1 сентября начали действовать новые правовые нормы, введены изменения в Гражданский кодексе РФ и ряд федеральных законов. По новым правилам, прекращает существование в качестве формы юрлица понятие «некоммерческое партнерство». Теперь все НП становятся ассоциациями или союзами, а у СРО могут появиться свои герб, гимн и флаг.

«В соответствие с ФЗ № 99 все юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие) разделены на корпорации и унитарные юрлица по признаку наличия или отсутствия членства, - рассказывает Виталий Еремин, председатель комитета НОП, директор по правовым вопросам Института развития гражданского общества. - Корпорациями являются организации, учредители которых обладают правом членства в них и формированием высшего органа. К корпорациям относятся ассоциации и союзы»

Федеральным законом № 99, большинство положений которого вступили в силу с 1 сентября, внесены значительные изменения в главу 4-ю первой части Гражданского кодекса РФ. В этой главе содержится перечень организационно-правовых форм, по которым могут создаваться все юридические лица. Поскольку СРО в сфере строительства создавались ранее по типу некоммерческих партнерств, эта норма касается их напрямую, так как теперь форма НП упразднена. И все некоммерческие партнерства автоматически становятся союзами или ассоциациями.

Законодатель смягчил этот переход тем, что не будет взиматься пошлина за перерегистрацию документов. Учредительные документы, а также названиях некоммерческих партнерств необходимо привести в аналогии с нормами главы 4 ГК РФ при первом их изменении. Смена наименования НП не потребует внесения изменений в правоустанавливающие и другие документы внутреннего пользования. Об этом рассказали юристы Комитета законодательных инициатив и информационно-правового обеспечения НОП на прошедшей международной конференции СРО.

Соответственно, расширены и обязанности членов. В их список входят участие в образовании имущества корпорации, неразглашение конфиденциальной информации, участие в принятии коллегиальных решений, непричинение вреда и обязанность не чинить препятствия в достижении целей создания корпорации.

Отдельная статья закона посвящена вопросам управления корпорацией. Высшим органом, согласно статье 65.3, является общее собрание. Обязательным считается создание исполнительного органа - единоличного или коллегиального.

Не обойдена вниманием законодателей такая важная часть деятельности СРО, как получение дохода. После вступления в силу ФЗ № 99 для союзов и ассоциаций, у которых уставом предусмотрена деятельность, приносящая доход, вменяется обязательное требование иметь достаточное имущество, рыночной стоимостью не меньше минимального размера уставного капитала.

«Согласно пункту один статьи 66.2 в редакции закона № 99 минимальный размер уставных капиталов хозяйственных сообществ определяется законами о них, - комментирует Еремин В. - Так, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 14 от 8 февраля 1998 года размер уставного капитала должен быть не менее чем десять 10 000 рублей. Следовательно, рыночная стоимость имущества ассоциации должна составлять не менее 10 тысяч рублей».В связи с вступлением в силу ФЗ № 99 актуальным также стал вопрос о возможности передачи членства. Законом такое отчуждение считается возможным при реорганизации члена ассоциации.

Правоведы также информируют все СРО, что вступление в силу с 1 августа этого года ФЗ № 236 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам символики некоммерческих организаций» НП саморегулируем организация имеют право предоставлять не только эмблему, но и герб, а также другие геральдические знаки. Кроме этого, теперь некоммерческие организации могут заиметь свой гимн и флаг. Главное, чтобы их содержание в уставных документах. А также их символы надо будет зарегистрировать в соответствии с нормами, прописанными приказом Минюста № 10 от 1 февраля 2012 года о госрегистрации эмблем и символики некоммерческих объединений.

Изменения гражданского законодательства также затронули правовое положении регулировании заказов. Закон о внесении изменений в ГК по этой части вступил в силу годом раньше - 1 сентября 2013 года. Были изменены статьи 4 и 5 первой части и статья 1153 третьей части ГК.

«Теперь членам СРО надо помнить, что заказ, нарушающий требования закона или иного правового акта, является оспоримой, а не ничтожной, - говорит Виталий Еремин. - Ранее действовало противоположное правило».

В ГК введена глава 9.1, посвященная решениям общих собраний. В ней устанавливается общий порядок их проведения и принятия решений. Регламентированы требования к протоколу.

Для того чтобы членам СРО было легче ориентироваться в новых нормах, юристы ИГРО проводят семинары и выпускают методические указания. Правоведы пока не дают оценки данным нововведениям, полагая, что время и правоприменительная практика покажут, насколько они эффективны.

    НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    РЕМИЗОВА О.Н.
    
    На территории Российской Федерации создано и работает достаточно большое количество некоммерческих организаций, которые подразделяются:
    - на общественные и религиозные организации (объединения);
    - общественные движения;
    - фонды;
    - учреждения;
    - органы общественной самодеятельности;
    - некоммерческие партнерства;
    - автономные некоммерческие организации;
    - прочие некоммерческие организации.
    Некоммерческим партнерством (далее - НП) признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для осуществления деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Это означает, что некоммерческое партнерство создается для осуществления деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
    Если минимальный размер уставного капитала ООО или ЗАО должен быть не менее 10 000 руб., а ОАО - не менее 100 000 руб., то отличительной особенностью НП является то, что согласно п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и вкладам; другие поступления.
    Законодательство не содержит ограничений по форме, в которой могут быть сделаны взносы, поступающие в НП. В качестве взноса могут быть переданы не только деньги, но и основные средства, материалы и т.п. Поступления в виде членских взносов не учитываются некоммерческими партнерствами в составе доходов для целей налогообложения прибыли при условии их использования по целевому назначению.
    Следует отметить, что НП является юридическим лицом и в соответствии с действующим российским законодательством подлежит государственной регистрации. Некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно вправе открывать счета в банках, должно иметь самостоятельный баланс или смету.
    Прежде чем проводить государственную регистрацию НП, его учредители обязаны провести собрание учредителей, на котором определяются основные цели создаваемой некоммерческой организации, ее правовой статус и правомочия, что в дальнейшем закрепляется в уставе. Кроме обязательных реквизитов (наименования организации, место нахождения, цели и предмета деятельности, данных учредителей, взносов учредителей и членских взносов), устав должен закреплять срок действия некоммерческой организации, поскольку НП может создаваться на определенный срок или бессрочно. Кроме того, устав должен иметь свой штамп и зарегистрированную в установленном законом порядке эмблему, отражающие специфику деятельности данной некоммерческой организации и выделяющие ее среди других некоммерческих организаций.
    Члены некоммерческого партнерства имеют право:
    - участвовать в управлении делами НП;
    - получать информацию о деятельности НП в предусмотренном учредительными документами порядке;
    - по своему усмотрению выходить из НП;
    - если иное не определено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из НП часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами НП в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, установленном учредительными документами НП;
    - получать в случае ликвидации НП часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральными законами или учредительными документами НП.
    Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые указаны в учредительных документах НП (п. 4 ст. 8 Закона N 7-ФЗ).
    В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все без исключения хозяйственные операции должны быть документально подтверждены, т.е. должны быть оформлены первичными документами, на основании которых осуществляется ведение бухгалтерского учета. Это положение применяется и некоммерческими организациями.
    Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами НП.
    Согласно п. 2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, ее расходах, численности и составе работников, оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не являются предметом коммерческой тайны.
    Некоммерческие организации могут представлять следующую отчетность:
    - бухгалтерскую;
    - налоговую;
    - в государственные внебюджетные фонды;
    - статистическую;
    - специальную.
    Состав отчетности некоммерческих организаций зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).
    Для бухгалтерского учета рекомендуется к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" открыть субсчет "Расчеты с членами партнерства", а к счету 86 "Целевое финансирование" - субсчета "Вступительные взносы", "Членские взносы".

    Пример 1. В некоммерческое партнерство поступило заявление от ООО с просьбой о вступлении в члены данного партнерства. В соответствии с учредительными документами НП вступительный взнос для целевого использования составляет 300 000 руб., а ежеквартальные членские взносы - 15 000 руб.
    В бухгалтерском учете производятся такие записи:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Вступительные взносы", - отражены обязательства нового члена партнерства по уплате вступительного взноса - 300 000 руб.;
    Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступили денежные средства в качестве вступительного взноса на расчетный счет - 300 000 руб.
    Ежеквартально оформляются следующие проводки:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Членские взносы", - начислены ежемесячные членские взносы - 15 000 руб.;
    Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступили денежные средства в качестве членского взноса на расчетный счет - 15 000 руб.
    Денежные средства могут поступать и в наличной форме в кассу некоммерческого партнерства. В таком случае организация должна оформить приходный кассовый ордер по форме N КО-1. Кассовый чек пробивать не нужно, поскольку целевые взносы, вносимые членами НП на ведение уставной деятельности, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг и обязательного применения контрольно-кассовой техники не требуется (Письмо Минфина России от 07.07.2005 N 03-01-20/3-122).
    Как уже отмечалось выше, поступления в качестве взносов могут иметь неденежную форму.

    Пример 2. Учредительными документами НП предусмотрена возможность внесения членских взносов не деньгами, а материалами, необходимыми для работы. Величина ежеквартального членского взноса - 15 000 руб. В качестве взноса были внесены материалы по согласованной цене 10 000 руб., оставшаяся часть была оплачена наличными денежными средствами.
    В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводками:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Членские взносы", - отражены обязательства нового члена партнерства по уплате ежеквартального членского взноса - 15 000 руб.;
    Дебет 10 "Материалы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - отражено поступление материалов как часть вступительного взноса - 10 000 руб.;
    Дебет 50 "Касса" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступила оставшаяся часть членского взноса - 5000 руб.

    Пунктом 2 ст. 8 Закона N 7-ФЗ определено, что некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. Согласно ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
    - объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
    - наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.
    Также некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, если она:
    - объединяет в своем составе в качестве членов не менее чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
    - имеет компенсационный фонд, сформированный в размере не менее чем 1 млн руб. на одного члена НП или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 300 тыс. руб. на одного члена НП;
    - имеет документы, предусмотренные ч. 1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
    Поскольку законодательством не запрещено НП заниматься предпринимательской деятельностью, в целях бухгалтерского и налогового учета необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по целевым поступлениям и от предпринимательской деятельности. Доходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, перечислены в ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Их перечень является исчерпывающим. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
    Таким образом, некоммерческая организация не вправе доходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы уменьшать на величину расходов, связанных с уставной деятельностью организации.
    Для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и направленными на осуществление коммерческой деятельности в целях получения дохода.

    Пример 3. Некоммерческое партнерство сдало в аренду свободные офисные площади. Доходы от аренды поступают ежемесячно в размере 41 300 руб., в том числе НДС - 6300 руб. Документально подтвержденные затраты на оплату косметического ремонта помещения, произведенные другой организацией, составили 17 700 руб., в том числе НДС - 2700 руб.
    В данной ситуации производятся следующие записи:
    Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", - отражены обязательства по уплате арендной платы - 41 300 руб.;
    Дебет 90, субсчет 3 "НДС", Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 2 "НДС", - начислен НДС к уплате в бюджет - 6300 руб.;
    Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками, - учтены расходы по оплате счета поставщика без НДС - 15 000 руб.;
    Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", Кредит 60, - учтен "входной" НДС по расходам на косметический ремонт - 2700 руб.;
    Дебет 68, субсчет 2 "НДС", Кредит 60, - принят к вычету НДС - 2700 руб.;
    Дебет 51 Кредит 62, - арендная плата поступила на расчетный счет - 41 300 руб.;
    Дебет 60 Кредит 51, - произведена оплата работы по косметическому ремонту помещения - 17 700 руб.

    Прибыль от сдачи имущества в аренду составила 20 000 руб. (35 000 - 15 000). Согласно п. 3 ст. 26 Закона N 7-ФЗ полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
    Закон N 7-ФЗ не распространяется на садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Деятельность таких объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Статьей 1 данного Закона определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество; садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив; садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Некоммерческая организация в виде некоммерческого партнерства ранее не была известна российскому законодательству. Эта правовая форма не предусмотрена Гражданским кодексом РФ и появилась в нашем законодательстве совсем недавно, а потому еще недостаточно изучена в теории и мало используется на практике. Названный вид НКО был заимствован из американского правопорядка, заимствование носит благой характер, целью которого является предоставление более широких возможностей для осуществления предпринимательской деятельности в сфере деятельности НКО. Как же понимает действующее российское законодательство некоммерческое партнерство?

Главной и отличительной особенностью некоммерческого партнерства является возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации часть ее имущества, т.е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации. Партнерство же получает тем самым возможность распределения части своего имущества между своими участниками, что тоже противоречит его статусу некоммерческой организации. Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут заключить учредительный договор, приобретающий в этом случае статус второго учредительного документа партнерства. В названных документах должны содержаться сведения, касающиеся:

  • характера, целей деятельности партнерства;
  • условий членства в нем;
  • состава и компетенции органов управления и порядка принятия ими решений;
  • источников формирования имущества и порядка распределения его остатков после ликвидации партнерства.

Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, однако партнерство не может быть создано одним лицом. Высшим органом партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание и постоянно действующего коллегиального органа по принципу наблюдательного совета. В партнерстве должен существовать и единоличный исполнительный орган, однако уставом партнерства может быть предусмотрено обязательное создание коллегиального исполнительного органа. И в том и в другом случае состав исполнительного органа определяется высшим органом некоммерческого партнерства. Партнерство приобретает статус собственника своего имущества, которое передается некоммерческому партнерству его членами.

Следует особо отметить, что члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую его уставным целям, и может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Члены партнерства имеют право участвовать в управлении его делами и получать информацию о его деятельности, а также могут иметь иные права, предусмотренные его уставом. Они вправе свободно выйти из партнерства, получив при этом часть его имущества или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства. Часть имущества пропорционально своим взносам они могут получить и при ликвидации партнерства. По смыслу этих норм участники партнерства должны иметь определенную долю в имуществе партнерства или в его части, в соответствии с которой и должно осуществляться их право на участие в управлении делами партнерства.

Члены партнерства несут предусмотренные его учредительными документами обязанности, в том числе по внесению взносов в его имущество. За нарушение этих обязанностей они могут быть исключены из партнерства по решению остающихся членов. Исключенный из партнерства участник сохраняет право на получение соответствующей части имущества партнерства. Некоммерческое партнерство реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По единогласному решению учредителей оно может преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию. Закон не предусматривает возможностей его преобразования в коммерческую организацию, хотя по своей природе оно весьма близко к обществу с ограниченной ответственностью. Некоммерческое партнерство обладает целым рядом признаков, сближающих его с хозяйственными обществами и товариществами. Во-первых, учредительными документами партнерства являются учредительный договор и устав. Следовательно, между его участниками возникают договорные отношения. Во-вторых, имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, а также приобретенное или произведенное впоследствии самим партнерством, является собственностью юридического лица. Однако участники партнерства обладают по отношению к его имуществу практически теми же обязательственными правами, которые принадлежат учредителям хозяйственного общества или товарищества.

Они имеют право:

  • участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
  • получать информацию о его деятельности;
  • в порядке, предусмотренном учредительными документами, выходить из его состава, а в случае ликвидации партнерства - получать ликвидационную квоту.

Кроме того, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами, то при выходе из некоммерческого партнерства его участник вправе получить в натуре либо в стоимостном выражении часть имущества партнерства в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов. Процедура выхода и порядок соответствующих выплат определяются учредительными документами партнерства.

Казалось бы, важным отличием правового положения членов некоммерческого партнерства от статуса участников общества или товарищества является то, что учредители партнерства не получают дивидендов, поскольку доходы, вырученные партнерством от предпринимательской деятельности, не распределяются между его членами. В действительности же это различие не столь существенно, так как участники партнерства получают долю прибыли в виде заработной платы или иных выплат по трудовым либо гражданско-правовым договорам. Юридическая конструкция некоммерческого партнерства, несомненно, вызовет большой интерес у бизнесменов. Дело в том, что, будучи организацией некоммерческой, партнерство вполне пригодно для систематического занятия предпринимательством. Между тем условия налогообложения некоммерческих организаций, даже осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, нежели порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц.

Цели деятельности Содействие членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ
Учредители
Члены Граждане, достигшие 18 лет, и (или) юридические лица
Отношение учредителей, членов к имуществу организации, их ответственность Учредители, члены партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам учредителей и членов. Имущество, переданное партнерству его членами, является собственностью партнерства. Если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами партнерства, члены вправе при выходе или исключении из партнерства получать часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его собственность, за исключением членских взносов в порядке, предусмотренном учредительными документами, а также получать в случае ликвидации партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его собственность
Руководящие органы Высший - общее собрание членов
Предпринимательская деятельность Возможна лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана организация. Отдельным и видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании лицензии
Ликвидация, преобразование Вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию. Решение о преобразовании принимается учредителями единогласно

Консалтинговая группа «Альпийский ветер» оказывает услуги по созданию путем учреждения или реорганизации некоммерческих организаций, в том числе по созданию

Есть различные виды некоммерческих организаций, которые предназначены для определенных задач. И хотя они находятся в одной группе, специфика их деятельности может существенно отличаться. Партнерства – это один из способов организации некоммерческой структуры, которая имеет достаточно широкий спектр возможностей.

Определение терминов

Рассматривая некоммерческие партнерства, стоит понимать, что данное понятие подразумевает организацию, которая была создана с целью ведения общеполезной деятельности и оказания грамотного содействия своим членам.

Есть смысл привести еще одну трактовку данной терминологии: это объединение юридических лиц и граждан, в которое иногда входят коммерческие организации. При этом одной из главных особенностей такого партнерства является тот факт, что его члены имеют право на получение части имущества организации или его финансового эквивалента. Пользоваться таким правом можно только в случае выхода из партнерства. Единственное, что нельзя забрать - это членские взносы.

В качестве главного органа, посредством которого управляются некоммерческие партнерства, можно определить собрание его членов. А вот основанием для начала деятельности подобной организации является решение такого собрания.

Преимущества данного вида партнерства

В качестве ключевого плюса можно определить тот факт, что участники подобной организации не должны нести ответственность по обязательствам. В свою очередь партнерство также может не отвечать по обязательствам тем, кто является его членами.

Благодаря тому факту, что некоммерческое партнерство - саморегулируемая организация, нет необходимости устанавливать минимальный размер имущества, более того, его вообще может не быть. Если какие-либо ресурсы и фиксировались в документации, то использовать их можно лишь в качестве уставного фонда или для благотворительных целей.

Еще одной привлекательной особенностью, которой обладают некоммерческие партнерства, являются достаточно большие возможности в рамках формирования управляющих органов, а также самой структуры организации. Все нюансы управления без труда закрепляются в Уставе.

Также членам партнерства ничего не мешает открывать счета как в отечественных банках, так и за рубежом. Разрешается создавать различные филиалы, представительства, любые некоммерческие организации и вступать в союзы, равно как и в ассоциации.

Недостатки, достойные внимания

Прежде всего, сразу, как только были определены уставные цели, деятельность организации должна им строго соответствовать. Что касается прибыли, которая в итоге получается, то ее распределение между участниками не представляется возможным.

К негативным моментам можно отнести и необходимость решать вопросы, имеющие отношение к ведению учета. Подобные нюансы, как правило, требуют определенных умственных и временных затрат. Нельзя забывать и о необходимости подробной разработки всей требуемой документации.

Если попытаться взглянуть на деятельность некоммерческого партнерства объективно, то нетрудно прийти к нескольким очевидным выводам.

Прежде всего подобные недостатки значительно усложняют процесс реализации большинства коммерческих схем. При этом если грамотно организовать работу партнерства, его можно использовать в сфере оказания услуг. Таким образом, подобные структуры подходят далеко не всем предпринимателям, но для некоторых представителей отечественного бизнеса они могут быть актуальны.

Особенности устава

Как было сказано выше, сформированный устав некоммерческого партнерства – это одно из обязательных условий существования подобной организации.

Поэтому есть смысл уделить внимание структуре устава и некоторым нюансам его составления:

  1. Общие положения. В эту категорию входят такие пункты, как описание самой организации, изложение условий партнерства, определение типа субъектов, которые оно объединяет, права на получение статуса юридического лица, открытия филиалов и др.
  2. Предмет деятельности партнерства. В этой части устава необходимо описать цель, с которой организация осуществляет свою деятельность и актуальные правила.
  3. Права и обязанности партнерства. Здесь все достаточно ясно: на что организация имеет право и какие обязанности на себя готова взять.
  4. Методы контроля деятельности членов. В этом разделе может содержаться информация об условиях проведения плановых и неплановых проверок, а также порядок действий в случае выявления нарушений.
  5. Условия членства в партнерстве и требования к его участникам.
  6. Права и обязанности членов. Вне зависимости от того, какие некоммерческие партнерства рассматриваются, их устав должен содержать этот пункт, в котором подробно описываются все грани прав и обязанностей всех, кто включен в организацию.
  7. Специализированные органы, а также органы управления. Здесь нужно объяснить, что такое общее собрание партнерства, какие вопросы относятся к его компетенции и дать такую же информацию относительно коллегиального органа управления.
  8. Действия в случае конфликта интересов.
  9. Описание источников формирования имущества партнерства. Уделяя внимание этому пункту, не стоит забывать о порядке как единовременных, так и регулярных поступлений, а также ведении бухгалтерского учета.
  10. Отчетность и учет партнерства.
  11. Методы обеспечения имущественной ответственности членов организации.
  12. Порядок ликвидации партнерства, равно как и процесс исключения сведений, касающихся организации из госреестра.
  13. Заключительные положения.

Разумеется, чтобы составить подобный устав, необходимо воспользоваться помощью квалифицированного юриста.

Как создать некоммерческую организацию

Такой процесс, как организация некоммерческого партнерства, начинается с регистрации, о которой более подробно речь пойдет ниже.

Помимо фиксации юридического лица, нужно избрать, а после и утвердить органы правления партнерства. Устав также потребует внимания, ведь его необходимо не просто разработать, а сделать это в соответствии со всеми нормами действующего законодательства. Более того, обязательным является определение и последующее прописывание задачи и целей, равно как и методов их реализации в рамках деятельности партнерства.

Фиксировать придется также и порядок, в котором проходило формирование организации, стандартные сроки полномочий ключевых управленцев партнерства и алгоритм принятия решений.

В качестве высшего органа управления должно быть определено так называемое общее собрание. Ему предоставляется максимально широкий спектр полномочий как в финансовой, так и в управленческой сфере.

Процесс регистрации организации

Такую задачу, как регистрация некоммерческого партнерства, можно без труда решить при помощи Министерства юстиции. При этом нужно быть готовым заплатить государственную пошлину размером в 4 тыс. рублей. Для того чтобы запустить процесс, необходимо предоставить следующие документы:

  • Заявление, которое подписано уполномоченным лицом. Инициалы, а также контактные данные этого лица (адрес, телефон) должны быть указаны в обязательном порядке.
  • Информация об учредителях партнерства (2 экземпляра).
  • Три экземпляра учредительной документации регистрируемой организации.
  • Документальное подтверждение уплаты государственной пошлины.
  • Решение, касающееся создания некоммерческой организации, а также утверждения ее учредительной документации. При этом должен быть предоставлен в двух экземплярах состав назначенных органов.
  • Минюст также должен будет получить информацию о том, где находится постоянно действующий орган партнерства, посредством которого можно осуществлять связь с регистрируемой организацией.
  • Если учредителем является иностранное лицо, то возникнет необходимость предоставления выписки из реестра страны, гражданином которой он является. При отсутствии подобной выписки подойдет любой равноценный документ.
  • В процессе регистрации могут потребоваться документы, подтверждающие права на использование защищенной законом об интеллектуальной собственности конкретной символики или имени какого-либо гражданина РФ при формировании названия партнерства.

Законных оснований для требования других документов у Министерства юстиции нет. Что касается решения, то регистрация некоммерческого партнерства должна быть завершена в течение 14 дней. Для отказа отводится такой же срок.

Контроль деятельности

Межрегиональное некоммерческое партнерство и другие виды подобных организаций должны иметь не только четкую систему управления, но и ясную схему контроля деятельности.

Если говорить о координации работы партнерства, то стоит отметить, что эту задачу выполняет общее собрание. Именно оно занимается разработкой стратегии, составляет план работы и занимается формированием отчета деятельности в конце года. Реализация всего, что было составлено и запланировано, это уже миссия исполнительного блока, который на постоянной основе отчитывается перед общим собранием.

Что касается контроля, то он, как правило, доверяется отраслевым органам исполнительной власти, действия которых осуществляются на уровне Федерации. Речь идет о специализированном институте власти, имеющим возможность действовать на территории всей страны.

Налоги

Касаясь особенностей налогообложения, с которыми имеют дело все некоммерческие партнерства, прежде всего нужно обратить внимание на основные обязанности НКП согласно законодательству. Итак, подобные организации имеют статус плательщика налога на прибыль, но при этом те средства, которые относятся к категории целевых поступлений, налогом не облагаются.

Стоит учесть и тот факт, что ежеквартально предоставлять отчетность должно каждое некоммерческое партнерство. Центров, представляющих организации, при этом может быть несколько. При этом использоваться может как упрощенная система, так и уплата всех категорий налогов по отдельности (не имущество, прибыль, земельный, транспортный, взносы в пенсионный фонд и единый социальный налог).

Фирменные бланки и печать

Для любого юридического лица является актуальным использование круглой печати, которая содержит наименование организации и место ее нахождения (на русском языке).

При этом бланки и фирменные штампы могут быть самыми разными. Для того чтобы заказать их изготовление, потребуется предъявить копию свидетельства о госрегистрации юридического лица и постановке на учет в налоговом органе. Согласно федеральному законодательству необходимости отдельно регистрировать удостоверительные печати не нужно.

Если приходится изменять данные, то сначала должна быть уничтожена старая печать, и лишь после этого изготовлена новая.

Социальное некоммерческое партнерство

Несмотря на тот факт, что некоммерческий сектор в РФ выглядит значительно скромнее, чем западные аналоги, определенные движения в этом направлении все же есть. Пусть не динамично, но зато постоянно количество некоммерческих организаций, играющих в социуме важную роль, растет.

Но для осуществления успешной деятельности им приходится сталкиваться с определенными сложностями как в законодательной, так и в административной сфере. Оказывать социальные услуги на достаточно высоком уровне и стабильно развиваться в данном направлении нынешним организациям такого типа мешает факт монополии в данной сфере.

Заключение

Как можно заметить, законодательная база РФ позволяет без особых сложностей открывать некоммерческое партнерство любого профиля. При этом для его эффективного функционирования придется приложить значительно больше усилий, чем в более развитых государствах.

Многие некоммерческие партнерства были созданы еще в 1990-х гг. и формально продолжают существовать в настоящее время, фактически не осуществляя деятельность. В связи с этим на практике возникает множество вопросов. В частности, какие права и обязанности имеют учредители и члены некоммерческого партнерства в соответствии с действующим законодательством? Каким образом следует поддерживать некоммерческое партнерство в так называемом спящем режиме? Как ликвидировать партнерство, если дальнейшее осуществление деятельности не планируется? Рассмотрим эти вопросы.

Правовое положение некоммерческих партнерств

В настоящее время к некоммерческим партнерствам (НП) применяются нормы Гражданского кодекса РФ об ассоциациях (союзах), а именно ст. 123 8 —123 11 , а также положения Закона о НКО в части, не противоречащей действующей редакции ГК РФ . В связи с этим далее при упоминании некоммерческого партнерства имеется в виду также ассоциация (союз).

Права и обязанности учредителей и членов некоммерческих партнерств

Учредители некоммерческого партнерства (ассоциации) имеют права и несут обязанности при создании некоммерческого партнерства до момента его государственной регистрации. После создания НП статус учредителя утрачивает свое правовое значение, не наделяет его обладателя какими-либо правами и обязанностями. Сведения об учредителях сохраняются в ЕГРЮЛ и не могут быть изменены.

Это следует из того, что действующим законодательством установлены права и обязанности учредителей некоммерческого партнерства (ассоциации), касающиеся только порядка совместной деятельности учредителей по созданию НП, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности на этапе создания.

После создания некоммерческого партнерства правовое значение имеет статус члена НП. Права и обязанности членов некоммерческого партнерства (ассоциации) устанавливаются ст. 123 11 ГК РФ, ст. 8 Закона о НКО, а также уставом некоммерческого партнерства (ст. 123 9 ГК РФ). В частности, член некоммерческого партнерства (ассоциации):

  • осуществляет предусмотренные действующим законодательством корпоративные права и обязанности в порядке, установленном в соответствии с уставом НП;
  • вправе на равных началах с другими членами НП безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми партнерством услугами;
  • вправе выйти из некоммерческого партнерства по своему усмотрению в любое время;
  • обязан уплачивать предусмотренные уставом НП членские взносы и по решению высшего органа НП вносить дополнительные имущественные взносы в имущество некоммерческого партнерства;
  • если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами НП;
  • получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства (ассоциации).
Таким образом, если иное не предусмотрено уставом, после выполнения учредителями обязанностей по созданию некоммерческого партнерства (ассоциации) права и обязанности учредителей в отношении НП фактически прекращаются. Вместе с тем права и обязанности возникают у членов некоммерческого партнерства.

«Спящий режим» деятельности некоммерческих партнерств

Под «спящим режимом» в данном случае имеется в виду сохранение некоммерческого партнерства (без ликвидации) в отсутствие какой-либо его деятельности. Поддержание некоммерческого партнерства в таком положении не требует значительных материальных и трудозатрат.

Функционирование некоммерческого партнерства в «спящем режиме» предполагает выполнение следующих условий:

  • некоммерческое партнерство фактически не ведет никакой деятельности;
  • в некоммерческом партнерстве числится минимальное количество членов;
  • у членов некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по внесению взносов в имущество НП;
  • у некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей, в том числе отсутствует налогооблагаемое имущество;
  • у некоммерческого партнерства отсутствуют работники, которым выплачивается заработная плата или иные платежи;
  • у НП может быть закрыть расчетный счет.
Отсутствие у членов некоммерческого партнерства обязанности по внесению взносов в имущество некоммерческого партнерства

Одной из обязанностей членов некоммерческого партнерства (ассоциации) является уплата предусмотренных уставом членских взносов, а также внесение дополнительных имущественных взносов в имущество НП по решению высшего органа партнерства (п. 2 ст. 123 11 ГК РФ).

На наш взгляд, из указанной нормы следует, что обязанность по уплате взносов в имущество некоммерческого партнерства у членов НП будет отсутствовать при условии, что:

  • уставом партнерства предусмотрена обязанность по уплате членских взносов на основании решения высшего органа управления НП (т.е. в отсутствие такого решения обязанности по уплате взносов не возникает);
  • решение о внесении членских и (или) дополнительных имущественных взносов в имущество некоммерческого партнерства не принимается.
Таким образом, для поддержания некоммерческого партнерства в «спящем режиме» необходимо, среди прочего, внести в устав НП (и иные внутренние документы, если имеются) соответствующие изменения.

Кроме того, при первой регистрации изменений в учредительные документы некоммерческого партнерства будет необходимо привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством (т.е. применить положения об ассоциациях (союзах), в том числе переименовать НП в ассоциацию (союз)). До этого момента устав действует в части, не противоречащей действующему законодательству .

Отметим, что в дальнейшем некоммерческое партнерство (ассоциация, союз) по решению своих членов может быть преобразовано в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123 8 ГК РФ).

Также можно свести к минимуму количество членов некоммерческого партнерства. Существует точка зрения, что некоммерческое партнерство может иметь даже одного члена, в то время как учредителей должно быть не менее двух (ст. 123 9 ГК РФ).

Отсутствие работников, которым выплачивается заработная плата или иные платежи

С целью минимизации расходов, связанных с поддержанием некоммерческого партнерства в «спящем режиме», могут быть расторгнуты трудовые договоры с работниками.

По смыслу действующего законодательства в организации может работать как минимум два работника: директор и главный бухгалтер. Если некоммерческое партнерство применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также в случае, если некоммерческое партнерство является субъектом среднего предпринимательства, директор НП может принять ведение бухгалтерского учета на себя . В этом случае функции директора и главного бухгалтера будут осуществляться одним лицом, которое может работать по гражданско-правовому договору с минимальным вознаграждением (на практике много случаев, когда такое вознаграждение не выплачивается, если директор является также участником ООО (в данном случае членом некоммерческого партнерства)).

Закрытие банковских счетов некоммерческого партнерства

Закрытие расчетных счетов некоммерческого партнерства (если таковые имеются) позволит минимизировать расходы на оплату услуг банка по обслуживанию этих счетов. Однако перед закрытием счетов необходимо удостовериться в том, что у некоммерческого партнерства отсутствуют какие-либо задолженности по выплате налогов, пеней, штрафов. Для этого следует произвести сверки с налоговым органом и внебюджетными фондами и погасить имеющиеся задолженности.

При выявлении задолженностей по выплате налогов, пеней, штрафов после закрытия расчетных счетов у некоммерческого партнерства могут возникнуть затруднения при погашении соответствующих задолженностей, поскольку уплата организациями налогов, пеней и штрафов в наличной форме законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ не предусмотрена (письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. № 03-02-07/1/44732).

Для поддержания некоммерческого партнерства (ассоциации) в «спящем режиме» необходимо периодически:

  • сдавать «нулевую» бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • подавать в территориальный орган Минюста России (орган, контролирующий деятельность некоммерческих организаций) заявление, подтверждающее соответствие требованиям п. 3 1 ст. 32 Закона о НКО (отсутствие иностранных граждан среди членов и иностранных источников финансирования), а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (п. 3, 3 1 , 3 2 ст. 32 Закона о НКО).
Выполнение данных требований поможет свести на нет риски привлечения некоммерческого партнерства к административной ответственности (наложения штрафа) и исключения партнерства из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, а также предъявления государственными органами требования о ликвидации некоммерческого партнерства в судебном порядке.

Отметим, что, если некоммерческое партнерство в течение 12 месяцев не будет представлять в налоговые органы отчетность, а также осуществлять операции хотя бы по одному банковскому счету, оно может быть признано недействующим и исключено из ЕГРЮЛ .

Вместе с тем указанный риск рассматривается нами как минимальный, поскольку согласно сложившейся судебной практике критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности (см. Постановления КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П, ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2013 г. по делу № А32-1074/2013).

Иными словами, сам по себе факт отсутствия операций по банковскому счету либо факт отсутствия у некоммерческого партнерства банковского счета не может являться основанием для его исключения из ЕГРЮЛ при условии сдачи некоммерческим партнерством «нулевой» отчетности в налоговый орган и внебюджетные фонды.

Ликвидация некоммерческих партнерств

Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).

Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.

Действие

Сроки (нормативные)

Примечания

Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП Статья 62 ГК РФ.

Статья 18 Закона о НКО

Проведение инвентаризации По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП

3 дня
со дня принятия решения о ликвидации

(императивный)

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации:

Налоговый орган может инициировать налоговую проверку;

Не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП

Пункт 1 ст. 62 ГК РФ.

Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО.

Пункт «и 1 » ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3)

Статья 20 Закона о государственной регистрации
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора)
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации Пункт 1 ст. 63 ГК РФ
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности

Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации

(императивный)

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации

Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО

Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации
Осуществление расчетов с кредиторами НП Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса Пункт 5 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО

Закрытие счетов НП
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации
Составление ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами).

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП.

Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства

Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ

Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО

Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа

Статья 21 Закона о государственной регистрации
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов
Уничтожение печати НП
Передача документов НП в государственный архив
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Пункт 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ.

Статья 64 2 ГК РФ, ст. 21 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации).