1. Налоговое правонарушение.......................................................................3

2. Виды налоговых правонарушений ………………………………………..7

3. Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения…………………………………………………………………9

4. Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений…….11

Государственный секретарь по бюджету. Налоги, пошлины, сборы, сборы - все это популярно среди людей. С другой стороны, любой, кто думает рационально, знает, что для сбора определенных ресурсов для обеспечения общих целей и потребностей отвечает интересам каждого общества, какая цивилизация существует. Давайте рассмотрим вопрос о том, как обращаться с использованием таких средств на данный момент. Мы рассмотрим, как сделать эту неприятную повестку дня более эффективной, надежной и, в конечном счете, более справедливой.

Выбор налогов и всех сборов основывается на самом принципе в массовом масштабе. Это касается большого количества предметов. Существует также много видов, и у них очень сложная структура, способы определения и выбора. Поэтому поиск аномалий напоминает поиск обязательной иглы в стоге сена.

5. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения…………………………………………………………………12

6. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения………………..13

7. Список литературы………………………………………………………….16

Налоговое правонарушение

Тенденция к уклонению от уплаты налогов, конечно, естественна - будь то случайно, изредка, из-за незнания или небрежности, поэтому преднамеренно, в крайних случаях, методов организованной преступности. И это, безусловно, верно во всех временах и в системах - определенная сумма денег просто не выплачивается должным образом, и это не получается. Конечно, контроль против этого. С увеличением числа предметов и сложностью всей системы почти невозможно проверить все. И даже если бы это было возможно, это было бы неэффективно, потому что требования и затраты на управление с размером и сложностью окружающей среды ускоряются.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса.

И если бы мы решили и смогли их провести, то бремя и преследование вовлеченных людей были бы огромными и, в крайнем случае, парализующими. Вот почему только некоторые избранные субъекты тщательно изучаются, полагая, что потенциальные правонарушители обнаружат или сдерживают существенные преступления.

Возможно ли это сделать и при более эффективном расходовании ресурсов и возможностей за меньшее время?

  • Можно ли умножить эффективность выявления налоговых правонарушений?
  • Это в то же время менее правдоподобно для честных плательщиков?
  • Как продвинутые аналитические методы помогают?
На практике большинство средств контроля, конечно, не слепы. Роль играет в опыт, интуицию, простой здравый смысл. Однако классический контроль имеет ограниченную эффективность. Они полагаются на то, что может быть захвачено невооруженным глазом, то есть конкретные случаи, с которыми они сталкиваются.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Ограничение человека-контроллера основано прежде всего на способности человека обрабатывать и анализировать только ограниченный объем информации. Случаи, которые «встречаются», безусловно, не дают полной картины местности с точки зрения ее размера или сложности.

В отличие от предыдущих времен, у нас имеются данные. Они охватывают широкий круг аспектов людей, предприятий и органов власти, содержат информацию в течение длительных периодов времени, и особенно - они находятся в электронной форме. Это огромное преимущество - нам не нужно царапать в бумагах, необходимую информацию легче найти, работа намного быстрее и эффективнее. Тем не менее, есть шанс «здравого смысла» на одном и том же барьере. Свяжите тысячи и миллионы информации о сотнях и тысячах предметов, чтобы найти те ссылки, которые важны для распознавания аномалий, чтобы отделить миллионы стандартных поведений от десятков и сотен подозреваемых или явно несправедливо - для этого требуется использование нетривиальных инструментов на основе статистики, моделирования и других передовых аналитических методов.

Предусмотренная Налоговым кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Мы, конечно, помним, как читали молодые годы, поскольку изыскатели искали далекий запад, золото на шероховатом севере. Роль сыграла опыт, интуицию и удачу. И, конечно же, информация - преимущество было тем, кто знал нужные новости перед остальными. Тем не менее, успех почти всегда был вопросом совпадения. Сегодняшние проспекты больше не соответствуют каждой пятой стране. Они используют химический анализ почвы, спутниковые снимки, анализ растительности и множество другой информации, которая будет связывать и получать изображение, которое позволит им идти почти неопределенно.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

И благодаря электронике под рукой. И роль похожа на роль современных золотоискателей: получить ими образ, который также позволит нам идти в безопасное место. Как вы можете представить эту роль на практике? Основа заключается в том, чтобы как можно точнее отличать случаи «упорядоченного» поведения от «несправедливых» и находить как можно более несправедливым. Предположим, что между миллионами транзакций пять процентов, то есть пятьдесят тысяч, те, которые не по какой-либо причине в порядке. Наша контрольная команда имеет возможность тщательно изучить сотни случаев.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Если бы он делал это случайным образом, он идентифицировал бы пять процентов, то есть пять тысяч случаев. Это десять процентов всех плохих случаев. Если члены включают интуицию, опыт и здравый смысл, а если они очень успешны, они получат пятнадцать, двадцать или двадцать пять процентов.

Однако во всех этих случаях вероятность обнаружения значительно больше, чем «это то, что есть». Если бы это соотношение изменилось, то, безусловно, можно было бы сэкономить гораздо больше денег, но оно также внесет значительный вклад в предотвращение. Этого можно достичь, используя вышеупомянутые нетривиальные аналитические методы. К ним относятся различные типы статистического анализа, интеллектуального моделирования, социальных сетей, методов интеллектуального анализа данных. Они работают путем создания моделей, основанных на достаточно больших наборах данных, суть которых заключается в том, чтобы зафиксировать и формализовать взаимосвязь между поведением субъектов и данными о них.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1. отсутствие события налогового правонарушения;

2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

В частности, его можно определить, например, из данных о том, что данный объект или транзакция является кандидатом для детального контрольного действия. На практике, однако, это недостижимый идеал. У нас никогда не будет всех необходимых данных, у нас никогда не будет доступных 100% эффективных методов. Однако, если мы получим семьдесят, восемьдесят или девяносто процентов выявленных дефектов, это будет отличный результат без обсуждения. Если это было так, средняя стоимость сделки составляла тысяча чешских крон, это было бы 45 миллионов.

Это связано с тем, что нам удалось контролировать такую ​​стотысячную группу, в которой насчитывается 45 000 неполных транзакций из пятидесяти тысяч. Таким образом, в проверках у нас есть 45 процентов «успешных вмешательств» по ​​100 тысячам выборок. Пример показывает, как эффективность контроля возрастает с использованием неслучайного отбора с использованием умных аналитических методов. Однако сегодняшние методы могут работать с очень высокой точностью. Это означает, что они могут лучше нацелиться на один и тот же результат, выбрав небольшое количество объектов для управления.

1. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Вместо ста тысяч можно выбрать только половину, пятьдесят тысяч, что, однако, также содержит девяносто процентов всех дефектных транзакций. Выгода такая же, как и в предыдущем случае, но контроль намного эффективнее - они показывают девяносто процентов успешных вмешательств. Только десять процентов так называемых ложноположительных случаев, то есть ситуаций, когда мы необоснованно нападаем на предметы, которые в порядке.

Наиболее эффективное решение - комбинация методов




Применение высокоточных аналитических методов дает нам несколько преимуществ. Мы значительно менее обеспокоены и задержаны, как это есть, и мы, и бремя, или не бремя контроля, безусловно, будут более справедливыми. Перед тем, как этот предмет исчезнет со сцены. Мы экономим емкость. Такой же или даже лучший результат будет достигнут с меньшим количеством людей. Большинство профессионалов имеют опыт работы в этой области, которые лишь слегка меняют профессию. Вместо этого инспекторы, полагающиеся только на свою интуицию, являются аналитиками, которые при поддержке эффективных инструментов лучше используют свой опыт.

  • Мы идентифицируем значительно большую долю тех, у кого есть масло на голове.
  • В видоискателе значительно меньше предметов, которые ничего не делают.
  • Мы экономим время.
  • У нас результат быстрее, поэтому мы можем сделать это быстрее.
На самом деле, все дело намного сложнее.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Мир нелегкий, и он все еще развивается. Фактически, преступник находит сущности, чьи намерения, переживания, цели, организации и инструменты отличаются от небес и волынок. Их диапазон широк - от забывчивых и неосторожных плательщиков до случайных исследователей, пытаясь выяснить, что происходит, или более сложных мошенников и мошенников, которые хорошо думают о своих действиях, к хорошо организованным целям, часто связанным с организованной преступностью. Каждый из этих случаев характеризуется другими процедурами, симптомами, ситуациями, все серьезно относятся к чему-то другому.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

Также характерно для последних двух групп, что они очень активны в изобретении мошеннических методов, и они всегда на шаг впереди тех, кто пытается их обнаружить.


Поэтому мы не можем зависеть от одного, хотя и очень умного и основанного на науке, аналитического метода, даже несмотря на то, что он хорошо послужил нам и способен показать несправедливое поведение. Разумеется, другие будут пригодны для случайной халатности и правонарушителей, с одной стороны, и крупномасштабных организованных преступных группировок - с другой.

2. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

Очень важно, чтобы методы были доступны больше и разумно сочетали их. Это называется гибридным подходом. Его суть заключается в способности сочетать наиболее эффективное сочетание методов обнаружения для каждого случая, а также расширять и адаптировать его к возникающим образцам несправедливого поведения. Такое решение требует действительно надежной аналитической платформы, включая, например, статистический анализ, интеллектуальное моделирование, анализ социальных сетей, анализ текстовой информации и многие другие методы.

Практический пример: налоговая карусель

Обнаружение и предотвращение мошенничества с НДС является хорошим примером использования комбинации передовых аналитических методов. Как правило, эти сетевые мошенничества включают несколько типов предметов. Тот, кто покупает товары из-за рубежа без налога и с налогами продает их другому лицу. Есть один или несколько грабителей, которые предварительно продают товары друг другу и делают все на первый взгляд вполне правильно. Перед тем, как произойдет вся кольцевая развязка, первая сущность исчезнет со сцены без уплаты налога, и государство будет проклято.

3. выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Виды налоговых правонарушений

Виновное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно , если совершившее его лицо, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности , если совершившее его лицо, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших в результате этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Привлечение к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц организаций от административной, уголовной и иной ответственности, а также от обязанности уплатить причитающие налоги и пени.

Основные налоговые правонарушения:

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

Непредставление налоговой декларации или иных документов;

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

Неуплата или неполная уплата сумм налога;

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика;

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

Отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа;

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений налоговому органу;

Ответственность свидетеля;

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки;

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода.

Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения можно по основаниям, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.

Нельзя привлекать к налоговой ответственности если:

Отсутствует событие налогового правонарушения;

Отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, не достигло шестнадцатилетнего возраста:

Истек срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика:

Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с установленным Налоговым кодексом. Исходя из рассмотрения конкретных обстоятельств совершения правонарушения, суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в 2 раза. При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100% по сравнению с установленным Налоговым кодексом. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений

Российское законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные ими налоговые правонарушения.

Финансовые санкции - это меры экономического воздействия, применяемые уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитной, расчетной, бюджетной, финансовой дисциплины и за ряд других нарушений.

Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.

Административная ответственность. Под административной ответственностью как вида юридической ответственности следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В статье 108 НК РФ устанавливаются следующие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
2. Никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом РФ.
4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Законодательство установило как ряд положений, исключающих привлечение к ответственности лица виновного в совершении налогового правонарушении и положений, смягчающих ответственность налогоплательщика, так и положения, отягощающие эту ответственность.
Согласно статье 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
3. Выполнение налогоплательщиком или агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
При наличии хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно статье 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3. Иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового правонарушения устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном в статье 114 НК.
Соответствующие налоги органы не могут самостоятельно увеличивать или уменьшать размеры штрафных санкций, такие полномочия остались только у судов. Бремя доказательства в суде факта смягчающих ответственность обстоятельств ложится на обвиняемое лицо, а отягчающих ответственность - на налоговые (таможенные) органы.
Формулировки, которые законодатели предусмотрели в данной статье, не являются однозначно исчерпывающими и допускают различные толкования. Относятся эти формулировки только к физическим лицам, или могут быть распространены на организации? Очевидно, что отсутствие в статьях НК конкретизирующих признаков является аргументом в пользу их расширенного толкования. Кроме того, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не является закрытым, поскольку существует возможность смягчения ответственности вследствие каких-то иных обстоятельств, что предусмотрено п.3 ст. 112.
Важно отметить и тот факт, что хотя совершение аналогичного правонарушения отнесено к отягчающим ответственность обстоятельствам, определение аналогичности данного и ранее совершенных правонарушений остается неоднозначным. В то же время формулировка, принятая НК может быть интерпретирована, как отмечено С. Д. Шаталовым в комментариях к НК РФ, следующим образом:
* Аналогичными могут быть признаны правонарушения, квалифицируемые по одной и той же стать, а если статья содержит несколько пунктов - то по одному и тому же пункту;
* Аналогичными могут быть признаны правонарушения, которые, хотя и могут быть отнесены к разным составам и статьям, но имеют общие квалифицирующие признаки, либо сходный характер действий виновного лица. При таком подходе правонарушения, предусмотренные разными пунктами одной статьи, и даже разными статьями, могут рассматриваться как аналогичные. Например, как аналогичные правонарушения могут трактоваться нарушение срока постановки на учет (ст. 117 НК РФ) и уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК). С другой стороны, не аналогичными будут признаны такие правонарушения, как непредставление налогоплательщиком налоговому органу сведений о себе (п.1 ст. 126 НК РФ) и о третьих лицах (п.2 ст. 126).
Очевидно, что в силу неясности данного момента в законодательстве, толкование этих норм будет окончательно разрешено только арбитражной практикой.

Список литературы:

1. Налоговый Кодекс Российский Федерации, часть 1

2. Постатейный комментарий к Налоговому Кодексу РФ

3. Конституция Российской Федерации

4. Правовая система “КонсультантПлюс” (www.consultant.ru)

5. «Налоги и налогообложение» - учебник для ВУЗов. Теория и практика налогообложения. Налоговое право. Налоговое планирование и контроль. Под редакцией доктора экономических наук профессора М. В. Романовского и профессора О. В. Врублевской. Издательство «Питер», Санкт-Петербург, 2000 год.

6. Портал «Федеральная Налоговая Служба» (www.nalog.ru)

Видовое многообразие налоговых правонарушений предполагает классификацию их составов по различным критериям.

Первый критерий - степень общественной опасности. Составы налоговых правонарушений подразделяются на три вида: основной (простой), квалифицированный и привилегированный.

1. Основным (простым) является состав налогового правонарушения, содержащий минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков, всегда имеющих место при совершении какого-либо конкретного вида налогового правонарушения. Простой состав налогового правонарушения не предполагает и не требует дополнительных признаков, повышающих или понижающих уровень общественной опасности противоправного деяния.

Так, к простым составам налоговых правонарушений относятся: нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе; нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговой орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке; непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета; грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение одного налогового периода; неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ содержит и иные составы налоговых правонарушений, степень общественной опасности которых позволяет отнести их к основным (простым) составам.

2. Квалифицированным является состав налогового правонарушения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, повышающие уровень общественной опасности содеянного для нормального функционирования налогового законодательства. Например, дополнительные признаки противоправных действий или бездействия необходимы для установления следующих составов: нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней; непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации; грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода; грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы; умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия); повторное неправомерное сообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу.

3. Привилегированным является состав налогового правонарушения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, понижающие уровень общественной опасности содеянного в сфере нормального функ-ционирования налогового законодательства. Учитывая высокую значимость соблюдения налоговой дисциплины, законодатель почти не дифференцирует ответственность за налоговые правонарушения в сторону ее снижения. Привилегированным можно считать состав налогового правонарушения, описываемый п. 3 ст. 126 НК РФ, - непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) - физическим лицом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Второй критерий - особенности конструкции объективной стороны. В зависимости от того, учитываются ли при привлечении правонарушителя к налоговой ответственности последствия совершенных им противоправных деяний, налоговые правонарушения подразделяются на материальные и формальные.

1. За совершение налогового правонарушения с материальным составом ответственность может наступить только при наличии негативных последствий, образовавшихся в результате действия (бездействия) правообязанного лица. Квалифицируя налоговое правонарушение с материальным составом, обязательно необходимо устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и наступлением негативных общественно опасных последствий. Отсутствие причинной связи исключает привлечение к налоговой ответственности.

К налоговым правонарушениям с материальным составом относятся: ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе; нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке; непредставление налогоплательщиком в срок до 180 дней налоговой декларации в налоговый орган по месту учета; неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента; неисполнение банком решения о взыскании налога, сбора или пени.

За совершение налогового правонарушения с формальным составом для привлечения виновного к ответственности достаточно самого факта совершения деяния, наличие (или отсутствие) негативных последствий не учитывается. Так, налоговыми правонарушениями с формальным составом можно считать такие деяния, как неуплата или неполная уплата сумм налога, в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий); отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки; дача экспертом заведомо ложного заключения, а также иные правонарушения, предусмотренные главой 16 и 18 НК РФ.

Третий критерий - форма совершения противоправного деяния. В зависимости от наличия действий или бездействия в объективной стороне налогового правонарушения выделяют следующие налоговые правонарушения.

Правонарушения, совершенные в результате действия нало-гоплательщика, налогового агента или иных лиц.

Правонарушения, совершенные в результате бездействия налогоплательщика, налогового агента или иных лиц.

Правонарушения, совершенные в результате совокупности действий и бездействия - налоговые правонарушения с так называемой смешанной объективной стороной. Например, «сме-шанными» составами следует считать неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Четвертый критерий - непосредственный объект состава правонарушений. В данной группе выделяются правонарушения, посягающие:

на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест-венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;

на процессуальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.