О чём поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы живы! Живы мы!
- Мы дожили!
- Мы выжили!

С этим стихотворением Валентина Берестова мы познакомились на уроке чтения, когда изучали «Азбуку». После прочтения этого произведения у нас возникло много вопросов. Как удаётся таким маленьким пташкам выжить в морозы? Конечно, благодаря помощи людей. Как мы можем помочь птицам? Все дружно ответили, что можно сделать кормушки. Вроде все всё знали. А чем нужно кормить птиц, чем можно, чем нельзя? Какие кормушки лучше? На эти вопросы ответить сразу мы не смогли. Поэтому мы начали наше исследование.

Цель: знакомство с особенностями зимней подкормки птиц.

Задачи:
- познакомиться с птицами, зимующими в Карелии;
- изучить правила кормления птиц;
- изготовить кормушку;
- провести наблюдения за птицами у кормушки.

Методы:
- изучение литературы;
- конструирование;
- наблюдение за птицами;
- фотосъёмка.

Изучение литературы
Зимующие птицы Карелии
Карелия - родина 217 видов птиц. Ещё 60 видов пересекают Карелию во время перелётов. Немало видов остаётся зимовать или совершает небольшие кочёвки. Осенью некоторых птиц в посёлках и городах становится больше. Им легче пережить зиму рядом с человеком. Рассмотрим особенности питания некоторых птиц, зимующих в Карелии.
Большая синица
Зимующие у нас большие синицы уже в конце августа из леса перелетают ближе к жилью человека. Летом питаются они в основном насекомыми, уничтожая вредителей садов и леса. С осени и до весны большие синицы становятся всеядными - кормятся пищевыми отходами, семенами, уничтожают зимующих в трещинах коры и стенках построек насекомых и их личинок. Часто посещают птичьи кормушки, где кормится семечками подсолнуха, остатками пищи, несолёным салом.
Воробей
Эти птицы в Карелии зависят от человека. Гнездятся в жилых и нежилых постройках. Птицы зерноядные, но большую часть года питаются пищевыми отходами и только птенцов выкармливают насекомыми. Живут стайками.
Сорока
В Карелии сороки гнездятся только вблизи населённых пунктов. Птица всеядна. Зимой посещает свалки, мусорные контейнеры - места, где можно найти пищевые отходы.
Снегирь
Обитает в таежных лесах, в Карелии встречается повсеместно. Розово-красная окраска нижней части тела известна всем, а вот у самки и молодых птиц она коричневато-серая. Стайки снегирей зимой часто появляются в населенных пунктах. Корм разный, зависит от сезона, местности и урожайности. Зимой это семена травянистых растений, ягоды рябины, почки.
Свиристель
Места зимовки свиристелей непостоянны. В годы хорошего урожая ягод рябины они всю зиму проводят у нас в Карелии. Зимой стайки свиристелей часто можно встретить на рябине, так же они поедают боярышник, облепиху и сочные плоды других кустарников.
Чиж
Населяет всю территорию Карелии. Любимое местообитания - старые ельники и сосняки. Питается семенами ольхи, берёзы, ели, сосны. Зимой вместе с синицами и воробьями прилетает к кормушке.

Почему птиц надо подкармливать зимой
Зимняя подкормка птиц необходима. Уже осенью, когда становится холоднее на улице, птицы затрачивают больше энергии на поддержание температуры тела и теряют собственный вес. Чтобы поддержать температуру тела и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — повсюду снег и лёд.
В Карелии птицам зимой не достаёт не только корма, но и не хватает времени - зимний день очень короткий. В декабре и январе солнце появляется примерно на 5 часов. За это время птицы должны найти такое количество корма, которое необходимо им для нормальной жизни в течение дня и длинной, холодной ночи. Это удаётся не всем видам, многие не доживают до весны. Особенно много их гибнет во время резких похолоданий, сильных снегопадов.

Правила зимней подкормки птиц
- Начинать подкармливать птиц надо поздней осенью и продолжать до весны.
- Важно кормить птиц регулярно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
- Корм можно заготовить в конце лета и осенью. Это семена берёзы, жгучей крапивы, одуванчика, лебеды, подорожника, щавеля. Из ягод запасают рябину, плоды шиповника и можжевельника. Зимой заготавливают семена ели и сосны.
- Зимующие птицы любят нежареные семечки подсолнуха, просо, давленый овёс, крошки пшеничного хлеба. Можно высушивать семена арбуза, тыквы, дыни, кабачков, яблок и груш.
- Если в кормушку прилетела незнакомая птица, можно накормить её нежареными семечками.
- Для синиц вывешивают кусочки несолёного свиного сала и мяса. Сало развешивают на тонких ветках, обвязывая ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно - утащат вороны.
- Неправильно подкармливая птиц, человек может им навредить, а закармливая, даже убить. Корма в кормушке должно быть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. И только нужного птицам.
- Нельзя кормить птиц жареным, солёным, острым, ржаным хлебом, цитрусовыми, кожурой банана.
- Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
- Необходимо следить, чтобы в кормушке не было снега, а корм был постоянно.

Типы кормушек
Кормушки для птиц могут быть разных конструкций (см. фото Приложение 2). Но обязательное условие, чтобы корм в них был защищён от ветра, снега, дождя.
Один из вариантов, когда сверху у кормушки широкая крышка, а по краю основания - бортики. Ширина щели между бортиком и крышкой - от 6 до 8 см. Так до корма не доберутся серые вороны, галки и сороки. Специально этих птиц не подкармливают, так как они переносят разные опасные заболевания и разоряют весной гнёзда певчих птиц.

Практическая часть
Изготовление кормушки
Мы с дедушкой изготовили две кормушки. Одну в виде домика с каркасом из деревянных брусков. Для основания взяли кусок строительной панели, так как её легче очистить от остатков корма. Крышу покрыли кусочками сайдинга, чтобы кормушка не промокала. Конёк из уголка. Украсили резьбой и деревянные детали покрыли морилкой коричневого цвета. Кормушку закрепили на кол высотой полтора метра. Расположили её рядом с кустами малины, напротив окна, чтобы удобно было наблюдать за птицами у кормушки.
Вторую кормушку из пластиковой бутылки разместили чуть подальше в кустах малины.
Третью кормушку из деревянных брусков и тонкой доски мы сделали в классе.

Наблюдение за птицами
Кормушку посетили несколько видов птиц. Это очень знакомые большая синица, воробей, снегирь, а также чиж, лазоревка, гаичка.
Синицы и воробьи прилетали стайками, чаще других видов птиц.
Увидели мы и незнакомых нам птиц. С помощью литературы определили чёрного дрозда. В один из дней он разрывал листья под малиной. Так как зима была с оттепелями, снега было мало.
Вместе с красногрудым снегирём прилетала самка снегиря. Грудка у неё окрашена в неяркий серый цвет.
Дольше всего не могли мы решить, что за птица с зеленоватым оттенком прилетала на кормушку, чаще в морозные дни. После долгих поисков решили, что это зеленушка, которая живёт в пихте недалеко от кормушки.
Наблюдая за кормушками, мы увидели, что птицы чаще прилетали к первой кормушке, съедали весь корм, быстрее семена подсолнечника.
В сильные морозы птиц прилетало больше, значит, мы помогали им выживать в трудных условиях зимы. Вторая кормушка, возможно, была не очень удобна для птиц.
Больше птиц прилетало днём, в светлое и более тёплое время суток. В солнечные дни птицы были более подвижны, прилетали стайками. Особенно оживленно вели себя синицы.
В марте к кормушке подлетали скворцы. В этом году они прилетели рано, в начале марта. После этого были ещё сильные заморозки и снегопад.
В начале апреля у кормушки появились зяблики и зарянки.

Выводы
По результатам наблюдений можно сделать выводы:
1) Птицы привыкли к подкормке и с удовольствием едят предложенный корм.
2) Для птиц удобны деревянные кормушки.
3) Основные посетители кормушки - синицы и воробьи.
4) Чем холоднее, тем чаще к нам прилетали птицы.
5) Любимое лакомство птиц семена подсолнечника, сало и хлебные крошки.
III. Заключение.
В результате проделанной работы я узнал, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, какие корма любят птицы, научился правильно кормить птиц. Теперь знаю из чего можно сделать кормушку и могу сделать её сам.

Педагогический проект в средней группе на тему: «Покормите птиц зимой»

Данный проект будет полезен для воспитателей детей дошкольного возраста, педагогов дополнительного образования, студентов педагогического профиля.
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Автор : воспитатель средней группы детского сада «Октябрьский детский сад» Василькова Татьяна Леонидовна.
Продолжительность проекта : краткосрочный 2 недели с 11 ноября по 28 ноября.
Тип проекта : познавательно, информационно, продуктивный.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Возраст детей : 3-5 лет.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края.В нашем случае Калужской области. У детей не сформировано знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том как они сами могут помочь птицам.
Актуальность проекта : 2017 год, указом нашего президента В.В.Путина объявлен годом Экологии в России. В стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе,научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.
Также в холодное время года для птиц становиться всё меньше и меньше корма, в результате они могут доже погибнуть, что допустить нельзя! Задача взрослых (педагогов, родителей) воспитывать интерес, заботу, желание узнавать новые факты их жизни, испытывать радость от осознания того,что они сами могут, делясь крохами, спасти птиц от гибели.
Цель проекта : Формировать представление детей о зимующих птицах,об их образе жизни,о том чем их кормить. Создавать условия для развития познавательного интереса.
Задачи проекта:
Образовательные
:
Дать представление детям о зимующих птицах родного края (Калужской области).
Расширять и углублять знания дошкольников на тему: «Жизнь птиц зимой»
Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.
Развивающие:
Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
Развивать любознательность и интерес к живой природе.
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях.
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Для педагога:
А. Дать детям знания о зимующих птицах Калужской области.
Б. Развивать любознательность, «живой» интерес.
В. Расширять знания детей живой природе, о среде обитания зимующих птиц и их образе жизни.
Г. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат :
А.Совершенствовать уровень знаний детей о окружающем мире,о зимующих птицах.
Б.Формирование у детей заботливого отношения к живой природе.
В.Повышение уровня знаний родителей.
Г.Изготовление родителями кормушек для птиц.
Д.Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах,желании им помогать в зимний период.
Продукт проектной деятельности :

Б. Рисование гуашью: «Снегирёк»
В. Презентация «Перелётные и зимующие птицы»
Г. Папка-передвижка «12 ноября Синичкин день»
Д. Пластилинография «Снегирь на веточке рябины»
Е. Изготовление кормушки из втулки от туалетной бумаги.
Ё.Разукрашивание шаблонов снегиря,синички,воробья.
Ж.Аппликация снегирь.
3.Изготовление родителями кормушек для птиц.
И.Лепка воробья.
Реализация проекта:
Подготовительный этап
:
А. Определить тему проекта.
Б. Сформулировать цели и задачи проекта.
В. Составить план реализации проекта.
Г.Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.
Д. Подбор материала для продуктивной деятельности.

Основной этап .
А. Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
Б. Проведение НОД по окружающему миру: «Птицы родного края»
В. Проведение НОД по окружающему миру: «12 ноября Синичкин день»
(в результате проведённого занятия детьми были сделаны мини-кормушки из бросового материала)
Г. Проведение НОД по ХЭР аппликация тема: «Снегирь»
Д. Проведение НОД АО ХЭР рисование гуашью: «Снегирёк»
Е. Проведение НОД по музыке с прослушиванием и разучиванием песни «Воробей»
Ж.Просмотр презентации: «Перелётные и зимующие птицы»
З. Разучивание стихотворение: Е.Евсеевой«Синица,синица,что тебе сниться?»
И.Проведение пальчиковой гимнастики: «Сел на ветку снегирёк..» , «Я по дереву стучу…»
К.Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку»
Л.Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек: «Покормите птиц зимой»
М.Проведение НОД по ХЭР пластилинография «Снегирёк на веточке рябины.
Завершающий этап.
А. Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (Рисование ладошкой,ватной палочкой и отпечаток пластиковой пробки)красками: «Птичья столовая»
Б. Проведение НОД по окружающему миру: «Чем мы можем помочь зимующим птицам?»
В. Подведение итогов конкурса кормушек.
Г. Развешивание кормушек. Одну кормушку мы повесили за окно нашей группы.
Д. Проведение наблюдения за птицами в кормушках.
Результат.
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе.Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.





















Позвнательно – творческий проект

« Покормите птиц зимой»

(для обучающихся начальных классов

специальных (коррекционных) школ VIII вида)

подготовила:

Визгалова С. А. – учитель начальных классов

МОУ Ветлужская школа – интернат

г. Ветлуга, Нижегородской обл.,

2016 год

Аннотация

Проект «Покормите птиц» разработан нами с учетом психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Он был реализован на уроках чтения и развития речи, трудового обучения, библиотечных уроках и во внеурочное время. Идея проекта состоит в том, чтобы изучить зимующих птиц нашей местност, помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особнности их их жизни в зимнее время года: питание, естонахождение, поведение при разной погоде; занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сзонной жизни птиц.

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность этого, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Оздоровительное и воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, на его здоровье, психику, делает добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Дети с ограниченными возможностями здоровья гораздо более отдаленны от природы, чем их здоровые сверстники. Ограниченная среда приводит к сужению круга впечатлений, тормозит их интеллектуальное развитие.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым. Для того, чтобы любить природу, ее нужно знать. Незнание природы ведет к равнодушию, а порой и жестокости. У детей с ОВЗ нарушена познавательная деятельность, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, не развитая эмоционально-волевая сфера. Для них общение с природой особенно необходимо, так как «логика природы -самая доступная для детей логика»(К.Д. Ушинский). Во время наблюдений, а эта форма работы по экологическому воспитанию является основной с детьми с ОВЗ, развивается и обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Наблюдения развивают у детей стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об особенностях птиц. Изготовление кормушек, организация экскурсий, игры, викторины, просмотр видеофильмов активизируют познавательную деятельность. Активизируется потребность выражения эстетических чувств творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.д.) Доступная для детей деятельность в уголке природы способствует формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью умений, навыков выполнять совместную с взрослыми деятельность. Игровые формы стимулируют общую активность детей с ОВЗ, корригируют высшие психические функции воспитанников (мышление, память, воображение, речь.

В результате проекта дети узнали о птицах зимующих в нашем городе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание придти на помощь нашим братьям меньшим.

Актуальность темы

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зима – трудный период в жизни птиц. У нас, на севере Нижегородской области, зимы бывают холодные и морозные. Многие птицы улетают на зиму в теплые края. Когда у нас зима, там светит теплое солнце. Остаются в нашей местности только зимующие птицы. Тяжело в зимнюю пору птичкам. Оказывается, они боятся не холода, а голода. Многие из них погибают.

Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма. . В это время года птицам необходима помощь. Чтобы помочь птицам в трудный для них зимний период необязательно придумывать сложные пути решения этой проблемы. Можно просто сделать кормушки и регулярно наполнять их кормом. Простые кормушки может сделать каждый из нас, используя для этого пустые упаковки из под соков, молока. А так же пластиковые бутылки. Можно изготовить кормушки в виде домиков, беседок и т. д. Главное, чтобы кормушки были удобны для птиц. Кормом для птиц могут служить различные семена и ягоды, крошки хлеба.

Покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее. Вот почему, мы – обучающиеся 4 класса решили незамедлительно принять участие в этом актуальном проекте «Покормите птиц зимой». В нашем проекте представлен отчёт о проделанной работе: виды зимующих птиц, разные виды кормушек, которые можно смастерить своими руками из подручного материала, рецепты кормов с учётом видов птиц и особенностями их питания, проведённые мероприятия, фотографии, плакаты, памятки.

Проблема

Зимой нашим пернатым друзьям очень трудно найти и добыть себе корм. Вот почему так важна зимняя подкормка птиц. Она помогает сохранить как обычные. так и редкие виды птиц, многие ведь из них остаются на зимовку в нашем регионе. Следовательно,нужно решить проблему с подкормкой и сделать доброй традицией развешивание кормушек в садах, парках, возле домов и на пришкольном участке в нашей местности.

Гипотеза

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, тем самым сохранить их численность, сделав кормушку своими руками.

Люди давно уже придумали, как помогать зимовать птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое крестьянское хозяйство. «Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна-

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. (А. Яшин)

Цель и задачи проекта

Цель проекта :

Изучение разнообразия зимующих птиц нашей местности, их образа жизни и поведения, оказание посильной помощи братьям нашим меньшим и сохранение их численности в трудный зимний период.

Задачи проекта:

Собрать сведения о зимующих птицах нашей местности;

Познакомить с различными способами изготовления кормушек из подручного материала (коробки из-под сока, молока, пластиковые бутылки);

Изучить кормовую базу зимующим птицам;

Изготовить кормушки и развесить их на пришкольном участке;

Подобрать корм для птиц, вести подкормку;

Наблюдать за птицами, посещающими кормушку.

Предмет исследования: зимующие птицы

Методы и приёмы исследования:

    Метод изучения (сбор информации, работа с литературой и интернет – источниками);

    Метод наблюдения (экскурсии);

    Творческая и практическая работа;

    Метод анализа и обобщения (обработка собранной информации).

Эмблема проекта


Паспорт проекта

Название проекта

«Покормите птиц зимой»

Тип проекта

Познавательно-творческий.

Долгосрочный (октябрь – апрель), коллективный.

Сроки реализации

2015-2016 уч. год

Школа

МОУ Ветлужская школа-интернат

Целевая аудитория

Учащиеся начальных классов (4 класс)

География проекта

г. Ветлуга, Нижегородская обл.

Визгалова С. А. - учитель начальных классов МОУ Ветлужская школа - интернат

Деловые партнёры

Администрация школы, родители, воспитатель, библиотекарь школы - интернат.

Ресурсное обеспечение проекта

Вид

Ресурсов

Перечень действий

Технические

(оборудование)

1.Сеть Интернет для поиска необходимой информации (на базе школы или дома)

2.Компьютер,ксерокс,мультимедийный проектор, интерактивная доска, фотоаппарат на базе школы.

Кадровые

Учитель, обучающиеся класса, их родители, воспитатель, библиотекарь.

Нормативно-правовые

Утвердить местоположение уголка птиц на пришкольном участке.

Программно-методические

Дидактические игры, загадки, пословицы, рассказы о зимующих птицах; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки.

Материальные

Подручный материал, клей, нитки или шпагат, ножницы (для выполнения кормушек), макеты, рисунки).

Подготовить корм для птиц (сухие ягоды, семена, крошки хлеба и т. д.).

Организационные

План и этапы реализации проекта.

Этапы реализации проекта

1 этап

октябрь – ноябрь 2015

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.Анкетирование.

2.Анализ проблемы проекта.

3. Обсуждение цели и задач с участниками проекта.

4. Составление перспективного плана.

5.Сбор информации о зимующих птицах нашего края.

6.Дидактические игры.

7. Изучение информации о любимом лакомстве зимующих птиц нашего края и его з аготовка.

2 этап

ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТЫ

1.Составление, изготовление и распространение листовки – обращения « Птицы – наши друзья!».

2. Сбор информации о различных видах кормушек и материала для их изготовления.

3. Изготовление кормушек.

4. Развешивание кормушек и подкормка птиц.

5. Памятки: « Птичьи приметы» и « Как подкармливать птиц».

6. Экскурсии и наблюдения.

3 этап

апрель 2016

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.Обработка результатов по реализации проекта

(сбор сведений в « Дневник наблюдений»).

2.Выводы и заключение.

3. Результаты проекта.

Реализация проекта

1 этап – подготовительный

Для изучение общественного мнения и определения актуальной социальной проблемы, было проведено анкетирование обучающихся 4 класса. В нём приняли участие 8 человек. (Приложение №1)

В результате анкетирования получились следующие результаты: 80% детей считают первоочередным делом сделать кормушки. Тем самым, перед нами была поставлена проблема, которую мы захотели решить, обсудив и поставив определённую цель и задачи, которые привели бы нас к решению данной проблемы.

План работы над проектом

    Сбор информации о зимующих птицах нашего края.

    Дидактические игры.

    Изучение информации о любимом лакомстве зимующих птиц нашего края и его заготовка.

    Составление, изготовление и распространение листовки – обращения « Птицы – наши друзья!».

    Сбор информации о различных видах кормушек и материала для их изготовления.

    Изготовление кормушек.

    Развешивание кормушек и подкормка птиц.

    Памятка: « Птичьи приметы» и « Как подкармливать птиц».

    Экскурсии и наблюдения.

    Обработка результатов по реализации проекта.

    Сбор сведений в « Дневник наблюдений».

    Выводы и заключение.

    Результаты проекта.

Далее, мы незамедлительно начали работу по нашему проекту со сбора информации из разных источников (интернет, книги, журналы) о разнообразии птиц на земле и более подробно остановились на зимующих птицах нашей местности. Мы узнали, что птиц на земле очень много - около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например пингвин.

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми.

Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел.

Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнёзда на земле или ветвях деревьев и кустов.

Есть птицы перелётные, которые с наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края. А есть птицы зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень в снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны. Чтобы получить больше информации о зимующих птицах мы рассматривали картинки, читали произведения В. Бианки о птицах, учились рисовать любимую птичку. В нашей местности зимующие птицы это, ворона, снегирь, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Мы расскажем о некоторых из них. (Приложение № 2)

Воробей - в нашей местности воробей представлен двумя видами - воробей домовой или городской и воробей полевой или деревенский. Воробей домовой - одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком. Ведёт оседлый образ жизни. Вес его составляет 23-35 г. Общая окраска оперения у него коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также темно-серым верхом головы. Домовый воробей - постоянный сожитель человека, замечательно приспосабливающийся к жизни в обстановке, меняющейся под влиянием хозяйственной деятельности человека. В поселениях человека воробей находит благоприятные условия для гнездования и обильный корм, обеспечивающий ему оседлый образ жизни. Гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями. Селится непосредственно у жилья человека или близ его поселений. Питается домовый воробей в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми, которыми также выкармливает и птенцов. В человеческих поселениях он подбирает семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов. Посещает он также ближайшие поля и сады, поедая здесь хлебные злаки, склевывает ягоды вишни, смородины, винограда, а весной цветочные почки. Там, где поблизости полей нет, вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает насекомых и семена дикорастущих трав.

Ворона – длина тела 58-62 см, масса самцов 1100–1550 г, самок 800–1315 г. Оперение однотонное чёрное, с металлическим блеском. Клюв очень мощный и острый. Окраски самца и самки одинаковы. Продолжительность жизни - рекордная для птиц - 50–75 лет, но есть данные и о еще больших сроках. Часто встречается рядом с жильём человека, и на свалках. Ведёт оседлый образ жизни. Гнездится в лесах, парках, пойменных насаждениях. Гнёзда располагает на деревьях. Всеядны. Едят насекомых, семена, падаль, ловят грызунов и других мелких животных, рыбу. Разоряя гнезда других птиц, поедают яйца и птенцов. Очень осторожны, избегают человека. Однако в неволе легко приручается и даже способны имитировать человеческую речь.

Дятел - длина тела - 23–26 см, масса - 70–100 г. В окраске преобладают черные и белые тона, у самцов - красный затылок. На голове у молодых самцов красная шапочка. Верх черный с белыми пестринами, низ белый с красным подхвостьем. Ноги у дятла короткие и очень сильные, с цепкими когтями, два пальца направлены вперед, два - назад. Клюв прямой (редко слабо искривленный), служащий для выдалбливания дупл для гнезд и для раскалывания коры в поисках пищи. Гнездится в пригодных для устройства дупел деревьях. Летом питается, в основном, древесными насекомыми. Сильными ударами он разбивает кору, обнажая ходы насекомых, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, извлекает личинок и взрослых насекомых. Зимой питается семенами сосны и ели. Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена

Снегирь - одна из наиболее широко известных перелётных птиц России. Снегирь-самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самок красный цвет замещен буровато-серым. Значительно крупнее воробья: весит 32–34 г. Питается снегирь семенами деревьев и трав, ягодами. Насекомые и пауки - только в качестве дополнительного корма. Птенцов родители кормят размягченными семенами. Зимой поедают почки. Снегирь - доверчивая и общительная птица.

Синица – длина ее тела 14 см. Голова черная с белыми щеками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая), брюшко ярко-желтое с черной продольной полосой, более широкой у самцов и молодых птиц. Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках.

Голубь - длина тела - 30–35 см, вес 260–380 г. У голубей насчитывают 28 разновидностей окраски. Обычно она сизая, с фиолетовым, медно-красным и зеленым отливом на шее. Светлая поясница, почти белая внутренняя сторона крыла, сверху на сером крыле две сплошные черные полосы. Оперение вокруг глаз отсутствует. Клюв чёрный, с восковицей беловатого цвета у основания. «Полудомашние» голуби обитают в населенных пунктах, рядом с жильем человека. Питаются различными семенами, зерновыми культурами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби, живущие рядом с людьми, легко приспосабливаются к употреблению в пищу пищевых отбросов человека и бросового зерна.

А также мы узнали, что:

- 12 ноября по народному календарю – День Зиновия Синичника . Празднуется прилёт зимних птиц - синиц, щеглов, снегирей, свиристелей, чечёток и многих других.

- 15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.

В течение подготовительного этапа для закрепления полученных знаний о птицах, были проведены следующие дидактические игры: «Разрезная картинка», «Четвертый лишний», «Зимние гости», «Верю – не верю», «Закончи предложение», «Прилетели птицы». (Приложение № 3)

Перед тем как перейти к работе основного этап нашего проекта, нам нужно было узнать, чем же любят питаться зимующие птицы и заготовить по мере возможности им корм на зиму ( гроздья ягод рябины, черной и красной бузины; пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.; семена клена; пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые); нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли; шишки, орехи).

Подкормку птиц следует проводить с начала ноября до середины- конца апреля. Корм для них может быть самым разнообразный: пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Очень хорошей подкормкой оказывается скорлупа куриных яиц.

Но у каждой птицы есть своё любимое лакомство, например:

У ВОРОБЬЯ – крошки хлеба, крупа, различные семена.

У СИНИЦЫ – кусочки несоленого сала, мясо, творог.

У ЩЕГЛА – семена репейника, подсолнечника.

У СНЕГИРЯ – плоды рябины, калины, клена, липы.

У СВИРИСТЕЛИ – сочные плоды рябины, калины, бузины, шиповника.

Важно было узнать, что крупные семена желательно раздавливать, а крошки хлеба и остатки каш надо смочить растительным маслом, чтобы они не смерзались. Необходимо помнить: прокисшие или заплесневелые продукты вызывают у птиц острые кишечные расстройства и даже могут привести к гибели. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Мясо и сало можно дать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные куски они не смогут клевать. Очень интересным для нас показался рецепт « Зимнего пирога» для птиц(В сковороде растопить несолёный нутряной жир или сало, добавить семечек, « Геркулеса» и других семян злаковых в пропорции 1: 3 жира на 2: 3 добавок, перемешать и выставить на холод; когда пирог остынет и затвердеет – угощение готово. Его можно нарубить кусочками и развесить в саду, размазать по поверхности корм.

2 этап – основной

Для привлечения внимания к нашей проблеме детей из других классов, мы решили составить, изготовить и распространить листовку – обращение: « Птицы – наши друзья!». (Приложение № 4)

Все понимают, что подкармливать птиц, особенно в зимний период не так сложно, как об этом думают некоторые люди. Всё же кому-то кажется, что трудней всего сделать кормушку. Ничего сложного в этом нет, просто для каждого вида птиц есть свой вид кормушек.

Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала .

Но важно помнить несколько основных правил:

1. У кормушки обязательно должна быть крыша , иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким , чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее. Ниже изображено несколько схем самых простых кормушек, которые можно изготовить в домашних условиях.

Сначала число птиц, прилетающих к кормушке, будет невелико. Но со временем оно возрастет при условии, что вы регулярно будете наполнять ее кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно.

Узнав всё это, у нас возникла идея – изготовить своими руками кормушки для птиц, повесить их на территории нашей школы и кормить их каждый день до наступления середины весны.

Изготовление кормушек и постоянная забота о зимующих птичках считается делом младшего поколения. И мы все с восторгом исполнили его: как радостно смотреть, как благодаря тебе в сад прилетают изголодавшиеся птички и, отведав угощения, ласково поют на ветках - будто спасибо добрым людям говорят!

Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Но обязательное условие – защита корма в них от ветра, снега, дождя.

Изготовление кормушки - дело нехитрое, но и у него есть свои законы. Кормушку можно сделать из кусочка твердого материала. Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась. Края кормушки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик - так еда не выпадет и ветром ее не унесет, а сверху у кормушки надо сделать широкую крышку.

Желательно, чтобы ширина щели между бортиком и крышкой составляла 6–8 см – при этом корм становится недоступным для не прошеных гостей – серых ворон и галок. Подкормка этих птиц нежелательна, так как они являются переносчиками различных опасных заболеваний и разоряют весной гнезда певчих птиц.

Чтобы сделать встречу с пушистым хищником менее вероятной, кормушку надо подвешивать на дерево как можно выше, зацепляя за тонкие веточки, по которым хищнику не пробраться. Подвешивают кормушку за веревочки, привязанные к четырем сторонам дна поделки (для этого в краях проделываются дырочки и веревочки завязываются узелком.

Для того чтобы смастерить кормушки, нам понадобилось всего ничего: пустые картонные коробки из - под сока или молочных продуктов, пластиковые бутылки, несколько кусков веревки, ножницы и нож.

Мы предлагаем некоторые варианты изготовления кормушек. Сделать их просто, никаких особых навыков не потребуется. (Приложение № 5)

Из молочного пакета - является одним из простых способов выполнения кормушки. Для ее изготовления прорежьте леток, бумажную пирамидку зацепите за вершину и повесьте на дерево.

Хорошей кормушкой будет интересная идея, а именно из двух упаковок от сока. Идея достаточно креативная, и такая простая в изготовлении, что может своим раскачиванием отпугивать воробьев, а синичкам только в удовольствие.

Можно в упаковке с хлопьями геркулеса сделать небольшие отверстия и повесить. Птички точно оценят по достоинству наш труд.

Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.

Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе.

И вот мы принялись за дело. Собрав необходимый подручный материал, мы начали делать кормушки. (Приложение № 6)

Нашими совместными усилиями, все кормушки были развешены на территории школы. (Приложение № 7)

Перед тем как каждый день ходить на экскурсии и наблюдать за птицами, мы составили памятки: « Как подкармливать птиц” и « Птичьи приметы» (Приложения № 8, 9)

Каждый день мы стали наблюдать за птицами и кормушками и заметили, что птиц на территории школы стало больше. Из наших наблюдений стало видно, что посещать подкормочные площадки более активно они начинают с ноября по февраль. Мы определили, что на территорию школы действительно прилетают снегири, воробьи, синицы, голуби, снегири, чёрный ворон и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв, а меньше всего снегирей. Мы каждый день кормили птиц и наблюдали за ними. Птицы возле кормушек стали появляться с самого рассвета, поэтому корм приходилось засыпать с вечера. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки, с семенами и ягодами рябины.

Наблюдения за поведением птиц на кормушке описали в листах наблюдений. (Приложение № 10)

3 этап – заключительный

Проводя каждодневные наблюдения, мы фиксировали в свой дневник наблюдений:

Дату;

Чем кормили;

Кто прилетал;

Что съели;

Что осталось. (Приложение № 11- образец)

Проведя наблюдения за птицами, мы сделали следующие выводы:

Птицы с удовольствием прилетают к нашим кормушкам и лакомятся кормом.

- число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем

птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.

В нашей местности зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы (рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири).

- птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма, сытой птице мороз не страшен.

Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки,нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

- возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками.

Наши наблюдения подтверждают гипотезу. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

В нашей столовой каждый день было много гостей. Птицы стали нашими друзьями. Мы постарались оправдать их доверие. На следующий год, мы собираемся продолжить эту работу и принести много радости нашим пернатым друзьям. Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле! А птицы не останутся в долгу, летом они защищают растения от вредителей. Кормушки, расположенные на пришкольном участке – отличное средство пропаганды охраны птиц. Данный проект будет иметь логическое продолжение в акции « Здравствуйте, пернатые» (изготовление и развешивание скворечников), которая будет приурочена к Международному дню птиц – 1 апреля.



Социальная оценка результатов реализации проекта

План проекта был полностью реализован. Инициативная группа (все учащиеся класса) награждена грамотами. В проекте приняли участие и родители обучающихся. Доброе дело не прошло не замеченным. На территории школы была организована природоохранная зона для птиц.

Администрация школы и учащиеся положительно оценили деятельность учащихся.

Результат проекта

Для воспитанников:

1.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

2. Повышение экологического сознания у всех участников проекта и воспитание бережного отношения к природе родного края.

Для родителей:

1.Повышение активности к заботе и помощи пернатым друзьям в зимнее время.

2.Возможность увидеть достижения и успехи своих детей.

3.Готовность к сотрудничеству.

Для педагогов:

1.Удовлетворенность от результатов своей деятельности.

2.Новые проекты, перспективы.

3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.

4.Возможность размещение методических материалов на образовательных сайтах, участие в интернет - конкурсах.

Литература

1.М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2008г.

2.Материалы газеты «1000 советов».

3.В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.

4.Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.

5.Материалы журналов: «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».

6.Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.

7.Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль: Академия развития, 2004

8 . Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных / Ю.А. Амченков// ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008 – 256 с.

10 . Ресурсы Интернета:

11.Ресурсы Интернета:http://www.ecosystema.ru

12.Ресурсы Интернета:http://ru.wikipedia.org

Приложения

Приложение № 1

Анкета для обучающихся

Пронумеруйте мероприятия, какие вы считаете самыми необходимыми в зимний период, в порядке значимости.

    Построить снежный городок.

    Залить каток.

    Проложить лыжню.

    Поиграть в снежки.

    Расчистить дорожки.

    Смастерить кормушки для птиц.

Приложение № 2

Зимующие птицы










Приложение № 3

1. Дидактическая игра «Разрезная картинка».

Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)

2. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь.

2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.

3. Дидактическая игра «Зимние гости»

Цель: активизировать в речи пространственные термины и предлоги.

Ход игры:

Во время прогулки учитель предлагает детям игровую ситуацию. «Птицы разлетелись по нашему участку. Давайте отыщем их и покормим. Искать будем по схемам»

Учитель раздаёт каждому свою схему. В разных местах участка разложены плоскостные изображения птиц, в соответствии со схемой.

«Внимательно рассмотрите схему и скажите, кого вам нужно найти и где эта птица спряталась»

Дети отыскивают нужную птицу и рассказывают о её местоположении, используя пространственные предлоги: под, на, слева, справа и др.

4. Дидактическая игра «Верю – не верю»

Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры:

Учитель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю.

· Клесты выводят птенцов зимой.

· У синицы желтая грудка.

· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

· У сороки длинный черный хвост.

· У свиристеля на голове хохолок.

· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

· Ворона питается остатками пищи.

· Клесты любят семена шишек.

5. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.

Ход игры:

Учитель читает пословицу, а дети должны закончить ее.

Птицы нахохлились – (к непогоде.)
Снегирь под окном зачирикал на снегу – (к оттепели и слякоти).

6. Дидактическая игра “Прилетели птицы”.

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры:

Учитель: Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!

Приложение № 4

Листовка - обращение

Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Ученики 4 класса.

Приложение № 5

Виды кормушек






Приложение № 6

Изготовление кормушек






Приложение № 7

Развешивание кормушек



Приложение № 8

Памятка “Как подкармливать птиц”.

    Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов, а также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

    Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

    Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

    Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но, ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

    Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

    Кормушки нужно держать в чистоте.

    Следите, чтобы в кормушке не было снега.

    Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.

    Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом.

    По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

Приложение № 9

Птичьи приметы.

1.Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

Приложение № 10

Листы наблюдений.

1.Кормушка. (Ершов Николай )

Я сам сделал кормушку. Насыпал семечки, крупу. К нам прилетают воробьи, синицы, снегири. Мне очень нравятся снегири. У них красная грудка. Они похожи на яблочки. Мы поможем перезимовать этим замечательным птицам.

2.Наша кормушка. (Шевелёва Ольга )

Наступила зима. Птицам трудно добывать корм. Я смастерила кормушку и повесили её около школы. Насыпала крошки в кормушку. Стала наблюдать. Птички прилетели и стали дружно клевать корм. Я уверена, что птицы не погибнут от голода.

3.Снегирь, синицы и воробьи. (Зверькова Валерия)

Я сделала кормушку и украсила её. Насыпала зерна. Вскоре прилетели птицы. Синицы и воробьи стали клевать зёрнышки. Снегирь наблюдал за ними со стороны. Когда они улетели, снегирь смело подлетел к кормушке. Он быстро склевал оставшиеся зёрнышки. Я счастлива, что мои птицы сыты. Завтра я насыплю корм и буду ждать гостей. Сделайте кормушку и вы. Летом птицы отблагодарят всех.

4.Столовая для птиц. ( Зеленцов Денис )

Я сделал кормушку для птиц, чтобы им было легче зимой. Так как в это время года птицам очень трудно найти корм. В первый день, когда мы повесили кормушку, прилетело мало птиц. Но с каждым днём их стало появляться всё больше и больше. Частые гости в нашей кормушке – синички, воробьи, сороки. Я их кормлю пшеничкой, семечками, хлебными крошками. Птицы сидят и что-то щебечут. Наблюдаю и радуюсь. Наверное, они говорят мне спасибо.

5.У кормушки. (Миронова Анастасия)

Я каждый день насыпала в кормушку зерно и крошки хлеба, за день птицы всё съедают, так что к вечеру кормушка уже пуста. Рядом с кормушкой я привязывала ещё и кусочек сала. Его птицы не успевали съедать за день, его им хватало на несколько дней.

6.У моей кормушки. (Рыжов Юрий)

Я решил посмотреть на поведение птиц, если в кормушке не будет корма. Утром птицы по привычке прилетали, но не найдя еды улетали. На дереве, на котором обычно днём собирается большое количество птиц, когда кормушка пустая, не было ни одной птицы. Но как только я подошёл к кормушке, чтобы высыпать корм я заметил, что птицы начали потихоньку слетаться на дерево около моей кормушки. И буквально через несколько секунд, после того, как я насыпал корм, на кормушке уже не было отбоя от птиц.

Приложение № 11

Дневник наблюдений


Актуальность проекта:

В стремительно развивающемся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно острой и актуальной. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.

В холодное время года зимующие птицы страдают не столько от холода, сколько от голода. Доступной пищи становится все меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому некоторые птицы не могут пережить зиму и погибают.

Анализ проведенных с детьми бесед показал, уровень знаний детей о зимующих птицах и оказании помощи птицам зимой недостаточный.

Очень важно научить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению желания помогать птицам зимой.

Проблема:

Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края. У детей не сформированы знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том, как они сами могут помочь птицам.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживой и живой природы и роли человека в жизни птиц.

Расширить представление детей о зимующих птицах.

Обобщить знания детей о повадках птиц.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях.

Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения природы.

Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Ожидаемый результат:

- Уучастников проекта систематизировались и расширились знания о внешнем виде птиц, их названиях и образе жизни, о способах приспособления к жизни в зимний период; сформировалось желание и проекта помогать птицам; расширился словарного запас; родители приобщились к совместной деятельности.

Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей, кормушек сделанные родителями с детьми.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

Определить тему проекта.

Сформулировать цели и задачи проекта.

Составить план реализации проекта.

Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап – основной, организационно-практический

Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.

Беседа «Птицы зимой»

Продуктивная деятельность

  • Аппликации «Птичка-синичка», «Снегирь».
  • Рисование «Воробьи» (нетрадиционная техника: рисование ладошками).
  • Лепка «Грозди рябины».

Просмотр презентации: «Перелётные и зимующие птицы»

Проведение пальчиковой гимнастики «Птицы», «Сел на ветку снегирёк».

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Игра-диалог «Чем питаются зимующие птицы?»

Подвижная игра «Филин и пташки.

Подвижная игра «Перелёт птиц».

Подвижная игра «Совушка».

Подвижная игра «Воробьи и кот».

Чтение. Стихи: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко».

Чтение и разучивание стихотворения З. Александровой «Новая столовая».

Наблюдение за птицами у кормушки, птичьи следы.

Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек «Покормите птиц зимой».

3 этап – заключительный

Подведение итогов конкурса кормушек.

Развешивание кормушек на участке.

Проведение наблюдения за птицами в кормушках.

Результат.

В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.

Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»

Введение

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляется идея - познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому был разработан проект «Птицы на кормушке».

Цель проекта: создать условия для развития детской исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность «Птицы на кормушке»

Проблема . Почему не все птицы улетают в теплые края?

Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.

Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

Объект исследования : зимующие птицы нашего города.

Методы исследования , которые ребенок для себя определяет сам:

  • Подумай сам.
  • Спроси у другого.
  • Посмотри в книге, получи информацию по интернету.
  • Понаблюдай.

Теоретический этап исследования

Я обратился за помощью к старшему брату, к родителям, воспитателям. Оказывается, рядом с нами и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, свиристели, вороны, клесты, дятлы, совы. Мне захотелось узнать подробнее о каждой птице. В этом мне помог брат. С помощью интернета, на страницах книг я рассмотрел фотографии птиц, узнал об особенностях их зимовки.Вот, что я узнал:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например:сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц - воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм - ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках - то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма - семян из еловых шишек.

Практический этап исследования

Я очень удивился, когда узнал, что синицы любят сало. Подумал, а где она его берет? Вспомнил, что синицы, что бы выжить зимой прилетают поближе к жилью человека.

1. Изготовление кормушек .

Вместе со старшим братом смастерили разные кормушки и развесили их в своем дворе и на участке детского сада. Поинтересовался у родителей и воспитателей, чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби - были главными гостями. А вот синицы прилетали когда мы уходили с прогулки. Они видимо, очень пугливы и осторожны.

2. Питание птиц.

Подкармливая птиц, я наблюдал и узнал, что:

  • почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.
  • синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.
  • Пшено и просо - любимая еда воробьев.
  • Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.

А снегири на мою кормушку так и не прилетели, я для них приготовил ягоды рябины. Но я буду их ждать - надеюсь, что прилетят.

Результаты исследования:

1. Теперь я знаю зимующих птиц и могу определить их по внешнему виду.

2. Оформил альбом о зимующих птицах.

3. Составил рассказ о птицах для детей своей группы по плану: внешний вид, где живут, чем питаются.

Моя гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.

4. Я привлек своих друзей к оказанию помощи птицам. И теперь мы вместе следим, что бы в кормушках был корм и наблюдаем за ними.

5. Птиц на участке детского сада и в моем дворе стало больше.

Вывод: Зима - трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.