Натюрморты - прекрасное поле деятельности: обычные предметы можно превратить в потрясающую сцену в фотографии. Вот пять потрясающих изображений с натюрмортами для вашего вдохновения, и которые помогут вам создать собственный шедевр!

Зачем нужны натюрморты?

Художники предпочитали натюрморты с тех пор, как их популярность возросла на Западе, в картинах позднего 16 го века. Эти картины отражали группы неодушевленных объектов, расположенных в красивую конфигурацию, и обычно ими служили цветы или еда.

Фотография товаров должна считаться формой натюрморта, а также сцены без живых моделей, которые можно зачастую увидеть в журналах и газетах. Если вас не привлекает коммерческая фотография и фотография товаров, это не значит, что вам не понравится делать снимки натюрмортов. Они предоставляют больше свободы, чем любые другие виды фотографии. Вы управляете каждым аспектом: вы можете организовать сцену так, как вам надо, выбрать, что будет на снимке, как его осветить, и так далее.

Что вам понадобится

Натюрморты отличаются друг от друга, и поэтому, в зависимости от сюжета вашего снимка и общей идеи, вам не нужен специализированный набор, чтобы получать удовольствие от этого типа фотографии. Понятно, что понадобится камера, но вот еще несколько советов о том, что будет полезным:

Отражатели

Отражатели прекрасно отражают и смягчают свет. Стены и потолки прекрасно выступают в роли отражателей, но, если вы предпочитаете нечто более портативное, они недорого стоят, и, если у вас нет желания их покупать - их легко сделать самим. Быстрым решением станут картон и алюминиевая фольга!

Вспышки, спидлайт или студийный свет.

Будем надеяться, что у вас много естественного света, но если это не так, использование вспышек или небольших студийных ламп (для макро-съемки объектов) поможет вам осветить небольшую сцену без особых затрат. Объедините это с отражателями, и у вас есть все, что нужно.

Бутафория

Это самая интересная часть, потому что здесь подойдет, что угодно! Достаньте свою фруктовую корзину, сорвите цветы на даче, посмотрите, что есть на блошином рынке или в комиссионке поблизости. Там наверняка найдутся странные и удивительные вещи - фантазии нет границ. Постарайтесь подобрать предметы, которые хорошо подойдут друг другу по цвету и текстуре.

Хороший предмет съемки

В фотографии вам необходим хороший предмет съемки, который станет "главным героем" изображения. Не все будет шикарно выглядеть в монохроме, но потрясающий аспект цифровой съемки - возможность принять это решение позже. Однако все-таки важно заранее выбрать, что именно вы будете снимать.

Вдохновение

Кофе

Изображение: Photodune

Это звучит странно, но кофе бобы всегда приятно снимать, у них потрясающая текстура и они производят ощущение тепла. Здесь фотограф объединил бобы с белой чашкой, что создает хороший контраст, дополненный теплым деревом и холщовым мешком. Думаю, этот снимок стал бы еще более удачным без металлического совка и ложки, но все равно это выигрышная комбинация.

Карандаши

Изображение: Photodune

Обожаю простоту этого снимка. Это замечательный пример того, как обычные объекты могут стать по-настоящему интересным предметом для сюжета фотоснимка, не перегружая его. Композиция здесь идеально использует правило третей, и малая глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) акцентирует заостренный наконечник карандаша.

Цветы

Изображение: Photodune

Цветы особо популярны в натюрмортах, и не удивительно, что они украсят любую сцену. Если вы используете окно с цветами не в фокусе, это создаст эффект боке с мягким, прохладным и чистым настроением изображения. Теплые цвета при этом приятно контрастируют. Помещение предмета фотографии в чайную чашку вместо вазы или стакана - интересный нюанс, и хорошо подходит к атмосфере чистоты.

Еда

Изображение: Photodune

Еда - еще один популярный предмет фотографии, когда речь идет о натюрмортах. Вот прекрасный пример, когда предметы используются в рамках темы. Невозможно не разглядеть, что тема этого снимка - молочные продукты. Также здорово то, что все цвета здесь гармонируют, а простой фон помогает изображению не выглядеть слишком перегруженным, несмотря на большое количество предметов съемки.

Пиво

Изображение: Photodune

Натюрморты не обязательно должны быть композицией, созданной лично вами. Вы можете пойти куда-то и натолкнуться на хорошую сцену. Свет в этом снимке выделяет главный предмет фотографии, но также создает красивое янтарное свечение пива, что делает сцену более теплой.

Техника

Предметы

Иногда сложно решить, что сгруппировать вместе, но, если у вас есть тема, изображение будет выглядеть хорошо. Тема не обязательно должна объединять предметы из одной категории, она может основываться на цвете, текстуре или форме, например.

Если вы только начинаете работать с натюрмортами, или делаете первые шаги в фотографии, тогда лучше избегать объектов, которые бликуют или блестят, потому что их сложно правильно фотографировать.

Постарайтесь не использовать "ключевых" объектов в центре. Это может быть самый большой объект или самый светлый по цвету, например. Если вы намеренно не собираетесь построить композицию с основным объектом в центре (как цветы в чашке на изображении вверху), тогда вы должны избегать располагать объекты, привлекающие наибольшее внимание, в центре. Не бойтесь перемещать предметы в композиции до тех пор, пока она не будет выглядеть правильно.

Фон

Плохой фон может испортить хороший натюрморт. Подумайте, как объекты могут дополнить ваш предмет съемки. Если вы, например, фотографируете кофе бобы, теплые тона и более грубые текстуры (вроде мешковины) хорошо подойдут. Самое лучшее - в том, что вы можете попробовать разные комбинации, все зависит от вас.

Нет необходимости приобретать дорогое студийное оборудование для успешного снимка. Попытайтесь создать собственный фон с помощью бумаги для скрапбукинга, обоев, ткани или холста. В общем, вам стоит попробовать использовать темный фон для более светлых объектов, и наоборот.

Вы также можете воспользоваться техникой "кьяроскуро". Возьмите темные доски (например, школьную), чтобы отсечь все источники света, кроме одного, так, чтобы на все предметы съемки падал прямой свет. По существу, это создает очень сильный контраст, как это было популярно в стиле живописи эпохи ренессанса.

Используйте размытый фокус

Выбор меньшей линзы может создать красивые фоны с размытым фокусом и . Если вы пользуетесь более широкой диафрагмой, вам может быть понадобится большая выдержка, и потребуется трипод, чтобы снимки не были размытыми от движения камеры.

Придерживатесь простоты

Может стать большим соблазном пуститься во все тяжкие, когда дело доходит до креатива, и у вас есть полный контроль над сценой. Внезапно вы начинаете включать каждый предмет, купленный в магазине хобби, или найденный вами в подвале, и вы надеетесь, что создадите шедевр. Простота лучше подойдет и сэкономит вам массу времени и труда, а возможно, и нервов!

Избегайте деталей на фоне, чтобы они не перегружали сцену, и не отвлекали вас от ключевого объекта в сцене. Естественные фоны вроде стен и заборов идеально подойдут для фото с цветами и овощами.

Попробуйте рассказать историю с помощью своих изображений. Что вы хотите передать? Вы могли бы взять несколько похожих изображений и превратить их в визуальную историю, используя .

Композиция

Попробуйте новый ракурс при съемке. Вы будете стремиться заполнить рамку предметами съемки, но это не значит, что вы должны снимать с одного ракурса. Попробуйте добиться эффекта высоты, встав на табурет, или опуститесь ниже и направьте камеру снизу, чтобы исказить ощущение размера.

Также есть метод плоской композиции, когда вы размещаете свои объекты с намерением снимать их сверху вниз. Это поможет вам взглянуть на повседневные объекты свежим взглядом, например, чай в чашке, а не просто снимок чашки сбоку. Геометрические фигуры интересно снимать с этого ракурса.

Рассеяный свет

Я упоминал ранее об использовании вспышки или дополнительных источников света в сцене. Рассеиватель поможет смягчить свет, и у вас не будет резких теней. Если у вас нет мыльницы или рассеивателя, используйте белую ткань, что-то вроде муслина, и задрапируйте ее поверх окон или светильников. Будьте особенно осторожны, когда используете ткань с горячими лампами: они не должны соприкасаться.

Тень так же важна, как и свет, и, очевидно, одно влияет на другое, поэтому подумайте о том, какими выраженными вы хотите, чтобы были ваши тени.

Используйте макро

Макро (или съемка вблизи) - прекрасный способ создать снимки натюрмортов, используя совершенно иную точку зрения. Для нее потребуется кое-что, но . Съемка вблизи означает, что в композиции будет меньше объектов, но зато будет легче заполнить объем. Используйте части объекта вне фокуса для заолнения фона. Например, макро съемка небольшого цветка в букете, где остальная часть букета находится позади него.

Потенциальные проблемы

Потребуется немного практики, чтобы научиться находить подходящие объекты для съемки, которые будут интересны. Если вам не хватает терпения, вы можете попробовать искать объекты для съемки на природе, а не создавать своих. В следующий раз, когда вы встретитесь с друзьями на кофе, попытайтесь расположить чашки, сахар и молоко на столе, так, чтобы создать привлекательный натюрморт.

Ищите вдохновения онлайн, смотрите, что создают другие, что хорошо получается, и попытайтесь воссоздать это сами. Настанет время, и вы интуитивно будете знать, что работает, а что - нет. До тех пор, терпеливо продолжайте экспериментировать. У вас могут даже получиться неожиданные и приятные результаты.

  1. Выбирайте предметы съемки, которые могут "рассказать историю".
  2. Используйте рассеиватели для смягчения света.
  3. Пусть фон будет простым.
  4. Пользуйтесь широкой диафрагмой, чтобы размыть фон.
  5. Выбирайте уникальную композицию, постарайтесь выбирать ракурс сверху вниз.

Дополнительные ресурсы

  • Работа с наборами предметов, которая поможет вам задуматься о свете и новых способах фотографии.
  • . В любой фотографии стильного товара контекст также важен, как и сам товар. Ваши снимки проиллюстрируют это важное обещание.
  • "10 Советов новичку в фотографии натюрмортов". Когда создается фото, важно, чтобы была длинная выдержка, тогда фотографии статичных объектов будут идеальным объектом. По мере развития технологий, увлечение натюрмортами растет, и по-прежнему является одной из самых популярных специальностей в фотографии сегодня.

Заключительные мысли

Натюрморты - потрясающая возможность быть по-настоящему креативным с изображениями. Если вы хотите попробовать нечто новое - это может хорошо отвлечь вас. Часто, когда мне не удается снять удачный пейзаж, я создаю сцену с натюрмортом, и делаю ее снимок. Есть нечто удовлетворяющее в переходе от того, над чем у вас мало контроля к тому, чем вы можете управлять от начала до конца. Также это станет хорошим вдохновением в дождливый день.

Поначалу может быть сложно решить, что станет предметом съемки: подойдут ли они друг другу? Что вы пытаетесь передать с помощью этой композиции? Придерживайтесь простоты и думайте тематически: не только, будут ли предметы хорошо смотреться вместе в жизни, но подумайте и о цветах и текстурах. Метод проб и ошибок - естественный процесс, и может привести к неожиданным результатам.

Может быть легче найти сначала композиции натюрмортов в окружающей жизни, прежде, чем создавать собственную. Места вроде кафе - хороший источник вдохновения, где можно попробовать использовать разные объекты.

Когда будете создавать собственные композиции, помните сохранять крупные и очевидные объекты вне центра рамки (только если это не является вашим намерением), и подумайте о том, как будет падать свет. Рассеиватели помогут смягчить и выровнять свет, но если вы хотите добиться контраста, попробуйте направленный свет и темный фон, чтобы добиться драматичного эффекта.

Снимайте сверху в плоской композиции - это будет непросто, но может произвести интересный снимок. Воспользуйтесь этой техникой в качестве изображения объектов в неожиданном свете.

Для интересных снимков крупного плана и небольшого ГРИП, попробуйте использовать , чтобы размыть фон и показать ваши объекты с новой стороны.

Натюрморты по-настоящему позволяют вам натренироваться и научиться более умело управлять тем, что вы создаете. Если вам еще нужен повод для того, чтобы начать, почему бы не напечатать результат на холсте и не повесить на стену у себя дома? Таким образом вы сможете продумать цвета, текстуры и тему интерьера своей комнаты - это станет хорошей отправной точкой.

В живописном натюрморте важен не только тон предметов, но и цвет. Существует натюрморт на контрасте, нюансе и с акцентом. Подробнее про это можно посмотреть в уроках по цветоведению .
Контраст:


П. Сезанн "Драпировка, кувшин и ваза с фруктами", 1893-1894 гг.
Контраст красного и зелёного, оранжевого и синего, светлого и тёмного.
В. Ван Гог "Чаша с маргаритками".
Нюанс в зелёной гамме.

Акцент:


П. Кончаловский "Красный поднос и рябина", 1947 г.
Нюанс в красной гамме с акцентом - ярким желтым пятном фруктов. Акцент служить для разнообразия картины, чтобы не было скучно

Важно учитывать такие качества цвета, как «тёплый» и «холодный». Я никогда не повешу фон за предметами теплее самих предметов, потому что тёплый цвет кажется ближе, чем холодный, и возникнет обратная перспектива по цвету. Такой натюрморт будет сложно грамотно решить.
На красном фоне читаются ТОЛЬКО очень светлые и очень тёмные предметы. Можно поставить что-то белое или черное. Также можно ставить на фоне красного предметы, которые краснее и активнее по цвету, чем фон. Но смотрите, чтобы натюрморт не был слишком агрессивен, в таких случаях всё равно хорошо присутствие белого, серого и чёрного (пример: П. Кончаловский «Красный поднос и рябина», см. выше).

Также очень важно смотреть, на сколько гармонично по цвету вписывается предмет. Если предмет выглядит грязным, я либо ищу другой предмет, либо меняю фон.

Выбирайте равновесие.
Как уже говорилось выше в случае с красными натюрмортами, яркие «кричащие» по цвету предметы можно уравновесить монохромными вставками: спокойными серыми, чёрным или белым. Они разбавляют, сбивают яркость и делают цветовые сочетания не такими агрессивными.

Поддержка цвета.
Цвета должны перекликаться между собой. Например, зелёную бутылку поддерживает зелёный в листьях букета, красный в арбузе поддержан красным орнаментом на полотенце, желтые розы поддерживает золотая кайма на кувшине, и т. д. Также обращайте внимание на поддержку тона, если натюрморт сложный и контрастный по тону.

Освещение.
В постановке очень важно наличие света и красивых прозрачных теней. Они создают объём. Поскольку главной задачей реалистичного рисунка является создание иллюзии трёхмерного изображения на двухмерной плоскости бумаги/холста, то именно передачей теней и света Вы и создадите иллюзию объёма. Причём по светлой бумаге важно передать красивые тени, передать их правильно, достаточно тёмными, цельными и прозрачными, правильно передать полутона, и сразу появится объём в картине. Хорошо про это сказал Н. Ге: "Свет написать нельзя, а только отношениями можно его вызвать, подбирайтесь к вашему светлому пятну верными отношениями и вы увидите, что если гамма цветов будет взята верно — свет будет гореть»
На темном холсте для создания объёма, наоборот, важно красиво написать свет и полутона.

Для начинающих также важно учиться живописи при дневном освещении. Оно создаёт мягкие тени, и Вы чётко различаете цветовые оттенки. Рисунок нужно рисовать с дополнительным искусственным освещением, потому что тогда тени контрастнее и глубже, можно рисовать и вечером. Важна прозрачность теней, если тени получаются очень чёрными и тёмными, я обязательно вешаю отражатель с теневой стороны — лист белой бумаги.

Красивые места.
Итак, когда Вы ставите себе натюрморт, необходимо представлять, как Вы его будете решать, в какой технике и на какой бумаге. Также в натуре должны быть «красивые места», на которые Вы смотрите и знаете, как Вы их напишете/нарисуете. Чем больше таких «красивых мест» Вы для себя поставите или найдёте в уже поставленном кем-то другим натюрморте, тем приятнее Вам будет рисовать. Например, тёмное стекло я намеренно ставлю на светлый фон, чтоб было видно его цвет. С той же целью ставят разноцветное стекло на подоконник на фоне окна.

Или намеренно ставлю сухой букет на светлый фон, чтоб создать красивый ажурный силуэт.
Ищу яркие просветы в листве, и их пластичную форму. "Красивые места", или "вкусные места", делают творческий процесс интересным и облегчают его. Если Вы понимаете, как это написать, Вам это нравится.

Сложность постановки.
Давайте все натюрморты условно поделим на 3 категории: простые, средние и сложные.
Простой натюрморт - это:
- 1-3 предмета (до 3 простых по форме, или 1 сложный)
- однотонные драпировки
- минимум складок
- контраст по цвету и тону

В средний по сложности натюрморт могут входить:
- 3-5 предметов, или 1 сложный + пару простых поменьше
- драпировки с не чётким узором
- цветы
- нюансное решение

Сложным натюрморт можно назвать, если в него входит:
- много предметов, сложные по форме предметы
- несколько уровней (например, предметы на столе и полке чуть выше, или на стуле и столе, или просто создайте дополнительный уровень, подложив под драпировку на стол стопку книг или коробку)
- драпировки с чётким, большим по площади рисунком (например, горошек или восточный орнамент) и так далее.

Пример постепенного усложнения постановки:

Сложная учебная постановка и пример её решения (студенческая работа на стадии). Обратите внимание на сложные драпировки и поддержку цветов в натюрморте: желтого, красного, голубого и белого.

Сложная "восточная" постановка и её пастельное решение, рисунок на коричневой бумаге. Цвет условен, выбранная охристая цветовая гамма ограничена.

В любом случае, вкус и понимание пользы выбора предметов и окружения приходит не сразу. Поэтому не бойтесь экспериментировать, ставьте много, и так же много рисуйте


Желаю вдохновения!

Цель каждого фотографа, снимающего натюрмортные сцены - максимально привлечь внимание зрителя, создать снимок, который бы хотелось распечатать, поставить в рамку и наслаждаться его видом. Однако фотография имеет более краткую "настенную жизнь", чем, к примеру, живописные картины. Многое объясняется тем, что художник получает максимальный контроль и свободу художественного самовыражения в каждом миллиметре своего полотна и ограничен только кругом своего виденья и талантом.


Фотограф же, в свою очередь, принимает вызов запечатлеть изображение так, как оно выглядит в реальности, и если он тщательно не продумает каждый элемент экспозиции, снимок рискует попасть в категорию "почти идеально". Для большинства любителей натюрмортной фотосъемки наиболее сложной задачей является освещение. Понимание природы света, а также умение контролировать и изменять его максимально приблизит вас к осознанию того, что фотограф должен "рисовать светом".

В этом уроке мы продемонстрируем вам несколько основных приемов освещения и техник фотосъемки, а также ознакомим с основами искусственного освещения и покажем, как наилучшим образом его использовать в ваших целях.

Рассматриваемые вопросы:
Как не следует снимать натюрморты
Установка простого студийного света
Переключение в ручной режим
Коррекция баланса белого
Установка основного света
Добавление второго источника света
Изменение положения света
Создание снимка с контровым освещением
Настройка каждого источника света по отдельности
Съемка в режиме B&W и Sepia

Используемое оборудование:
Камера/Объектив
- Olympus EVOLT E-500
- Olympus 14-45mm f/3.5-5.6 Digital Zuiko Zoom Lens
Устойчивый штатив
Набор осветительного оборудования

Как не следует снимать натюрморты

Для начала рассмотрим, как не следует снимать натюрморты. В нашем случае использовалась камера Olympus EVOLT E-500 в основном из-за возможности съемки как в AUTO, так и в ручном режиме. Важно отметить, что Вы обязательно получите просто "ужасные" результаты, если будете снимать в режиме AUTO.

Купив в цветочном магазине цветы каллы, мы поставили их в вазу и положили на стол на фоне стены. Затем мы установили экспозицию в режим AUTO, активировали встроенную вспышку и сделали снимок (изображения 1 и 2).


Ужасно, не так ли? Но даже слово "ужасно" применяется, когда на изображении присутствует, по крайней мере, какой-то элемент, привлекающий внимание зрителя. Но не в данном случае. Для этого результата приговор более сильный - скучно.

Снимать красивые цветы подобным образом сравнимо с игрой на фортепиано в зимних перчатках. Вы, возможно, и справитесь с заданием, но кто захочет на это смотреть?

Установка простого студийного света


Чтобы наглядно проиллюстрировать основные техники освещения для этих цветов, было решено выделить место на съемочную площадку в небольшой комнате (2,4х2,4 м. и высотой 2,4 м.). Для освещения мы использовали набор, состоящий из двух источников света. Каждая единица включает параболический рефлектор, лампу мощностью 250 Вт, провод с включателем и стойку (изображение 3). Мы внесли деревянный стол, установили его возле стены и поставили на него вазу с каллами. Источники были расположены по обе стороны установки, мы прикрепили камеру к штативу и настроили ее.

Переключение в ручной режим
Первое, что мы сделали, это отключили вспышку. В случае с Olympus EVOLT E-500 - это означает просто опустить вспышку вниз до получения щелчка. Если вы используете другую камеру, обратитесь к инструкции пользователя, чтобы отключить вспышку. Следующим делом мы изменили режим экспозиции на ручной M (Manual), чтобы иметь возможность выставлять выдержку и диафрагму вручную (изображение 4).


Коррекция баланса белого

Наконец, нам понадобилось настроить баланс белого таким образом, чтобы цвета на нашем изображении были нейтральными или сбалансироваными, для этого мы использовали настройку Tungsten (лампа накаливания). Чтобы изменить баланс белого в EVOLT E-500, сначала нужно нажать кнопку WB на задней панели камеры, затем с помощью кнопок направлений выбрать иконку "лампочка" (Tungsten/3000K). Для подтверждения выбранной настройки нажмите кнопку OK (изображение 5).


Чтобы узнать больше о настройках цветовой температуры и баланса белого, читайте наш урок "Настройки баланса белого в цифровой зеркальной фотокамере при съемке в помещении".

Установка основного света

Когда камера была окончательно настроена, мы включили один источник света и поставили его немного в сторону, чтобы передать текстуру лепестков цветка. Преимуществом работы с постоянным освещением является то, что вы можете наблюдать эффект на объекте съемки по мере изменения света.

Настроив свет по нашему усмотрению, мы сняли несколько тестовых кадров, изменяя настройки диафрагмы и выдержки для достижения лучшей глубины резкости, в результате была выбрана следующая комбинация, как наиболее оптимальная (изображения 6 и 7). Чтобы узнать больше о глубине резкости, читайте наш урок "Контроль над глубиной резкости при съемке на отрытом воздухе".




Как видно из полученного изображения результат значительно улучшился по сравнению с предыдущим снимком со встроенной вспышкой. Поскольку свет падал под наклоном со стороны, нам удалось захватить больше деталей в текстуре лепестков. Такой способ освещения под углом также помогает придать цветам большую глубину и объемность.

Несмотря на изменение снимок все же получился высококонтрастным, на изображении заметно, что левая часть цветов осталась в тени.

Добавление второго источника света

На данном этапе множество людей посчитало бы, что лучшим способом минимизировать контраст и осветить левую часть калл стало бы добавление второго источника света с противоположной стороны под примерно таким же углом, как и первый.

Давайте посмотрим, что получится, если так сделать (изображения 8 и 9).




Результат вышел интересным. Второй источник света, несомненно, прибавил больше света в левой части объектов съемки, но при этом он выровнял общее освещение так же, как и текстуру лепестков, которую мы получили в первом результате. Если смотреть на снимок в целом, то это действительно шаг вперед по сравнению с результатом, сделанным с помощью встроенной вспышки, но все еще скучно. Также обратите внимание, что задний фон, хотя и обеспечивает определенный контраст, все же слишком однородный и неинтересный.

Изменение положения света

На следующем этапе было решено немедленно отключить второй источник света и немного изменить положение первого источника, чтобы получить нечто подобное к тому, что нам удалось сделать при использовании только одного источника света. Мы также поменяли положение вазы с цветами для создания лучшей композиции в кадре.

Когда первый источник света находился в нужном месте, мы взяли второй, придвинули его ближе к заднему фону и направили прямо на стену. Второй источник выполнял две задачи: во-первых, освещал стену, создавая тональный переход, а во-вторых, отражал свет от стены в тени на левой части объекта съемки (изображения 10 и 11).

После установки света мы сделали следующий снимок (изображение 12).


Как видно из полученного результата, снимок выглядит намного динамичней. Нам снова удалось добиться хорошей детализации на лепестках, области теней уже не настолько темные, композиция получилась боле интересной, а задний фон, постепенно переходящий от одного оттенка к другому, придал общее ощущение объемности.

Создание снимка с контровым освещением


В качестве эпитетов для описания этого снимка подойдут следующие: "приятный", "успокаивающий", "милый":Существует хорошее упражнение, которое поможет вам улучшить результат. Покиньте на некоторое время комнату, войдите снова и постарайтесь посмотреть на кадр или изображение объективно. Какие определения приходят в голову? Являются ли они теми эмоциями, которые вы стремились вызвать у зрителя? Помните, что инструменты освещения и то, как вы их будете использовать, в значительной мере выразится в эмоциональном качестве изображения.

Так, к примеру, припустим, что вы бы хотели изменить кадр из "приятного" на "драматичный". Что бы вы делали для этого? В нашем случае было решено применить очень эффективный метод, так называемое "контровое освещение" или "эффект ореола". По сути, этот способ освещения позволяет подсветить объект съемки сзади, создавая при этом красивый контур на заднем фоне, захватывая видимые элементы текстуры, при этом передняя часть получается немного затемненной, что придает освещению более драматичный эффект (изображение 13).

Для начала мы включили задний левый источник света, направили его на объект съемки с тыловой стороны и повернулись на место, чтобы увидеть, как свет повлиял на сцену. После небольших изменений в положении обеих источников и цветов мы сделали следующий снимок (изображения 14 и 15).


Это и есть та "драматичность", о которой мы говорили. Результат получился очень выразительным, высококонтрастным, это означало, что изменения были сделаны в правильном направлении. Обратите внимание, насколько лепестки и стебельки четко отделились от фона, придав снимку еще большее ощущение объемности. Также заметно, что небольшое количество света от одного источника пролилось на задний фон, создав на нем интересный тональный переход.

Настройка каждого источника света по отдельности

На следующем этапе мы выключили этот источник слева и включили правый. Мы рекомендуем начинать с искусственного освещения, чтобы выработать привычку настраивать каждый источник отдельно. Намного проще увидеть эффект от одного источника и изменять его, чем когда два или больше источника включены одновременно. Несмотря на то, что сначала это может показаться трудным, но вы будете удивлены, как долго вы можете промучиться, когда имеете дело с несколькими источниками одновременно, особенно когда в вашу установку подключено все больше осветительных элементов.

Когда второй источник света был установлен в нужном месте, мы сделали следующий снимок (изображения 16 и 17).


Мы снова получили очень драматичное освещение, но на этот раз с противоположной стороны. На этом этапе мы были готовы приступить к съемке с двумя источниками, чтобы увидеть их совместный эффект (изображения 18 и 19).



В результате мы получили именно тот вид, к которому стремились. Каждый источник света очень эффективно осветил цветы, резко выделив их на красивом переходящем фоне. А благодаря своему положению источники не влияют негативно друг на друга, как это было заметно на изображении 7.

Съемка в режиме B&W и Sepia

Наконец было решено применить классический подход и сделать несколько альтернативных снимков в режиме grayscale (полутон) (черно-белое) и сепия. Камера EVOLT E-500 оснащена этими, а также другими режимами, доступными с помощью всего нескольких нажатий кнопок.

Чтобы изменить настройку на режим Полутон, нужно просто нажать кнопку Menu на задней панели камеры и с помощью кнопок направлений выбрать Picture Mode, а затем Monotone, после этого нажать кнопку OK (изображения 20 и 21).




В одно мгновение мы получили прекрасный черно-белый снимок! Благодаря драматичному, высококонтрастному освещению эта сцена была хорошо передана в резких черных, белых и серых тонах.

Придерживаясь этой же линии, мы решили сделать снимок немного теплее и использовали для нашего последнего снимка цветовой режим Sepia (изображения 22 и 23).





Как видно из этих трех последних результатов (изображение 24), существует множество способов, с помощью которых можно улучшить снимок, придав ему разные настроения. Чем больше вы стаете опытным в технике освещения и фотосъемки, а также чем больше вы экспериментируете и придаете разные настроения изображению, тем лучше вам удается создавать снимки, которые хочется распечатать, поставить в рамку и наслаждаться их видом.

Здравствуйте, друзья! Продолжаем знакомство с теорией фотографии.

Натюрморт - один из популярных и любимых жанров и сегодня мы хотим рассказать об основных принципах и правилах его фотографирования.

При съемке натюрморта перед каждым фотографом стоит основная задача – расположение предметов композиции, их связь между собой, а также точная передача на плоскости фотоснимка формы предметов и их объема.

Выбор объекта

Что вы фотографируете, полностью зависит от вас. Если оглянуться вокруг, можно найти множество интересных и увлекательных вещей, которые достойны кадра. Не следуйте стереотипам и не снимайте исключительно цветы и фрукты, возможных объектов съемки гораздо больше. Нестандартность мышления, приветствуется даже в самом стандартном жанре.

Обращайте внимание на вещи вокруг себя, старайтесь найти образы и сюжеты для натюрморта в обычных бытовых вещах. Смотри на тот, или иной потенциальный объект съемки под разными углами и с разных сторон.

Освещение

Освещение для съемки натюрморта не обязательно должно быть дорогим, вполне можно обойтись и подручными приборами.Использовать стандартные лампы можно очень продуктивно, если знать как с ними работать. Обязательно попробуйте подсветить объект с разных сторон, вариант с прямым освещением не всегда удачен, а иногда, просто скучен. Если у вас есть яркий и красивый источник света из окна попробуйте фотографировать и с ними. Иногда приходится использовать отражатель, особенно при съемке с естественным светом. Если у вас нет отражателя, вы можете создать его своими силами, например, из фольги и картона.

Если поверхность предмета имеет неоднородную или выраженную текстуру, самым лучшим образом ее можно показать, используя боковое освещение. Если свет падает сбоку, он хорошо прорисовывает детали.

Отражающие поверхности

Особого внимания заслуживают предметы со стеклянными или металлическими поверхностями, то есть любые блестящие объекты, поверхность которых создает блики и отражения света. Съемка таких предметов достаточно сложна, но в то же время очень привлекательна, поскольку объекты из стекла или хромированного металла могут интересно смотреться в кадре. С ними можно экспериментировать и творчески подходить к самому процессу съемки.

На что в первую очередь обратить внимание при съемке предметов из стекла, чтобы получать качественные результаты?

1. Отключите вспышку

Она дает очень яркий и резкий свет, способствующий возникновению бликов и отражений, портящих изображение.

2. Используйте равномерное освещение.

Это наилучшим образом позволяет подчеркнуть форму предмета, выявить его объем. В случае со съемкой какой-либо стеклянной вещи правильное, равномерное освещение также помогает показать матовость или фактуру стекла. Обычно стекло смотрится лучше, если освещено сзади
рассеянным светом. Таким светом можно подсветить жидкость, налитую в бокал или стакан. Другой свет, идущий сбоку, эффектно подчеркивает форму бокала.

3. Выбирайте правильный фон

Действительно, фон играет значимую роль при съемке стекла и вещей с гладкими, бликующими поверхностями. Лучше всего применять однотонный фон для точной передачи формы предмета и мелких деталей. Классикой является белый или черный фон. Иногда интересные эффекты можно получить, если сфотографировать стекло на фоне ткани с многочисленными складками или объекта, имеющего какую-либо сложную структуру. Правда, здесь нужно следить за тем, чтобы форма предмета из стекла не затерялась на таком сложном фоне.

5. Боремся с бликами

Существует несколько способов борьбы с бликами и нежелательными отражениями на блестящих поверхностях. Например, можно попробовать внести стеклянное изделие с холода в теплое помещение, либо же наполнить его ледяной водой. Фотографировать нужно сразу же, когда стеклянная поверхность немного запотеет, и на ней еще не успеют образоваться крупные водяные капельки. Поверхность на время превратиться в матовую и некрасивые блики исчезнут. Можно перед самой съемкой положить в стеклянный фужер или вазу кусочек льда – эффект будет тот же самый. Этот способ можно использовать и для съемки металлической посуды.

Незаменимым при съемке стеклянных предметов может стать поляризационный фильтр. С его помощью можно убрать значительную часть световых бликов. Поляризационный фильтр хорошо использовать при фотографировании сквозь стеклянные поверхности, а так же при съемке изделий из стекла, фарфора, полированного или лакированного дерева, пластика.

Штатив и углы съемки

В зависимости от освещения, вам может понадобиться использовать штатив. Он поможет вам использовать длинные выдержки и при этом создавать красивые кадры.

Постарайтесь сделать так, чтобы штатив ни ограничивал вас. Меняйте углы и точку зрения, не ленитесь лишний раз переставить, или перенастроить камеру и по-новому устанавливать её на штатив. Иначе, вы получите целую серию однотипных, даже скучных, кадров с небольшими изменениями сюжета.

Фон

Наличие красивого и удачного фона – это уже половина успеха натюрморта. Лучше всего, когда фон при съемке будет простым, таким, чтобы не отвлекал от предметов натюрморта. В качестве фона неплохо подойдут однотонно окрашенные стены или большой лист белой или цветной бумаги с простым узором, или вообще без него.

Подумайте о том, как фон контрастирует с предметом. Если вы не хотите снимать на простом фоне, то подумайте какой бы оттенок хорошо и гармонично смотрелся с вашим кадром и смог бы дополнить образ натюрморта. Для небольших объектов вам не понадобится фон, как таковой, но вместо этого потребуется поверхность для размещения предметов. Тут в качестве фона хорошо будет смотреться черный бархат или просто сплошная черная поверхность, которая хорошо поглощает свет.

Композиция натюрморта

Композиционный элемент вашей фотографии - это важнейший компонент удачного снимка. Создавая композицию фотографии, учтите правило третей, подумайте, как их можно применить в вашем кадре, чтоб создать сильную композицию.
Чтобы создать интересную и запоминающуюся фотографию очень важно мыслить нестандартно. Куда падает взгляд при просмотре? Как вы используете пустое пространство в кадре? Как преподнести предмет зрителю, что бы он смотрелся максимально привлекательно и выигрышно? Ответив на эти вопросы, вы сможете создать хорошую композицию и удачно сфотографировать натюрморт.

Атмосфера и настроение

Как бы смешно это не звучало, но на качество создаваемых фотографий влияет атмосфера и ваше настроение. Причем это правило работает не только при съемке натюрмортов. Когда вы расслаблены, сосредоточены и получаете удовольствие от процесса съемки, можете быть уверены в успешности своих попыток. Фотографируя натюрморт, важно никуда не спешить.
В отличие от уличной и репортажной съемки, где состав кадра все время меняется и нужно вовремя успеть сделать снимок, натюрморт статичен. На создание одной фотографии натюрморта у вас может уйти столько времени, сколько вы пожелаете. Именно поэтому, следует уделять внимание мелочам и готовиться к кадру столько, сколько потребуется. Установите освещение, объекты съемки и присмотритесь, что получается, если нужно, внесите коррективы и приступайте к фотосъемке.
При съемке натюрмортов у вас не будет никаких оправданий нечетких и смазанных кадров. У вас есть неограниченное количество времени для того, чтобы сфокусироваться.


Вдохновение в классике

Создавая собственные натюрморты, думая об освещении, композиции и идее, не забудьте обратиться за помощью и вдохновением к классикам жанра. Живописные натюрморты создаются уже на протяжении сотен лет. Возможно, вы найдете ответы на многие из своих вопросов в картинах художников Возрождения или современных фотографов.
Изучение картин поможет вам думать о форме, оттенках и цветах. Изучение различных решений приведет к созданию собственных неповторимых образов в фотографиях.


Пришло время фотографировать!

Выберите подходящий день, когда вы точно знаете, что не будете отвлекаться и торопиться. Объедините все полученные ранее советы и приступайте к работе.
Подготовьте требуемые компоненты натюрморта, зарядите и настройте фотокамеру, позаботьтесь об освещении и творите. Можно попытаться фотографировать с открытой диафрагмой f/1.8, если у вас есть светосильный объектив, он поможет в достижении художественного размытия фона.
И помните, что натюрморт – это не только композиция из овощей, фруктов и цветов, это может быть что угодно. Найдите предмет, который вдохновит вас, и фотографируйте его!

Использованы материалы сайтов:

В данной статье мы разберем основные правила, которые помогут вам понять, как правильно фотографировать натюрморт. И, вполне возможно, что данный жанр вас заинтересует. А ведь на самом деле профессиональная съемка натюрмортов имеет множество плюсов, которые многие недооценивают, к примеру, финансовая сторона дела. Такие фотографии часто заказывают для журналов, сайтов и другой продукции.

Приступим к работе и рассмотрим основные заблуждения начинающих фотографов. Для съемки натюрмортов, вопреки распространенному мнению, вам не потребуется студия. Достаточно обычного пространства вашего дома, а в качестве света для съемки используйте природное освещение из окна.

Так же знайте, что при создании натюрморта вам нужно учесть гораздо меньше деталей, чем при съемке пейзажа или портрета. А создавая будущий снимок, у вас есть множество возможностей выставить предметы в кадре и тратить на съемку столько времени, сколько вам необходимо.

Выбор объекта съемки

То, что будет на вашей фотографии целиком и полностью зависит от вас. Если посмотреть вокруг, то вы найдете множество интересных достойных вещей, которые заслуживают кадра. Вам не следует зацикливаться только лишь на классических темах натюрмортов, которые состояли из цветов и фруктов. То есть, если вам нравятся эти темы, то снимайте их, но не стоит думать, что это единственное направление натюрморта. В этом стандартном жанре особо сильно приветствуется нестандартное мышление!

Для успешной съемки натюрмортов вам необходимо выработать умение обращать внимание на мелочи. Так же необходимо уметь смотреть на вещи с разных ракурсов и под разными углами. Выбирая объект для съемки, постарайтесь избежать отражающих поверхностей, типа стекла и металла. Эти объекты могут искажать свет и портить кадр, но так же, вам следует знать, что именно с этими объектами можно получить самые лучшие кадры, только это намного сложнее.

Освещение для съемки натюрморта

Многие думают – для понимания того как правильно фотографировать натюрморт, необходим профессиональный студийный свет. Но, это совсем не так, вначале статьи я говорил, что для натюрморта вполне достаточно освещения из окна. Так же вам никто не запрещает использовать подручные средства и приборы.

Следует понять, что для подсветки натюрморта не нужен мощный, а значит дорогой свет, который может стоять на расстоянии нескольких метров от объекта съемки, как это необходимо в портретной фотографии. Достаточно нескольких десятков сантиметров и грамотного расположения. Используя искусственный свет, экспериментируйте с углами, так как прямое освещение в большинстве своем просто скучно. Если же у вас нет дополнительных приборов, но есть хорошо освещенное окно, используйте отражатель и создайте красивый рисунок. Вы удивитесь, сколько всего можно придумать с простыми источниками света!

Фиксация камеры и углы съемки

Скорее всего, при вашей работе, вам потребуется штатив, точнее со штативом будет удобнее и проще. Используя этот простой аксессуар, вы сэкономите кучу времени и нервов, ведь если вам не нравится какая-то деталь, то вы ее измените, а при съемке без штатива время и силы будут затрачиваться на восстановление предыдущей композиции. Так же с помощью штатива у вас появится возможность использования длинных выдержек. Вы сможете больше закрывать диафрагму, что позволит создавать более красивые и глубокие кадры.

Один из самых главных, хоть и простых уроков работы со штативом, который вам нужно усвоить, перед тем как фотографировать натюрморт, звучит так: штатив это помощник, а не ограничитель. Многим начинающим фотографам заимевшим штатив становится лень менять композицию или угол зрения. Они начинают выстраивать картинку вокруг фотоаппарата, прикрепленного к штативу, а не используют его как вспомогательный инструмент. Избегайте подобных ошибок!

Выбор фона

Если вам удалось найти красивый фон, то половина натюрморта у вас уже есть. Лучше всего, что бы фон был простым, но в тоже время красивым и не отвлекал глаз зрителя от главных объектов кадра. В качестве фона лучше всего использовать стены однотонной окраски, большие листы белой или аккуратно окрашенной бумаги, возможно, грубые однотонные ткани.

Композиция фотографии

Композиция натюрморта – это еще один важнейший момент при съемке натюрморта. Так как кадр статический, то вы можете заранее и качественно продумать ее. Обратите внимание, основные способы построения композиции – правило третей и золотое сечение.

Для создания успешного и интересного натюрморта следует учиться мыслить не стандартно. Так же стоит очень глубоко понимать то, что вы показываете, так можно разбираться, зачем и сколько пустого пространства в кадре. Как показать главный объект в выигрышном и интересном свете? Отвечая на эти и другие вопросы, вы сможете создать прекрасный снимок!

Так же, перед тем, как фотографировать натюрморты, вам стоит запомнить еще одну вещь. В этом жанре за нерезкие и смазанные кадра вам не видать прощения и не найти оправданий. У вас нет ограничения по времени и поэтому будьте бдительны и очень аккуратны.

Вдохновение натюрмортов

Последнее что стоит обсудить при съемке натюрмортов – это вдохновение. При выборе света, композиции объектов и прочего, вы можете просмотреть любимые фотографии и рисунки классиков, которые вдохновят вас на создание нового шедевра! Так же в фотографиях мастеров вы сможете найти ответы на многие свои вопросы, что так же очень полезно!

Удачных вам съемок!