Инвентаризационная опись — это бумага, заполняемая в ходе проведения инвентаризации имущества организации с целью проверки его состояния и соответствия фактических и учетных данных. При проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей заполняется инвентаризационная опись ИНВ-3, бланк и образец заполнения формы ИНВ-3 предлагаем скачать в данной статье внизу. В статье рассмотрен порядок заполнения описи при инвентаризации ТМЦ.

Инвентаризационная опись форма ИНВ-3 применяется для фиксации данных только о товарно-материальных ценностей, принадлежащих компании и находящихся в организации на момент проведения инвентаризации. Не нужно в бланк ИНВ-3 вносит данные о тем ТМЦ, которые:

  • находятся в пути — ,
  • отгружены, но не оплачены — ;
  • получены по договору хранения — .

В отношении указанных товарно-материальных ценностей разработаны самостоятельные инвентаризационные бланки.

Инвентаризационная опись ИНВ-3 заполняется членами комиссии, состав которой определяет руководителем в своем , составленном по форме ИНВ-22. Описи могут быть сформированы бухгалтером с уже прописанными данными об объектах ТМЦ согласно данных бухпрограмм. Описи могут подготовить члены комиссии самостоятельно, внести данные обо всех проверяемых ценностях вручную.

Образец заполнения ИНВ-3

Процедура заполнения инвентаризационной описи ТМЦ заключается в последовательном внесении в строки таблицы бланка ИНВ-3 сведений об обнаруженных товарно-материальных ценностей. По каждому отдельному наименованию заполняется самостоятельная строка, заполняемая основными сведениями о ТМЦ, указываются количественные и стоимостные показатели по фактическим данным. Позже эти данные будет сравниваться с учетными.

Процедуру сопоставления проводит бухгалтер после получения оформленного бланка описи ИНВ-3 по факту проведенной инвентаризации. Бухгалтер проверяет корректность заполнения формы, вносит показатели в графы для учетных данных, после чего выявленные несоответствия переносит в ведомость, называемой .

На первой страницу бланка инвентаризационной описи члены инвентаризационной комиссии должны вручную заполнить данные о наименовании организации, ее основных реквизитах, подразделении, в котором проводится проверка. Из приказа ИНВ-22 переносится номер и дата, указываются сроки проведения инвентаризации ТМЦ. Если описи готовит бухгалтерия на основании имеющейся бухгалтерской программы, то обычно эти сведения уже заполнены автоматически, членам комиссии остается только внести фактические показатели о количестве и стоимости товарно-материальных ценностей.

Материально-ответственные лица также должны участвовать в процедуре инвентаризации, они не могут входит в состав инвентаризационной комиссии. Участие МОЛ в инвентаризации вверенного им имущества заключается в личном присутствии. На первой странице бланка ИНВ-3 имеется подраздел «расписка», предназначенный для постановки подписей ответственных лиц. Ставят в этом разделен подпись МОЛ подтверждает, что все ТМЦ учтены, находятся на своем месте, а первичка по ним передана в бухгалтерию. Подписи в данном разделе ставятся материально-ответственными лицами перед проведением инвентаризации.

После окончания инвентаризационной процедуры члены комиссии заверяют полученные данные своими подписями. Кроме того, МОЛ также ставят подписи, подтверждающие, что все данные отражены правильно и они согласны с полученными результатами.

Опись ИНВ-3 составляется в трех экземплярах — первый остается в комиссии, второй — передается МОЛ, третий — в бухгалтерию для проверки и сличения результатов.

Образец для бесплатного скачивания

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей форма ИНВ-3 бланк — .

Инвентаризационная опись ТМЦ образец заполнения ИНВ-3 — .

В первую очередь оформляется соответствующий приказ. Для него разработана унифицированная форма NИНВ-22, форма по ОКУД 0317018. В ней содержится такая информация:

  • наименование организации;
  • структурное подразделение;
  • состав инвентаризационной комиссии;
  • перечень проверяемых обязательств и имущества;
  • время и место инвентаризации;
  • основание для проведения инвентаризации.

Перечень составляется в двух экземплярах. Первый — для бухгалтерской службы для составления сличительной ведомости (если есть расхождения с бухгалтерским учетом). Второй — для материально ответственного лица (далее - МОЛ).

При смене материально ответственного лица опись составляется в трех экземплярах.

До начала процедуры у материально ответственного лица берется расписка, что все документы сданы в бухгалтерию, следовательно, приняты к учету или списаны в расход. Она составляется в унифицированной форме описи, внизу на заглавном листе. Отдельного документа не нужно.

Приказ о проведении инвентаризации


Бланк инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей

Есть унифицированный документ — форма № ИНВ-3 (форма по ОКУД 0317004), утверждена постановлением Госкомстата №88. Он необходим в ходе инвентаризации материалов, товаров и готовой продукции. Вы можете скачать бланк инвентаризационной описи товарно материальных ценностей, а ниже мы поэтапно расскажем, как правильно заполнить его.


Как заполнить инвентаризационную опись

Шаг 1. Заполняем наименование организации, структурное подразделение, код по ОКТМО, вид ценностей, реквизиты документа-основания для проведения инвентаризации.


Шаг 2. Материально ответственное лицо удостоверяет своей подписью, что все ТМЦ оприходованы или списаны.


Шаг 3: В организациях, где ведется автоматический учет данных в специализированных программах, форма №ИНВ-3 составляется при помощи этих программ. Они сами заполняют графы 1-9, а комиссия отмечает в графе 10 наличие объектов по перечню. Комиссия определяет реальное наличие инвентаризируемого имущества, пересчитывая и перевешивая его при необходимости. Запрещено вносить в перечень данные об остатках со слов материально ответственного лица или по данным бухгалтерского учета, не проконтролировав их фактическое наличие.

В примере ниже номенклатурный и инвентарный номера совпадают, но это не обязательное условие. Столбец «номер паспорта» (9) заполняется только в случае если ТМЦ содержат драгоценные камни и металлы.

Итог подводится по каждой странице формы. Количество страниц может быть любое, в зависимости от фактического наличия ценностей.


Шаг 4. После заполнения всех полей, составляется последний лист с итогами всех страниц, подписью председателя и составом инвентаризационной комиссии, которые определены в приказе. В комиссию могут входить:

  • административный персонал организации;
  • работники бухгалтерии;
  • иные специалисты.

Лица, ответственные за хранение ТМЦ, подтверждают факт присутствия на инвентаризации и подписывают ведомость, соглашаясь с фактическими данными, которые в ней указаны.


Образец инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей


Образец заполнения инвентаризационной описи основных средств

Для этого используется унифицированная форма №ИНВ-1. Она заполняется аналогично примеру для формы №ИНВ-3. Смело используйте приведенную инструкцию.

Также предлагаем скачать бланк инвентаризационной описи основных средств.


Ответственность за составление и срок хранения

После подписания всех экземпляров описи, один из них передается в бухгалтерию для выявления расхождений и составления сличительных ведомостей (унифицированная форма №ИНВ-19, ОКУД 0317017). При обнаружении недостач или излишков, бухгалтерская служба предлагает варианты отражения данных фактов хозяйственной жизни организации.

По результатам инвентаризации материально ответственные лица могут быть оштрафованы по причине причинения ущерба организации.

Инвентаризационная комиссия несет ответственность за составление документов, соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации. Если хотя бы один из членов комиссии не присутствовал во время проведения инвентаризации, ее результаты могут быть оспорены.

Опись хранится в организации не менее пяти лет.

Посетив какую-либо организацию или учреждение, можно заметить непонятные цифры, буквы и иные обозначения практически на всех предметах и имуществе, находящемся там. Что это, и зачем делаются такие обозначения, рассмотрим ниже.

Учёт и инвентаризация

Имущество, покупаемое предприятием, стоит определённую сумму, необходимо как-то эту сумму зафиксировать, внести в финансовые документы и в дальнейшем контролировать перемещение и сохранность приобретённой собственности. Для таких операций предусмотрена специальная процедура - инвентаризация. В ходе её проведения и происходит процесс контроля за сохранностью, надлежащим использованием собственности предприятия.

Каждой вещи присваивается определённый номер, закреплённый за этим предметом. Такой номер и наименование предмета вносится в специальную таблицу, которая называется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей. Теперь, периодически проводя проверку, то есть, сравнивая опись с фактическим наличием предмета, можно убедиться в его сохранности, или, при отсутствии искомого, привлечь к ответственности сотрудника, допустившего пропажу.

Проведение проверки

Имущества на предприятии может быть довольно много в связи с чем, описи присутствуют, или должны присутствовать для каждого подразделения, а в идеале, для каждого помещения фирмы. Это облегчает задачу сотрудникам, проводящим инвентаризацию. Путем сравнения инвентаризационных номеров с таблицей (описью) производится контроль и учёт товарно-материальных ценностей. Каждую опись своей подписью заверяет руководитель или ответственное за имущество лицо.

Однотипных или аналогичных предметов может быть очень много (сто стульев, тридцать одинаковых мониторов, например), но у каждого есть свой индивидуальный, закреплённый в описи номер. Таким образом, невозможно заменить пропавший предмет аналогичным, взятым из другого помещения.

Что не учитывается в описи

Расходные материалы, продукция предприятия, хотя и являются товарно-материальными ценностями, но не указываются в инвентаризационной описи. Контроль за сохранностью таких ценностей ведётся иными путями. Инвентаризации подлежит только то имущество, которое используется довольно продолжительное время в непосредственной деятельности фирмы.

По результатам инвентаризации выносится заключение комиссии, такую проверку проводившей, в случае недостачи имущества, его стоимость возмещается ответственными лицами на условиях, определённых работодателем.

Ниже расположен типовой образец и бланк инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, вариант которого можно скачать бесплатно.

Унифицированная форма ИНВ-3 служит для подведения итогов инвентаризационных мероприятий. В статье описана суть унифицированной формы ИНВ-3, рассказано о том, для кого ее применение обязательно, а также приведен пример заполнения.

Для чего нужна унифицированная форма ИНВ-3

Каждая компания, обладающая более или менее внушительным объемом активов, регулярно должна проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей. Для оформления итогов проведенных мероприятий и служит форма № ИНВ-3, являющаяся, по сути, описью обнаруженных в ходе проверки товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Бланк формы очень удобен и часто используется предприятиями для инвентаризации иных объектов, например документов.

Суть инвентаризации состоит в том, что комиссия внимательно должна пересчитать все ТМЦ, хранящиеся на определенных местах, взвесить или измерить все товары или материалы, если у них есть соответствующие единицы измерения.

Для инвентаризации на предприятии формируется специальная комиссия, члены которой и подписывают форму по окончании всех мероприятий.

Заполнять следует 2 экземпляра бланка ИНВ-3. 1-й отправляется в бухгалтерский отдел, 2-й отдается лицу, отвечающему за сохранность ТМЦ на данном участке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Опись ИНВ-3 может составляться для каждого человека из группы лиц, являющихся материально ответственными.

О том, как выглядит форма ИНВ-3, можно узнать на нашем сайте:

***

Итак, в представленном материале мы рассказали, для каких целей служит форма ИНВ-3, кем и для кого она составляется, а также привели бланк формы и пример заполненного документа.