В Российской Федерации граждане могут бесплатно получить от государства многое, в том числе и недвижимость. Нужно просто знать свои права. Давайте рассмотрим имеющиеся здесь у россиян возможности.

Материнский капитал

Государство оказывает поддержку семьям, у которых родился (или был усыновлен) второй ребенок, в виде материнского капитала. Программа выделения сертификатов на определенную сумму действует в стране, начиная с 2007 года. Данные средства могут быть потрачены на образование ребенка или же на улучшение текущих жилищных условий. Нацпрограммы, направленные на поддержку российских граждан, финансируются исходя из возможностей региона. В их основе лежат средства местного бюджета и основные федеральные поступления.

Целевая помощь на приобретение квартиры или дома

Жилищные свидетельства и субсидии – это разовая материальная поддержка в приобретении жилья, оказывая государством гражданам. Изначально данный вид помощи не рассчитан на то, чтобы в полном объеме покрыть полную стоимость дома или квартиры. Действие выдаваемого гражданам денежного эквивалента здесь ограничено определенным сроком (до 6 месяцев), и оформляется он в безналичном виде.

Порядок получения субсидии от государства следует выяснять в местных органах самоуправления. На данный вид помощи можно рассчитывать в случае признания текущих жилищных условий неудовлетворительными. Размер субсидии определяется в индивидуальном порядке. Здесь учитывается целый ряд моментов:

Основным условием, позволяющим получить помощь от государства, является обязательное наличие собственных средств в сумме, позволяющей оплатить стоимость нового жилья. Средние размеры субсидий в РФ установлены в размере:

  • 40 процентов от стоимости объекта недвижимости в городской черте;
  • 70 процентов – в сельской местности.

Ипотека для учителей и ученых

Могут рассчитывать на получение безвозмездной помощи со стороны государства и некоторые работники бюджетной сферы. В регионах РФ, начиная с 2011 года, учителя и ученые получают субсидии по ипотеке. При этом существуют определенные возрастные ограничения. Для первых установлена верхняя планка в 35 лет, для вторых – 40. Благодаря помощи государства, можно продлить срок выплаты ипотечного кредита, или уменьшить размер процентных ставок. На выбор предоставляется один из двух вариантов: погашение процентов или оплата 40 процентов стоимости приобретаемой недвижимости.

Военные накопления

Военнослужащим Вооруженных сил РФ государство открывает накопительный счет. Здесь может быть 2 варианта – либо счет открывается после получения соответствующего образования, либо после 3-х лет службы по контракту. В зависимости от звания и состава семьи, туда перечисляются средства, которые могут быть использованы для приобретения жилья после завершения службы в рядах Вооруженных сил или же для ипотечного кредита.

Выше были перечислены далеко не все виды помощи, оказываемой государством безвозмездно. Более детальный их перечень занял бы слишком много места, поэтому приведены только основные. Вместе с тем от государства можно также получить и вполне материальные предметы – квартиру, земельный участок, лекарства. Давайте теперь рассмотрим детальнее эти варианты.

Несмотря на то что в Российской Федерации сегодня царит капитализм, граждане все равно могут получить бесплатно квартиру от государства. Впрочем, доказать, что у вас есть такое право, совсем непросто, да и ждать в большинстве случаев придется очень долго, однако это все-таки реальный вариант. Рассчитывать на получение квартиры, причем, совершенно бесплатно, могут, например, малоимущие граждане, в семье которых доход на одного члена не превышает прожиточного минимума. При этом критерии здесь устанавливаются субъектами федерации, и поэтому в разных регионах страны они различаются – иногда достаточно существенно. Следует знать, что площадь жилого помещения на каждого из проживающих должна быть меньше нормы.

Военнослужащие также могут бесплатно получить от государства квартиру, но для этого нужно отдать армии 20 лет при обычных условиях, или не менее 10 в случае увольнения по льготным основаниям. По схожей схеме претендовать на бесплатное жилье могут спасатели профессиональных АСС, прокуроры, судьи, государственные служащие различных ведомств и министерств. Здесь есть еще и такой вариант, как приватизация выданной ранее служебной квартиры, хотя встречается он не так уж и часто.

Преференции на получение от государства объекта жилой недвижимости бесплатно имеют и многодетные семьи. Ранее им полагался только лишь участок земли, но в настоящее время ситуация изменилась, и многодетным семьям можно претендовать на получение от государства квартиры совершенно бесплатно. После того как в соответствующий закон были внесены поправок, они получили право отказаться от земельного участка в пользу жилья.

Впрочем, здесь не все так просто, и необходимо соответствовать еще и определенным критериям. В частности, такие семьи должны быть, во-первых, малоимущими, во-вторых, не обеспеченными жильем в соответствии с действующими нормативами, и в-третьих, проживать аварийном или ветхим жилье. Кроме того, существует еще несколько условий. Например, многодетная семья должна проживать на территории региона, где она хочет получить бесплатно квартиру от государства, определенное время (данный показатель отличается в разных субъектах федерации). Вместе с тем жилищные условия не должны были быть ухудшены в течение последних 5 лет.

Могут получить от государства квартиру бесплатно и обычные семьи, проживающие в домах, признанных аварийными, ветхими и не подлежащими ремонту. Такого рода здания в большинстве случаев отправляют под снос. Владельцам квартир, в свою очередь, предоставляется новая жилплощадь в том же, или в аналогичном районе.

Действующие нормы российского законодательства предусматривают, что получить от государства квартиру бесплатно могут люди, страдающие тяжелым хроническим заболеванием, сосуществование с которыми в одном жилом помещении представляется невозможным для остальных членов семьи. Здесь также нужно соответствовать определенным критериям. В частности, государством определен перечень болезней, при которых можно рассчитывать на бесплатные квадратные метры.

Теоретически каждый гражданин РФ может получить от государства бесплатно земельный участок. Действующее законодательство действительно предоставляет такую возможность. Получить данный вид недвижимости бесплатно можно благодаря соответствующим поправкам, внесенный в Земельный кодекс. Кроме того, до 2020 года была продлена так называемая дачная амнистия, позволяющая приватизировать используемые участки безвозмездно.

Преимущества при получении земли бесплатно имеют:

  • граждане, которые фактически пользуются участком, где находится жилой дом с оформленным в соответствии с действующим законодательством правом собственности;
  • семьи, имеющие на обеспечении более 3 детей или детей-инвалидов;
  • лица, стоящие на официальном учете в муниципалитете как нуждающиеся в жилом помещении – здесь необходимо проживать на территории данной местности не менее 5 лет.

Кроме того, благодаря развитию в Российской Федерации сельского направления, привилегии были предоставлены еще некоторым категориям граждан. Также право на получение бесплатных земельных участков получили лица, имеющие награды и звания, как советские, так и российские.

Многие граждане РФ сегодня имеют право и на безвозмездное получение от государства лекарств. Согласно данным, обнародованным министерством здравоохранения, в текущем году из средств федерального бюджета были оплачены препараты для 4,7 миллиона человек. Однако это еще не полная статистика. Из средств региональных бюджетов лекарства были оплачены еще для 8,9 миллиона россиян.

Текст Ст. 32 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверен ной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда на род выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях*(128).

Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

участвовать в референдуме;

на равный доступ к государственной службе, т.е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным или народным заседателем.

Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом для реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций служат гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, право на создание объединений, право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее, с наличием особых прав (постоянное проживание на территории России непосредственно перед выборам, а также обладание гражданством России). Например, для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории России не менее 10 лет,

возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя существуют и иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность и т.д.).

Возрастной ценз, при котором возможно участие в референдуме, составляет 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.

Следует особо отметить, что провозглашенное на конституционном уровне всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся под стражей.

В статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(129) в обеспечение ч. 2 ст. 32 Конституции РФ сказано: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации». Однако российское законодательство при наличии определенных условий предоставляет иностранным гражданам более широкие права в области формирования органов местного самоуправления. Так, п. 10 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(130) предусматривает, что «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях).

2. Обычно под непосредственным участием граждан в управлении делами государства понимают участие в выборах и референдумах.

Наиболее значимым выражением воли и интересов тех или иных слоев населения являются выборы — процедура, посредством которой группа людей выдвигает из своей среды кандидата для выполнения каких-либо общественных функций (задач). Это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Закон об основных гарантиях.

Одна из форм конституционного права граждан на участие в управлении делами государства — референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить общественное мнение страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу. На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Конституции). Голосование избирателей иначе называют плебисцитом (от лат. plebiscitum — решение народа). С точки зрения юридической различий нет — это полные синонимы; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: о государственной принадлежности спорной территории, форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

Правовая регламентация этого института непосредственной демократии заключена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»*(131), Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

Референдум в Российской Федерации — форма прямого волеизъявления граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Он проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Местный референдум — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Согласно ст. 12 Закона об основных гарантиях, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить российскому законодательству, а также законодательству соответствующего субъекта РФ.

Референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособность — это юридическое понятие, означающее утрату лицом способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики, обусловленных психической болезнью или слабоумием.

Признать гражданина недееспособным может только суд в порядке, предусмотренном законом. Для установления психического состояния лица, о дееспособности которого решается вопрос, суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу.

Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе назначается для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, когда имеются сомнения в его вменяемости либо способности к моменту рассмотрения дела отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, а также для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если требуется установить у них наличие способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. С помощью судебно-психиатрической экспертизы устанавливают также необходимость применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния. В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления психического состояния лица, по поводу которого решается вопрос о его дееспособности, и определения психического состояния и способности истцов и ответчиков понимать значение своих действий или руководить ими при совершении гражданско-правовых сделок.

Порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы регламентирован Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ, а также специальной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы.

Гражданин, совершивший преступление (согласно ст. 14 УК РФ , виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания), должен быть наказан, т.е. осужден и приговорен к определенному, соответствующему степени и характеру совершенного преступления, наказанию, в частности к определенному сроку лишения свободы.

4. Внимательное прочтение Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что под понятие «непосредственное участие граждан в управлении делами государства» подпадают (наряду с участием в выборах и референдумах) и случаи замещения гражданами государственных должностей. В пользу этого говорит хотя бы то, что понятие государственной службы и равенство прав граждан на замещение государственных должностей устанавливаются той же ст. 32 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов РФ;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

2) военная служба (вид федеральной государственной службы);

3) правоохранительная служба (вид федеральной государственной службы).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ*(132).

Согласно комментируемой норме граждане, замещая государственные должности, реализуют свое право. Право же, согласно Конституции, может быть ограничено в оговоренных Конституцией случаях только законом. В силу данного положения государственная служба, т.е. выполнение обязанностей по государственной должности, существенно отличается от работы по найму. Во втором случае нанимателем выступает конкретное лицо, а в первом «нанимателем» является все общество, от имени которого и принимаются законы.

Более того, смысл формулировки «граждане Российской Федерации имеют…» предполагает отсутствие каких-либо ограничений для тех или иных групп граждан, всеобщность (все граждане России) и безусловность. Декларативность этой формулировке придает хотя бы тот факт, что, например, согласно ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, которые должны к этому моменту:

владеть государственным языком Российской Федерации;

достигнуть возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Кроме того, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», специальным федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, исходя из п. 4 ст. 32 Конституции РФ, не имеют равного с гражданами России доступа к государственной службе.

Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 14 лишает иностранных граждан права:

находиться на муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации (в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации*(133);

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом*(134).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право граждан России участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Участие в осуществлении правосудия на территории России могут принимать судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также присяжные заседатели. Из Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» следует, что «судьей может быть гражданин Российской Федерации…»*(135).

Гражданами называются индивиды, которые неотрывно связанны с конкретным государством, его правовой основой. Это дает возможность .

Согласно законодательству, граждане определенного государства имеют отличие от иностранных лиц и граждан совсем не имеющих гражданства, но проживающих на территории этой страны. К зарубежным гражданам относятся лица, обладающие правами и обязанностями, но в своем государстве. Они подчиняются тем законам, которые были предусмотрены по отношению к ним, законодательством их страны.

Естественно, что у них нет аналогичных прав в другом государстве, но они обязаны подчиняться его законам.

Граждане Российской Федерации . На юридическом языке, гражданином России считается человек, имеющий правовую принадлежность к собственному государству. Те государства, где имеется монархический строй, термин «гражданин» звучит по другому – «подданство», правда смысл этого слова практически одинаков. Выдать гражданина РФ другой стране невозможно, даже для судебного разбирательства. Россия гарантирует абсолютно всем своим гражданам полное покровительство, она защищает их даже за границами собственной территории.

Однако, за такую помощь, государство требует от граждан выполнение определенных обязанностей. Они должны соблюдать и подчиняться действующим законам. В связи с этим, даже находясь далеко от своей страны, гражданин обязан выполнять требования конституции своей страны. Каждый гражданин России, может быть уверен, что даже если он будет долго отсутствовать в стране, он никогда не лишится своего гражданства.

Каким образом человек превращается в гражданина ? Как получить гражданство? Вопрос довольно риторический. Гражданство присваивается ребенку уже в роддоме. Для этого родители должны быть гражданами России. Если кто-то из родителей имеет гражданство России, а другой иностранный подданный, то ребенок, чтобы автоматически получить гражданства РФ, должен появиться на свет только в РФ. Если у обоих родителей имеется иностранное гражданство, но проживают они на территории РФ, а иностранное государство не дает новорожденному свое гражданство, то Россия, согласно законодательству о месте происхождения предоставляет его ребенку.

Вторым способом получения гражданства является натурализация. Иначе говоря, после достижения восемнадцатилетнего возраста, любое дееспособное лицо имеет право написать заявление о получении звания «гражданин России». Это возможно, если гражданин проживает в России более 5 лет. Лица, которые имели ранее российское гражданство, могут легко его восстановить. Согласно федеральному закону, гражданство можно получить, если усыновить или удочерить ребенка.

Российский гражданин и его права . У каждого гражданина имеется полный комплекс прав, относящихся к общепризнанным и являющихся человеческими. Дополнительно, в комплекс входят права, предусмотренные в этом государстве. Гражданами страны считаются люди, которые проживают постоянно на ее территории и имеют ее гражданство. У россиянина имеется право принимать участие в выборах и референдумах, его могут выбрать на работу государственные структуры, Он может стать:

1. депутатом;

2. судьей;

3. следователем;

4. прокурором;

5. работником полиции;

6. работать в службе безопасности;

7. таможенником;

8. военнослужащим;

9. дипломатом;

10. капитаном.

Любой россиянин имеет право быть избранным в президенты страны. У российского гражданина имеются и определенные обязанности . Предоставляя гражданам России определенные права, государство требует от них конкретного поведения, согласно законодательству. В связи с этим существуют некоторые обязанности, которые нужно выполнять, в противном случае следует наказание.

Говоря другим языком, обязанностью является соответствующее поведение гражданина. Некоторые обязанности распространяется на все лица, проживающие в государстве. Это касается:

Уплаты налогов;

Бережного отношения к историческому наследию;

Бережливое отношение к природе;

Заботы о детях;

Заботы о нетрудоспособных родителях.

Воинская обязанность . Гражданин России обязательно несет воинскую обязанность. Он обязан защищать свою родину в критических ситуациях. Воинская служба состоит из:

1. учета;

2. подготовки;

3. призыва;

4. прохождения службы;

5. пребывания в запасе;

6. призыва на сборы;

7. служба по призыву из запаса.

После исполнения 17-ти лет, каждый молодой человек, согласно законодательству должен состоять на воинском учете, и прибыть по повестке в военкомат. За неявку и нарушение правил выносится предупреждение или штраф. На службу принимаются лица от 18 и до 27 лет, включительно. Исключение имеют лица с отсрочкой или освобождением. Уклонение от воинской обязанности связано с уголовной ответственностью. По призыву служат два года, а лица, окончившие институт, 1 (один) год.

От воинской службы освобождаются :

Лица, имеющие не соответствующее состояние здоровья;

Доктора и кандидаты наук;

Родственники, погибших, исполнивших свой воинский долг.

Согласно закону, некоторым гражданам дается отсрочка, если у них на попечении двое или более детей, не достигших трехлетнего возраста. Такую отсрочку получают и те, кто учится на очном факультете. Отсрочка действует до полного его окончания. Она выдается не больше двух раз.

Иностранные граждане в России и их обязанности . Все иностранные граждане, без исключения обязаны:

Платить налоги;

Оплачивать сборы;

Заботливо относиться к окружающей среде;

Беречь природные богатства;

Беречь исторические и архитектурные памятники;

С уважением относиться к Конституции РФ, действующей на территории России.

Иностранный гражданин, в обязательном порядке должен зарегистрироваться в миграционной службе в течение 3-х суток после приезда в страну. Лица, проживающие на территории России, должны проходить перерегистрацию ежегодно. После окончания сокращенного срока проживания, зарубежный гражданин должен покинуть территорию страны в течение 3-х дней.

Что такое льготы и как ими пользоваться? Кто из граждан России сегодня может рассчитывать на льготы в той или иной сфере жизни? Из данной статьи Вы сможете узнать о различных льготах, которые предоставляются государством в качестве поддержки отдельных категорий населения страны.

К сожалению, не все граждане РФ полноценно пользуются привилегиями, которые им положены по закону, поскольку не имеют достаточно времени и сил, чтобы всегда быть в курсе новостей в сфере льгот и субсидий. Все осложняется тем, что назначение льготы может быть осуществлено только после личного заявления гражданина, а не по инициативе государственных органов. При этом, практически каждый гражданин может беспрепятственно получить причитающую ему льготу от государства, предоставив в соответствующие органы государственной власти необходимые документы, подтверждающие его права. Социальная система направлена на улучшение жизни отдельных слоев населения и заключает в себе следующие функции:

  1. достижение социального равенства в обществе - льготы предоставляются таким категориям граждан, как несовершеннолетние, инвалиды, многодетные семьи;
  2. поощрение граждан за заслуги перед Отечеством - льготы предоставляются таким категориям граждан, как инвалиды и участники ВОВ, ветераны труда, семьи погибших военнослужащих;
  3. компенсация гражданам за выполнение отдельных условий деятельности для интересов государства и общества - льготы предоставляются таким категориям граждан, как работники и военнослужащие, подвергшимся радиационному облучению;
  4. средство стимулирования - льготы предоставляются таким категориям граждан, как студенты, совмещающие работу с учебой.

Кому в России положены льготы

В соответствии с нормами российского законодательства права на помощь имеют:

  • инвалиды и ветераны труда;
  • участники Великой Отечественной Войны и иных боевых действий, а также семьи этих участников;
  • граждане, подвергшиеся радиационному облучению;
  • граждане, имеющие государственные награды;
  • малоимущие и многодетные семьи;
  • реабилитированные граждане и их родственники;
  • дети в возрасте до 16-ти лет;
  • государственные служащие;
  • пенсионеры;
  • другие категории граждан, которым могут предоставляться льготы в отдельных регионах.

Таким образом, предоставление льгот на территории Российской Федерации производится по категориальным принципам, предусматривающим оказание помощи в области социального обслуживания и обеспечения, занятости и трудовых отношений, льготного налогообложения.

Важно! Система назначения льгот построена по уравнительному принципу - в первую очередь льготы предоставляются наиболее нуждающимся гражданам.

Виды льгот для граждан РФ

Социальная система льгот весьма разнообразна, она охватывает большое количество сфер жизни общества, что позволяет своевременно оказать помощь нуждающимся гражданам. В основном льготы подразделяются по следующим категориям:

Жилищные льготы

Самым распространенным среди таких льгот является предоставление жилья, в том числе вариант «социального найма», представляющий собой аренду квартиры у государства за цену значительно ниже рыночной. Гражданам предоставляется жилье в муниципальном и государственном жилищном фонде по договору социального найма. Как правило, такие варианты используются гражданами, имеющими статус детей-сирот, до наступления совершеннолетия и теми, чье жилье было признано непригодным. Также эти граждане имеют право на получение жилья вне очереди. Среди жилищных льгот также выделяются льготы для улучшения жилищных условий. Так, если нарушены минимальные санитарные нормы жилой площади на одного человека, граждане могут рассчитывать на получение данной льготы. Кроме того, к жилищным льготам относятся льготы на оплату коммунальных платежей. В зависимости от категории льготы и региона они могут снижать оплату коммунальных платежей в размере 25-50%, а в некоторых случаях и до 100%, так, например, полной льготой сегодня пользуются некоторые крымчане. Также не стоит забывать и о льготных программах ипотечных кредитований, их тоже можно отнести к жилищной категории. Субсидируя ставки по ипотеке, государственные органы одновременно решают несколько проблем: стимулируют развитие строительной отрасли и обеспечивают граждан доступных жильем.

Транспортные льготы

Практически всем льготным категориям граждан положены льготные проездные билеты общественного транспорта внутри города. Отдельные категории граждан имеют льготы на проезд в районе 50%, другие - 100%, например, пенсионеры и дети, потерявшие кормильца. Специальные льготные тарифы предусмотрены для жителей отдаленных областей России при международном сообщении. Так, правом приобретения билета на поезд или самолет обладают жители Дальнего Востока и Калининграда.

Льготы в сфере здравоохранения

По умолчанию система здравоохранения в РФ является общедоступной и бесплатной, при этом инвалидам доступны бесплатно и некоторые категории лекарств, получаемые по рецепту врача, если при этом они входят в специальный перечень лекарств, утвержденный Министерством здравоохранения России. Программы бесплатного протезирования зубов и конечностей являются доступным вариантом в ряде районов России для инвалидов, пенсионеров, ветеранов ВОВ и других категорий. Также получить бесплатный протез могут люди, которым конечности были ампутированы в результате травмы на рабочем месте, дети-инвалиды до достижения возраста 18 лет, утратившие конечность при травме или заболевании, сотрудники правоохранительных органов, утратившие конечность во время несения службы. В данных ситуациях Фонд социального страхования полностью берет на себя расходы по протезированию.

Образовательные льготы

В основном льготы в области образования относятся к ВУЗам. Стоит отметить, что бюджетные места для бесплатного обучения студентов есть абсолютно во всех государственных высших образовательных заведениях, также в некоторых случаях государство может оплатить и коммерческое отделение. Так, льготами при поступлении могут воспользоваться призеры и победители различных олимпиад федеральных этапов, инвалиды и молодые люди, прошедшие срочную службу в Вооруженных Службах России. Кроме того, на бесплатное обучение в ВУЗах могут рассчитывать дети, оставшиеся без попечения родителей и родителей инвалидов, из малоимущих и многодетных семей. В зависимости от категории льготников можно получить следующие виды льгот:

  • прием в ВУЗ на бюджетное место без вступительных экзаменов;
  • прием на обучение в ВУЗ за счет бюджета в пределах квоты в результате успешного прохождения вступительных испытаний;
  • право на прием на подготовительное отделение ВУЗа на обучение за счет средств федерального бюджета;
  • преимущественное право зачисления в ВУЗ после успешного прохождения вступительных экзаменов и других равных условиях.
Важно! Если в отдельном регионе не хватает специалистов в конкретной области, они могут предложить абитуриенту обучение по целевому направлению, то есть регион берется оплатить его обучение на коммерческой основе, при условии, что в дальнейшем он будет работать по этой специальности в месте, которое назначит регион.

Налоговые льготы

Исходя из статьи 56 Налогового кодекса РФ, понятие налоговых льгот включает в себя возможность уплачивать сбор в меньшем размере либо не уплачивать совсем.

Льготы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)

Стандартный налоговый вычет по НДФЛ на детей применяется, когда на обеспечении у родителей находится ребенок. Начиная с месяца рождения ребенка, один или оба родителя, а также опекуны, усыновители, попечители и приемные родители вправе применить льготу, когда ежемесячно часть дохода не облагается НДФЛ. Налоговый вычет производится на каждого ребенка, не достигшего возраста 18 лет либо 24 лет, если он является учащимся очной формы обучения, интерном, аспирантом, курсантом и другое.

Льготы по уплате налога на имущество для физических лиц

Освобождение от уплаты налога на имущества для физических лиц установлено для отдельных категорий граждан. Так, от уплаты налога освобождены инвалиды I и II групп и инвалиды с детства, лица, получающие пенсию по утрате кормильца и так далее. От уплаты имущественного налога освобождаются ветераны ВОВ, а также участники иных боевых действий.

Льготы по уплате земельного участка

Налоговая база уменьшается на одного плательщика налога в отношении земельного участка, находящегося в пользовании или пожизненном владении у Героев СССР, РФ, инвалидов, в том числе, инвалидов детства, ветеранов ВОВ и других боевых действий, физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки и других.

Льготы по уплате транспортного налога

Отметим, что с 2014 г. почти все регионы отменили льготы по транспорту для большинства категорий льготников, за исключением:

  1. ветеранов ВОВ и других боевых действий;
  2. Героев СССР, РФ и Социалистического Труда;
  3. инвалидов I и II групп;
  4. чернобыльцев.
Важно! Даже в отношении указанной категории граждан льготы распространяются только на один автомобиль, другие транспортные средства, которые принадлежат льготнику, подлежат налогообложению в полном объеме.

При данных техническом уровне и структуре основных производственных фондов увеличение выпуска продукции, снижение ее себестоимости и рост накоплений предприятий зависят от степени использования основных фондов.

Все показатели использования основных фондов могут быть

объединены в три группы:

Показатели экстенсивного использования основных фондов

(уровень использования по времени);

Показатели интенсивного использования основных фондов

(уровень использования по мощности (производительности);

Показатели интегрального использования основных фондов

учитывающие совокупное влияние всех факторов - как экстенсивных,

так и интенсивных.

К первой группе показателей относятся: коэффициент экстенсивного

использования оборудования, коэффициент сменности работы оборудования, коэффициент загрузки оборудования и коэффициент сменного режима времени работы оборудования.

Коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэкст)

определяется отношением фактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работы по плану, т.е.

где tобор.ф -фактическое время работы оборудования, ч.;tобор.пл - время работы оборудования по норме (устанавливается в соответствии с режимом работы предприятия и с учетом минимально необходимого времени для проведения планово-предупредительного ремонта), ч.

Пример. Если за смену, продолжительность которой 8 ч. при планируемых затратах на проведение ремонтных работ 1 ч., фактическое время работы станка составило 5 ч., то коэффициент его экстенсивного использования будет равен 0,71 . Это означает, что плановый фонд времени работы станка использован лишь на 71%.

Коэффициент сменности работы оборудования определяется отношением общего количества отработанных оборудованием данного вида в течение дня станко-смен к количеству станков, работавших в наибольшую смену. Исчисленный таким образом коэффициент сменности показывает, во сколько смен в среднем ежедневно работает каждая единица оборудования. Упрощенный способ расчета коэффициента сменности таков: в цехе установлено 270 единиц оборудования, из которых в первую смену работало 200 станков, во вторую - 190. Коэффициент сменности составит 1,44 [(200+190) : 270].

Предприятия должны стремиться к увеличению коэффициента сменности работы оборудования, что ведет к увеличению выпуска продукции при тех же наличных фондах. Основные направления повышения сменности работы оборудования:

Повышение уровня специализации рабочих мест, что обеспечивает

рост серийности производства и загрузку оборудования;

Повышение ритмичности работы;

Снижение простоев, связанных с недостатками в организации

обслуживания рабочих мест, обеспечении станочников заготовками, инструментом;

Лучшая организация ремонтного дела, применение передовых

методов организации ремонтных работ;

Механизация и автоматизация труда основных и особенно

вспомогательных рабочих. Это позволит высвободить рабочую силу и перевести ее с тяжелых вспомогательных работ на основные работы во вторую и третью смены.

Коэффициент загрузки оборудования характеризует использование оборудования во времени. Устанавливается он для всего парка машин, находящихся в основном производстве, и рассчитывается как отношение трудоемкости изготовления всех изделий на данном виде оборудования к фонду времени его работы. Таким образом, коэффициент загрузки оборудования в отличие от коэффициента сменности учитывает данные о трудоемкости изделий. На практике коэффициент загрузки обычно принимают равным величине коэффициента сменности, уменьшенной в два раза (при двухсменном режиме работы) или в три раза - при трехсменном режиме. В нашем примере

Кзагр = 1,44: 2 = 0,72.

На основе показателя сменности работы оборудования рассчитывается

и коэффициент использования сменного режима времени работы оборудования. Он определяется делением достигнутого в данном периоде коэффициента сменности работы оборудования на установленную на данном предприятии (в цехе) продолжительность смены. Если продолжительность смены на предприятии 8 ч., то данный показатель составит 0,18 (Ксм.р = 1,44: 8 = 0,18). Однако процесс использования оборудования имеет и другую

сторону. Помимо его внутрисменных и целодневных простоев важно знать, насколько эффективно используется оборудование в часы его фактической загрузки. Оборудование может быть загружено полностью, может работать на холостом ходу и в это время вообще не производить продукции, а может, работая, выпускать некачественную продукцию. Во всех этих случаях, рассчитывая показатель экстенсивного использования оборудования, формально мы получим высокие результаты. Однако, как видно из приведенных примеров, они еще не позволяют сделать вывод об эффективном использовании основных фондов. Полученные результаты должны быть дополнены расчетами второй группы показателей - интенсивного использования основных фондов, отражающих уровень их использования по мощности (производительности) .

Коэффициент интенсивного использования оборудования определяется отношением фактической производительности основного технологического оборудования к его нормативной производительности,

т.е. прогрессивной технически обоснованной производительности. Для расчета этого показателя используют формулу:

где Вф - фактическая выработка оборудованием продукции в единицу времени; Вн - технически обоснованная выработка оборудованием продукции в единицу времени (определяется на основе паспортных данных оборудования).

Пример. В течение смены станок фактически проработал 5 ч. Вычисляя теперь коэффициент интенсивного использования оборудования, мы абстрагируемся от 3 ч. простоев станка и анализируем эффективность его эксплуатации в течение 5 ч. работы. Предположим, что по паспортным данным выработка станка составляет 100 ед. продукции в час, а фактически за 5 ч. работы она составила 80 ед. продукции в час. Тогда Кинт.- 80:100 =0,8. Это означает, что по мощности оборудование использовалось лишь на 80%. К третьей группе показателей использования основных фондов относятся коэффициент интегрального использования оборудования, коэффициент использования производственной мощности, показатели фондоотдачи и фондоемкости продукции.

Коэффициент интегрального использования оборудования оборудования определяется как произведение коэффициентов интенсивного и экстенсивного использования оборудования и комплексно характеризует

эксплуатацию его по времени и производительности (мощности). В нашем примере К экст = 0,71. K инт = 0,8, следовательно, коэффициент интегрального использования оборудования будет равен:

Таким образом, значение этого показателя всегда ниже значений

двух предыдущих, так как он учитывает одновременно недостатки и экстенсивного, и интенсивного использования оборудования. С учетом обоих факторов станок используется лишь на 57%. Результатом лучшего использования основных фондов является прежде всего увеличение объема производства. Поэтому обобщающий показатель эффективности основных фондов должен строиться на принципе соизмерения произведенной продукции со всей совокупностью примененных при ее производстве основных фондов. Это и будет показатель выпуска продукции, приходящийся на 1 рубль стоимости основных фондов - фондоотдача. Для расчета фондоотдачи используется формула

где Ф отд - фондоотдача, руб.; ВП - годовой объем выпуска товарной (валовой) продукции, руб.; ОФ ср.год "~ среднегодовая стоимость основных фондов, руб.

Фондоотдача – важнейший обобщающий показатель использования

фондов. Ее величина свидетельствует о том, насколько эффективно используются производственные здания, сооружения, ершовые и рабочие машины и оборудование, т.е. все без исключения группы основных фондов. Повышение фондоотдачи - важнейшая задача предприятий. В условиях научно-технического прогресса значительное увеличение фондоотдачи осложнено быстрой сменой оборудования, нуждающегося в освоении, а также увеличением капитальных вложений, направляемых на улучшение условий труда, охрану природы и т.п. Факторы, повышающие фондоотдачу,

показаны на рис. 1.

Фондоемкость продукции - величина, обратная фондоотдаче. Она

показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции. Если фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, то фондоемкость - к снижению.

Пример. При объеме товарной продукции в 1236 руб. и среднегодовой стоимости основных фондов в 934 руб. фондоотдача составит 1,32 (12 236 руб.: 934 руб.), а фондоемкость - 0,755 (934 руб.: 1236 руб.).

Одним из наиболее важных показателей трудосберегающего направления интенсификации производства является показатель отношения прироста производительности труда к приросту фондовооруженности. Необходимость учета этой взаимосвязи заключается в следующем. Для того чтобы добиться производительности труда, следует прежде всего всячески повышать уровень технической оснащенности предприятий, который, в свою очередь, предполагает соответствующие капитальные вложения и в конечном счете приводит к росту фондовооруженности. Однако было бы неправильно любой величиной экономии собственного труда оправдывать рост его фондовооруженности и фондоемкости продукции. Отсюда возникает важная экономическая проблема оптимального соотношения между фондовооруженностью труда и ростом его производительности за счет технической оснащенности производства.

Возможны несколько вариантов соотношения производительности труда и фондовооруженности. Нередки случаи, когда фондовооруженность увеличилась за какой-то период (ΔФт > 0) , а производительность труда за тот же период снизилась(ΔПР < 0). Например, такое положение в отдельные периоды времени отмечалось в рыбной промышленности страны и объяснялось сокращением добычи рыбопродукции в связи с переловом в предыдущие годы. Поэтому такое положение дел не всегда говорит о невысокой производительности, эффективности капитальных вложений; это часто связано с недостаточно качественной организацией хозяйствования.

Вполне реальна и совершенно противоположна ситуация, когда производительность труда увеличивается при прежнем уровне фондовооруженности и даже при ее снижении. Это происходит при использовании имеющихся резервов повышения эффективности производства за счет совершенствования его организации. Причем при рассмотрении этих двух случаев разной направленности изменения фондовооруженности и производительности труда, выявлении причин сложившегосяположения дел следует учитывать временной лаг.

Теперь рассмотрим наиболее интересный вариант, когда при росте фондовооруженности происходит увеличение производительности труда. Случай, когда прирост производительности труда превышает прирост фондовооруженности, т. е. когда Δ Пр > ΔФт > 0 или ΔПр / ΔФт > 1 , отражает ситуацию явно эффективного использования основных фондов, поскольку здесь растет не только производительность труда, но и фондоотдача, а значит, эффект от роста производительности труда дополняется эффектом от роста фондоотдачи.