Декларация утверждена приказом ФНС № ММВ-7-3/99@ от 26 февраля 2016 года. Поэтому пользуйтесь той же, что и при отчете за 2016 год.

Состоит декларация из титульного листа и шести разделов. Титульный лист и раздел 3 общие для обоих видов УСН, однако разделы 1 и 2 для разных объектов налогообложения УСН различаются. При УСН с объектом «доходы» заполняются разделы 1.1, 2.1.1 и 2.1.2, при УСН с объектом «доходы за вычетом расходов» — разделы 1.2 и 2.2.

Раздел 3 представляется только теми налогоплательщиками, которые получали средства целевого финансирования, не облагаемые налогом по УСН. Т.е. обычно у коммерческих организаций и ИП этого раздела в составе декларации нет, поэтому в статье он не рассматривается.

Все правила заполнения декларации изложены в Порядке заполнения декларации, который можно найти у нас на сайте в .

Обратите внимание! В декларации указываются только начисленные суммы налога, уплаченные суммы не указываются.

Общие правила заполнения декларации

Декларация может представляться как в бумажном, так и в электронном виде через телекоммуникационные системы. В бумажном виде декларация может заполняться вручную, чернилами черного, синего или фиолетового цвета, или с использованием компьютера. При использовании компьютера могут использоваться как средства Windows (Word, Excel и др.), так и специальное программное обеспечение.

Декларации, формируемые с использованием специального программного обеспечения, отличаются от деклараций, заполненных без него внешним видом и правилами заполнения полей.

При распечатке деклараций следует иметь ввиду, что не допускается двухсторонняя печать и нельзя скреплять листы степлером, поскольку это приводит к порче листов.

Все поля декларации заполняются слева направо. Если какое-то поле заполняется не полностью, то в оставшихся клетках поля проставляются прочерки. При отсутствии данных в каком-то поле, по всему поля ставится прочерк. При заполнении декларации через специальные программы выравнивание цифр и текста производится по правому, а не по левому краю полей.

Примеры заполнения деклараций без использования специальных программ, можно найти .

Титульный лист

Вверху титульного листа (а также вверху каждой страницы декларации) указывается ИНН и КПП. Поле КПП индивидуальные предприниматели не заполняют.

Если декларация первичная, то в поле «Номер корректировки» указывается 0, если сдается уточненная декларация, то ставится номер корректировки 1, 2 и т.д.

Налоговые периоды выбираются из Приложения 1 к Порядку заполнения декларации.

В поле «по месту учета» ставятся коды из Приложения 3 Порядка.

При заполнении поля «Налогоплательщик» указывается фамилия, имя и отчество предпринимателя, без указания статуса «индивидуальный предприниматель», название организаций пишется полностью, с указанием организационно-правовой формы (например, Общество с ограниченной ответственностью «Алмаз»)

Код ОКВЭД обычно ставится тот, который заявлен как основной при регистрации.

В полях для реорганизованных организаций индивидуальные предприниматели и организации, не являющиеся реорганизованными, проставляют прочерки. Номер телефона указывать обязанности нет, так что можно тоже поставить прочерки.

Поскольку никакие документы к декларации не прикладываются, соответствующее поле тоже прочеркивается. Однако если декларацию подписывает представитель налогоплательщика, к декларации прикладывается доверенность и тогда в поле ставится количество листов доверенности.

В разделе «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю», указывается фамилия, имя, отчество руководителя организации (у ИП — его ФИО). Если декларацию подписывает доверенное лицо организации или предпринимателя, то указывается ФИО представителя (либо название организации-представителя). Лицо, не подписывающее декларацию, а просто сдающее её в налоговую по поручению организации или ИП, не является представителем по заполнению декларации и поэтому его фамилия на титульном листе не указывается.

Доверенность от физического лица (в том числе и ИП), как на заполнение и подписание декларации, так и просто на представление документа в налоговую, должна быть заверена нотариально.

Заполнение разделов 1.2 и 2.2

Заполнение декларации следует начать со второго раздела — 2.2.

В строках 210-212 указываются доходы за отчетные периоды 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев. В строке 213 указывается доход за год. В строках 220-223 пишутся расходы, за соответствующие периоды. Все суммы учитываются нарастающим итогом, а не поквартально.

Если в предыдущем налоговом периоде у налогоплательщика был убыток, то он может включить этот убыток в декларацию в строку 230 и уменьшить на него налогооблагаемую базу. Если убыток больше налогооблагаемой базы за текущий год, то на текущий год переносится не весь убыток, а только его часть. Т.е. строка 230 не может быть больше строки 243. Остаток убытка будет уменьшать налоговую базу следующих налоговых периодов. Учет убытков ведется в книге доходов и расходов по УСН в разделе III.

В строках 240-253 указывается налоговая база или убытки отчетного года. При расчете базы за 1 квартал от строки 210 отнимается строка 220, если итог положительный, сумма пишется в строку 240, если отрицательная (убыток), то в строку 250. Аналогичным образом рассчитывается база за 1 полугодие и 9 месяцев. При расчете же за год надо учитывать данные строки 230 (если они есть) — от строки 213 отнимается строка 223 и строка 230.

В строках 260-263 указываются ставки налога. В некоторых регионах действуют пониженные ставки, например, в Санкт-Петербурге в 2017 году ставка налога была 7%. Разные ставки в разных периодах могут быть в том случае, если налогоплательщик менял место регистрации на другой регион.

Теперь можно переходить к заполнению раздела 1.2

В строках 010, 030, 060 и 090 указывается ОКТМО. Если ОКТМО в течение года не менялся, достаточно указать его в строке 010, а в остальных строках указывать не надо.

В строке 020 указывается сумма авансового платежа, подлежащего уплате за 1 квартал. Эта сумма уже рассчитана в разделе 2.2. в строке 270, поэтому в эту строку просто переносятся данные оттуда.

При расчете авансового платежа за 1 полугодие, заполняется либо строка 040 (если авансовый платеж к уплате), либо строка 050 (если налог к уменьшению). Для расчета используются данные строк 271 и 020. При расчете авансового платежа за 9 месяцев следует использовать формулу, указанную у строк 070 и 080: 272 — (020 040 — 050). Если полученный результат положительный, он пишется в строке 070, если отрицательный, то в строке 080

Пример. У организации по итогам 1 полугодия образовался убыток, в строке 271 декларации поэтому стоит прочерк. За 1 квартал был исчислен авансовый платеж в строке 020 в размере 112 425 руб. Считаем авансовый платеж за 1 полугодие (стр.271-стр020): 0 — 112 425 = - 112 425 руб. Сумма получилась отрицательная, поэтому указываем её в строке 050.
Рассчитывая же налог за налоговый период (строки 100 и 110), следует обратить внимание на минимальный налог в строке 280. Если строка 280 меньше или равна строке 273, то для расчета берется строка 273 и результат указывается в строках 100 или 110, если больше, то строка 280, а результат в строке 120. Формулы для расчета указаны у строк 100, 110 и 120.

Полученный в результате расчетов налог в строках 100 или 120 не всегда соответствует тому, что в реальности надо будет доплатить, поскольку в декларации показываются только начисления, а уплаты не показываются. Чтобы понять, сколько же надо доплатить налога за год, надо от строки 273 (в случае если она больше или равна строке 280) отнять уплаченные в течение года авансовые платежи. Если в результате сумма положительная, значит налог в этой сумме надо доплатить. Если отрицательная — налог за налоговый период уже переплачен. В случае, если строка 273 меньше строки 280, то тоже самое рассчитывается от строки 280.

Имейте ввиду, что отдельного КБК для уплаты минимального налога больше не существует, поэтому даже если у вас получается минимальный налог к уплате, его не надо платить полностью, если в течение года производились авансовые платежи по налогу.

Пример. У организации по итогам года получился минимальный налог к уплате (строка 280 декларации) в размере 675 870 руб., однако в течение года было уплачено 142 275 руб. авансовых платежей. Поэтому доплатить надо сумму 675 870 — 142 275 = 533 595 руб. Хотя в декларации в строке 120 указана сумма 420 870 руб.

О порядке учета расходов при УСН 6% (точнее об уменьшении налога на определенные суммы) мы рассказывали в . В этом материале расскажем о том, что считается расходами при УСН 15%.

Расходы при УСН 15%: порядок признания 2018-2019

Доходы, уменьшенные на величину расходов, на УСН 15% — это объект налогообложения. И если с доходами обычно вопросов не возникает (на УСН учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы), то с расходами все не так просто. Ведь расходы на доходно-расходной упрощенке можно учесть не все, а лишь входящие в ограниченный перечень. Для расходов на УСН 15% их перечень приведен в ст. 346.16 НК РФ .

Что является расходом при УСН 15%? Приведем некоторые из них:

  • расходы на приобретение ОС и НМА;
  • расходы на ремонт ОС;
  • расходы на аренду;
  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда и обязательное страхование работников;
  • суммы НДС по оплаченным товарам, работам и услугам;
  • проценты по кредитам и займам;
  • расходы на командировки;
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные и другие услуги связи;
  • расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (без учета НДС по ним).

И доходы, и расходы в целях УСН признаются после их фактической оплаты или погашения задолженности иным способом. При этом если доходы учитываются по факту получения денежных средств или иного имущества, для признания расходов одного факта оплаты не всегда достаточно.

К примеру, для признания в расходах стоимости товаров такие товары должны быть не только оплачены, но и реализованы (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А признание в расходах затрат на приобретение ОС зависит от того, приобретены эти объекты до перехода на УСН или в период применения спецрежима (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

А, например, расходы на возмещение ущерба при УСН 15% не учитываются вовсе, поскольку такие затраты не поименованы в перечне расходов, указанных в ст. 346.16 НК РФ .

Порядок признания иных расходов на УСН «доходы минус расходы» (15 процентов) установлен ст. 346.17 НК РФ .

При этом необходимо учитывать, что расходы на УСН обычно принимаются в порядке, предусмотренном для расчета налога на прибыль (п. 3 ст. 346.5 НК РФ). К примеру, это относится к расходам на оплату труда (идет отсылка к ст. 255 НК РФ). А какие ограничения действуют для признания в расходах начисленных процентов, указано в ст. 269 НК РФ .

УСН 15: доходы минус расходы (минимальный налог)

Конечно, если на УСН 15% нет доходов, а есть расходы, налог платить не придется. Если нет ни расходов, ни доходов - тем более. А вот если доходы у упрощенца есть, но сформировался убыток, поскольку расходы превышают доходы, налог надо будет заплатить. Речь идет о минимальном налоге. Платится минимальный налог в размере 1% от доходов упрощенца в том случае, когда рассчитанный в обычном порядке упрощенный налог меньше минимального (

Каждый представитель бизнеса, выбирая налоговый режим в начале своего предпринимательского пути, либо меняя его в процессе работы, ориентируется в первую очередь на предполагаемую сумму налоговых платежей. Основной интерес состоит в том, чтобы как можно больше сэкономить на налогах, но не в последнюю очередь имеет значение простота и ясность налоговой системы. Именно поэтому упрощенная система налогообложения пользуется большим спросом среди российских коммерсантов – она достаточно понятна даже для неспециалиста. Несмотря на то, что в ней есть некоторые тонкости и нюансы, именно ее выбирают в качестве основного режима большинство бизнесменов. В этой статье мы расскажем о том, как высчитывать налог доходы минус расходы на упрощенной системе налогообложения.

Что такое УСН доходы минус расходы 15%

Для начала напомним о том, что «упрощенка» позволяет выбрать : 6% с дохода или доходы минус расходы 15%. В зависимости от размера прибыли и перспектив развития, каждый предприниматель индивидуально выбирает наиболее подходящую ему схему налоговых начислений и выплат.

При УСН доходы минус расходы налог высчитывается и оплачивается с суммы, которая является разницей между доходами и расходами. Причем, расходы учитываются далеко не все, а только те, что, отмечены в НК РФ, поэтому нужно обязательно вести строгий учет этих расходов, документально и экономически их обосновывая.

На примере многих российских предпринимателей видно, что упрощенная система налогообложения с объектом доходы минус расходы 15 % выгодна, если затраты от выручки составляют больше 60%. Поэтому часто ее выбирают именно начинающие предприниматели или те, кто всерьез планирует заняться развитием бизнеса.

Ставка налога по УСН: объект доходы минус расходы

Налоговым кодексом РФ основной считается ставка 15%. Однако в зависимости от региона России, эта ставка может меняться в сторону понижения вплоть до 5%. Более того, предполагается, что уже с 2017 года местные власти смогут снижать ее даже до 3%, что не может не радовать. Регионы имеют право понижать ставку не только исходя из каких-то своих особенностей, но и для привлечения интересных выгодных инвестиций. Индивидуальные региональные налоговые ставки могут пересматриваться один раз в год.

Внимание! По закону, начинающие предприниматели, работающие в производственных, научных или социальных областях, имеют право в течение двухлетнего периода на нулевую ставку налога, но только при условии, что на то есть воля региональных властей. При этом нет необходимости оплачивать даже минимальный налоговый уровень.

Важно! Для того, чтобы выяснить наиболее эффективную и выгодную налоговую ставку на территории той или иной области РФ, нужно обратиться в ближайшую налоговую инспекцию.

Финансовые показатели для расчета налога доходы минус расходы

Для того, чтобы правильно и достоверно рассчитать налог УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», надо иметь ввиду следующие данные:

  • за расчетный период;
  • аванс, приходящийся на налоговую базу;
  • аванс к оплате по итогам отчетного периода.

Следует помнить, что высчитывать налоговую базу надо по результатам следующих отчетных периодов: один квартал, 6 месяцев и 9 месяцев.

Приведем пример

В качестве субъекта налогообложения в рассматриваемом примере возьмем компанию «Три двери». За рассчитываемый период берем 2015 год. Чуть ниже показаны помесячные доходы фирмы. Нам необходимо вычислить сумму авансовых платежей и размер налога к оплате по каждому отчетному периоду: первого квартала, полугодия и девяти месяцев. При этом, имеем ввиду, что у компании «Три двери» нет неперенесенных убытков.

Итак, предположим, что за 2015 год организация получила такие доходы за минусом расходов:

Январь - 20 тыс. руб.
Февраль - 30 тыс. руб.
Март - 40 тыс. руб.
Апрель - 60 тыс. руб.
Май - 70 тыс. руб.
Июнь - 80 тыс. руб.
Июль - 90 тыс. руб.
Август - 100 тыс. руб.
Сентябрь - 110 тыс. руб.
Октябрь - 120 тыс. руб.
Ноябрь - 130 тыс. руб.
Декабрь - 140 тыс. руб.

Исходя из этих данных, считаем налоговую базу, как полагается, нарастающим итогом. Нехитрые подсчеты дают следующий результат:

Первый квартал - 90 тыс. руб.;
Шесть месяцев - 300 тыс. руб.;
Девять месяцев - 600 тыс. руб.;
Год - 990 тыс. руб.

Следующий этап: вычисляем размер авансовой выплаты за полгода. Для этого высчитываем налоговую базу с начала года до его половины нарастающим итогом и опять же умножаем на ставку налога:

300 тыс. руб. * 15% = 45 тыс. рублей

Следует помнить, что эту сумму компания «Три двери» может уменьшить на авансовый платеж, выплаченный в бюджет за первый квартал. То есть:

45 тыс. руб. – 13 500 руб. = 31 500 рублей – именно столько фирма должна перечислить в качестве авансового платежа за полгода.

Переходим к высчитыванию авансового платежа за три квартала. Опять же складываем доходы за девять месяцев и умножаем на ставку налога. Получаем:

600 тыс. руб. * 15% = 90 тыс. руб.

Не забываем о том, что этот результат нужно уменьшит на авансовые платежи, уже выплаченные за первый квартал и полгода. В итоге к оплате за девять месяцев, авансовый платеж составит:

90 тыс. руб. – 13 500 руб. – 31 500 руб. = 45 тыс. руб.

Ну и конечный расчет – это сумма к оплате по годовым итогам. Считаем ее все по той же схеме:

990 тыс. руб. * 15% = 148 500 руб. - размер налога по результатам налоговой базы за все двенадцать месяцев. Далее:

148 500 руб. – 13 500 руб. – 31 500 руб. – 45 тыс. руб. = 58 500 тыс. руб.

Таким образом, именно 58 500 тыс. рублей нужно будет оплатить по налогам за весь год.

Внимание! В некоторых случаях размер налога по итогам налогового периода при «упрощенке» доходы минус расходы, может быть меньше или больше суммы начисленных авансовых платежей. Следует помнить о том, что если он больше, то данный налог в казну нужно обязательно доплачивать. Также бывает, что в конце года обнаруживается налоговая переплата. Есть два пути для решения этой проблемы: налог либо засчитывается в счет будущих платежей, либо возвращается на счета налогоплательщика.

Минимальный размер налога при «упрощенке» доход минус расходы

При вычислении суммы налога к оплате, следует помнить, что если она ниже 1% от размеров доходов, то в соответствии с Налоговым кодексом РФ, субъект налогообложения в обязательном порядке должен оплатить минимальный налог.

Для этого существует специальная формула, пользоваться которой нужно исходя из итогов года:

Налог = выручка * 1%

Приведем пример

Компания «Фигура речи» за весь 2015 год имеет общий доход 2 250 355 рублей, при этом ее затраты составили - 2 230 310 рублей.

Высчитываем размер налога (2 250 355 руб. – 2 230 310 руб.) * 15 % = 3 006,75 рублей

Таким образом, минимальный размер налога будет равен: 2 250 355 * 1 % = 22 503,55 рублей – именно эту сумму фирма «Фигура речи» обязана перечислить в государственную казну.

Как показывает сложившаяся в России практика, упрощенная система налогообложения доходы минус расходы стала одним из самых предпочитаемых режимов для коммерсантов, причем как для индивидуальных предпринимателей, так и для руководителей предприятий и организаций. Тем не менее, периодически между бизнесменами и представителями налоговых служб возникают некоторые разногласия и споры.

Поэтому, когда бухгалтер высчитывает размер данного налога, в него нужно включать только те расходы, которые имеют четкое, максимально полное экономическое и документальное обоснование, предусмотренное Налоговым кодексом РФ.

Если строго следовать этому правилу, то никаких проблем с налогоисчислением доходы минус расходы 15%, скорее всего, не будет.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

Действие рассматриваемого закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созданных ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ч.1 ст.2). Применительно к данной правовой норме можно задавать вопросы о целесообразности или нецелесообразности указанных исключений, но первая проблема, возникающая в связи с исполнением данного закона, заключается, на наш взгляд, в том, что действие закона без всяких существенных исключений распространяется на деятельность всех созданных общественными объединениями на территории РФ их структурных подразделений: и организаций, и отделений, и филиалов, и представительств, включая представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений (ч.2 ст.2)».

Суть проблемы в том, что общественное объединение, пройдя все бюрократические препоны и препятствия своего создания на федеральном уровне, по сути дела должно проходить все эти бюрократические процедуры и придирки также и на региональном уровне в каждом субъекте федерации при создании там либо региональной организации, либо отделения, либо филиала, либо представительства. Закон не уточняет и не разграничивает все эти формы внутренних подразделений общественного объединения. Закон лишь определяет, что процедура регистрации для всех этих подразделений в регионах одна и та же, что и на федеральном уровне (с незначительными упрощениями, как будет отмечено ниже).

Учредителями и членами общественного объединения могут быть физические лица (не менее трех) и юридические лица - общественные объединения (иные юридические лица - государственные органы и учреждения, предприятия и другие коммерческие организации - учреждать общественные объединения не могут). Вновь созданное общественное объединение должно прежде всего созвать учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором следует принять решение о создании самого объединения и о регистрации его устава, сформировать его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Резолютивная часть постановления съезда (конференции) должна, следовательно, выглядеть примерно так:

«1. Создать общественную организацию «Общество любителей живой природы «Зеленая планета»;

2. Утвердить Устав общественного объединения «Общество любителей живой природы «Зеленая планета».

Постановления о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения разумнее принимать отдельно.

С момента принятия таких решений объединение считается созданным (ст.6, 18).

Определить организационно-правовую форму общественного объединения необходимо с учетом поставленных целей и задач. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать, что действующее законодательство разрешает создавать общественные объединения - юридические лица только в тех формах, которые прямо предусмотрены законом. Для упрощения процедуры выбора необходимо ответить на два вопроса:

1. Будет ли ваше общественное объединение основываться на членстве, и если будет, то юридические или физические лица будут являться членами объединения, либо те и другие вместе.

2. Кто будет являться учредителем объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. Общественная организация . Общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Членами организации могут быть физические и юридические лица (данное положение указывается в одном из пунктов устава). Высший руководящий орган - съезд (конференция). Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции). Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член не имеет права собственности на долю этого имущества. Структурные подразделения (отделения) осуществляющие свою деятельность на основе единого устава организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними. В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества является союз (ассоциация). Территориальные же организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.;

2. Общественное движение. Общественное объединение, массовое , состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения. Высший руководящий орган - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. От имени общественного движения права собственника имущества, поступающего в общественное движение, а также созданного и (или) приобретенного им за счет собственных средств, осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

3. Общественный фонд . Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся формированием имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных поступлений и использованием его на общественно полезные цели. Такое имущество не является собственностью учредителя или управляющего имуществом такого фонда. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

4. Общественное учреждение. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся оказанием конкретного вида услуг, соответствующим уставным целям. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Общественное учреждение, созданное и финансируемое собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право оперативного управления. Общественное учреждение получает имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении такого имущества общественное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с его уставными целями. Общественное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без письменного разрешения собственника.;

5. Орган общественной самодеятельности. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся совместным решением различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей. Такое объединение формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов и организаций. Субъектом права собственности в органе общественной самодеятельности является сам орган общественной самодеятельности, за которым после его государственной регистрации закрепляются права юридического лица.

Указанный перечень организационно-правовых форм является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Но при этом в этой же статье закона вводятся понятия политических общественных объединений: политических организаций, политических партий и политических движений, организационно - правовыми формами которых закон определяет ту же общественную организацию (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения) (ч.2 ст.7). Возникает вопрос - зачем установлено такое смешение понятий?.

Практика отвечает на этот вопрос многочисленными придирками чиновников различного уровня в том плане, что произвольно устанавливаются различного рода запреты на названия тех или иных объединений как политической организации или политической партии, или политического движения, и обосновывается это тем, что закон предусматривает только такие организационно-правовые формы, как общественные организации или общественные движения. И такие придирки из формальных очень быстро превращаются в принципиальные, препятствующие регистрации таких политических объединений и их структурных подразделений, в частности, на региональном уровне, для которых государственная регистрация является обязательной.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности.

В зависимости от территориальной сферы деятельности российские общественные объединения делятся на:

- общероссийские , которые имеют свои структурные подразделения (организации, филиалы, отделения и представительства) и таким образом осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации,

- межрегиональные, имеющие свои подразделения и осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ,

- региональные , деятельность которых осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ и

- местные , действующие в пределах территории органа местного самоуправления (ст.14).

Общероссийское общественное объединение может без специального разрешения использовать в своем названии наименования «Россия» или «Российская Федерация», или соответствующие словосочетания. Личное имя гражданина может быть использовано в названии объединения только с письменного согласия его или его законных представителей.. Название не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Символика общественных объединений не должна совпадать с какой-либо государственной символикой и нарушать чьи-либо права на интеллектуальную собственность.

Еще одна проблема, над которой необходимо подумать до государственной регистрации, - как будут описаны в уставе направления деятельности организации. В отличие от коммерческих структур, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, общественные объединения могут иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Крайне принципиальным для регистрирующих и других государственных чиновников, кроме всего прочего, является требование вновь введенной статьи 12.1. закона о том, что в уставе политического общественного объединения в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ч.1 ст.12.1.). При отсутствии такого указания в уставе политическая организация не будет допущена к участию в выборах: избирательная комиссия откажет в регистрации кандидатов на выборные должности, выдвинутых этой организацией, равно как и в регистрации самой организации (в случае голосования по спискам избирательных объединений, блоков и политических партий).

Граждане, желающие создать именно политическое общественное объединение и участвовать в дальнейшем в выборах очень рискуют, если осмелятся каким-либо образом изменить указанную выше формулировку закона или что-то из нее исключить.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, закон гарантирует право граждан по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, но, с другой стороны, ставит под условие государственной регистрации приобретение этим объединением права юридического лица (ч.ч.3,4 ст.3).

На практике указанная гарантия означает «чистой воды» фикцию, поскольку ни одно такое общественное объединение не сможет функционировать нормально, не будучи юридическим лицом: оно не сможет открыть свой счет в банке, не сможет арендовать помещение и т.д. и т.п., поэтому оно вынуждено добиваться государственной регистрации.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации данного объединения (ч.4 ст.18).

Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке (ч.2 ст.21).

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации, межрегионального - органом юстиции по месту нахождения постоянно действующего его руководящего органа, регионального и местного - органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.ч.3,4,5 ст.21).

С момента возникновения правоспособности, государственной регистрации в качестве юридического лица, законом прямо указывается, что для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством;

в) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

г) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

д) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

е) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

ж) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

з) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Наравне с указанными выше правами общественное объединение несет определенные обязанности, среди которых:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

в) ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

г) представлять по запросу органа, регистрирующего, общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

д) допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

е) оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Неисполнение вышеперечисленных обязанностей дает основание органу регистрирующему общественные объединения вынести руководящим органам общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований такого предупреждения.

Общий надзор за соблюдением законов общественными организациями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Вообще же контроль за соблюдением общественным объединением существующих норм и стандартов могут осуществлять различные органы государственного надзора и контроля (пожарные, экологические и иные).