Мнение эксперта

Вильгельмина Прановна Шавшина, директор по развитию бизнеса и юридическим вопросам, руководитель практики внешнеторгового регулирования, DLA Piper

Стенограмма выступления В. П. Шавшиной на XIV Ежегодной конференции АЕБ «Таможня и Бизнес – 10 шагов навстречу».

Своей задачей на сегодня я вижу краткое освещение принятых новелл тех перспектив, которые мы видим с точки зрения имеющейся у нас версии проекта закона «О таможенном регулировании». Сразу скажу, что больших революций здесь не происходит. То, что было анонсировано с точки зрения кодификации тех международных соглашений, которые у нас работали, это все состоялось с принятием . Рассмотрим, какие статьи регламентируют вопросы определения таможенной стоимости и на уровне ТК ЕАЭС:

  • статьи 39 – 45 касательно методов определения таможенной стоимости (методы не меняются);
  • статьи 313, 324, 325, 326 касательно таможенного контроля таможенной стоимости, запроса и проверки документов;
  • статьи 112, 113, 121, 125 касательно внесения изменений/дополнений в таможенную декларацию, выпуск под обеспечение, отказ в выпуске товаров.

При этом ЕЭК отведены определенные полномочия по вопросам таможенной стоимости: согласно ТК ЕАЭС за таможенным органом сохраняется право убеждаться в достоверности или точности заявления, документа или декларации, подтверждающего таможенную стоимость.

Полномочия Евразийской экономической комиссии по ТК ЕАЭС:

  • ЕЭК принимает акты по единообразному применению главы 5 «Таможенная стоимость товаров» ТК ЕАЭС при применении методов (учитывая международные номы и документы);
  • определяет особенности определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенных процедур (например, переработка);
  • принимает формы, структуры и форматы ДТС;
  • устанавливает особенности контроля таможенной стоимости.

С точки зрения формализации полномочий комиссии приняты Решения ЕЭК от 16.01.2018 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости». Это Решение вступило в силу с 18.02.2018. Ряд проектов находится в разработке. По большому счету они уже разработаны и находятся в финальной стадии.

  • Решение Коллегии ЕЭК «Положение об особенностях контроля таможенной стоимости»;
  • Решение Коллегии ЕЭК «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждения форм декларации таможенной стоимости и порядка заполнения декларации таможенной стоимости».

С учетом временного отсутствия нового национального регулирования, наверное, для РФ это не новая практика. Создавая в 2010 году Таможенный союз, мы тоже определенное время жили только с кодексом. Поэтому я суммировала каким образом формально и юридически мы будем применять те или иные нормы, в том числе и с разъяснением Минфина, которое вышло в конце года.

Применение норм, регулирующих вопросы таможенной стоимости

Что же мы относим на национальный уровень? Основной блок вопросов и задач, которые мы ставили себе, разрабатывая Таможенный ЕАЭС – это все-таки максимальное количество правоотношений урегулировать на наднациональном уровне. Там, где надо учитывать национальные особенности, вопросы таможенной стоимости будут регулироваться на национальном уровне.

  • если первый метод не применим, то могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения ТС;
  • консультации проводятся в соответствии с национальным законодательством.

3. проекта ФЗ «О таможенном регулировании»: порядок проведения консультаций устанавливается Минфином России.

По большому счету детальные особенности будут определяться на уровне ЕЭК.

Контроль таможенной стоимости

Решение Комиссии Таможенного союза
от 20.09.2010
ТК ЕАЭС / Решения ЕЭК
Порядок контроля таможенной стоимости до выпуска и после выпуска Статья 313 «Особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров»
Форма КТС Статья 325 «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров»
Форма Решения о проведении дополнительной проверки Статья 326 «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, и в иных случаях»
Перечень дополнительно запрашиваемых документов Статья 340 «Запрос, требование и получение таможенными органами документов и (или) сведений, необходимых для таможенного контроля»
Расчет суммы обеспечения Решение Коллегии ЕЭК «Положение об особенностях контроля таможенной стоимости товаров»

Особенности контроля таможенной стоимости ввозимых товаров

Статья 313 ТК ЕАЭС:

  • таможенный орган осуществляет проверку правильности определения и заявления таможенной стоимости (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости);
  • таможенный орган вправе запросить декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены, а также об иных обстоятельствах;
  • иные особенности контроля определяются ЕЭК. На текущий момент подготовлен проект Решения Коллегии ЕЭК «Положение об особенностях контроля таможенной стоимости товаров».

Источники таможенных органов для сверки данных, предоставляемых декларантами об обосновании правильности таможенной стоимости:

  • информация о сделках с идентичными и однородными товарами того же класса или вида;
  • информация о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информация из ценовых каталогов;
  • информация, полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов ЕАЭС в третьих странах;
  • информация от государственных органов государств - членов ЕАЭС;
  • информация от предприятий, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей декларируемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.

Информация может быть получена любым не запрещенным способом (в том числе через Интернет).

Признаки недостоверного определения таможенной стоимости:

  1. Несоответствие сведений, которые декларант заявил в рамках декларирования таможенной стоимости и тех документов, которые он предоставляет в обосновании.
  2. Более низкие цены по сравнению:
    - с ценой идентичных/однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
    - с информацией на биржах, аукционах, ценовых каталогов;
    - с ценой компонентов, в том числе сырьевых, из которых состоят товары.
  3. Наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с более низкими ценами по сравнению с ценами идентичных/однородных товаров при продажах между независимыми продавцом и покупателем.
  4. Наличие основания полагать, что не соблюдена структура таможенной определения стоимости, не все компоненты в нее включены (например, транспортные расходы, страховые, лицензионные платеже).

Особенности контроля таможенной стоимости ввозимых товаров до выпуска

Признаки недостоверности не применяются (совокупность условий):

  • декларируемые и ранее ввезенные товары идентичны;
  • товары ввозятся в рамках внешнеторгового договора, в соответствии с которым ранее ввозились идентичные им товары;
  • неизменность условий сделки (цена/условия поставки);
  • выявленные признаки те же самые, что и при проведении контроля ранее ввезенных идентичных товаров;
  • в отношении ранее ввезенных идентичных товаров стоимость определена по первому методу и изменений в ДТ не вносились;
  • ДТ подана в тот же таможенный орган, что и на ранее ввезенные идентичные товары;
  • в ДТ сделана ссылка на номер ДТ, в которой были задекларированы ранее ввезенные идентичные товары;
  • срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров определяется с применением СУР, но не более 180 дней.

Здесь мы четко видим формализованные признаки недостоверности, которые не применяются.

Надо сказать, каких практик с точки зрения нашего опыта стоит избегать. Когда компания, не будучи готова по тем или иным причинам доказывать правильность определения таможенной стоимости, самостоятельно переходит на шестой метод определения таможенной стоимости, то для кого-то это определенная экономия ресурсов, так как на работу по администрированию стоимости и доказыванию правильности (и все, что надо предоставить с точки зрения обоснования раскрытия коммерческих отношений между третьими лицами) компании не всегда готовы тратить время. В ряде случаев, когда большое количество поставок, то рынку понятна общая тенденция реализации ВЭД на уровне мировых корпораций, когда производители и поставщики и импортеры являются взаимосвязанными лицами. Администрируется это, как правило, в рамках головных офисов. Здесь я понимаю и локальных сотрудников, отвечающих за отношения с таможенными органами, так как донести эту необходимость до иностранных руководителей, до головных офисов является трудоемким процессом. Но на другую чашу весов мы кладем тот риск, который в этой ситуации становится оправданным, так как, если компания сама методологически выбирает шестой метод, то она говорить о том, что ее связь влияет на определение таможенной стоимости.

Перечень запрашиваемых документов

  1. Перечень определяется с учетом выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости.
  2. Запрос должен содержать перечень признаков, перечень дополнительно запрашиваемых документов/сведений и сроки их предоставления.
  3. Таможенный орган может запросить письменные пояснения.
  4. Возможны два варианта объяснения причин невозможности предоставить запрошенный документ:
  • документ не существует или не применяется в рамках рассматриваемой сделки;
  • лицом, располагающим документами/сведениями, отказано декларанту в их предоставлении.

5. Запрошенные документы должны быть предоставлены одним комплектом (одновременно) по каждому запросу.

6. Декларант вправе одновременно с запрошенными документами предоставить и иные документы/сведения.

Перечень запрашиваемых документ может быть гораздо больше. Мы всегда остаемся в неведении о том, что еще может запросить таможенный орган. Здесь надо исходить из устоявшихся практик, понимая ту или иную специфику конкретной сделки. С другой стороны, это дает возможность реализовать права декларанта предоставить тоже любые пояснения, любые документы в обоснование заявленной таможенной стоимости, так как таможенный инспектор/орган менее компетентен с точки зрения ваших коммерческих и бизнес отношений. Только Вы знаете какими документами можно подтвердить таможенную стоимость. Важно, что документы должны представлены одним комплектом по запросу таможенного органа. Раньше такого ограничения не было. Это приводило к негативным практикам, когда первую часть документов собрали и представили таможенным органам, и компания спокойно собирает оставшуюся часть документов. В это время инспектор, получив на месте, взял эти документы и завершил проверку. Такие факты на местах присутствовали. Я подчеркиваю важность предоставления объяснения причин невозможности дать таможне тот или иной запрошенный документ.

ТК ЕАЭС: сроки подачи ДТ и выпуска товаров

Сроки Длительность Особенности исчисления срока
Срок временного хранения товаров 4 месяца Со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов для помещения на хранение.
Срок подачи таможенной декларации До истечения срока временного хранения Либо в иной срок, установленный ТК ЕАЭС
Сроки выпуска товаров В течение 4 часов С момента регистрации ДТ
Не позднее 1 рабочего дня С момента регистрации ДТ. Данный срок применяется, если в течение четырех часов:
- таможенным органом запрошены документы, заявленные в ДТ;
- декларант обратился за внесением изменений в ДТ;
- декларантом не выполнено требование об изменении (дополнении) сведений в ДТ.
Продолжение срока выпуска На необходимое время для завершения таможенного контроля, внесения обеспечения, изменения ДТ. Выпуск товаров должен быть завершен не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации ДТ.

По сути с подачи таможенной декларации есть два варианта реализации этого алгоритма.

Вариант первый. Без предоставления документов. В этом случае таможенный орган запрашивает документы и сведения, указанные в ДТ. Сроки предоставления:

  • не позднее чем за 4 часа до выпуска;
  • за 1 рабочий день до истечения срока, установленного при продлении срока выпуска.

Второй вариант. С предоставлением документов. Таможенный орган делает запрос дополнительных сведений (применимо также и к первому варианту) и расчет обеспечения. Сроки предоставления:

  • первичный запрос: 60 календарных дней со дня регистрации ДТ (при первичном запросе);
  • повторный запрос: 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом повторного запроса (при повторном запросе).

Обеспечение уплаты таможенных платежей при контроле таможенной стоимости:

  • При запросе дополнительных документов таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск под обеспечение и направляет расчет размера обеспечения.
  • Для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей может быть использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся в распоряжении таможенного органа.

Риск: для определения размера обеспечения будет взята не стоимость идентичных/однородных, а товаров того же класса или вида (достаточно совпадение кода ТН ВЭД и стран происхождения).

При этом функциональная или коммерческая изменяемость в данном случае, возможно, учитываться не будут.

Важно: в случае, если внесено обеспечение (денежный залог), и в результате контроля таможенная стоимость будет скорректирована, пени начисляться не будут (проект ФЗ «О таможенном регулировании»).

Сроки проверки запрошенных документов:

  • общий срок проверки документов после выпуска товаров – не позднее 30 календарных дней со дня предоставления запрошенных документов;
  • если документы не представлены в срок, то проверка завершается со дня истечения такого срока;
  • таможенный орган вправе направить вторичный запрос (например, в случае отсутствия пояснения причин не предоставления документа);
  • срок проверки приостанавливается со дня регистрации запроса и возобновляется со дня получения дополнительных документов/сведений.

Принятие решений по результатам таможенного контроля

Если проверка была до выпуска, то с принятием таможенной стоимости происходит выпуск товара. Если таможенная стоимость не принята, то здесь произошли определенные изменения в названии документа. Мы уходим от привычной корректировки таможенной стоимости. Теперь мы будем получать требование об изменении таможенной декларации. Если оно не будет реализовано декларантом, то будет происходить отказ в выпуске товара (если не было внесено обеспечение).

Таможенная стоимость

Определение 1

Под таможенной стоимостью понимают стоимость товара, которая определяется для исчисления таможенных пошлин, НДС, сборов и акцизов.

Таможенную стоимость рассчитывают в случае, если товар впервые пересекает границу.

Данная стоимость фактически является налоговой базой, которая применяется для государственного регулирования международных экономических отношений, подразумевающего осуществление контроля внешнеторговых сделок, валютный контроль, контроль над расчетами банков.

При контроле таможенной стоимости таможенные органы ссылаются и руководствуются решением Комиссии Таможенного союза № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости». Далее приведем состав данного приказа и рассмотрим права и обязанности декларанта, которые возникают в процессе контроля таможенной стоимости.

Еще до того, как товар выпущен, должностное лицо должно осуществлять контроль таможенной стоимости товара, данные обязанности прописаны в статье 196 Таможенном Кодекса. После проверки таможенной стоимости должностное лицо принимает решение в зависимости от ее результата:

  • о необходимости принятия таможенной стоимости товара,
  • о корректировки таможенной стоимости товара

Если при проверке таможенной стоимости должностное лицо обнаруживает ошибку или противоречащие сведения, таможенными органами проводится дополнительная проверка. В случае обнаружения недостоверных данных применяется решение о корректировке, и таможенными органами выносится определение о том, что метод определения таможенной стоимости выбран неправильно.

Корректировку оформляют в соответствии с приложением №1 к Порядку с проставлением в установленном порядке соответствующей отметки в декларации таможенной стоимости. Ее доводят до декларанта в установленный законодательством срок. В случае не проведенной в срок корректировки и неуплаты таможенных пошлин таможенные органы отказывают в выпуске товара.

Дополнительная проверка

При проведении контроля таможенной стоимости могут быть обнаружены недостоверные сведения или ошибки. В этом случае инспектором принимается решение о дополнительной проверке. Под признаками недостоверных сведений понимают следующее:

  • если при помощи СУР были выявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости.
  • недостоверные сведения, которые повлияли на таможенную стоимость,
  • цена более низкая в сравнении с однородными товарами по информации иностранных поставщиков.
  • цена более низкая в сравнении с однородными товарами по информации каталогов и бирж,
  • цена ниже стоимости компонентов, из которых изготовлен товар,
  • в случае обнаружении связи продавца и покупателя и намеренного занижения цены,
  • в случае, если процедура установления таможенной стоимости была проведена не верно или были учтены не в полном объеме расходы или иные платежи.

Во время дополнительной проверки у декларанта могу потребовать дополнительные документы. Перечень документов зависит от непосредственных сведений и проверяемом объекте. В случае запроса дополнительных документов, таможенными органами устанавливается разумный срок для декларанта, который не может превышать 60 дней.

Если результаты проверки не устраивают декларанта, он может подать заявление на обжалование решения и доказать правомерность использования того или иного метода. Для подтверждения таможенной стоимости декларант предоставляет в таможенные органы необходимые документы или письменное объяснение причины, почему данные документы не могут быть представлены.

Замечание 1

Помимо этого, в таможенные органы могут быть представлены и иные сведения, доказывающие таможенную стоимость.

Контроль таможенной стоимости товаров после их выпуска

Товар после выпуска контролируется таможенными органами на основании статьи 99 Таможенного Кодекса. Если после выпуска таможенными органами будут обнаружены недостоверные данные о таможенной стоимости или декларант будет уличен в неправомерном выборе метода расчета таможенной стоимости, таможенным органом принимается решение о корректировке таможенной стоимости товара. При этом таможенными органами доводится информация до декларанта о необходимости корректировки в установленном порядке и в сроки, указанные в законодательстве. Сроки и порядок не должны противоречить соглашению с членами Таможенного союза

Решение оформляют согласно приложению №1, если иное не предусмотрено законодательством. Данное решение вручается декларанту, который должен выполнить корректировку в установленный срок. В установленном порядке и в указанные сроки декларант должен осуществить корректировку. Данная корректировка происходит путем предоставления в таможенные органы заполненных деклараций и заполненной формы корректировки таможенной стоимости. Помимо этого, представляются таможенные платежи и пошлины, вместе с этим декларантом должны быть осуществлены необходимые выплаты, которые исчислены по результатам корректировки.

В случае, если декларантом не осуществляется необходимая корректировка, или она осуществлена ненадлежащим образом или она осуществляется в неположенный срок, корректировку производит таможенные орган. В установленном порядке и по всем необходимым формам уполномоченное лицо таможенного органа заполняет все необходимые документы. Форму корректировки и установленную таможенную стоимость предоставляют декларанту для ознакомления. Документы предоставляются не позднее одного дня, после того как они заполнены таможенным представителем. После этого происходит взыскание всех необходимых пошлин и налогов, которые устанавливаются на основании главы 14 Таможенного Кодекса. Декларантом может быть обжаловано данное решение в установленный срок и в соответствии с законодательством РФ или согласно законодательству государства – члена Таможенного союза.

Контроль таможенной стоимости после выпуска товаров, в отношении которых таможенным органом принято решение по таможенной стоимости, осуществляется в соответствии со статьей 99 Кодекса.

При обнаружении в ходе контроля таможенной стоимости после выпуска товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильного выбора метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправильного определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров и доводит его до сведения декларанта (таможенного представителя) в порядке и в сроки, установленные законодательством государств - членов Таможенного союза.

Решение о корректировке таможенной стоимости товаров оформляется согласно приложению N 1 к Порядку, если иное не предусмотрено в законодательстве государств - членов Таможенного союза.

Декларант (таможенный представитель) в установленном порядке осуществляет корректировку таможенной стоимости товаров путем представления в таможенный орган надлежащим образом заполненных декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, а также уплачивает таможенные пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров.

Если декларантом (таможенным представителем) в срок, установленный в государстве - члене Таможенного союза, не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров или такая корректировка осуществлена ненадлежащим образом (неправильно), то корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется уполномоченным лицом таможенного органа. В этом случае уполномоченное лицо таможенного органа заполняет в установленном порядке декларацию таможенной стоимости, форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и направляет декларанту (таможенному представителю) соответствующие их экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их заполнения.

Взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в результате корректировки таможенной стоимости товаров, осуществляется в соответствии сглавой 14 Кодекса.

Декларант (таможенный представитель) вправе обжаловать решения таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена Таможенного союза (статья 9 Кодекса).

5. Международные правила интерпретации коммерческих терминов "Инкотермс-2010"

Также необходимо отметить, что для унификации понимания прав и обязанностей сторон разработаны БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Условия называются базисными потому, что они устанавливают структуру цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет. Такие базисные условия, а их 11, с соответствующими торговыми терминами и с их толкованием включены в сборник торговых терминов "Инкотермс-2010"


Таким образом, зная правила "Инкотермс", легко сориентироваться по структуре транспортных расходов, которые необходимо добавить или наоборот вычесть из контрактной (фактурной) цены ввозимого товара. Валюта цены в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте "третьей страны". При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину - в американских долларах.

Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесцениванию. Способ фиксации цены - цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен:

а) твердая (устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия);

б) подвижная (цена, зафиксированная при заключении контракта, которая может "быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится);

в) скользящая (цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта);

г) с последующей фиксацией (устанавливается в процессе исполнения контракта). Основным методом определения оптимального уровня цен, принятым в международной торговле, является изучение цен конкурентов на аналогичные товары с внесением необходимых поправок, учитывающих различия в технических характеристиках, в коммерческих условиях сделок, а также тенденции изменения цен во времени. При определении уровня цен стороны контракта обычно ориентируются на два вида цен: публикуемые (справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены, приводимые в общих статистических справочниках, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм и т.д.) и расчетные (применяются, как правило, в контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам). Документальным подтверждением заявленной декларантом стоимости товара является счет-фактура (инвойс), который должен быть предъявлен декларантом вместе с таможенной декларацией и внешнеторговым контрактом, или счет-проформа для сделок, по которой не осуществляется оплата ввозимого товара (например, бартерные и компенсационные поставки, поставки в счет гарантии, безвозмездные поставки и т.п.), либо, аккредитив о фактической оплате.

При сдаче-приемке груза, в том числе в момент его таможенного оформления, могут быть выявлены отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий контракта, которые могут повлечь за собой изменение контрактной цены товара.

Наличие скидки в контракте также может повлечь за собой изменение контрактной цены товара.

При осуществлении сделок купли-продажи возможны ситуации, когда поставка ввозимых товаров учитывает кредит, предоставленный продавцом покупателю. В таких случаях кредит образует часть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары и, следовательно, должен быть включен в цену сделки и в таможенную стоимость.

Однако доход по процентам на кредит не должен включаться в таможенную стоимость, т.к. он не является ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Это возможно в том случае, если:

Кредитное соглашение составлено в письменной форме;

Установленный размер процентного дохода не превышает фактически сложившийся в стране уровень.

Данные положения применяются независимо от того, кем предоставляется кредит: продавцом, банком или какой-либо другой организацией.

В зависимости от условий (базиса) поставки расходы по доставке товара либо уже входят в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, либо должны доначисляться к этой цене дополнительно. В настоящее время основное многообразие возможных вариантов распределения обязанностей по доставке товара от продавца к покупателю описываются Международными правилам и толкования торговых терминов "Инкотермс-2010". Рассмотрим более подробно базисные условия поставки и их влияние на расчет таможенной стоимости товара.

При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т.д.). Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы. При транспортировке товара существуют также риски, связанные с порчей или потерей товара. Как правило, все сделки международной купли-продажи сопровождаются обязательным страхованием груза.

Как уже отмечалось для унификации понимания прав и обязанностей сторон разработаны базисные условия поставки (таких базисных условий - 11), которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Потребность страхования товара связана с моментом перехода ответственности за товар в случае его гибели. Причем согласно терминам СИФ и СИП продавец должен обеспечить полное страхование товара в пользу покупателя.

Если существует два договора о страховании товара, например, страховка за морской фрахт и страховка за перевозку товара автомобильным транспортом, они должны быть обе включены в таможенную стоимость.

Расходы по доставке товара весьма велики и могут составлять до 50% цены товара, в отдельных случаях стоимость авиаперевозок может быть выше цены товара. Условия поставки предполагают разные места, где происходит разграничение обязанностей продавца и покупателя. Ведь путь от склада продавца до склада покупателя включает погрузку и разгрузку, возможную перегрузку с одного вида транспорта на другой, расходы на транзит через те страны, которые товар должен пересечь, расходы на таможенное оформление в этих странах, расходы по страхованию груза и др. Прежде всего, торговые термины "Инкотермс-2000" определяют способ доставки (транспортировки) проданного товара. Они также используются и для калькуляции покупной цены, в частности, для включения в нее непредвиденных расходов.

Все торговые термины делятся на 4 группы:

Группа С - основной фрахт оплачен, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в попечение перевозчика;

Группа D - прибытие, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в распоряжение покупателя в согласованном месте назначения с оплатой или без оплаты пошлины.

Группа Е - отправление, т.е. продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии;

Группа F - основной фрахт не оплачен, т.е. продавец предоставляет товар в попечение первого перевозчика, указанного покупателем и им зафрахтованного;

Рассмотрим их краткое содержание.

группа С - Основной фрахт оплачен :

СТОИМОСТЬ И ФРАХТ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ) CFR COST AND FREIGHT (NAMED PORT OF DESTINATION) CFR

Стоимость и фрахт... (указанный порт назначения) - означает, что на продавца возлагаются расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. При этом риск утраты и повреждения товара, а также любые дополнительные расходы вследствие событий, происходящих после доставки товара на борт судна, переходят от продавца покупателю в момент перехода товара за поручни судна в порту отгрузки. В соответствии с базисом CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис применяется при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным).

СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ И ФРАХТ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ) CIF COST, INSURANCE, FREIGHT (NAMED PORT OF DESTINATION) CIF

Стоимость, страхование и фрахт... (указанный порт назначения) - означает, что продавец несет те же обязательства, что и на условиях, стоимость и фрахт, но с тем добавлением, что он обязан обеспечить страхование груза от рисков его утраты и повреждения в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования, платит страховой взнос и пересылает полис вместе с другими документами получателю. Данный базис применяется только при водных перевозках.

ПЕРЕВОЗКА ОПЛАЧЕНА ДО (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) CPT CARRIAGE PAID TO (NAMED PLACE OF DESTINATION) CPT

Фрахт оплачен до... (указанный порт назначения) - означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара, до указанного места назначения. Риск утраты или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после доставки товара перевозчику, переходит от продавца к покупателю с предоставлением товара в распоряжение первого перевозчика. Данный базис применяется при перевозках любым видом транспорта, в том числе и в смешанных сообщениях. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной таможенной очистки.

ПРОВОЗНАЯ ПЛАТА И СТРАХОВАНИЕ ОПЛАЧЕНЫ ДО (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) CIP CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO (NAMED PLACE OF DESTINATION) CIP

Фрахт и страхование оплачены до... (указанное место назначения) - означает, что продавец несет те же обязательства, что и на условиях СРТ, но с тем добавлением, что он обязан обеспечить страхование груза от рисков во время транспортировки. Продавец заключает договор страхования и платит страховой взнос. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной таможенной очистки. Данный базис является "сухопутным" ("неводным") эквивалентом базиса CIF.

группа D - прибытие:

ПОСТАВКА В ПУНКТЕ (... НАЗВАНИЕ ПУНКТА) DAP

Данное условие используется вместо DAF, DES и DDU (ИНКОТЕРМС 2000).

ПОСТАВКА НА ТЕРМИНАЛЕ (... НАЗВАНИЕ ТЕРМИНАЛА) DAT

Данное условие используется вместо DEQ (ИНКОТЕРМС 2000).

ПОСТАВКА С СУДНА (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА НАЗНАЧЕНИЯ) DES DELIVERED EX SHIP (NAMED PORT OF DESTINATION) DES

Поставка франко-судно... (указанный порт назначения) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда товар предоставлен покупателю на борту судна до прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей в указанном порту страны импортера. Продавец несет весь риск и все расходы по доставке товара в указанный порт назначения. Данный базис применяется только при водных перевозках.

Группа Е. Отправление:

EXW ФРАНКО ЗАВОД (... название места)

Франко-предприятие... (указанное место) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя непосредственно на своей территории (например, завод, фабрика, склад и т.д.). Продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара, если это не оговорено особым образом. Покупатель несет все виды риска и все расходы по перемещению товара с территории продавца до указанного места назначения.

Группа F. Основной фрахт не оплачен:

ФРАНКО-ПЕРЕВОЗЧИК (С УКАЗАНИЕМ ПУНКТА) FREE CARRIER - FCA

Франко-перевозчик... (указанное место) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара тогда, когда он передал товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, перевозчику, указанному покупателем, в установленном месте или пункте. Если точный пункт покупателем неуказан, продавец может сам выбрать место для передачи товара перевозчику. Данный базис применяется для любых видов транспорта, включая смешанные перевозки

СВОБОДНО ВДОЛЬ БОРТА СУДНА (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА ОТГРУЗКИ) FAS FREE ALONGSIDE SHIP FAS

Свободен у борта судна... (указанный порт отгрузки) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда товар размещен у борта судна на причале или в лихтерах в указанном порту отгрузки. Только с этого момента покупатель несет все расходы и риски утраты или повреждения товара. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получению экспортной лицензии лежит на продавце.

СВОБОДНО НА БОРТУ (НАИМЕНОВАНИЕ ПОРТА ОТГРУЗКИ) FOB FREE ON BOARD (NAMED PORT OF SHIPMENT) FOB

Свободен на борту... (указанный порт отгрузки) - означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, когда товар перешел за поручни судна в указанном порту отгрузки. Таким образом, начиная с этого момента (то есть, начиная со стивидорских расходов по размещению груза в трюмах судна - штивки), покупатель несет все расходы и весь риск утраты или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным).

  • 11.Функции, полномочия таможенных органов рф в системе валютного контроля
  • 12.Порядок перемещения через таможенную границу тс денежных средств и денежных инструментов
  • 13.Таможенные платежи в тс: сущность, виды, назначение
  • 16. Таможенные сборы: сущность, виды, правовое регулирование, особенности взимания таможенных сборов за таможенные операции
  • 17. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: способы обеспечения, определение суммы обеспечения, возврат обеспечение
  • 18. Порядок взыскания таможенных платежей
  • 20. Формы таможенного контроля. Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем
  • 22.Цели и порядок проведения личного досмотра
  • 23. Назначение и порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля
  • 25.Прибытие товаров на таможенную территорию тс (место и время прибытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
  • 26.Убытие товаров с таможенной территории тс (место и время убытия, требования к товарам, представление документов и сведений)
  • 27.Правовой статус таможенного перевозчика
  • 28. Временное хранение. Сроки нахождения на временном хранении. Операции с товарами, находящимися на временном хранении
  • Глава 25. Тк тс. Временное хранение.
  • 29.Места временного хранения
  • Глава 25 тк тс
  • 30.Правовой статус владельца свх
  • Глава 3
  • 31 Декларирование товаров. Товары, подлежащие декларированию. Формы и сроки декларирования товаров
  • Глава 27 тк тс. Там.Деклар-е тов-в
  • 32. Подача и регистрация таможенной декларации
  • Глава 27.Таможенное декларирование товаров
  • 33.Перечень и характеристика документов, представляемых при декларировании товаров
  • Глава 27. Таможенное декл-ние тов-в
  • 34.Предварительно декларирование товаров
  • Глава 27.Таможенное декларир-е тов-в
  • 35.Правовой статус декларанта
  • Глава 27.Тамож-е декл-ние тов-в
  • 36. Выпуск товаров. Основания для выпуска товаров. Сроки выпуска
  • Глава 28.Выпуск товаров
  • 37. Условный выпуск товаров. Сроки выпуска
  • Глава 28. Выпуск товаров
  • 42.Содержание таможенной процедуры «переработка на таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
  • 43.Содержание таможенной процедуры «временный ввоз (допуск)», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
  • 44.Содержание таможенной процедуры «переработка вне таможенной территории», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
  • 45. Содержание таможенной процедуры «экспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
  • 46.Содержание таможенной процедуры «реэкспорт товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
  • 47.Содержание таможенной процедуры «уничтожение товаров», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру
  • 49.Таможенный контроль международных почтовых отправлений.
  • 52.Структура построения етн вэд и сфера ее применения
  • 53.Безопасность потребительских товаров и сырья. Показатели безопасности общие и специфические.
  • 54.Единая автоматизированная информационная система (еаис) фтс России: назначение, состав, решаемые задачи
  • 56. Понятие электронного декларирования. Правовое регулирование электронного декларирования
  • 57. Цель и задачи таможенной статистики в соответствии с таможенным законодательством
  • 58. Понятие и сущность тстк. Роль и место тстк в таможенном контроле
  • 60. Субъекты таможенного права (понятие, классификация и общие характеристики)
  • 61. Функции таможенных органов (понятие и содержание)
  • 62. Ответственность в таможенном праве (понятие, значение и виды ответственности)
  • 63. Порядок прохождения федеральной гражданской государственной службы в таможенных органах
  • 64. Порядок обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц
  • 65. Федеральная таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти. Структура фтс рф
  • 66. Понятие и виды административных наказаний за нарушение таможенных правил
  • 67. Понятие и юридическая структура административного правонарушения в области таможенного дела
  • 68. Задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
  • 69. Стороны и участники по делам о нарушении таможенных правил, их правовое положение
  • 70. Понятие базисных условий поставки, их использование при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
  • 71. Паспорт сделки: порядок оформления и его применение в целях валютного контроля.
  • 72. Особенности применения таможенных платежей в таможенной процедуре «Временный ввоз (допуск)».
  • 73. Определение таможенной стоимости и применение таможенных платежей к товарам, ввозимым физическими лицами на таможенную территорию тс.
  • 74. Коммерческие документы во внешней торговле.
  • 75. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами рф.
  • 76. Меры, принимаемые таможенными органами Таможенного союза по защите прав интеллектуальной собственности.
  • 77. Формы управленческой деятельности в государственном управлении.
  • 78. Принципы, виды и уровни государственного управления.
  • 79. Таможенное дело как объект и субъект управления.
  • 80. Организация системы управления в таможенных органах.
  • 81. Управленческая деятельность. Психологические факторы эффективности управленческой деятельности
  • 82.Управление конфликтами в организации: виды конфликтов, структура, динамика и методы разрешения.
  • 83.Общее руководство таможенным делом. Организационная структура таможенных органов
  • 84.Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах. Процесс принятия управленческих решений.
  • 86. Таможенная экспертиза. Виды таможенной экспертизы, права и обязанности эксперта.
  • 87. Порядок и сроки проведения административного расследования по делам о нарушении таможенного законодательства.
  • 88. Виды таможенных процедур. Общие положения.
  • 89.Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы. Формы интеграции в таможенной среде
  • 90.Организация таможенного контроля ввоза на таможенную территорию тс товаров, принадлежащих лицам, пользующимися таможенными льготами.
  • 8.Порядок контроля таможенной стоимости товаров

    Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 “О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров”

    В соответствии с Главой 8 Таможенного кодекса Там. союза Комиссия Там.союза решила:

    Утвердить:

    Порядок декларирования таможенной стоимости товаров

    Порядок контроля таможенной стоимости товаров

    Порядок корректировки таможенной стоимости товаров

    Порядок контроля там. стоимости товаров

    Общие положения

    Порядок контроля там. стоимости товаров определяет действия должностных лиц там. органов, уполномоченных производить контроль там. стоимости товаров, и декларантов (там. представителей) при осуществлении там. контроля товаров, ввозимых на единую там. территорию Таможенного союза.

    Нормативными правовыми актами государств-членов Там. союза могут устанавливаться случаи, когда контроль там. стоимости товаров осуществляется специализированными (функциональными) подразделениями таможенных органов по таможенной стоимости.

    Контроль там. стоимости товаров, вывозимых с единой там. территории Там. союза, осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Там. союза, там. органу которого подана там. декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с единой таможенной территории Таможенного союза.

    Порядок разработан на основании Там. кодекса Там. союза и Соглашения об определении там. Ст-ти товаров, перемещаемых через Там.границу Там. союза, от 25 января 2008 года, и применяется:

    при осуществлении там. контроля до выпуска товаров;

    при проведении доп. проверки в целях принятия решения в отношении там.стоимости товаров;

    при осуществлении там. контроля после выпуска товаров, по которым принято решение в отношении их там. стоимости.

    Контроль там. стоимости товаров осуществляется там. органом в рамках проведения там. контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием СУР.

    Контроль там. стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных там. законодательством Там. союза и законодательством государств - членов Там.союза в части правильности выбора и применения м-да определения там. стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной там. стоимости товаров.

    Выбор там. операций, осуществляемых уполномоченным должностным лицом там. органа при контроле там. стоимости товаров, производится в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза по результатам использования СУР.

    При осуществлении контроля там. стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении там. органа, в частности:по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств там. органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);

    о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;полученная от гос-х представительств (торговых представительств) государств - членов Там. союза за рубежом;полученная от государственных органов государств - членов Там. союза;полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.

    Инф-ция может быть получена там. органом любым не запрещенным законодательством государств - членов Там. союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться инф-ция, к-я имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.

    Порядок контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска

    До выпуска товаров в сроки, установленные статьёй 196 Кодекса, должностное лицо осуществляет контроль там. стоимости товаров.

    По рез-там проведенного контроля там. стоимости товаров должностное лицо принимает одно из след. решений в отношении таможенной стоимости товаров (статья 67 Кодекса):

    а) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;б) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (статья 68 Кодекса).

    В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом там. стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о там. стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении доп. проверки (статья 69 Кодекса),

    Решение о принятии там. стоимости товаров оформляется должностным лицом путём проставления в установленном порядке соответствующей отметки в декларации таможенной стоимости (декларации на товары).

    Декларация там. стоимости (таможенная декларация) с отметкой там. органа возвращается декларанту (там. представителю) в установленном порядке.

    Решение о корректировке там. стоимости товаров принимается, если по результатам проведенного там. контроля обнаружено, что заявленная там. стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран м-д определения там. стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 Кодекса).

    Решение о корректировке там. стоимости товаров оформляется согласно приложению № 1 к Порядку с проставлением в установленном порядке соответствующей отметки в декларации там. стоимости (декларации на товары) и доводится до декларанта (там. представителя). Форма решения заполняется в двух экземплярах, один из которых остается в там. органе, другой вручается (направляется) декларанту (там. представителю).

    При принятии решения о корректировке там. стоимости товаров декларант (там. представитель) обязан осуществить в установленном порядке корректировку заявленной там. стоимости товаров и уплатить там. пошлины, налоги в объёме, исчисленном с учётом скорректированной там. стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьёй 196 Кодекса.

    Если декларантом (там. представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена корректировка там. Ст-ти товаров и не уплачены там. пошлины, налоги, в объёме, исч-ом с учётом скорректир-ой там. стоимости, там. орган отказывает в выпуске товаров (пункт 2 статьи 68 Кодекса)

    Порядок проведения дополнительной проверки

    Если при проведении контроля там. стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при там. декларировании товаров сведения о там. стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то там. орган проводит доп. проверку (статья 69 Кодекса) любым способом, не запрещённым там. законодательством Там. союза и (или) законодательством государства - члена Там. союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.

    Признаками недостоверности заявленных сведений о там. стоимости товаров могут, в частности, являться:1) выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования там.стоимости товаров;2) установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на там. стоимость товаров, в докум-тах, представленных декларантом (там.представителем);3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по инф-ции иностранных производителей;4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;5) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;6) наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно инф-ции, имеющейся в распоряжении там. органа (пункт 6 Порядка), о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;7) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура там. стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объёме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).

    Срок проведения доп. проверки исчисляется со дня принятия решения о проведении доп. проверки до дня принятия решения в отношении заявленной там. стоимости товаров.До принятия там. органом по результатам доп. проверки решения в отношении там. стоимости товаров контроль таможенной стоимости считается незавершенным.

    При принятии решения о проведении доп. проверки должностное лицо в установленном порядке проставляет соответствующую отметку в декларации там. стоимости (декларации на товары) и оформляет решение о проведении доп. проверки по форме согласно приложению № 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых остается в там. органе, а другой передается (направляется) декларанту (там. представителю) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары.

    При проведении доп.проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) доп. Док-ты, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.

    Примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведён в приложении № 3 к Порядку.

    Перечень доп. Док-в и сведений, к-ые могут быть запрошены там. органом при проведении доп. проверки1. Прайс-листы производителя ввозимых (ввезённых) товаров либо его коммерческое предложение.2. Сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная там. декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод.3. Сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе).4. Упаковочные листы.5. Бухгалтерские документы об оприходовании товаров.6. Договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза.7. Сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно.8. Оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются).9. Документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование.10. Документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта).11. Д-ты и сведения, подтверждающие производимые после прибытия на единую там. территорию Там. союза оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или тех. содействие (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.) в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование.12. Док-ты об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара.13. Док-ты, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в частности:документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств;док-ты, в соответствии с к-ми проводилось там. декларирование идентичных или однородных товаров, там. стоимость к-х была определена м-дом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;док-ты, в соответствии с к-ми проводилось там. декларирование идентичных или однородных товаров, там. стоимость которых была определена по методу вычитания;д-ты, в соответствии с к-ми проводилось там. декларирование идентичных или однородных товаров, там. стоимость которых была определена по методу сложения;д-ты, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, к-й согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям.

    14. Др. д-ты и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к пр-тву, перемещению и реализации ввозимых (ввезённых) товаров.

    Конкретный перечень доп. запрашиваемых док-тов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о там. стоимости оцениваемых товаров, а также с учётом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физ-ких характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

    При запросе доп. Док-тов, сведений и пояснений дол-ным лицом там. органа в решении о проведении доп. проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить доп.док-ты раньше срока, установленного для их представления там. органом. Там. орган обязан принять к рассмотрению доп. Д-ты, представленные декларантом (там. представителем) ранее установленного срока.

    Декларант (там. представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им м-да определения там. Ст-ти товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной там. стоимости товаров декларант (там. представитель) обязан представить запрашиваемые там. органом доп. Д-ты, сведения и пояснения, либо предоставить в письм-ой форме объяснение причин, по которым они не м.б. представлены (пункт 3 статьи 69 Кодекса).

    Одновременно с запрошенными там. органом д-ми, сведениями и пояснениями м. б.представлены др. док-ты и сведения в подтверждение заявл-ой там. стоимости товаров.

    Документы, сведения и пояснения, указанные в первом и втором абзацах настоящего пункта, должны быть представлены декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган одним комплектом (не частями) до истечения срока их представления.Днем исполнения декларантом (там. представителем) обязанности по представлению доп. запрошенных документов, сведений и пояснений считается дата их регистрации в там. органе в порядке, установленном законодательством государства - члена Там. союза, если документы были представлены декларантом (там. представителем) непосредственно в таможенный орган, либо дата отправки на почтовом штемпеле при представлении док-в по почте.

    Одновременно с доведением до декларанта (там. представителя) решения о проведении доп. проверки там. орган в установленном порядке сообщает декларанту (там. представителю) сумму обеспечения уплаты там. пошлин, налогов, к-ю необходимо предоставить там. органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 Кодекса).

    Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Кодекса. Для ее расчета может быть, в частности, использована:

    Инф-ция о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов);

    там. стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у там. органа имеются сомнения в их обоснованности;там. стоимость оцениваемых товаров с учётом возможной величины доп. начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у там. органа имеются сомнения в обоснованности заявленных доп. начислений.

    Способы обеспечения декларантом (там. представителем) уплаты там. пошлин, налогов установлены статьёй 86 Кодекса.

    Для целей внесения обеспечения уплаты там. платежей декларантом (там.представителем) представляется заполненная в установленном порядке форма корректировки там. стоимости и там. платежей.

    В случае непредоставления до истечения срока выпуска товаров обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьёй 201 Кодекса.

    В рамках проведения доп. проверки заявленной там. стоимости товаров там. орган вправе осуществлять сбор и анализ доп. Инф-ии о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым товарам, включая направление запросов в гос. органы и иные орг-ии.

    При необходимости может быть назначена там.экспертиза товаров и (или) документов в соответствии со статьёй 138 Кодекса.

    Не позднее, чем через 30 (тридцать) календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом (там. представителем) доп. запрошенных док-, сведений и пояснений, должностным лицом принимается одно из след-щих решений в отношении там. стоимости товаров:

    1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров (пункт 20 Порядка);

    2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (пункт 21 Порядка).

    Решение принимается должностным лицом того там. органа, к-м проводилась доп. проверка, с учётом информации, полученной в ходе дополнительной проверки от декларанта (таможенного представителя) и самостоятельно (пункт 18 Порядка).

    Днем представления декларантом (там. представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений считается дата их регистрации в таможенном органе в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

    При принятии заявленной там. стоимости товаров должностным лицом в установленном порядке проставляются соответствующие отметки в декларации там. стоимости (декларации на товары).

    Возврат (зачёт) сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов производится в соответствии со статьёй 90 Кодекса.

    Если в установленный там. органом срок декларантом (там. представителем) не представлены доп. запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.

    Решение о корректировке там. стоимости товаров принимается должностным лицом в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока представления декларантом (там. представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений, пояснений, в случае их непредставления.

    При принятии решения о корректировке там. стоимости товаров должностным лицом в устан-ом порядке проставляются соответствующие отметки в декларации там. стоимости (декларации на товары) и оформляется решение в двух экземплярах, один из к-х остается в там. органе, др. вручается декларанту (там. представителю). Если решение вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 10 (десяти) календарных дней с даты направления заказного письма.

    В решении о корректировке там. стоимости товаров должностное лицо указывает там. стоимость товаров и м-д её определения в соответствии со статьями 4-10 Соглашения, а также реквизиты соответствующих источников информации.

    При согласии с решением там. органа о корректировке заявленной там. стоимости товаров:

    декларант (там. представитель) в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с даты получения декларантом (там. представителем) решения о корректировке там.стоимости товаров, осуществляет в установленном порядке корректировку там. стоимости товаров исходя из указанной таможенным органом в решении о корректировке там.стоимости товаров величины там. стоимости, уплачивает там. пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированной там. стоимости товаров, и представляет в там. орган надлежащим образом заполненные декларации там. стоимости, форму корректировки там. стоимости и там. платежей и документы, подтверждающие уплату там. пошлин, налогов;

    должностное лицо не позднее одного рабочего дня, следующего за днём представления декларантом (там. представителем) в там. орган декларации там. стоимости, формы корректировки там. стоимости и там. платежей и док-в, подтверждающих уплату там. пошлин, налогов, проверяет правильность осуществления декларантом (там. представителем) корректировки там. стоимости товаров в соответствии с принятым там. органом решением о корректировке там. стоимости товаров и проставляет отметки о принятии вновь определённой (скорректированной) там. стоимости.

    При несогласии декларанта (там. представителя) с решением там. органа о корректировке заявленной там. стоимости товаров должностное лицо осуществляет корректировку там. стоимости товаров в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня, след. за днем:

    истечения срока для осуществления декларантом (там. представителем) корректировки там. стоимости товаров (пункт 23 Порядка);

    получения от декларанта (таможенного представителя) декларации там. стоимости, формы корректировки там.стоимости и там. платежей, а также док-в, подтверждающих вновь определенную там. стоимость товаров, в случае, когда там. стоимость товаров скорректирована декларантом (там. представителем) ненадлежащим образом (неправильно).

    Должностное лицо в указанный срок заполняет в уста-м порядке декларацию там. стоимости, форму корректировки там. стоимости и там. платежей и направляет декларанту (там. представителю) их экземпляры не позднее одного рабочего дня, след. за днём их заполнения.

    Контроль таможенной стоимости товаров после их выпуска

    Контроль там. стоимости после выпуска товаров, в отношении к-х там. органом принято решение по там. стоимости, осуществляется в соответствии со статьёй 99 Кодекса.

    При обнаружении в ходе контроля там. стоимости после выпуска товаров недостоверных сведений о там. стоимости товаров, в том числе неправильного выбора м-да определения там. стоимости товаров и (или) неправильного определения там. стоимости товаров, там. орган принимает решение о корректировке там. стоимости товаров и доводит его до сведения декларанта (там. представителя) в порядке и в сроки, установленные законодательством государств - членов Таможенного союза.

    Декларант (там. представитель) в установленном порядке осуществляет корректировку там стоимости товаров путем представления в там. орган надлежащим образом заполненных декларации там. стоимости и формы корректировки там. стоимости и там. платежей, а также уплачивает там. пошлины, налоги, исчисленные с учетом скорректированной там.стоимости товаров.

    Если декларантом (там. представителем) в срок, установленный в государстве - члене Там. союза, не осуществлена корректировка там. стоимости товаров или такая корректировка осуществлена ненадлежащим образом (неправильно), то корректировка там. стоимости товаров осуществляется уполномоченным лицом там. органа. В этом случае уполномоченное лицо там. органа заполняет в установленном порядке декларацию там. стоимости, форму корректировки там. стоимости и там. платежей и направляет декларанту (там. представителю) соответствующие их экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днём их заполнения.

    Взыскание там. пошлин, налогов, подлежащих уплате в результате корректировки там. стоимости товаров, осуществляется в соответствии с главой 14 Кодекса.

    Понятие контроля таможенной стоимости товаров. Правосубъектность участников ВЭД в рамках осуществляемого таможенными органами контроля таможенной стоимости. Цели и основные задачи контроля таможенной стоимости. Правовое обеспечение контроля таможенной стоимости. Принципы организации контроля таможенной стоимости товаров. Формы и методы контроля таможенной стоимости товаров. Объекты и субъекты контроля таможенной стоимости товаров. Документы, необходимые для подтверждения таможенной стоимости.

    Корректировка таможенной стоимости в процессе совершения таможенных операций и таможенного контроля. Основания для проведения корректировки таможенной стоимости.

    Понятие контроля таможенной стоимости товаров – в лекции Мохиной.

    Цели и основные задачи контроля таможенной стоимости.

    Цель таможенного контроля – проверка соответствия различных таможенных операций и действий установленным в законодательстве нормам, с применением различных технических средств. К техническим средствам, применяющимся при проведении таможенного контроля, принадлежат технические средства: поиска, обследования различных труднодоступных мест, поиска наркотических веществ, специальные меточные средства.

    Среди задач таможенного контроля:

      обеспечение законного перемещения товаров и транспортных средств через границу

      предотвращение незаконного перемещения через границу товаров

      предотвращение перемещения через границу товаров без необходимых документов для такого перемещения

    Нормативно-правовая база

    С 1 января 2011 г.. в государствах Таможенного союза начали действо вать новые процедуры декларирования и корректировки таможенной стоимо сти товаров. Правовой основой про цедуры определения, декларирования и контроля таможенной стоимости яв ляются соглашения, подписанные на уровне государств - участников Тамо женного союза:

    Соглашение о порядке осуществле ния контроля правильности определе ния таможенной стоимости от 12 де кабря 2008 г.

    Глава 8 Таможенного кодекса Тамо женного союза, вступившего в силу 1 июля 2010 г., содержит общие положе ния о таможенной стоимости и отсы лочные нормы на решения Комиссии Таможенного союза и национальное за конодательство стран Таможенного союза.

    По вопросам таможенной стоимо сти Комиссией Таможенного союза принято решение от 20 сентября 2010 г. № 376, которым утверждены:

    Порядок контроля таможенной стоимости, вступивший в силу через месяц после размещения (21 сентября 2010 г.) на официальном интернет-сайте Комиссии Таможенного союза.

    В развитие отсылочных положений законодательства Таможенного союза вопросы таможенной стоимости това ров в Российской Федерации допол нительно регулируются на националь ном уровне, в частности, гл. 11 Закона «О таможенном регулировании в Рос сийской Федерации» (далее - Закон), вступившего в силу 29 декабря 2010 г.

    На подзаконный уровень (к ком петенции Федеральной таможенной службы) национальное законода тельство относит функции установ ления:

      порядка и формы декларирования таможенной стоимости товаров, выво зимых из Российской Федерации;

      случаев, когда контроль таможен ной стоимости товаров осуществля ется специализированными (функ циональными) подразделениями таможенных органов по таможенной стоимости;

      порядка отмены решений таможен ных органов о корректировке тамо женной стоимости товаров.

    Принципы организации контроля таможенной стоимости товаров - в лекции Мохиной.

    Формы и методы контроля таможенной стоимости товаров

    Основным методом КТС является проверка документов и сведений.

    В рамках того или иного метода КТС могут использоваться различные способы:

    Мониторинг;

    Постановка участника ВЭД на учет;

    Запрос дополнительных документов и сведений;

    Сопоставимость заявленных сведений с информацией, полученной из других источников;

    Анализ сведений специальной таможенной статистики;

    Обработка сведений с использованием программных средств;

    Запрос сведений из банков, налоговых органов

    Формы – в лекциях Мохиной

    Документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости

    ТС определяется декларантом согласно правилам таможенной оценки. Решение о правильности выбранного декларантом метода принимается таможенными органами. На таможенный орган возложена функция контроля за правильностью определения ТС товара. Заявленная декларантом ТС и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, документально подтвержденной информации. При отсутствии таковой таможенный орган вправе использовать имеющиеся у них сведения, содержащиеся в каталогах торговых фирм и иных справочниках.

    В качестве документов, подтверждающих ТС, могут использоваться инвойс, счет-фактура, договор, документы по оплате расходов на транспортировку, прайс-лист изготовителя.