1.Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

В настоящее время на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:

    НДС (гл. 21 Налогового кодекса);

    акцизы (гл. 22 Налогового кодекса);

    НДФЛ (гл. 23 Налогового кодекса);

    ЕСН (гл.24НК);

    налог на прибыль организаций (гл. 25 Налогового кодекса);

    водный налог (гл. 25.2 Налогового кодекса);

    НДПИ (гл. 26 Налогового кодекса).

В состав федеральных сборов входят:

    государственная пошлина (гл. 25.3 Налогового кодекса);

    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Налогового кодекса).

Рассматриваемая ранее в составе федеральных сборов таможенная пошлина с 1 января 2005 г. переведена в категорию неналоговых платежей, и действие норм законодательства о налогах и сборах на порядок ее исчисления и уплаты теперь не распространяется. Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и разд. III TK.

Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.

Федеральные налоги и сборы (устанавливаются,изменяются или отменяютсяв соответствии с Налоговым кодексом и обязательнык уплате на всей территорииРоссийской Федерации)

2.Таким образом,экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между его реальными производителями и государством. Совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без распределения ресурсов, использованных на производство, составляет валовой внутренний продукт (ВВП). Основным методом перераспределения ВВП стало прямое изъятие государством в свою пользу его определенной части. Это применяется для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета) государства, что и составляет экономическую сущность налогообложения. Объем ВВП определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства

В большинстве развитых стран налогам придается особое значение в решении социальных проблем общества. Налогообложение физических лиц является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости.

Продуманная, социально ориентированная налоговая политика создает предпосылки для вовлечения все большего количества граждан в предпринимательскую деятельность, формирует базу для интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений. Посредством умелой налоговой политики, государство создает мощную базу для экономических преобразований, основанную на человеческом факторе, развитии человеческого потенциала.

3. В современных экономических условиях правительство Российской Федерации стремится защитить федеральный бюджет от колебаний рыночной конъюнктуры и создать определенный запас для достаточно произвольного маневра финансовыми ресурсами в течение года.

В настоящее время сохраняется тенденция формирования доходов федерального бюджета преимущественно за счет налоговых доходов. Таким образом, создавая определенный финансовый запас, государство создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций субъектам, нуждающимся в финансовой поддержке.

Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства.

Распределение налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными государственными структурами выражается в налоговом федерализме, от организации которого во многом зависит регулирование налоговых доходов между центром и регионами и формирование доходной части бюджета любого уровня.

4. Экономическое содержание налогового контроля

В связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования ст. 82 НК РФ была дополнена определением налогового контроля: налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 137-ФЗ).

Целями налогового контроля в контексте данного определения являются:

1. выявление налоговых правонарушений;

2. обеспечение неотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения.

Объектом налогового контроля являются действия налогоплательщиков, плательщиков сборов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению в качестве налоговых агентов) налогов и сборов (далее для краткости - налогоплательщики).

Предметом налогового контроля являются бухгалтерские книги, отчетность, налоговые декларации, договоры, приказы, иные документы, так или иначе связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением иных прав и обязанностей в сфере налогообложения, а также в отдельных случаях территории и помещения налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый контроль.

В качестве субъектов налогового контроля выступают налоговые органы в отдельных случаях таможенные органы.

· проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;

· проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

· проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности предоставления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

· проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

· проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов организации сумм налогов и пеней;

· проверку правильности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением;

· предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах

· выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;

· выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

· принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей.

Налоговый контроль в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

· правомочность;

· полнота;

· всеобщность;

· регулярность;

· единство;

· соблюдение налоговой тайны;

· объективность и достоверность. Стр. 13 Дадашев А.З. Налоговый контроль в РФ: учебное пособие - М. : КНОРУС, 2009. - 128 с.

Принцип правомочности означает осуществление налогового контроля только уполномоченными государством органами, которые действуют в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным федеральным законодательством.

Принцип полноты налогового контроля означает, что все виды законодательно установленных налогов и сборов должны быть охвачены системой контроля независимо от суммы платежей.

Всеобщность налогового контроля заключается в том, что все налогоплательщики - хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предприниматели) и физические лица должны быть охвачены системой контроля.

Регулярность налогового контроля предполагает, что контрольная деятельность носит систематический характер и, кроме того, в определенных случаях законодательно установлены ограниченные сроки для проведения налогового контроля.

Единство налогового контроля предполагает единообразное осуществление налогового контроля на территории РФ, т.е. единство форм и методов и порядка проведения налогового контроля.

Принцип соблюдения налоговой тайны изложен в п. 1 ст. 102 НК РФ, в соответствии с которой налоговую тайну соблюдают любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органами государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Поступающие в налоговые органы и другие органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Принцип объективности и достоверности предполагает, что проведение налогового контроля должно исключать какую-либо предвзятость со стороны налоговых органов. Выявленные нарушения должны быть подтверждены соответствующими документами, а решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактическим обстоятельства.

Формы и методы налогового контроля

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проявляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется в рамках процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют конкретные формы и методы.

Формами налогового контроля являются:

· налоговые проверки;

· получение объяснений налогоплательщиков;

· проверки данных учета и отчетности;

· осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Под методами налогового контроля понимается совокупность способов и приемов, используемых налоговыми органами в процессе контрольной деятельности.

Все методы, применяемые в налоговом контроле, можно классифицировать на три основные группы:

1. общенаучные методы исследования объектов налогового контроля (анализ и синтез, аналогия, моделирование, сравнение);

2. специальные методы (инвентаризация имущества, проверка первичных документов, выемка предметов и документов, осмотр помещений и территорий, экспертиза и т.д.);

3. методы получения дополнительной информации у проверяемых лиц (письменный и устный опросы должностных лиц, допрос свидетелей и т.д.)

Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном единстве. Зачастую в рамках одной формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной законодательством формой контроля. Именно от правильно выбранного сочетания форм, методов и мероприятий налогового контроля зависит и результативность контрольной работы.

Основная форма налогового контроля - налоговые проверки. Налоговые поверки занимают ведущее место среди всех остальных форм налогового контроля. Высокая результативность налоговых проверок достигается в сочетании с другими формами налогового контроля. Налоговые проверки позволяют наиболее полно и всесторонне оценить правильность исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей, выявить те или иные отклонения.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится в помещении самого налогового органа на основании документов о деятельности налогоплательщика, предоставленных им в налоговый орган. Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика либо месту занятия им предпринимательской деятельностью.

По результатам налоговых проверок организаций и физических лиц сумма дополнительно начисленных платежей (с учетом пеней и налоговых санкций) составила в 2009 г. 684,2 млрд руб., или 10,1% объема доходных поступлений, администрируемых ФНС России. Из общей суммы доначисленных платежей взыскано с налогоплательщиков всего 247,0 млрд руб. (36,1%), что обеспечило 3,7% объема доходных поступлений

Сумма переплаты, обнаруженная налоговыми органами в течение 2009 г., составила 183,7 млрд руб. и по отношению к сумме доначисленных платежей не превысила 17,3%.

Налоговый контроль в зависимости от характера его проведения подразделяется напредварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до наступления отчетного (налогового) периода в связи с заявлением налогоплательщика об изменении сроков уплаты налогов (отсрочки, рассрочки либо предоставления инвестиционного налогового кредита).

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного (налогового) периода и связан с контролем за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. Текущий налоговый контроль носит оперативный характер и проводится в основном в виде камеральных налоговых проверок.

Последующий налоговый контроль проводится после исчисления срока исполнения обязанности по уплате налогов, т.е. по окончанию отчетного (налогового) периода.

В зависимости от характеристики проверяемых лиц выделяют налоговый контроль:

· организаций;

· индивидуальных предпринимателей;

· физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В зависимости от степени охвата деятельности проверяемого лица выделяют комплексный и тематически налоговый контроль. Комплексный налоговый контроль проводится по всем видам деятельности налогоплательщика за определенный период времени.

Тематический Налоговый контроль проводится по отдельным видам деятельности налогоплательщиков и (или) по уплате определенных налогов.

6. Льготы по НДС (ст. 149 НК РФ):

    Предоставление в аренду помещения гражданам иностранным;

    По уходу за больными лицами, организацией социальной защиты оказываемые;

    Услуги в сфере образования;

    Реализация предметов религиозного назначения;

    Научная и учебная литература и т.д.

При наличии лицензии на осуществление этой деятельности: товары, ввозимые как безвозмездная помощь.

Налоговый период = отчетный период=1 квартал.

Налоговые ставки:

    10% (реализация продовольственных товаров, товаров детского ассортимента, книжная продукция, связанная с образованием, наукой, культурой и т.д.);

    18% - все остальные случаи.

Порядок исчисления налога:

Сумма НДС исчисляется как соответствующие налоговые ставки, %-доля налоговой базы, а при раздельном учете как сумма налога, полученного в результате сложения сумм налогов (18%+10%), исчисляемых отдельно по соответствующим налоговым ставкам.

Порядок и сроки уплаты налога:

С 01.01.2008 г. уплачивается налог и предоставляется налоговая декларация ежеквартально, не позднее 20 числа, того месяца, который следует за этим кварталом.

По итогам налогового периода сумма налоговых вычетов может превышать исчисленную общую сумму налога, и поэтому полученная разница подлежит возмещению, оно может быть в форме зачета, либо в форме возврата.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно. По истечении 3-календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику. Налоговый орган в течении 2 –х недель, после заявления налогоплательщика принимает решение о возврате указанной суммы из соответствующего бюджета и отправляют все решение в органы федерального казначейства. Казначейство в течении 2 недель должно сумму выплатить, если не уплачивает во время штрафные санкции 1/300 –ставки рефинансирования ЦБ.

7.Налоговые вычеты по ндс и порядок их применения

Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога на установленные указанной статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления.

Условия для предъявления НДС к вычету следующие:

Имущество, работы, услуги и имущественные права приняты к учету;

Принятые к учету имущество, работы, услуги и имущественные права будут использованы для осуществления операций, облагаемых НДС;

Имеется счет-фактура, оформленный в соответствии со ст. 169 НК РФ, кроме случаев, когда вычет предоставляется на основании других документов;

В случаях, предусмотренных НК РФ, - после уплаты НДС или после оплаты товаров (работ, услуг).

Вычетам подлежат:

Суммы налога, уплаченные в соответствии с п. 4 ст. 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами;

Суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них, а также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг) в случае отказа от этих работ (услуг);

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства;

Суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком-продавцом (исполнителем) с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Вычетам у налогоплательщика-покупателя, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 НК РФ.

8.ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОТСУТСТВИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ - если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, взимание НДС с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых на территорию Российской Федерации, осуществляют налоговые органы Российской Федерации. Объектом налогообложения в таких случаях признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, включая затраты на их доставку до границы Российской Федерации. НДС уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после принятия на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Порядок уплаты НДС на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством Российской Федерации.

НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Применение налоговых вычетов - это уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченные налогоплательщиками по иным основаниям. Операции, по которым суммы НДС принимаются к вычету, перечислены в ст. 171 НК РФ. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав производятся на основании ст. 171 НК РФ в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право на вычет "входного" НДС, если одновременно выполняются следующие условия:

Приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

Товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

Имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (в установленных НК РФ случаях - иные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Иных требований либо ограничений для получения права на налоговые вычеты НК РФ не содержит. Факт оплаты полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав в общем случае не имеет значения для применения вычета по НДС (см. письма Минфина России от 28.02.2006 N 03-04-09/04 , от 23.12.2005 N 03-04-11/335). Оплата товаров (работ, услуг) за налогоплательщика третьим лицом также не препятствует получению вычета НДС по этим товарам (работам, услугам). См. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2013 N Ф04-146/13.

Уплата НДС является обязательным условием для вычета лишь в следующих ситуациях:

При ввозе товаров на территорию РФ. Вычет сумм НДС, уплачиваемых при ввозе товаров на территорию РФ, возможен только в размере фактически уплаченных сумм;

При уплате НДС налоговыми агентами. Суммы НДС, удержанные налоговыми агентами, принимаются к вычету только после того, как налоговый агент фактически уплатит их в бюджет.


Обратите внимание, что применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларировании в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий. Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих его право на применение налогового вычета, без отражения (указания, заявления) суммы налогового вычета в налоговой декларации, не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС (см. постановление АС Поволжского округа от 17.12.2014 N Ф06-17754/13).

Вычеты НДС при приобретении до 1 января 2015 года товаров (работ, услуг) у поставщиков Республики Крым и Севастополя налогоплательщиками, применяющими НК РФ, производятся в порядке, установленном НК РФ, на основании налоговых накладных (вместо счетов-фактур). См. письма ФНС России от 30.05.2014 N ГД-4-3/10389@, от 07.05.2014 N ГД-4-3/8785@, Минфина России от 29.04.2014 N 03-07-15/20060 , информацию ФНС России от 13.05.2014. О заполнении книги покупок на основании данных налоговых накладных, составленных при реализации товаров (услуг), отгруженных (оказанных) по 31 декабря 2014 года включительно хозяйствующими субъектами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сведения о которых не внесены ЕГРЮЛ, см. письмо ФНС России от 07.04.2015 N ГД-4-3/5757@.



Налоговые вычеты по НДС позволяют снизить размер данного бюджетного платежа, который исчислен за налоговый период. Законодательство содержит исчерпывающий перечень видов налоговых вычетов по НДС , каждый из которых применим для определенной сферы деятельности организации или ИП. В статье пойдет речь о сути вычетов и об условиях их применения.

НДС к вычету - это что?

Информацию о том, что такое вычет НДС, можно почерпнуть из НК РФ. Здесь в ст. 171 прямо в п. 1 указано, что плательщик НДС вправе уменьшить размер данного налога, начисленного по итогам налогового периода, на сумму налогового вычета. Расчет НДС ведется согласно ст. 166 НК РФ.

Вычет по НДС - это сумма НДС, на которую налогоплательщик имеет право снизить исчисленный к уплате налог за квартал (налоговый период). Зачастую это суммы входного НДС, выделенные поставщиком ТМЦ, работ, услуг. Именно при их приобретении у налогоплательщика возникает право на вычет.

Однако одного знания, что такое НДС к вычету, мало: статьей 171 НК РФ поставлены условия, которые надо обязательно выполнить, чтобы реализовать свое право на вычет. Они выглядят так:

  • Условие № 1. Полученные объекты, в отношении которых определяется входной налог, в дальнейшем используются в операциях, облагаемых НДС.
  • Условие № 2. ТМЦ, работы, услуги и пр. приняты к учету.
  • Условие № 3. Налогоплательщик по всем правилам составил первичные документы (в первую очередь счета-фактуры) по таким операциям.

Чтобы налоговый вычет НДС был правомерен, требуется одновременное выполнение всех приведенных условий. Ниже мы подробно раскроем каждое из них.

В большинстве случаев вычеты НДС осуществляются по отгрузке, что подразумевает необязательность платежей в адрес поставщиков. Но есть небольшой перечень обстоятельств, при которых входной налог удастся учесть в уменьшение суммы, начисленной к уплате в бюджет, лишь при осуществлении оплаты. К таким случаям относятся, в частности, авансовые платежи, оплата, произведенная при ввозе продукции, возврат товара, выдача командировочных средств.

Какие предусмотрены налоговые вычеты по НДС в 2016 году

Все установленные НК РФ вычеты по НДС на 2016 год можно условно разделить на две категории: общие и специальные.

К первой категории относятся те вычеты, которые без оговорок подходят под определение входного налога. То есть такого налога, который партнеры предъявили налогоплательщику в результате приобретения последним материальных и нематериальных объектов и прав, а также в результате приобретения объектов, которые затем планируется перепродать. Подробно о том, какие суммы налога подлежать вычету по общему правилу, поясняется в п. 2 ст. 171 НК РФ.

Ко второй категории - специальных вычетов - следует отнести оставшиеся их разновидности, поименованные в пп. 3–12 ст. 171 НК РФ. Общее у них одно: они применимы лишь к конкретным обстоятельствам. Вычет по НДС можно отнести к категории специальных вычетов, если он осуществляется в следующих случаях:

  • Перечисление авансовых платежей за будущие поставки.
  • Капитальное строительство.
  • Представительские и командировочные расходы.
  • Возврат товаров и пр.

Теперь раскроем условия, которые следует выполнить для получения права на вычет.

Приобретаемые объекты используются в дальнейшем в операциях, облагаемых НДС

Условие № 1 означает, что налоговый вычет по НДС удастся правомерно осуществить, если приобретенный с налогом объект будет использован в налогооблагаемых операциях. Причем перечень обстоятельств, попадающих под данное определение, довольно широк и включает даже те операции, в которых приобретенный объект напрямую не включен в производственный процесс. Даже при приобретении канцелярских товаров вроде бумаги для печатанья можно НДС поставить к вычету, если в счете-фактуре выделена сумма налога.

Что касается момента, когда вычет можно применить, в НК РФ нет привязки к началу использования объекта. Это означает одно: налоговые вычеты НДС можно производить сразу же после приобретения ТМЦ и не ждать их передачи в производство. Аналогичное правило действует и в отношении расходов будущих периодов. Как только по ним предъявлен НДС, его тут же можно принимать к вычету.

ТМЦ, работы, услуги и пр. приняты к учету

Условие № 2 определяет, что вычеты по НДС можно применять только после принятия на учет приобретенных объектов или прав. В данном случае стоит разобраться, о каком виде учета идет речь. Ошибка здесь может повлечь за собой претензии налоговых органов.

В самом деле, учет может быть и бухгалтерским, и налоговым, и управленческим, и складским. Так после принятия на какой из этих видов учета позволительно поставить НДС к вычету?

В документе указано, что хозяйственную операцию следует отразить в бухгалтерском учете на основании первичных документов, с помощью которых можно подтвердить факт совершения данной операции. При этом вся первичка должна быть внесена в соответствующие регистрационные книги и журналы.

Следует иметь в виду, что законодательством установлены строгие правила оформления первичных документов. Если данные правила будут нарушены, документы могут быть признаны недействительными. Например, если на счете-фактуре будет отсутствовать подпись ответственного лица или важный реквизит, например наименование покупателя, налоговые инспекторы могут посчитать, что предприятие неправомерно применило вычет.

В вопросе учета у налогоплательщика есть еще одна трудность. Дело в том, что в НК РФ отсутствует норма, определяющая, после записи на какие счета можно применить налоговый вычет. В результате иногда возникают спорные ситуации. Например, основное средство первоначально может быть отражено на счете 08 как внеоборотный актив или на счете 07 как оборудование, предназначенное для установки, и только после того, как оно полностью готово к эксплуатации, его можно учесть на счете 01. Так в какой же момент законно применить вычет?

Мы ранее выяснили, что привязки к началу использования объекта в НК РФ нет. Многие налогоплательщики применяют вычет уже на стадии учета на счете 07 или 08. Однако налоговики придерживаются иной точки зрения и подходят формально, требуя учитывать входной НДС в уменьшение налоговых платежей только после записи объекта на счет 01. Тогда налогоплательщикам приходится отстаивать свою правоту в арбитражных судах. Справедливости ради надо отметить, что арбитры в большинстве случаев встают на сторону предприятий, но бывают и постановления, вынесенные в пользу налоговиков.

Первичные документы есть в наличии и оформлены по всем правилам

Вычет по данному налогу будет неправомерен, если у налогоплательщика, приобретшего объект, не окажется первичных документов на него. В первую очередь имеется в виду счет-фактура, получаемый от поставщика. При этом данный документ должен быть оформлен согласно п. 1 ст. 169 НК РФ по строгим правилам.

Сами правила приведены в пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ. Если же счет-фактура, имеющийся на руках у налогоплательщика, не будет соответствовать им, НДС к вычету поставить нельзя. При обнаружении такого факта в ходе камеральной проверки налоговые органы отказывают в вычете и затем доначисляют эквивалентную сумму налога и выставляют все положенные в таких случаях пени.

Помимо счета-фактуры при отдельных операциях для обоснования вычета могут быть использованы и другие документы. Так, импорт товаров оформляется таможенными декларациями и платежками, в которых отражен НДС, внесенный на таможне. Этих документов будет достаточно для законного применения вычета, тем более что зачастую счет-фактура иностранными компаниями не выставляется.

Вычет по НДС в 2016 году: как правильно оформлять счет-фактуру

Налоговым кодексом установлены требования к счету-фактуре, при выполнении которых становятся возможны налоговые вычеты по НДС. В документе должны обязательно присутствовать следующие сведения:

  • Номер.
  • Дата составления документа.
  • Информация о продавце (наименование, адрес, коды).
  • Информация о грузоотправителе (аналогичный состав сведений).
  • Номер и дата платежного документа (данные вносятся, если уплачивались авансы).
  • Информация о покупателе (аналогичный состав сведений).
  • Валюта, с помощью которой ведутся расчеты.
  • Наименование реализуемого объекта, единица измерения объекта, цена за единицу без налога, общая стоимость без НДС, налоговая ставка, размер исчисленного налога, стоимость с НДС, страна, из которой произошел объект, представленные в табличной форме.
  • Подписи руководителя предприятия и главбуха. Если счет-фактуру оформлял индивидуальный предприниматель, одной его подписи достаточно.

Электронный вариант документа должен быть заверен электронной подписью лица, имеющего на такие действия соответствующие полномочия.

При получении счета-фактуры от поставщика налогоплательщик должен проверить правильность составления документа. Если в документе найдутся неточности или ошибки, следует отдать его на исправление.

Может случиться, что присланный счет-фактура содержит не оригинал подписи, а факсимиле. Такие документы принимать не следует. В противном случае у налоговой инспекции появится право признать произведенный по данному документу вычет неправомерным. При принятии такого решения они исходят из следующих факторов:

  • Во-первых, в Налоговом кодексе нет прямого разрешения на такой вид удостоверения подлинности документа.
  • Во-вторых, закон «О бухгалтерском учете» прямо указывает, что подписи должны быть обязательно личными.

Нужно сказать, что и судебные решения по вычетам, осуществленным на основании счетов-фактур с факсимильными подписями, чаще всего выносятся в пользу налоговиков.

Авансовый счет-фактура: как оформляется вычет по НДС

В деловой практике нередки ситуации, когда покупатель вносит поставщику аванс в счет будущих поставок. Вычет по данному налогу получить можно, о чем свидетельствует норма, содержащаяся в п. 9 ст. 172 НК РФ. Но при этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • Поставщик, получивший аванс, должен выставить счет-фактуру.
  • Этот документ должен быть оформлен в соответствии с нормами НК РФ.
  • Должен иметься платежный документ, подтверждающий авансирование поставки.
  • Стороны должны иметь оформленный договор поставки (или иной документ), в котором отдельно предусмотрена авансовая оплата.

Если стороны решат при авансировании воспользоваться безденежными расчетами, вычет применить будет нельзя, поскольку не будет выполнено требование о наличии подтверждающего платежного документа. Кроме того, при таких взаимоотношениях счета-фактуры не вносятся в книгу покупок. А ведь именно этот регистр является основанием для составления налоговой декларации по НДС.

***

Итак, подведем итоги. Вычет по НДС позволяет снизить налоговый платеж в бюджет. Чтобы применить вычет, необходимо соблюдение ряда условий, изложенных в налоговом кодексе. Малейшее отступление от требований налогового законодательства может привести к спорам с налоговиками.

Налоговые вычеты - это уменьшение НДС, начисленного к уплате в бюджет, на величину "входного" налога.

Чтобы принять НДС, предъявленный поставщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав к вычету, нужно выполнить три условия:
1. Товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС.
2. Товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету).
3. Есть правильно оформленный счет-фактура поставщика.
Если все эти условия выполнены, то организация или предприниматель вправе принять НДС к вычету. Проще говоря, уменьшить на его сумму налог с реализации.
Добавим, что до недавнего момента, прежде чем принять НДС к вычету, его нужно было заплатить в бюджет.
Есть случаи, когда для того, чтобы принять НДС к вычету, оплата налога поставщику все же обязательна. Это условие действует, когда:
- речь идет о ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- покупатель выступает налоговым агентом;
- товар возвращают продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока);
- имеет место отказ от купленных товаров или выполненных работ;
- возвращают оплату, частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора;
- в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) используют собственное имущество (в том числе векселя третьего лица);
- выполняют строительно-монтажные работы для собственного потребления;
- речь идет об уплате сумм налога по командировкам и представительским расходам, а также правопреемником реорганизованной организации.
В этом случае покупателю необходимо регистрировать полученные счета-фактуры в книге покупок по мере принятия на учет приобретаемых товаров (работ, услуг) после фактической оплаты сумм НДС продавцу.
Добавим, что законодательство о налогах и сборах не ставит в зависимость применение налоговых вычетов от наличия или отсутствия реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде. К такому выводу не раз приходили и суды. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 декабря 2006 г. N А79-6345/2006.

Вычет НДС по основным средствам

НДС по основным средствам принимается к вычету в общем порядке. Напомним, что раньше с вычетом были проблемы, если основное средство оплачивалось в рассрочку. Налоговики настаивали, что фирма вправе была принять к вычету "входной" НДС только после полной оплаты имущества. Теперь такой проблемы нет. Ведь налог можно принять к вычету, не перечисляя поставщикам.

Пример. Организация купила за 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.) и приняла к учету в январе 2014 г. основное средство. Задолженность перед поставщиком погашается в рассрочку: 295 000 руб. перечислены ему в феврале 2014 г. и такая же сумма уплачена в марте 2014 г.
На счетах бухгалтерского учета покупателя сделаны следующие проводки:
В январе 2014 г.:
Дебет 08 Кредит 60
- 500 000 руб. (590 000 - 90 000) - оприходовано основное средство;
Дебет 19 Кредит 60
- 90 000 руб. - отражен НДС;
Дебет 01 Кредит 08
- 500 000 руб. - введено в эксплуатацию основное средство;

- 90 000 руб. - принят к вычету НДС.
В феврале 2014 г.:
Дебет 60 Кредит 51

В марте 2014 г.:
Дебет 60 Кредит 51
- 295 000 руб. - оплачено частично основное средство.

Бартер, взаимозачет, расчет ценными бумагами

Согласно п. 4 ст. 168 Налогового кодекса при товарообмене, взаимозачете и расчетах ценными бумагами покупатель товаров, работ, услуг или имущественных прав обязан заплатить предъявленную ему сумму НДС, перечислив ее платежным поручением с расчетного счета.
Казалось бы, все ясно. Но тут есть несколько "но".
Первое. В налоговом законодательстве под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (кроме имущественных прав), относящиеся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Так сказано в ст. 38 Налогового кодекса РФ.
Гражданское законодательство причисляет к имуществу и денежные средства. Конечно, п. 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ традиционно применяется в случае товарообменных (бартерных) сделок и при зачете взаимных требований. Но все же существует опасность того, что налоговые органы распространят требование п. 2 ст. 172 и на те случаи, когда за покупки будут рассчитываться деньгами, и будут по-прежнему требовать для вычета уплаты НДС поставщикам и подрядчикам. Однако справедливости ради отметим, что опасность такого прочтения п. 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ невелика.
Второе. Непонятно, какую сумму принимать к вычету. Казалось бы, ответ очевиден: ту сумму НДС, которая перечислена поставщику. Противоречие вносит п. 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ. Там сказано буквально следующее: "При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества, переданного в счет их оплаты". Получается, что к зачету можно взять лишь ту сумму НДС, что соответствует балансовой стоимости переданных контрагенту товаров (работ, услуг). В своих устных разъяснениях чиновники Минфина России спешат успокоить: вычет должен равняться сумме НДС, перечисленной поставщику.
Добавим, что законодатели не определили срока для перечисления НДС деньгами при неденежных расчетах и не установили ответственности за его неперечисление. Однако понятно, что пока деньги не будут перечислены, инспектора права на вычет не признают. Ведь в п. 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ четко сказано, что к вычету принимается фактически уплаченный налог.

Третье. Когда мы говорим о бартере, следует помнить, что п. 4 ст. 168 Налогового кодекса РФ распространяется только на товарообмен. Если же товары меняют на работы либо на услуги или имущественные права, то возникает вопрос: нужно ли в этом случае платить НДС "живыми" деньгами? Ответа на этот вопрос Кодекс не дает. Налоговики уверены: перечислять налог надо при любом бартере. Однако приобретение в обмен на товар, скажем, услуг вряд ли можно назвать товарообменом. И уж тем более нет никаких оснований требовать перечислять поставщику отдельной платежкой сумму НДС, когда в обмене товар вообще не участвует. Например, при обмене работами, работ на услуги или услуг на имущественные права.
Теперь несколько слов о взаимозачете. По идее, при взаимозачете такое условие, как перечисление налога поставщику, на вычет влиять вообще не должно. Дело в том, что, проводя взаимозачеты, компании, по сути, обмениваются вовсе не имуществом, а имущественными правами. Поэтому принять к вычету НДС в данном случае можно в общем порядке: сразу после того, как покупка оприходована, от поставщика получен счет-фактура, а сами товары (работы, услуги) используются в деятельности, облагаемой НДС. Более того, отгружая товар, организация может даже не подозревать о том, что в будущем будет проводить по этой операции зачет. А значит, нет и оснований откладывать вычет до того момента, как налог будет заплачен деньгами.
Однако чиновники придерживаются иной позиции. Они считают, что положения п. 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ применимы и для взаимозачетов. То есть НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), задолженность за которые погашена путем зачета, можно принять к вычету не раньше, чем налог будет фактически оплачен поставщику деньгами с расчетного счета.

Подтверждает это и форма декларации по НДС. Она утверждена Приказом Минфина России от 7 ноября 2006 г. N 136н. Если посмотреть на расшифровки строки 240 разд. 3, то мы увидим, что взаимозачеты поименованы среди операций, вычет по которым возможен только после уплаты налога. Бланк уже зарегистрирован в Минюсте 30 ноября 2006 г. N 8544. И чиновники главного финансового ведомства в один голос утверждают, что раз эта форма прошла регистрацию, то значит она соответствует действующему налоговому законодательству. Что ж, если вы не хотите спорить с чиновниками, то нужно следовать их разъяснениям.

Правда, тут есть одна проблема. Организация не всегда знает наперед, как контрагент будет с ней рассчитываться: деньгами или при помощи зачета. То есть к моменту проведения зачета или передачи поставщику в оплату его товаров векселя НДС по ним давно уже будет принят к вычету. Поэтому налоговики, скорее всего, потребуют восстановить НДС и принять его к вычету только в том периоде, в котором сумма налога будет перечислена поставщику отдельным платежным поручением. Однако случаи, когда организация обязана восстанавливать НДС, четко оговорены в п. 3 ст. 170 и п. 6 ст. 171 Налогового кодекса. Более того, перечень таких случаев исчерпывающий. Правоту такого подхода подтвердил ВАС РФ в Решении от 23 октября 2006 г. N 10652/06.

И еще: если следовать разъяснениям чиновников, то в периоде оприходования покупки у организации возникнет недоимка по НДС. Ее придется погасить - заплатить в бюджет. Штрафов и пеней, возможно, удастся избежать. Ведь согласно п. 2 ст. 109 Налогового кодекса РФ вины налогоплательщика в данном случае нет: организация не могла ведь предвидеть, что контрагенты расплатятся за товар не деньгами, а векселем или путем зачета. Однако и тут чиновники не правы: никакой недоплаты за период, в котором фирма оприходовала покупку и заявила "входной" НДС по ней к вычету, по сути, не было. На тот момент вычет был правомерным.
Значит, лучше отстаивать свои интересы. То есть при заполнении декларации посоветовать следующее: НДС по покупке покажите в общей сумме налоговых вычетов - по строке 220. И даже если потом задолженность за товары (работы, услуги) будет погашена путем зачета, декларацию можно не переделывать.

Импорт товаров

Отметим, что НДС по импортным товарам, как и прежде, можно принять к вычету лишь после того, как он будет уплачен.

Пример. Организация купила партию товаров у иностранной компании за 20 000 евро.
Организация уплатила ввозную пошлину 2000 евро и таможенный сбор за оформление товара - 2000 руб. Кроме того, организация заплатила НДС - 3960 евро ((20 000 EUR + 2000 EUR) x 18%). Курс евро, установленный Банком России на дату перечисления таможенных платежей, составил 37 руб/EUR.

На счетах бухгалтерского учета покупателя сделаны следующие записи:
Дебет 44 Кредит 68, субсчет "Расчеты по таможенным платежам в валюте",
- 74 000 руб. (2000 EUR x 37 руб/EUR) - начислена ввозная пошлина;
Дебет 44 Кредит 68, субсчет "Расчеты по таможенным платежам в рублях",
- 2000 руб. - начислен сбор за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68, субсчет "Расчеты по таможенным платежам в валюте",
- 146 520 руб. (3960 EUR x 37 руб/EUR) - начислена ввозная пошлина;

- 74 000 руб. - уплачена ввозная таможенная пошлина;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по таможенным платежам в рублях", Кредит 51
- 2000 руб. - уплачен сбор за таможенное оформление;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по таможенным платежам в валюте", Кредит 52
- 146 520 руб. - уплачен НДС;
Дебет 41 Кредит 60
- 740 000 руб. (20 000 EUR x 37 руб/EUR) - оприходованы товары;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 146 520 руб. - принят к вычету НДС, уплаченный на таможне.

Вычет НДС при покупке товаров (работ, услуг) за наличный расчет у розничных продавцов

Нередко организациям и индивидуальным предпринимателям приходится покупать товары (работы, услуги) через сотрудников за наличные в розничной сети. Возникает вопрос, могут ли в этом случае они получить вычет НДС. Дело в том, что согласно п. 7 ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет организациями розничной торговли непосредственно населению счет-фактура может не выставляться. Вместо него покупателям выдаются кассовые чеки или иные документы установленной формы. Возникает вопрос: можно ли предъявить к вычету НДС без счета-фактуры?
Чиновники в один голос утверждают, что в данном случае ни о каком вычете говорить не приходится (Письмо МНС России от 13 мая 2004 г. N 03-1-08/1191/15@). Согласны с чиновниками и некоторые суды. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. N А66-7929/2004.
Другие судьи считают, что в описанной ситуации для вычета НДС можно обойтись и без счета-фактуры. Скажем, судьи ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 6 сентября 2005 г. N А19-19681/03-40-41-Ф02-4064/05-С1 указали, что при покупке товаров за наличный расчет для применения вычетов представление счета-фактуры не является обязательным условием.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 31 октября 2006 г. N Ф09-9756/06-С2 по делу N А60-10109/06 пришел к выводу, что суммы НДС по командировочным расходам, предъявляемые к вычету, могут подтверждаться не только счетами-фактурами, но и иными документами, а выделение в них отдельной строкой НДС не является обязательным. Согласны с коллегами и представители ФАС Московского округа в Постановлении от 11 марта 2004 г., 18 марта 2004 г. N КА-А40/1554-04. Суд пришел к выводу о правомерности применения вычета без счета-фактуры, если товары (работы, услуги) приобретались командированным работником, действующим в качестве физического лица, который не является индивидуальным предпринимателем. Как указал суд, в такой ситуации счет-фактура в силу положений п. 7 ст. 168 Налогового кодекса РФ не оформляется, и требовать его представления в подтверждение вычета неправомерно.
В другом деле представители Фемиды признали, что кассовый чек при реализации товара, выполнении работ, оказании услуг за наличный расчет заменяет счет-фактуру и расчетные документы. То есть счет-фактура в случае приобретения товаров (работ, услуг) в розницу за наличный расчет для подтверждения вычета не нужен (Постановление ФАС Московского округа от 7 ноября 2005 г., 31 октября 2005 г. N КА-А41/10594-05).
Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Московского округа от 16 июня 2005 г., 14 июня 2005 г. N КА-А41/5111-05, ФАС Уральского округа от 31 октября 2006 г. N Ф09-9756/06-С2 по делу N А60-10109/06.

Возмещение НДС

Если сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС к начислению, то налог подлежит возмещению. Такая ситуация может возникнуть, скажем, когда фирмы реализуют продукцию по ставке 0 или 10%, а покупают у поставщиков материалы (работы, услуги) для ее производства по 18%.
Возмещение налога может быть произведено одним из двух способов: путем зачета или возврата в порядке, установленном ст. 176 Налогового кодекса РФ.
Статья 176 Налогового кодекса гласит, что после того, как организация подала в налоговую инспекцию декларацию, в которой заявило возмещение НДС, проводится камеральная проверка.
Причем в данном случае надо руководствоваться ст. 88 Налогового кодекса РФ. То есть действует тут общий порядок: камеральная проверка декларации не может превышать трех месяцев, считая со дня подачи ее налогоплательщиком. Напомним, что согласно п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ организация обязана подать декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором был уплачен налог, заявленный к возмещению.
По окончании проверки в течение семи дней налоговики обязаны принять решение о возмещении НДС - если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Если налоговики в ходе проверки придут к выводу, что фирма совершила налоговое правонарушение, то они составляют Акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса РФ. Эта норма появилась и в ст. 88 Налогового кодекса РФ. А здесь законодатели ее просто продублировали.
Акт и другие материалы камеральной проверки, а также предоставленные по нему возражения рассматривает руководитель налоговой инспекции, которая проводила проверку. Заметьте, в новой редакции ст. 176 прямо указано, что решение выносится по правилам ст. 101 Налогового кодекса РФ. Сколько же дней отводится на это? Десять. Отсчет начинается с того момента, как истекут две недели, в течение которых налогоплательщик может подать в налоговую инспекцию свои возражения.
В этот срок руководитель инспекции выносит решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. Одновременно принимают решение и о возмещении НДС (полностью или частично) или решение об отказе в возмещении.
Такова четкая процедура, которая прописана в новой редакции ст. 176 Налогового кодекса РФ.
Добавим, что возврат осуществляет та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. Однако если фирма сменит свой адрес и впоследствии перейдет в ведение другой инспекции, то возвратить НДС должна будет прежняя налоговая инспекция. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 13 декабря 2006 г. N А56-51174/2004.

В каких случаях НДС включается в затраты

Итак, суммы "входного" НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, подлежат вычету. То есть суммы налога не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль (налога на доходы физических лиц - для индивидуальных предпринимателей) (п. 1 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Однако из этого правила есть исключения. Они предусмотрены п. п. 2 и 5 ст. 170 Налогового кодекса РФ.
В п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ перечислены ситуации, когда "входной" НДС включается в стоимость товаров (работ, услуг) и затем в составе этой стоимости списывается в составе материальных расходов или прочих затрат, в том числе через амортизацию. Что же это за случаи?
1. Товары (работы, услуги) приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС.
2. Товары (работы, услуги) используются для операций, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.
3. Организация или предприниматель не является плательщиком НДС. То есть применяют специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, переведены на ЕНВД и ЕСХН либо освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 Налогового кодекса РФ.
4. Товары (работы, услуги), имущественные права используются для операций, которые не признаются реализацией в соответствии с п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ, если иное не установлено гл. 21 Налогового кодекса РФ.
Что касается банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, то они могут сразу списать "входной" НДС на затраты как самостоятельный вид прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Об этом сказано в п. 5 ст. 170 Налогового кодекса РФ. Добавим, что указанные организации вправе самостоятельно выбрать, списывать ли им НДС на расходы или принимать его к вычету в порядке, предусмотренном ст. ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ. Правда, в последнем случае им придется и начислять налог при реализации услуг. Выбранный способ эти организации должны закрепить в своей учетной политике для целей налогообложения и применять его в отношении всех совершаемых операций.

Спорные ситуации при применении налоговых вычетов

Поставщик товаров (работ, услуг) отсутствует по месту "прописки".
Достаточно часто причиной отказа в вычете НДС у покупателя является заявление инспекторов о том, что контрагент отсутствует по адресу, указанному в счете-фактуре, или, скажем, не представляет отчетность в фискальные органы, или его нет в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, или, дескать, налог не перечислен поставщиком в бюджет. Во всех указанных случаях доводы чиновников несостоятельны. Дело в том, что Налоговый кодекс не ставит в зависимость право на вычет от того, уплачен налог поставщиком в бюджет или нет. То же можно сказать и о местонахождении контрагентов, наличии их в реестрах и сдаче ими отчетности. Подтверждает правоту такого подхода и арбитражная практика.
Скажем, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 3 мая 2006 г. N А19-27879/05-11-Ф02-1916/06-С1 по делу N А19-27879/05-11 пришел к выводу, что, если поставщик не представляет в инспекцию налоговую отчетность и не перечисляет НДС в бюджет, это не повод лишать покупателя вычета налога. Причем к такому выводу суды приходили практически во всех федеральных арбитражных округах. Вот эти примеры.
По поводу отказа в вычете НДС покупателю при отсутствии данных о поставщике в ЕГРЮЛ или ЕГРИП также есть судебная практика. Правда, довольно противоречивая. Суды, в большинстве случаев признавая, что покупатель не может быть ответственным за действия или бездействие поставщика, тем не менее подчеркивают, что счет-фактура, на основании которого производится зачет НДС, должен содержать достоверные сведения. Следовательно, если поставщик не зарегистрирован в Реестре юрлиц, то и счета-фактуры, выписанные от его имени, не могут быть документами, на основании которых можно получить вычет по НДС. К такому выводу, скажем, приходили суды в Постановлениях ФАС Уральского округа от 15 ноября 2006 г. N Ф09-5595/06-С2 по делу N А47-582/06, ФАС Поволжского округа от 25 октября 2006 г. по делу N А12-15344/05-С36, ФАС Северо-Западного округа от 6 декабря 2006 г. по делу N А66-945/2006 и т.д.
Некоторые суды налогоплательщиков поддерживают. В качестве примера можно привести Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2006 г. N Ф04-8106/2006(29045-А27-41) по делу N А27-7562/2006-5, ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2006 г. N А19-24391/05-11-Ф02-515/06-С1 по делу N А19-24391/05-11, ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июня 2006 г. N Ф04-3435/2006(23409-А27-34) по делу N А27-457/06-6.

Вычет при отсутствии реализации

Спор по поводу того, можно ли возместить НДС, если в отчетном периоде у организации не было выручки от реализации продукции (работ, услуг), ведется давно. Чиновники, понятное дело, настаивают на том, что в данном случае ни о каком возмещении речи быть не может (в качестве примера можно привести Письмо Минфина России от 21 декабря 2004 г. N 03-04-11/228). Логика чиновников такая.
В п. 2 ст. 173 Налогового кодекса РФ сказано: "...если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения... подлежит возмещению налогоплательщику...". Если у фирмы в отчетном периоде не было реализации, то налоговая база равна нулю. То есть получается, что вычитать не из чего. А раз так, то нет и права на вычет в этом периоде.
При этом налоговики отмечают, что принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам, можно будет в следующих налоговых периодах, как только у фирмы будет реализация.
Между тем суды чиновников не поддерживают. В качестве примера можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 3 мая 2006 г. N 14996/05 по делу N А06-2102у-4/04нр. Суд указал, что реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Действительно, в п. 4 ст. 166 Налогового кодекса РФ говорится, что общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода. А п. п. 1 и 2 ст. 171 Кодекса устанавливают, что организация вправе уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты. А по итогам каждого налогового периода фирмы обязаны подавать декларацию по НДС. Следовательно, определять, сколько причитается к уплате в бюджет, нужно независимо от того, была реализация в том периоде, за который подают декларацию, или нет. И если сумма налоговых вычетов превысила размер начисленного НДС, то разницу нужно возместить организации (п. п. 1, 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ). То есть фирма имеет полное право требовать от налоговиков вернуть деньги на расчетный счет или зачесть их в счет уплаты по другим федеральным налогам.
Аналогичные выводы содержатся также и в других постановлениях всех судов. Приведем их.

НДС предъявлен лицом, который не является налогоплательщиком

Есть категории лиц, которые НДС не платят. В частности, это компании и предприниматели, которые пользуются освобождением по ст. 145 Налогового кодекса РФ или применяют спецрежимы. Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, если лица, не являющиеся плательщиками налога, все-таки выставляют счет-фактуру с НДС, они обязаны заплатить его в бюджет. Возникает вопрос, а могут ли тогда их покупатели принять этот налог к вычету. Чиновники отвечают на этот вопрос отрицательно (Письмо ФНС России от 17 мая 2005 г. N ММ-6-03/404@). Дескать, счет-фактура неплательщика с выделенной суммой налога не может служить основанием для вычета. Причем налоговиков не смущает тот факт, что НДС в бюджет попадает.
Судьи в данном случае на стороне налогоплательщиков. И опять же арбитры ссылаются на нормы Налогового кодекса РФ: закон не предусматривает возможности отказа в вычете НДС, если продавец не является налогоплательщиком. К такому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 9 ноября 2006 г. N А19-15156/06-52-Ф02-5920/06-С1 по делу N А19-15156/06-52. Согласны с коллегами и судьи других округов. См., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2006 г. N Ф04-8538/2006(29578-А02-42) по делу N А02-395/06, ФАС Поволжского округа от 19 апреля 2006 г. по делу N А55-21067/05-34, ФАС Уральского округа от 2 августа 2006 г. N Ф09-2793/06-С7 по делу N А47-12835/04.
Теперь к более конкретным ситуациям.
Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 28 декабря 2006 г. по делу N А82-15226/2005-99 пришел к выводу, что налогоплательщик обоснованно принял к вычету НДС, выделенный в счете-фактуре отделом вневедомственной охраны. При этом тот факт, что оказание охранных услуг по НДС льготируется, а значит, отдел не должен был выделять НДС в счетах-фактурах, по мнению судей, на вычет у покупателя влиять не должен.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 4 декабря 2006 г. N А42-8562/2005 суд согласился с тем, что вычет НДС был произведен правомерно. Даже при условии, что счет-фактура был выставлен за услуги по ремонту морских судов в период стоянки в портах (согласно пп. 23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация подобных услуг на территории Российской Федерации НДС не облагается).

Вычет НДС при условии отсутствия у поставщика необходимых лицензий

Нередко чиновники отказывают в вычете на том основании, что у поставщика отсутствует лицензия на тот или иной вид деятельности. По логике фискалов, раз для ведения бизнеса нужна лицензия, то ее отсутствие делает деятельность незаконной. А значит, и получить вычет по счету-фактуре, выписанному таким контрагентом, нельзя.
Суды опровергают такие утверждения. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 июля 2006 г. N А19-43897/05-15-Ф02-3524/06-С1 по делу N А19-43897/05-15. Здесь судьи вынесли такой вердикт: "Отсутствие у контрагента налогоплательщика лицензии на осуществление перевозки товара автомобильным транспортом, а также лицензионных карточек не является обстоятельством, с которым законодатель связывает право налогоплательщика на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость, уплаченному поставщику".
Аналогично решили в пользу налогоплательщиков подобные споры и суды ФАС Дальневосточного округа в Постановлениях от 25 января 2006 г. по делу N Ф03-А37/05-2/4562, ФАС Северо-Западного округа от 9 марта 2006 г. по делу N А56-20618/2005.

Споры по поводу момента вычета НДС

НДС можно поставить к вычету, как только будут выполнены для этого все условия. При этом воспользоваться своим правом можно и позже того момента, когда оно возникло.
Это признают суды на самом высоком уровне. Представляется интересным Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 г. N 10807/05 по делу N А40-40577/04-98-426.
Ни из Налогового кодекса, ни из нормативных актов, регламентирующих порядок заполнения деклараций, не вытекает, что компания обязана предъявлять к вычету НДС. Поэтому организация может применить право на вычет и позже, в другом налоговом периоде.
Аналогичные выводы делают и федеральные арбитражные суды округов. Смотрите, например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2006 г. N Ф04-1484/2006(21849-А45-7), от 20 декабря 2005 г. N Ф04-9147/2005(17932-А27-27), от 12 декабря 2005 г. N Ф04-6013/2005(16701-А27-14), от 21 ноября 2005 г. N Ф04-8309/2005(17052-А46-34) и Постановление ФАС Центрального округа от 11 мая 2006 г. N А09-13386/05-22.
Справедливости ради стоит отметить, что есть и противоположная арбитражная практика. Так, ФАС Восточно-Сибирского, Московского и Северо-Кавказского округов указывают на недопустимость применения вычета в последующих периодах. По мнению судей, плательщик, своевременно не применивший вычет, должен будет подать уточненную декларацию за тот период, в котором возникло право на вычет. В качестве примеров стоит упомянуть такие дела: Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2006 г. N А19-16571/05-24-Ф02-1924/06-С1 и от 29 декабря 2005 г. N А19-19821/03-45-Ф02-6576/05-С1, Московского округа от 6 марта 2006 г. N КА-А40/1166-06 и Северо-Кавказского округа от 13 марта 2006 г. N Ф08-706/2006-313А.
Еще одна проблема связана с моментом вычета налога, если в счет-фактуру вносились изменения. Чиновники настаивают, что вычет следует производить в периоде, когда исправляли счета-фактуры (см., например, Письма ФНС России от 19 октября 2005 г. N ММ-6-03/886@, Минфина России от 21 марта 2006 г. N 03-04-09/05). Следовательно, придется представлять и уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором исправленный счет-фактура был зарегистрирован в книге покупок. Надо сказать, что согласны с таким подходом и некоторые суды (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. N А74-3299/05-Ф02-1838/06-С1 по делу N А74-3299/05, ФАС Дальневосточного округа от 1 июня 2006 г., 25 мая 2006 г. N Ф03-А04/06-2/1434 по делу N А04-9592/05-1/1147).
Другие суды приходили к выводу, что право на вычет появляется в периоде совершения хозяйственной операции. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17 ноября 2006 г. по делу N А56-29170/2005 не согласился с чиновниками и пришел к выводу, что утверждение, согласно которому НДС по исправленным счетам-фактурам может быть предъявлен к вычету только в период исправления ошибки, не соответствует нормам ст. 54 Налогового кодекса РФ. Согласились с коллегами и представители ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 16 января 2006 г. N А79-3814/2005.

Отсутствуют первичные документы, или они составлены с ошибками

Одно из условий, которое нужно выполнить, чтобы принять НДС к вычету, является факт оприходования товаров или принятия к учету работ, услуг, имущественных прав. Тут возникает вопрос, а если такие бумаги отсутствуют, может ли налогоплательщик рассчитывать на вычет налога?
Все зависит от того, как оформлены документы по сделке. Скажем, товарно-транспортная накладная может не оформляться, если заключен договор купли-продажи и поставки, местом исполнения которых (местом передачи товара) является место нахождения покупателя, и последний не участвует в отношениях по перевозке груза. В этом случае для оприходования приобретенного товара достаточно иметь только товарную накладную. Так как эти документы присутствовали, то отказать в вычете на том основании, что факт оприходования не подтвержден, налоговики были не вправе. К такому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 13 июня 2006 г. N А19-21136/05-52-Ф02-2736/06-С1 по делу N А19-21136/05-52.
Надо сказать, что это не единичное решение. К подобным выводам судьи приходили и раньше. Смотрите, например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2006 г. N А19-14636/06-18-Ф02-6983/06-С1 по делу N А19-14636/06-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2006 г. N Ф04-7566/2006(28403-А45-3) по делу N А45-8675/06-12/336, ФАС Московского округа от 19 октября 2006 г. N КА-А40/10202-06 по делу N А40-22554/06-129, ФАС Северо-Западного округа от 18 января 2007 г. по делу N А56-17625/2006.