• Презентация - Контроль после выпуска товаров как инструмент обеспечения соблюдения законодательства Таможенного союза (Реферат)
  • Таможенный кодекс таможенного союза (Документ)
  • Гейхман В.Л., Сидоренко Е.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (Документ)
  • Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) (Документ)
  • Наумов А.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (Постатейный) (Документ)
  • Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к гражданскому процессуальному кодексу (Документ)
  • Дурново Д.В. Автомобильные перевозки внутри таможенного союза (Документ)
  • Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой, второй (постатейный) (Документ)
  • Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (Документ)
  • n1.doc

    Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза
    Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза - "Проспект", 2011 г. – 134 с.

    В издании дан комментарий к тексту Таможенного кодекса Таможенного союза. Он вступил в силу с 6 июля 2010 г. Однако на территории Казахстана и России его положения применяются с 1 июля 2010 г.

    В комментарии подробно рассмотрен пакет международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, разработанных в развитие положений этого кодекса (нормативно-правовые документы анализируются в действующей редакции). Также проведен сравнительный анализ таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации.

    Для должностных лиц таможенных органов и других федеральных органов исполнительной власти, практикующих юристов, преподавателей, аспирантов, студентов, а также всех, кто интересуется вопросами таможенного законодательства, действующего на таможенной территории Таможенного союза.

    Настоящий комментарий также предназначен для использования при подготовке к сдаче аттестаций по правовым аспектам таможенного регулирования и таможенного дела на территории Таможенного союза, в том числе в Российской Федерации.
    Содержание

    Предисловие 4

    Раздел 1. Основные положения 9

    Глава 1. Общие положения 9

    Глава 2. Информирование и консультирование 14

    Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела 14

    Глава 4. Информационные системы и информационные технологии 17

    Глава 5. Таможенная статистика 19

    Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС. Классификация товаров 21

    Глава 7. Страна происхождения товаров 24

    Глава 8. Таможенная стоимость товаров 29

    Таблица соответствия названий методов таможенной оценки, предусмотренных Законом РФ "О таможенном тарифе", статьям Соглашения 30

    Раздел 2. Таможенные платежи 33

    Глава 9. Общие положения о таможенных платежах 33

    Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов 36

    Глава 11. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов 38

    Глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов 40

    Глава 13. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег) 42

    Глава 14. Взыскание таможенных пошлин, налогов 44

    Раздел 3. Таможенный контроль 45

    Глава 15. Общие положения о таможенном контроле 45

    Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля 51

    Глава 17. Взаимная административная помощь таможенных органов 56

    Глава 18. Система управления рисками 57

    Глава 19. Порядок проведения таможенных проверок 58

    Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля 60

    Глава 21. задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля 61

    Раздел 4. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации 62

    Глава 22. Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу 62

    Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию ТС 65

    Глава 24. Убытие товаров с таможенной территории ТС 67

    Глава 25. Временное хранение товаров 68

    Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру 71

    Глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру 71

    Глава 27. Таможенное декларирование товаров 73

    Глава 28. Выпуск товаров 82

    Раздел 6. Таможенные процедуры 84

    Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах 84

    Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления 86

    Глава 31. Таможенная процедура экспорта 87

    Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита 88

    Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада 91

    Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории 92

    Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории 93

    Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления 95

    Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска) 96

    Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза 99

    Глава 39. Таможенная процедура реимпорта 100

    Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта 100

    Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли 101

    Глава 42. Таможенная процедура уничтожения 102

    Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства 102

    Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров 103

    Глава 44. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 103

    Глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц 105

    Глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности 107

    Глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи 109

    Глава 48. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа 111

    Глава 49. Особенности перемещения товаров для личного пользования 112

    Глава 50. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов 116

    Раздел 8. Переходные положения 118

    Предисловие

    С 1 июля (6 июля) 2010 г.*(1) Таможенный союз в составе России, Казахстана и Белоруссии - это реальность, которая практически необратима. С этого времени вступили в действие положения комментируемого Кодекса - Таможенного кодекса Таможенного союза*(2) , а также Международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые на основании комментируемого Кодекса.

    Таможенному союзу в рамках СНГ предшествовал предварительный и долгий процесс объединений и согласований. Еще в январе 1995 г. президенты Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь подписали Соглашения о Таможенном союзе*(3) . А уже летом того же года были сняты таможенные посты на границе Республики Беларусь и Российской Федерации и одновременно был введен упрощенный порядок таможенного контроля на границе Российской Федерации и Республики Казахстан.

    В 1996 г. к Соглашению присоединилась Киргизская Республика, а в 1999 г. Республика Таджикистан*(4) . В указанный период из-за разногласий не удалось создать полновесный таможенный союз (кроме того, в 1998 г. Киргизская Республика самостоятельно вступила в ВТО). В рамках действия режима свободной торговли была произведена только отмена таможенных пошлин и других ограничительных мер в торговле товарами, произведенными на территории стран-участников.

    Таким образом, из-за противоположных мнений и как результат неопределенностей в рамках СНГ таможенный союз не состоялся ни юридически, ни фактически.

    В период с 2000 по 2006 г. государства - участники Таможенного союза объединились в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). ЕврАзЭС - это международная организация, в состав которой входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан (в статусе наблюдателей - Республика Армения, Республика Молдова и Украина).

    ЕврАзЭС формируется в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

    Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования Единого экономического пространства, начатого в Таможенном союзе (1995-1996 гг.), с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание Евразийского экономического сообщества (далее - Сообщество) направлено на более эффективную реализацию общих выгод и национальных интересов его членов.

    Во-первых, на формирование более емкого общего рынка за счет объединения национальных рынков.

    Во-вторых, на совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран и усиление потенциала противодействия общим экономическим угрозам, в частности связанным с обострением международной конкуренции, обусловленной развитием процессов глобализации в мировой экономике.

    В-третьих, на формирование льготных условий для движения внутри общего рынка товаров и услуг, произведенных на его территории, а также капиталов и рабочей силы.

    В-четвертых, на реализацию национальных экономических интересов государств - членов Сообщества.

    ЕврАзЭС формируется по политическим и экономическим мотивам из государств, одновременно имеющих значительную, исторически обусловленную, общность и большие, реально существующие, различия политических и социально-экономических условий.

    ЕврАзЭС создано в целях углубления интеграции и формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

    Под ЕврАзЭС непосредственно построены руководящие органы. Таким органом в первую очередь является Межгосударственный Совет (Межгоссовет). Он построен на двух уровнях - на уровне глав государств и на уровне глав правительств. Основной его задачей является принятие решений, которые носят обязательный характер на территории государств - членов ЕврАзЭС, и подписание международных договоров, а также принятие этих международных договоров.

    Помимо Межгоссовета есть рабочий орган - Интеграционный комитет*(5) , который также был сформирован в 2000 г. Интеграционный комитет состоит из членов правительства. Собирается он раз в два месяца. Это рабочий орган, который принимает документы, необходимые для исполнения решений Межгоссовета. Также он рассматривает ход выполнения решений, принятых в рамках Сообщества, обеспечивает взаимодействие органов Сообщества, готовит предложения по формированию бюджета ЕврАзЭС и осуществляет контроль его исполнения. Председатель Интеграционного комитета ЕврАзЭС назначается Межгоссоветом ЕврАзЭС.

    В соответствии с Правилами процедуры Интеграционного комитета ЕврАзЭС заседания проходят раз в квартал. В период между заседаниями Интеграционного комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия постоянных представителей при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств - членов ЕврАзЭС. Комиссия постоянных представителей начала функционировать с августа 2002 г.

    Организацию работы и информационно-техническое обеспечение Межгоссовета и Интеграционного комитета осуществляет Секретариат Интеграционного комитета, возглавляемый Генеральным секретарем. Генеральный секретарь назначается Межгоссоветом ЕврАзЭС по представлению Интеграционного комитета сроком на три года.

    Межпарламентская Ассамблея - орган парламентского сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества*(6) . Помимо разработки типовых (модельных) проектов законодательных актов, направленных на гармонизацию национального законодательства государств - членов Сообщества и приведение его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, работа Межпарламентской Ассамблеи направлена на формирование правовой базы Сообщества - Основ законодательства ЕврАзЭС.

    В ЕврАзЭС есть и судебный орган. Суд ЕврАзЭС рассматривает дела и споры экономического характера, которые возникают в рамках ЕврАзЭС. Суд ЕврАзЭС так и не был создан как самостоятельный суд. Его функции по соглашению с ЕврАзЭС выполняет Экономический суд СНГ. Фактически те же судьи, которые представляют государство, и являются судьями Экономического суда, по договору с Интеграционным комитетом ЕврАзЭС исполняют и функции судей суда ЕврАзЭС*(7) . Суд ЕврАзЭС также рассматривает дела и споры, которые возникают в рамках ТС. Он рассматривает соответствие актов органов ТС подписанным международным договорам, рассматривает дела об оспаривании действий (бездействия) органов ТС, дает их толкование.

    Прием в члены Евразийского экономического сообщества в соответствии со статьей 9 Договора об учреждении ЕврАзЭС открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из данного Договора и других, действующих в рамках Сообщества.

    Вступление новых государств регулируется Положением о порядке приема в члены Евразийского экономического сообщества*(8) .

    В соответствии со статьей 10 Договора любому государству или международной межгосударственной организации может предоставляться статус наблюдателя при ЕврАзЭС. Предоставление такого статуса регулируется Положением о статусе наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе*(9) .

    В настоящее время статус наблюдателя при ЕврАзЭС решениями Межгоссовета от 13.05.2002 N 47 и N 48 предоставлен Республике Молдова и Украине, а решением Межгоссовета от 27.04.2003 N 110 - Республике Армения.

    В августе 2006 г. в Сочи состоялась неформальная встреча глав государств - членов ЕврАзЭС, на которой было принято решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС с дальнейшим присоединением остальных государств - членов ЕврАзЭС (Таджикистан, Киргизия и Узбекистан) по мере их готовности.

    В середине 2007 г. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС подписывает Договор о создании Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии*(10) .

    В начале 2008 г. в рамках Таможенного союза подписано несколько Межправительственных соглашений *(11) . В июле 2009 г. было принято решение ускорить процесс создания Таможенного союза.

    27 ноября 2009 г. президенты трех стран - участниц Таможенного союза подписали соглашения о едином таможенном тарифе, а также общем Таможенном кодексе *(12) . И с 1 января 2010 г. была запущена практическая работа Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

    Формирование Таможенного союза является одной из главных целей создания ЕврАзЭС и предполагает скоординированное движение по пути унификации внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение согласованной пограничной политики.

    В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС о формировании правовой базы Таможенного союза Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией были подготовлены документы, а также План действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, который установил последовательность действий по его практической реализации в течение 2007-2010 гг.

    Уже с 1 января 2010 г. на территории Таможенного союза сформирован Единый таможенный тариф Таможенного союза. В соответствии с ЕТТ ТС ставки пошлин для Беларуси остались неизменными в части 75%, для России - 82, для Казахстана - 45%. Повышены ставки: для Белоруссии - в части 18%, для России - 4, для Казахстана - 45%. Понижены ставки: для Белоруссии - в части 7%, для России - 14, для Казахстана - 10%.

    Межгосударственным Советом ЕврАзЭС также принято решение о товарах, в отношении которых Республика Казахстан в течение переходного периода применяет пониженные ставки таможенных пошлин. Эти изъятия будут действовать в течение переходного периода на срок до 5 лет, т.е. до 1 января 2015 г.

    После принятия 27 ноября 2009 г. Договора о комментируемом Кодексе сформированы этапы переноса согласованных видов контроля на внешние границы Таможенного союза. На российско-казахстанской границе с 1 июля 2010 г. отменено таможенное оформление товаров, находящихся в свободном обращении на территории Республики Казахстан, а с 1 июля 2011 г. отменяется таможенный контроль в пунктах пропуска на данном участке границы. На российско-белорусской границе с 6 июля 2010 г. отменено таможенное оформление и таможенный контроль товаров, находящихся в свободном обращении на территории Республики Беларусь.

    В рамках Таможенного союза (как до его создания, так и во время его реализации) необходимо регулировать таможенное и иные законодательства на таможенной территории Таможенного союза.

    У двух участников Таможенного союза - России и Белоруссии - с начала 2000 г. уже есть еще одно совместное формирование - Союзное государство*(13) . Так что с Республикой Беларусь Россия находится в более тесном взаимодействии по максимально сближенным позициям. С Республикой Казахстан интеграционные процессы активно начали действовать с принятия решения о формировании нового Таможенного союза (ТС). Поэтому комментируемый Кодекс из-за временных различий между государствами - участницами ТС можно назвать компромиссным документом.

    Институт наднационального регулирования в ТС составляют органы ТС, которые состоят из Высшего органа ТС (Межгосударственный Совет ЕврАзЭС), Комиссии Таможенного союза и Суда ЕврАзЭС.

    Комиссия Таможенного союза - это единый, постоянно действующий регулирующий орган ТС, имеющий постоянный состав и определенные функции*(14) . Главной функцией КТС является исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза.

    Система принятия решений в области таможенного регулирования на территории Таможенного союза включает:

    1) Межгосударственный Совет ЕврАзЭС;

    2) Комиссию Таможенного союза;

    3) национальные правительства государств - участников Таможенного союза;

    4) координационные советы руководителей таможенных служб Таможенного союза;

    5) таможенные органы государств - участников Таможенного союза (национальный уровень).

    В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая комментируемый Кодекс , международные соглашения, решения КТС, нормативно-законодательные акты государств - членов ТС.

    Нормативно-законодательные акты России: Федеральный закон таможенном регулировании в Российской Федерации"*(15) , иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России.

    Международные договоры (соглашения, протоколы), формирующие договорно-правовую базу ТС, а также принятые на основании комментируемого Кодекса , - необходимо ратифицировать в государствах - членах ТС в соответствии с их национальными законодательствами (в РФ - ратификация производится федеральными законами, принятыми Государственной Думой, одобренными Советом Федерации).

    Решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах - членах ТС и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств - членов ТС, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи КТС соответствующих полномочий*(16) . Таким образом, решения КТС не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия.

    В Российской Федерации применяются нормы национального законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения так как к 1 июля (6 июля) 2010 года некоторые из международных договоров, а также решений КТС не вступили в силу. По мере вступления нормативно-правовых документов Таможенного союза нормы национального законодательства будут утрачивать силу. Это предусмотрено в переходных положениях комментируемого Кодекса .

    Кроме того, ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен комментируемым Кодексом к уровню национального законодательства. Для их урегулирования разрабатывается федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Он является своего рода дополнением норм комментируемого Кодекса. ТК РФ до его отмены действует в части, не противоречащей комментируемому Кодексу.

    При подготовке комментируемого Кодекса эксперты таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан руководствовались положениями Киотской конвенции . Поэтому комментируемый Кодекс соответствует самым современным нормам международного права и построен сугубо по прагматическому принципу, с тем чтобы обеспечить максимальную прозрачность и максимальное удобство как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов.

    В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию ТС и вывоза их с территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции . Однако есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.

    Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам)

    Комментарии ТК подготовлены коллективом кафедры административного и финансового права МГИМО под руководством заведующего этой кафедрой доктора юридических наук А.Н.Козырина.

    Козырин А.Н. - разделы 1, 2 (совместно с Шахмаметьевым А.А.), 3-7, 11-13,

    Малиновская В.М. - разделы 10, 14 (совместно с Малиновским А.А.),

    Малиновский А.А. - разделы 9, 14 (совместно с Малиновской В.М.),

    Шахмаметьев А.А. - разделы 2 (совместно с Козыриным А.Н.), 8 (совместно с Ялбулгановым А.А.),

    Ялбулганов А.А. - раздел 8 (совместно с Шахмаметьевым А.А.).

    Введение

    Таможенное законодательство, отвечающее требованиям рыночной экономики, начало формироваться недавно. Вниманию читателей предлагается комментарий принятого в 1993 году Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК). Как отмечается в его преамбуле, Кодекс "определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела".

    Вряд ли стоит много говорить о необходимости и своевременности издания

    комментариев ТК. Любой из нас - предприниматель, осуществляющий внешнеторговую деятельность, или гражданин, совершающий частную поездку и пересекающий российскую

    границу, - сталкивается с многочисленными вопросами, ответы на которые следует

    искать в таможенном законодательстве.

    Практическая значимость комментариев ТК объясняется рядом обстоятельств.

    Во-первых, в Кодексе содержится большое число отсылочных норм. Поэтому уяснить,

    как на практике функционирует российская таможенная система, опираясь только

    на ТК, в ряде случаев оказывается невозможным. Для этого необходимо изучить

    принятые на основе Кодекса многочисленные подзаконные акты. В настоящих комментариях

    анализируется комплекс нормативных актов, принятых в развитие норм, содержащихся

    Во-вторых, за время, прошедшее с момента принятия ТК, произошли значительные

    изменения в действующем конституционном, административном, финансовом и уголовном

    законодательстве. В комментарии дано актуализированное толкование ряда норм

    ТК в соответствии с теми переменами, которые произошли в названных отраслях

    ТК - объемный нормативный акт, состоящий из 14 разделов и включающий

    456 статей. Наряду с материально-правовыми, процессуальными и процедурными вопросами в Кодексе регламентируются различные аспекты деятельности таможенных органов, непосредственно не относящихся к таможенному праву (особенности прохождения государственной службы, социальной защиты, пенсионного обеспечения таможенных служащих). Предлагаемые комментарии ТК ориентированы преимущественно на лиц,

    заинтересованных в изучении таможенного законодательства в связи с осуществлением

    предпринимательской деятельности. Поэтому предписания ТК организационно-технического характера прокомментированы в самых общих чертах. В тоже время вопросы, напрямую затрагивающие сферу внешнеэкономической деятельности, рассмотрены по возможности

    более подробно и обстоятельно.

    Предлагаемые Вашему вниманию комментарии ТК - это доктринальное толкование норм таможенного законодательства. Надеемся, придет время и будут изданы официальные комментарии ТК. В сравнении с официальным, доктринальное толкование законодательства имеет одно несомненное преимущество - оно позволяет свободнее говорить о слабых

    местах, неточностях и неясностях комментируемого правового акта.

    Структурно-композиционные особенности ТК объясняют то обстоятельство,

    что в одних случаях комментируются отдельные главы Кодекса, а в других случаях

    Предисловие 4

    Раздел 1. Основные положения 9

    Глава 1. Общие положения 9

    Глава 2. Информирование и консультирование 14

    Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела 14

    Глава 4. Информационные системы и информационные технологии 17

    Глава 5. Таможенная статистика 19

    Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС. Классификация товаров 21

    Глава 7. Страна происхождения товаров 24

    Глава 8. Таможенная стоимость товаров 29

    Таблица соответствия названий методов таможенной оценки, предусмотренных Законом РФ "О таможенном тарифе", статьям Соглашения 30

    Раздел 2. Таможенные платежи 33

    Глава 9. Общие положения о таможенных платежах 33

    Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов 36

    Глава 11. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов 38

    Глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов 40

    Глава 13. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег) 42

    Глава 14. Взыскание таможенных пошлин, налогов 44

    Раздел 3. Таможенный контроль 45

    Глава 15. Общие положения о таможенном контроле 45

    Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля 51

    Глава 17. Взаимная административная помощь таможенных органов 56

    Глава 18. Система управления рисками 57

    Глава 19. Порядок проведения таможенных проверок 58

    Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля 60

    Глава 21. задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля 61

    Раздел 4. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации 62

    Глава 22. Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу 62

    Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию ТС 65

    Глава 24. Убытие товаров с таможенной территории ТС 67

    Глава 25. Временное хранение товаров 68

    Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру 71

    Глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру 71

    Глава 27. Таможенное декларирование товаров 73

    Глава 28. Выпуск товаров 82

    Раздел 6. Таможенные процедуры 84

    Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах 84

    Глава 30. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления 86

    Глава 31. Таможенная процедура экспорта 87

    Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита 88

    Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада 91

    Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории 92

    Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории 93

    Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления 95

    Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска) 96

    Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза 99

    Глава 39. Таможенная процедура реимпорта 100

    Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта 100

    Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли 101

    Глава 42. Таможенная процедура уничтожения 102

    Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства 102

    Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров 103

    Глава 44. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях 103

    Глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц 105

    Глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности 107

    Глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи 109

    Глава 48. Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа 111

    Глава 49. Особенности перемещения товаров для личного пользования 112

    Глава 50. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов 116

    Раздел 8. Переходные положения 118

    Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза Анохина О. Г.

    Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза - "Проспект", 2011 г.

    В издании дан комментарий к тексту Таможенного кодекса Таможенного союза. Он вступил в силу с 6 июля 2010 г. Однако на территории Казахстана и России его положения применяются с 1 июля 2010 г.

    В комментарии подробно рассмотрен пакет международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, разработанных в развитие положений этого кодекса (нормативно-правовые документы анализируются в действующей редакции). Также проведен сравнительный анализ таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации.

    Для должностных лиц таможенных органов и других федеральных органов исполнительной власти, практикующих юристов, преподавателей, аспирантов, студентов, а также всех, кто интересуется вопросами таможенного законодательства, действующего на таможенной территории Таможенного союза.

    Настоящий комментарий также предназначен для использования при подготовке к сдаче аттестаций по правовым аспектам таможенного регулирования и таможенного дела на территории Таможенного союза, в том числе в Российской Федерации.

    Предисловие......................................................................................................................

    Раздел 1. Основные положения.......................................................................................

    Глава 1. Общие положения..............................................................................................

    Глава 2. Информирование и консультирование...........................................................

    Глава 3. Взаимоотношения таможенных органов с участниками

    внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в

    сфере таможенного дела................................................................................................

    Глава 4. Информационные системы и информационные технологии........................

    Глава 5. Таможенная статистика...................................................................................

    Глава 6. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС.

    Классификация товаров..................................................................................................

    Глава 7. Страна происхождения товаров......................................................................

    Глава 8. Таможенная стоимость товаров......................................................................

    Таблица соответствия названий методов таможенной оценки, предусмотренных

    Законом РФ "О таможенном тарифе", статьям Соглашения.......................................

    Раздел 2. Таможенные платежи.....................................................................................

    Глава 9. Общие положения о таможенных платежах...................................................

    Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов...................................................

    Глава 11. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов..............................

    Глава 12. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов...................................

    Глава 13. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

    таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)................................

    Глава 14. Взыскание таможенных пошлин, налогов.....................................................

    Раздел 3. Таможенный контроль...................................................................................

    Глава 15. Общие положения о таможенном контроле.................................................

    Глава 16. Формы и порядок проведения таможенного контроля.................................

    Глава 17. Взаимная административная помощь таможенных органов.......................

    Глава 18. Система управления рисками........................................................................

    Глава 19. Порядок проведения таможенных проверок................................................

    Глава 20. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля...............

    Глава 21. задержание товаров и документов на них при проведении таможенного

    контроля...........................................................................................................................

    Раздел 4. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации

    Глава 22. Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу

    ..........................................................................................................................................

    Глава 23. Прибытие товаров на таможенную территорию ТС.....................................

    Глава 24. Убытие товаров с таможенной территории ТС............................................

    Глава 25. Временное хранение товаров........................................................................

    Раздел 5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под

    таможенную процедуру...................................................................................................

    Глава 26. Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением

    товаров под таможенную процедуру.............................................................................

    Глава 27. Таможенное декларирование товаров..........................................................

    Глава 28. Выпуск товаров...............................................................................................

    Раздел 6. Таможенные процедуры................................................................................

    Общие положения о таможенных процедурах.............................................

    Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления................

    Таможенная процедура экспорта..................................................................

    Таможенная процедура таможенного транзита...........................................

    Глава 33. Таможенная процедура таможенного склада...............................................

    Глава 34. Таможенная процедура переработки на таможенной территории.............

    Глава 35. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории...........

    Глава 36. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления.........

    Глава 37. Таможенная процедура временного ввоза (допуска) ..................................

    Глава 38. Таможенная процедура временного вывоза................................................

    Глава 39. Таможенная процедура реимпорта...............................................................

    Глава 40. Таможенная процедура реэкспорта............................................................

    Глава 41. Таможенная процедура беспошлинной торговли......................................

    Глава 42. Таможенная процедура уничтожения.........................................................

    Глава 43. Таможенная процедура отказа в пользу государства................................

    Раздел 7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения

    таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров..........................

    Глава 44. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров,

    пересылаемых в международных почтовых отправлениях.......................................

    Глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных

    лиц..................................................................................................................................

    Глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров,

    Глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями

    электропередачи...........................................................................................................

    Глава 48. Перемещение транспортных средств международных перевозок при

    осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.............

    Глава 49. Особенности перемещения товаров для личного пользования...............

    Глава 50. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов

    ........................................................................................................................................

    Раздел 8. Переходные положения...............................................................................

    Предисловие

    и Белоруссии - это реальность, которая практически необратима. С этого времени вступили в действие положения комментируемого Кодекса - Таможенного кодекса Таможенного союза *(2) , а также Международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые на основании комментируемого Кодекса.

    Таможенному союзу в рамках СНГ предшествовал предварительный и долгий процесс объединений и согласований. Еще в январе 1995 г. президенты Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь подписали Соглашения о Таможенном союзе*(3) . А уже летом того же года были сняты таможенные посты на границе Республики Беларусь и Российской Федерации и одновременно был введен упрощенный порядок таможенного контроля на границе Российской Федерации и Республики Казахстан.

    В 1996 г. к Соглашению присоединилась Киргизская Республика, а в 1999 г. Республика Таджикистан*(4) . В указанный период из-за разногласий не удалось создать полновесный таможенный союз (кроме того, в 1998 г. Киргизская Республика самостоятельно вступила в ВТО). В рамках действия режима свободной торговли была произведена только отмена таможенных пошлин и других ограничительных мер в торговле товарами, произведенными на территории стран-участников.

    Таким образом, из-за противоположных мнений и как результат неопределенностей в рамках СНГ таможенный союз не состоялся ни юридически, ни фактически.

    В период с 2000 по 2006 г. государства - участники Таможенного союза объединились в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). ЕврАзЭС - это международная организация, в состав которой входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан (в статусе наблюдателей - Республика Армения, Республика Молдова и Украина).

    ЕврАзЭС формируется в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

    Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования Единого экономического пространства, начатого в Таможенном союзе (1995-1996 гг.), с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание Евразийского экономического сообщества (далее - Сообщество) направлено на более эффективную реализацию общих выгод и национальных интересов его членов.

    Во-первых, на формирование более емкого общего рынка за счет объединения национальных рынков.

    Во-вторых, на совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран и усиление потенциала противодействия общим экономическим угрозам, в частности связанным с обострением международной конкуренции, обусловленной развитием процессов глобализации в мировой экономике.

    В-третьих, на формирование льготных условий для движения внутри общего рынка товаров и услуг, произведенных на его территории, а также капиталов и рабочей силы.

    В-четвертых, на реализацию национальных экономических интересов государств - членов Сообщества.

    ЕврАзЭС формируется по политическим и экономическим мотивам из

    государств, одновременно имеющих значительную, исторически обусловленную, общность и большие, реально существующие, различия политических и социальноэкономических условий.

    ЕврАзЭС создано в целях углубления интеграции и формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

    Под ЕврАзЭС непосредственно построены руководящие органы. Таким органом в первую очередь является Межгосударственный Совет (Межгоссовет). Он построен на двух уровнях - на уровне глав государств и на уровне глав правительств. Основной его задачей является принятие решений, которые носят обязательный характер на территории государств - членов ЕврАзЭС, и подписание международных договоров, а также принятие этих международных договоров.

    Помимо Межгоссовета есть рабочий орган - Интеграционный комитет*(5) , который также был сформирован в 2000 г. Интеграционный комитет состоит из членов правительства. Собирается он раз в два месяца. Это рабочий орган, который принимает документы, необходимые для исполнения решений Межгоссовета. Также он рассматривает ход выполнения решений, принятых в рамках Сообщества, обеспечивает взаимодействие органов Сообщества, готовит предложения по формированию бюджета ЕврАзЭС и осуществляет контроль его исполнения. Председатель Интеграционного комитета ЕврАзЭС назначается Межгоссоветом ЕврАзЭС.

    В соответствии с Правилами процедуры Интеграционного комитета ЕврАзЭС заседания проходят раз в квартал. В период между заседаниями Интеграционного комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия постоянных представителей при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств - членов ЕврАзЭС. Комиссия постоянных представителей начала функционировать с августа 2002 г.

    Организацию работы и информационно-техническое обеспечение Межгоссовета и Интеграционного комитета осуществляет Секретариат Интеграционного комитета, возглавляемый Генеральным секретарем. Генеральный секретарь назначается Межгоссоветом ЕврАзЭС по представлению Интеграционного комитета сроком на три года.

    Межпарламентская Ассамблея - орган парламентского сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества*(6) . Помимо разработки типовых (модельных) проектов законодательных актов, направленных на гармонизацию национального законодательства государств - членов Сообщества и приведение его

    в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, работа Межпарламентской Ассамблеи направлена на формирование правовой базы Сообщества - Основ законодательства ЕврАзЭС.

    В ЕврАзЭС есть и судебный орган. Суд ЕврАзЭС рассматривает дела и споры экономического характера, которые возникают в рамках ЕврАзЭС. Суд ЕврАзЭС так и не был создан как самостоятельный суд. Его функции по соглашению с ЕврАзЭС выполняет Экономический суд СНГ. Фактически те же судьи, которые представляют государство, и являются судьями Экономического суда, по договору с Интеграционным комитетом ЕврАзЭС исполняют и функции судей суда ЕврАзЭС *(7) . Суд ЕврАзЭС также рассматривает дела и споры, которые возникают в рамках ТС. Он рассматривает соответствие актов органов ТС подписанным международным договорам, рассматривает дела об оспаривании действий (бездействия) органов ТС, дает их толкование.

    Прием в члены Евразийского экономического сообщества в соответствии со статьей 9 Договора об учреждении ЕврАзЭС открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из данного Договора и других, действующих в рамках Сообщества.

    Вступление новых государств регулируется Положением о порядке приема в

    члены Евразийского экономического сообщества*(8) .

    В соответствии со статьей 10 Договора любому государству или международной межгосударственной организации может предоставляться статус наблюдателя при ЕврАзЭС. Предоставление такого статуса регулируется Положением о статусе наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе*(9) .

    В настоящее время статус наблюдателя при ЕврАзЭС решениями Межгоссовета от 13.05.2002 N 47 иN 48 предоставлен Республике Молдова и Украине, а решением Межгоссовета от 27.04.2003 N 110 - Республике Армения.

    В августе 2006 г. в Сочи состоялась неформальная встреча глав государств - членов ЕврАзЭС, на которой было принято решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС с дальнейшим присоединением остальных государств - членов ЕврАзЭС (Таджикистан, Киргизия и Узбекистан) по мере их готовности.

    В середине 2007 г. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС подписывает Договор о создании Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии *(10) .

    В начале 2008 г. в рамках Таможенного союза подписано несколько Межправительственных соглашений *(11) . В июле 2009 г. было принято решение ускорить процесс создания Таможенного союза.

    27 ноября 2009 г. президенты трех стран - участниц Таможенного союза подписали соглашения о едином таможенном тарифе, а также общем Таможенном кодексе *(12) . И с 1 января 2010 г. была запущена практическая работа Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

    Формирование Таможенного союза является одной из главных целей создания ЕврАзЭС и предполагает скоординированное движение по пути унификации внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение согласованной пограничной политики.

    В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС о формировании правовой базы Таможенного союза Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией были подготовлены документы, а также План действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, который установил последовательность действий по его практической реализации в течение 2007-2010 гг.

    Уже с 1 января 2010 г. на территории Таможенного союза сформирован Единый таможенный тариф Таможенного союза. В соответствии с ЕТТ ТС ставки пошлин для Беларуси остались неизменными в части 75%, для России - 82, для Казахстана - 45%. Повышены ставки: для Белоруссии - в части 18%, для России - 4, для Казахстана - 45%. Понижены ставки: для Белоруссии - в части 7%, для России - 14, для Казахстана - 10%.

    Межгосударственным Советом ЕврАзЭС также принято решение о товарах, в отношении которых Республика Казахстан в течение переходного периода применяет пониженные ставки таможенных пошлин. Эти изъятия будут действовать

    После принятия 27 ноября 2009 г. Договора о комментируемом Кодексе сформированы этапы переноса согласованных видов контроля на внешние границы Таможенного союза. На российско-казахстанской границе с 1 июля 2010 г. отменено таможенное оформление товаров, находящихся в свободном обращении на территории Республики Казахстан, а с 1 июля 2011 г. отменяется таможенный контроль в пунктах пропуска на данном участке границы. На российско-белорусской границе с 6 июля 2010 г. отменено таможенное оформление и таможенный контроль

    товаров, находящихся в свободном обращении на территории Республики Беларусь. В рамках Таможенного союза (как до его создания, так и во время его реализации) необходимо регулировать таможенное и иные законодательства на

    таможенной территории Таможенного союза.

    У двух участников Таможенного союза - России и Белоруссии - с начала 2000 г. уже есть еще одно совместное формирование - Союзное государство*(13) . Так что с Республикой Беларусь Россия находится в более тесном взаимодействии по максимально сближенным позициям. С Республикой Казахстан интеграционные процессы активно начали действовать с принятия решения о формировании нового Таможенного союза (ТС). Поэтому комментируемый Кодекс из-за временных различий между государствами - участницами ТС можно назвать компромиссным документом.

    Институт наднационального регулирования в ТС составляют органы ТС, которые состоят из Высшего органа ТС (Межгосударственный Совет ЕврАзЭС), Комиссии Таможенного союза и Суда ЕврАзЭС.

    Комиссия Таможенного союза - это единый, постоянно действующий регулирующий орган ТС, имеющий постоянный состав и определенные функции*(14) . Главной функцией КТС является исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза.

    Система принятия решений в области таможенного регулирования на территории Таможенного союза включает:

    1) Межгосударственный Совет ЕврАзЭС;

    2) Комиссию Таможенного союза;

    3) национальные правительства государств - участников Таможенного союза;

    4) координационные советы руководителей таможенных служб Таможенного

    5) таможенные органы государств - участников Таможенного союза (национальный уровень).

    В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая комментируемый Кодекс, международные соглашения, решения КТС, нормативно-законодательные акты государств - членов ТС.

    Нормативно-законодательные акты России: Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"*(15) , иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России.

    Международные договоры (соглашения, протоколы), формирующие договорно-правовую базу ТС, а также принятые на основании комментируемого Кодекса, - необходимо ратифицировать в государствах - членах ТС в соответствии с их национальными законодательствами (в РФ - ратификация производится федеральными законами, принятыми Государственной Думой, одобренными Советом Федерации).

    Решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах - членах ТС и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств - членов ТС, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи КТС соответствующих полномочий*(16) . Таким образом, решения КТС не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия.

    В Российской Федерации применяются нормы национального законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения так как к 1 июля (6 июля) 2010 года некоторые из международных договоров, а также решений КТС не вступили в силу. По мере вступления нормативно-правовых документов

    Таможенного союза нормы национального законодательства будут утрачивать силу. Это предусмотрено в переходных положениях комментируемого Кодекса.

    Кроме того, ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен комментируемым Кодексом к уровню национального законодательства. Для их урегулирования разрабатывается федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Он является своего рода дополнением норм комментируемого Кодекса. ТК РФ до его отмены действует в части, не противоречащей комментируемому Кодексу.

    При подготовке комментируемого Кодекса эксперты таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан руководствовались положениями Киотской конвенции. Поэтому комментируемый Кодекс соответствует самым современным нормам международного права и построен сугубо по прагматическому принципу, с тем чтобы обеспечить максимальную прозрачность и максимальное удобство как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов.

    В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию ТС и вывоза их с территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.