В срок до 15 сентября 2017 года лица, ответственные за управление жилыми многоквартирными домами (МКД), обязаны завершить мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2017-2018. Свидетельством успешного завершения подготовительных работ является наличие Паспорта готовности к отопительному периоду.

На первые числа июля к новому отопительному сезону оказались готовы только 37% жилфонда, 30% котельных и 37% теплосетей.

Федеральное законодательство о подготовке к отопительному сезону

Подготовка к отопительному сезону регламентируется статьей 20 Федерального закона от 27 мая 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а оценка проведения мероприятий – Правилами оценки готовности к отопительному сезону, которые утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее – Приказ 103).

В связи с тем, что единый закон о подготовке к отопительному сезону отсутствует, лицам, ответственным за данные мероприятия, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...»;
  • Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • правила благоустройства придомовых территорий, утвержденные органами местного самоуправления;
  • иные распоряжения региональных и муниципальных органов власти.

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, одним из важнейших аспектов подготовки к осенне-зимнему периоду является соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствие с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», ТСЖ или управляющая компания обязаны разрабатывать и не реже одного раза в год доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности управляемых МКД.

Что входит в подготовку к отопительному сезону

Основные задачи комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 сводятся к обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии (теплоносителя) в отапливаемые помещения, независимо от их назначения.

Обязательными мероприятиями в рамках подготовки к зиме являются:

  • наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом узле;
  • проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка систем теплоснабжения и вентиляции, котельных, внутридомовых сетей, групповых и местных тепловых пунктов;
  • проверка работоспособности запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления устройств газового хозяйства.

В соответствии с Приказом 103 отчитаться о подготовке к отопительному сезону в центральных регионах России необходимо не позднее 15 сентября текущего года. Сроки подготовки к отопительному сезону в северных и восточных районах сокращены до 01 сентября, для южных – продлены до 01 октября.

Контроль за всем комплексом мероприятий возложен на органы местного самоуправления, собственников жилых и нежилых помещений в МКД, органы жилищного надзора и другие уполномоченные структуры.

Подготовка жилого фонда к отопительному сезону 2017-2018

Комплексная подготовка объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации регламентируется нормативными требованиями к проживанию людей в осенне-зимний период.

  • устранение трещин и дыр в наружных стенах, цоколе, чердачных перекрытиях, крыше и местах их стыковки друг с другом, окнами или дверьми;
  • восстановление штукатурного покрытия, кровли и т.п.;
  • приведение в порядок технических помещений;
  • проверка целостности оконных и дверных заполнений, доводчиков и притворов;
  • проведение пробных топок центрального отопления и печей;
  • обеспечение отвода атмосферных и талых вод от спусков в подвал, оконных приямков;
  • проверка качества гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя;
  • проверка работоспособности отопительных печей и установок с газовыми нагревателями, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения.

На основе данных рекомендаций, а также недостатков, выявленных в результате весеннего осмотра МКД и его инженерных систем, управляющая компания или ТСЖ разрабатывает план мероприятий подготовки к отопительному сезону и утверждает его в органах местного самоуправления.

План подготовки к отопительному сезону управляющей компании помимо технических работ включает в себя ряд организационных мероприятий:

  • переподготовка и повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих эксплуатацию и экстренный ремонт котельных, тепловых пунктов, инженерных систем;
  • инструктаж работников аварийной службы, рабочих текущего ремонта, дворников;
  • проведение технического осмотра и обслуживания автотранспорта, средств связи, оборудования, инструментов, уборочной техники, инвентаря;
  • подготовка или восстановление схем внутридомовых инженерных систем;
  • проведение ревизии тепловых узлов, работоспособности приборов учета (с заменой, при необходимости), удостоверение в целостности пломб.

Кроме этого, управляющие компании и ТСЖ при подготовке к отопительному сезону должны учитывать иные требования Правил 103:

  • степень готовности теплопотребляющих установок к работе и обеспечение ими режима потребления тепловой энергии, указанного в договоре ресурсоснабжения;
  • отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию, теплоноситель;

Основной проблемой в подготовке к отопительному сезону остается высочайший уровень задолженности потребителей за поставленные энергоресурсы. Задолженность в сфере ЖКХ составляет более одного триллиона рублей, из которых 800 миллиардов приходятся долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

В соответствие с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), обязанности по подготовке внутридомовых инженерных систем к сезонной эксплуатации возлагаются на собственников жилых помещений многоквартирного дома (в случае непосредственного управления) или ТСЖ и управляющие компании. Финансирование мероприятий осуществляется за счет собственников.

Закон об «альтернативной котельной»

Что касается подготовки к отопительному сезону 2017-2018 теплосетевого хозяйства, контроль за ним будет возложен на новые структуры – единые теплоснабжающие организации (ETO).

31 июля 2017 года Президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Документ, который получил народное название «Закон об «альтернативной котельной» изменил систему регулирования тарифов на тепло. Новая модель предусматривает установление предельного уровня цены на теплоноситель, которая получила название «альтернативной котельной». Это расчетный показатель. Он соответствует стоимости одной гигакалории тепловой энергии в случае, если потребители захотят построить собственную (альтернативную) котельную.

Кроме обеспечения бесперебойного процесса доставки тепла от производителя к потребителю, ЕТО будут отвечать за весь комплекс мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, а также за их подготовку к сезонной эксплуатации.

Однако обслуживание внутридомовых сетей, установка теплосчетчиков и подготовка теплоузла к отопительному сезону останутся в ведении управляющих компаний и ТСЖ.

Оснащение теплового узла современными приборами учета

Среди требований по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии Приказ 101 наличие и работоспособность приборов учета, а также отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Достоверный учет потребляемых энергоресурсов и своевременная оплата рассматриваются федеральным законодательством как эффективные способы энергосбережения.

Как показала практика, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии сделало процесс начисления платы за ресурс более прозрачным и понятным для потребителей, открыло для них необходимость и пути экономии тепла.

Многие собственники жилых и нежилых помещений в МКД пошли еще дальше: обращаются в РСО и управляющие организации с просьбой установить индивидуальные теплосчетчики. В том числе – с возможностью дистанционного снятия показаний и диспетчеризации данных в режиме реального времени.

Это позволяет каждому собственнику платить только за то тепло, которое он фактически потребил в своих помещениях, плюс расходы на ОДН. В ситуации, когда дом оборудован только общедомовым прибором учета, собственники вынуждены платить за тепло соразмерно площади принадлежащих им помещений.


Мы помогаем автоматизировать учет любых ресурсов: тепло, вода, электричество, газ.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации для управляющей организации:

  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн - смотрите демо личного кабинета ;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Беспроводные решения для диспетчеризации ресурсов в многоквартирных домах

В продолжение статьи.

Россия является одной из самых сложных климатических стран. Многие регионы страны ежегодно переживают длительную морозную зиму. Именно поэтому с советских времен особое внимание уделялось подготовительным работам. Подготовка к отопительному сезону 2017-2018 объектов теплоснабжения началась уже весной этого года. От ее эффективности будет зависеть то, когда и в каком объеме осенью города России получат тепло.

Сложно переоценить роль подготовки объектов энергоснабжения к зиме, учитывая, что большинство домов, школ, больниц и зданий иных социальных органов страны отапливаются от системы централизованного теплоснабжения. То же самое касается и промышленных предприятий. Для контролирования процесса подготовки к отопительному сезону был сформирован департамент топливно-энергетического хозяйства. Именно он устанавливает программу подготовительных мероприятий, от которых зависит отопительный сезон 2017-2018 в Москве и регионах страны.

Чем крупнее субъект (город, населенный пункт) тем более масштабные работы необходимы для его подготовки к осенне-зимнему периоду. Это обуславливается общим количеством домов и строений.

Существующая программа подготовки населенных пунктов к отопительному сезону включает в себя четко определенную последовательность мероприятий, которую предписано выполнять исполнительным органам власти.

Главными пунктами этой программы является:

  • Формирование внутри соответствующих исполнительных государственных органов комиссий по подготовке к отопительному сезону. Главной задачей таковых комиссий является наблюдение за сроками и объемами всех подготовительных мероприятий;
  • Формирование графика предстоящих работ, включая процедуры контрольного запуска отопительных систем. Такие запуски позволяют выявить все существующие проблемы в системах теплоснабжения, идентифицировать аварийные участки;
  • На основании результатов контрольных запусков, формируется общая смета, включающая в себя затраты на все предстоящие работы.

Иными словами, подготовка к отопительному периоду 2017-2018 состоит за проверки существующих систем и магистралей теплоснабжения, с целью выявления аварийных участков. Проведение своевременных ремонтных работ и замена устаревшего оборудования гарантирует стабильную подачу тепла в осенне-зимний период во все дома и здания социальной инфраструктуры.

Начало работ

Российская Федерация включает в себя множество субъектов, располагающихся в самых разных климатических условиях. В зависимости от конкретного региона отопительный период 2017-2018 года будет запущен в разное время. Кроме того, специалисты принимают в расчет сезонные особенности, так как погодные условия даже в одном регионе могут сильно меняться из года в год.

То же самое касается и подготовительных работ, так как их сроки находятся в прямой зависимости от запуска отопительных систем. Тем не менее, законодательно установлены определенные временные рамки, в которые все работы должны укладываться:

  • 10 марта. До этого срока должны быть начаты тестовые работы по гидравлическим испытаниям теплообменных систем;
  • 12 марта. На эту дату назначено начало испытаний тепловых магистралей и отопительных станций;
  • 25 мая. К этой дате должны быть закончены все ремонтные и иные подготовительные работы;
  • 15 октября. Последний день, когда допускается начать отопление домов и зданий социальной инфраструктуры. В исключительных случаях для отдельных помещений этот срок может быть продлен на две недели.

Тем не менее, отопительный сезон может быть открыт раньше установленного срок, в том случае, если этого требуют погодные условия. Законодательно установлено следующее правило: если среднесуточная температура в течение 5 дней держится на уровне +8 градусов по Цельсию и ниже, то отопление должно быть запущено немедленно, вне зависимости от даты. Данная мера обусловлена не только вопросом обеспечения комфортной температуры в жилищах и иных помещениях, но и материально-технической потребностью. Если не ввести системы теплоснабжения в действие при такой температуре, то возможно их повреждение в дальнейшем под влиянием холодов, что влечет за собой существенные финансовые издержки.

Однако предельный срок запуска работы тепловых магистралей остается неизменным - это 15 октября 2017 года. Отопительный сезон продлится до весны 2018 года. Конкретная дата отключения отопления также зависит от погодных условий. Плановые работы по отключению отопительных систем начнутся в апреле и могут продлиться весь месяц.

План мероприятий подготовки к отопительному сезону 2017-2018 года

В каждом городе вырабатывают свой индивидуальный план мероприятий. Для примера приведем конкретный план, осуществляемый в этом году в городе Екатеринбурге:

  • Гидравлическое испытание теплосетей с помощью пробного давления;
  • Установка и замена арматуры на тех участках, где это необходимо;
  • Восстановление тепловой изоляции труб;
  • Поверка манометров и иной контролирующей аппаратуры.

Аналогичные работы проводят и в других городах для подготовки к холодам.

ДОКЛАД

Постановлением Администрации муниципального образования «Гагаринский район» «О первоочередных мерах, утверждении планов организационно-технических и неотложных мероприятий по подготовке объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Гагаринского района к работе в осенне-зимний период года» от 01.01.2001 г. № 000 утвержден состав районного штаба по координации подготовки объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и жилищного фонда района независимо от форм собственности к работе в осенне-зимний период.

Несмотря на постановление Правительства РФ, федеральный закон от 01.01.2001 «О теплоснабжении » имеются затруднения по предоставлению информации от данной тепловой компании. На запрос районной Администрации не предоставлен даже план подготовки к зиме, не говоря уже о показателях по объёму отпуска ресурсов и уровню собираемости платежей! Теплоснабжающая организация «во избежание дублирования все данные будет направлять централизованно в адрес Департамента по ЖКХ».

До сих пор не урегулирован вопрос по платежам за дренажные стоки, сбрасываемые с лотков теплотрасс в городскую канализацию. МУП «Горводоканал» несёт большие затраты на перекачку и очистку неучтенных объёмов дренажных и ливневых стоков. Обнаружены врезки на 14 участках. Тепловой компании необходимо рассмотреть предложения МУП «Горводоканал» и найти взаимоприемлемое решение в срок до 1.07.2011, в противном случае дренажные врезки будут ликвидированы.

Проблемные вопросы:

1. Основной поставщик тепловой энергии – Вяземский филиал. Задолженность перед за тепловую энергию составляет 28 млн. рублей, перед МУП «Горводоканал» – 4,5 млн. рублей за холодную воду. В свою очередь не может оплатить долг за потребленный газ перед в сумме 26,5 млн. руб. Вызывает сомнение соблюдение графика подачи горячей воды в правобережной части города Гагарин в летний период.

2. На территории Ашковского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области сложилась критическая ситуация с ремонтом котельной в д. Поличня, которая обеспечивает теплом в отопительный сезон общежитие два 3-х этажных муниципальных многоквартирных дома и общей площадью 2473,5 кв. м., в МКД проживает 153 человека. Для дальнейшей эксплуатации котельной по предварительным подсчетам на ремонтные и пуско-наладочные работы необходимо 2,5 млн. рублей, которых в бюджете муниципального образования Ашковское сельское поселение не имеется.

Учитывая высокий тариф на тепловую энергию - 2371,81 руб. /Гкал (89,42 руб./кв. м. при среднеобластной расчётной стоимости - 51,17 руб./кв. м. из расчёта 7-ми месяцев отопления), ежегодные предоставляемые субсидии, затратность ремонтных работ, невозможность перевода многоквартирных домов на индивидуальное газовое отопление, принято решение о строительстве БМК с 2-мя каталитическими котлами. Необходимо оказать содействие о включении объекта в мероприятия областной программы Энергосбережения на 2011 год или в получении Ашковским сельским поселением бюджетного кредита в сумме 4 млн. рублей на строительство БМК.

2. Ремонт улиц протяженность 4 км., являющихся транзитной дорогой с. Карманово Гагаринского района (в 2008, 2009, 2010 годах обращения от Администраций района, Кармановского сельского поселения направлялись Губернатору Смоленской области, в Департамент дорожного хозяйства и транспорта с просьбой о выделении средств из областного бюджета для целевой субсидии на ремонт транзитной улицы с. Карманово. Вопрос не решен. Сметная стоимость в ценах 3 квартала 2008 года – 13736,035 тыс. руб.

Создание запасов топлива и газификация

Потребность в угле составляет 562 тонн. Заготовлено на отчётную дату 46 тонн (8% от общей потребности в угле по району).

Потребность в дровах составляет 725 куб. м. Заготовлено на отчётную дату 35 куб. м (35%).

Резерв жидкого топлива составляет 600 тонн.

Дважды не состоялся открытый аукцион в электронной форме на закупку угля образовательным учреждениям, из-за низкой стоимости не заявился ни один поставщик. В утвержденных лимитах на приобретение угля стоимость 1 тонны составляет 3108 рублей, цена за тонну угля – 3900 рублей. С учётом доставки необходимо дополнительно 373 тыс. рублей, всего по объектам социальной сферы – 402 тыс. рублей, которые в расходной части бюджета района не предусмотрены.

По Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» и областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Смоленской области на годы» За период с 2008 по 2010 год в сельской местности построено 45,1 км уличных газораспределительных сетей. В 2011 году будут построены уличные внутрипоселковые газопроводы для газоснабжения жилых домов в деревнях Липцы Пречистенского сельского поселения и отдельных улиц в д. Никольское Никольского сельского поселения.

Общая протяженность запланированных к строительству уличных газопроводов в 2011 году составит 5,274 км, общая сметная стоимость – 3,282 млн. рублей.

Имеется в полном объеме проектно-сметная документация с положительным заключением государственной экспертизы на строительство объектов газоснабжения в с. Карманово, Кармановского сельского поселения, с. Серго-Ивановское (ул. Дачная) Серго-Ивановского сельского поселения, д. Колокольня и д. Костивцы Никольского сельского поселения, д. Зайцево и д. Старое Потаповского сельского поселения, с. Самуйлово Самуйловского сельского поселения. Общая протяженность сетей газоснабжения составляет 34,175 км; общий объём финансирования – 36,348 млн. руб. К сожалению объекты не включены в областные программы.

Проблемные вопросы:

1. Важное значение имеет газоснабжение с. Карманово Кармановского сельского поселения. Вопрос, как проблемный, был обозначен на областном штабе год назад, 20.05.2010. Документация в полном объёме представлена в Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, но в связи с ограниченностью средств, выделенных из федерального и областного бюджетов на 2011 год, в субсидии было отказано. Администрация муниципального образования «Гагаринский район» просит, в случае свободного остатка по результатам проведения аукционов, включить хотя бы начальный этап газоснабжения с. Карманово на 2011 год. Общая протяженность газопровода – 12,781 км, общая сметная стоимость в ценах 3 квартала 2009 года – 10993,45 тыс. руб.

2. Повторно направлено обращение в адрес Администрации области о включении в план строительства 2011 года газоснабжение жилых домов и объектов соцкультбыта д. Колокольня и д. Костивцы и строительство наружного газопровода низкого давления по ул. Дачная в с. Серго-Ивановское. Администрация района гарантирует долевое финансирование вышеперечисленных объектов газификации за счет средств местного бюджета 2011 года.

3. В адрес Губернатора Смоленской области направлено обращение о включении в Областную адресную инвестиционную программу на 2011 год финансирование в размере 5 млн. руб. начального этапа строительства газопровода высокого давления для газоснабжения жилых домов в с. Самуйлово Гагаринского района Смоленской области протяжённостью 12,699 км. Сметная стоимость объекта в ценах IV квартала 2010 года – 19,904 млн. руб.

Объекты социальной сферы района

На территории МО «Гагаринский район» расположены:

39 объектов образования : 24 сельских и 5 городских школ, 1 сельский и 6 городских детских садов, 2 спортивные школы, Центр детского творчества.

60 объектов культуры : 26 сельских и 1 городской Дома культуры, 26 сельских и 1 городская библиотека , 2 сельских и 1 городская музыкальные школы, 1 художественная школа, 1 городской стадион, физкультурно-оздоровительный комплекс.

41 объект здравоохранения : 26 фельдшерских пунктов, 5 врачебных амбулаторий , 1 участковая больница, 9 отделений ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ». (С 2011 года финансируются из областного бюджета).

На основании весенних и осенних осмотров зданий и сооружений разработан план неотложных мероприятий, требующих финансовой поддержки бюджета муниципального образования «Гагаринский район» в 2011 году.

Учреждения образования запланировано:

техническое освидетельствование отопительных котлов, наладка котлов и оборудования котельных,

– поверка и приобретение КИП и А на школьные котельные,

– проведение замеров сопротивления изоляции,

– установка молниезащиты,

– ремонт внутренней системы водоотведения,

– ремонт школьных помещений с заменой оконных блоков;

– приобретение и установка электропанелей,

– приобретение и перезарядка огнетушителей , обработка деревянных конструкций огнезащитным составом;

– установка автоматической пожарной сигнализации.

Учреждения культуры запланировано:

– опрессовка и промывка систем отопления,

– приобретение котельно-печного топлива;

– обслуживание теплогенераторных.

Учреждения здравоохранения запланировано:

– опрессовка и промывка систем отопления;

– установка энергосберегающих светильников;

– закупка дров;

– ремонт роддома (крыша, электропроводка, фасад, замена окон);

– строительство скважины для водоснабжения.

Для подготовки объектов социальной сферы к зиме из бюджета выделено 8,121 млн. рублей согласно разработанному плану неотложных мероприятий, в том числе:

На приобретение твердого топлива предусмотрены денежные средства в размере 2,458 млн. руб.

Проблемные вопросы:

1. К сожалению, средств, предусмотренных бюджетом, недостаточно для качественной подготовки объектов социальной сферы. Для решения вопросов и выполнения неотложных мероприятий, требующих финансовой поддержки бюджета муниципального образования «Гагаринский район» в 2011 году, требуется бюджетный кредит в сумме 9,4 млн. руб.

Расшифровка видов затрат, тыс. руб.

№ п/п

Виды затрат

Объекты образования

Объекты

культуры

Всего

Установка приборов учета

Ремонт приборов учета

Поверка приборов учета

Итого по ПУ:

Ремонт систем отопления

Ремонт котельных

Установка автоматической пожарной сигнализации

Ремонт кровель

Дополнительные средства на ТЭР (т/э, э/э)

Дополнительные средства на закупку угля

Всего:

2. Из-за ветхости внутренней системы электроснабжения и устаревших электропанелей на протяжении всего предыдущего отопительного периода наблюдался недотоп Токарёвской средней школы . В настоящее время в бюджете района изыскиваются денежные средства на выполнение проектных работ. Необходимо включить модернизацию системы отопления Токарёвской муниципальной средней общеобразовательной школы со строительством БМК в мероприятия областной программы Энергосбережения на 2012 год.

МУП «Горводоканал»

МУП «Управление ЖКХиС»

МУП «Коммунальщик»

МУП «ПЖРТ»

МУП «Гагаринский участок озеленения»

Информация о средствах,

выделяемых для подготовки ЖКХ к отопительному сезону

тыс. рублей

0

Наименование затрат

Из бюджетов вышестоящего уровня

Местный бюджет

Средства предприятий, собственников помещений

выделено

выделено

выделено

На приобретение топлива для объектов социальной сферы

На модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры

На переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Всего

47228,928

Прошлый отопительный сезон прошел без серьезных сбоев и аварий. Теплоснабжающими организациями выдержаны все нормативы поставки тепловой энергии на территории муниципального образования город Алапаевск. Порывы на магистральных внутриквартальных сетях были, но устранялись в установленные сроки в течение рабочей смены. Их причинами является значительный физический износ сетей и коммунальной инфраструктуры. Требуется их замена, а для этого необходимы большие денежные средства. Хотя работа идет.
В целях подготовки к зиме жилищного фонда и объектов социальной сферы к следующему отопительному сезону было издано соответствующее постановление главы С.Шаньгина с разработкой плана мероприятий на 2017-2018 годы.
В период с 25 мая по 15 июня всеми теплоснабжающими организациями проведены гидравлические испытания, по итогам которых ведутся ремонтные работы на сетях и в котельных муниципального образования. Мероприятий запланировано много, всего на сумму более 40 миллионов руб-лей. Но существует проблема, заключающаяся в том, что сети, которые в свое время были переданы «Алапаевскэнерго», сейчас, по истечении действия срока договора, передаются муниципалитету, а хозяина пока на этих сетях нет. Поэтому есть трудности по подготовке, но, думаю, мы из этого положения выйдем, и сети будут подготовлены к зиме своевременно.
Данный вопрос на комиссии по социальной политике мы рассматривали и выделили две проблемы: первая — отставание подготовки теплового комплекса ввиду того, что ООО «Алапаевская ТГК» работает на этом рынке первый год и не успело собрать тех денег, которые могло бы накопить на ремонт за несколько лет; вторая — имеется кредиторская задолженность, и она на сегодня более 60 млн рублей только за природный газ, предоставленный за предыдущий отопительный сезон ЗАО «НГК «Уралсевергаз».
На комиссии были заслушаны представители расчетных центров, которые являются агентами у городских теплоснабжающих организаций. Мы знаем, что с прошлого года наши теплоснабжающие организации уже не получают деньги за теплоресурсы, а они напрямую через расчетные центры уходят поставщикам ресурсов - газовикам и энергетикам. В этих условиях долгов быть не должно и они должны бы сокращаться, но этого не происходит. Даже у вновь созданной ООО «Алапаевская ТГК», которая работает с «нуля», возникла большая кредиторская задолженность за природный газ. Как удалось выяснить, составляющая газа в тарифе не покрывает тех затрат, которые по факту используются при работе котельных. То есть потребление природного газа по факту выше, чем утверждено в тарифе. Причины здесь видятся в том, что многие муниципальные котельные имеют изношенное оборудование, и его КПД очень низкий. И, конечно, сильно тянет вниз изношенность сетей, которые уже не сохраняют тепло, идущее по магистралям. Об этом говорит уже и расчетный центр, который сегодня распределяет всю теплоэнергию, выработанную теплоснабжающими организациями, не только по физическим лицам - населению, но и по юридическим лицам, с полной ответственностью говорит о том, что расчетная составляющая газа в тарифе не покрывает фактических затрат газа. Вот откуда ежегодно долги все растут и растут. Это касается и ООО «Алапаевская ТГК», и ООО «Ресурсэнерго». Проблема общая. Расчетный центр ознакомил с этим и «Уралсевергаз», и РЭК Свердловской области для принятия мер. Конечно, расчетные центры продолжают бороться с должниками. Например, «Расчетный центр Урала» ежемесячно подает по 200 исков через суд. Большая часть физических и юридических лиц до суда дело не доводит, в результате только 25-30 процентов исков попадают в суд, а 70 процентов должников гасят долги, и сегодня собираемость этих платежей с физических и юридических лиц составляет уже около 80 процентов. Разрешение этих проблем позволит улучшить подготовку котельных и сетей к зиме. А пока теплоресурсники обратились с заявкой на предоставление им субсидий на подготовку к отопительному сезону 2017-2018 годов в размере около 25 млн рублей.

Выдержки из доклада министра энергетики РФ А.В. Новака на Всероссийском совещании «О ходе подготовки субъектов электроэнергетики Российской Федерации к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов» (Москва, 31.10.14)

Предстоящей зимой мы не сможем, как в прошлом году, рассчитывать на аномально теплую погоду. Согласно , в Северо-Западном, Центральном, Приволжском федеральных округах и в южных регионах Сибирского федерального округа средняя за период температура ожидается ниже, чем за предыдущий отопительный период. Кроме того, синоптики обещают частое чередование периодов резких похолоданий и оттепелей, что накладывает дополнительные требования к надежности функционирования электроэнергетического оборудования.

Организация контроля за подготовкой к осенне-зимнему периоду 2014-2015 гг. По состоянию на 31 октября 2014 г. проведены проверки в 52 компаниях. 47 компаний по результатам проверок получили паспорта готовности. Хочу отметить, что выявленные по результатам проверок 2013 г. нарушения самым серьезным образом сказались на прохождении ОЗП 20132014 гг. В частности, проверки выявили ряд нарушений на в Новокузнецке, в связи с чем выдача паспорта готовности этой организации была задержана. В итоге на предприятии произошла крупная авария, повлекшая не только сбой в электроснабжении, но и гибель сотрудника станции.

Ряд замечаний комиссии относился к состоянию оборудования Троицкой ГЭС (ОАО «ОГК-2»). На станции, как вы знаете, в январе этого года также произошла крупная авария.

Таким образом, мы видим, что проверки эффективно выявляют возможные риски аварийных ситуаций на предприятиях электроэнергетики России.

Если рассматривать ситуацию с аварийностью в целом, могу сказать, что за 9 мес. текущего года аварийность в генерирующих компаниях снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1%.

Оснащение резервными источниками энергоснабжения. Теперь что касается еще одного важного для нас показателя - оснащенности регионов резервными источниками энергоснабжения, которые в случае возникновения аварии должны оперативно восстановить снабжение социально-значимых объектов. Общее необходимое количество РИСЭ по России составляет 49593 шт. Существующее количество - 33738 шт. (68%).

Обращаю ваше внимание, что помимо оснащения социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения, РИСЭ необходимо оснащать системы централизованного теплоснабжения населенных пунктов. Это позволит снизить риск «разморозки» системы централизованного теплоснабжения и последующего длительного отключения потребителей от теплоснабжения. В этой связи рекомендую пересмотреть утвержденный количественный и качественный состав парка гарантированных источников электроснабжения и внести соответствующие коррективы в планы по закупке РИСЭ. В случае, если собственником котельных является сторонняя организация, нужно провести работу с собственниками по оснащению находящихся на балансе котельных за собственный счет.

Платежная дисциплина. Не могу не сказать еще об одном важном показателе, напрямую влияющем на подготовку к ОЗП, - о платежной дисциплине. В условиях ограничений на рост тарифа и усилившейся инфляции она ведет к снижению финансовой устойчивости субъектов энергетики, к перебоям в закупках топлива и другим коллизиям.

По состоянию на 1 октября суммарный размер просроченной задолженности конечных потребителей составил 135,76 млрд руб., в том числе просроченной (свыше 2-х месяцев) около 117,57 млрд руб. С начала года просроченная задолженность выросла на 2,9 млрд рублей.

Просроченная дебиторская задолженность выросла (по сравнению с началом года) на 3% по группе потребителей жилищных организаций (в т.ч. УК, ТСЖ, население), на 179% - по группе оптовых покупателей и перепродавцов (прежде всего, муниципальных теплосетевых компаний), на 21% и 18% для групп «Промышленные потребители» и «Бюджетозависимые потребители» соответственно.

Наибольший рост дебиторской задолженности сложился в Центральном федеральном округе. Здесь главными должниками являются Москва и Московская область, а также Брянская и Рязанская области. В Приволжском федеральном округе большие задолженности имеются практически у всех субъектов. Основными проблемными субъектами в Дальневосточном федеральном округе являются Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край и Чукотский автономный округ

По всем федеральным округам выполняется претензионная работа по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке.

Что касается расчетов за газ, то здесь хуже всех по-прежнему дела обстоят в Северо-Кавказском ФО - выполнение только на 71,2%. Причем за 9 месяцев т.г. прирост просроченной задолженности конечных потребителей СКФО составил 9,1 млрд руб. или 18%.

В числе главных правовых и структурных проблем, препятствующих снижению задолженности на розничных рынках электрической энергии, отмечу следующие:

■ отсутствие действенных санкций по отношению к неплательщикам;

■ отсутствие возможности по введению ограничений режима энергопотребления в отношении отдельных групп потребителей (так называемые, «неотключаемые» потребители), чем зачастую данные потребители злоупотребляют;

■ отсутствие должных гарантий своевременного и полного исполнения обязательств перед энергоснабжащими организациями;

широкое применение арендных схем при передаче систем жизнеобеспечения в управление (нередко) фирмам «однодневкам», накапливающим задолженность и потом самоликвидирующимся;

■ снижение судами размера договорных санкций.

Двигаться в сторону решения накопившихся проблем в области платежной дисциплины в электроэнергетике мы можем:

■ во-первых, используя систему мотиваций к своевременной оплате через экономические инструменты (повышение неустоек, скидки за досрочную оплату коммунального ресурса) и инструменты принуждения - уголовная и административная ответственность за соответствующие нарушения;

■ во-вторых, распространяя на розничные рынки положительно себя зарекомендовавшую на оптовом рынке систему гарантирования платежей, что особо действенно для «неотключаемых» категорий;

■ в-третьих, через усиление борьбы с вышеупомянутыми арендными схемами - сокращая возможности передачи жизнеобеспечивающих объектов потребителей в аренду (концессию) недобросовестным структурам.

Нормативно-правовое регулирование в отрасли. Сейчас на согласовании в Правительстве находится закон (Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения готовности субъектов электроэнергетики к работе в ОЗП»), который позволит устранить существующие недочеты нормативно-правового регулирования проверок готовности объектов энергетики к зиме. Порядок проведения проверок теперь будет четко прописан, появится однозначный перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти. Еще важный момент: мы предлагаем привлекать к административной ответственности руководителей предприятий, которые плохо подготовились к ОЗП.

В целях усиления законодательных мер по борьбе с неплатежами и улучшения платежной дисциплины в электроэнергетике в Госдуму внесен проект Редакция закона была одобрена в первом чтении (18.11.2013). Его ключевые положения:

■ устанавливается законная неустойка за неоплату электрической энергии и услуг по ее передаче, а также коммунальных услуг в размере 1/170 ставки ЦБР за 1 день просрочки;

■ уточняются (разграничиваются) полномочия Правительства РФ и субъектов РФ по утверждению списков «неотключаемых» потребителей»;

■ увеличивается административный штраф за самовольное подключение к сетям инфраструктуры.

К рассмотрению во втором чтении предлагается внести поправки, подготовленные с учетом предложений организаций отрасли и рабочей группы и по повышению платежной дисциплины при Комитете ГД по делам ЖКХ, и в целом одобренные в ходе обсуждений у заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Дворковича. Поправки предусматривают расширение и комплексное внедрение некоторых из планируемых мер.

Изменение модели рынка тепловой энергии. Предметом особой заботы Минэнерго является оптимизация рынка тепловой энергии. Нам необходимо изменить систему отношений и модель ценообразования в сфере теплоснабжения, создать экономические стимулы для развития централизованных систем теплоснабжения. Могу сообщить, что Дорожной картой предусмотрена реализация 30 мероприятий, включающих принципиальное изменение нормативно-правовой базы до конца 2015 г Минэнерго уже подготовлен проект федерального закона, предусматривающий изменения в действующее законодательство для внедрения целевой модели рынка тепловой энергии. В настоящее время законопроект проходит процедуры оценки регулирующего воздействия. После завершения публичного обсуждения на законопроект будет получено соответствующее заключение Минэкономразвития России. В дальнейшем он будет согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесен в Правительство. Принятие закона позволит начать осуществление большинства мероприятий, предусмотренных дорожной картой.

Выдержки из доклада министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.А. Меня на совещании Президента РФ с членами Правительства (Московская область, Ново-Огарёво, 13.10.14)

На сегодняшний день отопительный сезон начат уже в 70 регионах страны.

Как показывает опыт и этого года, и прошедших лет, существенной проблемой при подготовке к отопительному периоду является отсутствие четкой, закрепленной в законодательстве ответственности районных и региональных властей за подготовку отопительного сезона, и очень часто чиновники различных уровней используют это и перекладывают ответственность на органы местного самоуправления поселенческого уровня.

Для решения данной проблемы Минстроем по поручению председателя Правительства совместно с депутатским корпусом разработан проект соответствующего федерального закона, который наделяет районные власти функцией по организации теплоснабжения в границах соответствующего района, а региональные власти - всеми полномочиями по координации и контролю, по выполнению органами самоуправления всех требований, которые установлены правилами по оценке готовности к отопительному сезону.

Ответственные региональные власти и так координировали эту деятельность, но отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы иногда приводило к подобным срывам, когда ответственность перекладывалась на поселение. Кроме того, данным законопроектом также предусмотрено и официальное введение административной ответственности за нарушение требований Правил оценки готовности к отопительному сезону и предоставление недостоверной информации о готовности к зиме.

Рассмотрение этого законопроекта запланировано в ноябре текущего года.

Также важный момент - по многочисленным обращениям граждан Министерством подготовлены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, т.е. на сегодняшний день по Правилам предоставления коммунальных услуг местные власти должны были, дождавшись температуру 8 градусов и ниже, пять дней выдержать для того, чтобы официально запустить отопительный сезон, и получалась так называемая «холодная неделя». На сегодняшний день мы эту ситуацию изменяем тем, что подготовили изменения в эти Правила предоставления коммунальных услуг, и до конца года они будут приняты, и больше этой «холодной недели» не будет.

По цифрам, по текущим результатам подготовки: в целом жилищный фонд в настоящее время подготовлен на 99,7%, по котельным - 99,6%; по тепловым сетям - 99,7%; водопроводные сети - 99,6%; электрические - 99,3%. По запасам угля у нас вначале были определенные обеспокоенности, но сегодня запасы угля составляют 113,3% от плановых, и по жидкому топливу - 107,7%, соответственно, тоже от плана.

Теперь несколько слов о задолженности: общая задолженность по стране по услугам составляет 134 млрд рублей. Если говорить о регионах, то здесь наибольшая задолженность сформировалась в Тверской, Московской, Свердловской, Ульяновской и Волгоградской областях.

Мы считаем, что для наиболее эффективного решения данной проблемы необходимо в каждом регионе, где имеются такого объема задолженности, создать соответствующие постоянные рабочие группы. И на последнем селекторном совещании, которое мы проводили уже в рамках действий по подготовке к зиме, регионам все такие установки были даны, и отчет нам идет, что регионы начинают здесь системную работу. Хотя, если честно, некоторые регионы достаточно сильные и могли бы быстрее это сделать, поскольку прошлогодняя задолженность была чуть меньше.