Смотрите также:

Начался этап первоначального испытания и оценки новейшего беспилотного летательного аппарата (БЛА) RQ-21A "Блэкджэк" (Blackjack). Он проходит в испытательном центре Корпуса морской пехоты (КМП) США MCAGCC (Marine Corps Air Ground Combat Center) в Твентинайн Палмс (шт.Калифорния). Об этом сообщает пресс- служба Командования авиационных систем ВМС США (US Naval Air Systems Command).

Головная партия БЛА RQ-21A, ранее известного как STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System), продемонстрирует в рамках этой фазы испытаний эффективность аппарата и его пригодность для использования в боевых действиях.

Полковник Джеймс Ректор, управляющий программой STUAS для КМП и ВМС США и отвечающий за создание БЛА RQ-21A, заявил, что "получение первой LRIP-партии этих БЛА (RQ-21A) является важнейшим достижением американского руководства и промышленных кругов". Он охарактеризовал аппарат как "эффективный" и сообщил, что "он удовлетворяет требованиям, предъявленным подразделениями Корпуса морской пехоты, размещенным как на суше, так и на море".

БЛА "Блэкджек", созданный компанией "Инситу инкорпорейтед" (Insitu Incorporated), является развитием БЛА "Скан Игл" (ScanEagle). Основное внешнее отличие состоит в двухкилевом хвостовом оперении RQ-21A, что повлекло за собой увеличение его размеров. Система включает в себя пять БЛА, две наземных станции управления, оборудование, необходимо для запуска и технического обслуживания.

На протяжении нескольких месяцев сухопутные и морские испытания будут проводиться 1-й испытательной эскадрильей (ATES VX, Air Test and Evaluation Squadron VX). После завершения фазы первоначального испытания и оценки представители государственных органов и компании "Инситу" передадут эти БЛА для дальнейшего использования во 2-ю эскадрилью беспилотных летательных аппаратов КМП США, расположенную на авиабазе Корпуса в Черри Пойнт (шт.Северная Каролина). Поставка второй LRIP-партия RQ-21A запланирована на весну 2014 г. и будет включать в себя одну систему.

Подполковник Энтони Болден, командир 2-й эскадрильи БЛА КМП США, сообщил, что "Блэкджек" существенно улучшит контроль за полем боя для тактической группировки наземных сил и авиации КМП. В результате, по его словам, морские пехотинцы получат платформу, оснащенную соответствующим оборудованием, необходимым для выполнения вышеупомянутой задачи. "RQ-21A предоставляет новый уровень гибкости и возможностей для экспедиционных сил, которые на данный момент не содержатся ни в одном БЛА", заявил Болден. "В результате, эскадрильи БЛА КМП США, использующие "Блэкджек", смогут уверенно выполнять задачи в составе тактических группировок", - дополнил он.

Длина RQ-21A составляет 2,4 м, размах крыла - 4,8 м. Аппарат обеспечивает возможности наблюдения и разведки для подразделений, действующих на суше и на море. Открытая архитектура позволяет осуществлять быструю реконфигурацию установленного оптоэлектронного оборудования, масса которого ограничена 10 кг. Стандартная нагрузка включает в себя движущиеся дневные и ночные камеры слежения, инфракрасный указатель, коммуникационный комплект, приемники системы автоматического распознавания.

С конца прошлого десятилетия американская компания Boeing Insitu работает над проектом беспилотного летательного аппарата RQ-21 Blackjack. Этот аппарат был разработан по заказу Корпуса морской пехоты и военно-морских сил США. Основное предназначение машины – ведение разведки, патрулирование в заданных районах и обнаружение различных объектов. К настоящему времени все проектные работы завершены и ведется полномасштабное строительство новых беспилотников.


БПЛА RQ-21 разрабатывался в рамках программы STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System – «Малая тактическая беспилотная авиационная система»). Целью этой программы было создание легкого беспилотника для эксплуатации в КМП и ВМС. Подобное предназначение сказалось на требованиях к перспективной машине. Так, нужно было сделать сравнительно легкую машину, способную вести патрулирование в течение длительного времени. Кроме того, она должна была иметь минимально возможные габариты для хранения на кораблях. В состав комплекса планировалось включить рельсовую пусковую установку для взлета. Посадку требовалось производить при помощи системы, позволяющей обойтись без большой площадки.

В программе STUAS помимо Boeing Insitu приняли участие несколько других компаний. Raytheon представила БПЛА Killer Bee (ныне известен под названием Northrop Grumman Bat), компания AAI предложила проект Aerodyne, а General Dynamics (США) и Elbit Systems (Израиль) вошли в программу с проектом Storm. Разработка предварительных проектов и их сравнение продолжались до середины 2010 года. В июне 2010-го заказчик сделал свой выбор. Самым лучшим из предложенных проектов в Пентагоне сочли Boeing Insitu RQ-21A Integrator (такое название проект носил на ранних стадиях). Для завершения проекта разработчику выделили 43,7 миллиона долларов.

Основой для проекта RQ-21A стала предыдущая разработка фирмы Boeing Insitu – БПЛА ScanEagle. Новый беспилотник «унаследовал» ряд агрегатов и технических решений. Тем не менее, специфика требований Корпуса морской пехоты и ВМС заставила заметно переработать исходный проект. Так, все это привело к кардинальному изменению внешнего вида и компоновки аппарата.

БПЛА RQ-21 с точки зрения аэродинамики представляет собой двухбалочный высокоплан с толкающим воздушным винтом. Фюзеляж и крыло аппарата Integrator/Blackjack были выполнены путем переработки соответствующих агрегатов БПЛА ScanEagle. Новая машина имеет вытянутый фюзеляж характерной формы, внутри которого устанавливается двигатель и различная аппаратура.



В средней части фюзеляжа закреплено высокорасположенное крыло размахом 4,8 м. Крыло с большим удлинением имеет небольшую стреловидность по передней кромке. На стыке крыла и фюзеляжа центроплан имеет характерный скругленный наплыв. На законцовках имеются т.н. винглеты. Использованная конструкция крыла призвана обеспечивать максимально возможное аэродинамическое качество, прямо влияющее на летные данные аппарата, в первую очередь на дальность и продолжительность полета.

На стыках центроплана и консолей крыла к плоскости крепятся две тонкие балки, на которых закреплено П-образное хвостовое оперение. Последнее состоит из двух килей с рулями направления и высокорасположенного стабилизатора с рулем высоты. С учетом хвостовых балок и оперения общая длина БПЛА RQ-21 равняется 2,5 м.

В хвостовой части фюзеляжа имеется поршневой двигатель мощностью 8 л.с., в качестве топлива использующий авиационный керосин сортов JP-5 и JP-8. В качестве движителя используется толкающий воздушный винт, расположенный между двумя хвостовыми балками. Используемый двигатель позволяет беспилотнику развивать максимальную скорость до 167 км/ч. Крейсерская скорость – 101 км/ч. Потолок достигает 6 км. Имеющийся запас топлива достаточен для патрулирования в течение 16 часов.

БПЛА RQ-21 Integrator/Blackjack получился достаточно легким. Вес пустого аппарата – 36 кг. Максимальный взлетный вес с полезной нагрузкой 17 кг – 61 кг. Малый вес машины позволил обойтись сравнительно маломощным двигателем.

В носовой части фюзеляжа аппарата предусмотрена гиростабилизированная установка для аппаратуры наблюдения. В стандартной конфигурации на ней находится оптико-электронная система с видеокамерой и тепловизором, а также лазерный дальномер и ответчик системы опознавания. При необходимости аппарат может нести дополнительную аппаратуру. Для энергоснабжения радиоэлектронной аппаратуры беспилотник оснащен генератором мощностью 350 Вт.

Для облегчения конструкции летательного аппарата в проекте RQ-21 пришлось использовать специальные устройства для запуска и посадки, заимствованные из проекта ScanEagle. Запуск предлагается осуществлять при помощи рельсовой пусковой установки. Установка смонтирована на буксируемом колесном шасси. На нем установлен набор оборудования и рельсовая направляющая. На последней имеется подвижная каретка с креплениями для беспилотника. Перед запуском необходимо поднять направляющую на нужный угол возвышения и установить летательный аппарат на каретку. По команде оператора каретка, приводимая в движение пневматическим приводом, разгоняет БПЛА до взлетной скорости, после чего тот отделяется от нее и поднимается в воздух.

В качестве посадочного устройства было предложено использовать систему Skyhook («Небесный крюк»). Она представляет собой буксируемую платформу с подъемной стрелой, на которой имеется трос. Для посадки беспилотника необходимо поднять стрелу и привести трос в вертикальное положение. Далее БПЛА, используя радиомаяк, выходит на посадочный курс. Оператор или автоматика должен направить аппарат на посадочное устройство таким образом, чтобы захватить трос специальным крюком, установленным на крыле. После этого трос натягивается и гасит горизонтальную скорость БПЛА, после чего его можно опустить на землю или на палубу корабля.

В состав беспилотного авиационного комплекса Boeing Insitu RQ-21A Integrator/Blackjack входят пять летательных аппаратов, два пульта управления на колесном шасси, а также буксируемые прицепы с пусковой установкой и системой Skyhook. Подобный состав комплекса позволяет использовать его как в сухопутных войсках, так и в КМП или ВМС с базированием техники на кораблях.

28 июля 2012 года специалисты компании Boeing Insitu провели первый испытательный запуск нового беспилотника. Аппарат успешно отделился от пусковой установки, выполнил полетную программу и «сел» с использованием системы Skyhook. В дальнейшем были проведены еще несколько испытательных полетов. К примеру, в начале сентября 2012 года продолжительность полета впервые превысила один час.

В начале февраля 2013 года комплекс RQ-21A был доставлен на борт десантного корабля USS Mesa Verde (LPT-19). 10 февраля состоялся первый запуск с палубы. В течение нескольких месяцев специалисты проверяли работу беспилотного комплекса при использовании в интересах флота или КМП.

19 февраля американские специалисты приступили к летным испытаниям новой модификации беспилотника – RQ-21A Block II. От базовой версии он отличается некоторыми особенностями конструкции, а также использованным оборудованием. Для наблюдения за обстановкой этот БПЛА получил обновленную оптико-электронную систему NightEagle, разрабатывавшуюся в рамках проекта ScanEagle. Модернизированная оптико-электронная система имеет более высокие характеристики при работе ночью и в условиях жаркого климата. Дальнейшие испытания беспилотников RQ-21A и RQ-21A Block II велись параллельно.

В сентябре 2013 года проект Integrator получил новое название – Blackjack. Вскоре, в конце ноября, компания-разработчик получила контракт стоимостью 8,8 млн долларов, целью которого была подготовка к серийному производству новых БПЛА. Первый серийный комплекс RQ-21A был передан Корпусу морской пехоты в январе 2014 года.

Основным заказчиком новых беспилотных летательных аппаратов должен стать КМП США. В настоящее время компания Boeing Insitu выполняет заказ Корпуса на поставку 32 комплексов. В состав каждого из них входят пять беспилотников. До 2017 года Корпус морской пехоты намерен приобрести 100 комплектов системы Blackjack. Ожидается, что стоимость всего заказа будет оставаться на уровне 560 млн долларов.

Военно-морские силы США тоже выразили свое желание приобрести новые БПЛА. Существует заказ на 25 комплексов с пятью летательными аппаратами в каждом.

Ранее сообщалось, что в 2014 году свои первые RQ-21A Blackjack может получить Королевская армия Нидерландов. Эта структура выражала готовность приобрести пять беспилотных комплексов. Еще шесть комплексов могли быть приобретены неназванной ближневосточной страны. Какие-либо сведения об этом контракте отсутствуют.

В апреле 2014 года КМП США начал эксплуатацию БПЛА RQ-21A в Афганистане. На одну из баз был доставлен комплекс из пяти беспилотников, двух блоков управления и набора прочего оборудования. Аппараты Blackjack использовались для ведения разведки и обнаружения объектов противника. В сентябре сообщалось, что за 119 дней эксплуатации в Афганистане общий налет беспилотников составил 1000 часов. Комплекс RQ-21A хорошо зарекомендовал себя, вследствие чего его эксплуатация в Афганистане продолжилась.

По материалам сайтов:
http://insitu.com/
http://naval-technology.com/
http://navaldrones.com/
http://arms-expo.ru/
http://globalsecurity.org/


БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА RQ-21A STUAS (SMALL TACTICAL UNMANNED AIRCRAFT SYSTEM)

13.02.2013
АМЕРИКАНСКИЙ БЕСПИЛОТНИК INTEGRATOR ВПЕРВЫЕ ЗАПУСТИЛИ С КОРАБЛЯ

ВМС США 10 февраля впервые запустили разведывательный беспилотник RQ-21A, также известный как Integrator, с палубы корабля. Об этом сообщается в пресс-релизе ВМС от 12 февраля.
По данным ВМС, испытания прошли в Мексиканском заливе на палубе десантного корабля-дока «Меса-Верде» (LPD-19). До этого БПЛА три месяца испытывали на суше в Калифорнии. Первый полет аппарат совершил в июле 2012 года.
БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров. Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков.


Лента.ру

14.02.2013

10 февраля малый тактический беспилотник RQ-21A (Small Tactical Unmanned Air System — STUAS) выполнил первый взлет с палубы УДК USS Mesa Verde (LPD 19) класса San Antonio, сообщает ASDNews 13 февраля. После завершения полета аппарат был поднят на борт десантного корабля.
Полету над морем предшествовали три месяца наземных/летных испытаний на авиастанции ВМС в Чайна-Лэйк (Калифорния).

19.02.2013
АМЕРИКАНСКИЙ БЕСПИЛОТНИК RQ-21A INTEGRATOR ВПЕРВЫЕ ЗАПУСТИЛИ С КОРАБЛЯ

В воскресенье 10 февраля ВМС США впервые запустили разведывательный беспилотник RQ-21A STUAS (Small Tactical Unmanned Air System), также известный как Integrator, с палубы корабля. Об этом сообщается в пресс-релизе ВМС от 12 февраля.
По данным ВМС, испытания прошли в Мексиканском заливе на палубе десантного корабля-дока «Меса-Верде» (LPD-19). До этого БПЛА три месяца испытывали на суше в Калифорнии. Первый полет аппарат совершил в июле 2012 года. БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров.
Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков. Как сообщалось ранее, поставка беспилотников RQ-21A в войска в рамках программы STUAS намечено на 2017 год. Помимо ВМС США беспилотники RQ-21A планируется закупать для Морской пехоты. Морпехи, как сообщалось, будут запускать аппараты преимущественно на суше.
Lenta

27.05.2013
RQ-21A — МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ТАКТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВМС США

ВМС США дали разрешение на начало производства головной партии малоразмерных тактических беспилотных авиационных систем (БАС)STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System) RQ-21A для ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) в рамках этапа С. Об этом сообщило издание АРМС-ТАСС.
Это означает, что программа RQ-21A, руководимая отделом по программе STUAS для ВМС и КМП в Патаксент-Ривер (штат Мэриленд), вступает в этап производства и развертывания.
Входящий в систему беспилотный летательный аппарат (БЛА) RQ-21A будет выполнять задачи по ведению тактической разведки, наблюдения и целеуказания на море и на суше в интересах двух видов вооруженных сил США.
ОРУЖИЕ РОССИИ

15.01.2014


Морские силы самообороны Японии намерены оснастить корабли беспилотными летательными аппаратами, сообщает Jane’s со ссылкой на военные источники. В качестве одного из основных вариантов рассматриваются американские беспилотные аппараты RQ-21A Blackjack. На проведение испытаний и выбор корабельного беспилотника Япония потратит в 2014 году два миллиона иен (19,2 тысячи долларов).
По данным японских военных, новые беспилотники будут использоваться для слежения за перемещением китайских кораблей в Восточно-Китайском море. Окончательное решение об оснащении японских кораблей беспилотниками пока не принято. В случае закупки RQ-21A или других подобных аппаратов ВМС станут первым японским видом вооруженных сил, использующим беспилотные летательные аппараты. Лента.ру

31.01.2014


Морская пехота и ВМС США приступили к войсковым испытаниям перспективного беспилотного летательного аппарата RQ-21A Blackjack, сообщает Defense News. Оценочные испытания беспилотника в настоящее время проводятся в 29-м Центре управления боевыми действия наземных войск и авиации Корпуса морской пехоты США в Палмсе штата Калифорния. После их завершения может быть принято решение о принятии RQ-21A на вооружение.
Беспилотник также пройдет испытания в составе 1-й эскадрильи воздушных испытаний и оценки ВМС США. Военные будут проверять его как на суше, так и на море, запуская с палубы корабля. После этих испытаний продолжительностью несколько месяцев RQ-21A передадут для проверки 2-й эскадрилье беспилотных летательных аппаратов Морской пехоты, расположенной на авиабазе «Черри-Пойнт» в Северной Каролине.

06.06.2014
Новая беспилотная авиационная система (БАС) RQ- 21A «Блэкджек» (Blackjack) разработки и производства компании «Инситу» (Insitu) — подразделения «Боинга» — уже развернуты в Афганистане, на вооружении Корпуса морской пехоты США. Об этом говорится в сообщении ВМС США. RQ-21A в составе с пятью беспилотными летательными аппаратами (БЛА) развернуты спустя почти четыре года после того, как в августе 2010 г. «Инситу» выиграла контракт на поставку Пентагону небольших тактических БАС и более чем два года после передачи КМП первых двух систем.

20.10.2015
Американская компания Logos Technologies получила контракт Научно-исследовательского управления ВМС США, в рамках которого займется разработкой «суперсенсора» для разведывательного беспилотного летательного аппарата RQ-21 Blackjack. Как сообщает Flightglobal, сумма сделки составила 18,2 миллиона долларов.
Logos Technologies должна будет разработать электронно-оптическую камеру, широкоугольную камеру, коротковолновую инфракрасную гиперспектральную камеру и камеру высокого разрешения с датчиком контроля. Эти приборы должны быть компактно размещены в небольшом корпусе. Масса готового «суперсенсора» не должна превышать 17,8 килограмма.
Все изображения, получаемые при помощи новой системы, будут передаваться вычислительной системе на борту беспилотника, способной обрабатывать до одного гигабайта данных в секунду. «Суперсенсор» позволит военным вести детальную разметку местности и обнаруживать на ней спрятавшихся бойцов противника и самодельные взрывные устройства.
Как ожидается, разработка устройства завершится до конца марта 2020 года. Использовать новую систему разведки будет Морская пехота США.
N+1

09.06.2017

Министерство обороны Нидерландов подписало контракт с американской компанией Insitu (структурное подразделение Boeing) на поставку трех комплексов с беспилотными летательными аппаратами малого радиуса действия Integrator, сообщает пресс-служба компании Insitu.
«Поставки должны начаться в 2018 году. Integrator должны заменить ранее приобретенные министерством обороны Нидерландов беспилотные системы ScanEagle, которые с 2012 года использовались для защиты войск в ходе военных действий, обнаружения целей, а также корректировки огня», - говорится в сообщении.
Integrator представляет собой многофункциональную беспилотную систему с аппаратами большой продолжительности полета. Аппарат взлетной массой около 60 кг может нести полезную нагрузку общей массой до 18 кг, включая различную аппаратуру разведки, наблюдения и целеуказания.
Integrator (другое название системы RQ-21A Blackjack) серийно производятся с 2016 года. Они используются подразделениями ВМС и морской пехоты США. Кроме того, эти аппараты используют вооруженные силы Канады.
RNS


БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА RQ-21A STUAS

БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). БПЛА Integrator, разработанный компанией Insitu, является составной частью малой тактической разведывательной беспилотной авиационной системы RQ-21A STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System), которой присвоен статус начальной оперативной готовности.
Первый полет продолжался два часа, управляли аппаратом специалисты 2-й и 3-й эскадрилий беспилотных авиационных систем корпуса морской пехоты США совместно с представителями компании Insitu.
RQ-21A имеет возможность выполнять несколько заданий в одном полете, на его борту размещены электронно-оптическая система, инфракрасная камера, инфракрасный целеуказатель и лазерный дальномер.
Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров. Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков.
Как сообщалось ранее, поставка аппаратов RQ-21A для ВМС США намечена на 2017 год в рамках программы STUAS (Small Tactical Unmanned Air System), предполагающей оснащение войск малыми тактическими беспилотниками.
Помимо ВМС США интерес к беспилотникам RQ-21A проявила американская Морская пехота. Морпехи, как сообщалось, будут запускать аппараты преимущественно на суше.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальный взлетный вес 61,2 кг
Вес пустого 34 кг
Длина: 2,5 м
Размах крыльев: 4,8 м
Двигатель: JP-5, JP-8
Радиус действия до 1000 км
Продолжительность полета 24 ч
Скорость полета 100 км/ч
Потолок до 6000 м
Вес полезной нагрузки 18 — 27 кг

Источники: www.insitu.com и др.

Дистанционоуправляемый самолет RQ-21 Blackjack, кроме этого известен как Integrator, был создан американской компанией Insitu Incorporated, которая сейчас входит в состав корпорации «Boeing». Машина есть предстоящим развитием аппарата Скан Игл. Между автомобилями существуют внешние отличия в оперении, это повлекло за собой повышение размеров летательного аппарата.

Совокупность RQ-21 складывается из:

    Пяти летательных аппаратов.

    Двух наземных пунктов управления.

    Набора оборудования для обслуживания и запуска автомобилей.

В первый раз летательный аппарат RQ-21 произвел взлет летом 2012 года. На протяжении опробований зимний период 2013 года был произведен запуск с палубы корабля. Эти опробования проводились в водах Мексиканского залива на борту десантного корабля «Меса-Верде».

Перед этим БПЛА испытывали на военной базе в Калифорнии.

По окончании опробований автомобили были переданы на эксплуатацию в эскадрилью беспилотных аппаратов США. Вторая партия этих автомобилей была поставлена в 2014 году. С применением RQ-21 возможно более как следует проводить контроль за полем сражения и действенно выстраивать тактику наземных сил.

БПЛА RQ-21 предлагает новые возможности армейских сил, каковые не имеет возможности дать ни один беспилотный аппарат сейчас. Машину возможно применять в качестве помощи тактических групп.

Первый договор на поставку летательных аппаратов RQ-21 был подписан летом 2010 года, наряду с этим финансовые вливания составили 43 миллиона американских долларов, а клиент взял две такие автомобили. Предстоящее развитие программы STUAS/Tier II предусматривает создание еще 56 автомобилей с 2013 года, на что нужно будет затратить порядка 450 миллионов долларов.

Оборудование аппарата RQ-21

    Оптическая совокупность электронного типа.

    ИК-камера.

    ИК-целеуказатель.

    Дальномер лазерного типа.

Аппарат разрешает создавать поддержку и качественную разведку морских и сухопутных подразделений армии. За счет открытой архитектуры автомобили вероятна достаточно стремительная реконфигурация оборудования, на которое отведено 10 килограмм. При стандартной комплектации машина имеет дневные камеры и ночные, и автоматические системы и коммуникационный комплект распознавания.

Пуск беспилотного аппарата RQ-21 осуществляется с применением катапульты.

RQ-21 Blackjack. Характеристики:

Модификация RQ-21A
Размах крыла, м 3.11
Протяженность, м 1.71
Высота, м
Масса, кг
безлюдного 14
взлетная 22
Тип двигателя 1 ПД
Мощность, л.с. 1 х 1.5
Большая скорость, км/ч 148
Крейсерская скорость, км/ч 111
Практическая дальность, км 1000
Длительность полета, ч.мин 24
Практический потолок, м 5950

Insitu RQ-21 Blackjack UAV Launch Recovery

Полковник А. Чекунов

В США ведутся работы, направленные на создание беспилотных авиационных систем корабельного базирования. Одной из наиболее амбициозных является программа UCLASS (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike), предполагающая разработку палубного беспилотного летательного аппарата (БЛА), способного вести всепогодную воздушную разведку, поражать критичные по времени цели на удалении более 1 100 км от авианосца, а также применяться для ведения радиоэлектронной борьбы и решения других задач.

Активность американцев в данной области в значительной мере обусловлена тем, что использование пилотируемой палубной авиации в начальный период конфликта со странами, обладающими высоким военным потенциалом, до завоевания господства в воздухе будет ограничено из-за неприемлемого уровня потерь от средств ПВО противника.

В соответствии с требованиями, разработанными министерством ВМС, максимальная продолжительность полета беспилотных машин составит не менее 12 ч. Достижение этой, не ограниченной физиологическими возможностями экипажа характеристики, в том числе благодаря применению дозаправки топливом в воздухе, позволит сократить потребный наряд сил для организации непрерывной разведки и воздушного патрулирования, снизить интенсивность использования взлетно-посадочного оборудования, а также загруженность инженерно-технического состава.

Согласно оценке прогнозируемых условий боевого применения и планируемых задач, перспективный аппарат должен обладать малой заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах длин волн. При этом его масса и габариты должны быть достаточно большими из соображений обеспечения устойчивости БЛА при взлете и посадке в условиях характерной высокой турбулентности воздушных потоков над полетной палубой авианосца.

В состав бортового оборудования БЛА планируется включить комплекс оптоэлектронных и радиолокационных средств разведки, а также аппаратуру передачи данных по защищенным каналам радиосвязи.

Х-47В
MQ-8C
RQ-21A

В ходе предварительных этапов НИОКР отрабатываются различные концепции построения и применения беспилотной системы, а также уточняются тактико-технические требования к ее компонентам. В целях обеспечения конкурентности исследований и расширения круга участвующих в них специалистов министерство ВМС США заключило контракты на проведение работ по данной программе с несколькими ведущими национальными разработчиками беспилотной авиатехники.

Наиболее перспективными и соответствующими предъявляемым требованиям считаются экспериментальные боевые БЛА Х-47В и "Фантом Рэй" фирм "Нортроп-Грумман" и "Боинг" соответственно.

В свою очередь, фирма "Дженерал атомикс" (разработчик многоцелевых аппаратов "Предатор" и "Рипер") предложила созданный в инициативном порядке БЛА большой продолжительности полета "Авенджер".

Собственный проект многоцелевой системы, основу которой составляет аппарат "Си Хост", разрабатывает фирма "Локхид-Мартин". Данная машина предположительно является адаптированной для корабельного базирования модификацией БЛА с большой продолжительностью полета RQ-170 "Сентинел", который применялся американцами для ведения разведки в Азиатском регионе.

Все участвующие в программе аппараты оснащаются турбореактивными двигателями, в конструкции которых реализованы решения по снижению за-метности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.

Следует отметить, что ряд ключевых технологий, определяющих осуществимость данной концепции, уже разработаны и прошли практическую демонстрацию в рамках программы UCAS-D, в которой задействовались два экспериментальных аппарата типа Х-47В.

Работы на предварительных этапах создания новой многоцелевой беспилотной системы UCLASS ведутся в значительной мере за счет собственных средств фирм-разработчиков. На дальнейшее их финансирование планируется выделять средства из бюджета Пентагона.

Наряду с этим особое место занимает программа создания корабельных БЛА вертолетного типа. Такие машины сочетают в себе гибкость использования и минимальные требования к условиям базирования. Разработка многоцелевой беспилотной системы на базе БЛА MQ-8B "Файрскаут" возложена на фирму "Нортроп-Грумман".

Систему воздушной разведки на базе аппаратов "Файрскаут" предполагается размещать на кораблях разных классов и использовать самостоятельно или совместно с палубными вертолетами в рамках обеспечения действий отдельных кораблей, корабельных ударных групп и подразделений морской пехоты. При выполнении наиболее часто решаемых палубной авиацией задач по разведке надводных (наземных) целей беспилотные аппараты MQ-8B будут иметь в 2-4 раза большую по сравнению с пилотируемыми вертолетами продолжительность полета, расходуя при этом в 3-5 раз меньше авиационного топлива.

Основу разведывательного бортового радиоэлектронного оборудования аппарата составляет оптоэлектронная станция (ОЭС) "Брайт Стар-2" с телевизионной и тепловизионной камерами и лазерным дальномером-целеуказателем. Для обеспечения ведения разведки в сложных метеоусловиях рассматривается возможность оснащения машины малогабаритной радиолокационной станцией.

Управление БЛА осуществляется по командам оператора корабельного пункта управления по радиоканалам на дальности прямой видимости, а также автономно по введенной в бортовой компьютер программе. Система автоматического управления машины с электромеханическими исполнительными устройствами во всех каналах использует данные от инерциальной навигационной системы, скомплексированной с КРНС "Навстар".

Американской фирмой "Сьерра Невада" разработана унифицированная система UCARS (UAV Common Automatic Recovery System), обеспечивающая автоматическую посадку БЛА на площадку ограниченного размера, в том числе на палубу движущегося корабля. Одним из основных элементов этой системы является посадочный терминал со следящей параболической радиолокационной антенной и видеокамерой. После завершения полетного задания летательный аппарат в автоматическом или ручном режиме прибывает в назначенную воздушную зону в пределах 4,5 км от места посадки, в которой излучением антенны активизируется установленный на борту БЛА радиомаяк. Сигналы маяка используются для вычисления относительных координат и скорости UCARS, которые передаются в пункт управления и применяются для выполнения автоматического или автоматизированного посадочного маневрирования. Изображение с цифровой видеокамеры позволяет оператору получать более точную информацию о пространственном положении аппарата на конечном этапе посадки.

Ведутся работы по оснащению БЛА MQ-8B управляемым оружием, что позволит использовать их для решения задач поражения выявленных надводных или наземных целей.

Благодаря небольшим габаритам три подобных аппарата могут размещаться на площади, обычно занимаемой одним вертолетом. Такое количество машин позволяет организовать их ротацию для обеспечения непрерывного присутствия в заданном районе либо (при одновременном применении) существенно расширить разведываемую зону.

UCARS достаточно успешно задействовалась для разведывательного обеспечения коалиционной группировки в Афганистане. Применение этой системы обеспечивали гражданские специалисты фирмы "Нортроп-Грумман", а постановку задач, контроль их выполнения и анализ полученной информации - военные.

Вместе с тем на основе анализа результатов опытной эксплуатации беспилотной системы "Файрскаут" командование ВМС США приняло решение о дальнейшем наращивании ее возможностей. Признано целесообразным увеличить продолжительность патрулирования MQ-8B при применении ее в условиях повышенных температур наружного воздуха. Благодаря существенному росту массы полезной нагрузки аппаратов будет обеспечено их использование для переброски военных грузов. В этих целях министерство ВМС США заключило с фирмой "Нортроп-Грумман" контракт на разработку БЛА MQ-8C, построенного на базе вертолета Белл 407.

В ходе НИОКР использовались компоненты и ПО систем автоматического управления, передачи данных, другого бортового и наземного оборудования, созданного для модификации MQ-8B.

Планер и силовая установка вертолета доработаны для обеспечения его эксплуатации в морских условиях. Освободившееся пространство кабины пилотов, грузопассажирского отделения может использоваться для размещения целевой аппаратуры, дополнительных топливных баков и различных грузов. Последние могут располагаться также на внешней подвеске (максимальная масса 1 200 кг).

В перспективе предполагается приобрести до 28 аппаратов этого типа. В случае успешного хода программы создания новой модификации может быть принято решение о корректировке количества закупаемых машин MQ-8B.

На завершающем этапе находится разработка новой системы воздушной разведки на базе тактического БЛА. Считается, что эта техника наиболее полно отвечает требованиям при ведении военных действий подразделениями и частями морской пехоты в звене "батальон-полк", а также надводными кораблями различных классов в ближней морской зоне.

Головным разработчиком новой системы является корпорация "Боинг" с проектом БЛА RQ-21А "Интегратор". В основе его конструкции лежат технологические решения, реализованные в беспилотной системе "Си Скэн" (разработана фирмой "Инситу", вошедшей в состав компании "Боинг"). Данная авиатехника применялась в Ираке в интересах морской пехоты США и продемонстрировала свою высокую эффективность, в частности, при обеспечении охраны районов базирования на ТВД.

Основным разведывательным оборудованием БЛА RQ-21A "Интегратор" является гиростабилизированная оптоэлектронная станция в составе двух инфракрасных (среднего и дальнего диапазонов длин волн) и одной цифровой дневной телевизионной камеры, а также лазерных дальномера и целеуказателя. В качестве дополнительной полезной нагрузки, размещаемой в фюзеляжном отсеке или на крыльевых узлах внешней подвески, может устанавливаться также миниатюрная РЛС и радиоретрансляционная аппаратура.

Передача полученной видеоинформации на пункт управления (наземный или корабельный) для последующей обработки и анализа осуществляется на дальность прямой видимости с использованием аппаратуры цифровых радиоканалов.

В соответствии с требованиями заказчика обеспечена возможность эксплуатации системы с площадок ограниченных размеров, в том числе с палуб надводных кораблей или защищенных позиций, при наличии ветра скоростью до 55 км/ч. Запуск оснащенного поршневым двигателем (мощность около 8 л. с.) БЛА осуществляется пневматической катапультой.

Для выполнения посадки используется устройство "Скай Хук", представляющее собой штангу с тросом длиной около 15 м. Захват троса происходит крюками, вмонтированными в законцовки передней кромки крыла. Все этапы захода и посадочного маневрирования выполняются полностью автоматически с задействованием дифференциального режима системы спутниковой навигации.

В соответствии с контрактом (43,7 млн долларов) фирма "Боинг" разработала и изготовила два опытных образца системы для проведения войсковых испытаний, которые начались в 2012 году. Достижение начальной боевой готовности подразделений, оснащенных новой техникой, ожидается в текущем году. Всего предполагается приобрести 56 беспилотных систем, в состав каждой из которых войдет до трех летательных аппаратов, наземная станция управления, взлетно-посадочное оборудование, комплект запасных частей и инструментов.

В целом работы по созданию беспилотной авиатехники являются одним из наиболее приоритетных направлений повышения боевых возможностей вооруженных сил США, позволяющим достигать значительных преимуществ при решении различных обеспечивающих и боевых задач.

Основные ТТХ БЛА
Х-47В БЛА "Фантом рэй" (проектные) БЛА "Авенджер" MQ-8B "Файрскаут" (проект) БЛА MQ-8C БЛА RQ-21A "Интегратор"
Масса, кг:
максимальная взлетная 19000 16500 4500 1430 2380 61
полезной нагрузки (в том числе боевой) 2 000(900) 2 000 1350 270 1360 22,7
топлива 360
Максимальная скорость полета, км/ч 1000 1 000 740 230 250 170
крейсерская км/ч: 170 220 100
Практический потолок, м 10000 12 000 18000 6100 6000 6100
Максимальная продолжительность полета (без дозаправки), ч 7 4 20 8 (с массой полезной нагрузки 77 кг), до 15 24
Время патрулирования на удалении до 280 км от корабля (базы) с основной полезной нагрузкой (масса 135 кг), ч 8
Максимальный радиус действия (без дозаправки), км более 2400 2400 4000 200 280 100
Геометрические размеры, м:
длина 11,5 12 11,6 6,8 13 2,2
размах крыла 18,8 15,2 19,5 4,8
высота 3 3,3
диаметр несущего винта 8,4 10,7