. В случае выхода из строя главной энергетической установки, АПЛ может использовать резервные средства движения: 2 дизель-генераторами ДГ-300 (750 л.с.) с запасом топлива на 10 суток, энергия которых может быть подана на два гребных электродвигателя, обеспечивающих скорость хода в 5 узлов (при этом каждый двигатель работает на свой винт).

Для снижения уровня шума подводной лодки на АПЛ проекта 945 была применена двухкаскадная амортизация всех механизмов и устройств, тогда как оборудование, действующее в малошумном режиме, было установлено на многоярусных амортизированных блоках.

ВАРИАНТЫ ПРОЕКТА

Помимо стандартного проекта 945, известного на западе как Sierra-I, в СССР и России были созданы три новых модификации.


Sierra-I(945)


Проект 945А (Sierra-II), отличался увеличенной рубкой с измененной передней частью, внутри которой размещались две спасательные капсулы. Основным сенсором стал низкочастотный сонар Скат-3. По некоторым данным, АПЛ класса 945А оборудованы подруливающими устройствами в нижней части корпуса. В октябре 2012 года эти субмарины вновь вернулись в Атлатнику и начали патрулировать океан вдоль восточного побережья США.


Sierra-II (945A)


Проект 945Б (Sierra-III), единственная подводная лодка этого класса была разобрана прежде, чем успела спустится на воду. Sierra-III имела новую систему сенсоров ГАК Кижуч, модифицированную систему спасения экипажа и могла атаковать противника крылатыми ракетами типа Гранат.


Sierra-III(945B/AB)


Проект 945М (Sierra-IV?), последняя модификация 945-го проекта, которая проводится в РФ. Согласно плану модернизации, две подводные лодки класса 945 получат новые ГАС и БИУС, новую навигационную систему на основе ГЛОНАСС\GPS, и будут вооружены крылатыми ракетами «Калибр».


Б-336 "Псков"


ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Проект 945 Барракуда
К-239 Карп
Заложен на заводе Красное Сормово 20 июля 1979 года. Включена в состав Северного Флота 7 декабря 1984 года. В 1985 году находилась на глубоководных испытания в Норвежском море. На протяжении 80-ых и 90-ых годов активно следила за подводными лодками стран НАТО. В 1998 году была исключена из состава ВМФ по причине недостатка финансирования и передана на долговременное хранение. В 2013 году на Карпе начались работы связанные с модернизацией по проекту 945М. На апрель 2017 года с АПЛ было выгружено ядерное топливо, но все работы по модернизации пока остановлены.

К-276 Кострома (экс - Краб)
Заложена на заводе Красное Сормово 21 апреля 1984 года. Вступила в строй 27 октября 1987 и 30 декабря включена в состав 6 дивизии 1 флотилии подводных лодок Северного флота. 11 февраля 1992 года во время боевой подготовки в Баренцевом море, находясь под управлением капитана Владимира Соколова нанесла таранный удар субмарине класса «Лос Анджелес» USS Baton Rouge (сзади, снизу). Во время удара обе АПЛ использовали только пассивный сонар и фактически не видели друг друга. Повреждения, полученные USS Baton Rouge оказались серьезными и 13 января 1995 года «Лос Анджелес» был выведен из состава американских ВМФ (первая выведенная из состава флота субмарина этого класса). В 2014 году была выбрана для проведения модернизации по программе 945М. Текущий статус работ неизвестен.


USS Baton Rouge в стадии разборки.


Проект 945А Кондор
К-534 Нижний Новгород (экс - Зубатка)
Заложена на заводе Красное Сормово 15 февраля 1985 года. Вступила в строй 26 декабря 1990 года. Активно участвовала в тактических учениях ВМФ РФ на всем протяжении 90-ых. В январе 2014 года спасла троих рыбаков в акватории Баренцева моря. В 2014 году была выбрана для проведения модернизации по программе 945М. Текущий статус работ неизвестен.

К-336 Псков (экс - Окунь)
Заложена на заводе Красное Сормово 29 июня 1989 года. Вступила в строй 31 июля 1991 года. 21 января 1994 года была включена в состав 6 дивизии 9 эскадры подводных лодок Северного флота. В 1999 году во время постановки в док на АПЛ произошло несанкционированное автоматическое срабатывание станции пожаротушения, что привело к гибели 1 человека. В 00-ых годах активно следила за субмаринами стран НАТО, а также принимала участие в испытании перспективных систем обнаружения. В 2016-ом году находилась в боевом составе ВМФ РФ (7-ая ДИПЛ).

Проект 945АБ (Sierra - III)
К-123 Марс
Была заложена на заводе Красное Сормово в марте 1990 года под серийным номером 305. В ноябре 1993 года из-за недостатка финансирования постройка АПЛ была прекращена на 30% готовности. Позже К-123 была распилена на металлолом.


Sierra-II


ХАРАКТЕРИСТИКИ (Проект 945А)
Водоизмещение: 6,300 т. (надводное) / 8,200 т. (подводное)
Длина: 107,16 м.
Ширина: 12.2 м.
Максимальная глубина погружения: 480 м (600м. предельная).
Энергетическая установка: Ядерный реактор ОК-650А(190Мватт)
Движители: 1 малошумный ВФШ
Скорость: 12,2 узлов (надводная) / 35 узлов (подводная)
Боевой радиус действия: Неограничен
Экипаж: 60 моряков и офицеров
Вооружение: 2х660мм торпедных аппарата, 4х533мм торпедных аппарата (боезапас 32 торпеды)
Сенсоры:
БИУС Омнибус
НК Симфония
КСС Молния-МЦ
ГАК Скат-КС МГК-500
РЛК Радиан МРКП-58
ТК МТК-100
Перископ ТК кутум
Командирский перископ Лебедь-21

Произведенные в СССР в 1980-е годы субмарины проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана, обновят и вернут на службу Военно-морского флота, пишет газета «Известия» во вторник.

Решение восстановить «Барракуды» было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым, сообщил изданию высокопоставленный источник в главкомате ВМФ.

«Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать», — пояснил собеседник.

Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» — К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород», констатирует газета.

Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» — авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-миллиметровых торпедных аппаратов и четырех 533-миллиметровых.

Все АПЛ входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления.

Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией двух АПЛ.

Как пояснил газете один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся на первой лодке уже летом и будут продолжаться в течение 2-3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому»", — сказал представитель «Звездочки».

«Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому, если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие», — добавил судоремонтник.

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.

По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S).

История создания.

Параллельно с работами по проектированию многоцелевых АПЛ 2-го поколения, в ведущих конструкторских бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах велись поисковые работы по созданию АПЛ 3-го поколения. В частности в Горьковском ЦКБ-112 «Лазурит» в начале 60-х гг. был разработан предэскизный проект многоцелевой ПЛА 3-го поколения (проект 673). В её конструкции было заложено много передовых решений — полуторакорпусная схема, обводы, оптимальные с точки зрения гидродинамики (без ограждения рубки), одновальнаяя энергетичческая установка с одним реактором и т.д. В дальнейшем работы по многоцелевыым АПЛ в Горьком были продолжены. Одна из таких проработок и была в 1971 г. положена в основу проекта первого советского атомохода 3-го поколения.
Расширение боевых возможностей американского флота — в первую очередь — его подводной составляющей, развивавшейся в 60 — 80-х гг. наиболее динамично, требовало резкого увеличения противолодочного потенциала советского ВМФ.
В 1973 г. в нашей стране в рамках комплексной программы «Аргус» была разработана концепция противолодочной обороны страны. В рамках этой концепции ЦНПО «Комета» (генеральный конструктор А.И.Савин) началась реализация программы создания комплексной системы освещения обстановки «Нептун» (КСОПО «Нептун»), включающей:
- центральное звено системы — центр сбора, обработки, отображения и распределения информации, отражения;
- стационарные системы освещения подводной обстановки, работающие по различных физическим полям ПЛ;
- гидроакустические буи, выставляемые в океане кораблями и самолетами;
- космические системы обнаружения подводных лодок по различным демаскирующим признакам;
- маневренные силы, включающие самолеты, надводные корабли и подводные лодки. При этом атомные многоцелевые подводные лодки нового поколения, обладающие повышенными поисковыми возможностями, рассматривались как одно из важнейших средств обнаружения, слежения и (после получения соответствующей команды) уничтожения субмарин противника.
Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности — на горьковском заводе «Красное Сормово»).


Главный конструктор проекта Николай Иосифович Кваша (8.12.1928 — 4.11.2007.).


Главный наблюдающий от ВМФ, капитан 1 ранга, лауреат Государственной премии Богаченко Игорь Петрович (на фото слева, на 50-летии ЛНВМУ, 1998 г.).

Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр «Барракуда») должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся Н.И.Кваша, а главным наблюдающим от ВМС — И.П.Богаченко.
Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70 — 72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25 — 30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945-го проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время).
Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ и по технологическим причинам ограниччивало число строящихся кораблей, а так же число предприятий судостроения, участвующих в программе (технологияпостройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).

По сравнению с АПЛ предыдущего поколения торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, усовершенствованной системой целеуказания, повышенной дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза — для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).
В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома «Новатор» под руководством главного конструктора Л. В. Люльева начались работы по созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения «Водопад» (калибр 533 мм) и «Ветер» (650 мм), предназначенных в первую очередь для оснащения перспективных АПЛ третьего поколения. В отличие от своего предшественника, ПЛРК «Вьюга-53″, «Водопад» должен был комплектоваться как специальной боевой частью, так и самонаводящейся малогабаритной торпедой УМГТ-1 (разработчик — НПО «Уран») с дальностью реагирования по акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км и максимальной скоростью 41 уз. Использование двух типов комплектации значительно расширяло диапазон применения оружия. По сравнению с комплексом «Вьюга-53″ у «Водопада» резко возрастала максимальная глубина старта ракеты (до 150 м), увеличивался диапазон дальностей стрельбы (с глубин 20-50 м — 5 — 50 км, со 150 м — 5 — 35 км), существенно уменьшалось время предстартовой подготовки (10 с).

«Ветер», имеющий в два раза большие, чем у «Водопада», максимальные дальность и глубину старта, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ, так и ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» под индексом РПК-6 поступил на вооружение ВМФ в 1981 г. (им оснащались не только АПЛ, но и надводные корабли), а «Ветер» (РПК-7) — в 1984 г.
Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ третьего поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71. Она была предназначена для поражения подводных лодок и оснащена активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения, которая совместно с системой телеуправления по проводам обеспечивала наведение на цель в двух плоскостях. Наличие системы телеуправления позволяло осуществлять контроль за маневрированием торпеды и работой аппара туры самонаведения, а также управлять ими в процессе выстрела. Оператор на борту АПЛ в зависимости от складывающейся тактической ситуации мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.

Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15 — 20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2 — 400 м. По уровню скрытности применения ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду с MK.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов).
Для освещения подводной и надводной обстановки и целеуказания оружию было решено приенить усовершенствованный гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-503 «Скат». Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ и уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность обнаружения целей по сравнению с АПЛ второго поколения увеличена более чем в два раза.
Новые системы РЭВ позволили уменьшить ошибку в определении места в 5 раз, а так же существенно увеличить интервалы между всплытиями для определения координат. Дальность связи возросла в 2 раза, а глубина приёма радиосигналов — в 3 раза.

Для отработки вопросов прочности и технологии ССЗ «Красное Сормово» были построены натурныый отсек из титанового сплава, а так же полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ. Отсеки были отправлены в Северодвинск, где в специальной док-камерепрошли статические и усталостные испытания.
АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок. Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно- торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.
Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта. Прочный корпус имеет относительно простые формообразования — цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки — сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине.

Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива.
Экипаж лодки — 31 офицер и 28 мичманов, для которых созданы относительно хорошие условия обитаемости. АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.
Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43 000 л. с. включает один водо-водяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один парозубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура. Паровая одновальная блочная паротурбинная установка имеет широкое резервирование состава механизации. Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Гребной семилопастной винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного — для общекорабельных потребителей.

Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов АПЛ оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 370 кВт, каждый из которых работает на свой винт.
Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-503 «Скат» (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи «Молния-М» включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну «Параван».
Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). В носовой части корпуса установлено четыре 533-миллиметровых и два ТА калибром 650 мм. В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды. Альтернативный вариант — до 42 мин.
На Западе лодки получили название Sierra. Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ проекта 945А (шифр «Кондор»). Ее основным отличием от кораблей предыдущей серии был измененный состав вооружения, включавший шесть 533-мм торпедных аппаратов.
В боекомплект лодки были включены стратегические крылатые ракеты «Гранат», предназначенные для поражения наземных целей на дальности до 3000 км. Лодку оснастили и восемью комплектами ПЗРК самообороны «Игла».

Число водонепроницаемых отсеков возросло до семи. Лодка получила усовершенствованную энергетическую установку мощностью 48 000 л.с. с реактором ОК-650Б (190 мВт). В выдвижных колонках разместили два подруливающих устройства (по 370 л. с.). По уровню демаскирующих признаков (шумности и магнитному полю) лодка проекта 945А стала самой малозаметной в советском флоте.
На АПЛ установили усовершенствованный ГАК «Скат-КС» с цифровой обработкой сигналов. В состав комплекса вошла низкочастотная протяженная буксируемая антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении. Корабль оснастили комплексом связи «Симфония».

Первый усовершенствованный корабль, К-534 «Зубатка», был заложен в Сормове в июне 1986 г., спущен на воду в июле 1988 г. и вступил в строй 28 декабря 1990 г. В 1986 г. «Зубатку» переименовали в «Псков». Затем последовал К-336 «Окунь» (заложен в мае 1990 г., спущен в июне 1992 г. и вошел в строй в 1993 г.). В 1995 г. эта АПЛ также была переименована в «Нижний Новгород».
Пятая АПЛ, строившаяся по усовершенствованному проекту 945Б («Марс») и по своим характеристикам практически соответствующая требованиям к лодкам 4-го поколения, была разрезана на стапеле в 1993 г.

11 февраля 1992 г. у острова Кильдин, в территориальных водах России, К-276 столкнулась с американской АПЛ «Батон Руж» (тип «Лос-Анджелес»), пытавшейся осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений. В результате столкновения «Краб» отделался повреждениями рубки (имеющей ледовые подкрепления). Положение американского атомохода оказалось значительно более тяжелым, он с трудом сумел дойти до базы, после чего было принято решение не ремонтировать лодку, а вывести ее из состава флота.
Все подводные крейсера проектов 945 и 945А в настоящее время продолжают нести службу на Северном флоте в составе 1-й флотилии подводных лодок (место базирования — Ара-губа).

Столкновение атомной подводной лодки К-276 (СФ) с атомной подводной лодкой «Батон Руж» (ВМС США) 11 февраля 1992 года.

Основные данные АПЛ проекта «945″Барракуда», «Сиерра» класс:

Водоизмещение: 5300 т / 7100 т.
Главные размерения:
длина — 112,7 м
ширина — 11,2 м
осадка — 8,5 м
Вооружение:4 — 650 мм ТА 4 — 533 мм ТА
Скорость: 18/35 узл.
Экипаж: 60 чел., в т.ч. 31 офицер

Основные данные АПЛ «Батон Руж» (№ 689), типа «Лос-Анджелес»:

Водоизмещение: 6000 т / 6527 т.
Главные размерения: длина — 109,7 м
ширина — 10,1 м
осадка — 9,89 м.
Вооружение: 4 — 533 мм ТА, ПКР «Гарпун».
Скорость: более 30 узлов подводная.
Экипаж: 133 чел.

Российская атомная торпедная подводная лодка находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу (т.н. «Л-2″) и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским «собратом», следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с «Сиеррой» и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир «Батон Руж» решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении «Кострома» своей рубкой протаранила днище американского «филера». Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели. На рубке «Костромы» остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту.

Фото Костромы после столкновения:

В результате столкновения «Кострома» повредила себе ограждение рубки и вскоре была отремонтирована. Пострадавших с нашей стороны нет. «Батон Руж» была окончательно выведена из строя. Один американский моряк погиб.
Хорошая однако вещь — титановый корпус. На данный момент на СФ — 4 таких корпуса: Кострома, Нижний Новгород, Псков и Карп.

А вот что написали наши деятели, наши проффэссионалы по разбору данного происшествия:

Причины столкновения ПЛА СФ К — 276 С ПЛА «БАТОН РУЖ» ВМС США

1. Обьективные:

Нарушение иностранной ПЛА территориальных вод России

Неверная классификация шумов ПЛА из-за предположительного использования аппаратуры маскировки акустического поля под шум РТ (GNATS).

2. Недостатки в организации наблюдения:

Некачественный анализ информации на УОИ и самописце прибора 7А-1 ГАК МГК-500 (не выявлен факт наблюдения обьекта столкно¬вения — цель N-14 на минимальном удалении по соотношению С/П в различных частотных диапазонах)

Неоправданно большие (до 10 мин) пропуски в измерении пеленгов до цели, что не позволило использовать методы уточнения дистанции до цели по значению ВИП

Неграмотное использование активных и пассивных средств на курсе прослушивания кормовых курсовых углов, что привело к использованию всего времени лежания на этом курсе лишь на работу П/С эхопеленгования,а в режиме ШП горизонт остался фактически непрослушанным

Слабое руководство операторами ГАК со стороны командира ГАК, что привело к неполному анализу информации, ошибочной классификации цели.

3. Недостатки в деятельности расчета «ГКП-БИП-ШТУРМАН»:

Бузрасчетное время прослкшивания горизонта на курсах 160 и 310 градусов,что привело к малому времени лежания на этих курсах и созданию неоптимальных условий для работы операторов ГАК;

Некачественное документирование обстановки и измеренных ПДЦ;

Отсутствие организации вторичной классификации целей;

Командир БЧ-7 свои обязанности по выдаче рекомендаций команди¬ру ПЛ на специальное маневрирование для уточнения КПДЦ в соответствии со ст.59 РРТС-1 не выполнил;

Опасность столкновения с малошумной, маневрирующей на малой дистанции целью, выявлена не была.
Как всегда виноваты наши расчеты ГКП-БИП-ШТУРМАН. И никого не волновали на тот момент технические возможности нашей акустики. Выводы конечно из аварии сделаны были. Но они были сделаны не в сторону улучшения качества наших технических средств наблюдения, а в сторону появления на свет кучи разных «инструкций» о том, что льзя и что нельзя, чтобы было лучше и чтобы вдруг опять не протаранить случайно наших «друзей» в наших терводах.

Звездочка на рубке с «единичкой» внутри обозначает один подбитый вражеский корабль. Так рисовали звезды во время Второй Мировой Войны.

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» - это серия атомных многоцелевых подводных лодок, разработанных и построенных в Советском Союзе в период с 1976 по 1986 год. Они стали первыми представителями третьего поколения советских атомных субмарин этого типа.

Созданием АПЛ проекта 945 занималось горьковское ЦКБ-112 «Лазурит», строительство кораблей велось на заводе «Красное Сормово». Головной корабль проекта 945 был заложен 8 мая 1982 года, а через два года он уже был принят в состав ВМФ СССР.

Уникальной особенностью подлодок этого проекта является использование титана в их прочном корпусе, что позволило значительно увеличить глубину погружения, уменьшить водоизмещение, а также снизить магнитное поле – один из главных демаскирующих факторов для любого подводного корабля. Правда, применение титана значительно повысило стоимость постройки кораблей, поэтому АПЛ проекта 971 строили уже из обычной маломагнитной стали.

Дальнейшим развитием АПЛ проекта 945 стали субмарины проектов 945А и 945Б («Кондор» и «Марс»), которые были заложены в конце 80-х годов. В настоящее время в состав российского флота входят подлодки проектов 945 и 945А. В 1998 году из него была выведена подводная лодка «Карп» - первый корабль серии. Еще ранее, в 1993 году прямо на стапелях была порезана на металл АПЛ проекта 945Б «Марс», причем этот корабль по своим характеристикам вплотную приближался к субмаринам четвертного поколения.

В настоящее время «Барракуды» входят в состав 7-й дивизии подлодок Северного флота.

История создания

В середине 70-х годов американский военно-морской флот получил на вооружение атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес», которые относились к третьему поколению АПЛ. Эти субмарины отличались гораздо меньшим уровнем шумности, лучшей обитаемостью, совершенным радиоэлектронным и – особенно – гидроакустическим оборудованием. Более мощным и эффективным стало их вооружение.

Советский военно-морской флот, вооруженный подлодками предыдущего, второго поколения, оказался в роли догоняющего. Причем ситуация была весьма серьезной: в какой-то период советские рубежи оказались крайне уязвимы перед угрозой прорыва подводными силами вероятного противника. Подобные успехи США и их союзников не могли не вызывать обеспокоенности у военного и политического руководства СССР. Поэтому еще в начале 70-х годов началась разработка программы «Аргус», которая была не чем иным, как попыткой создать новую концепцию противолодочной обороны страны. В ходе ее реализации военные пришли к выводу, что наиболее эффективным противолодочным средством должны стать многоцелевые АПЛ нового поколения, обладающие мощными средствами поиска и поражения противника. Однако такую лодку нужно было сначала создать…

Еще в 60-е годы конструкторы ЦКБ «Лазурит» разработали эскиз подводной лодки третьего поколения, конструкцию которой можно смело назвать революционной. Она вовсе не имела ограждения выдвижных устройств (что обычно называют рубкой), была выполнена по полуторакорпусной схеме, имела одновальную энергетическую установку с единственным реактором и обводы корпуса, оптимальные для подводного хода. Однако данный проект реализован так и не был.

Техническое задание на нее было подготовлено в начале 1972 года. Главными целями новой подлодки должны были стать субмарины противника и надводные корабли, входящие в состав авианосных ударных групп (АУГ). Основным требованием, предъявленным к разработчикам проекта 945, стало ограничение водоизмещения лодок, с таким учетом, чтобы их можно было изготавливать на судостроительных заводах внутри страны, а уже затем транспортировать их к морю. Разработка проекта была поручена горьковскому ЦКБ «Лазурит».

Основной «изюминкой» новой подводной лодки стало применение титанового сплава в ее корпусе. Подобное конструкторское решение давало сразу несколько преимуществ. Во-первых, использования особо прочного сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2 значительно увеличивало максимальную глубину погружения корабля – почти в полтора раза по сравнению с лодками второго поколения – а, во-вторых, применение этого материала уменьшало магнитное поле судна. Ну и самое главное: благодаря титановому корпусу можно было на 30% уменьшить водоизмещение подводной лодки, что позволяло изготавливать корабли этого проекта на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

У советских кораблестроителей уже был опыт постройки подводных лодок с титановым корпусом. В 1969 году на воду была спущена уникальная субмарина проекта 661 «Анчар». Она не только была изготовлена из титана, но и могла развивать неслыханную по тем временам скорость – 44 узла. Правда, ее постройка обошлась советскому бюджету в такую сумму, что «Анчар» получил на флоте прозвище «Золотая рыбка».

Однако применение титана имело и значительные недостатки. Главным из них было, конечно, значительное увеличение стоимость кораблей. Кроме того, работать с этим металлом было сложно, далеко не все предприятия освоили подобные технологии. Поэтому часть советских кораблестроительных предприятий из проекта выпали сразу (например, Комсомольск-на-Амуре).

Любопытно, что, кроме горьковского «Лазурита», разработкой многоцелевой подводной лодки третьего поколения занимались и их основные конкуренты – ленинградское СКБ-143 «Малахит». Результатом его работы стали подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». При этом следует отметить, что конструкторы обоих КБ работали по одному и тому же техническому заданию. В итоге советские моряки получили две разные субмарины со сходными характеристиками для выполнения одних и тех же боевых задач. Правда, «Щука» была изготовлена из стали, а не из титана. Подобная ситуация была типичной для советского флота, многообразие типов подводных лодок, которые он использовал в период Холодной войны, поражает. Более практичные американцы пошли абсолютно другим путем: начиная с 70-х годов, они максимально унифицировали свои подводные силы, постепенно уменьшая количество типов субмарин. Подобный подход позволял существенно экономить на постройке и эксплуатации плавсостава.

Для отработки конструкции титанового корпуса и уточнения вопросов его прочности на заводе «Красное Сормово» был построен натурный отсек из этого материала, а также полунатурный отсек из еще более прочного сплава, который планировали использовать для создания новых, еще более глубоководных АПЛ. Они были доставлены на Северный флот, где в специальной док-камере прошли прочностные и другие испытания.

Головная лодка проекта К-239 «Карп» была спущена на воду 29 июля 1983 года, а чуть более чем через год она была принята в состав флота. Вторая подлодка проекта – К-276 «Краб» – была заложена в августе 1983 года, осенью 1987 года она вошла в состав ВМФ СССР. Уже в российский период, в 1996 году, корабль получил название «Кострома».

Дальнейшим развитием «Барракуд» стали лодки улучшенных проектов – 945А и 945Б. В 1986 году была заложена первая подлодка проекта 945А – К-534 «Зубатка». В состав флота она была принята в 1990 году (с 1995 года это подводная лодка «Нижний Новгород»). Затем был К-336 «Окунь» К-336, который вступил в строй в 1993 году (с 1995 года это подводная лодка «Псков»). Основным отличием проекта 945А от кораблей базовой серии был измененный состав вооружения. «Зубатка» и «Окунь» получили шесть 533-мм торпедных аппарата, а также возможность стрелять стратегическими крылатыми ракетами С-10 «Гранат», способными поражать цели на дистанциях в 3 тыс. км. Также лодки нового проекта были оснащены более современным и мощным реактором, еще более была уменьшена их шумность. На момент принятия на вооружение «Зубатка» была одной из самых «тихих» подлодок советского флота.

В 1990 году на заводе «Красное Сормово» была заложена подводная лодка К-123 «Марс», которая относится к усовершенствованному проекту 945Б. По мнению большинства экспертов, по своим характеристикам этот корабль должен был вплотную приблизиться к субмаринам четвертого поколения. Однако из-за развала Советского Союза и отсутствия финансирования этот очень интересный проект был приостановлен, а К-123 был разрезан на металл прямо на стапеле.

В 1992 году К-276 «Краб» в территориальных водах столкнулся с американской подлодкой «Батон-Руж» (типа «Лос-Анджелес»), которая осуществляла скрытое наблюдения за российскими кораблями во время учений. У «Краба» было смято ограждение выдвижных устройств, но американец пострадал куда больше. После столкновения на «Батон-Руж» начался пожар, лодка едва смогла добраться до базы. Повреждения были настолько тяжелы, что субмарину решили не восстанавливать, а списать и утилизировать. Все-таки хорошая вещь титановый корпус!

В 2013 году руководством российского флота было принято решение о модернизации подлодок проектов 945 и 945А «Кондор». Ее планируют проводить на судоремонтном заводе «Звездочка». На лодках будет проведен ремонт реакторов, замена всего электрооборудования и части механических элементов конструкции. Корабли получат новые гидроакустические станции (ГАС), РЛС, навигационные системы ГЛОНАСС и информационно-управляющие системы. В ходе модернизации планируют обновить комплекс вооружения субмарин. В частности, боевые возможности кораблей будут значительно расширены за счет новейших крылатых ракет «Калибр». Модернизацию планируют провести до 2020 года. После ее окончания срок службы обновленных «Барракуд» и «Кондоров» будет продлен еще на десять лет.

Описание конструкции

Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.

Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.

В состав экипажа кораблей этой серии входит 28 мичманов и 31 офицер, для которых на борту созданы комфортные условия обитания. В случае нештатных ситуаций моряки могут покинуть подлодку экстренно: для этого есть спасательная камера, способная вместить в себя весь экипаж.

Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.

На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).

На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.

Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.

Лодки проекта 945 имеют шесть торпедных аппаратов: четыре калибра 533 мм и два 650-миллиметровых. Торпеды могли оснащаться как обычной, так и ядерной боевой частью.

Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.