К адровики не часто прибегают к статье 83 ТК РФ с основаниями для увольнения «по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон». В связи с этим на практике возникает немало вопросов относительно случаев и порядка ее применения.

Часть 1 ст. 77 в п. 10 предусматривает в качестве общего основания для прекращения трудового договора обстоятельства, не зависящие от воли сторон, и отсылает нас к ст. 83 ТК РФ.

Перечень оснований для увольнения

Статья 83 ТК РФ содержит 13 оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

  • призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;
  • неизбрание на должность;
  • осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
  • признание работника полностью не способным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим;
  • наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;
  • дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;
  • истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;
  • прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;
  • отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе;
  • приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством РФ для работодателей, осуществляющих на территории РФ определенные виды экономической деятельности;
  • возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Правила применения

Для правильного применения вышеуказанных оснований увольнения нужно учитывать следующие обстоятельства:

  • фактическое наличие основания для увольнения;
  • соблюдение особой процедуры увольнения в предусмотренных ТК РФ случаях, в том числе в части уведомления об увольнении и предложения вакансий;
  • соблюдение общих правил прекращения трудовых отношений;
  • верное указание формулировки основания увольнения в трудовой книжке и других документах.

Рассмотрим перечисленные обстоятельства детально.

Требуется фактическое наличие основания

В большинстве случаев для прекращения трудового договора по любому из оснований, предусмотренных ст. 83 ТК РФ, необходимо наличие документально подтвержденного фактического основания для увольнения. Например, свидетельство о смерти - для увольнения по п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, решение суда о восстановлении на работе (исполнительный лист суда) - для увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ и т.д.

Требуется соблюдение особой процедуры увольнения

Для некоторых из перечисленных в ст. 83 ТК РФ оснований для увольнения требуется соблюдение особой процедуры. Так, согласно ч. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 2, 8, 9, 10 или 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При этом работодатель обязан предлагать сотруднику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях он должен, если в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре это предусмотрено.

Таким образом, работодатель в случае получения исполнительного листа или решения суда о восстановлении на работе сотрудника, ранее выполнявшего эту работу, или о дисквалификации или назначении иного административного наказания работнику, исключающего возможность исполнения им обязанностей по трудовому договору, должен сначала предложить подходящие ему вакансии и только в случае отказа или их отсутствия прекратить с работником трудовой договор .

При этом подходящими в данном случае являются вакансии:

  • не противопоказанные ему по состоянию здоровья;
  • соответствующие квалификации работника;
  • нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа.

Ту же процедуру работодатель обязан проделать, если:

  1. истек срок действия специального права или получено решение суда (иного органа), согласно которому данное право было приостановлено на срок более двух месяцев;
  2. работник был лишен специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору;
  3. прекращен допуск к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;
  4. выявлен факт возникновения установленных ТК РФ (или иным федеральным законом) и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Кроме того, работник, который должен быть уволен, предупреждается об этом письменным уведомлением. Какого-либо минимального предварительного срока для подобного уведомления законом не предусмотрено. Поэтому оно может последовать и за два часа до фактического оформления увольнения и полного расчета работника. Кстати, именно в этом уведомлении работнику одновременно могут быть предложены и вакансии.

Требуется соблюдение общих правил прекращения трудовых отношений

Согласно ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В день увольнения работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ.

Так, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся сотруднику от работодателя, производится в день его увольнения. Если он в этот день не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Требуется правильное указание формулировки основания увольнения

При прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в трудовую книжку вносится запись об основаниях прекращения со ссылкой на соответствующий пункт ст. 83 ТК РФ (п. 17 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»). Поэтому ссылка на п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в качестве основания для увольнения является неверной.

Таким образом, при увольнении по одному из оснований, предусмотренных ст. 83 ТК РФ, запись может выглядеть, например, так: «Уволен в связи с осуждением работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, пункт 4 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации» .

В каких случаях увольнение признается незаконным

Несмотря на кажущуюся «непопулярность» оснований увольнений, перечисленных в ст. 83 ТК РФ, количество споров в судебной практике велико.

Вместе с тем споров о признании увольнения по п. 4 (осуждение работника), п. 6 (смерть работника), п. 7 (наступление военных действий) незаконными в широкой практике фактически не встречается из-за специфичности основания увольнения.

С учетом краткосрочности срока на обращение в суд с оспариванием увольнения (а такой срок в соответствии со ст. 392 ТК РФ составляет всего один месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки) осужденный работник и даже признанный умершим, но затем «оживший», не в состоянии при указанных обстоятельствах вовремя обратиться в суд с соответствующим иском. А уж попавший в район военных действий - тем более.

Кроме того, практически не встречаются споры с иностранцами, вытекающие из увольнений по п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (приведение общего количества работников-иностранцев в соответствие с допустимой долей) из-за субъекта правоотношений: иностранцев, которые фактически не замечены практикой в статусе истцов, отстаивающих свои права в трудовых отношениях.

Споры по увольнениям по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ранее были очень часты с работниками-педагогами. Однако после разъяснений, данных в постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П, которым частично признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ, новой практики в широком доступе пока не появилось. Ранее решения судов в 99% случаев были направлены против работников.

Остальные же пункты статьи довольно часто оспариваются уволенными работниками. И не всегда напрасно. Изучим некоторые споры на примере судебной практики.

Восстановление на работе по решению инспекции труда или суда

Одним из наиболее часто оспариваемых оснований увольнения является прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда.

Для споров, вытекающих из данного основания увольнения, больше характерно некое противостояние работника и работодателя, нежели защита первым своих прав. Полученный работодателем исполнительный лист о восстановлении уволенного сотрудника (подлежащий согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению) не подразумевает для работодателя вариантов действий. Он обязан:

  • принять исполнительный лист к исполнению;
  • предупредить работника, занимающего должность восстановленного судом бывшего работника, об увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ;
  • предложить увольняемому в порядке ч. 2 ст. 83 ТК РФ подходящие ему вакансии при их наличии;
  • уволить в случае отказа от перевода на вакансии или их отсутствия на предприятии.

Естественно, что разрешение ситуации возможно и другими путями по соглашению сторон. Например, сотрудник может быть переведен в порядке ротации кадров (с повышением) в другой филиал/подразделение в порядке ст. 72, 72.1 ТК РФ, уволен по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) или по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) и пр. Однако такие решения - по договоренности. Закон не налагает на работодателя обязанности полюбовно и максимально выгодно для всех решать ситуацию с работником, который подлежит увольнению по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Между тем увольняемый работник может оказаться настолько обиженным отсутствием желания со стороны работодателя максимально внимательно учесть его интересы, что инициирует спор даже при изложенных обстоятельствах. И суд, как известно, не вправе отказать в рассмотрении иска по причине необоснованности требований работника или вследствие ошибочности его суждений.

Судебная практика

Свернуть Показать

Сотрудница, начальник юридического отдела, уволенная по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, обратилась в суд с иском о признании увольнения незаконным и изменении формулировки на п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (собственное желание). В обоснование иска указала, что увольнение не может быть признано законным, так как было произведено в период ее временной нетрудоспособности. Незаконно оно и в связи с различиями в наименовании должностей восстановленного работника и ее должности.

Суд в ходе рассмотрения дела установил, что предыдущий работник был восстановлен в должности начальника отдела правовой и кадровой политики в связи с нарушением работодателем процедуры увольнения. В связи с тем, что истица находилась на амбулаторном лечении, уведомление о прекращении с ней трудового договора было направлено по почте. Вакансий, соответствующих квалификации истицы, а также нижестоящих должностей на предприятии не оказалось.

Таким образом, суд пришел к выводу о наличии оснований для увольнения истицы, а также о выполнении работодателем всех требовании процедуры увольнения. Сравнив функциональные обязанности по должности восстановленного сотрудника и истицы, суд пришел к выводу об идентичности функций. Довод истицы о нарушении ее прав увольнением в период нетрудоспособности суд отверг как несостоятельный. Дело в том, что увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным ст. 83 ТК РФ, не является увольнением по инициативе работодателя, и гарантии, установленные ч. 6 ст. 81 ТК РФ, на указанные случаи увольнения не распространяются (решение Кызылского городского суда (Республика Тыва) от 27.09.2011) .

Неизбрание на должность

Основание для увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ предполагает неизбрание работника на должность. Однако и сами выборы могут быть неправомочными, и решение собрания может быть признано незаконным. Поэтому в обоснование требований работники-истцы выдвигают чаще всего неправомерность увольнения из-за отсутствия реально существующего основания. При этом одновременно с иском о признании увольнения незаконным выдвигают требования и о признании собрания, где произошло неизбрание на должность, незаконным.

Судебная практика

Свернуть Показать

Председатель правления садового некоммерческого товарищества (СНТ) обратился к работодателю с иском, в котором просил признать недействительным решение общего собрания членов СНТ в части досрочного переизбрания председателя и выведения его из состава правления и увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, а также попросил изменить формулировку увольнения на увольнение по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Суд из представленных материалов установил, что собрание членов СНТ было произведено с нарушением закона. На обсуждение был вынесен вопрос о переизбрании председателя правления СНТ, который в регламенте собрания не значился. Участники, а также сам председатель правления СНТ не были готовы к обсуждению этого вопроса. Истец не имел возможности подготовиться, собрать необходимые документы, получить квалифицированную юридическую помощь, выработать свою позицию в отношении заявленного на собрании вопроса. Между тем в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 137-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» информация по повестке собрания должна быть доведена до всех членов садоводческого объединения за две недели до даты проведения собрания.

Кроме того, суд выявил самостоятельное изменение приказа об увольнении истца вновь избранным председателем правления СНТ: сначала по одной статье (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - недоверию), затем по другой статье (п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Это было признано судом прямым нарушением норм трудового законодательства, влекущим восстановление лица на работе в прежней должности.

С учетом установленных обстоятельств суд признал увольнение председателя правления СНТ незаконным и в соответствии с его исковыми требованиями изменил формулировку основания увольнения на «собственное желание» - п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 01.07.2013 по делу № 2-948/2013) .

Признание работника полностью не способным к трудовой деятельности

Оспаривание увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (признание работника полностью не способным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ) встречается на практике не так широко.

Казалось бы, с медицинским заключением не поспоришь. На деле же оказывается, что у работника действительно имеются мотивы для инициирования спора. Особенно если о его инвалидности было известно еще при приеме на работу.

Судебная практика

Свернуть Показать

Считая увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (в связи с признанием работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением), истец обратился в суд с иском о восстановлении на работе. В обоснование указал, что при приеме на работу предоставлял работодателю справку медико-социальной экспертизы (МСЭ) о признании его полностью нетрудоспособным, что не воспрепятствовало принятию его на работу. Кроме того, считает, что имеющаяся у него инвалидность не мешает ему справляться со служебными обязанностями, которые он осуществляет в течение вот уже 10 лет в особых условиях с сокращенным рабочим днем.

В суде указанные факты подтвердились. Более того, суд установил, что основанием издания приказа об увольнении истца послужила именно справка МСЭ, выданная еще до устройства истца на работу 10 лет назад и представленная им при приеме на работу.

Вместе с тем суд в удовлетворении исковых требований истцу отказал. Однако, учитывая отсутствие сокрытия факта полной нетрудоспособности со стороны работника, суд изменил формулировку увольнения на «трудовой договор прекращен в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим продолжение работы, п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ». С учетом норм п. 11 ч. 1 ст. 77, ч. 3 ст. 84 ТК РФ суд взыскал с работодателя в пользу работника выходное пособие (решение Каменского районного суда Ростовской области от 28.09.2012; апелляционное определение Ростовского областного суда от 29.11.2012 по делу № 33-13961) .

Дисквалификация или другое административное наказание

Практика показывает, что применение работодателями основания увольнения по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ встречается очень редко. Как правило, при наступлении событий, являющихся основанием для увольнения работника, стороны трудового договора расстаются полюбовно. Чаще всего работник увольняется по собственному желанию.

Данное основание применяется, скорее, для конфликтного расставания, в случаях неприязненных отношений между сторонами трудового договора. Об этом свидетельствует и тот факт, что споры возникают именно по применению формулировки основания увольнения, а не по самому факту прекращения трудового договора. Уволенные работники не стремятся быть восстановленными на работе, но требуют в судебном порядке изменения формулировки увольнения на более нейтральную. Например, на увольнение «по собственному желанию» (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Кроме того, встречается на практике и ошибочное применение рассматриваемого основания.

Судебная практика

Свернуть Показать

Работница обратилась в суд к работодателю о признании увольнения незаконным, изменении формулировки основания увольнения. В обоснование иска указала, что была уволена с занимаемой должности по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, однако увольнение является неправомерным, поскольку у ответчика не имелось причин для увольнения по данному основанию.

Незаконность увольнения истицы была признана ответчиком в ходе слушания дела, указанный вывод сделал и суд из исследованных в ходе слушания материалов. Кроме того, суд установил, что работодатель нарушил порядок увольнения (не были предложены вакантные должности). По просьбе истицы формулировка основания увольнения была изменена на увольнение «по собственному желанию» (решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14.12.2011, определение Кунцевского районного суда г. Москвы от 26.03.2012, апелляционное определение Московского городского суда от 18.10.2012 по делу № 11-22130).

Истечение срока действия, приостановление, лишение специального права

Трудовой договор прекращается по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в связи с истечением срока действия, приостановлением действия на срок более двух месяцев или лишением работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Доводы работника, не согласного с таким увольнением, как правило, сводятся к утверждению о неправильной квалификации событий работодателем, превышении им полномочий при реальном отсутствии оснований для увольнения. Суд в данном случае ждет тщательное изучение порядка получения и подтверждения специального права, анализ имеющихся лицензий/свидетельств работника, дат и событий, а также соотношение их с имеющимся фактом увольнения работника по оспариваемому основанию. Бывает, что суд устанавливает неправоту работодателя и даже некоторое превышение им собственных полномочий.

Судебная практика

Свернуть Показать

Авиадиспетчер был уволен по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Считая свое увольнение незаконным, он подал иск в суд о восстановлении на работе. Суд установил, что истец работал в должности диспетчера, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов. Истец в качестве специального документа (лицензии) имел свидетельство диспетчера службы движения, срок действия которого истекал 15.01.2011 (согласно имеющейся в свидетельстве отметке). Истец имел допуск к обслуживанию международных полетов со сроком действия до 18.09.2010 и третий уровень языковой компетенции по шкале ИКАО. В соответствии с сертификатом истец в 2010 г. подтвердил третий уровень языковой компетенции по шкале ИКАО, но получил недостаточно баллов на тестировании, проведенном работодателем. Данный факт был воспринят работодателем как лишение работника права на работу диспетчером на международных перевозках. После этого работодатель в порядке ч. 2 ст. 83 ТК РФ предложил истцу вакансии, от которых тот отказался.

Однако суд не согласился с выводами работодателя. Проанализировав требования законодательства к авиационному персоналу, суд пришел к выводу, что увольнение истца, работающего в должности диспетчера, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов, отнесенной к должностям авиационного персонала гражданской авиации, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ могло быть допустимо только в случаях истечения срока действия специального права на управление воздушным движением, установленного ст. 52 Воздушного кодекса РФ; приостановления действия специального права на управление воздушным движением на срок более двух месяцев; лишения работника специального права на управление воздушным движением. Указанное специальное право оформляется в виде свидетельства диспетчера, которое выдается работнику (а также приостанавливается, огранивается и аннулируется) уполномоченными на это органами Росавиации. Работодатель не является уполномоченным органом, обладающим правом выдачи, приостановления, ограничения и аннулирования действия свидетельства диспетчера. На момент увольнения срок действия выданного Росавиацией свидетельства истца еще не истек.

Кроме того, лица, имеющие допуск к обслуживанию полетов с применением английского языка, проходят курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку по совмещенной программе. Таким образом, отдельное тестирование по английскому языку, в отрыве от тестирования по профильным дисциплинам, осуществленное работодателем в отношении истца, суд также признал не соответствующим действующему законодательству. Следовательно, результаты тестирования на знание английского языка истца по окончании прохождения обучения не дают оснований работодателю для увольнения работника по п. 9. ч. 1 ст. 83 ТК РФ. На основании изложенного суд пришел к выводу о незаконности увольнения истца и восстановил его в должности диспетчера (решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10.02.2011 по делу № 2-485/11) .

Прекращение допуска к государственной тайне

Основания увольнения по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ редко встречаются на практике. Однако в случае применения возможны ошибки в трактовке. Чаще всего суд признает подобное основание увольнения незаконным при неправильном применении работодателем норм законодательства в регулировании собственной деятельности, неправильной квалификации действий работника и, как следствие, - необоснованном выборе данного основания для прекращения трудового договора с работником.

Судебная практика

Свернуть Показать

Работница обратилась в суд с иском к войсковой части о восстановлении ее на работе. В обоснование указала, что за нарушение порядка выезда из РФ к ней было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, затем приказом прекращен допуск к государственной тайне, а последующим приказом она была уволена с занимаемой должности по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в связи с прекращением допуска к государственной тайне. Истица полагает увольнение незаконным, а необходимость согласования выезда за пределы РФ с командованием - не соответствующей требованиям законодательства РФ о государственной тайне.

Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что право на выезд из РФ может быть ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям (первая и вторая форма допуска), а также для военнослужащих. Работодатель же ограничил выезд за пределы территории РФ работников с третьей формой допуска, что не соответствует ст. 15, 19 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ограничивает право этой категории граждан на выезд из РФ.

Суд признал незаконными действия ответчика по прекращению допуска истицы к секретным сведениям (третья форма допуска) в связи с не согласованным с соответствующим должностным лицом работодателя ее выездом за пределы РФ. Установив отсутствие у работодателя оснований для прекращения трудовых отношений по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, суд признал увольнение работницы незаконным и восстановил ее на работе в прежней должности (решение Североморского городского суда Мурманской области от 28.12.2011; апелляционное определение Мурманского областного суда от 21.03.2012 по делу № 33-617-2012).

Отмена решения о восстановлении на работе

Оспаривание увольнения по п. 11 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе) в основном сводится к доводу об отсутствии основания для увольнения, а также к нарушениям процедуры увольнения. Но работник часто не подкрепляет свои аргументы никакими доказательствами, и суд признает произведенное работодателем увольнение законным и обоснованным.

Судебная практика

Свернуть Показать

Работник обратился с иском к работодателю о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе. В обоснование указал, что ранее был уволен по сокращению штата, но затем восстановлен судом. После восстановления на работе его снова предупредили об увольнении по сокращению штата, но он дал согласие на перевод на другую вакантную должность, написав соответствующее заявление о переводе. Однако вскоре он был уволен на основании п. 11 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (отмена решения суда о восстановлении работника на работе). Считает данный приказ незаконным, поскольку был уволен в период нахождения в отпуске. Кроме того, полагает, что после получения его согласия на занятие вакантной должности у работодателя не имелось оснований для его увольнения ввиду отмены решения суда.

Суд выяснил, что спор работника с работодателем прошел две судебные инстанции и вышестоящий суд отменил решение суда первой инстанции о восстановлении работника на работе. То есть у работодателя имелось основание для увольнения сотрудника по п. 11 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Проанализировав законодательные нормы, суд отметил, что запрет на увольнение работника в период временной нетрудоспособности или отпуска не распространяется на случаи прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд указал, что порядок увольнения истца в связи с отменой решения суда о восстановлении работника на работе, установленный действующим законодательством, был ответчиком соблюден. При этом ссылку истца на то, что при получении его согласия ответчик должен был перевести его на предложенную вакантную должность, суд отклонил, сославшись на необходимость соблюдения конкурсного порядка отбора на должность у ответчика, установленного требованиями закона. Суд отметил, что истец имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что права истца при увольнении нарушены не были, и отказал работнику в признании увольнения незаконным (решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.11.2010; определение Ростовского областного суда от 31.01.2011 по делу № 33-1245) .

Оспаривание законности увольнения в связи с нарушением процедуры увольнения

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что применение оснований, предусмотренных ст. 83 ТК РФ, в большинстве случаев обусловлено возникновением именно тех обстоятельств, которые перечислены в статье, при отсутствии возможности расставания с работником по общим основаниям, перечисленным в ст. 77 ТК РФ. Таким образом, у работодателя всегда имеется право воспользоваться рассматриваемой нормой для прекращения трудового договора, что прогнозирует в случае возникновения спора выигрыш работодателя, признание увольнения работника законным.

Однако споры, вытекающие из увольнений по какому-либо из оснований, предусмотренных ст. 83 ТК РФ, могут базироваться на оспаривании работником увольнения не по примененному основанию, а на нарушении работодателем процедуры увольнения. Ведь для увольнения по пяти основаниям из тринадцати, перечисленным в ст. 83 ТК РФ, требуется предварительный этап попыток перевода работника на имеющиеся вакансии. Следует отметить, что нарушение данной процедуры даже при наличии неоспоримого основания для увольнения повлечет признание увольнения незаконным. Правильность данного вывода доказывает судебная практика.

Судебная практика

Свернуть Показать

Водитель «скорой помощи» обратился в суд с иском о признании увольнения незаконным и изменении формулировки основания увольнения на п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права). В обоснование иска указал, что постановлением мирового судьи он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год. Приказом работодателя истец был уволен по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору). Считал увольнение незаконным, поскольку на день прекращения трудового договора у ответчика имелись вакантные должности (профессии), однако ни одна из указанных должностей (профессий) не была ему предложена. А он был согласен работать по любой вакантной должности (профессии), соответствующей его квалификации. С формулировкой увольнения по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ также не согласен, поскольку дисквалификации не подвергался, просил суд изменить формулировку увольнения на п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Судом установлено и подтверждается справкой работодателя, что на дату увольнения истца у ответчика имелись более пяти вакантных единиц (автослесаря, слесаря-сантехника, рабочего по ремонту зданий и сооружений, уборщика служебных помещений). Разрешая спор, суд исходил из того, что увольнение истца по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ произведено с нарушением действующего законодательства, поскольку ни одна из указанных вакансий истцу не была предложена. Доводы ответчика о том, что при приеме на работу истец не указал, что он обладает другими профессиями, поэтому вакансии не были предложены истцу, не приняты судом, поскольку при увольнении по данному основанию ответчик обязан был предложить истцу как вакантную должность (профессию) или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность (профессию) или нижеоплачиваемую работу. Суд также посчитал, что ответчиком не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих правомерность увольнения истца по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в связи с чем суд счел возможным изменить формулировку увольнения истца на п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, удовлетворив исковые требования (решение Ступинского городского суда Московской области от 13.07.2011; определение Московского областного суда от 15.09.2011 по делу № 33-20992).

  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
  • ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
    • Раздел XII. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
      • Глава 40. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      • Глава 41. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН, ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
      • Глава 42. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ
      • Глава 43. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЧЛЕНОВ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ОРГАНИЗАЦИИ
      • Глава 44. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ
      • Глава 45. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАКЛЮЧИВШИХ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР НА СРОК ДО ДВУХ МЕСЯЦЕВ
      • Глава 46. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА СЕЗОННЫХ РАБОТАХ
      • Глава 47. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ
      • Глава 48. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ У РАБОТОДАТЕЛЕЙ - ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 48.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ У РАБОТОДАТЕЛЕЙ - СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ОТНЕСЕНЫ К МИКРОПРЕДПРИЯТИЯМ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 348-ФЗ)
      • Глава 49. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАДОМНИКОВ
      • Глава 49.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ (введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 60-ФЗ)
      • Глава 50. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
      • Глава 50.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
      • Глава 51. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА
      • Глава 51.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ПОДЗЕМНЫХ РАБОТАХ (введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ)
      • Глава 52. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
      • ГЛАВА 52.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ (введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 443-ФЗ)
      • Глава 53.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ ВРЕМЕННО РАБОТОДАТЕЛЕМ К ДРУГИМ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ПО ДОГОВОРУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ)
      • Глава 54. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
      • Глава 54.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ (введена Федеральным законом от 28.02.2008 N 13-ФЗ)
      • Глава 55. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
  • ЧАСТЬ ПЯТАЯ
  • ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
  • Статья 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

    //=ShareLine::widget()?>

    Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

    1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

    2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

    

    1. Под запросом предложений понимается способ определенияпоставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация опотребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчикасообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единойинформационной системе извещения о проведении запроса предложений,документации о проведении запроса предложений и победителем запросапредложений признается участник закупки, направивший окончательноепредложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностямзаказчика в товаре, работе или услуге.

    2. Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведениязапроса предложений в случаях:

    1) заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщикомэлектрической энергии;

    2) заключения контракта на поставки спортивного инвентаря иоборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовкиспортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским ипаралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборныхкоманд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийскихиграх;

    3) заключения федеральным органом исполнительной власти всоответствии с установленными Правительством Российской Федерацииправилами контракта с иностранной организацией на лечениегражданина Российской Федерации за пределами территории РоссийскойФедерации;

    4) заключения контракта на оказание преподавательских услуг, атакже услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;

    5) осуществления закупок дипломатическими представительствамии консульскими учреждениями Российской Федерации, торговымипредставительствами Российской Федерации, официальнымипредставительствами Российской Федерации при международныхорганизациях и иными заказчиками, осуществляющими свою деятельностьза пределами территории Российской Федерации, для обеспечения такойдеятельности в случае, если начальная (максимальная) цена контрактане превышает пятнадцать миллионов рублей;

    6) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихсяпредметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчикомна основании части 9 статьи 95 настоящего Федерального закона. Приэтом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик,исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренныеконтрактом, при заключении нового контракта на основании настоящегопункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работыили оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количествапоставленного товара, объема выполненной работы или оказаннойуслуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна бытьуменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объемувыполненной работы или оказанной услуги;

    7) осуществления закупок лекарственных препаратов, которыенеобходимы для назначения пациенту при наличии медицинскихпоказаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям)по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинскихдокументах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объемзакупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объемлекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срокалечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии снастоящим пунктом предметом одного контракта не могут являтьсялекарственные препараты, необходимые для назначения двум и болеепациентам. Извещение о проведении запроса предложений всоответствии с настоящим пунктом должно быть размещено в единойинформационной системе не позднее следующего рабочего дня последаты осуществления закупки в соответствии с пунктом 28 части 1статьи 93 настоящего Федерального закона. Указанное решениеврачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом,заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестрконтрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федеральногозакона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральнымзаконом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных"обезличивания персональных данных;

    8) признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи71 настоящего Федерального закона;

    9) осуществления закупок изделий народных художественныхпромыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке,установленном уполномоченным Правительством Российской Федерациифедеральным органом исполнительной власти.

    3. Извещение о проведении запроса предложений размещаетсязаказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пятьдней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещениемизвещения о проведении запроса предложений заказчик вправенаправить приглашения принять участие в запросе предложений лицам,способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг, являющихся объектами закупок. В этом случае заказчик обязаннаправить приглашения принять участие в запросе предложений лицам,с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующихпроведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты вотношении тех же объектов закупок, при условии, что указанныеконтракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками(подрядчиками, исполнителями) условий указанных контрактов всоответствии с положениями настоящего Федерального закона. В случаепроведения запроса предложений в соответствии с пунктом 6 части 2настоящей статьи заказчик обязан направить приглашения принятьучастие в запросе предложений только лицам, которые являлисьучастниками закупок на право заключения контракта, расторжениекоторого осуществлено в соответствии с положениями части 9 статьи95 настоящего Федерального закона, и в отношении заявок которых приосуществлении данных закупок не принято решение об отклонении всвязи с несоответствием таких заявок требованиям настоящегоФедерального закона, не позднее чем за пять рабочих дней до датыпроведения запроса предложений.

    4. Извещение о проведении запроса предложений должно содержатьследующую информацию:

    1) информация, предусмотренная пунктами 1-5 и 7 статьи 42настоящего Федерального закона;

    2) требования, предъявляемые к участникам запроса предложений,и исчерпывающий перечень документов, которые должны бытьпредставлены участниками запроса предложений в соответствии состатьей 31 настоящего Федерального закона;

    3)язык или языки, на которых предоставлена документация опроведении запроса предложений;

    4) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками научастие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным вформе электронных документов заявкам на участие в запросепредложений, рассмотрения и оценки таких заявок;

    5) способы получения документации о проведении запросапредложений, срок, место и порядок предоставления этойдокументации;

    6) плата (при ее установлении), взимаемая заказчиком запредоставление документации о проведении запроса предложений,способ осуществления и валюта платежа;

    7) срок, место и порядок подачи заявок на участие в запросепредложений;

    8) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии состатьями 28-30 настоящего Федерального закона.

    5. С момента размещения в единой информационной системеизвещения о проведении запроса предложений заказчик не вправеотменять проведение запроса предложений или вносить изменения визвещение о проведении запроса предложений, документацию опроведении запроса предложений.

    6. Одновременно с размещением извещения о проведении запросапредложений заказчик размещает в единой информационной системедокументацию о проведении запроса предложений, которая должнасодержать следующую информацию:

    1) информация, указанная в части 4 настоящей статьи;

    2) наименование и описание объекта закупки, условий контрактав соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в томчисле обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

    3) требования к содержанию, в том числе составу, форме заявокна участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. Приэтом не допускается установление требований, влекущих за собойограничение количества участников запроса предложений или доступа кучастию в запросе предложений;

    4) информация о возможности заказчика изменить предусмотренныеконтрактом количество товара, объем работы или услуги призаключении контракта либо в ходе его исполнения в соответствии состатьей 95 настоящего Федерального закона;

    5) порядок проведения запроса предложений;

    6) порядок и срок отзыва заявок на участие в запросепредложений, порядок возврата таких заявок (в том числе поступившихпосле окончания срока их приема);

    7) критерии оценки заявок на участие в запросе предложений,величины значимости этих критериев в соответствии с настоящимФедеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок;

    8) информация о контрактной службе, контрактном управляющем,ответственных за заключение контракта, срок, в течение которогопобедитель запроса предложений должен подписать контракт, условияпризнания победителя запроса предложений уклонившимся от заключенияконтракта;

    9) информация о возможности одностороннего отказа отисполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26статьи 95 настоящего Федерального закона.

    7. К документации о проведении запроса предложений прилагаетсяпроект контракта, который является неотъемлемой частью документациио проведении запроса предложений.

    8. Для участия в запросе предложений участники запросапредложений в срок и в порядке, которые установлены в извещении опроведении запроса предложений и документации о проведении запросапредложений, подают заявки на участие в запросе предложенийзаказчику в письменной форме или в форме электронного документа.Если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросепредложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронныхдокументов заявкам на участие в запросе предложений подана толькоодна заявка на участие в запросе предложений или не подано ни однойтакой заявки, запрос предложений признается несостоявшимся.

    9. В день, во время и в месте, которые указаны в извещении опроведении запроса предложений, непосредственно перед вскрытиемконвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или)открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкамна участие в запросе предложений заказчик обязан публично объявитьприсутствующим участникам запроса предложений при вскрытии этихконвертов и открытии указанного доступа о возможности подачизаявок, изменения или отзыва поданных заявок. Заказчик обязанпредоставить всем участникам запроса предложений, подавшим заявки,возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками и(или) открытии доступа к поданным в форме электронных документовзаявкам и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполненияконтракта.

    10. Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросепредложений и окончательных предложений вскрываются поступившиеконверты с заявками на участие в запросе предложений и (или)открывается доступ к поданным в форме электронных документовзаявкам на участие в запросе предложений. Участники запросапредложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям,установленным документацией о проведении запроса предложений,отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которымучастник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколепроведения запроса предложений. В случае установления факта подачиодним участником запроса предложений двух и более заявок на участиев запросе предложений заявки такого участника не рассматриваются ивозвращаются ему.

    11. Все заявки участников запроса предложений оцениваются наосновании критериев, указанных в документации о проведении запросапредложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколупроведения запроса предложений, после чего оглашаются условияисполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, илиусловия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросепредложений, без объявления участника запроса предложений, которыйнаправил такую единственную заявку.

    12. После оглашения условий исполнения контракта, содержащихсяв заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся вединственной заявке на участие в запросе предложений, запроспредложений завершается, всем участникам запроса предложений илиучастнику запроса предложений, подавшему единственную заявку научастие в запросе предложений, предлагается направить окончательноепредложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведениязапроса предложений.

    13. В единой информационной системе в течение одного часапосле завершения проведения запроса предложений размещается выпискаиз протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных отучастия в запросе предложений участников с указанием основанийотстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке,признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявкена участие в запросе предложений, без объявления участника запросапредложений, который направил такую заявку.

    14. Если все присутствующие при проведении запроса предложенийего участники отказались направить окончательное предложение,запрос предложений завершается. Отказ участников запросапредложений направлять окончательные предложения фиксируется впротоколе проведения запроса предложений.

    15. Вскрытие конвертов с окончательными предложениями и (или)открытие доступа к поданным в форме электронных документовокончательным предложениям осуществляются на следующий день последаты завершения проведения запроса предложений и фиксируются витоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившиеокончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытииконвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа кподанным в форме электронных документов окончательным предложениям.

    16. Выигравшим окончательным предложением являетсяокончательное предложение, которое в соответствии с критериями,указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшимобразом удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах,услугах. В случае, если в нескольких окончательных предложенияхсодержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшимокончательным предложением признается окончательное предложение,которое поступило раньше. В итоговом протоколе фиксируются всеусловия, указанные в окончательных предложениях участников запросапредложений, принятое на основании результатов оценки окончательныхпредложений решение о присвоении таким окончательным предложениямпорядковых номеров и условия победителя запроса предложений.Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложенийразмещаются в единой информационной системе в день подписанияитогового протокола.

    17. Контракт заключается на условиях, предусмотренныхизвещением о проведении запроса предложений и окончательнымпредложением победителя запроса предложений, не ранее чем черезсемь дней с даты размещения в единой информационной системеитогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, ине позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанногопротокола. При уклонении победителя запроса предложений отзаключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском овозмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта,и заключить контракт с участником запроса предложений,окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случаесогласия участника запроса предложений, окончательному предложениюкоторого присвоен второй номер, заключить контракт проект контрактасоставляется заказчиком путем включения в проект контракта условийисполнения контракта, предложенных этим участником.

    18. В случае, если запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов сзаявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступак поданным в форме электронных документов заявкам на участие взапросе предложений подана только одна такая заявка, котораяпризнана соответствующей требованиям настоящего Федерального законаи удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах всоответствии с извещением о проведении запроса предложений,заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика(подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1статьи 93 настоящего Федерального закона.

    19. В случае, если запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов сзаявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступак поданным в форме электронных документов заявкам на участие взапросе предложений не подано ни одной такой заявки, заказчиквносит изменения в план-график (при необходимости также в планзакупок) и снова осуществляет закупку.

    20. Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписивскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений,конвертов с окончательными предложениями и (или) открытия доступа кподанным в форме электронных документов заявкам на участие взапросе предложений, окончательным предложениям. Любой участникзапроса предложений, присутствующий при вскрытии конвертов сзаявками на участие в запросе предложений, конвертов сокончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным вформе электронных документов заявкам на участие в запросепредложений, окончательным предложениям, вправе осуществлять аудио-и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия указанногодоступа.

    21. В случае наличия принятых судом или арбитражным судомсудебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы,препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленныенастоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другуюсторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течениеодного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроковприостанавливается на срок исполнения данных судебных актов илисрок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцатьдней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебныхактов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующаясторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня,следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебныхактов либо прекращения действия данных обстоятельств.

    § 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков,

    В Трудовом кодексе оговорены различные варианты, при которых рабочие взаимоотношения работодателя и его сотрудника могут быть прекращены. В том числе предусмотрено и увольнение по п 5 ст 83 ТК РФ. И в данной статье мы поговорим о том, что это означает, к чему нужно быть готовым служащему, и какие действия должен предпринять его начальник.

    Трудовой кодекс

    Увольнение по п.5 статьи 83 ТК РФ возможно когда работника признали полностью неспособным к трудовой деятельности

    Статья 82 оговаривает все возможные ситуации, при которых сотрудничество сторон (то есть работодателя и его служащего) прекращается по причинам, не зависящим от них обоих. К таким причинам относят, например, смерть работника или призыв его на военную службу.

    А пункт пятый гласит о прекращении сотрудничества по причине того, что медицинское освидетельствование признало работника полностью неспособным к трудовой деятельности, о чем есть соответствующие документы – справки и заключения, оформленные по требованиям Федеральных законов и прочих нормативных актов.

    Кого и как признают полностью нетрудоспособным?

    Как уже было сказано выше, нетрудоспособным человека может признать только врачебная комиссия, проведя полное обследование и сделав запись об этом в документах. Для того чтобы работник в дальнейшем получили все полагающиеся ему льготы, он должен иметь такие документы на руках. К ним относятся:

    • справка об инвалидности}
    • листок временной нетрудоспособности, в котором также указываются сведения об инвалидности.

    Эти же документы являются основанием для того, чтобы произвести увольнение по статье 83 пункт 5.


    Пособие при увольнении по п.5.статьи 83 выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка

    Медики указывают трудоспособность обследованного пациента в процентах, а также делают выводы о его состоянии, необходимости медицинского ухода и тому подобном. Выводы о том, способен человек продолжать трудиться на прежнем месте и с прежней отдачей делают на основании классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы граждан (утвержденных приказом №1013 Министерства здравоохранения и социального развития России от 23.12.2009 года). Согласно вышеуказанным нормам служащий считается полностью утратившим работоспособность если:

    • ему присвоена первая или вторая группа инвалидности}
    • указана третья степень ограничения способности к трудовой деятельности.

    Пособие при увольнении по п 5 ст 83 ТК РФ

    Поскольку с утратой работоспособности человек утрачивает и возможность обеспечивать себя, государство предоставляет ему льготы и пособия, чтобы можно было хоть как-то существовать. Поэтому при увольнении, кроме полагающейся ему за отработанный период заработной платы и компенсации за неиспользованные дни отпуска, служащий получает также выходное пособие. Его размер – двухнедельный средний заработок.

    Чтобы подсчитать среднюю сумму, необходимо сложить вместе все выплаты за последний год, выданные сотруднику на руки, и разделить их на 365 – количество дней в году – получается среднедневной заработок, по которому и начисляется двухнедельное пособие.

    О чем необходимо помнить?

    При увольнении сотрудника по утрате трудоспособности необходимо удостовериться, что он предоставил на предприятие все необходимые документы: справку и больничный лист. Также нужно свериться с Классификациями Министерства здравоохранения и убедиться, что присвоенная группа инвалидности действительно дает основания для расторжения трудового договора по пункту 5 статьи 83 ТК – потому что, например, до 2005 года вторая группа считалась нетрудоспособной, сейчас же считается, что она частично работоспособна.

    Также очень желательно, чтобы работник расписался и в трудовой книжке – удостоверяя сделанные там записи, и под приказом об увольнении.

    Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

    1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

    2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

    3) неизбрание на должность;

    4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

    5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    6) смерть работника либо работодателя — физического лица, а также признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим;

    7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

    8) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

    9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

    10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;

    11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе;

    12) утратил силу;

    13) возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

    Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    Часть третья утратила силу.

    Комментарий к Ст. 83 ТК РФ

    1. В некоторых случаях прекращение трудового договора может происходить без инициативы его сторон, а также в связи с наступлением определенных событий, т.е. объективных причин, в силу которых невозможно продолжение в дальнейшем трудовых отношений.

    2. При прекращении трудового договора по некоторым обстоятельствам, предусмотренным в настоящей статье, работнику предоставляются дополнительные гарантии, связанные с переводом на другую имеющуюся у работодателя работу, с учетом состояния его здоровья.

    Второй комментарий к Статье 83 Трудового кодекса

    1. Комментируемая статья является новой. В ст. 83 ТК РФ предусмотрены 11 оснований прекращения трудового договора. Однако нужно отметить, что некоторые основания были перечислены и ранее в ст. 29 КЗоТа РФ, но многие закреплены впервые (пп. 3, 5 — 11).

    Основаниями прекращения трудового договора являются юридические факты — действия либо события, не зависящие от воли сторон. Таким образом, все основания ст. 83 ТК РФ — это требования третьего лица или наступившие события.

    2. Пункт 1 ст. 83 ТК РФ называет основанием увольнения работника призыв его на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. Это требование военкомата обязательно для сторон. Работник, уволенный по данному основанию, получает выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

    Если призванный работник был освобожден по состоянию здоровья от военной или гражданской службы в течение первых трех месяцев, он должен быть восстановлен работодателем на прежней работе, а если такой возможности нет, в той же организации ему должна быть предоставлена с его согласия иная имеющаяся работа.

    3. Пункт 2 ст. 83 ТК РФ — это ранее предусмотренное основание (п. 6 ст. 33 КЗоТа) увольнения нового работника по причине восстановления прежнего работника на этой работе Гострудинспекцией или судом. Новый работник увольняется, если его невозможно перевести с его согласия на другую работу.

    4. Пункт 3 ст. 83 ТК РФ предусматривает такое основание увольнения, как неизбрание на должность. Это основание применяется к выборным работникам, которые не были избраны (по итогам выборов или по конкурсу) вторично на занимаемую ими должность, хотя и претендовали на нее (подавали заявление). Если же выборный работник не подавал заявления для избрания его на занимаемую должность, он увольняется в силу истечения срока трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

    5. Пункт 4 ст. 83 — это ранее предусмотренное основание (п. 7 ст. 29 КЗоТа), заключающееся в осуждении по приговору суда, вступившему в законную силу, работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы (например, к лишению свободы или к запрещению занимать соответствующую должность и т.д.).

    Если работник лишен свободы, но еще находится под следствием, указанное основание к нему применять нельзя. Следует дождаться вынесения судом приговора. Не исключено, что это будет оправдательный приговор или с лишением свободы, но условно.

    6. Впервые в Трудовом кодексе нашло свое закрепление положение о том, что работник, признанный полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, подлежит увольнению с работы по п. 5 ст. 83 ТК РФ.

    Признание работника полностью неспособным может иметь место в соответствии с медицинским заключением, выданным органом или учреждением, в компетенцию которых входит дача такого рода заключений. Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ (см. ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.).

    7. Пункт 6 ст. 83 ТК РФ предусматривает как основание прекращения трудового договора смерть работника либо работодателя — физического лица, а также признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим либо безвестно отсутствующим.

    В соответствии со ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев.

    Безвестно отсутствующим гражданин может быть признан по решению суда, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ).

    8. Согласно п. 7 ст. 83 ТК РФ с работником прекращается трудовой договор при наступлении чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений. Законодатель не дает исчерпывающего перечня таких чрезвычайных обстоятельств.

    В данном случае речь идет о военных действиях, катастрофах, стихийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях и других чрезвычайных обстоятельствах. Следует иметь в виду, что данное обстоятельство должно быть признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.

    9. Необходимо отметить, что в п. 8 ст. 83 появилось абсолютно новое основание прекращения трудового договора — дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником своих обязанностей по трудовому договору.

    Дисквалификация впервые была предусмотрена КоАП РФ как вид административного наказания. Дисквалификация — это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица сроком от 6 месяцев до 3 лет.

    Кроме того, может иметь место выдворение за пределы РФ иностранного гражданина (или лица без гражданства), который состоял в трудовых отношениях.

    10. Пункт 9 ст. 83 ТК РФ предусматривает прекращение трудового договора в связи с истечением срока действия, приостановлением действия на срок более двух месяцев или лишением работника специального звания (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

    Кроме истечения срока действия, приостановления на срок более двух месяцев КоАП РФ предусматривает такой вид административного наказания, как лишение специальных прав. В данном случае речь идет о лишении не наступающих или каких-либо иных прав, которыми работник обладает непосредственно в силу закона, а только таких, которые решением компетентного органа предоставлены персонально конкретному лицу (например, лишение водителя автобазы N 5 водительских прав за грубое нарушение правил дорожного движения либо за управление служебной автомашиной в состоянии алкогольного опьянения и т.д.).

    11. Согласно п. 10 ст. 83 ТК РФ может быть прекращен трудовой договор в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.

    Законодатель предусмотрел эти случаи. Они перечислены в ст. 23 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне». Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. в ред. Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 г.

    12. Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является основанием для расторжения с ним трудового договора, если такие условия предусмотрены в трудовом договоре.

    Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

    Решение работодателя о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и на основании этого расторжение с ним трудового договора может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

    13. Самостоятельным основанием прекращения трудового договора является отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе (п. 11 ст. 83 ТК РФ).

    Указанное основание прекращения трудового договора является новым в трудовом законодательстве РФ. Например, работник, обратившийся в суд с иском о незаконном увольнении, был восстановлен на прежней работе по решению суда. Такое решение по действующему законодательству подлежит немедленному исполнению. Однако решение суда отменено в порядке надзора. Следовательно, в таком случае трудовой договор с данным работником прекращается по п. 11 ст. 83 ТК РФ.

    14. В соответствии с ч. 2 ст. 83 прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пп. 2, 8 — 10 данной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

    Навигация по записям