Многие фирмы, производящие самые разные товары и оказывающие услуги, принимают участие в тендере. Он приносит ощутимую выгоду абсолютно всем. Заказчики благодаря тендеру находят лучшее соотношение качества товара/услуг и цены на них. Исполнители в случае победы получают выгодный большой контракт и могут заработать отличную репутацию.

Тендер - что это?

Проводить тендер может как государственная, так и частная компания. Цель всегда одна – найти лучшее предложение. В основу проведения входят положения, прописанные в нормативных документах:

  • запросы;
  • конкурсы;
  • аукцион.

Что такое тендер и как он проводится - это конкурсный отбор. Участвуя в нем предприятия, могут предложить свой товар или услуги. Заказчик выбрать среди участвующих фирм идеальный для него вариант. Заинтересованных в обмане нет. Сама процедура проведения понятна и прозрачна для всех, и если правила нарушаются, то следует законное наказание. Прежде всего, пострадает .

Виды тендеров

Как принять участие в тендере знают не все. Важно определиться к какому конкурсу подходит тот или иной предлагаемый товар или услуга. Есть несколько видов, на которые делится тендер:

  1. Открытый . Отличительная черта этого вида, то, что он абсолютно прозрачен и присутствует здоровая конкуренция. Ведется поиск самого надежного поставщика. Принять участие могут абсолютно все, кто заинтересован в долгосрочном сотрудничестве. О начале таких тендеров оповещают в средствах массовой информации для привлечения большого круга участников.
  2. Закрытый . Название говорит само за себя. Круг участия очень ограничен, так как поставляет специфический товар. Например, оружие.
  3. Селективные тендеры состоят из двух этапов отбора. После подачи заявок, по заданным критериям участники тендера выбираются между собой. В конечном итоге их число не превышает семи. Поставщики, которые прошли селективный отбор, могут участвовать непосредственно.
  4. Двухэтапный конкурс используется для того, чтобы лучше понять рынок предложений. На начальном этапе всем участникам тендера заказчик формирует задание и ведет с ними переговоры. С самыми интересными предложениями продолжается работа дальше, исправляются недоработки, совершенствуется задание, обсуждаются цены.

Где искать тендеры?

Правильно выбранный конкурс значительно повышает шансы на победу в нём. Поиск тендеров не может быть быстрым и легким делом, необходимо вникнуть в условия, просмотреть как можно больше предложений. Главное точно понять, что такое тендер. Найти различные аукционы, как государственные, так и от частных лиц и компаний можно в интернете. Самые популярные становятся электронные тендеры. Они проводятся на специальных площадках, которые контролирует правительство. Осуществляя поиск необходимой площадки, следует внимательно изучить требования заказчика.

Как участвовать в тендерах?

Единая информационная система закупок размещает большое количество конкурсов. Выбрав отрасль в которой осуществляется деятельность фирмы и убедившись, что условия подходят, следует посмотреть сроки подачи. Если заявка еще возможна, внимательно изучаем ценовую политику. Шаги просты и понятны всем участникам, которые сталкивались с ними.

Как принять участие в тендере новичку? Есть несколько советов. Хорошее качество продукции и хорошая цена - это совокупность обязательных условий для победы. Необходимо изучив рынок предложить то, что могло бы заинтересовать заказчика. Потребуется изготовление электронно-цифровой подписи. Сила ее приравнивается к настоящей, представляет она собой флешку с вашими данными и необходима для того, чтобы удаленно подписывать документы. Четкое понимание, что такое честный тендер и зачем фирма принимает в нем участие – это половина успеха.

Как зарегистрироваться в тендере?

После того, как подпись готова можно приступать к следующему этапу. Следует максимального грамотно и точно заполнить поля, а также прикрепить копии соответствующих документов. Рассмотрение заявки занимает около 2-х дней. После можно будет подать заявление на участие в тендере. В пакет документов обязательных для участия входят:

  • свидетельство, подтверждающее регистрацию;
  • документы подтверждающие, что оплату всех налогов;
  • справка из налоговой о том, что нет задолженностей;
  • банковская справка, которая подтвердит финансовую стабильность;
  • бухгалтерский отчет, чаще за предшествующий год;
  • сертификаты на товары, которые представляются на конкурс;
  • последним шагом будет пополнение лицевого счета. Если участие платное, с него будут списаны деньги. Как правило пакет документов для того, чтобы принять участие в тендерах идентичный.

Как общаться в тендере?

Условия конкурса очень просты и разрешают попробовать свои силы компаниям абсолютно всех видов деятельности как отечественных, так и зарубежных. Может ли ИП участвовать в тендерах? Ответ – да! К ним применяются те же самые условия, разница лишь в системе налогообложения. Участники тендеров до самого последнего момента держатся втайне, и конкурсанты, как правило, между собой не общаются. Для того, чтобы у поставщика не было сомнений по поводу честности заказчика, всегда можно связаться до начала тендера и выяснить его конкретные .

Как выиграть тендер?

Как уверяют специалисты по проведению тендеров, опыт участия в торгах – это ключ к успеху. Новичкам советуют начинать с незначительных конкурсов и постепенно переходить на участие в крупных тендерах:

  1. Чем чаще предприятие принимает участие в различных аукционах, торгах и конкурсах, тем больше шансов на выигрыш, только с опытом приходит понимание, что такое тендер.
  2. Необходимо трезво и реально произвести расчет собственных финансовых возможностей. Многие компании проигрывают торги потому, что из-за недостатка денежных средств не в силе выполнить условия тендера согласно всем требованиям.
  3. Победители тендеров отмечают, первый шаг к победе на торгах - это качественно составленная заявка на участие, которая будет служить своеобразной визиткой предприятия. В ней необходимо сделать упор только на те качества и характеристики товара или услуг, которые заявил заказчик. Разбираясь в схеме, как проходит тендер, можно подытожить, что неудовлетворительная заявка отсеивает участников еще до начала конкурса.
  4. Указание гарантий послужит стимулом для выбора компании. Заявки без гарантийных обязательств, некоторые тендерные комиссии даже не рассматривают.

Тендер – это конкурентная форма отбора предложений на оказание услуг или поставку определённого товара, которые заранее были указаны в документации. Предложение необходимо выполнить в срок основываясь на принципах эффективности и состязательности. Контракт будет заключен только с победителем тендера. Это участник, который подал заявление, правильно оформил документы для тендера и предложил наиболее выгодные условия контракта для заказчика. Тендер также можно аналогом торгов, аукциона, конкурса запроса котировок, запроса предложений.

Что такое тендер для законодательства РФ

Дело в том, что ни один закон Российской Федерации не дает определение слову «тендер». Вследствие этого, в деловой среде стало принято считать любой вид закупки тендером. Ниже представлены законы, которые могут тем или иным способом регулировать деятельность, связанную с тендерами:

С первого января 2014 года начал действовать закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, работ, для дальнейшего обеспечения государственных или муниципальных нужд».

Отметим, что до 1 января действовал закон от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг».

Следующий закон, который может регулировать тендеры – это закон №44-Ф3 «О контрактной системе».

Закон не дает определение «тендеру», но дает определение слову «закупки». Согласно закону, закупки – это определенная совокупность действий, которые осуществляет заказчик. Они направлены на обеспечение муниципальных или государственных нужд. Закупка должна начинаться с определением поставщика и заканчиваться исполнением обязательств обеими сторонами.

Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон № 223-Ф3 «О закупках работ, услуг, товаров для отдельных видов юридических лиц».

Согласно законодательству Российской Федерации, любые государственные или муниципальные тендеры размещаются только на одном официальном сайте по государственным закупкам — zakupki.gov.ru. Все остальные коммерческие закрытые тендеры могут быть не размещены на данном сайте. Чаще всего, такие тендеры публикуются на официальном сайте самой компании.

Участие в тендере

Порядок проведения тендера заключается в следующем: изначально необходимо найти подходящий для Вас тендер. Очень важно выбрать действительно выгодный тендер. Многим новичкам в сфере закупок очень тяжело найти подходящий вариант. Здесь необходимо быть очень внимательным. Существует не малое количество ресурсов, которые собирают базу тендеров. Лучше всего воспользоваться тендерным сопровождением (о нем мы более подробно расскажем в другом разделе).

Если же Вы сами сумели найти подходящий тендер следующий этап проведения тендера заключается в подаче заявки. Участвовать в тендере необходимо через электронную торговую площадку (ЭТП). На сегодняшний день, на территории России существует только пять государственных торговых площадок и огромное количество коммерческих.

В этом случае, самое главное грамотно с юридической точки зрения, составить заявление на участие в тендере. Стоит отметить, что любая малейшая ошибка в заявлении может стать законной причиной для не допуска компании к участию в тендере .

Необходимо отметить, что заявка должна быть подписана исключительно электронной цифровой подписью (ЭЦП). Такая подпись должна быть в строгом порядке аккредитована торговой площадкой.

Электронная торговая площадка – это специальная подпись, которая используется для электронной документации. Документ, который подписан подобной печатью равносилен документу с обычной заверенной печатью. Также она необходима для идентификации владельца.

Дело в том, что использование подобного рода подписи серьёзно сокращает документооборот для участия в тендере. Более того, она может понадобиться для подачи электронной отчетности компании.

Следующее, что может понадобиться, это финансовое обеспечение заявки. Объясняем, что это такое. Обеспечение заявки своего рода предоплата. Вы перечисляете на официальный счет оператора площадки до пяти процентов от начальной максимальной цены контракта. То есть, вы гарантируете свое участие в предстоящем тендере.

После этого, в назначенный день будут официально проходить торги. В этот день все участники будут предлагать свои условия сделки, постепенно снижая начальную максимальную цену контракта. В итоге, тендер выигрывает тот, кто по меркам заказчика, предложил наиболее выгодные для него условия .

Подготовка тендерной документации

Документы для тендера – это вся необходимая документация, которая содержит все условия конкурса и последующего контракта. Подготовку тендерной документации можно поделить на техническую и коммерческую часть.

В первой части описываются все основные условия контракта. Также описывается общая информация о предмете тендера, подробная инструкция для поставщиков и прочие информационные карты. Также необходимо вписать все требования к содержанию заказа на поставку.

Во второй части прописываются цены и полный порядок их определения. Также прописываются графики платежей и все источники финансирования контракта. По возможности, можно указать банковские гарантии на выполнение условий тендерного предложения.

Согласно общим правилам участия в тендере, заявление необходимо подавать со следующими документами (в некоторых случаях, полный перечень документов определяют сами организаторы тендера):

  • Список лиц, которые имеют право принимать участие в торгах на определенных этапах
  • Если вы воспользовались тендерным сопровождением, то понадобиться доверенность
  • Копия приказа, назначающего на должность вашего главного бухгалтера.
  • Копии отчетов за три последних периода
  • Выписка из ЕГРЮЛ (Важно, у этой выписки 15-дневный срок годности)
  • Копии всех уставных документов, которые должны быть заверены в Налоговой инспекции
  • Справка от Налоговой инспекции о том, что у компании нет долгов
  • Заверенные копии документации о регистрации компании и постановке на учет
  • Опись представленных документов

После того, как подготовка тендерной документации будет окончена, их необходимо подать вместе с заявлением. В оформление заявления на участие в тендере существует также ряд правил (если Вы подаете заявление в письменном виде, а не в электронном):

    • Заявление необходим заверить печатью и подписью необходимого исполнительного органа
    • Заполнять заявление нужно согласно с указаниями на этот счет, содержащимися в аукционной документации.
    • Необходимо также подавать пару копий заявления

Тендерное сопровождение

Многим компаниям очень трудно самостоятельно заниматься оформлением заявления и прочей документация для принятия участия в тендере. Чаще всего, фирмы решают использовать так называемое тендерное сопровождение . Это процесс, когда одна организация или физическое лицо оказывает услугу другой компании в участие в тендере. Сопровождение может быть полным или частичным.

Полное тендерное сопровождение заключается в замене тендерного отдела на правах аутсорсинга. У многих компаний попросту нет времени разбираться во всех нюансах документации для тендера. Такие компании больше уделят времени ресурсам для эффективного ведения бизнеса. Чаще всего, подобные компании предоставляют следующие услуги:

    • Предоставляют электронную цифровую подпись
    • Аккредитуют на всех торговых площадках
    • Подготовка рабочего места для участия в электронном тендере
    • Перевыпуск электронной цифровой подписи
    • Мониторинг всех государственных торгов по необходимой для компании теме
    • Подготовка и подача заявления на тендер
    • По необходимости, привлечение финансовых средств для участия сразу в нескольких тендерах
    • Участие в тендере от имени компании
    • Обеспечение для подписания государственного контракта
    • На этапе подписания государственного контракта, привлечение финансирования для выполнения тендера

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Государственные закупки всегда вызывали повышенный интерес у предпринимателей. Каждый бизнесмен прекрасно понимает, что контракт, заключённый с госучреждением, - это гарантированная возможность реализовать товары и услуги своей компании в тех объёмах, которые заявлены заказчиком, а у госучреждений они обычно весьма солидные. Впрочем, повышенный спрос, как известно, рождает не только предложение, но и коррупцию. Редакция сайт совместно с Министерством финансов и НПП "Атамекен" подготовила материал, в котором расскажет всё о госзакупках: как в них участвовать и что делать, если права участников нарушены.

№1. Что такое тендер?

Тендер (англ. tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговорённые сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными органами в виде госзакупок.

№2. Кто может участвовать в государственных закупках?

Основными субъектами рынка государственных услуг выступают заказчики, организаторы и поставщики.

  • Заказчики - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия. Кроме того, в эту категорию входят юридические лица, 50 и более процентов акций которых принадлежат государству, а также аффилированные с ними юридические лица. Исключение - национальные холдинги, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица.
  • Организатор государственных закупок - юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от его имени, осуществляющее организацию и проведение государственных закупок.
  • Поставщик - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо, временное объединение юридических лиц, выступающее в качестве контрагента заказчика в заключённом с ним договоре о государственных закупках.

№3. Что представляет собой рынок государственных закупок в Казахстане?

Начиная с 2016 года, практически все госзакупки проводятся только в электронном формате на сайте "Государственные закупки РК" . Существует 5 способов проведения госзакупок.

  1. Конкурс - наиболее распространённый способ проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, основным критерием которого является возможность устанавливать требования к квалификации и качеству. Процедура конкурса состоит из нескольких этапов: публикации объявления о конкурсе, рассмотрения заявок, заключения договора о государственных закупках с победителем конкурса. Конкурсная процедура предусматривает предварительный отбор квалифицированных поставщиков перед проведением самого конкурса и, соответственно, потенциальные поставщики предоставляют аналогичный набор документов для каждого конкурса с целью подтверждения соответствия квалификационным требованиям и требованиям к соответствующей конкурсной документации.
  2. Аукцион - осуществляется на веб-портале государственных закупок в режиме реального времени и только среди потенциальных поставщиков, которые были признаны аукционной комиссией участниками, с учётом соответствия квалификационным требованиям. Победителем аукциона становится тот участник, который предложит свои товары по самой низкой цене. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является именно товар. В случае наличия нескольких мест поставок товара допускается указание в лоте нескольких мест поставок товара.
  3. Запрос ценовых предложений - могут применяться только в отношении так называемых однородных товаров, работ и услуг, и только если их годовой объём составляет 4000 МРП (1 МРП - 2 405 тенге). Решающим критерием для автоматического выбора победителя веб-порталом тоже является цена. Способ запроса ценовых предложений не применяется для закупки товаров, работ и услуг, предоставление которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии.
  4. Закупки из одного источника - способ, который может осуществляться только в случае, если государственные закупки, проведённые, вышеперечисленными способами (конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений) признаны несостоявшимися или если применяется один из 54 случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона о государственных закупках, для возможности заключения прямого договора о государственных закупках. К примеру, приобретение так называемых финансовых услуг, приобретение ценных бумаг или акций юридического лица, приобретение товаров, работ, услуг в рамках так называемого инвестиционного проекта, финансируемого международной организацией, одной из стран-участниц которой является Казахстан. Если государственные закупки путём запроса ценовых предложений были объявлены недействительными из-за того, что было представлено только одно предложение, цена договора о государственных закупках, осуществляемых способом из одного источника, не должна превышать ценовое предложение единственного участника.
  5. Через товарные биржи - это когда осуществляются только закупки товаров, входящих в перечень, утверждённый государством: например, картофель, сахар и т.д.

№4. Как работать с порталом "Государственные закупки РК"?

Для того чтобы принять участие в государственных закупках, во-первых, необходимо получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения, во-вторых, зарегистрироваться на портале. После этого предприниматель, готовый предоставлять свои товары или услуги, на сайте может ознакомиться с объявлениями, которые оставляют госорганы. Найти информацию о проводимых закупках можно в разделах: "Объявления", "Лоты", "Итоги", "Планы закупок", "Договоры", либо с помощью поисковой системы сайта найти свой вид товара или услуг, например, "строительные работы". В объявлениях заказчики указывают требования, которые предъявляют к поставщикам: от материально технической базы до подтверждающих её документов. Кроме того, в объявлениях обязательно указывается точная дата и время проведения тендера, для того чтобы все потенциальные участники на равных условиях могли подготовиться к конкурентной борьбе за госсзакупку.

№5. С какими сложностями чаще всего сталкиваются потенциальные поставщики?

Наиболее актуальными проблемами в НПП "Атамекен" называют: необоснованные отклонения предпринимателей от участия в тендерах и "затачивание" заказчиками технической спецификации под определённых поставщиков. Причины - непрозрачность проведения закупок и отсутствие должного контроля их процесса. Так называемое затачивание считается одним из наиболее распространённых коррупционных преступлений в сфере государственных закупок. Речь идёт о том, что госорган в лице заказчика изначально договаривается с конкретным предпринимателем в лице поставщика о сотрудничестве, в итоге конкурс или аукцион оказываются всего лишь формальностью, так как требования прописываются до мелочей, предоставить которые можно, только если о них знать заранее. Кроме того, имеются коррупционные риски в сфере строительства. Антидемпинговые меры позволяют отдельным поставщикам таких услуг в сфере строительства как проведение технического надзора снижать цены до необоснованно низких - вплоть до 0,1 тенге - и таким образом побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением. Между тем стоимость услуг технического надзора согласно действующим нормативам составляет до 2% от стоимости строительства. Таким образом, технический надзор не обращает внимание на размер поданной ценовой заявки, поскольку уже на стадии оказания услуг "возвращает упущенное" через заказчика и подрядчика путём сбора дани за каждую подпись, за каждый документ, каждый отчёт.

№6. Как борются с коррупцией в сфере государственных закупок?

С 1 января 2018 года вступили в законную силу поправки в законодательство о государственных закупках, согласно которым в строительной сфере заказчики больше не вправе прописывать детальные требования для поставщиков. Для того чтобы подтвердить свою материально-тоническую базу и трудовую квалификацию, предпринимателям достаточно предоставить лицензию.

№7. Возможно ли обжаловать решение по итогам тендера?

Каждый потенциальный поставщик на сайте госсзакупок может ознакомиться с заявками конкурентов и проверить их на соответствие требованиям заказчика. Если, по его мнению, допущено нарушение, он может подать жалобу. Для удобства пользователей с 2018 года на портале внедрён специальный реестр. Однако подать жалобу необходимо в течение 5 дней после завершения конкурса. Если срок истёк, обжаловать можно будет только в суде.

№8. В каких случаях проведение госзакупок считают несостоявшимся?

Госзакупки могут быть признаны несостоявшимися:

  • если не было подано ни одной заявки;
  • если подано менее двух заявок;
  • если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
  • если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При возникновении таких случаев заказчик может принять одно из решений: провести конкурс повторно, изменить конкурсную документацию или заменить способ госзакупки с "конкурса" на "из одного источника".

№9. Кто не может участвовать в госзакупках в качестве поставщика?

Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • близкие родственники, супруги или свойственники первых руководителей потенциального поставщика или уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;
  • потенциальный поставщик или его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные или иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве проектировщика.
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включённым в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • на имущество потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика, балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников;
  • деятельность потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика приостановлена;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик, или их руководитель, учредители включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

№10. В каких случаях тендеры не проводятся в электронном виде?

Государственные закупки с применением так называемого особого порядка осуществляются в случаях, когда товары и услуги приобретаются для госучреждений, сведения о деятельности которых являются госсекретом или содержат служебную информацию. Речь идёт, в частности, об органах правопорядка и национальной безопасности. Поставщиков товаров и услуг такие заказчики выбирают самостоятельно. Впрочем, у этих поставщиков обязательно должно быть разрешение на работу с такого рода госучреждениями, которое выдаётся КНБ. На практике в поисках необходимых поставщиков заказчики нередко обращаются в Национальную палату предпринимателей "Атамекен" или к компаниям, с которыми ранее уже сотрудничали.

№11. Могут ли в казахстанских госзакупках участвовать иностранные поставщики?

Иностранные компании могут участвовать государственных закупках в Казахстане только при условии, что у них есть представительство на территории нашей страны, которое платит налоги. Зарегистрированным представителям выдаётся электронно-цифровая подпись для подачи заявок на портале госзакупок.

Вы хотите знать, что такое тендеры, где их искать и как устроен рынок торгов? В этой статье мы подробно расскажем вам об электронных торгах, а также поделимся с вами некоторыми секретами поиска, участия и победы в них.

Итак, ни в одном из законов Российской Федерации, в том числе и в Гражданском кодексе, вы не встретите определения слова «тендер». Так сложилось, что тендерами в деловой среде называют практически все виды закупок.

Тендер - это такой способ конкурентного отбора предложений, наиболее подходящих для заказчика. Победителем отбора считается тот участник, чье предложение соответствует требованиям конкурсной документации, а условия выполнения контракта являются самыми выгодными для заказчика.

Обеспечение заявки - это перечисление на официальный счет оператора электронной площадки до 5% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Проще говоря, обеспечение заявки - это гарантия того, что вы - участник с серьезными намерениями и выйдете на торги. Обеспечение возвращается участнику после подписания контракта с победителем тендера.

В заранее установленный день проходят торги, в ходе которых участники предлагают свои условия, если это аукцион, постепенно снижая НМЦК. Как мы отмечали выше, выигрывает тот, кто предложит самые оптимальные условия исполнения контракта. С этим поставщиком и заключается контракт. Обратите внимание, что участник, занявший второе место, также имеет шанс заключить контракт с заказчиком.

Вы победили в тендере. Что дальше?

Знайте, что победа в торгах еще не означает, что с вами мгновенно заключат контракт. Победа в тендере даёт только право на заключение контракта, и в случае победы вам не стоит расслабляться. Бывают случаи, что победитель невнимательно ознакомился с документацией, нарушил какой-либо пункт регламента, и контракт с ним уже не заключается.

Здесь также важна помощь квалифицированных юристов, которые проконтролируют и помогут вам соблюсти все нормы закона.

Для исполнения контракта победителю необходимо предоставить обеспечение контракта.

Обеспечение контракта - это до 30% от НМЦК, которые победитель перечисляет на счет заказчика после опубликования протокола. Это своего рода гарантия того, что победитель выполнит все обязательства по контракту.

Победитель должен либо перечислить денежные средства, либо предоставить банковскую гарантию. Все средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются после выполнения условий контракта.

Бывают случаи, когда в ходе исполнения договора возникают спорные ситуации между поставщиком и заказчиком. Как правило, это можно урегулировать путем подписания дополнительного соглашения. Однако здесь нужно быть крайне осторожным - зачастую недобросовестный заказчик может вынудить поставщика принять условия, которые не выгодны поставщику.

Помните, каждый шаг участия должен быть продуман и проанализирован, так как любое неправильное решение может привести вас либо к недопуску, либо в Реестр недобросовестных поставщиков, либо, в самом худшем случае, на скамью подсудимых.

Как видите, тендеры и участие в них - довольно сложный процесс, но благодаря помощи специалистов, вы всегда будете в них побеждать, а ваша компания увеличит свою прибыль, приобретая все новых и новых заказчиков.

Мы поможем выиграть в тендерах.

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ