Перед тем как приступить к исследованию необходимо определить объект и предмет исследования. Объект - определенное явление, которое становится полем исследовательской деятельности. Предмет - более детализированная характеристика объекта , рассматривающая определенные его стороны в заданных условиях

Объект исследования

Чаще всего при написании исследоватльской работы проблемы возникают с формулировкой предмета, объект исследования определить гораздо проще. Объект - это область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Иными словами, это часть реальности, которую исследователь будет изучать. Объект может иметь не только научная работа, но и любая другая деятельность или научное направление. Например, в социологии объектом является общество, в психологии - психика человека, в медицине - человек.
Объект исследования должен быть тесно взаимосвязан с темой исследовательской работы, его характеристики и определения должны быть рассмотрены и изучены в ходе исследования. Объект, как можно понять из этого названия, всегда существует объективно, вне зависимости от исследователя и точки зрения.

Предмет исследования

Предмет исследования - более детализированное и узкое понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки. Предмет - конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях. Исследовательская работа не может изучать сразу весь объект исследования, она рассматривает его с каких-либо сторон, выявляет его характеристики и свойства. В зависимости от этих особенностей и определяют предмет исследования.

Например, дом как объект исследования может рассматриваться под разными углами: архитектор может изучать его структуру и архитектурный стиль, строитель будет выявлять соответствие грунта выбранному типу фундамента и инженерные характеристики, экономист будет рассматривать сметы, а человеку, проживающему в этом доме, интересна планировка и качество жилья. В зависимости от точки зрения на объект выделяется предмет исследования.

Предмет исследования не всегда существует объективно, он может представлять собой отношения, взаимосвязи, условия, причинно-следственные связи. Он может находиться только в голове исследователя и зависит от его знаний об объекте. Например, если изучается влияние музыки на рост растений, то объектом в таком случае будут растения, а предметом - зависимость их роста от определенной музыки.

В психологии предметом выступают закономерности психики в различных условиях и ее влияние на поведение и жизнедеятельность человека. В медицине предмет - это биологическая система человека, его физиология, рассмотренная при участии категорий здоровья и болезни.

Примеры объекта и предмета исследования

Объект исследования: Предмет исследования:
магнит свойства магнитов
гора Чатырдаг легенды и мифы о горе Чатырдаг
тригонометрические уравнения и их системы способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах
учащиеся и преподаватели школы зависимость от гаджетов
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
глаз свойства и структура глаза как оптического инструмента
микроклимат учебных помещений условия микроклимата в учебных помещениях
магнитное поле магнитное поле в школьных учебных кабинетах

Во время написания письменных работ, студентом четко соблюдается ряд правил. Это структура работы, ее оформление, содержание. И, если с целями и задачами более или менее становится ясно, благодаря большому количеству информации, то у студента нередко возникает вопрос в формулировках таких двух понятий, как «объект исследования» и «предмет исследования».

Членов комиссии по большей мере интересует формальная сторона вопроса. Нередко негласным, а порой гласным заданием для студента становится выбрать конкретный объект для мониторинга и, опираясь на него, сформулировать предмет мониторинга. При этом руководство вуза, предоставляя методические инструкции, дает в них научное объяснение этим двум терминам. Кроме методичек существуют и государственные нормативы, в которых научным языком описаны два понятия.

Определения двух понятий

Следуя этим определениям, под объектом мониторинга подразумевается явление, проявляющее свое действия независимо от хода исследований студента. Предметом мониторинга является лишь часть от всего объекта. Однако предмет мониторинга может нести практическое и теоретическое значение для исследования.

Как правило, объект состоит из нескольких предметов, но большинство студентов совершают ошибку и рассматривают только один вид предмета. В итоге получается необъективная оценка всему объекту в целом. Для рассмотрения объекта необходимо предпринять ряд действий. Эти шаги станут предметами исследований.

Объектом принято обозначать то, что студент будет изучать. Это может быть организация либо исследование каких-либо социальных или психологических отношений. Имея на руках тему, а значит и цель, студенту необходимо найти объект для мониторинга.

Это можно сделать посредством изучения информационных и литературных источников. Данный процесс необходим для того, чтобы четко понять, соответствует ли найденный объект изучаемой науке. Изучая тему на примере конкретной организации, порой невозможно охватить всю сферу деятельности в целом. На этом этапе в свете появляется предмет исследования, например, какой-либо отдел.

1. В дипломной работе функциональным назначением предмета служит изучение свойств, узконаправленных характеристик, его многогранностей. Более четко это модно объяснить на отдельном примере. Изучая управление отелем, предметом его мониторинга становится отдел кадров. Дается полная характеристика предмету (отделу), указываются положительные и отрицательные стороны его функционирования.

При этом деятельность отдела можно рассматривать с нескольких сторон. В начале работы дается общее определение, в расширенной форме и постепенно в процессе написания дипломного проекта оно сужается, но не уменьшается по объему.

2. При изучении конкретной сферы ведения бизнеса, которая и станет объектом мониторинга, а вот правовая основана, на которой эта сфера деятельности осуществляется, становится предметом мониторинга.

3. На примере другой организации изучаются социальные отношения. Организация - это объект мониторинга, а кадровый отдел, а именно отношения между сотрудниками станет предметом исследования.

Если не осознать эти два понятия «объект» и «предмет» полностью, то в конечном результате в дипломной работе будет некорректно озвучена тема, то есть цель, которой, казалось бы, удалось достичь, окажется не достигнутой. В лучшем случае тема будет раскрыта, но не до конца. Это становится основной причиной, когда при защите дипломного проекта, по ее окончанию, студент слышит от членов комиссии, тема раскрыта не в полном объеме и требует дополнительных доработок.

* Существует еще ряд нюансов, не учитывая которые можно потерпеть фиаско. Например, процесс исследования предмета должен происходить только в ограниченных рамках выбранного объекта мониторинга.

* Объект мониторинга отвечает на вопрос «Что изучать?». Предмет мониторинга отвечает на вопросы: «Как проводить исследования?», «С чем связать данный процесс?», «Какие стороны изучаемого объекта станут интересными?» и так далее.

* Считается грубой ошибкой и даже нарушением, отсутствие логической мысли между предметом и объектом мониторинга.

* Кроме того, очень значимым моментом выступает актуальность исследуемых в равной степени и предметов и объекта. Их изучение должно быть интересным и обладать, как минимум толикой новизны. Потому не следует выбирать в качестве цели для дипломной работы тему, которая уже известна всем давно и является чуть ли не аксиомой. Рассчитывать на хорошую оценку в этом случае, студент не придется, даже несмотря на полное раскрытие темы.

* Члены комиссии знают о каверзности этих двух понятий и чаще всего вопросы, которые следуют после монолога будущего дипломника, касаются именно предметов, объекта, ну иногда целей и задач.

В случае возникновения вопросов по дипломной работе в целом и по отдельным моментам в частности, студент всегда имеет право обратиться за помощью к научному руководителю, который курирует весь процесс написания дипломного проекта.

Чаще всего при написании научной работы проблемы возникают с формулировкой предмета, объект исследования определить гораздо проще. Объект – это область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Иными словами, это часть реальности, которую исследователь будет изучать. Объект может иметь не только научная работа, но и любая другая деятельность или научное направление. Например, в социологии объектом является общество, – психика человека, – человек.

Объект исследования должен быть тесно взаимосвязан с темой научной работы, его характеристики и определения должны быть рассмотрены и изучены в ходе исследования. Объект, как можно понять из этого названия, всегда существует объективно, вне зависимости от исследователя и точки зрения.

Предмет исследования

Предмет исследования – более детализированное и узкое понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки. Предмет – конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях. Научная работа не может изучать сразу весь объект исследования, она рассматривает его с каких-либо сторон, выявляет его характеристики и свойства. В зависимости от этих особенностей и определяют предмет исследования.

Например, дом как объект исследования может рассматриваться под разными углами: архитектор может изучать его структуру и архитектурный стиль, будет выявлять соответствие грунта выбранному типу фундамента и инженерные характеристики, экономист будет рассматривать сметы, а человеку, проживающему в этом доме, интересна планировка и качество жилья. В зависимости от точки зрения на объект выделяется предмет исследования.

Предмет исследования не всегда существует объективно, он может представлять собой отношения, взаимосвязи, условия, причинно-следственные связи. Он может находиться только в голове исследователя и зависит от его знаний об объекте. Например, если изучается влияние музыки на рост растений, то объектом в таком случае будут растения, а предметом – зависимость их роста от определенной музыки.

В предметом выступают закономерности психики в различных условиях и ее влияние на поведение и жизнедеятельность человека. В предмет – это биологическая система человека, его физиология, рассмотренная при участии категорий здоровья и болезни.

Общее понятие объекта и предмета исследования и разницы между ними

Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.

Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:

Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:

Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Подводя итог, можно составить рабочее описание понятий «объект» и «предмет исследования».

Определение 1

Объект - это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект - это та часть научного познания, которую исследователь изучает.

Объекты изучения могут быть:

  • материальными;
  • нематериальными.

Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, наоборот, события, еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.

Предмет исследования - это та часть вопроса, анализируя которую, мы узнаем целостность объекта, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.

Это очень четко раскрывается при изучении существующих в конкретной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.

Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.

Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.

Разница между объектом и предметом исследования

Изучение предмета и объекта исследования, а также в чем разница между ними является гносеологической проблемой. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.

Разница между объектом и предметом исследования появилась в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.

Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.

В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект - в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой-либо специфической науки.

Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным - предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.

Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.