В данном материале рассмотрим некоторые вопросы из теории систем и системного анализа, а конкретно — что такое управление, что такое система управления, классифкация систем управления

Что такое управление и система управления?

Управление — это действие на какую-то систему для достижения желаемых перемен в ее состоянии или поведении.
Всякое управление подразумевает наличие цели, т.Е. Модели желаемых перемен. Система, на которую оказываются целенаправленные влияния, зовется управляемой или — объектом управления. Носителем цели управления считается субъект управления.

Обобщенная схема системы управления показана на рис. 1.4. Подобную систему называют еще системой с управлением. В ней выделяется две системы: та, которая управляет — управляющая система и та, которой управляют — управляемая система. Для определения управляемой системы часто применяется термин «объект управления».

Система, где есть эти две части, т.Е. Есть само управление зовется «система управления » или системой с управлением. Часто на самом деле применяют более узкое объяснение — система управления воспринимается как конкретно управляющая система.

Рис. 1.4. Обобщенная структура системы управления (с обратной связью)

На рис.1.4. Применяются следующие определения: УС — управляющая система; СУ — субъект управления (говорят еще «правящий орган»); ИМ — исполнительный механизм (выполняющий орган); ОУ — объект управления (управляемая система); U — прямая управляющая связь для передачи управляющих влияний (УВ); iос — обратная информационная связь.

Этапы процесса управления

В общем процесс управления с обратной связью можно представить такими главными факторами:
— сбор и тест информации, нужной для управления;

— подбор УВ (принятие решения о целесообразном управляющем воздействии);

— реализация решения — выработка и использование к ОУ управляющих влияний;

— контроль за состоянием и реакцией ОУ (по существу, данный этап есть циклический переход к начальному этапу сбора и анализа информации).

В технических устройствах вероятна схема управления без обратной связи (разомкнутое управление ). В данном варианте управление реализовывается по заблаговременно заданному методу без анализа состояния ОУ, т.Е. Считается, что ОУ реагирует на управляющие влияния однозначным образом — так, как задумано в программе управления. Варианты систем с разомкнутым управлением:
— устройства запуска или остановки (к примеру, пуск телевизора по таймеру);
— станки с программным управлением обработкой деталей;
— автоматизированные конвейеры и т.П.

Напомним, что показанные на рис. 1.4 компоненты «задача» и « ресурсы» имеют большое значение для управления. Наличие цели считается важным по определению понятия «управление «. Остается узнать, что в системе управления задача может быть сформулирована не одинаково:

— добиться конкретного состояния на объекте управления, т.Е. Перевести объект управления в целевое состояние;

— поддержать объект управления в заданном состоянии. В согласии с подобной целью, к примеру, работают разные технические регуляторы (автоматическая регулировка частоты или громкости в радиоприемниках, температурная регулировка в системах климат-контроль и др.);

— сократить издержки системы управления при достижении целевого или при поддержании заданного состояния.

Присущие в распоряжении УС ресурсы формируют ее возможности при подборе стратегии управления. Помимо говоря по существу ресурсов на выбор УВ воздействуют и другие ограничения, отличительные для этой системы управления. Так, при управлении в организационно-экономической системе такие ограничения могут порождаться нормативно-технической документацией, законами, отраслевыми или корпоративными стандартами, нормами и правилами повидения и др.

Теоремы управления

На основании проведенного исследования обобщенной схемы системы управления можно выразить несколько условий, которые в литературе известны как теоремы теории управления. Исполнение таких условий планируется непременным при разработке системы управления.

Теорема управления 1 . Наличие наблюдаемости объекта управления, т.Е. Возможность получения информации о состоянии объекта управления, его реакциях на окружающую среду и УВ.

Теорема управления 2. Наличие управляемости ОУ, т.Е. Способность ОУ переходить в нужное состояние под влиянием УВ.

Теорема управления 3 . Наличие цели управления и достижимость цели, т.Е. Наличие цели управления, обозначенной через некоторый комплект показателей, желаемых параметров ОУ

Теорема управления 4. Возможность выбора управляющих влияний (теорема свободы подбора). Нужный объем большинства УВ обуславливается от самой цели управления и трудности объекта.

Есть узнаваемый принцип нужного многообразия эшби, который касательно к системам управления формулируется так: «многообразие управляющей системы обязано быть как минимум, чем многообразие объекта управления».

Это значит, что лучше всего на каждое возможное состояние объекта управления в системе должно предусматриваться как минимум одно действие, приводящее ОУ в необходимое состояние.

Теорема управления 5. Наличие критерия эффективности управления, т.Е. Наличие способа оценить степень достижения цели (подробно о параметрах см. В гл. 2)

Теорема управления 6. Наличие ресурсов управления, т.Е. Возможность реализовать подобранные УВ при имеющихся ресурсах и заданных ограничениях.

Классификация систем управления

В зависимости от степени участия человека в процедуре управления есть такие виды систем управления.

1. Системы ручного управления . В данных системах человек исполняет все функции управления. При всем этом не исключено использование механизмов для матереализации управляющих влияний, каких нибудь инструментов для сбора информации (к примеру, измерения показателей ОУ).

2. Системы автоматизированного управления (САУ). В данных системах управляющая часть — УС не имеет в себе человека, выработка управляющих влияния делается автоматично на основе запрограммированных методов повидения системы. Человек имеется на шаге создания методов и программ, которые и отражают в себе задача управления.

Первыми системами автоматического управления были автоматизированные регуляторы температуры паровых котлов на паровозах, которые отслеживали значение контролируемых показателей и вносили поправку при отклонении их от заданной величины. Отличительными и очень не простыми примерами сегодняшних САУ считаются системы автоматического управления полетами, используемые в гражданской или военной авиации.

Однако, не обращая внимания на трудность связей с разными бортовыми и наземными системами, тут как правило еще применяется рабочий принцип регулятора — задается и отслеживается исполнение программы полета воздушного судна. Перспективы формирования САУ связаны с применением в них способов ИИ, разрешающих совершать автоматическое управление в трудных, изменяющихся условиях, в случае дефицита или неточности имеющейся информации, подстраиваясь под специфики внешней среды и объекта управления.

3. Автоматические системы управления (АСУ). В АСУ человек остается основным существующим лицом процесса управления. Необходимо отметить два ключевых канала автоматизации, в которых ряд предназначений от человека подается ЭВМ:

— информационный канал (автоматизация сбора, представления, анализа информации);

— правящий канал (автоматизация генерации, передачи и использования управляющих влияний).

Большое применение АСУ находят в управлении организационно-экономическими системами (фирмами), где процессы управления выделяются существенной сложностью и связаны со значительными объемами применяемой информации. Такие АСУ сами выделяются сложностью структуры и наличием большой численности систем, исполняющих разные функции. К числу систем комплексной АСУ предприятием относятся системы поддержки принятия решений (СППР). Данные системы предназначаются для автоматизации наименее формализуемого и наиболее интеллектуального этапа процесса управления, связанного с принятием решений о нужных воздействиях на объект управления. Функционирование СППР в зависимости от объема осуществляемых предназначений опирается на способы аналитической и умственной отделки данных (факторный, корреляционный и остальные виды анализа, технологии OLAP, data mining), способы экспертных систем, ситуационного управления и др.

Классификация управления по скорости протекания процессов в объекте управления

Изменение состояния объекта управления при управлении может протекать с разными скоростями. Говорят еще о скорости переходных процессов или периоде (времени) переходных процессов tss. Сам переход из текущего состояния st в целевое sc в самых разных объектах управления может происходить не одинаково. В трудных объектах процесс перехода сопровождается разными трудностями, неожиданными расходами или потерями.

В зависимости от скорости переходных процессов в ОУ отличают следующие системы управления :

— системы типа «окончательный автомат». В них промежуток смены состояния tss много меньше, чем промежуток наблюдения T:
tss << T;

— системы динамические, где tss = T, т.Е. Время изменение состояния соизмеримо с временем наблюдения;

— системы статические, где tss >> T, т.Е. Изменение состояния выполняется за время, намного превышающее промежуток наблюдения.

Для наблюдателя в технических системах, когда объект изменяет собственное состояние в настоящем времени, конкретно динамические системы вызывают ассоциации с понятием управления.

Однако, из приведенной спецификации видно, что отнесение объекта управления к тому или другому классу зависит от периода наблюдения.

Это положение имеет большое значение при управлении непростыми и, особенно, большими организационно-техническими системами. Оно значит, что оценка управляемости, стойкости системы, а еще оценка эффективности управляющих влияний может быть выполнена исключительно за промежуток наблюдения, адекватный периоду переходных процессов в системе. Подобная адекватность будет достигнута постоянным учетом, накоплением информации в базах данных ЭИС и ее дальнейшим анализом.

По материалам пособия И.Н.Глухих. «основы теории систем и системный тест»,
публикуется на elport.Ru с согласия автора.


3.1. Система управления организацией

Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. "Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов" , - так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.

Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают в конечном счете осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части. Схема взаимодействия между ними показана на рис. 3.1.

В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация. Управляющее звено - необходимый элемент любой организации.

Рис. 3.1. Взаимодействие управляющей и управляемой части деловой организации
А - управляющая информация, Б - информация об исполнении.

На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Заметим, что управленческое решение - это результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит обобщенный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной или неявной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения.

Управляемая часть - это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации. Так например, если речь идет о деловой организации, осуществляющей управление финансами, скажем, о банке, то на его вход поступают денежные средства или их заменители (ценные бумаги, векселя, акции и т.п.). Выходом является информация по управлению финансовыми потоками и денежными средствами. Во многих случаях банк осуществляет выплату наличных денежных средств.

Чтобы координировать действие управляемой части, необходимо использовать систему научного управления, обоснованную Ф. Тейлором в его книге "Принципы научного управления", вышедшей в свет в 1911 году. Ф. Тейлор впервые отделил процесс планирования труда от самого труда, выделив, таким образом, одну из основных управленческих функций. Основные положения системы научного управления по Тейлору формулируются следующим образом:

  • создание научного фундамента, заменяющего собой традиционные, практически сложившиеся методы работы;
  • отбор и обучение сотрудников на основе научных критериев;
  • взаимодействие между администрацией и исполнителями с целью практического внедрения научно разработанной системы организации труда;
  • равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и исполнителями.

Позже Г. Эмерсон сформулировал 12 принципов производительности труда, относящиеся к звену управления организацией, определив истинную миссию и назначение управленческого труда:

  • отчетливо поставленные цели;
  • здравый смысл;
  • компетентная консультация;
  • дисциплина;
  • справедливое отношение к персоналу;
  • быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;
  • диспетчирование;
  • нормирование операций;
  • эффективное планирование;
  • нормализация условий труда;
  • стандартные письменные инструкции;
  • вознаграждение за производительность.

Наиболее четко задачи управления организацией сформулировал Г. Файоль, ученик и последователь Ф. Тейлора и один из основателей научной теории управления. Он выделил 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную. По его мнению, наиболее характерными задачами звена управления являются:

  • планирование общего направления действия и предвидение конечного результата;
  • "организовывание", т.е. распределение и управление использованием материальных и человеческих ресурсов;
  • выдача распоряжений для поддержания действий работников в оптимальном режиме,
  • координация различных действий для достижения общих целей;
  • выработка норм поведения членов организации и проведение мероприятий по соблюдению этих норм;
  • контроль за поведением членов организации.

Файоль сформулировал характерные признаки процесса управления в начале ХХ века. С тех пор в деятельности организаций произошли значительные изменения. Усложнилась их структура, научно-техническая революция в области естественных наук привела к возникновению новых сложных технологий, стремительное внедрение средств вычислительной техники в различные области человеческой деятельности заметно повлияло на технологию принятия управленческих решений и на процедуру, которая носит название "контроль за исполнением решения". Изменилась технология управления финансами. В последнее время многие преобразования в этой сфере связаны с внедрением электронных систем расчетов и электронных заменителей денег.

3.2. Задачи управления современной деловой организацией

Особенностью деятельности деловой организации в наши дни является работа в условиях острой конкуренции не только внутри страны, но и на межгосударственном уровне. Ускоренное развитие средств коммуникации, электронных средств, обеспечивающих хранение и обработку информации, привело к возникновению новой информационной среды, в которой функционируют организации. Это, в свою очередь, вызвало изменение требований, предъявляемых к системам управления.

Современная система управленческих функций может быть представлена следующим перечнем основных задач:

  • координация и интеграция усилий членов организации в направлении достижения общей цели;
  • организация взаимодействия и поддержание контактов между рабочими группами и отдельными членами организации;
  • сбор, оценка, обработка и хранение информации;
  • распределение материальных и людских ресурсов;
  • управление кадрами (разработка системы мотиваций, борьба с конфликтными ситуациями, контроль деятельности членов организации и групп);
  • контакты с внешними организациями, ведение переговоров, маркетинговая и рекламная деятельность;
  • инновационная деятельность;
  • планирование, контроль за исполнением решений, коррекция деятельности в зависимости от изменения условий работы.

Безусловно, здесь приведен далеко не полный перечень задач, которые зачастую приходится решать руководителю организации, менеджеру и структурным подразделениям звена управления. В связи с этим в современной науке управления принято говорить об искусстве управления и сравнить его со сложной комбинационной игрой. Решение многих из указанных задач возможно только при условии использования в процессах управления самых современных средств обработки информации и коммуникационных связей.

При анализе приведенного выше перечня задач управления, становится очевидным, что проблемы управления современной организацией в основном связаны:

  • с усложнением структуры организации;
  • с развитием средств коммуникации как внутри организации, так и в общении с внешним миром;
  • с наличием большого количества конкурентов, в связи со значительным развитием производства во всем мире;
  • с необходимостью создания гибкой системы экономической и психологической мотивации, способствующей повышению заинтересованности работников в достижении цели, стоящей перед организацией.

Известно, что успехи и неудачи организации во многом зависят от кадрового состава и от поведения членов коллектива. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы определяют эффективность управления организацией. В связи с этим в процессах управления организацией, наряду с такими направлениями, как управление финансовой, информационной или административной службами организации, специально выделяется направление социально-психологического управления.

При решении проблемы стимулирования роста производительности используются принципы, сформулированные в рамках теории выбора руководителей, владеющих социально-психологическими методами управления, теории реализации целей, теории удовлетворения потребностей и теории справедливости.

Теория выбора руководителей , владеющих социально-психологическими методами управления, основана на двух принципах.

Первый учитывает, что определенная часть персонала не любит организовывать свой труд. Это люди, которые лишены какого бы то ни было честолюбия и инициативы. Они предпочитают, чтобы ими руководили, давали им вполне определенные и конкретные задания, чтобы о них заботились и чтобы их защищали. Таким людям нужны требовательные, властные, жесткие и решительные руководители, обладающие способностью организовать труд подчиненных и убедить их в необходимости работать "не покладая рук".

Второй принцип применим к людям, обладающим инициативой и большим творческим потенциалом, с сильно развитым чувством собственного достоинства. При соответствующем моральном и материальном поощрении они могут принести большую пользу и организации, и себе. Таким сотрудникам нужны демократичные руководители, обладающие гибкостью, деликатностью и тактом.

В любом коллективе есть, как правило, и те, и другие люди, поэтому руководитель должен быть высококвалифицированным и грамотным специалистом, знакомым с социально-психологическими методами управления и умеющим применять эти методы на практике.

Теория реализации целей основана на том, что в коллективе есть люди, которые могут хорошо работать только в том случае, если поставленные руководителем цели будут достигаться, т.е. если их ожидания будут реализовываться. Эти люди должны постоянно видеть результаты своего труда, в противном случае их деятельность парализуется. Теория реализации целей предлагает руководителю выбирать для таких людей быстро выполнимые задания и постоянно уведомлять их о пользе выполняемой ими работы.

Теория потребностей основана на стимулировании деятельности человека путем удовлетворения его потребностей и интересов. Заметим, что деньги не являются потребностью человека, это лишь средство для реализации этих потребностей.

Теория справедливости основана на субъективном ожидании каждым человеком поощрения за его работу. Если работник считает, что его коллега получил за ту же работу большее поощрение, чем он, то это, безусловно, будет отрицательно сказываться на его производительности. Теория справедливости требует от руководителя, чтобы он учитывал пристальное внимание подчиненных к его действиям по отношению к другим.

Руководитель, принимая то или иное решение и реализуя его, должен уметь устранять противоречия и управлять возникающими при этом разногласиями, выражающимися в форме невосприимчивости, поляризации, столкновения, антагонизма. При этом он обязан занимать вполне определенное и логически осмысленное место в схеме базовых отношений членов коллектива. Переход от полной поддержки к пику разногласий - антагонизму осуществляется, как правило, постепенно в следующей последовательности (Рис. 3.2)

Рис. 3.2. Ступени развития разногласий

Покажем с помощью графической интерпретации реакцию подчиненных на управляющее воздействие в случае возникновения разногласий (рис. 3.3).

Охарактеризуем кратко каждую из ступеней разногласий, начиная с ситуации полной поддержки (нижняя ступень на рис. 3.3), когда не возникает никаких противоречий между исполнителем и руководителем. При полной поддержке исполнитель, получив задание, (поручение - П) сразу же, начиная с момента Т = 0, без каких-либо задержек во времени, приступает к работе, и завершает ее в установленное нормой (Н) время или даже досрочно. Полная поддержка решений руководителя (т.е. отсутствие противоречий) со стороны подчиненных может свидетельствовать либо о пассивности подчиненных, либо о большом авторитете руководителя, либо о некомпетентности подчиненных. Известно, что в спорах рождается истина. В некоторых случаях полная поддержка решений руководителя - это симптом неблагополучия в организации.

На ступени невосприимчивости (вторая снизу ступень на рис. 3.3) исполнитель, из-за не понимания задания, или не согласия с руководителем не сразу приступает к работе. Возникает некоторая задержка во времени, которая хорошо видна на рисунке. Для выполнения задания исполнителю нужна дополнительная информация или какие-либо разъяснения. На этой ступени разногласий опытному руководителю легко достичь взаимопонимания с подчиненным, если тот в состоянии выполнить эту работу. Первоначальные расхождения мнений руководителя и подчиненного, возникающие на ступени невосприимчивости, носят, как правило, кратковременный характер и не накапливаются. Компетентный руководитель может достаточно просто преодолеть это разногласие и добиться выполнения задания в установленные сроки.

Поляризация (третья снизу ступень на рис. 3.3) характеризуется противоречивым подходом руководителя и исполнителя к средствам и методам решения задачи, что, однако, не мешает достижению конечной цели при наличии между ними взаимопонимания. Различный подход к отдельным сторонам реализации поставленной задачи (разная полярность первоначальных мнений) часто помогает найти верный путь и способствует более плодотворной и творческой работе. Разумная и обоснованная точка зрения подчиненного может даже "взять верх" над мнением руководителя в процессе совместного обсуждения задания. Таким образом находится оптимальное решение, и, как видно из рисунка, на этой ступени успешно и своевременно выполняется задание.

Первоначальная невосприимчивость (непонимание цели и способов ее достижения) и поляризация (расхождение во мнениях) - это естественные процессы в производственных отношениях, когда инициативный и квалифицированный исполнитель старается наилучшим образом понять, оценить и выполнить порученную работу.

Столкновение (вторая сверху ступень на рис. 3.3) характеризуется пониманием и поддержкой только части полученного задания. Руководитель и исполнитель по-разному воспринимают конечную цель и предлагают различные способы ее реализации. Исполнитель в этом случае во многом не согласен с руководителем и категорично настаивает на своем мнении. Руководитель с ним не соглашается. Можно назвать три основных причины возникновения столкновений:

  • переход к производству нового изделия или к оказанию нового вида услуги;
  • недостаточный образовательный ценз подчиненного;
  • низкий уровень компетентности руководителя.

Если руководителю и подчиненному удастся выработать общую точку зрения, то столкновение может стать толчком к нахождению нового решения задачи. При этом разногласие перейдет на более низкую ступень и поставленная руководителем цель будет достигнута. В противном случае выполнение задания будет сорвано, что показано на рисунке пунктирной линией.

Антагонизм (верхняя ступень на рис. 3.3) характеризуется неадекватным подходом руководителя и подчиненного к общей цели и частным задачам, а также к средствам и методам их реализации. Графически это изображается в виде незатухающих колебаний. Антагонизм при умелом и опытном руководителе может быть преодолен. В некоторых случаях, когда удается достичь консенсуса, находятся конструктивные решения. Однако чаще антагонизм вызывает деструктивные, разрушительные явления (пунктирная линия на рисунке), при которых о выполнении задания не может идти речи. Работа в этом режиме, если такое произошло, возможна только в течение кратковременного периода.

Для хорошего руководителя ступени разногласий - категории управляемые. Правильное формирование соответствующей ступени противоречий может повысить эффективность работы организации. У опытного руководителя практически всегда есть возможность устранить разногласия, возникающие между ним и исполнителем на любой из ступеней их развития.

Переход с одной ступени разногласий на другую осуществляется путем создания или предотвращения конфликтов, представляющих собой временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в результате некоторых возмущающих воздействий. Конфликты бывают естественные и искусственные. Руководитель должен уметь управлять конфликтами, придерживаясь при этом некоторых правил (рис. 3.4).

На рис. 3.4. сформулированы некоторые взаимоисключающие правила поведения руководителя или менеджера, обеспечивающие предотвращение (верхняя часть рисунка) или создание (нижняя часть рисунка) конфликта в коллективе.

Нужно отметить, что немаловажное значение для правильной организации работы руководителя, а следовательно, и для предотвращения конфликтных ситуаций в коллективе, имеет "количественный показатель", отражающий число исполнителей, непосредственно подчиненных руководителю.

Рис. 3.4. Причины создания конфликтов и правила их предотвращения

В теории и на практике используется принцип, согласно которому все виды работ должны быть сгруппированы и составлены таким образом, чтобы каждый работник подчинялся только одному руководителю и отчитывался только перед ним. Вспомним хорошо известный из истории принцип: "Вассал моего вассала - не мой вассал". Более того, рекомендуется, чтобы количество работников, подчиненных одному руководителю, не было чрезмерным, поскольку любой руководитель обладает ограниченной энергией, знаниями и квалификацией. Физически невозможно руководить большим количеством людей. При этом чем выше квалификация исполнителей, тем меньшее их число должно быть у руководителя.

Арифметическое увеличение числа подчиненных ведет к геометрическому увеличению количества взаимосвязей, находящихся под контролем руководителя (с учетом перекрестных связей между подчиненными). Для расчета числа потенциальных взаимосвязей между руководителем и подчиненными можно воспользоваться зависимостью:

    где С - количество потенциальных взаимосвязей;
    n - количество подчиненных.

Используя эту формулу, подсчитаем количество потенциальных взаимосвязей при различном количестве подчиненных (от одного до 6):

n 1 2 3 4 5 6
С 2 8 18 40 90 204

Покажем это с помощью иллюстрации в случае одного, двух или трех подчиненных (рис. 3.5).

Из рисунка 3.5, а видно, что если у руководителя один подчиненный, то мы имеем всего лишь 2 линии взаимосвязи: когда руководитель обращается к подчиненному или, наоборот, когда подчиненный обращается к руководителю.

При наличии двух подчиненных (рис. 3.5, б) количество потенциальных взаимосвязей становится равным 8 (с учетом того, что руководитель может передать что-то второму подчиненному через первого и наоборот), а в случае трех подчиненных это число увеличивается до 18 и т.д.

Очевидно, что чем выше квалификация персонала, тем меньше число необходимых производственных контактов между сотрудниками, и тем больше непосредственных подчиненных у руководителя. Причем у руководителя низшего звена может быть больше подчиненных, чем у руководителя высшего звена управления.

Рис. 3.5. Взаимосвязь между руководителем (Р) и подчиненными (П):
а - один подчиненный; б - два подчиненных; в - три подчиненных.

В каждой организации имеются основополагающие документы, регламентирующие штатный управленческий процесс: уставы, законодательные и нормативные акты, трудовые соглашения, должностные инструкции и т.д. С помощью этих документов устанавливается определенный порядок и поддерживается трудовая и исполнительская дисциплина. Однако наряду с этим в организации постоянно происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением или с самоуправлением.

Самоуправление - это право на внутреннее управление своими, местными силами, обеспечивающее автономное функционирование какой-либо системы. При самоуправлении управляющие факторы не воздействуют на управляемую систему извне, а возникают в ней самой. В технике самоуправляющиеся системы иногда называют приспосабливающимися, а в военной технике - самонаводящимися, например, самонаводящиеся ракеты. В биологических системах это свойство получило название саморегуляции. Оно выражается в способности систем устанавливать и поддерживать на определенном и относительно постоянном уровне те или иные физиологические или биологические показатели.

Самоуправление присуще любой социальной системе, поскольку оно реализует потребность человека к свободомыслию, самовыражению и самоутверждению. В отличие от регламентного управления, иерархия подчинения в самоуправ-лении или отсутствует вообще, или выражена очень слабо. Процесс самоуправления служит элементом демократизации общего управления путем непосредственного участия исполнителей в разработке стратегии развития организации, а значит, в нахождении оптимальных решений при достижении поставленной цели.

Известны три принципа самоуправления.

Принцип сочетания управления и самоуправления основан на обязательном удовлетворении потребностей и интересов персонала в части обеспечения жизнедеятельности, безопасности и процветания организации. В соответствии с этим принципом в любой организации управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления: от руководителя верхнего звена до исполнителя низшего звена.

Принцип вторичности основан на том, что самоуправление в организации не может быть первичным. Целиком и полностью самоуправляемая организация практически невозможна, поскольку любая организация должна следовать законодательным актам и принятым в обществе нормам, иначе она будет ликвидирована. Даже предприниматель без образования юридического лица имеет право на полное самоуправление только в рамках разрешенных сфер деятельности и налоговых регламентов.

Принцип мягкой регламентации. Процесс самоуправления не может быть жестко регламентирован законодательными актами и внутренними положениями организации. Самоуправление основано на объективизме активного персонала. В случае жесткой регламентации со стороны административно-управленческого персонала самоуправление вырождается в обычное управление с четким соблюдением субординации и с неизбежной потерей ряда активизирующих потребностей и интересов членов коллектива.

3.3. Структурирование управления организационными системами

Часть деловой организации, реализующая функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и представляет собой управляющую систему, обеспечивающую в рамках организации выполнение ряда специфических функций. Напомним, что термин организация предусматривает определение порядка взаимодействия отдельных элементов, входящих в состав организационной системы.

На сегодняшний день основным принципом построения любых организационных систем - биологических, технологических, социальных - является иерархия. Термин "иерархия" в буквальном переводе с греческого - священная власть (hierarchia = hieros + arhe) - был введен в употребление полтора тысячелетия назад, в V веке нашей эры и применялся для характеристики организации христианской общины.

По мере общественного развития употребление данного термина и трактовка его смысла претерпели определенные изменения. Нас будет интересовать применение принципа иерархии к социальным системам, в том числе и к деловым организациям.

В современной теории организации понятие "иерархия" применяется, в основном, для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.

С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации. Отношение подчинения или отсутствие такового удобно описывается с помощью графического отображения, которое строится по следующему принципу: если звено Б системы подчиняется звену А, то это обозначается стрелкой, направленной вниз, а если звенья Б и В связаны между собой определенной системой взаимодействия на одном уровне, то эта связь отображается горизонтальной линией (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Графическое отображение вертикальных и горизонтальных связей в системе

Очевидно, что в сложных структурах управления такое деление носит чисто условный характер. В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали.

Взаимодействие по горизонтали обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей. Так например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кадров находятся на одном уровне в иерархической схеме распределения властных полномочий. По роду выполняемых функций они находятся в контакте друг с другом. В схеме функционального взаимодействия это будет отражено наличием горизонтальных связей между ними.

Впервые модель четкой иерархической структуры управления была разработана в начале ХХ века немецким ученым Максом Вебером в теории бюрократии как наиболее эффективной для того времени системы управления организациями и обществом. Основным принципиальным положением теории было четкое разделение труда, из которого вытекали следующие требования к системе управления:

  • использование квалифицированных специалистов на всех уровнях исполнения;
  • соблюдение иерархии управления, т.е. нижестоящий уровень должен подчиняться вышестоящему уровню;
  • наличие формальных правил и норм для выполнения персоналом своих задач;
  • разработка квалификационных требований для каждого должностного лица.

Со временем понятие "бюрократия" превратилось в нарицательный термин. Бюрократическая система утратила многие черты своей рациональности и превратилась в целый слой людей, связанных с управлением (чиновников).

В настоящее время это понятие определяет тип управления, при котором работники управленческого звена ставят свои личные или корпоративные интересы выше интересов организации и государства. Такое отношение к делу способствует развитию чиновничьего диктата как в экономической сфере, так и в социальной.

Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. Приведем краткую характеристику основных организационных структур.

Линейная структура управления (Рис. 3.7) является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.

Рис. 3.7. Линейная структура управления.

В небольших организациях с четким распределением функциональных обязанностей получили также распространение структуры в виде кольца, звезды и колеса (рис. 3.8, а, б, в).

Рис. 3.8.Варианты структур:
а - кольцо; б - звезда; в - колесо. Р - руководитель; И - исполнитель

Линейно-функциональная структура управления (Рис. 3.9) основана на так называемом "шахтном" принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т.д.

Рис. 3.9. Линейно-функциональная структура управления

Линейно-штабная структура управления (Рис. 3.10.) представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений. Штабная схема наиболее целесообразна, если необходимо осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым позициям организации.

Рис. 3.10. Линейно-штабная структура управления

Матричная структура управления (Рис. 3.11) представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.

Рис. 3.11. Матричная структура управления

Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.

Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры. Она предусматривает возложение на руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ. Этот руководитель наделяется всеми правами распоряжения в части производственной, сбытовой и вспомогательной деятельности, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов.

Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе.

Функционально-объектная структура управления предусматривает выделение в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в дополнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении. Внутри подразделения эти специалисты являются старшими при выполнении порученной работы не только в рамках постоянно закрепленных за ними функций, но и по всем другим вопросам.

Разновидностью иерархического типа организации управления является весьма сложная и разветвленная структура, получившая название дивизиональной структуры управления (от английского слова division - отделение), первые разработки которой относятся к 20-м годам, а пик практического использования - к 60-70-м годам ХХ столетия.

Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. При этом администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.д. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:

  • по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация);
  • по ориентации на потребителя (потребительская специализация);
  • по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

В результате расширения границ оперативно-хозяйствен-ной самостоятельности отделения могут рассматриваться как "центры прибыли", активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.

В то же время дивизиональные структуры управления приводят к росту иерархичности, т.е. вертикали управления, связанной с необходимостью формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.п., в которых управление строится по линейно-функциональному принципу. Дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата.

В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством таких гибких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок.

К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководителям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали.

Несмотря на то, что иерархические структуры управления в настоящее время признаны во всем мире наиболее эффективными, они обладают рядом существенных недостатков, а именно:

  • порождают между людьми отношения подчинения, зависимости экономического и социального характера;
  • дают преимущественное право одним работникам принимать решения в отношении других, ставя последних в личную зависимость от первых;
  • допускают, чтобы меньшинство принимало решение за большинство;
  • не позволяют полностью регламентировать деятельность работника управленческого звена;
  • решение ряда вопросов отдается на личное усмотрение руководителя, что может быть использовано им в корыстных целях.

Наличие в любой иерархической системе указанных недостатков ведет к тому, что со временем в работе деловой организации накапливается влияние отрицательных тенденций. Часто их называют патологиями системы управления по аналогии с медицинским термином, характеризующим наличие болезненных отклонений в человеческом организме. Если не принять своевременных мер по коррекции действия системы управления организацией, то начинают возникать проблемные ситуации, которые, в конечном счете, могут привести к гибели всей организации.

Преобладание в деятельности лиц, принимающих решение, мотивов приобретения, их стремление к собственному обогащению в сочетании с возможностью выбирать те решения, которые приносят им личную выгоду, ведут к развитию взяточничества и коррупции. Этот вид патологии поражает организации независимо от их размера и вида деятельности. Он встречается в органах государственного управления и даже в организациях, занимающихся решением экономических проблем на межгосударственном уровне.

Стремление менеджера деловой организации к излишнему проявлению своей власти в экономическом и социальном плане приводит к возникновению конфликтных ситуаций, которые лишают людей возможности нормально работать, отвлекают их на решение проблем, не связанных с основной целью деятельности организации. Все это в конце концов ведет к снижению производительности труда.

Основная сложность борьбы с указанными недостатками заключается в том, что они носят объективный характер и присущи любой иерархической системе управления. Тем не менее за многие годы удалось выделить основные направления преодоления развития патологий организационных систем.

Среди них можно выделить два главных направления стратегического характера. Первое связано с необходимостью совершенствования органов государственного контроля, в том числе деятельности судебной системы, и усилением их позитивного влияния на работу деловых организаций. В рамки этого направления входит разработка законодательных актов, регулирующих экономическую деятельность. Второе - с введением в иерархическую систему управления деловых организаций методов управления, характерных для общественных организаций.

Очевидно, что эффективное воздействие органов государственной власти на деловые организации возможно только в том случае, если государственная система построена на принципах, препятствующих развитию негативных тенденций в системе управления самого государственного аппарата. Подобные государственные системы принято характеризовать как демократические.

Исполнительная власть в демократических системах построена на основе строгой иерархии, но контроль за ее деятельностью возлагается на демократические институты управления, которые используют коллективные принципы управления. В том числе: выборность руководителей и формирование аппарата управления на выборной основе (всеобщие выборы, тайное голосование, равноправие при выдвижении кандидатов и т.д.), равный доступ всех членов организации к информации, коллегиальный метод принятия решений.

В качестве примера использования в структурах управления деловых организаций приемов, характерных для общественных организаций, можно привести устав акционерного общества, где оговорены права общего собрания при решении некоторых ключевых вопросов управления организацией и предусмотрена выборность руководителя.

Характеризуя воздействие внешних организаций на деятельность системы управления организацией, следует также отметить, что в демократических государственных системах предусмотрена и законодательно закреплена возможность влияния общественных организаций, действующих на региональном, профессиональном, групповом или даже государственном уровне на деловые организации. Это, в частности,

региональные и профессионально ориентированные профсоюзные организации, общества защиты прав потребителей, общества защиты окружающей среды и защиты животных.

При устранении недостатков иерархических структур особое значение приобретает разработка методов выявления отклонений от нормы в работе деловых организаций уже на начальном этапе их развития (диагностика заболевания по аналогии с выявлением болезней человека) и реорганизация системы управления (лечение).

Способы борьбы с недостатками иерархических систем следует отнести к процедурам оперативной коррекции деятельности деловой организации. Этапы реализации этого метода будут рассмотрены в разделе 7.2.

Контрольные вопросы к теме

1. Какие подразделения входят в управляемую и управляющую части деловой организации?

2. Какое место занимает система управления в обеспечении жизнедеятельности организации?

3. Задачи системы управления.

4. Назовите известные Вам принципы, побуждающие персонал к производительному труду.

5. В чем суть теории подбора руководителей?

6. Каков смысл теории ожидания как социально-психоло-гического метода управления?

7. На чем основана теория потребностей?

8. Как может быть использована теория справедливости для стимулирования производственной деятельности людей?

9. О чем свидетельствует полная поддержка решений руководителя со стороны членов коллектива?

10. Назовите основные ступени разногласий.

11. Как можно управлять разногласиями?

12. Что способствует созданию конфликтов в организации?

13. Что нужно сделать для предотвращения конфликтов?

14. Чем ограничивается число работников, подчиненных одному руководителю?

15. В чем суть самоуправления?

16. Назовите основные принципы самоуправления.

17. Что такое иерархия?

18. Особенности жестких иерархических структур управления.

19. Достоинства и недостатки линейных структур управления.

20. Каковы особенности матричной структуры управления?

21. В чем преимущества органических структур управления?

22. Приведите примеры гибких структур управления.

23. Как распределяются властные полномочия среди администрации известного Вам предприятия?

24. Какие отклонения от нормальной работы деловой организации определяются недостатками иерархических структур управления?

Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части проблем может быть не по силам, как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя.

Система управления – это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

Для системы управления организаций необходимо:

    разработать миссию организаций;

    распределить функции производства и управления;

    распределить задания между работниками;

    установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;

    приобрести или модернизировать технологию производства;

    наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;

    организовать производство.

Осуществление перечисленных мероприятий требует создания СУ, которая должна быть согласована с системой производства организации, рисунок 4.

Рисунок 4 - Система управления организации

Система управления состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления, рисунок 5.

Рисунок 5 - Структура элементов системы управления организацией

Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.

Процесс управления – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

Структура управления – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.

Техника и технология управления включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

Методология и процесс управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления – как явление. Все элементы, входящие в систему управления, также должны быть профессионально организованы для эффективной работы компании в целом.

Основными элементами, составляющими систему управления компанией, являются: цель, процесс управления, метод, коммуникации, задача, закон, принцип, организационные отношения, функция, технология, решение, характеристики информационного обеспечения, система документооборота, организационная структура.

Цель – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании.

Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для достижения цели.

Метод – способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается исходя из приоритетов потребностей и интересов человека или коллектива.

Коммуникации – процесс взаимодействия или противодействия в системе «человек – человек», «человек – компьютер» посредством передачи информации.

Задача – конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения.

Закон – необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Бывают законы природы, общественного развития и общественных институтов (государств). Законы не имеют альтернатив.

Принцип – основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Принципы имеют альтернативы.

Организационные отношения – различные виды воздействий на человека, в том числе административные, функциональные, патронажные.

Функция–порученная человеку работа, услуга или обязанность.

Технология – совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций.

Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к выводу или действиям.

Характеристики информационного обеспечения – параметры объема, ценности, достоверности, насыщенности и открытости информации.

Функциональные структуры – схемы взаимодействия функций, необходимых для успешной деятельности компании.

Система документооборота – принятый в организации порядок передвижения входящих, исходящих и внутренних документов.

Организационная структура – схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей.

Взаимосвязь элементов системы управления схематично изображена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Взаимосвязь элементов системы управления

Цели компании разделяют на группу конкретных задач, которые объединяют по сфере деятельности: экономические, технические, социальные, экологические задачи и т. д.

Для решения задач формируют набор функций или операций, которые необходимо выполнить.

Так, для решения экономических задач необходимо выполнение следующих функций: бухгалтерский учет, труд и заработная плата, маркетинг и др.

Для решения ряда различных задач могут потребоваться одинаковые функции. Поэтому весь набор функций анализируется, группируется и затем составляется функциональная структура компании.

Функции отвечают на вопрос, «что надо делать, чтобы процесс управления протекал более эффективно».

В социальном плане разделяют две функции управления:

    организационно-техническую – составление и координирование деятельности работников в процессе труда;

    социально-экономическую – контроль за трудом работников, за целесообразным применением машин и механизмов.

Обе функции существуют в неразрывном единстве, в котором на первый план выступает организационно-техническая функция. С переходом на рыночные отношения, рамки участия каждого в контроле над предприятием будут расширяться и постепенно социально-экономическая функция станет делом самих производителей, а необходимость во внешнем контроле за процессом труда отпадет.

В организационно-техническом плане управление подразделяют на функции по двум признакам:

    по принадлежности к сферам производственно-хозяйственной деятельности.

Основополагающий признак – по содержанию процесса управления, по которому выделяются следующие основные (общие) функции управления:

Планирование – это определение цели функционирования объекта и средств ее достижения. Планирование должно осуществляться непрерывно. Причина: стремление организаций продлить свое существование как можно дольше после достижения своей цели. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели; постоянная неопределенность будущего – планы должны пересматриваться для согласования с реальностью.

Организация – это формирование объекта и субъекта управления, их подразделений и связей между ними. Эти функции можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы рациональных форм разделения труда, разработка структуры органов управления, подбор и расстановка кадров и др.; во-вторых, как процесс ее совершенствования (непрерывное совершенствование формальной организационной структуры в целом и ее ведущих подсистем, уточнение роли и места каждого работника в системе управления и др.)

Мотивация – это создание внутреннего побуждения к действиям, что является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для эффективной мотивации работников необходимо определить эти потребности и обеспечить способ для их удовлетворения через хорошую работу.

Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существует три аспекта управленческого контроля:

    установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени (основывается на планах, разработанных в процессе планирования);

    измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период и сравнение с ожидаемыми результатами (если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы);

    действия для корректировки отклонений от первоначального плана (например, пересмотр целей для того, чтобы они стали более реальными и соответствовали ситуации).

Коммуникации и принятие решений – считаются связующими процессами, т.к. они требуются для реализации всех функций управления.

В зависимости от условий функционирования компании процесс выполнения функций может быть циклическим и разовым, непрерывным и дискретным, последовательным и параллельным.

Выбранная схема процесса определяет приоритет тех или иных организационных отношений. Исходя из функциональной схемы, процесса и организационных отношений, определяют состав персонала по численности и квалификации. Этих данных достаточно, чтобы построить организационную структуру управления (линейно-функциональную, иерархическую, матричную и др.).

Зная перечень всех должностей, выполняемых функций и подчиненность, можно рассчитать техническое оснащение рабочего места персонала. После этого в соответствии с делегированными полномочиями работники могут разрабатывать, согласовывать, принимать, утверждать и реализовывать решения. Кроме того, практически на все элементы распространяются законы и правила (принципы) профессиональной деятельности. С этого момента компания считается приступившей к работе.

С переходом российской экономики на рыночные основы ведения хозяйства понятие «менеджмент» широко вошло в отечественную научную и учебную литературу, а также в повседневную практику. К сожалению, часто под влиянием популярной литературы у многих руководителей (особенно молодых) понятие «менеджмент» ассоциируется с руководством предприятиями именно в рыночных условиях. Как следствие возникает противопоставление этого понятия понятию «управление», хотя в русско-английских и англо-русских словарях они рассматриваются как синонимы (см. таблицу 31).

Таблица 31. «Менеджмент» и «управление» – синонимы

Нельзя сказать, что понятие «менеджмент» уже или шире понятия «управление», как нельзя утверждать, что менеджмент есть феномен преуспевающих. Широкое использование понятия «менеджмент» в последнее десятилетие свидетельствует об осознании истинного значения управления в деятельности людей, места и роли науки управления в управленческой деятельности.

Управление, как социальное явление, внутренне присуще любым системам. Как сфера человеческой деятельности, оно стало известно задолго до появления понятия «менеджмент» как предмета специальных исследований. Поэтому далее мы будем употреблять понятие «управление», тем более что его сущностные компоненты, выраженные русским словом «управление» и английским словом «менеджмент», одинаковы (см. таблицу 32).

Таблица 32. Сущностные компоненты управления




Пытаясь определить, что же такое управление (менеджмент), авторы вольно или невольно делают акцент на одной из сущностных его компонент.

«Управлять – значит прогнозировать, планировать и организовывать, руководить командой, координировать и контролировать».

(А. Файоль )

«Управление – это элемент, функция организационных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей».

(Советский энциклопедический словарь )

«Известно, что энтропия системы, предоставленной самой себе, возрастает. Иначе говоря, в естественных условиях возрастает ее неупорядоченность, система стремится к беспорядку. Противостоять нарастанию беспорядка могут только процессы управления».

(В. А. Трапезников )

«Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью».

(Международный справочник по менеджменту )

«Управление – это особый вид деятельности, превращающий организованную толпу в эффективную целенаправленную группу».

(П. Друкер )

«Управление – это искусство заставить событие совершиться».

(В. Твисс )

Схема 12. Что представляют собой сущностные компоненты управления


А теперь сформулируем понятие управления в самом общем виде.

Управление – это функция системы, обеспечивающая сохранение и развитие ее качеств, специфики, свойств, исходя из принципа устойчивости и закона равновесия.

В понятии управления есть три главных момента:

Формирование целевой направленности функционирования системы;

Конструирование системы;

Побудительное воздействие на параметры системы с целью приведения ее в действие и равновесное состояние.

Управление осуществляется путем воздействия на параметры системы для достижения ею поставленных (заданных) целей с использованием присущих этой системе объективных законов поведения (см. схему 13).

Схема 13. Управляемые параметры системы



Система управления

В управлении необходимо использовать системный подход, предполагающий поиск путей и методов эффективного воздействия на общесистемные цели и критерии с учетом множества факторов.

Система управления обладает следующими признаками:

Наличие цели;

Упорядоченность элементов (расположение материалов, энергии и информации в соответствии с планом);

Совокупность предпочтений (приоритеты, критерии, оценки).

Система управления – это совокупность элементов различной природы, образующая единое целое. Она предназначена для реализации функций управления – восприятия определенных проблем (вход), выполнения набора действий (процесс) и выработки решения (выход), оптимизирующих деятельность управляемой системы (см. схему 14).

Схема 14. Общий вид системы управления



Вход – это вопросы, задачи, проблемы, возникающие перед управляемой системой (объектом управления) и требующие решения.

Процесс управления – это совокупность циклических действий по выработке решений и воздействий на объект управления (реализация функций управления).

Выход – это решения (способы, методы и пути) по достижению целей объектом управления.


Основные составляющие системы управления:

Организационно-техническая – органы управления и материально-техническое оснащение (оргтехника, технические средства коммуникации и связи), взаимосвязи между ними;

Социальная – люди, профессионально выполняющие функции управления; отношения и связи между ними;

Теоретико-методическая – законы, методы, стиль и навыки управления.

Элементы системы управления служат единой цели и обладают некоторыми общими признаками поведения.

Системе управления свойственны совокупность устойчивых связей между ее элементами, обеспечивающая ее целостность и тождественность самой себе, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних воздействиях.


Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной (технологической) однородности выполняемой работы (процесса, операции) и их целевой направленности.

Основные функции управления:

планирование – формирование и выбор приоритетов, критериев, оценок, целей, политики, стратегии, задач, способов и методов достижения и реализации целей;

организация – совокупность процессов или действий, направленных на образование или совершенствование взаимосвязей между частями целого (мотивация, координация);

контроль – оценка отклонений запланированного хода работ от фактического и выбор совокупности действий, направленных на достижение целей (регулирование – следствие контроля).

Все указанные функции управления взаимосвязаны посредством такого вида деятельности, как передача, хранение и переработка информации.

Каждая функция управления представляет собой самостоятельный объект исследования. Однако в процессе управления их следует рассматривать как зависимые друг от друга. Оперативное управление и контроль – это фактически непрерывные процессы планирования и организации, но в реальном режиме времени.

Управление будет цельным явлением только в том случае, если все его функции будут органически взаимосвязаны, а связь будет постоянной.

Закономерности и принципы управления

При рассмотрении закономерностей системы управления следует выделять по крайней мере два аспекта (см. таблицу 33):

Таблица 33. Закономерности управления




Принципы системы управления.

Единство распорядительства всеми ресурсами предприятия при одновременном расширении источников их получения. Централизация утверждения стратегических целей при одновременной передаче на максимально низкий уровень структурной иерархии полномочий и ответственности по принятию оперативных решений.

Разделение предприятия на производственно-функциональные блоки, ориентированные на достижение относительно самостоятельных конечных результатов.

Специализация подразделений и работников на выполнении отдельных функций управления и технологически однородных видов работ; персонифицированная ответственность за выполнение функций.

Сокращение иерархической лестницы по уровням управления путем передачи функций, полномочий и ответственности на нижние уровни управления, минимизация времени прохождения информации от высшего уровня к низшему и наоборот.

Обеспечение адаптации к изменениям во внешних и внутренних условиях.

Гармоничность развития базовых структур и формирования новых.

Рациональность затрат на создание и поддержание эффективного функционирования системы управления.

Управленческое решение

Формирование и принятие решений – основной процесс в управлении, а само решение – основной продукт системы управления. Решения порождают управляющую информацию, которая доводится до объекта управления в форме заданий, планов, нормативов, команд. Следовательно, управление – это непрерывный процесс выработки, принятия и реализации решений.

Решение – это реакция системы управления, направленная на достижение желаемого результата.

Необходимость в управленческом решении возникает, когда есть проблемы, например различие между фактическим и желаемым состоянием системы, необходимость сохранить (или, наоборот, улучшить) определенное состояние системы в будущем.

Но чтобы выбор решения из многих других был рациональным и мог обеспечить переход системы из фактического состояния в желаемое, нужно руководствоваться определенными критериями (см. таблицу 34).

Таблица 34. Критерии при выборе решений



Чтобы управленческое решение реализовалось, оно должно пройти следующие этапы.

1. Выявление проблемы.

2. Анализ причин.

3. Поиск решения проблемы.

4. Оценка альтернатив и выбор наилучшего решения.

5. Согласование решения.

6. Утверждение решения.

7. Подготовка решения к реализации.


При принятии решения следует быть внимательным, чтобы не попасть в типичные «ловушки»:

Ошибочные представления;

Нечеткая терминология в дефинициях;

Логически ошибочное построение;

Смешение причины и следствия.

В принятии управленческого решения руководители могут проявить различные модели поведения (см. таблицу 35).


Ответственность за решение и его исполнение. Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами.

Ответственность в смысле сознательности – это готовность при собственном решении учитывать интересы тех, кого касается решение, готовность отвечать за свои действия и их последствия перед теми, кого касается решение. Эта позиция обязательности по отношению к тем, кого касается решение, характеризует использование своих полномочий носителями решений или действий. Ответственность в этом смысле тесно связана с деловой этикой.

Ответственность в смысле готовности отвечать за последствия – это персональная ответственность за ошибки в действиях. Обязанность отвечать за успех и неуспех, как правило, связана с возможностью или правом на самостоятельные действия.

Ответственность в организационно-функциональном смысле – это персональная ответственность, находящаяся во взаимосвязи с восприятием передаваемых заданий и использованием компетенции (права принимать решения).

Берущий на себя ответственность носитель заданий должен принимать на свой счет последствия собственного или чужого исполнения. Отклонения от предписаний, как правило, устанавливаются в рамках процесса контроля. В рамках анализа отклонений нужно определить причины отклонений. Если в отклонениях виновны ответственные лица, а не непредвиденные обстоятельства, то они должны взять ответственность на себя.

Таблица 35. Модели поведения при принятии решения



Носитель решений (заданий) либо принимает на себя ответственность за последствия (например, путем устранения недостатков, отставки, подачи заявления об увольнении или переходе на другую работу), либо привлекает третье лицо к ответственности и требует от него возмещения ущерба, компенсации убытков.

Ответственность рассматривается также и в положительном смысле – как отнесение на личный счет положительных результатов. Тогда это соответственно ведет к поощрениям ответственного лица (продвижение по службе, премии).

Эволюция системы управления

Система управления – составная часть бизнеса, чрезвычайно зависимая от экономической и политической ситуации, культурно-нравственной и социальной среды. Формируясь под влиянием этих условий внешней среды, она должна отвечать духу своего времени. Кроме того, система управления определяется и взглядами конкретного менеджера, зависит от его профессионализма и личных качеств характера.

Таблица 36. Принципы старой и новой модели управления