Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, становление сознания, формирование и развитие личности.Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно потому, что оно реализуется на разных уровнях – общаться могут страны и народы, коллективы и отдельные личности. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д. Подобная многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной эпохи типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном счете, именно они и являются содержанием общения. Общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма.

Посколькуобщественные отношения выступают в форме общения , любые его проявления независимо от субъекта (отдельная личность или социальная группа), более или менее, опосредовано связаны с содержанием этих отношений. Степень опосредованности определяется социальным опытом, психологическими и социальными особенностями личности, условиями общения. Все это относится и к межличностному общению. Межличностное общение далеко не однозначно. Его диапазон достаточно широк. Люди встречаются на улице, в транспорте, в общественных местах. Эти взаимоотношения, не могут осуществляться без каких бы то ни было норм. За ними стоит определенное содержание, они требуют определенных навыков и привычек.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Это, прежде всего, осуществление обмена информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Далее, межличностное общение выполняет так называемуюрегуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усиливаются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности. Наконец, общение выполняет ещё одну функцию – аффективно-коммуникативную , в которой регулируется уровень эмоциональной напряженности, создается психологическая разрядка. Оно создает и тот эмоциональный фон, в котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение.



Каждое общество и отдельные социальные группы вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.

Культура – понятие более широкое, нежели общение, она включает в себя, как уже отмечалось, все материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. Культура включает в себя и способы человеческой деятельности и тот круг форм, приемов и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно говорить о культуре производства, отдыха, общения, врачевания. Здесь особо подчеркивается нормативность культуры, которая очерчивает именно то, как надо действовать.

Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Они сближают выработанные в обществе требования, предъявляемые к общению, с самой его практикой. Моральные нормы являются обобщением коллективного опыта и передаются от поколения к поколению, от индивида к индивиду в форме некоторых практических правил. Обычно они рекомендуют, предписывают, запрещают, разрешают, предупреждают, предвосхищают или оценивают различные жесты, поведения, склонности, поступки людей. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение, устанавливает степень дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения.

Общение как своеобразное проявление социальной жизни людей, не является чем-то случайным или произвольно им устанавливаемым. Оно вызывается к жизни всей совокупностью человеческих связей, ведущее место среди которых занимают производство и отношения, складывающиеся в связи с ним. Общение и его культура являются неотъемлемой стороной жизнедеятельности людей, но не могут быть чем-то неизменным, одинаковым для любых времен и народов. Каждая эпоха развития человечества характеризуется определенной культурой общения .

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Эта классификация условна, не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек.

Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолёта или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и т.д. Имеется в виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимые отношения друг с другом и расходятся, они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение представляет собой всевозможные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи. В сфере неформального общения изменяется роль эмоционального момента. Если в иных формах общения эмоциональная сторона сопутствовала другим его функциям (информационной, регулятивной), то при неформальномобщении эмоциональные контакты становятся его содержанием.

Из всех отношений, складывающихся в трудовом коллективе, наиболее важными являютсяслужебные. Их особая роль определяется, во-первых, тем, что сама природа трудовой деятельности делает их необходимыми, и в этом смысле они независимы от воли их участников. Во-вторых, без них невозможна никакая трудовая деятельность, выполнения задач, стоящих перед коллективом. В-третьих, служебные отношения влияют на настроения людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование здорового коллектива. Главная цель коллектива – успех дела. Поэтому критерием качества служебных отношений выступает интересы дела . Хорошие служебные отношения складываются там, где работники слаженно, дружно решают поставленные задачи. В тех же коллективах, где на первый план выступают «хорошие отношения», плохо выполняются его основные функции, а сами отношения перестают служить интересам дела, становятся неуправляемыми.

Неформальные служебные отношения формируются на основе двух принципиальных требований: ответственности за дело и уважения к товарищам по работе. Ответственность – это, прежде всего, требовательность к себе и к другим, в основе которой лежит понимание социальных последствий тех или иных поступков. Последнее невозможно без правильного отношения к результатам деятельности коллектива, к тому морально-психологическому климату, который в нем складывается. Коллектив только тогда становится коллективом, когда чувство ответственности становится естественным и необходимым, если не для каждого, то, по крайней мере, для подавляющего большинства работников. Это означает, что члены коллектива в своих служебных отношениях руководствуются не личными симпатиями и антипатиями, не личными выгодами, а интересами общего дела и его результатом. Только такой критерий позволяет наладить успешную совместную работу разных людей.

Другим, не менее важным началом культуры служебных отношений является уважение к товарищам. Если уважение строится из отношений «по горизонтали», т.е. между людьми, занимающими одинаковое служебное положение, то оно является непосредственным выражением принципа коллективизма. Другое дело, когда вопрос уважения к сотруднику рассматривается сквозь призму отношений по «вертикали», т.е. между руководителем и подчиненным. Отношения субординации, т.е. руководства и подчинения тоже определяются нравственным требованиям. Не нужно забывать, что подчиненные являются такими только по службе, что служат они не руководителю, а интересам коллектива. И в этом отношении все сотрудники коллектива равны. Такое отношение субординации и равенства создает все предпосылки для борьбы с высокомерием и чванством, с одной стороны, и подхалимством и угодничеством – с другой. Нельзя не отметить, что и то и другое крайне отрицательно влияет на морально-психологический климат коллектива, плодит беспринципность и круговую поруку, протекционизм и нечестность. В культуре служебных отношений «по вертикали» многое зависит от руководителя. Ответственность, уважение к подчиненным, в сочетании с требовательностью к себе и к ним – единственный надежный стиль руководства, обеспечивающий успешное решение стоящих перед коллективом задач, создание здорового морально-психологического климата в коллективе .

Несколько слов о нормах служебно-деловых отношений в медицинских учреждениях. Кроме общепринятых норм для медиков особое значение имеют ряд дополнительных моментов:

Сама обстановка в медицинских учреждениях должна максимально щадить психику больного, порождать атмосферу доверия к врачу, располагать к оптимизму и выздоровлению больных. Подлежит устранению все то, что отрицательно влияет на течение болезни и выздоровление пациента. Необходимо формировать благоприятный режим.

Обстановка в кабинете врача должна способствовать творческой работе и располагать к спокойному интимному рассказу больного. Следует установить непреложное правило: во время приема и обследования больного любые помехи, отвлекающие врача, недопустимы.

Взаимоотношения медработников должны основываться на коллегиальности, взаимоуважении, взаимопомощи и доверии. Нельзя обсуждать врачебные ошибки в присутствии больного. Недопустимы критические замечания консультанта в адрес лечащего врача в присутствии больного, а также проведение консультации без лечащего врача. Непозволительно обращаться к среднему и обслуживающему медперсоналу на ты, делать замечания медсестрам в присутствии больных.

В свою очередь и больной должен уважительно относиться к врачу, соблюдать правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предписания врача.

Для того чтобы применить указанные ниже методы необходимо рассмотреть общение в процессе нравственного воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, классный руководитель самостоятельно производит выбор принципиальных оснований общения. Он сам отбирает из богатых способов общения то, что считает важным для воспитания детей. Безусловно, в этом вопросе, скорее, решает уровень культуры классного руководителя, чем его согласие или несогласие с педагогическими рекомендациями.

Первый жесткий принцип - это обращение к человеку по имени. Имя - обозначение присутствия личности в мире, название личности, форма обращения к личности. Имя, в психологической оценке, - самое сладкое слово для носителя имени.

Можно, чтобы ребята называли друг друга по имени в его уменьшительно-ласкательной форме. Такой вариант очень плодотворен, ибо владение ласковой формой обращения даёт ребёнку метод укрепления взаимоотношений с близкими и дорогими для него людьми.

Второй принцип общения - это доброжелательность. Он вносится в группу, в первую очередь, педагогом. Это он появляется в группе в «платье доброжелательности», а дети зеркально отражают такое отношение: мимика и пластика, интонации и лексика - всё несёт в себе благожелательность и расценивание партнёра как достойного лица. И как только прозвучит агрессия в самой малой мере, педагог немедленно корректирует ситуацию, не допуская агрессии в адрес другого.

С первого момента встречи с классом и на протяжении всей истории работы с нею педагог упорно внедряет идею взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу: правило «спасибо в ответ на спасибо», неуклонно исполняется сначала педагогом, затем детьми тоже.

Одно из самых сложных для детей, с их предметным восприятием мира, оснований взаимоотношений в группе является принцип неприкосновенности личности. В школьном варианте он звучит обычно как «нельзя посягать на другого человека». Содержание этого основания довольно широко: неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи), неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях), неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого), запрет на любого порядка ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение).

Уважение индивидуальности (принятие другого как данности) со временем становится одним из сильнейших принципов жизни класса. Подчёркивая индивидуальные особенности, выявляя персональную исключительность каждого ученика класса, классный руководитель тем самым формирует одно из наивысших ценностных отношений - интерес к другому.

Следующий принцип допускает право каждого (в то числе, и педагога) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

В число этических основ осталось включить еще одно - безусловная помощь друг другу и бескорыстная помощь друг другу. В будущем эти акты бескорыстной помощи помогут детям понять и принять ценность добра как основания жизни.

Внедрение обозначенных этико-психологических основ на период первоначальной работы с детьми не сразу даст прочные результаты. Следует терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая внесённые основы взаимоотношений. Они станут развиваться и углубляться, обогащаться. Как бы ни была груба окружающая этическая среда, классный руководитель несмотря ни на что продолжает отстаивать высокие человеческие нормы общения, акцентируя внимание детей на их ценности, неукоснительно корректируя привычные неряшливые формы общения, подаренные детям взрослыми. Чтобы облегчить детям овладение установленными этическими нормами общения, хорошо проводить ролевые и ситуационные игры. (23, с.90-101).

Из всего этого можно выделить правила общения для младших школьников и педагогов:

Приветствовать всех и каждого при появлении;

При обращении к человеку называть его по имени;

Оказывать помощь любому, кто в ней нуждается;

Быть доброжелательными со всеми;

Уважать каждого человека;

Допускается право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении;

Нельзя посягать на другого человека.

Сформулированные правила должны быть обсуждены с детьми и если что изменены и дополнены.

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей школьников, их интересы и жизненный опыт та или иная форма (метод) приобретает особое значение, выступает на первый план. Младшие школьники больше нуждаются в одобрении своего поведения и поощрении, чем старшие. Лекции и диспуты по вопросам морали (метод дилемм) проводятся, как правило, в старших классах, а с младшими школьниками уместна беседа по конкретным вопросам и игровые ситуации.

При подготовке методических разработок (Приложение 1, 2, 3, 4, 5) мы использовали материалы психологов-педагогов Е.П. Ермаковой (7, с.97-105) и М.А. Яновской (24, с. 48,55).

на тему: Этика делового общения.

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА 3

2 ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ 10

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА

Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения - как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям...».

Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна гумнизировать, облагораживать общение между людьми . Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в период зарождения рабовладельческого общества. Слово "этика" введено древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности.

Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

Этика - наука о морали. Что такое мораль?Мораль - это нормы и правила, которые предъявляются человеку и осуще­ствление которых носит добровольный характер.

Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" - от латинского "mos". Смысл этих слов один - нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.

Нравы и обычаи - это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.

Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к поступкам и людей.

Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную жизнь человека.

Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в том числе и нравственной

Нравственная культура - это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных групповых и общественных интересов.

Нравственная культура общества усваивается личностью. Овладевая моральным опытом общества, закрепленным в этических взглядах и представлениях, в моральных принципах и нормах, человек обретает нравственную культуру. Однако человек обретает нравственную культуру не столько в процессе академического усвоения морального опыта общества, сколько в реальных действиях и поступках, отношениях между людьми отношениях к обществу. Речь идет о мере воплощения нравственности в жизни людей, о нравственной культуре как качестве, присущем или не присущем каждой личности. Между нравственной культурой и моральной ответственностью существует определенная связь. Уровень образования человека, социальный статус, высокий профессионализм вовсе не предполагают одновременно и наличие определенной нравственной культуры личности. А вот наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной культуры.

В обыденном смысле под нравственной культурой подразумевается уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение между людьми. В условиях экономического, политического, духовного кризиса, в процессе эмоционального взаимодействия людей нередко возникают отношения предвзятости, непринятия, отчуждения Одна из наиболее распространенных причин подобных отношений - низкая нравственная культура общения.

Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении людей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно проявляется в состоянии фрустрации,т.е. расстроенного психического состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При фрустрации меняется прежняя линия поведения чело­века. Активная защитная реакция при таком психическом состоянии - гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная активность и др. Пассивной же формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и агрессивность.Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции не могут привести к разрешению конфликта,

Социальная психология называет ряд конкретных путей разрешения конфликтов: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор.

Итак, повышение нравственной культуры является одним из важных факторов, нормализующих общение между сторонами, находящимися в конфликте. Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из конфликтных ситуаций.

Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны разные уровни потребности в общении. Далеко не у всех членов той или иной общности такая потребность получает должное развитие. Человеку бывает трудно определить свою позицию к партнеру по общению, выступить в роли собеседника, предпочитаемого для общающихся. Не все обладают способностью умело использовать в процессе общения качества своей личности". Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и овладение техникой общения.

Реальный процесс общения - это общение реальных, живых людей, обладающих индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями. Уже в утилитарном общении выявляется общность человеческих переживаний, потребностей и интересов. На этой основе возникают симпатии и антипатии, дружеские и товарищеские связи - словом, все, что можно объединить термином "личностные отношения". Общение не только сопутствует трудовой, политичес­кой и иной деятельности, но нередко становится самоцелью и

побуждается стремлением к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека как общественного существа развивав специфически присущая только ему нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной среде. Потребность в общении - одна из сильнейших потребностей общественного человека. Важнейшей потребностью человека является другой человек. Человек неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него. Равнодушие, отсутствие внимания, одиночество для многих равносильно смерти. Чем выше личностная культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Она сказывается всем его мироощущении. В то же время все более требовательными оказываются претензии людей друг к другу, сложнее становится удовлетворять их взаимные ожидания.

Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие личности, пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка. В процессе общения удовлетворяется потребность человека в индивидуальном самоутверждении, непосредственном эмоциональном контакте. Нравственные аспекты общения особенно сильно проявляются в таком его свойстве, как нормативность. Общение, в каких формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих общение в зависимости от его целей и средств. Например, общения руководителей и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальные массовые коммуникации (собрания, митинги, официальное и неофициальное общения). Все они различаются не только содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемой соответствующими нормами.

В утилитарном общении нормативности значительно больше, чем в личностном общении, хотя и оно не свободно от определенной регламентации. Вступая в личностные отношения люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной с условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Нормативность, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой - программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во взаимные контакты людей.

Важно уяснить, какова природа норм, регулирующих человеческое общение. Вносятся ли они в коммуникативный процесс моралью или являются непосредственным выражением самой технологии общения? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. Нормы общения могут регулировать характер социально-ролевых отношений и тогда они определяются содержанием этих отношений и непосредственного морального значения не имеют. Но вместе с тем этот тип общения, подобно другим, является объектом моральной оценки и, следовательно, объектом моральной регуляции. Глубинные социально-экономические факторы воздействуют на общение через тип духовной культуры и ее неотъемлемую форму - мораль.

В современном обществе можно наблюдать, как отношения социального неравенства воздвигают на пути процесса общения ряд сложных нравственно-психологических преград, ограничивающих круг свободного общения, как правило, социально-однородной средой. Они подчиняют личностные отношения собственнической психологии, утилитаризируют даже интимные человеческие отношения.

Общение выступает стороной более широкого явления - поведения людей, одна из сторон которого -этикет, т.е. установленный порядок поведения. Такой порядок поведения уста­навливается в семье, в общественных местах: институте, школе, учреждении, на производстве, в церкви, дипломатической деятельности и т.п. Этикет формируется прежде всего в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции, общественное мнение.

Этикет обладает большим нравственным смыслом. С его помощью можно выразить признание значимости человека, с которым вступают в контакт, уважение к нему. Если человек является представителем государства или определенной фирмы, то этикетом выражается отношение к его рангу и его государству, его фирме и т.д. В этом случае этикет заключает в себе политический смысл. Этикет обязывает признавать установ­ленные государством значимости, такие, как ранг, титул, чин и т. д. Военный этикет состоит в поддержании дисциплины, организованности, порядка, выражении готовности беспрекословно выполнять приказы старших по званию.

Другими словами, форм этикета множество, но все они имеют одинаковую направленность - признание и поддержание значимости, уважения человека, с которым возникает контакт. Таким образом, единство нравственной и сегреативной (разделяющей) функции этикета очевидно. Признавая значимость каждого человека, мы признаем и различия этой значимости, зависящие как от личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а так же от его званий титулов, социального статуса, даже от пола и возраста. Следует помнить и о том, что в процессе исторического развития общества менялись смысл и значение этикета. Содержанием этикета выступает признание значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости, учтивости.

2 ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особен­ное к общему. Деловой этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. А еще чаще их "подставляют" различные консультанты и секретарши. У многих "новых русских" дурной вкус заметен в одежде, манерах поведения.

В результате "новые русские", их консультанты и секретарши становятся предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров. Уважающие себя и честь своей фирмы предприниматели после первой же встречи прекращают все переговоры. А причиной тому - поведение "новых русских", оценить которое можно словами из знаменитой сказки про старуху, которая "ни ступить, ни молвить не умеет".

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя "в нарушение этикету". Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для тех,кто выставляет на посмешище не только себя, но и тень на российское предпринимательство. Может быть, ввести даже экзамен на знание делового этикета.

Итак, знание делового этикета - основа предпринемательского успеха.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы ведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Для приветствия пользуйтесь не только вербальным (речевым) средством "Здравствуйте!", "Добрый день", но и невербальными жестами: поклоном, кивком, взмахом руки и т.п. Можно равнодушно сказать: "Здравствуйте", кивнуть головой и пройти мимо. Но лучше поступить иначе - сказать, например: «Здравствуйте, Иван Александрович!», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчеркивает ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет, вы цените его, да и звучание собственного имени - прият мелодия для любого человека.

Обращение без имени - обращение формальное: будь то подчиненный или начальник, сосед по лестничной площадке или попутчик в общественном транспорте. Обращение по имени, а еще лучше - по имени и отчеству - это обращение личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение человеческого достоинства, демонстрируем душевное положение. Такое приветствие говорит о культуре человека и создает ему репутацию деликатного, воспитанного, тактичного человека. Конечно, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в привычку Чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше: скорее войдет в привычку. Особенно тяжело дается формирование хороших привычек интеллигента бизнесменам первого поколения, так как приходится большей частью идти путем проб и ошибок. Недаром англичане говорят, чтобы стать джентльменом, надо иметь в семье три университетских диплома: деда, отца и сына.

Этикет-явление историческое. Правила везения людей изменялись с изменениями условий жизни вещества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п. для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но их много и сейчас. Р.Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет - черный, а в Китае - белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались.

Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и тра­дициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д.

Но кроме правил этикета для всех существует также профессиональный этикет. В жизни всегда были и останутся отно­шения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. От новичка они станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Вот одно из определений этикета деловых отношений - это свод поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения.

Деловой этикет - результат длительного отбора правил форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Не всегда легко давалось освоение этих правил, поэтому предприниматели «от сохи» нередко отзывались о них не очень лестно: "Зачем мне это?" Можно следовать и данному принципу. Однако если хотите установить прочные деловые отношения с зарубежными партнерами, то знание делового этикета просто обязательно.

Можно напомнить, как устанавливались торговые связи средневековой Японией, которая до известной эпохи Мейдзи была почти наглухо закрытой для остального мира. Коммерсант, купец, прибывший в страну восходящего солнца для установления деловых связей, представлялся императору. Процедура представления была столь унизительной, что не каждому зарубежному гостю она была под силу. Иноземец должен был от двери приемной залы ползти на коленях к отведенному ему месту, а после приема таким же образом, пятясь как рак, покинуть свое место и скрыться за дверью.

Но как и в те давние времена, так и сейчас, правила делового этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

Какие же правила поведения надо знать предпринимателю? Прежде всего следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности. Социальная роль, которую играет, тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера. Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относиться и к министру, и к рядовому техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е. всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры, .но только в том случае, если научиться верить в порядочность людей. Нельзя при первой встрече обнаружить даже признак того, что вы представляете его как "темную лошадку", стремящуюся вас обязательно обойти на прямой или вираже, а говоря проще - обмануть. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер - хороший человек! Если, конечно, он не доказал своими поступками обратного.

Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного» речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. Ими пользовались ранее русские купцы, предприниматели, а сейчас их используют культурные российские и зарубежные деловые люди. Это слова: "дамы", "господа", "судари" и "сударыни". Среди других социальных групп подобные обращения пока широко не прививаются, и мы часто наблюдаем, как люди испытывают чувство внутреннего дискомфорта на встречах, собраниях, поскольку не знают, как обратиться Друг к другу: слово «товарищ» как бы принижает их достоинство из-за определенного отношения к этому слову, сложившегося под влиянием средств массовой информации. А с другой стороны, многие до "господ" явно не доросли из-за своего нищенского существования. Поэтому очень часто в транспорте, в магазине, на улице мы слышим унизительные фразы: "Эй, мужчина, подвиньтесь", "Женщина, пробейте билет" и т. д.

Среди деловых людей обращение "господин" право на жизнь. Это слово подчеркивает, что данные граждане, социальная группа свободны и независимы в своих действиях более, чем какая-либо другая социальная группа в современной России. Кроме того, эта форма обращения не заимствована слепо где-либо на Западе или Востоке. Бездумные заимствования, запускаемые в оборот чаще всего нашими не очень культурными теле- и радиожурналистами, репортерами, как правило, режут слух и подчеркивают убогость и претенциозность подобных заимствований, например "состоялась презентация", "формируется новый менталитет русских" или "спонсоры вернисажа" и т.п. "Господин" - исконно русское слово. Оно имеет самое распространенное значение как форма вежливого обращения к группе лиц и отдельному лицу, употреблявшаяся в привилегированных слоях общества. Кроме того, в другом его значении - «хозяин имущества» есть и уважительное отношение к человеку.

В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже на простейшие, задаваемые ежедневно несколько раз: "Как дела?", всегда необходимо помнить о чувстве меры. Не ответить ничего или невежливо; буркнуть "Нормально" и пройти мимо, тоже невежливо, если не грубо; пуститься в долгие рассуждения о своих делах - прослыть занудой. В таких случаях деловой этикет предписывает ответить примерно следующее: "Спасибо, нормально", "Спасибо, жаловаться грех" и т. п., интересуясь, в свою очередь: "Надеюсь, что и у Вас все обстоит нормально?". Такие ответы нейтральны, они успокаивают всех, следуют сложившимся в России нормам: "Не сглазь, когда дела идут хорошо".

Однако у чехов, словаков, поляков и югославов на вопрос "Как дела?" правилами делового этикета не возбраняются кратко рассказать о трудностях, пожаловаться, например, на дороговизну. Но говорят об этом, бодро подчеркивая, что деловой человек преодолевает трудности - их немало в его деле, но знает, как с ними справиться, и гордится этим. А без трудностей и забот живет только бездельник.

В вербальном (словесном, речевом) общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них - "формула поглаживания". Это словесные обороты типа: "Удачи Вам!", "Желаю успеха", известные фразы: "Большому кораблю - большое плавание", "Ни пуха, ни пера!" и т.п., произносимые с различными оттенками. Широко применяются такие речевые знаки расположения, как "Салют", "Нет проблем", "О, кей" и т. п.

Но следует избегать таких явно язвительных пожеланий, как "Вашему теленку злого волка съесть".

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют к о м п л им е н ты- приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансирован­ность поступков партнера, т. е. оценка ума делового партнера. Не напрасно героиня популярного когда-то фильма "Старшая сестра" говорила, что ласковое слово и кошке приятно. С этой точки зрения комплимент - не механизм лести. Лесть, особенно грубая, - это маска, за которой чаще всего скрывается меркантильный интерес. Комплимент, тем более, если вы имеете дело с партнером-женщиной, - необходимая часть речевого этикета. Во время делового общения всегда есть реальная возможность для комплиментов. Они воодушевляют вашего делового партнера, придают ему уверенность, одобряют. Особенно важно помнить о комплименте, если вы имеете дело с новичком да, к примеру, потерпевшим на первых порах неудачу. Не случайно в японских фирмах запрещена открытая критика своих работников: фирме это невыгодно, так как трудовая активность и инициатива снижаются.

Общение является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека. Ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством людей, и со многими из них вступаем в беседы, как личного, так и рабочего характера. При этом далеко не каждый из нас имеет понятие о нормах и нравственных принципах коммуникации, владение которыми позволяет достойно чувствовать себя в любом разговоре и споре, а также заслужить уважение у собеседника либо оппонента. Попробуем поговорить про нравственные принципы и нормы общения человека более подробно.

Специалисты утверждают, что полная нравственная культура отдельного индивидуума проявляется, а также реализуется именно в культуре общения. Само по себе общение, равно как труд и познание, - это основные проявления нашей деятельности, его также именуют коммуникативной деятельностью. Подобный контакт с окружающими – это особенная форма человеческого взаимодействия и отношений между отдельными личностями.

Именно благодаря общению у нас есть возможность обмениваться каким-то опытом, различными навыками в труде и в быту, а также оказывать воздействие друг на друга. В таком контакте обеспечивается нормальное формирование интеллекта, развитие эмоциональной сферы и волевых качеств человека. Взаимодействуя с другими людьми путем речи, мы развиваем индивидуальное сознание, основные психические свойства, способности и личные качества. Кроме того общение важно для коррекции и становления форм поведения либо деятельности.
Соответственно, без него человек попросту не может развиваться в качестве субъекта деятельности либо общественных отношений. Каждый развитый человек ощущает потребность в коммуникации с другими индивидами, она являет собой важнейшую часть нашего существования.

Если говорить о нравственной культуре общения, то она представляет собой способность отдельной личности выбирать при коммуникации необходимые формы и средства, воспринятые и трансформированные ней еще при воспитании, а также путем самосовершенствования. Такая культура помогает активизировать стремление отдельного индивида к личностному самовыражению и самоутверждению, не сбрасывая с учета необходимость в полном морально-психологичном взаимопонимании, в том числе и при решении деловых проблем.

Уровень нравственного развития человека может помогать полноценному общению, либо наоборот становится причиной появления чувства отчужденности и непонимания, если этот уровень довольно низкий.

Нравственная культура общения предполагает стремление собеседников к полному взаимопониманию и открытости, симпатии и доверию. Такие люди умеют говорить и в то же время умеют слушать.

Во многом нравственная культура базируется на наличии у человека определенных моральных ценностей, являющихся своеобразным эталоном. Выбирая их, личность подтверждает свое сознательное отношение к основам морали. Так моральные ценности добра, наличия долга и ответственности, чести и справедливости, а также достоинства и совести, в особенности оказывают влияние на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, а также, само собой, на культуру его общения.

Именно моральные ценности определяют специфику коммуникативных установок при взаимодействии и общении между людьми. Так, если индивид определяет гуманность, как ценность, соответственно, его коммуникативные навыки будут характеризоваться гуманизмом. Соответственно, такой человек будет проявлять себя в общении и взаимодействии порядочным, человечным, честным и добрым, уважительно относясь к окружающим.

Для реализации своих способностей необходимо находиться в согласии с миром и с самим собой. При этом нужно придерживаться всего пары основных норм нравственности – не делать другим что-то, чего бы ты не желал для себя, а также понимать, что то, что ты делаешь для других, ты делаешь и для себя. При построении диалога стоит соблюдать такие принципы общения, как равенство и доброжелательность, выражать доверие и уважение, проявлять толерантность и тактичность. Важную роль также играет умение слушать, наличие определенной деликатности и сострадания.

Соответственно, нравственное общение не может подразумевать манипуляций другими и достижения лишь собственной выгоды, в особенности с использованием хитростей, махинаций и нечестности. Такое золотое правило нравственности поможет достичь высокого уровня культуры общения, раскрывая и выявляя самые лучшие свои качества.

Само собой, владение нравственной культурой подразумевает информированность человека об определенных культурных моделях поведения – общих образцах, этикетных предписаниях и стратегиях. Кроме того индивид должен уметь адекватно пользоваться такими знаниями во всевозможных ситуациях общения, а при возникновении надобности находить новые.

Само нравственное общение можно рассматривать, как творческий акт. Крайне важную роль играет способность координировать свои поведенческие штрихи с поведением собеседника, учитывая особенности психофизиологического взаимодействия – тембр голоса, скорости реакции и пр.

Таким образом, нравственное общение, подразумевает знаний и владений определенными культурными инструментами коммуникации, поведенческими нормами, естественными для социокультурной среды, а также наличие высокой моральной культуры индивида.

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, становление сознания, формирование и развитие личности.Общение сопровождает всœе эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно потому, что оно реализуется на разных уровнях – общаться могут страны и народы, коллективы и отдельные личности. Вместе с тем, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д. Подобная многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определœенные для данной эпохи типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном счете, именно они и являются содержанием общения. Общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма.

Посколькуобщественные отношения выступают в форме общения , любые его проявления независимо от субъекта (отдельная личность или социальная группа), более или менее, опосредовано связаны с содержанием этих отношений. Степень опосредованности определяется социальным опытом, психологическими и социальными особенностями личности, условиями общения. Все это относится и к межличностному общению. Межличностное общение далеко не однозначно. Его диапазон достаточно широк. Люди встречаются на улице, в транспорте, в общественных местах. Эти взаимоотношения, не могут осуществляться без каких бы то ни было норм. За ними стоит определœенное содержание, они требуют определœенных навыков и привычек.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно выполняет. Это, прежде всœего, осуществление обмена информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всœеми формами деятельности людей. Далее, межличностное общение выполняет так называемуюрегуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усиливаются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость. По этой причине его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности. Наконец, общение выполняет ещё одну функцию – аффективно-коммуникативную , в которой регулируется уровень эмоциональной напряженности, создается психологическая разрядка. Оно создает и тот эмоциональный фон, в котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мирочувство.

Каждое общество и отдельные социальные группы вырабатывают определœенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.

Культура – понятие более широкое, нежели общение, она включает в себя, как уже отмечалось, всœе материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. Культура включает в себя и способы человеческой деятельности и тот круг форм, приемов и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно говорить о культуре производства, отдыха, общения, врачевания. Здесь особо подчеркивается нормативность культуры, которая очерчивает именно то, как нужно действовать.

Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всœего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Οʜᴎ сближают выработанные в обществе требования, предъявляемые к общению, с самой его практикой. Моральные нормы являются обобщением коллективного опыта и передаются от поколения к поколению, от индивида к индивиду в форме некоторых практических правил. Обычно они рекомендуют, предписывают, запрещают, разрешают, предупреждают, предвосхищают или оценивают различные жесты, поведения, склонности, поступки людей. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение, устанавливает степень дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения.

Общение как своеобразное проявление социальной жизни людей, не является чем-то случайным или произвольно им устанавливаемым. Оно вызывается к жизни всœей совокупностью человеческих связей, ведущее место среди которых занимают производство и отношения, складывающиеся в связи с ним. Общение и его культура являются неотъемлемой стороной жизнедеятельности людей, но не бывают чем-то неизменным, одинаковым для любых времен и народов. Каждая эпоха развития человечества характеризуется определœенной культурой общения .

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Эта классификация условна, не исчерпывает всœе возможные формы общения, в которых может участвовать человек.

Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населœенного пункта͵ пассажиры поезда, самолёта или городского транспорта͵ зрители кинотеатра или спортивного матча, посœетители музея или выставки и т.д. Имеется в виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Οʜᴎ встречаются, вступают во взаимые отношения друг с другом и расходятся, они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определœенные роли. Участники такого общения выполняют определœенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная продолжительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение представляет собой всœевозможные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами бывают неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи. В сфере неформального общения изменяется роль эмоционального момента. В случае если в иных формах общения эмоциональная сторона сопутствовала другим его функциям (информационной, регулятивной), то при неформальномобщении эмоциональные контакты становятся его содержанием.

Из всœех отношений, складывающихся в трудовом коллективе, наиболее важными являютсяслужебные. Их особая роль определяется, во-первых, тем, что сама природа трудовой деятельности делает их необходимыми, и в этом смысле они независимы от воли их участников. Во-вторых, без них невозможна никакая трудовая деятельность, выполнения задач, стоящих перед коллективом. В-третьих, служебные отношения влияют на настроения людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование здорового коллектива. Главная цель коллектива – успех дела. По этой причине критерием качества служебных отношений выступает интересы дела . Хорошие служебные отношения складываются там, где работники слаженно, дружно решают поставленные задачи. В тех же коллективах, где на первый план выступают «хорошие отношения», плохо выполняются его основные функции, а сами отношения перестают служить интересам дела, становятся неуправляемыми.

Неформальные служебные отношения формируются на основе двух принципиальных требований: ответственности за дело и уважения к товарищам по работе. Ответственность – это, прежде всœего, требовательность к себе и к другим, в основе которой лежит понимание социальных последствий тех или иных поступков. Последнее невозможно без правильного отношения к результатам деятельности коллектива, к тому морально-психологическому климату, который в нем складывается. Коллектив только тогда становится коллективом, когда чувство ответственности становится естественным и необходимым, если не для каждого, то, по крайней мере, для подавляющего большинства работников. Это означает, что члены коллектива в своих служебных отношениях руководствуются не личными симпатиями и антипатиями, не личными выгодами, а интересами общего дела и его результатом. Только такой критерий позволяет наладить успешную совместную работу разных людей.

Другим, не менее важным началом культуры служебных отношений является уважение к товарищам. В случае если уважение строится из отношений «по горизонтали», ᴛ.ᴇ. между людьми, занимающими одинаковое служебное положение, то оно является непосредственным выражением принципа коллективизма. Другое дело, когда вопрос уважения к сотруднику рассматривается сквозь призму отношений по «вертикали», ᴛ.ᴇ. между руководителœем и подчинœенным. Отношения субординации, ᴛ.ᴇ. руководства и подчинœения тоже определяются нравственным требованиям. Не нужно забывать, что подчинœенные являются такими только по службе, что служат они не руководителю, а интересам коллектива. И в этом отношении всœе сотрудники коллектива равны. Такое отношение субординации и равенства создает всœе предпосылки для борьбы с высокомерием и чванством, с одной стороны, и подхалимством и угодничеством – с другой. Нельзя не отметить, что и то и другое крайне отрицательно влияет на морально-психологический климат коллектива, плодит беспринципность и круговую поруку, протекционизм и нечестность. В культуре служебных отношений «по вертикали» многое зависит от руководителя. Ответственность, уважение к подчинœенным, в сочетании с требовательностью к себе и к ним – единственный надежный стиль руководства, обеспечивающий успешное решение стоящих перед коллективом задач, создание здорового морально-психологического климата в коллективе .

Несколько слов о нормах служебно-деловых отношений в медицинских учреждениях. Кроме общепринятых норм для медиков особое значение имеют ряд дополнительных моментов:

Сама обстановка в медицинских учреждениях должна максимально щадить психику больного, порождать атмосферу доверия к врачу, располагать к оптимизму и выздоровлению больных. Подлежит устранению всœе то, что отрицательно влияет на течение болезни и выздоровление пациента. Необходимо формировать благоприятный режим.

Обстановка в кабинœете врача должна способствовать творческой работе и располагать к спокойному интимному рассказу больного. Следует установить непреложное правило: во время приема и обследования больного любые помехи, отвлекающие врача, недопустимы.

Взаимоотношения медработников должны основываться на коллегиальности, взаимоуважении, взаимопомощи и доверии. Нельзя обсуждать врачебные ошибки в присутствии больного. Недопустимы критические замечания консультанта в адрес лечащего врача в присутствии больного, а также проведение консультации без лечащего врача. Непозволительно обращаться к среднему и обслуживающему медперсоналу на ты, делать замечания медсестрам в присутствии больных.

В свою очередь и больной должен уважительно относиться к врачу, соблюдать правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять всœе предписания врача.