Личностные и деловые качества руководителя. Стиль руководства

1. Введение.

2. Личностные качества руководителя.

3. Деловые качества руководителя.

4. Ошибки в управлении.

5.Стиль руководства.

6. Типы психологических барьеров к нововведениям.

7. Заключение.

1.Введение

Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.

Качества руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности.

Вторая группа - интеллектуальные и личностные (психологические) качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.

2. Личностные качества руководителя

Одно из основных личностных (психологических) качеств руководителя - его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

Проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

Системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

Практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;

Консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;

Оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;

Последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;

Самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.

Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок. он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.

Перечень качеств хорошего руководителя, составленный по результатам зарубежных исследований.

Хороший руководитель

1. Может установить и поддерживать отношения с равными себе людьми.

2. Способен быть лидером.

3. Способен построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать.

4. Обладает способностью принимать нестандартные управленческие решения в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.

5. Способен найти оптимальный вариант решения в условиях ограниченного времени.

6. Может идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.

7. Имеет склонность к самоанализу, понимает роль лидера в организации, умеет видеть то, какое влияние он оказывает на организацию.

8. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые), хладнокровен.

9. Поощряет участие членов коллектива в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна.

10. Обсуждает свои качества, принимая замечания, но при этом сохраняет уверенность в себе.

11. С выдержкой относится к победам и поражениям.

12. Может выйти проигравшим без чувства поражения и приняться за решение новых проблем.

13. Способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен.

14. Компетентен в специфических проблемах управления.

15. Переводит свои идеи на язык, понятный для людей.

16. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.

17. Даёт понять людям, что в основном поддерживает то, что пользуется уважением в коллективе.

18. Прилагает усилия по защите личного достоинства своих подчинённых, жёстко пресекает любые попытки нанесения им морально-психологических травм.

19. Предоставляет подчинённым как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности.

20. Способен вызвать к себе расположение.

21. Концентрирует внимание на поставленных приоритетных целях, по вкладу в их реализацию оценивает подчинённых.

22. Служит примером в эффективности использования рабочего времени, делится со своими коллегами рациональными приёмами достижения этого.

23. Умеет ясно, точно, коротко выразить свои мысли словами.

24. Способен видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне её.

25. Готов начать процесс нововведений, управлять им и использовать в интересах организации.

26. Способен нести ответственность за порученное дело.

27. Открыт для общения со всеми подчинёнными. Внимателен к их деловым предложениям. В разнообразных формах выражает за это благодарность.

28. Постоянно занимается выявлением "звёзд" в своём окружении. Отрабатывает технологию индивидуальной работы, ориентированной на их активное включение в управленческую деятельность. Из "звёзд" формирует кадровый резерв на выдвижение.

29. Тщательно продумывает работу по созданию условий для профессиональной реализации подчинённых, обеспечению условий для их карьеры. Для него приоритетно поощрение каждого за проявленное деловое честолюбие при выполнении служебных обязанностей.

30. В состоянии разрешать конфликты, выступать в роли посредника между конфликтующими сторонами, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом. Но не спешит включаться в разрешение межличностных конфликтов, возникающих в подразделениях. Ими занимаются его функциональные помощники и "звёзды" коллектива. Сам руководитель выступает в роли арбитра или человека, ставящего точки в конфликте по итогам его разбирательства. Учит руководителей более низкого звена разрешать конфликты, помогая им обретать профессиональный опыт построения здоровых взаимоотношений в своих коллективах.

Профессионализм руководителя - постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

В зависимости от управленческой ситуации руководителю приходится исполнять разнообразные "роли", которые определяются его положением в организации. Таких ролей достаточно много.

1. Администратор (наблюдает за исполнением).

2. Плановик (разрабатывает методы и средства, помощью которых другие достигают цели).

3. Политик (устанавливает цели и линию поведения в группе, организации).

4. Эксперт (человек, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или как к квалифицированному специалисту).

5. Представитель (коллектива во внешней среде).

6. Регулятор (отношений внутри группы, организации).

7. Источник (идей, информации, поощрений и наказаний).

8. Судья (а также миротворец).

9. Символ (пример, лицо коллектива).

10. Диктатор (человек, отменяющий индивидуальную ответственность: "Все претензии ко мне, действуйте от моего имени", "передайте, что я приказал".

11. Старший товарищ (к которому обращаются за помощью).

12. "Козёл отпущения" (человек, отвечающий за всё в случае неудачи).

Выделенные роли являются, по существу, набором тех умений и навыков, которыми должен обладать сильный руководитель.

Существует и перечень признаков слабого руководителя.

Слабый руководитель

1. Всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, так как не способен предугадать их, почувствовать их приближение и приготовиться к ним.

2. Убеждён, что знает дело и владеет им лучше всех, поэтому всё старается сделать сам.

3. Занят деталями, участвует во всех делах, из-за чего ему постоянно не хватает времени. Принимает посетителей, держа в одной руке телефонную трубку, а другой подписывая приказ и в то же время консультируя стоящего у письменного стола сотрудника.

4. Заваливает бумагами письменный стол. Причём совершенно непонятно, какие из них важные, какие срочные, а какие и вовсе не нужны.

5. Работает по 10-14 часов в сутки, даже по ночам. Засиживается в кабинете допоздна.

6. Всегда ходит с портфелем, в котором носит непрочитанные бумаги с работы - домой, из дома - на работу.

7. Решение старается отложить на завтра: ведь вопрос может решиться сам или его решит кто-то другой.

8. Никогда ничего не решает до конца, бремя нерешённых вопросов лежит на его плечах, давит на психику.

9. Всё видит белым или чёрным, для него нет оттенков, полутонов, нюансов.

10. Склонен "из мухи делать слона". Случайным, непринципиальным деталям придаёт слишком большое значение, не способен отличить главное от второстепенного.

11. Старается принять наилучшее решение вместо того, чтобы принять выполнимое.

12. Фамильярен с подчинёнными: похлопывая по плечу или обнимая за талию, старается приобрести репутацию хорошего руководителя.

13. Готов к любому компромиссу, чтобы избежать ответственности, склонен перекладывать вину за свои ошибки на других.

14. Работает по принципу "открытых дверей", к нему в кабинет идёт кто хочет, когда хочет и по любому поводу.

15. Когда коллективу присуждается премия или награда, он первый в списке, в президиуме занимает место в первом ряду.

Личностные и деловые качества руководителя влияют не только на поведение персонала, эффективность труда, но и на привлекательность организации в глазах компаньонов, потребителей. К менеджерам по управлению предъявляются самые высокие требования, поэтому их отбор чаще ведется рекрутинговыми компаниями, проводящими полное тестирование и оценку. Эксперты выделяют обязательные качества, без которых сложно справляться с обязанностями.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие деловые качества руководителя являются обязательными;
  • Все профессиональные качества работы руководителя;
  • Личностные качества руководителя, отражающиеся на процессе управления.

Обязательные деловые качества руководителя

В руководителе должны сочетаться личные, деловые и профессиональные качества. При этом требуется постоянное совершенствование, так как меняется не только экономическая ситуация, отражающаяся на спросе и предложении, но и модернизируются используемые технологии. Грамотный управленец, умеющий вести за собой коллектив, - то, что нужно для организации.

Профессиональные качества работы руководителя

  • Высокий уровень образования.
  • Компетентность в соответствующей профессии и смежных областях.
  • Большой производственный опыт.
  • Эрудиция и широта взглядов.
  • Поиск новых методов и форм управления.
  • Умение доносить до окружающих информацию.
  • Планирование работы.
  • Адекватное восприятие и оценка окружающей действительности.

Следует отметить, что профессиональные характеристики являются лишь основой, поэтому их нужно использовать в комплексе с деловыми качествами .

Деловые качества руководителя

  • Умение создавать организацию, обеспечивать ее деятельность и функционирование.
  • Стремление к нововведениям, преобразованиям.
  • Готовность рисковать и вести за собой коллектив.
  • Умение выбирать первостепенные задачи, быстро решать их.
  • Стремление к власти.

Рассматривая, какие качества руководителя ценятся больше всего, можно выделить достаточный уровень образования, умение работать в команде. Нужно не просто управлять коллективом, а прислушиваться к нему. Это невозможно, если человек не наделен личными качествами, необходимыми для осуществления управленческой деятельности.

Личностные качества руководителя, влияющие на процесс управления

Мало иметь только высшее образование, владеть навыками и досконально знать конкретную сферу деятельности, нужно уметь вести за собой коллектив, управлять им, но не проявлять давления. Этого могут достичь руководители, имеющие определенные личностные качества . Многие из них приобретенные, поэтому их можно усовершенствовать.

  • Доминантность
    Способность управлять коллективом - черта личная, заключающаяся в потребности оказывать влияние на людей, подчинять их. Она необходима для нормального функционирования механизма управления. Доказано, что жесткие доминантные отношения между управленцами и подчиненными способствуют неполному раскрытию трудового потенциала. Демократичные и партисипативные методы с предпосылками авторитарного стиля лучше воспринимаются рабочими, не влияют на уровень лояльности. Они позволяют раскрывать потенциал.

Доминантные качества руководителя помогают управлять, но нельзя забывать о психологической стороне. Чтобы сотрудники работали максимально эффективно, на них мало оказывать жесткое воздействие, проявляя властные полномочия. Дополнительно следует развивать неформальный авторитет .

Неформальное влияние дает результаты, если оно находит внутренний отклик. Если нет позитивной ответной реакции, попытки наладить неформальное общение будут агрессивно расцениваться среди коллег. Чрезмерная настойчивость ни к чему хорошему не приведет.

  • Уверенность
    К важным личностным качествам, позволяющим управлять коллективом, относится уверенность в себе. Она является неким стабилизатором усилий, что препятствует внешнему воздействию негативного плана. Отсутствие уверенности ведет к негативным последствиям в виде излишне мягкого отношения к внешним факторам, которые могут спровоцировать потерю авторитета. На фоне этого теряется самостоятельная линия поведения.

Подчиненные воспринимают и воссоздают личностные качества руководителя, поэтому чрезмерная мягкость и неуверенность в себе перенимается сотрудниками. Все это негативно сказывается на эффективности труда. В глазах коллег уверенный в себе руководитель выглядит некой опорой - он поддержит в трудную минуту, защитит, а иногда и прикроет. Такой управленец обеспечивает психологический комфорт внутри коллектива . Сотрудники начинают чувствовать себя увереннее. Именно поэтому даже в нестабильной ситуации, когда внутреннее напряжение на пределе, нужно проявлять уверенность, спокойствие.

Уверенность иногда граничит с самоуверенностью. Тонкая грань между двумя чертами уловима, но часто трудноопределима. Уверенные в себе руководители здраво оценивают текущую ситуацию, а не питают иллюзий. Они не преуменьшают и не преувеличивают значимость событий.

Личные качества руководителя влияют на проведение переговоров с другими управленцами. Только уверенного в себе человека, ведущего себя достойно, воспринимают как компаньона, хотят сотрудничать с ним, ведь он вызывает доверие и уважение.

  • Стрессоустойчивость
    Эмоциональная уравновешенность - качество, которое можно развивать, если от природы оно плохо выражено. Любые эмоции, будь то положительные или негативные, мешают управлять, влияют на коллектив. С ними нужно бороться. Со всеми сотрудниками следует поддерживать ровные отношения, избегая проявления личной неприязни, даже если она имеет место быть. Особенно важно, чтобы эти качества были у классного руководителя, главного врача, управляющего организацией.

Несмотря на то что стрессоустойчивость высоко ценится, руководитель - человек. Он также подвержен различным эмоциям, не всегда позитивным. Постоянное сдерживание себя ведет к неврозам.

Должны подбираться индивидуальные средства и методы эмоционально-психологической разгрузки. Лучше, если это будет активный или пассивный отдых, культурные развлечения, дополнительный отпуск, а не употребление алкоголя на выходных. В противном случае личные качества руководителя , а именно интеллектуальные способности, могут начать страдать. Алкоголь вызывает лишь временное облегчение, эйфорию, после этого наступает больший упадок сил и нервное истощение.

  • Креативность
    Творческий подход к решению текущих задач - важная черта, которая должна быть развита у управленца. Креативность позволяет видеть элементы новизны, оценивать индивидуальный подход к выполнению поставленных задач.

М. Вудкок и Д. Френсис отмечают факторы, мешающие человеку креативно подходить к решению поставленных задач:

  • Плохо развитое стремление к новому.
  • Неполное использование всех возможностей.
  • Чрезмерная напряженность.
  • Излишняя серьезность.
  • Непроработанная методология.

Творческий подход руководителя перенимается коллегами . Они начинают раскрывать творческий потенциал, с энтузиазмом осваивают новые технологии, стремятся к совершенствованию. Это ведет к быстрому выполнению коллективных проектов или индивидуальных работ.

  • Предприимчивость и стремление к достижениям
    Эти качества руководителя организации являются фундаментом эффективного управления. Менеджеры, наделенные предприимчивостью, не боятся брать на себя ответственность в сложных ситуациях. Их всегда поддерживают коллеги, так как уверены в результате.

Руководители адекватно оценивают свои возможности. Они стараются избегать больших рисков, предпочитают стабильность. Помимо этого, они просчитывают свои действия на несколько шагов вперед, чтобы не потерять авторитетность в глазах коллег.

  • Надежность и ответственность
    В менеджменте данные качества руководителя организации являются своеобразной визитной карточкой не только самого менеджера, но и компании. Репутация - самое ценное, что есть. Надежность ценят все, поэтому обязательно выполнение всех возложенных на себя обязательств, пусть даже в убыток фирме. Восстановить потерянное доверие практически невозможно.
  • Независимость
    Способность принимать решения, нести за них ответственность - это те профессиональные качества руководителя, которые должны быть в обязательном порядке. Прислушиваться к коллегам - хорошо, но именно управленец несет всю ответственность, поэтому должен думать в первую очередь своей головой. Самостоятельный руководитель хорошо справляется и с инакомыслящими коллегами, направляя сопротивление в нужное русло.
  • Коммуникабельность
    Общительность - не врожденное, а приобретенное качество. Его необходимо развивать, так как менеджер затрачивает большую часть своего времени на общение с людьми. Нужно учиться выражать свои эмоции, чувствовать субординацию. Позитивное общение облегчает процесс управления, способствует построению доверительных отношений.

Подводя итоги, можно сказать, что все качества руководителя должны гармонично сочетаться. Излишне мягкий подход к управлению ведет к понижению эффективности труда, но и чрезмерно жесткое правление не мотивирует. Разработка методов управления - первостепенная задача топ-менеджера. Способы воздействия на сотрудников должны сочетать в себе элементы поощрения и наказания.

Возможно, вам будет интересно узнать:

  • Какой навык самый важный для генерального директора и как его развить.
  • Какие качества руководителей ценят сами сотрудники.
  • Что значит быть высокопрофессиональным руководителем.
  • Как развить управленческие и лидерские качества.

Важнейшее качество руководителя, даже застенчивого, – умение принимать решения и брать на себя ответственность. Можно ли этому научиться?

Одни считают, что лидерские качества в человеке – это от природы, другие уверены, что их можно в себе воспитать.

Самые важные качества руководителя

Мы честно спросили генеральных директоров, какими качествами, по их мнению, должен обладать современный руководитель. И вот что получилось.

  • коммуникабельность – 57,5%;
  • устойчивость к стрессу – 48,4%;
  • умение определять приоритеты – 47,1%;
  • уверенность в себе – 44,3%;
  • энергичность, выносливость и запас жизненных сил – 43,4;

В нашем опросе респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа.

А вот какими качествами своих руководителей на самом деле восхищаются современные сотрудники:

  • наличие стратегического видения – 71%;
  • уверенность в себе – 69,2%;
  • способность создавать команду – 66,5%;
  • умение определять приоритеты – 58,8%;
  • коммуникабельность – 58,8%.

Насколько вы хороший руководитель: экспресс-тест

Даже если вам кажется, что знаете всё о работе руководителя и о том, как привести компанию к успеху , предлагаем пройти этот несложный тест. Проверьте себя с помощью теста от редакции журнала «Генеральный Директор».

Деловые и профессиональные качества руководителя

Эмоциональная уравновешенность относится к числу ключевых. Руководитель должен оставаться психологически устойчивым в любой ситуации, подавая пример подчиненным.

Уверенность в себе тоже относится к числу главных качеств руководителя, необходимых при взаимодействии с подчиненными. Уверенный человек отражает уравновешенность и спокойствие, что тоже становится примером для сотрудников.

Стрессоустойчивость считается основополагающим личностным качеством. Вам необходимо всегда сохранять» трезвую голову», не поддаваться стрессами и панике, не позволять сотрудникам быть излишне эмоциональными. Способность принимать решения при любых неожиданных обстоятельствах имеет, напомним, главное значение.

Как руководителю справиться со стрессом (7 советов)

Стремление к победе – чтобы руководитель мог заряжать работников энтузиазмом. Именно стремление побеждать позволяет руководителям продвигаться по карьерной лестнице, поскольку данная способность соседствует с уверенностью в себе.

Положительными деловые качества руководителя считаются при условии, что не скрываются с ними отрицательные цели. Например, за предприимчивостью может скрываться недобросовестный руководитель, который может легко прикрывать отношение к работе.

В числе основных профессиональных (деловых) качеств, которые любой руководитель может развить, также можно отметить:

  • Практический интеллект - способность логичного и критического мышления, с гибким, быстрым и эффективным использованием своего опыта, знаний для решения конкретных практических задач. Обязательное, однако недостаточное качество. В равной мере на эффективность управления влияет умение работать с информацией и умение общаться с людьми.
  • Социальный интеллект - способность понимания и правильной интерпретации чувств других людей, ставя себя на место другого, с пониманием – что требовать от конкретного человека, а что не стоит. Заключается в способности себя вести согласно ситуации, с созданием атмосферы, которая будет создавать благоприятные условия для ведения дел.
  • Адекватная самооценка - способность самонаблюдения, самоконтроля, критичность, коррекция в своем поведении. Проявлением неадекватной самооценки становится избирательное восприятие информации. Неумение правильной оценки своих возможностей, профессиональной компетентности, завышенная самооценка становятся причиной ситуации, когда менеджер берется за непосильные для себя задачи.

По мере приближения к вершине управленческой пирамиды снижается объем нужных узкоспециальных знаний. В частности, не обязательно для президента компании либо директора завода доскональное понимание производственной технологии настолько, как её знает главный технолог. Но топ-менеджеру необходимо понимать – соответствуют ли свои процессы производства мировым стандартам, требуется знание экономических и технологических связей предприятий отрасли, самых перспективных вариантов продукции.

Для менеджеров и руководителей высшего звена необходимо наличие профессиональных качеств, создающих основу для:

  1. Выявления проблемы, учитывая взаимосвязи с другими управленческими задачами.
  2. Принятия оптимальных решений, учитывая мнение разных специалистов.
  3. Оперативного управления и контроля работы подчиненных.

С ростом уровня управления также будут возрастать необходимые требования в отношении психологических качеств руководителей – включая умение перспективно мыслить , чувство ответственности , целеустремленность и настойчивость . Важное значение отводится и способности социальной активизации других людей, заряжая их должной энергией, уверенностью в своих силах, волей.

Для более низких уровней управления внимание уделяется склонности к систематической повседневной работе , способности быстро переориентироваться к переменам сложившейся ситуации .

Жесткое и мягкое лидерство

В современном мире в теорию и практику управления прочно вошло понятие «управленческое лидерство», а лидерские качества руководителей стали обязательным элементом управленческих. В зависимости от жесткого или мягкого подхода к управлению персоналом от управленческих лидеров, прежде всего генеральных директоров, требуется жесткое или мягкое лидерство.

Мягкое лидерство

Мягкий подход к управлению кадровыми ресурсами основан на принципе совпадения интересов компании и работника. Этот принцип поддерживается системой управления персоналом: компания ищет, привлекает на работу своих сотрудников. Такие сотрудники обладают не только знаниями, навыками и опытом, которые необходимы для успеха в выполнении должностных обязанностей, но и личностными характеристиками, определяющими эффективность бизнес-процессов и положительную атмосферу в компании (в одном случае – инновационную, в другом – командную, в третьем – нацеленную на развитие и самосовершенствование и пр.). Такая система управления персоналом создает и поддерживает довольно эффективную обратную связь и активно применяет метод делегирования полномочий.

При мягком подходе к управлению персоналом делается акцент на качественных аспектах управления, таких как приверженность работников компании и их удовлетворенность. Цель – создание оптимальных условий для раскрытия потенциала и усиление мотивации сотрудников к достижениям.

Компаниям, выбравшим такой подход, нужны руководители, обладающие чертами мягкого лидера, способного оказывать своим сослуживцам поддержку, обучающую и коучинговую помощь, поощрять их активное участие в решении задач, воодушевлять на поступки, вдохновлять на творчество. Особенности мягкого лидерства – короткая дистанция между лидером и последователями, широкое участие последователей в разработке и принятии решений, постоянный диалог. Условия сохранения руководителем своего лидерства – это его авторитет как эксперта в предметной области, внушающие уважение личностные качества (последовательность, честность, открытость, порядочность) и безусловная сила личности, но главное – совпадение ценностей лидера и последователей. Как достичь такой гармонии и стать безусловным лидером для своих подчиненных, вы узнаете на .

Жесткое лидерство

Жесткий подход к управлению кадровыми ресурсами основан на принципе несовпадения интересов компании и работника. В данном случае система управления персоналом не предусматривает траты времени, сил и ресурсов на поиск своих сотрудников: работа ведется с теми, кто принят в компанию. Поэтому поддерживающая жесткий принцип система управления персоналом фокусируется не столько на приверженности и удовлетворенности персонала, сколько на показателях деятельности, которые легко поддаются измерению. Цель управления персоналом в данной системе – получение максимальной выгоды при минимальных издержках.

Компании, которые придерживаются данного подхода, нуждаются в руководителях, обладающих чертами жесткого лидера, способного оказывать влияние, убеждать, брать и единолично нести ответственность за самостоятельно принятые решения. При этом подходе «сантименты» уходят на второй план. Особенности жесткого лидерства – большая дистанция между лидером и последователями, сосредоточение власти и ответственности в руках руководителя, бесспорное послушание последователей, замена диалогов на монологи (принцип взаимодействия руководителя и подчиненного – «хочешь со мной разговаривать – тогда молчи!»). Жесткое лидерство для успеха нуждается в харизматичных руководителях – способных внушать окружающим иррациональную веру в себя. Условия лидерства руководителя – это не столько его харизма (ею мало кто обладает), сколько контроль ресурсов и перевес власти («административный ресурс»).

Какую роль играть

В рейтинге лидерских компетенций, востребованных в современных условиях управления, доминируют компетенции, связанные с жестким лидерством, необходимым для решения не столько стратегических, сколько тактических задач управления. Показательно, что сами руководители ценят лидерские компетенции, которые до поры до времени не востребованы их компаниями и связаны со стратегическим управлением и мягким лидерством.

Конечно, легче быть жестким, чем мягким лидером. Но практика управления персоналом, применяемая в компаниях-лидерах, убедительно показывает, что устойчивые конкурентные преимущества имеют компании, руководители которых построили систему управления, основанную на доверии, поддержке и развитии, а не на страхе, высокой ответственности руководителей при безропотности персонала.

Как руководителю развивать лидерские качества

Следите за «чистотой рук». Главная проблема, стоящая перед лидером, – соблюдать баланс между стремлением быть в курсе дел и масштабом решаемых задач. Лидер, который не боится «испачкать руки», может в конце концов безуспешно пытаться проконтролировать всё и всех. Если ваши руки слишком запачкались, значит, вы выполняете работу за подчиненных. Одни сотрудники с превеликим удовольствием отправятся попить кофейку, пока босс занимается их работой, но другие будут чувствовать себя обманутыми и ограбленными.

Рисуйте. Чтобы идея стала более доступной, попробуйте ее зарисовать. Если для вас это трудно, изучите детские рисунки: дети превосходно умеют переносить на бумагу мысленную модель мира.

Предложите сотрудникам покритиковать вас. Без провокации невозможно узнать ничего нового. Автор книги пришел к выводу, что самый быстрый способ понять, как стать лучше, – прислушаться к критическим высказываниям окружающих. Но как добиться, чтобы люди поделились своим мнением, тем более негативным? Начните очередное совещание с вопроса: «Как я справляюсь с делом?». Когда Джон Маэда так поступал, его собеседники нередко удивленно переспрашивали, не шутит ли он. Однако, предупреждает автор, не стоит тут же действовать в соответствии с замечаниями. Надо научиться выделять самое ценное из сказанного. Ведь у всех мнения разные, и советы одного сотрудника могут противоречить рекомендациям другого.

Общайтесь с сотрудниками лично. Если у вас нет возможности встретиться с каждым работником, попросите руководителей подразделений распространить нужную информацию. Этот способ менее эффективный, но все же сведения будут сообщены в нужном контексте.

Как руководителю развить управленческие качества

Экс-президент компаний Coca-Cola и Revlon Джек Сталь в 2008 году написал книгу «Семь базовых управленческих навыков для руководителей всех уровней», в которой поделился секретами управления. Успех любого руководителя, уверен он, зависит от способности влиять на людей. Этому и нужно учиться в первую очередь. Предлагаемые в книге методы не всегда гуманны, зато всегда эффективны. Мы прочли книгу и выписали главные рекомендации по эффективному управлению.

Ставьте себе сверхзадачи. Лучше выполнить на 80% задачу-максимум, чем перевыполнить не слишком амбициозный план. Например, североамериканское подразделение компании Coca-Cola поставило себе задачу расти на 8% каждый год. Реальный рост составил всего 6%, но все равно это было больше, чем можно было ожидать при менее жестком планировании. Найдите подход к людям. Придя в 2002 году в компанию Revlon, я понял, почему раньше не удавалось извлечь из этого бренда соответствующий финансовый результат. У шести тысяч сотрудников компании не было представления о том, к чему стремится их корпорация и какова их роль в этом процессе. Помогли дискуссии между подразделениями, в ходе которых рядовые сотрудники предложили хорошие идеи относительно упаковки и мерчандайзинга продукции.

Помогайте сотрудникам повышать квалификацию. Владелец небольшого ресторана позволил студентам учиться в рабочее время. Сначала они обслуживали посетителей, а потом готовились к учебе в подсобных помещениях. Это обходилось дешевле, чем срочные замены «заболевших» сотрудников, которые на самом деле догоняли учебные планы.

Сформулируйте главное преимущество бренда. Изложите в одном абзаце, в чем заключается особенность Вашей продукции или услуги. Эти фразы – основа маркетинговой стратегии. Маркетинговые ресурсы всегда ограниченны, поэтому старайтесь точно определить, кто входит в Вашу целевую аудиторию, и воздействуйте именно на этих потребителей.

Разговаривайте с клиентами. Спрашивайте их о работе и планах развития бизнеса, старайтесь понять, чем Вы можете быть им полезны в достижении намеченных целей. Однажды мы узнали, что один из крупных клиентов нашей компании (Coca-Cola) готовится запустить свои акции на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Мы предложили свои консультации, поскольку имели подобный опыт и хорошо разбирались в вопросе. Наша заинтересованность в успешном развитии компании-клиента упрочила партнерские отношения.

Говоря о достижениях, оперируйте цифрами. Сотрудники не всегда способны понять, как их действия влияют на изменение стоимости бизнеса. Помогите им увидеть связь между их повседневной деятельностью и повышением капитализации компании. Не ограничивайте также Ваше общение с инвесторами. В 1980-х годах Coca-Cola дала инвестиционному сообществу подробную информацию о своих предприятиях в США и за рубежом. Я считаю, что именно эта открытость способствовала росту капитализации компании в течение следующих десяти лет.

Выбор и обучение умного подчиненного – всегда более благодарная задача, чем выполнение дела самим.

Если то, что делают твои сотрудники, в корне не расходится с твоими решениями, давай им максимальную свободу действий. Не спорь по мелочам, мелочи только затрудняют работу.

Не бойся, если твой подчиненный способнее тебя, а гордись таким подчиненным.

Никогда не испытывай своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы. Но в этом, последнем, случае применяй ее в максимально возможной степени.

Если твое распоряжение оказалось ошибочным, признай ошибки.

Всегда старайся во избежание недоразумений давать распоряжение в письменном виде 3 .

1.5. Деловые и личные качества руководителя

Что важно для руководителя. Руководитель любого уровня желает иметь здоровый, способный личный состав. Обычно этим понятием определяют такие его качества, как стабильность (мало увольнений), высокая производительность труда, высокая квалификация сотрудников, психологическая совместимость и, как следствие этого, – отсутствие конфликтов на почве служебных отношений, отсутствие прогулов и т. п.

В контексте рассматриваемой проблемы к этим характеристикам следует отнести конструктивное участие в реализации программы оптимизации человеческих отношений (прежде всего со стороны самого руководителя). Эта программа ничего не говорит о повышении эффективности коллективного труда, однако именно к возрастанию производительности, удовлетворенности работой приводят в конечном итоге все ее идеи (осуществленные, разумеется). Ведь предельные результаты в труде достигаются не столько интенсификацией, сколько разумной организацией общего дела. Задача состоит в том, чтобы указать руководителю на проблему внутренних отношений, ставших препятствием для согласованной работы и, следовательно, высоких результатов отдела, всей фирмы.

Руководитель заинтересован в разработке эффективного плана оптимизации своих отношений с сотрудниками, чтобы действовать в любой из предусмотренных ситуаций с некоторым опережением событий, выигрывая тем самым время для принятия взвешенных решений. Если

3 Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. С. 368–369.

он начинает реагировать на кризис отношений с самых ранних стадий его развития, то может погасить тлеющий костер вражды или непонимания в самом зародыше.

Для руководителя его «человеческие отношения» со своим аппаратом, служащими, службами в самом кратком изложении означают:

доверие и взаимопонимание сверху донизу, между всеми иерархическими уровнями управления;

осведомленность всех обо всем, что происходит «наверху», в исполнительных структурах, в соседних (горизонтальных) подразделениях;

∙ удовлетворенность каждого сотрудника своим положением в офисе, на работе вообще – в силу того, что каждый получает от шефа дело, которое ему по душе;

бесконфликтность на работе, готовность всех и каждого – начальника и подчиненного – к компромиссам;

физическое здоровье, приветливость и радушие руководителя

и каждого сотрудника в ходе работы, в общении друг с другом (физическое здоровье понимается в самом прямом смысле – не курить, не пить, заниматься физкультурой, правильно отдыхать, появляться на людях опрятно и со вкусом одетым и т. п.);

предприимчивость, инициатива, изобретательность, широкий кругозор при выполнении поручений шефа;

предсказуемость поступков и поведения как руководителя, так

и служащих, определенность суждений, надежность обещания, твердость слова;

радость общения со своими коллегами, умение держать улыбку.

Что подчиненные ожидают от руководителя? Программа «че-

ловеческих отношений» исходит из постоянных информационных потребностей служащих: всегда быть в курсе дела относительно планов на будущее своего руководства (об общей политике фирмы, о вновь создаваемых рабочих местах, вакансиях, о продвижениях по службе, об изменениях служебных обязанностей).

Правдивость и честность такой информации не должны подвергаться сомнению.

Постоянство , систематичность сообщения служебной информации – условия стабильности внутренних отношений.

Сам руководитель информирует о приоритетных для служащих событиях, зная, что таким образом сообщенные новости урезонивают самые критические возражения, исключают кривотолки.

Уважительное обращение со служащим во всех ситуациях только прибавляет достоинства и авторитета руководителю.

Обсуждать планы , перспективы, проблемы, общие для руководства и подчиненных ему служащих, значит находить дополнительную «подпитку» конструктивным идеям и концепциям развития фирмы.

Выработка решений должна превратиться в коллективную процедуру с участием всех желающих; забота руководства – выработать форму быстрого подключения каждого служащего к решению очередной проблемы (способы поощрения участников, правила «игры» и т. п.).

Личный вклад каждого служащего в коллективный успех должен быть признан и отмечен руководством, иначе приближение следующих кризисов и проблем не получит общего отпора, разнообразных поисков путей преодоления трудностей.

Каждый руководитель находит наилучшие формы плодотворных отношений со служащими. При этом должно уважаться правило обязательного применения высказанных идей: не использовать высказанные предложения вреднее, чем вообще не приглашать служащих к обсуждению общих проблем. Вся информационная работа с личным составом не может выполняться формально. Информация для информации полезна только в бюрократических структурах; никакие «человеческие отношения», планы и программы не нуждаются в подобного рода омертвлении конструктивных идей, творческой мысли вообще.

Корпоративный престиж подчеркивается умелым руководством, основанным на профессионализме руководителей. Не случайно В.Г. Королько отмечал: «Уже давно стало аксиомой, что репутация организации в значительной степени обусловливается поведением ее руководителей»4 .

1.6. Профессиональные качества служащих ПР-отдела

В.Г. Королько, характеризуя профессиональные качества ПР-мэна, отмечает: «Чтобы эффективно выполнять свою работу, пиармэну-профес- сионалу нужно быть способным исследователем, инициативным лидером, мудрым советником, осуществлять перспективное планирование, обучать других и общаться с различными аудиториями. Он должен нестандартно подходить к разрешению сложных проблем, приспосабливаться к необычным ситуациям и выдерживать огромное напряжение»5 .

Действительно, специалист по связям с общественностью для эффективной работы в данной сфере должен обладать множеством про-

4 Королько В.Г. Указ. соч. С. 92.

5 Там же. С. 41.

фессиональных качеств.

Прежде всего он должен досконально знать область своей деятельности . Сотрудник отдела по связям с общественностью должен всегда находиться в информационной среде. Действительно, знание сферы бизнеса, последних тенденций в развитии экономики и политики, понимание всех этих процессов – важное условие успешной деятельности.

Другим важным качеством сотрудника ПР-отдела являетсявладение коммуникационными знаниями, – действительно, глубокое понимание особенностей работы средств массовой информации, фундаментальные познания в сфере социологии и многие другие качества должны быть присущи специалисту по связям с общественностью. Сюда же можно отнести владение журналистскими навыками (умение писать тексты речей, статьи, пресс-релизы и др.).

С этим качеством тесно связано еще одно – оно состоит в умении письменного изложения собственных мыслей. Строго говоря, это одно из ключевых требований. Анкеты, статьи, сценарии для сюжетов, брошюры, годовые отчеты, доклады и отчеты клиенту – все это требует умения письменно излагать собственные мысли. Человек, не обладающий данными качествами, не сможет успешно работать в области связей с общественностью.

Кроме того, сотрудник отдела по связям с общественностью должен обладать хорошей технической подготовкой . «Индустрия ПР, – отмечал В.А. Моисеев, – сейчас более основана на науке с использованием последних коммуникационных и компьютерных технологий, баз данных автоматизированного пресс-мониторинга и аналитических процессов»6 . В этой связи важным требованием к ПР-специалисту становится умение работать на компьютере – владение основными программными продуктами на уровне хорошо подготовленного пользователя является обязательным условием эффективной работы в отделе. С данным качеством тесно увязывается знание системы Internet.

Наличие широкого кругозора сотрудника также является частью системы требований к специалисту отдела по связям с общественностью. Он должен постоянно находиться в курсе последних мировых событий, а также того, что происходит в его собственной стране.

Знание законов функционирования бюрократического аппарата является другим обязательным качеством сотрудника отдела по связям с общественностью. Не понимая того, как работают бюрократические механизмы, невозможно добиться того, чтобы они работали в интересах конкретного сотрудника.

6 Моисеев В.А. ПР. Теория и практика. Киев: Наукова думка, 1999. С. 250.

Наличие управленческих знаний и навыков также весьма актуально. Не имея подобных качеств, специалист не сможет рассчитывать на уважение и высокое положение в компании, он также не сумеет заставить других слушать и соглашаться с его точкой зрения.

Коммуникабельность является еще одним важным составным элементом профессиограммы сотрудника департамента по связям с общественностью.

Спокойствие. Даже если человек переживает тягостное эмоциональное состояние, если у него под контролем находятся несколько проектов одновременно и все они реализуются плохо, сотрудник отдела по связям с общественностью должен сохранять внешнее спокойствие при работе с клиентом.

Гибкость. Работники департаментов по связям с общественностью должны обладать быстрой реакцией и способностью оперативно переходить с одного задания на другое, если того требуют обстоятельства и руководство.

Чувствительность. Сотрудники отделов должны быть внимательны к оттенкам в человеческих отношениях и соблюдать профессиональную этику. Они должны иметь терпение внимательно выслушивать собеседника, понимать все, что им сказано, и то, что осталось невысказанным, и действовать соответственно. Это относится как к устной, так и к письменной информации.

Надежность и честность . Часто появляется ситуация, когда клиент или руководитель предоставляет сотруднику отдела конфиденциальную информацию. В этом случае ему нельзя их подводить, разглашать информацию, иначе в дальнейшем такому человеку уже не будут доверять.

Финансовая интуиция . Сотрудник департамента по связям с общественностью должен понимать механизмы формирования и расходования бюджета, он должен иметь полное представление и о финансовых возможностях клиента. Таким образом, сотрудник отдела по связям с общественностью должен знать, что и как нужно сделать в различных финансовых ситуациях, финансовая интуиция должна распространяться на работу всего агентства в целом. Таким образом, сотрудник отдела по связям с общественностью должен иметь представление о том, какими способами компания зарабатывает деньги, и четко видеть собственную роль в этом процессе.

Сотрудник департамента по связям с общественностью должен

знать механизмы достижения нужной реакции людей. В сфере по связям с общественностью важным инструментом является психология. Иными словами, консультанты по связям с общественностью должны