система нравственных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения и действия ученых, определяя, что допустимо, поощряется, а что считается непозволительным для ученого в различных ситуациях. Эта система исторически изменяется в процессе развития науки и усложнения ее взаимосвязей с обществом. Вместе с тем для нее характерны и преемственность, сохранение ключевых, основополагающих этических ценностей. В нормах Э. н. воплощены, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, конкретизированные применительно к особенностям научной деятельности (Профессиональная этика). Так, плагиат может быть квалифицирован как нарушение заповеди «не кради», а преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента - заповеди «не лги». Во-вторых, нормы Э. н. служат для утверждения и защиты специфических ценностей самой науки. Первая среди них - бескорыстный поиск и отстаивание истины. Поскольку часто бывает невозможно однозначно оценить истинность полученного знания, нормы Э. н. не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно давал истинное знание. Необходимо и достаточно, чтобы этот результат был: 1) новым знанием и 2) знанием, так или иначе (логически, экспериментально и пр.) обоснованным. Существование и устойчивое воспроизводство научной деятельности и, в частности, развитие научных достижений предшественников и коллег были бы невозможны без отношений взаимного доверия между теми, кто в этой деятельности участвует. Поэтому нарушения норм Э. н., коль скоро они становятся известными, закономерно влекут за собой моральные санкции со стороны научного сообщества, которые могут быть весьма чувствительными для нарушителя - вплоть до того, что он может оказаться вне процесса развития науки. Нормы и требования Э. н. редко формулируются в виде кодексов, как правило, они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки. Вместе с тем в философии и социологии науки предпринимались попытки выявления, описания и осмысления этих норм и требований. На этой основе происходит становление Э. н. в качестве особой дисциплины, изучающей науку и научную деятельность с точки зрения ее нравственного смысла и содержания. Э. н. охватывает своей нормативной регуляцией самые разные стороны многообразной деятельности ученых: подготовку и проведение исследований, публикацию результатов научных экспериментов и открытий, проведение научных дискуссий, функции эксперта и преподавателей, готовящих новые поколения научных работников, и т. д. Особую остроту в современной науке приобрели этические проблемы взаимоотношений науки и ученого с обществом, т. е. социальной ответственности ученого. Для занятий научной деятельностью всегда была необходима моральная санкция со стороны общества, и вопрос о нравственном оправдании и обосновании таких занятий постоянно обсуждался, получая различные решения в разные исторические эпохи. Однако в эпоху научно-технической революции в связи с резким расширением круга социальных функций науки и масштаба ее социальных эффектов проблемы ответственности ученого перед обществом особенно обострились и наполнились новым содержанием. Социальная ответственность ученого на современном этапе научного прогресса выражается, прежде всего, в стремлении предвидеть нежелательные для человека и общества последствия, потенциально заложенные в результатах его исследований, а также в информировании общественности о возможности такого рода последствий, в поиске и изучении путей их избежания, минимизации или ликвидации. Таким образом, выделение Э. н. в качестве самостоятельной области этического знания и нормативной системы моральной регуляции поведения свидетельствует о том, что гуманистические ориентации, социально-ответственный выбор в области науки сливаются с научным поиском и научными решениями.

совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и ответственность); 2) друг другу (коммуникационная свобода и ответственность; 3) обществу и государству (социальная свобода и ответственность); 4) самому себе (экзистенциальная свобода и ответственность). Первый тип морального отношения обусловлен творческой, конструктивной природой научного познания и связан с когнитивной ответственностью ученого за принимаемые научные решения (ответственностью перед Истиной). Второй тип моральных отношений известен как «этос науки». Третий тип этического поведения ученых определяется мерой их ответственности за развитие и применение науки перед обществом и государством. Четвертый тип - осознанием своего личного предназначения как ученого. Этика науки - предмет философии науки и общего науковедения, изучающий закономерности этического регулирования научной деятельности. (См. этос науки, философия науки, биоэтика, профессиональная и социальная ответственность ученого).

Отличное определение

Неполное определение

этика науки

ЭТИКА НАУКИ - область философской и внутри-научной рефлексии, направленной на моральные аспекты как собственно научной деятельности, включая как взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношения науки и научного сообщества с обществом в целом. Систематическое изучение этого круга вопросов конституирует Э. н. в качестве самостоятельной научной дисциплины. Проблематичность этической оценки науки начинает осознаваться после 2-й мировой войны, когда на фоне убедительных свидетельств беспрецедентной мощи научно-технических достижений становится очевидной неоднозначность и даже опасность как их социальных и человеческих последствий, так и самих процедур и процессов получения новых научных знаний. Вопрос о последствиях использования научно-технических достижений встал особенно остро в связи с созданием оружия массового уничтожения и его первым применением (проведенные С Ш А в августе 194 5 атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки). Это привело к тому, что объектом самого пристального внимания сообщества физиков, прежде всего - ядерщиков, стала моральная оценка как их участия в разработке такого оружия, так и отношения к фактам его применения. Одновременно с этим миру становится известно о жестоких научных экспериментах над заключенными, которые проводились в нацистских концлагерях; свидетельства этого были представлены на Нюрнбергском трибунале, судившем нем. ученых и врачей. Впоследствии, уже в 60 -70-е гг., моральной оценке начинают подвергаться и те многообразные негативные последствия развития науки, которые обнаруживаются во взаимодействии человечества со средой своего обитания. Главным объектом дискуссий во всех этих ситуациях становится вопрос о том, ответственны ли - и если да, то в какой мере - наука и ученые за негативные социальные и человеческие последствия научно-технического прогресса. Тем самым ставится под сомнение безусловность восходящего к просветителям представления о научном знании, как о социальном благе, и столь значимой для европейской культуры ценности, как свобода научного поиска (во многих государствах, включая Россию, соответствующая норма закреплена в Конституции). В ходе обсуждения вопроса о социальной ответственности рассматриваются следующие альтернативы: развитие науки подчинено объективной логике, так что отказ какого-нибудь конкретного ученого от участия в потенциально опасных для человека и общества исследованиях ничего не изменит; либо социально ответственное поведение позволяет, хотя бы в принципе, избежать негативного развития событий и вредных последствий; негативные эффекты научно-технического прогресса порождаются не собственно научной деятельностью, а теми социальными силами, которые контролируют практическое применение научно-технических достижений; либо наука и ученые могут играть какую-то роль в определении того, как именно используются эти достижения; результаты фундаментальных исследований принципиально непредсказуемы (в противном случае их проведение не имело бы смысла), так что проблема социальной ответственности релевантна лишь там, где речь идет о прикладных исследованиях; либо же при планировании и проведении фундаментальных исследований следует, учитывая уже имеющийся у человечества горький опыт, хотя бы пытаться предвидеть и предотвращать возможные негативные последствия. Множащееся разнообразие негативных эффектов развития науки порождает не только общественные дискуссии и критику науки, но и попытки регулирования как собственно научной деятельности, так и практического применения е е результатов. Уже в 1947 в рамках судебного решения, вынесенного Нюрнбергским трибуналом, был сформулирован перечень требований, получивший название Нюрнбергского кодекса. В нем содержался ряд жестких ограничений на проведение медицинских исследований на человеке. Так, подобные исследования считаются допустимыми только в тех случаях, если с их помощью предполагается получить ценные научные знания, которые не могут быть получены иным путем (напр., в экспериментах на животных). Проведение исследования с участием человека, далее, допустимо лишь в том случае, если сам испытуемый добровольно и осознанно соглашается на это, будучи надлежащим образом проинформирован о целях и продолжительности эксперимента, связанном с ним риске и т.п. Нюрнбергский кодекс не обладал юридической силой - он был значим лишь как моральный призыв, и в первые десятилетия не оказывал непосредственного воздействия на практику биомедицинских экспериментов. Научное и медицинское сообщества были склонны воспринимать антигуманные эксперименты нацистов как эксцессы, не имеющие ничего общего с их собственной повседневной исследовательской деятельностью. Лишь в 60-е гг., когда широкой общественности стало известно о множестве опасных и жестоких исследований на людях, проводившихся в США и Великобритании, начинают предприниматься действенные меры по защите испытуемых - участников экспериментов. Эта информация оказалась весьма актуальной в период активизации на Западе массовых движений протеста, направленных против господствующих ценностей культуры, включая науку. Доверие общества к науке а значит, и ее моральный авторитет, существенно снизились, так что с тех пор одной из важных задач научного сообщества становится специальная активность по поддержанию и укреплению доверия к науке со стороны общества. Одним из направлений этой активности стала разработка мер и механизмов этического регулирования исследований, проводимых на людях. В соответствии с принятой ныне в большинстве стран мира практикой, закрепленной в таких международных документах, как, напр., Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (первый вариант принят в 1964, в дальнейшем она неоднократно перерабатывалась - последняя редакция была принята в 2000), каждый проект исследования, включающего эксперименты на человеке (а также на животных), перед началом его реализации должен пройти этическую экспертизу. Она осуществляется этическим комитетом соответствующего научно-исследовательского учреждения, независимым от всех тех, кто планирует, финансирует и проводит исследование. Кроме того, научные журналы не должны принимать к публикации статьи об исследованиях, при проведении которых не соблюдались положения Декларации. Характерно, что в ряде стран, напр. в США, предварительной экспертизе этического комитета подлежат, помимо биомедицинских, также и любые др. (психологические, социологические, этнографические и т.д.) исследования, проводимые на людях; речь при этом идет о защите не только жизни и здоровья испытуемых, но и их прав, достоинства, частной жизни и т.п. Наряду с этическим саморегулированием научной деятельности, которое осуществляется внутри самого научного сообщества, задачи регулирования нередко берут на себя и органы власти. Динамичное развитие современной науки непрерывно порождает ситуации, которые требуют от исследователей и (или) общества принятия морально значимых решений. Нередко подобные ситуации являются источником напряжений во взаимоотношениях науки и общества. Так, в связи с успешным клонированием овцы, проведенным в 1997 шотл. учеными, и последующими дискуссиями о возможностях применения этого метода к воспроизводству человека, возник конфликт между научным сообществом, считавшим, что оно само в состоянии регулировать исследования в данной области, и органами власти, которые во многих странах запретили эти исследования еще до того, как научное сообщество успело сформулировать свою позицию. Ряд моральных проблем биомедицинских, экологических и генетических исследований стали предметом внимания биоэтики и экологической этики. К числу наиболее остро дискутируемых проблем Э. н. относятся и проблемы, касающиеся моральной оценки собственно познавательной деятельности, - того, как она мотивирована и организована в науке. Для характеристики этой проблематики принято использовать термин «этос науки», введенный Р. Мертоном. Мертон понимал под этосом тот комплекс ценностей и норм, который воспроизводится в науке и присущ каждому человеку, занятому в науке. Это понятие, очевидно, будет иррелевантным для таких трактовок науки, в рамках которых она истолковывается сугубо инструментально, как нечто лишенное самоценности. Однако наряду с этой существуют еще две противостоящие друг другу позиции. Согласно первой из них, наука трактуется как воплощение свободного поиска истины и рациональной критической дискуссии. В силу этого она, с одной стороны, репрезентирует ценности демократии, а с др., именно в демократическом обществе находит оптимальные условия для своего развития. Впервые эта позиция была четко выражена Мертоном в работе 1942 «Нормативная структура науки». Противоположная позиция, представленная, в частности, в работах М. Фуко (см., напр.: ФукоМ. Воля к знанию // Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1997), истолковывает науку и научное познание как принудительное наложение определенной дисциплины восприятия и концептуального конструирования, а следовательно - как источник и воплощение антидемократических, тоталитаристских тенденций и сил, подавляющих человека. Концепция этоса науки была использована Мертоном и для характеристики моральных аспектов взаимоотношений ученых в рамках научного сообщества. В этих взаимоотношениях одновременно присутствуют начала конкуренции и кооперации. С одной стороны, каждый ученый стремится опередить всех своих коллег в получении новых научных знаний, обеспечить признание научным сообществом именно их, максимизировать приходящуюся ему долю материальной поддержки исследований и признания со стороны коллег. С др. стороны, общие интересы поддержания авторитета науки и ее воспроизводства в обществе, а в конечном счете - поддержания и укрепления автономии науки, стимулируют кооперацию между учеными, что является необходимым условием формирования и существования научного сообщества. В содержательном плане этос науки описывался Мертоном при помощи четырех основополагающих ценностей: универсализм (все изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково, а истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета и т.п. того, кто их формулирует); общность (communism) - т.е. научное знание должно свободно становиться всеобщим достоянием; незаинтересованность (первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений собственной выгоды); организованный скептицизм (каждый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта его оценка была предана гласности). Критики этой концепции отмечали абстрактный характер ценностей, составляющих данный набор, и то, что в своей реальной деятельности ученые нередко нарушают их, не подвергаясь при этом санкциям и осуждению со стороны коллег. Под воздействием критики Мертон позднее (1965) стал говорить об амбивалентности моральных норм, действующих в науке. Так, ученый одновременно должен как можно быстрее делать свои результаты доступными для коллег и в то же время тщательно проверять их перед публикацией; быть восприимчивым к новым идеям, но в то же время не должен слепо следовать интеллектуальной моде; знать все работы коллег, относящиеся к области его интересов, но при этом его эрудиция не должна подавлять самостоятельность его мышления. Эта амбивалентность свидетельствует о противоречивости и гибкости нормативно-ценностной структуры науки. Объектом интересов Э. н. являются моральные проблемы, касающиеся не только проведения исследований, но и др. сторон деятельности ученого - публикации результатов, консультирования и участия в экспертизах, взаимоотношений со СМИ и т.д. Проблемы Э. н. привлекают все большее внимание со стороны многих международных организаций. Так, в рамках ЮНЕСКО с 1998 действует Комиссия по этике научного знания и технологии (COMEST). В настоящее время Комиссия работает над созданием Кодекса поведения ученых. Б.Г. Юдин Лит.: Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998; Ганжин В.Т. Нравственность и наука. М., 1978; Наука и нравственность. М., 1971; Лазар М.Г., Лейман И.И. НТР и нравственные факторы научной деятельности. Л., 1978; Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискусси. М., 1986; Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека»: Международные документы и аналитические материалы. М., 1998; Этические и правовые проблемы клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных. М., 1994; Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия. М., 2004; Этика науки. М., 2007; Broad W.J., Wade N. Betrayers of the Truth. N.Y., 1982; Katz J. (ed.) Experimentation with Human Beings. N. Y., 1972; Levine RJ. Ethics and Regulation of Clinical Research (2nd ed.). New Haven, 1988; Limits of Scientific Inquiry. N.Y., L., 1979; McNeill P.M. The Ethics and Politics of Human Experimentation. N.Y., 1993; Merton R.K. The Sociology of Science. Chicago, 1973; Shrader-Frechette K. Ethics of Scientific Research. Lanham, MD, 1994.

Введение

1.Этика как наука.

Заключение

Словарь терминов

Список используемой литературы


Введение

«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.

В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов - технократизма и гуманизма. Первый связан с признанием примата техники и технологии как главных факторов мирового прогресса. На его основе сложился своеобразный культ инструментального знания и прагматического действия. В его рамках даже человек стал рассматриваться лишь как средство («человеческий фактор»). Другой подход связан с преимущественным интересом к человеку как к цели - вспомните афоризм древних: «Человек есть мера всех вещей». Лишь человеческим измерением может быть определена истинная ценность всего происходящего в мире, истинный смысл истории, суть которого - человеческое счастье. Это гуманистический подход, который позволяет не только вывести человека из тупика потребительства, но и возродить высшие гуманистические ценности, делающие человека Человеком. Принципы гуманизма, терпимости, понятия добра, сострадания, совести, смысла жизни - все это составляет предмет изучения ЭТИКИ, которая выступает тем самым гуманистической основой формирования личности.


1. Этика как наука

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания.

Возникновение термина «этика» как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», что означало привычки, обычаи, нравы.

Греческое слово «ethos», было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores», на его основе было образовано прилагательное «moralis» (моральный). В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas) которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».

Таким образом, следуя этимологии, слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляется как синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий.

Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание, наука.

Под понятиями «нравственность» и «мораль» - изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Таким образом, этика является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику. Этика как философская дисциплина в той или иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания.

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Существенное своеобразие этики состоит в ее нормативности. Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.

Этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, вы являет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В качестве теории морали этика занимается исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется система понятий, в которых можно выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.

Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.

Подводя итог, следует отметить, что мораль (нравственность) представляет собой сложную сферу духовной жизни личности и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования. В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.

Нравственность - это особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленная мировоззрением. Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек - существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность - один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.). Это внутренний саморегулятор поведения человека, настроенный на принципы человечества.

В целях систематизации Г.Н. Кузьменко выделяет в структуре нравственности следующие элементы:

1) нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

2) нравственная практика;

3) нравственные отношения.

1) Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, является отражением нравственного бытия людей. Особенность этого сознания состоит в восприятии всякого явления с точки зрения его ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причины, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности - важная характеристика нравственного сознания.

Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном (идеал). Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества), тем самым придавая ей смысл. Исходя из обозначенной цели, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла), а также, и это является еще одной важной его характеристикой, предписывает людям определенные действия (в качестве их долга).

Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.

Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позволяющий влиять на представления и поведение отдельного человека, воспитывать полноценную личность. ,

В общественном нравственном сознании можно выделить два уровня - обыденный и теоретический. Первый являет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл» - повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и даже противоречивы, что обусловлено зависимостью от конкретных жизненных обстоятельств. Второй уровень - теоретический - характеризуется большей четкостью, системностью, рациональностью. На этом уровне решаются так называемые «смысложизненные» вопросы человеческого бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т.е. этика.

Научная этика

Научная этика - в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Каждый, кто перечислен в качестве автора, должен внести существенный прямой интеллектуальный вклад в работу. Например, должен внести вклад в концепцию, дизайн и/или интерпретацию результатов. «Почетное» соавторство запрещено. Предоставление финансирования, технической поддержки, пациентов или материалов, как бы это ни было важно для работы, само по себе не является достаточным вкладом в работу для того чтобы стать соавтором. Каждый, кто внес существенный вклад в работу, должен быть соавтором. Каждый кто внес менее значительный вклад в работу должен быть перечислен в списке людей, которым выносится благодарность в конце статьи.

Данные моральные принципы в реальности часто нарушаются. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жёсткость санкций за нарушение этических принципов науки. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведёт к макулатурной науке, идеологизации науки, и коммерциализации науки (когда основной целью является гонка за финансированием). Одним из рычагов контроля за выполнением научной этики является анонимное рецензирование научных статей, проектов и отчетов.

Научная этика - это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов , которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки .

Современная научная этика

Современная научная этика характеризуется следующим:

  • универсальная цель - получение и расширение сферы объективного знания;
  • соответствует нормам толерантности .

В этическом кодексе учёного подчёркивается не утилитарные, а высшие интеллектуальные ценности. Особая роль отводится также вопросам научной честности, сохранению «доброго имени», а не только известности, популярности в широкой публике. В XX веке ситуация несколько изменилась - менее строгие требования, наука стала более «богатой».

Примечания

Литература

  • Фролов И. Т., Араб-оглы Э. А., Борзенков В. Г. Глава X. «Наука». 6. Этика науки // Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов . - 2-е изд. Переработанное и дополненное. - М .: Республика , 2002. - 622 с.
  • Богатов В. В. Этика в научной деятельности // Вестник ДВО РАН. - 2008. - № 1. - С. 144-157.

Ссылки

  • Нормы научной этики (приняты Сенатом Общества Макса Планка 24 ноября 2000 г.) / пер. В.Тереховой.
  • Принципы соавторства (приняты Комитетом по Этике Гарвардского Университета 17 сентября 1999 г.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дамдинбазар, Содномын
  • Салахова, Айдан Таировна

Смотреть что такое "Научная этика" в других словарях:

    Научная картина мира - (сокр. НКМ) одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… … Википедия

    этика психолога профессиональная - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью (см.… …

    этика - и; ж. [от греч. ēthos обычай] 1. Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Э. Гегеля. Материалистическая э. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой л. общественной или профессиональной группы. Э. человеческих… … Энциклопедический словарь

    Научная журналистика - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Научная журналистика область журналистики, которая используется для создан … Википедия

    этика - и; ж. (от греч. ēthos обычай) см. тж. этический, этически 1) Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Э/тика Гегеля. Материалистическая э/тика. 2) Совокупность норм поведения, мораль какой л. общественной или… … Словарь многих выражений

    Живая этика - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Агни (значения). Живая Этика, или Агни Йога … Википедия

    Журналистские этика и стандарты - (англ. Journalism ethics and standards) этические принципы профессиональной журналистики, известные как отраслевой «кодекс чести», который в разных формах сформулирован в медиа организациях и профсоюзах. Профессиональная этика … Википедия

    профессиональная этика психолога - психолог: этика профессиональная реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами,… … Большая психологическая энциклопедия

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Научная этика
Рубрика (тематическая категория) Связь

Научная этика представляет собой систему норм нравственного поведения, принятых в научной среде, в научном сообществе.

Проблема нарушения научной этики существовала всœегда. Неэтичное поведение научных работников имеет место во всœем мире.

При этом уровень научной этики в стране зависит от того, насколько национальная наука интегрирована в мировое научное сообщество, насколько она живет по нравственным нормам мирового научного сообщества. В случае если такой интеграции нет, тот уровень нравственности напрямую связан с уровнем нравственности в обществе, в стране.

Результативность науки также связана с уровнем научной этики. По этой причине рассмотрение некоторых вопросов научной этики представляется весьма полезным.

Формы неэтичного поведения в науке бывают различными. Наиболее известны следующие:

1. Плагиат - умышленное присвоение чужого авторства полностью или частично, выдача чужого открытия, изобретения, научного результата за собственный.

Когда для более успешного внедрения результатов, их публикации привлекается соавтор-таран", обладающий крайне важно й "пробивной способностью";

Когда отношения строятся по схеме: "начальник-подчинœенный", руководитель-аспирант" и т.п.

3. Подтасовка научных фактов, экспериментальных данных и т.п. Источником этого вида неэтичного поведения может стать нехватка времени, крайне важно сть получить "убийственный аргумент" и т.п.

4. Демагогия. Демагогию можно определить как совокупность методов, позволяющих создать впечатление правоты, не будучи правым. В этом случае демагогия находится между логикой и ложью. Демагогия является неэтичной формой дискуссии.

Нарушения научной этики могут приводить к возникновению квазинауки (лженауки). Квазинаука - некое научное учение, отрицающее аналогичнуюмировую науку. Возникает квазинаука или лженаука в результате идеологического, финансового, административного давления на ученых. В этой ситуации ученый вынужден либо уйти из науки или научной организации, либо заниматься тем, чем велят, и "получать" те результаты, которые хочет иметь начальство. Поскольку в данном случае происходит насилие над самим духом науки, духом творчества, то и нарушения научной этики обязательно будут.

Для того, чтобы не возникало лженаук или квазинаук, национальная наука должна развиваться по законам мировой науки. Прежде всœего должен соблюдаться принцип академической свободы. Личный успех ученого должен оцениваться объективно, исходя из успешности его работы, а не из должности этого ученого. Не следует пытаться талант привязать к должности и наоборот. Соблюдая эти принципы наука будет развиваться свободно, а средства, выделяемые на нее, расходоваться более эффективно.

Научная этика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Научная этика" 2017, 2018.