В базовый Федеральный закон № 209-ФЗ, определяющий понятие малого и среднего бизнеса, основные принципы и направления поддержки данного сектора, внесены изменения.
Малому и среднему бизнесу в настоящее время отводится важная роль в экономических преобразованиях. Без изменения подходов к регулированию сектора МСП, которые были заложены семь лет назад федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производить реформирование было бы затруднительно. Практика диктует новые требования: меняется структура сектора по численности, обороту и другим показателям; все более востребованными в плане реализации инвестиционных проектов становятся совместные предприятия с иностранным участием или с участием крупных компаний; требуется общая координация многочисленных и разрозненных механизмов поддержки, созданных государством.
Какие основные изменения внес Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»?
Изменения можно разделить на два блока.
Первый касается изменения критериев отнесения юридических лиц к субъектам МСП.
Второй - создания специального института поддержки сектора – Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.
Порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном (складочном) капитале субъектов малого и среднего предпринимательства увеличен с 25% до 49% . Кроме того, наделены статусом субъекта МСП организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом о Сколково вне зависимости от доли участия в уставном капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских).
Что даст малому и среднему бизнесу увеличение доли участия иностранцев и лиц, не являющихся МСП, в предприятиях малого и среднего бизнеса?
В первую очередь, это дополнительная возможность привлечения инвестиций в российскую экономику. Одной из распространенных форм реализации инвестпроектов является создание совместных предприятий.
Раньше большинство совместных предприятий не попадали под критерии малого и среднего бизнеса из-за доли иностранного участия в уставном капитале. Такая ситуация отсекала значительное количество компаний от государственных программ поддержки, рассчитанных исключительно на сектор малого и среднего бизнеса. И закон эту ситуацию исправил», подчеркнул в комментарии для «РГ» глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин .
Важной поправкой стало увеличение периода, в течение которого предприятие сохраняет статус субъекта МСП, несмотря на изменение предельных значений по критериям малого и среднего бизнеса. Это период увеличен с двух до трех лет.
Директор департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина отметила, что базовый закон о развитии малого и среднего бизнеса должен соответствовать реалиям, не отставать от них. В идеале – идти на опережение, стимулируя развитие сектора. Принятые изменения позитивно скажутся на экономике, поскольку откроют доступ новому пулу компаний к программам развития сектора малого и среднего бизнеса.
Создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства – второй важный блок изменений.
В закон введены отдельные статьи о Федеральной корпорации, ст. 25.1 и ст. 25.2, в которых подробно прописаны задачи и функции корпорации как института развития в сфере малого и среднего бизнеса. В функционал Федеральной корпорации вошли полномочия по координации деятельности инфраструктуры поддержки МСП, по обеспечению встраивания малого бизнеса в процессы закупок у крупных компаний с госучастием, по выработке механизмов финансовой поддержки сектора и непосредственному финансированию кредитных и микрофинансовых организаций. Корпорация согласно закону обязана ежегодно направлять отчет о реализации своих направлений деятельности Президенту РФ, в Госдуму, Совет Федерации, Правительство.
В законе обозначено значительное количество направлений, которые должны быть проработаны на уровне подзаконных актов. Например, состав, форма, порядок, сроки предоставления бизнесом, получившим поддержку и организациями, образующими инфраструктуру поддержки МСП, отчетности будут определены позже. Правительством должен быть определен порядок проведения мониторинга и оценки соответствия планов закупки и годовых отчетов о закупках крупных компаний у МСП.
В целом задачи и функции Федеральной корпорации призваны синхронизировать усилия в направлении создания благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства в стране.
Должна быть обеспечена единая, удобная, понятная всем представителям бизнеса «точка доступа» к мерам поддержки. Мы отмечаем своевременность и актуальность создания государственного института развития МСП, отмечает Президент ТПП РФ Сергей Катырин .
Департамент предпринимательства и услуг, Н. Коваленко
Не многие знают различие между малым, средним и крупным бизнесом. Разбираться в отличиях этих понятий следует, особенно, начинающему предпринимателю. В случае с определением идеи предпринимательства и написанием бизнес-плана, следует иметь представления о будущем занятии.
Что это такое
Малое предприятие является самой распространенной формой предпринимательства, которую выбирают большинство начинающих бизнесменов.
Средний бизнес ̶ это форма предпринимательской деятельности, которая, по сравнению с малым бизнесом, имеет более внушительный ежегодный доход и более обширные и различные ресурсы для коммерческой деятельности.
Крупный бизнес — это форма предпринимательства, которая включает популярные компании, охватывающие целую страну или более 2 стран мира, а также имеющие большой спрос у потребителей.
Основные характеристики предпринимательства
Каждая форма коммерческой деятельности ̶ МСБ или большой бизнес, имеет свои особенности, чем и отличаются друг от друга.
Черты малого
Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, а также компании, среднегодовая численность сотрудников которых составляет не менее 50 человек .
Территориальная деятельность этих компаний небольшая, а в список их сферы деятельности могут входить :
- магазины;
- фирмы с небольшой производством, которые выпускают малые объемы товар;
- фирмы с туристической деятельностью;
- медицинские кабинеты (стоматологические и т.д.);
- разновидные учебные курсы и т.д.
Для малого предпринимательства срок проведения проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов .
До 31 декабря 2018 года этим бизнесам предоставлены двухлетние надзорные каникулы, в течение которых никакие надзоры не будут проводиться. Не грозят посещения Санэпидемнадзора и пожарной инспекции, и не будет осуществлена проверка лицензии деятельности.
Согласно 2 части 10 статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , при поступлении жалований от потребителей, насчет нарушения норм закона, то будет осуществлена ревизионная проверка.
В 2018 году право на получения налоговых каникул имеют предприниматели, которые :
- проходят регистрацию в первый раз;
- осуществляют производственную, социальную или научную деятельность;
- оказывают услуги населению.
Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса . Необходимо только придерживаться вышеуказанных лимитов (доход, количество работников и доля участия в уставном капитале). Если лимиты в течение 1-го или 2-х лет были превышены, то это не является основанием потери статуса. В этом случае, он будет сохранен в течение 3 календарных лет.
Признаки среднего
По сравнению с малым предприятием, средний бизнес включает целые сети предприятий, работающие на большую потребительскую аудиторию . Данная предпринимательская форма может осуществить свою деятельность не только в пределах целого города, даже ̶ области.
По сравнению с малым предпринимательством, где большая роль отведена персоналу, в среднем — на первом плане ставится качество товара (услуг) . Поскольку среднее предприятие имеет некрупные размеры, то ему будет несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях.
Большой или крупный бизнес
Предприятия крупного бизнеса могут потратиться на рекламирование роликов своей продукции на самых популярных телевизионных каналах. В разных городах и странах данная форма бизнеса имеет свои филиалы и представительные органы, в которых работают сотни тысяч сотрудников .
Субъектами крупного бизнеса являются крупные компании, которые :
- занимаются производством техники: Apple, Bosch, Samsung, Lenovo и т.п.;
- производят продукты питания: MC.Donald, Nestle, Coca Cola и т.д;
- производят транспортные средства автомобильных марок: Ferrari, Bogati, Alfa Romeo, BMW и т.д.
Критерии несложны. Для того чтобы быть крупным предпринимателем необходимо соответствовать следующему :
- иметь не менее 251 работников:
- получать доход не менее 2 млрд. рублей;
- своевременно провести инвентаризацию и переоценку основных фондов.
С 2016 года действует единый реестр МСП, который содержит предприятия, получившие статус МСП.
Эти формы предпринимательства обретают статус МСП, если соответствуют нижеуказанным критериям :
- имеют определенный размер доходов;
- имеют определенное количество работников;
- имеют определенную долю участия других компаний в уставном капитале.
Согласно 4 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , указанные лимиты не касаются :
- лиц, имеющих акции экономического высокотехнологического сектора;
- лиц, участвующих в проекте «Сколково»;
- компаний, практически применяющие новейшие технологии, которые разработаны их владельцами ̶ бюджетным и научным учреждениям;
- компаний, чьи учредители внесены в правительственный список лиц, которые оказывают государственную поддержку инновационной деятельности.
Если ИП не имеет работников, то его статус определяется по критерию их годовому дохода. Если ИП и ООО, которые впервые были включены в единый реестр МСП, то их статус должен определяться по критерию количества работников.
Если предприятие получает статус МСП, то ему предоставляются определенные льготы, а именно :
- предоставляется право держать в кассе столько денег, сколько захочется и за это не будет наложен штраф.
- возможность вести упрощенный бухгалтерский учет. Это не относится к ИП, поскольку они не несут обязанность вести бухучет. А компании обязаны начислять ежегодную амортизацию, а не 1 раз в месяц.
- наделены преимуществом в покупке государственной и муниципальной недвижимости и т.д.
Список предприятий, соответствующие указанным критериям, ежегодно формируется Министерством промышленности и торговли РФ . Данный перечень предоставляется в ФНС России, после чего в реестре налоговиками вносятся определенные сведения.
Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается о том, почему побеждает крупный бизнес.
Главные плюсы
Как МСП, так и крупные компании имеют свои достоинства и недостатки.
Перечень плюсов малого бизнеса таков :
- наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
- сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности;
- наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере;
- наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала;
- тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости.
К главным достоинствам среднего предпринимательства относятся :
- создание новых мест трудоустройства;
- высокая продуктивность капиталовложений;
- относительно высокая доходность;
- высокая способность к конкуренции и мобильность.
Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно :
- способностью по обеспечению экономической стабильности в стране;
- способностью по изменению внешней среды бизнеса;
- возможностью экономить на производственных издержках;
- внедрением в бизнес современных технологий и т.д.
Минусы и риски
Для того чтобы начать строить свой бизнес, предприниматель должен ознакомиться с основными минусами различных предприятий. Например, малое предприятие имеет следующие негативные стороны :
- сравнительно большой уровень риска;
- наличие зависимости от крупного бизнеса;
- наличие низкого профессионального уровня руководителей;
- сложности при получении кредита и субсидий.
Размер первоначального капитала также имеет свое значение. Например, если данный размер велик, то фирма сможет продержаться во время кризисного периода.
Средний бизнес тоже обладает определенными недостатками, а именно :
- наличием жесткой конкуренции и угрозой быть поглащеным крупными компаниями;
- наличие преград и трудностей при получении лицензии и патентов;
- частой нехваткой оборотных денежных средств;
- трудности при получении кредитов, по причине недоверия банков.
Большое предпринимательство также не лишено проблем. Главными минусами данного бизнеса являются наличие :
- избыточной экономической концентрации;
- локализацией хозяйственных отношений;
- блокированием горизонтальных коммерческих связей, не выходящие за рамки определенной компании.
Отличия между собой
Для наглядного примера отличий между малого среднего и крупного бизнеса, можно привести следующую таблицу.
Основа успеха
Невзирая на зависимость от внешней среды, малый бизнес также может быть успешным. Здесь работают только лучшие в своем деле сотрудники. Успех данного бизнеса определяется имением стратегического плана на развитие предприятия .
Средний бизнес может легко подстраиваться под изменяющие условия рынка. Успех также зависит от наличия эффективного менеджмента .
Основным успехом крупного предприятия является наличие эффективных бизнес моделей, которые построены таким образом, что даже через 10 лет они продолжают работать, выживая кризисные ситуации и принося огромный доход .
В городах и регионах Российской Федерации существует множество малых или средних предпринимателей, являющихся неотъемлемой частью экономики страны. Для развития экономики Правительство поддерживает и помогает индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам развиваться, вкладывать средства в развитие. Эти процессы, процедуры и условия, а также правоотношения меду бизнесменами и государством регулируются и контролируются Федеральным законом 209.
Что представляет собой закон?
ФЗ о субъектах малого и среднего предпринимательства был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года. Последние изменения в него были внесены 27 ноября 2017 года. В Федеральном законе о предпринимательстве 27 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения между гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти в области ведения малого и среднего предпринимательства. По нему устанавливаются нормы, определения понятий, способы поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
- 1 ст. — сфера, на которую распространяется и которую регулирует описываемый закон;
- 2 ст. — другие законы и акты, регулирующие эту область;
- 3 ст. — список понятий и их определения, используемые в ФЗ 209;
- 4 ст. — распределение субъектов предпринимательства по категориям;
- 5 ст. — статистическая информация о деятельности малого и среднего предпринимательства;
- 6 ст. — задачи и принципы, по которым Правительство контролирует и помогает развиваться предпринимательству;
- 7 ст. — особенности законов и актов, регулирующих сферу предпринимательства;
- 8 ст. — реестры лиц, относящихся к предпринимателям малого и среднего бизнеса;
- 9 ст. — полномочия сотрудников органов государственной власти;
- 10 ст. — полномочия сотрудников органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- 11 ст. — полномочия сотрудников органов местного самоуправления;
- 12 ст. — взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти в области предпринимательства;
- 13 ст. — органы координации и совещаний;
- 14 ст. — поддержка и помощь лицам, занимающимся малым или средним предпринимательством;
- 15 ст. — инфраструктура поддержки лиц, занимающихся малым или средним предпринимательством;
- 16 ст. — способы, процессы и формы поддержки;
- 17 ст. — поддержка при помощи денежных средств;
- 18 ст. — поддержка при помощи имущества;
- 19 ст. — поддержка при помощи сведений и информации;
- 20 ст. — поддержка при помощи консультаций;
- 21 ст. — поддержка в области образования лиц, занимающихся малым или средним предпринимательством;
- 22 ст. — поддержка в сфере инноваций и промышленного производства;
- 23 ст. — поддержка в сфере ремесленной деятельности;
- 24 ст. — поддержка в области внешнеэкономической деятельности;
- 25 ст. — поддержка в области сельскохозяйственной деятельности;
- 26 ст. — утратил силу ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
- 27 ст. — заключительные условия и положения Федерального закона.
«О поддержке малого и среднего предпринимательства» ФЗ основан на положениях Конституции Российской Федерации.
Новые поправки
Последние изменения были внесены в Федеральный Закон 209 27 ноября 2017 года, при принятии ФЗ номер 356.
Изменения произошли в статье 25.1. Согласно новой редакции, объектами инвестирования корпораций малого и среднего предпринимательства являются:
- Долговые обязательства РФ;
- Депозитные счета в финансовых организациях.
В ст. 25.1 были добавлены пункты с 11.1 по 11.7. Согласно им, дочерние корпорации теперь вправе также инвестировать средства. Порядок и условия размещения средств или их инвестирования определяется советом директоров корпорации.
Корпорации малого или среднего бизнеса обязаны соблюдать следующие нормативы:
- Достаточное количество капитала;
- Величина риска инсайдера должна быть совокупной;
- Размер рисков на контрагентов максимальный;
- Соблюдение соотношения капитала корпорации и обязательств.
Расчет условий и нормативов ведется согласно указаниям Правительства Российской Федерации. Проверки корпораций на соблюдение условий, требований и нормативов, установленных Правительством РФ ведутся аудиторными организациями. Все числовые значения и информация о соблюдении нормативов должна быть открытой и размещена на официальном сайте корпорации.
В статье 25.2 были добавлены изменения в части 6.1. Совет директоров корпорации может принять решение о разрешении получения отрицательного финансового результата. Однако такое может происходить только в планируемых отчетных периодах.
В статье четыре изменения произошли 26 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 207. Согласно этой статье к предприятиям малого и среднего бизнеса относятся:
- Хозяйственные общества;
- Индивидуальные предприниматели;
- Хозяйственные партнерства;
- Фермерские или крестьянские хозяйства;
- Кооперативы на производстве;
- Потребительские кооперативы.
Изменения произошли в части 1.1, пункт 2, подпункты а и б. Численность сотрудников организаций малого и среднего предпринимательства не должна превышать ста человек (для малого бизнеса) и 250 (для среднего бизнеса). Согласно изменениям пункта 2.1, правительство Российской Федерации имеет право устанавливать и изменять предельную численность сотрудников для организаций, компаний и фирм малого и среднего бизнеса за прошедший календарный год.
Изменения в категории предпринимательства с малого на средний, со среднего на большой и наоборот происходит, если в течение трех календарных лет происходило изменение численности сотрудников. В случаях вновь созданного или вновь зарегистрированного ИП или юр. лица, если информация была изменена или сохранена в едином реестре, то категория предпринимательства соответственно сохраняется или изменяется.
Текст действующей редакции ФЗ 209
Федеральный закон о предпринимательстве был основан на актах Конституции Российской Федерации. Каждый желающий вести бизнес малой или средней категории имеет определенные права и обязанности, правительство РФ поддерживает и помогает предпринимателям. Чтобы понимать в каких случаях можно обратиться за помощью, к каким категориям относится бизнес и как не совершить ошибки, за которые можно понести ответственность, рекомендуется прочесть или изучить ФЗ 209.
В каждом городе РФ малые и средние предпринимательства являются неотъемлемой частью экономики. Поддержка подобных субъектов осуществляется путем внедрения различных программ для привлечения денежных средств в развитие. Этот процесс контролируется Федеральным законом 209-ФЗ в РФ.
Действующий ФЗ-209 контролирует взаимоотношения между физическими, юридическими лицами, органами государственной власти, местного самоуправления в сфере развития и модернизации предпринимательства. В законодательстве описываются понятия субъектов предпринимательства малого и среднего уровня, рассказывается о способах поддержки принадлежащей им инфраструктуры, а также о методах подобной поддержки.
6 июля 2007 года был принят закон Государственной думой, а одобрен Советом федерации спустя 5 дней. Последние изменения в закон были внесены 3 июля 2016 года.
Последние изменения, внесенные в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Российской Федерации
Последние изменения в закон «О предпринимательстве» были внесены 3 июля 2016 года. Из поправок в последней редакции ФЗ-209 следует отметить, что под малым и средним бизнесом теперь понимаются:
- Хозяйственные партнерства;
- Общества;
- Кооперативы, созданные для производства;
- Сельскохозяйственные потребительские сообщества;
- Индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства.
Чтобы обратиться за поддержкой, необходимо соответствовать условиям малого или среднего предпринимательства по ФЗ-209. Они должны выполнять функции государственной политики и развивать предпринимательскую сферу деятельности, включая средний и малый бизнес. Кроме общих изменений в законе, предлагаем изучить и статьи, подвергшиеся внесению поправок:
Статья 4 209 ФЗ
Закон описывает категории субъектов малого и среднего предпринимательства. О них было сказано в общих изменениях. Если они работают под таким наименованием, должны представлять следующие условия согласно ФЗ-209:
- Суммарная доля участия не должна быть выше 25% для муниципальных, общественных и религиозных организаций. Если это общество с ограниченной ответственностью, доля одного участника не должна превышать 49%;
- Должны обладать акциями акционерного общества в инновационной экономической сфере;
- Организации и индивидуальные предпринимательства должны получить статус участника проекта и т.д.;
Изменения претерпели следующие статьи :
Ч. 1 статьи 4, подпункт «е»
В нем определяется понятие «акционеры». Под этим термином может быть Российская Федерация, ее субъекты, религиозные и общественные организации, различные благотворительные фонды, которые могут владеть активами в размере до 25 процентов акционерного общества. Иностранные предприниматели и организации, которые не владеют субъектами РФ, могут обладать не более 49% акций акционерного общества согласно ФЗ-209.
Ст 4.1 часть 6
В законе описываются изменения правил ведения единого реестра субъектами малого и среднего предпринимательства. Документ ФЗ-209 предоставляется каждый год не позднее 5 июля. Дополнительно входит определенный перечень нормативно правовых актов. Список формируется на основе представленных данных по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Ст 4.1 часть 7
Были заменены слова «с указанной части 6» на «указанные в частях 6, 6.1 настоящей статьи».
Статья 25.1 ч. 4 п. 12.2 — 12.3
Она была дополнена вышеуказанными пунктами в законе. Основная их суть заключается в том, что субъекты малого и среднего предпринимательства могут обратиться в федеральные органы исполнительной власти, если не соблюдаются региональные гарантии компаний, которые предусмотрены статьей 15.2 текущего ФЗ.
Пункт 12.3 в ФЗ-209 говорит о том, что субъекты малого и среднего предпринимательства должны вести единый реестр.
Чтобы узнать о полном списке изменений в законе, скачайте документ в последней редакции по .