Внешняя торговля занимает центральное место в системе внешнеэкономических связей Китая. Увеличение иностранного капитала оказывает большое влияние на внешнюю торговлю. На долю совместных предприятий приходится около 30% экспорта и более 40% импорта Китая.

С ростом уровня экономического развития страны меняется роль Китая на мировом рынке и товарная структура внешней торговли. Китай по-прежнему остается крупнейшим экспортером сырья в мире (уголь, черные и цветные металлы, хлопок, шелк и др.). Однако увеличивается доля готовой продукции (более 80% экспорта) и сокращается доля сырья и сельскохозяйственных товаров.

Китай является экспортером трудоемкой продукции (3/4 экспорта), благодаря возможности использования дешевой рабочей силы. Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (дешевые, из натурального сырья). Значителен экспорт товаров широкого потребления: игрушки, обувь, спортивные товары. Важное место в структуре экспорта принадлежит машинно-техническому оборудованию (25% стоимости экспорта). Это станки для небольших ремонтных мастерских, швейные машины, а в последнее время и несложная электронная аппаратура (магнитофоны, видео и т.п.).

В импорте Китая преобладает продукция машиностроения (оборудование, станки, электроника), транспортных средств (автомобили, самолеты). Растет ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов.

Крупнейшими торговыми партнерами Китая являются Япония, США, ФРГ, Гонконг (Сянган). Причем Сянган является важной реэкспортной базой КНР. Во внешней торговле с развивающимися странами важны связи с государствами Юго-Восточной Азии, где проживает много китайцев.

Быстро развивается торговля с Россией, которая занимает 7-е место среди партнеров Китая (по импорту в 1994 г. - 4-е место вслед за Новой Зеландией, США и ФРГ). В то же время КНР - второй зарубежный торговый партнер России после ФРГ. Наиболее активно взаимная торговля развивается в приграничных областях (на Дальнем Востоке). У России покупают машины, лес и металл, в Россию продают текстиль, одежду, продовольствие.

Структура внешней торговли до образования КНР отражала состояние экономики. Экспортировалась преимущественно продукция сельского хозяйства (соевые бобы, растительные масла, шелк-сырец, хлопок, чай, щетина, скот) и горнодобывающей промышленности (уголь, железная руда, цветные металлы). Импорт состоял на 1/3 из продовольствия (рис, пшеница, мука, рыба), поскольку сельское хозяйство старого Китая не обеспечивало потребностей населения в продуктах питания. В сильнейшей степени Китай зависел от поставок многих видов промышленной продукции: машин и оборудования, металлов, нефтепродуктов, лесоматериалов, хлопка и т. п. Хозяйство приморской зоны с “открытыми” для иностранного капитала портами было ориентировано на международные экономические связи: здесь перерабатывалось импортное сырье и производилась экспортная продукция. Благодаря внешнему фактору уровень развития этого региона был существенно выше, чем внутренних районов страны. В то же время эта территория оказалась оторванной от остальных районов, выключенных не только из международного, но и из внутринационального разделения труда.

После провозглашения КНР, в 50-е годы расширялись внешнеэкономические отношения с СССР и странами Восточной Европы. В 60-70-е годы масштабы внешнеэкономических связей были сравнительно небольшими, но с 80-х годов начали расти темпами, заметно опережающими рост ВВП.

Активное развитие различных форм внешнеэкономических связей Китая в 80-90-е годы обусловлено формированием “открытой экономики”. Включение Китая в мировое хозяйство рассматривается как непременное условие успешного осуществления реформы всей хозяйственной системы.

Внешняя торговля занимает центральное место в системе внешнеэкономических связей. Ее объем составляет около 264 млрд. долл. (в 1995 г.), т. е. около 2,5% мирового внешнеторгового оборота, и выводит Китай на 10-е место в мире по этому показателю (в 1978 г. - лишь 32-е место). За годы реформы (с 1978 г.) среднегодовые темпы прироста внешнеторгового оборота составили 16%, что в 2 раза выше, чем темпы прироста оборота мировой торговли. Однако еще сильно отставание КНР от развитых стран по внешнеторговому обороту в расчете на душу населения.

О том, что внешняя торговля становится важным фактором развития страны, свидетельствует рост “экспортное™” ее хозяйства. По оценкам МБРР, объем экспорта КНР составляет около 16% (1995 г.) стоимости ВВП Китая (в 1980 г. - около 7%), а это превышает аналогичные показатели США и других крупных по территории и численности населения стран мира.

Быстрое развитие внешней торговли связано прежде всего с ее децентрализацией. Если до реформы она была полностью монополизирована государством (экспорт и импорт осуществляли 12 государственных компаний), то в середине 90-х годов внешнюю торговлю ведут более 3600 компаний. Право выхода на внешний рынок есть у отдельных провинций, некоторых крупных предприятий, внешнеэкономических компаний, специальных экономических зон (СЭЗ). Девальвация юаня, способствующая повышению конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке, также оказала благоприятноевоздействие на динамику внешней торговли. Рост внешнеторгового оборота связан и с быстрым развитием с середины 80-х годов такой формы, как беспошлинная переработка импортных материалов, на которую приходится 40% всего экспорта Китая. Ускоренное наращивание импорта во многом стало следствием дефицита средств производства на внутреннем рынке из-за резкого увеличения инвестиций в основные фонды, мероприятий по либерализации режима ввоза ряда товаров. Большое влияние оказывает и увеличение объема иностранногопредпринимательского капитала, которое влечет за собой большие закупки оборудования, а также снижение ставок импортных таможенных пошлин.

Главной чертой динамики структуры экспорта являются увеличение удельного веса готовой продукции и сокращение доли сырьевых товаров. На отовую промышленную продукцию приходится в середине 90-х годов более 80% всего объема экспорта (против 20% в конце 70-х годов), а на продукцию первичной степени обработки - соответственно менее 20% (80% в конце 70-х). На мировом рынке Китай занял нишу экспортера трудоемкой продукции (3/4 всех экспортных товаров). Благодаря относительно более низким сравнительным издержкам из-за возможности использования достаточно дешевой рабочей силы эта китайская продукция наиболее конкурентоспособна на внешнем рынке.

Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (около 30% всей стоимости), пользующиеся спросом, главным образом, в результате своей дешевизны и использования натуральных волокон. Экспансия Китая на рынках готовой одежды США и некоторых других стран потребовала введения строгих квот на ввоз этой продукции. Выделяется Китай экспортом и других товаров широкого потребления: игрушек, обуви, галантерейных изделий, спортивных и туристских товаров. Второе место по объемам экспорта занимает группа “машинно-техническое оборудование” (25% стоимости), причем экспорт продукции по этим статьям растет опережающими темпами. Все большей известностью на мировом рынке пользуется массовая сравнительно несложная продукция электронной промышленности Китая: магнитофоны, видеомагнитофоны и т. п.

Сокращение удельного веса сырья в структуре китайского экспорта определяется в первую очередь ростом его себестоимости и увеличением спроса на внутреннем рынке на такие виды продукции, как нефть, уголь, черные и цветные металлы, цемент, шелк-сырец. Тем не менее Китай по-прежнему остается их традиционным экспортером.

В импорте КНР выделяются закупки машинно-технической и электронной продукции, транспортных средств (всего около половины стоимости), что связано с потребностями растущей экономики. Китай активно закупает автомобили, самолеты, текстильное оборудование, металлообрабатывающие станки. Вследствие опережающего развития производства наиболее рентабельных видов продукции внутреннее производство не обеспечивает потребностей в сырье и материалах. Растет ввоз в страну промышленного сырья, полуфабрикатов, проката черных металлов, нефти и нефтепродуктов, железной руды. Важной статьей импорта остаются необходимые для повышения эффективности китайского сельскогохозяйства минеральные удобрения и пестициды, хотя объемы их ввоза сокращаются.

География внешней торговли КНР отличается высоким уровнем ее концентрации. Китай торгует более чем со 180 странами, но половина внешнеторгового оборота приходится на трех партнеров: Японию, Сянган и США (соответственно 20, 16 и 14%). Большую роль в распределении экспорта и импорта играет фактор близости торгового партнера: внешнеторговый оборот со странами - соседями первого порядка, включая тех, с которыми КНР связывают удобныеморские пути, составляет преобладающую часть. В целом за годы реформ у Китая сложились определенные группы торговых партнеров, на которых приходится более 2/3 взаимной торговли. Это страны АТР (Япония, Сянган, Тайвань, Республика Корея, Сингапур), США, страны ЕС (главным образом ФРГ) и Россия.

Крупнейший торговый партнер КНР - Япония, причем ввоз японской продукции в страну существенно превышает вывоз из КНР. Из Японии ввозятся прокат и сталь, машины и оборудование. Особенно велика роль импорта бытовой электротехники, автомобилей и электроники. Основу экспорта КНР в Японию составляет топливо (нефть и уголь), значительно меньшая доля приходится на продукты питания, ткани, одежду.

Выгодна для КНР торговля с Сянганом и Аомынем. Торговый баланс с Сянганом, начиная с 1952 г., всегда имел положительное сальдо. Китай вывозит туда преимущественно текстиль и одежду, продукты питания, а также такой специфический продукт, как питьевая вода. Ввозятся машины и транспортное оборудование, электроника и средства связи. Существенна роль Сянгана как реэкспортной базы КНР.

Удельный вес третьего по значению торгового партнера КНР - США - снижается, что связано с постоянным пересмотром конгрессом США режима наибольшего благоприятствования (из-за “нарушений в Китае прав человека”). В торговле с ними Китай имеет положительное сальдо, так как успешно конкурирует с товарами широкого потребления из других стран на американском рынке.

Особое место во внешней торговле Китая занимает Россия, товарооборот с которой в последнее десятилетие рос очень высокими темпами. Взаимный товарооборот в 1995 г. 5,5 млрд. долл. Россия занимает 7-е место среди партнеров Китая, в то же время КНР - второй торговый партнер России после ФРГ. Спецификой взаимных связей КНР и России является высокий удельный вес приграничной торговли, в которую наиболее активно втянуты Амурская область. Приморский край (РФ) и провинция Хэйлунцзян (КНР). В структуре китайского экспорта преобладают текстильные изделия, одежда и продовольствие, а в структуре импорта - машины, леси металл.

Перспективы развития внешней торговли Китая связаны с вступлением его в ГАТТ, что обусловит низкие пошлины на экспорт и импорт продукции. По оценкам, к концу 90-х годов внешнеторговый оборот КНР составит до 400 млрд. долл.

Самой динамичной формой внешнеэкономических связей с начала 90-х годов является привлечение иностранных инвестиций, по объему которых (38 млрд. долл.) Китай занимал второе место в мире. К началу 1996 г. в стране было зарегистрировано почти 200 тыс. предприятий с участием иностранного капитала с общим объемом заявленных капиталовложений около 390 млрд. долл. Реально функционирует свыше 50 тыс. совместных предприятий с общим числом занятых более 5 млн. человек и капиталом в 135 млрд. долл. Совместные предприятия играют важную роль во внешней торговле: на них приходится около 30% экспорта и более 40% импорта, однако в промышленном производстве их доля пока невелика (лишь 12% в 1995 г.). Совместные предприятия создаются в разных сферах экономики: материальном производстве, инфраструктуре, торговле, гостиничном хозяйстве и т. д., причем круг их становится все более широким. Акцент в китайской политике по привлечению иностранного капитала постепенно перемещается с территориального на отраслевой, предусматривающий поощрение предприятий высоких технологий, приоритетных с точки зрения национальной экономики отраслей.

Среди инвесторов из 117 стран и регионов мира ведущее место занимают вкладчики из Сянгана (более половины всех прямых иностранных инвестиций в 1995 г.), Тайваня (около 10%), а также Японии, США и Сингапура. Основная часть всех инвестиций концентрируется в приморских районах страны - более 80%, причем его подавляющая часть - в провинции Гуандун, городах центрального подчинения Шанхае и Пекине.

В середине 90-х годов активизировалось инвестирование Китая за рубежом. Первой китайской транснациональной корпорацией стал металлургический комбинат “Шоуган”, имеющий филиалы в 15 странах мира. Всего, по официальным данным, насчитывается около 5 тыс. предприятий с участием китайского капитала за рубежом.

Китай широко привлекает иностранные правительственные займы, большая часть которых направляется на строительство крупных и средних объектов в области транспорта, энергетики, добыт и переработки сырья, лесного и водного хозяйства. Среди основных стран-кредиторов - Япония, ФРГ, Великобритания и др.

В КНР сформирована целая система открытых территорий, отличающихся по степени открытости, особенностям налогового режима, территориальному охвату. Эти территории созданы для стимулирования притока капитала из-за рубежа и отличаются льготным налоговым режимом. Наибольший уровень открытости характерен для 5 “специальных экономических зон”: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (все в провинции Гуандун), Сямэнь (провинция Фуцзянь) и провинция Хайнань. Первые были образованы в 1980 г., последняя - в 1988 г. Все они представляют собой замкнутые ареалы, относительно лучше обеспеченные инфраструктурой. Иностранные компании и совместные предприятия могут свободно, без уплаты пошлины ввозить туда промышленное сырье и полуфабрикаты, а после обработки беспрепятственно вывозить готовую продукцию на внешние рынки. Подоходный налог для иностранных предпринимателей составляет всего 5%.

Быстро наращивается экономический потенциал новой зоны развития Пудун в Шанхае (образована в 1990 г.), имеющей большое значение для стимулирования развития Шанхайского экономического района. Основные торговые партнеры зоны - Япония, США, страны ЕС, Сянган.

В открытую систему также входят образованные в 1984 г. 14 открытых приморских городов, более 30 районов технико-экономического развития как в этих, так и в городах внутренних районов страны, 27 зон развития высоких технологий, созданных во внутренних провинциях в 1988-1991 гг., 3 района тайванских инвестиций в провинции Фуцзянь, 5 районов приграничного экономического сотрудничества в провинциях Северо-Восточного Китая и в автономном районе Внутренняя Монголия (все они были созданы в 1992 г.).

Среди образованных ранее (в 1985-1988 гг.) в приморской полосе - 7 открытых приморских экономических районов, включающих 41 город провинциального подчинения и 218 уездов и мелких городов.

В течение 1992-1993 гг. структура открытых районов пополнилась 5 открытыми городами вдоль р. Янцзы, 13 открытыми приграничными городами и уездами, а также 18 открытыми внутренними центрами провинций и автономных районов. Таким образом, сложилась многоуровневая открытая система: приморская полоса открытых районов, СЭЗ, открытых городов, районов тайванских инвестиций - полоса открытых районов и городов вдоль р. Янцзы - приграничная полоса районов экономического сотрудничества и открытых городов и уездов - открытые внутренние центры и зоны развития высоких технологий. Эта система характеризует диффузию внешней открытости с юга на север, с востока на запад, из приморских вовнутренние районы страны.

Большое значение для экономики Китая имеет рынок туристских услуг. Достопримечательности Пекина и Сиани, Шанхая и Гуанчжоу, Великая стена и храмовые комплексы, обилие сохранившихся и заботливо поддерживаемых памятников одной из древнейших цивилизаций Земли (но не только это) и достаточно необычная жизнь современного Китая - все это притягивает неуклонно растущий поток иностранных туристов.

 .

Внешнеэкономические связи КНР (геополитика)

Китай - социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее иностранных инвесторов это не смущает. Политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток ино­странных капиталов с каждым годом растет. С 1980 по 1998 гг. приток иностранных капиталов вырос почти в 4 раза. На сере­дину 1998 г . в Поднебесной числилось более 314,5 тыс. предпри­ятий с участием иностранного капитала. Контрактный объем инвестиций - 545, 37 млрд. долл. 6

Главными прямыми инвесторами в экономику Китая высту­пают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Предприниматели Тайваня,

[Гонконга, Аомэня, Сингапура - главные инвесторы в экономику Китая. Их вклад составляет 60-80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира.

В последние годы Тайвань превратился во второго после Гонконга инвестора в экономику КНР, а после включения Гонконга геополитическую систему Китая - в инвестора номер один.

Бурно растет китайский экспорт: примерно на 25-30% еже­годно. Если в 1979 г . во внешней торговле формировалось менее 10% ВНП страны, в 1993 - почти 36%, то в 1998 г . (на июль) - .более 45% 7 . В первом полугодии 1998 г . общий объем внешнего товарооборота КНР достиг 151,4 млрд. долл.: экспорт составил 87, а импорт - 64,4 млрд. долл. В связи с кризисом в Юго-Восточной Азии Китай активно осваивал рынки в Европе,- Аф­рике, Латинской Америке. Экспорт КНР в ЕС в 1998 г . возрос на 25,5:, в США - на 18,1%, в Африку - на 44,7%, Латинскую Америку - на 38,1% и т.д. 3

Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положитель­ное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам зани­мает второе место после Японии.

Любая геополитическая напряженность между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала АТР. Эта угроза способствует объединению стратегических интересов США и Китая. Кроме экономических интересов на сближение двух стран «работает» историческая память китайцев и американцев - память о пре­ступлениях японцев накануне и в годы Второй мировой войны.

Связи Японии и Китая стали завязываться в 60-е годы, во время «холодной» и особенно «горячей войны» между СССР и Китаем (бои на острове Даманском), Китаем и Вьетнамом. Япо­ния выступает преимущественно в качестве кредитора, и сейчас является главным торговым партнером Китая, который является чаще всего покупателем японской техники, технологии и товаров. Безусловно, Япония стремится сдержать наращивание ки­тайского технико-технологического и экспортного потенциала, не пуская соседа на традиционные рынки сбыта своей продук­ции. Обострились японо-китайские экономические, торговые отношения во второй половине 90-х годов конца XX в.: остров­ное государство испытывает депрессию, ежегодный прирост ВВП в Японии не превышает 2%, а китайская экономика, не­смотря на жесточайший финансово-экономический кризис в странах АТР, давала и дает прирост ВВП по 10-8% в год 9 .

Поэтому хотя КНР и Япония заинтересованы в развитии двусторонних экономических и торговых связей, но в то же вре­мя выступают как конкуренты на рынках стран АТР, АСЕАН, США, Африки, Европы и т.д.

Увеличивают продажу своих товаров в Китае Англия, Герма­ния, Франция и Италия. Но в последние годы они стали больше уделять внимания росту прямых капиталовложений в экономику этой страны.

Для отношений КНР со странами АСЕАН и «четырьмя ма­лыми драконами» характерны процессы конкуренции, притяже­ния и отталкивания. Тем не менее в отношениях с «малыми драконами» главной линией является становление экономиче­ской и производственной кооперации. В отношении стран АСЕАН превалирует конкуренция. Страны АСЕАН опасаются военной угрозы со стороны Китая. По оценкам западных спе­циалистов, на Тайване разработана долгосрочная программа, предусматривающая превращение его в азиатско-тихоокеанский региональный экономический центр, способный занять цен­тральное место в АТР и даже в мире. Тайвань намерены сделать операционной базой инвестиционной и предпринимательской деятельности местных и иностранных компаний. Кроме того он, по замыслу разработчиков программы, должен стать центром обрабатывающей промышленности, финансовой, телекоммуни­кационной и транспортной активности в АТР, т. е. превратиться в лидера в развитии региональной экономической интеграции 10 .

В Китае тоже имеется аналогичный план - «план Пудун». Он предполагает формирование в районе Шанхая гигантского (с охватом в 100 млн. человек) международного промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, способного занять лидирующую роль в АТР 11 . На этом вопросе мы останавливаемся потому, что в XXI в, вероятнее всего про­изойдет объединение двух Китаев в один и тогда он превратится в: самую мощную финансово-экономическую империю.


Китай предполагает переход от политики, основанной на классической концепции баланса сил, к построению системы межд. отношений, где бы учитывалась не столько реальная мощь того или иного roc-ва, сколько его объективные нац. интересы. В основе нынешнего китайского курса лежит идея «комплексной гос. мощи». Суть- в современных условиях сила гос-ва и его влияние на межд. арене определяется не только величиной производственного потенциала, но и уровнем эк. и научно-тех. развития, а также взвешенным внешнеполит. курсом. При этом доминирующим фактором является эк. потенциал страны. Наиболее развитая форма внешнеэк. Связей Китая -внеш. торговля. Товарооборот КНР превышает 325 млрд. доп. (10 место в мире). Доля экспорта за годы реформ возросла с 4 до 20%. Товарный экспорт дает стране до 75% валютных поступлений. По объему экспорта КНР находится на 13 месте, а по объему импорта - на 16 месте в мире. Одна из важнейших задач внеш. торговли КНР -приобретение техники и технологий. За счет импорта наукоемких технологий было обеспечено примерно 60% прироста пром. пр-ва, поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции. Товарная структура представлена текстил. товарами (КНР занимает 1 место в мире по экспорту хлопчатобум. тканей и натур, шелка), продукцией электроники и машиностроения. Доля готовой продукции сост. 2/3 кит. экспорта. Основными торговыми партнерами Китая являются Яп., США, страны 3. Европы. На них приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации. США лидирует в поставках высокотехнол. продукции, самолетов, электронно-вычислит. техники. Ин. инвестиции в КНР составляют свыше 200 млрд. дол. Более 70% приходится на кредиты и займы межд. организаций и ин. правительств. Официально принятой идеологией эк. развития остается концепция «опоры на собств. силы», которой должна соответсв. открытость экономики. В развитии связей с зарубежными странами правительство вынуждено решать вопрос: насколько процесс внешнеэк. сотрудничества совместим с сохранением традиц. ценностей, гос. контроля над эк. процессами? В течение многих лет важнейшим приоритетом политики кит. Правительства остается подготовка мирного воссоединения страны - возвращение в состав государства Гонконга, Макао и Тайваня. Территорию Гонконга Китай в конце XIX в. был вынужден уступить Великобр. на правах долгосрочной аренды. 3 июля 1997 г. Гонконг вернулся под юрисдикцию КНР. Воссоединение осуществ. по формуле «одно гос-во -две системы». Гонконгские фирмы вкладывают значит, средства в экономику КНР. На компании Гонконга приходится 2/3 объема ин. инвестиций. На Гонконг приходится 40% внешнеэк. оборота КНР. Тайвань оказался отделенным от остальной территории Китая в к. 1940-х гг. и находился долгие годы в оппозиции к КНР. В 1990-е гг. отношения между странами значительно потеплели. Тайвань вышел на 2 место после Гонконга по объему инвестиций в экономику КНР. США установили дипломат. Отношения с Китаем в 1979 г. Начиная с 80-х гг. резко возрос товарооборот между Китаем и США. В 90-е гг. ведущая роль в китайском импорте перешла к товарам, необходимым для технол модернизации нар. хоз-ва, прежде всего к продукции машиностроения и электроники (более 50%). В структуре китайского экспорта значительно уменьшилась доля первичного сырья и возрос удельный вес продукции отраслей пром-ти. Сальдо торгового баланса КНР с США положительное и превышает 60 млрд. дол. Япония нормализовала свои внешнеэк. связи с Китаем в 1972 г., а в 1979 г. заключила Договор о мире и дружбе. Японские фирмы активно проникают на китайский рынок. На долю Японии приходится 20% внешнеторгового оборота КНР. В японском экспорте доминирует продукция технологич. отраслей, а в импорте более половины приходится на сырье и полуфабрикаты. Со стороны Яп. Китаю предоставлены льготные кредиты. В 1990-е гг. активно развиваются отношения КНР с Ю. Кореей. Первое совместное предприятие появилось в 1985 г., а в 1994 г. было реализовано свыше 50 проектов в области пр-ва текстильной, электротех. и кожевенной продукции. Товарооборот превышает 20 млрд. долл.

В данном эссе я хочу кратко рассмотреть ситуацию, складывающуюся в рамках отношений Китая с остальным миром. Я специально выбрал в качестве предмета ту тему, которой я не посвящал долгих исследований, но по которой у меня накопилось достаточное количество материала и сведений, кои я попытаюсь привести в единую систему. Источником для моих знаний о Китае, копившихся уже несколько лет, послужили многочисленные аналитические политологические статьи, новости от всякого рода медийных изданий, книги, в которых хоть и не по профилю, и не всеобъемлющи, но затрагивались проблемы Китая, а также некоторые официальные документы (к примеру, военная доктрина).

Исходя из специфики дисциплины, начать, следует, с последних мировых событий, которые определяют мировую конъюнктуру отношений. Таковым является мировой финансовый кризис, который без преувеличения, повлиял на развитие большинства стран планеты, и на их отношения между собой. Эту данность я возьму за начальный порядок проистечения мысли. Китай – это третья в мире экономика по уровню производства ВВП. (А если учитывать ВВП по уровню покупательной способности, то он находится на втором месте после США). Тем не менее, Китай относится к группе развивающихся стран, что позволяет ему пользоваться различными привилегиями в международной торговле. Экономика КНР очень сильно ориентирована на экспорт товаров широкого потребления, и мировой финансовый кризис довольно чувствительно сказался на ней, так как произошло падение покупательной способности на рынках сбыта в мировом масштабе. Соответственно произошло сокращение темпов роста ВВП, а безработица начала расти. Безработица же для громадного Китая является источником социальной напряженности, что неблагоприятно складывается на настроениях в обществе. Состояние социальной сферы в Китае таково, что достаточно малой искры для начала народных бунтов в некоторых регионах страны. Тем более это усугубляется межэтническими противоречиями, чему подтверждением являются народные стычки, произошедшие в июле этого года в городе Урумчи. Для того чтобы занять как можно большее число людей, тем более во время кризиса, партия приняла решение увеличить работу по инфраструктурным проектам, стоимость которых составит до 600 млрд. долларов. Это поможет не только занять огромное количество рабочей силы, но и притянуть к инфраструктурным проектам другие сферы экономики. Это, в свою очередь, вызовет увеличение спроса на потребляемую энергию и энергоносители, нужды в которых постоянно возрастают. Китай является вторым в мире потребителем нефти после США. Доля импортируемой нефти находится примерно в районе 40%. Еще больший спрос Китая на нефть при том, что разработка собственных месторождений не будет удовлетворять в ближайшее время и половины потребностей Китая, будет существенно влиять на мировые цены на нефть. Недавняя дешевая нефть очень положительно сказалась на экономике Китая, что подталкивало рост ВВП. США, сильно зависящие от импорта нефти, также обеспокоены вокруг ситуации с ценами на нефть, тем более что Китай начинает с ними конкуренцию за источники потребления нефти. Выражается это в том, что Китай начал активную борьбу за Африку, для того чтобы диверсифицировать источники импорта полезных ископаемых (главное нефти).

Политика энергобезопасности Китая, тем самым, выразилась в его широкомасштабной экспансии в Африку. Пока эта экспансия выражается в экономике, но скоро, возможно, Китай начнет подкреплять ее и политическими обязательствами и требованиями. Китай активно инвестирует в экономическо-хозяйственный комплекс стран Африки, которые являются для него поставщиком ценных ресурсов. Китай не только развивает промышленную добывающую инфраструктуру, но и помогает этим странам в развитии сельского хозяйства, социальной сферы. Это помогает китайским компаниям упрочивать свое положение в Африке. Также Китай снижает или отменяет пошлины для многих групп товаров из Африки, что сказывается на развитии некоторых отраслей в экономике африканских стран. Но при всем этом, Китай сдерживает их развитие, заваливая их рынок дешевым ширпотребом и промышленными товарами не способными конкурировать на мировом рынке. Китай старается получать из Африки только сырье, и ни как не способствует развитию перерабатывающей промышленности в этом регионе, зато развивает свою промышленность. И начав такую политику сравнительно недавно, Китай обогнал в этом США. Объем торговли США и Африки составляет более 80 млрд. долларов в год, объем торговли Китая с Африкой – более 100 млрд. долларов. Естественно, абсолютно большая часть этих объемов приходится на торговлю полезными ископаемыми. Таким образом, внутренние потребности Китая вынуждают его искать, как рынки сбыта, так и источники ресурсов в мире, что неизбежно приводит к столкновению его с другими странами (США, Евросоюзом, Индией, Японией, Россией). Как мне кажется, это и будет основным импульсом для главного содержания дальнейшей международной политики.

Отсюда следует, что мировой экономический кризис оказывает противоречивое влияние. С одной стороны увеличивается безработица из-за падения уровня потребления в мире, но с другой стороны растет ВВП Китая. Причем растет на 8% в год, в то время как во всех остальных странах он упал и кое-где только начинает восстанавливаться. Китай фактически стал монополистом роста ВВП. Это обеспечивается за счет мер по стимулированию внутреннего потребления, снижаются налоги для предприятий, а также продолжается улучшение инвестиционного климата. Рост инвестиций в экономику Китая увеличился на 7 млрд. долларов в ноябре 2009 года, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Специфика китайской экономики такова, что она должна все время расти, причем не менее, чем на 7% в год, но и не более, чем на 10% в год. Такой коридор обусловлен тем, что при росте менее 7% будет возрастать безработица, а при росте более 10% наступает, так называемый, перегрев экономики, когда будет расти инфляция, перепроизводство товаров. Исходя из этого, неизбежно будет только возрастать китайская экспансия в мире - пока экономическая, и не только в рамках реального сектора (производства и торговли), но и в финансовом. Можно сказать, что Китай купил почти «контрольный пакет акций США». США выпустили долгосрочных государственных облигаций почти на 4 трлн. долларов и более половины их держателей – это иностранные инвесторы, среди которых абсолютное лидерство держит Китай. Таким образом, Китай является главным кредитором американской экономики. США же уже, в свою очередь, не могут поддерживать на прежнем уровне импорт китайского ширпотреба, что подвигло Китай на начало проведения масштабных мер по переориентации с внешнего рынка на внутренний, для чего Китай начал активное стимулирование внутреннего спроса. И не смотря на кризис, Китаю это удается благодаря крупному расширению потребительского кредитования населения. В итоге – у всех ВВП падает, а у Китая растет. Так что теперь Америка, возможно, больше зависит от Китая, чем он от нее, ведь Китай является для нее столь необходимым сейчас источником финансовой стабилизации.

На фоне этого в ноябре сего года в Китай с четырехдневным визитом прилетал президент Обама. О важности этой встречи говорит ее срок – 4 дня. В такие турне в одну страну американские президенты еще не ездили. Данная встреча показала, что Китай является ни чуть не менее полноправным игроком, нежели США, а то и отчасти одерживает лидерство. Прежняя риторика в отношениях Китая и США при президенте Буше младшем кардинально сменилась. Если Буш мог позволить делать заявления о возможности бойкотирования олимпиады в Китае, то Обама был подчеркнуто лоялен, делал уступки, и не позволял себе вмешиваться во внутренние дела Китая. Главной темой в переговорах был мировой экономический кризис. США предлагали Китаю ревальвировать юань, либерализовать его внутренний курс, прекратить демпинговать на мировом рынке. Китай же потребовал от США отказаться от протекционистских барьеров. В частности, недавно разразился скандал с китайскими шинами, на которые американцы установили высокие ввозные пошлины. Китай же вступил в ВТО как раз для того, чтобы избегать таких ситуаций, но американцы, несмотря на это, повышают пошлины. Американцы требуют от Китая укрепить юань, так как дешевый юань дает торговые преимущества Китаю и ставит его в более выгодное положение. У Китая такая система, что существуют как бы два юаня – внутренний и внешний. Они между собой мало связанны. Внутренний - направлен на стимулирование спроса в рамках страны, на поддержание социальных нужд. Внешний - рассчитан на ведение международной торговли. Он тоже дешевый, что дает Китаю преимущество: Китай сажает на потребление своих дешевых товаров американцев, что помогает ему накапливать гигантский долларовый резерв (приблизительно 2 трлн. долларов – первое место в мире). На эти деньги Китай возводит объекты инфраструктуры, скупает природные ресурсы (в особенности из Африки), скупает собственность по всему миру, государственные облигации США. Так что главной переговорной темой Обамы и Ху Цзиньтао была экономика, в рамках которой взаимозависимость Китая и США становится непропорциональной не в пользу США. Все это сказалось и во внешнеполитической сфере. Обама не позволил себе говорить о самоопределении Тайваня и признал целостность Китая, не стал касаться проблемы Тибета, а также не давил на Китай в области соблюдения прав человека. А за месяц до визита в Китай, Обама не стал встречаться с Далай-ламой, который прилетал в США. Обаме пришлось признать право страны на самоопределение в рамках национальных особенностей. Так, он объяснил, что всякая цензура, конечно, есть зло, но в то же время у каждой страны свои традиции, фактически признав право на существование китайской цензуры. Согласие было достигнуто только по ядерной проблеме КНДР. И Китай и США против того, чтобы КНДР обладала оружием массового поражения. А вот по иранской ядерной проблеме, Пекин дал понять Вашингтону, что не поддержит в ООН возможное введение санкций против Ирана. Можно сказать, что данная встреча вполне показала отсутствие у США рычагов давления на Китай, да и вообще, что Китай ни в чем не уступает США, а более того занимает несколько опережающую позицию.

Збигнев Бжезинский выдвинул концепцию «большой двойки», в рамках которой у США нет иного мощного потенциального союзника, чем Китай. И эти две страны должны разделить сферы влияния в мире и строить новый порядок сил на основе взаимодействия между собой. Бжезинский основывал свою концепцию исходя из концепции Китая «мирного возвышения», в которой говорится, что «Китай переходит к пропаганде гармоничного общества и устойчивого развития, создает образ сильной миролюбивой страны, готовой делиться своим процветанием с другими». Но насколько можно судить, эта концепция является пропагандой, которая направлена на успокоение мира. И Китаю неизбежно придется расширять свою экспансию, чтобы не то что развиваться, а поддерживать существующий уровень развития. И как мне кажется, Китай не согласился на концепцию Бжезинского, что продемонстрировала недавняя встреча Обамы и Ху Цзиньтао. Китай согласен на то, что он будет самостоятельной страной, не нуждающейся ни в чьем союзе.

В подтверждение этому Китай проводит жесткую внутреннюю политику (малейшие мятежи жестко подавляет), активно осуществляет свою экономическую экспансию в мире, решает проблему Тайваня, ведет соперничество с Индией, подчиняет своему влиянию Россию, Африку, на равных ведет диалог с США. Китай интенсивно, помимо экономической и политической, проводит политику в финансовой сфере, например, он добился расширения квот во Всемирном Банке и в МВФ для развивающихся стран, к коим он относит себя одним из первых. Что касается проблемы Тайваня, то Китай при помощи все тех же экономических рычагов пытается интегрировать Тайвань в свою экономику, что у него успешно получается – экономическая интеграция находится на высоком уровне. Очень активно развивается транспортное сообщение (морское и авиационное). Происходит интенсификация политических контактов. Все это многократно усиливается победой на президентских и парламентских выборах в Тайване социалистической партии, которая считает Тайвань китайской территорией. Что касается взаимоотношений с Индией, то они сглаживаются благодаря торговле, но остаются напряженными. Китай поссорился с Индией, когда она предоставила убежище Далай-ламе. Сейчас соперничество проявляется в борьбе за Индийский океан. Индия строит крупную военную базу на Мальдивах, Китай же строит крупные порты в Бирме, на Шри-Ланке и Пакистане, в которых смогут базироваться китайские военные суда. Китай подозревает, что сотрудничество Индии с США в ядерной сфере направлено против него. А в целом борьба за Индийский океан является необходимой в рамках борьбы за Африку. Индия также пытается вклиниться в процесс деления африканских источников поставки полезных ископаемых.

Отдельной темой является взаимоотношения Китая с Россией. Тема настолько объемная, что охватить даже в кратком виде в рамках данной работы не представляется возможным, потому я опишу только последние события. В сентябре сего года была одобрена программа сотрудничества на 2009-2018 года между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР. Главы стран подписали ее в Нью-Йорке, а в октябре председатель правительства России, находясь с визитом в Китае, обговаривал аспекты сотрудничества в рамках этой программы. На мой взгляд, данная программа является глубокой ошибкой российских властей. В соответствии с программой, предполагается совместная разработка месторождений широкого спектра полезных ископаемых на территории России и вывоз их в Китай. В Китае же будет происходить развитие глубокой обрабатывающей промышленности. Сотрудничество будет проходить по схеме «наше сырье – ваши технологии». Объясняется это тем, что в Сибири и на Дальнем Востоке нет условий для создания перерабатывающей промышленности и внедрения высоких технологий, так как отсутствуют трудовые ресурсы, а также необходимая инфраструктура. В разработке месторождений будут участвовать китайские рабочие, для которых будут построены целые городки. Будет налажено транспортное сообщение: Китай со своей территории построит автомагистрали к перерабатывающим предприятиям на территории России, будут организованы авиарейсы, например, Далянь – Хабаровск, Далянь – Иркутск и так далее. Как мне кажется, при наличии тенденции становления России сырьевым придатком Китая, становится опасным такое сотрудничество, ведь оно не может быть равноправным, когда в Китае во втором квартале 2009 года ВВП вырос на 8%, а в России упал на 10%. Сокращение численности российского населения в Сибири и на Дальнем Востоке на фоне увеличивающейся китайской миграции рабочих, может привести к значительным перекосам в этнической структуре населения не в пользу России. Если программа будет реализована в полной мере, то это, по моему мнению, приведет к тому, что экономика Дальнего Востока будет прочно интегрирована в экономику Китая, причем на реальной основе функционирования территориально-производственных комплексов. Фактически, Дальний Восток перейдет под контроль Китая, и разрывать связи в случае конфликтов, будет чревато для дальневосточной экономики, которая будет полностью завязана на Китай. Китайское население на Дальнем Востоке превысит коренное, транспортное сообщение будет лучше развито с Китаем, нежели с европейской частью России, а главное - хозяйственно-экономический комплекс будет полностью интегрирован в китайскую экономику. Таковы перспективы сотрудничества Китая с Россией, еще раз свидетельствующие о растущей мощи Китая, описанной выше.

Китай, несмотря на концепцию «мирного возвышения» и другие подобные документы продолжает неуклонно наращивать мощь своих вооруженных сил. Рост расходов на ВС приблизительно в три раза превышает рост ВВП. Китай проводит регулярные широкомасштабные учения всех родов войск. Китай разработал программу освоения космоса. Происходит наращивание ядерного потенциала. На этом фоне в мире между ядерными державами проходят переговоры по сокращению ядерных сил. И если (помимо и в независимости от основных стран США и России) Британия и Франция согласятся сократить свои мизерные запасы боеголовок, то тогда Китаю придется предпринимать аналогичные шаги, так как на фоне потенциалов этих стран, ядерные силы Китая – огромны. Если же Китай откажется от таких мер, то тогда это пойдет в разрез с программой «мирного возвышения», что будет непонятно мировому сообществу. В военной доктрине Китая есть концепция «стратегических границ и жизненного пространства». В соответствии с ней признается, что растущее население Китая, а также сокращение ресурсов с неизбежностью вызывает естественные потребности в расширении пространства, для того чтобы обеспечить нормальное функционирование жизни государства. Жизненное пространство – это собственно территория государства, а стратегические границы определяются комплексной мощью государства, его влиянием. И возможные боевые действия должны переноситься в зону стратегических границ. А поводом для военных действий могут стать «сложности на пути обеспечения законных прав и интересов Китая в АТР».

Таким образом, выкладки из военной доктрины подтверждают то, что я описывал в начале работы. Получается, что Китай придерживается программы действий, которая целостно определяет синхронное развитие всех сфер в государстве. Экономические, политические устремления нацелены на укрепление мощи государства во внешней сфере, для создания условий для процветания китайского народа, и все это подкреплено соответствующей доктриной вооруженных сил.

Внешнеэкономическая политика Китая строится на основе концепции многополюсности мира, которая сводится к признанию объективной закономерности развития нескольких "центров силы" и, следовательно, необходимости поддержания между ними мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. Китай предполагает переход от политики, основанной на классической концепции баланса сил, к построению системы международных отношений, где бы учитывалась не столько реальная мощь того или иного государства, сколько его объективные национальные интересы.

В основе нынешнего китайского курса лежит идея "комплексной государственной мощи". Ее суть в том, что в современных условиях сила государства и его влияние на международной арене определяются не только величиной производственного потенциала, но и уровнем экономического и научно-технического развития, а также взвешенным внешнеполитическим курсом. При этом доминирующим фактором является экономический потенциал страны.

Наиболее развитая форма внешнеэкономических связей Китая -- внешняя торговля. Товарооборот КНР превышает 325 млрд. долл. (10-е место в мире). Доля экспорта за годы реформ возросла с 4 до 20%. Товарный экспорт дает стране до 75% валютных поступлений. По объему экспорта КНР находится на 13-м месте, а по объему импорта -- на 16-м месте в мире.

Одна из важных задач внешней торговли КНР -- приобретение техники и технологий. За счет импорта наукоемких технологий было обеспечено примерно 60% прироста промышленного производства, поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции. Товарная структура представлена текстильными товарами (КНР занимает 1-е место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка), продукцией электроники и машиностроения. Доля готовой продукции составляет 2/3 китайского экспорта. Основными торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На них приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации. Япония поставляет примерно 50% машин и оборудования. США лидируют в поставках высокотехнологической продукции, самолетов, электронно-вычислительной техники.

Иностранные инвестиции в КНР составляют свыше 200 млрд. долл. Более 70% приходится на кредиты и займы международных организаций и иностранных правительств. В приморских районах сосредоточено около 80% предприятий с. участием иностранного капитала. Здесь созданы специальные зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, отличающиеся степенью льготного режима для иностранных инвестиций.

Официально принятой идеологией экономического развития остается концепция "опоры на собственные силы", которой должна соответствовать открытость экономики. В развитии связей с зарубежными странами правительство вынуждено решать вопрос: насколько процесс внешнеэкономического сотрудничества совместим с сохранением традиционных ценностей, государственного контроля над экономическими процессами?

В течение многих лет важнейшим приоритетом политики китайского правительства остается подготовка мирного воссоединения страны -- возвращение в состав государства Гонконга (Сянгана), Макао (Аомыня) и Тайваня.

Территорию Гонконга Китай в конце XIX в. был вынужден уступить Великобритании на правах долгосрочной аренды. 3 июля" 1997 г. Гонконг вернулся под юрисдикцию КНР. Воссоединение осуществилось по формуле "одно государство -- две системы". В течение последующих 50 лет в Гонконге должно быть сохранено нынешнее социально-экономическое устройство. Гонконгские фирмы вкладывают значительные средства в экономику КНР. На компании Гонконга приходится 2/3 объема иностранных инвестиций, 80% из них и 90% инвестиционных контрактов приходится на провинцию Гуандун. На Гонконг приходится 40% внешнеэкономического оборота КНР.

Тайвань оказался отделенным от остальной территории Китая в конце 1940-х годов и находился долгие годы в оппозиции к КНР. В 1990-е годы отношения между странами значительно потеплели. Тайвань вышел на второе место после Гонконга по объему инвестиций в экономику КНР.

В целом появление "Большого Китая", объединяющего ресурсы и внутренний рынок КНР, капиталы и технологии Тайваня, торговые сети Гонконга и Макао, будет означать возникновение новой экономической супердержавы.

США установили дипломатические отношения с Китаем в 1979 г. Начиная с 1980-х годов резко возрос товарооборот между Китаем и США. В 1990-е годы ведущая роль в китайском импорте перешла к товарам, необходимым для технологической модернизации народно го хозяйства, прежде всего к продукции машиностроения и электроники (более 50%). В структуре китайского экспорта значительно уменьшилась доля первичного сырья и возрос удельный вес продукции отраслей промышленности. Сальдо торгового баланса КНР с США положительное и превышает 60 млрд. долл.

Прогресс двусторонних экономических связей сдерживается препятствиями политического свойства. Если китайская сторона стремится форсировать экономическое сотрудничество, ограничивая по возможности его влияние на внутриполитическую ситуацию, то американская -- ставит развитие хозяйственных связей в зависимость от определенных политических условий. Нестабильность правового обеспечения двусторонней торговли усугубляется тем обстоятельством, что режим наибольшего благоприятствования в торговле с США предоставлен Китаю не на бессрочной основе, а подлежит ежегодному переутверждению. Таким образом, доступные масштабы экономического сотрудничества требуют от обеих сторон поддержания диалога в любых условиях независимо от идеологических пристрастий.

Япония нормализовала свои внешнеэкономические связи с Китаем в 1972 г., а в 1979 г. заключила Договор о мире и дружбе. Японские фирмы активно проникают на китайский рынок. На долю Японии приходится 20% внешнеторгового оборота КНР. В японском экспорте доминирует продукция технологических отраслей, а в импорте более половины приходится на сырье и полуфабрикаты. Со стороны Японии Китаю предоставлены льготные кредиты. В целом отношения между этими странами развиваются по восходящей линии.

В 1990-е годы активно развиваются отношения КНР с Южной Кореей. Первое совместное предприятие появилось в 1985 г., а в 1994 г. было реализовано свыше 50 проектов в области производства текстильной, электротехнической и кожевенной продукции. В августе 1992 г. были установлены дипломатические отношения между этими странами, что сильно подтолкнуло сотрудничество в экономической сфере. Товарооборот превышает 20 млрд. долл.

Россия и Китай не могут не реагировать на геополитические перемены после "холодной войны". Амбиции США, продвижение НАТО на Восток, расширение сферы действия американо-японского договора безопасности, планы создания региональной системы противоракетной обороны с участием США, Японии и Тайваня заставляют Москву и Пекин принимать соответствующие решения военно-технического сотрудничества.

Слабым звеном российско-китайских отношений остаются торгово-экономические связи. На долю России приходится всего 2% внешнеторгового оборота Китая. В перспективе планируется довести объем российско-китайской торговли до 20 млрд. долл. Главные резервы сотрудничества: военно-технические связи и энергетика. Началось строительство Ляньюньганскрй атомной электростанции. Разрабатывается технико-экономическое обоснование совместного освоения газового месторождения в Ковыкте (Иркутская область). Новой тенденцией торгово-экономических отношений является развитие приграничной торговли, которая возросла в 1999 г. в 1,5 раза по сравнению с началом 1990-х годов.