После двухлетнего перерыва довелось мне еще раз побывать на этом глухарином току. Старинный приятель Егорыч встретил меня, с досадою покачивая головою.
- Плохо наше дело, - сказал он. - Наш глухариный ток нынче стал не тот. Дай бог, чтобы на всем току несколько птиц живых осталось.
- Браконьеры, что ли, завелись? - спросил я.
- Какие у нас браконьеры! Будет похуже.
- Да что такое?
- Филин! Филин разбойничает на току.
Я и прежде слыхивал от старых охотников о проказах филина, охотящегося на глухариных токах. По словам этих охотников, где повадится филин - глухариному току конец. Охотится филин так же, как люди, пользуясь беззащитностью токующих птиц.
- Что же, совсем, что ли, птицы не стало? - с грустью спросил я Егорыча.
- Есть птица, да ток теперь стал не тот, - ответил мне старый приятель.
Под вечер я один отправился в лес на знакомое место. Уже на подслухе (обычно охотники приходят на ток перед закатом солнца, чтобы заранее услышать, где усаживаются вечером на деревьях слетающиеся птицы) я заметил перемену. Глухари слетались лениво и рассаживались осторожно по краям токовища.
Возвращаясь с подслуха, я натолкнулся в темноте на черный предмет. Нагнувшись, я рассмотрел мертвого глухаря. Голова и крылья были целы. С груди и спины мясо было ощипано, торчали голые кости скелета. Я знал, что звери - лисицы, норки, хорьки, - поймав крупную птицу, обычно съедают голову. Осмотрев глухаря, я решил, что его убил хищник пернатый. "Наверное, - подумал я, - это проделки филина, расстроившего мне охоту и уничтожившего глухариный ток".
С большим негодованием на лесного разбойника устраивался я на ночлег. Сидя у костра, я вспоминал прежние удачные охоты. "Только бы мне попался этот разбойник!" - злорадно думал я, и рука тянулась к ружью.
Ранним утром, еще до рассвета, я затоптал костер и, оправив свое охотничье снаряжение, отправился на ток. Я шел тихо, прислушиваясь к звукам, наполнявшим просыпавшийся лес. Иногда я останавливался, думал: "Только, только бы встретить лесного разбойника!"
Я долго бродил по токовищу. Пели всего две-три птицы. Глухарь пролетел над моей головой. Я не вытерпел, выстрелил влет, и огромная птица, ломая ветви, грузно упала на землю. Я поднял птицу, спрятал в мешок и, присев на пенек, закурил трубочку.
Странный, очень громкий, как бы наполнявший весь лес звук поразил мой слух. Я услыхал шум близкой борьбы, громкое хлопанье крыльев. Схватив ружье, я со всех ног бросился бежать. "Филин, это филин поймал и убивает глухаря!" - думал я, продираясь сквозь густую чащобу. Задетая сучком шапка слетела с меня. Не обратив внимания на потерю, я бежал на непрекращавшийся звук борьбы. Я был уверен, что увижу филина. Ружье я держал наизготовку.
На краю раскрывшейся перед глазами лесной зеленой поляны я остановился. То, что я увидел, не соответствовало ожиданиям. Вместо разбойника филина, приканчивающего свою добычу, я увидел дерущихся самцов-глухарей. Это был настоящий рыцарский турнир. Одетые в бронзовые латы лесные рыцари бились на покрытой бархатным мохом арене, а их прекрасные дамы, поквохтывая и ободряя бойцов, сидели вокруг на березах.
Пораженный чудесным зрелищем, едва переводя дух, я остановился. Боясь двинуться, я стоял за стволом дерева, и передо мною продолжался лесной турнир. Я близко видел надувшиеся шеи и красные брови. Громкое хлопанье раскатами наполняло лес.
Не знаю, долго ли продолжался поединок. Лесные рыцари то расходились, следя друг за другом, то вновь сшибались своим оружием. Затаив дыхание, я следил за невиданным турниром. Вдруг один лесной рыцарь не выдержал - я не мог понять причины его поражения - и, опустив голову, пустился наутек. Я видел, как за деревьями мелькает черная его шея. Не переставая рассыпать песню за песней, его преследовал торжествующий победитель.
С большим трудом я нашел в чащобе потерянную шапку и вернулся к своему костру. Разбойника филина увидеть не удалось. От Егорыча, приезжавшего летом в город, я узнал о судьбе знаменитого глухариного тока. Начав разбойничать, филин перевел на току всех глухарей, и богатое токовище совсем запустело.
Однажды, бродя по лесу, Егорыч нашел гнездо филина. Огромная птица взлетела с земли, и, подойдя ближе, Егорыч увидел два больших яйца, лежавших на голой земле под сосною. За поимку и отстрел хищников охотникам полагается награда, и, найдя гнездо филина, любивший выпить Егорыч начал заранее подсчитывать будущие доходы.
"Вот хорошенько примечу сосну и гнездо, подожду, когда выведут детей, тогда прикончу всех, - думал он, рассчитывая побольше заработать. - Будет мне премия тройная. А если доведется всех взять живьем, пожалуй, в десять раз больше заплатят".
В надежде на большую премию и предстоящую выпивку весело возвращался Егорыч домой. Через неделю он решил проведать замеченное гнездо. К его величайшему изумлению, под сосною не оказалось ни филина, ни яиц. Яичной скорлупы тоже не было. Несомненно, почуяв опасность, разумные птицы перенесли на новое место свои яйца, и рассчитывавший на хорошую выпивку Егорыч остался с носом.
СОВЫ
Кто из охотников, проходя в поздний час лесом, не слыхал странных звуков, некогда так пугавших робкого человека, наивно верившего в таинственные недобрые силы природы. Лесным таинственным существам, колдунам, лешим приписывались страшные ночные звуки. Дьявольский хохот филина, зловещее уханье сов раздаются в темном лесу. Даже видалому человеку становится порой в полуночный час жутковато. Воображению представляются сказочные лесные чудовища, пугавшие наших предков. Нередко над головою запоздавшего охотника в ночной темноте бесшумно промелькнет и тотчас исчезнет крылатая легкая тень.
Много огромных ушастых филинов, малых и больших сов обитает в наших лесах. Совы и сычи живут в подгородных парках, в садах и старых усадьбах со старыми, дуплистыми липами и дубами. Нередко совы-неясыти поселяются в больших, многолюдных городах, живут в старых каменных зданиях, на пустующих колокольнях.
Днем редко можно увидеть сову. Застигнутая в своем темном убежище, она неохотно вылетает на солнечный свет. Неуклюже усевшись, взъерошив свои легкие перья, ослепленная дневным светом, ночная птица сидит неподвижно. Не выносят яркого света ее огромные, круглые, беспомощно закрывающиеся глаза. Странно, точно на шарнире, во все стороны поворачивается круглая кошачья голова. При появлении человека птица грозно щелкает клювом, перья на ней шевелятся.
Ночные совы приносят людям большую пользу. Они уничтожают грызунов, причиняющих вред сельскому и лесному хозяйству. Но есть хищные совы, которые убивают ночью сонных птиц и даже охотятся на глухариных и тетеревиных токах. Самым злым разбойником среди крупных сов справедливо считается ушастый филин-пугач. Недаром так ненавидят филина дневные птицы. Стоит страшному ночному разбойнику вылететь днем при солнечном свете, как со всех сторон по какому-то неведомому сигналу слетаются большие и малые птицы судить и наказывать своего лютого врага.
Ночной полет сов так тих и беззвучен, что даже самые чуткие животные его не примечают. О присутствии сов можно узнать по громкому гугуканью, по уханью и хохоту страшного филина-пугача, раздающемуся в полуночный час в темном, глухом лесу.
В прошлые времена мы ловили живых сов в пустых деревенских овинах, где они скрывались от зимней стужи, охотясь на мышей, гнездившихся в обмолоченной ржаной и овсяной соломе. Днем совы прятались в закопченных темных "евнях" и "садках", где сушат зимою снопы. Чтобы поймать сову, мы протягивали в овине пеньковые вожжи или длинную возовую веревку. Усевшись на протянутую веревку, выгнанная из своего темного убежища сова так судорожно-крепко вцеплялась кривыми длинными когтями, что ее можно было брать голыми руками.
Помню, деревенские ребятишки однажды мне принесли пойманную в овине сову. Я смастерил для нее клетку в холодных сенях нашего дома, и скоро она привыкла к новому жилью. В самом начале весны она стала вести себя беспокойно, громко кричала по ночам. Неспокойное ее поведение мешало спать людям, и мне пришлось выпустить ее на волю.
Дня через два или три сова сама вернулась в свою клетку. Она по-прежнему сидела на жердочке и смотрела на меня круглыми глазами. Я угостил ее кусочком сырой говядины. С тех пор она неизменно прилетала в свою клетку. В нашем и соседних домах она ловила мышей, добросовестно выполняя обязанности кошки.
Несколько лет назад мне пришлось путешествовать по Кавказскому заповеднику. Некоторое время мы жили в горах, в глухом, окруженном лесом поселке. Сотрудники заповедника - молодые зоологи - устроили маленький зверинец. Кроме живших на свободе ручных оленят и смешного медвежонка Буки, воровавшего у нас со стола сахар, в клетках жили злые лесные коты и другие мелкие звери. В большой, обтянутой железной сеткой вольере помещались четыре совы. Днем они неподвижно сидели на ветвях сухого деревца, находившегося в самой вольере, и, поворачивая круглые головы, смотрели на проходивших мимо людей.
За этими совами ухаживал сын наблюдателя-лесника, наш четырнадцатилетний приятель Ваня. Он охотился на соек (других птиц в горном лесу водилось мало) и своей скромной добычей кормил сов. Добытые Ваней сойки были единственной их пищей.
Как-то кормилец сов Ваня захворал, долго не мог ходить на охоту. Несколько дней совы оставались без всякой пищи. Голодные птицы все так же неподвижно сидели на ветвях дерева, казалось не проявляя ни малейшего беспокойства.
Рано утром, сойдя с крыльца и остановившись у вольеры, однажды я с удивлением увидел, что в ней осталось три совы. Четвертая сова исчезла бесследно. Я очень внимательно осмотрел вольеру. Кроме старых ссохшихся "погадок", в ней ничего не было. Никаких отверстий, куда могла вылететь ночью исчезнувшая сова, я не обнаружил.
Еще через две ночи в клетке остались лишь две совы. Несомненно, голодные совы в ночной темноте убивали и съедали своих подружек. Трудно представить, что происходило ночью в вольере. Никаких следов борьбы не было заметно, на земле не осталось и одного перышка (известно, что, в отличие от дневных хищных птиц, совы съедают добычу вместе с перьями и мелкими костями, которые отрыгивают потом в виде круглых комочков "погадок"). Живые преступницы сидели спокойно, не шевелясь.
Чтобы прекратить безобразное "самоедство", я посоветовал выпустить птиц на волю.
По моему совету дверь в вольеру на ночь оставили открытой. Утром голодных птиц в вольере не оказалось - они улетели на охоту в лес.
Каково было наше удивление, когда на третий или четвертый день мы обнаружили выпущенных на волю птиц на прежнем месте - в открытой вольере.
Они спокойно сидели на ветвях сухого дерева и так же смотрели на нас круглыми глазами.
С тех пор вольеру мы не запирали, и каждое утро находили в ней сов.
Трудно понять, почему так упорно возвращались птицы в свою тюрьму, где им пришлось пережить жестокую голодовку.
СЫЧ-ВОРОБЕЙ
Ранней весною я возвращался с охоты. Я шел по лесу знакомой дорогою, и в ночной темноте над моею головою послышался странный негромкий звук. Этот странный звук перемещался - было похоже, что меня настойчиво преследует какая-то ночная неведомая птица. Чтобы приманить птицу, я стал подражать странному звуку. Невидимый провожатый охотно стал откликаться.
В темном лесу мне не удалось разглядеть таинственного провожатого, и, выйдя на лесную опушку, я остановился. На фоне звездного неба рисовались черные ветви деревьев. Здесь, на краю леса, я надеялся увидеть незнакомую птицу.
Я стоял под деревьями, продолжая тихо манить. Небольшая тень пролетела над самой головою, бесшумно уселась на ветке. В ночной темноте трудно точно прицелиться. Я зарядил ружье мелкой дробью и, не видя на ружье мушки, выстрелил наудачу.
После выстрела лес примолкает. Я зажег спичку, стал смотреть под деревьями. На засыпанном опавшей хвоей снегу, раскинувши крылья, лежала маленькая серая птичка с круглой совиной головкой. В подстреленной птичке я признал сыча-воробья. В наших лесах эта птичка встречается редко, а днем ее трудно увидеть. Обычно она прячется в дуплах деревьев, а по ночам вылетает на охоту.
Дома я внимательно рассмотрел редкостную добычу. Сыч-воробей был немного больше обыкновенного воробья. Круглой головою, ушами, острым крючковатым клювом он напоминал своего большого собрата - обыкновенного лесного сыча.
Из шкурки сыча-воробья я решил сделать чучело для своего кабинета, в котором хранится множество добытых мною охотничьих трофеев.
Через несколько лет мне пришлось проходить тем же лесом зимою. На краю вырубки, возле только что срубленной и распиленной на дрова толстой осины, теплился огонек: грелись и отдыхали знакомые колхозники-лесорубы.
- Погляди-ка, - сказали они, прикурив от моей трубочки, - и разгадай нашу лесную загадку...
В верхней части лежавшей на снегу распиленной и расколотой осины лесорубы показали выдолбленное дятлом жилое дупло. Узкое круглое отверстие дупла, как крышей, было прикрыто большим грибом-наростом. В глубине этого покинутого дятлом дупла оказался склад продовольствия. Вытряхнув на снег содержимое, я насчитал шесть мертвых клестов и одиннадцать замороженных мышей. Я хорошо знал, что многие животные - птицы и звери - бережливо прячут свои запасы. Не раз в дуплах и под корнями деревьев мы находили наполненные отборными орехами лесные кладовые белок и бурундуков; сороки и сойки на моих глазах прятали в укромных уголках свою добычу. В подземных кладовых мышей хранятся многолетние запасы старательно высушенного сена и зерна. Обнаруженная лесорубами кладовая принадлежала какому-то запасливому хищнику, быть может имевшему в лесу много таких складов.
Редкая находка очень меня заинтересовала. Кто мог убить и спрятать в птичьем дупле этих мертвых клестов и мышей? Злейший лесной хищник куница - не могла пролезть в узкое отверстие дупла. Маленькая ласка, промышляющая на земле под корнями, вряд ли решится забраться под вершину высокой гладкой осины.
Крепко задумавшись над трудной лесной задачей, я направился через лес к дому. Недалеко от поваленной осины слышались тревожные голоса птиц. Я узнал стрекотание сорок и хлопотливый крик соек. К поднятому этими птицами шуму примешивался тревожный свист синиц.
Чтобы узнать о причине переполоха, я свернул с дороги и осторожно приблизился к лесной маленькой полянке. На острой еловой макушке сидел сыч-воробей. Множество лесных птиц его осаждало. На дневном свете он казался беспомощным, круглая совиная головка его хохлилась и медленно вращалась. Наверное, ослепленному дневным светом маленькому ночному разбойнику пришлось бы совсем плохо, но он вдруг расправил крылья и, тихо и бесшумно планируя, нырнул под нижние сучки густой елки, почти у моих ног.
"Так вот кто жил в дупле, вот кто охотился и прятал свою добычу!" подумал я, заглядывая под накрытую снежною нависью густую зеленую елку.
Не сходя с места, я хорошенько высмотрел плотно прижавшегося к стволу елки сыча-воробья и, осторожно протянув руку, быстро накрыл его шапкой.
Пойманного мною живого сыча-воробья, несомненно, выгнали на дневной свет валившие осину лесорубы, и занимавшая меня лесная загадка разрешилась сама собою. Обитавший в дупле маленький разбойник приносил и хозяйственно складывал свои продовольственные запасы. На клестов и мышей он охотился ночью, хватал спящих птичек на ветвях деревьев и убивал их. Разумеется, птицы знали его и ненавидели. Как все хищные совы, он отрывал у пойманных птичек головы и выщипывал крупные перья.
Дома я выпустил маленького разбойника в комнату и стал приручать. Он охотно брал застреленных воробьев, а ночью, вылетая из убежища, сам ловил домашних мышей. Днем он обычно сидел под кроватью, забравшись в голенище старого валенка, которое ему заменяло дупло, а вечером неизменно выбирался из своего убежища. Придерживаясь клювом, он, как попугай, лазил по моим книжным полкам и бесшумно летал по комнате. Иногда он присаживался на письменный стол и при свете лампы делал самые уморительные гримасы.
Вескою сыч-воробей стал издавать те самые звуки, которые я некогда услыхал в лесу. Звуки эти будили меня, но я скоро привык к ним, как мы привыкаем к обычным шумам и голосам. С наступлением весенней охоты эти звуки для меня стали необходимостью. Сыч-воробей будил меня, как верный будильник, и за всю весну я ни единого раза не проспал глухариного тока.
ЗВЕРИ В ЛЕСУ
ЛОСИ
Из всех зверей, обитающих в наших русских лесах, самый крупный и самый сильный - лось. Есть что-то допотопное, древнее в облике этого крупного зверя. Кто знает - возможно, лоси бродили в лесах еще в те далекие времена, когда жили на земле давно вымершие мамонты. Недвижно стоящего в лесу лося трудно увидеть - так сливается окраска его бурой шерсти с окраской окружающих его древесных стволов.
В дореволюционные времена лоси в нашей стране были уничтожены почти поголовно. Лишь в очень немногих, самых глухих местах, уцелели эти редкие звери. При Советской власти охота на лосей была строго запрещена. За десятки лет запрета лоси расплодились почти повсеместно. Теперь они безбоязненно подходят к людным селениям и шумным большим городам. Совсем недавно в центре Ленинграда, на Каменном острове, отправлявшиеся в школу ребята увидели утром двух бродивших под деревьями лосей. По-видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время, заблудились на городских улицах.
Вблизи городов и селений лоси чувствуют себя в большей безопасности, чем в глухих местах, где их преследуют охотники-браконьеры. Они не боятся переходить широкие асфальтовые дороги, по которым непрерывным потоком движутся грузовые и легковые машины. Нередко они останавливаются у самой дороги, и проезжающие в машинах люди свободно могут их наблюдать.
Лось - очень сильное, сторожкое и умное животное. Отловленные лоси быстро привыкают к людям. Зимою их можно запрягать в сани, как запрягают на севере домашних оленей. Только в осеннюю пору спаривания самцы лосей становятся опасны. Вооруженные тяжелыми ветвистыми рогами, они громко и грозно ревут, устраивают рыцарские поединки.
В городке Гатчине я знал старого опытного охотника, служившего некогда егерем в царской охоте. Этот старый охотник умел манить-вабить лосей, подражая их реву. Желая отогнать соперника, лось близко подходил к спрятавшемуся за стволом дерева охотнику, и ревущего рогатого лося было легко застрелить. Теперь такая "на реву" охота забыта. Современные охотники устраивают на лосей облавы. Окружив зимою в лесу лосей, загоняют их на цепь стрелков. Доверчивые звери выходят на вооруженного стрелка. Жалко видеть убитого или раненого лося, лежащего на окровавленном снегу. В зимнее время обойти лосей нетрудно. Обычно они держатся в мелком осиннике, где обгладывают горькую кору молодых осин. Следы лосей в глубоком снегу видны далеко.
Зимою на лосей нередко охотятся волки. Они стараются отбить от стада молодого лося и, загнав его в чащобу, быстро с ним расправляются.
В приуральских лесах я не раз находил места такой волчьей жестокой расправы. В годы войны в тех же приуральских лесах люди ставили на лосей сплетенные из проволоки или тонкого стального троса петли. Кормившиеся лоси попадали в такие петли головой или ногами. Два раза я видел запутавшихся в петле лосей. Знакомый лесник повел нас показывать пойманного петлею лося. Возле ствола высокой ели, к которой была прикреплена проволочная петля, не двигаясь стояла безрогая лосиха. Снег вокруг ели был обтоптан. По-видимому, лосиха несколько дней томилась в петле. Мы подошли близко к недвижно стоявшей лосихе. Кто-то из нетерпеливых и жадных охотников выстрелил, и она упала, кровавя снег. На меня это убийство, помню, произвело самое тяжелое впечатление.
Второй раз мы нашли лося, запутавшегося задней ногою в проволочной петле. Он так же покорно и недвижно стоял, смотрел на нас. С нами был двенадцатилетний сын моего приятеля, лесного объездчика. Отец дал ему топор и сказал, чтобы он тихонько и незаметно подошел сзади к дереву, к которому была прикреплена петля, и перерубил проволоку. Подходить близко к лосю было опасно. Врагов своих лоси бьют не только рогами, но и острыми копытами передних и задних ног. Мы старались привлечь на себя внимание лося, а Ваня тихонько подбирался с топором к дереву. Ему удалось перерубить проволоку, но попавшийся в петлю лось по-прежнему не двигался с места. Мы стали хлопать в ладоши, кричать и махать шапками. Унося затянутую на задней ноге проволочную петлю, лось убежал в лес.
Однажды в лесу у водопоя, куда приходили ночами лоси, я увидел обглоданный лисицами скелет погибшего в петле лося. Человек, поставивший здесь на лосей петлю, по-видимому уехал и не приходил проверять расставленные ловчие петли.
Охотились зимой на лосей и с подхода. Для такой охоты одиночка-охотник выбирал метельный ветреный день. Тихо идя на лыжах по лосиному следу, вплотную подходил к залегшим в лесу лосям.
Мне не раз приходилось встречать в лесу лосей. Прячась за укрытием, я любовался красотою сильных зверей, легкими их движениями, ветвистыми развесистыми рогами самцов. Каждый год самцы лосей меняют свои тяжелые ветвистые рога. Сбрасывая старые рога, они трутся о стволы и сучья деревьев. В лесу нередко люди находят сброшенные рога лосей. Всякий год на рогах самца-лося прибавляется лишний отросток, и по количеству отростков можно узнать возраст лося.
Незаконная охота на лосей теперь строго карается. К сожалению, несмотря на строгий запрет, разбойники-браконьеры нередко убивают в глухих местах лосей. Там, где я теперь провожу лето, недавно произошел такой трагический случай. В лесу обнаружили труп убитого лося, а рядом лежал труп застреленного человека, оказавшегося бригадиром местного колхоза. По-видимому, услышав стрельбу, бригадир подошел к браконьерам, свежевавшим убитого лося, и между браконьерами и бригадиром произошел разговор. Не желая платить высокий штраф за убитого лося, разбойники-браконьеры застрелили колхозного бригадира, накинув на плечи ружья и бросив свою добычу, укатили по железной дороге.
В летнее время лоси ходят очень широко. Я знал случай, когда два лося в ночное время зашли в ворота городского кладбища. Утром сторож кладбища увидел их среди могил, стал пугать и кричать. Лоси кинулись к железной ограде, окружавшей кладбище. Одному лосю удалось благополучно перепрыгнуть через железные острые пики ограды. Другой, молодой лось на этих пиках повис, распорол себе брюхо. На зов сторожа сбежались люди, добили бедного лося, сняв шкуру, разделили мясо.
Другой печальный случай произошел совсем недавно, нынешним летом, рядом с нашим лесным домиком, возле которого на берегу Волги теперь построен большой каменный дом. Однажды ранним утром сторож увидел умирающего лося, лежащего у подъезда дома. Из распоротой груди лося текла кровь. По-видимому, переплыв Волгу, лось пытался перепрыгнуть через железную ограду, напоролся на острые пики, дополз до подъезда дома и упал. О лосе все скоро забыли, но меня долго мучила смерть лося, погибшего недалеко от нашего лесного домика.
Лоси любят воду, нередко переплывают широкие реки. Переплывающих реку лосей можно догнать на легкой лодке. Над водой видны их горбоносые головы, широкие ветвистые рога. Бродя с ружьем и собакой по лесной вырубке вблизи реки Камы, однажды я увидел лося, "принимавшего ванну" в небольшом открытом болотце. По-видимому, лось спасался от осаждавших его злых оводов и слепней. Я подошел близко к стоявшему в болотной воде лосю, но выскочившая из кустов моя легавая собака его испугала. Лось вышел из болота и не торопясь скрылся в густом лесу.
Самое удивительное, что тяжелые лоси могут переходить самые топкие трясинные болота, по которым не может ходить человек. Для меня это служит доказательством тому, что лоси жили еще в те давние времена, когда отступали покрывавшие землю ледники, оставляя за собою обширные топкие болота.
МЕДВЕДИ
Еще в раннем детстве моем я слышал много рассказов о медведях, которые когда-то водились в наших смоленских лесах. Отец рассказывал мне, что на его памяти по деревням, по сельским ярмаркам цыгане водили на цепи ученых медведей. Собравшиеся люди смотрели на медвежьи проделки.
- Как деревенские ребята горох воруют? - говорил медведю цыган. - Как бабы в бане вениками парятся?
Послушный медведь выполнял приказания своего хозяина, на великую потеху зрителям. Водить медведей запретила полиция. Их пугались лошади, и происходили нередко несчастья.
Я только два раза видел ученых медведей. Такого медведя один раз видел далеко от России. Я плавал матросом на пароходе "Королева Ольга". Мы заходили в турецкие, сирийские, греческие и египетские порты. В Бейруте, помню, я сидел в дешевом уличном кафе. В это кафе цыгане привели ученого медведя, расстелили на земле ковер, и он стал показывать разные смешные штуки. В последний раз я увидел ручного медведя в Петрограде, на Невском проспекте, недалеко от Пассажа и Садовой улицы. Цыгане вели его на цепи, продетой в ноздри. Бедный медведь тыкался носом в каждое углубление, стараясь спрятаться от людей. Это было в самом начале нэпа, когда в России воскресали забытые обычаи и развлечения.
Деревенские рассказы о медведях, которые я слышал в детстве, были смешные. Рассказывали, помню, о мужике, в ночное время ходившем в лес искать заблудившихся лошадей. Идя по лесной тропинке, он услышал лошадиный топот, забрался на сук дерева в надежде спрыгнуть на спину задней лошади и пригнать лошадей в деревню. Вместо лошади он угодил на спину медведя, гнавшегося за лошадьми. И медведь и мужик очень испугались. С ними приключилась медвежья болезнь.

то из охотников, проходя в поздний час лесом, не слыхал странных звуков, некогда так пугавших робкого человека, наивно верившего в таинственные недобрые силы природы. Лесным таинственным существам, колдунам, лешим приписывались страшные ночные звуки. Дьявольский хохот филина, зловещее уханье сов раздаются в тёмном лесу. Даже бывалому человеку становится порой в полуночный час жутковато. Воображению представляются сказочные лесные чудовища, пугавшие наших предков. Нередко над головою запоздавшего охотника в ночной темноте бесшумно промелькнёт и тотчас исчезнет крылатая лёгкая тень.

Много огромных ушастых филинов, малых и больших сов обитает в наших лесах. Совы и сычи живут в подгородных парках, в садах и старых усадьбах со старыми дуплистыми липами и дубами. Нередко совы-неясыти поселяются в больших, многолюдных городах, живут в старых каменных зданиях, на пустующих колокольнях.

Днём редко можно увидеть сову. Застигнутая в своём тёмном убежище, она неохотно вылетает на солнечный свет. Неуклюже усевшись, взъерошив свои лёгкие перья, ослеплённая дневным светом, ночная птица сидит неподвижно. Не выносят яркого света её огромные, круглые, беспомощно закрывающиеся глаза. Странно, точно на шарнире, во все стороны поворачивается круглая кошачья голова. При появлении человека птица грозно щёлкает клювом, перья на ней шевелятся.

Ночные совы приносят людям большую пользу. Они уничтожают грызунов, причиняющих вред сельскому и лесному хозяйству. Но есть хищные совы, которые убивают ночью сонных птиц и даже охотятся на глухариных и тетеревиных токах. Самым злым разбойником среди крупных сов справедливо считается ушастый филин- пугач. Недаром так ненавидят филина дневные птицы. Стоит страшному ночному разбойнику вылететь днём при солнечном свете, как со всех сторон по какому-то неведомому сигналу слетаются большие и малые птицы судить и наказывать своего лютого врага.

Ночной полёт сов так тих и беззвучен, что даже самые чуткие животные его не примечают. О присутствии сов можно узнать по громкому гугуканью, по уханью и хохоту страшного филина-пугача, раздающемуся в полуночный час в тёмном, глухом лесу.

В прошлые времена мы ловили живых сов в пустых деревенских овинах, где они скрывались от зимней стужи, охотясь на мышей, гнездившихся в обмолоченной ржаной и овсяной соломе. Днем совы прятались в закопченных тёмных «евнях» и «садках», где сушат зимою снопы. Чтобы поймать сову, мы протягивали в овине пеньковые вожжи или длинную возовую верёвку. Усевшись на протянутую верёвку, выгнанная из своего тёмного убежища сова так судорожно-крепко вцеплялась кривыми длинными когтями, что её можно было брать голыми руками.

Помню, деревенские ребятишки однажды мне принесли пойманную в овине сову. Я смастерил для неё клетку в холодных сенях нашего дома, и скоро она привыкла к новому жилью. В самом начале весны она стала вести себя беспокойно, громко кричала по ночам. Неспокойное её поведение мешало спать людям, и мне пришлось выпустить её на волю.

Дня через два или три сова сама вернулась в свою клетку. Она по-прежнему сидела на жёрдочке и смотрела на меня круглыми глазами. Я угостил её кусочком сырой говядины. С тех пор она неизменно прилетала в свою клетку. В нашем и соседних домах она ловила мышей, добросовестно выполняя обязанности кошки.

Несколько лет назад мне пришлось путешествовать по Кавказскому заповеднику. Некоторое время мы жили в горах, в глухом, окружённом лесом посёлке. Сотрудники заповедника — молодые зоологи — устроили маленький зверинец. Кроме живших на свободе ручных оленят и смешного медвежонка Буки, воровавшего у нас со стола сахар, в клетках жили злые лесные коты и другие мелкие звери. В большой, обтянутой железной сеткой вольере помещались четыре совы. Днём они неподвижно сидели на ветвях сухого деревца, находившегося в самой вольере, и, поворачивая круглые головы, смотрели на проходивших мимо людей.

За этими совами ухаживал сын наблюдателя-лесника, наш четырнадцатилетний приятель Ваня. Он охотился на соек (других птиц в горном лесу водилось мало) и своей скромной добычей кормил сов. Добытые Ваней сойки были единственной их пищей.

Как-то кормилец сов Ваня захворал, долго не мог ходить на охоту. Несколько дней совы оставались без всякой пищи. Голодные птицы всё так же неподвижно сидели на ветвях дерева, казалось, не проявляя ни малейшего беспокойства.

Рано утром, сойдя с крыльца и остановившись у вольеры, однажды я с удивлением увидел, что в ней осталось три совы. Четвёртая сова исчезла бесследно. Я очень внимательно осмотрел вольеру. Кроме старых ссохшихся «погадок», в ней ничего не было. Никаких отверстий, куда могла вылететь ночью исчезнувшая сова, я не обнаружил.

Ещё через две ночи в клетке остались лишь две совы. Несомненно, голодные совы в ночной темноте убивали и съедали своих подружек. Трудно представить, что происходило ночью в вольере. Никаких следов борьбы не было заметно, на земле не осталось и одного пёрышка (известно, что в отличие от дневных хищных птиц совы съедают добычу вместе с перьями и мелкими костями, которые отрыгивают потом в виде круглых комочков — «погадок»). Живые преступницы сидели спокойно, не шевелясь.

Чтобы прекратить безобразное «самоедство», я посоветовал выпустить птиц на волю.

По моему совету дверь в вольеру на ночь оставили открытой. Утром голодных птиц в вольере не оказалось — они улетели на охоту в лес.

Каково было наше удивление, когда на третий или четвёртый день мы обнаружили выпущенных на волю птиц на прежнем месте — в открытой вольере.

Они спокойно сидели на ветвях сухого дерева и так же смотрели на нас круглыми глазами.

С тех пор вольеру мы не запирали и каждое утро находили в ней сов.

Трудно понять, почему так упорно возвращались птицы в свою тюрьму, где им пришлось пережить жестокую голодовку.

Е.А. СЫЧЕВА,
гимназия № 1541,
г. Москва

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

9-й класс

Данная контрольная работа рассматривается как итоговая форма проверки знаний и умений учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение». Именно такая форма работы позволяет увидеть, как учащиеся усвоили грамматический материал, в отличие от диктанта, который проверяет лишь грамотность.
Работа содержит шесть вариантов, что позволяет ее использовать в целом классе. Каждый из вариантов содержит четыре однотипных задания.
Учащиеся должны показать умение определять типы придаточных предложений, виды подчинения, составлять горизонтальные и вертикальные схемы.
Контрольная может быть использована при повторении в конце или в начале года, а также в 11-м классе при подготовке к итоговой аттестации, так как данный материал входит в Единый государственный экзамен по русскому языку.

1-й вариант

1.

Ночной полет сов так тих и беззвучен что самые чуткие животные его не примечают.
Товарищи спросили меня правда ли в этом овраге есть выводок волчат.
(Что)бы не сбиться с пути надо сильным расти.
Немногим более недели прошло с той поры как судьба свела в степи всех этих людей.

2.

Идите куда пошли ребята. Спросите куда они двинулись. Идите в актовый зал куда пошли все.

3. Замените сложносочиненное предложение (ССП) сложноподчиненным (СПП) с придаточным следствия. Перестроенное предложение запишите.

Наступили холода, и полевые работы пришлось прекратить.

4. Составьте предложение из его частей, запишите схему (вертикальную) и определите вид подчинения.

Она не могла не отметить;
как ни была она взволнована;
что немцы располагают здесь зенитной артиллерией.

2-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Лесник вывел нас на огромную поляну и хотя уже был поздний час показал звероферму.
(Что)бы сделать что-нибудь великое нужно все силы души устремить в одну точку.
Приглушенными были голоса ручьев словно они только еще разучивали свои песни.
Сколько раз я уже убеждался что ничто хорошее не повторяется.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Песчаная дорога ведет к мостику под которым сочится и журчит невидимая речка. Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг. Новое общество должно быть таким чтобы каждый входил в него со своим талантом.

3. Замените сложноподчиненные предложения (СПП) сложноподчиненными предложениями с придаточными следствия. Перестроенные предложения запишите.

До глубокой осени лилась с неба вода так, что нельзя было на поля выйти.
Движение по шоссе замедлилось, потому что стоял густой туман.

4.

Если я тебя придумала стань таким как я хочу.
Весной иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные птицы давно улетели.

3-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света.
Погода была холодная ветреная так что сугробы намело выше окон.
Сердце так стиснулось что его не стало слышно.
Говорят что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.

2. Расставьте знаки препинания.

Как человек озаряет те места где он живет.
Там где небо встретилось с землей горизонт родился молодой.
Я не знаю где граница меж товарищем и другом.

3. Составьте два сложноподчиненных предложения с союзом так что: с придаточными следствия и образа действия.

4. Расставьте знаки препинания, определите вид подчинения. Составьте вертикальную схему каждого предложения.

(Не)смотря на то что неприятель не только не убавил огня а все усиливал его бежавшим в лесу казалось что наступила абсолютная тишина.
Человек наделен разумом и творческой силой чтобы преувеличивать то что ему дано.

4-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Прекрасное прекрасно оттого что есть и безобразное на свете.
Как человек озаряет те места где он живет.
С осени когда пруды начинали покрываться пленкой мы с нетерпением наблюдали за их замерзанием.
Для меня невозможно счастье если я не могу разделить это счастье с другом.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

3. Замените простое предложение сложноподчиненным (СПП). Перестроенные предложения запишите.

С наступлением холодов работа геологов прекратилась.
На месте впадения реки в озеро растет новый город.

4. Составьте вертикальную схему и определите вид подчинения.

Туманам плыть и плыть пока росой не упадут чтоб землю напоить.
Когда ясна цель когда мы организованны и единодушны для нас нет невыполнимых задач.

5-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Стало мне вдруг хорошо на душе словно детство мое вернулось.
Мальчишки (не)смотря на то что их осыпало дождевыми каплями продолжали рвать орехи.
Воздух так чист что видна каждая ветка.
Период обращения Луны вокруг Земли всегда одинаков о чем люди знали еще сотни лет назад.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Скажите что пришли родители. Скажите чтобы пришли родители. Скажите когда прийти родителям.

3. Замените простые предложения с причастным и деепричастным оборотами на сложноподчиненное предложение. Перестроенные предложения запишите.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте предложение по его частям, запишите схему (вертикальную) и определите вид подчинения.

Что смерть к тебе идет;
не страшно знать;
коль умираешь ты за свой народ.

6-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

По мере того как он говорил лицо Валька делалось все сумрачнее.
О соловьях их пении рассказано так много что трудно сказать что-то новое.
Поднявшись на небольшой холмик откуда начиналась узкая тропинка я оглянулся.
Если человек стал хуже то все ему хуже кажется.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Зрители не заметили что фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили когда фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили как фокусник наполнил стакан водой.

3. Составьте два сложноподчиненных предложения с союзом так что: с придаточными следствия и степени.

4. Составьте вертикальную схему каждого предложения. Расставьте знаки препинания. Определите вид подчинения.

Мне кажется что я тоже полечу в глубокую и грязную трясину если я сделаю еще хоть один шаг.
Весною иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели.

ТЕМА: БСП со значением противопоставления .

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    формировать их личностную позицию;

    воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения орфографической и пунктационной зоркости учащихся, умения определять виды сложных предложений.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):

    1.Запись на доске:
    - тема урока;
    2. Таблица БСП.

    3.Разноуровневые карточки.

*ПОВТОРЕНИЕ.

    Словарная работа.
    Задание 1. Кросс, компромисс, конгресс, прогресс, процесс, экспресс.
    Запишите слова в тетрадь. Объясните их значения. Устно составьте предложения с этими словами. Что объединяет эти слова в их написании? (Удвоенная буква С.). Запомните правописание этих слов.

    Повторение изученного
    Задание 2.Прочитайте предложения (предложения записаны на доске), вставьте пропущенные буквы, объясните их.
    Толстые сосульки св…сали с крыш… и обтаивали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
    - Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).

Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как). Когда капли падали с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели пеню весны. (СПП). Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце,и капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.(ССП)

Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
Задание 3. Расставьте номера предложений в таблицу, определите, с помощью чего связаны части сложного предложения. Определите вид придаточного в СПП.
(Таблица на доске – без третьей части, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)
1. Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7. Я сразу понял, что это дело мне по силам.
8. Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
9. Где тонко, там и рвется.
10. Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
ССП СПП БСП
2, 3, 8 1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)
5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)
9 (прид. места) 6, 10
Цифровой диктант.

Спп – сложноподчиненное предложение;
Ссп - сложносочиненное предложение;
Бсп – бессоюзное сложное предложение.

    Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман .

    К вечеру небо осветилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

    Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением.

    Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

    Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.

    Прошло сто лет, и юный град, полночных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво.

    Солнце багряным кругом сползает к горизонту; в сизую дымку закутывается тайга.

    Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-сизый свет утра.

    Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало.

    Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно .

    В необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве еще не растаял.

    Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Проверка диктанта по ключу (учащиеся обмениваются тетрадями, выставляют друг другу оценки) .

Ключ) :

Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях.

1. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях воды. (2)

2. Он был прирождённым рассказчиком, и ветвистость его рассказов только подчёркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал. (3).

3 .Недалеко от деревни мы обнаружили небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2)

4. Солнце погасло, и вода у берегов стала тяжёлой, кубовой. (2)

5. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу.(3).

Игра “Блеф-клуб”

Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради цифру 1 , если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0.

    [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.

    Слово пунктуация произошло от пунктуальный.

    Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.

    Придаточное предложение может стоять только после главного.

    Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.

    В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, - придаточное определительное.

    В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека ,- придаточное предложение находится перед главным.

    Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.

    Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.

    Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.

РЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ.

В небе грозно сверкает молния гремит гром.

По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые автомобили.

«Разминка».

Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, которое мы изучаем).

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

    Приставка в слове беспокойный (бес-)

    Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

    Суффикс как в слове сонный (-Н-)

    Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Ответы учащихся.

*Новая тема . Работа по схеме.

Служить бы рад- прислуживаться тошно.

Служить бы рад, но прислуживаться тошно.

Чтение правила.

1. Мир строит- война разрушает. Мир строит, а война разрушает.
Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Такие предложения можно заменить сложносочиненными
с противительными союзами а, но. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится: 1.Если первая часть противопоставляется второй. [Противопоставление ]- синонимичны ССП с противительными союзами (а, но) .

    Что мы знаем о ССП с противительными союзами.

В ССП с противительными союзами выражаются отношения:

Противопоставления: Лето пошло на убыль, но дни стоят душные и тяжелые.

Сопоставления: Ранняя птичка носок очищает, а поздняя глаза продирает. /средства связи: противительный союз а, сопоставительная интонация, антонимы (ранняя -поздняя)/, неполнота второго простого предложения (опущено подлежащее птичка).

Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.

    Ночной полет сов так тих и беззвучен, что самые чуткие животные его не примечают.

    Наступили холода, и полевые работы пришлось прекратить.

    Досадно мне за бессонную ночь, но это досадное чувство сменилось радостью.

    Сколько раз я уже убеждался, что ничто хорошее не повторяется.

    Вишня перед нашим домом пожелтела, а на розовом кусте еще не распустились бутоны.

    За Акбарой трусил Ташчайнар, а волчата резво носились от избытка энергии.

Языковая разминка

На доске записаны предложения.

Ученье – все, а неученее – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Азбука – к мудрости ступенька.

Лук – от семи недуг, а чеснок – от девяноста девяти.

Весна красна цветами, а осень – снопами.

Хлеб питает тело, а книга – разум.

 Доброго не бойся - худого не твори.

 Делу время- потехе час.

 Доброе слово дом построит - злое дом разрушит.

 Что объединяет эти предложения? (это пословицы)

 Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)

 Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)

 Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)

 Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)

 Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)

     Вспомните, в каких еще случаях ставится тир (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения).

    Закрепление.

    Творческий диктант.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

    Лето припасает – зима поедает.

    Доброта - качество -излишек доброты нам не вредит.

    Добрый человек оставляет добрую память () злой человек будет быстро забыт.

    На дворе палил зной – в доме было прохладно.

    Доброго не бойся - худого не твори.

    Делу время- потехе час.

    Доброе слово дом построит - злое дом разрушит.

9.Не учи безделью – учи рукоделью

Он гость – ты хозяин

Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

Труд человека кормит- лень портит.

[Противопоставление ]- синонимичны ССП с противительными союзами (а, но) .

Выборочный диктант. Выписать из текста БСП со значением противопоставления.

    Кончил дело – гуляй смело.

    Двум смертям не бывать одной не миновать.

    Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце.

    За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.

    Добрый человек оставляет добрую память- злой человек будет быстро забыт.

    Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.

    Музыка стихла- /но/праздник продолжался.

    Станция была действительно крохотной-/но/ город за ней раскинулся редкостный.

    Я спешу туда ж - а там уж весь город.

    Все страшно устали- /но/ никто не роптал.

    Шумит на дворе непогода,
    А в доме давно уже спят.

    Первая охотничья неудача рассердила меня- /но/не истребила страсти.

    Лето припасает - зима поедает.

    Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.

    Я сильна – ты жалок.

    Поедем домой: будет холодно.

    В поле потемнело: надвигалась гроза.

    Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.

    Мы очень зябли: ночи были уже холодные.

Работа по вариантам.

Выписать БСП со значениями сопоставления и противопоставления. с. 186

4. Физкультурная минутка «Мотылек».

Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение.

Раскрой глаза спокойно, широко.

Моргать начинай свободно, легко.

Без остановки и часто моргаем:

Взмах тонких крылышек изображаем.

IV. Итог урока . Что мы узнали о бессоюзном сложном предложении со значением противопоставления?

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – красные и синие цветы. Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если вам было скучно и неинтересно –синий (приём «Букет настроения»).

Домашнее задание. Выучить правило, упр. 413.