Классный час

в 3 классе на тему:

«Все профессии важны,

все профессии нужны».

Цель: развитие познавательного интереса младших школьников к миру профессий.

Задачи :

    Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

    Расширить знания и представление детей о профессиях.

    Показать на примере родителей многообразие профессий и их важность.

    Воспитать уважительное отношение к людям разных профессий.

Оборудование :

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, выставка книг о профессиях, выставка рисунков детей о профессиях их родителей, сочинения о профессии, непрозрачный мешочек с предметами, «дерево успеха», презентация (Приложение 1).

Ход классного часа.

1.Вступительная беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, сейчас вы прочитаете стихотворение и подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор на классном часе. (1 слайд )

Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
Мамы с папой стать взрослее
Чтоб не просто так мечтать,
Профессии надо изучать!

Дети: Разговор у нас будет о разных профессиях.

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор. Ребята, по названию классного часа вы, наверное, догадались, что речь у нас пойдет о различных профессиях. Профессий на свете очень много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего. Но их объединяет одно: каждый человек делает это для других людей.

Сегодня мы узнаем много интересного о профессиях: вы расскажете о профессиях ваших родителей, познакомитесь с множеством различных профессий..

Ребята, что такое профессия? (ответы детей)

В толковом словаре (показываю) есть такое толкование этого слова.

Слайд 2.

Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.

народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.

Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется « Закончи пословицу ».

Здесь записано начало пословиц. Вам надо их продолжить.

Кто не работает, …. (тот и не ест).

Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи).

Труд человека кормит, … (а лень портит).

Кто любит труд, … (того люди чтут).

Без труда не вытащишь … (и рыбку из пруда).

В труде рождаются … (герои).

Учитель : Молодцы! Следующее задание: Составьте пословицу из данных слов. )

Давайте прочитаем эти слова.

СОЛНЦЕ, ТРУД, КРАСИТ, А, ЧЕЛОВЕКА, ЗЕМЛЮ

Дети: Землю красит солнце, а человека труд. (4 слайд )

Учитель: Правильно, акто попробует объяснить смысл этой пословицы?

Дети: Труд дает средства к существованию. Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды человеческого труда.

Кроме того, не зря говорят, что труд облагораживает человека. Это, конечно, должен быть труд по душе, который приносит радость. Человек, который трудится, чувствует себя бодрым и энергичным, выглядит подтянутым. «Землю красит солнце, а человека труд» - такая поговорка ходит в народе.

Учитель: Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

Что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Дети: Нет.

Учитель: Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или в других учебных заведениях.

А теперь давайте посмотрим на экран и прочитаем, как объясняется слово « профессия » в толковом словаре.

Ученик: ПРОФЕССИЯ – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

Учитель: Хорошо!

Учитель: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется « Доскажи словечко» . Я начинаю, а вы заканчиваете.

А вы какие можете назвать?

Поезд водит … (машинист)

Пашет в поле … (тракторист)

Самолётом правит … (лётчик)

Клеит книжки … (переплётчик).

В школе учит нас … (учитель).

Столы делает … (столяр).

Песни нам поёт … (певец).

Торговлей занят … (продавец).

На станке ткёт ткани … (ткач).

От болезней лечит … (врач).

Красит стены нам … (маляр).

Лекарства выдаст нам … (аптекарь).

Хлеб выпечет в пекарне … (пекарь).

Нарисует нам … (художник).

Сапоги сошьёт … (сапожник).

Нам печку сложит на зиму … (печник).

Обслужит в поезде нас … (проводник).

Потушит в миг пожар … (пожарный).

На Крайнем Севере работает … (полярник).

С другого языка переведёт … (переводчик).

Исправит кран … (водопроводчик).

Часы чинит … (часовщик).

Грузит краном … (крановщик).

Рыбу ловит … (рыбак).

Служит на море … (моряк).

В машине возит груз … (шофёр).

Хлеб убирает … (комбайнёр).

В доме свет провёл … (монтёр).

В шахте трудится … (шахтёр).

В жаркой кузнице … (кузнец)

Кто всё знает – молодец!

Учитель:

Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор любой профессии.

Вы учитесь в начальной школе. Но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога, с 1 класса. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить сою заветную мечту, выбор профессии.

А для этого нам нужно хорошо учиться, овладевать знаниями.

Как вы думаете, почему дети должны знать о профессии родителей?(Ответы детей.) Может быть, кому-то понравится профессия родителей и он захочет, когда вырастет, заниматься этим же делом.

II. Знакомство с профессиями родителей

Учитель: Вот так и ваши родители тоже, когда- то были маленькими и о чем- то мечтали, и в школе выбрали себе профессию, к которой стремились.

Каждый из вас готовил домашнее задание о профессиях родителей: рисовал рисунок, готовил сообщение и сейчас нам расскажет, какие же профессии у наших родителей.

(дети рассказывают о профессии родителей)

Слайд 3. (звучит музыка)

Учитель

Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму,
И верности родной Отчизне.

Моя мама выбрала профессию учителя. Ей с детства нравилось …..И когда она окончила школу, то поступила учиться ……

Слайд 4. (звучит музыка)

ТРАКТОРИСТ

Тракториста круглый год
На селе работа ждёт.
В бездорожье он пройдёт,
Вспашку он произведёт.
Трактор в сеялку впрягает,
Поле быстро засевает.

Мой папа после окончания школы выбрал профессию тракториста

Шофёры.
Шуршат по дорогам
Весёлые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины,
А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шофёров
Трудна и сложна,
Но как она людям,
Повсюду нужна!..

Мой папа по профессии водитель. Ему нравится…

РЫБАК
Мечтает рыбак об удачной рыбалке,
О тихой реке и о рыбе большой.
Он рыбу поймает даже на палку,
Ведь любит рыбалку он всею душой!

Ему нравится…

ПОЛИЦЕЙСКИЙ

Полицейский защищает
Нашу честь и наш покой,
И на службу заступает
В час дневной и в час ночной.
Милиционер - звучит ли это гордо?
За всех не знаю, для меня - звучит!
С тобой очень надежно и комфортно,
Ты на работе - меч, а в жизни - щит.

ОВОЩЕВОД

Овощи растут на грядке
И в теплице круглый год.
Вам свеклы? Моркови сладкой?
Всё взрастит овощевод.

*****
Кабачки и баклажаны,
огурцы и помидоры,
собирают утром рано,
нам нужны так эти сборы.
Той продукцией весь год
кормит нас... Овощевод

ДОМОХОЗЯЙКА

Я вам о маме расскажу,
А кто она? - Узнай-ка.
Ну так и быть, я подскажу:
Она - домохозяйка!
Вы думаете, просто быть
Ей самой главной в доме?
Ведь надо постирать, сварить
Тут список дел огромен.
Она и повар, и портной,
И врач еще к тому же.
Секрет профессии любой
Знать хорошо ей нужно.
Уроки если проверять
Она со мною сядет -
Учителя не надо звать:
Просмотрит все тетради.
На службу маме не идти,
Ее работа дома.
Нигде такой же не найти
Профессии весомой!

– Молодцы! Вы много знаете о труде и профессиях своих родителей.

Профессий в мире много, и все они удивительно интересны. Есть профессии, которыми владеют и папы и мамы, но бывают только мужские или только женские профессии.

Слайд 8 – 27

Послушайте стихотворения о папиных и маминых профессиях.

Папины профессии

Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа-шофёр.

По синему небу летит самолёт.
Им управляет папа-пилот.

Дружно шагает с военными в ряд
В серой шинели папа-солдат.

Кто в многоборье у нас рекордсмен?
Мы отвечаем: «Папа-спортсмен! »

Уголь рубить не устал в недрах гор
Чёрный от сажи папа-шахтёр.

Искры летят, из котла валит пар –
То варит сталь наш отец-сталевар .

Вылечит тысячи сломанных рук,
В детской больнице папа-хирург.

Кран установит, прочистит засор
Папа-сантехник, или монтёр.

Кто выступает на сцене на бис?
Это известный папа-артист.

«В мире ненужной профессии нет!» –
Учит нас с детства папа-поэт.

(Настя Доброта)

Мамины профессии

Тёплые вещи быстро и тихо,
Шьёт для детишек мама-портниха .

Зубки больные без всяких уколов,
Вылечит мама – врач-стоматолог .

В детском саду очень много занятий.
Мама там нян я и воспитатель .

В школе не меньше занятий. Смотрите:
Ставит оценки мама-учитель .

Из корешочка растить не устанет
Чудо-растение мама-ботаник.

Пишет в газеты статьи и записки
Мама-писатель и журналистка.

Вкусной колбаски достала с витрины
Мама, она – продавец магазина .

Плюшки и булочки кушать спешите!
Их испекла нам мама-кондитер .

Из самолёта прыгает с риском
Смелая мама-парашютистка .

(Настя Доброта)

III. Игровые ситуации

Учитель: Давайте с вами немного поиграем. Игра называется “Волшебный мешочек ”. Я вам покажу инструменты, а вы мне ответите: кто забыл эти вещи.

В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями (жезл, указка, молоток, половник, калькулятор и др.) Вытаскивая предмет, ребенок должен угадать, люди какой профессии пользуются этим предметом и для чего существует данный предмет.

Игра «Кто так говорит?»

Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит.

    «Кому добавки?» (повар).

    «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).

    «Большое спасибо за покупку» (продавец).

    «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).

    «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).

    «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).

    «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).

Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения

iV. Итог урока

Учитель. Сегодня мы говорили о разных профессиях. Сейчас проверим, какие профессии вы запомнили.

    Кто готовит котлеты, винегреты, салаты? (Повар.)

    Кто красит стены? (Маляр.)

    Кто в дни болезней
    Будет всех полезней? (Доктор.)

    Наведёт стеклянный глаз.
    Щёлкнет раз – и помним вас. (Фотограф.)

    Работает на мельнице. (Мельник.)

    Играет на пианино. (Пианист.)

    Он не лётчик, не пилот
    Он ведёт не самолёт,
    А огромную ракету,
    Дети, кто скажите, это? (Космонавт)

    Ночью, в полдень, на рассвете
    Службу он несёт в секрете,
    Преграждая путь врагу. (Пограничник.)

Учитель: Какое слово получилось?

Дети. Профессии.

Учитель.

Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать
Ну, а ты кем хочешь стать?

Ребята, у вас наверное тоже есть мечта. Кем бы вы хотели стать в будущем, когда окончите школу? (дети рассказывают о своих профессиях)

Выступление детей.

Ученик 1

Надо 11 лет учиться,

Не лениться, а трудиться.

Год за годом промелькнут,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

Ученик 2

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтёры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы-

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Ученик 3

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

Ученик 4

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба.

Ученик 5

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Слайд 40

V. Заключительное слово учителя

Но кем бы ни стали вы –
Врачами или артистами,
Космонавтами, трактористами,
Есть одно пожелание важное:
Чтобы были вы
Хорошими гражданами.
Гражданин великой своей Родины
Должен быть добрым и благородным,
Умным, честным, великодушным,
Работящим, законопослушным.
Любить свою семью, своих близких,
Не допускать даже помыслов низких.
А если сказать без пафоса, проще!
Будьте, ребята, людьми хорошими!

Итак, скажите мне, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)

Слайд 41.

Дерево успеха

На большой плакат с деревом успеха каждый из учеников клеит своей листочек, где написано или нарисовано то, что ребенок в будущем мечтает заработать сам. При этом он озвучивает свою «мечту».

Как вы думаете, для того, чтобы ваша мечта осуществилась, какие слова нам помогут.

Распредели слова

Труд, лень, работа, скука, профессия, нужда, деятельность, бедность, дело, успех, трудолюбие, голод, старание.

На этом мы наш классный час заканчиваем. Огромное спасибо , вам, ребята. Вы в течение двух недель постарались узнать о профессиях своих родителей, нарисовали замечательные рисунки, писали сочинения. Мы ещё не один раз вернёмся к теме профессии, познакомимся подробней с другими профессиями, посетим предприятия, где работают ваши родители. Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас? (Учиться).

Цель :

  1. Познакомить с понятием «профессия», расширить знания детей о многообразии мира профессий;
  2. Корригировать низкую активность восприятия, устойчивость внимания, аналитическую и синтетическую функции деятельности;
  3. Формировать интерес к профессиям.

Ход занятия

I. Организационный момент

(звучит музыка)

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

II. Основная часть

1. Выяснение темы занятия

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Узнаем мы это, если отгадаем загадки и решим кроссворд (загадки о профессиях). Вы готовы это сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте:

1) Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?

2) Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?

3) В доме 10 этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?

4) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак?!

6) С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто?

7) Зарю поёт селу петух –
Коров на луг ведёт….

8) Хозяин книг и книжный лекарь.
Так кто же он?

9) В небе синем самолёт,
Управляет им …..

Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках. Хором (профессии).

Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. И тема сегодняшнего занятия «Все профессии важны» (на доске запись).

Что же такое профессии? Как вы думаете?

Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь:

«Профессия – это основное занятие человека».

На свете огромное количество профессий, когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе.

Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище, колледже, институте.

Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.

- Саша Я. И Алёша П. читают стихотворение:

Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё-таки надо уметь,
За что ни возьмись, нужно мастером стать.
И дело любое уметь выполнять!
Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись мастерить,
Недаром ребятам смекалка дана
Во всём и везде помогает она.
Умей, если нужно заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье,
Будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.

2. Задание «Собери пословицы»

О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые.

(Работа в парах).

На каждом столе лежат рассыпавшиеся пословицы. Даю вам небольшую подсказку – их 5 штук.

Ваша задача: собрать пословицы, затем подумать и объяснить значение каждой. Понятно? Приступаем к работе. Кто будет готов – поднимите руку, я увижу.

  1. Кто любит труд, того люди чтут.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Языком не торопись, а делом не ленись.
  4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  5. Научился сам - научи другого.

Все справились с заданием, а теперь давайте посмотрим, что у вас получилось и объясним значение каждой пословицы.

(от каждой пары один читает, второй объясняет).

3.Задание «Угадай профессию»

Я буду показывать рисунки с изображением людей разных профессий, ваша задача- назвать профессию и сказать, чем занимается этот человек. Задание понятно? (показываю рисунки, дети объясняют, вывешиваю его на доску).

Пожарный (тушит пожары).

Художник (рисует картины).

Продавец (продает продукты, различные товары).

Парикмахер (делает стрижки людям).

Почтальон (приносит людям газеты, журналы, письма).

Дворник (убирает улицы, дворы).

Часовщик (ремонтирует часы).

Машинист (водит поезда).

Сапожник (ремонтирует обувь).

Молодцы, справились и с этим заданием.

4. Показ рисунков «Кем я мечтаю быть?»

О разных профессиях мы с вами сегодня говорим. А кем хотели бы вы стать в будущем? Задумывался ли кто-нибудь из вас об этом? Мечтал? Вам слово.

(Дети показывают свои рисунки, по цепочке, 2-3 предложениями объясняют свой выбор. Вешают рисунки на доску).

Важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Я желаю вам правильно избрать свой путь в дальнейшей жизни.

5. Физминутка

Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!

Немного отдохнули?! Тихо сели, продолжаем работу.

6. Тест «Кто чем занимается?»

У каждого на столе лежит листок с заданиями и карандаш. Постарайтесь правильно определить, кто чем занимается и подчеркните нужную профессию:

  • Зубы лечит: хирург, стоматолог, медсестра.
  • Корову доит: доярка, пастух, дворник.
  • Дом строит: маляр, строитель, слесарь.
  • Снег метёт: шофёр, лётчик, дворник.
  • Детей учит: библиотекарь, нянечка, учитель.
  • Рубашки шьёт: швея, сапожник, часовщик.
  • Охраняет границу: тракторист, пограничник, почтальон.
  • Добывает уголь: художник, водитель, шахтёр.

Закончили, давайте будем проверять. (Я зачитываю, прошу кого-то одного ответить).

Ребята, кто не допустил ни одной ошибки – молодцы! Ну, а остальные, не переживайте, в следующий раз у вас обязательно всё получится.

7. Задание «Кто так говорит?»

Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:

  • «Кому добавки?» (повар).
  • «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
  • «Большое спасибо за покупку» (продавец).
  • «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
  • «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
  • «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
  • «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).

Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.

8. Задание «Профессии по ассоциации»

Следующее задание для вас приготовил Женя. (Выходит к доске).

Сейчас он вам будет показывать рисунки, а вы должны угадать, какие профессии он загадал. Согласны?

  • Шланг, вода, костюм (пожарный).
  • Зеркало, ножницы, расческа (парикмахер).
  • Кисть, валик, ведро с краской (маляр)
  • Поварёжка, колпак белый, кастрюля (повар).
  • Мяч, кеды, форма (футболист).
  • Корова, ведро с молоком (доярка).
  • Краски, кисть, картина (художник).
  • Автобус, билет, деньги (кондуктор).

Хорошо, все профессии, задуманные Женей, вы сумели отгадать.

9. Задание «Восстанови рифму»

Последнее задание – восстановить стихотворение так, чтобы получилась рифма и смысл не потерялся. В нём в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии. Его будете договаривать вы по очереди, по цепочке, начиная с…Задание понятно?

Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит….(машинист)
Трактор водит….(тракторист)
В школе учит нас ….(учитель)
Строит здание ….(строитель)
Стены выкрасил….(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В шахте трудится…(шахтер)
В доме свет провел…(монтёр)
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто всё знает - …(молодец!)

III. Итоги

Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили.

Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще не мало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?

Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!

Итак, скажите мне пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)

Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях на следующих занятиях (звучит спокойная музыка).

А сейчас сядьте прямо, расслабьтесь, закройте глаза и подумайте о том, что вам понравилось на занятии, а что нет, почему. Довольны ли вы своей работой, если нет, то почему

А сейчас откройте глаза, сядьте удобно. Спасибо вам большое за работу! Я сегодня довольна всеми вами!

А в заключении, дорогие гости, наши ребята приготовили вам небольшие подарки, сделанные своими руками (вручение аппликаций).

Спасибо вам, дети, за работу, а гостям за то, что пришли к нам в гости. До свидания, до новых встреч.

Классный час по профориентации для школьников 9 класса. Разработка

Описание: Данный сценарий можно использовать классным руководителям 9-ых классов для профессиональной ориентации, оказания помощи учащимся в выборе будущей профессии. Это первый классный час из цикла классных часов, посвящённых выбору профессии.
Для написания сценария использованы различные источники, в том числе и материалы из сети Интернет.
Цель классного часа:
Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.
Задачи классного часа:
1) расширить знания подростков о мире профессий;
2) помочь подросткам в правильном выборе будущей профессии.

Классная комната оформлена плакатами:
Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)
Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим. (Илья Ильф и Евгений Петров.)
Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.П. Чехов.)

1.Вступительное слово классного руководителя.

Известна формула счастья: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья, является правильный выбор своей профессии. А выбрать есть из чего - в мире более 50 тысяч профессий! Выбор профессии - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам на листах, которые лежат у вас на столах, нарисовать человека той профессии, кем вы решили стать. А если вы ещё не решили, то нарисуйте иллюстрацию к любой профессии, которая вам нравится.
Звучит медленная музыка, ребята рисуют.
Вот молодцы! А теперь давайте повесим на доску рисунки, которые вы нарисовали.

2.«Хочу – могу – надо».

В своей работе, психологи умело используют различные методы, формулы, помогающие молодому человеку сделать осознанный выбор профессии. Одной из формул профессионального самоопределения, является: «Хочу – могу – надо». «Хочу» – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений. «Могу» – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья. «Надо» – это пространство запросов от рынка труда, социально – экономические проблемы, тенденции развития мировой экономики. Учёт и сочетание этих трёх компонентов ведёт к профессиональному успеху.

3.Типы профессий.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, все профессии учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по Климову):
Человек - природа . В основе этих профессий лежит работа человека с природными объектами и явлениями (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, ветеринар...).
Человек - техника . Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие человека с разнообразными приборами, машинами, механизмами (инженер, электромонтёр, сварщик, токарь, водитель...).
Человек - человек . Эти профессии предполагают постоянную работу с людьми (врач, учитель, продавец, проводник, официант, юрист...).
Человек - знаковая система. В основе этих профессий лежит работа человека с цифрами, числовыми значениями, кодами, символами, текстами (переводчик, программист, бухгалтер, кассир, чертёжник, телефонист...).
Человек - художественный образ . Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Профессии данного типа связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...); с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

4.Практический блок.

Карточка со списком профессий.
Авиаконструктор, Автогонщик, Автослесарь, Агроном, Адвокат, Актёр, Аниматор, Артист, Архитектор, Астролог, Астроном; Банкир, Бармен, Библиотекарь, Биолог, Бортинженер, Бортпроводник, Ботаник, Боцман, Бульдозерист, Бухгалтер, Вагоновожатый, Вахтёр, Верстальщик, Ветеринар, Винодел, Водитель, Водолаз, Воздухоплаватель, Вокалист, Воспитатель, Врач, Генетик, Геолог, Гид, Гримёр, Гувернантка, Дворник, Дизайнер, Дипломат, Дирижёр, Дрессировщик, Егерь, Железнодорожник, Жестянщик, Живописец, Животновод, Жокей, Жонглёр, Журналист, Забойщик, Заведующая, Заводчик, Завуч, Завхоз, Закройщик, Замерщик, Заправщик, Звонарь, Землекоп, Знахарь, Зоолог, Зоотехник, Иконописец, Иллюзионист, Иммунолог, Инженер, Инспектор, Инструктор, Инструментальщик, Ирригатор, Искусствовед, Испытатель, Историк, Ихтиолог, Кассир, Китобой, Комбайнёр, Кондитер, Космонавт, Кузнец, Лесник, Лесоруб, Лётчик, Логопед, Лодочник, Маляр, Массажист, Машинист, Милиционер, Моряк, Мясник, Наладчик, Невролог, Невропатолог, Нейрохирург, Нормировщик, Носильщик, Нотариус, Няня, Окулист, Оператор, Офицер, Официант, Охотник, Охранник, Парикмахер, Парфюмер, Певец, Пекарь, Переплётчик, Печатник, Печник, Пианист, Пилот, Писатель, Плотник, Повар, Пограничник, Пожарный, Полировщик, Портниха, Почтальон, Поэт, Программист, Продавец, Пчеловод, Рабочий, Радист, Режиссёр, Репортёр, Рыболов, Сантехник, Сварщик, Скотовод, Сталевар, Стилист, Столяр, Стоматолог, Сторож, Судья, Сыровар, Таксист, Телеведущий, Технолог, Товаровед, Токарь, Тракторист, Тренер, Трубочист, Уборщица, Угольщик, Укладчик, Укротитель, Управляющий, Уролог, Уфолог, Учёный, Учётчик, Учитель, Фармацевт, Фасовщик, Фельдшер, Фигурист, Физик, Фокусник, Фотограф, Фотокорреспондент, Фотомодель, Фрезеровщик, Химик, Хирург, Хлебороб, Хлопкороб, Хореограф, Художник, Цветовод, Цветочница, Церковнослужитель, Циркач, Цирюльник, Часовщик, Чеканщик, Чертёжник, Чесальщик, Чистильщик, Шарманщик, Швея, Шеф-повар, Шлифовщик, Шоумен, Шофёр, Штукатур, Штурман, Экономист, Экскаваторщик, Экскурсовод, Электрик, Этнограф, Юморист, Юнга, Юрист, Ямщик.

Ребята, давайте разобьемся на 5 команд (можно по желанию). Дадим названия своим командам, выберем капитанов команд.
Капитаны вытягивают с помощью жребия один из типов профессий: человек – природа; человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система; человек – художественный образ.
Каждой команде сейчас будут выданы карточки с типами профессий и списком профессий. Задача каждой команды выписать из этого списка профессии нужного типа. Это практическое занятие поможет учащимся правильно классифицировать профессии.
В течение 15 минут ребята в командах обсуждают и выписывают на больших листах бумаги фломастером профессии, соответствующие выбранному типу профессий.
Каждая команда должна защитить свой проект.
Ребята, а теперь давайте вернёмся к тем рисункам, которые вы нарисовали вначале нашего занятия.
Каждый из детей выходит к доске, показывает рисунок и называет тип своей профессии.

5.Подведение итогов.

Выбор профессии – это длительный процесс. И он может продолжаться долго. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Хочется вспомнить слова великого русского педагога К. Ушинского «Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
Мы хорошо сегодня с вами поработали, спасибо вам, ребята. В следующий раз мы с вами продолжим исследовать мир профессий. Пригласим на следующий классный час специалиста из центра занятости, который определит, с помощью тестирования, какой тип профессий вам подходит.

6.Рефлексия. Обратная связь.

А сейчас я бы хотела, чтобы каждый из вас закончил одно из предложений.
Я узнал, что тип моей профессии...
Я думаю, что после сегодняшнего разговора...
Я надеюсь...

Разработка классного часа на тему:

«Все профессии важны, все профессии нужны»

учителя начальных классов

Сидоренковой Лилии Аухатовны

Тема : Все профессии важны, все профессии нужны.

Цели: познакомить детей с несколькими видами профессий ;

доказать значение трудовой деятельности в жизни человека;

воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий .

Ход занятия

1.Нацеливание

Сегодня мы поговорим о том, что является очень важным и нужным в жизни человека. Но сначала заполним кроссворд.

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты? (Повар)

Он снимается в кино

Или выступает на сцене. (Артист)

Строю дом и детский сад

И больницу строить рад,

И у цирка я не зритель,

Так как я его…. (Строитель)

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)

Кто нас одевает в красивые платья?

Кто шьет нам наряды,

Чтоб было приятно? (швея)

Кто дарит нам сказки, рассказы и басни,

Кто мир для читателя делает прекрасней? (писатель)

Кто рано встает и коров выгоняет,

Чтоб вечером мы напились молока? (пастух)

Природу любить, стариков уважать, (учитель)

Кто знает отлично дороги воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно? (летчик)

Какое ключевое слово получилось? (профессии!)

2. Работа по теме

А что же такое профессии? Обратимся к толковому словарю. (Слайд №2)

Может ли человек получить профессию сразу без подготовки?

Как вы думаете, легко ли выбрать профессию по душе?

Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия важна не только для себя, но и для окружающих, так как влияет на жизнь и настроение любого гражданина.

Кто из вас хочет есть горький или соленый хлеб?

Кто хочет носить красивую одежду? А дырявые сапоги?

Кто хочет, чтобы на улицах валялся мусор?

Кто хочет жить в красивом и прочном доме?

Значит, хорошая работа приносит радость всем людям. Знаете ли вы пословицы о профессии и труде? (слайд №3,4).

А сейчас ребята расскажут о профессиях своих родителей. (Слайды с фотографиями родителей обучающихся – ребята читают свои сочинения)

Вот сколько разных профессий, перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Многие профессии связаны между собой, помогая друг другу. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и др. А пекарю?

Труд бывает физический и умственный. Каким видом труда вы занимаетесь в школе?

3. Тест

А сейчас я вам предлагаю выполнить тест. Определите, кто, чем занимается. (Слайд №5 – 9)

Следующее задание: я вам дам определение профессии, а вы постарайтесь отгадать ее название.

Человек, который занимается изучением и разведением собак. (Кинолог)

Мастер по изготовлению ремонту и изготовлению драгоценностей. (Ювелир)

Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, лесов, воздуха, почвы), за растительным и животным миром нашей природы. (Эколог).

Специалист по исследованию космического пространства. (Космонавт)

А какое определение вы бы дали слову волшебник?

Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как они создают, творят во блага других людей.

О многих профессиях мы поговорили, а кем бы вы хотели стать?

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом. О таком человеке говорят, что он на своем месте или, что у него золотые руки. И ваши родители и учителя желают вам правильно избрать свой путь.

А сейчас прослушайте стихи и скажите, о чем они заставили задуматься? (стихи о профессиях, подготовленные учащимися).

4. Итог

Что вас заинтересовало на сегодняшнем уроке?

Что нового узнали?

Так что же такое профессия? (слайд №2)

Можно быть кем угодно: врачом, водителем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому, я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

МКОУ Судайская средняя школа

Классный час

«Все профессии нужны, все профессии важны»


Учитель:

Строева Марина Николаевна

село Судай

Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель : - познакомить с понятием «профессия»; расширять знания о профессиях.

Оборудование : кроссворд, пословицы о труде, творческие работы учащихся, иллюстрации с профессиями, компьютер, презентация запись, звёзды.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

(Видеть вас мы очень рады!)

Психологический настрой детей в работе в группе.

Возьмите друг друга за руки - почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите добрые слова друг другу. Вам понадобится их поддержка и помощь. Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем классный час.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала заполним кроссворд. Работать будем в группах.(у каждой группы листочки с заданием.)

Задание №1(кроссворд)

1. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты? (Повар)

2. Кто снимается в кино или выступает на сцене? (Артист)

3. Кто строит жилье? (Строитель)

4. Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)

5. Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьет нам наряды,

Чтоб было приятно? (Швея)

6. Кто дарит нам сказки,

Рассказы и басни,

Кто мир для читателя

Делает прекрасней? (Писатель)

7. Кто рано встает и коров выгоняет,

Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

9. Кто знает дороги отлично воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик)

Какое ключевое слово в этом кроссворде? (Профессия)

II Сообщение темы классного часа.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на классном Часе?

Разговор у нас пойдет о профессиях.

Поставьте цель нашего занятия.

Тема нашего классного часа: «Все профессии нужны, все профессии важны»

III Основная часть

1.Что такое профессия?

а) - Над изучением этого вопроса занимался ученик нашего класса Сергей Поломин, предоставляем ему слово. (Презентация)

Кто –то желает Серёжи задать вопрос?

Интересно было работать над этой темой? А что именно?

Ты сам сделал эту презентацию?

А мне хотелось сказать спасибо Серёже, за интересный и полезную информацию?

б) Сочинения и рисунки учеников

Дома вы проводили беседу с родителями где и кем они работают, чем занимаются на работе,писали сочинения, а также рисовали рисунки о профессиях. Я вам предоставляю слово для защиты своих рисунков и сочинений

А сейчас мы с вами отдохнём.

Физминутка

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет первый класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора

2. Игра «Угадай профессию»

Попытаемся угадать, о каких профессиях идет речь?

*Московское время 10 часов 15 минут.

*Открой рот и скажи «А-а-а».

*Ваша сдача 10 рублей.

*Тема сегодняшнего урока «Глагол».

*Кому добавки?

*Ловись рыбка большая и маленькая.

*Какой зуб у вас болит?

*Для работы мне понадобятся альбом и краски.

Молодцы! Вы правильно угадали все профессии.

Как вы думаете, легко ли выбрать профессию по душе?

Я предлагаю вам посмотреть сценку «Кем быть?»((инсценируют сами дети)

Сценка «Кем быть?»

1. Как-то с классом нашим «В»

Завели беседу мы:

2. Кем мечтают дети быть?

Где работать и как жить?

3. У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Нужные работники
Столяры и плотники.

Дизайнером я стать хочу,

Салон свой открою.

Яхту, самолет куплю,

Особняк построю.

4 Дизайнер – это хорошо,
А вот начальник - лучше.

Я в начальники пойду -

Пусть меня научат.

Начальником я стану,

Вот я важный и толстый босс.

В кабинете я заседаю

И решаю любой вопрос.

5. У меня растут года,
Скоро и семнадцать,
Замуж выйду за тебя,
Будем развлекаться.
«Мерседес» подаришь мне,
Дом большой в Майами,
Буду там я в январе
Зажигать с друзьями.
Я пиццерию открою,
Пиццы буду продавать

С сыром, ветчиной, икрою,-

Будут все ко мне бежать.

6. Дни, недели пролетят,

Повзрослеют дети.

В дядей, тетей превратят

Годы - не заметят.

Станет наш Серёжа босс,

Важный, толстый будет,

Только вот какой вопрос:

Добрый ли он к людям?

Он красив, богат, умен - это ли не лестно:

Только вот какой вопрос - человек он честный?

7. Будь банкир ты, будь артист,

Будь ты кем угодно,

Только чтоб душою чист,

Сердцем благороден.

Чтоб живое все любил,

Чувствовал природу.

Просто б человеком был

Ты, мой друг, все годы!

Беседа по вопросам:

Кем хотел быть герой стихотворения? Почему он никак не мог выбрать себе дело по душе? (Ему все нравилось)

Учитель: Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Так примите пожеланья мои личные,
Чтобы были ваши знанья лишь отличные,
И счастливыми бы были дни житейские,
А здоровье ваше было лишь гвардейское.
И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда - и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята,
Чтобы вырос из вас Человек.

Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия не только для себя, но и для окружающих, так как влияет на жизнь и настроение любого гражданина.

Кто из вас хочет есть горький и соленый хлеб?

Кто хочет носить некрасивую одежду? А дырявые башмаки?

Кто хочет, чтобы автобус, едущий по дороге, подбрасывал на ухабах?

Кто хочет жить в красивом и прочном доме?

Какой можно сделать вывод, послушав мои вопросы?

ВЫВОД: Хорошая и любимая работа приносит людям радость.

4. Тест « Узнай профессию»

Сейчас снова поработаем в группах. Я вам предлагаю выполнить тест.

Постарайтесь правильно определить, кто, чем занимается. Нужную профессию подчеркните.

Тест.

А) 1.Зубы лечит:

Хирург, терапевт, стоматолог .

2.Детей учит:

Воспитатель, библиотекарь, учитель .

3.Книги пишет:

Писатель, читатель, поэт.

4.Дом строит:

Врач, плотник, бухгалтер.

5.Хлеб печет:

Актер, лесник, пекарь.

6.Снег метет:

Летчик, дворник, кассир.

7.Платье шьет:

Портной, шофер, кондитер.

8.Корову доит:

Пастух, телятник, доярка.

9.Игрушки продает:

Директор, продавец, парикмахер.

5.Игра « Рассыпалось слово »

ОЕГДЛОП (логопед), УЛТСИОК (окулист), ДТАКВАО (адвокат), ТЮРСИ (юрист),

ГИНООЛК (кинолог), ЖИХКОУДН (художник).

Объясните, чем занимаются люди данных профессий.

IV .Подведём итог нашего классного часа.

Вспомните цель, которую мы ставили в начале нашего занятия?

Какой вывод можем сделать, если проанализируем наше занятие?

- Вывод : Все профессии важны. Главное, что бы человек любил свое дело и с радостью выполнял работу.

: Когда вы подрастёте и станете взрослыми, придет время выбирать профессию. Перед вами откроется множество дорог, где вы сможете найти своё место в этом мире. Может, ты станешь рабочим на заводе или строителем, может водителем трамвая или автомехаником, если любишь готовить когда-нибудь будешь поваром или откроешь свое кафе. Как хорошо помечтать! Но, не забывай, что у каждого в жизни своя дорога, своя судьба. Не ленись и не старайся искать легких дорог, путь к успеху – всегда работа до седьмого пота. Какую бы профессию ты не выбрал – все профессии нужны, все профессии важны!

V . Рефлексия .

Наверное каждый из вас видя падающую звезду загадывает желание.К вам на парты упали с неба звёздочки. Сейчас вы на ней напишите ту профессию, которую вы бы хотели иметь в будущем. о которой вы мечтаете. И пусть ваше желание сбудется. Положите её в портфолио.

- Вам ещё придётся много учиться, прежде чем вы окончательно решите выбрать профессию. Но главное вы должны помнить, что всегда надо оставаться хорошими и добрыми людьми.:

Наш классный час закончим куплетом из песни Дорогою добра.

Песня «Дорогою добра»

1.Спроси у жизни строгой: какой идти дорогой?

Куда по свету белому отправиться с утра? -

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди - дорогою добра. (2 р.)

Покажите ваше настроение от классного часа.(Сайлики)

Использованная литература:

    Агеева И. Д. Весёлые загадки – складки и загадки – обманки для всех школьных праздников.-М.: ТЦ «Сфера», 2002 Думанская С. Н. Классные часы.-Х.: Изд. группа «Основа», 2008 Мазнин И. 500 загадок для детей. – М. :ТЦ«Сфера», 2002 Журнал Педсовет плюс. 2005. № 8.