Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1.1 Сущность инноваций
  • 2. Инновационный процесс
  • Выводы и предложения
  • Библиографический список
  • Приложения

Введение

Инновация - это нововведение, новшество. Причем это новшество может быть абсолютно в любой области науки и техники и в различных формах и видах. К определению инноваций и раскрытию их сущности существуют разные подходы, каждый из которых рассматривает инновации с различных сторон и дает им соответствующее определение.

Понятие сути инновационного процесса и для чего, каким образом он применяется в производстве, а также какова роль инноваций в производстве - вот основные вопросы, которые будут рассмотрены в данной работе.

1. Сущность и понятие инноваций

1.1 Сущность инноваций

инновация технология стимулирование национальный

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Нам более импонирует определение инновации как результата творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, конечным результатом инновации является коммерческий успех.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г., отсюда название - «Руководство Осло». Они разработаны применительно к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

Процессные инновации - это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.

Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 к продуктовым; в Японии - обратное соотношение.

1.2 Подходы к определению инноваций

Все существующие определения можно классифицировать по пяти основным подходам:

1) объектному;

2) процессному;

3) объектно-утилитарному;

4) процессно-утилитарному;

5) процессно-финансовому.

Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект - результат НТП: новая техника, технология. Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (рационализирующие инновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).

Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.

Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства. Повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных магнитофонов к кассетным - примеры улучшающей инновации. В обоих случаях ни одно из этих готовых изделий не выпускалось ранее.

Таким образом, радикальность инновации определяет степень усилий по ее осуществлению. За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий - дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). Это выражается в большом количестве разработанных в США патентов, а в Японии -приобретенных лицензий. В то же время в Японии очень высокий коэффициент изобретательской активности (число национальных патентных заявок в расчете на 10000 человек) - 28,3 против 4,9 в США (в России - 1,13). В России в 2007 г. по отношению к 2006 г. на 19% возросло число поданных патентных заявок, но на 10% снизилось число выданных патентов.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.

Обьектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект - новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом. В отличие от объектно-утилитарного процесса процессно-утилитарный подход к определению термина «инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в инновации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Во всех приведенных определениях термин «инновация» трактуется применительно к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскрывается экономическая сущность инновации, нет четких критериев определения инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное нововведение, можно трактовать как инновацию. Для более глубокого раскрытия понятия «инновация» следует использовать системный подход с позиций целеполагания и развития. На основе анализа 14 авторами сущности понятия «инновация» дано обобщающее его определение как «процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект».

Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, т.е. риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса. В силу неопределенности спроса при инновациях предложение их обычно играет активную, упреждающую роль.

Побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновационного предприятия (ИП) на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности - необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке. При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономического кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства.

Переход мировой экономики на новую ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. 90-е годы ХХ в. внесли новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности конкурирующих самостоятельных хозяйствующих субъектов, вынужденных во многом изменять стереотипы своего поведения в этой области.

Именно инновации становятся главным «действующим лицом» теоретических сценариев и практической реализации современной научно-технической революции, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много лет в качестве главного фактора экономического роста. До сих пор в теориях, как правило, российских экономистов, касающихся расширенного воспроизводства, наращивание объема капитальных вложений рассматривается как основное условие НТП и экономического развития вообще. Это неудивительно: характер воспроизводства в нашей стране продолжает носить явные черты экстенсивного развития, но главное заключается в том, что в этих теоретических построениях никогда не было места рынку. Однако принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от привычной статичной к динамичной конкуренции. Это обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка на современном этапе.

Нововведение - это такой товар, который непосредственно руками не потрогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний (особенно математических), профессиональной компетенции и необходимой информированности; его без соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать. Специфической чертой такого товара является его способность к неограниченному умножению (мультипликации) доходов. Интеллектуальный товар - информация, изобретение, ноу-хау и т. д., - защищенный в соответствующей юридической форме, может быть продан его законным владельцем столько раз, сколько найдется на него покупателей.

Инновационная продукция - результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на, новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг).

2. Инновационный процесс

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) - ПСНТ. Техника - совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека. Технология - совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения. ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований заключаются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути и новые области знания.

Наука в России, а если более широко - сфера идей, как правило, носила чисто утилитарный характер и никогда не представляла ценности сама по себе. Развитие получали только те идеи, поддерживались только те направления науки, которые могли привести к какому-нибудь конкретному результату. Если ситуация изменится и будет цениться и поощряться всякое знание, даже если оно не несет сиюминутной пользы, то тогда будет дан толчок развитию всей нации. Но нужно время и определенные условия, чтобы эта истина проникла в общественное сознание. ФИ - будущее науки и, в полном смысле слова, завтрашний день России.

В публикациях крупных ученых назван ряд конкретных причин сложившегося положения в фундаментальной науке, одной из которых считается отсутствие механизмов объективной оценки научных результатов, измерения уровня фундаментальности вклада отдельных ученых и научных коллективов. Академик С. Г. Струмилин, один из первых советских ученых, который обратил внимание на эту проблему, писал: «До сих пор, как это ни странно на первый взгляд, наука, которая в сущности только там и начинается, где мы имеем дело с мерой, весом, счетом, не удосужилась разрешить задачу измерения объективной оценки ценности даже собственных достижений. Мы не знаем никакого общепризнанного мерила эффективности научного Труда».

Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.

Информационные работы - научные работы, направленные на улучшение поиска и совершенствование анализа научно-технической информации. Важнейшей составной частью информационных работ являются патентные исследования.

Организационно-экономические работы направлены на совершенствование организации и планирование производства, разработку методов организации труда и управления, методов классификации и оценки эффективности научных работ и т. д.

Научно-учебные работы - деятельность по подготовке научной работы аспирантов, студентов и т. д.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР - завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).

Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются положительно.

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий (ОС), которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.

На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Их цель - изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т.п., необходимых для проведения научных исследований и разработок. Помимо этих работ опытные производства выполняют различные работы и услуги, непосредственно не относящиеся к НИОКР (ремонтные работы, типографские услуги и т. д.), и осуществляют выпуск мелкосерийной продукции.

Опытная база науки - совокупность опытных производств, выполняющих опытные, экспериментальные работы. Опытная база науки является составной частью научного потенциала страны, ее состояние и использование характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса. Опытная база включает трудовые и материально-технические ресурсы, предназначенные для проведения опытных, экспериментальных работ. Опытные производства могут быть различных организационных форм - завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т.п.; иметь различное местонахождение, разную степень хозяйственной самостоятельности, находясь на балансе научной организации или являясь юридическим лицом.

В целом по промышленности лишь 5% организаций самостоятельно занимаются НИОКР. Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы.

К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, относятся прежде всего нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и экономический риск освоения новой продукции.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т. е. были бы реализованы потребителю.

Если все пройдет благополучно, то промышленное предприятие вновь будет заинтересовано в заключении договора с этой научной организацией. Таким образом, для научной организации удачно выполненная работа гарантирует стабильные заказы, рабочие места для сотрудников с соответствую щей оплатой труда. В этом заключается стимул ускорения и качественного выполнения прикладных НИР и ОКР в рыночных экономических условиях не надо никого директивно принуждать.

На стадии ПП осуществляются два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый этап - непосредственно общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение новой продукции до потребителей. В условиях господства государственной формы собственности и строго централизованного управления народным хозяйством это происходило путем планового распределения. В условиях рыночной экономики новая продукция реализуется с учетом спроса потребителей и рыночных цен.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства. На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.

Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельно, имеет свои закономерности, выполняет специфическую роль. Исходным и определяющим пунктом этого цикла является наука, которая генерирует идеи; техника - следующее звено - материализует эти идеи в определенной системе машин и соответствующей технологии; производство представляет собой сферу использования научно-технических достижений. В жизненном цикле этапы освоения новой техники и организация ее широкого выпуска играют решающую роль в материализации и применении в народном хозяйстве научных открытий. Поэтому их в широком смысле можно назвать внедрением новой техники в производство. Жизненный цикл продукции имеет временные, трудовые и стоимостные оценки, используемые для организации планирования, финансирования и использования научно-технических достижений.

Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.

Следовательно, инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. Инновационный процесс можно определить как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем. Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовлетворения своей потребности. Как известно, на современном мировом рынке технологий основным требованием является минимизация инновационного цикла. В России, наоборот, он продолжает удлиняться. Это произошло еще и потому, что из-за недостаточности финансирования науки имеет место интеллектуальное истощение страны, вызванное в первую очередь эмиграцией многих тысяч ученых, квалифицированных специалистов.

3. Стимулирование применения инноваций в производстве

Стимулирование применения инноваций в производстве связано с проблемой их «правильного выбора». Сложность отбора для внедрения в производство того или иного предлагаемого наукой и техникой решения заключается прежде всего в разнообразии возможного воздействия каждого из этих решений на производство. Разнообразие определяется тем, что различные внедряемые в производство технические или технологические нововведения даже при условии, что они приносят одинаковый производственный эффект, обладают неодинаковой экономической эффективностью, так как по-разному влияют на изменения в производственном аппарате и используемых материалах, на организацию производства. Актуальность проблемы выбора объекта нововведения состоит в том, что правильный первоначальный выбор предопределяет весь ход последующей инновационной деятельности и делает развитие производства необратимым.

В настоящее время инновационные технологии становятся основой не только развития, но и выживания фирм. Только на базе инновационных технологий можно успешно развиваться в условиях ожесточенной конкурентной борьбы между фирмами за рынки сбыта своей продукции. Условия деятельности фирм осложняются тем, что внешняя среда динамично изменяется, возрастают факторы риска. Руководителям фирм приходится работать в условиях неопределенности, приспосабливаться к неблагоприятным факторам, действующим на рынках сбыта.

В этих сложных условиях могут выживать и успешно развиваться только те фирмы, которые ориентируются на выпуск новой - «дефицитной» продукции и овладевают новыми эффективными технологиями ее производства. Такая организация деятельности фирмы наиболее надежно защищает ее от неблагоприятных факторов рынка. Вторым важным фактором, способствующим использованию инновационных технологий, является их высокая эффективность.

Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в ведущих странах рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки - инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

Государство призвано формировать цели и принципы инновационной политики и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании которых будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

В Российской Федерации государство осуществляет политику поддержки инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельности - система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления и направленных на поддержку развития инновационной деятельности.

Государственная инновационная политика ориентирована на стимулирование создания благоприятного климата для инновационных процессов и является связующим звеном между сферой научной и инновационной деятельности и производством.

Функции государства по поддержке инновационной деятельности:

Содействие развитию науки, в том числе прикладной, подготовке научных кадров и малого инновационного предпринимательства;

Создание программ, направленных на повышение инновационной активности в сфере производства;

Формирование государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих начальный спрос на инновации, которые затем получают распространение в экономике;

Введение налоговых и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих активное воздействие на эффективность инновационных решений;

Посредничество во взаимодействии академической, вузовской и прикладной науки, стимулирующее кооперацию в области НИОКР.

Основные направления поддержки государственной инновационной политики в Российской Федерации:

Содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

Ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

Сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

Содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Одним из условий успешной реализации общей программы стабилизации является проведение в жизнь согласованной научной, промышленной инновационной политики. Это особенно актуально, когда многократно возрастает влияние, науки на все сферы общественного развития. Сегодня только те страны, которые располагают научной стратегией развития на перспективу и мощной промышленностью, развивающейся на базе самых современных технологий, могут рассчитывать на выход в мировые лидеры. Рынок наукоемкой продукции, высоких технологий и фундаментальных знаний становится ареной самой жесткой мировой конкуренции, а научно-техническая сфера - одним из важнейших факторов геополитики. На рынках высоких технологий спрос на научную продукцию определяется прежде всего принципиальной новизной НИОКР и ее патентной защищенностью. Цена разработки зависит от качества.

Бюджетная политика государства должна быть ориентирована исключительно на поддержку базисных инноваций. При ее осуществлении требуется институт независимой экспертизы. Необходимо сместить акценты на приоритетах бюджетной политики в пользу экспортоориентированных предприятий, внедряющих базисные инновации, а также предприятий, осваивающих экологически щадящие технологии.

К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся: свобода научного и научно-технического творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; поддержка конкуренции в сферах науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие международного научного сотрудничества.

Социальная, политическая и экономическая ситуация в России требует разработки Федерального закона, направленного на развитие инновационной деятельности. Было разработано несколько проектов такого закона, проведены корректировка и совершенствование всей нормативно-правовой базы науки и образования. Законы, определяющие деятельность в сфере науки и образования, могут действовать только при условии их успешной реализации на уровне региона, для чего необходимо разработать в каждом регионе аналогичные законы.

Следует отметить роль региональных органов управления инновационной деятельностью. Эти органы, формирующие региональную политику в научно-технической и инновационной сферах и систему мониторинга инновационного потенциала, организовывают и реализуют региональную систему поддержки, включая финансовую, и развития инновационной деятельности, обеспечивают создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. В регионах необходимо разрабатывать периодические инновационные программы. Это адресный документ, предусматривающий производственные, научно-технические, организационно-хозяйственные и другие мероприятия, направленные на решение важнейших народнохозяйственных проблем и достижение перспективных целей экономического развития, а также ресурсы, исполнителей и сроки завершения данных мероприятий. Согласно определению инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

В условиях перехода к рынку, сопровождаемого экономическим кризисом, политика государственного регулирования должна быть подчинена задачам сохранения накопленного инновационного потенциала и его мобилизации для осуществления структурной перестройки. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами - повышением эффективности производства, ростом объемов выпуска наукоемкой продукции - определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

4. Значение инноваций для стабилизации экономического развития, укрепления национальной безопасности

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов - рабочей силы, материальных составляющих, земли и т. д. Под интенсивными факторами - повышение качества применяемых ресурсов и увеличение степени их использования. В современную эпоху возможности роста выпуска продукции и услуг за счет повышения занятости трудоспособного населения и вовлечения в экономический оборот новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В свою очередь рост квалификации кадров и производительности труда, отдачи от материалов и оборудования определяется достижениями науки и техники, передового опыта и степенью их использования в хозяйстве, т. е. распространением нововведений. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 90%. Таким образом, первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели.

Под влиянием инновационных процессов меняется и структура экономики. За счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Например, падает доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в секторе услуг. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других. Воздействие на структуру общественного производства - второй аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Инновации изменяют также экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются технологии управления. Вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными связями. Претерпевает изменения и содержание собственно государственного регулирования экономики. Итак, существенное влияние на институциональные экономические механизмы - третий аспект общегосударственного значения инноваций.

Воздействие инновационных процессов испытывают не только производство, на и практически все стороны общественной жизни. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и не материальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, этические, эстетические нормы. Четвертый аспект общегосударственного значения инновационных процессов - все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее потенциал в продуцировании и внедрении нововведений.

Инновационные процессы приобретают все большее социальное звучание. Наряду с тем, что уже отмеченный генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, инновации часто способствуют решению проблем занятости за счет создания новых высокооплачиваемых рабочих мест. Повышается уровень образования и здравоохранения. Кроме того, в нынешний исторический период процесс распространения инноваций является одним из элементов, связующих различные социальные и экономические субъекты в единое целое, обеспечивает единства нации, во многих случаях смягчает социальные противоречия и конфликты. Итак, влияние инновационных процессов на социальную стабильность - пятый аспект общегосударственного значения инноваций.

Интенсивность инновационных процессов в современном мире значительна обострила экологические проблемы. Антропогенная нагрузка на окружающую среду по ряду направлений приближается к критической черте, за которой неизбежно следует нарушение нормального кругооборота веществ в природе. Однако только на инновационном пути возможна гармонизация отношений между человеком и природой. Научно-технические достижения позволяют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребления, а также распространения рециклических технологий. Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития в ХХI в., предусматривающей стабильное экологическое равновесие. Следовательно, влияние инноваций на окружающую среду - шестой аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Истекшее столетие отмечено стремительной интернационализацией хозяйственной жизни. Международный характер, часто с опережающей глубиной интеграции, приобретают и инновационные процессы. Кооперация различных стран в инновационной сфере имеет место в широком спектре форм - объединения ресурсов в целях получения новых научно-технических результатов, международного трансфера технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной форме, создания мировой научно-инновационной инфраструктуры, осуществления инноваций, имеющих глобальный характер по самой своей сути, и т. п. При современных масштабах научно-технического прогресса многие инновационные проекты не под силу осуществить одной, даже наиболее развитой стране. Активизация международного научно-технического сотрудничества - седьмой аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Однако полноценная интеграция в мировые инновационные процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно-технологической базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуются ее позицией на мировых рынках товаров и услуг, а также наличием квалифицированных специалистов. Эта позиция во все меньшей степени определяется эксклюзивным обладанием природными ресурсами или другими временными преимуществами экстенсивного характера и во все большей степени - инновациями, обеспечивающими конкурентоспособность продукции. Восьмой аспект общегосударственного значения инноваций - зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших детерминант безопасности государства. Это положение имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. Что касается международной стороны, речь здесь идет об обеспечении научно-технологической безопасности, т. е. наличия у страны достаточно мощного научно-инновационного потенциала, позволяющего противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к передовым технологиям, разрывом основных сложившихся технологических цепей. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны. В то же время интернационализация научно-технических и инновационных процессов уменьшает угрозу конфликтов вследствие усиления технологической взаимозависимости стран. Внутренняя сторона вопроса связана с распространением нововведений, позволяющих предотвратить катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, другие противоправные действия, а также свести к минимуму их негативные последствия. Взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности - девятый аспект общегосударственного значения инноваций. Еще одним аспектом в данном перечне является возможность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.

Выводы и предложения

Какое развитие может быть без введения или внедрения чего-либо нового, что со временем изучается, и изучается не просто так? Со временем в мире совершались различные научные открытия во всех областях знаний, проводились опыты, эксперименты, человечество объясняло те или иные явления, узнавало много нового для себя. Происходил научно-технический прогресс, а затем и научно-техническая революция. Все в мире совершенствовалось, улучшалось, делалось более удобным в использовании. А наука не стоит на месте, ведь каждый день проводятся научные исследования и производится что-либо новое, усовершенствованное, появляются новые технологии производства различной продукции, и все эти процессы не прекратятся никогда.

Если же говорить о роли всех этих нововведений и инноваций, то слов не хватит, чтобы ее описать. Ведь она очень и очень велика - человечество узнает и открывает для себя то, чего не было раньше, что позволяет ускорить и облегчить все процессы, происходящие в жизни; качество производимой продукции тоже непременно повышается, увеличивается удобство и комфорт при эксплуатации продукции; в производстве инновации способствуют росту производительности труда, снижению затрат на выпуск продукции, повышение конкурентоспособности производителей и экономической эффективности в целом. Вследствие всего этого происходит наиболее полное удовлетворение потребностей людей.

Библиографический список

1 Антикризисное управление: Учебник/Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 251 с.

2 Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2005. - 183 с.

3 Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.М. Гуров, Ю.В. Зорин. - М.: Радио и связь, 2006. - 247 с.

4 Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы центрального регулирования. - М.: Наука, 2005. - 194 с.

5 Головач Л.Г., Краюхин Г.А. Шайбакова Л.Ф. Регулирование инновационных процессов в регионе. - СПб.: Государственный инженерно-экономический университет, 2005. - 283 с.

6 Инновационный менеджмент: Учебное пособие/Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука, 2006. - 346 с.

7 Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 372 с.

8 Инновационный менеджмент: Учебное пособие/Под ред. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 239 с.

9 Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие/Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Издательство РАГС, 2005. - 335 с.

10 Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 175 с.

11 Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент/Под науч. Ред. Д.С. Львова. - М.: Ступень, 2006. - 256 с.

12 Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 321 с.

13 Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 218 с.

14 Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 2006. - 427 с.

15 Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Тандем, 2007. - 185 с.

Приложения

Таблица. Классификатор инноваций

Таблица. Классификация инноваций

Рис. Система инноваций и ее классификация

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы освоения инноваций на производстве. Жизненный цикл проектов. Особенности фазы проектирования. Денежный подход к измерению затрат. Анализ технологического процесса производства подшипников на ЗАО "Вологодский подшипниковый завод".

    дипломная работа , добавлен 09.11.2016

    Понятие инновации и их роль для организации. Виды инноваций, кодирование инноваций. Система инновационного менеджмента в современных организациях. Образование в фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый исследование и производство

    реферат , добавлен 03.12.2004

    Особенности управления инновационной деятельностью. Оценка инноваций по технологическим параметрам и с рыночных позиций. Классификация инноваций и инновационных продуктов с учетом сфер деятельности предприятия. Стадии жизненного цикла инноваций.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2011

    Понятие "инновация". Области применения инновации: технические, технологические, организационно-управленческие. Расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Расчет дисконтированного дохода, капиталовложений, рентабельности.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2013

    Понятие и виды инноваций. Сущность бережливого производства. Анализ производственно-технологической системы по производству буров. Приведение операционного процесса в равновесное и обратимое состояние путем освоения инструмента бережливого производства.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Понятие инноваций и их виды. Определение эффективности использование инноваций. Система показателей эффективности. Приток и отток денежных средств. Степень финансового участия государства в финансировании нововведения. Программы по поддержке инноваций.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2011

    Инновации и методы повышения конкурентоспособности фирм. Обзор научных подходов к инновационному менеджменту. Жизненный цикл изделия и инновации. Классификация инноваций. Особенности инновационного проекта и его виды. Структура типичного венчурного фонда.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2011

    Инновация: понятие, содержание и классификация. Инновации и их влияние на организационное поведение. Исследование влияния инноваций на организационное поведение сотрудников компании "Samsung". Рекомендации по внедрению инноваций в организации.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2008

    Определение сущности инновации, ее свойства: новизна, применимость в любой сфере деятельности человека, принесение экономического результата. Традиционная схема классификации инноваций по различным признакам. Расчет доходности инвестиционного проекта.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2012

    Сущность понятий "инновация", "инновационный процесс". Классификация инноваций.Управление инновационным процессом. Методы оценки проектов. Экспертиза инновационных проектов. Инновации в современной России. Анализ состояния российской сферы инноваций.

Что вам первым делом приходит в голову при словах «малый бизнес»? Скорее всего, вы представляете себе небольшой киоск по продаже всякой полезной и не очень мелочи, недорогую парикмахерскую без всяких изысков или, на худой конец, дизайнера-фрилансера. А вот с чём малый бизнес никак не вяжется, так это с наукоёмкими производствами и инновационными проектами.

В самом деле, разве может крохотная фирма с десятком профессионалов в штате продвигать инновации в стране? Они же требуют серьёзных вложений, как финансовых, так и интеллектуальных. Инновации - это нечто масштабное, всеобъемлющее...Кстати, а что вообще кроется за таким «модным» сегодня термином? Услышать его можно едва ли не из каждого утюга, а вот дать ему чёткое определение не может почти никто.

Некоторые эксперты даже считают, что сами термины «инновация» или «инновационный» сегодня необходимо употреблять с большой осторожностью. У многих потребителей, да и у представителей бизнеса, уже сформировался определенный иммунитет ко всему якобы инновационному. Многие связывают с этими словами банальное бахвальство так называемых стартаперов и плохую маркетинговую стратегию, но никак не наукоемкие технологии. Поэтому не торопитесь называть инновационной любую разработку, хоть как-то связанную со сферой IT. Следует видеть разницу между инновационными разработками или производством и просто технологизированным бизнесом.

Главные черты инноваций - новизна и прямое отношение к науке

Однозначно ответить на вопрос, может ли малый бизнес быть инновационным, сложно, поскольку сами критерии инновационности сильно размыты и субъективны. Однако многие соглашаются, что малый бизнес сегодня вполне может стать как «проводником» инновационности, активно осваивая новые технологии, так и непосредственным создателем инновационных продуктов. Последний тезис доказывает опыт западных стран, где малый бизнес вполне успешно работает с инновациями.

Инновации и малый бизнес у них и у нас

Словосочетание «инновационный малый бизнес» в западных, а также в некоторых азиатских странах, уже давно не кажется оксюмороном. Так, в Европе «проводником» инноваций чаще является именно малый бизнес, а не крупные предприятия.

Например, в Германии работают сотни тысяч небольших и средних инжиниринговых компаний, которые действуют совместно с гигантами: производят отдельные детали для машин Daimler, BMW и Volkswagen или электронику для Siemens. Эти же компании единолично выводят на рынок проекты в сферах IT, биотехнологий и т.д. и нередко имеют серьёзный вес в той или иной отрасли.

Похожая картина наблюдается и в других европейских странах. Ещё десять лет назад небольшие фирмы в Финляндии, Дании и Ирландии гораздо чаще продвигали в жизнь инновации, чем их коллеги - средние и крупные предприятия

Причина проста: в Европе ещё с 1970-х гг. ведётся активная работа по поддержке инновационной предпринимательской деятельности.

В той же Германии, а также в Британии, предпринимательству обучают ещё со школьной скамьи, а новичков, нацелившихся на инновации, активно бесплатно консультируют.

Не меньших успехов в деле развития инновационного малого бизнеса смогли достичь и в Японии. Здесь особую ставку сделали на так называемую культуру предпринимательства, которую продвигают путём создания факультативных «кружков качества» на предприятиях. В рамках этих кружков сотрудники выявляют проблемы, связанные с эффективностью производства и качеством продукции, и ищут пути решения этих прболем.

В последнее десятилетие большое внимание инновациям уделяется и в Китае, где с 2003 года работают сразу две долгосрочные программы по развитию предпринимательства. За 13 лет В совокупности они увеличили долю малого бизнеса в экономике страны до 60% и сделали его основными двигателем инноваций.

В России же пока наблюдается совсем другая ситуация: более 60% предприятий нашего малого бизнеса заняты в торговле, а если говорить ещё точнее, в перепродаже импортного товара. А вот в деле инноваций российский малый бизнес существенно отстаёт от своих зарубежных коллег, свидетельствуют данные Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Причём чаще всего российским предприятиям внедрять инновации у себя и вести инновационную деятельность самим мешает недостаток финансирования, низкая квалификация персонала и узкий рынок сбыта продукции.

Правда, российское правительство всё-таки призадумалось о том, как решить хотя бы часть указанных проблем и стимулировать малый бизнес работать в инновационной нише. С 1 января 2016 года в силу вступило сразу несколько документов, касающихся МСП:

Закон о ежегодном увеличении на 5% расходов госкомпаний на закупку инноваций,

Перечень компаний, которые обязаны совершать закупки инноваций у малого бизнеса,

Документ, обязывающий включать в план закупок инновационную и высокотехнологичную продукцию, произведённую в том числе и малым бизнесом,

Положение о закупке инноваций, которым компании будут регламентировать свою закупочную деятельность

Сергей Фахретдинов

Руководитель Комитета «Деловая Россия» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний

Несомненно, данные меры поддержки производственного малого и среднего бизнеса «развяжут руки» и откроют новые возможности предпринимателям. Сейчас наша задача заключается в том, чтобы все предусмотренные меры были реализованы не только на бумаге, но и на деле.

По оценкам Минэкономразвития, в 2015 году госкомпании закупили примерно 1-2% инноваций. Госкомпаниям, где закупка инноваций в разы выше, например, ОАО «РЖД», ПАО «Ростелеком», потребуются дополнительные усилия в приглашении к работе МСБ.

Способствовать закупочной процедуре инноваций и высокотехнологичной продукции может четкая стратегия действий, к выработке и дальнейшей реализации которой готово подключиться деловое сообщество.

Однако на практике с закупками инноваций у малого бизнеса могут возникнуть проблемы. Часть госкорпораций закупает такие продукты, которые малый бизнес вообще не изготавливает.

К тому же, к участникам тендеров, через которые госкомпании делают закупки, предъявляются достаточно жёсткие требования: ненулевая ежеквартальная отчётность, срок работы - не менее трёх лет и т.д. Не каждый технологичный стартап может похвастаться соответствием таким критериям. Да и экономическая подоплёка в этом деле сильна: участник тендера должен перечислить заказчику 5% от суммы заказа, а в случае победы - ещё 30% в качестве гарантии выполнения всех условий соглашения. По этим причинам малый бизнес не так уж активно стремиться продавать инновации госкомпаниям. Кстати, последние также не рвутся закупать инновационные продукты у кого бы то ни было.

Владимир Княжицкий

Генеральный директор ГК «Фаст Лейн» в России и СНГ

Крупный, да и средний бизнес, не так активно внедряет у себя инновации, поскольку зачастую для него это просто не выгодно. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Возьмем такой инновационный продукт как облачная бухгалтерия.

Среднему и крупному бизнесу эта разработка, по сути, не нужна. Для них объём услуг не велик, но велика сложность перевода на новый продукт. К тому же зачастую отсутствует доверие к этому самому продукту. Крупным компаниям сложнее изменить накатанные процессы, а риски сбоев в момент ввода решения у них всегда огромные.

Нужны ли малому бизнесу инновации?

А вот в малом бизнесе ситуация диаметрально противоположная: ему вводить новые инновационные решения и легче, и выгоднее. Но нужны ли малому бизнесу инновации на самом деле?

Николай Калмыков

Как показали опросы 2014-2015 года в Москве, в которых приняло участие более 10 тыс. руководителей предприятий, именно в сложный момент многие руководители заявляли, что планируют наряду с оптимизацией деятельности присмотреться к новым технологиям и заняться технологическим перевооружением. Это касается в первую очередь тех, чей бизнес связан с производством.

Отсюда видно, что инновации, как минимум востребованы в кризис, а как максимум - закладывают фундамент для будущего экономического развития страны, позволяют заниматься бизнесом более эффективно, снижают затраты и усилия, обеспечивая необходимый уровень сервиса и коммуникаций с клиентами.
При этом инновации должны решать конкретные проблемы. Например, упрощать постановку на учёт в налоговой инспекции и организацию кассового, контролировать работу сотрудников с клиентами и т.д. Это как раз те вещи, без которых бизнес сегодня вести гораздо сложнее.

Итак, инновационные разработки гораздо сильнее нужны маленькими предприятиям, а не крупным концернам. Последние слишком неповоротливы, чтобы внедрять у себя новинки, да и зачастую мало заинтересованы в этом.

А производить большинство инновационных продуктов для малого бизнеса опять же может другой малый бизнес. Главное - выявить потребность коллег по цеху и предложить им проект, который чаще всего требует не столь больших инвестиций на старте.

Что востребовано?

Неоспоримый факт: инновации инновациям рознь. Не все передовые технологии востребованы малым или крупным бизнесом или частными клиентами, не вокруг каждой из них можно создать собственное предприятие. К примеру, в списке перспективных технологий уже не первый год значится 3D-печать, но напечатанные таким образом изделия пока распространены не так уж широко.

Стоит отметить, что разные эксперты и авторитетные источники называют перспективными разные рыночные ниши, так или иначе связанные с инновациями. К примеру, издание «Генеральный директор», опираясь на данные исследований международных консалтинговых компаний и аналитического центра при правительстве РФ, включил в число самых перспективных следующие отрасли:

Мобильные платежи

Интернет вещей

Массовые онлайн-курсы

Носимая электроника («умные» часы, фитнес-браслеты и т.д.)

3D-печать

- «Умные» материалы

А вот авторитетный американский бизнес-портал Inc.com в число самых перспективный направлений включил производство дронов, искусственный интеллект, всё, что связано с виртуальной реальностью, инновационное производство и анализ пищевых продуктов, создание экологически чистых стройматериалов и т.д.

Британский же источник Startups.co.uk предлагает сосредоточиться на разработке устройств для фитнеса, образовательных приложений, платформ для бронирования площадок под мероприятия и различных недорогих систем типа «умный дом». Но в чём же перспективу видят российские предприниматели?

1. Качественный сайт, где главный критерий его качества - умение продавать. Мне часто приходится делать аудит внешне красивых сайтов, которые оригинально оформлены, но совершенно не способствуют продаже услуги.

2. Создание и правильное продвижение мобильных приложений.

4. Услуги облачной бухгалтерии.

5. Услуги корпоративного облачного документооборота.

6. Эффективная телефония с облачным номером и облачной АТС.

Одним словом, если вами движет желание во что бы то ни стало начать инновационный бизнес, вы можете присмотреться к одной из обозначенных выше сфер. При этом разрабатывать стоит именно такой продукт, который был бы востребован у других компаний-малышей. Это, в данном случае, едва ли не самая благодарная аудитория. А вот проекты, ориентированные на госкомпании или частных лиц стоит запускать с осторожностью, поскольку у этой целевой аудитории очень многое не востребовано. Конечно, забавное изобретение вроде робота-собутыльника вызовет восторг, но вот покупать его в ближайшие 20 лет мало кто захочет.

Стимулирование применения инноваций в производстве связано с проблемой их «правильного выбора». Сложность отбора для внедрения в производство того или иного предлагаемого наукой и техникой решения заключается прежде всего в разнообразии возможного воздействия каждого из этих решений на производство. Разнообразие определяется тем, что различные внедряемые в производство технические или технологические нововведения даже при условии, что они приносят одинаковый производственный эффект, обладают неодинаковой экономической эффективностью, так как по-разному влияют на изменения в производственном аппарате и используемых материалах, на организацию производства. Актуальность проблемы выбора объекта нововведения состоит в том, что правильный первоначальный выбор предопределяет весь ход последующей инновационной деятельности и делает развитие производства необратимым.

В настоящее время инновационные технологии становятся основой не только развития, но и выживания фирм. Только на базе инновационных технологий можно успешно развиваться в условиях ожесточенной конкурентной борьбы между фирмами за рынки сбыта своей продукции. Условия деятельности фирм осложняются тем, что внешняя среда динамично изменяется, возрастают факторы риска. Руководителям фирм приходится работать в условиях неопределенности, приспосабливаться к неблагоприятным факторам, действующим на рынках сбыта.

В этих сложных условиях могут выживать и успешно развиваться только те фирмы, которые ориентируются на выпуск новой - «дефицитной» продукции и овладевают новыми эффективными технологиями ее производства. Такая организация деятельности фирмы наиболее надежно защищает ее от неблагоприятных факторов рынка. Вторым важным фактором, способствующим использованию инновационных технологий, является их высокая эффективность.

Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в ведущих странах рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки - инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

Государство призвано формировать цели и принципы инновационной политики и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании которых будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

В Российской Федерации государство осуществляет политику поддержки инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельности - система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления и направленных на поддержку развития инновационной деятельности.

Государственная инновационная политика ориентирована на стимулирование создания благоприятного климата для инновационных процессов и является связующим звеном между сферой научной и инновационной деятельности и производством.

Функции государства по поддержке инновационной деятельности:

Содействие развитию науки, в том числе прикладной, подготовке научных кадров и малого инновационного предпринимательства;
- создание программ, направленных на повышение инновационной активности в сфере производства;
- формирование государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих начальный спрос на инновации, которые затем получают распространение в экономике;
- введение налоговых и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих активное воздействие на эффективность инновационных решений;
- посредничество во взаимодействии академической, вузовской и прикладной науки, стимулирующее кооперацию в области НИОКР.

Основные направления поддержки государственной инновационной политики в Российской Федерации:

Содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
- ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Одним из условий успешной реализации общей программы стабилизации является проведение в жизнь согласованной научной, промышленной инновационной политики. Это особенно актуально, когда многократно возрастает влияние, науки на все сферы общественного развития. Сегодня только те страны, которые располагают научной стратегией развития на перспективу и мощной промышленностью, развивающейся на базе самых современных технологий, могут рассчитывать на выход в мировые лидеры. Рынок наукоемкой продукции, высоких технологий и фундаментальных знаний становится ареной самой жесткой мировой конкуренции, а научно-техническая сфера - одним из важнейших факторов геополитики. На рынках высоких технологий спрос на научную продукцию определяется, прежде всего, принципиальной новизной НИОКР и ее патентной защищенностью. Цена разработки зависит от качества.

Бюджетная политика государства должна быть ориентирована исключительно на поддержку базисных инноваций. При ее осуществлении требуется институт независимой экспертизы. Необходимо сместить акценты на приоритетах бюджетной политики в пользу экспортоориентированных предприятий, внедряющих базисные инновации, а также предприятий, осваивающих экологически щадящие технологии.

К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся: свобода научного и научно-технического творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; поддержка конкуренции в сферах науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие международного научного сотрудничества.

Социальная, политическая и экономическая ситуация в России требует разработки Федерального закона, направленного на развитие инновационной деятельности. Было разработано несколько проектов такого закона, проведены корректировка и совершенствование всей нормативно-правовой базы науки и образования. Законы, определяющие деятельность в сфере науки и образования, могут действовать только при условии их успешной реализации на уровне региона, для чего необходимо разработать в каждом регионе аналогичные законы.

Следует отметить роль региональных органов управления инновационной деятельностью. Эти органы, формирующие региональную политику в научно-технической и инновационной сферах и систему мониторинга инновационного потенциала, организовывают и реализуют региональную систему поддержки, включая финансовую, и развития инновационной деятельности, обеспечивают создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. В регионах необходимо разрабатывать периодические инновационные программы. Это адресный документ, предусматривающий производственные, научно-технические, организационно-хозяйственные и другие мероприятия, направленные на решение важнейших народнохозяйственных проблем и достижение перспективных целей экономического развития, а также ресурсы, исполнителей и сроки завершения данных мероприятий. Согласно определению инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

В условиях перехода к рынку, сопровождаемого экономическим кризисом, политика государственного регулирования должна быть подчинена задачам сохранения накопленного инновационного потенциала и его мобилизации для осуществления структурной перестройки. В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, поскольку ее конечными результатами - повышением эффективности производства, ростом объемов выпуска наукоемкой продукции - определяется в современных условиях экономическая мощь страны.

Развитие инноваций в России – принципиальная позиция руководства страны. Это один из немногих путей выхода из тени сырьевой модели экономики, уменьшающих зависимость от ценовой конъюнктуры на природные ископаемые. Без повышения наукоемкости производства, внедрения более эффективных моделей управления, выпуска уникальной продукции государство не сможет стать одним из локомотивов мировой экономики.

Взгляд в будущее

В России инновационные технологии развиваются поступательно, но заметно медленнее лидеров передового развития. Учитывая важность проблемы, правительство инициировало концепцию среднесрочного развития, известную как «Стратегия 2020». В частности, в ней прописаны сценарии внедрения инновационных проектов.

Одновременно Российская Федерация плотно сотрудничает с партнерами из-за рубежа, имеющими полезный опыт, позволяющий внедрять инновации в экономике России, науке, экологии, производственной сфере. В частности, выделяется проект взаимодействия с Евросоюзом, известный как «Горизонт 2020». Пожалуй, это самая крупная подобная программа с бюджетом 80 млрд евро.

Достижения сегодняшнего дня

Ежегодно реализуются проекты различных масштабов: от крупных (наукограды, инновационный центр Сколково, технопарки) до локальных (на базе уникальных производств, НИИ, вузов). С начала 90-х было создано по всей стране более 1000 объектов инновационной инфраструктуры, включая:

  • 5 особых технико-внедренческих экономических зон;
  • 16 испытательных лабораторий, центров сертификации и других профильных объектов;
  • 10 наноцентров;
  • 200 бизнес-инкубаторов;
  • 29 центров информационно-консалтинговой инфраструктуры;
  • 160 технопарков;
  • 13 центров прототипирования;
  • 9 территориальных инновационных кластеров;
  • более 50 центров инжиниринга;
  • 114 объектов трансфера технологий;
  • 300 центров для коллективного пользования.

Внедряются инновации в России, обеспечивающие развитие науки, включая Фонд перспективных исследований, 14 наукоградов, Федеральное агентство научных организаций, несколько национальных исследовательских центра, Российский фонд научных исследований. Действует система институтов развития, включая ВЭБ-инновации, "Роснано", Сколково, РВК и другие.

Статистика

Инновации в России требуют многомиллиардных инвестиций. В 2007-2014 годах на развитие инфраструктуры и передовых технологий направлено 684 млрд рублей:

  • из резервов по развитию бизнеса вложено 92 млрд рублей;
  • из проектов по капитализации институтов развития выделено 281 млрд рублей;
  • на формирование инновационной инфраструктуры затрачено почти 68 млрд рублей;
  • из гарантийных фондов – более 245 млрд рублей.

К сожалению, КПД инвестиций оказался невысок. Во-первых, государственная инициатива крупным частным бизнесом была поддержана недостаточно, тем самым нарушился важный принцип частно-государственного партнерства. Во-вторых, мало какой серьезный инновационный проект вышел на самоокупаемость.

Проблемы финансирования

В условиях ухудшения макроэкономической ситуации и серьезных проблем с наполняемостью бюджета в 2014-2015 годах выявленные проблемы несоответствия мер господдержки инноваций их вкладу в экономическое развитие страны закладывают основу для сокращения или приостановки финансирования проектов. Инновации в России испытывают финансовый голод, ведь многие объекты имеют высокий уровень зависимости от государственной бюджетной поддержки.

В отличие от ситуации 2008-2009 годов в настоящее время Россия находится в условиях, не позволяющих прогнозировать быстрый выход из экономического кризиса и, соответственно, скорое восстановление бюджетных возможностей по финансированию созданной и запланированной к созданию инновационной инфраструктуры. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году ВВП сократится на 3%, Всемирный банк прогнозирует сокращение ВВП на 3,8%. Минфин РФ в марте 2015 года внес поправки в федеральный бюджет, согласно которым его доходы сократятся на 16,8% по отношению к изначальному проекту бюджета.

Готовность бизнеса к инновациям

Имеется еще один немаловажный аспект, который указывает на неэффективность госполитики в отношении инноваций. Любой инновационный проект в конечном счете должен быть выгодным. Широко распространена точка зрения, что для структурных изменений в экономике необходима «критическая масса» лиц, заинтересованных в этих изменениях.

Ряд существующих показателей оценивает численность и мощность социального слоя инноваторов в стране на достаточно высоком уровне. Например, согласно исследованию Martin Prosperity Institute, Россия занимает высокое положение по численности креативного класса: по этому показателю страна заняла 13 место среди 82 вошедших в рейтинг стран мира по глобальному индексу креативности.

В то же время есть и другие оценки, указывающие на то, что «критическая масса» инноваторов как достаточного числа физических и юридических лиц, готовых развивать инновационные технологии, в России не сформирована: российская экономика характеризуется высоким уровень монополизации – 801 компания концентрирует 30% ВВП страны. При этом среди малого и среднего бизнеса только 4,8% предприятий реализуют технологические инновации. Около 90% предпринимателей заявили, что не применяют новейшие или новые технологии на своем предприятии. Доля самостоятельно занятого населения (предпринимателей) в России в 2012 году составляла 5,3%, в то время как в среднем по 29 странам Европы – 11,2%. Таким образом, в России формирование «критической массы» продвигающих инновации людей идет низкими темпами.

Сколково

Сколково – самый известный инновационный центр России. Предположительно он станет к 2020 году достойным конкурентом знаменитой «Кремниевой долине» в Калифорнии (США), местом притяжения научных, исследовательских центров, современных производств, использующих нанотехнологии. По задумке, это должна быть целостная экосистема, способная к самоуправлению и саморазвитию.

Инвестиции в проект должны составить 125 млрд рублей, порядка половины средств предполагается привлечь из частных фондов. В будущем 25 000 человек здесь будут работать и жить на территории 2,5 млн м 2 . Насколько полно реализуются смелые задумки, зависит от воли государства и лидеров-инноваторов, готовых рискнуть инвестировать значительные средства в «футурополис», как еще называют Сколково. Первые здания – «Гиперкуб» и «Пирамида» – уже возведены.

Вывод

Реальность такова, что инновации в России внедряются слишком медленно. Инертность мышления и опасения инвестировать в смелые, но не гарантированно выгодные проекты сдерживают развитие страны. Между тем, правительство осознает необходимость модернизаций, и именно центры инноваций могут стать маяками, магнитами, вокруг которых будут формироваться конкретные производства, выпускающие инновационную передовую продукцию.

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Инновационная деятельность включает:

Выявление проблем предприятия;

Осуществление инновационного процесса;

Организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

2. Понятие инновационного производства.

Инновационное производство - это производство, в основе которого лежит использование новых знаний (или новое использование знаний), воплощенных в технологии, НОУ ХАУ, новых комбинациях производственных факторов, структуре организации и управления производством, и позволяющих получить дополнительную ренту и различного рода преимущества перед конкурентами.

3. Стратегия инновационной деятельности предприятия.

Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

Повышение уровня неопределенности результатов. Это заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;

Повышение инвестиционных рисков проектов. В портфеле инновационных проектов преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Приходится искать более рисковых инвесторов. Перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления - инновационно-инвестиционный проект;

Усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового, производственного, и маркетингового менеджмента.