Вчера в Певеке - самом северном и труднодоступном порту на востоке России - обозначили место будущей стоянки атомного энергоблока "Академик Ломоносов". В основание защитных гидросооружений забили "лидерную сваю" и тем самым дали официальный старт строительству береговой инфраструктуры.

А вместе с тем положили конец сомнениям и спорам о месте размещения первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (сокращенно - ПАТЭС). Перебрав все прочие варианты, инициаторы этого проекта вернулись к той самой точке, с которой он, собственно, и начинался, - порт и поселок Певек в Чаунском районе Чукотского автономного округа.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Александр Емельяненков

В церемонии, посвященной началу строительных работ в Певеке, приняли участие губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, заместитель генерального директора - директор по специальным проектам и инициативам концерна "Росэнергоатом" Павел Ипатов, представитель заказчика-застройщика - руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Сергей Завьялов и другие официальные лица.

Там же, в Певеке, на оперативном совещании с участием руководства Чукотки и генерального подрядчика работ по строительству гидротехнических сооружений (компания "Запсибгидрострой") проанализировали результаты подготовительного периода. Отмечено, что с момента, когда был заключен договор на строительство гидротехнических сооружений, в Певек из Архангельска и порта Сабетта на Ямале прибыли уже три судна с первоочередными грузами. В их числе строительная техника, сваебойные и бурильные машины, много другого специального оборудования и материалов для начального этапа строительства.

Побережье Чукотки особенно славится ветром "южак", скорость которого достигает 80 метров в секунду

Согласно планам, плавучий энергоблок "Академик Ломоносов", поставленный в Певеке, обеспечит замещение мощностей выбывающей из эксплуатации Билибинской атомной электростанции. Это, заметим, единственная в мире АЭС, построенная в зоне вечной мерзлоты. И ресурс ее энергоблоков рано или поздно подойдет к концу. При этом атомную генерацию заменят атомной, что не только престижно для российских ядерщиков, но и создает важный прецедент на пути коммерческого продвижения такого рода проектов в другие страны.

Достройка и график испытаний ПАТЭС "Академик Ломоносов" синхронизированы с работами в Певеке, утверждает Сергей Завьялов и главный строитель ПЭБ на Балтийском заводе Александр Ковалев. Фото: Александр Емельяненков

По словам главы Чукотки Романа Копина, новый атомный объект помимо функций замещения Билибинской АЭС даст энергию горнодобывающим компаниям на западе Чукотке, в Чаун-Билибинском энергоузле. А это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании. "Это не значит, что ПАТЭС полностью восполнит потребность в энергии этих предприятий, - уточнил Копин, - но на первом этапе, особенно в момент замены выбывающих мощностей Билибино, она обеспечит нормальную работу и даст стимул к дальнейшему развитию".

Если говорить в самом общем виде, ПАТЭС задумывалась как мобильная атомная теплоэлектростанция малой мощности для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Основная цель - обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. В связи с этим она разработана с большим запасом прочности, что делает ядерные реакторы неуязвимыми для природных аномалий. Ядерные процессы на таком плавучем энергоблоке отвечают требованиям МАГАТЭ и не несут угроз окружающей среде.

Применительно к головному энергоблоку "Академик Ломоносов" - это две реакторные установки КЛТ-40С (ледокольного типа), каждая из которых имеет тепловую мощность 150 МВт. А в совокупности они способны вырабатывать 70 мегаватт электрической и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что обеспечивает жизнедеятельность города с населением около 100 тысяч человек.

Два реактора ПАТЭС установлены на штатные места и уже интегрированы с другим энергетическим оборудованием. До конца 2016 года предстоит завершить все процедуры, позволяющие начать загрузку ядерного топлива. Фото: Александр Емельяненков

Еще год назад в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации началась подготовка экипажа для плавучего энергоблока "Академик Ломоносов". В пилотную группу включили два десятка человек оперативного персонала - тех, кто будет непосредственно управлять энергоблоком. Как пояснили в концерне "Росэнергоатом", численность эксплуатационного персонала ПАТЭС "Академик Ломоносов" составит 96 человек. Из них 42 будут работать на постоянной основе (с проживанием в Певеке), остальных специалистов - эксплуатационный персонал, ремонтников и судовую команду - задействуют вахтовым методом. К этому дню на работу в качестве персонала ПАТЭС официально принят 31 человек, включая главного инженера. Директор станции пока не назначен. В течение следующего года численность персонала планируют довести до 77 сотрудников. В "Росэнергоатоме" уже дали понять, что при оформлении на работу в приоритетном порядке будут рассматриваться кандидатуры из числа работников Билибинской АЭС.

А что же сам энергоблок, он в какой степени готовности? С июля 2016 года его содержат на плаву у достроечной набережной на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Обозревателю "РГ" удалось недавно там побывать и увидеть все своими глазами. Причем не только снаружи, но и рассмотреть изнутри, что, где и в какой степени готовности. И там же задать уточняющие вопросы представителям концерна "Росэнергоатом" и Балтийского завода.

600 метров - такова протяженность мола-причала, который нужно построить, чтобы создать защищенную акваторию базирования для ПАТЭС "Академик Ломоносов"

По их словам, сейчас на объекте завершают монтаж и наладку основного оборудования и одновременно проводят швартовные испытания. То есть проверяют работоспособность и соответствие проектным характеристикам оборудования и систем ПЭБ. Плановый срок окончания испытаний - октябрь будущего года. Готовность плавучего энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017-го. После этого ПАТЭС как готовый объект будет доставлена по Северному морскому пути к месту работы, раскреплена у мола-причала и подключена к береговой инфраструктуре, сооружаемой в Певеке.

В сентябре 2019 года "Росэнергоатом" планирует приступить к установке энергоблока на штатное место и той же осенью провести испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

Прямая речь

Сергей Завьялов, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС:

Что сейчас мы делаем на Чукотке? В этом году подписан договор на сооружение мола-причала. Это грандиозное гидротехническое сооружение протяженностью около 600 метров, которое обеспечивает возможность формирования закрытой акватории, где будет базироваться плавучий энергоблок. Сам ПЭБ будет раскрепляться с помощью особых шарнирных устройств - так, чтобы можно было обеспечить вертикальное перемещение плавэнергоблока и обеспечить передачу тепла и электричества по коммуникациям мола-причала на берег.

В июле, августе и сентябре нынешнего года мы занимались мобилизацией техники, материалов, оборудования, временных зданий и сооружений с Большой земли в порт Певек. Доставка грузов продолжается и сейчас - с тем, чтобы обеспечить задел строительных материалов на межнавигационный период 2017 года.

В текущем году обеспечим берегоукрепление на месте базирования атомной станции. Проведем отсыпку и укрепление мола-причала. Выйдем в море уже метров на 150-200, до второго водопропускного канала, что позволит в будущем году создать основание и развернуть работы по верхнему строению мола-причала.

Мы хорошо понимаем, что ждет нас в Арктике. Прежде всего это большие ледовые нагрузки, включая многометровые торосы, которые при сильных ветрах буквально наваливаются на берег. А Чукотка как раз славится своим ветром "южак", скорость которого достигает 80 метров в секунду. Он сносит 90-тонные краны, как щепки. И в этих условиях концерну "Росэнергоатом" и нашему подрядчику придется в сжатые сроки выполнить все намеченные работы.

До конца года «Росатом», руководимый Сергеем Кириенко, планирует ввести в строй плавучую АЭС «Академик Ломоносов», строительство которой продолжалось более 10 лет. За это время бюджет проекта вырос в разы. Если сначала стоимость «Академика Ломоносова» оценивалась в 2,9 млрд рублей, то затем стала звучать уже сумма 11, 2 млрд рублей. Сегодня же в «Росатоме» говорят о цене в 37,3 млрд рублей, а независимые эксперты приводят и вовсе баснословную цифру – 44 миллиарда.

Кому верить? И нужна ли оказавшейся в кризисной ситуации стране столь дорогая «игрушка» с 2 тоннами «бомбового» урана на борту?

Российские СМИ радостно сообщают: скоро первая плавучая АЭС «Академик Ломоносов» отправится к месту своей приписки, где встанет на «мёртвый» якорь, после чего начнётся загрузка ядерного топлива на атомный понтон. Однако на этом бюджетные траты не прекратятся – уже известно, что из казны для «Академика Ломоносова» будет выделено ещё 5 млрд рублей.

– Эти деньги пойдут на сооружение объектов береговой и гидротехнической инфраструктуры в месте базирования первой российской плавучей АЭС, – объясняет профессор, доктор технических наук Игорь Острецов. – Именно на эти цели и запланировано выделить из госбюджета эти нескромные миллиарды.

С учётом этих 5 млрд «Росатом» и называет общую стоимость ядерного объекта – 37,3 млрд рублей.

Куда же направится «Академик Ломоносов»? Оказывается, на Чукотский

полуостров, а не на Камчатку, как предполагали ранее. Он станет новым источником электрогенерации для чукчей взамен выбывающих мощностей Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ.

Пресс-секретарь главы «Росатома» Сергей Новиков полон радужных надежд:

– Первая в России плавучая АЭС будет запущена в этом, 2016 году. После этого предстоит два года испытаний. И если итоги будут хорошими, то в 2018 году плавучую АЭС запустят в промышленное производство. Сегодня к проекту проявляют интерес более 10 стран мира.

Видимо, поэтому в коридорах «Росатома» сегодня гуляет идея – кардинально изменить проект новых плавучих АЭС. В ведомстве полагают: строить плавучие АЭС по образцу «Академика Ломоносова» слишком дорого. Потому от бюджетных миллиардов «Росатом» желает перейти к более дешёвой модели – без жилого модуля и без хранилища облучённого ядерного топлива. Об этом журналистам рассказал и заместитель гендиректора концерна «Росэнергоатом» Сергей Завьялов: «Строящаяся плавучая АЭС – это экспериментальный референтный образец. В будущем столь металлоёмкие, насыщенные оборудованием изделия нас устраивать не будут, – пояснил он. – Мы будем оптимизировать технические решения, создавать объекты в несколько раз меньшие по водоизмещению, отказываться от ряда функций».

В «Росатоме» надеются, что после удешевления проекта плавучие АЭС найдут спрос за границей. Впрочем, это пока под большим вопросом. Прежде ставка делалась на Китай. Однако Пекин теперь сам строит собственные плавучие атомные станции.

Гардероб шикарной «дамы»

Первоначально, напомним, плавучую АЭС намеревались построить за 2,9 млрд рублей. Потом проект стал энергично тяжелеть в цене. Сегодня эксперты говорят: плавучая АЭС «Академик Ломоносов» вместе со всем своим шикарным «гардеробом» (гидротехника, береговые сооружения, донноуглубительные работы) тянет на 42–44 млрд рублей. Получается, «Академик Ломоносов» становится платиновым, ещё не выйдя из эллинга?

– По нашим подсчётам, сегодня стоимость референтного образца плавучей атомной станции вместе с береговыми и гидротехническими сооружениями составляет около 44 млрд рублей, – говорит доктор технических наук Игорь Острецов. – На борту этого специфического судна должны быть ещё и бомбовые материалы – почти 2 тонны высокообогащённого урана-235.

Но как атомная баржа будет избавляться от облучённого ядерного топлива (ОЯТ)?

– На обычных атомных станциях его хранят в специальных резервуарах, – объясняет профессор Острецов. – На барже его будут замораживать и складировать на борту, потому что судно-сборщик стоит дорого! И вряд ли «Росатом» на него разорится.

Получается, в ведомстве Сергея Кириенко лукавят? Ведь «Росатом» уже озвучил, что собирается отказаться как от жилых модулей, так и от хранения ОЯТ на борту? А ведь судно-сборщик стоит ещё дороже.

– Сегодня строительство береговых сооружений, обеспечивающих безопасность плавучей АЭС, оценивается в 10% стоимости всей станции, – продолжает наш разговор профессор Острецов. – Эти расходы должны лечь на местные бюджеты «портов приписки» плавучих АЭС. А ведь ещё нужны средства на преобразовательные станции на берегу, ЛЭП, затраты на аренду земли, строительство инфраструктуры для персонала, который должен работать по вахтовому методу…

На «мёртвом» якоре

Зарубежные журналисты иногда допускают большие ляпы, рассказывая о фантастическом проекте «Росатома»: к примеру, корреспондент «Монд» написал, что «такие морские электростанции абсолютно надёжны. В случае цунами им достаточно сняться с якоря и отойти от берега».

– Но плавучая атомная станция должна стоять на «мёртвом» якоре, – объясняет профессор Острецов. – Куда она может уйти? В случае аварии с выходом радиоактивности за пределы судна радиоактивному заражению подвергнутся обширные территории. И опыт эксплуатации судовых реакторов и судов с реакторными установками это доказывает. Причём к обычному списку факторов риска аварий добавляются опасные природные явления (землетрясения и цунами), морское пиратство и терроризм. К террористам в случае захвата плавучей АЭС может попасть много высокообогащённого, бомбового урана. Это очень привлекательный объект для возможных террористических атак: на атомной барже находятся восемь активных зон.

Так что в итоге построил «Росатом»? И нужно ли нам такое счастье?

Плавучие АЭС в мировой практике использовались всего два раза: для обеспечения энергией Панамского канала в 1966–1976 годах и для работы исследовательской базы США в Антарктике в 1962–1972 годах.

4 октября 2016 г. в самом северном российском городе - Певеке (Чукотский АО) состоялась торжественная церемония забивки первого (лидерного) шпунта в основание береговой инфраструктуры для уникальной, не имеющей аналогов в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».

ПАТЭС должна быть введена в эксплуатацию к 2019 году, после чего она станет самой северной в мире атомной станцией, сообщает пресс-служба Росэнергоатома.

В настоящее время статус самой северной АЭС России и мира принадлежит Билибинской АЭС, также расположенной на Чукотке, в зоне вечной мерзлоты.

В церемонии, посвященной началу строительных работ на площадке размещения ПАТЭС в Певеке, приняли участие: губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, представители заказчика-застройщика – заместитель генерального директора - директор по специальным проектам и инициативам Концерна «Росэнергоатом» Павел Ипатов, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Сергей Завьялов и другие официальные лица.

В честь начала строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции была открыта памятная доска и заложена капсула с обращением к потомкам - «капсула времени».

Роман Копин в ходе пресс-конференции по итогам мероприятия, отметил, что ПАТЭС имеет большое значение для города Певек и региона и решает две задачи.

«Первая – это замещение Билибинской атомной станции, поскольку город Билибино и Певек работают в едином энергоузле, поэтому сроки остановки 1-го блока Билибинской АЭС в 2019 году будут синхронизированы с вводом ПАТЭС в Певеке. Также одна из основных задач, которую будет решать плавучая станция – обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле: это большой рудно-металлический кластер, в том числе, золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны. Это не значит, что ПАТЭС полностью восполнит потребность в энергии этих предприятий, но на первом этапе – для замены выбывающей станции и обеспечения энергией для новых потребностей – она будет способна работать и даст новый стимул для развития», - подчеркнул губернатор ЧАО.
В свою очередь представитель заказчика-застройщика Сергей Завьялов сказал: «Атомная энергетика – самая чистая энергетика на планете. То, что мы наблюдаем в Певеке в течение многих лет и десятилетий, требует исправления. Мы постараемся помочь городу избавиться от устаревших технологий и решить задачу энергозамещения».

Он отметил, что сегодня Концерн «Росэнергоатом» в соответствии с графиком строительства береговых сооружений ориентирован на срок ввода плавучей станции в эксплуатацию в 2019 году.

«Мы рассчитываем, что работы, проводимые сейчас совместно с Минэнерго, «Чукотэнерго» и «РАО ЕЭС Востока» по разработке технических условий для выдачи мощности ПАТЭС, завершатся в октябре-ноябре этого года, а в декабре мы будем готовы к выпуску рабочей документации и обеспечению заказа электротехнического оборудования для установки на нашей площадке».

В рамках мероприятия также прошло совещание с участием руководства Чукотского АО и генерального подрядчика работ по строительству гидротехнических сооружений.

Было отмечено, что в настоящее время на площадке строительства береговых и гидротехнических сооружений (БГТС) в г. Певеке завершаются работы подготовительного периода, которые были начаты в сентябре 2015 г.

Напомним, в 2016 г. был заключен договор на строительство БГТС, а в сентябре текущего года в Певек прибыли два судна с грузами для строительства: строительная техника, механизмы, сваи, шпунты и другие материалы. А 4 октября 2016 г. в Певек пришло 3-тье судно «Геннадий Цыганков» с новой партией оборудования для строительства береговых сооружений.

Что касается комплектования ПАТЭС персоналом, то в Центральном институте повышения квалификации Госкорпорации «Росатом» уже полным ходом идет подготовка команды для эксплуатации референтного энергоблока ПЭБ.

Предполагается, что общая её численность составит 304 человека. Из них 42 будут работать на постоянной основе (с проживанием в Певеке), остальной персонал - эксплуатационный, ремонтный и судовая команда - вахтовым методом.

В настоящее время на работу в качестве персонала ПАТЭС уже принят 31 человек (10,2% от общей численности). В течение следующего, 2017 года численность персонала ПАТЭС планируется довести до 77 человек (25,3% от общей численности). Для приема на работу будут рассматриваться и кандидатуры из числа работников Билибинской АЭС.

Напомним, что с июля 2016 г. плавучий энергоблок проходит плановые швартовные испытания на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, где проверяются работоспособность и соответствие проектным характеристикам оборудования и систем ПЭБ. Плановый срок окончания испытаний – октябрь 2017 г. Готовность плавучего энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017 г. После этого ПАТЭС как готовый объект будет доставлена по Северному морскому пути к месту работы, раскреплена у мола-причала, и подключена к береговой инфраструктуре, сооружаемой в г. Певеке. В сентябре 2019 г. «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а осенью 2019 г. – провести испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек.

ПЭБ – это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море.

ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на плавучем энергоблоке отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.

Центральный пульт управления плавучей атомной теплоэлектростанцией (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». Оператор на три секунды зажимает красную кнопку, гудит сирена, гаснет свет, цифры на датчиках температур идут вниз.

— Сработала аварийная защита на реакторе, на левом борту. — объясняет Евгений Гаврилов, начальник учебно-тренировочного подразделения «Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС». — Стержни аварийной защиты влетели в активную зону реактора. Процесс цепной реакции прекращен. Ядерный реактор заглушен, находится в подкритическом состоянии, и переведен в режим снятия остаточного тепла. Второй реактор, на правом борту, продолжает работать стабильно. Жень, приведи в нормальное состояние!

Женя «чинит» атомный реактор, включается свет, замолкает сирена, температура реактора постепенно приходит в норму.

Мы находимся на полномасштабном тренажере, точной копии (вплоть до цвета стен) ЦПУ, который будет поставлен на плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академий Ломоносов».

Тренажерная подготовка происходит так: инструктор инициирует аварийную ситуацию — задает определенные параметры и происходит, например, «разрыв трубопровода». Задача операторов — сориентироваться и привести реакторы в безопасное состояние. Все это записывается на видеокамеры, после чего происходит разбор полетов, рассказывает Гаврилов.

Нажимать красную кнопку — привилегия оператора, хотя, по словам Гаврилова, «чисто номинальная — она практически никогда не нажимается».
«Операторы боятся — мало ли что произойдет: стакан упадет или еще чего. Поэтому они ставят специальные колпачки на эту кнопку, чтобы случайно не нажать. А если действительно нужно — сдернул колпачок и нажал», — говорит Гаврилов.

С 1 сентября в «Центральном институте повышения квалификации Госкорпорации Росатом», где располагается тренажер, начнется полноценная подготовка.

«Первые 17 человек, которые начинают у нас обучаться — это уровень руководителей: главных инженеров, основных ведущих специалистов, связанных с эксплуатацией», — говорит директор филиала ЦИПКа, проректор института Таир Таиров.

Сейчас формируется костяк будущей команды. «Конечно, есть желание, чтобы первый экипаж был набран из людей опытных. Поэтому сейчас мы отдаем предпочтение людям из довольно узкого мира ледокольщиков, военных моряков и атомщиков», — говорит Андрей Туниманов, начальник отдела управления персоналом.

Уже известно, что всего будет шесть смен. Но в каком графике будет работать экипаж, пока не решили: то ли два месяца через два или, как на ледоколах — четыре через четыре месяца.

— Но директор и главный инженер ПЭБ вахтовым методом не работает. Они работают все время и ездят в отпуск. В соответствии с трудовым законодательством, — громко заявляет Туниманов.

— Ээ, да, они также будут. Неужели они хуже других? — усмехается Гаврилов. Сам главный инженер скромно молчит.

«Когда мы только начали подготовку в 2008-2009 годах, мы столкнулись с тем, что в мире еще нет такого объекта. — объясняет расхождения в показаниях Таиров. — Даже были споры, что это: атомная станция или судно с реакторными установками. Пришли к выводу, что это судно стоичного типа, которое не имеет своего хода. Но споры продолжаются».

Вместо обычных АЭС

«Академик Ломоносов» сам передвигаться не сможет. Для прохода, например, по Северному морскому пути ему потребуется два ледокола-проводника: один будет бить лед, второй тянуть ПЭБ на жесткой сцепке.

Мощность атомного реактора также сопоставима с мощностью современных атомных ледоколов — на нем установлены два реактора КЛТ-40С, которые разрабатывают АО «ОКБМ Африкантов» Госкорпорации «Росатом».

Главная особенность ПЭБ — возможность передавать энергию и тепло на берег.

«Достижения и технологии атомного судостроения впервые в мире в таком масштабе и объеме будут использованы для выработки тепла и электричества для нужд потребителей, — не без пафоса говорит Сергей Завьялов, заместитель генерального директора концерна Росэнергоатом, руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС. — Мы будем генерировать электрическую и тепловую мощность в объеме ПЭБ и с помощью передающих устройств транспортировать это все в энергетические сети, что обеспечит функционирование энергоизолированных регионов».

Конкретно «Академик Ломоносов» станет заменой отжившим свое Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ в Певеке на Чукотке. По словам Завьялова, он придет в порт Певек в 2019 году.

ПЭБ может подключаться к действующим сетям и вырабатывать 70 МВт электрической мощности, 50 ГВт в час тепловой мощности, что позволяет поддерживать нужды городка с населением до 100 тыс. человек.

«В 2021 выходит из эксплуатации Белибинская АЭС, и мы к тому моменту должны наши 70 МВт мощности выдавать потребителям», — говорит Завьялов. Правда, по его словам, «сети находятся в достаточно плачевном состоянии», и требуют замены. «Такие решения сейчас в правительстве разрабатываются. Все вопросы к 2019 году должны быть решены».

История «Академика Ломоносова»

ПАТЭС не имеет мировых аналогов, утверждают разработчики. Правда, американцы когда-то, во Вьетнамской войны, ставили на платформу реактор и турбину для того, чтобы обеспечить Панамский канал энергетикой для прохода своих войск. Но это аналогом назвать сложно.

ПЭБ получил имя «Академик Ломоносов», так как должен был быть готов к 300-летию ученого в 2011 году. В 2006 году победителем тендера на строительство стало предприятие «Севмаш», однако после переноса сроков заказ получил Балтийский заводнастоящий момент в строительстве ПЭБ задействовано 700 человек - 1\5 завода).

«Мы пришли на «Севмаш», запустились, и там получили две проблемы. — рассказывает Завьялов. — Их ни в коем случае нельзя ставить в вину ни «Севмашу», ни судостроителям, ни тем более заказчикам. Это проблема, связанная с недостаточностью проектной базы «Севмаша». К подобного рода объектам они не были готовы. И в этот период времени на «Севмаш» свалился огромный гособоронзаказ, и они просто начали захлебываться».

Строительство возобновилось только в 2013 году. По словам Завьялова, из 8 лет, объект строится реально всего 3,5 года. Сейчас он готов на 70%. «И потребуется еще где-то год-полтора».

Общая стоимость проекта, по словам Завьялова, «находится в пределах 20 млрд рублей, это очень разумные и взвешенные показатели». Стоимость следующего блока, по его словам, должна быть ниже.

А без следующего блока, получается, не обойтись. «Мы встанем в Билибино, начнем работать и в течение 10 лет завершим первый цикл. Соответственно, за это время мы должны построить второй энергоблок, чтобы поставить его на замену. Предполагаю, что он будет такой же, хотя могут и и иные технические решения», — объясняет Завьялов.

«10 лет находясь на площадке ПЭБ выдает электроэнергию. Перегрузки производятся раз в 2,5 - 3 года. Выгрузка топлива обеспечивается специализированным оборудованием, которое находится на ПЭБ, там же обеспечивается хранение отработанного топлива, — добавляет Юрий Фадеев, главный конструктор АО «ОКБМ Африкантов». По его словам, через 10 лет работы ПЭБ транспортируется на судостроительный завод для среднего ремонта. Там производится выгрузка старого топлива и загрузка нового. Эти циклы должны повторяются в течение всего срока эксплуатации в 40 лет.
Данный ПЭБ рассматривается как референтный образец. На нем отрабатываем все технологии. «С точки зрения будущего, столь металлоемкий, насыщенное оборудование изделие нас устраивать не будет, это очень дорого», — говорит Завьялов. Если все пойдет успешно, ставка будет делаться на более компактные изделия, которые будут лишены, например, жилого блока с библиотекой и бассейном (которые есть на «Академике Ломоносове»), и будут заточены исключительно на выработку тепла и электричества.

В Росатоме не сомневаются, что плавучие энергоблоки будут востребованы и за рубежом. Особенно с дополнительным комплектом оборудования для опреснения воды. Главное - отработать технологии серийного производства. Уже сегодня прямую заинтересованность в ПАТЭС проявляют китайские партнеры.

Ледоколы нового поколения

Одновременно на Балтийском заводе идет строительство атомного ледокола нового поколения «Арктика», который должен быть спущен на воду 26 мая следующего года в день 160-летнего юбилея завода (на фото вверху ). 22 августа 2015 была установлена последняя секция носового блока.

«Данный ледокол является самым большим и самым мощным ледоколом в мире на сегодняшний день. Основные габариты: 12,74 м, наибольшая ширина 34 м, высота, включая надстройку, трубу и мачту — порядка 53 м», — говорит руководитель проекта Сергей Черногубовский.

В настоящий момент в Росатомфлоте существует два типа ледоколов: это крупные ледоколы, например «50 лет победы» (на сегодняшний день крупнейший в мире) и мелкосидящие (предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек) — «Таймыр» и «Вайгач».

«Арктика» совмещает два типа ледоколов, так как имеет двойную осадку.

«Рабочая осадка составляет 10,5 м, при этом максимальное водоизмещение - 33 тыс. тонн. На такой осадке он работает, когда проводит караваны судов в Арктике. Минимальная осадка составляет 8,65м — на этой осадке он может работать в устьях рек, таких как Енисей», — рассказывает Черногубовский.
Еще одна особенность — он выполнен из высокопрочной стали. «В районе ледового пояса составляет 40 мм. В связи с этим ледокол может проходить на скорости 1,5-2 узла, на максимальных оборотах припаянный лед высотой до 2,8 м как носом, так и кормой», — говорит руководитель проекта.
В настоящий момент на Балтийском заводе подписано два контракта. Первый - на строительство головного ледокола «Арктика» и второй — на создание двух серийных ледоколов «Сибирь» и «Урал».

(передвижные атомные электростанции), но и мимоходом зацепили там же и ПАТЭС. Давайте продолжим эту тему …

В ближайшие несколько лет совместными усилиями Объединенной судостроительной корпорации и государственного концерна «Росатом» планируется достроить первую российскую плавучую атомную тепловую электростанцию (ПАТЭС). Как полагают эксперты, уже в самом ближайшем будущем экспорт ПАТЭС сможет составить большую часть доходов обеим организациям. Однако в то же время существуют определенные сомнения относительно того, смогут ли эти корпорации обеспечить такими станциями хотя бы Россию.

В первую очередь необходимо отметить, что сама идея строительства ПАТЭС не нова. Первыми она пришла в голову американцам, которые в начале 80-х годов прошлого века вознамерились построить в Америке 8 таких плавучих станций, общая мощность которых должна была достичь 1150 МВт. Проект оценивался в 180 миллионов долларов, но успеха он не имел. Причиной провала была объявлена экономическая неэффективность станций. Однако, очевидно, что большую роль в этом сыграли и протесты жители прибрежных регионов, которые не очень обрадовались перспективе иметь «под боком» атомную бомбу замедленного действия. Вспыхнул громкий скандал, который имел весьма интересные последствия – ПАТЭС заинтересовались в Советском Союзе. В конце 80-х годов в стране советов прекрасно осознавали, что являются лидерами по производству атомных реакторов, но большому счету девать их было некуда. Поэтому возникла идея использовать списанные подлодки для обогрева северных прибрежных городов. Но, к счастью, от подобной затеи вскоре отказались, потому как реакторы того времени не отличались надежностью, да и стоимость такой энергии не оправдывала себя. Казалось, от плавучих станций отказались навсегда, но тут в начале нового века о ПАТЭС вспомнили в России.

О планах на совместное строительство ПАТЭС заявил президент Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков, сразу же после того, как российский премьер-министр Дмитрий Медведев посетил с визитом Балтийский завод (там, собственно говоря, и ведется строительство станции). По словам Дьячкова, премьер выделил десять дней на то, чтобы уладить все формальности и придти к единому видению дальнейшего проведения работ, а также их стоимости.

Если говорить о технических характеристиках ПАТЭС – то это довольно-таки прибыльное сооружение, обладающее значительным потенциалом. Грубо говоря, это батарейка больших размеров, которая может прослужить до 40 лет (предусмотрено 3 цикла по 12 лет каждый, между которыми необходимо проводить перезагрузку реакторных установок). Основу станции составляют две реакторных установки КЛТ-40С, которые в советское время использовались на советских атомных ледоколах и подлодках. Они способны генерировать до 70 МВт, поэтому их целесообразно устанавливать в тех местах, где нет возможности или нет смысла строить большие электростанции, которые для работы используют другие источники электроэнергии.

ПАТЭС обладает и еще одним положительным свойством – ее можно использовать и в качестве мобильного опреснителя. Если 50 лет назад нехватка пресной воды в первую очередь ассоциировалась с африканским континентом, то уже три десятилетия назад с подобными проблемами столкнулись и государства Ближнего Востока. Более того, уже в ближайшем будущем нехватка пресной воды может стать проблемой №1 в мире. Именно поэтому еще в 1995 году на мировом рынке объемы опреснительного оборудования были оценены в три миллиарда долларов. МАГАТЭ в то же время прогнозирует, что в будущем эти объемы будут только увеличиваться, и к 2015 году будут оцениваться уже в 12 миллиардов. Плавучая атомная теплоэлектростанция способна опреснить порядка 40-240 тысяч тонн воды в сутки, при этом себестоимость этой воды будет гораздо ниже, чем той, которая была получении при помощи работающих на других видах топлива источников. Поэтому авторы проекта не отрицают, что намерены хорошо заработать на таких станциях.

Но в настоящее время все это возможно лишь теоретически. Если коснуться практической стороны вопроса, то первая станция такого типа должна была быть запущена в прошлом году. Но в ходе ее строительства возникли определенные трудности. Так, станцию начали строить на заводе «Севмаш» в 2006 году, однако руководству «Росатома» не подошли темпы строительства. Поэтому дальнейшие работы проводились уже на Балтийском заводе. Но и дальше было много проблем. Сам завод оказался под контролем ОСК, руководство которой заявило о том, что готово закончить строительство, но для этого необходимо около 7 миллиардов рублей. «Росатом» предлагал всего на 1 миллиард меньше. Поэтому на данный момент готовность ПАТЭС по оценкам экспертов, составляет не более 65 процентов. Тем не менее, аналитики не сомневаются в том, что в течение следующих трех лет станция «Академик Ломоносов» будет готова, то есть полностью достроена, испытана, и вполне возможно, даже доставлена на место выработки электроэнергии.

Руководство «Росатома» заявляет, что оно намерено запустить в серийное производство плавучие атомные теплоэлектростанции. Но проблема заключается не в их желаниях и стремлениях, а в том, способно ли российское судостроительство построить необходимое количество ПАТЭС, чтобы они выпускались в срок и высокого качества. В данном вопросе большую роль играет не столько финансирование, как физические возможности судостроителей возводить плавучие станции сериями, ведь строительство может производиться лишь на двух предприятиях: Балтийском заводе, который строил все атомные ледоколы в советские времена, и на «Севмаше», который занимается строительством атомных подлодок. У каждой из этих верфей постоянно имеются полные объемы оборонзаказа и заказы на строительство судов арктического класса. Поэтому, по всей видимости, производство ПАТЭС не будет первоочередным на этих предприятиях. А это может привести к тому, что на мировом рынке для российских плавучих атомных теплоэлектростанций не будет места, потому как вполне могут появиться японские, корейские и китайские атомные проекты.

Необходимо также отметить и то, что в настоящее время плавучими станциями заинтересовалась Индия, которая, как сообщают некоторые источники, намерена вложить в строительство первой установки порядка 140-180 миллионов долларов. Кроме нее, интересуется проектом и Китай, который имеет желание изготавливать для них корпуса. Не отстают от этих государств и Индонезия, государства африканского континента и Персидского залива.

И все-таки существуют проблемы. И не в последнюю очередь краеугольным камнем выступает весьма значительное финансирование проекта, о чем упоминалось выше. Помимо этого, большой вопрос – это безопасность ПАТЭС. Разработчики, понятное дело, утверждают, что проект был подвергнут жесткой государственной экологической экспертизе и получил лицензию Госатомнадзора. К тому же, система безопасности на станции значительно усилена. Однако существуют оппоненты, которые вполне разумно отмечают, что на строительство сооружений для обеспечения безопасности станции, средства должны выделяться их местных бюджетов, и вопрос заключается в том, будет ли в месте использования достаточно денег для этого.

Еще одна немаловажная проблема связана с использованием урана. Обогащение его в реакторах доходит до 90 процентов, хотя разработчики твердят о том, что в ПАТЭС данная цифра будет оставлять не более 60 процентов. Однако и такого количества вполне достаточно, чтобы заинтересовать экстремистов, если, к тому же, принимать во внимание, что размещаться станции будут в не самых стабильных регионах в мире.

Таким образом, утверждать, что проект ПАТЭС исключительно положителен, нельзя, поскольку он имеет и ряд негативных моментов, и говорить о его будущем пока рано.

Вместе с тем, российские чиновники вполне оптимистично смотрят в будущее. Так, в частности, по словам Сергея Кириенко, руководителя Федерального агентства по атомной энергии, строительство плавучих атомных теплоэлектростанций перспективно не только для России, но и для мира в целом. Он отмечает также и то, что у россиян есть преимущества перед другими производителями, благодаря надежности и безопасности советских реакторных установок. Кириенко убежден в том, что плавучие станции намного безопаснее наземных АЭС, потому как обладает большим количеством уровней защиты.

Кириенко вполне поддерживает и заместитель гендиректора «Росэнергоатома» Сергей Крысов, который отмечает, что российским проектом уже заинтересовались 20 государств, и Россия уже готова приступить к переговорам с ними, но только после того, как будет готов первый энергоблок. По его словам, большая заинтересованность вызвана тем, что срок строительства ПАТЭС намного меньше, чем наземных. Кроме того, плавучая станция способна выдерживать шторм 7-8 баллов.

Поэтому в настоящее время с целью успешной реализации проекта в мире рабочей группой из представителей Министерства иностранных дел, Росатома и «Росэнергоатома» проводится анализ международного законодательства, и внутренней правовой базы некоторых государств. А что из всего этого получится – время покажет…

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -