В настоящее время в структуре этики правомерно выделять следующие блоки:

История морали и этических учений

Теория морали: структура и функции

Нормативная этика и высшие моральные ценности

Прикладная этика

История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней. Здесь можно выделить также дескриптивную этику, описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т. д.).

Теория морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе её структурно-функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали, её основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика даёт обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций долженствования определённые правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику «правильной жизни».

В конце XX века широкое распространение получает прикладная этика . Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Прикладная этика – это совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию регуляции поведения людей в конкретных ситуациях и в определённых сферах их жизнедеятельности.

Необходимость существования и развития прикладной этики можно рассматривать как своеобразный социальный и индивидуальный заказ этике от практики, определяемый, с одной стороны, потребностями личности и общества, а с другой – уровнем их нравственной культуры. Таким образом, прикладная этика представляет собой современную модификацию традиционной роли этики – быть «практической философией».

В прикладную этику входят:

Экологическая этика , рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы.

Профессиональная этика , отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения и деловая этика, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры, и др.).

Этика делового общения, выступающая, также как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве составляющего компонента этики других профессий.

Этика гражданственности , разрабатывающая нормы поведения человека, как гражданина по отношению к обществу.

Этика межличностного общения , изучающая систему норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанных человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного воздействия.

Ситуативная этика , вырабатывающая практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой деятельности: публичным и интимным.

В прикладной этике рассматривается и этикет , как свод правил общения и поведения людей.

Все человеческие поступки оцениваются через понятия добра и зла. Гегель писал: «Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным».

Чувства, мысли, намерения, поступки могут быть либо добрыми - соответствующими добру, либо злыми - исходящими из зла или к нему ведущими. Поэтому добро и зло - главные категории этического сознания, предельные полярные характеристики человеческого мира, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества, позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Таким образом, добро, ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Великий русский писатель Л.Н. Толстой указывал: «Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной».

Традиционно добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Этику интересуют духовные блага, к которым относятся такие высшие моральные ценности, как свобода, счастье, любовь. В этом ряду добро – особый вид блага в сфере человеческого поведения.

Понятие добра также соотносится с двумя другими понятиями - доброты и добродетели.

Добрым называется человек, который несёт людям добро, понятое как любовь, помощь, благожелательность. Истинно добрые люди не бывают агрессивными и никогда насильно не навязывают благ. Они всегда дают другим возможность свободного решения.

Доброта - качество, характеризующее целостность личности, выражает себя в практической жизни, в поведении людей, характеризует целостность личности. Невозможно быть «добрым внутри (в душе)», но жёстким, грубым, авторитарным снаружи (в поведении). Доброта принципиально неэгоистична, и проявляется в способности поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека.

Добродетельне тождественна доброте. Добродетелями называются нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различаются.

Очень важно различать понятиядобра ипользы. Начиная с 17–18-х веков, в западной Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. В соответствии с этими взглядами добро есть всё, что полезно, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Это прагматическое сведение добра к пользе человека или группы размывает критерии между добром и злом. Человек, который следует только своим эгоистическим желаниям, ущемляя при этом интересы других, не считаясь с принятыми нормами, является аморальной личностью. Моральный человек, в определённом смысле, жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и желаний, следуя благу общества.

Довольно часто для всеобщего добра надо отступиться от своего маленького «добра», от своей корыстной пользы и добровольно принести их в жертву интересам рода, этим помогая человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения. А вот отношения полезности часто базируются на принципе: ты - мне, я – тебе.

Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей и общества, а также всех живых существ, то з ло - всегда уничтожение, разрушение, унижение. Зло ведёт к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. Великий богослов Августин Блаженный говорил, что «зло – это отсутствие добра».

Философы утверждают, что в основном зло, существующее

в мире, может быть разделено на три вида.

В первую очередь, это - физическое или природное зло . Сюда входят природные стихийные силы: землетрясения и наводнения, ураганы и извержения вулканов, эпидемии и засухи.

Если исторически природное зло не зависит от воли человека, то в настоящее время человек в значительной мере уже способствует многим явлениям «природного зла».

Зло в общественных процессах является другим видом объективного зла. Оно совершается уже с участием человеческого сознания, но всё-таки в основном помимо него. Войны, революции, восстания, терроризм, рабство, все эти явления втягивают как в воронку людей, очень часто помимо их воли, и подобно тяжёлому дорожному катку безжалостно проезжают по тысячам и миллионам судеб, ломая их и калеча. Можно быть образцом нравственности и порядочности и оказаться случайно в эпицентре социального зла. Например, террористический акт в метро, и десятки людей, ни в чём неповинных, гибнут, а другие становятся инвалидами, и их родственники обречены на страдания, душевные, иногда и материальные, в случае потери кормильца.

Третий вид зла - собственно нравственное зло . Нравственным злом называется то зло, которое совершается при непосредственном участии сознания и воли человека. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору. Как говорили жители древней Индии, «Человек, творящий зло, - враг самому себе: ведь сам он вкусит плоды своего зла».

В настоящее время выделяют два основных вида морального зла - враждебность и распущенность . Проявления враждебностибывают разные.В первую очередь,это - агрессия (физическая и речевая). Это – гнев и ненависть, злословие, высмеивание, желание гибели, стремление к унижению, подавлению других. Сюда можем отнести и зависть. Чувство зависти вызывает у человека желание неудачи, несчастья другим людям. Именно зависть считается одним из самых тяжких грехов, т. к. все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.

Высокомерие также является злом, которое проявляется в неуважительно-презрительном, надменном отношении к людям. Данное зло направлено от человека к другим людям. Оно сознательно, активно, энергично, стремится к уничтожению чужого бытия и благополучия. Злобный человек, человек для которого зло является нормой, а иногда и удовольствием, как бы мстит другим более успешным людям за невозможность удовлетворить свои неоправданные амбиции – в личной жизни, в профессиональной и общественной деятельности.

В другую группу человеческих пороков, представляющих распущенность, входят: трусость, лень, чревоугодие, жадность, неумение и нежелание совладать со своими влечениями, желаниями и страстями, похотливость, неуёмная страсть к самым разным удовольствиям. Ещё Августин Блаженный утверждал, что один из трёх главных грехов человека – это похоть плоти, стремление к чувственным радостям и наслаждениям. Распущенный человек легко поддаётся соблазнам. У него нет чувства ответственности за себя и свои поступки, а тем более за других людей.

Жан-Жак Руссо(1712 - 1778 гг.) писал в своих работах, что нравственное зло в обществе порождено социальным неравенством, частной собственностью, что оно вырастает на экономическом основании. Центральной осью, вокруг которой строится человеческая личность, Руссо считал совесть. Она выражает себя не в суждениях, а в чувствах. Цивилизация разрушает человеческую эмоциональность. Процесс развития общества - это процесс отчуждения, установления враждебных отношений людей по отношению друг к другу, а вот доброжелательность и сочувствие - их природное стремление. Классовое расслоение, неравенство и противостояние, сопровождающая всё это ненависть, ухудшает и искажает нравы. По мнению Руссо в человеке есть две первоначальные способности: стремление к самосохранению (в классовом обществе оно преобразуется в себялюбие) и стремление к сочувствию. Это - естественные добродетели, они порождают и ограничивают друг друга. Ведущим, однако, по его мнению, является сочувствие.

Интересны этические взгляды на моральное зло К. Маркса (1818 – 1883) и В.И. Ленина (1870 – 1924 гг.). В основе их этических учений находилась совокупность идей, тесно связанных с главной целью - построением коммунистического общества, к которому вела мировая революция. С их точки зрения, моральное зло как составная часть социального зла исторически возникает и ярко проявляется в связи с возникновением частной собственности на средства производства.

Добро и зло тесно взаимосвязаны, но имеют свои особенности. Следует отметить их всеобщий, универсальный характер. На понятиях добра и зла рассматриваются человеческие отношения, отношения человека к природе и миру вещей.

Эти понятия исторические, они зависят от реальных, конкретных общественных отношений и обстоятельств. Например, в первобытном обществе добром считалось всё, что способствовало выживанию рода. Таким образом, добродетелью могло быть не только мужество и храбрость, но и коварство, хитрость и даже жестокость.

Добро и зло – понятия не только ценностные, но и оценочные. И поэтому они несут в себе элемент человеческой субъективности, личных пристрастий и эмоциональности. Субъективность предполагает отсутствие абсолютного добра и зла в реальном мире.

Русский философ Н.О. Лосский указывал, что зло всегда относительно и утверждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра, например в смерти. Осознание человеком своей смертности побуждает его к нравственным исканиям. Другую точку зрения высказывал русский философ С.Л. Франк. Он писал, что «всё горе и зло, царящее на земле, все бедствия, унижения, страдания, по меньшей мере, на 99 % суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как едва ли одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, преступной и своекорыстной воли».

Известный философ Ницше утверждал, что зло необходимо так же, как и добро: они являются необходимым условием человеческого существования и развития.Однако,их единство – это единство противоположностей.И в то же время между добром и злом идётнепрерывная борьба.Эта постоянная борьба не может завершитьсяокончательной победой одной из сторон.

Всегда следует помнить, что добро и зло различно понимаются в разных культурах. Если принять условное разделение культурных регионов на Запад и Восток, мы, несомненно, обнаружим расхождения в нравственных оценках одних и тех же явлений, на основе разных исторических традиций и ментальных установок. На Западе стремление человека к индивидуальности, уникальности и своеобразию оценивается как высокоморальное. На Востоке, напротив, не принято выпячивать себя. Здесь нравственно одобряемо и поощряемо стремление быть хорошо вписанным в людскую общность, составить одно из незримых «колёсиков» её внутреннего механизма.

На Западе вторжение человека в природу, его амбиции завоевать и победить по отношению к внешнему миру, стремление к экспансии оцениваются как добро, ибо приравниваются к самоутверждению. А на Востоке всегда нравственно одобрялось и ценилось бережное и осторожное обращение с природой, неразделимое единение с окружающим миром. Агрессивные позиции по отношению к природе никогда не поощрялись, а вызывали общее осуждение.

Представление о том, что является добром, а что злом, во многом зависит от эпохи. При патриархальном образе жизни следование традициям старших поколений, беспрекословное подчинение старшим, подражание образу жизни и ценностям своих отцов было нравственным и рассматривалось как серьёзная добродетель. В настоящее время добром и ценностью стало уважительное, но творческое переосмысление традиций, отказ от их значительной устаревшей части, созидание нового образа жизни и новых идеалов, требуемых современными реалиями. Современные поколения выбирает свободу от диктата, и для них истинное добро - самостоятельность, возможность поступать по своему усмотрению и собственной воле.

Ещё в недалёком прошлом практически во всех странах наблюдалась двойная мораль как стандарт для оценки поведения разных полов. Для женщин главной добродетелью была добродетель послушания и терпения, т.е. выполнение чисто семейной роли, и любая попытка женщины изменить эту роль не только получала резкое моральное осуждение окружающих, но иногда очень жестоко наказывалась. Современный мир поощряет как развитие индивидуальности мужчины, так и развитие женской индивидуальности, считая это добром и для личности, и для общества.

Парадокс добра и зла может проявляться в следующем: бесспорное добро для одних (человек, группа, народ и т.д.) может быть явным злом для других, например: победа в войне. Победители радуются, и в победе, несмотря на понесённые моральные и материальные утраты, видят добро. Побеждённые плачут, видя в своём поражении только потери, экономический, физический и моральный ущерб, т.е. только зло.

Иногда при некоторых обстоятельствах, казалось бы, несомненное зло, оценивается как добро. В священных книгах многих народов есть заповедь «не убий», т.е. нельзя лишать жизни другого человека, т.к. жизнь – это величайшее благо, дарованное богом. Но бывает, что люди убивают, и их поведение расценивается как добро, например: защита Отечества.

Довольно часто мы можем рассматривать одно и то же явление жизни как добро, а в другом - как зло, например науку. С одной стороны, наука – это великое благо для человечества. Жизнь людей, становится более комфортной, значительно облегчается, именно благодаря науке. Растёт людское благосостояние, появляются возможности излечения болезней, прежде приводящих к неминуемой смерти, возникают новые формы интересного времяпровождения. Но с другой стороны, именно наука порождает оружие массового уничтожения, бесцеремонно отчуждает человека от природы, меняет законы этой природы, вмешиваясь в мир живого. И здесь наука выступает как несомненное зло.

В мире должна царить гармония. При нарушении меры происходит такое явление как переход добра во зло. Так, прекрасное качество щедрости может легко перейти в непрактичность и расточительность, скромность - в заниженную самооценку, и даже самоуниженность, чувство достоинства - в слепую гордыню и глупое тщеславие. Что касается доброты, то она при чрезмерном проявлении и некритическом анализе начинает выступать как зло, т.к. принимает форму беспринципности и слабости. Спокойствие и сдержанность могут перейти в равнодушие, а верность - в слепую преданность. Иногда люди искренне верят, что творят добро, в то время как их действия в действительности оборачиваются явным злом.

Нравственная свобода – это ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой является для него благом. Это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и в убеждения человека. Человек достигает свободы, когда он способен сознательно принимать решения; давать им нравственную оценку, предвидеть их последствия, осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями и желаниями.

Ответственность - оборотная сторона свободы, её второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает её. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за свои поступки.

Между свободой и ответственностью не существует противоречий. Просто есть разные виды и разная мера ответственности.

Можно выделить следующие виды ответственности:

Ответственность человека перед самим собой. Этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувствах вины, страха, сожаления, раскаяния и т. д.;

Ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми. Такая ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) часто совпадает с правовой и административной ответственностью;

Ответственность человека перед миром и человечеством. Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности. Очень часто эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.

В настоящее время под долгом понимают нравственную обязанность человека, выполняемую им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних побуждений. Человек нравственного долга имеет активную гражданскую позицию. Для него характерно чувство личной сопричастности всему происходящему в мире.

Совесть называют другой стороной долга, ещё более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия.

Философы отмечают, что совесть - это особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Она ориентирует (побуждает) нас к соблюдению нравственных требований, корректирует наше поведение, осуждает нас за несоответствующий выбор или поведение.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Человек чести- честный человек, тот, кто обладает достоинством и гордостью, кто никогда не опустится до аморального, подлого, предательского поведения.

Чувство собственного достоинства - это переживание собственной ценности и утверждение её, возможно, вопреки обстоятельствам. Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека.

Таким образом, этика – это особая философская наука, имеющая богатую историю. Она даёт знания в области морали, раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует формированию осознанного выбора тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях, как в ситуациях личностных, так и в профессиональных.

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам,

стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие, разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм.

Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду. Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и

человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение,«суррогатное» материнство, аборт, контрацепция).

Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности.

В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую. Завершился он лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования.

Журналист, осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако, это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цель его – не принуждение, а побуждение.



Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы

профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его

результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем

в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние

добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку,

поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:

ü он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;

ü исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать;

ü верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество;

ü признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

ü уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и

ü компетентность, законы;

ü ценит образование, науку и технику.

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы кономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным

формированием рыночных отношений в нашей стране.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»

Объектом изучения этики является мораль. Она регулирует сознание и поведение человека во всех сферах жизни – в труде, быту, политике, отношениях в семье, коллективе, в международных отношениях, в отношениях с природой. Мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. “Этика, – по словам А. Швейцера, – есть безграничная ответственность за все, что живет».

На основополагающих нормах этики базируются все без исключения направления деловой этики.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

ü создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

ü прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно- значимых целей;

ü приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Соблюдение деловой этики является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Деловая этика основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.

Этикет – это установленный порядок поведения где-либо. Это нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса. Это часть нравственной культуры, ассоциирующейся с категорией прекрасного. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением

Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.

Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности.

В основе этикета лежит уважение к людям. Он возник как придворный церемониал во времена французского короля Людовика ХIV (1638 – 1715 гг.). Его правление – апогей французского абсолютизма*. Именно Людовику ХIV мы обязаны названием «Этикет».

На дворцовых приемах у Людовика ХIV гостям раздавались карточки с написанными правилами поведения. От названия «карточка» - этикетка произошло слово «Этикет».

Зародившись в ХVII в. в среде Версаля, оно стало распространяться по всему миру, проникая во все языки без перевода и особых комментариев.

Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет. В отличие от норм морали он носит как бы характер неписанного соглашения людей.

Как этикет, так и этика представляют собой разные кодексы правил поведения. О них должен думать деловой человек.

К примеру, мужчина защищает женщину от хулиганов. Он дерется с ними, называет их неприличными словами. С точки зрения этикета употреблять бранные слова не годится, но в данном случае это не является неэтичным. В данном случае - нарушение этикета, но не этики.

Мужчина проявил решительность, мужество, силу, то есть положительные качества, защитил женщину от хулиганов.

И этика и этикет утверждают, что казенным имуществом не по назначению пользоваться нельзя.

Когда сотрудник в разговоре с другим критикует действие отсутствующего сотрудника, он, естественно, нарушает этикет, но когда психолог фирмы жалуется на работника (пациента) другому – это нарушение этики.

Законы этики рассматривают проблему в более широком плане и не касаются таких мелочей, как обиды из-за того, что кто-то не сказал: «Спасибо» или «Пожалуйста» или не отправил коллеге поздравление и др.

Каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обмена подарками, должна решаться в свете этических норм, действующих в данной организации, в данном обществе. Например, не принято дарить часы ни на Востоке, ни на Западе. В Японии число четыре является несчастливым, поэтому японцам неприлично дарить набор, состоящий из четырех предметов, сервиз на четыре персоны и т.д.

Незнание этикета, неловкость, неуверенность в себе мешают развитию беседы в нужном направлении, ограничивают инициативу и сковывают поведение человека в любой обстановке.

Сознавая, какие выгоды это может принести в будущем, японские фирмы ежегодно обучают свой персонал хорошим манерам, правилам и формам общения, проводят консультации по этим вопросам для своих служащих. Они тратят на обучение этикету сотни миллионов долларов. Они справедливо полагают, что лучше сегодня потратить деньги на эти цели, чем завтра потерять потенциальных клиентов, рынки сбыта своей продукции. Из-за неумения своих сотрудников правильно одеваться, корректно вести себя друг с другом, с клиентами, с руководителями, неумения грамотно составить письмо, вежливо и тактично общаться по телефону, правильно подобрать и расставить персонал, порой, рушатся карьеры. Трудно сказать,

сколько денег теряется ежегодно, сколько наносится травм из-за неправильного поведения или

невоспитанности.

Английский писатель и моралист ХIХ в. Дж. Леббок верно заметил по этому поводу: «… для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом».

Правила делового этикета помогают сближению экономических, финансовых интересов деловых людей, способствуют установлению деловых отношений с иностранными партнерами.

Знание делового этикета является основой предпринимательского успеха.

По словам Д. Карнеги: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми».

И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и этикет шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой.

Выделяются следующие виды этики: профессиональная, корпоративная и прикладная. Рассмотрим каждый вид поподробнее:

  • 1. В профессиональной этике речь идет о практиках, призванных решить нравственные проблемы, возникающие в той или иной профессии. Такой вид этики занимается решением следующих проблем:
    • первый связан с необходимостью конкретизации универсальных моральных норм применительно к условиям профессиональной деятельности;
    • она рассматривает требования, существующие внутри профессии и связывающие их носителей особыми, деловыми отношениями;
    • она рассуждает о соответствии ценностей профессии и интересов самого общества и в этом ракурсе выходит на проблемы соотношения социальной ответственности и профессионального долга.
    • Профессиональная этика отличается следующими характеристиками:
    • она выражена в виде требований, обращенных к представителям дайной профессии. Отсюда вытекает ее нормативный образ, закрепленный в виде красиво сформулированных кодексов-деклараций. Как правило, они представляют собой небольшие по объему документы, содержащие в себе призыв соответствовать высокому призванию профессии;
    • документы по профессиональной этике наполнены убеждением в том, что ценности, ею исповедуемые, совершенно очевидны и следуют из простого анализа деятельности наиболее ярких представителей данного рода деятельности;
    • авторитетом этики считается само профессиональное сообщество, а выступать от его имени могут наиболее уважаемые представители, которым будет оказано столь высокое доверие. Из данного контекста становится очевидно, что и расследование, и санкции - также дело самого сообщества. Его суд и приговор - это решение коллегии профессионалов в отношении тех, кто неправильно понял свое высокое предназначение, употребил свой статус во вред сообществу и тем самым сам себя вычеркнул из него.

Профессиональная этика стремится решить следующие задачи: не потерять статус профессии, доказать общественную значимость, ответить на вызовы быстро меняющихся условий, укрепить собственную сплоченность, выработать общие стандарты совместной деятельности и защитить себя от притязаний других сфер профессиональной компетенции.

Данный вид этической теории и практики обладает некоторыми недостатками. С первого же взгляда можно отметить ее закрытый, узкий характер, упование лишь на собственный авторитет при осуществлении моральной оценки, что оборачивается необоснованными амбициями при решении острых конфликтных ситуаций. Профессиональная среда - стихия принципиально консервативная; традиции и устои играют в ней огромную роль. Кроме того, моральное сознание не может согласиться с тем, что главной ценностью любой социальной практики считается профессионализм. Если уж в сфере конкретной деятельности возникла необходимость обсуждать появившиеся моральные проблемы, это означает, что обычных представлений о профессиональном долге не достаточно для ее нормального функционирования .

2. Корпоративная этика закрепляется в специальных кодексах. Профессионально-этические кодексы направлены на регулирование отношений среди сотрудников. Такие кодексы регламентируют поведение сотрудника, повышают статус работников в обществе, формируют среди клиентов доверительное к ним отношение. В каком-то смысле принятия такого кодекса является имитацией обряда посвящение индивидуума в профессию.

Этические кодексы указывают работникам, как нужно себя вести соблюдая этические нормы, и помогают применять моральные принципы в трудовой деятельности. Корпоративные кодексы не являются кодексами в обычном смысле по причине того, что нельзя заставить при помощи приказов поступать этично или не этично. Каждый кодекс должен быть оценен с моральной точки зрения.

Корпоративные кодексы различаются по своей форме. В задачи некоторых кодексов входит информирование сервисных работников о законных требованиях, которые им ранее были не знакомы, но которые они должны знать. В других излагаются конкретные требования, которые запрещают такие злоупотребления как взяточничество и нелегальные взносы. Некоторые организации разрабатывают такие корпоративные кодексы, в которых описываются правила поведения в данной организации. Например, одна компания считает недопустимым принимать от клиентов подарки, а другие допускает принятие подарков в виде небольшой суммы денег.

Некоторые организации могут запрещать делать подарки клиентам. Ограничивать размер вносимых взносов в фонды политических партий, приобретение акций компании, с которыми они сотрудничают т. к. это может вызвать столкновение интересов.

Корпоративные кодексы выполняют ряд важных функций и помогают решить специфические проблемы характерные для определенной профессии и с которыми могут столкнуться работники. Когда в компании точно установлено, что позволительно делать работнику или нет, то тот точно знает, какие поступки недопустимы в этой компании. Когда наиболее значимые этические дилеммы задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным кодексом.

Одной из важнейших задач корпоративного кодекса является установление приоритетов в отношении целевых групп и пути согласования их интересов.

Существуют и три другие важные функции корпоративного кодекса:

  • 1) репутационная;
  • 2) управленческая;
  • 3) развитие корпоративной культуры.

Суть репутационной функции состоит в том, чтобы формировать доверительное отношение к компании со стороны клиентов, поставщиков и т. д. Корпоративный кодекс в этом случае играет роль пиара, т. е. повышает привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса в сфере сервиса.

Суть управленческой функции состоит в том, чтобы регламентировать поведение сотрудников в конфликтных ситуациях, когда сложно принять правильное решение соответствующее этическим нормам. Существует несколько путей, коими повышается эффективность деятельности сотрудников:

  • 1) регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами;
  • 2) определения порядка принятия решений в конфликтных ситуациях, когда соответствующих этическим нормам;
  • 3) указания на неправильное поведение с этической точки зрения.

Корпоративная этика является важной основой корпоративной

культуры, кодекс корпоративной этики является гарантом развития корпоративной культуры. Кодекс ориентирует всех сотрудников компании на этические ценности, а также ориентировать сотрудников на общие корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную сплоченность.

Ключевыми системными инструментами в области управления человеческим фактором являются: корпоративная культура и этический кодекс организации .

3. Прикладная этика является самым популярным видом современной моральной теории. Более того, можно утверждать, что сама этика как философия морали преимущественно существует в данной форме. Под прикладной этикой принято понимать интеллектуальные практики, вращающиеся вокруг обсуждения наиболее спорных, часто драматических дилемм окружающей действительности, неразрешимых с точки зрения обычного прагматического расчета. Две из таких дилемм мы разбирали в предыдущем повествовании - ложь и насилие. Оказалось, что с точки зрения возможности нравственного обоснования данных явлений обе противоположные точки зрения могут быть достаточно надежно аргументированы, а спор на эту тему может длиться бесконечно. Однако обе рассмотренные ситуации касаются преимущественно личного выбора человека. А если бы в них вмешалась профессиональная точка зрения или интерес какой-либо корпорации? Например, вспомним рассуждение о лжи. Немало людей, имеющих отношение к информационным потокам, стали бы доказывать, что обман очень часто бывает оправданным. Представитель бизнес- корпорации также бы отстаивал свое право искажать информацию в целях получения выгоды. Но в любом споре существует еще одна сторона - самой человечности, которая не желает быть потребителем лжи.

Прикладная этика возникла именно как свободная дискуссия, в которой могут высказаться все стороны, в том числе и сама мораль. Но главное, этот спор ведется таким образом, чтобы над возможным решением конфликтной ситуации не довлел авторитет ни одной из сторон. Так, в этой ситуации точка зрения профессионала не ценнее, чем обычного человека, ибо наиболее широкие следствия из предлагаемых решений может увидеть не узко профессиональный взгляд, а консолидированное мнение всех заинтересованных участников. По большому счету, приглашая к диалогу, прикладная этика занимает точку зрения самой морали, т. е. стремится защитить веками сложившиеся представления людей об идеальных, подлинно человеческих отношениях. Поэтому в отличие от профессиональных и корпоративных образцов она не построена в виде кодексов и деклараций. Прикладная этика - в принципе не нормативна, поскольку ситуации, которые она обсуждает, нельзя решить с помощью следования одному, пусть даже очень хорошему, требованию. Другое дело, что по итогам обсуждения может родиться конкретное правило, но его закрепление (законодательное и корпоративное) - дело других практик. Данный вид этического рассуждения исходит именно из представлений об абсолютных моральных ценностях, и с этих позиций она ведет спор, желая ограничить одномерный прагматический взгляд на порядок вещей.

Методика работы прикладной этики достаточно проста. Ей важно понять позиции всех сторон, выслушать их аргументацию, разобраться в причинах конфликта, но главное - наладить диалог между конфликтующими сторонами, а также теми, кто желает оказать помощь в его разрешении. В отличие от двух выше рассмотренных стилей этики она вообще не стремится что-либо регулировать. Ее работа - найти наиболее приемлемое на данный момент решение. Тем более, в отличие от корпоративного регулирования, ей нс требуется применять и обосновывать санкции .


Тема: Профессиональная этика поведения персонала организации.

Введение

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль и нравственность. Она изучает не только происхождение и сущность морали, но и то, как должен поступать человек. И в этом проявляется практическая направленность этики. Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Следовательно, этика- это и наука об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях вытекающих из этих отношений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, на работе, но и дома. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Манеры - это внешняя форма поведения, способ держать себя, общаться с другими людьми, которая проявляется в употребляемых в речи выражениях, тоне, интонации, в характере походки человека, его жестикуляции и даже мимике. Манеры регулируются этикетом.

Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Подлинная культура поведения - там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

Профессиональная этика: основные определения, объекты изучения.

Актуальной является выработка культуры служебного общения, включающая ряд общих моментов- правил служебного этикета. Несоблюдение этих правил приводит к неприятным последствиям. Так, неумение вести служебного разговора, неумение вести себя коммуникабельно с сослуживцами на работе, кроме потери времени многих людей, приносят массу неприятных моментов.

Чтобы избежать этих эксцессов, достаточно бывает на службе соблюдать хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, проявлять тактичность, общительность, естественность, доброжелательность.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип поведения, нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

Нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

Особенности профессионального воспитания.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики:

Это отношение к общественному труду и к участникам трудового процесса,

Это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это те профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников (сложная совместная деятельность). А также те сферы деятельности, которые связаны с правом распоряжаться жизнью других людей, где уделяется особое внимание моральным качествам работников. Здесь речь идет не только об уровне моральности, но и о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. Это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания. Особенности труда этих профессиональных групп имеют сложные моральные отношения при взаимодействии с другими людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность работника приобретает решающее значение. Многие такие профессии возникли в глубокой древности, и поэтому и имеют свои профессионально-этические кодексы такие как, например, "Клятва Гиппократа" для врачей, нравственные установления жрецов, кодексы чести, исполнявших судебные функции.

Общество рассматривает нравственные качества этих категорий работников как один из ведущих элементов их профессиональной пригодности.

Таким образом, общеморальные нормы конкретизируются в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Следовательно, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали в обществе. Как правило, нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Следовательно, безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу.

Сложность современной России проявляется в том, что требуется выработать новый тип профессиональной морали, которая бы отражала идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений с учетом формирующейся новой морали общества. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса общества.

Виды профессиональной этики.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Особым видом профессиональной этики выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса"). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания.

Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это - адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это - этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции и другие сферы проявления профессиональной этики.

Деловой этикет, принципы этики делового человек.

Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право,

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:

Он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;

Исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать;

Верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество;

Признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

Уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы, ценит образование, науку и технику.

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную и окончательную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Этика делового общения персонала организации.

Принципы этики делового общения.

Для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке используется термин "этика делового общения".

Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.
Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле, процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих принципов:
1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Любой профессионал вынужден постоянно принимать решения, брать на себя ответственность за свои поступки. Чем выше должность, тем большая ответственность ложиться на человека, принимающего решение, так как это решение влияет на большее количество людей. Совершая поступок, мы руководствуемся самыми разными соображениями: профессиональными, экономическими, юридическими, психологическими и т. п. За всеми этими соображениями можно легко забыть главный смысл любого поступка, а именно этический. Потому что все делается, в конечном счете, для человека, для его блага, а это не что иное, как этическое соображение. К сожалению, люди часто забывают об этой конечной цели или подменяют истинные цели средствами. Задачей курса по этике является прояснить моральный смысл поступка, сформулировать этические критерии правильности действия.

Этика как отдельная философская дисциплина восходит к Аристотелю. Именно Аристотель осуществил первое разделение наук и выделил этику как «практическую философию» в отличие от физики, метафизики, логики.

В современном русском языке мы используем такие слова как этика, мораль, нравственность. Часто эти слова выступают как синонимы. Это не случайно и вполне оправдано, так как этимологически эти слова имеют действительно схожий смысл: этика – это греческое слово, означающее место обитания, обычай, характер, нрав; мораль – латинский перевод греческого слова этика, а нравственность – это русское слово, опять же относящееся к той же сфере.

В нашем нравственном опыте можно выделить три основных аспекта. Во-первых, это нормы и правила поведения, принятые в обществе, которые мы усваиваем в процессе жизни в обществе и в соответствии с которыми поступаем. Во-вторых, это нравственные качества характера человека (мы описываем людей, говорим, что они добрые или злые, честные или лживые, ответственные или «без царя в голове» и т. п.). В-третьих, это – ценности, идеалы, представления о благой жизни, о том, к чему нужно стремиться и на что ориентироваться. Все эти аспекты нравственного опыта тесно переплетены и взаимосвязаны в сознании людей и проявляются в поведении, рассуждениях об обществе, человеке, поступках.

Несмотря на синонимичное значение слов «этика», «мораль» и «нравственность», эти понятия могут использоваться в разных значениях. В философском понимании этика – это философская дисциплина («практическая философия»), предметом исследования которой является мораль и нравственность. И. Кант и Г. В. Гегель также разграничили смыслы последних понятий. Так, мораль – это сфера принципов индивида, тогда как нравственность – это сфера общественных нравов. Это разграничение активно используется в современной философской науке. Таким образом, этику можно определить как систематическое осмысление нравственного опыта для того, чтобы установить принципы правильного поведения, выработать ценности, смыслы жизни, к которым нужно стремиться, и определить черты характера, которые людям полезно в себе развивать.

На протяжении двух с половиной десятков веков своего существования этика, оправдывая свое назначение «практической философии», вырабатывала принципы и нормы, понятийный аппарат для анализа моральных аспектов социальных и психологических явлений. В то же время вплоть до XX в. исследователи не выделяют в этике теоретического и прикладного уровней. Несмотря на то, что Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Д. Юм, Дж. С. Милль, И. Кант обсуждали вопросы, касающиеся самоубийства, отношения к смерти, отношения к женщинам и детям, поведения государственных деятелей, справедливых и несправедливых войн, насилия, морального статуса эмбриона, проблему эвтаназии, этическое знание было еще весьма абстрагировано, внутри него нельзя было выделить эмпирический уровень как относительно самостоятельный.

В XX в. в этике выделились разные уровни исследования: дескриптивная этика, нормативная этика, метаэтика. Эти сферы этического знания составили общую этику. Дескриптивной этика появилась под влиянием активного развития социологии и психологии. Основным предметом дескриптивной этики стало описание реальных нравов отдельных групп населения, народов, культур, обществ; сопоставление, сравнение разных моральных систем, принципов и ценностей .

Нормативную этику следует понимать как прямую наследницу истории этической мысли, предметом которой являются обоснование базисных моральных принципов и ценностей нравственной системы. Нормативная этика систематизирует различные моральные нормы, правила, ценности для того, чтобы выстроить иерархию нравственных норм. Она выявляет основополагающие принципы, из которых можно выводить моральные нормы, стремится различными способами обосновать общеобязательность, императивность исходных базисных принципов и ценностей морали . На основе нормативной этики и формируется теоретический уровень этики.

Предметом метаэтики стал язык морали. Она подвергла строгому логическому анализу все основные этические понятия: добро, долг, идеал, добродетель, порок, обязанность; проанализировала лингвистическое употребление понятий этики.

В метаэтике произошло предельное удаление этики от своей первоначальной функции практической философии. Как ответ на это удаление произошел поворот к реальным проблемам общества. В 70–80-х гг. XX в. появилась так называемая специальная этика , которую большинство этиков предпочитает называть прикладной .

Среди причин появления специальной этики можно отметить: рост объема человеческих знаний и технологических возможностей человечества; новейшие научные открытия (главным образом, в биологии, генетике, медицине); революционные преобразования в способах овладения информацией (компьютеры, Интернет); угрожающие масштабы загрязнения природной среды; драматические проблемы распределения мировых пищевых и сырьевых ресурсов; непрекращающийся рост населения Земли; секуляризация общества; появление новых видов деятельности и профессий; отставание законодательной базы общества от проблем современности.

Ответом на вызовы современности стали биоэтика, экологическая этика, бизнес-этика, политическая этика, этика науки, инженерная этика и др. Все это примеры прикладных специальных этик.

В литературе можно встретить разные определения прикладной этики:

1) современная разновидность существующей с античных времен практической философии, предметным полем которой являются открытые моральные проблемы;

2) современная практическая этика, но, в отличие от профессиональной этики, это форма регуляции деятельности не изнутри, а извне;

3) применение общеэтических концепций к частным ситуациям;

4) новая стадия развития этики, характеризующаяся тем, что теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества.

На взгляд автора, все эти определения являются правильными и указывают на разные сферы нравственного опыта современного человека. В них мы видим ответ на вопрос о соотношении общей, прикладной и профессиональной этик.

Можно выделить следующие тенденции развития современной этики. В прикладной этике общие теории нормативной этики «прикладываются» к проблемам современности, превращаются в рабочие тесты, критерии оценки проблем. Профессиональная этика, традиционно выступающая как сфера регулирования при помощи этического кодекса профессиональной деятельности внутри профессии, трансформируется в сферу общественного интереса, так как усиливается влияние профессии на общество. Требования, которые предъявляются к профессии в целом и к членам профессионального сообщества извне, со стороны общества постоянно меняются в зависимости от изменений, происходящих в обществе. Именно этой стороной взаимоотношений профессии и общества занимается прикладная этика.

Подытоживая сказанное, можно определить курс этики профессиональных сообществ как профессионально-прикладной, целью которого является прояснить моральные проблемы как изнутри профессии, так и извне – с позиции общества.


Похожая информация.