ДАЛЬНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК H-6K (КИТАЙ)

FAR STRATEGIC BOMBER H-6K (CHINA)

15.08.2007
БОМБАРДИРОВЩИК H6K И ВОЗМОЖНОСТИ ВВС ПО НАНЕСЕНИЮ ЯДЕРНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УДАРОВ

Китайские бомбардировщики Н6Н не обладают большими возможностями ядерного устрашения. Во-первых, дозвуковая скорость и отсутствие скрытности полета не позволяют этому самолету прорваться через сеть ПВО России, США и Японии. Во-вторых, до 2006 г. Китай не имел крылатых ракет (КР) большой дальности воздушного пуска, которые можно было бы использовать для практических операций. Предполагается, что дальность КР YJ63, установленных на самолете Н6Н, составляет не более 200 км. Развертывание этой ракеты в 10-й бомбардировочной эскадрилье китайских ВВС направлено только на укрепление возможностей нанесения ударов по тактическим целям Тайваня.
ВВС Китая полагают, что модернизированный бомбардировщик H6K может обеспечить Китаю новые возможности как стратегическое авиационное ядерное средство устрашения. Дальность и боевая нагрузка самолета Н6К значительно увеличились в связи с оснащением его двигателями D-30-P2, обладающими большой тяговой мощностью. Два двигателя, каждый из которых имеет тяговую мощность 12 000 кг, позволят самолету Н6К нести КР больших размеров и большой дальности. Кроме того, самолет имеет усиленную конструкцию фюзеляжа и в нем широко используются композиционные материалы; узлы наружной подвески также имеют новую конструкцию. Самолет Н6К, вооруженный КР большой дальности, хотя и остается дозвуковым бомбардировщиком, обладает значительными боевыми возможностями, позволяющими ему обеспечивать ядерное устрашение.
Западные военные эксперты убеждены, что Китай имеет на вооружении российские КР воздушного пуска Х-55. Утверждается, что в середине 90-х гг. ХХ века Китай приобрел шесть таких ракет у Украины, что было подтверждено представителями органов власти Украины. Шесть КР, установленных на бомбардировщике Н6К, — это абсолютно не то же самое, что ракеты YJ63 на самолете Н6Н. На борту самолета Н6Н размещаются только четыре ракеты YJ63. Цель изготовления самолета Н6К заключается не в возможности увеличения количества ракет YJ63, а в установке новых КР большой дальности.
Ракеты Х-55 и Х-55СМ могут быть либо обычными, либо ядерными. При действиях с применением ядерного оружия такая КР может быть оснащена ядерной БЧ мощностью 200 кт; предполагается, что китайский вариант ракеты Х-55 может быть снабжен как обычными, так и ядерными БЧ. Ракета Х-55 имеет длину 8,09 м, диаметр 0,514 м (0,77 м для Х-55СМ), размах крыла 3,1 м, массу 1700 кг, скорость полета М = 0,48?0,77; полная масса шести ракет Х-55 составляет 10,2 т. Эти цифры дают некоторое представление о том, почему Китай модернизирует бомбардировщик Н6Н в вариант Н6К.
Появление варианта самолета Н6К и нового поколения КР большой дальности является важнейшим событием для ВВС Китая. Китайский вариант ракеты Х-55 при пуске ее из воздушного пространства Китая для проведения обычных наступательных операций с высокой точностью имеет радиус поражения, охватывающий Корейский полуостров, о-в Окинава, частично о-в Хонсю и полностью о-ва Кюсю и Сикоку в Японии. Если ракета имеет радиус поражения, эквивалентный радиусу поражения первоначального российского варианта ракеты Х-55 и составляющий 2500 км, то бомбардировщики Н6К, взлетающие с аэродромов в северо-восточной части Китая, могут непосредственно наносить удары по целям в Токио, на о-вах Хоккайдо и Хонсю. Кроме того, бомбардировщики Н6К, развернутые в 8-й бомбардировочной эскадрилье ВВС в военном округе г. Гуанчжоу, могут наносить воздушные удары по о-ву Гуам (США).
Kanwa Defense Review, 15/VII 2007

13.05.2011
ВВС КИТАЯ ПРИНЯЛИ НА ВООРУЖЕНИЕ НОВЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК XIAN H-6K


На вооружение ВВС Китая принят новый тяжелый бомбардировщик Xian H-6K. Это прошедшая модернизацию версия бомбардировщика H-6, который являлся практически полной копией советского самолета Ту-16, сообщает strategy page.
Бомбардировщик H-6K оснащен новым двигателем — вместо китайских двигателей ZIAN WP8, с тягой в 93,2 килоньютона, установлены российские двигатели Д-30КП2 с тягой 118 килоньютонов. Благодаря этому удалось увеличить дальность полета с 1,8 тыс. км. до почти 3 тыс. км.
В отличии от H-6 на H-6K отсутствуют 23-миллиметровые пушки в носовой части самолета, на их место установлено оборудование радиоэлектронной борьбы. Новый бомбардировщик способен нести до шести крылатых ракет CJ-10a с дальностью полета до 2 тыс. км. Данные ракеты являются копией советских Х-55, способных также нести и ядерный заряд.
На сегодняшний день на вооружении ВВС Китая стоят 120 бомбардировщиков h-6 различных модификаций.
Военный Обозреватель

03.07.2013
ВВС КИТАЯ ВООРУЖИЛИСЬ ШЕСТЬЮ НОВЫМИ БОМБАРДИРОВЩИКАМИ

ВВС Китая за последние два года получили шесть модернизированных стратегических бомбардировщиков Xian H-6K, представляющих собой измененную копию советских Ту-16. Как сообщает Strategy Page, этот тип самолетов был принят на вооружение китайских военно-воздушных сил в 2011 году. Благодаря своей дальности полета и дальности поражения крылатыми ракетами, бомбардировщик может наносить удары по американским базам на Окинаве и Гуаме.
H-6K получил модернизированные более мощные двигатели Д-30КП2 российского производства, благодаря чему дальность полета самолета увеличилась до 3,5 тысячи километров. Самолет оснащен бортовым радиоэлектронным оборудованием китайской разработки, включая и радиолокационную станцию. В корпусе самолета широко применяются более легкие и прочные композиционные материалы.
Модернизированный китайский бомбардировщик способен осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A, масса которых составляет две тонны. Дальность поражения ими составляет около двух тысяч километров. Такие ракеты способны совершать полеты на скорости до 2,5 тысячи километров в час. Боевая нагрузка H-6K составляет 12 тонн. Первый полет модернизированного бомбардировщика состоялся в 2007 году.
В настоящее время на вооружении ВВС Китая стоят около 200 бомбардировщиков типа H-6, из которых в активном составе? около ста. По неподтвержденным данным, Китай намерен принять на вооружение не более 20 новых H-6K. При этом не известно, будет ли производится модернизация имеющихся H-6 по типу H-6K.
news-edition.com

13.08.2013
XIAN H-6K — КИТАЙСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК СПОСОБНЫЙ НАНЕСТИ УДАР ПО МОСКВЕ НЕ ВХОДЯ В ЗОНУ ДЕЙСТВИЯ ПВО

ВВС Китая за последние несколько лет получили модернизированные стратегические бомбардировщики Xian H-6K, представляющих собой измененную копию советских Ту-16.
Благодаря своей дальности полета и дальности поражения крылатыми ракетами, бомбардировщик может наносить удары по американским базам на Окинаве и Гуаме и по территории Аляски.
Таким образом самолет H-6K теоретически может нанести удар по Москве не входя в зону поражения ПВО. Самолет сможет выполнить отстрел крылатых ракет CJ-10A над территорией других государств и вернуться а базу, сообщает издание Sandrermakoff.Livejournal.
Конечно же система ПВО России а именно Московского округа вполне сможет справится с отражением нападения летящих целей типа крылатых ракет CJ-10A, которые в свою очередь являются копией советской ракеты Х-55. Но массированный удар ракетоносцев H-6K вполне может преодолеть небесный щит России.
Модернизированный китайский бомбардировщик способен осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A, масса которых составляет две тонны. Дальность поражения ими составляет около трех тысяч километров.
Такие ракеты способны совершать полеты на скорости до 1000 км/ч. Всего же самолет способен нести до 6 ракет CJ-10A. По неподтвержденным данным, Китай намерен принять на вооружение не более 20 новых H-6K.
При этом не известно, будет ли производится модернизация имеющихся H-6 по типу H-6K.
ОРУЖИЕ РОССИИ

11.09.2013
8 сентября министерство обороны Японии заявило, что два китайских бомбардировщика H-6G выполнили полет в район Восточно-Китайского моря, не нарушая воздушное пространство Японии. ВВС сил самообороны Японии подняли навстречу истребитель-перехватчик. Это был первый случай, когда китайские бомбардировщики появились у юго-восточного побережья Японии.

23.09.2013
YJ-12 – САМАЯ «ЗАГАДОЧНАЯ И МОЩНАЯ» СВЕРХЗВУКОВАЯ ПКР В МИРЕ

8 сентября японские СМИ сообщили, что китайский бомбардировщик Н-6 появился вблизи воздушного пространства Японии у острова Миякэ. Также СМИ обратили внимание на «уникально длинный подкрыльевой узел» бомбардировщика, на котором может быть подвешена тяжелая сверхзвуковая противокорабельная ракета YJ-12, которую принято считать самой «загадочной» ракетой такого класса в мире.
ПКР имеет четыре воздухозаборника для СПВРД (сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя). По имеющимся оценкам, после пуска ракета круто набирает высоту, где набирает скорость до 4М, затем переходит на маловысотный (15-25 м от поверхности моря) крейсерский полет со скоростью 1,5М. Дальность стрельбы составляет около 400 км, радиолокационная головка самонаведения захватывает цель на дальности 50 км. По некоторым данным, масса ракеты составляет от 2 до 2,5 т, длина ракеты около 7 м.
Ракета состоит на вооружении истребителя-бомбардировщика JH-7A «Летающий леопард». Боевой радиус этого самолета составляет 1650 км, оснащение ракетой с дальностью стрельбы до 400 км является серьезным сдерживающим фактором для ВМС противника. Самолет может нести только две ракеты этого типа, бомбардировщик Н-6G может быть вооружен четырьмя YJ-12. ПКР имеет боевую часть массой более 300 кг, несколько таких ракет могут отправить на дно даже авианосец.
Американский ресурс Strategy Page опубликовал статью, что YJ-12 существенно повышает противокорабельные возможности ВМС НОАК и даже может стать причиной разработки новых систем обороны кораблей. Скорость ракеты настолько высока, что любая западная система ПРО бессильна против нее.
Эксперты считают, что использование YJ-12 в сочетании с противокорабельными баллистическими ракетами (ПКБР) DF-21D может быть весьма эффективно для преодоления ПРО кораблей, оснащенных американской системой AEGIS. Для построения эффективной обороны от таких ракет необходимо создание лазерной системы корабельной ПРО, но ее создание может занять десятилетие, если не больше.
Британский еженедельник Jane’s Defense Weekly пишет, что по своим характеристикам авиационная ПКР YJ-12 превосходит все ракеты подобного класса в мире, в том числе запускаемых с подводных лодок, надводных кораблей и береговых установок. Создание Китаем двух типов мощных противокорабельных ракет, атакующих с малых высот и с космоса - сверхзвуковых YJ-12 и баллистических DF-21D – заставит авианосцы и другие крупные надводные корабли противника вести тяжелые оборонительные бои.
По материалам mil.news.sina.com.cn
Военный паритет

На вооружение военно-воздушных сил Китая принят новый тяжелый бомбардировщик H-6K. Данная новость, возможно, станет сенсацией для россиян, которые увлеченно следят за развитием нынешней военной авиации, поскольку им прекрасно ведомо происхождение данного самолета.

H-6K - это последняя на сегодня модель серийной модификации бомбардировщика H-6 – копии знаменитого некогда советского Ту-16, созданного КБ А. Н. Туполева в 40-50-х годах и который Китай производил по лицензии.

Вечный самолет


Что же это такое, H-6K, что он представляет собой и что в нем осталось от советских разработок, кроме своеобразной внешности?

XianHong-6K (по-китайски «Сянь Хун-6K») представляет собой дозвуковой самолет, который несет на борту крылатые ракеты большой дальности. За счет применения главным образом советских технологий периода 70–80-х годов было достигнуто улучшение характеристик машины, которые позволили существенно расширить возможности старого Ту-16. Запад присвоил новому китайскому бомбардировщику то же наименование, что и его предшественникам, – «Барсук» (по-английски Badger).


Самым большим изменениям подверглась силовая установка бомбардировщика, его вооружение и радиоэлектронное оборудование. Самолет оснастили двигателями Д-30КП, подобными тем, которые еще недавно ставились на авиалайнеры Ту-154, Ил-76 и ряд других. Применение новых двигателей вместо использовавшихся на прошлых модификациях WP-8 (скопированный двигатель АМ-3) с одновременным увеличением объемов топливной нагрузки позволило существенно увеличить радиус полета машины – с 2000 до 3000 тысяч километров, несмотря на то, что под крылом размещены крылатые ракеты (КРВБ). Машина получила более мощную РЛС – обтекатель радара занял почти весь нос фюзеляжа, в результате этого H-6K лишился специфического для предшествующих модификаций Ту-16 «стеклянного носа». H-6K несет 6 КРВБ CJ-10А по три с каждой стороны, на индивидуальных точках подвески.

Теперь на самолете отсутствует внутренний бомбовый отсек, а в освобожденных объемах корпуса размещена аппаратура РЭБ и часть запаса топлива.

H-6K в отличие от части предыдущих модификаций не перестраивался из старых самолетов, а изготавливался с нуля. Учитывая срок службы нынешних тяжелых бомбардировщиков, H-6K имеет все шансы остаться в строю до 2052 года. Именно тогда исполняется ровно 100 лет с момента первого полета советского Ту-16.



Причины в такой степени завидного долгожительства очевидны. И в США, и в СССР в начале 50-х годов были созданы весьма удачные и долговечные системы, которые усовершенствовались только благодаря развитию электроники и появлению более передовых систем вооружения. Уже следующие модели, которые были созданы на рубежах 50–60-х годов, а именно сверхзвуковые бомбардировщики типа Ту-22 или B-58, сняты с вооружения намного раньше своих старших дозвуковых «братьев», которых они, по идее, должны были заменить. Причиной тому стали куда более высокая стоимость эксплуатации и не очень высокая надежность первых сверхзвуковых бомбардировщиков, а также их «узкая специализация» – летно-технические характеристики этих машин сильно ограничивали возможность создания разноплановых модификаций. Из дозвуковых машин - особенно Ту-95 и Ту-16 - былы созданы десятки вариантов, превратив их в «мастеров на все руки».

Ракетная интрига


Ту-16 морской авиации и ВВС СССР оснащались различным бомбовым и ракетным вооружением, однако они никогда не применялись в качестве носителей стратегических крылатых ракет. Это была прерогатива исключительно Ту-95 и Ту-160. Но H-6K получил как раз такие КРВБ: CJ-10A, которые скопированы с советских-российских Х-55. Но данный выбор никого не удивит, ведь другого тяжелого самолета в Китае просто нет.

Вопрос вызывает назначение получившейся системы «самолет-ракета» и её возможностей. CJ-10А (ChangJian 10А, «Чан Цзян 10А») являет собой дозвуковую крылатую ракету большой дальности, до 2200 км. И это практически все, что можно сказать о ней сегодня. Неизвестно, может ли она лететь на малой высоте, огибая рельеф местности, и также неизвестна ее реальная точность – круговое вероятное отклонение.

Непонятен пока и генезис самой ракеты. Не вызывает сомнения ее родство с Х-55, но до настоящего времени никто не знает, произошло ли создание КРВБ в результате успеха спецслужб КНР, которые сумели украсть какую-то часть документов по Х-55 и воссоздать советское изделие, или же это произошло в результате копирования готового образца, который был куплен у Украины. Напомним, что основным изготовителем Х-55 до распада СССР было харьковское авиационно-производственное объединение.

Независимо от реального потенциала CJ-10 в плане полетов на малых высотах и точности ее попадания можно с уверенностью говорить, что с созданием H-6K КНР обрела полноценную «длинную руку», которая способна атаковать значимые объекты без входа в зону противовоздушной обороны. Дальность полета H-6K не дает возможности этим самолетам наносить удары по объектам, которые расположены, например, на территории Америки, но они вполне могут использоваться против боевых надводных кораблей ВМС США, включая авианосные группы, а также их целями могут стать некоторые зарубежные базы Пентагона.



Итак, создание стратегических крылатых ракетоносцев свидетельствует о претензиях Поднебесной на превалирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, значимость которых только растет с появлением иных элементов современной китайской армии, включая перспективные атомные подводные лодки и собственный авианосец.

О технологических преградах в промышленности говорилось неоднократно, и разработка новой модели бомбардировщика H-6 является одним из лучших примеров происходящего. В настоящее время создание принципиально нового самолета, особенно в таком секторе, как стратегическая авиация, стоит настолько дорого, что модернизация машины почти шестидесятилетнего возраста является, пожалуй, оптимальным выходом с точки зрения критерия «стоимость-эффективность».

В этом случае реализация данного проекта облегчена еще и тем, что для носителя крылатых ракет большой дальности летные характеристики самолета не столь критичны, как для истребительной авиации, и наличие готовой надежной машины позволило китайцам обойтись небольшой кровью.

Известно, что при своевременном ремонте и модернизации авиационная техника может эксплуатироваться в течение длительного времени. Кроме того, длительной эксплуатации той или иной техники способствует использование имеющегося модернизационного потенциала и создание новых модификаций. Ярким примером этого может служить советский бомбардировщик Ту-16. Этот самолет был создан в начале пятидесятых годов и завершил свою службу только в 1993 году. Еще более интересным примером является китайский бомбардировщик Xian H-6, являющийся копией и развитием Ту-16. Первый H-6 был построен в конце шестидесятых годов, но самолеты этого типа до сих пор являются основой дальней авиации ВВС Китая.

Началом самолета H-6 можно считать сентябрь 1957 года, когда Пекин приобрел лицензию на строительство советских бомбардировщиков Ту-16. В 59-м Китай получил два эталонных самолета, один бомбардировщик в разобранном виде и один сборочный комплект. На сборку первого самолета на китайских предприятиях ушло чуть более двух месяцев. 27 сентября 1957 года первый Ту-16 китайской сборки поднялся в воздух. В китайских документах лицензионный Ту-16 обозначался как H-6.


Ухудшение советско-китайских отношений, начавшееся в конце пятидесятых годов, сказалось на дальнейшей судьбе множества проектов. В частности, Китай потерял возможность использовать советский опыт в авиастроении. Тем не менее, ВВС НОАК нуждались в современных дальних бомбардировщиках. В начале шестидесятых годов конструкторы организации Xian Aircraft Company (XAC) получили распоряжение изучить имеющуюся документацию по советскому самолету Ту-16 и разработать проект, который позволил бы строить аналогичную технику своими силами.

Примерно в 1964 году сотрудники XAC начали подготовку к строительству первого самолета новой модели, получившей название H-6A. Фактически новый китайский бомбардировщик представлял собой незначительно доработанный вариант Ту-16, полностью основанный на комплектующих китайского производства. Так, ввиду невозможности закупки советских двигателей Китаю пришлось начать производство собственных турбореактивных двигателей Xian WP8. Эти моторы являлись версией советских РД-3М, использовавшихся на Ту-16. Похожим образом обстояло дело и с другими узлами и агрегатами.

Первый H-6A, построенный с использованием только китайских комплектующих, взлетел в конце декабря 1968 года. Вскоре началось серийное строительство бомбардировщиков нового типа. Точная информация о его объемах отсутствует. По разным оценкам, до середины или конца семидесятых годов компания XAC построила не менее 150-200 самолетов новой модели. Большая часть этой техники в дальнейшем неоднократно проходила модернизацию и до сих пор используется военно-воздушными силами Китая.

Ввиду специфического «происхождения» китайский бомбардировщик H-6A по своим характеристикам почти не отличался от советского прототипа. Он имел общую длину 34,8 м, крыло размахом 34,2 м и площадью 167,55 кв. м. Масса пустого самолета составляла 38,5 т, нормальная взлетная – 72 т. Максимальная взлетная масса достигала 75,8 т. Топливные баки, размещенные в крыле и фюзеляже, вмещали до 33 т керосина. Два турбореактивных двигателя WP8 тягой по 93,1 кН обеспечивали бомбардировщику максимальную скорость до 990 км/ч и крейсерскую на уровне 785 км/ч. Практический потолок равнялся 12 км, дальность полета – до 4300 км. Боевой радиус действия не превышал 1800 километров.

Экипаж бомбардировщика Xian H-6A состоял из шести человек. Для самообороны самолет имел семь автоматических пушек Type 23-1 калибра 23 мм. Они размещались попарно на дистанционно управляемых турелях на верхней и нижней частях фюзеляжа, а также в хвосте. Кроме того, имелась одна курсовая пушка, установленная в носу. Первые модификации бомбардировщика H-6 могли нести только бомбовое вооружение. Нормальная нагрузка составляла 3000 кг, максимальная – 9000 кг. Изначально вооружение бомбардировщиков состояло только из свободнопадающих конвенциональных бомб. В дальнейшем H-6A стали носителями ядерных бомб.

Сходство характеристик с параметрами базового Ту-16 было обусловлено их схожим техническим обликом. H-6 имел фюзеляж большого удлинения с двумя кабинами экипажа (носовая и хвостовая), грузоотсеком, топливными баками и отсеками для различного оборудования. По бортам фюзеляжа располагались две мотогондолы, характерная изогнутая форма которых была продиктована т.н. правилом площадей. Самолет имел стреловидное крыло с обтекателями шасси, установленными на центроплане. В хвостовой части имелся крупный киль и установленный на нем стабилизатор.

Самолет Xian H-6A имел большой по китайским меркам радиус действия, что, в сочетании с возможностью использования атомных бомб, позволило китайскому командованию объявить его стратегическим бомбардировщиком. Появление новых видов , в первую очередь управляемых ракет, позволило сохранить подобную классификацию самолета и соответствующим образом доработать стратегию его боевого применения.

Вскоре после бомбардировщика H-6A были созданы несколько его специализированных модификаций. Так, самолет H-6B вместо бомбового вооружения оснащался аэрофотоаппаратами для проведения разведки. Модификация H-6C представляла собой базовый H-6A с обновленным набором радиоэлектронного оборудования. В частности, были использованы современные средства радиоэлектронной борьбы с повышенными характеристиками.

В начале восьмидесятых годов стало известно о завершении работ над новой модификацией бомбардировщика. Самолет H-6D предназначался для оснащения морской авиации Китая и должен был нести соответствующее оружие. На H-6D не устанавливался ряд оборудования, свойственного «сухопутным» бомбардировщикам. При этом они оснащались двумя подкрыльевыми балочными держателями для противокорабельных ракет HY-2 и рядом оборудования, необходимого для их применения.

Противокорабельная ракета HY-2 представляла собой очередной китайский вариант советского изделия П-15 «Термит» с измененными характеристиками. Боеприпас длиной 6,55 м со стартовым весом более 2 т мог доставлять на дальность до 150 км боевую часть весом 513 кг. На начальном участке полета ведение ракеты на цель осуществлялось при помощи инерциальной системы, после чего происходило включение активной радиолокационной головки самонаведения.

Появление дальнего ракетоносца, способного поражать корабли противника на дистанциях более 100-120 км серьезно повысило возможности морской авиации Китая. Новые самолеты H-6D могли обеспечивать эффективную защиту побережья страны от кораблей противника.

Так же в восьмидесятых Китай создал несколько других модификаций бомбардировщика H-6. По имеющимся данным, к этому времени производство новых самолетов было прекращено, вследствие чего по новым проектам переоснащались имеющиеся бомбардировщики.

Проект модернизации H-6E подразумевал установку на имеющиеся самолеты H-6A нового радиоэлектронного оборудования. Бомбардировщики сохраняли возможность несения конвенционального и ядерного вооружения, а также получали новую радиолокационную станцию, новые системы РЭБ, связи и иную аппаратуру. Похожим образом выглядел проект H-6F, разработанный в конце восьмидесятых годов. В ходе очередного ремонта и модернизации по этому проекту самолеты получали новое навигационное оборудование, основанное на инерциальных и спутниковых системах.

В начале девяностых годов появились новые модификации бомбардировщика H-6, получившие возможность использования ракетного вооружения. Самолеты H-6G и H-6H получили подкрыльевые держатели для крылатых ракет. При этом грузоотсек в фюзеляже был отдан под размещение некоторой аппаратуры и дополнительных топливных баков. Ракетоносцы новых модификаций могли нести противоракетные ракеты YJ-62 или C-301, а также боеприпасы класса «воздух-земля» KD-88. В зависимости от типа боеприпасов и их размеров бомбардировщики могут нести от 2 до 6-7 ракет.

В 2011 году на вооружение ВВС НОАК была принята самая новая модификация ракетоносца H-6 – H-6K. Этот самолет имеет ряд важнейших отличий от своих предшественников. Впервые за длительный период времени бомбардировщик семейства H-6 получил новые двигатели. В качестве силовой установки на H-6K используются два двигателя Д-30КП-2 с тягой по 118 кН. Внешние отличия машины от предыдущих самолетов заключаются в более крупных воздухозаборниках, а также в отсутствии остекленной кабины штурмана в носовой части, вместо которой имеется крупный радиопрозрачный обтекатель РЛС.

Применение новых двигателей и авионики позволило повысить характеристики ракетоносца. По имеющимся данным, ввиду большей автоматизации экипаж самолета сокращен до 4 человек. Боевой радиус увеличен до 3000 км. Максимальный вес боевой нагрузки теперь составляет 12 т. Под крылом бомбардировщика H-6K имеются шесть пилонов для подвески крылатых ракет CJ-10A. Эти изделия с турбореактивным двигателем способны развивать скорость до 1000 км/ч и доставлять ядерную или осколочно-фугасную боевую часть на расстояние до 2500 км от точки пуска.

По имеющимся данным, с конца прошлого десятилетия некоторое количество бомбардировщиков семейства H-6 было переоборудовано в соответствии с проектом H-6K. Точное число этих машин остается неизвестным. Более того, Китай не спешит раскрывать точные сведения о количественном и качественном составе своей дальней авиации. По этой причине приходится пользоваться исключительно различными оценками, сделанными на основе имеющихся данных. Согласно наиболее распространенной версии, было построено около двух сотен бомбардировщиков H-6 всех типов. К настоящему времени в вооруженных силах Китая осталось не более 100-120 машин. Из них около 80 эксплуатируется военно-воздушными силами и порядка 30 – авиацией военно-морских сил.

Количество самолетов той или иной модификации не оглашалось. Вероятно, большая часть имеющихся H-6 относится к поздним модификациям, способным нести ракетное вооружение различного типа. ВМС должны располагать ракетоносцами модели H-6D или более поздней техникой, несущей противокорабельные ракеты. Ранее сообщалось, что в ходе переоборудования имеющейся техники в самолеты типа H-6K новое оборудование и оружие получат около 20 машин. Официального подтверждения этому не было.

До определенного времени в ВВС НОАК отсутствовали самолеты-заправщики, способные увеличивать боевой радиус боевых машин. Географическое соседство с главными потенциальными противниками позволяло использовать имеющуюся технику с существующих аэродромов без дополнительной заправки в полете. Тем не менее, со временем стратегии изменились, вследствие чего военно-воздушным силам понадобились заправщики.

В качестве основы для новой техники был выбран существующий бомбардировщик H-6, характеристики которого позволяли «обслуживать» современные и перспективные фронтовые самолеты. Разработка воздушного танкера H-6U (альтернативное обозначение HY-6) стартовала в конце восьмидесятых годов. В начале девяностых новая техника стала поступать в войска. Советские Ту-16 оснащались системой дозаправки по методу «с крыла на крыло». Самолет-заправщик должен был выпускать из законцовки крыла шланг, который соединялся с разъемом на крыле заправляемого самолета. Такой метод был слишком сложным и не подходил для выполнения требований ВВС Китая. По этой причине танкер H-6U получил систему заправки типа «шланг-конус».

Под крылом танкера H-6U имеются два заправочных агрегата RDC-1. В каждом из них имеется шланг длиной несколько десятков метров с конусом на конце, а также механизм выпуска. Процедура заправки выглядит следующим образом: самолет-танкер выпускает шланг, после чего заправляемый самолет должен попасть в конус топливоприемником. Далее происходит передача топлива и расцепка. За счет собственных крыльевых и фюзеляжных баков, а также емкости в грузоотсеке H-6U может перевозить до 18,5 т топлива. Таким образом, за один вылет он способен заправить до 3-4 самолетов в зависимости от их типа.

В самолеты H-6U были переделаны 12 бомбардировщиков H-6 предыдущих модификаций. Эта техника поступила в части военно-воздушных сил. Для оснащения морской авиации была создана модификация заправщика HY-6D, основой для которой стал ракетоносец H-6D. Такой подход к изготовлению новой техники в определенной мере упростил совместную эксплуатацию бомбардировщиков и заправщиков. Потребности ВМС ограничились всего шестью воздушными танкерами.

Самолеты семейства H-6 стали основными дальними бомбардировщиками Китая на несколько десятилетий. Кроме того, эти машины заинтересовали несколько зарубежных государств. В середине семидесятых годов Египет пожелал заказать некоторое количество таких самолетов в дополнение к имеющимся Ту-16 советского производства. Экспортный вариант H-6 получил обозначение B-6. Египетские Ту-16 и B-6 эксплуатировались до конца девяностых годов. Последний из этих бомбардировщиков выработал свой ресурс и был списан в 2000 году.

В восьмидесятых годах аналогичный заказ поступил из Ирака. Официальный Багдад решил приобрести четыре H-6D (экспортное название B-6D) с противокорабельными ракетами в дополнение к имевшимся восьми Ту-16. Эти самолеты предполагалось использовать для защиты побережья от кораблей противника. Тем не менее, все четыре B-6D были уничтожены в 1991 году во время Войны в Персидском заливе. Весь иракский парк самолетов Ту-16 был «добит» в 2003 году.

Несколько лет назад Китай завершил создание очередной модификации дальнего бомбардировщика H-6. Самолеты H-6K в сравнительно небольшом количестве будут продолжать службу в течение следующих лет. Каким будет будущее китайской дальней авиации, точно сказать нельзя. На протяжении последних лет регулярно появляются слухи о разработке нового стратегического бомбардировщика, который должен прийти на смену имеющимся H-6, однако до сих пор они не получали никаких подтверждений.

Вполне возможно, что уже сейчас китайские специалисты работают над новым дальним бомбардировщиком, который в будущем придет на смену устаревающим физически и морально H-6. Тем не менее, нельзя исключать и иной вариант развития событий, при котором компания Xian Aircraft Company или иная авиастроительная организация Китая работает над созданием очередной модификации заслуженного «старика» H-6. При этом следует помнить, что бомбардировщики семейства H-6 достаточно давно сняты с производства и техника новых модификаций создается путем переоборудования существующих машин. Любую технику невозможно эксплуатировать бесконечно, а модернизационный потенциал имеет свой конец. Когда именно китайские военные решат, что бомбардировщики H-6 должны уступить место новым самолетам – покажет время.






























По материалам сайтов:
http://militaryfactory.com/
http://sinodefence.com/
http://airforceworld.com/
http://ausairpower.net/
http://arms-expo.ru/
http://airwar.ru/
http://globalsecurity.org/
http://aviadejavu.ru/

Несколько дальних бомбардировщиков Н-6 различных типов, включая усовершенствованный Xian H-6K, совершили посадку и взлет с аэродрома на острове Вуди, который относится к Парасельскому архипелагу — спорной для Китая, Тайваня и Вьетнама территории.

Остров Вуди (Woody Island) — один из островов Парасельского архипелага в Южно-Китайском море. В 1974 году Китайская Народная Республика установила над ним контроль, однако претензии на владение этой территорией предъявляют также Китайская Республика (Тайвань) и Вьетнам.

По словам Александра Храмчихина, на острове расположены китайский военный гарнизон, спасательный центр и аэродром со взлетной полосой длиной 2350 метров. Аэродром был построен в 1990 году и с тех пор неоднократно модернизировался.

«Дальний бомбардировщик H-6 представляет собой лицензионную копию советского дальнего бомбардировщика Ту-16», — поясняет специалист. Лицензию на производство Ту-16 Китай получил от СССР в 1957 году.

Несмотря на то что Ту-16 разработан более 50 лет назад, Китай продолжает использовать H-6 в качестве основного дальнего бомбардировщика и модернизировать эти машины.

Существуют более современные модификации Н-6: Н, М, К. Модификация Н-6К, оснащенная российскими двигателями Д-30КП-2, до сих пор находится в производстве, напомнил Александр Храмчихин.

По словам эксперта, все указанные модификации являются носителями крылатых ракет CJ-10 (предположительно скопирована с российской Х-55), которые могут использоваться для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Также самолет может нести различные противокорабельные ракеты, состоящие на вооружении военно-морских сил КНР.

«В ВВС имеется от 130 до 160 Н-6Н/М/К (до 100 машин ранних модификаций — на хранении), в морской авиации — примерно 40», — напомнил Храмчихин.

По данным «Defense News», помимо крылатых ракет, Китай разрабатывает для дальнего бомбардировщика H-6K баллистическую ракету с воздушным стартом.

Летные испытания этой аэробаллистической ракеты уже проведены, пишет издание.

У американцев она получила обозначение CH-AS-X-13. В первую очередь ракета этого типа предназначена для уничтожения авианосных ударных групп вероятного противника. Считается, что головная часть этой аэробаллистической ракеты ПКБР оснащена маневрирующими боевыми блоками с самонаведением на конечном участке.

CH-AS-X-13 представляет собой двухступенчатую твердотопливную баллистическую ракету дальностью полета до 3 тыс километров. Американские эксперты полагают, что CH-AS-X-13 создан на основе баллистической ракеты средней дальности DF-21. В считают, что китайская аэробаллистическая ракета будет готова к 2025 году.

Он отметил, что, в отличие от архипелага Спратли, Парасельские острова Китай контролирует полностью. Ранее китайцы использовали авиабазу на острове Вуди как аэродром передового базирования и периодически перебрасывали туда небольшие подразделения тактической авиации на ротационной основе. В течение всего этого времени аэродром непрерывно модернизировался и рос в качественном отношении.

Совсем недавно на этом аэродроме базировалась эскадрилья Шэньян J-11. Это китайский многоцелевой истребитель, являющийся лицензионным вариантом советского истребителя Су-27.

Аэродром на острове Вуди может принимать самолеты всех типов ВВС армии Китая, в том числе и Н-6. Ранее туда летали военно-транспортные самолеты Shaanxi Y-8, аналог нашего Ан-12, напоминает Кашин.

«Но какого-то большого оперативно-стратегического смысла базировать на острове Вуди дальние бомбардировщики типа Н-6 нет, поскольку этот архипелаг находится сравнительно недалеко от материковой части Китая и особой прибавки в радиусе боевого применения самолетам ВВС НОАК не дает, — считает Василий Кашин, — гораздо интереснее в этом плане острова Спратли».

По мнению специалиста, следующим шагом Пекина будет базирование дальних бомбардировщиков именно на этих островах. В сочетании с аэродромом на острове Вуди подобная дислокация самолетов ВВС Китая дает Поднебесной немало преимуществ. В этом случае Южно-Китайское море фактически становится внутренним морем Китая, и самый короткий путь для прохода авианосных ударных групп Соединенных Штатов будет закрыт. В гипотетическом военном конфликте это дает Пекину немало козырей.

Что касается бомбардировщиков Н-6, то это далеко не копия Ту-16, подчеркивает Кашин. Это в значительной степени заново перепроектированный самолет с применением композиционных материалов. Последние модификации Н-6 оснащены современными авионикой, двигателями, средствами РЭБ. Такие бомбардировщики обладают возможностями по применению высокоточного оружия. Это серьезная сила, и недооценивать ее не стоит, полагает эксперт.

Кроме того, обладание дальними бомбардировщиками с возможностью дозаправки этих самолетов в воздухе и принятие на вооружение баллистической ракеты воздушного старта со специальной боевой частью значительно увеличит возможности стратегических ядерных сил КНР, отмечают эксперты «Defense News».

Вместе с тем издание напоминает, что согласно основным положениям современной ядерной доктрины Китая, Пекин не применит ядерное оружие первым.

Нынешнее китайское военно-политическое руководство рассматривает ядерное оружие скорее как политический инструмент, обеспечивающий сдерживание потенциальных противников от применения оружия массового поражения против КНР.

Однако стратегические ядерные силы КНР должны обладать способностью гарантированно нанести потенциальному противнику неприемлемый для него ущерб в ответном ударе, полагают в Пекине. Именно в этих целях разрабатываются системы вооружения, подобные дальним бомбардировщикам H-6K с баллистическими ракетами воздушного старта.

Ни для кого не секрет, что при своевременной модернизации и ремонте авиационная техника может прислужить в течение длительного промежутка времени. К тому же длительной эксплуатации способствует создание новых модификаций и использование модернизационного потенциала. Ярким примером этого выступает бомбардировщик Т-16, который был создан в начале 50-х гг. Еще более интересный пример – бомбардировщик Xian H-6, который выступал копией Т-16.

Как известно, первый H-6 был построен в конце 60-х гг., но самолеты такого типа и по сей день относятся к дальней авиации Китая.

История развития Xian H-6

В сентябре 1957 года Пекин получил лицензию на производство советских самолетов Ту-16. В 1959 году Китай получил 2 эталонных самолета, среди которых был один разобранный бомбардировщик и один сборочный комплект. Китайские предприятия потратили на сборку первого чуть больше двух месяцев. Их первый Ту-16 поднялся в воздух 27 сентября 1957 г. По документации Ту-17 числился как H-6.

В конце 50-х гг. по причине накаленных советско-китайских отношений пострадала судьба многих проектов. К примеру, Китай перестал использовать в авиастроении опыт советских ученых. Но, как бы там ни было, ВВС НОАК требовали современных дальних бомбардировщиков. В результате компания Xian Aircraft Company в начале 60-х занялась разработкой проекта, который бы позволил своими силами создавать аналогичную технику. Конструкторы тщательно изучали советский самолет Ту-16 и вели подготовку к будущему строительству.

Приблизительно в 1964 году конструкторы компании начали разработку первого самолета. Модель имела уже несколько другое название Н-6А. Новый бомбардировщик китайской сборки представлял собой несколько доработанный вариант советского Ту-16, в основе которого лежали комплектующие китайского производства. Китаю ввиду невозможности покупки советских деталей пришлось запустить собственное производство турбореактивных двигателей марки Xian WP8. Эти моторы представляли собой аналог советских РД-3М, которые успешно использовались на Ту-16. Точно таким же образом обстояло дело и с прочими агрегатами и узлами.

В конце 1968 года в небо поднялся первый Н-6А, построенный на китайских комплектующих. Очень скоро началось серийное производство бомбардировщиков нового типа. Официальных данных об объемах производства нет. По разным оценкам, компании ХАС до средины или конца 70-х гг. удалось построить от 150 до 200 самолетов. В дальнейшем большая часть такой техники регулярно проходила модернизацию и по сей день успешно используется в ВВС Китая.

Китайский бомбардировщик ввиду специального «происхождения» по своим характеристикам практически ничем не отличался от советского прототипа. Его площадь составляла – 167,55 м 2 , размах крыла – 34,2 м, длина – 34,8 м. Вес пустого самолета – 38,5 т, взлетная масса – 72 т (максимальная – 75,8 т). Что касается топливных баков, то они вмещали до 33 т керосина и находились в фюзеляже и крыле. Максимальная скорость бомбардировщика – до 990 км/ч, обесечивалась за счет двух турбореактивных двигателей WP8, имеющих тягу в 93,1 кН. Дальность полета Н-6А – до 4,3 тыс. км, практический потолок – 12 км. Боевой радиус – 1800 км.

Экипаж Xian H-6A – 6 человек. Для самообороны бомбардировщик был оборудован семью автоматическими пушками (калибр − 23 мм). Они находились попарно на управляемых дистанционно турелях на нижней и верхней частях фюзеляжа и в хвосте. Более того, в носу была установлена одна курсовая пушка. Первые модификации самолета имели только бомбовое вооружение. Причем нормальная нагрузка была 3 тыс. кг, а максимальная – 9 тыс. кг. Изначально вооружение состояло исключительно из свободнопадающих конвенциональных бомб, а в будущем самолеты стали выступать носителями ядерных бомб.

Также сходство характеристик с параметрами Ту-16 было обусловлено их практически одинаковым техническим обликом. Так, Xian H-6 имел фюзеляж большого удлинения с двумя кабинами экипажа (хвостовая и носовая), топливными баками, грузоотсеком и отсеком для разного оборудования. По бортам фюзеляжа находилось две мотогондолы, изогнутая форма которых продиктована правилом площадей. Xian H-6A оборудован стреловидным крылом с плавными обтекателями шасси, размещенными на центроплане. Крупный киль располагался в хвостовой части, и на нем находился стабилизатор.

Xian H-6A характеризовался большим радиусом действия (особенно по китайским меркам), что в сочетании с возможностью использования ядерных бомб позволяло командованию придать ему статус стратегического бомбардировщика. Новые виды вооружения, а именно управляемые ракеты, способствовали сохранению такой классификации самолета и позволили доработать стратегию его дальнейшего боевого применения.

Через некоторое время после производства бомбардировщика H-6A компания начала заниматься разработкой его модификаций. Так, Н-6В вместо бомбового вооружения имел аэрофотоаппараты для проведения разведки. Соответственно, модификация Н-6С – не что иное, как базовый H-6A, только с усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием (была внедрена современная технология радиоэлектронной борьбы с повышенными характеристиками).

Также были и многие другие модернизации бомбардировщика, такие как H-6C (H-6III), H-6D (H-6IV), H-6E, H-6F, H-6G, H-6H, H-6M, HD-6, H-6K и др.

Благодаря своей дальности поражения ядерными ракетами и полета модернизированные бомбардировщики способны наносить удары по территории Аляски, по американским базам на Гуаме и Окинаве.

Так, самолет H-6K может нанести удар по столице РФ, даже не входя в зону поражения ПВО. Он может выполнить отстрел крылатых ракет над территорией других государств и возвратиться на базу. Такие ракеты могут развивать скорость до 1000 км в час. По неофициальным данным Китай собирается взять на вооружение не больше двадцати новых H-6K.

Бомбардировщик Xian H-6 характеристики:

Модификация H-6 I
Размах крыла, м 34.189
Длина самолета, м 34.80
Высота самолета, м 10.355
Площадь крыла, м2 167.55
Масса, кг
пустого самолета 38530
нормальная взлетная 72000
максимальная взлетная 75800
Топливо
внутренние топливо, кг 33000
Тип двигателя 2 ТРД Xian (XAE) Wopen-8 (AM-3M-500)
Тяга, нефорсированная, кН 2 х 93.16
Максимальная скорость, км/ч 992
Крейсерская скорость, км/ч 786
Практическая дальность, км 4300
Боевой радиус действия, км 1800
Практический потолок, м 12000
Скороподъемность, м/мин 766
Экипаж, чел 6
Вооружение: восемь 23-мм пушек Тype 23-1
максимально -9000 кг
Ядерные и обычные бомбы