Свет / Счетчики и учет электроэнергии

Как оплачивается электроэнергия без счетчика? В каких случаях потребитель платить по среднему потреблению, а в каких — по нормативу? В каких случаях плата по нормативу выставляется с повышающим коэффициентом? И как, все-таки, выгоднее платить за свет — по счетчику или по нормативу? Посетители ЭнергоВОПРОС.ру нередко задают такого рода вопросы. Попробуем разобраться.

Оплата электроэнергии без счетчика: что говорит действующее законодательство

Как рассчитывается плата за электроэнергию в случае, если в квартире установлен и исправно работает счетчик электроэнергии, знают, наверное, все.

Есть счетчик. Есть его показания. Берете количество потраченных за месяц киловатт-часов, умножаете на действующий в вашем регионе тариф. Получаете сумму, которую нужно оплатить за потребление электроэнергии. Все просто!

Но как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика? Действующее законодательство сводит все многообразие жизненных ситуаций к следующим вариантам:

  • счетчик есть, но его показания не были вовремя (в соответствии с установленной процедурой) переданы
  • счетчик есть, но он оказался неисправным (сломался , истек срок поверки)
  • счетчик есть, но представителей исполнителя услуги энергоснабжения к нему не пускают
  • счетчик есть, но при проверке выяснилось, что он умышленно испорчен (либо электричество подключено мимо счетчика)
  • наконец, счетчика попросту нет. И такая ситуация отнюдь не редкость.

Как рассчитывается плата за услугу электроснабжение в каждом из этих случаев подробно прописано в Правилах оказания коммунальных услуг.

Этот документ был утвержден постановлением правительства N 354 от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С тех пор в него вносились многочисленные изменения. С действующей версией Правил можно ознакомиться, например, .

Следуя Правилам, давайте разберем перечисленные выше варианты.

Оплата электроэнергии, если не переданы вовремя показания счетчика

Начнем сначала. Для того, чтобы иметь возможность оплачивать электроэнергию, исходя из показаний счетчика, надо эти показания передать тому, кто поставляет вам электроэнергию.

Как передать показания счетчика? В какой срок? Кому? Эти вопросы вполне уместны и заслуживают отдельного разбора. Если вкратце, то показания передаются либо в энергосбытовую компанию (вашему поставщику электроэнергии), либо в управляющую компанию вашего дома, либо через городской (региональный ) расчетный центр.

Есть так же еще несколько путей. Но здесь и сейчас важно отметить - если показания счетчика не переданы, то и оплачивать электроэнергию по ним не получится. Выглядит справедливо.

Так вот, в случае если вы не предоставили показания счетчика, плата за электроэнергию определяется исходя из вашего среднемесячного объема потребления.

«Среднемесячное » потребление в таком случае рассчитывается исходя из тех показаний, который вы сдавали (или они были получены, например, в ходе проверки вашего счетчика) в течение последних шести месяцев.

Исключение, о котором говорится в Правилах, представляют случаи, когда расчеты по счетчику начались менее чем за шесть месяцев до того момента, как вы не передали его показания. Например, счетчик вам поставили в июне, а уже в октябре вы не передали показания. В таком случае берется за основу ваш средний месячный расход электроэнергии за период фактической работы счетчика. Но не менее 3 месяцев.

Вы не передали показания один месяц, второй, третий… Что дальше? Начиная с четвертого месяца, в течении которого вы не передаете показания счетчика вас переведут на оплату по нормативам. Как это выглядит - см. .

Если вам интересует, как сказанное выше сформулировано в Правилах оказания коммунальных услуг, то вам нужно изучить п. 59 (б ) этого документа.

Оплата электроэнергии, если счетчик оказался (был признан) неисправным

Представим: вы каким-то образом обнаружили, что ваш счетчик неисправен. Был разбит в ходе ремонтных работ. Пострадал при пожаре. Просто перестал работать, и это видно даже вам. Как вариант - был украден. Или у него истек срок поверки, или закончился срок эксплуатации… Как начисляется плата за свет в таком случае?

Ситуацию описывает пункт 59 (а ) Правил предоставления коммунальных услуг. Прежде всего определяется момент наступления «события », то есть когда именно прибор учета признается неисправным (утраченным )?

Это может будет дата вашего заявления в энергосбытовую компанию о неисправном счетчике. Или дата составления акта о неисправности счетчика по итогам его осмотра инспектором. Либо дата истечения межповерочного интервала счетчика. Если точной даты нет, то за «точку отсчета» принимается месяц (платежный период) в котором произошло «событие ».

С этой даты вас переводят на оплату по среднему месячному потреблению. Среднее месячное потребление рассчитывается так же, как и в предыдущем пункте - исходя из последних шести месяцев.

Однако «по среднему» вам будут начислять лишь три месяца подряд. После чего переведут на платежи по нормативу. Как рассчитывается плата за электроэнергию по нормативу см. .

Стоит отметить, что с некоторых пор потребителям, у которых прибор учета электроэнергии вышел из строя и которые живут без счетчика более трех месяцев, плату по нормативу начисляют с повышающим коэффициентом 1.5. Так что с установкой нового счетчика хорошо бы поторопиться.

Отдельно стоит рассмотреть случай, когда неисправность прибора учета обнаруживается в ходе проверки счетчика представителем энергосбытовой компании и при этом инспектор настаивает на том, что имело место быть несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Перечень признаков такого вмешательства дан в п. 81.11 Правил.

Нарушения должны быть описаны в специальном Акте. С даты его подписания проводится перерасчет потребления электроэнергии исходя из норматива, увеличенного в 10 раз (про норматив, опять-таки см. по ).

Срок перерасчета - три месяца, предшествующие дате выявления нарушения и до даты их устранения (что в большинстве случаев означает замену счетчика).

Счетчик есть, но представителей энергосбытовой компании к нему допускают. Как начисляется плата за свет?

Сперва давайте определимся - что значит «не пускают»? Часто счетчики электроэнергии установлены непосредственно в квартире или же в тамбуре, доступ в который со стороны лестничной площадки закрыт «хорошей железной дверью» (с ).

То есть постороннему лицу проникнуть к счетчику не так-то просто. При этом инспектора энергосбытов имеют привычку посещать абонентов в рабочее время. По ночам или ранним утром они не ходят. Значит, шансов пересечься с обитателями квартиры у них немного.

Как раз на такой случай в Правилах предоставления коммунальных услуг подробно расписана процедура, которой должен следовать представитель энергосбыта, чтобы согласовать с хозяином квартиры время проверки.

Представители организации - поставщика электроэнергии обязаны заблаговременно уведомить хозяев проверяемой квартиры. Те, в свою очередь, должны подтвердить, что в предлагаемое время будут дома.

Они не подтверждают? Значит, исполнитель коммунальной услуги обязан отправить повторное уведомление. Если и на второй раз согласовать дату визита не получается (или же проверяющие пришли в согласованное время, а дома все равно никого нет), то составляется специальный документ — Акт об отказе допуска исполнителя к приборам учета.

Каждая итерация этой непростой процедуры подробно описана в п. 85 Правил. Если вам действительно необходимо точно знать — кто, что и в какой последовательности должен делать? - обязательно почитайте.

С даты, когда оформляется Акт об отказе в допуске, потребителя переводят на оплату по среднемесячному потреблению. Если вопрос с проверкой счетчика не решается в течении трех месяцев, то вам начнут приходить платежки за свет, рассчитанные по нормативу.

Как рассчитывается плата за свет, если счетчик умышленно испорчен, или (как вариант) электричество идет в квартиру, минуя прибор учета?

Чуть выше об уже писалось. Эта ситуация самая неприятна для потребителя. Способ расчета за электроэнергию в таких обстоятельствах описывает п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг.

Итак, в ходе проверки инспектора обнаружили, что ваш электросчетчик умышленно приведен в неисправное состояние и считает электроэнергию в «вашу пользу», или же электричество в вашу квартиру (дома ) заведено мимо счетчика. Что будет дальше? Последствия достаточно суровые.

Коммунальщики имеют право доначислить плату за электроэнергию, исходя из общего количества потребителей электроэнергии в квартире (частном доме) и потребляемой ими максимальной мощности. Расчет производится исходя из того, что потребление электроэнергии происходит круглосуточно. А сами доначисления производятся за три месяца, предшествующие устранению несанкционированного подключения мимо счетчика.

Если же определить, какие потребители электроэнергии находятся в квартире и какова их максимальная мощности, невозможно, то плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается исходя из норматива, увеличенного в десять раз.

Про норматив читайте чуть ниже, здесь же стоит отметить, что суммы, начисляемые таким образом, в несколько раз, а то и на порядок превосходят плату по фактическому потреблению электроэнергии.

Как и в случае расчета, исходя из максимальной мощности, перерасчет по 10-ти кратно увеличенному нормативу производится за три месяца, предшествующих устранению подключения к электросетям мимо счетчика.

Небольшое уточнение - если менее чем за три месяца до выявления нарушения вас посещали проверяющие и ничего «криминального » не обнаружили, то расчет платы за электроэнергию по максимально возможному ее потреблению (или 10-кратному нормативу) будет производиться с даты этого визита.

Как платить за свет, если в вашей квартире нет счетчика? И (или ) никогда не было? Т.е. по нормативу?

Электросчетчики — это, конечно, не счетчики на воду, массово устанавливать которые начали только в последнее десятилетие.

Счетчиками электроэнергии квартиры начали оборудовать в обязательном порядке еще во времена СССР. И, тем не менее, во многих квартирах (один из наиболее частных случаев - квартиры в бывших общежитиях) и частных домах счетчиков до сих пор нет. Плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается по нормативу.

Норматив в данном случае - это расчетная величина потребления электроэнергии в жилом помещении, которая привязывается к количеству комнат в квартире и типе ее благоустройства (газовая плита или электрическая).

В Правилах предоставления коммунальных услуг вопрос платы за электроэнергию по нормативу разбирается в пункте 42. Давайте по нему пройдемся.

Итак, берется три показателя:

  • количество граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении
  • норматив потребления электроэнергии, он определяется для каждого региона отдельным решением местных властей
  • тариф на электроэнергию, действующий для данного типа потребителя

Эти три цифры перемножаются и получается стоимость электроэнергии, которая указывается в платежке.

К этому стоит добавить следующее:

Первое : если в квартире никто официально не зарегистрирован (ни постоянно, не временно), то плата по нормативу рассчитывается исходя из количества собственников жилья

Второе : власти сильно хотят, чтобы во всех домах и квартирах были установлены счетчики электроэнергии, поэтому если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии, то плата по нормативу начисляется с коэффициентом 1,5 (без коэффициента взимается плата по нормативу в тех случаях, когда счетчик есть, но его показания не передаются).

Что выгоднее: по счетчику или по нормативу?

Часто спрашивают - а как выгоднее платить за свет? По нормативу или, все же, по счетчику, потратившись не его покупку и установку?

Если говорить в «общем », то ответ будет такой:

  • если в квартире фактически проживает больше людей, чем официально зарегистрировано, то платить по нормативу может оказаться выгоднее,
  • а если наоборот - зарегистрировано больше, чем проживает, то, конечно, по счетчику оплачивать электроэнергию будет дешевле.

Ну а если вас интересует конкретика, надо поискать решение тарифного органа вашего региона, которым утверждены нормативы потребления. Дальше вооружаетесь калькулятором и считаете.

Но все-таки, рискнем предположить, что в большинстве случаев все-таки выгоднее будет поставить прибор учета.

Вариант 2.

Задание 1. Рассмотрите ситуацию«Управление сбытовой деятельностью ЗАО Новгородский хлебозавод » и ответьте на вопросы, выступив в роли внешних консультантов. Ответы представить в презентационной форме.

ЗАО «Новгородский хлебозавод» является производителем хлебобулочных и кондитерских изделий, таких как пряники, печенье, баранки, сушки, вафли, вафельные конфеты и торты, восточные сладости, макароны и т.п. Ассортиментный

перечень составляет более 150 наименований.

Предприятие обладает производственными цехами (макаронный, прянично- бараночный, кондитерский, вафельный) и вспомогательными подразделениями (администрация, сбыт, снабжение, бухгалтерия, транспортный отдел, АХО).

Анализ работы отдела сбыта предприятия

Отдел сбыта входит в состав коммерческой службы предприятия, куда также входят транспортный отдел и отдел маркетинга. Штатный состав отдела сбыта следующий: начальник отдела; диспетчер по работе с магазинами города; старший оператор по работе с клиентами; оператор отдела сбыта; менеджер региональных продаж; менеджеры по работе с магазинами города (6 человек); региональные торговые представители (5 человек); кладовщики складов готовой продукции (4 человека); грузчики-экспедиторы отдела сбыта (10 человек). Итого численность отдела сбыта составляет 30 человек.

Каналы распределения продукции 3АО «Новгородский хлебозавод»

1. Предприятие имеет три собственных фирменных магазина, осуществляю- щих розничную продажу. Один магазин находится при предприятии, остальные два – в районе города. Доставка в магазины осуществляется собственным авто- транспортом предприятия.

2. Продукция предприятия также реализуется через магазины города. Доставка осуществляется автотранспортом предприятия посредством кольцевого развоза. Для этого диспетчер отдела сбыта принимает заявки по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города и организует три рейса по городу: одна автомашина на два-три района города. Развозку продукции осуществляют грузчики- экспедиторы отдела сбыта и водители транспортного отдела.

3. Продукцию отгружают частным предпринимателям (самовывоз).

4. Продукция через региональных торговых представителей реализуется в близлежащих регионах. Доставка осуществляется в магазины автотранспортом предприятия. В обязанности региональных представителей входят сбор заявок с клиентов и контроль дебиторской задолженности, анализ региональных рынков сбыта.

5. Оптовые предприятия города, области и ближайших областей приобретают продукцию предприятия с целью последующей перепродажи. Этот канал распределения подразумевает самовывоз продукции.

6. Предусмотрены индивидуальные договоры с независимыми оптовиками о доставке продукции автотранспортом предприятия (вне зависимости от того, куда осуществляется доставка: в районе городской черты или за ее пределы). Например, предприятие осуществляет такую доставку в Московскую, Ивановскую, Владимирскую, Костромскую, Ярославскую и другие области.

Таким образом, предприятие имеет различные каналы товародвижения. Из них первые четыре канала наиболее затратные (содержание собственных магазинов, заработная плата их персонала, транспортные затраты на единицу продукции велики, так как доставка осуществляется маленькими партиями и др.).

Последние два канала имеют гораздо меньшие транспортные издержки не только за счет более крупных партий, но и за счет того, что большинство оптовиков берут на себя этот вид затрат. Однако развитие этих каналов сбыта слабое. Причина этого кроется в недостаточном внимании к этим способам реализации готовой продукции руководства предприятия, следствием чего является отсутствие должного финансирования.

Среднемесячный объем реализации предприятия представлен в таблице. Емкость рынка города составляет приблизительно 5,8 млн руб. в месяц. Как видно из представленной таблицы, ЗАО «Новгородский хлебозавод» покрывает лишь небольшую часть этой потребности. Анализ деятельности менеджеров по городским продажам показал неэффективность их работы. Объемы реализаций предприятия по этому направлению возможно увеличить более чем на 50%. Однако для увеличения объемов сбыта существуют и другие препятствия: высокая цена продукции по сравнению с конкурентами (высокая себестоимость); сильная конкуренция на рынке; несоответствие качества ее цене.

Среднемесячный объем реализации предприятия

Анализ работы транспортного отдела предприятия

В обслуживании потребителей задействовано 14 машин грузоподъемностью

10; 5; 3; 1,5 т.

Анализ работы транспортного цеха показал следующие узкие места.

1. В сложившейся ситуации в рейс по городу отправляются в основном машины грузоподъемностью 5 т. Это достаточно большие машины, удобные для грузчиков при разгрузке продукции, однако имеющие большой расход топлива в условиях городской езды. При этом средний тоннаж одного рейса по городу вполне позволяет использовать машины грузоподъемностью 1,5 т, где разместится весь ассортимент и исключены пересортицы при погрузке/разгрузке. Экономия на топливе при такой работе составит до 50%.

2. Покупка топлива водителями автотранспорта осуществляется за наличный расчет, что ведет к сложностям в контроле за расходами.

3. Автомашины предприятия (в основном крупнотоннажные) следуют из регионов порожние. Нет вариантов использования автотранспорта во время обратного следования.

Вопросы для обсуждения:

1. Представьте краткую аналитическую справку состояния дел в отрасли.

2. Дайте краткую характеристику хозяйственной ситуации, сложившейся в 3АО «Новгородский хлебозавод».

3. Проанализируйте каналы распределения готовой продукции предприятия. Определите, какие каналы являются прямыми, а какие – косвенными; какие – одноуровневыми, а какие – многоуровневыми.

4. Проанализируйте данные об объемах реализации продукции предприятием. С учетом других имеющихся данных сделайте выводы о наиболее перспективном канале сбыта готовой продукции. Какие проблемы необходимо решить для развития этих каналов?

5. Подумайте и представьте список мероприятий, необходимых для реорганизации или модификации каналов распределения с целью повышения экономических результатов предприятия (снижение логистических затрат, увеличение объемов реализации и т.п.).

6. Ответьте на вопрос, будут ли необходимы мероприятия по расширению или сокращению штата коммерческой службы предприятия в условиях внедрения ваших предложений, а так же, как должен ставиться вопрос о финансировании, возможных рисках и информационных потоках.

Задание 2. На сайте консалтинговой компании АКСИМА www.axima-consult.ru представлены примеры реализованных проектов. Возьмите любой один проект и составьте его описание по форме, представленной в таблице 1 (описание составляем от лица дирекции исследуемой организации).

Таблица 1

Форма описания проектов

Задание 3.

Кейс: «Олимпийскиеигры2000г.-Сидней,Австралия».

Вобластиуправленияпроектом, разрабатываемогодляконкретногособытия,Олимпийскиеигры рассматриваются,какодно изсамыхважныхсобытий.Рассмотримкомпонентыданного проекта.

Цель. ПровестиОлимпийскиеигры 2000 встрогоуказанных определенныхместахвСиднее,начинаяс15сентября,сосметойв$1,4млрд.

Заказчик. Нетодногоконкретногозаказчика.Мероприятия гарантированыправительствомНовогоЮжного Уэльса(НЮУ).Многозаказчиковизаинтересованныхлиц, например, гражданеНЮУ, правительствоНЮУ, гражданеАвстралии, МеждународныйОлимпийскийКомитет, международноесо- обществов целом,спортсмены,международныеделовые кругииделовыекруги Австралии.

ТЗ. Организациявсехигрицеремоний. Мобилизациявсехтехнологийи ресурсов,необходимыхдля проведенияигр.РаботавобластиPRисбор средств.

Критерийуспеха.Четкое,безсбоевиинцидентов проведениеигр.Высокий уровень заинтересованности со стороны общества, удовольствие от проведенияигр.СтимулированиеэкономическойдеятельностивНовом Южном УэльсеиАвстралии.ДальнейшийинтерескбудущимОлимпийскимиграм.

Проектная команда. Официально(взаконодательномпорядке)управляющимипроектом былиназначеныSOCOG.Другиеорганизации,вносящие свойвкладвуспешноепроведениеОлимпийских игр,такие,какМОК,ОлимпийскийКомитет Австралии, ГородскойСовет Сиднея, ОлимпийскийКоординационныйКомитет (правительствоНЮУ), сталиучастникамиКонтракта Города-организатораОлимпийскихигр. ОлимпийскийКоординационныйКомитетнесетответственность завсепроектыинфраструктуры,надбольшинствомкоторых работалибо уже ведется,либо в проекты вносятся изменения для того,чтобыихможнобыло«подогнать» киграм.Завершениеэтихпроектовв срокжизненнонеобходимодляуспехаОлимпийскихигр.

Структура распределения работыпо этапам (СРРПЭ). СРРПЭдля данногопроектавключаетвсебяследующиеосновные области:спортивные соревнования,места проведениясоревнованийиспортивные сооружения,гостиницы, транспорт, сооружениядлясредств массовой информацииикоординацияихдеятельности,телекоммуникации,меры безопасности,медицинское обслуживание, кадры, в томчислеиволонтеры, культурнаяпрограмма, подготовкаобслуживающегоперсоналакиграм(тренировкипередиграми), проектыпоинформационнымтехнологиям,церемонииоткрытияизакрытияигр, PR, финансирование, пробные (отборочные) игрыисоревнования, управление спонсорамииконтроль занеорганизованныммаркетингом.Каждыйизэтих пунктовнадорассматривать, каксамостоятельныйпроект.Необходимакрайне четкаякоординация,чтобывсеэтипроекты,а,следовательно,иобщийпроект Олимпийскихигр, быливыполненывовремя.

Приоритеты. Времяявляетсясамымкритическимфакторомпроекта подназванием «Олимпийские игры-2000.Сидней».Любаяпроблема,связаннаясовременем, должнабыть решеназасчетлибоденежныхсредств,либо качества. Однакофункционированиевсехтрехфакторов жизненноважнодля успешногопроведенияигр.Впечатлениелюдейвовсеммиребудетзависеть откачествасооружений,эффективностиуправлениясоревнованиями ипрочимимероприятиямииотношением к зарубежным спортсменам изрителям. Сметапроведения Игрсоставляет$1,4млрд.,причемлюбоепревышениевызоветнедовольствообщественностии броситтеньнавсемероприятия.Однако еслибудутнеобходимыкоррективы,тосметойпожертвуют впервуюочередь.

Задания к кейсу.

1. Какуюорганизационную структуру управления проектами Выбы предложилидляосуществления представленногопроекта? Почему?

2. КакойвариантраспределенияответственностизаперечисленныеработымеждуучастникамипроектаВам представляется наиболеерациональным?Представьтесвойвариантматрицы распределения ответственностипопроекту,представленномувкейсе.

3. Постройте деревоцелей проекта.

4. Постройте структуруработ иресурсов проекта.

5. Предложите схемумониторинга и контроляработпопроекту.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Установленная местными органами самоуправления норма потребления воды используется в обстоятельствах, если в квартире не установлено приборов учета потребления (счетчиков). Сведения о нормативе позволяют справедливо начислить ежемесячный платеж в соответствии с существующими потребностями населения.

Норма потребления воды на человека

До того, как государством были подсчитаны нормы воды на человека без счетчика, коммунальные компании устанавливали общий счетчик в подвал. Таким образом, по истечении месяца кто-то из жильцов платил по счетчику меньше, чем должен, согласно расходу, кто-то наоборот — больше. Чтобы подсчитать действующую норму расхода воды Минстрой был вынужден высчитать, сколько по стандарту раз в месяц человек:

  • принимает душ и ванну;
  • смывает в туалете;
  • стирает;
  • готовит;
  • пользуется раковиной в ванной комнате и кухне.

Важно! Вычисленный средний показатель был установлен еще в 1988 году: он действует до сих пор. Фиксированные затраты позволяют не экономить на водоснабжении, поскольку по истечении месяца придется платить все ту же установленную сумму.

Горячая вода

Горячая вода стоит больше холодной, но она и используется в меньших количествах. Согласно подсчетам, норматив на горячую воду без счетчика — 3000 литров в месяц или 100 литров в сутки. Это составляет приблизительно 4,745 кубов ежемесячно. Для грамотной оплаты коммунальных платежей необходимо учитывать следующие особенности:

  1. В случае недостачи жилищная организация производит перерасчет. Месячный стандарт не может быть увеличен более, чем в 2 раза.
  2. Начисление происходит вне зависимости от того, проживает ли кто-либо в квартире или нет. Заплатить придется за каждого из прописанных лиц в соответствии со стандартом.
  3. Расчет горячей воды, затраченной на отопление, производится отдельно. Соответственно, осуществляется и дополнительная оплата.

Сделать подсчет более точным позволяет так называемый показатель «транжирства», который несколько увеличивает стандарт потребления без счетчика. Описанный показатель зависит в первую очередь от рекомендаций домоуправления, однако, не может превышать государственного норматива.

Холодная вода

Согласно наблюдениям, холодной воды населением расходуется до 2 раз больше, чем горячей. Соответственно в месяц эта цифра составляет 6000 литров, в день — 200 литров. Данное количество равно приблизительно 7 кубам. Рассмотрим, какой норматив воды, если нет счетчиков, предусмотрен государством:

  1. На незначительные однократные траты (которых в обычных условиях можно избежать) правила устанавливают расход до 800 литров в год без счетчика.
  2. Вода из крана, используемая для мытья рук, бритья, чистки зубов. Согласно нормам водоотведения данный показатель равен приблизительно 200 литрам в неделю.
  3. Для жителей многоквартирного дома возможен расход на избыточную работу унитаза в случае его протечки или поломки (до 260 литров в день). Такая неполадка должна быть запротоколирована мастером.

Средний расход в месяц

  1. Готовка. Для приготовления продуктов питания положено 3 литра потребления воды на человека в месяц.
  2. Расход проточной воды из-под крана. Дополнительно добавляет до 200 л. без счетчика на одного человека.
  3. Ежедневный прием душа. В зависимости от потребностей требует от 15 до 30 литров.
  4. Стирка. Требует до 100 литров ежемесячно.
  5. Прием ванны. Требует до 200 л. без счетчика в соответствии с размерами ванны и длительностью приема.
  6. Дополнительные нужды. До 500 литров на использование унитаза и непредвиденных событий.

К списку организаций, регулирующих существующие нормативы, относят органы местной власти (городские, краевые, региональные), а также организации федерального уровня.

Важно! Главным регулирующим документом, который предусматривает нормы расхода воды на человека по России, является СНиП (нормы и правила строительства). Строительные нормы и правила едины по всей стране и не меняются в регионах.

Различия по регионам

Стандарт использования воды различается в разных частях России, соответственно, возникает необходимость регуляции существующих норм водопотребления. Это связано со следующими факторами, оказывающими непосредственное воздействие на объемы использования потребителями:

  • климат в регионе и нормы, установленные там;
  • преобладающие температуры;
  • качество работы канализаций;
  • время года;
  • исправность установленной техники;
  • оснащенность квартиры;
  • экономия со стороны жильцов.


Для подсчетов среднего количества использованного ресурса без счетчика могут использоваться и другие факторы, актуальные для конкретной местности. Эти сведения можно уточнить на официальных ресурсах муниципальных органов власти.

Расчеты на человека в месяц

Среднее количество потребленной воды устанавливается местно, однако, для этого используется одинаковая формула, в которой стоят 3 важных компонента:

  • действующая стоимость за кубический метр;
  • повышающий коэффициент;
  • средние показания потребления для среднестатистического дома.

Повышающий коэффициент при оплате имеет влияние для таких лиц, которые имеют возможность установить счетчики, но предпочитают не делать этого. При осуществлении подсчетов учитываются пособия и льготы для льготных категорий граждан.

Как сэкономить бюджет при оплате ЖКХ

Существует два пути для экономии своих затрат на ХВС и ГВС, если вы используете счетчик. Они успешно используются как на предприятиях и в жилых домах.

Счетчики

Если в помещении установлены счетчики, то это дает жильцам следующие преимущества:

  • возможность личного контроля над тем, сколько ресурса потратили;
  • отсутствие необходимости переплаты за жильцов других квартир;
  • не нужно платить за повышающий коэффициент.
  • нет необходимости оплачивать услугу, если водопровод не использовался.

В среднем в условиях общественного пользования счетчик позволяет сэкономить практически в 2 раза при сравнении с оплатой по нормативу. Именно поэтому сегодня приборы учета установлены как в большинстве жилых домов, так и в офисах и местах общественного пользования. Нередко они являются обязательными к установке.

Специальное оборудование и оснащение

Кроме счетчика, сократить расходы и затраты на эту часть ЖКХ можно, руководствуясь следующими рекомендациями:

  1. Отсутствие ванны. Использование исключительно душа позволяет сократить расход до 125 литров на человека от 300 возможных.
  2. Употребление в пищу специальной питьевой воды позволяет сэкономить до 40-50 литров в месяц.
  3. Использование посудомоечной машины. В среднем сокращает использование ВС до 20% ежемесячно.
  4. Стирка исключительно с использованием стиральной машины уменьшает потребление на 7-10%.
  5. Экономичный кран и сливной бачок экономичного типа снижают потребление на 10-13%.

Важно следить за исправностью техники в ванных комнатах, туалете и на кухне. Нередко следствием проблем с бытовой техникой становится значительная переплата за счета.

Несмотря на то, что нормативы потребления воды на человека подсчитываются максимально объективно, они не могут обеспечить комфортные условия для всех жильцов. Результатом этого становятся неизбежные переплаты за услуги. Чтобы не переплачивать и иметь возможность разумно на этом сэкономить, используются приборы учета потребления горячей или холодной воды. Благодаря им большинству людей удается сократить свои расходы на ВС более, чем в 1,5% ежемесячно.

2. Вопрос

Как производить начисление, если ИПУ отработал меньше установленного в Правилах № 000 срока (меньше 3-месяцев)?

Ответ

Порядок расчетов в случае если ИПУ отработал меньше установленного в Правилах № 000 срока (меньше 3-месяцев), Правилами № 000 не урегулирован. Считаем, что в этом случае размер платы может быть определен исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении (ч.1 ст.157 ЖК РФ).

3. Вопрос

Установлены счетчики, но показания не передавались. Что будет приниматься для расчета среднемесячных показаний приборов учета?

Ответ

При невозможности определить среднемесячные показания объемов коммунального ресурса при наличии установленных приборов учета в расчетах за коммунальные услуги следует использовать нормативы потребления коммунальных услуг.

4. Вопрос

У собственника наступил срок поверки счетчиков ИПУ воды. Он не проверил счетчики воды в Центральной метрологической службе. Как начислять ему плату за воду: принимать ли у него показания счетчиков воды? И нужно ли ему впоследствии делать перерасчет ?

Ответ

Согласно п. 59 Правил № 000 в случае истечения срока эксплуатации ИПУ, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 1 года, а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет в таком порядке начинается с даты, когда истек срок проведения очередной поверки ИПУ, до даты введения в эксплуатацию прошедшего поверку ИПУ, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Таким образом, ИПУ с истекшим сроком очередной поверки к эксплуатации не допускается, его показания в расчетах не используются.

Обязанность исполнителя произвести последующий перерасчет платы, начисленной без учета показаний неповеренного ИПУ, в Правилах № 000 прямо не предусмотрена.

На наш взгляд, такой перерасчет может быть произведен в случае если:

5. Вопрос

У абонента ИПУ установлен шесть месяцев, из которых показания переданы только один раз. Как производить начисления согласно Правил № 000?

Ответ

Согласно п.59 Правил № 000 в случае непредставления потребителем показаний ИПУ плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, определяется исходя из среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям ИПУ за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, а для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода (в случае если период работы ИПУ составил меньше 1 года). Если среднемесячный объем потребления рассчитать невозможно по указанной в вопросе причине, то начисления следует производить по нормативам потребления, поскольку иных вариантов расчетов за коммунальные услуги ни Правилами № 000, ни ст.157 ЖК РФ не предусмотрено.

6. Вопрос

Постановление Правительства РФ № 000 п. 59: нужно ли пересчитывать объемы, рассчитанные по среднему (и нормативам) в период поверки ИПУ, если по результатам поверки ИПУ признан соответствующим требованиям к приборам учета и не изымался у потребителя?

Ответ

Обязанность исполнителя произвести последующий перерасчет платы, начисленной без учета показаний неповеренного ИПУ, в Правилах № 000 прямо не предусмотрена. На наш взгляд, такой перерасчет может быть произведен в случае если:

ИПУ по результатам проведенной поверки будет признан соответствующим установленным требованиям к средствам измерений;

Фактический объем потребления услуг по данным ИПУ, вышедшим из поверки, превысит объем, начисленный исходя из среднемесячных (нормативных) значений (в противном случае остальным потребителям будет необоснованно завышен размер платы за ОДН);

Соответствующие обязанность и право исполнителя будут предусмотрены условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (на основании пп. «ф» п.31 и пп. «ж» п. 32 Правил № 000.

7. Вопрос

П. 59 Правил предоставления коммунальных услуг. У абонента установлено 2 прибора учета по одному виду услуги, например холодное водоснабжение , и абонент сообщил показания только по одному прибору учета. Каким образом произвести начисления по данному виду коммунальных услуг: по одному прибору учета по показаниям, а по второму по среднему, или по среднему по л\с в целом? А если абонент по одному прибору учета исправно передает показания прибора учета, а по второму не передает более 3 месяцев?

Ответ

Считаем, что в соответствии с п.59 Правил № 000 начисления в течение 3-х месяцев могут производиться любым из указанных Вами способом (поскольку любой из них не будет отражать фактическое потребление услуг и в последующем данному потребителю будет сделан перерасчет исходя из фактических показаний установленных в его помещении приборов учета). Однако по истечении 3-х месяцев, за которые плата за коммунальную услугу определяется по среднемесячным показаниям приборов учета, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п.60 Правил № 000). Поскольку нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в единой величине, то в случае если абонент по одному прибору учета не передает показания более 3 месяцев, а по другому прибору исправно передает показания, то начисление платы за 4-й месяц ему следует производить исходя из норматива потребления - без учета предоставляемых потребителем показаний одного из приборов учета.

8. Вопрос

Необходимо ли произвести перерасчет платы за коммунальные услуги (горячее, холодное водоснабжение, электроснабжение) в случае не предоставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета в срок до 26 числа текущего месяца с последующим их предоставлением в следующем месяце.

Ответ

Согласно пп. «б» п. 59 Правил № 000 в случае непредставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) в установленные Правилами № 000 сроки (то есть не позднее 26-го числа текущего месяца) плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в таком помещении.

Таким образом, если потребитель не представил вовремя показания ИПУ в текущем месяце (например, сентябре), то начисление ему размера платы за текущий месяц (сентябрь) необходимо производить исходя из среднемесячного объема потребления.

В целях дальнейших расчетов показания ИПУ на конец текущего месяца (сентября) принимаются равными сумме:

Последних показаний, представленных потребителем в установленный срок для определения размера платы за предыдущий месяц (август);

И среднемесячного объема потребления, принятого исполнителем при начислении размера платы за текущий месяц (сентябрь).

1 вариант. Если потребитель представил показания ИПУ в следующем месяце (октябре) вовремя, то размер платы за октябрь определяется в общеустановленном порядке - исходя из показаний ИПУ, представленных потребителем до 26 октября , и расчетного значения показаний ИПУ на конец предшествующего месяца (сентября).

2 вариант. Если потребитель представил показания в следующем месяце (октябре) несвоевременно, то размер платы за октябрь определяется в указанном выше порядке – исходя из среднемесячного объема потребления. Среднемесячный объем потребления суммируется с «показаниями» ИПУ за сентябрь. И т. д. до расчетного периода, в котором потребитель своевременно представит показания ИПУ. Размер платы за месяц, в котором показания ИПУ были представлены вовремя, определяется в общеустановленном порядке - исходя из показаний ИПУ, представленных потребителем, и расчетного значения «показаний ИПУ» на конец предшествующего месяца.

9. Вопрос

Как определить, за какой период и в каком периоде сняты показания ИПУ, если они переданы несвоевременно?

Ответ

Нет необходимости устанавливать какие показания и к какому периоду относятся, поскольку в случае несвоевременного предоставления показаний ИПУ согласно п.59 Правил № 000 объем потребления коммунальной услуги в расчетном месяце принимается равным среднемесячному объему (если показания не предоставляются более 3-х месяцев – по нормативам потребления). В месяц представления показаний ИПУ объем определяется из расчета разницы между представленными показаниями и выставленным объемом за предыдущие месяцы, за которые показания не предоставлялись.

10. Вопрос

Если абонент не передал показания ИПУ, то в течение 3 месяцев можно начислять по среднемесячным объемам. Как производить начисление, если абонент передал показания в 3-м месяце? Делать ли в этом случае перерасчет (снятие) среднемесячных объемов, начисленных ранее?

По прошествии 3-х месяцев ИПУ автоматически считается вышедшим из строя? (в Правилах № 000 это не оговорено).

Ответ

Размер платы за первые 2 месяца определяется исходя из среднемесячного объема потребления. Размер платы за 3-й месяц, в котором абонент представил последние показания ИПУ, определяется исходя из объема, исчисленного как разница между показаниями ИПУ, снятых на конец этого 3-го месяца, и показаниями ИПУ на начало 3- го месяца, «рассчитанными» исполнителем указанным ниже способом.

Рекомендуем начисленный по среднемесячному значению объем потребления за 2 месяца, в течение которых абонент не представлял показания ИПУ, суммировать с показаниями, которые абонент представил до этого (в предыдущий раз). То есть показания ИПУ на конец каждого из двух расчетных периодов, за которые абонент не передавал показания ИПУ, необходимо последовательно увеличивать на среднемесячный объем потребления. При таком порядке исполнителю не придется снимать произведенные начисления по среднемесячным объемам, а затем начислять размер платы в месяце, на конец которого потребитель представил показания ИПУ за 3 месяца, исходя из показаний за эти 3 месяца.

По прошествии 3-х месяцев непредоставления потребителей показаний ИПУ такой прибор учета не считается вышедшим из строя.

11. Вопрос

Каким образом РСО может определить среднемесячный объем потребления за последний год в отношении отдельных потребителей, при непредставлении последним показаний приборов учета в течение 3 месяцев?

Ответ

Согласно п.59 Правил № 000 в случае непредставления показаний ИПУ плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода). Указанные периоды определяются начиная с первого месяца, за который показания ИПУ не были предоставлены.

12. Вопрос

Новые нормативы потребления коммунальных услуг разработаны только для жилых помещений. Как производить начисление, если нежилое помещение не передает показания ИПУ более чем 2 месяца?

Ответ

Положение п.59 Правил № 000 об использовании в расчетах за коммунальные услуги среднемесячных показаний ИПУ содержит положение о его применении для нежилых помещений в течение 3х месяцев непредставления показаний ИПУ. По истечении 3х месяцев рекомендуем определить порядок начислений платы за коммунальные услуги в договоре с собственником нежилого помещения: разумным будет в доме с ОПУ продолжать начислять по среднемесячному потреблению прошлого года, а в доме без ОПУ – в объеме, согласованном с РСО.

13. Вопрос

Собственник имеет в доме несколько квартир, которые сдает в наем под почасовую гостиницу, приборы учета установлены, но показания не сдает, в квартиру для снятия показаний по приборам учета не допускает. Как в таких случаях производить начисления коммунальных услуг?

Ответ

Согласно Правил № 000 начисление платы за коммунальные услуги в жилом помещении, потребители в котором не сдают показания приборов учета, следует исчислять в соответствии со среднемесячными объемами, определенными по показаниям приборов учета (в течение первых трех месяцев), а затем по нормативам потребления, исходя из количества проживающих и зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Однако по нашему мнению, использование квартиры в многоквартирном доме под гостиницу неправомерно, поскольку для такого использования собственник обязан перевести жилое помещение в нежилое. Необходимо обращаться в жилищную инспекцию с требованием о выдаче собственнику предписания о прекращении использования жилого помещения не по назначению.

14. Вопрос

Согласно п.59 Постановления № 000, в случае непредставления потребителем, показаний приборов учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода). Следует ли ограничивать период для расчета среднемесячного объема периодом нахождения помещения в собственности, в случае если переход права собственности на помещение к другому лицу произошел менее 1 года назад?

Ответ

Прямого ответа на поставленный вопрос Правила № 000 не содержат. При этом считаем, что в описанной ситуации необходимо исходить из следующего.

Обязательства по оплате коммунальных услуг возникают у конкретного лица - потребителя коммунальных услуг, поэтому при прочтении п. 59 Правил № 000, в котором допускается использование в расчетах показателя среднемесячного объема потребленного коммунального ресурса конкретным потребителем, по нашему мнению, следует исходить из того, что при применении п.59 Правил № 000 нельзя учитывать при определении среднемесячного объема объем коммунального ресурса, потребленный иным потребителем (прежним собственником помещения в многоквартирном доме). Следовательно, при отсутствии возможности определить для «нового» потребителя (в собственности которого помещение находится менее 3 месяцев) среднемесячный объем коммунального ресурса для целей использования п.59 Правил № 000, необходимо производить расчет платы за коммунальные услуги (за период не предоставления таким потребителем показаний ИПУ) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что будет соответствовать ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса РФ. Если же помещение, оборудованное ИПУ, находится в собственности «нового потребителя» более трех месяцев, то среднемесячный объем потребления коммунального ресурса для целей применения п.59 Правил № 000, определяется с учетом фактического периода работы прибора учета (но не менее трех месяцев) и переданных потребителем показаний за соответствующие расчетные периоды.

15. Вопрос

Просим высказать мнение по поводу ситуации, при которой: срок поверки ИПУ истек и в соответствии с п.59. Постановления № 000, плата за коммунальную услугу в течении 3-х месяцев определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета. По истечении 3-х месяцев по нормативу (п.60), но в случае, если количество проживающих равно 0, норматив также равен 0. Не следует ли из этой ситуации вывод, что среднемесячный объем в ситуациях, описанных п.59 применяется только при условия наличия проживающих в помещении?

Ответ

Согласно ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчетов за период временного отсутствия граждан в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 86 и 88 Правил № 000 при отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Учитывая, что неповеренные своевременно приборы учета, не могут быть использованы в расчетах за коммунальные услуги, то в отношениях с гражданами, временно или постоянно отсутствующими в занимаемых ими жилых помещениях (оснащенных индивидуальными приборами, не прошедшими своевременно поверку), которым начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на индивидуально-бытовые нужды, производится исходя из среднемесячного объема потребления или нормативов потребления, необходимо руководствоваться указанными выше нормами ЖК РФ и Правил № 000, предусматривающими перерасчет размеров платы за отдельные виды коммунальных услуг в период неиспользования жилого помещения, не оборудованного индивидуальными приборами учета.

Таким образом, в описанной Вами ситуации п.59 Правил № 000 применяется при условии наличия проживающих в жилом помещении (за исключением коммунальных услуг отопления и газоснабжения на цели отопления жилых помещений).

16. Вопрос

Правила № 000 урегулировали вопрос о том, каким образом необходимо начислять плату за коммунальную услугу в случае непредставления потребителем показаний ИПУ - по среднемесячному объему, затем по нормативу.

Однако Правила прямо не урегулировали вопрос о том, должен ли исполнитель после предоставления потребителем показаний (что может произойти спустя несколько лет!) пересчитать ему размер платы за коммунальные услуги, начисленный ранее, исходя из представленных показаний? К какому периоду следует относить получившийся доп. объем потребления (причем он может быть и минусовым, если за период непредставления показаний потребление, учитывающее ИПУ отсутствует)?

Аналогичные вопросы возникают в случаях когда:

Исполнитель получил доступ и снял показания после периода, в течении которого потребитель не передавал показания ИПУ и не допускал исполнителя для проведения проверки в помещение;

Потребитель пропустил срок поверки ИПУ, но затем проведенная поверка показала, что прибор исправен. Следует ли исполнителю пересчитать прошлые периоды по показаниям в то время не поверенного ИПУ, если его показания потребителем все-таки передавались?

Ответ

В любом из указанных в вопросе случаях не предоставления показаний ИПУ у исполнителя КУ нет оснований не проводить потребителю расчет размера платы исходя из показаний ИПУ (в т. ч. путем корректировки). Величина корректировки (плюс или минус) учитывается в том периоде, в котором были предоставлены показания ИПУ.

17. Вопрос

В правилах № 000 имелась норма, что если учет ресурса в жилом помещении осуществляется несколькими приборами учета, то при неисправности или окончании поверочного периода одного из них расчет проводится по нормативам потребления. На что можно ссылаться в рамках Правил № 000?

Ответ

В Правилах № 000 норма, прямо устанавливающая порядок расчетов в случае неисправности одного из средств измерений, используемых для определения объемов потребления коммунального ресурса в одном жилом (нежилом) помещении в МКД, отсутствует. Однако в указанном случае следует руководствоваться пп. «а» п.59 Правил № 000, устанавливающим порядок расчетов при выходе из строя либо истечении срока эксплуатации индивидуального, квартирного прибора учета, под которым понимается и один из совокупности установленных приборов учета, измеряющих объем коммунального ресурса в помещении - исходя из среднемесячного объема потребления или норматива потребления . Данный вывод исходит из того, что в Правилах № 000 совокупность средств измерений, используемых для определения объемов потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме или в коммунальной квартире, приравнивается к одному средству измерения - индивидуальному или квартирному прибору учета (п.2 Правил № 000). Кроме того, норматив потребления коммунальных услуг, применяемый в расчетах в случае выхода из строя или окончания срока эксплуатации ИПУ (КПУ) в соответствии с п. 60 Правил № 000, устанавливается не на часть коммунальных услуг, потребляемых в жилом помещении, а на коммунальные услуги, потребляемые в целом в помещении.

18. Вопрос

В Правилах № 000 не предусмотрен порядок начисления платы за срыв пломбы по месту установки прибора учета. Санкции предусмотрены только за самовольное подключение, за вмешательство в работу прибора учета. Как производить начисление объемов в указанном случае?

Ответ

В п.62 Правил № 000 установлен специальный порядок расчетов при обнаружении исполнителем факта несанкционированного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам , а также несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета. То есть просто срыв пломбы на месте присоединения прибора учета к сетям еще не свидетельствует о факте целенаправленного или непреднамеренного вмешательства потребителя в работу прибора учета, повлекшего искажение его показаний. Кроме того, считаем, что зафиксировать наличие искажения показаний прибора учета, вызванного вмешательством в работу прибора учета, не представляется возможным. Таким образом, в отсутствие доказательств о том, что срыв пломбы является вмешательством потребителя в работу прибора учета, повлекшего искажение его показаний, расчеты за коммунальные услуги необходимо производить исходя из показаний такого прибора учета. Тем более что наличие пломбы на месте присоединения индивидуального прибора учета к сетям требуется не во всех случаях.

4.2. Случаи определения размера платы за коммунальные услуги без использования показаний ОПУ при их наличии

1. Вопрос

Как производить начисление, в том числе по отоплению в межотопительный период, если ОПУ с момента установки отработал менее 3-х месяцев (п.59, 60 Правил № 000)?

Ответ

Согласно Правилам № 000 в межотопительный период начисление по отоплению не производится.

Если ОПУ до выхода из строя отработал менее 3-х месяцев, то расчеты за коммунальные услуги и первые три месяца и по истечении 3-х месяцев могут производиться по нормативам потребления (ч.1 ст.157 ЖК РФ).

2. Вопрос

После установки ОПУ и начислений по нему собственники потребовали провести поверку, поскольку, по их мнению, прибор работал некорректно. При поверке обнаружилось, что прибор имеет завышенную погрешность. За чей счет производится поверка? Как произвести корректировку гражданам в связи с выявленной погрешностью прибора? Как произвести перерасчет между РСО и УО?

Ответ

Поверка ОПУ проводится за счет собственников помещений МКД, с возмещением расходов через плату за содержание и ремонт жилья .

Поскольку выявленная завышенная погрешность показаний ОПУ относится к неисправности прибора учета, то в соответствии с п. 60 Правил № 000 размер платы определяется исходя из «рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового (коллективного) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд».

Если РСО признает дату поломки ОПУ более раннюю, чем дата демонтирования ОПУ для проведения поверки, и проведет перерасчет УО, то появится основание для перерасчета платы за услуги отопления гражданам.

3. Вопрос

Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный п.59 Правил № 000, позволяет недобросовестным потребителям умышленно выводить ОПУ на самые холодные месяцы, в результате чего предприятие будет нести убытки, как быть?

Ответ

В указанном случае рекомендуется разъяснить потребителям, что умышленный вывод из строя ОПУ приводит к обязанностям лица, ответственного за эксплуатацию общего имущества, восстановить работоспособность приборов учета в течение 2х месяцев. Следовательно, экономия в оплате за ресурс может быть меньше, чем расходы потребителя на ремонт и обязательную поверку прибора учета после его ремонта.

Пункт 27 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации в договоре теплоснабжения предусматривает ответственность за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний.

4. Вопрос

МКД имел ОПУ, который демонтирован в связи с капитальным ремонтом дома. Как производить начисление? Как производить начисления при снятии ОПУ на поверку?

Ответ

В этих случаях следует руководствоваться п. 60 Правил № 000, устанавливающим порядок расчетов при временном отсутствии ОПУ по причине утраты ранее введенного в эксплуатацию ОПУ (при его демонтаже в связи с капитальным ремонтом) или истечения срока эксплуатации ОПУ (при его снятии на поверку), т. е. определять плату в течение 3х месяцев – по среднемесячному потреблению, в последующие месяца – по нормативам потребления коммунальных услуг.

5. Вопрос

При установлении РСО факта истечения срока поверки прибора учета абонента с какого момента производить начисление платы за коммунальный ресурс с учетом нормативов: с момента обнаружения или с момента истечения срока поверки (путем сторнировки произведенных ранее начислений по показаниям прибора учета)?

Ответ

Согласно п. 60 Правил № 000: Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда истек срок эксплуатации общедомового прибора учета , а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события , до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку порядок расчетов по договору ресурсоснабжения должен соответствовать Правилам № 000, то с момента истечения срока поверки общедомового прибора учета расчеты по договору ресуроснабжения необходимо производить по среднемесячному объему потребления, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку Правилами № 000 установлен предельный срок расчетов за коммунальные услуги исходя среднемесячных объемов потребления, определенных исходя из показаний ОПУ (3 месяца), то по истечении указанного срока расчеты за ОДН с потребителями должны производиться исходя из нормативов потребления на ОДН, а расчеты между исполнителем и РСО - в порядке, установленном Правилами № 000, - исходя из суммы объемов потребления в жилых и нежилых помещениях МКД (определенных по показаниям ИПУ и (или) нормативам потребления на индивидуально-бытовые нужды) и объема потребления на ОДН (определенного по нормативам потребления на ОДН).

4.3. Несанкционированное подключение

1. Вопрос

Пропускную способность трубы определять с учетом какой скорости движения воды?

Ответ

По нашему мнению, скорость движения воды при определении пропускной способности трубы должна соответствовать фактической скорости, с которой подается вода в соответствующий период времени (года, суток). Однако если ресурсоснабжающая организация в расчетах с исполнителем коммунальных услуг (в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения в отсутствие общедомовых приборов учета) будет исчислять количество израсходованной в доме воды в соответствии с п.57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 N 167, то есть по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с , то и расчеты между исполнителем коммунальных услуг и потребителями, допустившими несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, должны строиться в том же порядке (основание – п.62 Правил № 000, согласно которому акт проверки состояния прибора учета, составляется исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации ).

2. Вопрос

Применяется ли порядок расчета, предусмотренный п. 62 Постановления Правительства № 000 от 01.01.2001г. к гражданам, осуществившим самовольное без заключения договора энергоснабжения) подключение частных жилых домов к электрическим сетям сетевой компании?

Ответ

Нет, данный пункт не применяется, так как в указанном примере отсутствует внутриквартирное оборудование, несанкционированно подключенное к внутридомовым инженерным системам. Однако положения данного пункта могут применяться по аналогии к потребителям проживающих в жилых домах на основании ч.2 ст.7 ЖК РФ.

3. Вопрос

Правомерно ли производить расчеты, предусмотренные п. 62 Правил за период предшествующий дате вступления в силу Правил? (Например: с 01.06.2012 г. по 05.09.2012 г.).

Ответ

Нет оснований для производства таких расчетов. За период, предшествующий дате вступления в силу Правил, расчет производится в соответствии с законодательством, действовавшим в тот период.

4. Вопрос

Обнаружено несанкционированное вмешательство в работе индивидуального прибора учета (Например: магнит на приборе воды). Как производить начисление с момента обнаружения до восстановления прибора учета: по пропускной способности или по нормативу?

Ответ

Согласно п.62 Правил № 000 при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу ИПУ воды, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных по пропускной способности трубы и круглосуточной работы водопотребляющего оборудования после составления акта о несанкционированном потреблении коммунальных услуг, оформленного исполнителем в присутствии РСО.

5. Вопрос

Необходимо ли решение суда для отключения эл. энергии при вмешательстве должника во внутридомовые инженерные системы?

Ответ

Решение суда не требуется, так как согласно п. 62 Правил № 000 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

5. Изменение размера платы при нарушении качества коммунальных услуг

5.1. основания и общий порядок

1. Вопрос

Какой документ является основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу при предоставлении ее ненадлежащего качества?

Ответ

Для перерасчета платы за коммунальные услуги необходимо наличие акта о нарушении качества коммунальных услуг, составленного исполнителем в соответствии с разделом Х Правил № 000, или указание исполнителя, оформленное в адрес РКЦ в письменном виде, при самостоятельном установлении исполнителем факта нарушения качества коммунальных услуг (п.104 Правил № 000).

2. Вопрос

Какие лица относятся к категории «незаинтересованных лиц», имеющих право подписания актов проверки (можно ли отнести к данной категории, например, соседей)?

Ответ

Незаинтересованным лицом, по нашему мнению, необходимо признавать лицо, на права и обязанности которого по отношению к УО, РСО, потребителю никоим образом не может повлиять установление (либо неустановление) того или иного факта. Таким образом, соседи, с учетом конкретных обстоятельств могут быть как отнесены, так и не отнесены к категории незаинтересованных лиц.

Так, например, если установление факта некачественного предоставления коммунальных услуг может повлечь за собой перерасчет платы за коммунальные услуги для всех потребителей в многоквартирном доме, то, по нашему мнению, соседи, не могут признаваться незаинтересованными.

3. Вопрос

Начисления за коммунальную услугу в МКД производятся исходя из показаний ОПУ. В доме за некачественно предоставленную услугу по нескольким квартирам произведено снижение размера платы. Нужно ли вычитать эти снятия из начислений по ОПУ, чтобы они не «ложились» на общедомовые нужды, а компенсировались виновными в недопоставке (или РСО или обслуживающей ВДИС организацией)? И как правильно это сделать? Что делать с поступающими актами, которые были сделаны гораздо позднее, чем произведены расчеты с РСО (обслуживающей ВДИС организацией)?

Несмотря на то, что последние несколько лет жильцов методично пытаются перевести на оплату ресурсов по фактически потребленным объемам, многие по-прежнему не устанавливают счетчики. А это значит, что им плата за «коммуналку» рассчитывается по утвержденным нормативам. Что это такое, как они устанавливаются и как долго остаются неизменными? Об этом и пойдет речь в этом выпуске серии «Ликбез».

Что такое норматив?

Норматив потребления коммунального ресурса – это среднемесячный объем (количество, норма) потребления коммунального ресурса (холодная \ горячая вода, водоотведение, газ, электроэнергия, отопление), который применяется для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

Другими словами, сколько бы Выв этом месяце не истратили, например, воды, на размер платежа это никак не повлияет. Приведем наглядный пример. Оплатив тур с набором услуг «все включено» в отеле, где способ организации питания – «шведский стол», Вы можете есть сколько хотите, а можете вообще не есть – на размер затрат это никак не повлияет. Но кто и как рассчитывает нормативы – своего рода «все включено» по конкретной коммунальной услуге?

Кто и как рассчитывает нормативы?

Нормативы в субъектах России разные, что обусловлено многими факторами. Например, при расчете норматива потребления тепловой энергии, применяются показатели, среди которых средняя температура наружного воздуха за отопительный период. Учитывается также и продолжительность отопительного периода. Согласитесь, что норма потребления тепла в таком случае будет справедливо выше за полярным кругом, чем у нас, в средней полосе России.

Теперь понятно, почему расчет нормативов Правительство возложило на региональные органы государственной власти. В нашей области Министерство конкурентной политики и тарифов в Постановлении №149-ЭК утвердило эти самые нормативы. Как они рассчитываются?

В Постановлении №354 упоминается об «установленном порядке» расчета нормативных показателей. Где его найти? В Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 258 – об изменениях с его введением можно прочитать в статье «Постановление №258 – что изменилось?») приводятся Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. В принципе, большего нам, как конечным потребителям, в плане порядка расчета нормативов знать и не нужно.

В заключение стоит добавить, что нормативы утверждаются на срок не менее трех лет. В течение этого времени они могут быть пересмотрены только по двум причинам:

Изменились конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатические условия, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменилось более чем на 5 процентов;

Изменились Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Источник фотоматериала: http://yandex.ru/images