C 1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Положения нового ТК ЕАЭС основаны на трех основных принципах: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товаров.

В течение последних лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений в сфере таможенного регулирования направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования.

Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией (ВТО). Параллельно продолжается работа по приведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с новой редакцией Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, подготовленной Всемирной таможенной организацией.

Отмечаются значительные изменения в сфере взаимодействия двух основных фискальных органов - таможенной и налоговой федеральных служб, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны. Передача Федеральной таможенной службы в ведение Министерства финансов Российской Федерации, регулирующего деятельность Федеральной налоговой службы, была первым шагом в направлении унификации таможенного и налогового регулирования.

Уже сейчас активно развивается процесс интеграции информационных систем двух ведомств, что позволит повысить эффективность и качество таможенного и налогового администрирования.

На реализацию указанных задач направлен и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза.

ТК ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2018 года, предусматривает, в частности, следующие основополагающие изменения: упрощение таможенных операций; приоритет электронного таможенного декларирования; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора - категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.

Новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран - членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС, в том числе по линии валютного контроля. В результате упрощения таможенных операций и, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается дальнейшее смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров.

Правовая основа для применений положений нового Таможенного кодекса формировалась в течение многих лет и приобрела особое значение в период согласования и утверждения его положений на наднациональном уровне.

Так, Решением Коллегии ЕЭК от 1 ноября 2016 года № 133 внесены дополнения в существующую процедуру отложенного определения таможенной стоимости. Ранее возможность отложенного определения таможенной стоимости допускалась исключительно для биржевых товаров. Теперь участники ВЭД смогут воспользоваться отсрочкой по определению таможенной стоимости товаров:

В отношении которых подлежат уплате лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, рассчитываемые на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования;

Часть дохода (выручки) от последующей продажи или использования которых прямо или косвенно причитается продавцу и рассчитывается на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования. Определение точной величины таможенной стоимости может быть отложено не более, чем на 15 месяцев с даты регистрации таможенной декларации.

ЕЭК также продолжает пересматривать ввозные пошлины на определенные категории товаров в рамках обязательств, взятых Россией перед ВТО. Так, Решением Совета ЕЭК № 40 от 16 мая 2016 года были снижены ставки ввозных пошлин на определенные виды бумаги, обуви, кондитерских изделий, рыбы, черных металлов, автомобилей, холодильного оборудования и строительных материалов. В соответствии с обязательствами России перед ВТО постепенное снижение таможенных пошлин ожидается до 2019 года.

С 1 января 2017 года вступили в силу существенные изменения в Единый таможенный тариф и Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС («ТН ВЭД ЕАЭС»). Изменения были внесены в связи с принятием Всемирной таможенной организацией новой - шестой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Пересматриваются положения законодательства в сфере применения тарифных преференций. Решением Совета ЕЭК № 8 от 13 января 2017 г. утвержден список товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых будут снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин (вступит в силу с 28 августа 2017 г.).

Перечень товаров разработан в рамках реализации договоренностей IX Министерской конференции ВТО, направленной, в частности, на стимулирование торговли, обеспечение продовольственной безопасности для развивающихся стран и совершенствование механизмов поддержки наименее развитых стран. Список, подготовленный ЕЭК, включает как товары, по которым уже действуют тарифные преференции (преимущественно, продукты питания), так и новые товары, в отношении которых установлены тарифные преференции для наименее развитых стран (например, черные и цветные металлы, некоторые виды машиностроительной продукции). Список товаров в дальнейшем планируется расширять.

Рассмотрим наиболее значимые изменения и новшества, содержащиеся в новом таможенном кодексе ЕАЭС:

  1. Приоритет электронного декларирования, использование безбумажных технологий взаимодействия прямо закреплены в новом кодексе. Электронное таможенное декларирование станет основой для ускоренного прохождения таможенных формальностей и снятия бюрократических барьеров.
  2. Совершенствование процесса предоставления таможенным органам предварительной информации. По новому кодексу предварительную информацию можно подписывать электронной цифровой подписью и использовать для нескольких таможенных операций (например, как уведомление о прибытии, транзитная декларация, декларация на транспортное средство, а также как документ для помещения товаров на временное хранение). При этом закреплена обратная связь, о необходимости уведомления лица, которое подало предварительную информацию о результатах анализа такой информации. Кроме этого, предварительная информация может использоваться другими контролирующими органами, осуществляющими деятельность в пунктах пропуска, что, в свою очередь, значительно ускорит прохождение всего процесса контроля на границе.
  3. Сокращение сроков выпуска товаров с 1 рабочего дня до 4 часов рабочего времени.
  4. Расширение перечня товаров, для которых применяется выпуск до подачи декларации. Теперь в случаях, установленных национальным законодательством, для товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны может применяться выпуск до подачи декларации.

Аналогичная норма будет действовать для товаров, в отношении которых применяются инвестиционные преференции, а также для участников внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченного экономического оператора и лиц, перечень которых будет определяться Евразийской экономической комиссией.

  1. Преобразование института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Расширен спектр специальных упрощений. Предусмотрено, что статус уполномоченных экономических операторов смогут получить практически все участники цепи поставок товаров (перевозчики, экспедиторы, владельцы складов, таможенные представители). Упрощения будут сгруппированы по трем типам свидетельств. Юридическое лицо вправе будет выбирать тип свидетельства (набор упрощений), который ему максимально подходит и условиям которого соответствует его деятельность.
  2. В целях гибкого регулирования деятельности таможенных представителей, в новом кодексе размер обеспечения уплаты платежей для таможенных представителей отнесен к компетенции Совета Евразийской экономической комиссии - это орган на уровне заместителей Премьер-Министров Сторон.

Одним из основополагающих нововведений ТК ЕАЭС является возможность подачи декларации на товары и транзитной декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Также закреплен принцип однократного представления контролирующим органам документов при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров, так называемый механизм «единого окна».

Электронное декларирование закладывает основу для дальнейшего внедрения новых таможенных технологий. Благодаря информационным системам таможенных органов будет возможно совершать таможенные операции, связанные с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически. При этом предусмотрена компетенция ЕЭК определять порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске, аннулированием выпуска товаров.

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение Комиссии ЕЭК, чем действующий Таможенный кодекс. Среди добавившихся полномочий ЕЭК - возможность инициировать разработку и принятие решений по определению классификации отдельных видов товаров. Раньше такие решения разрабатывались только по инициативе национальных таможенных служб.

Комиссия также будет определять особенности исполнения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, порядок совершенствования таможенными органами таможенных операций посредством информационных систем без участия инспектора, методы и особенности определения всех категорий товаров, образовавшихся на территории Союза в рамках таможенных процедур.

Кроме того, к компетенции ЕЭК отнесены нормы, которые сейчас регулируются международными соглашениями. Например, особенности перемещения товаров через таможенную границу Союза физическими лицами для личного пользования.

В ЕЭК ожидают, что все эти меры положительно скажутся на добросовестном бизнесе и снизят его издержки, при этом экспорт возрастет, а импортировать товары станет проще благодаря применению мирового опыта и исключению «человеческого фактора».

Новый, 2018 год станет знаковым в таможенной сфере для стран Евразийского экономического союза - с 1 января должен вступить в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Корреспондент БЕЛТА с помощью первого заместителя Председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимира Орловского собрала в один материал основные нововведения, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Работа над проектом

Подготовкой проекта Таможенного кодекса ЕАЭС занималась рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии. В ее состав вошли представители ЕЭК, органов госуправления и бизнес-сообщества стран – участниц интеграционного объединения.

«Работа была напряженной. Мы провели два этапа внутригосударственных согласований, в ходе которых сторонами было внесено более 2 тыс. поправок. Все вопросы мы отработали. Наиболее сложные рассматривались на заседаниях Совета ЕЭК и Евразийского межправсовета», – рассказал Владимир Орловский .

Он подчеркнул, что с самого начала работы над документом активное участие в процессе принимали представители бизнеса всех пяти стран – участниц ЕАЭС. «Это первый пример разработки столь серьезного и всеобъемлющего документа с настолько активным участием деловых кругов», – отметил первый заместитель Председателя ГТК.

В новый кодекс кодифицированы около 20 действующих международных договоров. «На протяжении последних шести лет были попытки внесения изменений в эти документы, что не всегда удавалось. Таможенный кодекс ЕАЭС включил в себя все необходимые изменения, устранив правовые коллизии и пробелы», – пояснил Владимир Орловский.

ТК ЕАЭС – это документ прямого действия, в основу которого легли лучшие стандарты и передовые практики таможенного дела, включая положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения ВТО об упрощении процедур торговли.

Структура нового кодекса отличается от действующего в настоящий момент Таможенного кодекса Таможенного союза. Терминология и нормы согласованы с Договором о ЕАЭС. Кодекс включает 9 разделов, 61 главу, 465 статей, 2 приложения.

«Таможенный кодекс ЕАЭС – стратегически важный документ, который будет способствовать углублению дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала ЕАЭС», – заверил Владимир Орловский.

Таможенное декларирование и выпуск товаров

В условиях цифровой экономики одним из ключевых элементов Таможенного кодекса ЕАЭС стал окончательный переход к электронному декларированию без необходимости предоставления дополнительных документов на бумажных носителях. Бумажный вариант документов должен будет предоставляться только по требованию таможенных органов в рамках системы управления рисками и только в случае, когда необходимые сведения не могут быть получены из информационных систем механизма «единое окно», т.е. от других госорганов. «Подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе будет исключением, а не правилом, как это заложено в действующем кодексе», – подчеркнул Владимир Орловский.

Наработанный в таможенной сфере опыт и стремительное развитие информационных технологий демонстрируют неизбежность замещения участия таможенника специальными программными средствами. «В этом ключе по предложению белорусской стороны в кодексе нормативно закреплена возможность автоматического таможенного оформления и автоматического проведения отдельных форм таможенного контроля – без участия сотрудников таможни»,

Также по инициативе белорусской стороны значительно сокращены сроки выпуска товаров. Если действующим кодексом предусмотрен максимум в 1 рабочий день, то в новом кодексе срок выпуска сокращен до 4 часов, что, очевидно, поспособствует скорейшему продвижению товарных потоков.

Кроме того, расширено применение института предварительного таможенного декларирования товаров – до въезда на территорию страны. «Декларант получает возможность подать предварительную декларацию не только до ввоза товаров, но и до прибытия во внутренний пункт таможенного оформления. Такая возможность будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, поскольку декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под процедуру транзита», – пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, новым кодексом существенно расширены возможности декларирования товаров, когда по объективным причинам у декларанта отсутствуют какие-то сведения о них. Для удобства декларанта реализованы механизмы так называемого неполного декларирования, т.е. с указанием не всех сведений о товаре. А для предприятий, осуществляющих типовые поставки с постоянными контрагентами, заложен институт периодического декларирования, когда фактически одна декларация заменяет несколько на разные партии товаров.

Расширено применение механизма выпуска товаров с последующим контролем правильности их классификации и происхождения, подтверждения льгот. «Фактически в этом случае таможенный контроль будет производиться после выпуска товаров, а само таможенное оформление осуществляться в максимально короткие сроки. В действующем законодательстве такой механизм применяется только при контроле таможенной стоимости и при необходимости проведения экспертизы товаров»,

Важно и то, что до минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров. Теперь в случае совершения нарушений, не влекущих административную ответственность, например, неточного заполнения граф таможенной декларации, предусмотрена лишь корректировка декларации без отказа в выпуске.

Таможенный контроль

Согласно новому кодексу, при проведении контроля таможенные органы будут исходить из принципа выборочности, а также использования системы управления рисками.

В Таможенном кодексе ЕАЭС сокращено количество форм таможенного контроля – с 12 до 7.

Также в документе заложены нормы, направленные на дальнейшее развитие системы посттаможенного контроля, позволяющие минимизировать контроль на этапе оформления и проверять отдельные сведения в дальнейшем.

Таможенные процедуры

В ТК ЕАЭС заложено единое описание всех таможенных процедур и единообразно определены условия помещения и использования товаров в таможенных процедурах, а также завершение, приостановление и прекращение их действия, что создает четкие и понятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

В документ включены положения о таможенных процедурах свободной таможенной зоны и таможенного склада, которые сейчас регулируются отдельными международными соглашениями, а также о специальной таможенной процедуре, она на данный момент регулируется решением ЕЭК.

Помимо этого, кодекс расширяет географию использования товаров, ввезенных временно с освобождением от уплаты таможенных платежей. «По действующему кодексу такие товары могут использоваться только на территории государств, где оформлен товар. После вступления ТК ЕАЭС их можно будет использовать на всей территории союза», – пояснил Владимир Орловский.

Таможенный транзит

«Беларусь – транзитная страна, 70% партий товаров ввозится в наше государство с целью транзита, поэтому создание максимально удобных условий для перевозки транзитных грузов было особенно важно для белорусской стороны, когда готовился Таможенный кодекс ЕАЭС. Соответственно, белорусские специалисты максимально вносили предложения об упрощении процедуры транзита», – отметил первый зампред ГТК.

Так, одно из нововведений – возможность предоставления предварительной информации в виде электронного документа без предоставления бумажного варианта. Электронный документ может использоваться при уведомлении о прибытии товара, помещении на временное хранение и таможенном декларировании.

Упрощен порядок заявления сведений при прибытии. «Если в представленных в пункте пропуска на границе документах не будут содержаться все необходимые сведения, перевозчик сможет их заявить путем самостоятельной подачи заявления в произвольной форме, а не дожидаться поступления этих сведений, например, от иностранного отправителя. Это особенно важно, когда товар следует в выходные дни, в ночное время. Сейчас, если какого-то документа нет, необходимо ждать, пока начнет работать фирма-отправитель», – рассказал Владимир Орловский.

По инициативе белорусской стороны в кодекс включена такая инновация, как сокращение максимального времени процедуры закрытия транзита в пункте назначения до 4 часов. Также регламентированы подходы при совершении мультимодальных перевозок. «Если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, то декларантом сможет являться одно лицо, которое один раз задекларировало товар», – пояснил он.

Новым кодексом закреплена возможность в национальном законодательстве применять так называемую бестранзитную технологию. «Элементы этой технологии мы уже применяли, но в порядке эксперимента. Теперь мы можем это делать на постоянной основе и в отдельных случаях перемещать товар по территории страны без помещения под процедуру транзита. Речь в первую очередь идет о перемещении товаров в пограничные транспортно-логистические центры», – пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, документом закреплены отдельные случаи использования иностранных транспортных средств во внутренних перевозках по территории союза. Таким образом, унифицированы подходы таможенного и транспортного законодательств. «Ранее транспортное законодательство позволяло осуществлять такие перевозки, таможенное – не позволяло. Применение этой нормы позволит сократить количество так называемых пустых ходок и по полной использовать транспортные средства при перемещении по территории Союза», – рассказал первый зампред ГТК.

Свободная таможенная зона

По словам Владимира Орловского, существенно переработаны положения о процедуре свободной таможенной зоны. Предусмотрена возможность вывоза резидентами СЭЗ товаров, помещенных под процедуру СТЗ, без ее завершения в целях создания так называемых технологических цепочек. «Т.е. если не все операции можно провести в свободной экономической зоне, а нужно ехать на какое-либо предприятие, такая возможность появится без закрытия процедуры транзита, уплаты платежей. Нужно будет уведомить таможенный орган, вывезти товар, завезти обратно и продолжать переработку», – пояснил он.

Не менее существенное новшество – возможность снятия отдельных категорий товаров с таможенного контроля без завершения таможенной процедуры СТЗ и уплаты таможенных платежей. В первую очередь это касается расходных материалов, которые используются на строительство зданий на территории СЭЗ, на ремонт оборудования. Ранее товары, которые были использованы, продолжали стоять на контроле. Новый кодекс позволит снимать такие товары с контроля без таможенного декларирования.

Кодексом урегулирована еще одна проблема отечественных резидентов СЭЗ: разрешена передача товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, иным лицам для технического обслуживания, ремонта либо проведения испытаний. Ранее нужно было закрывать процедуру. «Это поспособствует созданию дополнительных комфортных условий для осуществления резидентами СЭЗ своей деятельности без необходимости прибегать к обременительным процедурам», – заверил Владимир Орловский.

В Таможенном кодексе ЕАЭС также закреплены нормы, которые позволяют белорусским СЭЗ на отдельных участках в некоторых регионах пользоваться преимуществами логистических и портовых зон.

Кроме того, кодексом предусмотрено создание в государствах еще одного вида зон с особым правовым статусом – так называемых территориальных свободных экономических зон. Это зоны с наибольшими упрощениями, но количество таких зон в каждом государстве регламентировано Таможенным кодексом ЕАЭС. Для Беларуси определена возможность деятельности двух таких СЭЗ, для России – трех, для Армении, Казахстана и Кыргызстана – по одной. По словам Владимира Орловского, с одной зоной Беларусь уже определилась. Это будет территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Какая территория будет второй, еще предстоит установить.

Деятельность в сфере таможенного дела

Новым кодексом усовершенствована деятельность лиц в сфере таможенного дела. Так, в случае если лицо, осуществляющее деятельность в качестве таможенного представителя или таможенного перевозчика одновременно будет являться уполномоченным экономическим оператором, то финансовая гарантия будет предоставляться однократно, а не по каждому виду деятельности. Это снизит финансовую нагрузку на субъекты хозяйствования.

Для таможенного представителя уже принято решение о снижении финансовой гарантии с 1 млн до 500 тыс. евро.

Институт уполномоченного экономического оператора

Принципиально новое развитие получил институт уполномоченного экономического оператора. Если Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает 4 упрощения, то ТК ЕАЭС – 17. Какими из них сможет воспользоваться уполномоченный экономический оператор, будет зависеть от вида УЭО, который выберет субъект. «Особенно это важно для Беларуси, т.к. у нас в настоящее время больше всего УЭО – 323. Для сравнения: в России их 150, в Казахстане, Кыргызстане – по 3, в Армении – 2», – рассказал Владимир Орловский.

В Беларуси статус УЭО присваивается юридическому лицу Государственным таможенным комитетом путем выдачи свидетельства о включении в реестр. Субъект хозяйствования c соответствующим статусом в настоящее время может пользоваться такими упрощениями, как временное хранение товаров на территориях УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территориях УЭО; иными упрощениями, определенными таможенным законодательством союза.

Владимир Орловский назвал несколько новых упрощений, которые предусмотрены для УЭО новым кодексом. «Прежде всего это первоочередное оформление товаров оператора. Причем как на границе, так и во внутренних пунктах таможенного оформления. Кроме того, будет разрешена доставка товаров с границы на территорию своего предприятия, а не на склад временного хранения, где находится пункт таможенного оформления. Это серьезная норма, достаточно сказать, что у нас около 40% импорта оформляется УЭО, – рассказал он. – Мы смотрели цифры, сколько приблизительно грузовых транспортных средств в сутки может одновременно, используя эту норму, следовать не в пункт оформления, а сразу на предприятие – около 250 грузовиков в сутки. Конечно, это скажется на работе действующих складов временного хранения. Но все знали заранее об этой норме, должны перестраиваться». Еще одним упрощением станет уведомительный порядок выгрузки ввозимых товаров на своем складе. Т.е. субъект хозяйствования сможет не только доставить товар на свой склад, но и, уведомив таможенный орган, этот товар выгрузить и использовать.

Первый зампред ГТК подчеркнул, что два года после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС субъекты хозяйствования, имеющие статус УОЭ в настоящее время, смогут пользоваться всеми теми упрощениями, которыми пользовались до 1 января 2018 года. Плюс упрощением, касающимся доставки товаров с границы на территорию своего предприятия. Чтобы использовать остальные упрощения, необходимо будет перерегистрироваться и получить статус одного из видов. Кстати, максимальные упрощения предусмотрены для третьего типа.

Особенно важно то, что со вступлением ТК ЕАЭС в силу упрощения, связанные со статусом УЭО, субъект хозяйствования сможет использовать на всей территории союза, а не только в стране, где он этот статус получил. Но такой возможностью смогут пользоваться только те компании, которые получили статус или перерегистрировали его после 1 января 2018 года.

При этом изменится порядок включения в реестр УЭО. «Т.к. статус будет действовать не только на территории своего государства, в кодексе заложены механизмы, по которым каждая страна сможет осуществить свой контроль в отношении того, кого планируется включить в реестр. Эта процедура несколько увеличит сроки принятия решений», – пояснил Владимир Орловский.

Также кодексом предусмотрено поэтапное снижение суммы финансового обеспечения, наличие которой является условием включения в реестр УЭО. Если сейчас такое обеспечение 1 млн евро, то в течение шести лет оно будет снижаться до 150 тыс. евро. «Срок нахождения в статусе действующего УОЭ будет засчитываться в этот период, поэтому у наших уполномоченных, которые долго пользуются статусом, преимущество можно будет ощутить в ближайшее время», – рассказал первый зампред ГТК.

Кроме того, новым документом предусмотрен альтернативный вариант обеспечения – подтверждение финансовой устойчивости организации. ЕЭК разработана система оценки финансовых показателей. Если предприятия будут им соответствовать, им не нужно будет вносить обеспечение.

Правовые акты в развитие кодекса

Чтобы кодекс заработал в полную силу, необходимо принять пакет решений Евразийской экономической комиссии по вопросам, которые документом отнесены к ее компетенции, а также урегулировать ряд отсылочных норм, отправленных для определения на национальном уровне.

Что касается ЕЭК, все первостепенные решения, а их 28, приняты.

«После того, как в апреле белорусской стороной был подписан Таможенный кодекс, мы разработали проект указа, в котором реализовали ряд отсылочных норм. Над данным документом, как и над проектом кодекса, мы работали в тесном взаимодействии с бизнесом. Долго его обсуждали, у нас было несколько вариантов. В итоге постарались максимально учесть интересы бизнеса в тех пределах, которые нам разрешает Таможенный кодекс», – отметил Владимир Орловский. По его словам, окончательный вариант согласован большинством госорганов, сейчас документ находится на завершающей стадии согласования.

Владимир Орловский констатировал, что проект указа содержит около 80 норм прямого действия. Кроме того, 20 вопросов отнесены к компетенции Государственного таможенного комитета, 10 – к вопросам Правительства. Также проектом указа вносятся изменения в 15 действующих указов, регулирующих вопросы функционирования свободных экономических зон, магазинов беспошлинной торговли, перемещения товаров физическими лицами и ряд других.

«В настоящее время разработан проект постановления Совета Министров, который дальше детально определяет нормы не только кодекса, но и проекта указа. В ближайшее время мы вместе с госорганами и бизнесом работу над документом завершим», – сказал Владимир Орловский.

Таким образом, была проделана комплексная работа по адаптации нового кодекса в условиях применения национального законодательства. «Эта работа будет продолжена. В следующем году стоит задача разработать новую редакцию Закона «О таможенном регулировании», в котором будут прописаны отсылочные нормы Таможенного кодекса ЕАЭС», – сказал первый зампред.

Нормы беспошлинного ввоза

Одним из решений, отнесенных Таможенным кодексом ЕАЭС к компетенции ЕЭК, стало определение норм беспошлинного ввоза товаров. Весь 2018 год будут действовать существующие нормы – беспошлинно можно будет ввозить товары общей суммой не более 1,5 тыс. евро и весом до 50 кг.

В дальнейшем будут поэтапно снижаться весовые и стоимостные лимиты беспошлинного ввоза товаров в сопровождаемом багаже любым видом транспорта, кроме воздушного. С января 2019 года они снизятся до 1 тыс. евро и 50 кг соответственно, с 1 января 2020-го – до 750 евро и 35 кг. С 1 января 2021 года из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 кг. Изменения не коснулись товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС в сопровождаемом багаже авиатранспортом. Путешествуя самолетом, беспошлинно привезти с собой из-за рубежа по-прежнему можно будет покупки на сумму до 10 тыс. евро и весом не более 50 кг.

В концепцию поэтапного снижения лимитов попали и товары, доставка которых покупателю из-за рубежа осуществляется посредством международных почтовых отправлений или перевозчиком, в том числе покупки в зарубежных интернет-магазинах. Согласно решению Совета ЕЭК, с 1 января 2018 года установлен лимит на такие товары в 1 тыс. евро и 31 кг в течение одного календарного месяца. С 1 января 2019 года в течение одного календарного месяца без уплаты таможенных пошлин, налогов можно будет заказать товары на общую сумму до 500 евро и весом не более 31 кг. С 1 января 2020 года нормы беспошлинного ввоза будут снижены до 200 евро и 31 кг. При этом будут сняты все ограничения по времени и количеству заказов.

Кроме того, вместе с нормами беспошлинного ввоза с 1 января 2020 года будет существенно снижена величина таможенной пошлины за превышение лимитов. Если в 2018-2019 годах за превышение нормы придется заплатить 30% стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной или весовой нормы, то уже в 2020-м – 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг перевеса.

При этом на откуп национального законодательства отдана возможность введения дополнительных ограничений, снижающих нормы беспошлинного ввоза. «В Беларуси решение по данному вопросу планируется принять в ближайшее время», – сказал Владимир Орловский

В настоящее время в странах ЕАЭС действуют разные нормы. В Казахстане, Кыргызстане и России порог беспошлинного ввоза составляет 1 тыс. евро, в Армении – 200 тыс. драм (около 350 евро), в Беларуси – 22 евро.

Магазины duty free

Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрено, что товары в магазинах duty free можно будет покупать не только при выезде, но и при въезде в ЕАЭС.

«Новая норма: товары в магазинах беспошлинной торговли могут реализовываться не только при выезде физлиц из страны, как действует сейчас, но и при въезде в ЕАЭС. Но кодексом такая возможность прописана только в аэропортах и морских портах», – сказал Владимир Орловский.

При этом первый заместитель председателя ГТК обратил внимание, что кодексом предусмотрена норма, согласно которой в магазинах, расположенных на въезд, алкоголь и табак будут продаваться в установленных нормах беспошлинного ввоза. «Т.е. не любое количество, как при выезде, а только в рамках беспошлинного ввоза. Если, например, норма беспошлинного ввоза алкоголя 3 л, значит, не более 3 л», – пояснил он.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Накануне он был ратифицирован в пятой стране ЕАЭС - Киргизии.

Новый документ сменил действовавший с 2010 года кодекс Таможенного союза. Он проводит принцип "электронной таможни" и максимального отказа от "бумаги". "В нем прописано, что для прохождения товара достаточно только таможенной декларации, а предоставление документов, на основании которых она заполнена, не обязательно", - рассказал "Российской газете" министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукай Кадыркулов.

Потребовать сопроводительные документы таможенники смогут только в том случае, если сработает система управления рисками. Она основана на форматно-логическом контроле.

"При прохождении таможенного оформления внимание уделяется стране происхождения (особенно если поставки из нее обладают какими-то преференциями по таможенным платежам), отправителю, графе стоимости, коду товара и так далее, - поясняет Мукай Кадыркулов. - В Кодексе мы фактически отдали контроль на откуп информационных технологиям. Все решения - начиная от регистрации декларации и заканчивая выпуском товаров в свободное обращение - будет принимать компьютер, а не человек. Нужны ли дополнительные проверки и, если нужны, то в какой именно форме, - это тоже будет решать информационно-аналитическая система, а не конкретный таможенный инспектор. Если система срабатывает, автоматически идет запрос - требование предоставить сертификат страны происхождения или другие данные".

Кроме того, резко сокращается срок выпуска товара. Он составлял один рабочий день, следующий за днем регистрации декларации, и лишь для некоторых случаев - четыре часа.

Таможенники потребуют документы на груз только при срабатывании системы управления рисками

"В новом кодексе отмечается, что выпуск должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, если, повторюсь, не сработала система управления рисками, - говорит Мукай Кадыркулов. - Это тоже та норма, которую бизнес требовал оформить законодательно. На самом деле сегодня порядочный участник внешнеэкономической деятельности даже не часы, а иногда минуты тратит на оформление. Но мы закрепили в документе, что четыре часа. Опять-таки, если не сработала система управления рисками. Например, если фирма-однодневка показывает, что данный товар стоит у нее сущие копейки, тогда возникают вопросы и могут быть затребованы документы для подтверждения".

Таким образом, таможенный контроль переносится в основном на этап после выпуска товаров. Предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, участник внешнеэкономической деятельности сможет распоряжаться ввезенным товаром до завершения проверки необходимых документов.

Важно, что до того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник внешнеэкономической деятельности сможет внести изменения в уже поданную декларацию. До этого изменения были возможны только в том случае, если они не влияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.

Новый кодекс разрешает не представлять контролирующим органам сведения, которые должностные лица могут "достать" из своей системы. Это избавит предпринимателей от подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, фитосанитарам, ветеринарам и т.д. по очереди. Они смогут делать свои проверки одновременно.

ТК ЕАЭС предоставляет всем участникам внешнеэкономической деятельности возможность воспользоваться отсрочкой по уплате таможенных платежей с процентами. В ряде случаев повременить с уплатой, в том числе и без начисления процентов за отсрочку, можно будет и до шести месяцев - в случае форс-мажора, поставок в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности.

Федеральная таможенная служба организовала "горячие линии" во всех регионах для разъяснения вопросов, которые могут возникнуть в связи со вступлением в действие ТК ЕАЭС. Телефоны указаны на

В первый день 2018 г. вступает в силу новая редакция Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. При его разработке специалисты учли присутствие в международной деятельности электронных технологий, а также упразднили некоторые административные барьеры, что по достоинству оценят предприниматели. Документ призван заменить действующий с середины 2010 г. Таможенный кодекс Таможенного союза.

При разработке авторы кардинально изменили структуру нового Таможенного кодекса. Старая версия документа состояла из двух частей (общей и специальной), где в общей сложности было 372 статьи, 50 глав и 8 разделов. Но многие аспекты деятельности регулировались на уровне отдельных государств, а также международных соглашений, положения которых были зачастую достаточно противоречивы.

Новый Таможенный кодекс состоит из 9 разделов, 61 главы и 465 статей. В него также включены переходные положения, которыми следует руководствоваться до момента принятия дополнительных решений Евразийской экономической комиссией. Ему отведена «централизаторская» роль, поэтому большинство вопросов в сфере работы таможни будет решаться на союзном, а не национальном уровне.

На заметку! По оценкам экспертов, чтобы документ заработал в полную силу, потребуется не менее полугода, поэтому можно говорить, что изменения заработают в июле 2018 г. Такой срок понадобится для принятия нормативных актов, касающихся законодательного описания процедур автоматического декларирования.

Документ разрабатывался более 3-х лет, а в работе принимали участие официальные представители 5 стран: России, Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении. К разработке документа впервые привлекли экспертов предпринимательского сообщества. Несмотря на то, что предприниматели всегда стремятся к максимальному сокращению налогов, пошлин и бюрократических процедур, перед государством остаются задачи, связанные с наполнением бюджета и обеспечением безопасности. Поэтому в новом Таможенном кодексе стремились обеспечить идеальный баланс между интересами этих сторон и учесть пожелания предпринимателей, которые не понаслышке знают о проблемных нюансах таможенных процедур.

Какие изменения грядут на таможне

Основополагающей инновацией кодекса является упрощение и ускорение таможенных процедур. Что должно облегчить процесс международной торговли:

  • Теперь не будет необходимости предоставлять инспектору таможни документы, которые использовались для заполнения декларации. Но они обязательно должны быть в наличии на случай срабатывания системы управления рисками.
  • По умолчанию бумажный документооборот заменяется электронными декларациями. «Бумажная» форма документов сохранится только для процедур таможенного транзита, товаров, пересылаемых международными почтовыми отправлениями или предназначаемых для личного использования, а также для транспортных средств международной перевозки.
  • За счет автоматизации процессов регистрации сократится время прохождения таможни: новое время авторегистрации деклараций составит не более 1 ч с момента подачи, тогда как при участии таможенных инспекторов регистрация занимает не менее 2-х часов. Время выпуска товаров уменьшится до 4-х часов, тогда как на сегодня эта норма в 6 раз больше. Также планируется внедрить автоматический выпуск тех товаров, которые пройдут без замечаний контроль системы управления рисками. Все решения будут приниматься не должностными лицами, а информационно-аналитической системой, что позволит сократить вероятность ошибок, связанных с «человеческим фактором».

  • Предприниматели смогут больше не предоставлять контролирующим органам сведения, которые можно «извлечь» из системы. Это избавит их от необходимости подавать одни и те же документы представителям таможенной, транспортной, ветеринарной и фитосанитарной служб, а контролирующие органы смогут одновременно проводить проверку.
  • До того, как будет принято решение о дополнительном контроле, декларант получает возможность изменять данные декларации (это касается исправления формальных ошибок, но не изменения самих товаров). Это можно сделать, пока не выдан запрос от системы управления рисков предоставить подтверждающие документы, а сотрудник таможни не сообщил декларанту место и время проведения досмотра.

После вступления в действие нового Таможенного кодекса с 1 января 2018 года контролирующим органам наверняка предстоит преодолеть разного рода сложности. В связи с этим Федеральная таможенная служба планирует открыть горячую линию и организовать рабочие группы, куда можно будет обратиться для решения сложных вопросов и разъяснения нововведений.

Видео о новом кодексе ЕАЭС от торгово-промышленной палаты РФ

Мнение эксперта

Доклад заместителя начальника Екатеринбургской таможни Владимира Александровича Зябко на семинаре «Таможенное регулирование ВЭД в 2018 году: актуальные вопросы», организованном компанией «Альта-Софт» в рамках выставки TransUral 2017.

С 01 января 2018 года на смену Таможенному кодексу Таможенного союза придет Евразийского экономического союза. Это один из немногих документов Евразийского экономического союза, в разработке которого активное участие принимало бизнес-сообщество. Многие конструктивные предложения бизнеса по совершенствованию тех или иных норм, с которыми регулярно приходилось сталкиваться на практике, были учтены. В документ заложены новые подходы к информатизации таможенных операций, вводится более удобный для бизнеса алгоритм взаимодействия с госорганами.

Рассмотрим основные нововведения, имеющие принципиальное значение.

Касательно таможенного декларирования и таможенного контроля . С вступлением в силу ТК ЕАЭС декларирование будет осуществляться только в электронной форме. Останутся исключительные случаи, когда декларация будет подаваться в письменном виде. Появится возможность подачи декларации в письменной форме при невозможности использования электронной формы в связи с техническими проблемами в таможенном органе. А такие ситуации возникают.

Следующий принципиальный момент. Действующее законодательство предусматривает необходимость предоставления пакета документов, на основании которых составлена декларация. Новый Таможенный кодекс прямо устанавливает обратное. То есть, таможенному органу подается только декларация на товары в электронном виде (подчеркну, правильно заполненная ДТ!) и более ничего. Очевидна экономия сил и средств участников ВЭД на формализацию документов и размещение их в архив. В одной импортной ДТ в среднем содержится информация о 20-ти документах, в экспортной – до 15-ти. Естественно, такие документы должны быть в наличии у декларанта и таможенный орган имеет все полномочия потребовать представления этих документов в рамках системы управления рисками в ходе проверки ДТ, а также в рамках контроля после выпуска товаров. То же самое относится к подаче транзитной декларации.

Расширился список сведений, которые должны содержаться в декларации на товары. Согласно ТК ЕАЭС к новым обязательным сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары относятся:

  • информация о товарном знаке;
  • наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности;
  • сведения о продавце и покупателе товаров;
  • о цене в соответствии с коммерческими документами.

Порядок заполнения ДТ – будет установлен Решением Комиссии ЕАЭС, вместо действующего Решения ЕЭК № 257. Должно появиться до конца этого года.

Что касается сведений, указываемых в транзитной декларации, то они останутся неизменными.

Еще одним преимуществом нового Кодекса становится акцент на современные информационные технологии, движение в сторону расширения возможностей совершения отдельных таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов. В 2016 году Екатеринбургской таможней было автоматически зарегистрировано более 20 тыс. деклараций, что составило 44% от общего количества экспортных деклараций, а в 2017 году процент авторегистрации достиг 63%. Цифры по автоматичскому выпуску пока невелики – 107 деклараций (из них 106 ЭК ДТ и 1 ИМ ДТ) в этом году, в прошедшем – 35. Среднее время авторегистрации - менее одной минуты. Среднее время автоматического выпуска –- 5 минут.

В новом Кодексе сокращены сроки регистрации и выпуска ДТ. В настоящее время срок регистрации ДТ – 2 часа с момента подачи таможенной декларации. С 01.01.2018 он сократится до 1 часа рабочего времени. На сегодняшний день среднее время регистрации деклараций в ручном режиме составляет 44 мин. Сроки выпуска теперь едины для всех видов ДТ – нет разделения на ввозимые/вывозимые товары, как в действующем ТК ТС. Общий срок выпуска – 4 часа с момента регистрации ДТ. Это в случае отсутствия у таможенного органа сомнений в достоверности заявленных сведений, не сработки системы управления рисками. При этом, если ДТ подана менее чем за 4 часа до окончания работы таможенного органа, или КДТ поступила от декларанта менее чем за 4 часа до окончания работы поста, или уведомление о размещении товаров в ЗТК не поступило в эти сроки, – срок выпуска товаров составляет 4 часа с момента начала работы таможенного органа на следующий рабочий день.

Установлены случаи продления срока выпуска декларации. Срок выпуска продлевается до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации ДТ, если:

  • запрошены документы, заявленные в ДТ;
  • декларант обратился за изменением/дополнением сведений в ДТ;
  • декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении/дополнении сведений в ДТ.

Срок выпуска может быть продлен до 10 рабочих дней со дня регистрации ДТ, для:

  • завершения применения форм таможенного контроля;
  • выполнения требований таможенного органа о корректировке ДТ;
  • предоставления обеспечения уплаты платежей.

Отдельная норма определяет, что срок выпуска может быть продлен до завершения таможенной экспертизы.

На сегодняшний день в Екатеринбургской таможне среднее время выпуска «безрисковых» товаров, при импорте составляет 48 мин., при экспорте – 43 мин. В отношении «рисковых» поставок – 7 часов при импорте, 1 час при экспорте.

Что касается временного хранения . Срок временного хранения – 4 месяца без необходимости продления. Новый кодекс содержит норму о необходимости в течение 3-х часов рабочего времени разместить товары на временное хранение в случаях, если:

  • декларация отозвана;
  • срок выпуска продлен или приостановлен;
  • отказано в выпуске.

Не выполнение данной нормы влечет административную ответственность.

Таможенный кодекс ЕАЭС вносит значительные изменения в порядок уплаты таможенных платежей . В Кодексе появилась , которая наряду с таможенными платежами регламентирует применение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. В настоящее время порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров установлен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Сами виды таможенных платежей остались прежними. Одним из концептуальных изменений является возможность использования авансовых платежей для уплаты всех видов платежей. То есть не только для уплаты таможенных сборов, налогов и вывозной таможенной пошлины, но и для уплаты ввозных таможенных пошлин, специальных антидемпинговых компенсационных мер. Данная норма призвана существенно упростить администрирование денежных средств плательщиков, сократить количество электронных документов, подлежащих обработке при ведении учета денежных средств, реализовать технологию автоматического зачета суммы излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей на авансы.

Конкретизированы случаи исчисления таможенных пошлин, налогов таможенным органом. По общему правилу, таможенные платежи исчисляются декларантом. Таможенные органы будут вправе исчислять таможенные платежи в случае выявления при таможенном контроле их неверного исчисления, при незаконном перемещении товаров, а также при наступлении обстоятельств, влекущих в свою очередь наступление сроков уплаты таможенных платежей при прибытии товаров, убытии, временном хранении, при недоставке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, при утрате международных почтовых отправлений.

Документами для исчисления таможенных платежей по-прежнему остаются декларация на товары и таможенный приходный ордер. В тех случаях, когда нет декларации на товары или ТПО такое исчисление будет осуществляться таможенным органом в новом таможенном документе. Это так называемый расчет таможенных пошлин, налогов, форма которого и порядок заполнения будут установлены Евразийской экономической комиссией. Включена новая «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов», ранее содержащаяся в Федеральном законе № 311-ФЗ «О таможенном регулировании». При этом ТК ТС непосредственно об исполнении такой обязанности не упоминал. Данная статья устанавливает новые понятия, такие, как:

  • «субсидиарная обязанность» – обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником;
  • «уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов», форма, порядок и сроки исполнения которого устанавливаются законодательством государств – членов ЕАЭС.

Также установлены случаи, когда уведомление не направляется должнику, в частности, выявление фактов неуплаты таможенных платежей в размере 5 евро. Законодательством государств-членов ЕАЭС могут устанавливаться иные случаи, когда уведомление не направляется.

В новом Кодексе случаи прекращения обязанности по уплате таможенных платежей прописаны в каждой из таможенных процедур. ТК ТС установлено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при ввозе товаров в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро. Необходимо отметить, что в новом Кодексе существует уточнение, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров не возникает только при помещении их под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления товаров или временного ввоза.

Новый международный правовой документ расширяет перечень случаев прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Включены случаи задержания товаров, отзыва таможенной декларации, помещения на временное хранение или под таможенную процедуру ранее изъятых или арестованных товаров, помещение товаров под специальную процедуру.

В ТК ЕАЭС выработаны новые подходы по ряду вопросов, касающихся применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Он расширяет круг лиц, имеющих право обеспечивать исполнение обязанности по уплате таможенных платежей – в случае, если таможенный представитель несет солидарную с плательщиком обязанность по уплате таможенных платежей, то он также вправе внести обеспечение. В том числе национальным законодательством может быть расширено применение способов обеспечения в электронном виде, полностью исключив в некоторых случаях бумажный документооборот между таможенным органом и участником ВЭД.

Также ТК ЕАЭС предусматривает переход на электронный документооборот таможенных органов и участников ВЭД при оформлении сертификатов обеспечения, подтверждающих предоставление обеспечения при таможенном транзите. Приоритетом становится оформление сертификатов обеспечения в форме электронного документа.

Относительно возвратов (зачетов) денежных средств новеллой является установление условия внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, либо в ТПО либо ином таможенном документе. Четкая регламентация совершения плательщиком действий, предшествующих осуществлению возврата излишне уплаченных таможенных платежей, позволит устранить неоднозначность действующего таможенного законодательства в части подтверждения факта возникновения излишней уплаты таможенных платежей. Теперь после подтверждения факта излишней уплаты таможенных платежей и внесения соответствующих изменений в декларацию на товары, возврат денежных средств на лицевые счета будет осуществляться автоматически, после чего эти денежные средства будут считаться авансовыми платежами. Для того, что вернуть их на расчетный банковский счет организации будет достаточно подачи заявления в электронном виде без приложения подтверждающих документов (так как они ранее представлялись в таможенный орган при принятии решения об отнесении платежей к категории излишне взысканных).

Относительно классификации товаров . Концептуальные изменения коснулись порядка декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, поставляемых отдельными товарными партиями (так называемых «компонентов»). В настоящее время данный порядок регламентируется положениями Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Ключевым отличием нового порядка декларирования «компонентов» является их декларирование путем подачи декларации на каждую товарную партию. Итоговая декларация на весь «комплектный объект» не предусмотрена. При этом при таможенном декларировании компонентов товара будут применяться меры таможенно-тарифного регулирования, ставки таможенных пошлин, налогов, льготы, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, установленные в отношении товара в комплектном или завершенном виде и действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары в отношении компонентов товара. Декларация на товары в отношении последнего компонента должна быть подана в срок, не превышающий 2 года со дня регистрации декларации на товары в отношении первого компонента такого товара (сейчас срок подачи итоговой декларации – 1 год).

Контроль таможенной стоимости . Совокупность норм ТК ЕАЭС в полной мере обеспечивает возможность осуществления контроля таможенной стоимости товаров. В сущности, не изменяются действующие нормы, регламентирующие определение, декларирование и контроль таможенной стоимости товаров. Базовые принципы являются едиными для всех направлений. По сравнению с ТК ТС отсутствует понятие «декларирования» таможенной стоимости, в основе поставлено понятие «декларирование товара». В Кодекс вошли положения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», содержащие основные определения, общие положения, касающиеся таможенной стоимости, а также порядок и условия применения методов определения таможенной стоимости. Само Соглашение утратит силу после начала действия ТК ЕАЭС. 69 статью ТК ТС «Проведение дополнительной проверки» заменили положения ТК ЕАЭС «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров». Вместо положений о корректировке таможенной стоимости в ТК ЕАЭС установлен порядок оформления следующих документов по внесению изменений в ДТ в части, касающейся изменения таможенной стоимости:

  • до выпуска товаров – требования о внесении изменений (дополнений) в ДТ;
  • после выпуска товаров – решения о внесении изменений (дополнений) в ДТ.

В основе контроля таможенной стоимости лежит система управления рисками. Если риски не выявлены, производится автоматический выпуск товаров. При выявлении риска, в котором действия таможенного органа по контролю таможенной стоимости зависят от анализа документов, такие документы могут поэтапно предоставляться декларантом по запросам таможенного органа. При выявлении риска запрашивается 1-й комплект документов (документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость из графы 44 ДТ). В случае непредоставления документов (срок предоставления – за 4 часа до истечения срока выпуска товаров) в выпуске отказывается; в случае предоставления документов и отсутствия выявления признаков недостоверности таможенной стоимости – производится выпуск товаров. В случае предоставления документов и выявления признаков недостоверности таможенной стоимости, либо представления документов, которые не подтверждают заявленные сведения о таможенной стоимости, запрашивается 2-й комплект документов (дополнительный пакет документов, – по сути, производится дополнительная проверка) и выпуск товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов с направлением декларанту расчета размера обеспечения. Если в сроки выпуска дополнительные документы не представлены и не внесено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, то в выпуске товаров отказывают.

Запрошенные таможенным органом документы, не представленные в сроки выпуска товаров, для завершения проверки таможенных и иных документов могут быть представлены декларантом также, как и при действующем Кодексе, после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации ДТ. Проверка полученных документов должна быть завершена таможенным органом в течение 30 календарных дней со дня их представления. Если представленные документы не устраняют оснований для проведения проверки таможенных и иных документов, таможенный орган вправе еще раз запросить необходимые документы (3-й комплект документов), срок предоставления которых – 10 календарных дней с даты запроса. На время запроса таких документов предусмотрено приостановление срока на 30 календарных дней со дня регистрации запроса и возобновления – со дня получения таможенным органом дополнительных документов.

Сегодня возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости регламентируется Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», в ТК ЕАЭС данная позиция нормативно закреплена. Если представленные документы, либо результаты таможенного контроля в рамках такой проверки не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров, и/или не устраняют оснований для проведения проверки, либо запрошенные таможенным органом документы не представлены в установленные сроки, то таможенным органом принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации.

В ТК ЕАЭС произошли концептуальные изменения в части основания для корректировки таможенной стоимости : нет акцента на достоверность документов и сведений, относящихся к определению таможенной стоимости товаров. По ТК ТС основанием для проведения корректировки таможенной стоимости является как до, так и после выпуска товаров обнаруженное таможенным органом или декларантом заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбранного метода определения таможенной стоимости и (или) неправильно определенной таможенной стоимости. По ТК ЕАЭС основанием для внесения изменений в ДТ в части сведений о таможенной стоимости до выпуска являются: заявление документально не подтвержденных сведений и не устранение предоставленными документами основания для проведения проверки документов и сведений; после выпуска – не представление ни одного из документов, сведения о которых указаны в таможенной декларации или представленные документы не подтверждают проверяемые сведения.

В ТК ЕАЭС появилась возможность принятия предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Вместе с тем, действующим законодательством, таможенным органам запрещено принимать предварительные решения по таможенной стоимости (ст. 113 311-ФЗ). Согласно ТК ЕАЭС предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено национальным законодательство стран-участниц Союза. Согласно проекту нового федерального закона о таможенном регулировании порядок принятия и выдачи предварительных решений должен быть разработан ФТС России.