Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.
Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и не торопясь умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тёр изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пёс стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пёс тянулся мокрым носом к Степану – хотел обнюхать этого загадочного зверя.
«Ах, вот как!»
Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.
Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.
У Степана, как у всех котов, были твёрдые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьёв, ловить жёлтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.
Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком – и всё сошло. Степан даже не заболел. Но никогда ещё ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования.
Один только раз за всё лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.
Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой – в неё бросали корки чёрного хлеба для кур. Фунтик подошёл к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабёж.
Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далёкий гром. Степан знал, что это значит, – петух разъярился.
Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.
Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул её в сторону – должно быть, от корки пахло псиной.
Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки.
Но гораздо страшнее петуха была худая чёрная курица. На шее у неё была накинута шаль из пёстрого пуха, и вся она походила на цыганку-гадалку. Купили эту курицу напрасно. Недаром старухи по деревне говорили, что куры делаются чёрными от злости.
Курица эта летала, как ворона, дралась и по нескольку часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать. Сбить её с крыши, даже кирпичом, не было возможности. Когда мы возвращались из лугов или из леса, то издалека была уже видна эта курица – она стояла на печной трубе и казалась вырезанной из жести.
Нам вспоминались средневековые харчевни – о них мы читали в романах Вальтера Скотта. На крышах этих харчевен торчали на шесте жестяные петухи или куры, заменявшие вывеску.
Так же как в средневековой харчевне, нас встречали дома бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. Почему-то старый дом пропах тмином и древесной трухой.
Романы Вальтера Скотта мы читали в пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду тёплый дождь. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зелёная лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.
Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в Средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. Но потом мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном загадочную сказку. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звёздами.
Лягушка так увлекалась этой сказкой, что её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо, – на его ступеньках ухитрялись расцветать одуванчики.
Во время дождя кое-где протекала крыша. Мы ставили на пол медные тазы. Ночью вода особенно звонко и мерно капала в них, и часто этот звон совпадал с громким тиканьем ходиков.
Ходики были очень весёлые – разрисованные пышными розанами и трилистниками. Фунтик каждый раз, когда проходил мимо них, тихо ворчал – должно быть, для того, чтобы ходики знали, что в доме есть собака, были настороже и не позволяли себе никаких вольностей – не убегали вперёд на три часа в сутки или не останавливались без всякой причины.
В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.
Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времён Севастопольской обороны, то огромную тяжёлую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок.
Мы переводили их. Из-под размокшей бумажной плёнки появлялись яркие и липкие виды Везувия, итальянские ослики, убранные гирляндами роз, девочки в соломенных шляпах с голубыми атласными лентами, играющие в серсо, и фрегаты, окружённые пухлыми мячиками порохового дыма.
Как-то на чердаке мы нашли деревянную чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. Шотландия. Делал мастер Гальвестон».
Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.
Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена.
За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. Все сошлись на том, что это был весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о почтальоне, чей рог поёт в туманных долинах, и девушке, собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и рассказывал им их будущую жизнь. Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная шкатулка попадёт из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а всё остальное совсем не похоже на эту далёкую северную страну.

С тех пор мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. Порой нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки. А когда мы что-нибудь сколачивали – стол в беседке или новую скворечню – и спорили, как держать фуганок или пригнать одну к другой две доски, то часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом и, прищурив серый глаз, насмешливо смотрел на нашу возню. И все мы напевали последнюю любимую песенку Гальвестона:
Прощай, земля, – корабль уходит в море!
Прощай навек, мой тёплый отчий дом…
Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.
Но как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия:
В милые горы
Ты возвратишься…
Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались, и даже Фунтик вскочил и слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.
Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.
Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не смогли.
Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но её уже некому слушать, кроме пугливых мышей.
Мы долго потом насвистывали мелодию о милых покинутых горах, пока однажды нам её не просвистел пожилой скворец – он жил в скворечне около калитки. До тех пор он пел хриплые и странные песни, но мы слушали их с восхищением. Мы догадывались, что эти песни он выучил зимой в Африке, подслушивая игры негритянских детей. И почему-то мы радовались, что будущей зимой где-то страшно далеко, в густых лесах на берегу Нигера, скворец будет петь под африканским небом песню о старых покинутых горах Европы.
Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпа́ли крошки и крупу. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали крошки. У синиц были белые пушистые щёки, и когда синицы все сразу клевали, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков.
Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в весёлую мелодию. Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик.
Среди жильцов старого дома кроме Фунтика, кота Степана, петуха, ходиков, музыкального ящика, мастера Гальвестона и скворца были ещё приручённая дикая утка, ёж, страдавший бессонницей, колокольчик с надписью: «Дар Валдая» и барометр, всегда показывавший «великую сушь». О них придётся рассказать в другой раз – сейчас уже поздно.
Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно.

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а то дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как зо глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот...

@ «ЖЕЛТЫЙ СВЕТ». (отрывок)



5 класс Русский язык Радченко Ю.В. 20.11.14

Р./Р. Обучающее изложение с элементами описания

(К.Г.Паустовский «Шкатулка»)

Научить писать изложения c элементами повествования;

Развивать умение видеть особенности повествовательного типа текста;

воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского.

Ход урока

1.Оргмомент

2. Проверка д.з.

3. Изучение новой темы.

Памятка стр.296.

Упражнение

-Чтение первой части рассказа.

    Вопросы и задания по первой части текста.

    -Найдите и подчеркните в тексте глаголы.

    -Почему их так много?

(Их так много, чтобы проследить всю последовательность событий)

    - Какой тип речи использует писатель?

(Повествование)

    -Охарактеризуйте повествование как тип речи.

( Повествование – это такой тип речи, при котором главное кто действовал, что происходило, где, когда и как? В повествовании обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем… и наконец).

    -Докажите, что это текст.

(Текст посвящён находке в старом доме – шкатулке.)

    -Сформулируйте тему и идею.

(Главная мысль текста – время не щадит чудо, созданное человеческими руками, но чудо, прекрасные произведения старины, всегда будут привлекать нас, вызывать восхищение и любопытство, желание оживить…)

    -Придумайте название текста.

(«Старая шкатулка», «Находка», «Шкатулка, играй!»)

    -Найдите начальную часть текста – вступление.

- В каком абзаце завязка действия?

(Во втором абзаце.)

    - Прочитайте все выделенные глаголы, передающие последовательность действия:

Нашли, принесли, вытерли и открыли, завели, но не играла, нажимали, поставили, забыли.

Последовательность действия – это движение от начала до конца.

    - К какому типу монологической речи (рассказ от имени кого-то) мы отнесём текст?

(Повествованию, потому что указано, кт о действовал, что происходило, где и когда .)

Словарная работа:

    повествование– однокоренное к весть, повесть, известие, извещение.

Чтение второй части рассказа.

    Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам. И из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия…

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала. И как мы ни бились, но заставить её снова заиграть мы не смогли.

    Вопросы и задания по второй части текста.

    - Докажите, что этот текст тоже повествование.

(Когда, где, что случилось?)

    -Какое название можно дать этому тексту?

(«Шкатулка проснулась».)

    -Найдите глаголы, которые в изобилии встречаются в любом повествовании о каком-то событии.

(Раздался, ударял, возникла и полилась, проснулась, заиграла, соскочила то останавливаясь, наполняя, проиграла, замолчала.)

Работа над планом.

План

1.И полилась мелодия…

2.Шкатулка заиграла.

3.Даже ходики притихли.

4.Концерт окончен.

5. Подведение итогов

Что нового узнали на уроке?

6. Домашнее задание

Написать изложение, используя план.

Был ли это сон или час ночной таинственной жизни, которая так похожа на сновидение? Казалось мне, что осенний грустный месяц уже давным-давно плывет над землей, что наступил час отдыха от всей лжи и суеты дня. Казалось, что уже весь, до последнего нищенского угла заснул Париж. Долго спал я, и наконец медленно отошел от меня сон, как заботливый и неторопливый врач, сделавший свое дело и оставивший больного уже тогда, когда он вздохнул полной грудью и, открыв глаза, улыбнулся застенчивой и радостной улыбкой возвращения к жизни. Очнувшись, открыв глаза, я увидал себя в тихом и светлом царстве ночи.

Я неслышно ходил по ковру в своей комнате на пятом этаже и подошел к одному из окон. Я смотрел то в комнату, большую и полную легкого сумрака, то в верхнее стекло окна на месяц. Месяц тогда обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно. Но все четыре окна были озарены ярко, как и то, что было возле них. Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. И в кресле у крайнего окна сидела та, которую я любил, – вся в белом, похожая на девочку, бледная и прекрасная, усталая ото всего, что мы пережили и что так часто делало нас злыми и беспощадными врагами.

Отчего она тоже не спала в эту ночь?

Избегая глядеть на нее, я сел на окно, рядом с ней… Да, поздно – вся пятиэтажная стена противоположных домов темна. Окна там чернеют, как слепые глаза. Я заглянул вниз, – узкий и глубокий коридор улицы тоже темен и пуст. И так во всем городе. Только бледный сияющий месяц, слегка наклоненный, катится и в то же время остается недвижимым среди дымчатых бегущих облаков, одиноко бодрствуя над городом. Он глядел мне прямо в глаза, светлый, но немного на ущербе и оттого – печальный. Облака дымом плыли мимо него. Около месяца они были светлы и таяли, дальше сгущались, а за гребнем крыш проходили уже совсем угрюмой и тяжелой грядой…

Давно не видал я месячной ночи! И вот мысли мои опять возвратились к далеким, почти забытым осенним ночам, которые видел я когда-то в детстве, среди холмистой и скудной степи средней России. Там месяц глядел под мою родную кровлю, и там впервые узнал и полюбил я его кроткое и бледное лицо. Я мысленно покинул Париж, и на мгновение померещилась мне вся Россия, точно с возвышенности я взглянул на огромную низменность. Вот золотисто-блестящая пустынная ширь Балтийского моря. Вот – хмурые страны сосен, уходящие в сумрак к востоку, вот – редкие леса, болота и перелески, ниже которых, к югу, начинаются бесконечные поля и равнины. На сотни верст скользят по лесам рельсы железных дорог, тускло поблескивая при месяце. Сонные разноцветные огоньки мерцают вдоль путей и один за другим убегают на мою родину. Передо мной слегка холмистые поля, а среди них – старый, серый помещичий дом, ветхий и кроткий при месячном свете… Неужели это тот же самый месяц, который глядел когда-то в мою детскую комнату, который видел меня потом юношей и который грустит теперь вместе со мной о моей неудавшейся молодости? Это он успокоил меня в светлом царстве ночи…

– Отчего ты не спишь? – услыхал я робкий голос.

И то, что она первая обратилась ко мне после долгого и упорного молчания, больно и сладко кольнуло мне в сердце. Я тихо ответил:

– Не знаю… А ты?

И опять мы долго молчали. Месяц заметно опустился к крышам и уже глубоко заглядывал в нашу комнату.

– Прости! – сказал я, подходя к ней.

Она не ответила и закрыла глаза руками.

Я взял ее руки и отвел их от глаз. По щекам ее катились слезы, а брови были подняты и дрожали, как у ребенка. И я опустился у ее ног на колени, прижался к ней лицом, не сдерживая ни своих, ни ее слез.

– Но разве ты виноват? – шептала она смущенно. – Разве не я во всем виновата?

И улыбалась сквозь слезы радостной и горькой улыбкой.

А я говорил ей, что мы оба виноваты, потому что оба нарушали заповедь радости, для которой мы должны жить на земле. Мы опять любили друг друга, как могут любить только те, которые вместе страдали, вместе заблуждались, но зато вместе встречали и редкие мгновения правды. И только бледный, грустный месяц видел наше счастье…





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан на основе нашей статьи: Титкова М. Ю. Иллюстрация как средство наглядности в процессе работы с учебным текстом на уроках развития речи // Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013, С. 91–99; Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5?8 классы). ? Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 45–56.

Если мы говорим об изложении, то очень важно, чтобы дети не машинально пересказывали текст, а научились логически рассуждать и могли представить себе картинку того, о чем они хотят сказать. Воображаемая картинка, несомненно, помогает любому человеку не только создать свой текст, но и достовернее пересказать услышанный текст. Поэтому, когда мы готовим детей к изложению, можно познакомить их с этим приемом.

Но воображаемая картинка может возникнуть при условии, что у человека есть в памяти соответствующая информация, то есть человеку знакомы какой-то предмет или какое-то явление. Иногда в силу своего маленького жизненного опыта дети о каких-то вещах могут слышать впервые. Тогда вообразить картинку очень трудно или невозможно вообще. А что, если найти и показать реальную картинку (которой в учебнике нет), объяснить сюжет этой картинки и на основе этого учить ребенка “включать” свое воображение?

Например, в тексте К. Г. Паустовского из учебника Т. А. Ладыженской речь идет далеко не о простом предмете: “Внутри нее были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук” (Ладыженская, 5 класс, 2009, с. 115; 2012, с. 129). Это механизм старинной музыкальной шкатулки. Такую картинку даже не каждый взрослый современный человек сможет вообразить.

Для поиска реальной картинки мы воспользовались Интернетом. Оказалось, что найти нужный материал – дело непростое. К тексту К. Г. Паустовского о музыкальной шкатулке мы смогли найти иллюстрацию только первой части описания шкатулки (“Внутри нее были медные валики с тонкими шипами”). Иллюстрацию второй части описания шкатулки (“Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук”) мы не нашли. Но что делать?.. Во время работы над программным изложением о музыкальной шкатулке (по тексту К. Г. Паустовского) мы показали детям “приблизительную” иллюстрацию, найденную в Интернете, и обратили внимание детей на то, что “медную стрекозу, бабочку или жука” им придется вообразить самим...

Проводится по материалам параграф 55 (упр. 282–283) .

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования организационная структура урока разработана нами в форме технологической карты (см. Приложение 1) .

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Деятельность учителя Осуществляемая деятельность обучающихся
1. Мотивация к учебной деятельности Вступительное слово:

В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова есть такое описание: “механический заводной музыкальный инструмент в виде ящичка, воспроизводящий какую-нибудь мелодию” . Как вы думаете, о каком предмете идет речь? (О музыкальной шкатулке.) Как вы догадались?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

2. Актуализация и пробное учебное действие На слайдах :

В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале? как дальше развивалось действие?). Часто используются глаголы .

В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он?). Для передачи описания используются прилагательные .

Повествование и его структура

I. Вступление (завязка).

III. Заключение (развязка).

На слайде:

Константин Георгиевич Паустовский (1982–1968) – русский писатель, современному читателю известен как автор рассказов и повестей о природе для детей.

“Шкатулка” - отрывок из рассказа К.Г. Паустовского “Жильцы старого дома” (1940).

В доме жило много старых вещей.

Как-то на чердаке мы нашли черную шкатулку. На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: “Сделал мастер Гальвестон”.

Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с не пыль и открыли крышку. Внутри нее были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

Это была музыкальная шкатулка. Мы завели ее, но она не играла . Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

(К. Паустовский)

– О чем повествуется в тексте (тема)? (О находке музыкальной шкатулки и ее звучании.) Озаглавьте его. (Старинная музыкальная шкатулка.)

– Найдите начальную часть текста (вступление).

Отвечают на вопросы. Строят понятные для одноклассников высказывания
– Прослушайте текст. Обратите внимание на иллюстрацию и на то, что “медную стрекозу, бабочку или жука” вам придется вообразить самим (прием воображаемой картинки ).

(Название текста учитель вслух не читает.)

На слайде звучит текст (аудиозапись) на фоне иллюстрации (изображение шкатулки).

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, дополняет ответы

Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст
3. Выявление места и причины затруднения Анализ текста, выполнение заданий учебника (упр. 282)

На слайде:

– Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы: нашли, принесли, вытерли, открыли, завели, не играла, нажимали, поставили, забыли ,так вы поймете последовательность события, о котором повествуется в тексте.

На слайдах:

– Укажите те части текста, в которых описывается шкатулка. (На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: “Сделал мастер Гальвестон”. <...> Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке стрекоза, бабочка или жук.) Как они включаются в повествование?

– Как вы понимаете слова: валик, гулкий, ходики ?

На слайде:

Словарик по тексту

Валик, -а, м. 1. Туго набитая, продолговатая подушка для поперечных краев дивана, тахты. Подложить валик под спину. 2. Утолщeнный и продолговатый предмет цилиндрической формы. Внутри нее были тонкие валики с медными шипами .

Гулкий, -ая, -ое; гулок, гулка, гулко. 1. Слышный издалека, с гудящим отзвуком. Гулкие шаги. Гулкое эхо. 2. С сильным резонансом (способностью усиливать звук). В гулком доме.

Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями. Ходики притихли от изумления.

Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их
Анализ текста, выполнение заданий учебника (упр. 283)

На слайде:

– Как писатель передает с помощью слов игру шкатулки? (...будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам.) Докажите, что это текст художественного стиля. (Писатель красочно изображает игру шкатулки.)

На слайде:

– Назовите определения, которые относятся к существительному звон ? (Стеклянный, переливающийся, чудесный, таинственный.)

Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением (проект)
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Работа над планом (упр. 283)

На слайде :

I. Вступление (завязка).

1. Это произошло осенью, поздней ночью.

II. Основная часть (кульминация).

2. Неожиданное пробуждение шкатулки.

3. Шкатулка играла долго.

III. Заключение (развязка).

4. Шкатулка проиграла все свои песни и замолчала.

На слайде слова с неизученными орфограммами:

  • как-то
  • кто-то
  • какая-нибудь
  • стеклянный

На слайде повторно звучит текст (аудиозапись) на фоне иллюстрации (изображение шкатулки).

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся

Составляют план изложения совместно с учителем
Написание изложения (упр. 283)

Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации

Список литературы

1. Титкова М. Ю. Иллюстрация как средство наглядности в процессе работы с учебным текстом на уроках развития речи // Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013, С. 91–99; Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5?8 классы). ? Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 45–56.

2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. ? М.: Просвещение, 2012.

3. Комиссарова Л. Ю. Содержание обучения русскому языку в V классе (примерное планирование) // Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. – М.: Просвещение, 2012. С. 40–41.

4. Русский язык. 5 класс: Конспекты уроков по развитию речи / Сост. И. В. Карасева. ? Волгоград: Учитель, 2004. С. 38?45.

5. ReWord [Бесплатная программа-словарь]. ? Режим доступа: http://reword.org

6. Технологические карты уроков [Шаблон технологической карты] / Русский язык. 5 класс: Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. I часть [Программа для установки через Интернет] / Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2015. – Режим доступа: