Как и любая техника, автомобили периодически выходят из строя, и владелец начинает искать автосервис, где можно быстро и качественно отремонтировать транспортное средство. Исходя из этого, несмотря на большую конкуренцию в данном сегменте, открытие собственного автосервиса может стать весьма выгодным вложением.

Виды автосервисов

Прежде чем говорить об открытии автосервиса, необходимо определиться с видом открываемого.

Структура рынка обслуживания автомобилей в настоящее время включает:

  1. Авторизированные автосервисы . Предприятия такого типа занимаются ремонтом одной, определенной марки автомобилей. Зачастую, открытие сервиса такого типа требует заключение договора с официальными дилерами.
  2. Сетевые автосервисы . Это фирменный автосервис, имеющий развитую сеть филиалов на территории одного или нескольких регионов.
  3. Одиночные . Автосервисы, которые не имеют какой-либо аккредитации, но при этом пользуются весьма широким спросом у автовладельцев.
  4. Индивидуальные услуги . Допускается оказание услуг такого типа без открытия автосервиса. При этом ремонт может осуществляться как на дому у мастера, так и с выездом на дом клиента – в зависимости от сложности работы.

Начинать открытие автосервиса необходимо именно с выбора его вида. В целом, наиболее выгодный вариант – открытие одиночного автосервиса. В дальнейшем его можно перевести в сетевой.

Выбор места для автосервиса

Второй этап в открытии собственного автосервиса – выбор подходящего места и помещения. Выбор места не играет особой роли. Это может быть как оживленная автострада, так и место в спальном районе или жилом секторе.

Но при этом важно обратить внимание, что СЭС предъявляет следующие требования к помещению для автосервиса, на которые необходимо обратить внимание:

  • помещение не может относиться к жилым;
  • запрещается открытие автосервиса в общественном здании;
  • помещение должно находиться на расстоянии не менее 15 метров от жилых зданий и не менее 50 метров от детских площадок, садов и школ, а также медицинских учреждений;
  • обязательно наличие водоснабжения и канализации;
  • обязательно наличие отопления в холодное время года;
  • наличие проточно-вытяжной вентиляции;
  • естественное освещение;
  • смотровая яма.

Лучше всего использовать для открытия собственного бизнеса гараж или ангар, бывшее в производстве помещение. Примерная площадь из расчета на 4 рабочих места около 250 – 300 м кв. Наличие парковки возле помещения будет несомненным плюсом.

Вы можете приобрести найденное вами помещение или взять его в аренду. При этом важно заключать долгосрочный договор.

Оборудование помещения

Перед тем как начать регистрацию бизнеса, необходимо оборудовать помещение и привести его в соответствии с санитарными нормами. Для санитарной службы необходимо провести следующие работы:

  • Установить безопасное искусственное освещение.
  • Покрыть смотровую яму и стены керамической плиткой.
  • Покрыть пол – метлахской плиткой.
  • Оборудовать санузел и душ для работников.
  • Установить в рабочей зоне шкафчики для одежды.

Дополнительно необходимо провести зонирование помещение. Выделите комнату для персонала, где бы автослесаря могли переодеться, отдохнуть в перерывах между работой. Для клиентов обязательно выделите зал, где их примут. Желательно установить там несколько диванов и столик для отдыха, телевизор, кофеавтомат.

Рабочее помещение также можно зонировать. К примеру, для крупных ремонтных работ выделить одно помещение, для мелких – другое. Или ориентироваться на тип оказания услуги сварка и рихтовка в одном помещение, покраска – в другом, ремонт – в третьем.

При этом обратите внимание, что на одного специалиста должно приходиться не менее 5 метров квадратных.

Бизнес – наилучший способ заработать деньги и даже стать богатым. При этом многие виды бизнеса доступны практически каждому, что позволяет любому человеку стать предпринимателем. А вот станет ли такой предприниматель успешным, зависит только от него. Некоторые люди интересуются , кто-то закупает – к любому бизнесу нужно относиться с умом и со всей серьезностью.

Собственный автосервис – мечта практически любого мужчины. Являясь поистине мужским бизнесом, он вряд ли будет отнимать много сил и нервов, а, скорее, наоборот, доставит удовольствие. Но как открыть автосервис и сколько капиталовложений для этого понадобится? Сколько времени потребуется для того, чтобы бизнес окупился? Какое необходимо оборудование?

Виды СТО

Виды автосервисов, как правило, делятся по профилям. Так, вложить деньги можно в:

  1. Автосервис, который специализируется на ремонте определенной марки автомобилей или, например, стране-изготовителе. Стоит отметить, что чаще всего владельцы дорогих автомобилей мировых брендов обращаются именно в такие организации. Однако и прибыли такое СТО может приносить меньше из-за небольшого объема работы. Но услуги в данном случае стоят дороже.
  2. Шиномонтажные мастерские. СТО такого типа никогда не остаются без работы, поскольку шины менять приходится не только с учетом сезонов, но и с учетом поломок.
  3. Ремонтные мастерские. Автосервисы такого типа работают над двигателями, ходовыми частями и прочим.
  4. Кузовной автосервис – рихтовка, покраска и прочие услуги.
  5. Автосервис по работе с электроникой.

Лучше всего было бы не специализироваться на чем-то одном, а открыть разнопрофильный бизнес. Но в самом начале пути можно обойтись и узким профилем, а со временем расширить спектр услуг.

Что нужно, чтобы открыть автосервис?

Автосервис можно открыть на базе автомойки, автомастерской, магазина автозапчастей и многого другого. Но чаще вопрос встает о том, как открыть автосервис с нуля. Стоит готовиться к тому, что такая работа потребует больших вложений даже при условии, что СТО будет небольшим. В первую очередь деньги потребуются на регистрацию предприятия, аренду помещения, закупку оборудования, найм работников, рекламу и прочие дополнительные расходы.

Чтобы открыть свой автосервис, помимо расходов понадобятся планы, цели и задачи. В первую очередь необходимо определиться, какие услуги будет оказывать предприятие. Искать специалистов следует исходя из этого.

Продумать следует и ценовую политику, которая будет лояльна ко всему населению города и подходить как для обычных автомобилей, так и для более дорогих. Следует найти хороших поставщиков автозапчастей.

Совет: установив правильную ценовую политику, вы увеличите число своих клиентов, а выбрав правильных поставщиков, поможете своему автосервису постоянно это число пополнять и удерживать на высоком уровне. Следите за тем, чтобы запас автозапчастей всегда был на должном уровне, тогда вашим клиентам не придется ждать, пока придет заказ.

Налогообложение автосервисов в 2017 году

Автосервис относится к малому бизнесу, поэтому регистрируется, как правило, как ИП. Впрочем, для крупного автосервиса можно использовать и ООО.

Любой легальный бизнес подлежит налогообложению. Делать это нужно в обязательном порядке и вне зависимости от того, какого масштаба ваше предприятие.

  • Патентная;
  • ЕНВД.

Чтобы рассчитать стоимость патента, необходимо умножить потенциальный доход предприятия (с учетом числа наемных работников) на ставку патента, составляющую 6%. Если патент приобретается на полгода, то оплатить его нужно в течение 25 дней, а в случае, если выбирается больший срок, то треть суммы необходимо заплатить в течение 25 дней, а две трети не позднее, чем за 30 дней после окончания его действия.

  • Физический показатель для автосервисов (12000 на одного работника);
  • Коэффициент-дефлятор (1,569);
  • Корректирующий коэффициент доходности (для каждого региона свой);
  • Количество наемных работников предприятия;
  • Число месяцев работы.

Таким образом, конечную сумму можно узнать, помножив между собой все перечисленные величины. Стоит отметить, что наиболее выгодная форма налогообложения для автосервиса – патент.

Как открыть свой автосервис с нуля - бизнес-план

Свой автосервис – не очень дешевый бизнес, поэтому, чтобы открыть даже самое небольшое предприятие, необходимо не менее 700-800 тысяч рублей. И все это с учетом того, что спектр услуг широким не будет и работников СТО тоже будет немного.

Успех автосервиса

При открытии автосервиса стоит учитывать детали, которые предусмотрены законодательством. Это касается как самого помещения и вредности, так и его местоположения. Успех же зависит от соблюдения некоторых критериев:

  • Перечень предоставляемых услуг;
  • Аудитория обслуживания;
  • Объемы и масштабы производства;
  • Квалифицированность персонала.

Предприятие необходимо оборудовать собственной канализацией и расположить его не менее чем в 50 метрах от жилых домов.

Услуги автосервиса

Перечень услуг должен быть достаточно широк, и в него необходимо включать наиболее выгодные. Есть и такие, которые не приносят больших доходов и очень просты сами по себе, но их нужно включать тоже, это необходимо для привлечения и удержания клиентов.

Совет: со временем стоит расширять перечень оказываемых услуг, в том числе и обращаясь к новым достижениям науки и техники. Отличным предложением будет услуга выезда мастера на дом.

Оборудование

При открытии СТО с нуля можно обойтись минимальными запасами оборудования. Со временем же рекомендуется увеличивать его численность и улучшать качественные составляющие.

На первое время обязательно потребуются:

  • Подъемник – 50-100 тысяч рублей;
  • Оборудование для диагностики – 80-100 тысяч рублей;
  • Оборудование для монтажа шин – 40-70 тысяч рублей;
  • Инструменты – 100-150 тысяч рублей.

Запчасти первое время можно заказывать по мере необходимости. Главное – выбрать поставщиков, способных привозить их в кратчайшие сроки.

Совет: чаще всего запасные части приходится заказывать. Однако для лучшего и быстрого обслуживания необходимо держать в запасе некоторое количество запчастей.

Помещение

Подходящее помещение для автосервиса, которое бы соответствовало требованиям СЭС и противопожарной безопасности, найти достаточно сложно. Поэтому часто приходится задумываться над его строительством. Удачей будет подобрать такое здание, которое ранее уже использовалось для СТО. Но в этом случае зачастую ему необходим ремонт.

Парковка – непременно важное условие хорошего сервиса, ведь работа ведется с автомобилями и их владельцами. Хорошим тоном будет оборудовать здание кафетерием или буфетом, комнатой ожидания.

Аренда здания обойдется владельцу в 100-150 тысяч рублей в месяц.

Персонал

Хороший квалифицированный персонал – одна из важных составляющих отличного и качественного сервиса, а значит, от этого отчасти зависят будущий доход и популярность. Работников же следует нанимать универсальных, способных друг друга подменять.

Если автосервис будет работать без выходных, график работы сотрудников получится сменным. А это значит, что потребуются:

  • 2 уборщицы – 7 тысяч рублей каждой;
  • 2 кассира – 10 тысяч рублей каждому;
  • 4 мастера плюс два шиномонтажника – по 15-20 тысяч рублей;
  • Бухгалтер – 12-18 тысяч рублей.

Расходы по автосервису

Расходы на собственное дело будут как разовые, так и постоянные. Нужно учесть тот факт, что первые окажутся достаточно большими.

В перечень разовых расходов на открытие бизнеса неизбежно войдут следующие траты:

  • Регистрация предприятия – 30 тысяч рублей;
  • Покупка оборудования – около 300-400 тысяч рублей;
  • Обустройство помещения – 100-150 тысяч рублей;
  • Реклама – 20-30 тысяч рублей;
  • Дополнительные возможные расходы – около 100 тысяч рублей.

Из постоянных расходов необходимы следующие:

  • Аренда помещения – 100-150 тысяч рублей;
  • Заработная плата сотрудникам – около 150 тысяч рублей;
  • Материалы – 70-100 тысяч рублей;
  • Налоги – 50-100 тысяч рублей (в зависимости от формы налогообложения);
  • Сопутствующие дополнительные расходы – 20-50 тысяч рублей.

План автосервиса - чертеж

Планировка помещения автосервиса – немаловажный фактор при открытии данного бизнеса. От удобства расположения ячеек обслуживания и расстановки оборудования может зависеть как скорость работы и качество обслуживания, так и популярность. Если клиентам будет некомфортно, вряд ли посещаемость от этого увеличится. Для небольшого бизнеса достаточно двух-трех ячеек обслуживания. Важно, чтобы оборудование находилось к ним в доступной близости, но не создавало тесноты.


Как раскрутить автосервис быстро и привлечь клиентов?

Самым лучшим средством быстрой раскрутки во все времена была качественная реклама. Стоит отметить, что посетители часто падки на новое, а это может очень помочь на первых этапах работы. Во-первых, если реклама будет действительно качественной, то хорошая посещаемость вам гарантирована в первые дни работы (далее клиентов нужно удерживать и увеличивать качеством сервиса). Во-вторых, если фантазия и технологии позволят включать в работу некоторые ноу-хау, популярность предприятию будет обеспечена.

  • Рекламные ролики на телевидении;
  • Реклама и объявления в газетах;
  • Реклама в социальных сетях;
  • Реклама на радио и прочее.

В честь открытия автосервиса можно устраивать различные акции и раздавать флаеры.

Отличную рекламу можно построить, сотрудничая со смежными организациями. Так, например, можно раздавать визитки с предложениями других компаний о том, где или . Эти организации, в свою очередь, будут раздавать визитки и флаеры вашей организации.

Доходность автосервиса как малого бизнеса

Открытие своего автосервиса не является . Раскрученный и хороший автосервис зарабатывает не менее 500 тысяч рублей в месяц, из них чистая прибыль – 100 тысяч рублей. Но с учетом всех начальных вложений, окупиться такой бизнес может не ранее чем через полгода. Первые ощутимые доходы же можно получить через 1-1,5 года.

Супруги Турсуновы утверждают, что хорошо организованный автосервис может работать с 15% рентабельностью. Их главное ноу-хау - IT-система, которая мешает сотрудникам воровать и заставляет их работать

Одна из основателей сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова

Свой путь в бизнесе уроженцы Узбекистана супруги Шерзод и Барно Турсуновы начали в 2001 году с торговли обоями из контейнера на строительной ярмарке в Мытищах. Через два года они уже владели десятью точками на рынке, но вовремя заметили смену тренда — через дорогу началось строительство первого российского «Леруа Мерлен». Турсуновы переключились на оптовую торговлю отделочными материалами, создав компанию «Евродизайн». К концу десятилетия предприниматели решили сменить сферу деятельности. «Мы хотели начать бизнес, который было бы можно, во-первых, масштабировать, во-вторых, легко поделить с партнером, и, в-третьих, он должен был расти в кризис», — рассказывает РБК Барно Турсунова. В 2011 году супруги выкупили убыточный автосервис на «Автозаводской» и решили на его базе построить сеть из 100 точек под брендом «Вилгуд» по всей стране. «Мы изначально рассчитывали, что, если будет кризис, люди будут чинить старые машины», — объясняет целевую аудиторию Турсунова.

Все через кассу

В покупку работающего автосервиса (с оборудованием, 25 сотрудниками, поставщиками и клиентами) было вложено 18 млн руб. личных средств, вырученных от продажи доли в «Евродизайне». «Артмоторс» с ежемесячным оборотом около 3 млн руб. продавался как прибыльный. «Но когда мы начали вникать в подробности, выяснилось, что бизнес убыточен, — вспоминает предпринимательница. — Работа строилась так: одни сотрудники сидят на приемке: можешь принять клиента? — Могу. — Приходите послезавтра. Дальше никакого планирования не было». Большая часть работы записывалась на бумажке или передавалась устно, все это приводило к простоям, уходу клиентов и тому, что деньги клиентов шли мимо кассы.

Восемь месяцев понадобилось Турсуновым, чтобы сделать свой новый бизнес эффективным. В первую очередь они наняли программистов и стали внедрять управление всеми процессами в автосервисе через специальную программу: от первого звонка клиента до заключительного этапа по выдаче ему ключей. «Все звонки проходили только через телефон компании, а далее человек должен был передать клиента по цепочке», — объясняет Турсунова. Сотрудники не могли работать с клиентом вне IT-системы. Это сразу лишило персонал возможности оказывать услуги «частным образом», минуя кассу. По словам Турсуновой, благодаря этому уже весной 2012 года обороты автосервиса увеличились до 7 млн руб. в месяц.

Для повышения эффективности бизнес был разделен на два юрлица: одно оказывало услуги по кузовному ремонту, другое — слесарные. «Мы решили, что слесарные сервисы будем масштабировать», — рассказывает Турсунова. После того как первый автосервис на «Автозаводской» начал приносить стабильный доход, в ноябре 2012 года супруги открыли второй и третий сервисы — на «Петровско-Разумовской» и «Домодедовской». Как следует из ЕГРЮЛ, новые центры открывались на паритетных началах с Алексеем Крапивиным, одним из крупнейших акционеров московского Интерпрогрессбанка; он уже был партнером Турсуновых в компании «Евродизайн». Связаться с Крапивиным через банк и через его знакомых РБК не удалось.

«Вилгуд» в цифрах

28 автосервисов работает под брендом «Вилгуд»: 6 собственных и 22 по франшизе

Более 8 тыс. клиентов обслужили в «Вилгуд» в марте 2016 года

90% клиентов сервисов «Вилгуд» — частные лица

8 тыс. руб. — средний чек в автосервисах «Вилгуд»

4 млн руб. — средний ежемесячный оборот автосервиса «Вилгуд» в Москве

400 млн руб. — оборот сети по итогам 2015 года

Источник: данные компании

Открытие каждого нового центра обошлось предпринимателям в сумму около 5 млн руб., однако выход на самоокупаемость вместо планируемых 12 месяцев занял полтора года. За это время в каждое предприятие пришлось дополнительно инвестировать по 4 млн руб. «Эти деньги мы потратили на тестирование IT-системы и покупку дополнительного оборудования, — объясняет Турсунова. — Кроме того, часть денег ушла на привлечение клиентов».


Барно Турсунова (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Для решения проблемы Турсуновы стали совершенствовать созданную IT-систему. Для начала они постарались сделать так, чтобы клиенты не приезжали с улицы, а записывались заранее — таким образом мастер-консультант успевал бы подготовиться к их приходу (например, заказать запчасти). Это также позволяло бороться с простоями и очередями. Кроме того, такой подход позволял обезопасить владельцев от потери бизнеса. «Очень часто в автосервисах мастер-консультант становится владельцем всех отношений с клиентами, и если вдруг он захочет открыть свое дело, то просто уведет клиентов к себе, — рассказывает Турсунова. — Мы хотели, чтобы люди шли в «Вилгуд», а не к конкретному мастеру». Предварительная запись прикрепляет клиента к компании, а не к адресу, и в случае потери помещения автосервис не лишится клиентов. По словам Турсуновой, такой подход принес свои плоды: сейчас более 90% клиентов «Вилгуд» приезжают по предварительной записи, и когда в 2014 году первый автосервис переехал с «Автозаводской» на «Кантемировскую», это не привело к падению клиентского потока.

Для привлечения и удержания клиентов была разработана система клубных карт, приобретение которых позволяло клиенту получать определенный перечень услуг (например, замену масла или сход-развал) в течение года бесплатно.

Как работает IT-система в «Вилгуд»

Для работы с клиентами в автосервисах «Вилгуд» используется IT-платформа собственной разработки — Wilgood IS. С ее помощью контролируются все операции и этапы работы с клиентами. Процесс обслуживания клиента разбит на этапы, каждый из которых отмечается в системе: входящий звонок и согласование сроков визита, подготовка к визиту клиента, приемка автомобиля и составление заказ-наряда, выполнение ремонта и оказание услуг, контроль качества и подготовка автомобиля к выдаче, возврат автомобиля и расчет.

За выполнение каждого этапа отвечают конкретные сотрудники, которые за выполнение своих обязанностей получают баллы. Например, сотрудник call-центра получает несколько баллов за звонки потенциальным клиентам, а если ему удается собрать о клиенте первичную информацию (марку машины, указать проблемы автомобиля) и завести на него карточку в системе, то количество баллов увеличивается в четыре раза. «Мы говорим каждому сотруднику, что он получает зарплату не за должность, а за результаты работы, — объясняет Турсунова. — У каждого сотрудника 15-20 KPI, которые он должен выполнить». Механик получает баллы за каждый нормо-час работы, но, если он не выполняет работы в установленное время, баллы вычитаются (в случае задержки клиент получает компенсацию в 500 руб. за каждый час). «Если клиент вернулся через три месяца, то механик получает премиальные баллы, — рассказывает Турсунова. — Если по результатам опроса клиента выясняется, что он чем-то недоволен (например, ему не вернули замененные запчасти), то баллы вычитаются». По итогам месяца заработанные сотрудниками баллы конвертируются в премии или денежные потери. «Коэффициент конвертации зависит от результатов работы автосервиса в целом, поэтому отличается месяц от месяца», — объясняет Турсунова.

По окончании каждого этапа работы с клиентом сотрудник обязан передать клиента по цепочке: например, мастер-консультант с помощью системы выбирает наиболее подходящего механика в зависимости от его рейтинга, загруженности и типа автомобилей, с которыми он работает. Если же сотрудник не отмечает какое-либо действие в системе, дальнейшее обслуживание клиента становится невозможным. «Система довольно жесткая — при ее внедрении в новый автосервис до 70% сотрудников увольняются, зато те, кто остаются, остаются надолго», — говорит Барно Турсунова.

Экономика автосервиса

Барно Турсунова утверждает, что инвестиции в открытие автосервиса на шесть подъемников на площади 500 кв. м не превысят 5,5 млн руб. «Именно такая площадь оптимальна для бизнеса, — отмечает она. — Несколько автосервисов «Вилгуд» открыты в помещениях бывших дилерских центров площадью 1000 кв. м, но из-за этого эффективность бизнеса снижается, поскольку приходится платить за воздух». Почти половина расходов — это закупка оборудования. Первый месяц аренды вместе с обеспечительным платежом будет стоить в среднем около 400 тыс. руб. «Вилгуд» предпочитает экономить на аренде, размещая большинство своих сервисов в весьма труднодоступных местах. Около 150 тыс. руб., по ее словам, уйдет на вывеску. Турсунова рекомендует иметь свободные средства в размере 1 млн руб., чтобы финансировать бизнес на старте, пока он не выйдет на окупаемость.

На оплату труда сотрудников (с учетом налогов) в автосервисах «Вилгуд» в среднем уходит от 20 до 30% общей выручки (чем меньше выручка, тем больше доля). По словам Турсуновой, механик в «Вилгуд» получает 22% от стоимости произведенной им работы, а мастер-консультант — 10%. Другая крупная статья расходов — закупка запчастей. Их компания заказывает у оптовиков и продает с наценкой до 65%. Продажа запчастей по заказ-нарядам клиентов приносит половину выручки автосервису (но клиент имеет права принести свои запчасти для ремонта). Запчасти также продаются «на улицу» в магазине при автосервисе, что приносит еще 2-20% от выручки.


Постоянная расходная часть в сервисе включает аренду (в Москве и области — от 280 тыс. до 460 тыс. руб. в месяц), коммунальные платежи (40-80 тыс. руб.). «Арендная плата за помещение, например в Долгопрудном, составляет 400 тыс. руб. в месяц, но мы сдали его часть в субаренду автомойке за 120 тыс. руб. в месяц, — объясняет Турсунова. — Сейчас обеспечительный платеж составляет обычно предоплату за один месяц аренды». Около 10% от выручки все автосервисы (собственные и работающие по франшизе) отчисляют в управляющую компанию за маркетинг, услуги call-центра и контроля качества, а также роялти (3,5% от выручки). Для автосервиса в Москве точка безубыточности — это выручка 2 млн руб. в месяц, утверждает Турсунова. В среднем один автосервис «Вилгуд» сейчас выходит на этот уровень за два—три месяца, говорит предпринимательница. Средний оборот по сети — 4 млн руб. в месяц.

В «Вилгуд» утверждают, что при такой выручке автосервис способен зарабатывать до 600 тыс. руб. прибыли в месяц, то есть работать с 15% рентабельностью. Правда, за 2014 год по четырем собственным точкам Турсуновых, отчетность по которым РБК удалось обнаружить в системе «Контур.Фокус», рентабельность чистой прибыли составила около 3,5%: при суммарной выручке 107 млн руб. совокупная чистая прибыль составила всего 3,6 млн руб. Турсунова объясняет это тем, что показатели месяц к месяцу по каждой точке колеблются. «Кроме того, с первыми центрами мы долго мучились, отрабатывая на них технологии управления, с новыми все происходит быстрее», — говорит предпринимательница.

Покатились по России

На старте Турсуновы планировали самостоятельно открыть 100 автосервисов, но поняли, что это потребует больших инвестиций и много времени. Поэтому в 2014 году предприниматели запустили франшизу, основой которой является использование разработанной IT-системы. Несмотря на высокую стоимость (паушальный взнос составлял 1 млн руб.), сразу несколько человек выразили желание ее приобрести.


Первым франчайзи «Вилгуд» стал предприниматель Андрей Варнавский из Троицка. «У меня была цель выйти на стабильные показатели по прибыли, и я посчитал, что быстрее отобью затраты в 1 млн руб. на покупку франшизы, если смогу сглаживать фактор сезонности за счет удержания клиентов, — рассказал он РБК. — Благодаря IT-системе мне удалось заставить сотрудников выйти из зоны комфорта и начать работать с клиентами. Сейчас я вижу все ключевые показатели работы каждого мастера, а у сотрудников появился азарт в работе». По словам предпринимателя, выручка его автосервиса за три месяца работы по франшизе удвоилась. По итогам 2014 года, по данным системы «Контур.Фокус», автосервис Варнавского сработал с чистой прибылью 6,9 млн руб. при выручке 29 млн руб. В марте 2016 года Варнавский открыл четвертую точку под брендом «Вилгуд».

С момента запуска франшизы под брендом «Вилгуд»​ открылось 22 автосервиса: от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Координирует работу сети специально созданная компания, которая занимается маркетингом, отвечает за услуги call-центра и контроля качества. «Отдельный автосервис не может себе позволить полноценный отдел развития, и мы решили его сделать централизованным», — объясняет Турсунова. Все эти услуги для автосервисов сети «Вилгуд» платные: по итогам каждого месяца УК выставляет им счет за привлеченных клиентов, по факту закрытия заказ-наряда. Кроме того, УК договаривается с поставщиками запчастей о скидках и создании запасов на их стороне, чтобы минимизировать неликвид на собственном складе. «С поставщиками у нас договоренность, что мы можем вернуть запчасти им», — рассказывает предпринимательница.

По словам Турсуновой, сейчас спрос на франшизу «Вилгуд» не снижается, несмотря на высокий входной порог. По ее словам, в последний год в компании не только не упало количество клиентов, но из-за подорожания запчастей даже не снизился средний чек, несмотря на то что общее количество входящих в него работ уменьшилось. Сейчас он по-прежнему составляет около 10 тыс. руб. по Москве и 8 тыс. руб. в среднем по России. «К нам обращаются владельцы автосервисов, у которых нет клиентов, снижается чек, — объясняет Турсунова. — Мы помогаем это подтянуть».

Все меньше среди нас людей, предпочитающих общественный транспорт личному автомобилю. Количество автомобилистов неуклонно растет, а с ним и потребность в объемах технического обслуживания и ремонта «железных коней». Спрос на услуги автосервиса всегда стабилен, в них неизменно нуждаются даже самые совершенные современные машины. Для того чтобы успешно открыть автосервис и СТО, необходим грамотный бизнес-план. Его главной задачей является разработка оптимального варианта организации автосервиса, предназначенного для обслуживания легковых автомобилей.

Рынок обслуживания автомобилей

Развитие рынка обслуживания автомобилей непосредственно зависит от количества автомобилей в России. За последние десять лет отечественный автопарк увеличился больше, чем в три раза, и ежегодно эти показатели увеличиваются.

Структура рынка обслуживания автомобилей в настоящее время включает:

  1. Авторизованные автосервисы, которые специализируются, в основном, на обслуживании только какой-то определенной марки автомобиля. Войти в такой бизнес достаточно сложно, так как официальные дилеры и автопроизводители очень тщательно выбирают себе партнеров.
  2. Сетевые автосервисы, которые имеют свои представительства в самых различных регионах. В настоящее время данный сегмент рынка развит еще не достаточно.
  3. Одиночные автосервисы. Такие сервисы не имеют аккредитации, но пользуются достаточно высоким спросом у владельцев автомобилей, так как цена на услуги таких автосервисов, как правило, ниже на 20-30%.
  4. Индивидуальные услуги по обслуживанию автомобиля. Такие услуги сложно назвать бизнесом, однако в России они пользуются неплохим спросом.

Пример бизнес-плана автосервиса

Если вы не знаете о том, как открыть автосервис с «нуля», то приведенный ниже готовый бизнес-план СТО поможет вам организовать данное дело.

Описание предприятия

Успех организованного автосервиса определяется следующими критериями:

  • спектр предоставляемых услуг;
  • целевая аудитория;
  • производственные площади;
  • квалифицированный персонал.

Необходимо учитывать законодательство, по которому помещение предприятия техобслуживания располагается не ближе 50 м от жилых объектов и оборудовано централизованной канализацией. Обязательно согласование с ГИБДД, СЭС и пожарной службой.

Нужно знать, где расположены подъездные пути и конкурирующие СТО. 300 квадратных метров – оптимальная площадь для автосервиса легковых автомобилей. Важно заранее проанализировать работу конкурентов и учесть предпочтения владельцев автомобилей в отношении марок машин. Залог успешной работы СТО – квалификация и профессионализм автомастеров. Форма организации – индивидуальный предприниматель (ИП), налогообложение – ЕНВД.

Оказываемые услуги

Бизнес-план автосервиса должен предусматривать оказание широкого спектра услуг. Самые выгодные виды работ: ремонт двигателя и коробки скоростей, замена рулевого редуктора и сцепления и прочих деталей машины. Среди наиболее невыгодных – ремонт тормозной системы, но в перечень выполняемых работ его необходимо включить. Желательно выбрать для СТО узкую специализацию: тюнинг, установка ксенона, тонировка стекол или другое. Также можно сконцентрироваться на обслуживании отдельных марок машин.

Анализ рынка ремонта и обслуживания автомобилей

Новый автосервис имеет большие шансы на успех, ведь, несмотря на большое количество конкурентов, в крупных городах наблюдается частая проблема с оперативностью выполняемых услуг. В бизнес-плане СТО нужно в деталях проанализировать работу соседствующих конкурентов по следующим параметрам:

  • перечень оказываемых услуг;
  • цены на услуги;
  • целевая аудитория.

Таким образом, можно найти незанятые ниши и слабые места работающих автосервисов.

Производственный план СТО

Будущему СТО помимо покупки или аренды производственной площади понадобится оборудование, в тысячах рублей:

  • подъемник – 40-120;
  • диагностика – 60-100;
  • инструменты – 100.

В зависимости от перечня услуг могут понадобиться и другая узкоспециализированная техника.

Особенностями сервиса определяется и штат сотрудников автосервиса. Необходимо постоянно работающие 2-3 мастера, что обеспечивается при ежедневной работе наймом 4-6 человек. Управляющим может стать наемный работник, а может быть сам хозяин сервиса.

Финансовый план автосервиса

Расходы, в рублях:

Капитальные затраты:

  • покупка оборудования, его монтаж – 2 000 000;
  • реклама – 30 000;
  • согласование – 20 000.

Итого: 2 050 000.

Текущие затраты:

  • аренда – 150 000;
  • текущие издержки, расходные материалы – 80 000;
  • зарплата – 200 000.

Итого: 430 000.

Доходы, в рублях:

  • Выручка – 500 000 (в месяц).
  • Прибыль – 70 000.

Правильная организация автосервиса обеспечит стабильную прибыль, но понадобится некоторое время для того, чтобы окупились капитальные затраты.

Основные секреты бизнеса

  1. Закупка запчастей и налаживание связей с поставщиками. Необходимые каталоги запчастей можно найти на сайтах дилеров и производителей. Можно также посетить специализированные выставки и подобрать себе поставщика. Заявки лучше составлять заранее с учетом сезонных колебаний спроса. Очень удобно закупать автозапчасти с «запасом». Такой вариант хоть и требует существенно больших затрат, зато необходимая запчасть всегда имеется в наличии. Такая схема наиболее актуальна для сетевых автосервисов, когда каждая деталь в любом случае окажется востребованной.
  2. Для получения максимальной прибыли владельцу открытого автосервиса с «нуля» стоит сконцентрировать свои усилия на самых рентабельных видах услуг, к которым относятся кузовной ремонт, шиномонтаж, покраска автомобилей, автомойка.
  3. Увеличение доходности предприятия связано с увеличением количества клиентов и снижением затрат. С этой целью можно расширить спектр услуг, снизить затраты на оборудование, заказывая выполнение определенных работ у специализированных компаний, сократить арендные платежи или уменьшить затраты на рекламу.

Покупка автосервиса

Чтобы сэкономить время на организацию и раскрутку автосервиса, можно приобрести готовое предприятие. Средняя стоимость такого бизнеса – около 60 тыс. долларов. При покупке готового автосервиса нужно обратить внимание на:

  • срок действия и возможность пролонгации договора аренды с владельцем помещения;
  • сохранение опытного коллектива;
  • наличие формализованных отношений с поставщиками автозапчестей;
  • расположение автосервиса, наличие удобного подъезда;
  • качество имеющегося оборудования.

Все эти условия существенно влияют на цену готового бизнеса.

Бизнес по обслуживанию и ремонту автотранспорта - это ниша, которая способна не только не снижать своих темпов в кризис, а напротив набирать большие обороты. Это обосновано тем, что автомобилизация населения и предприятий активно растет, а любое автотранспортное средство рано или поздно попадает в автосервис.

 

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) падение продаж новых автомобилей, в том числе коммерческого транспорта в апреле 2016 года составило 8,5%, снизившись на 11 200 машин в годовом исчислении. Апрельские продажи оказались худшими за последние 10 лет.

В России с января по апрель 2016 года продано на 75 500 автомобилей меньше, чем в тот же период 2015 года.

Однако, даже такие, казалось бы, безрадостные показатели, приходятся на руку владельцам автосервисов, ведь чем дольше автомобиль эксплуатируется, тем более внимательного отношения в плане обслуживания, возможных поломок, замены деталей и других манипуляций он требует. А у тех, кто только задумывается об организации бизнеса в этом направлении возникает вопрос как открыть автосервис, который будет приносить стабильную прибыль.

Автосервис как бизнес

Ст. 12 «Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности» установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в этот перечень не входит. Лицензия на автосервис не нужна.

Что нужно для открытия автосервиса , с чего начать:

  1. выбор и оформление организационно-правовой формы: ИП или ООО ;
  2. выбор системы налогообложения ;
  3. аренда помещения, закупка оборудования, инструмента, расходных материалов, наем персонала.

Кроме этого, необходимо определиться с форматом будущей станции технического обслуживания:

  • независимая СТО с узкоспециализированным или комбинированным сервисом, направленным на предоставление одного или нескольких видов услуг (шиномонтаж, мойка автомобилей , развал-схождение, кузовной ремонт и другие), преимуществами здесь является отсутствие необходимости делиться прибылью, как в случае приобретения франшизы; полностью самостоятельное ведение бизнеса, хотя оно же является и недостатком, так как требуется самому разрабатывать подробный бизнес-план, обучать персонал, налаживать рекламную кампанию , организовывать процесс;
  • сетевые, сюда относятся официальные дилерские сервисы, которые специализируются на обслуживании одной конкретной марки, а также сетевые СТО, предоставляющие полный комплекс услуг и ведущие бизнес по общим для всех точек правилам, у некоторых из крупных сетей можно приобрести франшизу , плюсом такого бизнеса является: полная всесторонняя поддержка при запуске и в процессе деятельности, а минусом: стоимость самой франшизы и необходимость делиться прибылью с собственником бренда (платить роялти).

Автосервисы сети «Пит-Стоп» (США) моют автомобиль, заправляют его маслом, топливом и другими необходимыми жидкостями в течение 12 мин. При этом используются поточные линии с дистанционным управлением. Производительность такой линии около 150 автомобилей за смену. А стоимость данного комплекса услуг на этих станциях на 25% дешевле, чем на обычных станциях.

Что и в каких случаях выбирают хозяева авто: дилерские центры или независимые СТО? Аналитическим агентством «Автостат» был проведен опрос в августе 2015 года среди 3 000 респондентов-автолюбителей (см. рис 1).

Рис. 1 Официальный дилер или независимая СТО
Источник: АВТОСТАТ

Данные опроса показывают, что 77% автовладельцев, чьи авто находятся на гарантии предпочитают обслуживаться у официального дилера, в то время, как на постгарантийное обслуживание в независимые СТО обращаются в 24%, процент обращения к дилерам падает до 23. А вот, что касается конкретных видов работ, то дилеру больше доверяют ремонт коробки передач 45% против 41% для независимых СТО, двигателя 43% и 39% соответственно.

Для остальных видов работ опрошенные автолюбители предпочитают обращаться в независимые станции в большем числе случаев: ремонт ходовой части автомобиля 48% против 22%; развал-схождение 67% и 22%; плановое ТО — 49% и 19%, ремонт/заправка автокондиционера 62% и 19% и кузовной ремонт 51% против 16%.

Перспективы и тенденции

Автосервис является одним из самых перспективных направлений на рынке техники: парк автомобилей растет. Предприятия приобретают новую технику, при этом не обзаводясь собственной ремонтной базой.

Рынок автосервисов в России постепенно уходит от ремонтников-любителей, организующих «бизнес» в гараже к крупным сетевым точкам, либо консолидируется в более масштабные форматы.

В таких точках организован клиентский сервис — комната ожидания, где можно выпить кофе, воспользоваться бесплатным wi-fi, посмотреть телевизор, да и просто расслабиться в то время, когда автомобиль находится на сервисе. Кроме этого, в таких компаниях предусмотрены клубные карты, предполагающие небольшой набор бесплатных услуг (например, замена масла или подкачка шин), а также дополнительные скидки на основные услуги. Все эти моменты помогают превратить случайного клиента в постоянного. Не даром же говорят, что театр начинается с вешалки, а автосервис — с клиентской зоны.

Что важно для владельцев авто при выборе точки обслуживания

Опрос, проведенный среди автолюбителей (см. рис 2), а также предприятий-владельцев больших и малых автопарков, показал, что при выборе автосервиса первостепенное значение имеет качество работ, причем для больших парков оно важно на 52%, тогда как для малых и индивидуалов — на 34%, стоимость услуг, напротив более важна для частных автовладельцев (34%), чем для крупных парков (25%); на третьем месте — сроки работ, которые важны практически одинаково (на 15% и 14%); такие моменты, как предлагаемые услуги, отношение персонала, выполнение сроков ремонта являются второстепенными при выборе точки обслуживания, их значимость колеблется от 1% до 7%.

Рис. 2 Причина выбора точки обслуживания
Источник: Журнал «Грузавтоинфо»

Правильно налаженная работа автосервиса способна обеспечить ключевой показатель его востребованности — качество проводимых работ. И если самостоятельное решение этого вопроса требует значительных временных и трудовых затрат, то со станцией технического обслуживания, открытой по франшизе — совсем иная ситуация.

Обзор сетевых автосервисов и предлагаемых ими франшиз

Федеральная сеть Fit service

Свою первую станцию компания открыла в 2008 году в Омске. С 2013 года (к этому моменту было открыто еще 8 станций в Хабаровске, Москве и Новосибирске) было принято решение о развитии партнерской сети. Первый франчайзинговый автосервис был открыт в 2013 году. А спустя два года сеть исчисляется 55 станциями в 23 городах России.

Владельцы позиционируют вступление в сеть не как франшизу, а как партнерские отношения, основанные на модели win-win (выигрыш-выигрыш). Предлагают стать партнерами по открытию СТО в любом из трех форматов (см. таб. 1)

  • гараж — простой формат, позволяющий выйти на окупаемость в короткие сроки;
  • экспресс — оптимальный формат;
  • стандарт — автосервис полного цикла.

Бизнес автосервисов по франшизе Fit service предусматривает систему автоматизации: в одной программе собраны складкой, кассовый и управленческий учет. Почему это удобно? Компания предоставляет все необходимые материалы: от проекта здания с техническими рекомендациями, должностных инструкций для каждого сотрудника; а также формы поддержки: рекламные кампании, маркетинг, услуги кол-центра.

Предоставляются базы данных — каталоги и регламенты по ремонту с подробным описанием и нормочасами на все модели автомобилей, любого года выпуска.

Партнеры Fit service напрямую работают с поставщиками запасных частей, расходных материалов, автохимии, что обеспечивает скидки, которых лишены предприниматели-одиночки.

У компании разработана система мотивации, обучения и повышения квалификации персонала в собственном обучающем центре, что повышает престиж работы в компании для сотрудников и снижает текучку кадров.

Вилгуд

Сеть автосервисов Вилгуд была основана супругами Шерзод и Барно Турсуновыми в 2011 году.

Идея открыть автосервис с нуля, пришла к бизнесменам, которые ранее занимались торговлей строительными материалами , по следующим соображениям: во-первых это тот бизнес, который можно масштабировать, во-вторых он имеет потенциал для роста в кризис, в-третьих им можно легко делиться с партнерами. Их отличительным ноу-хау стала IT-система Wilgood IS, через которую строится вся работа с клиентом. Она не дает сотрудникам воровать и мотивирует их работать. Как показывают достигнутые результаты, соображения основателей сети Вилгуд были верными.

Так, по данным на март 2016 года:

  • работает 28 автосервисов от Санкт-Петербурга до Хабаровска, из них 6 принадлежат собственниками, 22 — по франшизе;
  • средний чек СТО Вилгуд — 8 000 руб.;
  • 4 000 000 руб. - средний оборот в месяц автосервиса сети в Москве;
  • 400 млн. руб. - совокупный оборот всех точек сети за 2015 год;
  • в марте 2016 года — более 8 000 автолюбителей стали клиентами Вилгуд.

Условия и стоимость франшизы:

  • для Москвы и Санкт-Петербурга — 2 000 000 руб.;
  • города с населением более 1 млн. - 1 500 000 руб.;
  • другие города — 1 000 000 рублей.;
  • роялти в первый год работы автосервиса — 3,5% от выручки ежемесячно.

Динамика работающего автосервиса в Троицке на три подъемника, с одним постом сход-развал. До приобретения франшизы работал 5 лет. На графике (см. рис. 3) отражена динамика за 18 месяцев.