Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы т.е. учитываются:

отдаленность поставщиков от АТП;

условия снабжения, предусмотренные в договорах;

частота, равномерность и комплектность поставок;

размеры поставляемых партий;

скорость перевозок;

регулярность работы транспорта, доставляющего материальнные ценности;

система и форма расчетов;

скорость документооборота и т.д.

Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запа­сам включают время:

Нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);

Разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);

Пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;

Пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.

Таким образом, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.

Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.

Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. Если время доставки меньше или равно времени, необходимому для оплаты счета, то транспортный запас не создается.

Технологический запас на предприятии создается в том случае, если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. Например, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделения излишних примесей.

Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.

Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счет плановых поставок.

Размер текущего запаса рассчитывается на основе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на основе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.

Величину текущего запаса можно определить по формуле:


Зтек = а Тп,

где а – среднесуточный расход материала;

Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.

При больших объемах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объема между двумя смежными поставками.

При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на этот интервал, т.е. в размере до полного интервала между поставками.

Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, т.е. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.

Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, необходимое для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:

Зстр = а Тс,

где Тс – время восстановления страхового запас, дни.

Таким образом, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.

Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на основе показателей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.

Норма оборотных средств в производственных запасах включает следующие элементы:

· время нахождения оплаченных предприятием материалов в пути (транспортный запас ), дн.;

· время на приёмку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный или технологический запас ), дн.;

· время нахождения на складе в виде сменного, дневного и тому подобного запаса (текущий запас ), дн.;

· время нахождения на складе в виде гарантийного запаса (страховой запас ), дн.

Норматив производственных запасов (Н пз) может быть определен по формуле

где Q cy т – среднесуточное потребление материалов (норма расхода);

N ТР – норма транспортного запаса, дн.;

N ПЗ – норма подготовительного (технологического) запаса, дн.;

N T З – норма текущего запаса, дн.;

N ctp – норма страхового запаса, дн.

Среднесуточный расход сырья, основных материалов, покуп­ных изделий и полуфабрикатов рассчитывается по группам, при­чем в каждой группе выделяются их важнейшие виды, которые составляют примерно 80% общей стоимости материальных ценнос­тей данной группы.

Данные для расчета среднесуточного расхода материальных ресур­сов приведены в табл. 4.

Среднесуточный расход материальных ресурсов рассчитывается путем деления суммы всех плановых годовых рас­ходов сырья, основных материалов, покупных изделий и полуфаб­рикатов (972 млн. руб.) на количество рабочих дней в году (360 дней условно), т. е. Р= 972 / 360 = 2700 руб.

Норма транспортного запаса рассчитывается методом прямого счёта или аналитическим методом. Метод прямого счёта применяется при узкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков. В этом случае по итогам прошлого периода определяется средняя продолжительность пробега груза от поставщика до потребителя, что и является нормой транспортного запаса. При большом числе поставщиков и широкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом на основе норматива прошлого периода.

Норма подготовительного запаса. Подготовительный (технологический) запас создается в тех слу­чаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворя­ют требованиям технологического процесса и до запуска в произ­водство проходят соответствующую обработку. Технологический за­пас рассчитывается как произведение коэффициента технологич­ности материала Ктех на сумму запасов (текущего, страхового и транс­портного):

ТехЗ = (ТЗ + СЗ + ТрЗ) Ктех.

Коэффициент технологичности материала устанавливается ко­миссией, в состав которой входят представители поставщиков и потребителей.

Таблица 4

Расчёт среднесуточного потребления материалов

Норма текущего запаса. Текущий (складской) запас - это постоянный запас материалов, полностью подготовленных к запуску в производство. Он предназначен для обеспечения бес­перебойной производственной деятельности предприятия. Ве­личина этого запаса зависит от частоты (интервала) поставок данного вида материалов. В качестве нормытекущего запаса принимают половину средневзвешенного интервала между поставками.

Норма страхового запаса. Страховой (гарантийный) запас материалов создается на слу­чай нарушения сроков или объема поставок, при поступлении некачественных или некомплектных материалов. Норму стра­хового запаса обычно устанавливают в размере 50% нормы те­кущего запаса.

Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах приведён в таблице 5.

Таблица 5

Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах

Нормирование оборотных средств в незавершённом производстве

Оборотные средства в незавершенном производстве аванси­руются для создания циклового, оборотного и страхового заде­лов, обеспечивающих бесперебойный ход производственного про­цесса в цехах и на участках. В натуральном выражении остатки незавершенного производства состоят из необходимого количества деталей, узлов и полуфабрикатов на рабочих местах и между ними. Размер незавершенного производства определяют следующие фак­торы:

· объем выпускаемой продукции;

· длительность производственного цикла;

· коэффициент нарастания затрат (готовности продукции) в
незавершенном производстве.

Объем выпуска продукции влияет на размер незавершенного про­изводства через величину однодневного выпуска продукции, рассчитанного по себестоимости. Объем выпуска продукции опре­деляется на основе имеющихся заказов потребителей и прогнозов сбыта.

Длительность производственного цикла определяет продолжи­тельность нахождения средств в незавершенном производстве (норма запаса в днях). Производственный цикл измеряется в ка­лендарных единицах времени (дни, часы, минуты) и содержит следующие элементы; рабочий период, естественные процессы, перерывы. Состав и соотношение между собой отдельных эле­ментов производственного цикла характеризуют его структуру.

Коэффициент нарастания затрат (Кнз) характеризует уровень готовности продукции в составе незавершенного производства. Не­обходимость расчета коэффициента нарастания затрат обусловле­на тем, что затраты в незавершенном производстве осуществля­ются в разное время. Обычно их делят на единовременные и ос­тальные затраты. К единовременным затратам относится расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов. Остальные затра­ты (заработная плата, амортизационные отчисления, накладные расходы и т. п.) нарастают постепенно на протяжении всего цик­ла. Коэффициент рассчитывается как отношение себестоимости незавершенного производства к плановой себестоимости изделия и учитывает длительность производственного цикла. При нерав­номерном нарастании затрат используют формулу:

где Зi- затраты на i-й период времени нарастающим итогом (i = 1, 2, ..., п);

С - плановая себестоимость изделия;

Т- длитель­ность полного производственного цикла изделия в календарных временных единицах (дни, недели, месяцы).

Пример. Себестоимость продукции - 1000 руб. Длительность произ­водственного цикла - 4 дня. Затраты в 1-й день - 300 руб., во 2-й день -300 руб., в 3-й день - 200 руб., в 4-й день - 200 руб. Определить коэф­фициент нарастания затрат.

Норма оборотных средств в незавершенном производстве рас­считывается по предприятию в целом или по подразделениям с последующим суммированием. Для этого используют формулу:

где Nнп - норма оборотных средств в незавершенном производстве по предприятию в целом;

Тi - длительность производственного цикла изделия или подразделения;

Ki - коэффициент нарастания затрат изделия или подразделения;

n - число групп изделий, под­разделений.

Норматив оборотных средств незавершенного производства рас­считывается по формуле:

где С/Т - норма однодневного выпуска продукции по плановой себестоимости;

С- полная себестоимость выпускаемой продукции;

Т - число календарных дней в периоде.

Пример. Используем данные предыдущего примера из расчета нормы оборотных средств в незавершенном производстве.

Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов

Норматив собственных оборотных средств на сырье и основные материалы определяется методом прямого счета умножением стоимости однодневного их расхода на норму запаса в днях. Норма рассчитывается как сумма норм оборотных средств в транспортном, подготовительном, технологическом, текущем и страховом запасах.

Размер транспортного запаса определяется как разница между временем движения груза и временем документооборота, т.е. равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья и материалов на склад предприятия.

Подготовительный запас включает время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, лабораторный анализ сырья и материалов. Он определяется путем хронометража этих работ на предприятиях и составляет в среднем 1–2 дня.

Технологический запас - это время, требуемое для подготовки к производству (естественная сушка древесины в мебельном производстве, старение отливок металла в машиностроении и т.п.). Он учитывается в тех случаях, когда его величина больше текущего запаса.

Текущий (складской) запас при расчете потребности в оборотном капитале является основным. На величину текущего запаса оказывают влияние следующие факторы: срок нахождения запаса на складе (интер­вал поставки), условия поставки (периодичность, объемы каждой поставки), календарный график передачи материалов со склада в производство.

При равномерном потреблении материалов его величина равна 50% среднего интервала между поставками сырья и материалов. Это объясняется тем, что одновременно величина запасов у одних предприятий составляет максимум (в день поступления), а у других – минимум (накануне прибытия очередной партии). При незначительной номенклатуре сырья и материалов и ограниченном количестве поставщиков, а также при среднем интервале поставок, не превышающем 5 дней норма оборотных средств по текущему запасу может быть увеличена до 100% среднего интервала. Расчет норматива текущего запаса производится по следующей формуле:

Nтек = Ic: Oc / 2,

где Oc – средняя потребность в материалах;

Ic – интервал между поставками.

Интервал между поставками определяется как частное от деления количества календарных дней в году (360) на число поставок, предусмотренных в договорах поставок. При относительно одинаковых по объему поставках из общего их количества исключаются чрезмерно крупные и случайные мелкие поставки.

Страховой запас необходим на случай возможных перебоев в снабжении, работе транспорта, при нарушении сроков поставки. Его норма устанавливается в пределах до 50 % текущего запаса. При нерегулярных и очень частых поставках и непрерывном потреблении материалов размер страхового запаса может быть увеличен. Если сырье и материалы поступают от различных поставщиков, размеры транспортного запаса, интервала между поставками, текущего запаса в целом по предприятию рассчитываются как средневзвешенные величины. Совокупная норма производственного запаса будет равна сумме всех запасов. Как частный случай величина производственного запаса может соответствовать размеру текущего запаса.

Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы незавершенного производства определятся как произведение стоимости однодневных затрат по смете затрат на производство валовой (товарной продукции в отрасли машиностроение) и нормы оборотных средств в днях. Норма определяется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат.

Длительность производственного цикла (время от первой технологической операции до приемки готовой продукции), включает следующие виды запасов:

Технологический (непосредственный процесс обработки);

Транспортный (время пролеживания изделий у рабочих мест);

Оборотный (время пребывания изделий между отдельными операциями и отдельными цехами вследствие различия ритмов работы оборудования);

Страховой (время пребывания изделий при массовом производстве в виде запаса на случай перебоев).

Длительность производственного цикла в целом по предприятию рассчитывается как средневзвешенная величина. Коэффициент нарастания отражает степень готовности изделий и представляет собой отношение средней стоимости незавершенного производства к общей сумме затрат на производство готовой продукции. При равномерном нарастании затрат он определяется по формуле:

К = Зп + 0,5Зо: С,

где К - коэффициент нарастания затрат;

Зп - единовременные (материальные) затраты в начале процесса про­изводства (затраты первого дня производственного цикла);

Зо - все последующие (нарастающие) затраты на производство (заработная плата, амортизация, прочие накладные расходы);

Если равномерность в нарастании затрат отсутствует, то коэффициент определяется по графику последовательности, нарастания затрат по главным изделиям. При расчете коэффициента может использоваться формула :

К= (C 1 х Д-1)+(C 2 х Д-2)+(З 3 х Д3)+(Зn х Д-n) / З х Д,

где C 1, C 2, C 3 …Cn - затраты отдельных дней длительности цикла;

Д – длительность производственного цикла;

С – производственная себестоимость продукции.

По предприятиям, у которых одна часть затрат в производстве нарастает равномерно на протяжении всей длительности производственного цикла, а другая – в виде разовых затрат на отдельных стадиях производства и при этом по условиям технологии они совершаются в начале рабочего дня, коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:

К= (Зп х Ц)+(З 1 х В 1)+(З 2 х В 2)+(0,5 х Зр х Ц) / С х Ц,

где Зп - первоначальные затраты;

З 1 ,З 2 и т.д. - разовые затраты на отдельных стадиях производства;

В 1 ,В 2 и т.д. - время от момента разовых затрат до дня окончания изготовления продукции;

Зр - затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;

Ц - длительность производственного цикла;

С - производственная себестоимость продукции.

Потребность в оборотном капитале на готовую продукцию определяется как произведение однодневных затрат на производство товарной продукции по производственной себестоимости и нормы оборотных средств в днях. Норма оборотных средств на готовую продукцию включает время на подборку, упаковку, накопление, транспортировку, погрузку необходимого объема продукции, выписку платежных документов и сдачу их в банк на инкассо.Для характеристики оборотных средств в целом исчисляется o6щая норма оборотных средств в днях. Ее определяют как частное от деления общей потребности в оборотном капитале по видам на однодневные затраты по смете затрат на производство.



Потребность в денежных активах предлагается определять на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие.

В практике формирования денежных активов вновь создаваемых предприятий потребность в них определяется в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия). В процессе последующей хозяйственной деятельности нормативы активов в денежной форме снижаются (особенно в условиях инфляции).

Потребность в прочих активах предлагается рассчитывать методом прямого счета по отдельным их разновидностям с учетом особенностей создаваемого предприятия. По результатам проведенных расчетов определяется общая потребность в оборотных активах предприятия путем суммирования потребности в запасах товарно-материальных ценностей, денежных активах и прочих видах оборотных активов.

Задача оптимизации размера текущих запасов является одной из ключевых задач менеджмента компании. Решение данной задачи находится в ведении не толь­ко финансовых служб предприятия, но также требует постоянного согласования и корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых подразделений. При этом оптимизация величины запасов на современном пред­приятии осуществляется в рамках системы производственной логистики, предме­том управления которой являются материальные потоки внутри предприятия.

В отличие от традиционной системыуправления производством логистическая концепция предполагает отказ от избыточных запасов; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; превращение поставщиков в партнеров; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака. Тогда как при традиционной системе ставится цель поддерживать любыми способами максимальный коэффициент использования основного оборудования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; поддер­живать возможно больший запас материальных ресурсов.

В рамках логистического подхода к управлению материальными ресурсами часто внедряется так называемая «тянущая» система управления материальным потоком, когда необходимые детали, сырье или полуфабрикаты передаются на следующий производственный участок (цех) по мере необходимости. При этом централи­зованное руководство определяет задачу лишь конечному звену производственной технологической цепи. Каждое производственное подразделение заказывает необходимые материалы или полуфабрикаты у предыдущего в производственной цепочке. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном.

К таким системам относится, например, система «канбан» (означает «карточка», с помощью которой осуществляется заказ), реализованная на предприятиях фирмы Toyota. Она предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала и позволяет существенно снизить производственные запасы. Запасы деталей на один автомобиль у фирмы Toyota составляют $77. У автомобильных фирм США этот показатель равен $300. Надо отметить, что применение такой «тянущей» системы на практике не всегда возможно.

Огромное значение для развития эффективных систем управления запасами предприятия имеют информационные технологии. В настоящее время на современных предприятиях используется система MRP(Manufacturing Resource Planning)второго поколения (MRP-II), разработанная в США и поддерживаемая Американским обществом контроля производства и запасов (APICS),регулярно публикующим документ MRP-II Standard System,в котором описываются основные требования к интегрированным информационным системам автоматизированного управления производством.

Величину производственного запаса зависит от интервала поставки сырья и материалов на склад, а частота поставок определяется размером партии закупаемого материала. разработаны специальные модели, позволяющие определить оптимальный объем и частоту закупки. Наибольшую известность в теории финансового менеджмента получила модель оптимальной партии заказа, на­зываемая в литературе формулой Р. Уилсона, или моделью EOQ (Economic Order Quantity), позволяющая определить фиксированный размер заказываемой партии на предстоящий планируемый период.

В основе этой модели лежит идея минимиза­ции совокупных затрат, связанных с выполнением заказа и с хранением запасов на складе предприятия. При этом считается, что затраты, связанные с хранением запасов, увеличиваются по мере увеличения объема запасов. В то же время с увеличением размера заказываемой партии сырья и материалов общегодовые затраты по выполнению заказов снижаются. Суммирование затрат, свя­занных с хранением запасов и выполнением заказа, дает сумму общих операционных затрат предприятия, связанных с управлением запасами (рисунок 3).

Размер заказа, при котором общие издержки достигают минимума, является оптимальным (точка EOQ). Расчет оптимальной величины партии закупаемого сырья можно произвести и с помощью формулы, получившей название формула Р. Уилсона:

где EOQ - оптимальная величина закупаемой партии;

Q - годовой объем закупае­мого сырья в натуральном выражении (годовая потребность в запасах);

F - издержки по обслуживанию закупок в расчете на одну партию;

Н- издержки по хране­нию в долях от стоимостисреднегодового текущего запаса.


Затраты по заказу

EOQ

Размер партии поставки

Рисунок 7 - Зависимость совокупных операционных затрат по управлению запасами от размера партии поставки

В управлении производственными запасами используются и другие политики:

Политика «партия за партией» («точно-вовремя», JIT («Just in time»);

Политика постоянных интервалов;

Политика фиксированного ритма поставки.

Первая предполагает, что размер и срок поставки полностью соответствуют величине потребности производства и сроку возникновения этой потребности. При такой политике запасы не создаются. Политика приемлема для дорогостоящих запасов со значительными издержками по хранению с невысокими затратами на их поставку

Политика постоянных интервалов предполагает формирование партий заказа разной величины и одинаковой продолжительности применима для сырья и материалов, спрос на которые непостоянен по размерам и по времени.

Политика фиксированного ритма поставки является разновидностью политики постоянных интервалов» при условии, что между интервалами не делаются перерывы, т.е. заказы разной величины осуществляются ритмично в соответствии с установленным интервалом поставки. Этот вариант наиболее приемлем для сырья и материалов, спрос на которые постоянен и устойчив. Оба последних варианта политики используются преимущественно для заказа дорогостоящих сырья и материалов.

Группируются различным образом. Обычно выделяют две группы , различающиеся по степени планирования : нормируемые и ненормируемые оборотные средства.

Нормируемые оборотные средства — оборотные производственные фонды и готовая продукция, т.е. оборотные средства в запасах товарно-материальных ценностей.

Ненормируемые оборотные средства — фонды обращения обычно ненормируемы, к ним относятся , средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке.

Определение потребности предприятия в собственных оборотных средствах осуществляется в процессе нормирования , т.е. определения норматива оборотных средств .

Нормирование оборотных средств

Нормирование оборотных средств — процесс определения минимальной, но достаточной (для нормального протекания ) величины оборотных средств на предприятии, т.е. это установление экономически обоснованных (плановых) норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств.

Величина норматива не является постоянной. Размер собственных оборотных средств зависит от объема производства; условий снабжения и сбыта; ассортимента производимой продукции; применяемых форм расчетов. Следует отметить, что это один из наиболее изменчивых показателей текущей финансовой деятельности.

Нормирование оборотных средств осуществляется в денежном выражении. В основу определения потребности в них положена смета затрат на производство продукции на планируемый период. При этом для предприятий с несезонным характером производства за основу расчетов целесообразно брать данные 4 квартала, в котором объем производства, как правило, наибольший в годовой программе. Для предприятий с сезонным характером производства — данные квартала с наименьшим объемом производства, поскольку сезонную потребность в дополнительных оборотных средствах обеспечивают краткосрочные ссуды банка.

Для определения норматива принимается во внимание среднесуточный расход нормируемых элементов в денежном выражении.

Процесс нормирования оборотных средств

Процесс нормирования состоит из нескольких последовательных этапов, где устанавливаются частные и совокупные нормативы. В начале разрабатываются нормы запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств.

Норма — это относительная величина, определяющая запас оборотных средств, как правило, нормы устанавливаются в днях.

Этот показатель относительно стабилен и может меняться в случае: изменения ; поставщиков; технологии и организации производства.

Далее, исходя из нормы запаса и расхода данного вида товарно-материальных ценностей, определяется сумма оборотных средств, необходимых для создания нормируемых запасов по каждому виду оборотных средств. Так определяются частные нормативы .

Норматив отдельного элемента оборотных средств рассчитывается по формуле:

  • Н — норматив собственных оборотных средств по элементу;
  • О — оборот (расход, выпуск) по данному элементу за период;
  • Т — продолжительность периода;
  • Нз — норма запаса оборотных средств по данному элементу.

Норматив оборотных средств представляет собой денежное выражение планируемого запаса товарно-материальных ценностей, минимально необходимых для нормальной хозяйственной деятельности предприятия.

Общий норматив оборотных средств

Общий норматив оборотных средств состоит из суммы частных нормативов:

Н общ = Н п.з + Н н.п + Н г.п + Н б.р ,

  • Нп.з — норматив производственных запасов;
  • Нн.п — норматив незавершенного производства;
  • Нг.п — норматив готовой продукции;
  • Нб.р — норматив будущих расходов.

Норматив производственных запасов

Норматив производственных запасов по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в подготовительном, текущем и страховом запасах и может быть определен по формуле:

Н п.з = Q сут (N п.з + N т.3 + N стр) ,

  • Q сут — среднесуточное потребление материалов;
  • N п.з. — норма подготовительного запаса, дн.;
  • N т.з. — норма текущего запаса, дн.;
  • N стр. — норма страхового запаса, дн;

Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования производственных запасов. Нормы времени, необходимого для выполнения этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.

Текущий запас — основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок материалов по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения , что обусловлено поставкой материалов несколькими поставщиками и в разные сроки.

Технологический запас создается в случаях, когда данный вид сырья нуждается в предварительной обработке или выдержке для придания ему определенных . Этот запас учитывается в том случае, если он не является частью процесса производства. Например, при подготовке к производству некоторых видов сырья и материалов необходимо время на подсушку, разогрев, размол и т.д.

Транспортный запас создается в случае превышения сроков грузооборота по сравнению со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.

Страховой запас — второй по величине вид запаса, который создается на случай непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса , но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.

Нормирование незавершенного производства

Величина норматива оборотных средств в незавершенном производстве зависит от четырех факторов:

  • объема и состава производимой продукции;
  • длительности ;
  • себестоимости продукции;
  • характера нарастания затрат в процессе производства.

Объем производимой продукции непосредственно влияет на величину незавершенного производства: чем больше производится продукции, тем больше будет размер незавершенного производства . Изменение состава производимой продукции по — разному влияет на величину незавершенного производства. При повышении удельного веса продукции с более коротким циклом производства объем незавершенного производства сократится, и наоборот.

Методы нормирования

Различают следующие методы нормирования оборотных средств:

Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно — технического развития предприятия. Этот метод очень трудоемкий, но он позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах.

Аналитический метод применяется в том случае, когда в планируемом периоде не предусмотрено существенных изменений в условиях работы предприятия по сравнению с предшествующим. В этом случае расчет норматива оборотных средств осуществляется укрупненно, с учетом соотношения между темпами роста объема производства и размером нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде.

При коэффициентном методе новый норматив определяется на базе норматива предшествующего периода путем внесения в него изменений с учетом условий производства; снабжения; реализации продукции; расчетов.

На практике наиболее распространен метод прямого счета. Преимуществом этого метода является достоверность, позволяющая сделать наиболее точные расчеты частных и совокупного нормативов.

Запаса в размере 90 дней (половины продолжительности интервала между поставками) страховой запас - 50% нормы текущего запаса транспортный и подготовительный запасы - в размере 5 дней.  

ЗАПАСЫ ТРАНСПОРТНЫЕ - продукция, находящаяся в процессе перемещения между предприятиями-поставщиками , снабженческо-сбытовыми организациями и потребителями. Их относительная величина определяется временем транспортировки (включая и маневровые работы) с момента погрузки на транспортное средство и до поступления груза к месту назначения. Время транспортировки (в пути) в свою очередь регламентируется нормативами сроков доставки грузов, утвержденными для различных видов транспорта. Опоздание поступления сопровождающих груз документов и счетов не может служить основанием для отнесения поступивших к потребителям материалов к З.т.  

К наиболее распространенным относятся модели теории игр, теории очередей , модель управления запасами , транспортная задача , а также задача линейного и динамического программирования.  

Логистический план (потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собой необходимые производственные мощности , запасы, транспортные и трудовые ресурсы . Порядок вычисления логистических потребностей показан в табл. 8.6.  

Приобретение запасов, включая расходы на информационные, посреднические, с поиском запасов, транспортные расходы и прочие согласно П(С)БУ 9 "Запасы" 20 Производственные запасы Субсчета 201 -209 63 Расчеты с поставщиками и подрядчиками, субсчета 631 С отечественными партнерами 632 С иностранными партнерами  

Общий размер задела складывается из внутрицеховых и межцеховых заделов. Внутрицеховые заделы включают в себя технологический (на рабочих местах в процессе обработки), межоперационный, транспортный и контрольный заделы. Межцеховой задел предназначен для обеспечения нормальной работы потребителей, он складывается из текущего и гарантийного запасов.  

Улучшение качества и снижение издержек. Когда есть синергический эффект при сходстве технологий, пс-пользуемых в производстве основной и интегрируемых фирм, результатом интеграции являются преимущества, порождаемые массовым производством . Например, интеграция производства чугуна и стали снижает транспортные издержки , экономит энергию, сокращает материальные запасы . И - что более важно - повышается качество  

По мере более широкого признания концепции маркетинга все больше внимания со стороны фирм привлекает к себе и концепция товародвижения . Товародвижение - это сфера потенциально высокой экономии издержек и обеспечения более полной удовлетворенности клиентов. Решения, принимаемые специалистами по обработке заказов и организации складирования, управляющими службой товарных запасов и экспедиционно-транспортной службой, сказываются на уровнях издержек в других сферах деятельности и на возможностях фирмы управлять спросом. Концепция товародвижения требует координации всех этих решений в рамках некой единой структуры. Встает задача создания системы управления товародвижением, которая позволяла бы обеспечивать желаемый уровень обслуживания клиентов с минимальными общими затратами.  

Успех корпоративных сетей основан на их способности добиваться ценовых преимуществ над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению размеров наценок. Сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют им закупать большие партии товаров , получая максимальные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах . Во-вторых, они способны создавать действенные организационные структуры , нанимая хороших управляющих и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта , управления товарно-материальными запасами , ценообразования и стимулирования. В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли , тогда как независимым розничным торговцам приходится сотрудничать со множеством оптовиков. В-четвертых, сети экономят на издержках по стимулированию сбыта , закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на нее на большие количества товаров . И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные потребительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках.  

В основу расчета закладывают динамику запаса материалов на производственном объекте, перевалочной базе, опорной (прирельсовой) базе, которая для четырех ранее приведенных транспортных схем показана на >ис. 32. Формулы для расчета текущей части нормы производственных се-  

Динамика текущей части сезонного производственного запаса материалов при различных транспортных схемах доставки грузов  

Для районов с сезонными поставками грузов (северные районы) нормы переходящего запаса оборудования рассчитывают на основе транспортных схем доставки оборудования на приобъектные склады этих районов. Численная величина нормы определяется в днях от первой поставки оборудования на опорную (прирельсовую) базу в году, предшествующем плановому (или предплановому), до момента сдачи этого оборудования в монтаж в плановом году.  

Транспортные запасы,или запасы материалов в пути, представляют собой находящиеся в процессе перемещения сырье, материалы и средства производства других видов. Эти запасы образуются при транспортировке материальных ресурсов от поставщиков до потребителей от поставщиков до снабженческих и сбытовых организаций от снабженческих и сбытовых организаций до потребителей.  

Решение. По таблицам 2.5 и 2.6 находим, что положительное одновременное изменение собственного капитала и индикатора устойчивости описано в блоках № 2 и № 5, но и в том, и в другом блоке не предусмотрен положительный прирост нефинансовых активов. Их изменение может быть только отрицательным (AAN прироста капитала и глубины неустойчивости в конце отчетного периода , предшествующего прогнозному. Если I Во I > IДК81, то для достижения равновесия (Bi = 0), требуется, чтобы IД В > AKS. Это можно достичь только в том случае, если снизить нефинансовые активы (AAN транспортных средств или оборудования и превратить их в собственные денежные средства или в другие собственные финансовые активы (вексель к получению, легко реализуемые ценные бумаги).  

СССР сводные данные о 3 в открытой печати до 1987 г не публиковались В конце 80-х гг в СССР по оценкам стоимость 3 составляла около /3 ВНП В США объем 3 в 1962-1972 гг увеличился вдвое, в 1972-1982 гг - втрое, в 1982-1992 гг -только на 25% Замедление роста 3 связано, по мнению ряда специалистов, с применением идей и методов системы точно вовремя В 1987 г стоимость 3 в США составляла 638 млрд долл (14,1% ВНП), в т ч 3 в розничной и оптовой торговле - 311 млрд долл См также Запасов теория, Затраты на формирование и хранение запасов , Контроль за состоянием запасов, Транспортно-заготовителъные расходы  

Транспортно-заготовительные расходы (затраты на заготовку запасов, оплата тарифов (фрахта), за