Дворовой — один из духов древних славян, который живёт по соседству с человеком. Таких духов у славян было несколько — , другие. Дворовой, как невидимый хозяин двора, почитался особо и считался одним из духов-помощников человека.

Дворовой — хозяин двора, который обитает в хлеву, живёт вместе с домашней скотиной. Судя по описаниям дворового, в разных регионах страны его представляли по-разному. Есть сведения, что дворовой — это младший брат домового, друг домового, а иногда домовой и дворовой представляются настоящими соперниками. Иногда дворовой и домовой совсем не различаются, а представляются как один домашний дух, который следит и за домом, и за двором.

Жизнь, здоровье и благополучие животных, крепость и надёжность хозяйства зависит от дворового и отношения к нему хозяина дома. Если хозяин во всём почитает и благодарит дворового духа, то и хозяйство будет только крепнуть и прибавлять, ну а если хозяин не обращает на помощь духа никакого внимания, то со временем хозяйство будет всё более убыточным и в конце концов может полностью развалиться. Дворовой любит порядок, чистоту и лад в семье. Этот дух может рассердиться и серьёзно напакостить хозяевам дома, если те не следят за чистотой, не ухаживают за скотиной в хлеву, если ругаются в хлеву и на дворе, или же если выходят работать во двор ночью, тем самым тревожа покой дворового.

И всё же, дворового нельзя представлять как недоброго духа, который постоянно пакостит и приносит проблемы. В первую очередь, дворовой является главным помощником человека и во всём ему склонен помогать. Особенно дворовой любит скотину, коров, коз, лошадей и так далее, а лучшими друзьями дворового являются собаки и кошки. Сохранились поверья, что в тех дворах, где хозяева почитают дворового духа, скотина всегда сытая, здоровая, чистая и даже расчёсанная. Дворовой ухаживает за домашними животными, расчёсывает гриву у лошадей, а иногда заплетает гриву в косички, о чём сохранились записи этнографов, побывавших в различных регионах страны, где ещё сильна вера в домашних духов. Есть поверье, что скотина может по какой-то причине не понравится дворовому и тот может её изводить и мучить, всю ночь гонять по двору, у лошадей сбивать гриву в колтуны, отбирать корм и так далее. Тогда считалось, что лошадь, корова, коза, овца или другая скотина пришлась «не ко двору», «не по масти дворовому», «не в руку дворовому». От такой скотины пытались избавиться как можно скорее, продать или отдать или пустить на мясо, так как дворовой рано или поздно всё равно её изведёт.

Представляли дворового по-разному. Чаще всего встречаются описания, как маленького мохнатого мужичка. Также часто представляют дворового в виде большой кошки или кошки с нехарактерными чертами — без хвоста, с большой головой и другими странностями. В описаниях дворового присутствует и такой облик, как небольшой человечек с кошачьими, куриными или козлиными ногами. Есть и такое описание: «Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие».

Чтобы дворовой всегда был благосклонен к хозяйству и животным, его приветствовали по утрам и прощались с ним по вечерам, хвалили за хорошую работу, приносили угощения, поздравляли и потчевали в праздники. Праздником дворового считается 21 ноября, который после крещения Руси получил название Михайлова дня. В этот день дворового поздравляют и приносят ему праздничный ужин прямо в хлев.

Лампы, светильники, электрооборудование и многое другое в интернет-магазине. Кабель и провода от Одескабель представлены в большом ассортименте. Удобное качество и быстрая доставка заказа.

06.07.2017 18:11

Все мы являемся потомками древних славян - тех самых, что наделили окружающий мир поверьями о волшебных существах, обитающих повсюду. Все мы в той или иной степени имеем представление о фольклорном наследии предков, а потому слышали о том, что в каждом доме обитает дух-домовой, в лесу хозяйничает , а в бане деревенского дома притаился банник. Но знали ли вы о том, что и во дворе дома есть свой хозяин?

Согласно представлениям славян, на каждой территории есть свой дух, который выполняет роль хозяина и охранника. А потому считается, что и во дворе при каждом доме есть свой владелец - дух-дворовой.

Кто такой дворовой?

Любой двор находится при доме, и, соответственно, эти места имеют связь друг с другом. В доме хозяйничает домашний дух - домовой, а вот дворовой следит за порядком на улице. При этом домовой и дворовой не просто знакомы между собой, но и являются родственниками - согласно поверьям, домовой является старшим братом дворового.

А потому эти домашние духи во многом схожи. Как и домовой, дворовой появляется людям в виде маленького человечка, который, как и другие представители нечистой силы, является мохнатым. Некоторые легенды рассказывают о том, что дворовой имеет звериные ноги - например, козлиные, кошачьи или куриные.

Впрочем, описания внешнего облика дворового духа часто отличаются - встречаются рассказы о том, что дворовой похож на кота или на существо с куриной головой, и многие другие. Часто рассказывают, что дух имеет горящие глаза и кривые когти. Таким образом, предположения отличаются, но в любом случае этого духа описывают как мохнатое существо небольшого размера.

Кроме этого, говорят, что по ночам дворовой может принимать облик хозяина дома. Так что по ночам по двору лучше не ходить - мало ли, кто может встретиться и кем прикинется…

Характер и образ жизни дворового

Как известно, все представители нечистой силы являются существами недобрыми. Даже если они охраняют место своего проживания, берегут дом и семью от бед и следят за порядком, их «нечистая» сущность все равно просится наружу. А потому для дворового характерны нелегкий нрав и даже агрессия.

Собственно, старший брат дворового духа домовой является существом более добродушным. Если домовой зачастую просто пакостит, обычно не причиняя хозяевам дома особого вреда, то характер дворового можно сравнить скорее с - как и упомянутый дух, дворовой является недобрым и даже злобным созданием.

Проживает дворовой обычно в хлеву, бок-о-бок с хозяйскими животными. Однако при этом животных он любит не всех. Считается, что дворовой дух водит дружбу только с козлом и собакой, но может любить и кошек - недаром эти животные всегда считались мистическими. А вот к остальным животным относится не вполне дружелюбно. Больше всего он не выносит животных белого цвета, а птицы его вообще не слушаются.

Не любит дворовой и новорожденных животных - а потому всех маленьких и слабых от него следует беречь, дабы не случилось чего.

Как домовой следит за порядком в доме, так и дворовой - за положением дел при дворе. О расположении дворового можно судить по тому, как идут дела в хозяйстве и как выглядит скотина. Если животные здоровы и выглядят ухоженными - значит, дворовой любит семью и проживающих здесь животных. Тогда он будет помогать им во всем - подкармливать и чистить животных, поддерживать чистоту при дворе и расчесывать гривы лошадям, вплетая в них ленты. А вот если дворовой к вам не расположен - тогда жди беды, ведь в таком случае дух устроит во дворе переполох. Говорят, что бывает так, что иногда дворовому может не понравиться не весь скот, а только конкретное животное. Если кто-то ему придется не по нраву, тогда он начинает издеваться над бедным животным, пачкая его, насылая болезни, сбивая шерсть в колтун и подкладывая в кормушки навоз. В таком случае в былые времена от такого животного оставалось только избавиться - считалось, что держать его при дворе не имеет смысла, поскольку дворовой дух все равно его изведет, заморит.

Считается, что днем дворовой отдыхает на еловой или сосновой ветке, греясь на солнышке, а в ночное время, как и подобает нечистой силе, бродит по двору.

Чтобы дворовой не пакостил

Как мы уже отметили, нрав у дворового духа - нелегкий, а потому от него всегда можно ожидать разных проказ и даже серьезного ущерба. А потому среди славян всегда существовали убеждения, как задобрить или даже приструнить дворового.

Считается, что, как и домового, дворового полагается задабривать, принося ему ужин и лакомства. При этом держаться с дворовым следует уважительно, просить его помогать людям, а не вредить им.

На настроение дворового сильным образом влияет и обстановка в семье и хозяйстве. Чтобы дворовой был добр и благосклонен к людям и скотине, нужно соблюдать ряд правил поведения. А именно - не ссориться и не ругаться, не разводить грязь, а ночью - спать, а не ходить в баню и не работать. А женщинам нельзя ходить во двор с распущенными волосами, ведь такая прическа в былые времена считалась неприличной. Собственно, правила поведения нехитрые - они всего лишь призывают людей к порядку и правильному образу жизни. Если у людей будет все в порядке - то и дворовой будет к ним милостив.

Однако бывает так, что дворовой дух серчает даже не по делу. В таких случаях его нужно задабривать лакомствами и ласковыми словами, призывая к культурному поведен ию. А если же по-доброму не получается - то тогда уж сам напросился. Может, дворовой - и хозяин двора, но совесть все же надо иметь. Так что если дворовой распоясался - то тогда можно попросить домового, чтобы тот приструнил своего младшего брата, а также поругаться на дворового, а то и похлестать воздух во дворе плетью. А еще следует приобрести талисман - , который оберегает от происков нечистой силы.

Кстати говоря, дворовой дух склонен вступать в конфликты не только с людьми. Встречается много историй, в которых рассказывается о том, что дворовые духи в принципе отличаются склочным нравом, а потому регулярно ссорятся между собой. А потому хозяева дома могут натерпеться пакостей даже не от своего дворового, а от соседнего, который может устроить безобразия - например, от зависти. Вмешиваться в таких случаях имеет мало смысла - говорят, что дворовые обычно разбираются между собой сами. При этом считается, что чужих животных в свой двор лучше не пускать - в обличии кота к вам может зайти в гости чужой дворовой, который может устроить пакости.

Фрагмент картины талантливого художника

Владимира Валентиновича Черникова

Итак, как можно убедиться, дворовой - создание не из простых, однако и с ним можно подружиться. Своего дворового нужно беречь и стараться с ним поладить, а порой и повоспитывать. А если вы собираетесь куда-то переезжать, то следует позвать с собой не только , но и дворового - ведь, каким бы он не был непоседой, а он все-таки бережет вас и ваши владения, по-своему вас любит и старается поддерживать ваше благополучие.

Интересно, что русскими людьми был выделен специальный день, когда почитается дворовой дух - 21 ноября.

Так что, уважаемые читатели женского журнала «100 миров», если вы живете в частном доме или любите отдыхать летом на даче, то вам стоит принять к сведению, что ваш двор не так пуст, как вам кажется. Вполне может быть, что там кое-кто живет. Так что уважайте своего дворового, как и домового, живите дружно и поддерживайте порядок в хозяйстве. И не ходите по двору ночами лишний раз, не гневите духов…

Анастасия Черкасова, женский сайт "100 миров"

Мы держим коров выгоняем их в поле. Но в этом году коров осталось 11 штук И пастуха не найти. Коровы сами пасутся, а потом идут домой без присмотра. Коровы к соседу заходят через заброшенный дом, там нет части забора(сгнил). Так он в этом году посадил 2 грядочки. Зашли все стадо и съели моровь с капустой. Было это в июне. Приходил участковый к владельцу 2 коров Д. Л.. Он потерпевшему предлагал за свой счет огородить 2 пролета сеткой, но сосед отказался.

Через недели 3 арестовывает мох 2 коров. Не дает им выйти через дырку в заборе. Сидят с женой во дворе и пьют пиво. Решили проблему. Вызвали полицию. Коров выпустили. Муж убрал навоз в их дворе. Написали мы, что не имеем к соседу никаких притензий. Коровы живы здоровы.

Но на этом история не кончилась. Через месяц опять арестовал нашу корову этот сосед. Когда муж был в магазине сосед покупал пиво и сообщил, что наша корова у него. Но когда попытались забрать, он не отдавал. Вызвали полицию, но сказали разбирайтесь сами. Было это 18.30.

Пошла доить 2 которые были не арестованы. Муж поехал на велике написать заяву на соседа. В это время приехали на машине полиция с соседом пъяным. Он сообщил, что корова испортила 2 стеклопакетапо 800р., что то еще 2по 300р. и металлочерепицу погнула и поцарапала лист 1000р.
Пришло письмо заказное административное.
В инете нашла вот такую информацию Очень удивилась.
Приложение
к Постановлению
Мэра города Вышний Волочек
от 21 мая 2012 г. № 102
ПС Как жить в нашей стране, тем кто держит крупнорогатый скот?

Правила
выгула и выпаса крупного, мелкого рогатого скота
и лошадей на территории муниципального образования
"Город Вышний Волочек"

1. Настоящие Правила устанавливают требования к выгулу и выпасу крупного, мелкого рогатого скота и лошадей на территории муниципального образования "Город Вышний Волочек" (далее - Правила), обязательные для исполнения физическими лицами, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями.
2. На территории муниципального образования "Город Вышний Волочек" для выгула и выпаса крупного, мелкого рогатого скота и лошадей определены территории личных подсобных хозяйств на земельных участках, находящихся в собственности или пользовании владельца крупного, мелкого рогатого скота, при хорошо огороженной территории и на привязи под надзором собственника животных.
Выгул и выпас крупного, мелкого рогатого скота и лошадей вне территорий, указанных в п. 2 настоящих Правил, запрещен.
3. Обязанности по выгулу и выпасу крупного, мелкого рогатого скота и лошадей несет собственник животных. За неисполнение обязанностей, предусмотренных настоящими Правилами, собственник крупного, мелкого рогатого скота и лошадей привлекается к административной ответственности.
4. Собственники крупного, мелкого рогатого скота и лошадей обязаны обеспечивать тишину, осуществлять постоянный надзор за животными в процессе их выгула, не допуская их перемещение на участки, не предназначенные для этих целей. Запрещается оставлять животных в режиме безнадзорного выгула на улицах города, а также в местах или в условиях, при которых ими может быть осуществлена потрава чужих угодий и насаждений, их повреждение и уничтожение, а также могут быть созданы помехи движению транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования.
5. Не допускать загрязнения тротуаров, дворов, улиц, проспектов, проездов, парков и других общественных мест отходами жизнедеятельности крупного, мелкого рогатого скота и лошадьми. Загрязнения животными экскрементами указанных мест немедленно устраняются его владельцем.
6. Собственники, которые содержат крупный, мелкий рогатый скот и лошадей на территории муниципального образования "Город Вышний Волочек", в целях защиты поверхностных, подземных вод и почв от загрязнения продуктами жизнедеятельности животных, профилактики и борьбы с инфекционными болезнями животных, а также болезнями, общими для человека и животных, обязаны обеспечить содержание и уход за животными в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными правилами и нормами.

Мэр города Вышний Волочек
А. Б. ПАНТЮШКИН
ПС Как выживать тем, кто держит коров?

Кто такой Дворовой , Дворничий? Думаете, что это дворник, танцующий с метлой по двору? Нет, речь пойдет о младшем брате Домового, это ещё один легендарный герой славянской мифологии. Этот дух имеет несколько названий, и все будут правильными — его называют также Хлевником, Стайником, Дворовушкой. Дворовой редко попадается на глаза человеку, всё чаще его присутствие замечают по поступкам, шалостям. А когда всё мирно, да гладко во дворе у крестьянина, так вроде бы и ни при чём наш сегодняшний персонаж.

Где живёт Дворовой и чем он занимается?

Младший брат Домового никогда не заходит в дом, живёт в хлеву вместе со скотом. И служба у него простая (а может, и не очень простая)- следить за порядком во дворе и в загоне для домашних животных.

Дворового не слышно и не видно до тех пор, пока хозяева дома ведут себя прилично (по мнению хозяина двора). Но, как только что-то придётся не по нраву, тут он себя проявит на полную катушку. В итоге всех его безобразий пострадает в первую очередь скотина: чахнуть начнёт, расти плохо, коровы доиться перестанут, куры плохо нестись. Дело может дойти до гибели животного. Тогда крестьянину придется продать животное.

Что может разозлить духа двора?

Почему Дворовой может навести порчу на скот ? А всё дело в самих хозяевах. Своим поведением Хлевник хочет показать своё неуважение к хозяину дома, если он ленив и неопрятен, если долго спит с утра, а работу по двору и в хлеву доделывает поздно вечером. Так же Дворовой не любит нечёсаных женщин, с непокрытой головой.

А самое страшное наказание Дворовой может учинить за брань между супругами. Особенно, если они начинают скандалить прямо в стойле для животных.

Тут уж Дворовушка покажет, на что способен: перевернёт кормушки, разбросает зерно по хлеву, накидает в кормушки навоза. Во дворе подымет пыль, развалит поленницу дров, сломит забор, ещё и нечисть всякую соберёт во дворе, так что даже куры с котами попрячутся.

Дело в том, что Дворовой питает особую симпатию и собакам, их он не обижает. Так же он не трогает козлов, а куры ему просто неподвластны — у них есть свой куриный бог.

В общем, от взбалмошности Дворовушки могут перепугаться все вокруг.

Как утихомирить взбесившегося Хлевника?

Простой способ использовали предки, чтобы поставить на место распоясывавшегося духа: подвязывали за лапку дохлую сороку, подвешивали её посредине хлева, под потолком вниз головой. При виде дохлой сороки Дворовой утихал и забивался в углу.

Чтобы впредь такого не случалось, хозяева должны себя вести подобающим образом, и Дворового вовремя задабривать и благодарить за то, что он их животинку бережёт от разной нечисти.

Как задобрить дворового духа?

  • Хозяева должны вовремя чистить хлев, прибирать двор.
  • Перед тем, как войти в хлев, хозяйка должна кашлянуть или ещё как-то дать понять, что она сейчас войдёт.
  • После того, как покормят скотину, нужно и Дворового угостить — оставить краюшку хлеба, кусочек сахара или каши лужку, положить всё это в уголке со словами: «Вот и тебе гостинчик, батюшка дворовой. Угощайся, не побрезгуй, мы к тебе со всей душой».
  • Иногда хозяева, обеспокоенные поведением домашних животных, привязывают в хлеву под потолком мешочек с монетками. Говорят, что если подойти тихонько к дверям и прислушиваться, можно уловить звон монеток — это Дворовой забавляется.
  • Ещё рекомендуется в хлеву подвесить большую метлу из пышных еловых или сосновых веток.

Все эти нехитрые мероприятия подружат хозяев дома с дворовым духом.

На ласку и добро и капризный дух ответит добром

Дворовой любит, когда с ним советуются, если надумают привести новое животное в дом. Заранее нужно приготовить коробку с монетками и разноцветными лоскутами, тарелочку с едой и обратиться к Дворовому:

«Батюшка Дворовой, всей скотинки смотровой. Любим тебя и почитаем, всех зверушек тебе доверяем. Прими и ещё одну зверушку под свой надзор».

После такой просьбы-обращения можно во двор новое животное заводить.
Этот же обряд можно проводить и в тех случаях, когда домашнее животное приболело, стало вялым или буйным.

А чтоб не доводить дело до крайности, дворового духа, Хлевника, нужно почитать постоянно. Вот такой загадочный – добрый смотритель за двором , и строгий «воспитатель» для нерадивых хозяев дома.

У домового есть брат, который не заходит в избу, а живет на подворье. Называют его дворовым, и круг забот у дворового иной. Он в основном отвечает не за человека, а за скотину, хозяйство.

Всем известно, что нет у него добродушия, присущего домовому, а шутки и забавы его порой беспощадно злобны и приносят немало неприятностей хозяевам. Дружит дворовой лишь с собакой и козлом, да и то если собака эта не белая. Белых собак, кошек и даже лошадей он не переносит. Любимые лошадиные масти у него — вороная и пегая. А если хозяин купит и приведет на подворье коня, пришедшегося дворовому не по вкусу, надо первый раз ввести «новичка» в конюшню не иначе как по расстеленному на земле овчиной вверх тулупу.

Нелюбимых животных дворовой мучит, изводит: те невесть почему тощают, шерсть на них сваливается, шкура, хвост все в репьях.
Особо должны хозяева беречь только что родившихся телят и ягнят. Не случайно их сразу несут в хату, под заботливую опеку своих ребятишек. Иначе дворовой мог бы задушить приплод. И лишь если сунуть ягненка или теленка головой в устье печи, как говорят, «подломить», тот сроднится с домом, и дворовой возьмет заботу о нем на себя.

Если не раздражать дворового, угождать ему, то будет на подворье не только мир и порядок, но и благополучие. Будет у лошадей шерсть лосниться, а вся животина сыта. Удачлив станет мужик в покупках и при продаже останется в прибыли. Град не побьет его посевы и сады, а ведьма не будет задаивать коров. Одним словом, дворовой сам справится с нечистой силой.
Считалось, что на Михайлов день дворовой может, если его не задобрить, уйти с подворья на всю зиму, оставив животных без присмотра. Потому 21 ноября заботливые хозяева особым обрядом ублажали дворового.

Еще до утренней зорьки старшая из женщин в семье выносила во двор чашку с пивным суслом. А перед полуднем хозяин ездил по двору на любимой лошади дворового. В это время хозяйка, размахивая помелом, приговаривала: «Батюшка дворовой, не уходи! Не разори двор, животину не погуби! Лихому (Черту) пути-дороги не кажи!»

Дворовой в традициях российских городов

В некоторых традициях российских городов дворовой не считается отдельным персонажем, его черты содержит в себе и домовой-доможил. Но в северо-западных, центральных и юго-западных областях он считается хозяином крестьянского двора и там его отличают от его собрата домового - хозяина дома. В поверьях Ярославской губернии говорится, что дворовой имеет наружность хозяина дома, как и домовой. Живёт он во дворе. Если он невзлюбит какую-то скотину, то будет всячески вредить ей. Говорят, чтобы дворовому скотина полюбилась, её надо выбирать с таким цветом шерсти, какой цвет волос у хозяина. Например, если хозяин брюнет, то скот покупают черной масти и т.д. Дворовой имеет все те качества, что и домовой, только является он более злым и мстительным персонажем. Дворовой, которому хозяин полюбился, нередко ворует у соседей сено и овёс для домашнего скота. Поэтому между дворовыми нередко затеваются драки. Увидеть дворового - весьма редкое явление и предвещает оно тому, кто его повидал, несчастье. Жила в одной деревне женщина с мужем, всё у них было в достатке, нужды ни в чем не знали, жили душа в душу, мирно, счастливо. Пришлось как-то мужу уехать по делам далеко. А в то время случилось как-то женщине вечером выйти во двор, где увидела своего мужа, ходившего вокруг телеги. Был это дворовой. После этого случая полюбил муж работницу, прислуживавшую у них в доме, а собственную жену выгнал вон. В основном рассказы об этом существе сводятся к тому, как он мучает непонравившихся ему животных, дружелюбен он лишь с собакой и козлом. Это он путает гриву лошадям, общипывает и обрезает им хвосты и строит подобные козни, против которых хозяева вешают под потолком конюшни или хлева убитую сороку, поскольку считается, что дворовой относится с ненавистью к этой птице. Его стараются ублажить каким-либо известным способом, предупредить его желание, угодить должным образом. Лучше стараться не заводить белых кошек, такого же цвета собак, сивых лошадей, хотя соловых и буланых он тоже недолюбливает и обижает. Зато холит, гладит лошадей вороной и серой масти. Если же никак нельзя избежать того, чтобы купить скотину той масти, которая не по душе домовому-дворовому, то купленное животное пригоняют с базара и вводят во двор через овчинную шубу, которую следовало разостлать в воротах наверх шерстью. Хозяйки особенно внимательно приглядывают и ухаживают за новорожденными животными, дворовой спуску не дает ни телятам, ни овцам: либо изломает, либо задушит. Поэтому их стараются унести из хлева и поселить в избе. Принесенного принято совать головой в устье печки, как бы "вдомляя", то есть сродняя с домом.Не находятся в подчинении у домового лишь куры, считают, что у них свой бог есть. В некоторых местах знающие люди припасают нитку от савана мертвого, вплетают её в плеть с тремя хвостами и залепляют воском. В полночь, держа такую плеть в левой руке, люди выходят во двор и начинают бить по всем углам хлева и под яслями в надежде попасть всё-таки в разбушевавшегося виновного. В Орловской губернии был обычай "дарить домового": брали разноцветные блёстки, копейку с изображением на ней коня, хлеба горбушку, отрезанную от непочатого каравая, всё это сносили в хлев и читали следующую молитву: "Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими, попой, накорми". Часто дворовые ссорятся между собой и тогда достается и хозяевам, такое несчастье невозможно ни предугадать, ни отвратить. В Вологодской губернии рассказывали, что как-то один злой "дворовушко" начал завидовать своему доброму соседу, видя, что у того коровы сыты всегда, шерсть у лошадей гладкая и лоснящаяся. Провертел он тогда дыру в чане, в котором добрый дворовой носил с реки воду в полночь. Тот всё лил и лил её в чан, всё ждал, что вода сравняется с краями, но так и не дождался: тогда с горя повис он под нижней губой у лошади сосулькой ледяной в виде человечка маленького в шерсти.

Дворовой - Домашний дух

Дворовой -Домашний дух, обитавший во дворе у древний славян
Различались два вида домовых. Одним был доможил, обитавший в углу за печью, вторым считался дворовой, живший вне избы (иногда черты того и другого объединялись в одном образе).

Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Тем неменее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником или банником. Вописании дворового соединились традиционные черты домового и свойства оборотня, взятые из христианской демонологии. Внешне дворовой описывался похожим на человека, но с куриными, козлиными или кошачьими ногами. Это не случайно. Любимым животным дворового являлись кошка или кот. Отожествление дворового и кошки видно из следующей загадки: "Как у нас-то дворовой ходит с чёрной головой, носит шубку бархатну, у него-то глаза огненные, нос курнос, усы торчком, утки чутки, ножки прытки, кохти цепки. Днем на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит". Иногда дворовой предстает в сложном образе чудовища: "Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови черные, большие, рот широкущий, а в нем два ряда черных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только кохти загнутые. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие". Встречаются так же описания дворового, где он похож на змею с петушиной головой и гребнем. По ночам он мог принимать облик хозяина дома.
Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей ("ведьмина метла"").

Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине; на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик.

Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах.

Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Считалось, что она отпугнет злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. По большим праздникам ему оставляли угощение, при переезде на новое место почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.

Как ни просто деревенское хозяйство, как ни мелка, по-видимому, вся обстановка домашнего быта, но одному домовому-доможилу со всем не управиться. Не только у богатого, но у всякого мужика для домового издревле полагаются помощники. Их работа в одних местах не считается за самостоятельную и вся целиком приписывается одному "хозяину". В других же местах умеют догадливо различать труды каждого домашнего духа в отдельности. Домовому-доможилу приданы в помощь: дворовой, банник, овинник (он же и гуменник)и шишимора-кикимора; лешему помогает полевой, водяному - ичетики и шишиги вместе с русалками.

Дворовой-домовой получил свое имя по месту обычного жительства, а но характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он невзлюбит (всегда и неизменно дружит только с собакой и козлом). Это он устраивает так, то скотина спадает с тела, отбиваясь от корму; он же путает ей гриву, обрезает и общипывает хвост и проч. Это для него всякий хозяин на потолке хлева или конюшни подвешивает убитую сороку, так как дворовой-домовой ненавидит эту сплетницу птицу Это его, наконец, стараются ублажать всякими мерами, предугадывая его желания, угождать его вкусам не держать белых кошек, белых собак и сивых лошадей (соловых и буланых он тоже обижает, а холит и гладит вороных и серых). Если же случится так, что нельзя отказаться от покупки лошадей нелюбимой масти, то их вводят во двор, пригоняя с базара не иначе, как через овчинную шубу, разостланную в воротах шерстью вверх. С особенным вниманием точно так же хозяйки ухаживаю г около новорожденных животных, зная, что дворовой не любит малышей и может либо изломать, либо и вовсе задушит. Поэтому таких новорожденных и стараются всегда унести из хлева и поселяют в избе вместе с ребятами, окружая их таким же попечением, принесенного сейчас же суют головой в устье печи, или, как говорят, "водомляют" (сродняют с домом) На дворе этому домовому не подчинены, одни только куры, у них нмеется свои бог.

При6егая к точно таким же мерам умилостивления дворового, как и домового-доможила, люди не всегда, однако, достигают цели и дворовой точно так же то миролюбив, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, дурить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях применяют решительные меры и вместо ласки и убеждений вступают с ним в открытую борьбу и нередко в рукопашную драку.

По вологодским местам, крестьяне, обезумевшие от злых проказ дворовых, тычут навозными вилами в нижние бревна двора с приговором "Boтi тебе, вот тeбe за то то и вот это" . По некоторым местам (например, в Новгородской губернии) догадливый и знающий хозяин запасается ниткой из савана мертвеца, вплетает ее в треххвостую ременную плеть и залепляя воском. В самую полночь, засветив эту нитку и держа ее в левой руке, он идeт во двор и бьет плетью по всем углам хлева и под яслями авось как-нибудь попадет в виновного.

Нередко домохозяева терпят от ссор, какие заводят между собой соседние дворовые, - несчастье, которое нельзя ни отвратить, ни предусмотреть. В Вологодской губернии (в Кадниковском уезде Васьяновской волости) злой "дворонушко" позавидовал своему соседу, доброму "дворовушке", в том, что у того и коровы сыты, и у лошадей шерсть гладка и даже лоснится. Злой провертел дыру в чане, в котором добряк-дворовой возил в полночь с реки воду. Лил добряк, лил воду в чан и все ждал, пока она сровняется с краями, да так и не дождался и с горя на месте повис под нижней тубои лошадки, ледяной сосулькой в виде "маленького человека в шерсти".
Оттуда же (из-под Кадникова) получена и такая повесть (записанная в деревне Куропской как событие 80-х голов прошлого столетия)

"Жила у нас старая девка, незамужняя, звали ее Олькой. Ну, все и ходил к ней дворовушко спать по ночам и всякий раз наплетал ей косу и наказывал "Если ты будешь ее расплетать, да чесать, то я тебя заломаю" Так она и жила не чесала и не мыла головы, и гребня у себя не держала. Только выдумала она выйти замуж, и когда был девичник, пошли девки в баню и ее повели с собой, незамужнюю, старую девку, невесту. В бане стали ее мыть. Начали расплетать косу и долго не могли ее расчесать, так закрепил ее дворовушко. На другое утро надо было венчаться - пришли к невесте, а она в постели лежит мершая, и вся черная. Дворовушко ее и задавил"
Не только в трудах и делах своих дворовои похож на домового, но и внешним видом oн ничем не отличается (так же похож на каждого живого человека, только весь мохнатый). Затем все, что приписывают первому, служит лишь повторением того, что говорят про второго. И примечательно, что во всех подобных рассказах нет противоречий между полученными из северных лесных губерний и теми, которые присланы из черноземной полосы Великороссии (из губерний Орловской, Пензенской и Тамбовской). В сообщениях из этих губернии замечается лишь разница в приемах умилостивления: здесь напластывается наибольшее количество приемов символического характера, с явными признаками древнейшего происхождения. Вот, например, как дарят дворового в Орловской губернии: берут разноцветных лоскутков, овечьей шерсти, мишуры из блесток, хотя бы бумажных, старинную копейку с изображением коня, горбушку хлеба, отрезанную от целого каравая, и несут все это в хлев, и читают молитву:
- Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко! Я тебя дарю-благодарю: скотину прими - попой и накорми.

Этот дар, положенный в ясли, далек по своему характеру от того, который подносят этому же духу на севере, в лесах, - на навозных вилах или на кончике жесткой плети.
Дворовые обязательно полагаются для каждого деревенского двора, как домовой-доможил для каждой избы, и банники для всякой бани, овинники или гуменники для всех без исключения риг и гумен (гумен, открытых со всех сторон, и риг, прикрытых бревенчатыми срубами с непротекающими крышами). Вся эта нечисть - те же домовые, отличные лишь по более злобным свойствам, по месту жительства и по затейным проказам.