Ка-52 («Аллигатор») – двухместный вертолет, способный выполнять как ударные, так и разведывательные функции. Создан на базе одноместного Ка-50. На вооружении российской армии состоит около 80 этих машин.

История создания и эксплуатация

Идея нового вертолета, который мог бы одновременно проводить разведку в боевых условиях, обнаруживать и уничтожать различные цели, а также поддерживать и координировать действия групп вертолетов, возникла в КБ Камова еще в начале 1980-х годов. Однако неблагоприятные условия последующих лет не позволили осуществить первоначальный проект. Основой новой машины стал уже пошедший в серию Ка-50 («Черная акула»).

Испытания прототипов Ка-52 начались в 1997 году и продолжались около десяти лет, после чего было построено несколько опытных предсерийных экземпляров для государственных испытаний, которые машина выдержала успешно. Серийное производство вертолета для вооруженных сил России началось в 2011 году, после его официального принятия на вооружение.

С 2015 года Ка-52 участвуют в военных операциях России в Сирии. Они оказывают огневую поддержку войскам, привлекаются к охране базы ВВС в Латакии и сопровождают поисково-спасательные вертолеты.

Имеются планы использовать Ка-52 на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в качестве палубных вертолетов.


Особенности конструкции

В отличие от своего предшественника «Черной акулы», Ка-52 - двухместная машина. Один член экипажа выполняет функции пилота, второй оператора, но предусмотрена также возможность совмещения управления и ведения огня любым из пилотов. Такое дублирование, а также взаимное расположение пилотских кресел (рядом друг с другом) делает Ка-52 очень удобной тренировочной машиной.

Носовая часть Ка-52 более сглаженная и обтекаемая, за счет чего достигнуто повышение аэродинамики вертолета и снижение его заметности для радаров обнаружения. В остальном фюзеляж и винты практически не отличаются от Ка-50.

Авионика вертолета была усовершенствована, а радиолокационная система Ка-52 оснащена двумя антеннами – для воздушных и наземных целей.

Экипаж защищен бронированной кабиной и, в случае необходимости, может катапультироваться с любой высоты до 4000 м.


Вооружение

Для выбора цели используется система «Самшит», оснащенная тепловизором и лазерным целеуказанием. Общая боевая нагрузка достигает 2000 кг на первых моделях (4 точки подвески)и 2,8 т. на машинах, произведенных после 2012 года (6 точек подвески).

Ка-52 может быть вооружен 12-ю управляемыми ракетами. Для уничтожения бронетехники Ка-52 использует ПТУР «Вихрь», для борьбы с воздушными целями применяются управляемые ракеты Р-73. Есть также возможность использования высокоточных ракет Х-25.

Неуправляемые ракеты на вооружении: 80 ракет С-8 (по 20 в 4-хблоках) или же 20 ракет С-13 (по 5 в 4-х блоках). Они предназначены для ударов по наземным целям, включая цели, находящиеся в укрытиях.

Автоматическая 30-мм пушка имеет боекомплект 460 снарядов.


Модификация Ка-52К

Разработка версии вертолета для базирования на корабельной палубе велась для предполагавшейся покупки Россией вертолетоносцев «Мистраль». Этот вариант назвали Ка-52К («Катран»). Он получил складывающиеся винты, а также значительно усиленную РЛС, позволяющую засекать цели на расстоянии 300 км. Кроме того, эта модификация должна оснащаться ракетным комплексом «Гермес», способным уничтожать бронетехнику на расстоянии до 100 км.

После отказа Франции продать «Мистрали» России, выпуск палубного варианта Ка-52 не был осуществлен в полной мере. Тем не менее, предполагается, что российский ВМФ должен получить около 40 таких вертолетов. Заинтересованность в приобретении этих машин проявил также Египет.


К которой предъявляются более жесткие требования. Машины эксплуатируются в условиях повышенной влажности, ветров, перепадов температур, которые негативно влияют на ходовые узлы, двигатель и электрическое оборудование. О рассматриваемом вертолете известно не так много, но он считается достойным последователем аналогичной марки под названием Ка-52 «Аллигатор», обладает современным вооружением и считается одним из лучших в своем классе.

С чего все начиналось?

Осенью 2009 года военные провели испытательные полеты предшественника Ка-52К, с целью посадки его на корабль французского производства «Мистраль». С учетом всех нюансов было принято решение оборонным комплексом России о создании вертолета, специально предназначенного для посадки на палубу кораблей и взлета с нее. В июле 2011 года началась разработка такой машины.

Уже через несколько месяцев прошли первые испытания обновленного «Аллигатора», которые состоялись в Баренцевом море с участием боевого корабля «Адмирал Кулаков». В целом тестирование завершилось успешно, вследствие чего было объявлено о возможности эксплуатации и принятии на вооружение вертолета Ка-52К «Катран».

Производство первых моделей

Первую партию по заказу министерства обороны РФ начали проектировать в апреле 2014 года. Это был контракт на тридцать два летательных аппарата, которые начали строить в Приморье, на Арсеньевском авиационном комбинате. Согласно договору, первая партия из четырех вертолетов должна была выйти на испытания осенью две тысячи четырнадцатого года. Данная партия модификаций Ка-52К обошлась почти в три с половиной миллиона рублей. Еще дюжина машин планировалась к выходу в полет в начале 2015 г.

Основное предназначение вертолетов - комплектование авиагрупп десантно-вертолетных кораблей типа «Владивосток», а также использование их на будущих проектах авианосцев. Предполагают, что первый подобный полк базироваться будет в районе Камчатки.

Конструкционные особенности

Вертолет Ка-52К имеет соосную конструкционную схему, которая обеспечивает высокую маневренность и возможность перемещения при сильном боковом ветре около ста километров в час. Смена движения «вперед/назад» происходит буквально за считанные секунды. Такая особенность позволяет летательному аппарату выполнять совершенно непредсказуемые маневры, вопреки ожиданиям противника.

Двухместный аппарат причислен к многоцелевому всепогодному классу вертолетов. Машина предназначена для проведения любых задач не только днем, но и в ночное время. Во втором случае координировать действия и полет помогает второй член экипажа. Пилотироваться летательный аппарат может любым из пилотов, создан он, как и его собрат «Аллигатор», на базе Ка-50, но с определенными модификациями, которые составили около двадцати процентов различных доработок.

Параметры тактико-технического плана

Палубный вертолет Ка-52К обладает следующими ТТХ:

  • общая длина составляет шестнадцать метров;
  • аналогичный показатель фюзеляжа - 12,2 м;
  • размах крыла - 7 300 миллиметров;
  • вместимость внутренних топливных резервуаров - 1732 кг;
  • силовой агрегат - парный турбированный мотор ВК-2500;
  • общая мощность моторов (взлет/чрезвычайный режим/крейсерский полет) - 4800/540/3500 лошадиных сил;
  • показатель скорости по максимуму - триста пятьдесят километров в час;
  • дальность полета практическая - 460 км;
  • степень максимальной перегрузки при эксплуатации - 3,5.

Вертолет Ка-52К отличается от базовой модели наличием уникального устройства для складывания лопастей, а также консолей каждого крыла. Кроме того, он имеет усиленное шасси и добавочную обработку контактирующих с атмосферой частей антикоррозийными компонентами. Возможна установка на борт локационной станции с двумя диапазонами марки «Фазотрон-НИИ».

Боекомплект

Летательный боевой аппарат Ка-52К, вооружение которого весьма разнообразно, оснащен радиолокационной системой "Арбалет", оборонным комплексом Л-370В52. Кроме того, имеется стрелковая пушка на 460 зарядов, ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» с лазерным наведением, а также неуправляемые ракеты калибром 80 и 130 миллиметров.

Вертолет оборудован бронированной кабиной. Члены экипажа при необходимости могут катапультироваться с высоты от одной до четырех тысяч метров. Для этого предусмотрены специальные кресла К-37-800М. Вести огонь и управлять аппаратом может первый летчик или его помощник-оператор. В дальнейшем планируется оснащение вертолета еще более эффективным вооружением. Кроме того, КА-52К может служить в качестве тренировочной машины. Этому способствует дублирующая система управления и наведения.

Номенклатура вооружения

В перспективе, да и в принципе, боевые вертолеты Ка-52К «Катран» могут оснащаться следующими боекомплектами:

  • подвижной тридцатимиллиметровой пушечной установкой;
  • противотанковым комплексом «Вихрь» с лазерным наведением;
  • авиабомбами разного калибра;
  • системами ближнего боя «Игла», "Атака" (с управляемыми ракетами), «КБМ» с лазерно-лучевым управлением;
  • другим оружием, рассчитанным на такой класс летательных аппаратов.

В зависимости от типа применяемого оружия, высота поражения целей составляет от десяти метров до трех с половиной километров. При использовании ПТУР «Вихрь» дистанция поражения цели составляет порядка восьми километров. При этом толщина пробиваемой брони - девяносто сантиметров.

Модернизация

Корабельный вертолет Ка-52К своими превосходными характеристиками обязан не только конструкторскому бюро «Камов», но и специалистам концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ). Они разработали уникальную авионику для машины. Это означает, что бортовая радиолокационная станция может функционировать в сантиметровых частотах. В результате дальность ее действия возрастает до двухсот километров, что в два раза выше обычных стандартов.

Вертолет способен осуществлять боевые операции практически при нулевой видимости, независимо от погодных условий. Наведение на цель ракет и координаты мишени указывает специальная система «Охотник», работающая по лазерно-лучевому принципу. Эффективно борется с радиопомехами конструкция «Арбалет». Примечательно, что сто процентов оборудования произведено в России и оно не имеет мировых аналогов. Сотрудники «КРЭТ» и в дальнейшем планируют разрабатывать уникальные системы для оснащения вертолета КА-52К «Катран».

Особенности винта

По причине ограниченного пространства для посадки летательных агрегатов на палубу авианосцев, большую роль играет конструкция несущего винта. Чем меньше он, тем проще спрятать технику в ангар и разместить на палубе большее количество боевых единиц. Также важны особенности крыла, которое играет основную роль в аэродинамике современных вертолетов.

«Катран» оснащен компактно складывающими лопастями. Эта идея использовалась и ранее, но на рассматриваемой модификации процесс занимает всего несколько секунд. Вкупе с возможностью уменьшать габариты при помощи перемещения консолей крыльев в плоскости, агрегат вполне пригоден для эффективного использования на кораблях типа «Мистраль».

Сравнения с конкурентами

В восьмидесятых годах состоялся конкурс между КБ Миля и Камова. Соревновался модифицированный вертолет Ми-24 и Ка-50, известный впоследствии, как «Черная акула». Конструкторы из бюро Миля усовершенствовали нос аппарата, убрали грузовой отсек, установили новые системы управления и ведения боя, а также добавили больше электронной начинки.

Камовцы выбрали другой путь. Они представили чертежи, основанные на совершенно новой конструкции. Предполагалось, что вертолет будет управляться одним пилотом, при этом на нем существенно усилена броня. В качестве вооружения выступают, кроме стандартных пушек и пулеметов - управляемые ракеты. В итоге революционная идея была реализована. Через несколько лет на базе «Черной акулы» появились еще более современные машины с улучшенными параметрами Ка-52 и Ка-52К, кабина которых рассчитана на двух пилотов.

Происшествия

Вертолет КА-52К, характеристики которого мы рассмотрели, все-таки попал в аварию. Случилось это в 2013 году в районе Жулебино. Пилотировали машину опытнейшие летчики-испытатели. После очередного удачного маневра они решили зависнуть над посадочной площадкой (ориентировочная высота - шестьдесят метров).

Однако вертолет по непонятной причине начал раскручиваться. В результате летчики направили машину камнем вниз, чтобы избежать случайных жертв. Испытатели чудом выжили, хоть и получили множественные переломы. Комиссия по расследованию инцидента приняла решение, что причиной аварии стало разрушение тяги направляющей штанги верхнего винта из-за производственного дефекта детали.

Итог

Российский боевой ударный вертолет палубного базирования Ка-52К является одним из лучших в своем роде по многим параметрам. Некоторое оснащение не имеет аналогов в мире. Стоит отметить, что буква «К» в названии обозначает «корабельный». Машина специально разработана для взлета и посадки практически с любых кораблей, предназначенных для этих целей.

«Аллигатор» − это второе имя ударного вертолета Ка-52, который разработан и изготовляется на территории России. Основной задачей вертолета данного типа является уничтожение вражеской бронированной техники и живой силы. Кроме того, машина может вести эффективный воздушный бой. Вертолет Ка-52 является более глубокой и совершенной модификацией вертолета Ка-50. Основным отличием данных аппаратов является то, что Ка-52 имеет не одного пилота, а двух. Также нужно отметить, что компоновка бортового оборудования в данной машине значительно лучше и совершеннее.

История создания боевого вертолета Ка-52

Поскольку вертолет Ка-52 является модификацией машины типа Ка-50, то первый прототип поднялся в воздух только летом 1997 года. После испытаний и доработок вертолет поступил в серийное производство, первая серийная машина оторвалась от взлетной площадки летом 2008 года на Арсеньевском аэродроме. Изготовлением вертолета занимался авиазавод «Прогресс» с осени 2008 года. Промышленная мощность данного предприятия позволяет изготовлять по два Ка-52 каждый месяц. Все государственные испытания вертолета были закончены в начале 2011 года. Первая машина поступила на вооружение весной 2011 года на 575 авиационную базу.

Что касается производства, то тут следует отметить следующие факты истории. Кроме созданных в 2008 г. двух опытных аппаратов, через год были изготовлены уже три предсерийные машины, которые использовались для испытаний и доработок. Только к концу 2010 года были готовы четыре полноценных вертолета модели Ка-52. Летом конструкторское бюро Камова получило заказ на изготовление «Аллигаторов», которыми можно было бы оснастить корабли типа «Мистраль», которые закупаются во Франции.

Главный конструктор ОКБ Камова сообщил, что они приступят к разработке и изготовлению партии палубных модификаций вертолета Ка-52. Начало производства корабельного вертолета началось в конце лета 2012 и получило обозначение Ка-52К. Основным отличием вертолета Ка-52К от базовой версии является то, что он имеет возможность складывать лопасти и оснащен усиленным шасси. Кроме того, корпус машины обработан антикоррозийными средствами для противостояния агрессивной среде. По неофициальным данным, модификация имеет дополнительное название «Катран».

Общее описание машины Ка-52

Аппарат Ка-52 − это вертолет, который может выполнить практически все боевые задачи на суше. Кроме того, его используют как учебную машину. Вертолет Ка-52 представляет развитие боевой машины Ка-50, но новая модель значительно доработана и улучшена. Все же 85% всех агрегатов взято от предыдущей модели.

Ка-52 оснащен бронированной кабиной для двоих пилотов, кресла летчиков оборудованы как катапульты для эвакуации. При конструировании было решено использовать двух пилотов для более эффективного ведения боя в ночное время суток. Броня кабины позволяет обеспечить безопасность пилотов даже при попадании 23-миллиметрового снаряда. В кабине пилотов расположены 3 монитора, на которые выводится вся информация о состоянии аппарата и оборудования. Каждый член экипажа имеет шлем со специальным прицелом и системой нашлемной индикации. Управление машиной полностью дублировано у обоих пилотов, за счет этого каждый член экипажа может управлять машиной или же оружием.

Для передачи информации в группе боевых вертолетов они оснащены системой закрытой связи, по которой можно передавать разведывательную информацию. Что касается вооружения, то оно такое же, как и в предыдущей версии вертолета, но в планах конструкторов существует идея по усовершенствованию системы противотанковых ракет под названием «Шквал». Она позволит производить залпы по технике противника с расстояния до 15 километров.

Для поиска цели вертолет оснащен целым комплексом оборудования, сюда входит прицел ППС, который состоит из многоканальной системы типа ГОЭС-451. Данное оборудование установлено сверху кабины пилотов. К этой же системе относится тепловизор, лазер, целеуказатель и система обнаружения и лазерного пятна.

Вертолет данной модели отличается высокой надежностью пилотирования. Даже при отказе одной из систем автоматическая система вертолета мгновенно отреагирует и сообщит об этом пилотам. А самое главное то, что она самостоятельно сделает все возможное для устранения возникших проблем. Встроенные системы контроля и диагностики позволяют снизить человеческий фактор в исправлении неполадок. Подготовка вертолета к полету занимает минимальное количество времени, и не требуется при этом использовать стремянки, как это было раньше. Все системы и их состояние можно проверить из кабины пилотов. Ударный вертолет модели Ка-52 можно использовать в боевых условиях постоянно на протяжении 12 суток, и при этом он нуждается в минимальном обслуживании.

Преимущества вертолета Ка-52

Основными преимуществами «Аллигатора» является то, что он может проводить военные операции в любое время суток и при любых метеорологических условиях. Он может распознавать вражеские объекты с очень большого расстояния и передавать эту разведывательную информацию своим войскам. Он самостоятельно может проводить эффективное уничтожение врага с очень большого расстояния за счет новейшего оборудования и большой огневой мощи.

Ка-52 имеет систему снижения заметности для вражеской техники, он оборудован радиоэлектронной защитой и системами противодействия. Данный боевой аппарат полностью соответствует всем международным стандартам качества и безопасности. Он отличается великолепными летными качествами и высокой маневренностью. В основном это было получено за счет использования соосной системы несущих винтов. Все это позволяет производить быстрые перемещения и быть малоуязвимым для огня противника.

Вертолет может производить полеты на высоте больше 5 километров над уровнем моря. Такие показатели стали возможными при использовании мощной силовой установки, которая состоит из двух газотурбинных двигателей общей мощностью в 5 тысяч лошадиных сил. Кроме этого, вертолет отличается высокой надежностью полетов как в жарких климатических условиях, так и в приполярных зонах.

Вертолет «Аллигатор» оснащен наиболее новым бортовым оборудованием, вооружение машины можно менять в зависимости от поставленных задач.

Аварии Ка-52

Первая авария с участием вертолета Ка-52 произошла в марте 2012 года во время учебного полета неподалеку от города Торжок. Обломки вертолета обнаружили только через десять часов после крушения. В этой аварии погиб штурман, а пилот скончался от множества ранений.

Вторая авария произошла осенью 2013 года на территории комплекса конструкторского бюро Камова. Данная авария произошла из-за поломки тяги несущего винта вертолета. В результате этого машина свалилась, и начался пожар, вертолет был полностью уничтожен. При этой аварии пилоты получили ожоги, но сохранили свои жизни.

Ка-52 характеристики:

    Модификация Ка-52

    Диаметр главного винта, м 14.50

    Длина,м 13.50

    Высота,м 4.90

    Масса, кг пустого 7800

    Масса, кг нормальная взлетная 9800

    Масса, кг максимальная взлетная 10400

    Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА

    Мощность, кВт 2 х 1638

    Максимальная скорость, км/ч 300

    Крейсерская скорость, км/ч 270

    Практическая дальность, км 1160

    Дальность действия, км 520

    Скороподъемность, м/мин 600

    Практический потолок, м 5500

    Статический потолок, м 3600

    Экипаж, чел 1

    Вооружение: одна 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами

    4х3 ПТУР Вихрь или 4 УР Игла-В воздух-воздух или

    80 80-мм НУР или 10 122-мм НУР

    или контейнеры с пушками или пулеметами

27.06.2008 – в Арсеньеве (Приморский край) был совершен первый взлет Ка-52.

Серийно производить ударный вертолет начали с конца октября 2008 г. на заводе «Прогресс» им. Сазыкина. Это предприятие способно выпускать до двух экземпляров «Аллигаторов» в месяц.

В декабре 2008 г. завершился первый этап летных испытаний Ка-52, после которого было дано добро на производство опытной партии для завершения ГЛИ.

С 2008 по 2010 г. были выпущены 9 вертолетов.

Летные испытания вертолета полностью завершились в 2011 году.

Начиная с мая 2011 г., Ка-52 эксплуатируется ВВС России.

20.06.2011 глава Рособоронэкспорта г-н Исайкин во время брифинга на авиасалоне в Ле-Бурже рассказал о планах размещать боевые вертолеты Ка-52 на кораблях французского производства «Мистраль».

Общая стоимость производенных самолетов Ка-52 «Аллигатор» в 2011 г. достигла 9,5 млрд. рублей. На четырех экземплярах установили современную бортовую радиолокационную систему «Арбалет».

В течение 2012 г. производство «Аллигаторов» возросло в 2,2 раза сравнительно с 2011 годом.

7.08.2012 представитель предприятия «Вертолеты России» Кирилов Роман заявил о начале изготовления первых опытных экземпляров Ка-52 для вертолетоносцев «Мистраль».

23.10.2012 были завершены испытания навигационно-локационной системы ударного вертолета Ка-52.

Особенности Ка-52 «Аллигатора»

Ка-52 укомплектован устройствами, снижающими его заметность, средствами активного противодействия и радиоэлектронной защиты. Его конструкция в полной мере соответствует требованиям отечественных и международных стандартов к технической эксплуатации ударных вертолетов.

Кабина у «Аллигатора» двухместная. Управлять вертолетом может любой из пилотов. Благодаря соосной системе расположения винтов Ка-52 получил небывалую маневренность, которую можно использовать в бою для занятия более выгодной позиции.

Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями ВК-2500. Их эксплуатация возможна на высотах свыше 5000 м. Для Ка-52 статическая граница высоты – 4000 м, поэтому его можно эксплуатировать в горной местности. Особенности состава «Аллигатора» позволяют его применение в любых метеоусловиях, даже в условиях холодного климата и обледенения.

На боевом вертолете Ка-52 установлена современная авионика и мощное наступательное вооружение, которое можно задействовать при выполнении различных боевых задач.

Кабина вертолета очень эргономична, в ней находится много автоматизированных систем управления, которые позволяют пилотам комфортно вести воздушное судно.

Заказы

31.08.2011 между Оборонпромом и компанией «Вертолеты России» был подписан контракт о производстве и поставке 140 единиц вертолетов Ка-52, общей стоимостью 120 млрд руб. до 2020 года. В контракте не указано, какие именно модификации вертолетов будут выпущены для Минобороны России.

8.04.2014 Министерством обороны РФ был подписан контракт на покупку 32 палубных вертолетов Ка-52. Их планировалось установить на двух кораблях-вертолетоносцах «Мистраль», которые по предварительному заказу производились во Франции для России. В связи с событиями последнего года обострение отношений между РФ и Францией может помешать выполнению договоренностей.

Исходя из слов заместителя министра обороны России Юрия Борисова, до 2020 года имеется заказ на поставку 146 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», 32 из которых – палубной версии.

Вооружение Ка-52

Ка-52 можно укомплектовать следующими видами вооружения:

Пушка 2А42 30 мм калибра с боекомплектом 460 зарядов;

Блоки НАР 80 мм калибра;

ПТУР «Вихрь» (лазерный луч управления);

Управляемые ракеты ПТУР «Атака» с лазерной системой наведения;

Авиабомбы, другое оружие общим весом до 2 т;

Неуправляемые и управляемые ракеты по типу «воздух – воздух»;

Неуправляемые ракеты по типу «воздух – земля».

Ведется разработка системы, которая позволила б использовать в арсенале вооружения Ка-52 управляемые ракеты «воздух − земля».

Стартовая масса ПТУР «Вихрь» составляет 42 кг, ее использование позволяет поражать бронированную технику противника на расстоянии до 8 км. Пробивает бронь до 90 см толщиной.

Масса ракет типа «Игла-В» составляет 10,7 кг, кумулятивная часть – 1,27 кг. Применяются для поражения целей на высотах 10−3500 м. Обладают механизмом самонаведения. В висящем состоянии вертолета скорость ракеты «Игла-1» достигает до 1440 км/час, дальность выпуска – 800−5000 м, перезарядка − 5-6 секунд.

Важным фактором при подготовке Ка-52 к боевым вылетам и замены боекомплекта в условиях эксплуатации является использование на нем различного вида вооружений ВВС России. Оружием класса «Вихрь» оснащены ударные самолеты Су-27, а на боевых машинах десанта и пехоты БМД-2 и БМП-2 установлена пушка 2А4А.

В будущем планируют усилить оружейную оснастку «Аллигатора». Помимо военно-разведывательных функций, Ка-52 может выступать в роли учебно-тренировочного вертолета.

На ударнике Ка-52 установлена современная радиолокационная станция «Арбалет». Кабина вертолета бронирована. Катапультирование экипажа можно осуществлять на высотах от 0 до 4000 м. Прицельным огнем может руководить оператор по вооружению и командир экипажа.

Модификации Ка-52

    Ка-52 «Аллигатор» − базовая модель.

    Ка-52К – спроектированная версия вертолета, предназначена для размещения на кораблях-вертолетоносцах. От базовой модели отличается современной антикоррозийной обработкой и усиленными стойками шасси. Осенью 2001 года были проведены испытания в

Баренцевом море, в процессе которых вертолет Ка-52 сумел успешно приземлиться на палубу большого авианосца. Предположительно, именно Ка-52 станет основной ударной мощью новоприобретенных «Мистралей». Переговоры по покупке этих кораблей нынче находятся на грани срыва из-за введения экономических санкций странами Западной Европы против РФ.

8.04.2014 был заключен контракт о производстве 32 палубных версий Ка-52К. Первые из них были переданы в эксплуатацию ВВС России уже в конце 2014 г.

Аварии и катастрофы

12.03.2012. Выполняя плановый учебный полет, разбился вертолет Ка-52 (бортовой номер – 99). Место крушения – Торжокский район Тверской области. Остатки вертолета были найдены за 10 км от аэродрома, вблизи поселка Большая Киселевка. В результате падения штурман скончался на месте, пилот находился в бессознательном состоянии и получил множество травм. Спустя несколько часов после госпитализации он тоже скончался.

29.10.2013 – тестовый вертолет Ка-52 загорелся на территории комплекса, где проводились летные испытания в г. Жулебино. Вертолет сгорел полностью. Экипаж в составе двух пилотов удалось госпитализировать. На этом Ка-52 проводились тестовые плановые работы по проверке систем вертолета, разработанные ОАО «Камов». Как показало расследование, причиной аварии стала поломка тяги верхового винта.

Эксплуатанты на 2015 год.

Всего на вооружении в ВВС России насчитывается 72 экземпляра Ка-52 «Аллигатор». Среди них:

    8 шт. – г. Торжок (используются для летных испытаний и тренировок пилотов);

    20 шт. – г. Черниговка (575-я авиабаза);

    16 шт. – г. Кореновск (393-я авиабаза);

    16 шт. – г. Остров (15-я авиабаза);

    12 шт. – г. Хабаровск (573-я авиабаза).

В 80-х годах ОКБ им. Камова Н.И. выдвинуло идею создания вертолета, оснащенного новейшими радиолокационными устройствами, которые позволяли бы ему вести эффективную разведку и управлять действиями вертолетных групп на поле боя. Такую машину планировали создать на базе вертолета В-60 (впоследствии Ка-60). После развала СССР работа над проектом была приостановлена. В середине 90-х было принято решение возобновить разработку данного комплекса на базе Ка-50. Новый вертолет получил обозначение Ка-52.


В 1996 г. появился первый опытный образец Ка-52 «Аллигатор». В июне 1997 г. начались летные испытания. От Ка-50 он отличался строением передней части фюзеляжа (фонарь новой двухместной кабины получил более обтекаемые очертания). В качестве обзорно-прицельных систем были использованы сразу несколько комплексов. В верхней части фюзеляжа разместили ГОЭС "Самшит-Э" в сферическом корпусе. Этот комплекс состоит из тепловизора, дневной телевизионной системы, лазерного дальномера-целеуказателя и пеленгатора лазерного пятна. В носовой обтекатель первоначально была вмонтирована ОПС «Ротор». Впоследствии ее решили заменить радиолокационным комплексом «Арбалет», который включает системы обнаружения наземных и воздушных целей. Вооружение вертолета аналогично Ка-50.

Новое оборудование и двухместная кабина привели к увеличению массы машины, что негативно сказалось на летных характеристиках. Решить эту проблему разработчики планируют за счет установки нового двигателя ВК-2500 (2500 л.с.).


В современных вооруженных конфликтах требуется вертолет, который мог бы быстро обнаружить и атаковать цель не рискуя попасть в зону действия вражеских средств ПВО. В наши дни военное дело неразрывно связано с разработкой и внедрением высоких технологий. Проект Ка-52 является попыткой по созданию современного вооружения, которое могло бы составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам.

В 2011 г. Министерство обороны России подписало долгосрочный контракт по поставке 140 вертолетов. Также планируется разместить их на вертолетоносцах типа «Мистраль». В связи с этим в августе 2012 г. началась разработка морской модификации Ка-52К.


Вертолетоносец типа «Мистраль»

Вертолет Ка-52. Галерея.

Ударные вертолеты в современных армиях - машина незаменимая и по-настоящему универсальная. Необходимо разведать скопление сил врага - пожалуйста! Скоординировать боевые части с воздуха - нет проблем. А уж подбить пару-тройку танков и БТР - легче легкого. Как всегда, когда речь заходит о заочном соперничестве в вооружении, представляются ведущие армии - России и США. Поэтому в этом материале мы рассмотрим все плюсы и минусы российского Ка-52 "Аллигатор" и его заокеанского коллеги - AH-64 "Апач".

Российский многоцелевой всепогодный двухместный боевой вертолёт Ка-52 предназначен для решения широкого круга боевых задач днём и ночью в любое время года с применением всех средств поражения.
. Ка-52 («Hokum B» по классификации НАТО, также известен как «Аллигатор») —командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя.

Ка-52 «Аллигатор» представляет собой дальнейшее развитие модели вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». При создании вертолёта было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что не только упрощает организацию его серийного производства, но и облегчает его освоение лётными частями. Первый испытательный полёт опытного образца Ка-52 состоялся 25 июня 1997 года.

С октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось мелкосерийное производство «Аллигаторов». В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В настоящее время на вооружении ВВС России находится 10 вертолётов КА-52 «Аллигатор».

Вертолёт Ка-52 выполнен по соосной схеме, от своего предшественника Ка-50 отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок». Пилотирование вертолёта могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована, обеспечивает членам экипажа защиту от огня автоматического оружия калибром до 23 мм, как и на Ка-50.

Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг. Стоимость вертолёта 16,1 млн. долларов США или 484 млн. рублей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :

Максимальная взлётная — 11300 кг
Масса боевой нагрузки — 2800 кг
Экипаж — 2 человека
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Максимальная скорость — 350 км/ч
Дальность полёта — 520 км
Статический потолок — 3600 м
Динамический потолок — 5500 м
Максимальная скороподъёмность — 10 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5g
Допустимый угол крена — ±70 град.
Допустимый угол тангажа — ±60 град.

Специальное оборудование (вооружение)
Противотанковое вооружение: ПТУР «Вихрь»

— количество — 12 шт.
— скорость полёта ПТУР — 400 м/с
— дальность пуска — 8000 м
— бронепробиваемость — до 950 мм

Стрелково-пушечное вооружение: подвижная пушка 2А42

— калибр — 30 мм
— боекомплект — 460 снарядов
— масса снаряда — 0,39 кг
начальная скорость снаряда — 980 м/с
— прицельная дальность стрельбы — 4000 м

Неуправляемое ракетное вооружение, количество:

— калибра 80 мм — 80 шт.
— калибра 122 мм — 10 шт.

Управляемые ракеты «воздух-воздух»:

— тип ракет — Р-73 или «Игла-В»
— количество 4 шт.

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 патронов, ПТУР «Вихрь» с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг), вертолёт Ка-52 «Аллигатор» может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 950 мм.

Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в МКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км.

Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения. Масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от 0 (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолетов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» вооружён штурмовик Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, вертолёту Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

КА-52 оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолетом (в том числе одновременное) может осуществлять любой из пилотов.

Так как лопасти машины вращаются в разные стороны, этот вертолёт, как и предшественник КА-50, способен совершать уникальный маневр, так называемую «воронку» — сдвигаться в боковом полёте по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на неё, в основном, для активного уклонения от наводимой ПВО.

«Апач»

Вертолет АН-64 (Модель 77) проектировался компанией «Хьюз Геликоптерс» для уничтожения бронированных средств противника в любое время суток и в самых неблагоприятных условиях. Опытный образец YAH-64 поднялся в воздух 30 сентября 1975 г., а с 1981 г. он стал известен под названием «Апач». Первый серийный вертолет «Апач» поднялся в воздух в январе 1984 г. Первые поставки были сделаны в январе 1985 г., а в декабре 1994 г. в ВС США поставлен последний 811 -й вертолет.

Вертолет АН-64А «Апач» выполнен по одновинтовой схеме, с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, крылом малого удлинения и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Крыло выполнено съемным. Фюзеляж обычной конструкции, типа полумонокок, сделан из алюминиевых сплавов с использованием материалов повышенной прочности и вязкости.
Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением сидений. На переднем размещается второй летчик-стрелок, а на заднем, приподнятом на 0.483 м для улучшения обзора, — летчик. Броня, защищающая кабину экипажа снизу и с боков, и броневая прозрачная перегородка между сиденьями изготовлены из кевлара и полиакрилата и защищает от пуль и снарядов калибра 12,7 и 23 мм соответственно. Конструкция вертолета обеспечивает максимальную защиту и позволяет выполнять задание после серьезного повреждения в боевых условиях. Высокий уровень боевой живучести достигается бронированием кабины, использованием двух независимых гидросистем, про-тектированием топливных баков, а также бронированием основных наиболее важных систем и участков планера.

Силовая установка вертолета АН-64А «Апач» состоит из двух ТВД взлетной мощностью по 1695 л.с., размещенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 1157 л. Один из них расположен за сиденьем летника, другой — за главным редуктором. Максимальная продолжительность полета составляет 3 часа 9 минут. Кроме того, на крыльевых узлах подвески вооружения вертолета могут устанавливаться 4 подвесных топливных бака емкостью по 870 л. Вертолет оснащен трехстоечным неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Шасси рассчитано на нормальные посадочные скорости до 3,05 м/с и аварийную посадку со скоростью до 12.8 м/с. Взлет и посадка могут производиться с площадок, имеющих угол наклона до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном.
Вертолет АН-64А оснащен различными видами радиоэлектронного оборудования. насчитывающего в общей сложности около 12 единиц. Основой боевой мощи вертолета «Апач» является система обнаружения и целеуказания TADS, система ночного видения летчика — PNVS и комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы. Составляющие TADS: лазерный указатель-дальномер со следящей системой. ИК-система обзора передней полусферы и телевизионная система. PNVS — это усовершенствованная система FLIR (бортовая ИК-система обзора передней полусферы), которая снабжает пилота информацией, необходимой для полета в боевой зоне с отслеживанием рельефа местности на высоте, которая препятствует или снижает вероятность обнаружения вертолета противником.

Основным вооружением вертолета «Апач» являются 4 подвески под короткими крыльями, вмещающие до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр». которые обеспечивают стрельбу по точечным целям и имеют автономную систему наведения, или 76 70-мм ракет со складывающимся оперением, или их комбинация. Кроме того, установлена одноствольная автоматическая пушка М230Е1 «Чейн Ган», размещенная в подфюзеляжной турели (калибр 30 мм, боезапас 1200 снарядов). На концах крыла могут быть установлены УР «Стингер». Максимальная масса вооружения на один узел подвески составляет 700 кг.
АН-64А «Си Апач» — вариант для противолодочной обороны сил флота и корпуса морской пехоты, разведки загоризонтных целей. Вертолет «Си Апач» может удаляться на расстояние до 240 км от соединения ВМС для поиска и уничтожения кораблей противника ПКР или НУР. Кроме того, вертолет может обеспечивать прикрытие высадки десанта.
Экспортный вариант АН-64А «Интернэшнл Апач» закупили Израиль (18 машин), Саудовская Аравия (12), Египет (24), Греция (12). ОАЭ (20), Бахрейн (8), Южная Корея и Кувейт.
АН-64В «Апач Браво» — 254 машины АН-64А, минимально усовершенствованные с учетом опыта военных действий в Персидском заливе: увеличен размах крыла, изменена компоновка кабины, увеличена мощность двигателей, подвесные баки увеличивают дальность полета на 200 км.

АН-64С — промежуточный вариант вертолета АН-64А без РЛС Лонгбоу и двигателя Дэш 701 С. Первый из четырех опытных вариантов, прошедших 2000-часовую программу испытаний. Поднялся в воздух 15 апреля 1992 г. Предполагалось модернизировать 308 вертолетов, но в 1993 г. программа была закрыта.
AH-64D «Лонгбоу Апач» — усовершенствованный АН-64А с установленной выше плоскости винта радарной системой миллиметрового диапазона управления огнем компании «Мартин/Вестингауз Лонгбоу» в комбинации с противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» типа «выстрелил-забыл». Поднялся в воздух 11 марта 1991 г. Серийные варианты оснащены более мощным двигателем Дэш 701С и двигателями T700-GE-701 С; в этот стандарт переделаны 227 вертолетов. Первый из 535 усовершенствованных вертолетов AH-64C/D поступил в эксплуатацию в 1996 г.
Вертолеты «Апач» применялись во время боевых действий в Панаме в 1989 г. и в ходе операции «Буря в пустыне- в 1991 г., когда было задействовано 228 вертолетов АН-64.

Экипаж, чел.

Скорость, км/ч

максимальная - 309
крейсерская - 293

Потолок, м

статический - 4570
динамический - 6250

Дальность, км

перегоночная - 1700
действия - 480

Масса, кг

максимальная взлетная - 8006
нормальная взлетная - 6670
пустого вертолета - 4657

Габариты вертолета, м

диаметр несущего винта - 12,63
длина фюзеляжа - 14,68
длина с вращающимися лопастями - 17,76
высота - 4,22

Двигатель

ТВД General Electric T700-GE-701,
2 по 1522 л.с.

Вооружение

30 мм пушка M230 Chain Gun
Ракеты «воздух-поверхность» 4 × 4 × AGM-114.
НАР 4 × 19 × 70 мм Hydra

Экспертное заключение

Так какой же из этих двух летающих танков превосходит своего оппонента ?

  1. Двигатель . Установка «американца» слабее (2*2700 лошадиных сил «Аллигатора» против 2*1890 «Апача). Однако по дальности полёта и скорости КА-52А немного уступает своему аналагу.
  2. Вооружение . В этом сегменте «Аллигатор» наголову превосходит оппонента. «Апач» обладает 30-миллиметровой пушкой и ракетным вооружением из 16 снарядов типа «воздух-земля», 16 ракетами класса «НУР» (крылатые противокорабельные ракеты) или неуправляемых авиационных ракет, а также иногда 4 ракетами класса «воздух-воздух). Начинка оружия «Аллигатора» намного опаснее. "Аллигатор" также имеет 30-миллиметровую пушку, а вот набор ракет другой: 24 противотанковые 9К121 "Вихрь" с лазерной системой наведения и системой захвата нескольких целей. Точно такие же ракетные системы стоят на самолетах-штурмовиках Су-39 и Су-25М. "Вихрь" настоящая беда для танкистов, ведь его снаряд пробивает броню в 900 миллиметров с дальности в 9 километров. Для защиты от возможной воздушной атаки есть 4 ракеты "Игла-В", которые практически идентичны своим наземным переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК) и позволяет поражать цели на расстоянии до 7 километров. Кроме того на Ка-52 установлены настоящие гиганты - 122-миллиметровые неуправляемые авиационные ракеты С-13. Такие снаряды предназначены для "крепких орешков" - бетонных огневых точек, техники и кораблей.
  3. Броня . Бронирование геликоптеров различается. У АН-64 кабина окружена полиакриловыми и кевларовыми бронеплитами, которые теоретически способны выдержать попадания крупнокалиберных пулеметов с небольшого расстояния. На практике все куда трагичнее. Широко известна история, когда в 2003 году, во время вторжения армии США в Ирак, обычный крестьянин сбил "Апач" из простой охотничьей винтовки. Позднее американские военные и журналисты настойчиво твердили о том, что все это было пропагандистским ходом иракской армии. Тайна остается тайной, но АН-64, в отличие от Ка-52, и вправду менее живуч даже под огнем автоматического оружия. Например, в Ираке и в Афганистане случаи поражения вертолета из автоматов Калашникова были задокументированы и под сомнение не ставятся. Слабая защищенность экипажа обусловлена малой заметностью вертолета и его повышенной маневренностью, но военные эксперты разных стран сходятся во мнении, что в последнее десятилетие сильные бронированные вертолеты показывают себя в столкновениях с лучшей стороны, чем их легкие "собратья".

Ка-52 также защищен от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных пушек. Если еще говорить про уникальные элементы "Аллигатора", то обойти стороной катапультируемые кресла точно нельзя. Устройства К-37-800М были разработаны специально для данного вертолета, а механика их срабатывания очень проста. В случае необходимости экипаж нажимает на кнопку катапультирования и кресла буквально выстреливают через остекленную кабину, одновременно с этим лопасти "вертушки" складываются и отбрасываются в сторону, чтобы не ранить пилотов. Вообще "Аллигатор" обладает повышенной живучестью: выход одного из двух двигателей - не причина для паники, машина останется управляемой и спокойно сможет выйти из боя. Если же потеряны обе силовых установки, то на помощь придет авторотация - вертолет будет способен планировать и экипаж не пострадает при посадке.

Долгожданное принятие на вооружение Ка-52 значительно повышает потенциал российской армии. Бесшумная и незаметная машина, способная с расстояния в несколько километров обнаружить и уничтожить танк или огневую точку и невредимой вернуться домой - чем не идеальное оружие? Если 15 лет назад у АН-64 не было достойного конкурента, то теперь "Аллигатор" вместе с великолепным Ми-28 должны потеснить устаревшего "американца".


Traveler >> Одна из главных особенностей морского варианта вертолета - возможность применения противокорабельных крылатых ракет, например, новой авиационной высокоскоростной тактической ракеты Х-31АД.
rubidiy > Кто-нибудь, разъясните пожалуйста этот абзац...
rubidiy > Зачем палубному ударному вертолету с радиусом действия в 200км противокорабельные ракеты дальностью 120км? Против кого применять?

Британские вертолеты в Фолклендской войне / Авиация и время 1999 04

Британские вертолеты в Фолклендской войне Алексей А. Заболотный/ Киев Фото из архива автора Вооруженный конфликт в Южной Атлантике, разразившийся в первой половине 1982 г. между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов и острова Южная Георгия, стал уже достоянием истории. Это была небольшая по масштабам, но яростная война, которую некоторые западные аналитики относят к конфликтам «средней интенсивности» лишь потому, что применение ядерного оружия в ней даже не планировалось. Тем не менее, влияние, которое она оказала на развитие современного военного искусства, трудно переоценить. // Дальше - www.nnre.ru

На рассвете его вертолет «Линкс», пилотируемый капитан-лейтенантом Тимоти Макмэхоном (Lt. Timothy McMahon) с наблюдателем капитан-лейтенантом Гари Хантом (Lt. Gary Hunt), атаковал двумя ПКР «Си Скьюа» аргентинское транспортное судно водоизмещением порядка 6000 т и серьезно повредил его.


Надо сказать, что ракеты «Си Скьюа» на момент начала боевых действий не были официально приняты на вооружение, однако применялись успешно и показали себя высокоэффективным средством борьбы на море. В предыдущем случае 6000-тонное судно оказалось великовато для этой ПКР, поскольку предназначалась она в первую очередь для поражения малоразмерных маневренных целей типа боевых катеров. В случае же применения ее точно по назначению результаты были гораздо более впечатляющими. Однажды вертолет «Си Кинг» был обстрелян из 40-мм зенитного автомата с борта аргентинского патрульного корабля «Альварес Собрал» (Alferez Sobral). Английский экипаж, маневрируя, вышел из-под огня и доложил о местонахождении противника. Вскоре два «Линкса» атаковали его двумя ПКР «Си Скьюа», причем обе попали в цель, и потопили. Развернувшись, вертолеты атаковали второй такой же корабль, который, получив повреждения, все же сумел уйти. Державшийся до этого момента на безопасном расстоянии «Си Кинг» вернулся и сбросил оказавшимся в воде членам команды «Альвареса Собрала» спасательные плотики.