Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.

Пример 1 . Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В ) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.

В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:

Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.

Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.

Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот ) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.

Тподгот = tподгот - Ттек (если tподгот > Ттек ).

Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот < Ттек , то Тподгот = 0).

Пример 2 А составляет 18 дней. Время на подготовку к запуску материала А в производство равно 21 дню. Определить подготовительный запас в днях.

Подготовительный запас учитывается, так как время на подготовку материала А в производство превышает норму текущего складского запаса (tподгот > Ттек ). Определяем подготовительный запас, дней:

Тподгот = tподгот - Ттек = 21 – 18 = 3.

Пример 3 . Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.

Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек ,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).

Для обеспечения бесперебойного выпуска и реализации продукции, а также в целях эффективного использования оборотных средств на предприятиях, осуществляется их нормирование. С его помощью определяется общая потребность предприятия в оборотных средствах.

Нормами расхода считаются максимально допустимые абсолютные величины расхода сырья и материалов, топлива и электрической энергии на производство единицы продукции.

Нормирование расхода отдельных видов материальных ресурсов предусматривает соблюдение определенных научных принципов. Основными должны быть: прогрессивность, технологическая и экономическая обоснованность, динамичность и обеспечение снижения норм.

При планировании потребности в оборотных средствах применяются три метода:

1. Аналитический - предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объема производства. Этот метод используется на тех предприятиях, где средства, вложенные в материальные ценности и затраты, имеют больший удельный вес в общей сумме оборотных средств.

2. Коэффициентный - состоит в уточнении действующих нормативов собственных оборотных средств в соответствии с изменениями показателей производства. Запасы и затраты подразделяются на зависящие непосредственно от изменения объемов производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе) и не зависящие от него (запчасти, расходы будущих периодов, малоценные предметы).

По первой группе потребность в оборотных средствах определяется исходя из их размера в базисном году и темпов роста производства в будущем году. По второй группе потребность планируется на уровне их среднефактических остатков за ряд лет.

3. Метод прямого счета - научно обоснованный расчет нормативов по каждому элементу нормируемых оборотных средств с учетом изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке ТМЦ, практике расчетов с контрагентами.

Нормирование начинается с определения среднесуточного расхода сырья, основных материалов и полуфабрикатов (Р сут) в плановом периоде:

где Р – объем расходов материала за период, руб.;

Т – период времени.

Норма оборотных средств (Н а.обс) - величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов. Она устанавливается, как правило, в днях.

Норматив ОБС (Н обс) - минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающих непрерывность работы предприятия. Определяется по формуле:

Н обс = Р сут * Н а.обс.

Норма запаса ОС (Н а.ос) по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в текущем (З тек), страховом (З стр), транспортном (З тран), технологическом (З техн) запасах, а также время, необходимое для выгрузки, доставки, приемки и складирования материалов, т.е. подготовительные запас (П р):

Н а.ос = З тек + З стр + З тран + З техн + П р.

Текущий запас предназначен для обеспечения производства материальными ресурсами между двумя очередными поставками. Это основной вид запаса, самая значительная величина в норме ОБС Текущий запас в днях определяется по формуле:

где С п - стоимость поставки;

И - интервал между поставками.

Норматив текущего запаса рассчитывается по формуле:

З тек = Р сут * И,

Страховой запас возникает в результате нарушения времени поставки. В днях определяется по формуле:

Норматив страхового запаса:

З стр = Р сут * (И ф - И пл) * 0,5 или З стр = Р сут * З стр.дн * 0,5,

где (И ф - И пл ) – разрыв в интервале поставок.

Транспортный запас создается на предприятиях на те поставки, по которым возникает разрыв между сроками поступления платежных документов и материалов. Он определяется как превышение сроков грузооборота (время доставки товара от поставщика покупателю) над сроками документооборота.

Норматив транспортного запаса рассчитывается по формуле:

З тр = Р сут * (И ф - И пл) * 0,5 или З стр = Р сут * З тр.дн * 0,5,

где З тр.дн – норма транспортного запаса, дни.

Технологический запас - время, необходимое для подготовки материалов к производству. Норматив технологического запаса определяется по формуле:

З тех = (З тек + З стр + З тр) * К тех,

где К тех - коэффициент технологического запаса, %. Он устанавливается комиссией из представителей поставщика и потребителя.

Подготовительный запас устанавливается на основании технологических расчетов или посредством хронометража.

Норматив оборотных средств в производственных запасах определяется как сумма нормативов ОБС в текущем, технологическом и подготовительном запасах.

Норматив ОБС в незавершенном производстве (Н нп) определяется по формуле:

Н нп = ВП ср.д. * Т ц * К нар.з,

где ВП ср.д – среднедневной выпуск продукции по производственной себестоимости;

Т ц - длительность производственного цикла;

К нар.з - коэффициент нарастания затрат, который при равномерном нарастании затрат определяется по формуле:

где Ф е - единовременные затраты;

Ф н - нарастающие затраты;

С - себестоимость.

При неравномерном нарастании затрат

К нар.з = С ср /П

где С ср - средняя стоимость изделия в незавершенном производстве;

П - производственная себестоимость изделия.

Норматив оборотных средств в расходах будущих периодов (Н б.п.) определяется по формуле:

Н б.п. = РБП нач + РБП пред – РБП с,

где РБП нач - переходящая сумма расходов будущих периодов на начало планируемого года;

РБП пред - расходы будущих периодов в предстоящем году, предусмотренные сметами;

РБП с - расходы будущих периодов, подлежащие списанию на себестоимость продукции предстоящего года.

Норматив оборотных средств в остатках готовой продукции определяется:

Н г.п = ВГП дн. * Н з.скл. ,

где ВГП дн. - стоимость однодневного выпуска готовых изделий;

Н з.скл - норма их запаса на складе в днях.

Совокупный норматив оборотных средств представляет собой сумму нормативов оборотных средств, исчисленных по отдельным элементам. При установлении норм и нормативов на планируемый год рекомендуется использовать опытно-статистический и расчетно-аналитический метод.

Cтраница 2


Транспортный запас не устанавливается в тех случаях, когда срок получения материалов совпадает со сроками оплаты расчетных документов или опережает его.  

Транспортный запас предусматривается, когда материалы оплачиваются до их поступления на предприятие. Время на разгрузку, приемку и складскую обработку поступивших материалов определяется на основе установленных норм на эти работы или фактически затрачиваемого времени.  

Необходимость транспортного запаса (NJ обусловлена несовпадением движения грузов и платежных документов по времени. В период между оплатой счета и получением груза потребность предприятия в ресурсах покрывают за счет транспортного запаса.  

Величина транспортного запаса определяется временем между двумя очередными поставками материально-технических ресурсов. Технологический запас определяется конкретными условиями производства и рассчитывается на основе установленных нормативов на средний размер партии поставок.  

Величина транспортных запасов определяется действием многих показателей: прежде всего характером хозяйственных связей, скоростью доставки (временем нахождения в пути) и объемом среднесуточного перемещения сырья и материалов.  

Норма транспортного запаса определяется расстоянием предприятия от поставщика, средней скоростью движения груза и временем оформления документации.  

Размер транспортного запаса в днях определяется временем нахождения материалов в пути от момента оплаты денежных документов до дня прибытия материалов на склад объединения. Оборотные средства на транспортный запас требуются в случае, если время нахождения материальных ценностей в пути превышает время движения расчетных документов. Данный запас учитывается при нормировании потому, что объединение, получив расчетные документы, обязано в соответствующий срок оплатить материальные ценности, несмотря на то что они еще находятся в пути и не могут быть использованы в производстве.  

В форме транспортных запасов (запасы в пути) пребывают материальные ресурсы, находящиеся в процессе перемещения от производителя к потребителю.  


При расчете транспортного запаса учитывается период от даты оплаты счета (платежного требования) покупателем до даты прибытия груза. Размер этого запаса в днях определяется следующим образом. На основании плана материально-технического снабжения устанавливаются поставщики основных материалов, конструкций и деталей. Затем по отчетным данным или путем консультаций с транспортными организациями определяется продолжительность пробега груза от каждого поставщика до потребителя.  

При расчете транспортного запаса учитывается время от даты оплаты платежного требования до даты прибытия груза. Норма подготовительного (технологического) запаса включает время, необходимое для приемки, раз: грузки, сортировки, комплектации, складирования и лабораторного анализа основных материалов, конструкций и деталей, и определяемся по установленным нормам или опытным данным о затратах времени на эти виды операций. Размер текущего запаса зависит от среднедневного расхода и частоты поставок. Чем чаще прибывают материалы на строительную площадку, тем меньше должен быть текущий запас при неизмененном объеме строительно-монтажных работ. Периодичность поставок устанавливается договорами или нарядами-заказами. Гарантийный (страховой) запас основных строительных материалов создается для предотвращения последствий возможных нарушений сроков поставки из-за перебоев в снабжении и устанавливается в пределах 50 % нормы текущего запаса.  

Данная модель применяется в макрологических системах, когда издержки га выполнение заказа и проверку фактического состояния запасов на складе велики, а заготовительный период и ущерб от дефицита ресурсов (невыполнения заказа) малы.

Еще одной моделью управления запасами, основанной на рассмотренных ранее моделях с фиксированным размером заказа и с фиксированной периодичностью заказа, является модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня. В данной модели заказ ресурсов осуществляется через равные промежутки времени, однако в том случае, если фактический остаток ресурсов на складе снизится до уровня второго бункера, то осуществляется внеочередной заказ. Размер заказа равен разности между максимальным заказом и фактическим наличием запаса на момент заказа или между максимальным запасом и запасом в точке заказа.

Применение данной модели целесообразно при значительных изменениях в потребности ресурсов и необходимости исключить возможность их нехватки до наступления срока очередной поставки. Реализация модели требует оперативного контроля наличия запасов на складе.

В тех случаях, когда нельзя пренебрегать нестационарностью или стохастичностью отдельных параметров системы запасов, применяются более сложные модели управления запасами, для которых Q = var и τ = var.

2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАПАСОВ С ФИКСИРОВАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ЗАПАСА

Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа (τ = const, Q = var) характеризуется тем, что ресурсы заказываются и поступают на склад через равные промежутки времени. Особенности данной модели отражены на рис. 7.

В момент заказа ресурсов проверяется наличие запаса на складе. Размер заказа равен разности между фиксированным необходимым запасом и его фактическим наличием

qз = Qmax – Qфакт.

Таким образом, qз является переменной величиной.

В данной модели определению подлежит уровень максимального запаса и период между двумя смежными поставками ресурсов. Максимальный уровень запаса в системе должен быть равен:

Qmax = qз + Qстр,

а величина периода между смежными заказами:

τсз = qз / λ.

Применение данной модели целесообразно при установлении регулярных сроков поставки и возможности запасать ресурсы в любом количестве. Достоинством модели является то, что при ее использовании нет необходимости в ведении регулярного (ежедневного) учета наличия запасов на складе. Это необходимо лишь в момент времени заказа ресурсов.

Рис. 7. Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Определить транспортный запас в натуральном выражении, если отгружено за квартал – 200 тонн труб, а среднее время их транспортировки – 7 дней.

Запас транспортный в натуральном выражении определяется по формуле

Зтр. н. = Зо дн ∙ Р,

где Зо дн – запас относительный в днях обеспеченности объема потребления (товарооборота); Р – объем среднесуточного потребления (отпуска) в натуральных единицах.

Р = 200 тонн / 90 дней = 2,2 тонн в день.

Следовательно,

Зтр. н. = 2,2 тонны в день ∙ 7 дней = 15,4 тонны.

Транспортный запас в натуральном выражении равен 15,4 тонны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2. Логистика запасов: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Сост. к. э. н., и. о. проф. О. В. Саенко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001.

3. Третьяков М. М., Хальзова Н. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002.

По балансовым датам вычисляется величина средних остатков за год. Она очищается от излишних неходовых запасов. И узнаем чистый остаток.

Норма запаса = величина среднего остатка/ однодневный расход сырья.

Это упрощенная формула.

2. Через приведенную поставку.

Из общего объема поступлений в натуральном выражении исключается нетипичные поставки.

Очищенная величина поступлений/ количество типичных поставок = средняя величина поставки.

Общий объем поступлений/ средняя величина поставки = число приведенных поставок.

Пример: Общий объем поставок - 2240 т

Количество поставок - 22

нетипичных: - крупные - 1 (320 т);

Мелкие - 2 (77 т).

2. Если в производстве используются уникальные виду сырья, материалов, а также при интервале поставки 5 и менее дней, если транспортная связь с поставщиком оказывается ненадежной, то страховой запас может быть более половины нормы текущего запаса (до 100%).

III Время на приемку, складирование, контроль и анализ

Существуют технологические нормы осуществления этих процессов. Если их нет, то расчет производится путем хронометрирования подобных работ. Такие работы могут выполняться параллельно.

IV Технологический запас

Учитывается в составе нормы по производственным запасам, если речь идет о подготовке материалов к производству (для производства мебели древесина должна быть просушена на воздухе около 2 лет).

Средств на нормы по группе материалов = полученные нормативы/ однодневный расход.

Расчет ведется в таблицах.

Группа нормируемого сырья (материалов). Сталь хк (холодно- катанная)

наим-е мат-ла (сорт, размер, тип)

однодн расход

интервал поставки

текущий запас

страх запас

разгрузка, склад-е

входн контроль и анализ

технол запас

итого норма дн.

норматив Об. ср-в

Итого по группе

З = S гр / однодневный запас

Здесь учитывается транспортный запас по всем группам Об. С. или по отдельным группам (материалы будут находится за пределами предприятия).

Чтобы исчислить в днях норму транспортного запаса , определяется средняя величина остатков ТМЦ в пути по статьям баланса.

Норма транспортного запаса = средняя величина остатков ТМЦ/ однородный фактический расход сырья и материалов в целом за период в котором исчисляется норма

Целесообразно в этой таблице приводить максимальные и минимальные значения запасов по каждой конкретной позиции, так как нам важно эффективно управлять запасами. Минимальная величина - исчислена норма, увеличенная на вторую половину интервала поставки.

Периодичность такого расчета 3-5 лет, но ежегодно производится уточнение норм и нормативов Об. С. исходя из условий производства и снабжения (появляется новый ассортимент, поставщики, транспортные условия, нормы расходования и т. д.).

Кроме того, в производстве используются вспомогательные материалы . Если их значительное количество, то расчет нормы запасов производится как и по основным. Если их незначительное количество, то расчет производится упрощенным методом (с использованием величины средних остатков).

1. Нормирование запаса топлива (твердое, жидкое), то методом прямого счета. Если магистральный газ, то нормы и нормативы по топливу не рассчитываются.

2. Запчасти - норма устанавливается в расчете на 1 млн. стоимости основных фондов.

3. МБП . МБП разбиваются на несколько групп:

    инструмент и приспособления общего назначения;

    хозяйственный инвентарь;

    спецодежда и обувь;

    специнструменты и оснастка;

    производственная тара.

1. Учитывается инструмент, находящийся в эксплуатации и на складе. На складе - расчет нормы ведется методом прямого счета. В эксплуатации расчет ведется отдельно:

    инструмент на рабочих местах;

    инструмент в цеховых раздаточных кладовых.

Определение норматива по хоз. инвентарю осуществляется по 2 группам:

    конторский;

По конторскому потребность определяется на основе численности персонала и нормообеспеченности его этим инвентарем.

По бытовому - по численности проживающих в общежитии и по набору инвентаря на 1 проживающего.

По спец. приспособлениям потребность определяется методом прямого счета.

По производственному инвентарю - исходя из необходимого набора инвентаря и его стоимости.

Определение потребности в оборотных средствах, вложенных в незавершенное производство.

Незавершенное пр-во - продукция, находящаяся на различных стадиях изготовления. Потребность в нем необходимо определить, чтобы обеспечить равномерную, бесперебойную сдачу продукции на склад.

Величина незавершенного производства зависит от:

    организации пр-ва

    объема пр-ва

    структуры выпускаемой продукции

    характера выпускаемой продукции.

Норматив по незавершенному пр-ву исчисляется по группам и видам изделий для каждого производственного отделения. Если ассортимент очень широк, то норматив определяется по основной части продукции (70-80% то общ. объема).

Н = О * Т * К, где Т*К - норма,

О - однодневные затраты по смете затрат на производство. Если пр-тие сезонное, то в расчет норматива берется квартал с наименьшим объемом производства, если несезонное, то 4 квартал. В смете берется строка “Затраты на валовую продукцию”.

Т - длительность производственного цикла в днях.

К - коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Т - отражает время пребывания продукции в незавершенном производстве и характеризует время от первой технологической операции до полного изготовления продукции. Это время включает:

    технологический запас - время непосредственной обработки изделий;

    транспортный запас - время пребывания изделий у станка до обработки и после нее;

    оборотный запас - время пролеживания деталей между отдельными операциями вследствие различных темпов работы оборудования;

    страховой запас - на случай непредвиденной остановки в процессе производства.

В случае выпуска широкого ассортимента рассчитывается средняя длительность производственного цикла - средневзвешенная величина на основании удельного веса каждого вида изделий в общем выпуске продукции и длительности производственного цикла по каждому изделию.

Т = (30*10+30*8+30*6+10*12)/100=8,4 дн.

Коэффициент нарастания затрат.

К - его определение необходимо, т.к. средства вкладываются в незавершенное пр-во постепенно, по дням производ. цикла, и не вся их сумма находится в производстве в течении всего произв. цикла.

Возможны следующие варианты:

    затраты нарастают равномерно по дням производственного цикла.

    затраты нарастают неравномерно по дням производственного цикла.

Единовременные затраты - осуществляются в начале производственного цикла (обычно мат. затраты).

Нарастающие затраты: з\пл, амортизация, накладные расходы.

К отражает отношение с\с-ти незавершенного пр-ва к плановой производственной с\с-ти изделия.

На практике к определяется по-разному (для равномерного и неравномерного нарастания затрат).

для равномерного - К = (З п + 0,5З о)/С

З п - первоначальные затрат, осуществленные в 1 день произв. цикла.

З о - все последующие затраты, входящие в производственную с\с изделия.

С - произв. с\с изделия.

для неравномерного - К = (З п * Т + З 1 *В 1 + З 2 *В 2 +...+ 0,5З р *Т)/(С*Т)

З п - затраты в 1 день произв. цикла.

З 1,2,... - разовые затраты на отдельных стадиях пр-ва.

В 1,2,.. - время от момента разовых затрат до полного изготовления изделия.

З р - затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла.

С - производственная себестоимость.

Т - длительность производственного цикла.

Все нормативы по отделениям предприятия складываются и рассчитывается общий норматив незавершенного производства.

Нормирование по статье “Расходы будущих периодов”

    Сюда относят затраты на подготовку новых видов производств и выпуска новой продукции;

    расходы на горно-подготовительные работы

    расходы по подписке на периодические издания.

Р б.п. = Р н + Р п + Р с

Р н - расходы будущих периодов на начало план. периода по бух. балансу или ожидаемому исполнения.

Р п - расходы будущих периодов в планируемом году.

Р с - расходы будущих периодов, которые предполагается списать на себестоимость продукции.

Нормирование по статье “Готовая продукция”

Это полностью законченная производством и сданная на склад продукция. Переход оборотных средств из стадии производства в стадию обращения.

Причины нормирования:

    предприятие должно осуществить определенные складские, транспортные и расчетные операции по готовой продукции;

    для регулирования отгрузки продукции необходима подборка изделий по партиям соответствующего ассортимента, накопление партий до соответствующих размеров, время на упаковку, погрузку, транспортировку, оформление расчетных документов и сдачу их в банк.

Н = О *Д, где

О - однодневные затраты по смете затрат на производство по статье “Производственная себестоимость” за соответствующий квартал.

Д - норма запасов в днях, средневзвешенная величина на основе норм запаса по отдельным видам изделий и их доле в общей стоимости готовой продукции.

Время нахождения продукции на складе измеряется с момента поступления готовой продукции на склад до ее отгрузки покупателю. На это время влияют:

    условия транспортировки;

    условия комплектования;

    способы упаковки.

После расчета частных нормативов оборотных средств исчисляется совокупный норматив по предприятию.

Расчет совокупного норматива можно показать в следующей таблице:

Оборотные

средства

Норматив

Затраты на 4 кв.

норма запаса

норматив на кг.

прирост(+), сокращение(-) норматива

производственные запасы

незавершенное производство

готовая продукция

Предприятие определяет прирост или сокращение по всем статьям оборотных средств.

Если планируется прирост, то нужно найти источники покрытия этого прироста.

Если наблюдается сокращение оборотных средств в плановом году, то предприятие может использовать их на другие нужды.

Недостаток (излишек) собственных оборотных средств определяется сравнением наличия оборотных средств по бух. балансу с совокупным нормативом оборотных средств на соответствующую отчетную дату. Если фактическое наличие меньше норматива, то недостаток, наоборот - излишек.

Излишек оборотных средств служит источником покрытия прироста норматива в плановом году.

Причины недостатка оборотных средств:

Зависящие от деятельности предприятия - необеспечение сохранности собственных оборотных средств; недополучение прибыли; работа с убытком.

Не зависящие от деятельности предприятия: инфляция, кризис неплатежей, спад производства и др.

МБП нормируются в зависимости от того, где они находятся:

На складе - норматив рассчитывается методом прямого счета;

В производстве.

Особенность нормирования жидкого сырья заключается в том, что в емкостях, где хранится это сырье, всегда остается неснижающийся запас сырья.

Особенность нормирования топлива заключена в том, что все топливо, которое перегоняется по трубопроводам не подлежит нормированию. Нормируется только твнрдое топливо.