Отдел по подбору персонала предъявляет особенные требования к будущему руководителю. Это не только профессиональные качества, опыт успешной работы, но и способность внушать доверие и управлять коллективом. Для успешной работы внутри компании имидж руководителя имеет огромное значение и влияет на эффективность его деятельности и способность направить потенциал коллектива в нужном направлении.

Понятие имиджа

Если перевести на русский язык, то имидж означает «образ», то есть это некая система признаков, отличающих конкретную личность от других. Множество факторов оказывают влияние на его создание и восприятие другими людьми.

В психологии управления важным является изучение вопроса, почему одних руководителей слушаются, а других не только не уважают, но они еще и не способны заставить работников справляться с поставленной задачей.

Образ руководителя – это целостная структура, включающая в себя такие факторы как:

  • Поведение.
  • Умение внятно и разумно излагать свои мысли.
  • Умение внушать доверие.
  • Умение внушать работникам подчиняться.
  • Приятный внешний вид.
  • Грамотная речь.
  • Уважение со стороны сотрудников.
  • Активность в профессиональной сфере.
  • Преданность компании, готовность работать на ее развитие.
  • Умение брать на себя ответственность за принятые решения – за подчиненных несет ответственность руководитель.
  • Умение сохранять высокий уровень работоспособности.
  • Нацеленность на результат, активное стремление решить текущие задачи, развиваться самому и развивать компанию, в которой занимает высокую должность.
  • Выраженные лидерские качества.

Руководитель обладает определенными ценностями – установками, на основе которых принимаются решения и совершаются действия. Ценности влияют не только на имидж руководителя организации, но и на поведение коллектива. У либерально настроенного директора допустим свободный стиль в одежде, более лояльное отношение к режиму отдыха, дружеские связи внутри компании, тогда как у жесткого – строгий дресс-код, штрафы за опоздания и запрет общения во время работы.

В целом, имидж главного менеджера можно оценить по четырем основным факторам:

  • Социальная составляющая

Это и статус в обществе, и умение правильно вести себя с деловыми партнерами, находить с ними общий язык, и умение показать себя как человека высокого ранга.

  • Персональные данные

В них входят характеристика личности, опыт, знания, физиологические особенности, тип личности, способ принятия решений.

  • Ценности

Мы принимаем решения в соответствии с внутренними установками, они должны соответствовать идее организации, потому что ценности менеджера не только влияют на имидж руководителя, но и на внутреннюю культуру компании.

  • Личная миссия

Важно определить свое место в жизни, цели прихода в конкретную компанию, что руководитель хочет добиться, желает ли он дальнейшего продвижения в конкретной должности, как долго собирается задержаться на выбранном месте работы.

Стили руководства

Каждый менеджер вырабатывает свой стиль управления коллективом, что непосредственно влияет на его успешность в качестве лидера, а также развитие самой компании.

  • Авторитарный

Распоряжения отдаются строго, они должны выполняться беспрекословно, инициатива со стороны работников не приветствуются. В коллективе исключений не делается ни для кого, есть распорядок, который должен соблюдаться. Обычно руководитель производит впечатление жесткого, неприветливого человека, не готового идти на компромиссы. Такой стиль управления удаляет менеджера от коллектива и не дает ему возможности вовремя заметить внутренние проблемы.

  • Демократичный

Наиболее приемлем с точки зрения управления и развития компании. Существуют определенные рамки, за которые не должны заходить сотрудники, тем не менее, к ним достаточно лояльное отношение с возможностью высказывать свою точку зрения и участвовать в развитии компании. Между руководством и подчиненными существует обратная связь, есть похвала и разумное наказание.

  • Попустительский

Руководитель совершенно не интересуется тем, что происходит внутри коллектива, организация развивается только благодаря активности сотрудников. Такой стиль руководства в итоге может привести компанию к краху.

Как сформировать имидж

Созданный образ не может быть статичным, его постоянно нужно поддерживать и обновлять. Грамотный руководитель меняется одновременно с внешними и внутренними требованиями. Многое о начальнике расскажут реальные дела, его активность и способность решать текущие вопросы. Важна сама деятельность и ее результат, а не ее видимость.

  • Первое впечатление расскажет о многом

Если специалист только приходит на должность, то он должен показать не просто свой профессионализм, а поставить себя таким образом, чтобы коллектив понял, что перед ним руководитель, которого необходимо слушаться.

  • Одежда

Внешний вид – одна из составляющих успешного имиджа. Если от сотрудников требуется строгое соблюдение определенного стиля в одежде, то и руководство должно его поддерживать. Аккуратность и опрятность – на первом месте. В каждой организации уместен свой стиль. В юридической фирме более приемлемы деловые костюмы, тогда как в творческом коллективе лучше позволить более свободный стиль в одежде.

  • Держите свое слово

На имидж руководителя значительное влияние оказывает тот факт, выполняет ли он свои обещания. Пустое разбрасывание словами приведет к потере доверия, а коллектив поймет, что делать то, что приказало начальство, необязательно.

  • Найдите баланс между мягкостью и твердостью

Слишком большая жесткость в отношении к сотрудникам приведет к сильной текучке кадров, напряжению внутри коллектива и недоверию в сторону руководящего звена. Однако и слишком мягкое и попустительское отношение расслабит коллектив и снизит эффективность работы. Ругайте только за дело, наказывайте в соответствие с проступком, когда надо, давайте поблажку.

Проявляйте интерес к коллективу, научитесь слушать и понимать потребности сотрудников. Часто большая текучесть кадров связана с неблагоприятным климатом в коллективе, и зависит это не только от самого персонала, но во многом и от начальства, которое не смогло правильно организовать работу и социальное взаимодействие в рабочей группе.

  • Развивайте навыки коммуникации

Грамотная постановка диалога, речевые навыки, способность грамотно высказать свои мысли, чтобы донести идеи до сотрудников, положительно влияют на имидж руководителя.

  • Злоупотребление дружескими и родственными связями недопустимо

Если руководитель заводит любовные связи на месте своей работы, берет на должность близких людей и родственников, это рано или поздно становится известным коллективу. Этот факт значительно снижает доверие и уважение к начальству, особенно, если подобные люди пользуются особыми привилегиями.

  • Научитесь говорить подчиненным комплименты

Похвала должна предоставляться за правильно сделанную работу, хороший внешний вид, приход на работу вовремя. Комплименты должны быть искренними, потому что фальшь чувствуется, а если не знаете, что сказать, то лучше промолчать. Заслуженная похвала не только располагает подчиненных к руководителю, но и улучшает качество их работы. Умение вставить нужное слово, подбодрить сотрудников сделают имидж руководителя более привлекательным.

Чем можно испортить имидж

Некоторые действия способны значительно повлиять на отношение коллектива к начальству, что, прежде всего, снижает эффективность деятельности, а значит, прибыль предприятия.

  • Неуважительное отношение к сотрудникам, крики, беспочвенные обвинения, притеснения.
  • Постановка родственных и дружеских связей на первое место.
  • Невыполнение обязательств и данных обещаний, постоянные отговорки.
  • Разделение сотрудников на более привилегированных и людей, занимающих низкие позиции в компании.
  • Привлечение персонала к слежке друг за другом.
  • Увольнения без причин, невыплата премий.
  • Неумение грамотно распределить обязанности среди персонала.

Приступая своим обязанностям в качестве начальника отдела или компании, некоторые люди в корне меняют свое отношение к подчиненным, становясь более жестким, непреклонным, предъявляя завышенные и нереальные требования.

Резкое отделение себя от коллектива способно сильно подпортить имидж руководителя, что влечет за собой ситуацию, когда о многих процессах в компании сотрудники просто перестают докладывать начальству.

Однако и слишком лояльное и попустительское отношение приведет в итоге к тому, что менеджер потеряет контроль над ситуацией, его перестанут воспринимать как главного.

Имидж руководителя состоит и из отношения к нему окружающих людей. Если вы не знаете, что думают о вас сотрудники, то управлять ими сложнее. Конечно, это не означает, что придется искать тех, кто будет сообщать обо всех слухах. В дружном коллективе менеджер способен сам определить, насколько персонал положительно к нему настроен. Здесь важна открытость, стремление идти на диалог и понимать потребности вверенных людей.

Если имидж был испорчен

Бывает так, что менеджер не сразу понимает, что совершил ошибку в управлении или в создании собственного образа. Компания терпит убытки, коллектив разваливается, а люди увольняются. Часто причиной подобных проблем является неправильное руководство и неуважение персонала к собственному начальству. Что делать:

  1. Решите, что вы хотите поменять в образе: стать более твердым или, наоборот, мягким в общении, получить уважение со стороны сотрудников, стать для них авторитетом, изменить отношения внутри коллектива.
  2. Изучите навыки эффективного общения, сходите на специальные тренинги, которые помогут выстроить имидж руководителя с нуля.
  3. Продумайте свой внешний вид до мелочей: он должен соответствовать занимаемой должности и направлению деятельности фирмы.
  4. Обсудите с сотрудниками проблемы внутри коллектива (в запущенных случаях можно использовать анонимные анкеты).
  5. Продумайте до мелочей свое поведение, разговор с персоналом.
  6. Обсудите с персоналом правила внутреннего распорядка компании, объясните, по какой причине надо действовать так, а не иначе.
  7. Приходите вовремя на работу и деловые встречи.
  8. Выполняйте обещания либо не обещайте то, чего выполнить не собираетесь.
  9. Научитесь слушать подчиненных и понимать, что у них тоже есть свои потребности. В некоторых случаях следует войти в положение сотрудника, внимательность к персоналу благотворно повлияет на имидж руководителя.
  10. Объясните сотрудникам причины, по которым они могут быть уволены.
  11. Сотрудника, который не справляется с поставленной задачей, негативно влияет на коллектив или часто опаздывает, не имеет смысла держать на рабочем месте. Его следует либо уволить, либо перевести на более подходящую должность.
  12. Оставлять следует только лучших сотрудников, но иногда стоит дат шанс, если видно, что человек действительно хочет учиться и развиваться внутри компании. Ваш имидж только улучшиться от этого, а персонал станет работать усерднее.
  13. Учитесь сами, постоянно получайте новые знания, даже начальник не может знать всё.
  14. Научитесь распределять обязанности между теми людьми, которые лучше справятся с задачей, это повысит эффективность работы.

Помните: руководитель – это центр деятельности компании, от него зависит, как быстро организация будет развиваться, насколько охотно сотрудники будут посещать свои рабочие места и отдавать себя общему делу.

Далее нельзя не остановиться на таком важном аспекте имиджеобразования в продвижении, как формирование имиджа руководителя, являющегося значимой составляющей имиджа организации, а значит, существенным компонентом деятельности РК и продвижения. Итак, особое значение в формировании имиджа организации имеет имидж ее первого лица, так называемого «лидера организации». Именно от первого лица компании во многом зависит принятие важных решений, а также то, как будет воспринята компания общественностью. Именно первых лиц мы чаще всего видим в средствах массовой информации и именно от них получаем большую часть информации о функционировании организации и, следовательно, ассоциируем с ними всю деятельность организации. Таким образом, имидж руко-водителя является одним из основных факторов формирования имиджа организации. Имидж руководителя - это совокупность определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью личности. В целом имидж руководителя может быть:
- позитивным;
- негативным;
- амбивалентным;
- латентным.
В качестве примера латентного имиджа можно привести всем известную историю с «представителем Семьи» Романом Абрамовичем, которого долго никто не видел, не знал, где он работает, но СМИ каждый день сообщали о нем как об очень влиятельном человеке (интересно, что сейчас точно таким же образом и, видимо, той же командой РК-специалистов целенаправленно и успешно создается латентный имидж Д. Жуковой как модельера, искусствоведа, благотворительницы). Ру-ководитель любой организации, как правило, стремится к созданию позитивного личного имиджа, но известны случаи, когда индивидуум целенаправленно идет на создание отрицательного или как минимум провокационного, скандального образа (В. Жириновский, Е. Чичваркин, О. Тиньков). Такой шаг, как правило, свойственен политическим, общественным деятелям, а также представителям шоу-бизнеса, реже он характерен для руководителей коммерческих структур, так как в данном случае клиент задумается, стоит ли отдавать свои деньги за товар или услугу, производимые компанией, первое лицо которой имеет неоднозначный имидж. Таким образом, провокационный имидж руководителя организации чаще всего только усиливает недоверие потребителей к продукту или услугам данной организации. При прочих равных условиях положительный имидж руководителя организации будет являться ее конкурентным преимуществом.
Можно выделить следующие составляющие имиджа руководителя организации:
- персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д.;
- социальные характеристики: статус руководителя организации, который вклю-чает статус, связанный не только с официально занимаемой должностью, но также и с происхождением, личным состоянием и т. д. Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения. Также социальные характеристики включают связь лидера с различными социальными группами: с теми, интересы которых он представляет; с теми, которые поддерживают его и являются союзниками; а также с теми, которые являются его оппонентами и открытыми врагами. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается руководитель;
- личную миссию руководителя: это своего рода конституция, выражающая стра-тегическое видение руководителя. Личная миссия руководителя определяет то положение, в котором он находится в данный момент, и то, чего он хочет достичь в будущем. Она является важным моментом в выработке миссии и целей организации;
- ценностные ориентации руководителя: наиболее важные предположения, при-нимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на органи-зационную культуру организации.
Каждая из групп характеристик вносит свой вклад в формирование имиджа лидера и в различной степени поддается сознательному конструированию. Так, очевидно, что персональные характеристики различаются от индивида к индивиду и многие из них почти невозможно изменить. Однако в связи с тем, что общение лидера и общественности опосредуется СМИ, подавляющая часть нежелательных персональных качеств всячески скрывается, сглаживается или просто не попадает на глаза широкой общественности.
Одной из немногих характеристик, приобретающих в телевизионную эпоху большой вес, является внешность лидера. «По одежке встречают», - гласит старая русская пословица, и смысл ее в данном случае в том, что восприятие внешнего вида является очень существенным при первом впечатлении об индивиде. Если это восприятие оказалось положительным, то вся последующая информация будет наслаиваться на этот так называемый «скелет», независимо от того, будет она ока-зывать положительное или отрицательное воздействие. Главное, что основа уже создана, сработал известный в психологии восприятия «эффект первичности», когда первое впечатление/информация более значимы для результирующей оценки индивидом объекта, нежели второе и все прочие. То есть если восприятие оказалось отрицательным, то все, что будет сказано и сделано впоследствии, будет восприниматься через призму уже созданного негативного имиджа. Для российского населения при определении симпатий и предпочтений внешность лидера, пожалуй, наиболее важна. Большинство населения часто голосует за того или иного лидера только потому, что импонируют его внешность, манера держаться, его одежда, и мало кого интересует предвыборная программа кандидата. Для примера можно проанализировать выборы любого нашего президента или, скажем, фольклор, устанавливающий закономерность цикла смены наших президентов по принципу «лысый - волосатый» (безусловно, шуточный тест, но показательно использование чисто визуального критерия, ведь не «добрый - злой» или «честный - вороватый»).
Другие качества, существенные для имиджа руководителя организации, - со-циальные характеристики. Они связаны с обстановкой вокруг организации. Руко-водитель, ориентируясь на определенную целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как не имеющих прямого отношения к продукции или услуге организации, так и связанных с ней косвенным образом, и в этом качестве он должен чутко улавливать их требования. Например, генеральный директор российской страховой компании РОСНО Е. Кургин тесно связан с российскими профсоюзами. Об этом свидетельствует и тот факт, что председателем совета директоров ОАО РОСНО в 2000 г.
в очередной раз был избран М. Шмаков - председатель Федерации независимых профсоюзов России. Данный факт существенно влияет на имидж компании, так как еще с советских времен общественность воспринимает профсоюзы как орган, защищающий права граждан. Это, наряду с другими факторами, воздействует на формирование положительного имиджа и руководителя, и компании в целом. Противоположный пример - А. Чубайс как «отец приватизации», которую боль-шинство населения страны расценивают как «грабительскую», став руководителем РАО ЕЭС, имевшего в своем распоряжении практически неограниченный финансовый и властный ресурс (в том числе и на PR-деятельность), не сумел переломить ситуацию, позитивизировать свой имидж и, соответственно, имидж компании. Именно это способствовало и поражению другой организации - политической партии СПС на парламентских выборах, несмотря на широкомасштабную и высокобюджетную кампанию продвижения, сопровождавшую предвыборный марафон «правых».
Также стоит обратить внимание на такую важную социальную характеристику, как семейное положение лидера организации. К сожалению, в нашей стране на протяжении 70 лет семейные ценности всячески подавлялись и им не придавалось особого значения. Советские политические лидеры, единственные, кто имел в то время публичный имидж, тщательно скрывали от общества своих жен и детей, забывая о том, что семейные ценности, исповедуемые лидером, играют важную роль в формировании его положительного имиджа. Одним из первых людей, кардинально изменивших эту ситуацию и продемонстрировавших свою привязанность к супруге и готовность считаться с ее мнением, стал Михаил Горбачев. Этот факт в числе других способствовал формированию его позитивного имиджа в глазах мировой (но не российской, где всегда были сильны традиции домостроя) общественности. Итак, «социальные характеристики» являются достаточно подвижной частью имиджа лидера, тесно связанной с требованиями реальности. Каждый раз на основе тщательного анализа сложившейся ситуации они конструируются заново.
Следующая составляющая имиджа - это личная миссия руководителя. Руко-водитель организации может не иметь такой миссии, он может также не понимать ее назначения. Миссия организации, по определению Томпсона и Стрикланда, отвечает на вопрос: «В чем заключается наша деятельность и чем мы будем заниматься?» Что касается руководителя организации, то, если он не будет осознавать, в чем смысл его деятельности, он никогда не сможет создать положительный имидж управленца. В. Баранчеев определяет миссию как «способ выделения среди конкурентов». Это также важный момент при создании имиджа руководителя, так как людям свойственно запоминать что-то особенное и уникальное. Личная миссия руководителя - это, как правило, какая-либо идея или набор идей, которые он собирается реализовать в своей деятельности и которые в совокупности составляют миссию организации. Ярким примером может служить миссия компании «Форд»: «Предоставление людям дешевого транспорта», которая перекликается с основной идеей Генри Форда: «Снабдить каждого работающего дешевым автомобилем». Это способствовало созданию положительного имиджа Форда в глазах общественности (как способного предпринимателя) и помогло Форду превратить крошечную компанию в гигантскую отрасль, реально изменившую американское общество.
Еще одной важной составляющей имиджа являются ценностные ориентации руководителя. Базовые предположения и ценностные ориентации руководителя организации, безусловно, оказывают влияние на организационную культуру. Лидер пытается привести организационную культуру в соответствие со своими нормами и ценностями. Этот процесс, происходящий внутри организации, формирует «внутренний» имидж руководителя, который мы рассмотрим ниже. Что касается влияния ценностных ориентаций на «внешний» имидж руководителя, то здесь следует отметить аспекты национальной культуры. У различных культур существуют совершенно разные критерии положительного имиджа. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как динамичность, умение действовать самостоя-тельно в собственных интересах; японской же культуре присущи коллективизм, приверженность организации, умение работать в команде и в интересах компании. Если, согласно критериям американской культуры, руководителем может быть мо-лодой человек, в том числе и женщина, то в Японии это практически невозможно, так как положительный имидж руководителя тесно связан с его зрелым возрастом. В современной же России, например, скорее молодость будет расцениваться как позитивное слагаемое имиджа руководителя, поскольку у нас предпочтительнее впечатление и мнение «слишком молод», нежели «слишком стар». А такие, скажем, неотъемлемые для американцев характеристики позитивного имиджа руководителя, как приверженность семейным ценностям, в российской оргкультуре далеко не столь императивны, наше общественное мнение склонно снисходительно относиться к пренебрежению ими.
Как уже упоминалось выше, имидж руководителя можно разделить на «вну-тренний» и «внешний».
1. «Внутренний» имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и пер-сонала организации, точнее, восприятием руководителя работниками организа-ции. Лидер должен стремиться к формированию положительного образа у пер-сонала, причем руководителю следует самому работать над созданием своего имиджа. В небольшой организации он имеет возможность формировать свой имидж путем прямого взаимодействия со всеми сотрудниками организации. В крупных же компаниях руководитель взаимодействует в основном с менеджерами высшего и реже - среднего звена. Они, в свою очередь, формируют имидж руководителя у низших звеньев. Здесь могут возникать определенные проблемы, так как возможны искажения информации ввиду того, что каждая ступень управления придает имиджу руководителя свою окраску. Чтобы избежать данных искажений, в организациях создаются легенды и истории о руководителе, которые доносятся до сотрудников через различные информационные каналы, такие как корпоративные буклеты с обращениями первого лица компании, информационные бюллетени, электронная почта, «птичий» язык и т. д. Сотрудники организации, как правило, хотят видеть в лице своего руководителя защитника и попечителя, готового помочь им в трудную минуту. Поэтому в легендах лучше показывать руководителя именно в таком ракурсе. Во многих организациях принято оповещать сотрудников о публичных выступлениях первых лиц на телевидении, по радио, а также о публикациях в периодических изданиях. В этих случаях формированию образа у сотрудников способствуют профессиональные консультанты по имиджу. Формирование «внутреннего» имиджа важно не только для слаженной работы самой организации, но и для формирования ее «внешнего» имиджа, так как сотрудники передают свое личное восприятие руководителя во внешнюю среду.
2. «Внешний» имидж - это восприятие руководителя внешней средой, то есть обществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают влияние на деятельность организации извне.
«Внешний» имидж, в свою очередь, можно разделить на:
- «общий внешний» имидж (восприятие личности руководителя общественно-стью, не имеющей непосредственного отношения к данной организации);
- «непосредственный внешний» имидж (восприятие руководителя представи-телями непосредственного делового окружения организации: покупателями, поставщиками, посредниками, конкурентами, деловыми партнерами, пред-ставителями СМИ).
Очень важно, чтобы «внешний» имидж руководителя соответствовал состоянию дел внутри организации, не противоречил истинному положению ее бизнеса. Необходимо отметить, что «внутренний» имидж руководителя часто существенно отличается от его «внешнего» имиджа. Многие качества, присущие руководителям компаний, не становятся достоянием общественности, и их можно выявить только при вхождении в организацию и соприкосновении со всеми организационными процессами. Очень часто новые сотрудники, нанимающиеся на работу в подчинение конкретного руководителя под воздействием имиджа, созданного средствами массовой информации, испытывают глубокое разочарование при соприкосновении с ним в работе. Поэтому задачей PR-специалиста является и приведение в соответствие, гармонизация «внутреннего» и «внешнего» имиджей руководителя компании, причем идти по этому пути следует, двигаясь от «внутреннего» имиджа, как более реалистичного и менее поддающегося коррекции (слишком близок оригинал, легко обнаружить несоответствие), к «внешнему» (более отстраненному и потому проще управляемому).

Формирование имиджа бывает осознанным и неосознанным. Если разные люди ведут себя по отношению к вам одинаковым образом, значит, неосознанно вы им это позволяете. Задача в этом случае состоит в том, чтобы не допустить подсознательных сигналов о себе, провоцирующих нежелательное поведение других людей. Поэтому первый технологический принцип формирования имиджа можно сформулировать так: воздействуй на людей с целью создания у них «нужного» мнения.

Необходимо влиять не только на их сознание («знайте, я хороший человек, и сейчас я вам это докажу…»), но и на подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло чувство приятного ощущения, связанного с вами. Второй принцип технологии формирования имиджа гласит: следует в большей мере воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание (до 80 %).

Во-первых, подсознание чаще управляет поведенческими актами, чем сознание («что-то есть в нем такое привлекательное…»). Во-вторых, поскольку люди обычно доверяют себе больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению «подсознательному».

Процесс создания имиджа многогранный и сложный. На впечатление влияет буквально каждая деталь. Здесь важно все: стиль одежды и внешний вид, стиль интерьера и аксессуары - даже эти составляющие говорят о предпочтениях их владельца и об уровне его успешности. Любой неверный шаг - и впечатление о руководителе может повлиять на доверие к образовательному учреждению. А доверие, как известно, дорогого стоит.

Имиджмейкеры и специалисты по корпоративной культуре разделяют имидж на позитивный и негативный. На их создание влияют внешние и внутренние факторы. К внешним относятся визуальные характеристики. К внутренним - манера общения и деловой этикет. Поговорка о том, что «по одежке встречают», для руководителя приобретает форму девиза. Важно первое впечатление; если восприятие собеседником руководителя окажется отрицательным, то все, что будет сказано и сделано впоследствии, будет восприниматься через призму уже созданного негативного имиджа.

Следует также отметить тонкости в имидже руководителя: у него может быть безупречный внешний вид, но недостаточное знание делового этикета или преднамеренное его игнорирование с целью эпатажа. Отрицательный имидж, как известно, также привлекает внимание общественности, создает рейтинг, но такая стратегия в руководстве образовательного учреждения чаще всего только усиливает недоверие родителей учащихся к образовательному учреждению и его услугам. При прочих равных условиях положительный имидж руководителя образовательного учреждения будет являться ее конкурентным преимуществом.

Имидж - это грамотное управление впечатлением. Если говорить о руководителе, то его имидж складывается из таких составляющих, как безупречный внешний вид, деловой стиль одежды и деловой этикет. Каждая из этих составляющих должна находиться в гармонии с другими, и при наличии двух качеств отсутствие третьего недопустимо.

В имидже важно чувство меры. Кроме того, имидж может быть постоянным или ситуативным. Ситуативный зависит от той ситуации, в которой находится руководитель современного образовательного учреждения: деловая встреча, совещание, педсовет, презентация или корпоративная вечеринка. В неформальной обстановке можно дать себе слабинку, но при этом соблюдая чувство меры.

Внутренний имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала образовательного учреждения, точнее, восприятием руководителя работниками образовательного учреждения. Лидер должен стремиться к формированию положительного образа у персонала, причем руководителю следует самому работать над созданием своего имиджа. В образовательном учреждении руководитель имеет возможность формировать свой имидж путем непосредственного взаимодействия со всеми сотрудниками образовательного учреждения.

В деловом имидже допустимо наличие общедоступности и открытости. Это значит, что во внешнем облике руководителя и в его одежде могут присутствовать смягчающие образ делового руководителя компоненты. Например, когда руководитель хочет от собеседника более свободного и рискованного общения, он может позволить надеть рубашку розовых тонов, которая будет гармонировать с костюмом. Во всех остальных случаях на деловую встречу руководитель должен надеть костюм черного или синего цвета; в жаркое время года, несмотря ни на что, руководитель не должен вести переговоры в рубашках с коротким рукавом, а женщина - без чулок или колготок.

Духовно здоровые личности быстрее добиваются успеха в создании привлекательного имиджа. Есть немало талантливых и порядочных людей, которые не смогли себя реализовать, не сумели увлечь своими идеями других. Быть обаятельным - своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой. Немало проблем обаятельным личностям создают завистники и соперники. В житейской борьбе неизбежны и поражения. Надо уметь достойно их переносить.

Например, не многие знают, что такой знаменитый артист, как И.Смоктуновский, приложил огромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: «Уволен из театра по профессиональной непригодности». Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.

И в прошлое, и в настоящее время невежды и грубые люди не обладали магией обаяния. Ведь обаяние - это не столько визуальная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям. К сожалению, в жизни нередко бывает, что люди создают героев и идолов, абсолютно не вникая в их личностную сущность. Именно поэтому полезно оценивать, какие человеческие качества и поступки привлекают наше внимание и почему мы тяготеем к их обладателям.

Индивиду, имеющему дурной вкус, наивно рассчитывать на обаятельность. Кроме того, человек поистине нравственен лишь тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать людям и удерживается от того, чтобы причинить человеку какой-либо вред. Обладание высшей духовностью выступает в качестве непременного условия создания достойного имиджа.

Так каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа?

Один из первых отечественных специалистов по имиджированию В.М. Шепель выделяет три группы качеств, обладание которыми дает шансы решить проблему имиджа.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение и желание нравиться людям». Обладание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую группу входят такие характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий (способность к межличностному общению, деловой спич, умение преодолевать конфликтные ситуации).

Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо - вседозволенность.

Обществу необходим нравственно надежный человек, способный на самосовершенствование, прежде всего духовное. Его внимание должно привлекать все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь широкий спектр гуманитарных знаний. Ф.М. Достоевский считал, что гуманитарная развитость облегчает человеку успешное освоение любой профессии. О верности этого наблюдения писателя свидетельствуют многие примеры из жизни знаменитых людей.

Недостаточная гуманитарная образованность плохо сказывается на человеке. Так, глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, а русского - 7. Это последствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания: с 40-х годов количество предметов, изучаемых в школах, уменьшилось на треть.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура в той же Японии считает важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа.

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особо следует выделить интуицию и гибкость в общении. Очень ценно, когда жизненный и профессиональный опыт помогает личности обострить интуицию.

Руководитель образовательного учреждения должен быть талантливой личностью. Но практика показывает, что 99 человек из 100 не имеют возможности проявить свой талант и всю жизнь занимаются не своим делом. Еще Н.А.Добролюбов писал, что человек со способностями министра мучается на кучерских козлах, а другие, со способностями кучера, изнемогают в высоких министерских креслах.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие руководители осваивают актерский ликбез, изучая: искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

Помочь в этом могут имиджмейкеры - специалисты по формированию имиджа. В нашей стране имидж руководителя не строится, а пристраивается к нему. Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже имеющимся возможностям руководителя, так как большинство наших руководителей считают, что они и так наделены харизмой. Роль руководителя современного образовательного учреждения в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т.е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий. Руководители же настолько психически зажаты, что не способны это делать. И даже внешняя готовность следовать указаниям имиджмейкеров и освободиться от скованности оказывается лишь маской, и эффект получается слабым.

Какая-либо самоуверенность и стереотипное поведение негативно воздействуют на восприятие людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во многих случаях имидж это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а поэтому - правильного выбора своей модели поведения.

Гете говорил, о том, что поведение - это зеркало, в котором каждый показывает самого себя. И не только показывает. Существует своего рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих. В этом состоит один из секретов имиджирования. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.

Каковы же критерии выбора модели социального поведения? Их несколько:

  • - нравственная и правовая безупречность;
  • - учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств;
  • - цель, которую ставит перед собой личность;
  • - самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно;
  • - учет психологических характеристик. В имиджировании актуально понимание тех личностных и деловых качеств, которые ожидаемы партнерами по общению.

Выводы по первой главе

Подводя итог, следует сказать, что создание имиджа руководителя образовательного учреждения - процедура, требующая затрат времени, денег и собственных усилий. Делать самого себя - наиболее сложная работа, но она одновременно представляет и наибольший интерес для каждого человека. Привлекательный для других и не противоречащий своему внутреннему «я» образ является ключом к решению многих жизненных проблем.

Современный руководитель может эффективно решать педагогические задачи, если обладает достаточным уровнем научных знаний по управлению, обоснованно планирует, организует, мотивирует и контролирует работу педагогического коллектива.

Смыслообразующие основы управленческой культуры руководителя образовательного учреждения отражают следующие позиции: успешность в реализации административно-управленческих функций; культура принятия управленческого решения; управление инновационной деятельностью; профессионально-педагогическая культура; мотивирование коллектива; создание благоприятного психологического климата в коллективе; культура общения руководителя; деловые и личностные качества.

Имидж руководителя образовательного учреждения характеризует ценностные установки руководителя и уровень реализации им функций управления образовательным учреждение.

Проблема представления образовательного учреждения как открытой социально-педагогической системы (создание имиджа) существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется особенно отчетливо. Связано это как с процессами становления и развития различных типов и видов образовательных учреждений, с сокращением численности учащихся, так и с отсутствием понимания целей, содержания, педагогических инноваций со стороны родителей.

Процесс формирования имиджа образовательного учреждения определяется: дифференциацией и вариативностью системы образования; сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения учащихся; многочисленными образовательными запросами общества; потребностью образовательной практики и усилий менеджмента в формировании представлений о деятельности данного конкретного учреждения.

Также к основным характеристикам имиджа образовательного учреждения относят, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), затем образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), кроме этого, уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.

личность руководитель имидж образовательный

ИНСТИТУТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ШКОЛА ПОЛИТИКИ И БИЗНЕСА

при содействии

Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Дипломная работа

Тема: «Психологические условия формирования

имиджа руководителя».
Работу выполнила : Маргорина Анна Вадимовна

Специальность : «Менеджер по PR-технологиям и рекламе»

г. Химки, 2007г.

Введение………………………………………………………………….…………

Глава 1. Теоретические основы психологи­ческого исследования имиджа руководителя …………………………………………….………………………...

- личностного (психофизиологические особенности руководителя, тип личности, характер, личное обаяние, нравственные и коммуникативные качества);

- социального (уровень образования, статус руководителя, модели его ролевого поведения, нормы и ценности, стиль общения, связь с различными социальными группами);

- профессионального (стиль руководства, уровень специальной подготовки, профессионализм, трудовой опыт, владение формами и методами обучения и воспитания, развитые аналитические способности).

При определении свойств имиджа руководителя, позволяющих выделить это психическое образование от целого ряда других психических явлений отражающих его изменчивость, я придерживалась следующих теоретических выводов:

а) детерминированность формирующегося имиджа (образа), от особенностей и результатов профессиональной деятельности;

б) особая социальная значимость руководителя как объекта восприя­тия, осуществляющего руководство трудовым подразделением;

в) особенность психологическо­го познания участников совместной деятельности в условиях непосредственного общения, в процессе восприятия, включающем в себя все уровни психического отражения.

Исходя из этого, выделены следующие свойства имиджа руководителя адекватность, воздейственность, устойчивость, целостность, презентабельность, которые были использованы для выделения критериев оценки имиджа руководителя.

Среди них, наиболее важным свойством, находящимся в основе формирования и совершенствования имиджа, является его адекватность качествам личности руководителя. Успех создания имиджа во многом зависит от умения руководителя своевременно и уместно «показать себя», т.е. самопрезентировать имеющиеся качества в складывающейся ситуации. В результате, складывается мнение, основанное на реально существующих качествах личности, приоритетно выделенных самим руководителем, за счет смещения на них акцента восприятия партнеров по общению.

В акте управленческого воздействия у руководителя появляется необходимость убедительно довести до подчиненного информацию о принятом решении и добиться его выполнения, что отражается в стиле руководства, который проявляется в индивидуальной модели поведения, приемах и навыках управления подчиненными. В связи с этим, степень воздействия будет зависеть от того, насколько в структуре имиджа выделены наиболее значимые качества субъекта, с одной стороны, а с другой, подобраны аргументы, воздействующие на социальные ожидания личности или группы. Поэтому, неотъемлемым свойством имиджа выступает его воздейственность , которое понимается нами, как направленное влияние имиджа руководителя на сознание своих подчиненных, с целью реализации принятого решения. Основой этого влияния является целенаправленная деятельность – система четко продуманных действий, позволяющих воздействовать на сознание подчиненных всей совокупностью характеристик личности руководителя. В связи с этим, модель поведения руководителя обязательно должна быть насыщена выразительными движениями, мимикой, жестами, благодаря которым изменяется не только восприятие его речевых паттернов, но и всей совокупности его психологических характеристик.

Устойчивое позитивное представление подчиненных о своем руководителе, является основанием их уверенных действий при выполнении задач, решаемых коллективом. В виду этого, у руководителя коллектива реально существует необходимость подтверждения своей способности успешно руководить, что формирует его позитивный образ и повышает доверие к нему со стороны его подчиненных. На основании этого вывода, мы выделили ещё одно свойство имиджа – устойчивость , которое понимается как представленность в модели поведения руководителя неизменных личностных характеристик, которые позволят подчиненным формировать определенное впечатление о нем.

Имидж - это целостный образ. Целостность имиджа руководителя коллектива выступает характеристикой сбалансированности его личностных качеств и их внешних проявлений. В этом случае имидж руководителя коллектива будет не только гармоничным, но и максимально эффективным. Целостность обеспечивает понимание действий руководителя и близость их оценок со стороны его подчиненных.

Кроме этого, выделена важная характеристика имиджа - презентабельность , рассматриваемая нами как специально сформированная и наиболее информативно насыщенная составляющая его образа. Эта характеристика отличает и выделяет носителя имиджа среди подобных других, позволяет успешно позиционироваться в сознание социального окружения. Презентабельность подчеркивает наиболее значимые качества объекта и одновременно воздействует на социальные ожидания личности или группы.

Рассмотрим некоторые из них подробнее. Основа имиджа руководителя – профессионально важные качества личности руководителя. Среди них особое место занимают психологические качества, которые позволяют руководителю реализовать знания, умения и достигать намеченных целей и задач. В управленческой деятельности значение имеют такие качества, как эмпатия, искусство убеждать, доступность, коммуни­кабельность, способность поддерживать обрат­ную связь, соответствие должностному ста­тусу.

Трудовой коллектив, рассматриваемый нами как целевая группа, которую охватывает своим воздействием имидж руководителя, имеет устоявшиеся традиции, нормы и ценности. Помимо этого, в коллективе имеется представление (иногда не совсем правильное) о месте и роли руководителя в процессе деятельности. Вместе они формируют соответствующие ожидания у работников относительно поступков и действий руководителя в различных ситуациях. От того, каким образом, и с каким успехом реализует эти ожидания, а трудовой коллектив решит задачу, настолько будет высока оценка его деятельности и имиджа.

Избираемая руководителем модель поведения должна находиться в неразрывном единстве с деятельностью , которая предполагает выполнение определенного алгоритма действий. Несвойственные складывающейся обстановке поступки и действия руководителя, приводят к конфликту представлений подчиненных о своем руководителе, что разрушает целостность его имиджа.

Формирование, а в дальнейшем и совершенствование имиджа руководителя, во многом происходит в процессе общения, на основе межличностного восприятия, что проявляется в более выраженной оценочной окраске, в более прямой зависимости представления о руководителе, от чувства удовлетворения, появившегося у воспринимающего его субъекта в результате взаимодействия с ним.

Обращает на себя внимание тот факт, что имидж руководителя формируется во многом благодаря достижению положительного результата в совместной деятельности. Успех позитивно окрашивает в сознании подчиненных качества, ранее проявленные руководителем. Благодаря этому, его имидж насыщается положительными характеристиками и приобретает потенциал влияния, основанный на высокой степени вероятности достижения поставленной им цели. В связи с этим, уровень доверия к решениям руководителя возрастает, повышается уверенность в действиях подчиненных, что в целом повышает эффективность управления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что имидж руководителя обладает важным свойством - психологически воздействовать на сознание подчиненных и регулировать их поведение. Результаты этого воздействия проявляются в формирующейся социальной установке готовности выполнить распоряжение руководителя.

Реализация механизма влияния происходит в процессе интериоризации, в ходе которого в сознании подчиненных происходит формирование имиджа руководителя, складывающегося в результате усвоения внешней, реально представленной его деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Происходит превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).

В.Н. Мясищев исследовал личность с позиции теории отношений, в которой рассматривал отношения как «систему временных связей человека как личности – субъекта со всей действительностью или с отдельными её сторонами» 34 .

Между тем, до того как образуются отношения в результате взаимодействия руководителя и подчиненного, в сознании последнего сформируется имидж, который заложит основу будущих отношений. Имидж насыщает необходимой информацией сознание, давая возможность определиться, каким образом выстроить дальнейшие взаимоотношения с партнером по общению. Схематично динамика этого процесса показана на рисунке 2.


Рис. 2. Роль имиджа в формировании отношений.

В отечественной школе психологии сложилось представление о том, что формирование межличностных отношений происходит на эмоциональной основе. Это означает, что они возникают и складываются в результате определенных чувств, рождающихся по отношению друг к другу. В частности различаются две большие группы чувств: конъюнктивные, объединяющие и сближающие людей, и дизъюнктивные, разъединяющие, когда партнер по общению воспринимается как фрустрирующий объект, по отношению, к которому не возникает желания сотрудничать. Эмоции и чувства влияют на процесс общения и способны повлиять на оценку партнера в широком (позитивно - негативном) диапазоне. В свою очередь, имидж выступает в качестве конечного оценочного продукта коммуникации с одной стороны, и с другой, является основой для выстраивания определенных отношений с партнером по общению или совместной деятельности. При этом имидж руководителя воздействует на межличностные и на опосредованные совместной деятельностью отношения.

Таким образом, можно предположить, что формирование имиджа происходит на основе сопоставления нового, с уже имеющимся во внутреннем плане сознания образом, на фоне оценки результатов совместной деятельности.

Психологический анализ деятельности, проведенный отечественными психологами, позволил выявить систему профессионально важных качеств руководителя. В процессе управленческой деятельности появляется необходимость воплощения имеющихся качеств личности руководителя, в понятный и привлекательный образ руководителя. Имидж руководителя превращается в составляющую его ресурса управления, в инструмент управления трудовым коллективом. Цель совершенствования имиджа руководителя - повышение эффективности управленческой деятельности.

По мнению А.А. Романова и Н.А Ходырева, в систему управления поведением людей психический образ попадает благодаря языку и речи. Вовлеченный в коммуникативный процесс образ связывается со словом и понятием. В частности они отмечают, что в «соответствии с психическими закономерностями условно рефлекторной деятельности такая связь слова и образа может быть настолько сильной, что правильно подобранное слово и связанное с ним понятие и образ могут включать и выключать определенную программу поведения человека. Таким образом, они вполне могут управлять деятельностью человека и направлять ее» 35 1

В настоящее время в науке сложились два подхода к организации управления: рационалистический и поведенческий. В первом акцент делается на создании организации, дающей максимальный эффект в деятельности участников, во втором - на управлении их поведением, организация которого могла бы давать эффект от инициативного отношения к делу. Основываясь на втором подходе, мы предполагаем, что имидж руководителя потенциально влияет на складывающиеся взаимоотношения и поведение подчиненных.

Функционирование организации, где деятельность людей осуществляется в условиях, когда действия каждого участника жестко заданы, предписаны, накладывает особый отпечаток на отношения между сотрудниками. Формируются эти отношения, с одной стороны, руководителем в сфере его воздействия (власть) и в «поле» его влияния (авторитет), посредством принятия общих целей, задач совместной деятельности. С другой стороны, сам попадает в объективно возникающие отношения ответственной зависимости, которые образуются между различными подразделениями и службами иерархичных уровней организации. Имидж руководителя содержит информацию об удачных действиях руководителя, которые являются примером, образцом поведения для подчиненных. В виду этого, необходимо выделить следующие критерии выбора моделей поведения:

Модель поведения должна отвечать поставленным целям организации и самого руководителя;

Соответствовать законам и нормам, принятым в обществе;

Олицетворять собой нравственную безупречность;

Находиться в единстве со складывающейся обстановкой, ситуацией.

Кроме этого, должен иметь самокритичную оценку собственной модели поведения.

Практическое значение имиджа для повышения эффективности управления заключается в регуляторной роли психического образа - представления в процессе совместной деятельности и общения. В виду этого, особую значимость приобретают компоненты облика и поведения образующие имидж. В частности, А.А. Бодалев отмечает, что отражение этих компонентов выполняет две функции: «непосредственного различения и опознания» их среди других компонентов облика и в общей картине поведения, и «интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах- сигналах» 36 . Решая задачи деятельности, у подчиненных вырабатывается установка на отражение и осмысление в поведении руководителя этих «компонентов – сигналов», что влияет в дальнейшем, на выбор целесообразной модели своего поведения.

В связи с этим, необходимо более подробно остановиться на месте и роли имиджа в процессе управления трудовым коллективом. Психология управления изучает отношения людей в организации, когда участники совместной деятельности связаны взаимной зависимостью и ответственностью, как перед законом, так и друг перед другом. Особое место в организации занимает способный, благодаря имеющимся у него управленческим ресурсам, активно влиять на формирующиеся в коллективе отношения, как один из главных элементов в системе управления активно вовлечен в процесс управления коллективом. Руководство, организация, планирование, контроль и мотивация – все это функции управления, осуществляя которые, выстраивает определенные управленческие отношения со своими подчиненными. Осуществление этих функций происходит посредством коммуникативной структуры организации. И место имиджа руководителя в этой структуре, на пересечении её коммуникативных связей, где происходит активный обмен информацией и оценка результатов совместной деятельности.

Имидж руководителя, обладая потенциалом влияния, воздействует (опосредованно через сознание) на действия подчиненных, побуждает к адекватным моделям поведения, и, следовательно, к выстраиванию определенного рода отношений. Реализация механизма влияния происходит в процессе интериоризации, в ходе которого, в результате усвоения внешних характеристик руководителя, происходит формирование его имиджа.

Кроме этого, работая над совершенствованием имиджа, учится скрытию переживаемых негативных состояний, мешающих ему в руководстве подразделением и отражающихся на его подчиненных.

Место имиджа в системе управления во многом определяет и ту роль, которую он играет в повышении эффективности управления коллективом. Функционирование коммуникативной сети организации во многом зависит от коммуникативных способностей руководителя от того, каким образом реагирует на поступающую информацию и как он её использует. Благодаря организующему началу в построении управленческих отношений, имидж руководителя влияет на процесс обмена информацией, способствует устранению дефицита информации, необходимой для принятия решения, повышая тем самым эффективность управления.

Помимо этого, положительный имидж влияет на формирование социальной установки готовности к выполнению управленческого решения, приказа или распоряжения. Успех в деятельности вызывает у подчиненных желание идентифицировать себя с руководителем, принимать и разделять его нормы и ценности, а в конечном итоге, подражать и следовать определенной модели поведения. Имидж подготавливает коммуникационный процесс, а затем участвует в нем, обеспечивая взаимосвязь убеждения и коммуникации, тем самым изменяя установки и регулируя поведение объекта.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе управления коллективом имидж руководителя выполняет следующие функции:


  • внушения уверенности у подчиненных в достижении поставленных целей;

  • подражания действиям руководителя его подчинёнными;

  • оптимизации коммуникационного процесса;

  • скрытия негативных состояний, переживаемых руководителем;

  • побуждения к рекомендуемым моделям поведения.
Помимо этого, необходимо особо выделить символическую функцию обеспечения принятия решения руководителем в управлении подразделением. Единолично принимая решение, возлагает на себя всю полноту ответственности за свои действия и действия подчиненных. В виду этого, имидж руководителя условно можно рассматривать как символ единоначалия, который укрепляет доверие к принимаемым решениям.

Завершая рассмотрение места имиджа руководителя в процессе управленческой деятельности, можно сделать вывод о том, что имидж выполняет важную связующую, организующую роль между целью стоящей перед организацией, руководителем и способом ее достижения всеми участниками деятельности.